Всемирная торговая организация: основные цели и функции, процедуры присоединения. Узнайте всё о правилах Всемирной Торговой Организации WTO Что является важнейшей функцией всемирной торговой организации

Официальный сайт wto.org

История ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО; англ . World Trade Organization (WTO), фр . Organisation mondiale du commerce (OMC), исп . Organizacion Mundial del Comercio) — международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла еще до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны и . Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО).

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то, что Соединенные Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

ВТО образована на основе Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария

Конференц-зал

ВТО отвечает за внедрение новых деталей, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды).

В ходе переговоров возникают конфликты между стремлением к свободной торговле и стремлением множества стран к протекционизму, особенно в плане сельскохозяйственных субсидий (политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства). До сих пор эти препятствия остаются главными и мешают любому прогрессу для запуска новых переговоров в рамках Дохийского раунда. По состоянию на июль 2012 года, существуют различные группы переговоров в системе ВТО для решения текущих вопросов в плане сельского хозяйства, что приводит к застою в самих переговорах.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран . В настоящее время — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьезно ограничен.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию об условиях труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников конкурентным преимуществом) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, которые утверждали, что такие меры только ухудшат благосостояние работников в связи с сокращением числа рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста.

Цели и принципы ВТО

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

  • Равные права . Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае.
  • Взаимность . Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника».
  • Прозрачность . Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
  • Создание действующих обязательств . Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах.
  • Защитные клапаны . В некоторых случаях, правительство в состоянии вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

Есть три типа деятельности в этом направлении:

  • Статьи, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей;
  • Статьи, направленные на обеспечение «справедливой конкуренции»;. Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики;
  • Положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам.

Исключения из принципа РНБ также составляют Развивающиеся и Наименее развитые страны, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы.

Организационная структура ВТО

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО , которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено восемь таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации.

Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит еще несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются:

  • Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ),
  • Совет по торговле услугами,
  • Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности.

Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т.д.

Орган по разрешению споров

В соответствии с принятой «Договоренностью о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», возникающих между государствами-участниками ВТО, урегулированием разногласий занимается Орган по разрешению споров (ОРС). Этот квазисудебный институт призван беспристрастно и эффективно разрешать противоречия между сторонами. Де-факто его функции выполняет Генеральный совет ВТО, который принимает решения на основе докладов третейских групп, занимающихся тем или иным спором. За истекшие после основания ВТО годы ОРС был вынужден много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО. Многие решения ОРС за истекшие годы воспринимаются неоднозначно.

Вступление и членство в ВТО

В ВТО входят 159 членов, в том числе: 155 международно признанных государства-члена ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз. Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала ее 156-м членом 22 августа 2012 года.

Статус наблюдателей в ВТО имеют более 30 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк.

Среди стран-наблюдателей — Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Казахстан, Сербия, Таджикистан, Узбекистан и др. Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО. Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

Процедура выхода из ВТО сама по себе не расписана и, соответственно, не предусмотрена, а соответственно, может сопровождаться санкциями со стороны ВТО. На сегодняшний момент (октябрь 2013 года) ни одно из государств-членов ВТО не высказывало намерений покинуть ряды этой организации.

Критика

Заявленная цель ВТО — распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Многие считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете транснациональным корпорациям и богатым странам.

Критики также полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах . Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса, что, однако, напрямую противоречит целям и уставу ВТО.

В частности, деятельность ВТО часто подвергается критике и осуждению со стороны антиглобалистов.

.

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Цели ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.

Функции ВТО - контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации.

Основополагающими принципамииправилами ВТО являются:

Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

Взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

Отказ от использования количественных и иных ограничений;

Транспарентность торговой политики;

Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Членами ВТО, по данным на май 2012 года, являются 155 государств . В 2007 году в организацию вступили Вьетнам, Королевство Тонга и Кабо-Верде; в 2008 году - Украина. В апреле и мае 2012 года членами ВТО стали Черногория и Самоа соответственно.

Статуснаблюдателей в ВТО имеют более 30 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк.

Среди стран-наблюдателей - Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Казахстан, Сербия, Таджикистан, Узбекистан и др.

Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Процедураприсоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Высший руководящий орган ВТО - Конференция министров. Созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел. Конференция избирает главу ВТО.

Текущее управление организацией и наблюдение за выполнением принятых соглашений осуществляет Генеральный совет. В его функции также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и мониторинг их торговой политики. Генеральный совет контролирует деятельность Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по интеллектуальной собственности.

Членами Генерального совета являются послы или главы представительств стран-членов ВТО.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО.

