Как завоевать аудиторию и провести успешную презентацию. Как завоевать любовь и внимание публики: психология влияния в действии

Здравствуйте, дорогие друзья!

Наша профессиональная деятельность иногда может зависеть от коммуникации с аудиторией. Неважно, состоит она из 5 человек или из сотни, вы должны зарекомендовать себя, как опытный оратор и произвести положительное впечатление.

Чтобы добиться хорошего результата многие прибегают к помощи коучеров, тренеров, познавательной литературы или даже репетиторства. Для сегодняшней статьи я собрала несколько действенных советов, которые дадут возможность вам составить более четкую картину того, как необходимо себя вести и окончательно найти ответ на вопрос, как удержать внимание аудитории?

Если задуматься, то на сегодняшний день существует множество профессий, в которых применимы фишки мастера для качественного вовлечения толпы в свои речи. Это не только учителя и политики, но также менеджеры, ведущие, ди-джеи, но и даже профессиональные шеф-повара.

Все зависит от проявленной , искренности со своим слушателем и конечно же содержательности эпичного обращения к массам. Людям, которые ежедневно общаются с людьми публично, присуща врожденная игривость, чувство юмора и желание вести народ за собой.

Любое обращение, под собой несет призыв, некий посыл, прямой повод начать действовать, а иногда может включать и . Для этого нужно обладать весомой смелостью, уверенностью в себе и желанием быть в главной роли зрелища, а не ошиваться за кулисами.

Конечно же, многие из навыков не достаются просто так. Это колоссальный труд, наблюдательность и стремление к совершенствованию своих способностей. Если вы чувствуете, что пришло время брать бразды правления над аудиторией в свои руки, то я предлагаю вам научиться использовать занятные фишки и хитрости. Итак, поехали?

1. Логика мысли

Для того, чтобы сохранить прикованное внимание людей к своим словам, нужно следить за тем, насколько логично построена ваша речь. Перепрыгивание с одной темы на другую и только вам понятные словесные обращения, после мучительных попыток понять вас, могут превратиться в полное равнодушие.

Если особи, к которым вы обращаетесь не находят личный отклик в ваших речах, не настолько живо ощущают все то, что вы настойчиво пытаетесь засадить в их мозг, то скорее всего, они отстранятся.

Прежде чем выходить к слушателям, проанализируйте их групповую направленность. Если это обычные, простые люди, то и говорить, соответственно, вам придется простым, человеческим языком без сложных определений. должна быть последовательна, логична и конечно же непротиворечивой сама себе.

2. Стремление к диалогу

Никому не хочется сидеть камнем на бенефисе чьей-то личности. В момент вашего выступления, старайтесь вовлечь в процесс как можно больше активных зрителей. Во-первых, они создадут нужную атмосферу ажиотажа, во-вторых, подогреют интерес к предлогу всеобщего собрания.

Помогут удержать внимание аудитории вопросы. Вы замечали, с каким интересом на тренинге ? Все это из-за того, что человеку хочется получить качественный ответ непосредственно из уст профессионала.

Хочется побороться с ним своими умозаключениями, выводами и предложениями. Это отменный повод воспользоваться ситуацией и нестандартно реагировать на поступающие атаки вопросов, подогревая интерес к своей персоне. Такой прием помогает публике чувствовать себя нужной, востребованной и даже «гвоздем» программы. А от этого отклика людей зависит и ваша успешность.

3. Актуальность и новизна

Перед тем, как выйти к трибуне и взять в руки микрофон, необходимо хорошенько подумать об актуальности и новизне материала, который вы хотите озвучить. Если в вашем спиче будет недостаточно новых, интересных фактов, которые ранее не оговаривались, то зритель быстро почувствует скуку или даже разочарованность. А кому интересно по третьему кругу слушать одно и тоже?

Чтобы не утратить интерес своей аудитории задолго до того, как вы соберетесь с силами и решитесь на выступление, стоит провести глубокий анализ уже существующих тем к материалу.

Подумайте о новой трактовке уже известных фактов, озвучьте несколько ярких теорий или гипотез, наполните речь собственными идеями и провокационными или риторическими вопросами.

