В какое время суток можно освещать квартиру. Как правильно колесо при освящение квартиры батюшкой

Для чего совершается освящение дома и квартиры? Как правильно это делать? Можно ли освящать самостоятельно? Ответы на вопросы об обряде освящения жилища.

Освящение жилища

Если данная вещь используется не греховно, ее можно освящать, а если греховно, то не надо.

Церковные обряды

Славянское слово “обряд” само по себе означает “наряд”, “одежда” (можно вспомнить, например, глагол “обряжать”). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные – священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан: поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

Каким должно быть наше участие в церковных обрядах

Обрядовым формам их священное значение сообщает молитва. Только через молитву действие становится священнодействием, а ряд внешних процессов – обрядом. Не только священник, но и каждый из присутствующих должен внести свою лепту в совершение обряда – свою веру и свою молитву.

Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но “как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником” (преподобный Ефрем Сирин). Мы не можем при помощи каких-то магических действий “вынудить” Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Священное Писание о необходимости веры для молитвы говорит: “Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа” (Иак. 1, 6-7). Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой, тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.

В чем смысл освящения

Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т.д. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

Почему необходимы обряды освящения

Жизнь, здоровье и благополучие людей в значительной мере зависят от состояния окружающей их природной и духовной среды. Губительные для людей последствия экологических катаклизмов, связанных с заражением и разрушением окружающей природы, имеют не только видимые, внешние, физические причины, но и причины невидимые, духовные. Среди духовных причин, лежащих в основе всех явлений природы, а также явлений социальных и государственных, таких как революции, войны и различного рода глобальные перестройки, святая Церковь выделяет прежде всего религиозность народной жизни. Какова степень религиозности, каковы нравственность и поведение людей, таковы и состояние видимой природы, и ход истории. Люди грешат, удаляются от Бога, извращая свой нравственный порядок, и, как следствие, он портится и в мире. Впервые это произошло после грехопадения наших прародителей Адама и Евы, нарушивших единственную данную им заповедь Божию. Человек согрешил, и в результате изменился весь мир, созданный Богом для человека: в мир вошло разрушение, болезни, скорби, тление, . Господь изрек Адаму и Еве после грехопадения: “Жене сказал: умножая умножу скорбь твою… Адаму же сказал: …проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей” (Быт. 3, 16-17).

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет, что обряды освящения “вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии”, в огне и в земле. “Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий”.

Почему так важно освящать дома в наше время

По учению святых отцов Церкви, нечистый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода человеческого, до самого второго пришествия Христова господствует в воздухе. Славянское же слово воздух имеет несколько значений. Это и атмосфера земли, в которой мы физически существуем; это и эфир, переполненный сегодня как никогда радиоволнами, сигналами телевидения, сотовой и радиосвязи; это, наконец, и то, что современные язычники и иудеи называют астралом – область духовных видений и контактов, в которой как нигде пребывает и господствует диавол с легионами нечистых духов.

Телевидение, пресса и радиовещание, антихристианские по духу, развращающие сегодня русский народ хуже всякого вина и водки, стали главными источниками духовной пищи русских людей. Сегодня практически в каждом доме поставлена в красный угол “голубая икона” диавола – телевизор, перед которым часы напролет проводит население России, словно пребывающее в наркотическом сне, загипнотизированное и программируемое на самоуничтожение и вымирание.

Через эфир и астрал наши дома, квартиры, автомобили заполнили бессчетные легионы бесов: духи агрессии, злобы, мести, безстыдной страсти. Люди уже не в состоянии понять, как их семейное и жизненное благополучие разбивается при помощи досконально разработанных технологий разрушения традиционной системы ценностей, этики, нравственности. Мало кто сегодня способен связать непослушание детей, их пристрастие к алкоголю и наркотикам, безконечные разводы молодых и немолодых семейных пар с присутствием в их доме настоящего врага – телевизора, радиоприемника, бульварной газеты, умело подтачивающих ядом пошлости и разврата мораль общества, семьи, через насаждаемый культ удовольствия влекущие к погибели все новые и новые души.

