Экологическая беседа в библиотеке. Час открытий «удивительный и загадочный мир природы» в библиотеке-филиале n6 посвятили дню земли

«В союзе с природой»

День информации по экологии

Составитель - Арихина Светлана Анатольевна,

заведующаяКозьминской библиотекой

МБУК «Ленская межпоселенческая

библиотека»

Тема дня информации выбрана не случайно, ведь 2013 год в России -Год защиты окружающей среды. Это мероприятие, наряду с другими формами работ с экологической направленностью (эколого-природоведческая игра «Загадки животного мира», конкурс детского рисунка «Природа в детском рисунке: любимое время года» и др.) проведено в Козьминской сельской библиотеке в период летних каникул для школьников-участников детского оздоровительного лагеря «Солнечный».

Цель: экологическое просвещение, формирование экологической культуры у читателей-подростков и юношества.

· Развитие любознательности, интереса у подростков и юношества к литературе о природе, животном мире,

· Привлечение внимания читателя к экологическим проблемам с помощью книг;

· Развитие умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни;

· Формирование эмоционального, нравственного, этического и эстетического отношения к природе, окружающему миру.

Читательский адрес: читатели-подростки и старшеклассники.

Программа Дня информации

2. Тематический обзор представленной выставки

3. Консультации

5. Мастер-класс «Волшебный цветок»

Книжная выставка «Зеленый дом и мы в нем»

Эпиграф 1: «…Природа сама выбирает среди людей тех, кто может стать ей истинным другом и защитником. Ведь она такое же живое существо, как и человек, имеет свое сознание, мысли, развивается и живет по своим законам. Природа не только выбирает себе единомышленников, но и в нужную минуту подсказывает, остерегает и даже спасает от смерти».

(Петр Маркин)

Эпиграф 2: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять - надо их открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях - разные ценные животные. Будем охранять леса, горы, степи. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

(М.М.Пришвин)

Разделы:«В царстве флоры и фауны»;«Лесная аптека» на службе человека»; «Братья наши меньшие»; «Красная книга - сигнал опасности».

Для оформления выставки можно использовать: гербарии, букеты сухоцветов, изделия из бересты и природного материала (шишки, ракушки, камни, причудливые корни, ветки, макет птичьего гнезда и др.), а также фотографии животных, птиц, окружающей природы. Эти дополнительные компоненты сделают выставку более яркой, содержательной, необычной, тем самым привлекающей внимание большего количества пользователей.

Тематический обзор выставки

Здравствуйте, друзья, юноши и девушки! Хочу обратить ваше внимание на представленную выставку, название которой говорит само за себя - «В союзе с природой». Обзор хочется начать одним из представленных здесь эпиграфов: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять - надо их открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях - разные ценные животные. Будем охранять леса, горы, степи. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». (М.М.Пришвин)

1-ый раздел выставки приглашает вас очутиться в царстве флоры и фауны нашей планеты. Книга Ю. Дмитриева «Книга природы» - посвящена живой природе -деревьям и травам, кустарникам и мхам, грибам и насекомым, земноводным и пресмыкающимся, птицам и зверям. Книга эта построена по принципу энциклопедии, т. е. название растений и животных расположены в алфавитном порядке, поэтому вы можете быстро отыскать рассказ о любом из них. Например, если вы хотите узнать только о грибах, или только о птицах, или только о деревьях - вам поможет ключ-таблица. В ней перечислены все объекты живой природы, для удобства после названия каждого растения или гриба указаны номера страниц, где о них говорится в книге.

Так же хочется обратить ваше внимание на следующую книгу, представленную в этом разделе, название ее - «Самые удивительные растения» . Посмотрите, книга эта очень красочна, хорошо иллюстрирована. Здесь говорится и об экзотических заморских растениях, и о тех, которые мы с вами встречаем в нашей местности: это папоротники, плауны, борщевики. Каждое из этих растений имеет свои секреты, подробней о которых вы можете узнать, прочитав эту книгу.

Как вы думаете, можно ли к растениям-друзьям отнести лекарственные растения? Конечно можно, вы правы. О них как раз следующий раздел нашей выставки «Лесная аптека на службе человека».

В первую очередь хотелось бы представить книгу нашего северного автора Ф.Чумакова «Поклонись ягоде» . Оказывается, в лесах Архангельской области встречается более тридцати видов растений, ягоды которых полезны человеку. Одни из них съедобны и являются витаминным пищевым продуктом, другие несъедобны и даже ядовиты, но все без исключения ягоды - это ценнейшее лекарственно-техническое сырье. Автором освещены вопросы правильного сбора, переработки и употребления в пищу этого любимого всеми нами северного лекарственного лакомства.

Что там говорить, человек ещё с незапамятных времён заметил, что некоторые растения излечивают от недугов. Звери тоже зачастую травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Нам, людям, разыскивать не надо, ведь книги всегда придут на помощь и ответят на интересующие нас вопросы. Вот и в «Целебном лукошке» доктора биологических наук Ю.Синадского на конкретных примерах рассказано о лекарственных растениях, сборе и применении их человеком. А лукошко действительно чудесное… ну, например, знаете ли вы, что красная смородина, которая растёт практически у каждого из вас в палисаднике, содержит антоциан, особое вещество, которое придаёт этой ягоде красный цвет, влияет на кровообращение человека: увеличивает количество эритроцитов, тромбоцитов, повышает гемоглобин. А кто из вас может сказать, чему же присуща жёлтая окраска овощей и ягод? Какому полезному компоненту? На этот и другие вопросы вы ответите без труда, прочитав эту интересную и, безусловно, полезную книгу.

Любителям «зелёной домашней аптеки» будет так же интересен «Справочник по лекарственным растениям». Его авторы описывают, как определить лекарственное растение по внешнему виду, каковы особенности его биологии, где оно произрастает, каков его химический состав, лекарственные свойства. По каждому виду приводятся основные правила сбора, хранения и сушки, а также требования к качеству лекарственного сырья. Справочник содержит цветные иллюстрации.

Перед вами энциклопедия «Я познаю мир: животные» В этой книге собраны небольшие истории о животных, которые населяют наш мир. Многих из них вы хорошо знаете, о других только слышали или читали, третьих наверняка видели в телепередачах «В мире животных», «Одиссея Кусто» и др. Энциклопедия снабжена прекрасными иллюстрациями.

На выставке представлена ещё одна энциклопедия из серии «Я познаю мир» - это «Живая природа от А до Я». Вкниге показан животный мир нашей планеты во всём его разнообразии. В увлекательной форме авторы рассказывают о самых интересных особенностях каждого животного.

