План
1. Понятие риторики, ораторского искусства как духовно-нравственной деятельности. Типы красноречия.
2. Оратор и аудитория.
3. Публичное выступление
1. Понятие риторики, ораторского искусства как духовно-нравственной деятельности Риторика, несмотря на свое 25-вековое существование, стала преподаваться в современном российском вузе совсем недавно. Ее реабилитация не случайна и обусловлена необходимостью совершенствовать коммуникативные способности, связанные с эффективным (воздействующим) общением. Однако успешное изучение основ результативной речи невозможно без серьезной теоретической подготовки, предполагающей знакомство с природой речевого воздействия, условиями его осуществления, механизмами его реализации. Все вышеизложенное позволяет сформулировать цель курса, которая состоит в том, чтобы содействовать формированию риторической компетенции. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
· дать системные знания в области теории речевого воздействия;
· сформировать представление о прикладной составляющей риторики;
· выработать определенный минимум умений, которые позволят воспользоваться речемыслительными стандартами, улучшающими эффективность коммуникации
Риторика, ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. Так, М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» пишет:
Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.
В «Частной риторике» Н. Кошанского читаем:
Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других.
М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает:
Красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий.
Перечень подобных определений можно было бы продолжить.
Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.
Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством (Аристотель, Цицерон, М. В. Ломоносов, А. Ф. Мерзляков, В. Г. Белинский, А. Ф. Кони и др.).
Однако, как справедливо отмечает Г. 3. Апресян, понимание красноречия как вида искусства, а нередко и словесности никого не должно вводить в заблуждение. Исследователь анализирует, что есть общего и различного в поэзии, драматургии, актерском творчестве, с одной стороны, и в ораторском искусстве, с другой, и делает вывод, что понятие «искусство» применительно к красноречию, если и не совсем условно, все же требует ряда оговорок принципиального значения.
Г. 3. Апресян подчеркивает тесную связь ораторского искусства с наукой. Он отмечает, что еще античные философы, Платон и Аристотель, рассматривали красноречие в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений. Позднее Ф. Бэкон в работе «Опыты» классифицировал риторику как искусство «сообщения знаний». М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал, что ораторское искусство должно быть доказательным, рассудительным, нести людям знания.
Что же позволяет, по мнению Г. 3. Апресяна, рассматривать ораторское искусство в связи с наукой?
Во-первых, ораторское искусство пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризует их.
Во-вторых, многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных речах, лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах.
В-третьих, ораторское искусство опирается на категориальную систему соответствующих наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждений, доказательств и обобщений.
Таким образом, в красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.
Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.
Что обусловило появление ораторского искусства? На этот вопрос пытались ответить многие его теоретики.
Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.
История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».
Это обнаружилось еще в Древней Греции. Наглядным примером служит сравнение двух наиболее значительных городов-государств – Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство.
Спарта была типичной олигархической республикой. Она управлялась двумя царями и советом старейшин. Верховным органом власти считалось народное собрание, но фактически никакого значения оно не имело. Плутарх, рассказывая биографию Ликурга, легендарного законодателя, повествует о порядке проведения собраний в Спарте. Место, где проходили собрания, не имело ни укрытий, ни каких-либо украшений, так как это, по мнению правителей, не способствует здравости суждений, напротив - причиняет один только вред, занимает ум собравшихся пустяками и вздором, рассеивает их внимание.
Плутарх отмечает любопытную деталь. Когда впоследствии народ «разного рода изъятиями и прибавлениями» стал изменять утверждаемые решения, цари приняли постановление: «Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распустить», т. е. решение принятым не считать, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает и переиначивает лучшее и наиболее полезное. Такой порядок ведения государственных дел давал возможность аристократам почти бесконтрольно решать все вопросы и не способствовал широкому участию граждан в управлении.
По-иному складывалась политическая жизнь в Афинах, которые в середине V века до н.э. стали самым крупным экономическим, политическим и культурным центром Древней Греции. Здесь был установлен строй рабовладельческой демократии. Большое значение имели три основных учреждения: народное собрание, совет пятисот и суд.
Главная роль принадлежала народному собранию (эккле-сии), которое юридически обладало полной верховной властью. Через каждые 10 дней афинские граждане собирались на площади своего города и обсуждали важные государственные дела. Только народное собрание могло принять решение об объявлении войны и заключении мира, об избрании высших должностных лиц, об издании различных постановлений и т. д. Народному собранию подчинялись все другие государственные органы.
Между заседаниями народного собрания текущие дела рассматривались советом пятисот (булэ). Члены совета избирались по жребию из числа граждан, имевших не менее 30 лет от роду, по 50 человек от каждого из 10 районов, находившихся на территории полиса.
Судебными делами, а также законодательной деятельностью занимался суд присяжных (гелиэя). Он был довольно многочисленным. В него входило 6 тысяч присяжных заседателей, что исключало опасность подкупа судей. Специальных государственных обвинителей в Афинах не было. Любой гражданин мог возбуждать и поддерживать обвинение. Не было на суде и защитников. Подсудимый должен был защищаться сам.
Естественно, что при таком свободном демократическом строе в Афинах гражданам часто приходилось выступать в суде или народном собрании, принимать активное участие в делах полиса. При обсуждении вопросов между партиями в народном собрании противоположными сторонами в суде нередко велась ожесточенная борьба. И чтобы успешно вести дело в суде или удачно выступать в народном собрании, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента, т. е. владение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью для афинян.
По свидетельству историков, казарменное спартанское государство не оставило ничего достойного своим потомкам, в то время как Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули величайших мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения культуры.
Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся. Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране.
На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.
Начиная с Древней Греции, ораторство и политика были неразрывны. Так, все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями. Например, Перикл, который в течение 15 лет правил Афинами. С его именем связаны законодательные мероприятия, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государства. По данным исследователей, высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла. Про Перикла говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения», что «он пускал стрелы-молнии в души своих слушателей».
Крупным политическим деятелем был и самый замечательный оратор Древней Греции Демосфен. Древнегреческий историк Плутарх писал о нем:
Демосфен сперва обратился к искусству речи, чтоб поправить собственные дела, а впоследствии, достигши мастерства и силы, стал первым уже в состязаниях на государственном поприще и превзошел всех своих сограждан, поднимавшихся на ораторское возвышение.