Поэтому сегодня благодать Божия, подаваемая через обряды освящения, в частности, через освящение наших домов, особенно нам необходима, чтобы помочь нам защитить, сознательно оградить себя от вирусов греховного соблазна и духовного разложения, проникающих в наши жилища.

Спасет ли нас освящение дома само по себе

Святитель Феофан Затворник пишет: “Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (‘артос, антид’ор, просфоры) и другие, включая святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и безполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)”.

То же самое можно сказать и об освящении жилища. Дом, в котором главенствует пустое, праздное препровождение времени, подобен дому со светящимися окнами во время ночного налета вражеской авиации. Современное телевидение, пресса и радиовещание совершенно диавольским образом, под видом развлечения и удовольствия, отдаляют нас от нашего Отца небесного, от Того, в Чьей руке вся наша земная жизнь и жизнь будущего века. Поэтому никакое освящение не будет иметь смысла и не будет благотворно влиять на нашу жизнь, если в воздухе наших квартир и домов будут, в частности, безраздельно господствовать бесы теле- и радиовещания. В минуты постигшего нас несчастья, чтобы умилостивить районного судью и прокурора, от которых зависит наша участь или участь наших близких, преступивших уголовный закон, мы готовы пожертвовать и последними деньгами, и многим другим, а преступая закон Божий, неужели мы думаем, что, если мы будем и дальше раздражать Господа своим безверием и увеселениями с бесами, то Он будет милостив к нам? Нет. Развратник и богохульник своим отступлением от Бога и от Его заповедей совершает над собой самый страшный суд – остается без Бога наедине с диаволом и его слугами, которым только и нужна его душа, а точнее, ее падение и погибель.

Будем помнить, что освящение дома – это и защита его от всяких бедствий, и благословение на добрые дела и на охранение нашего жилища от всего злого, противного Богу; благословение на то, чтобы мы не уходили от Бога и старались направлять нашу жизнь не по тем законам, которые внедряет в человеческую жизнь враг рода человеческого, но по Закону Божиему.

Чин освящения нового дома

По Закону Божиему живет и движется весь созданный Богом мир. Поэтому без благословения и помощи Божией ничего по-настоящему ценного, важного, благого, полезного сделать невозможно. Сам Спаситель в Евангелии сказал: “Без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15, 5). И пророк Давид говорит: “Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж” (Пс. 126, 1).

Наши предки знали об этом. “Без Бога – ни до порога”, – говорит русская пословица. Они часто молитвенно обращались к Богу, призывая благословение на всякое свое начинание. Поэтому и жилища христиан издревле освящались молебными пениями и священнодействиями.

Православная Церковь освящает новые дома по примеру освящения храмов Божиих. Еще при начале постройки дома в его основание закладывается крест, в самом доме устанавливаются святые иконы как знамения (знаки) благодатного пребывания Господа и святых в христианском жилище. В доме христианина Церковь разрешает совершать все виды своего богослужения за исключением Божественной литургии и таинства священства. Она не возбраняет вносить в каждый христианский дом, в известных случаях, святейшее и всеосвящающее Тело и животворящую Кровь Христову.

Как правильно освящать стены дома святой водой?

Для благословения и освящения христианского дома и очага с древних времен существуют особые молебные чины. При начале сооружения дома совершается малое освящение воды и читаются молитвы “на основание дому”, содержащиеся в Требнике. В Требнике изложен и чин освящения нового дома. К этому чину могут быть добавлены при освящении дома молитвы “о хр’амине, стуж’аемой от злых духов” и молитва “над п’ещщю”. Первая молитва, как это следует из названия, носит заклинательный характер, она употребляется при освящении тех домов, “которые терпят козни и напасти злых духов” (Новая Скрижаль). Вторая молитва читается для освящения очага – важнейшей части христианского жилища, связанной с приготовлением трапезы.

Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие, либо священник приходит в дом, принеся с собой святую воду. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, небольшой сосуд с обычным, неосвященным елеем (растительным маслом), полагаются Евангелие, крест и возжигаются свечи в подсвечниках.

На каждой из четырех стен заранее изображается крест – в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестной силой от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.