А вот ещё одна интересная и познавательная книга из этого раздела: «1000 вопросов о жизни животных» . Какое из ныне существующих животных на Земле самое большое? А самое маленькое? Можно ли найти в ближайшей луже современника динозавров? Правда ли, что змеи живут триста лет? Вынашивают ли рыбы детёнышей в сумках? Ребята, вы знаете ответы на эти вопросы? Если нет, то тем, кто интересуется зоологией, путешествиями, приключениями, эта книга окажет неоценимую помощь, ибо составлена на основе не только современных научных данных, но по рассказам отважных путешественников в самые отдалённые уголки мира.

А теперь переходим к заключительному разделу нашей выставки, название которого говорит само за себя - «Жалобная книга природы».

Представляю вашему вниманию «Красную книгу Архангельской области» - это официальный справочник, включающий в себя данные о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах дикорастущих грибов, растений и диких животных. В книге приведены данные о принятых и необходимых мерах охраны по 5 видам грибов, 10 видам лишайников, 46 видам мхов, 90 видам сосудистых растений, 4 видам беспозвоночных и 48 видам позвоночных животных. Подробнее вы можете познакомиться с этим изданием в читальном зале нашей библиотеки.

Так же хочется обратить ваше внимание на книгу Сосновского И.П. «Редкие и исчезающие животные» . Редкие и исчезающие животные - такова фабула этой книги. А как же правильно толковать понятия «редкие» и «исчезающие»? Применительно к животным - это две категории, и определены они в Красной книге. А как именно определены, вы узнаете, непосредственно ознакомившись с этим изданием. Также хочется заметить, что это предлагаемое вам справочное издание не совсем обычно. Его автор - заслуженный работник культуры - как бы перелистывает страницы Красной книги и в виде очерков с элементами занимательности рассказывает и жизни редких и исчезающих животных нашей страны - об их повадках, характерных особенностях, о той опасности, которая им угрожает, и мерах, принимаемых для их спасения.

Следующая книга, представленная в этом разделе - это «Красная книга России: Растения» Данное издание включает в себя лишь малую часть растений, уже занесённых в Красную книгу, и растений, нуждающихся в государственной охране. Оно выстроено по алфавитному принципу. В заголовке каждой словарной статьи сначала приводится русское название растения, затем ботаническое (по-латыни), указывается принадлежность его к тому или иному семейству. Далее дается краткое описание этого растения, указываются места его произрастания, а также заповедники и заказники, где оно охраняется. Многие словарные статьи сопровождаются интересными рассказами об истории того или иного цветка кустарника, дерева. Книга содержит иллюстрации.

В заключении хочется сделать такой вывод - как мы видим, человек тесно связан со всеми живыми существами Земли. Альберт Щвейцер замечательно сказал, что «чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше мы осознаём, что она наполнена жизнью, и тем ясней становится, что жизнь есть тайна и мы связаны со всем живым в природе». «В союзе с природой» - именно так называется сегодняшний День информации. Хочется, чтобы этот союз креп и совершенствовался. Мы с вами должны помнить - наша страна и планета Земля в целом - это наш родной дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Нужно помнить, что природа -беззащитна, а вокруг столько жестокости и равнодушия к ней. Леса, реки, животные, птицы оказываются в настоящее время на краю гибели. И пусть больших глобальных проблем нам не решить, в наших с вами силах все-таки кое-что сделать - это и посадить дерево, и подкармливать птиц, и не мусорить, не загрязнять окружающую нас родную природу.

Консультации.

Ребята, если у вас возникли какие-то вопросы по представленной на выставке литературе, обращайтесь, мы поможем вам на них ответить.

А теперь хочу обратить ваше внимание на это чудо-дерево. (Нужно заранее приготовить цветочный горшок, в него « посадить» сухой отмирающий куст, на который привязать нитками (или тонкой проволокой) листья из зелёной цветной бумаги. На внутренней стороне листочков написать вопросы викторины). Итак, как вы прекрасно знаете, на нашей планете существует множество видов деревьев и кустарников, бывают деревья грушевые (груша), яблочные (яблоня), мандариновое дерево и т.д., а у нас в библиотеке «выросло» викториновое дерево, на каждом листочке которого содержится определенный вопрос викторины. Ваше задание - по очереди подходить к нему, переворачивать листья и отвечать на указанные там вопросы.

1. В названии какого лишайника спрятаны ценности? (Кладония - клад)

2. Какие грибы разрушают валежник? (Дождевики)

3. Иногда это растение называют «лесным перцем», по форме его лист напоминает след копыта лошади. Назовите это растение. (Копытень)

4. Как называется хозяин русского леса, его живая эмблема? (Бурый медведь)

5. Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу ещё очень холодно. У них нет меха - только колючки. Малышам холодно и в норе, особенно когда мама уходит за кормом. Уходя, ежиха заворачивает детишек в сухие листья - для сохранения тепла. Дайте общее название такому поведению. (Забота о потомстве)

6. Какого маленького зверя не ест ни лиса, ни хорь? (Животных из семейства землеройковых, так как они издают отталкивающий мускатный запах)

7. Эта змея «видит» тепло. Даже слепая, без слуха и обоняния находит теплый предмет. Как она называется? (Щитомордник)

17. Как называется помесь тетерева с глухаркой? (Межняком)

18. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается)

19. Название этого червя происходит от атмосферного явления. Кто он? (Дождевой червь)

20. Из древесины какого дерева делают контрабасы? (Из древесины кавказской пихты).

Мастер-класс «Волшебный цветок»

Ребята, а сейчас приглашаем вас на мастер-класс. Сегодня мы вместе с вами смастерим волшебный цветок. Обратите внимание, что лепестки этого цветка сделаны из бересты. Такой цветок украсит ваш дом, наполнит его теплом, а ещё его можно подарить близким и друзьям. Для его изготовления необходимы: береста, пластмассовый горшочек, веточки берёзы, холщовая тряпочка 6Х15 см, тесьма, пластилин, сосновая шишка, ножницы, клей ПВА.

Горшочек смажьте клеем с внешней стороны. Аккуратно оберните его холщовой тряпочкой. Подождите, пока клей высохнет. Заполните внутреннее пространство горшочка пластилином. Стебелек цветка предлагаем сделать из берёзовых веточек. Можно использовать веточки разной толщины, а их количество - от 5 до 25. Свяжите веточки в пучок и аккуратно закрепите его на пластилине в центре горшка. Вокруг закрепите мох.