Демосфен был защитником афинской рабовладельческой демократии. В течение 30 лет с гневом и изумительным упорством произносил он речи против македонского царя Филиппа, главного врага Афин, призывая граждан прекратить между собой все раздоры и объединиться против Македонии. Речи Демосфена производили огромное впечатление на слушателей. Рассказывают, что когда Филипп получил доставленную речь Демосфена, он сказал, что если бы он сам слышал эту речь, то, вероятно, голосовал бы за войну против себя.
Демосфен, упорнейшим трудом подготовивший себя к общественной деятельности (из его биографии известно, что он страдал многими физическими недостатками) и посвятивший все свое ораторское мастерство служению родине, сумел верно определить социальную природу ораторской речи. В знаменитой речи «О венке», в которой он выступил против представителя промакедонской партии Эсхина, Демосфен подчеркнул связь ораторского искусства с политикой:
Крупной политической силой ораторское искусство было и в Древнем Риме.
Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Не случайно, когда в середине II века до н.э. в Риме появились греческие риторы и открыли там первые риторские школы, в них устремилась молодежь. Но греческие риторские школы были доступны не каждому: уроки риторов обходились недешево и учиться в них можно было, только в совершенстве зная греческий язык. Практически посещать греческие школы могли только дети аристократов, которые должны были потом встать во главе государства. Поэтому правительство не чинило препятствий греческим риторам и благосклонно относилось к их школам. Но когда в I веке до н.э. открылась школа с преподаванием риторики на латинском языке, сенат заволновался. Нельзя было допустить, чтобы оружие, владеть которым до сих пор учились их сыновья, взяли в руки представители других классов. И в 92 г. издается эдикт «О запрещении латинских риторских школ». Там было записано:
Нам сообщено, что есть люди, которые ввели новый вид преподавания и к которым в школу собирается молодежь; они дали себе имя латинских риторов; юноши сидят у них целыми днями. Предки наши установили, чему учить своих детей и в какие школы желательно им ходить. Эти новшества, установленные вопреки обычаям и нравам предков, нам не угодны и кажутся неправильными .
Ораторская карьера в Древнем Риме была и почетной, и Доходной. Один из римских историков писал:
Чье искусство по славе своей сравнится с ораторским? <... > чьи имена родители втолковывают своим детям, кого простая невежественная толпа знает по имени, на кого указывает пальцем? – на ораторов, конечно.
Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и древнегреческие, были известными политическими деятелями. Так, одним из первых римских ораторов являлся государственный деятель Рима III – II веков до н.э. Марк Катон Старший. Непримиримый враг Карфагена, Катон каждую речь в Сенате заканчивал фразой, которая стала крылатой: «И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен». Это выражение употребляется как призыв к упорной борьбе с врагом или каким-либо препятствием.
Выдающимися ораторами более позднего периода были известные государственные деятели и сторонники проведения аграрной реформы – Тиберий и Кай Гракхи. Видное место среди римских ораторов занимал и Марк Антоний, римский политический деятель и полководец.
Но самым крупным политическим деятелем того времени был Марк Туллий Цицерон.
Есть два искусства, – писал Цицерон, – которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора.
Это изречение раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство – это функция политики.
Как свидетельствует история, и в последующие периоды крупными ораторами становились видные политические деятели.
Следует иметь в виду, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано как в нравственных, так и в безнравственных целях.
Кому и как служит ораторское искусство – вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. И в зависимости от решения этого вопроса определялось отношение к ораторскому искусству, к науке об ораторском искусстве и к самому оратору.
Нравственная позиция оратора – это, пожалуй, самое главное в ораторском искусстве. Она важна не только для политического деятеля, но и для любого оратора, чье слово может оказать влияние на судьбу людей, помочь принять правильное решение.
Отметим еще одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников.
Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное). Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.
К социально-политическому красноречию относят выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях и т. д.;
к академическому – учебную лекцию, научный доклад, обзор, сообщений;
к судебному – речи, произносимые участниками судебного процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.;
к социально-бытовому – приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи и т.п.;
к богословско-церковному – проповеди, речи на соборе.
2. Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Действительно, ведь речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали. Если оратора не слушают, если аудитория во время речи занимается «своими» делами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.
По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. В результате чего возникает эта общность? Прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности, т. е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы – оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием.
Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».
Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т. е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.
Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания. Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.
Возникает вопрос: как определить, удалось установить контакт или нет?
Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора.
Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но как различна бывает эта тишина!
Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая» тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.
Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.
О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение.
Следует иметь в виду, что оратору порой удается установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией. Можно сказать, что контакт - это величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. Конечно, каждый выступающий должен стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала до конца речи. А для этого необходимо учитывать целый ряд факторов.
Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.
Именно интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией.
Однако в ораторской практике следует учитывать еще целый ряд моментов, требований, несоблюдение которых может свести на нет интересное содержание, снизить эффективность ораторского воздействия.
Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору.
Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступить.
Заслуженный профессор Николай Степанович, чеховский герой рассказа «Скучная история», вспоминая о своей лекторской деятельности, пишет:
Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти.
Рассмотрим основные особенности аудитории ораторской речи. Прежде всего важно знать, однородна или неоднородна аудитория.
По каким же признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т. п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.
Существенный признак аудитории – количественный состав слушателей. Если вам приходилось выступать на собрании или на конференции, то вы вспомните, что приемы, используемые в той и другой аудитории, манера поведения, форма преподнесения материала, обращение к малочисленной и многочисленной аудитории были различными. Иногда интересуются, в какой аудитории легче выступать – в малочисленной или многочисленной. Каждая аудитория имеет свои особенности. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает, как говорят, «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи. Малочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей.
Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей.
Вы, вероятно, во время выступления не раз наблюдали любопытные явления. Вот, к примеру, в какой-то части зала возник легкий шум, и он очень быстро распространяется по всему помещению. Ваш сосед одобрительно кивнул выступающему головой. Это определенным образом повлияло на ваше поведение, на ваше отношение к словам говорящего. А вот прозвучала ироническая реплика, и на нее живо реагируют остальные слушатели. Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего.
В чем же дело? Почему это происходит? Да потому, что слушатели испытывают действие различных психологических механизмов: одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих, другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих, на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих. В результате действия этих механизмов в аудитории создается общий настрой, который существенно влияет на установление контакта между оратором и слушателями. Поэтому оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если надо, изменить его.