После возгласа “Благословен Бог наш…” и обычных начальных молитв читается 90-й псалом “Жив’ый в помощи В’ышняго…”, в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небесного и что под сенью Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. “Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему”, – восклицает пророк (Пс. 90, 10).

Затем поется тропарь (краткое церковное песнопение), в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закх’ея, даровал спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.

Обратившись к востоку, священник произносит: “Господу помолимся”, “Господи, помилуй”, – отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и даровавшему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить тех, кто будет жить в нем, от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.

В следующей затем тайной молитве (то есть, молитве, читаемой не вслух, а про себя) священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лав’ана приходом в него Иакова, дом Пентефр’ия – приходом в него Иосифа, Аведд’ара – внесенном в его дом ковчега. (Об этих событиях повествуется в Библии, в книге Бытия, гл. 30, стихи 25-30; гл. 39, стихи 1-5 и во 2-й книге Царств, гл.6, стихи 10-12.) Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего, оградить их страхом Божиим, защитить “от сопротивных” и умножить “вся благая в доме сем”. В конце молитвы иерей возглашает: “Твое бо есть, еже м’иловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков”. Присутствующие отвечают: “Аминь”.

В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва “над п’ещию”. В ней священник призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых – Ангелов, хранителей христиан, и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать их (Новая Скрижаль).

Затем священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания “всяких сопротивных сил и сатанинских наветов”.

После прочтения молитвы священник окропляет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь: “Окроплением вод’ы се’я священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо”. Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: “Благословляется дом сей пом’азанием свят’аго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь”.

Перед каждым начертанным на стенах крестом возжигают свечи, воздавая этим честь честн’ому животворящему Кресту Господню, “который есть щит, оружие против диавола и зн’амение победы над ним,… печать, чтобы не коснулся нас “ангел погубляющий” (Исх. 12, 23) и… древо жизни вечной (Излож. Правосл. веры, 1844, с. 243).

В стихире, которую поет хор, содержится моление ко Господу благословить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей “от всякого злаго обстояния” и даровать им изобилие небесного и земного благословения.

Затем священник читает Евангелие (Лк. 19, 1-10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытар’я (сборщика налогов) Закх’ея, который, хотя и был человеком грешным, но так сильно захотел увидеть Господа, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: “Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее”. Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жителям нового христианского дома, радостно возвещая, что ныне спасение пришло и их дому и что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.

Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: “Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего” (Пс. 100, 2).

После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех, “в нем благочестно жити хотящих”, от всякого зла и наставлющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.

Окропление дома святой водой

По церковной традиции все православные христиане в крещенский сочельник после великого водоосвящения окропляют крещенской водой свои дома при пении или чтении тропаря праздника:

Во Иордане крещ’ающуся Тебе, Господи,/ Тр’оическое явися поклонение:/ Род’ителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голуб’ине/ изв’ествоваше словес’е утверждение./ Явл’ейся, Христе Боже,/ и мир просвещ’ей, слава Тебе.

Но и в другое время полезно окроплять свое жилище святой водой. При окроплении читается следующая молитва честн’ому кресту:

Да воскреснет Бог, и расточ’атся враз’и Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, т’ако да погибнут б’еси от лица л’юбящих Бога и зн’аменующихся кр’естным зн’амением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестн’ый и животворящий Кр’есте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христ’а, во ад сшедшаго и поправшего силу ди’аволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой честн’ый на прогнание всякаго супостата. О пречестн’ый и животворящий Кр’есте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Псалом 90