Из бересты вырежьте овалы - лепестки для цветка. Если хотите, чтобы ваш цветок напоминал розу и был пушистым, потребуется 10-12 лепестков. А для полевой ромашки достаточно 5-7 лепестков. Внутреннюю часть шишки наполните клеем. Последовательно закрепите берестяные лепестка. Когда клей хорошо просохнет, подготовленный цветок приклейте к стебельку. Вокруг горшочка завяжите тесьму на бантик.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Указом Президента Российской Федерации 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом экологии.
Библиотеки Тогучинского района вносят свой посильный вклад в сохранение окружающей среды, воспитание любви к родной природе.
16 марта в библиотеках г. Тогучина и Тогучинского района прошел ЭКО – день в библиотеке «Книга нам откроет дверь в мир растений и зверей» (по целевой программе «Школа экологических знаний «Окно в природу»), который посетило 397 человек.
Библиотекари отдела обслуживания центральной библиотеки Галактионова Н. Н. и Пуркина С. В. рассказали о том, как с глубокой древности люди знали о целебных свойствах растений, постигали целебные свойства трав и передавали накопленные знания из поколения в поколение. Гости узнали много нового о лекарственных растениях, которые растут не только в лесу, на полях и лугах нашей необъятной России, но и даже возле своего двора можно найти очень много полезных растений. В течение мероприятия презентация дала возможность познакомиться с некоторыми из них воочию. В конце мероприятия гости познакомились с выставкой «Растения, которые нас лечат». На выставке была представлена литература о лекарственных растениях, о фитотерапии (траволечении). О том, когда лучше всего собирать иван-чай и тысячелистник, крапиву и подорожник, сушить листья смородины и малины, а так же, как с помощью этих и других трав поправить свое здоровье, продлить красоту и молодость, читатели библиотеки смогут узнать, воспользовавшись представленными на выставке справочниками, энциклопедиями, книгами, брошюрами и журналами.
Для учащихся 7-х классов СОШ №4 в детском отделе ЦБ прошел экологический урок-диалог «Земля наш дом!». На уроке ребята совершили виртуальное путешествие в удивительный мир природы. Узнали, какую роль играет человек в охране природы. Они активно беседовали, отвечали на вопросы, определили связь человека с окружающей средой. Посмотрели видеоролики об исчезающих животных, о роли леса в жизни человека, познакомились с экологическими проблемами, которые возникли по вине человека. Самостоятельно сформулировали и обосновали правила поведения в лесу. В заключительной части мероприятия, дети дали обещание БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ.
Городской филиал № 3 провел ЭКО – день с учащимися 2 «А» класса Т.С.О.Ш.№ 3. Мероприятие прошло в форме виртуального путешествия «Сохраним зеленый мир!». Дети узнали много интересного о богатствах лесных массивах, его обитателях, о значении леса, его охране, запомнили правила поведения в лесу. Отвечали на вопросы экологических загадок. Приняли участие в интерактивной игре «В мире животных». Встреча прошла оживлённо, открыла для присутствующих много неизвестного для них в окружающем мире природы.
Для учащихся 6 класса ТСШ № 5 в библиотеке городского филиала № 35 прошёл день экологический знаний. Ученики побывали на «лесной поляне» и «поляне цветов», сделали остановку « В мире животных», где листая Красную книгу НСО, вспоминали правила поведения в лесу и думали над тем, как сохранить исчезающие виды. На «Поляне Загадочная» вспоминали пословицы и поговорки, отгадывали авторов книг о природе. В ходе экологической игры ребята узнали много нового из жизни живого мира нашего края, проявили интерес к книгам о природе, познакомились с книжной выставкой «Биоинформация: Царица – водица». В завершении встречи ребята с удовольствием отправились по удивительным природным уголкам Тогучинского района и Новосибирской области (посмотрев электронную презентацию «Дюжина чудес родного края»).
В городском филиале № 1 Тогучинской МЦБ познакомились с удивительным многообразием книг о природе, представленных на выставках «Мы с книгой открываем мир родной природы» и «Мы пассажиры одной планеты, одного корабля», также смогли полюбоваться картинами В. Бушнева, представленными на арт – выставке «Свет и тепло сибирского пейзажа». А для учащихся 4 «Б» класса средней школы № 2 библиотекари С. В. Зуева и Л. В. Мелехина подготовили час интересных сообщений «Мир живой природы» и провели викторину «Зоологическое ассорти». Ребята знакомились с произведениями детских писателей – натуралистов, рассматривали красочные энциклопедии и иллюстрации в книгах. Школьники узнали много нового о жизни животных и растений: например, какой длины уши у слона и сколько пар глаз у паука, и ещё много интересных фактов из мира Природы. Ребята показали себя настоящими знатоками природы: отгадывали загадки, отвечали на вопросы, играли и в, заключении мероприятия, каждый получил книжную закладку с книгами о природе. Надеемся, что юным читателям захочется узнать ещё больше о жизни птиц и зверей, растений и насекомых. И в этом им помогут книги о природе.
Репьевская сельская библиотека провела познавательно-игровую программу по экологии "За природу в ответе и взрослые и дети". Мероприятие прошло в школе, участвовали ребята из начальных классов. Перед началом игровой программы показали видеосюжет о природе, подготовили слайд программу. Ребята с удовольствием, с азартом участвовали, присутствовал дух состязания, оказалось дети много знают и любят природу, очень ответственно подошли к домашнему заданию, нужно было каждому классу подготовить плакат "Береги природу".
В рамках Года экологии в России в библиотеке посёлка Горный состоялся День Экологии. Сценарий, разработанный библиотекарем Тамарой Сергеенко, включал в себя познавательную игровую программу по Красной Книге, театрализованную мини-постановку, в которой были задействованы Динозаврик, бабушка Динозаврика, а также двоечник и прогульщик Федька Сороконожкин (в исполнении работников библиотеки Татьяны Смирновой, Любови Мацнёвой и работника Дома культуры Евгения Суховий), а также были использованы видеоролики, соответствующие теме.
Ведущая программы, работник библиотеки, Елена Бородаева, в роли Хранительницы Всемирной Истории провела с ребятами интерактивную беседу о современных экологических проблемах, о Красной Книге, о том, как важно всем нам беречь и охранять природу. В завершение была проведена акция-обращение ко всем жителям земли «Наведём порядок на планете!». Мероприятие посетило учащиеся 1-х и 2-х классов Горновской средней и начальной школ.
В библиотеке Городского КДЦ прошла экологическая викторина «Полна загадок чудесница – природа». Целью было формирование высокой культуры поведения человека в окружающей среде, привитие любви и ответственного отношения к природе. На мероприятие пришли учащиеся из ТСОШ № 4, 4 и 8 классы. Школьникам было рассказано о красоте родного края, о бережном отношении к окружающему миру. Учащиеся 8 класса разделились на две команды. « Лучик» и «Звёзды». Они показали хорошие знания в области экологии, наблюдательность. Угадывали исчезающих животных по описанию, отвечали на сложные вопросы викторины, на необычные загадки.
В конце мероприятия по кругу был пущен импровизированный микрофон, они высказывали свои пожелания о том, что бы он сделал на практике, чтобы наша планета стала чище и красивее. Ребятам была дана памятка «Береги природу». В библиотеке была оформлена выставка- размышление »Экологическая мозаика».
В библиотеке с. Завьялово мероприятие называлась «Сохранить природу – сохранить жизнь». Здесь собрались учащиеся начальной школы на состязание в знаниях, необходимых для правильного обращения с природой. Под звуки природы библиотекарь Богачкина Е.И. рассказала о науке экологии, познакомила с Красной Книгой Новосибирской обл., Затем все перешли в фойе, где ребят встречала Божья коровка и Кузнечик. Они предложили ребятам сыграть в интеллектуально – познавательную игру «Юные друзья природы». Затем Божья Коровка провела Блиц-опрос игры « Кто здесь лишний», «Живая буква». Ребята вспоминали названия насекомых, птиц, земноводных, деревьев и цветов. С увлечением дети вспоминали народные приметы, связанные с явлениями природы. Отвечали дружно и хором! Оживлённо прошла игра « Вода - не вода» и много смеха вызвала игра «Путаница», которую провёл Зелёный Кузнечик! В заключение праздника ребята единодушно согласились с мнением, что для того, чтобы сохранить живую природу, надо её изучать и любить.
В Юртовской сельской библиотеке прошел экодень с ребятами 3-4 класса. Они были приглашены на устный журнал «Поэтический гимн лесу Александра Пархаева». Александр Пархаев наш земляк, родился в деревне Конево. Писал замечательные стихи о природе. Устный журнал состоял из шести страниц:1. «Земля родная», 2. «Отдых душу исцелит», 3. «Цветут, рассыпавшись, как капли», 4. «Вдруг кто-то тишь лесную разорвал», 5. «Вы в гостях - не дома»,6. «Помни, человек!». Ребята читали стихи Пархаева на каждой из страниц журнала. Прозвучали стихи: «Тарсьма», «Святое место», «В осеннем лесу», «Березка», «Подранок» и другие. В фойе клуба познакомились с плакатом, посвященном году экологии в России. В конце мероприятия посмотрели и обсудили фильм «Улыбка природы». Взято с книжной выставки «Наша живая планета» 13 книг.
В Зареченской сельской библиотеке прошло мероприятие, посвященное главной теме года – экологии. Ученики третьего класса Зареченской средней школы (классный руководитель Аветисян Т. В.), а также другие маленькие читатели собрались, чтобы поговорить и больше узнать о проблемах, которые стоят перед человечеством как сохранить природу, а значит и свою жизнь на Земле. Затем мероприятие продолжилось экологическим КВНом «Знатоки природы».
Для проведения КВН были выбраны три команды по три человека. Первая команда называлась – «Бурые медведи», вторая - «Тюльпаны», а третья - «Быстрые рыси». Конкурсная программа состояла из нескольких конкурсов: «Приветствие», «Разминка», «Почтовый ящик», «Экологический рисунок», «Узнай животное по описанию», «Пантомима», «Экологические задачи» и «Блиц-турнир». Каждый конкурс - это проверка знаний, выяснение позиции ребят по важным экологическим проблемам. Ведь защита жизни на земле начинается с малого: непогашенный костёр в лесу, выброшенный на улице мусор. Это всё губит природу.
Во время проведения разминки команды задали высокий темп работы, который сохранялся на протяжении всей игры. Соперничество между командами было «острым», борьба шла за каждый бал. Самым запоминающимся и выразительным стал конкурс «Пантомима», в котором команды изображали животное, а соперники угадывали их.
Победу в экологической игре одержала команда «Бурые медведи». А самыми знающими из ребят оказались – Иваненко Степан, Корякин Евгений, Альдиева Амина и читатель из первого класса Маслов Михаил. Ребятам было интересно демонстрировать свои знания, умения, способности, проверять себя открывать новое. В конце мероприятия детям было предложено написать пожелание природе на «берёзовом» листочке и повешать на «Дерево пожеланий», которое «выросло» в библиотеке.
Природа наш дом, общий для всех людей, без которого нам не прожить. Внутри этого дома всё очень тесно связано: животные с другими животными и растениями, а всё вместе - с ласковым солнцем, землёй, водой, человеком. Нарушим эти связи и всё, начнёт разрушаться, а чтобы этого не случилось, надо знать и выполнять законы экологии.
Библиотеки Тогучинского района, выполняют важнейшую функцию экологического просвещения населения, подрастающего поколения и проводят разнообразные формы мероприятий. Необходимость нравственно-экологического воспитания юных читателей, библиотеки стараются привить детям любовь и бережное отношение к природе, заинтересовать подрастающее поколение проблемами экологии.