На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Вот что рассказывает о своем выступлении на международном конгрессе Олег Антонович Юдин, доктор биологических наук, герой романа А. Крона «Бессонница»:
Выступавшего передо мной оратора я слушал почти внимательно. Я бы солгал, сказав, будто совсем не волновался, но это было волнение хирурга перед операцией, что бы ни происходило у него на душе, руки дрожать не должны. Поэтому, когда председатель с некоторым затруднением произнес мою всю жизнь казавшуюся мне очень простой фамилию, я встал и подошел к председательскому столу так же, как привык входить в операционную, не спеша, со спокойной уверенностью в каждом движении, чтоб ни у помощников, ни у сторонних наблюдателей, спаси боже, не возникло даже тени сомнения в успехе.
Не правда ли, интересное сравнение: оратор выходит на трибуну с той же уверенностью, с какой привык входить в операционную. Даже само появление оратора оказывает психологическое воздействие на аудиторию - оно должно настроить слушателей на успех ораторской речи, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче. Но оратор – такой же человек, как и все остальные. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, наконец, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории. А. С. Макаренко учил педагогов-воспитателей:
Настроение у вас может быть каким угодно; а голос у вас должен быть настоящим, хорошим, твердым голосом. Никакого отношения к вашему голосу настроение не имеет... Нужно сделать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза, ваш голос были в некоторых случаях автономными.
Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели - это одновременно и зрители. Оратор только появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его, обмениваются друг с другом критическими замечаниями. Что же привлекает в ораторе зрительное внимание слушателей? Конечно, в первую очередь его внешний вид.
Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А. Ф. Кони советовал лекторам:
Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.
Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей, не способствует установлению контакта с оратором.
Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор. Нередко можно наблюдать такую картину: делает начальник доклад, выступает на собрании и время от времени посматривает в окно, окидывает взглядом стены, опускает глаза на пол поднимает их к потолку, рассматривает свои руки, т. е. смотрит куда угодно, только не на слушателей.
Бывает еще хуже: выступающий смотрит на аудиторию, как в пустое пространство, смотрит отсутствующим взглядом. Можно ли в таком случае говорить о подлинном взаимопонимании между оратором и аудиторией? Конечно, нет! Правда, зрительный контакт со слушателями вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Но если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.
Форма преподнесения материала существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории.
Однажды во время лекции по ораторскому искусству один из авторов этой книги получил записку следующего содержания:
Невольно возникает вопрос, а кто должен запретить читать текст речи с листа?
Обратимся к методической литературе. Ни один из авторов не рекомендует читать текст по написанному. Более того, психологи предупреждают: при чтении текста с листа в получасовом выступлении его содержание воспринимается лишь на 17%.
Традиция написания и чтения с листа ораторских речей родилась задолго до наших дней. Так, с конца V века до н.э. в Афинах появились логографы, т. е. составители речей для выступления тяжущихся сторон в суде. Они готовили речи с учетом индивидуальности «заказчика».
Самым знаменитым логографом Древней Греции был Лисий, который сочинял речи для участников многочисленных в Афинах судебных процессов.
Во Франции в XVIII веке считалось неприличным выходить на кафедру без заранее написанной речи. Текст речи обязательно читался. Таков был обычай.
А вот Петр I в 1720 г. издал Указ № 740, который гласил:
Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была.
Издавая этот указ, великий государь преследовал, по-видимому, свои цели, но вольно или невольно документ подчеркивал действенность живого устного слова.
Интересное сравнение использовал лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения по поводу искусства научной беседы:
Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал - это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле.
Обратимся к истории. Известно, что крупнейший русский историк профессор В. О. Ключевский называл свои лекции просто «чтением», и он, действительно, читал их по своим записям, читал медленно, тихо, спокойно. Но это были им сотворенные, им найденные, им продуманные тексты. «Властителем гибкого и покорного слова» назвал его А. Ф. Кони. Чтобы занять место в аудитории на лекции Ключевского, студенты вынуждены были отсиживать две-три предыдущие пары.
Другой известный русский историк профессор Т. Н. Грановский тщательно готовился к своим лекциям, но по записям никогда не читал. Писал он мало, и написанное, как оно ни драгоценно, не может дать нам полного представления о его ораторском мастерстве. Это был лектор-импровизатор.
Названные ораторы сами создавали тексты выступлений, выражали свои мысли, высказывали собственные суждения. Поэтому независимо от того, читали они или говорили свои речи, их было интересно слушать. К сожалению, в жизни приходится сталкиваться с ораторами, которые просто озвучивают чужие тексты.
А вот еще один любопытный факт. У. Черчилль, искушенный политик и прожженный парламентарий, в тех местах своих речей, где чувствовалась слабость аргументации, ставил на полях две буквы: S. L. (slower, louder - «медленнее; громче»).
Эти примеры красноречиво свидетельствуют, какое огромное значение в ораторской практике имеет умелое произнесение речи.
Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.
В заключение подчеркнем, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.
Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.
3. В подготовке к выступлению различают пять основных этапов.
Выбор темы. Надо определить то, к чему необходимо и можно пробудить интерес слушателей. Тема диктуется потребностями жизни, важнейшими задачами современности. Тема отвечает на вопрос “О чем будет говориться в выступлении”. Например: “Об утрате национального самосознания”, “О речевом бескультурье”, “О трудностях молодежи”...
Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием.
Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание. Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той мыслительной деятельностью и испытывают сходные сопереживания.
Главные показатели взаимодействия между говорящими и слышащими - это положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.
О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведёт себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашёл нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение.
Следует иметь в виду, что оратору порой удаётся установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией.
Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют, прежде всего, актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.
Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора. Его репутация, сложившееся мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору.
Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать. Прежде всего, знать, однородна она или нет. Существенный признак - количественный состав слушателей. Также характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей.
На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели - это одновременно и зрители. Аудитория также внимательно следит за поведением оратора во время речи. Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор. Форма преподнесения материала существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории.
Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей. Закрепления у них определённых знаний и убеждений.
В заключении можно подчеркнуть, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно всё предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.
Очень важно чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, поле и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности. Умело применял приобретенные риторические навыки и умения.
Наладить связь между выступающим и аудиторией, установление контакта с публикой. Такова задача оратора. Только в этом случае все сказанное вами выслушают, запомнят и правильно воспримут. Если же должного эффекта добиться не удастся, то приемы, потраченные на репетицию речи, пропадут даром.
Для достижения контакта между оратором и слушателями существуют несколько составляющих.
- Интеллектуальное сопереживание. Оратор и аудитория должны быть заинтересованы в поисках решения одних и тех же проблем, вести совместную деятельность. Добиться, чтобы аудитория не упускала нить рассуждений, логические мостики во время лекции.