4. Выразительность речи

Усилить внимание собравшихся в зале поможет разнообразие способов донести информацию. Поставление речи играет одну из самых главных ролей в успешном выступлении.

Изменение интонаций, оригинальные и нетривиальные сравнения, метафоры, усиление голоса и личные примеры из жизни, смогут эффективно подогреть интерес к происходящему.

Лирические отступления - это те моменты в спиче, когда оратор делится сокровенным. Это могут быть истории о становлении его, как личности, сложности, смешные истории или даже анекдоты! Разнообразие выразительных средств, помогает аудитории определиться с неожиданностью того, что вы ей презентуете, поэтому пристальное внимание вам обеспечено.

5. Правильные акценты

Для того, что бы достучаться к сердцам пришедших в зал, необходимо учитывать их интересы. Говорите о насущных проблемах или тех базовых потребностях, что знакомы многим.

Вы наверняка замечали, как мастерски любой политик может надавливать на нужные рычаги: финансы, благоустройство, медицина и трудоустройство с безопасностью. Вот ключевые точки, акцентируя внимание на которых, вы станете звездой вечера.

Конечно же, не стоит забывать о рамках, законности и корректности высказывания. Популизм, политика и риторика - это разные вещи, с которыми играться не нужно, иначе, если перегнуть палку, можно заручиться не тем амплуа.

6. Манера повествования

Согласитесь, что непринужденная манера общения, намного привлекательней, нежели сухое изложение фактов или раздумий. А в случае, если это зрелище приправлено заиканием, волнением и казусами, то весь план вашей речи, может улететь в обморок от происходящего.

Если оратор не может внятно донести к слушателю свои мысли и монотонно бубнит себе под нос только для него актуальные темы, то заслуживать на внимание в таком случае вряд ли придется.

Лучше всего воспринимается спич тогда, когда обращение напоминает общение между знакомыми или даже друзьями. «Живые» реакции, понятные реплики, приправленные профессиональным видением, могут очаровать надолго и окончательно.

Достичь такого результата можно тогда, когда герой выступления убежден в правдивости своих слов, полон энергии, и желанием вложить в буквы часть своих искренних эмоций.

«Огонек» в глазах всегда читабелен, его невозможно скрыть или наигранно продемонстрировать. Как интересно говорить, спросите вы? Отвечу так: будьте честными со своими слушателями и просто делайте свою работу хорошо, с полной отдачей на максимум!

7. Скорость

Речь гуру должна быть размеренной. Это не означает, что вам нужно наступать себе на горло и умышленно растягивать слова. Следите за тем, чтобы темп был не слишком быстрым, но и не медленным. Делая паузы в нужных местах, вы сможете добиться осознания сказанного зрителем и рассчитывать на понимание предмета диалога.

8. Контакт глазами

Очень важно поддерживать зрительный контакт с присутствующими в зале во время всего вступления! В таком случае, вы сразу сможете заметить, что пошло не так и вернуть былое внимание присутствующих.

9. Стрелки часов

В зависимости от того, какую тему доклада вы выбрали, зависит и время нахождения на сцене. Оратору необходимо подобрать оптимальное количество минут для коммуникации со слушателем. Не стоит пытаться «впихнуть невпихуемое» в уши ни в чем не повинных людей.

Как говорят опытные мастера, лучше закончить свой триумф на минуту раньше, нежели позор на минуту позже. Следите за тем, как зал воспринимает информацию.

Случается так, что без перерыва не обойтись. Но если вы уже успели донести всю суть доклада, идеи и мысли, то на положительной, финальной ноте следует эффектно закончить свое выступление.

Друзья, вот и точка!

До встречи на блоге, пока-пока!

С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей невозможно.