Мероприятие.

Сценарий.

«Маленькие чудеса большой природы».

4 класс.
Мероприятие организовано в форме игры-путешествия с элементами соревнования, что способствует активизации познавательного интереса обучающихся. Занимательные викторины и конкурсы способствуют развитию творческих способностей и мышления обучающихся. В процессе игры решения принимаются коллективно, что формирует коммуникативные качества и способствует воспитанию культуры общения школьников. Музыкальное сопровождение способствует созданию комфортного психо-эмоционального климата на мероприятии.
Задачи:
- формировать у обучающихся устойчивую систему взглядов ценностного отношения к природе;
- расширять представления обучающихся о природе родного края;
- способствовать развитию мышления, творческих способностей обучающихся;
- активизировать познавательный интерес к изучению биологии.
Ход

Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг природа!
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на мероприятии посвященном природе. Сегодня мы совершим незабываемое путешествие в удивительный мир природы, окунемся в его тайны и сделаем для себя новые открытия.
Деление ребят на команды. Собери название команд.
Начинается путешествие по станциям.
Станция «Остроглаз»
1 команда:

1. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (У вороны оно, как лоток, у сороки - круглое, с крышей.)
2 команда:

2. Как по клюву можно отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)
1 команда:

3. Какие птицы прилетают весной раньше: стрижи или ласточки, почему? (Ласточки прилетают раньше, они могут ловить насеко¬мых у земли, а стрижи ловят насекомых в воздухе.)
2 команда:

5. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый, почему? (Кричат голодные птенцы, птицы-родители, привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), суют корм в раскрытый клюв птенцов.)
2 команда:

6. На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья это работа? (Дя-тел весной пал березовый сок.)
1 команда:

Кто кукует у кукушки? (Самец.)
8. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)
2 команда:

9. Что означает «плач» березы весной, почему? (Сокодвижение начинается ранней весной, если кора повреждена, сок вытекает наружу.)
1 команда:

10. Какое травянистое растение зацветает первым, когда? (Мать-и-мачеха, апрель.)
2 команда:

11. Какое растение называют «цветок-букетик», почему? (Меду-ница, сначала все цветки розовые, через несколько дней можно уви¬деть на стебельке голубые, синие, фиолетовые.)
1 команда:

12. Почему у березы молодые листья клейкие? (Смолистые ве-щества защищают листья от заморозков.)
2 команда:

13. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями.)
Станция «Маленькие тайны природы»
1 команда:

1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну, что это такое? (Это домик личинки цикады-пеннщы, или слюняницы, она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)
2 команда:

2. «Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский.) Объ¬ясните это явление, когда оно бывает? (Летающие нити - это пау¬тина, на которой летят маленькие паучки осенью.)
1 команда:

3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?
(Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)
2 команда:

4. Какое дерево «переодевается», становясь то серым, то серебристым, то зеленым? (Осина, это дрожат ее листочки, что может быть даже в безветренную погоду, так как черешок листа в верх ней части сильно сплющен.)
1 команда:

5. Почему крапива сильно «жжется»? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку и вызывает жжение.)
2 команда:

6. Как называется гнездо белки? (Тайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано ветками ели, листьями, внутри выстлано мхом, шерстью.)
1 команда:

9.Назовите самого прожорливого хищника планеты.
(Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.)
1 команда:

10. Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят.)
2 команда:

11. Над цветком на миг замрет
Быстрокрылый самолет.
На былинке посидит -
Вдруг вспорхнет и полетит. (Стрекоза.)
1,2 команда:

12.. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинкам? (Дороги муравьев особые, душистые. Муравьи ползут по своим же следам. Все муравьи оставляют свои следы и по ним возвращаются, как бы далеко они ни уползли от своего муравейника.)
Станция «Зеленый друг»
1 команда:

1. Какие деревья и кустарники растут в наших лесах? Какие из них вы знаете?
2 команда:

2. Чем ценится древесина лиственницы? (Устойчива против гнили, поэтому применяют для подводных сооружений, в производстве самолетов, кораблестроении.)
1 команда:

3. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от замороз¬ков и от лучей солнца.)
2 команда:

4. Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое растение.)
1 команда:

5.Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые дере-вья? (В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса.)
2 команда:

6. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)
1 команда:

7.Какое дерево цветет позднее всех? (Липа.)
2 команда:

8.Какое дерево называют северной мимозой? (Кислица. За то, что она от солнечных лучей, капель дождя складывает свои лис-точки.)
1 команда:

9.Какие ядовитые грибы растут в ваших лесах? (Бледная поганка, мухомор и др.)
2 команда:

10. Съедобен ли дождевик? (Молодые грибы едят.)
Станция «Охрана природы»
1 команда:

1.Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
(Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы ли-стья деревьев. Она влияет на рост растений, молодых всходов, со¬здает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насе¬комых, предохраняет корни растений от заморозков, жары.)
2 команда:

2. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и под¬стилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Он погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет, значит, грибов здесь больше не будет.)
1 команда:

3. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух.)
2 команда:

4. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек - искать укромные места.)
1 команда:

6. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать домой? (Птицы учат их летать, искать пищу, защи¬щаться от врагов; дома кормить птенца трудно, выпущенный на волю птенец будет беспомощным, умрет.)
1 команда:

7.Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень осторожно, бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)
2 команда:

8.Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния, спички.) 9.Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Станция «Лесная аптека»
1 команда:

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2 команда:

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)
1 команда:

3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она со-держит лимонную кислоту.)
2 команда:

4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смо¬родины, шиповника.)
1 команда:

5. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха? (Отвар из листьев и цветов - хорошее средство от кашля.)
2 команда:

6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли, настои употребляют при нервных рас¬стройствах, бессоннице.)
1 команда:

7. Какие болезни лечит красавица береза? (Березовые почки ис-пользуют как мочегонное средство.)
2 команда:

8. Чем полезны ягоды земляники? (Богаты минеральными соля-ми, полезны при малокровии, содержат много витаминов.)
1 команда:

9. Как нужно собирать лекарственные травы? (Цветки - в начале цветения, корни и корневища - весной или осенью, листья - в сухую погоду.)
2 команда:

10. Черемуха - любимое дерево русского народа, почему ее называют лекарственным растением? (Ягоды используют как закрепляющее и вяжущее средство.)
1 команда:

11. И если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка.)
2 команда:

12. Чем знаменита пастушья сумка? (Настои, препараты из этой травы хорошо останавливают кровь, средство против рвоты.)
Дискотека(1-2 танца)
Конкурс загадок
1 команда:

1. Здесь идет борьба за свет
У березы с юной елью
Дайте правильный ответ
Кто своей добьется цели?
(Победитель - ель, она более выносливая порода, она перерастет березу и, лишив ее необходимого света, погубит.)
2 команда:

2. Я имею кислый вкус
И для щей всегда гожусь
Я люблю в тени таиться
И название….. (кислица).
1 команда:

3. Почему мы дышим вольно
И судьбой всегда довольны,
Хоть растем мы вдоль дорог,
И нас топчут сотни ног? (подорожник)
(Листья подорожника благодаря упругим жилкам не рвутся и не мнутся под ногами)
2 команда:

4. По какой такой причине
Так высоко на осине,
Присосавшись, как полип,
Появился старый гриб?
(Гриб появился из споры, занесенной ветром в трещину ствола осины)
1 команда:

5. В летнюю пору растут золотые горы. (Хлеб)
2 команда:

6. Кругла, да не луна, зелена, да не дубрава, с хвостиком, да не мышь. (Репа)
1 команда:

7. Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой. (Огурец)
2 команда:

8. Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна» (Картофель)
1 команда:

9. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
2 команда:

11. Первый слог - нота, второй - тоже, а в целом на горох похожа (Фа-соль)
2 команда:

12. Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали, это ….. (свекла)
1 команда:

13. Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры)
2 команда:

14. Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок-зеленый лесок. (Редиска)
1,2 команда:

15. Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились успешно!
(Снимает следующий цветок)
- Вы хорошо знакомы с природой родного края? Давайте проверим.
Конкурс « Кто первый?»
кто первый ответит, приносит 1 балл своей команде.
Какое растение дает самый лучший мед? (Липа)
Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел)
Никто не пугает, а она дрожит. (Осина)
Хищное растение. (Росянка)
Растение, носящее название глаза животного. (Вороний глаз)
Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки. (Незабудка)
Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)
Растет ли дерево зимой? (Нет)
Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)
Что вниз растет? (Сосулька)
Когда цветет сирень? (Весной)
Спит на земле, утром исчезает. (Роса)
Что за трава, которую узнают слепые? (Крапива)
Какой страшный зверь ест малину? (Медведь)
Сколько крыльев у жука? (4)
На какое дерево садится ворона в дождь? (На мокрое)
Кто два раза родится? (Птица)
«Занимательные загадки»
Каждый правильный ответ приносит дополнительный балл команде.
Всем командам, кто быстрей ответит.
Если мне на место «а» мягкий знак дадите, сразу сорную траву в птицу превратите. (Лебедь-лебеда)
Меня за аромат давно ты ценишь, всюду я красой своей горда, но если «р» на «к» ты переменишь, то вырастут рога и борода. (Роза-коза)
Чтоб отгадать – имей терпенье. С «л» - часть лица, а с «б»- растенье. (Лоб-боб)
Первое - личное местоимение. Второе - пение лягушки. Всё – растение, у которого плод – ягода. (Ты-ква)
Буква шипящая, гласная буква, нота, назойливое двухкрылое насекомое, все – дерево с пахучими белоснежными цветками и вяжущими плодами. (Че-ре-муха)
Первое – песня весенней капели, второе – рот. Все – растение, про которое сложены загадки. (Капуста)
С первой буквой похож я на траву, но меня не косят, без нее меня больной часто произносит. (Мох – ох)
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились со всеми конкурсами.
Подводятся итоги игры. Жюри выбирает победителей в различных номинациях.
Смотрю на глобус, шар земной
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо шепчут родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос той реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты береги нас, береги!»
Сморю на глобус, шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы – не солгу:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Объявляются итоги игры и награждаются команды.
3. Подведение итогов
- Наше путешествие в мир природы подошло к концу. Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Какие новые открытия для себя вы сделали сегодня?
- Пригодятся ли вам знания, полученные в этом путешествии в дальнейшей жизни?
- Я прощаюсь с вами. Желаю вам счастья и успехов, хорошего настроения. Но самое главное, вы должны всегда оставаться такими дружными и находчивыми, как сегодня! До новых встреч!

Внеклассное мероприятие для 7 класса

«Чудеса природы»

Цель: Привитие интереса к предмету

Задачи:

    Раскрыть новые интересные сведения об удивительной природе планеты Земля

    Формировать и закрепить общеучебные умения и навыки обучающихся.

    Расширить кругозор обучающихся

Оборудование : ИКТ, географические атласы, ручки, линейки, карандаши, листы бумаги, карточки-задания.

Добрый день, дорогие ребята и гости нашего внеклассного мероприятия «Чудеса природы». Сегодня мы с вами поговорим о том, о чем на уроке нам просто не хватает времени. Я надеюсь, что вы получите для себя много нового о нашей удивительной планете, я услышу от вас грамотные ответы, ну а наши гости получат только позитивные эмоции.

Сейчас начнется наше интеллектуальное соревнование, и прежде чем вы дадите название своей команде, я хочу, чтобы вы посовещались и решили, что действительно можно считать чудесами природы?

(ответы команд)

Назовите свои команды одним из чудес природы.

(представление команд)

Наша игра состоит из шести раундов. За победу в каждом раунде вы будете получать мешочки с песком. В каждом мешочке песка ровно на 20 секунд. Чем больше вы соберете мешочков с песком, тем больше времени у вас будет на выполнение финального задания. Итак, мы начинаем.

1 раунд «Разминка».

На нашем слайде - несколько загадок. Я даю вам 1минуту времени, чтобы их разгадать.

    Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь. (горизонт)

    Страны без людей, города без домов. (политическая карта)

    Не земля, не вода. По нему ни ходить, ни бегать. (глобус)

    Кругом вода, а с питьем беда. (море)

    Может ли страус назвать себя птицей? (страус не умеет говорить)

    Из воды родиться, а воды боится. (соль).

(Команда, давшая большее количество правильных ответов получает мешочек с песком)

2 раунд. «Бермудский треугольник»

Бермудский треугольник - район в , в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных . Район ограничен линиями от к , далее к и назад к Флориде через .

Выдвигаются различные гипотезы для объяснения этих исчезновений, от необычных явлений до похищений . Скептики утверждают, однако, что исчезновения судов в бермудском треугольнике происходят не чаще, чем в других районах мирового океана, и объясняются естественными причинами.

Сторонники теории упоминают об исчезновении примерно 100 крупных морских и воздушных судов за последние сто лет. Кроме исчезновений, сообщается об исправных судах, брошенных экипажем, и о других необычных явлениях.

Их противники утверждают, что сообщения о таинственных событиях в Бермудском треугольнике сильно преувеличены. Морские и воздушные суда погибают и в других районах земного шара, иногда бесследно. Неисправность радио или внезапность катастрофы может помешать экипажу передать сигнал бедствия. Поиск обломков в море - непростая задача, особенно в шторм или когда место катастрофы точно неизвестно. Если учесть очень оживлённое движение в районе Бермудского треугольника, частые и , большое количество отмелей, то количество случившихся здесь катастроф, которые так и не получили объяснения, не является необычно большим.

Выбросы метана

Предложено несколько гипотез, объясняющих внезапную гибель судов и самолётов выбросами газа - например, в результате распада на дне моря. Согласно одной из таких гипотез, в воде образуются большие пузыри, насыщенные метаном, в которых понижена настолько, что корабли не могут плавать и мгновенно тонут. Некоторые предполагают, что поднявшись в воздух, метан может вызвать также крушение самолётов - например, из-за понижения плотности воздуха.

Блуждающие волны

Высказываются предположения, что причиной гибели некоторых судов, в том числе и в Бермудском треугольнике, могут быть т. н. , которые, как считается, могут достигать в высоту 30 м.

Инфразвук

Предполагается, что при определённых условиях в море может генерироваться , который оказывает воздействие на членов экипажа, вызывая панику, в результате которой они покидают судно.

Найдите в своих атласах границы «Бермудского треугольника» Вам необходимо с помощью карт атласа определить географическое положение треугольника. Время выполнения – 5 минут.

(ответы команд)

Команда, давшая наиболее полный ответ получает мешочек с песком.

3 раунд «Научное объяснение»

До́ждь из живо́тных - относительно редкое явление, замеченное во многих странах в разное время. Чаще всего такой дождь состоит из рыб или лягушек, хотя описаны случаи дождя из . В некоторых случаях дождь достигает такой силы, что животные падают на землю в виде фрагментов. Иногда животные (чаще всего рыбы, но некоторые источники отмечают и случаи с лягушками) выживают после падения, заставляя предположить, что между «взлётом» и «падением» животного прошло довольно небольшое время. В ряде случаев животные падают обмороженные или замерзшие в кусках .

Подумайте и объясните причину такого загадочного явления. Время на обсуждение – 3 минуты.

(ответы команд)

Команда, давшая наиболее полное объяснение получает мешочек с песком.

Физкультминутка

4 раунд. «Уникальные озера»

«Озеро чернил» - Жителям алжирского озера Сидибель-Аббес нет необходимости покупать в магазине чернила. Рядом с ними находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, что и в соке чернильных орешков. При смешивании этих вод образуются чернила.