- Эмоциональное сопереживание. Оратор и его аудитория должны переживать похожие эмоции. Отношение выступающего к предмету, о котором он рассказывает, должно быть достаточно эмоциональным, чтобы этот настрой передался слушателям и спровоцировал ответную реакцию.
Делаем вывод, что для появления контакта между аудиторией и выступающим необходимо наличие двух составляющих – общей мыслительной и чувственной деятельности.
Как узнать, налажен ли контакт
Самые верные способы определить, налажено ли взаимодействие оратора и аудитории – наблюдать за ее реакцией на построение речи. Важно, обращать внимание на детали. Ведь даже абсолютная тишина во время произнесения речи не гарантирует нахождение на одной волне.
Дело в том, что оратора могут воспринимать, не дыша, опасаясь упустить хотя бы слово, либо организовать «вежливое молчание».
При последнем сценарии слушатели не нарушают порядок, но и не воспринимает оратора, не трудятся совместно над подготовленными им тезисами, приемы воспринимаются равнодушно. Тишина вызвана лишь желанием не мешать.
Поэтому ключевыми факторами для налаживания контакта считается заметная реакция на тезисы, когда внимание выражается действиями, заметными невооруженным взглядом – это заинтересованная поза, внимательный взгляд, едва заметные кивки, поддержания уместным смехом и рукоплесканиями.
О контакте между аудиторией и докладчиком судят и по тому, как держится оратор. Отсутствие ошибок в речи, частое обращение к собравшимся, вовлечение их в диалог, все это верные приметы того, что нужный подход найден, внимание удается удержать. Если же докладчик выступает неуверенно, не откликается на изменения настроения в зале, часто сбивается, значит, решить свою главную задачу ему не удалось.
Необходимо помнить, что зачастую докладчик налаживает контакт лишь с определенной частью аудитории. К тому же количество человек, вовлеченных в интеллектуальное и эмоциональное сопереживание, не постоянно и меняется в зависимости от всевозможных факторов.
Фактор, влияющий на установление контакта с аудиторией
Для поддержания контакта между докладчиком и слушателями во время речи, необходимо учитывать приемы для привлечения интереса.
Актуальность обсуждаемой темы, пожалуй, самый важный из них - установление взаимосвязи между докладчиком и слушателями. Также важно, чтобы освещение проблемы было небанальным, содержало нестандартные подходы к ее решению. Содержание речи во многом служит определяющим фактором для успешного установления взаимосвязи.
Большую роль во взаимопонимании играет харизма докладчика. Известность выступающего, его популярность, сложившееся о нем представление в обществе могут сыграть ключевую роль в установлении, так как заинтересовать аудиторию с первых слов едва ли не самое главное.
Особенности аудитории
Докладчику нужно понимать, насколько однородна аудитория, перед которой нужно произнести речи. Об этом судят по нескольким признакам:
- Возраст.
- Национальность.
- Уровень образования.
- Увлечения по профессии.
- Настроение.
Естественно, чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание. Еще один важный фактор – количественный состав. Малым числом слушателей легче управлять, но тогда докладчик должен досконально знать предмет, которому посвящена основная часть его речи. Диктовать с бумажки будет особенно неуместно и вызовет только отрицательную реакцию между слушателями.
Как привлечь аудиторию
Психологическая особенность слушателей заключается в том, что во время выступления они одновременно и зрители. Они уделяют внимание не только тому, о чем повествует оратор, но и как выглядит, как себя ведет, какие наглядные пособия для подтверждения своей точки зрения способен предоставить.
Приемы удержания внимания – внешний вид выступающего должен соответствовать окружающей обстановке, быть опрятным и приятным взгляду. В одежде не может быть ничего отвлекающего. Иначе обсуждению такой детали зрители могут уделить больше внимания, чем самому предмету обсуждения.
Важно следить, куда направлен взгляд оратора. Если выступающий опускает глаза в пол, часто смотрит в окно или обращается к аудитории кратко, с отсутствующим взглядом, успеха он не добьется. Необходимо установить зрительный контакт, когда оратор плавно переводит взгляд с одной части аудитории на другую во время речи. Это создаст впечатление отличного зрительного контакта со слушателями.
Аудитория и методы воздействия на нее
Чтобы гарантировать связь между оратором и слушателями, важно знать, что такое эффект аудитории. Этот эффект доказывает изменение поведения человека при выполнении работы из-за присутствия стороннего наблюдателя, в нашем случае зрителя. Яркий пример – спортсмены, которые демонстрируют лучшие результаты не в одиночестве на тренировке, а на крупных соревнованиях в присутствии большого количества зрителей.
Так и хороший оратор чувствует себя не до конца готовым до начала выступления, пока не выйдет перед публикой и не почувствует связь между собой и собравшимися. В этом случае, если подготовка проведена плодотворно, то эффект аудитории вам обеспечит успех. Главные приемы, направленные на удержания интереса, которыми необходимо пользоваться.
Важно также знать методы воздействия на аудиторию и активно пользоваться ими.
- Считайтесь с мнением других. Для слушателей важно уважение их ценностей, их представления о жизни. Поймите, что дорого для аудитории, проявите интерес к этому, тогда люди вас выслушают и обратят внимание на основные тезисы и выводы.
- Оратор и его аудитория должны соответствовать друг другу. Это хорошие способы привлечения внимания. Старайтесь даже внешне походить на своих слушателей. Если это студент оденьтесь стильно.
- Прочувствуйте аудиторию. Задавайте вопросы, отвечайте на реплики из зала, конечно, корректные. Если вы проявите искренний интерес, то слушатели обязательно на это откликнутся.
- Предлагайте решения и выводы только после того, как удалось расположить слушателей к себе. Ведите их за собой после того, как они вам поверили и стали вам доверять.
- Не уставайте поддержать интерес слушателей. Помните, что человек способен концентрироваться не более получаса. Чтобы не потерять аудиторию, через равные промежутки времени используйте комплимент, обмен мнениями, экскурс в историю или личный опыт.
Старайтесь по-новому подавать информацию, это необходимо, чтобы поддержать интерес. На это влияют презентации, видеоролики, аудиосопровождение. Эффект аудитории сыграет в вашу пользу. Смотрите в глаза слушателям и не бойтесь ошибиться. Это безошибочные приемы. Если вы добьетесь результата в публичных выступлениях перед публикой, то вам по плечу будет любая работа.
Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Действительно, ведь речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали. Если оратора не слушают, если аудитория во время речи занимается «своими» делами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.