В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах-участницах, прием новых членов.

В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, а также освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).

Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.

Генеральный директор ВТО с 1 сентября 2005 года - Паскаль Лами.

Штаб-квартира организации находится в Женеве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Каждый из нас регулярно слышит в новостях о ВТО. Информацию об этой организации можно встретить и в учебниках по географии и экономике. Ее деятельность очень важна для европейских стран, но наши соотечественники знают о ней немного. В последнее время очень активно обсуждается такая тема, как «Россия и ВТО». И на волне возросшего интереса давайте попробуем разобраться в этом сложном экономико-политическом вопросе.

Структура и организация

Итак, ВТО - что это? как «всемирная торговая организация». Она была основана в 1995 году для расширения свободы торговых отношений во всём мире, а также между государствами, вступившими в ВТО. В основу легло Генеральное соглашение по торговле и тарифам, созданное в 1947 году.

Штаб-квартира организации расположена в Швейцарии (Женева). В настоящий момент генеральным директором структуры является Паскаль Лами, а на середину 2013 года в ее состав входило 159 стран. Генеральному директору подчиняется Генеральный совет или секретариат, который в свою очередь руководит несколькими комиссиями.

Главный официальный орган ВТО - Министерская конференция. Она собирается не реже одного раза в двухлетний период. За всю историю существования структуры было организовано шесть таких конференций, и почти каждая из них сопровождалась рядом протестных акций со стороны врагов глобализации. Думаем, мы ответили на вопрос: «ВТО, что это?». Теперь перейдем к рассмотрению целей этой организации.

Три главные цели

1. Беспрепятственное содействие международной торговле и устранение барьеров, мешающих этому. Организация ВТО не допускает при этом отрицательных последствий и различных злоупотреблений. Для отдельных предпринимателей, предприятий и ведомственных организаций нормы международной торговли не изменяются без предупреждений. Их смысл ясен и понятен, а применение - последовательно.

2. Поскольку в подписании текстов соглашений участвует много стран, между ними постоянно возникают дебаты. ВТО выступает посредником в переговорах, вводя ряд нормативных ограничений и создавая надежность, что помогает избежать конфликтов.

3. Третий важный аспект работы организации - урегулирование споров. Ведь у участвующих в переговорах сторон, как правило, разные цели. Контрактам и соглашениям, заключенным при посредничестве ВТО, часто необходимо последующее толкование. Все спорные моменты лучше решать в установленном организацией порядке, основанном на взаимно согласованных юридических аспектах, обеспечивающих сторонам равные возможности и права. Именно поэтому все соглашения, подписанные в рамках организации, включают пункт об условиях урегулирования споров.

Пять принципов

В настоящее время выделяют пять принципов, которым должна соответствовать мировая торговая система.

1. Отсутствие дискриминации

Ни одно государство не имеет права ущемлять другое путём наложения ограничений на товаров. В идеальном варианте национальная и иностранная продукция должна продаваться на внутреннем рынке страны в одинаковых условиях.

2. Снижение протекционистских (торговых) барьеров

Торговые барьеры - это факторы, препятствующие появлению иностранных товаров на внутреннем рынке какого-либо государства. Прежде всего к ним относятся и таможенные пошлины. Также на оказывает влияние политика установления обменных курсов валют и административные препоны.

3. Предсказуемость и стабильность торговых условий

У правительств, инвесторов и иностранных компаний должна быть уверенность в неизменности торговых условий (тарифных и нетарифных барьеров) внезапным и произвольным образом.

4. Стимулирование соревновательной составляющей

Чтобы конкуренция между фирмами разных стран была равноправной, необходимо пресекать нечестные способы борьбы - экспортные субсидии (государственная поддержка фирм-экспортеров) и применение демпинговых (специально заниженных) цен для выхода на новые экспортные рынки.

5. Льготы для государств с низким уровнем развития

Как правило, страны ВТО имеют сильную экономику, но есть и слаборазвитые государства, которым организация предоставляет особые привилегии. Этот принцип вступает в противоречие с другими, но он нужен для втягивания в международную торговлю государств с низким уровнем развития.

Функции

  • контроль соблюдения условий базовых соглашений ВТО;
  • урегулирование споров по проблемам внешнеэкономической торговли;
  • помощь как развивающимся, так и низкоразвитым странам;
  • сотрудничество с различными ;
  • создание благоприятных условий для переговоров между членами ВТО;
  • контроль политики стран в сфере международной торговли.

Процедура присоединения

Мы практически раскрыли вопрос «ВТО - что это?». Осталось рассмотреть наиболее важную его часть - процедуру присоединения, отработанную за долгие годы существования организации. Судя по опыту стран-соискателей, процесс занимает примерно 5-7 лет.