«Озеро с гигантскими пузырями» - На острове Ява есть интересное горячее озеро. Пары и газы, которые поднимаются с его поверхности, выдувают пузыри диаметром до 3-х метров. Поднимаясь вверх, пузыри с шумом лопаются.

«Озеро смерти» - Самым «мертвым» является не Мертвое море, а «озеро смерти» в Сицилии. На его берегах отсутствует растительность, а всякое живое существо в воде настигает мгновенная смерть. Со дна озера бьют два источника сильно концентрированной серной кислоты, она-то и отравляет воду.

У нас в России тоже есть уникальное озеро . Его действительно можно считать чудом природы. Найдите его по географическим координатам : 53° с. ш. 107° в. д.

В чем заключается его уникальность? Время – 3 минуты»

(Озеро Байкал самое глубокое в мире – 1637 метров. Вода этого озера очень прозрачна, белый диск, виден на глубине 40 метров. Озеро содержит 20% всей пресной воды планеты»

(ответы команд)

Команда, быстрее нашедшая озеро получает мешочек с песком.

Ребята, в настоящее время сушествует ЭХОЛОТ – прибор для измерения глубины водного объекта при помощи звукового сигнала. (слайд№9)

Решите задачу: Через какое время сигнал, посланный эхолотом на дно озера Байкал, вернется к прибору, если известно, что глубина озера – 1637 метров, а скорость звука в воде – 1440 метров (2,2 секунды)

5 раунд «Необыкновенные деревья».

Командам необходимо установить соответствие между картинкой дерева и его названием.

Баобабы- деревья достигающие высотой 25 метров. Ствол баобаба очень толстый в обхвате до 45 метров. Плоды баобаба похожи на огурцы - содержат съедобную мякоть. В засушливое время года листья опадают и на ветвях висят только плоды. Во время дождей дерево покрывается белыми крупными цветами с сильным запахом.

Оказывается, что на землях Индии одно дерево образует собой целый лес!
Баньян , или, как его еще называют, дерево-лес , имеет не один, а тысячи стволов. В его центре находится главный ствол, от него вырастают толстые побеги, от этих побегов вниз тянутся ответвления, которые, достигнув почвы, укореняются. После этого они начинают расти в толщину, и впоследствии вторичные стволы становятся похожими на главный ствол, и уже от них отходят новые побеги... Так продолжается до бесконечности

Молочное» дерево
Растет в странах Центральной и Южной Америки. Это невысокие деревья с блестящими и толстыми листьями с несъедобными плодами. Местные жители употребляют сок этого растения как молоко. Но вытекает оно из дерева достаточно медленно: из одного надреза за 1 час вытекает 1 литр сока. К тому же употреблять этот напиток нужно сразу, так как он быстро портится.
При кипячении сока на его поверхности выделяется воск, идущий на изготовление свечей и жевательной резинки. Кроме всего, древесина из этих деревьев прекрасно подходит в качестве строительного материала

Мыльное дерево

Растет на полуострове Флорида . Если растереть его созревшие плоды, то образуется пена, которую местные жители используют вместо мыла.

Бутылочное дерево

Растет в Австралии. Название ему дали за ствол, который своей формой напоминает бутылку. Во время дождей в стволе собирается много влаги, которая используется им в засушливое время

(Ответы команд)

Команда быстрее и правильнее установившая соответствие получает мешочек с песком.

6 раунд «Пазлы»

Команды подсчитывают мешочки с волшебным песком и подсчитывают время на выполнение финального задания.

За определенное время вам необходимо собрать пазлы и назвать еще одно чудо природы.

(Кораллы и одно из чудес природы Большой барьерный риф Австралии)


Подведение итогов мероприятия.

Рефлексия.

Одно из чудес природы – это радуга. Явление необычайно красивое. Я хочу, чтобы вы оценили наше сегодняшнее мероприятие по степени получения новых для вас знаний. Вы все получили смайлики. Наклейте их на тот цвет радуги, который соответствует уровню вашего познания.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.


Стремительно развивающийся в настоящее время экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу - переориентировать: охранять не от человека, а для человека.


Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей.

Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной; она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:

  1. Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятии;
  2. Совершенствование информационной работы;
  3. Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
  4. Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;
  5. Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;
  6. Изготовление печатно-рекламной продукции;
  7. Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;
  8. Освещение работы в СМИ;
  9. Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:

o тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;

o экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, не обеспеченным обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов реальных или потенциальных пользователей;

o фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организации, учреждений, общественных организации природоохранного профиля.

Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера. Эффективно оформленное пространство оригинальными растениями в красивых кашпо и вазах, украшенные цветочными композициями стены, подоконники, витрины, уютно организованные «зеленые уголки»- все это вызывает чувство приобщения к прекрасному миру живой природы. Уместен стенд «Природа – наш общий дом», на котором размещена подробная информация об экологической деятельности библиотеки.

Внимание посетителей библиотеки привлечет уголок «Жить в согласии с природой», где представить коллаж из книг, фотографии, иллюстрации. Особенную прелесть уголку придадут заботливой рукой расставленные цветочные композиции. Непременно, оформить выставки книг и журналов, названия которых говорят сами за себя: «Дорога к заповеднику», «Россия: здоровье природы и людей», «Рекам и людям – чистую воду!»

Работа со справочно-библиографическим аппаратом по экологии остается одним из самых важных звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы».

Читателей следует информировать о наличии в фонде новой литературы с помощью проводимых в библиотеке дней информации.

· «Мир, окружающий нас, прекрасен»

· «Мы – твои друзья, природа»

· «В объятиях родной природы»

Массовые мероприятия играют особую роль в экологической работе библиотеки:

¾ Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Акции вносят реальный вклад в улучшение экологической обстановки.

¾ Вечер вопросов и ответов «Экологический и экономический кризис: есть ли у тебя будущее?»

¾ Круглый стол «Экология современной жизни: правильно ли мы живем? И можно ли жить иначе?» (на подобные мероприятия желательно приглашать специалистов-экологов, преподавателей ВУЗов и школ, сотрудников ведомств и т.д., они могут обрисовать объективную экологическую ситуацию в регионе, населенном пункте и т.д.)

¾ музыкальная гостиная» «Прекрасное пленяет навсегда» (использовать и зрительные, и звуковые образы, а также нравственные, эстетические, психологические аспекты воздействия на читательскую аудиторию)

¾ праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку.

¾ конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности; поделки из природного материала могут быть самымиразнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции).