По определению психологов, контакт - это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. В результате чего возникает эта общность? Прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности, т. е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы - оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием.
Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».
Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.
Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания.
Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них Партнеров, товарищей по общению. Возникает вопрос: как определить, удалось установить контакт или нет? Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора.
Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но как различна бывает эта тишина!
Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая» тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.
Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.
О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение.
Следует иметь в виду, что оратору порой удается установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией. Можно сказать, что контакт - это величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. Конечно, каждый выступающий должен стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала до конца речи. А для этого необходимо учитывать целый ряд факторов.
Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.
Именно интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией.
Однако в ораторской практике следует учитывать еще целый ряд моментов, требований, несоблюдение которых может свести на нет интересное содержание, снизить эффективность ораторского воздействия.
Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору.
Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступить.
Заслуженный профессор Николай Степанович, чеховский герой рассказа «Скучная история», вспоминая о своей лекторской деятельности, пишет:
Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти.
Рассмотрим основные особенности аудитории ораторской речи. Прежде всего важно знать, однородна или неоднородна аудитория.
По каким же признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т. п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.
Существенный признак аудитории - количественный состав слушателей. Если вам приходилось выступать на собрании или на конференции, то вы вспомните, что приемы, используемые в той и другой аудитории, манера поведения, форма преподнесения материала, обращение к малочисленной и многочисленной аудитории были различными. Иногда интересуются, в какой аудитории легче выступать - в малочисленной или многочисленной. Каждая аудитория имеет свои особенности. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает, как говорят, «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи. Малочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей.
Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей.
Вы, вероятно, во время выступления не раз наблюдали любопытные явления. Вот, к примеру, в какой-то части зала возник легкий шум, и он очень быстро распространяется по всему помещению. Ваш сосед одобрительно кивнул выступающему головой. Это определенным образом повлияло на ваше поведение, на ваше отношение к словам говорящего. А вот прозвучала ироническая реплика, и на нее живо реагируют остальные слушатели. Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего.
В чем же дело? Почему это происходит? Да потому, что слушатели испытывают действие различных психологических механизмов: одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих, другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих, на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих. В результате действия этих механизмов в аудитории создается общий настрой, который существенно влияет на установление контакта между оратором и слушателями. Поэтому оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если надо, изменить его.
На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Вот что рассказывает о своем выступлении на международном конгрессе Олег Антонович Юдин, доктор биологических наук, герой романа А. Крона «Бессонница»:
Выступавшего передо мной оратора я слушал почти внимательно. Я бы солгал, сказав, будто совсем не волновался, но это было волнение хирурга перед операцией, что бы ни происходило у него на душе, руки дрожать не должны. Поэтому, когда председатель с некоторым затруднением произнес мою всю жизнь казавшуюся мне очень простой фамилию, я встал и подошел к председательскому столу так же, как привык входить в операционную, не спеша, со спокойной уверенностью в каждом движении, чтоб ни у помощников, ни у сторонних наблюдателей, спаси боже, не возникло даже тени сомнения в успехе.
Не правда ли, интересное сравнение: оратор выходит на трибуну с той же уверенностью, с какой привык входить в операционную. Даже само появление оратора оказывает психологическое воздействие на аудиторию - оно должно настроить слушателей на успех ораторской речи, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче. Но оратор - такой же человек, как и все остальные. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, наконец, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории. А. С. Макаренко учил педагогов - воспитателей:
Настроение у вас может быть каким угодно, а голос у вас должен быть настоящим, хорошим, твердым голосом. Никакого отношения к вашему голосу настроение не имеет... Нужно сделать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза, ваш голос были в некоторых случаях автономными.
Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели - это одновременно и зрители. Оратор только появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его, обмениваются друг с другом критическими замечаниями. Что же привлекает в ораторе зрительное внимание слушателей? Конечно, в первую очередь его внешний вид.
Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А. Ф. Кони советовал лекторам:
Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.
Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей, не способствует установлению контакта с оратором.
Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор. Нередко можно наблюдать такую картину: делает начальник доклад, выступает на собрании и время от времени посматривает в окно, окидывает взглядом стены, опускает глаза на пол, поднимает их к потолку, рассматривает свои руки, т. е. смотрит куда угодно, только не на слушателей.
Бывает еще хуже: выступающий смотрит на аудиторию, как в пустое пространство, смотрит отсутствующим взглядом. Можно ли в таком случае говорить о подлинном взаимопонимании между оратором и аудиторией? Конечно, нет! Правда, зрительный контакт со слушателями вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Но если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.
Форма преподнесения материала существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории.
Однажды во время лекции по ораторскому искусству один из авторов этой книги получил записку следующего содержания:
Необходимо категорически запретить всем читать текст, кроме докладов, где заключена коллективная мысль. Надо приучить ораторов говорить с людьми от души, а не от бумаги. Без этого им ничто не поможет или, точнее, мало поможет.
Невольно возникает вопрос, а кто должен запретить читать текст речи с листа?
Обратимся к методической литературе. Ни один из авторов не рекомендует читать текст по написанному. Более того, психологи предупреждают: при чтении текста с листа в получасовом выступлении его содержание воспринимается лишь на 17%.
Традиция написания и чтения с листа ораторских речей родилась задолго до наших дней. Так, с конца V века до н.э. в Афинах появились логографы, т.е. составители речей для выступления тяжущихся сторон в суде. Они готовили речи с учетом индивидуальности «заказчика».
Самым знаменитым логографом Древней Греции был Лисий, который сочинял речи для участников многочисленных в Афинах судебных процессов.
Во Франции в XVIII веке считалось неприличным выходить на кафедру без заранее написанной речи. Текст речи обязательно читался. Таков был обычай.
А вот Петр I в 1720 г. издал Указ № 740, который гласил:
Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была.
Издавая этот указ, великий государь преследовал, по-видимому, свои цели, но вольно или невольно документ подчеркивал действенность живого устного слова.
Интересное сравнение использовал лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения по поводу искусства научной беседы:
Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал - это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле.
Обратимся к истории. Известно, что крупнейший русский историк профессор В. О. Ключевский называл свои лекции просто «чтением», и он, действительно, читал их по своим записям, читал медленно, тихо, спокойно. Но это были им сотворенные, им найденные, им продуманные тексты. «Властителем гибкого и покорного слова» назвал его А. Ф. Кони. Чтобы занять место в аудитории на лекции Ключевского, студенты вынуждены были отсиживать две-три предыдущие пары.