На первом этапе специальные рабочие группы проводят многосторонний анализ торгово-политического режима и экономического механизма присоединяющегося государства на предмет их соответствия правилам и нормам ВТО. Затем начинаются переговоры по условиям вступления в организацию страны-кандидата. Причём в них могут участвовать и заинтересованные государства, входящие в рабочие группы.

Главная тема переговоров - «коммерчески значимые» уступки, которые получат страны ВТО по доступу на ее рынки после официального вступления государства-кандидата в организацию. Не менее важный для обсуждения вопрос - сроки принятия на себя обязательств, вытекающих из членства.

В свою очередь присоединившееся государство получит права, которые есть у других членов ВТО. Это прекратит ее дискриминацию на внешних рынках. Если какой-либо член организации совершает противоправные действия, любая страна может обратиться с жалобой в ОРС (Орган по разрешению споров). На национальном уровне его решения обязан исполнять каждый участник ВТО.

Заключительный этап состоит в ратификации законодательным органом государства-кандидата всех документов, согласованных Рабочей группой и утверждённых Генеральным советом. После этой процедуры страна-кандидат получает соответствующий статус.

Россия и ВТО

Так как экономика нашей страны (ещё со времен распада СССР) всё больше интегрировалась в международную торговлю, стала возникать необходимость в выходе на мировую арену. Впервые вступление в ВТО обсуждалось российским руководством ещё в 1995 году, тогда же были проведены переговоры. Присоединение страны к этой организации предоставит множество преимуществ. А учитывая темпы развития глобализации, их получение становится стратегическим приоритетом. Бонусы, которые получит Россия после вступления в ВТО:


В 2012 году завершился 16-летний переговорный процесс по вступлению РФ в ВТО. В Конституционный суд был отправлен международный договор на предмет проверки его соответствия российскому законодательству. В июле 2012 года суд признал прописанные в договоре условия ВТО законными, как и всё соглашение в целом. Спустя 11 дней президент Путин В.В. подписал соответствующий указ о вступлении России в эту организацию.

Критика

Надеемся, мы достаточно подробно рассказали об этой организации, и у вас больше не возникнет вопроса: «ВТО - что это?». В заключение пару слов о критике.

Многие люди не согласны с принципами ВТО о Они полагают, что данные принципы не способствуют созданию более процветающей жизни для большинства граждан, а лишь приводят к обогащению и без того состоятельных стран (и отдельных личностей). Также договоры ВТО обвиняются в несправедливом приоритете богатым государствам и мультинациональным корпорациям.

Критики считают, что небольшие страны-члены ВТО не имеют влияния в организации, а развитые - концентрируются исключительно на собственных коммерческих интересах. Также, по мнению экспертов, вопросы защиты окружающей среди и здравоохранения всегда задвигаются на второй план в угоду дополнительным льготам для бизнеса.

Объединение стран-участников, заинтересованных в либерализации международной торговли, устранении рыночных барьеров, создании благоприятного торгового и политического климата.

ВТО образована в 1995 году и является правопреемницей Генерального соглашения по торговле и тарифам, основанного в 1947 году. Всемирная торговая организация преследует цель либерализации мировой торговли, регулирует ее тарифными методами за счет сокращения существующих барьеров, ограничений, пошлин на импорт.

ВТО контролирует выполнение торговых соглашений между участниками организации, обеспечивает ведение переговоров между ними, разрешает возникающие споры, наблюдает за ситуацией на международном рынке. Головной офис ВТО базируется в Женеве, штат сотрудников превышает 630 человек.

Членами ВТО сегодня являются 164 страны, 161 из них — признанные государства. Россия вступила во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012 года, став 156-м членом. Ранее в состав участников были включены и другие страны постсоветского пространства — Киргизия, Латвия, Эстония, Грузия, Литва, Армения, Украина.

Принципы и правила ВТО

Задача создания и функционирования Всемирной торговой организации — свободная торговля на международном уровне. В работе ВТО руководствуется следующими принципами:
  • для всех стран-участников действуют единые права. Преференции, установленные для одного члена ВТО, относятся к другим членам;
  • деятельность участников является прозрачной, страны должны подготавливать и печатать отчетность для ознакомления других членов ВТО с установленными ими правилами;
  • участники должны выполнять обязательства в сфере торговых тарифов, установленные организацией, а не разработанные самостоятельно.
Соглашение ВТО позволяет членам организации предпринимать меры, направленные на сохранение животного и растительного мира, защиту здоровья и окружающей среды. При установлении торговых ограничений ущемленная сторона может настаивать на соразмерной компенсации в другом секторе экономики, например, на специальных послаблениях.