Экологическое воспитание в библиотеках приобретает новые формы, усиливающие эмоциональное воздействие, поскольку сочетают в себе проблемы охраны природы, искусство и книгу. К примеру, конкурс рисунков «Мы за мир без химического оружия», конкурс стенгазет, фотоконкурсы и фотовыставки: «В мире цветов», «В родном краю», «Чистота и красота нашего села (города)», конкурс цветоводов «Рукотворная красота», мультимедиа-уроки «Сохраним нашу планету», фитобар и т.д.

Многие русские и зарубежные писатели , такие, как В. В. Бианки, К. Г Паустовский, И. С. Соколов-Микитов, Н. И. Сладков, М. М. Пришвин, Э. Э. Сетон-Томпсон, Д. М. Даррелл и другие, посвятили свое творчество природе. Эти писатели в своих произведениях сумели описать ее во всем многообразии и неповторимости, поэтому книги данных писателей помогают проводить различные экологические уроки, беседы, обзоры книг, викторины, организовывать книжные выставки.

Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности . Начало акции можно обозначить проведением дискуссии или круглого стола.

В продолжение акции инициировать экологические десанты, акции, рейды и экологические патрули:

¾ «Чистая улица»,

¾ «Чистый берег»,

¾ «Чистый двор»,

¾ «Лучшая защита - это забота»,

¾ «Чистая земля - чистый двор»,

¾ «Чистое село»,

¾ «Самый лучший палисадник» и др.

Акции и рейды будут тем более успешными, чем больше социальных партнеров подключится к ней. В нынешнем году уборку и озеленение следует приурочить также к 70-летию Победы.

практическое значение для читателей, к примеру:

¾ дайджест «Экология- 2015»,

¾ список сценариев «Экология-2015»,

¾ библиографический список статьей, публиковавшихся в местной прессе за последние 5 лет,

¾ экологические путеводители и др.

Все больше библиотек создают электронные ресурсы по экологии, веб-проекты и вею-страницы, так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php) собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек.

Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разум ного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании. «Надо возделывать наш сад», - сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый чело век, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека.

НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ:

— «Заповедными тропами»,

— «Природы мудрые советы»,

— «Пернатые обитатели земли»,

— «Лес исцеляющий»,

— «Живая планета»

— «Вода в нашей жизни»,

— «Живительный источник» (к Всемирному дню водных ресурсов)

— «Русские „колумбы“ (о путешественниках)

— «Живи, Земля!»,

— «Как сберечь голубую планету» (к Международному дню Земли)

— «И вечная природы красота»

¾ «Книжный дозор» (к Всем. дню охраны окружающей среды)

— «Бросим природе спасательный круг»

— «Не только в гости ждет тебя природа!»

— «Они цветут, сердца отогревая» (о цветах)

— «Времена года моего села»

¾ Цикл о временах года (4): «Красавица зима», «Пришла весна нарядная», «Ах, лето красное любил бы я тебя…», «Осенний калейдоскоп»

— «Чистая экология – здоровая жизнь…»

— «Наша матушка Земля» (к Всемирному Дню Земли)

— «Наши милые питомцы» (к Всемирному дню домашних животных)

— «Пришла красавица весна»,

— «Мама всех звериных малышей» (105-летию со д. р. В. В. Чаплиной),

— «Природа, как же ты загадочна!»,

— «Моя малая Родина»,

— «Моя страна – безмерна и бездонна»

— «Времена года»

— «Открой для себя удивительный мир птиц»,

— «Стремительные и непостижимые» (к Международному дню птиц)

— «Охрана природы – веление времени» (к Международному дню охраны окружающей среды)

— «Берегите природу!» (к Году экологии)

— «Царица-Водица»,

¾ «Всегда и везде человек нуждается в воде» (к Всемирному дню воды)

— «Соловьиный праздник» (к Международному дню птиц)

— «Береги природу своего края»,

— «Путешествие в зелёную аптеку» (к Международному дню охраны окружающей среды)

— «Солнце, воздух, вода – это наша жизнь» (к Межд. году водного сотрудничества)

— «О братьях наших меньших»: (к Всемирному дню защиты животных)

— «Заповеди природы»

— «Сохраним природу для потомков»

— «Что вы знаете об охране окружающей среды»

— «Очистим планету от мусора»

— «Наши пушистые друзья» (к Всемирному дню кошек)

— «Наши пернатые друзья» (к Всемирному дню птиц)

— «Учись правилам поведения в лесу» (к Всемирному дню Земли)

— «Любимые уголки природы» (к Всемирному дню эколога)

— «Зоны экологического бедствия»

— «Она – твой давний добрый лекарь»

— «Заглянем в мир живой природы»

— «Наш общий друг – природа»

— «Тем, кто любит природу»

— «Моя планета – ЗЕМЛЯ»

¾ «Охрана природы – веление времени»

— «Сохраним природу» (к Международному дню Земли)

— «Вы слыхали о воде? Говорят, она – везде!…» (к Всемирному дню воды)

— «Наши пернатые друзья» (к Международному дню птиц)

— «Спасем мир сегодня» (к Всемирному дню окружающей среды)

— «Мы в ответе за этот мир!»

— «За чистоту озер и рек в ответе человек» (2005-2015 – Международное

десятилетие действий «Вода для жизни»)

— «Травкина премудрость» (о лекарственных растениях)

— «Сохраним природу – значит, сохраним Родину» (к Всем. дню охраны

окруж. среды)

— «Семь страниц про зверей и птиц»

— «Через книгу – любовь к природе»

— «В капле воды отражается мир» (К Международному году водного сотрудничества и Международному десятилетию действий «Вода для жизни»)

— «Земля – слезинка на щеке Вселенной!» (ко дню Земли)

— «Жить в согласии с природой»

— «Мир зверей и птиц сходит со страниц»

— «Живая планета — живая душа»

— «Потомкам – цветущую Землю!» (год экологической культуры)

— «Изучаем родную природу»

— «Прогулки по лесу»

— «По страницам Красной книги»

— «Наши меньшие братья» (ко Дню защиты животных)

— «Вода – источник жизни» (ко Всемирному дню Воды)

— «Красная книга и ее обитатели» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Новоселье птиц»

— «Земля у нас только одна» (ко Всемирному Дню Земли)

— «Мир, окружающий нас, прекрасен» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Экологическое ассорти»

— «Книги писателей-натуралистов»

— «Земля – наш дом» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Как не любить нам эту Землю!»

¾ «Слово о родной природе»

¾ «Моя любимая кошка»

¾ «Всё о кошках»

¾ «Моя семья любит природу»

¾ «В мире животных»

¾ «Природа и фантазия»

¾ «Причуды природы»

¾ «Удивительный мир природы»

¾ «Сохраним наш мир»

¾ «Природе надо, чтоб её любили»

¾ «Человек – гармония – природа»

¾ «Экологические проблемы XXI века»

¾ «Краски осеннего леса»

¾ «Где зимуют наши птицы?»