Другой известный русский историк профессор Т. Н. Грановский тщательно готовился к своим лекциям, но по записям никогда не читал. Писал он мало, и написанное, как оно ни драгоценно, не может дать нам полного представления о его ораторском мастерстве. Это был лектор-импровизатор.
Названные ораторы сами создавали тексты выступлений, выражали свои мысли, высказывали собственные суждения. Поэтому независимо от того, читали они или говорили свои речи, их было интересно слушать.
А вот еще один любопытный факт. У. Черчилль, искушенный политик и прожженный парламентарий, в тех местах своих речей, где чувствовалась слабость аргументации, ставил на полях две буквы: S. L. (slower, louder - «медленнее, громче»).
Эти примеры красноречиво свидетельствуют, какое огромное значение в ораторской практике имеет умелое произнесение речи.
Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.
В заключение подчеркнем, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.
Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.
В истории России вопросы риторики решались в труде М.В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию или риторика», здесь автор говорит об успехе выступления и видит главную причину его в умении оратора проникнуться чувством любви к слушателям и возбудить в них ответное. Такая взаимная симпатия – необходимое условие успешного выступления.
Вопросы публичного выступления связаны, прежде всего, с поведением оратора, его подготовкой и взаимодействием с аудиторией. Мы рассмотрим основные принципы подготовки публицистического выступления, его виды, типы ораторов, характер взаимодействия со слушателями.
Мастерство публичного выступления необходимо не только людям, связанным профессионально с речевой деятельностью, но и представителям делового мира, так как успех предпринимательской деятельности зависит от умения воздействовать речью на собеседника. В практике риторики сформировались основные подходы к произнесению речи перед слушателями:
1) Никогда не произносите одну и ту же речь только один раз.
2) Если вы произносите речь, то разве нет смысла отнестись к ней так, как вы относитесь к любому другому важному продукту, производимому вашей фирмой.
3) Шлифуйте текст до тех пор, пока вы не будете абсолютно уверены, что эта речь будет иметь успех.
Большинство преуспевающих людей – замечательные ораторы. Наше общество является информационным, поэтому умение донести до аудитории сведения в краткой, доходчивой форме - задача каждого служащего и руководителя. Именно поэтому в наши дни обращается внимание на языковую подготовку специалиста. Недаром говорят: «Каждый, кто является словоплётом, уже чего-то достиг». Важность произнесения речи подчёркивается и в таких словах: «В жизни человека бывают два момента, когда вы остаётесь в полном одиночестве: непосредственно перед смертью и непосредственно перед началом публичного выступления». Острота этого переживания оправдана результатом, так как навыки, которые мы приобретаем, преодолевая страх, перед тем, как мы встаём и начинаем говорить всё, что считаем нужным, остаются с нами на всю жизнь. Благодаря такой деятельности у нас появляется уверенность в себе, настойчивость, мы становимся лучше. Ораторская деятельность способствует совершенствованию человека. Является не только речевой тренировкой, но и психологическим тренингом. Конечно же, стать хорошим оратором можно только, занимаясь этим профессионально. Но созидательная роль выступления обнаруживается и в других сферах человеческой жизни, где надо отстоять себя, там необходимо действовать уверенным, эмоциональным словом. Таким образом, встречается много вариантом выступлений и все они так или иначе связаны с жизнью и деятельность различного рода.
В связи с этим возникает вопрос о том, можно ли научиться говорить хорошо, овладеть ораторским мастерством? Несомненно, ответ здесь положительный. Конечно же, навыки публичного мастерства приобретаются с практикой. Ещё в Древней Греции красноречие добывалось длительными и непростыми упражнениями. Заразительный пример, убеждающей речи действовал на слушателей и заставлял боготворить слово, повернувшее ход дела. Следовать образцу красноречия. Наилучшим способом упражняться в публичном выступлении с древних времён было судебное красноречие. В историю вошли имена Демосфена, Плутарха, Каллистрата, Деметрия Фалерского и других.
Для того чтобы научиться хорошо писать и говорить риторики рекомендуют:
1) найти уместный образ и манеру речи; 2) быть этичным, доброжелательным, настроенным на речь; 3) уметь анализировать свою и чужую речь; 4) развивать речевые способности, произнося много речей, своих и чужих.
Даже небольшая речь в три минуты является первым опытом ораторской деятельности. Какие требования предъявляются к оратору? Образ оратора во многом обусловлен видом речи. Ещё Аристотель выделил три вида речей: судебную речь, совещательную, показательную. В современном обществе развились и другие виды речей и ораторов. Вид речи зависит от повода, по которому собралась аудитория. Если речь будет не по поводу, то оратора не будут слушать. В современной риторике выделяют несколько типов ораторов : судебный, педагог-оратор, оратор-агитатор, оратор-пропагандист, оратор-государственный служащий.
Судебный оратор. Этот тип оратора сложился ещё в античности. В России генеральный регламент Петра Великого определил порядок судебно-административного говорения в созданных органах управления-коллегиях. Порядок говорения был установлен таким образом, чтобы укрепить единоличность решения и ответственность делом за речь. Судебная риторика, появившаяся в результате реформы, введшей суд присяжных, особо выделила и создала новый вид красноречия – судебное ораторство. Оно требовало знаний и навыков ведения судебного разбирательства в условиях состязания сторон. Судебное ораторство в суде присяжных было окрашено литературно-художественными ассоциациями, поскольку художественная литература в к. 19 в. стала самым влиятельным типом речи. Примером такого красноречия является практика произнесения речи в суде А.Ф. Кони. Он использовал художественные образы, рисовал портреты и психологические характеристики. Это и было главным средством аргументации. Такими же признаками отличалась речь адвоката Ф.Н. Плевако. Искусство речи на суде рассмотрено не только в многочисленных книгах самих ораторов, ему посвящены многочисленные исследования в современной риторике.
Кони и Плевако были образованными людьми, мастерами своего дела, обладали знаниями психологии и риторики. Их речи отличались безупречной логикой и остроумием.
Современная судебная речь используется не только в суде, но и в заседаниях различных комиссий, органах по расследованию дел, научных обществах юристов. Изменилась традиция речи. Современный судебный оратор понимает, что разного рода красивости могут ему повредить.
В условиях современного судебного производства речь стала меньше по объёму, доказательная сторона судебной речи приобрела большее значение, чем психологический анализ. В судебных процессах редко произносятся пышные фразы, длинные цитаты из художественной литературы. Меньше, чем в дореволюционных судах затрагиваются моральные, общие вопросы. Судебное красноречие наших дней в большей степени схоже с официально-деловой речью. Если предшествующие эпохи отличались соединением в речи оратора публицистического и художественного стиля, современное судебное выступление является примером синтеза делового и публицистического стиля речи.