При чтении связь между докладчиком и слушателем обычно пропадает после пяти минут чтения. Поэтому стремитесь рассказывать материал! Некоторые сложные места или цитаты можно зачитывать, но их не должно быть много, так как на слух такие вещи воспринимать сложно. Хорошо, если выступление выглядит как рассказ. Говорите просто и ясно, недлинными предложениями -- будто рассказываете. Говорите достаточно громко, чтобы всем было слышно. Можете переспросить, хорошо ли вас слышно, всем ли видны демонстрируемые вами рисунки или таблицы. В пояснение своих мыслей приводите примеры. Смотрите на людей, улыбайтесь, не бойтесь пошутить или скаламбурить. Не пугайтесь, если вдруг потеряли нить рассуждений или что-то забыли. Это нормальные перерывы в речи человека -- вы ведь не по бумажке читаете. Остановитесь, помолчите, соберитесь с мыслями. Аудитория пока осмыслит ваши предыдущие слова -- ей ведь не так хорошо все известно, как вам, по данному предмету. «Поймав мысль», спокойно продолжайте дальше, -- так и выглядит обычный устный рассказ. Помните: слушатели дружественны вам, а не враждебны!

Если тебе трудно смотреть на людей в зале, сделай следующее. Выбери среди слушателей симпатичного тебе человека и рассказывай будто ему одному. Будто вы сидите за чашкой чая вечерком, и ты рассказываешь другу интересные вам обоим вещи. Затем ты можешь найти в зале еще несколько таких людей и рассказывать уже нескольким «друзьям». Такое твое отношение постепенно может распространиться и на всех слушателей в аудитории. Люди обязательно это почувствуют и будут слушать тебя с интересом.

Важно помнить о видах внимания аудитории. В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:

  • 1) человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него;
  • 2) в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;
  • 3) действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает "само" и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это -- проявление послепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример -- ораторы древности, которых слушали по 5--6 часов).

Очень важно обращение к слушателю. Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

Довольно часто употребляемое обращение "уважаемые присутствующие" достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь "присутствующие". Обращение не обязательно в начале речи, его можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его.

Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.

Обычно вступление способно захватить и увлечь слушателей. Но как сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления, чтобы, как справедливо замечал О. Эрист, "избежать ситуации, когда четверть слушателей занята "перевариванием" содержания выступления, а три четверти борются со сном"? Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению -- его содержательность, т.е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт.Никогда не следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотят услышать. Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей.

Есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

  • 1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности.
  • 2. Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.
  • 3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное -- начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Жесты -- первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать.

Аудитория обычно не ждет любого оратора с распростертыми объятиями. Ее, как правило, необходимо «расшевелить», «достучаться» до нее. Аудитория склонна сопротивляться воздействию, которое пытается оказать на нее оратор, в силу стремления каждой личности противостоять внушению. В процессе выступления также может возникнуть ряд помех. Однако внимание и доверие любой аудитории можно завоевать. Вот несколько практических советов.

Одну и ту же мысль можно выразить как устно, так и письменно. Можно раздать написанный текст, чтобы слушатели ознакомились с вашими идеями, или выступить перед ними и устно изложить те же идеи. В каком случае вы достигнете большего эффекта? Конечно, при устном выступлении.

Сформулируем основные преимущества устной речи перед письменной:

  1. Устное выступление - наиболее древний и наиболее освоенный человечеством вид речи. Многим людям трудно изложить свои идеи письменно, но они легко могут рассказать о них. Устная речь - способ общения, которым в разной степени владеют все, включая детей; письменной же речью владеет не каждый.
  2. Устная речь содержит богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств: мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал Бернард Шоу, есть 50 способов сказать «да» и «нет» и только один способ их написать.
  3. В устной речи легче передать эмоцию и эмоциональное состояние говорящего.
  4. В условиях устной речи дополнительно воздействуют сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность и убежденность.
  5. В устной речи допускается многочисленное дублирование и повторы мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание.
  6. В процессе устного выступления говорящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями; он следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли.
  7. Устное выступление часто легче понять слушателям - ведь можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог с оратором.
  8. Устное выступление оперативнее письменного; оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация часто занимает меньше времени.
  9. Устное выступление характеризуется простотой реализации - не нужны материальные затраты, специальные средства письма, копирование текста и т.д.