1 Жив’ый в п’омощи В’ышняго в кр’ове Б’ога неб’еснаго водвор’ится. 2 Реч’ет Г’осподеви: заст’упник мой ес’и и приб’ежище мо’е, Бог мой, и упов’аю на Нег’о. 3 Яко Той изб’авит тя от с’ети л’овчи, и от словес’е мят’ежна, 4 плещм’а Сво’има осен’ит тя, и под крил’е Ег’о над’еешися, ор’ужием об’ыдет тя ‘истина Ег’о. 5 Не убо’ишися от стр’аха нощн’аго, от стрел’ы, лет’ящия во дни, 6 от в’ещи, во тьме преход’ящия, от ср’яща и б’еса пол’уденнаго. 7 Пад’ет от стран’ы твое’я т’ысяща, и тьма одесн’ую теб’е, к теб’е же не прибл’ижится, 8 об’аче оч’има тво’има см’отриши и возда’яние гр’ешников ‘узриши. 9 Яко Ты, Г’осподи, упов’ание мо’е; В’ышняго полож’ил ес’и приб’ежище тво’е. 10 Не при’идет к теб’е зло, и р’ана не прибл’ижится телес’и твоем’у, 11 ‘яко Ангелом Сво’им запов’есть о теб’е сохран’ити тя во всех пут’ех тво’их. 12 На руках в’озмут тя, да не когд’а преткн’еши о к’амень н’огу твою; 13 на ‘аспида и васил’иска наст’упиши, и попер’еши льва и зм’ия.14 Яко на Мя упов’а, и изб’авлю ‘и; покр’ыю ‘и, ‘яко позн’а ‘имя Мо’е. 15 Воззов’ет ко Мне, и усл’ышу ег’о, с ним семь в ск’орби, изм’у ег’о и просл’авлю ег’о 16 долгот’ою дней исп’олню ег’о и явл’ю ем’у спас’ение Мо’е.

Божественный Дух устами Богоотца Давида раскрывает в этом псалме величие дел Божиих. Пророк показывает, какое обилие благ заключено в уповании на Бога. Тайноводствуемые Христом побеждают невидимых врагов, начальства и власти, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6, 12), и самого ненавистного сатану (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

1. Жив’ый в п’омощи В’ышняго в кр’ове Б’ога неб’еснаго водвор’ится.
Пророческий дух ублажает человека, которому помощь и пособие есть Сам Христос. Видишь ли, какое дерзновение имеет ко Всевышнему тот, кто исполняет Его заповеди? (Афанасий, Исихий).

2. Реч’ет Г’осподеви: заст’упник мой ес’и и приб’ежище мо’е, Бог мой, и упов’аю на Нег’о.

3. Яко Той изб’авит тя от с’ети л’овчи, и от словес’е мят’ежна,

Давид отсюда обращает речь к самому уверовавшему и ободряет его: Бог избавит тебя от сети ловчи (тайных козней сопротивных сил) и от словесе мятежна (обидного) (Феодорит, Афанасий).

4. плещм’а Сво’има осен’ит тя, и под крил’е Ег’о над’еешися, ор’ужием об’ыдет тя ‘истина Ег’о.

Крилами называет действие Промысла Божия, употребляя подобие птиц, которые своими крыльями покрывают птенцов. Истина Его – Христос Бог, оружие – Крест Христов. Как птенцы под крылом к’окоша (наседки), так весь мир под крылом Господа, всех и вся Он согревает – одних духовно, других – вещественной теплотой. И как кокош слышит писк и вздохи находящихся под ним птенцов, так Господь слышит тайные вздохи, наши молитвы, видит все наши нужды (Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).

5. Не убо’ишися от стр’аха нощн’аго, от стрел’ы, лет’ящия во дни,

Стрелой наименовал какую-то нечистую силу, “ангела смерти” (Афанасий).

6. от в’ещи, во тьме преход’ящия, от ср’яща и б’еса пол’уденнаго.

Вещь, преходящая во тьме, есть всякое злоумышление, проявляющееся там, где его не ожидают; а встреча полуденная – есть явный и открытый вред. Заметь, что демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна впал в прелюбодеяние. Другие отцы бесом полуденным называют духа лености и уныния, нападающих в определенные часы, как лихорадка на больную душу, и расстраивающих ее крепость. Срящ – есть всякий непредвиденный случай, встреча, нападение (Златоуст, Афанасий, Кассиан).