Структура Всемирной торговой организации

ВТО имеет разветвленную структуру, обусловленную целым рядом задач, требующих решения на международном рынке:
  • Министерская Конференция — высший орган объединения, созываемый хотя бы раз в 2 года.
  • Генеральный Совет ВТО — выполняет руководящую роль, контролирует работу других отделов.
  • Совет ГАТТ — определяет взаимоотношения участников в сфере торговли товарами.
  • Совет торговых услуг.
  • Совет юридических вопросов и защиты индивидуальной собственности.
  • Орган по разрешению споров — обеспечивает справедливое и беспристрастное разрешение конфликтов на международном уровне.
В состав ВТО входят представительские органы стран с развивающейся экономикой, комитет по бюджетной политике и информации, которые находятся в подчинении Генерального Совета.

Роль ВТО в глобализации международной торговли является существенной, несмотря на ряд проблем, связанных с интеграцией новых членов и принятием спорных решений. Всемирная торговая организация отвечает за либерализацию торговли, однако не лишает государства суверенитета в принятии экономических решений, она не диктует торговую политику, а лишь способствует диалогу между участниками.

Всемирная торговая организация - многосторонняя межгосударственная организация, функционирующая с 1 января 1995 года. Она возникла как преемник Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в итоге Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 1986-1994 годов, проходивших под эгидой ГАТТ. Уругвайский раунд завершился 15 апреля 1994 года Марракешским протоколом (Заключительный акт), который открыл к подписанию Соглашение об учреждении ВТО.

На 1 января 2006 года членами ВТО стали 150 государств. 30 государств, включая Россию, имеют статус наблюдателя и находятся в стадии присоединения к ВТО. Штаб-квартира ВТО расположена в городе Женева, Швейцария (рю де Лозанн, 154, СН-1211). ВТО не входит в систему учреждений ООН, но, имея статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями спецучреждений ООН. Официальные языки – английский, французский и испанский. Адрес ВТО в Интернет – www.wto.org

Бюджет Организации и размер взносов отдельных стран-участниц основывается на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947 (доля страны в бюджете ВТО равна ее доле в международной торговле).

Соглашение состоит из преамбулы, в общей форме повторяющей преамбулу ГАТТ, 16 статей и четырех приложений, содержащих правовые инструменты ВТО. Соглашение предусматривает создание единой многосторонней структуры для реализации 56 правовых документов, составляющих правовую систему ВТО. Статья II Соглашения устанавливает, что правовые документы, названных в приложениях 1, 2, 3 являются неотъемлемыми частями Соглашения, их положения создают права и обязанности для всех членов ВТО. Страны, присоединившиеся к ВТО, должны принять их без каких-либо изъятий и исключений и обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с нормами этих документов. Приложение 4 содержит Соглашение о торговле гражданской авиатехникой и Соглашение о правительственных закупках, создающие обязательства только для стран их подписавших.

Функции ВТО определены в статье III Соглашения как содействие выполнению и применению правовых документов ВТО; организация переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений; обеспечение функционирования механизма периодического обзора торговой политики членов ВТО и выполнение Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров.

В настоящее время вновь присоединяющиеся государства, в том числе и Россия, идут следующим путем. В статье XII Соглашения говорится, что любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своей внешней торговли, может присоединиться к ВТО на условиях, которые будут согласованы между этим государством и ВТО. Решение о присоединении принимает Конференция министров двумя третями голосов членов ВТО. Однако по традиции ГАТТ решение принимается консенсусом.

Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО, передает в ВТО Меморандум о внешнеторговом режиме (товары и услуги). После этого вопрос об условиях присоединения рассматривает Рабочая группа, которую создает Генеральный совет ВТО. Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику применения. Значительная часть работы в Группе переносится на неформальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры по вопросу снижения торговых барьеров, результатом которых должен стать перечень уступок и обязательств присоединяющейся страны в этих областях. Итогом заседаний Рабочей группы становится доклад Группы Генеральному совету (Конференции) ВТО, содержащий краткое изложение дискуссии, выводы Рабочей группы, а также проекты решения Генерального совета (Конференции) ВТО и протокола о присоединении. Доклад Рабочей группы, решение и протокол о присоединении должны быть одобрены Генеральным советом (Конференцией) ВТО. Решение о присоединении страны вступает в силу через 30 дней после его принятия присоединяющейся страной.