Основные трудности публичного выступления

Хорошая публичная речь - это искусство. Почему так трудно бывает хорошо выступить? Причин здесь обычно несколько: оратор волнуется, он забывает, о чем собирался говорить, боится вопросов, опасается, что не уложится в отведенное время, боится, что его не поймут, не поверят ему, не уверен в себе и т.д.

Специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности оратора:

  • нельзя прервать выступление, когда хочется;
  • нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас;
  • трудно понять отношение аудитории к себе;
  • слушатели сопоставляют вас с образцовыми ораторами; с теми, кого видят по телевизору;
  • нельзя вести себя свободно, так, как хочется;
  • по вашему выступлению о вас составят мнение, которое потом будет трудно изменить.

Трудностей много, поэтому первые выступления людей часто оказываются неудачными. Надо учиться анализировать и исправлять свои ошибки.

«Борьба» слушателей с оратором

Ораторы знают, что внимание и доверие аудитории необходимо завоевать. Почему аудитория не ждет любого оратора с распростертыми объятиями? Почему аудиторию, как правило, необходимо «расшевелить», «достучаться» до нее?

Во-первых, аудитория инертна. Будучи собрана вместе, аудитория обычно уже имеет определенное мнение, чем и объясняется часто ее некоторый изначальный скептицизм по отношению к оратору: «Ну что он(а) может нам рассказать?». Конечно, часть аудитории может быть заинтересована в получении информации, однако таких людей в среднестатистической аудитории обычно около 30%; примерно 60% не имеют мотивации, и их надо заинтересовать, а 10% обычно вообще «пробить» не удается: это негативная аудитория, которой ничего не будет интересно или полезно из услышанного (в силу разных причин). Таким образом, основная часть аудитории инертна, что создает эффект пассивного сопротивления аудитории оратору.

Во-вторых, аудитория склонна сопротивляться воздействию, которое пытается оказать на нее оратор, в силу стремления каждой личности противостоять внушению. Тенденцию к такому противостоянию раскрыл Б.Ф. Поршнев в своей работе «Социальная психология и история». По его мнению, «всякий говорящий внушает», слушающий же как личность борется против внушения, так как не хочет подчиняться чужому влиянию, не хочет «подпадать под обаяние» оратора, хочет сохранить свою независимость в суждениях, мнениях, эмоциональной сфере.

Выделяются три самых распространенных способа такой «борьбы» слушателей с речевым воздействием оратора: избегание, подрыв авторитета, непонимание.

  • Стратегия избегания характеризуется следующими признаками: аудитория проявляет невнимание, пропускает мимо ушей важную информацию, ищет и находит повод отвлечься от восприятия выступления оратора, не смотрит на него, стремится сесть подальше от оратора или просто не является на его выступление. Избеганием является и такой «детский» прием, как закрывание глаз. Избегание проявляется также в уклонении от восприятия гой или иной информации. Например, статьи или лекции о вреде курения читают и слушают 60% некурящих и только 30% курящих; остальные 70% курящих просто избегают их.
  • Стратегия подрыва авторитета основана на том, что источник информации квалифицируется как неавторитетный, не специалист в данной области, и поэтому все то, что он говорит, можно всерьез не воспринимать. Повод для подрыва авторитета оратора всегда может быть найден: или он молодой (яйца курицу не учат), или рядовой человек (она не психолог, а простая мать, какие она может дать полезные советы), или слишком модно одет (он думает только о своей внешности), или одет и выглядит старомодно (он отстал от жизни), или он не специалист в данном вопросе (он терапевт, а не фтизиатр, как он может судить о вреде курения) и т.д. Подорвать авторитет оратора у слушателей может слишком высокий авторитет у них другого лица. Очень высокий авторитет одного лица может привести к отказу в авторитете всем другим, кроме него (Бога, царя, Сталина, учителя, тренера и т.д.)
  • Стратегия непонимания заключается в том, что аудитория, слушая оратора, идея которого ей не нравится, интерпретирует такую идею или его аргументы как непонятные. На этом основании она отвергает и саму идею, отказываясь вникать в ее смысл. В таком случае аудитория говорит: «Мы не поняли его; мы не поняли, что он хотел нам доказать». Непонимание здесь фиктивное, имеет место просто отказ от восприятия идеи или доводов на основании квалификации их как непонятных.