Вопросы стилистики судебной речи составляют отдельную отрасль знания – судебная стилистика. В ней выделяются различные варианты судебной речи, подходы к построению отдельных видов таких выступлений, устанавливается отличие защитной речи от обвинительной на уровни композиции и языка.
Другим видом оратора в современной риторике является педагог-оратор .
Этот вид оратора известен также издавна. В риторике России педагог-оратор – это одновременно и гражданин, и профессионал, и государственный служащий.
Признанными мастерами педагогической речи были В.О. Ключевский, А.В. Луначарский, К.А. Тимирязев, А.С. Макаренко и др.
Мастерство их выступлений отличалось проблемностью изложения материала, логичностью и ясностью. Необходимой чертой педагогической речи было и остаётся умение раскрыть основные понятия, входящие в тему, раскрывающие суть вопроса. Владение родным языком, умелый выбор слова, одного из многих вариантов, становится неотъемлемой чертой педагога-оратора.
Успех речи педагога определяется и умением включить в текст лирическое отступление, каламбур, шутку, пояснить сказанное красочным примером. Главная цель такого выступления – донести знание, сформировать представление о предмете, образовать мышление, направить интересы слушателей. По этой причине основным требованием педагогической речи остаётся важное умение – говорить не уху, а глазу, то есть обучающая речь должна быть зримой, чтобы слушатель представлял то, что он слышит, а значит, лучше понимал и осваивал, предложенную информацию. Недаром говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Мастерство педагогической речи, конечно же, основано на общих правилах публицистического выступления. Однако здесь является неизменным одно требование – установление контакта с аудиторией, умение оценить уровень подготовки слушателей и говорить с ними на понятном им языке, понимать, что для учащихся станет новым знанием, а что является уже известным и не требует дополнительных пояснений. Владение педагогической речью – это профессиональное качество и от его совершенствования во многом зависит уровень образования и обучения.
В истории России сложился такой тип оратора как оратор-агитатор . Этот оратор выступает перед толпой, то есть неоднородной по составу аудиторией. Толпа требует призыва к действию, поэтому речь оратора-агитатора кратка и апеллирует к интересам толпы. Оратор-агитатор призывает к действию, часто разрушительному. Такой оратор должен говорить и выглядеть как человек из толпы, чтобы слиться с толпой и быть как бы выразителем её интересов. Для настоящего времени этот вид выступления менее актуален и является вопросом истории.
Оратор-пропагандист . Образ русского пропагандиста в своих истоках предполагает бескорыстие, материалистическое мировоззрение, товарищество, борьбу за народное благо. Образ пропагандиста предполагает также жертвенность, склонность принести во благо другим свою жизнь и труды. Из художественной литературы пропагандист черпает примеры к действию. Подробно эти виды риторической деятельности рассмотрены в книге Ю.В. Рождественского «Теория риторики». Для сегодняшнего дня этот вид оратора, как и предыдущий, является историческим.
Оратор государственный служащий . Обычно этот вид оратора встречается на различных собраниях, заседаниях, конференциях. Он соединяет в себе черты государственного человека, учёного, агитатора, так как он говорит, с одной стороны, от лица участников собрания, а с другой – он советует, как обернуть дело во благо аудитории. Иными словами, такой оратор находит своё решение затронутого вопроса, раскрывает его и предлагает своё видение проблемы.
Многие политические выступления сочетают в себе черты агитатора, пропагандиста, государственного деятеля. Признанным политическим оратором был В.И. Ленин. Его речь была отточенной до мельчайших подробностей, ответы – краткими, объясняющими самое главное, самое запутанное. Свою речь он произносил с чувством, особой интонацией. Его политические выступления отличались выразительностью, аналитичностью, прогнозированием и имели убеждающую силу, настраивали аудиторию на деловой лад, рождали у малообразованной аудитории энтузиазм.
Кроме того, ценным качеством оратора-политика, каким был В.И. Ленин, является огромное самообладание, которое обнаруживалось во время дебатов. Он умел подвергнуть замечание или вопрос выявлению оплошностей, что обезоруживало оппонента.
Таким образом, предшествующие типы ораторов сливаются в политическом выступлении, оно становится вариантом речи агитатора, пропагандиста или государственного служащего. Для каждого человека важно умение произносить речь служащего, так как профессиональная деятельность часто обязывает к этому.
Оратор-проповедник . На Руси издревле в монастырских центрах развивалось ораторское искусство, создавались учебники риторики. Красноречие было связано, прежде всего, с выступлением на религиозные темы. Стиль оратора-проповедника складывался под большим влиянием греко-римской традиции. Теоретические, моральные и социальные основы проповеди даны в Евангелии.
Искусство проповеди получило название гомилетики. Основы этого мастерства сводятся к особому отношению проповедника и слушателей. В соответствии с этим учением проповедник сам избирает себе аудиторию, учитывая, чтобы она была благосклонна к проповеднику, то есть имела интерес к новому слову, желала «приближения Царства Небесного». Сам же проповедник должен быть бескорыстным, исполненным сострадания к ближнему человеку, помогать нуждающимся, не думая о материальной награде за труд, не накапливая имущества. Проповедник должен быть уверен, что тот, кто обидит его, будет подвергнут страшным карам в день суда, поэтому он (проповедник) должен чувствовать себя защищённым. Проповедь приводит к изменениям в обществе, затрагивая этические, юридические нормы жизни, не случайно многие проповедники погибли от государства.
Таким образом, этот вид оратора отличается специальным назначением речи, и особым отношением оратора к аудитории и к себе.
Другим, не менее важным вопросом ораторского мастерства является умение владеть аудиторией во время выступления. Несмотря на то, что выделяются несколько типов, для всех характерны общие признаки. Чтобы речь была успешной, оратор должен учитывать особенности аудитории, перед которой он выступает. При этом имеются в виду возрастные, образовательные, половые и т.п. признаки аудитории. Ещё М.В. Ломоносов в «Риторике» предлагал оратору учитывать возраст, образование и воспитание аудитории, а в более поздних русских риториках указывается задача оратора - сделать слушателя восприимчивым, поэтому необходимо продумывать психологические приёмы воздействия на слушателей. Речь – это то, ради чего ведётся вся подготовительная работа оратора.
