Какое краткое содержание в рассказе бежин луг. Бежин луг

Краткое содержание рассказа
Читается за 4 мин
Оригинал - 30 мин

В двух словах: Заблудившийся охотник набредает на группу ребятишек-пастухов. Он проводит ночь у их костра, слушая страшные истории о домовых, русалках, леших и водяных.

В прекрасный июльский день рассказчик охотится за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Домой он возвращается под вечер и вместо знакомых мест набредает на узкую долину, напротив которой стеной возвышается частый осинник. Пройдя вдоль осинника, охотник оказывается в котлообразной лощине с пологими боками. «На дне её торчало стоймя несколько больших белых камней - казалось, они сползлись туда для тайного совещания». В долине так глухо и уныло, что сердце у него сжимается.

Он понимает, что окончательно заблудился, и дальше идёт по звёздам. Взойдя на высокий, резко обрывающийся холм, он видит под собой огромную равнину, которую огибает широкая река. Прямо под обрывом в темноте горят два костра. «Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга». Охотник устаёт. Он спускается к кострам, у которых коротают ночь ребятишки, пасущие лошадей.

Охотник просится переночевать, ложится у костра и наблюдает за мальчиками. Старший из них - Федя - стройный, красивый мальчик лет четырнадцати, принадлежащий, судя по одежде, к богатой семье. У неказистого Павлуши умный и прямой взгляд, а в голосе звучит сила. Горбоносое, вытянутое и подслеповатое лицо Ильюши выражает тупую заботливость. И ему, и Павлуше не более двенадцати лет. Костя - маленький, тщедушный мальчик лет десяти с задумчивым и печальным взором. Прикорнувшему в сторонке Ване лет семь.

Рассказчик притворяется спящим, и мальчики продолжают разговор. Ильюша говорит о том, как пришлось ему с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней - никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек.

Новый рассказ начинает Костя. Раз плотник Гаврила пошёл в лес и заблудился. Стемнело. Присел он под деревом и задремал. Проснулся плотник оттого, что кто-то его зовёт. Смотрит Гаврила - на дереве русалка сидит, зовёт его к себе и смеётся. Гаврила взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно. «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». С тех пор Гаврила всё невесёлый ходит.

В отдалении раздаётся протяжный звук, в лесу отзывается тонкий хохот. Мальчишки вздрагивают и крестятся.

Ильюша рассказывает историю, которая приключилась на прорванной плотине, нечистом месте. Давным-давно там был похоронен утопленник. Однажды послал приказчик псаря Ермила на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит - на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил Ермил забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало Ермилу, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!»

Вдруг взлаивают и кидаются прочь собаки. Павлуша бросается за ними. Вернувшись, он говорит, что собаки почуяли волка. Охотник изумлён храбростью мальчика. Ильюша между тем рассказывает о том, как на «нечистом месте» встретили покойного барина, который искал разрыв-траву - уж очень могила на него давила. Следующая история - о бабе Ульяне, которая пошла в родительскую субботу ночью на паперть, чтобы узнать, кто умрёт в этом году. Смотрит - баба идёт, пригляделась - а это она сама, Ульяна. Затем Ильюша рассказывает поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения.

Помолчав немного, мальчишки начинают обсуждать, чем леший отличается от водяного. Костя рассказывает о мальчике, которого водяной утащил под воду. Засыпают ребята только к рассвету.

Рассказчик, «к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

Сейчас смотрят:

Каждый писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем романе "Евгений Онегин" тоже искал ответ на этот вопрос. В выражении мыслей и чувств поэта огромная роль принадлежит персонажам романа. Пестрой толпой проходят перед читателем Гвоздины, Пустяковы, Скотинины, "необходимые глупцы" великосветского общества. Может быть, в благополучной суете столичного дворянств

Английский писатель Артур Конан Дойль появился на свет 22 мая 1859 года в Эдинбурге в семье архитектора-художника. Когда ему исполнилось девять лет, поступил в иезуитский колледж, в чем ему помогли состоятельные родственники. Получив диплом, в 1876 году, вернулся домой и решил найти себя в медицине. Во время обучения в Эдинбургском университете знакомиться с некоторыми писателями и постепенно сам начинает увлекаться литературной деят