Оратор должен знать и учитывать способы противостояния ему со стороны аудитории.

Контрприемы оратора

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре. Назовем основные из них.

1. Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете. Такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Ее необходимо заранее подготовить и хорошо отрепетировать, произнести уверенно и выразительно.

2. Драматизм. Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Д. Карнеги: «Мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном учителе-ораторе: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?». В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.

5. Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

6. Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.

Помехи в поведении слушателей

В процессе выступления может возникнуть ряд помех.

1. Активная реакция аудитории на отвлекающие внешние факторы. Аудитория, какой бы интересной ни была лекция или выступление, не может не обратить внимания на чей-то интенсивный кашель, посторонние движения, хлопок двери, шелест бумаг и т.д. «Аудитория не может противиться соблазну взглянуть на любой движущийся предмет, животное или человека», - справедливо отмечал Д. Карнеги. Преодолеть этот соблазн у аудитории еще не удавалось ни одному оратору или артисту.

Что же делать, если, например, в аудиторию залетел воробей? Как отвлечь от него слушателей? Во-первых, не замечать столько, сколько это можно. Во-вторых, переждать его активные действия, сделать паузу: аудитория длительное время не будет на нем сосредоточена, и сами слушатели примут какие-то меры. В-третьих, можно использовать метод «подключения»: обратить внимание самому, прокомментировать, кратко обсудить со слушателями, а затем сказать: «Ну достаточно, вернемся к нашей работе». Слушатели обычно воспринимают данный прием хорошо. В-четвертых, можно подойти поближе к слушателям: это будет мешать им отвлекаться.

2. Слушатели переговариваются между собой. Не принимайте это сразу на свой счет: их разговоры, скорее всего, никак не связаны с лекцией и тем более с вами лично. Здесь тоже лучше не замечать помеху как можно дольше. Можно также подойти поближе к разговаривающим (это весьма эффективно), посмотреть подольше на них, некоторое время говорить, обращаясь к ним, сделать паузу (можно неожиданную), задать им вопрос: «Вы согласны? Вы не согласны?».

3. Кто-то зевает вам в лицо. Не стоит сразу относить это к себе - может быть, слушатель просто устал. Реагировать не стоит, пока вы не поняли, что это уже заметили другие и реагируют на это. В таком случае лучше сказать: «Да, здесь что-то стало душно, воздуха не хватает. Вижу, некоторым трудно дышать - может быть, сделаем небольшой перерыв, проветрим комнату?».

4. Слушатели встают и уходят. У людей могут быть самые разные причины для того, чтобы уйти с вашего выступления. Никак не реагируйте, не делайте им замечания. Наоборот, можно сказать: «Если кому-то нужно срочно уйти, пожалуйста, выходите, только потихоньку». Никак не показывайте, что это вас задевает.

5. С места раздаются реплики несогласия. Если эти реплики тривиальные, сделайте вид, что не слышали или не поняли. Если же слушатель станет настаивать на своей точке зрения, то тогда нужно вступить в дискуссию, но достаточно формально: «Я понял вашу точку зрения. Но у меня другая, я сейчас (или несколько позже) приведу еще дополнительные аргументы». Если возражение связано не с личными амбициями, а действительно важное, то лучше сказать: «Я вернусь к вашему замечанию, но, если разрешите, - немного позже», и обязательно сдержите обещание. Если несогласие высказано в резкой, категоричной форме, то лучше в дискуссию не вступать, сказав: «Я понял вашу точку зрения. Ну что ж, будущее покажет, кто из нас прав».

6. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. В аудитории могут оказаться люди с невысокой культурой, которые хотят показать, что этот оратор не так уж хорош и умен, не так уж и компетентен. Своими репликами они хотят показать себя, выделиться, обратить на себя внимание («комплекс Моськи»), Как вести себя с такими людьми? Если реплика являлась разовой, то ее лучше не заметить. Если это невозможно, не показывайте, что она вас задела или обидела, всячески демонстрируйте свое превосходство, контроль над ситуацией. Скажите: «Да!.. Ну тут уж ничего не добавить!» И после паузы: «Ну, а мы все-таки пойдем дальше...».