Различают несколько типов аудиторий. Уже в античной риторике сказано о том, что оратор в содержании и этической направленности своей речи зависит от объёма аудитории и от типа собрания. Эти факторы определяют время и условие произнесения речи, типы аргументации. Также отмечается способность аудитории заразиться пафосом речи, проявить свои эмоции и чувства.
В современных исследованиях типов аудиторий выделяются психологические особенности слушателей. Так, молодая аудитория легко воспламеняется речью и легко склоняется под воздействием чувств к поступкам, старая, наоборот, настроена своим опытом и житейскими неудачами быть осторожней, она с трудом поддаётся эмоциональному воздействию, ей трудно решиться на действия и поступки.
Влияет на восприятие речи и социальное положение слушателей, их имущественный статус. Богатые склонны искать выгоды, такая аудитория состоит из людей хитроумных, быстро анализирующих смысл речи и соотносящих смысл речи с возможной выгодой для себя. Это эгоистичная аудитория. Бедные представляют аудиторию с противоположными качествами. Эта аудитория тоже ищет выгоды, но не отличается способностями к быстрому анализу услышанной речи. Нравственное состояние слушателей также сказывается на их внимании. Так, счастливая аудитория склонна к добродушию. Она снисходительна к оратору. В то время как несчастные, напротив, склонны быть желчными и критическими.
Конечно же, реальная аудитория сочетает в себе все эти признаки, т.е. она может одновременно быть молодой и бедной, старой и богатой, старой и счастливой, старой и несчастной, старой и бедной. В зависимости от этих комбинаций реакции слушателей будут также сочетанием различных эмоций и чувств, направленности мысли.
В современной риторике существует термин «чувство аудитории» или ораторской коммуникативности. Это важнейшее качество убеждающей, воздействующей речи. Чувство аудитории выражается в ощущении живого общения с оратором. Слушатели видят, что выступающий человек разговаривает с ними, а не зачитывает свою речь. Такой эффект достигается несколькими способами.
Опытный оратор имитирует разговорную речь , используя короткие фразы, избегая газетных формулировок, книжных фраз и выражений. Несомненно, что книжные слова портят устную речь. Они связаны с некоторой торжественностью, с официальностью обстановки, то есть отдаляют оратора от аудитории, исключая необходимый с ней контакт. Книжная речь без обращения к слушателю менее конкретна. Отвлечённые понятия затрагивают только ум, а лектор должен затронуть ещё и чувства слушателя. Вот почему вполне понятно недовольство, когда о простых вещах говорят заумным языком. Нельзя говорить в пространство . Беседа с конкретными людьми делает речь доступной и выразительной.
Не менее важен и зрительный контакт с аудиторией. Необходимо смотреть на аудиторию, переводя взгляд с одного на другого слушателя. Взгляд в сторону или в окно говорит о неуважении к аудитории, нежелании говорить с нею, что снижает уровень общения оратора и слушателей.
Начинающему оратору трудно соблюдать все правила. Существуют четыре основных правила , помогающие на первых порах сформировать уверенность в себе и влиять на людей, выступать публично:
Начинайте речь с сильным стремлением дойти до цели. Создайте в себе подъём, вспомнив обо всех выгодах, которые принесут силы, потраченные на обучение. От силы стремления зависит быстрота достижения успехов. Нужно твёрдо знать то, о чём вы собираетесь говорить. Готовьтесь к выступлению, иначе вы будете чувствовать себя неуверенно. Проявляете свою уверенность . Действуйте смело и мужественно. Практикуйтесь . Это самое важное для достижения цели. Страх является следствием неуверенности, неуверенность исходит от незнания, само же незнание – результат недостатка опыта.
Залогом успеха любой деятельности являются три качества, определяющие отношения к себе и людям: уважение, любовь и мужество.
Несмотря на общие рекомендации необходимо знать и конкретные приёмы активизации внимания слушателей. Они помогут достичь коммуникативного успеха. Оратору приходится постоянно поддерживать внимание аудитории. Известно, что внимание пульсирует, то сосредоточено, то отвлечено. По этой причине речь должна делиться на части, после каждой следует привлечь внимание слушателей. Мы перечислим наиболее распространённые приёмы активизации внимания:
Создание проблемных ситуаций. (Давайте проверим, рассмотрим, предположим…); Использование местного материала в качестве аргументов; Обращение к личному опыту слушателей; Использование доказательств от противного; Приём личного присутствия, сообщение сведений имеющихся только у оратора; Использование наглядных пособий; Цифровые данные, необходимые для раскрытия темы.
Последний приём является успешным только в том случае, если приводятся только необходимые цифры, наиболее показательные статистические данные.
Цитирование в уместном масштабе.Учитывать информированность аудитории, чем менее образованы слушатели, чем многочисленнее, тем короче должно быть изложение, тем меньше вопросов необходимо рассматривать. Соблюдение этикета. Выбор уместной дистанции с аудиторией. Хорошая речь оратора, культура его речи. Мимика, жесты.
Выражение лица способствует установлению контакта с аудиторией. Улыбка – это лучший вариант для выражения отношения к слушателям и к своей деятельности, передачи чувства радости от встречи. В этом отношении большую роль играет язык тела. Положение головы, рук, туловища бессознательно выдают настроение человека, его отношение к окружающим.
Наибольшее количество информации поступает в первые четыре минуты после встречи, поэтому впечатление, произведённое за это время, оказывается решающим, оно влияет на установление контакта.
Начинающему оратору необходимо помнить: Движения должны быть естественными и умеренными. Однообразная поза, мимика, жесты утомляют слушателей. Интонация, содержание речи и манера держаться должны сочетаться и производить впечатление уверенности, убеждённости, способности владеть аудиторией.
Основы ораторского искусства включают в себя не только типологию ораторов, слушателей, но и способы устанавливать контакт с аудиторией, общие этические нормы общения. Здесь необходимо знание различных вариантов выступлений, слушателей, приёмов активизации внимания слушателей. Несомненно, что практика публичных выступлений формирует важные навыки речевой культуры, умения выбирать уместный вариант сообщения, обращения к слушателям, приобрести возможность закрепить свой успех ораторской деятельности и совершенствоваться в речевой культуре и культуре общения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рождественский Ю.В. Теория риторики.- М., 1997
2. Одинцов В.В. Речевые формы популяризации.- М., 1982
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Охарактеризуйте каждый из основных типов ораторов.
2. Какие типы аудиторий вы знаете?
3. Перечислите основные приёмы активизации внимания слушателей.