Роман "Евгений Онегин" был так назван в честь главного героя Евгения Онегина, но не менее важна роль Татьяны в романе. Татьяна Ларина – любимая героиня поэта, самый известный женский образ русской литературы. Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива… Поэт лишил её привлекательной внешности,

“Герой нашего времени” - произведение, созданное в последекабристскую эпоху. Попытка “ста прапорщиков” изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В романе получили преломление напряженные раздумья писателя об общих закономерностях развития человечества и об исторических судьбах России. В нем, как и в стихотворении “Дума”, внимание Лермонтова сосредоточено на современной ему эпохе. В образе Печорина Лермонтов

Творчество Лермонтова привлекает меня многим. Во-первых, творчество Лермонтова - яркое, своеобразное и всегда актуальное. Он пишет понятно, без лишних "премудростей" и излишеств. Все просто. А простота - сестра таланта, как и краткость, безусловно. Во-вторых, творчество Лермонтова всегда отличается каким-то одиночеством и отчужденностью. В его произведениях всегда есть нотка грусти и печали. Лермонтов - великий творец, и все его

Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Начав писать ее в 1863 году, он работал в течение 15 лет, до самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, которые произошли в ней. Это произведение было в то время новым и неожиданным, подобных которому еще не существовало в русской литературе. Глеб Успенский писа

Никогда Не была ты женою - Женихов отобрала. Война... Всю-то жизнь Оставалась одною, Женской радостью обделена... Ю. Друнина Шестьдесят с лишним лет назад на русских людей внезапно обрушилась страшная трагедия. Война - это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война - это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб. Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и неж

Роман «Обломов» (1858 г.) по праву считается лучшим произведением И.А. Гончарова. Он создавался на протяжении десяти лет и вобрал в себя философские наблюдения и размышления писателя. В «Обломове» Гончаров анализирует современную ему жизнь, размышляет об особенностях русского характера, свойствах русской души, смысле жизни. В центре романа находится образ Ильи Ильича Обломова, русского дворянина «лет 32 – 33-х от роду…с отсутствием

Дом моей бабушки Насти находится в слобожанском селе Петровка. Само строение мало чем отличается от других домов в этом селе. Дом невысок, на улицу выходят три окна, остальные - на подворье и в сад. К дому вплотную подступают вишневые, яблоневые, абрикосовые деревья. А ветки яблони лежат прямо на крыше. Почти до поздней осени часть крыши покрыта опавшими яблоневыми листьями, среди которых виднеются яблоки. Их, очевидно, клюют птицы, но

Школа 21 століття це перш за все сучасна школа. У ній будуть використовуватися останні розробки і наукові знання. Вже зараз багато шкіл наблизилися до звання школи 21 століття. У них на уроках використовуються сучасні способи подачі інформації. Наприклад, мультимедійні презентації, які дозволяють легше зрозуміти матеріал нових уроків. При цьому перевірка знань, хоча б частково, може бути перекладена на плечі комп’ютера. Проведення тесті

Перед вами – краткое содержание рассказа Тургенева «Бежин Луг». «Бежин Луг» входит в сборник рассказов «Записки охотника», написанных в 1847-1851 годах.

«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясное, утренняя заря не пылает пожаром: она различается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…»

Рассказчик охотился в лесу. Он «нашел и настрелял довольно много дичи».

После этого решил вернуться домой, однако заблудился и вышел к месту, известному под названием «Бежин луг». Там горел костер, возле которого находились крестьянские ребятишки. Они стерегли табун.

«Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков».

Охотник подсел к мальчикам.

Завязался разговор. Была удивительно прекрасная ночь. Костер был очень красив.

«Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение: пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнет голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь, добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом ».

Мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня.

Автор подробно описывает мальчиков – они совершенно разные, но их объединяет много общего - строгость, уверенность в себе, трудолюбие. Мальчишки варят картошку в котелке. Идет неторопливый разговор о нечистой силе.

Федя задает вопросы Ильюше о домовом:

Ну и что ж, ты так и видел домового?

Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя, отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица, - а слышал… Да и не я один.

А он у вас где водится? - спросил Павлуша.

В старой рольне.

А разве вы на фабрику ходите?

Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.

Вишь ты, фабричные!

Разговор о нечистой силе очень увлекает мальчишек. Затем речь заходит о Гавриле, слоботском плотнике, которого знают все мальчишки. Гаврила – угрюм и молчалив. Мальчики объясняют его характер встречей с нечистой силой.

«Вот пошел он в лес по орехи, да и заблудился; зашел - бог знает куды зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, - присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит - никого. Он опять задремал - опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется…

А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц - все, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, - а то вот еще карась бывает такой белесоватый, серебряный…»

Русалка звала Гаврилу к себе. Он сначала пошел. Но потом одумался и перекрестился. Класть крест ему было очень тяжело. Но после того, как он перекрестился, русалка уже не смеялась, а плакала. Гаврила спросил у нее: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка ответила: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на весели до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Костя продолжил:

«Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти… А только с тех пор он все невеселый ходит».

Все присутствующие заинтересованы рассказом. Обсуждают, есть ли поблизости русалки.

Потом Ильюша рассказывает о том, что приключилось на Варнавицах. Там похоронен утопленник. Утоп этот человек очень давно, когда пруд был глубоким. Могила его видна до сих пор. Местный приказчик отправил псаря Ермилу на почту.

Тог задержался в городе. Обратно поехал, будучи не совсем трезвым. Когда он проезжал мимо пруда, увидел на могиле барашка. Этот барашек был очень красивый, беленький, кудрявый. Ермил решил его ваять.

Однако лошадь вела себя очень странно: таращилась, трясла головой, сопротивлялась. Но Ермил все-гаки взял барашка. Едет и везет его с собой. Смотрит Ермил па барашка и замечает, что барашек смотрит ему прямо в глаза.

Мужику стало жутко. Он стал гладить барашка и говорить: «Биша, бяша». А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша».

Как только мальчик рассказал эту историю, собаки вдруг вскочили и куда-то убежали, сильно притом лая. Дети испугались. Но потом оказалось, что собаки просто что-то почуяли. Павел предположил, что они почуяли волка. Мальчики продолжают разговор. Речь заходит о покойнике, старом барине. Оказывается, он часто появляется в округе и что-то ищет. Один раз дедушка Трофимыч увидел его и спросил: «Что, батюшка Иван Иваныч, изволишь искать па земле?»

Покойный барии ответил, что ищет разрыв- траву. Она ему нужна, по тому что «могила давит» и барину «хочется вон…».

Ильюша говорит о том, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в атом году. В прошлом году баба Ульяна ходила па паперть. Ома сидела долго, но потом вдруг увидела мальчика. Он шел и не поднимал головы. Он умер весной. Затем Ульяна увидела саму себя. Федя возражает, что баба Ульяна не умерла. Но Ильюша ответил, что год еще не кончился. Если посмотреть на нее, то непонятно, «в чем душа держится».

Мальчики увидели белого голубка и предположили, что это летит на небо праведная душа.

Костя спросил, кто такой Тришка. Ильюша ответил, что это удивительный человек, который придет, когда наступят последние времена. Ему ничего нельзя будет сделать, он будет соблазнять народ. Тришка - это антихрист.

Во время солнечного затмения началась сильная паника. Ситуация усугубилась еще и тем, что издали все увидели человека со странной головой. Все подумали, что это идет Тришка.

«А человек- то это шел наш бочар, Вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан и надел».

Мальчики засмеялись и приумолкли. Над рекой кричит цапля, дети обращают на ее крик внимание.

Павлуша вспоминает о том, что в яме с водой в позапрошлом году утопили Акима-лесника воры, и душа его жалуется. Поэтому, если проходить мимо, можно услышать стон.

Мальчики начинают говорить о лешем, о лягушках. Разговор увлекает их, они спорят. Павел собрался за водой. Ильюша предостерегает его, говорит, что может утащить водяной. Именно это и случилось с Акулиной после чего она сошла с ума.