Можно сказать и иронически: «Да, я понимаю ваши проблемы... Но, простите, нам нужно идти дальше...».

Еще вариант ответа: «Я понял ваш вопрос... (хотя это был и не вопрос вообще, но такая фраза сразу ставит нарушителя в тупик), но мы сейчас, к сожалению, не можем подробно на этой проблеме остановиться...». Не надо ставить провокатора на место - это уже перебранка, а ему только этого и надо. Подчеркнуто вежливо и корректно отвечайте на любые реплики других людей - этим вы покажете, что осуждаете провокатора.

Если вы уверены в своих силах, наступайте немедленно, используя иронию, шутку, сарказм, а потому держите наготове острые изречения, басни, анекдоты, поговорки, истории («Вы знаете, эта реплика напомнила мне случай...» - общий хохот надолго посадит хама на место, даже если то, что вы рассказали, и имеет весьма косвенное отношение к его реплике).

Еще один путь - попробуйте его похвалить, найти какое-то рациональное зерно в его реплике и используйте ее, чтобы рассказать дополнительно что-либо интересное. Эффективен также «отложенный ответ». Скажите: «Я понял вашу мысль (вопрос, идею), я отвечу вам, но, если позволите, - в конце, а то сейчас это нас уведет в сторону». А в конце, когда время вашего выступления иссякло, обратитесь к аудитории: «Вот тут был еще вопрос, надо отвечать на него?». Обязательно несколько человек крикнут: «Не надо, все ясно!» - «Ну не надо, так не надо. Благодарю за внимание».

Можно попросить провокатора минуточку подождать. «Минуточку, я только закончу мысль...». Поговорив еще минуты 2-3, не меньше, обратитесь к провокатору: «Так что вы хотели сказать? Ничего? Ну тогда мы пойдем дальше!».

Можно признать: «Да, в том, что вы говорите, есть проблема. К сожалению, мы ее сейчас не решим, об этом надо поговорить отдельно».

И еще один путь - если реплика очень груба, следует сказать: «Простите, я не понял, что вы сказали. Будьте добры, повторите еще раз погромче и помедленнее!» (Как правило, второй раз грубость сказать не смогут и вам не придется на нее отвечать.) «Ну тогда идем дальше».

Резко выраженное несогласие можно перевести в личную плоскость. Так, на лекции, посвященной общению в семье, одна слушательница возмущенно выкрикнула: «Так что же, мужу, по-вашему, вообще никаких замечаний делать нельзя?» - «Я понимаю ваши проблемы, - ответил лектор. - Я уверен, что вашему мужу обязательно надо делать замечания». Ответ потонул в общем хохоте аудитории, причем засмеялась и сама слушательница, задавшая вопрос.

Отметим в заключение, что успокоить аудиторию, восстановить дисциплину можно, сопровождая негромкую речь указательными жестами в направлении тех, кто нарушает дисциплину, указывая рукой в их направлении либо просто протягивая руку в сторону нарушителей. Указательный жест успокаивает даже животных. Жестикуляция вытянутой рукой, особенно если еще и подойти к нарушителям спокойствия, оказывает на них весьма эффективное воздействие.

Иocиф Абpaмович Стepнин - доктор филологических наук, пpoфессор, заведующий кафeдpoй общего языкознания и стилистики Вopoнежского государственного университета; член правления Российской риторической ассоциации, эксперт центра дистанционного образования « Элитариум »

Тесты к лекции: Публичное выступление

1. Как можно завоевать и удержать внимание аудитории?

Визуальный контакт.

Контрастные раздражители.

Смена громкости и темпа речи.

Вопросы к аудитории.

Спорные видео.

2. Для какого канала восприятия свойственны вербальные средства: «ясно видно, что», «посмотрите на эту проблему», «поставьте рядом два факта», «можно очертить круг»:

аудиального,

визуального,

кинестетического,

внемодального.