Правовая база ВТО – это многосторонние соглашения, охватывающие сферу торговли товарами, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Правовая база ВТО может быть очерчена перечнем документов, приложенных к Соглашению, составляющих его неотъемлемую часть и создающих права и обязанности для правительств стран-членов ВТО.

В приложения 1, 2, и 3 входят:

Многосторонние соглашения по торговле товарами – ГАТТ-1994 вместе с взаимопониманиями, решениями, и соглашениями, интерпретирующими и развивающими статьи ГАТТ: (Договоренности в отношении толкования статей II, XVII, XXIV, XXVIII); Соглашение по применению статьи VI (Антидемпинговый кодекс); Соглашение по применению статьи VII (Таможенная стоимость); соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, по защитным мерам, по процедурам лицензирования импорта, по правилам происхождения, по техническим барьерам в торговле, по применению санитарных и фитосанитарных мер, по предотгрузочной инспекции, по сельскому хозяйству, по текстильным изделиям и одежде; Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей – Соглашение по ТРИМС;

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности – Соглашение по ТРИПС;

Взаимопонимание в отношении правил и процедур урегулирования споров;

Механизм обзора торговой политики.

В правовые документы ВТО входят также 23 декларации и решения министров, относящихся к названным выше документам, и договоренность об обязательствах в области финансовых услуг. Составной частью правовых документов ВТО являются национальные протоколы о доступе на рынки товаров и услуг, которые появились в итоге Уругвайского раунд, и которые фиксируют тарифные условия доступа на рынки отдельных стран, а также обязательства по доступу на рынки услуг. Многосторонние соглашения, входящие в ВТО, содержат правовые нормы, которыми должны руководствоваться правительства во взаимной торговле товарами и услугами. В этом качестве они заменяют более 30 000 двусторонних соглашений и создают правовую основу современной международной торговли. Их основные принципы – режим наибольшего благоприятствования, национальный режим и гласность в использовании мер регулирования.

Организационная структура ВТО сложилась на базе развития принципов, заложенных в ГАТТ и совершенствовавшихся около 50 лет. Статья XVI Соглашения говорит о том, что ВТО должна руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой, которым следовали договаривающиеся стороны и органы ГАТТ. Однако в Соглашении отмечается, что ГАТТ, вошедшее в ВТО (ГАТТ-1994), в правом плане отлично от ГАТТ, датированного 30 сентября 1947 года (ГАТТ-1947). Главный орган ВТО - Конференция на уровне министров, собирающаяся один раз в два года. Эта Конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать решения. В перерывах между конференциями ее функции выполняет Генеральный совет. Совет может действовать в качестве Органа по разрешению споров и Органа по проведению обзоров торговой политики. В этих случаях Совет имеет отдельных председателей и свои правовые процедуры. Кроме того, действует Совет по торговле товарами для наблюдения за реализацией многосторонних соглашений по торговле товарами, Совет по торговле услугами для слежения за выполнением ГАТС и Совет по интеллектуальной собственности, осуществляющий наблюдение за действием этого соглашения. Организованы также комитеты по торговле и развитию; по бюджетным, финансовым и административным вопросам. Кроме того, в составе органов ВТО регулярно действуют комитеты, образованные в рамках названных выше отдельных многосторонних соглашений. Действует Секретариат ВТО во главе с Генеральным директором, которому даны полномочия назначать других сотрудников Секретариата и определять круг их ведения и функций. В настоящее время общая численность сотрудников Секретариата превышает 600 человек. В рамках ВТО продолжает действовать принятая в ГАТТ-1947 система принятия решений путем консенсуса. В тех случаях, когда консенсус не может быть достигнут, решение может быть принято голосованием, причем каждая страна-участница ВТО имеет один голос. Однако система голосования в ВТО используется крайне редко. Статьи IX и X Соглашения определяют процедурные стороны голосования.

Соглашение предусматривает различные пути присоединения к ВТО. В соответствии с Заключительным актом Уругвайского раунда присоединяющиеся страны были разделены на несколько групп. Участницы ГАТТ становились членами ВТО, приняв Соглашение, многосторонние торговые соглашения, а также Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Страны-участницы Уругвайского раунда не члены ГАТТ, чтобы стать членами ВТО, должны были завершить переговоры о вступлении в ГАТТ-1947, предоставить перечень своих тарифных уступок по ГАТТ и конкретные обязательства по ГАТС. Примерно в таком же положении находились развивающиеся страны, принявшие положения ГАТТ на так называемой фактической основе. Эти условия выполнили 132 государства, образовавшие ВТО. Они получили наименование первоначальные члены ВТО. В настоящее время любое государство присоединяется на основании статьи XII Соглашения.