Потом Костя вспоминает мальчика Васю, который утонул в реке. Его мать, Феклиста, очень любила сына. Она словно предчувствовала, что сын погибнет от воды. Утонул он как раз тогда, когда мать была рядом. С тех пор Феклиста тронулась умом.

Возвращается Павел и говорит, что слышал Васин голос. Тот звал его. Однако Павел успел уйти, даже набрал воды. Федя говорит, что звал его водяной. Ильюша замечает, что это плохая примета. Однако Павел возражает: «своей судьбы не минуешь», поэтому не стоит обращать внимания.

Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Наступает чудесное утро, которое описано очень подробно. Автор уходит от костра. Позднее автор узнал, что в том же году Павел погиб. «Он не утонул: он убился, упав с лошади». Автор с жалостью творит, что Павел был замечательным парнем.

XIX век подарил русскому обществу много знаменитостей, которые вошли в историю, значительно пополнили и обогатили культурное наследие. Среди всей плеяды этих замечательных людей стоит выделить . Буквально с первых строк его произведений можно понять, насколько автор влюблен в родную природу, ценит душевную красоту простых людей. И кратчайшее содержание рассказа «Бежин луг» это полностью подтверждает.

Ценителям русской литературы известно о цикле рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника», которым удалось появиться на свет в результате знакомства автора рассказа «Бежин луг» с критиком В.Г. Белинским.

В 1845 году Тургенев все лето провел в русской деревне, где большую часть досуга отводил на охоту и беседы с деревенскими жителями, чаще всего с детьми.

Спустя 5 лет в Петербурге русский классик представил на суд читателей 8-й по счету рассказ «Бежин луг» из цикла «Записки охотника». Роль природы в рассказе велика и позволяет читателю наслаждаться яркими картинами.

Первая публикация была в популярном в то время журнале «Современник». В окончательном виде сборник на момент 1874 года включал уже 25 рассказов.

Обратите внимание! Так о писателе отзывался А. И. Незеленов: «Тургенев — великий живописец природы, и все его очерки народной жизни, как в прекрасную рамку, вставлены в художественные и живые описания ее».

Краткое описание героев

В июле на дворе стояла отличная погода, соблазнившись которой рассказчик отправился на охоту за тетеревами. Настреляв много дичи, охотник решил уже возвращаться домой, но заметил сквозь сгущающиеся сумерки вокруг себя незнакомый осиновый лес.

Мужчина решил выбираться из незнакомых мест и прошел сначала влево версту, а затем вправо. Так вместе с собакой Дианкой охотник вышел на обрыв холма, с которого в долине, окруженной рекой, смог разглядеть два разожженных костра и людей вокруг них.

Местные жители эту равнину называли «Бежин луг». Вокруг костра, к которому приблизился охотник, сидело пять ребят. Дети вышли в ночное пасти коней и коротали время у костра. Охотник попросился на ночлег, и, притворившись спящим, стал незаметно наблюдать за мальчишками и слушать их страшные рассказы.

Компания состояла из:

  • Павлуши
  • Ильи;
  • Федора;
  • Ивана;
  • Кости.

Внимательный автор рассказа «Бежин луг» очень точно описал внешность парней, позволяющую разгадать читателю основные черты характера, присущие героям произведения. Явно видно, насколько позитивно относится сам Иван Сергеевич к деревенским детишкам, которые поражают его своей непосредственностью, трудолюбием и искренностью.

Характеристика Павлуши

Этот парень не может похвастать внешней красотой, но голос и жесты выдают в нем сильный характер.

Состояние одежды подтверждает, что семья его живет бедно.

Заплатки на штанах, навыки в приготовлении пищи, знания в области птиц, зверей и рыб позволяют сделать выводы о том, что парню пришлось рано повзрослеть.

Проявлением его смелости стал поступок, когда он с одной хворостиной пустился на поиски волка. Предпочитает относиться к происходящему с фатализмом.

Описание Ильи

По-другому предстал перед охотником Илюша. Необычным было его лицо, на котором расположился нос с горбинкой, и застыло выражение постоянной тревоги и беспокойства.