3. Для какого канала восприятия свойственны вербальные средства: «почувствуйте разницу», «ухватите суть», «нащупайте решение»:

аудиального,

визуального,

кинестетического,

внемодального.

4. Для какого канала восприятия свойственны вербальные средства: «послушайте», «прислушайтесь», «факт говорит о»:

аудиального,

визуального,

кинестетического,

внемодального.

5. Для какого канала восприятия свойственны вербальные средства: «понимаете», «проанализируйте», «осознайте»:

аудиального,

визуального,

кинестетического,

внемодального.

Задания:

1. Составьте небольшое вступление к теме «Как человек мыслит?»

Подобно тому, как растение вырастает из семени, каждый человеческий поступок появляется на свет из скрытых семян мыслей. Без мышления, действие невозможно. Это в равной мере применимо к “спонтанным” и “непреднамеренным” поступкам, а также к сознательному поведению.

2. Составьте предполагаемый портрет аудитории, перед которой вы хотели бы выступить с темой: «Профессия - менеджер».

Портрет аудитории - это комплексное составление характеристики предполагаемой аудитории. Портрет аудитории, как правило, складывается из следующих параметров:

социально-демографических (пол - не важен, возраст - от 18 и старше, национальность - не важно);

интеллектуальных (уровень образованности - среднее /высшее/ не оконченное высшее, специалисты);

количественных (групповое, общение через СМИ);

статусно-ролевых (подчиненный, коллега, студенты);

эмоционально-психологических (заинтересованный).

Тесты к лекции: Деловая беседа

1. Из перечисленных ниже, какие две ошибки часто допускаются в процессе подготовки беседы:

Неготовность к встрече

Строгое соблюдение ранее намеченных планов проведения диалога

Стремится придать беседе дружеский характер

Партнеры не знают предмет предстоящей беседы

2. Можно ли к особенностям проведения деловых бесед отнести:

угощение партнеров,

обмен сувенирами, визитками

рукопожатие, целование

3. Можно ли дать преимущество одному из трех названных ниже приемов начала беседы:

Метод снятия напряженности

Метод «зацепки»

Метод прямого подхода

4. Из приведенного ниже перечня исключить запрещенные приемы во время деловой беседы:

Ни в коем случае не следует:

Перебивать партнера;

Негативно оценивать его личность;

Подчеркивать разницу между собой и партнером;

Резко убыстрять темп беседы

Избегать пространственной близости и не глядеть на партнера

Пытаться обсуждать вопрос рационально, не обращая внимания на то, что партнер возбужден

Не понимать или не желать понять его психическое состояние

Улыбаться

Говорить комплименты

Сопереживать за партнера

Смотреть ему в глаза

Обращаться по имени

Смеяться

Предлагать чай, кофе

ЗАДАНИЯ: дайте краткий ответ (2-3 предложения) на поставленные вопросы:

1. Чем отличается фатическое общение от деловой беседы.

Фатическое общение.

Может проходить как между знакомыми, так и незнакомыми людьми.

Контактоустанавливающее. Цель установления контакта преобладает над целью передачи информации.

Деловая беседа.

Деловые собеседники до встречи могут быть незнакомы лично.

Деловое общение протекает в соответствии с этикой и этикетом.

2. Что бы вы отнесли к специфике ведения деловой беседы в современных условиях.

Телефонные переговоры

Скайп - переговоры

Много пишут и говорят о "личности оратора", о том, что от него требуется, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т.д. Это вопрос стратегии.

И здесь, прежде всего, важно помнить о видах внимания аудитории.

В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании.

Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:

1. человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него;

2. в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;

3. действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает "само" и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.

Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание.

Произвольное внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет.

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это - проявление послепроизвольного внимания.

Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример - ораторы древности, которых слушали по 5-6 часов).

Очень важно обращение к слушателю . Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, со множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало проще, без прикрас, более деловым.

Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

Довольно часто употребляемое обращение "уважаемые присутствующие" достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь "присутствующие".

Обращение не обязательно в начале речи, его можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями, причем, чтобы его правильно употребить, нужны еще некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.