Предположительно, парню исполнилось 12 лет. Плотно сжатые губы редко размыкались. Глаза были прищурены, а брови сдвинуты на переносице.

Илья вместе с братом работал на бумажной фабрике. Был расположен верить во все народные примеры и поверья, к которым снисходительно относился Павлуша.

Характеристика Федора

С первых строк описания Феди становится ясно, что парень во всем отличается от окружающих его детей. Ему исполнилось 14 лет. Черты лица парня тонкие, красивые, выдающие его благородное происхождение. Кудрявые волосы, светлый цвет глаз и блуждающая улыбка на губах.

Качественная дорогая одежда, уверенное с достоинством поведение выдавали в нем выходца из богатой семьи. В ночное он выбрался ради интереса и забавы, а не с целью заработка.

Характеристика Ивана

Цитаты автора произведения «Бежин луг» помогают точно представить образ Ивана: «лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».

Ивану исполнилось лет 7, что объясняет его склонность ко сну, а не разговорам, которым ребята отвели большую часть времени. Но даже короткое сравнение ночных звезд с волшебными пчелками, которое произвел Иван, позволяет судить о нем, как о чутком и любознательном мальчике.

Описание Кости

Небольшое и заостренное личико Кости внешне очень напоминало милую мордочку белки. Черные глаза на веснушчатом лице очень были заметны. Несмотря на 10 лет, мальчик не отличался высоким ростом и плотным телосложением. Даже его голосок был тонким. Одежда была потрепанная и изношенная. Характер у паренька был трусливый, а вид задумчивый. Но, даже испытывая страх, Илюша все равно ходил с ребятами в ночное.

Полезное видео: краткое содержание «Бежин Луг»

Дальнейшее содержание рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» выполнить кратко достаточно трудно. Ребята начинают рассказывать истории-страшилки, готовя в котелке картошку. Федор с живым интересом спросил у Павла, видел ли он домового. Тот ответил, что нет. Тут же Илья рассказал, как однажды заночевав на фабрике, им случилось услышать нечто необычное, что очень походило на домового.

Костя в свою очередь рассказал историю о плотнике Гавриле, которому случилось в лесном походе за орехами встретить русалку, сидящую среди ветвей. Необычное создание заговорило с Гаврилой, а тот от страха стал креститься. Русалка сменила свой смех на плач. А когда плотник спросил, что случилось, она ответила, что не жить им вместе теперь, а чтобы не одной ей пришлось плакать, компанию ей составит и сам Гаврила. С тех пор мужчина ходит хмурый.

Дальше парни поужинали картошкой и продолжили беседу о страшных персонажах. Следующая история была о прорванной плотине, на которой давно похоронили утопленника.

Псарю Ермилу довелось выполнить задание и держать выпившим обратный путь через гиблое место плотины.

На могиле утопленника он увидел барашка, которого и взял с собой. Заметил мужик, что барашек пристально на него смотрит, погладил его, приговаривая «бяша, бяша». А в ответ оскалившаяся морда барашка произнесла: «бяша, бяша».

Сразу после этих слов с места сорвались собаки детей с громким лаем и пропали в темноте. Вслед за собаками в темноту отправился Павлуша, а парни наложили вокруг себя камней. Спустя некоторое время вернулся на лошади Пашка вместе с собаками.

Дальше была еще история о барине и «разрыв-траве», о сидящей на паперти бабе Ульяне. Было уделено внимание солнечному затмению, концу света и «чудесному» Тришке. После речь пошла о леших, русалках, водяных, сумасшедшей девушке Акулине и утопленнике Васе.

После трехчасовых рассказов, уставший охотник уснул, а проснулся на рассвете. Все дети, кроме Павлуши, спали. Кивнув ему, мужчина отправился искать дорогу домой. В этом же году охотнику стало известно о смерти Павла. На этом рассказ «Бежин луг» заканчивается.

План рассказа «Бежин луг» можно представить следующим образом:

  1. Охотник заблудился.
  2. Ночная встреча.
  3. Рассказы-страшилки.
  4. Дорога домой.

Вклад И. С Тургенева в мировую литературу очень велик.

Русский классик впервые познакомил читательскую аудиторию с детским миром обычных крестьянских детей. В своих произведениях автор призывает воспитывать детей в любви к природе, окружающему миру и труду. Велика роль природы в рассказе. Как ярко и красочно Иван Сергеевич описывает рассвет, закат и простую рощу – те природные явления, которые человек видит ежедневно и не замечает их прелести.

Полезное видео: «Бежин луг» – за 10 минут!

Вывод

Основной смысл рассказа «Бежин луг» – передать читателю восхищение автора красотой жизни, природой и окружающими простыми людьми.

  1. Федя -Самый старший из деревенских мальчишек.Его облик говорил о том, что белокурый, с тонкими правильными чертами лица, он был из обеспеченной семьи, для которого событие, собравшее в этот день мальчиков вместе — очередное развлечение, а вовсе не необходимость.
  2. Павлуша -второй мальчик, с виду был неказист, но отличался умным взглядом и сильным голосом.
  3. Ильюша -внешне не выделялся значительным обликом, лицо его не выражало особых эмоций, кроме тупой, болезненной заботливости. Эти двое на вид были чуть младше Феди года на два.
  4. Костя -на вид около десяти лет, самыми выразительными были печальные и задумчивые глаза. В них было так много всего, о чем ему хотелось сказать, но достаточного количества слов в существующем языке просто не находилось.
  5. Ваня -Самый маленький и молчаливый среди них.

Июльский день охотника

Рассказ начинается с описания удивительной природы. Он легко воспринимается несмотря на большое количество старинных слов, которые не применяются в современной разговорной речи. Повествование ведется от лица главного героя, охотника, отправившегося за тетеревами в Тульскую губернию.

Он красочно описывает не свою удачную охоту, а «прекрасный июльский день», который радует теплом и целой гаммой удивительных красок, сменяющих друг друга в течение всех суток. Вместе со своей собакой Дианкой, он держит свой путь, по, казалось бы, знакомым ему местам до самого глубокого вечера. И вот бы уже возвращаться домой, но за холмом не оказалось знакомой долины.

Путник заплутал и попал совсем в незнакомые края, из которых с быстро опускающейся на землю темнотой выйти уже невозможно. Деваться ему некуда, и он просто движется вперед, через некоторое время, натыкаясь на группу деревенских мальчишек, к которым и примыкает до самого утра.

Ребята оказались пастухами, которые в ночное время пасли табун лошадей. Охотник, немного поговорив с ребятами, располагается неподалеку от компании, притворившись спящим и долгое время, почти до самого утра, слушает их беседы.

Истории у костра

Удобно расположившись у костра, мальчишки начинают рассказывать истории о нечистой силе. Ильюша поведал всем о домовом, которого удалось услышать вместе с другими ребятами, заночевав на бумажной фабрике. Он никому не показывался, но создавал много шума, то ступеньки скрипели, то вещи по воздуху передвигались, то кашель жуткий раздавался, наводя страх на всех присутствующих.

Костя поделился историей про слободского плотника Гаврилу, которому случилось увидеть прекрасную русалку, зовущую его к себе. Но вовремя наложив на себя крест, Гаврила спас себя от неминуемой гибели, но навеки лишил себя радости, став угрюмым и невеселым.

Ильюша продолжил беседу новым рассказом о псаре Ермиле, который возвращался однажды домой мимо пруда, рядом с которым когда-то был похоронен утопленник. И встретил поздним вечером на том месте он белого барашка, решив забрать его с собой. Да только лошадь его долго не давала подходить к ней с этим барашком, да и взгляд у него был человеческий. А уж то, что баран заговорил, вовсе невиданное дело.

Истории ребят прервал лай собак. И Павлуша побежал за быстро умчавшимися собаками. Обратно вернулся он на скакуне, бодрый и тяжело дышащий, предположивший, что это могли быть волки, чем вызвал уважение слушавшего их охотника. Не побоялся парнишка один, даже без хворостины, умчаться в темноту, навстречу предполагаемым врагам.

Поведал Ильюша друзьям и о покойном барине, который являлся живым. Искал он все травы, которые помогли бы ему из могилы выйти. И рассказал историю про бабку Ульяну, помнившей о том, что сидя на паперти можно увидеть людей, которые умрут в следующем году, встретила там и мальчика, которого уже и в живых нет и себя саму. И про Тришку услышали ребята.

Являлся он людям в последние земные дни их. Решил народ, что настали такие дни и бочара Вавила, шедшего с новым купленным пустым жбаном на голове, приняли за Тришку. Кинулись все спасаться в разные стороны.

И про водяного ребята говорили. Думают все, что Акулина-дурочка из их мест и потеряла разум, как с водяным встретилась. И про мать вспомнили, у которой сын в реке этой утонул.Предутренняя тишина сморила ребят. Затихло все, и разговоры смолкли. Охотник собрался в дорогу, и оставил ребят.

Спустя время, охотник узнал, что одного их этой компании ночных пастухов не стало. Через некоторое время после этой ночной встречи Павлуша убился на своей лошади.

Тест по рассказу Бежин луг

Рассказ начинается описанием великолепного летнего утра. Автор охотится в лесах. Настреляв дичи, он к вечеру решает возвращаться домой, но в наступившей темноте теряет дорогу и выходит к Бежину лугу, где видит костер, а вокруг него крестьянских детей, которые пришли в ночное. «Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». Автор объясняет детям, откуда он, и присаживается к костру. Следует описание ночи, той особой атмосферы таинственности, которая опускается на все в подобное время. Всего мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Старшему, Феде, на вид можно было дать лет четырнадцать. Автор подробно описывает внешность и особенности одежды всех мальчиков, и в этих деталях отчетливо просматривается разница их характеров. Мальчики варят в котелке картошку. Автор притворяется спящим, и разговор у костра возобновляется. Выясняется, что предметом обсуждения является нечистая сила и истории, с ней связанные. Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике. Костя повествует о слободском плотнике (остальные мальчики его хорошо знают), известном своей угрюмостью. Его невеселый нрав объясняется случаем, про-изошедшим с ним во время похода в лес за орехами. Плотник заблудился и к ночи задремал поддеревом. Услышав сквозь сон, что его кто-то зовет, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился. Тогда русалка перестала смеяться и заплакала. На вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в «весельи», теперь же он перекрестился, и это стало невозможно. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суждено до конца дней печалиться. С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не улыбается. Другие дети живо реагируют на рассказ, обсуждают, есть ли в этой местности русалки, Федя, как самый старший, выражает скепсис по поводу рассказываемых историй. Однако Илюша рассказывает другую быль – о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул). Местный приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, выпил и возвращался уже ночью. Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белый и кудрявый. Несмотря на странную реакцию лошади, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. Ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить «Бяша, бяша». А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша». В этот момент собаки вскакивают и бегут куда-то. Дети пугаются, но выясняется, что это просто кони чего-то испугались – то ли ночной птицы, то ли волка. Через несколько минут все успокаивается. Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников. Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв-траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в прошлом году, и себя саму. На возражение, что бабка Ульяна еще жива, Илыоша отвечает, что год еще не кончился. Далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении), бывшем не так давно. Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что «Тришка придет». На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять парод христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать – ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести. В деревне многие ожидали, что именно во время солнечного затмения Тришка и заявится. Даже выбежали на улицу и в поле и стали ждать. Один из жителей, бочар, подшутил над ними – надел на голову пустой жбан и испугал всех. Над рекой кричит цапля, дети живо реагируют на это, Павлуша замечает, что это, возможно, душа Акима-лесника жалуется на обидчиков (лесника в прошлом году утопили грабители). Между детьми возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти. Когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают Акулину-дурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как ее утащил на дно водяной н там «испортил». Затем вспоминают о мальчике Васе, который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды. Вернувшийся от реки Павел сообщает, что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе. Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Следует описание звездного неба, ночного леса, затем – картина наступления утра. Автор встает и уходит от костра. В том же году (автор об этом узнает позднее) одного из мальчиков (Павла) не стало, по он не утонул, а ушибся, упав с лошади.