7. Пад’ет от стран’ы твое’я т’ысяща, и тьма одесн’ую теб’е, к теб’е же не прибл’ижится,

В высшем смысле псалом указывает, что живущий в помощи Божией будет подвергаться нападению с левой стороны (от страны) тысячи злых стрел – ярости и похоти, а с правой (одесную) – тьмы, то есть десяти тысяч; ибо к сокрушению того, что право в нас, устремлено множество лукавых сил. Диавол, зная, что многие не принимают грехов явно, начинает брань против них с таких вещей, которые представляются хорошими, но потом через них низвергает их в явное зло. Но не перестает Господь спасать любящих Его (Афанасий, Исихий).

8. об’аче оч’има тво’има см’отриши и возда’яние гр’ешников ‘узриши.

Своими очами ты увидишь победу над врагами и справедливое возмездие им. Воздаяние грешникам мысленным и сам увидишь мысленно после трезвенной молитвы. Именно она освобождает наш ум от всякого вещественного образа лукавых помыслов и дает ему познавать внушения мысленных супостатов и ощущать пользу трезвения (Златоуст, Исихий).

9. Яко Ты, Г’осподи, упов’ание мо’е; В’ышняго полож’ил ес’и приб’ежище тво’е.

Дух человека Божьего и Дух пророческий, отвечая друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога. Бог потому столько много печется о верном, что тот всецело предался в волю Божию и возложил все упование на Него: яко Ты, Господи, упование мое. За это,- отвечает пророк верному,- ты сподобишься и промышления от Него, так как Вышняго положил еси прибежище твое (Афанасий, Феодорит).

10. Не при’идет к теб’е зло, и р’ана не прибл’ижится телес’и твоем’у, 11 ‘яко Ангелом Сво’им запов’есть о теб’е сохран’ити тя во всех пут’ех тво’их.

Пророк ободряет человека: бедствия не только не одолеют его, но даже не приблизятся. Бог, посредством Ангелов, отразит диавольские приражения. Более людей стыдись Ангелов, которых при нас много, и удаляйся от всякого постыдного действия. Под Ангелами разумей также и богоносных мужей и иереев (священников), которые имеют ведение о Боге, охраняют и руководят нас в жизни от соблазнов, “пон’еже устн’е иер’еовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его, яко Ангел Господа Вседержителя есть” (Мал. 2, 7) (Златоуст, Феодорит, Нил).

12. На руках в’озмут тя, да не когд’а преткн’еши о к’амень н’огу твою;

Эти слова и диавол привел Христу, но Господь, обличая его, сказал в ответ: писано есть: не искусиши Господа Бога твоего (Втор. 6, 16; Мф. 4, 7), ибо Бог обещал помощь не искушающему, а бедствующему, не тщеславному, или ищущему пустой славы, но находящемуся в крайней нужде. Под камнем можно разуметь всякий грех и всякое препятствие добродетели, а под ногой – душу человека (Златоуст, Пелусиот, Афанасий).

13. на ‘аспида и васил’иска наст’упиши, и попер’еши льва и зм’ия.

В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над злом. Кто попирает гнев – тот попирает льва, потому что лев отличается яростью, а кто попирает удовольствие и нечестие – тот попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотское удовольствие и всякое житейское зло справедливо сравнивается с гадами, пресмыкающимися по земле. Под аспидом и василиском подразумевается крайнее лукавство, потому что аспид испускает смертный яд, а василиск причиняет вред и своим взором. По своей свирепости аспид противится всяким заклинаниям. Василиск (очковая змея) имеет огненные глаза и содержит в глазу яд – как это говорится и о людях завистливых. Дракон (удав) – это самый огромнейший змей проглатывает людей, быков и волов, по ужасной силе своей изображает собою диавола (см. Апок. 12, 3, 4). Давид упомянул этих наиболее злых и сильных животных, желая показать, что человеку, охраняемому Богом, не могут повредить никакие враги видимые и невидимые. Тысячи возлюбивших жизнь пустынную, упованием на Бога избегли этих неприязненных нападений, живя вместе со зверями. И демон также есть аспид, василиск, лев и змей, потому что все вредные действия, производимые этими зверями, и он в себе имеет (Златоуст, Феодорит, Григорий Нисский, Василий Великий, Афанасий, Кирилл, Диодор).

14. Яко на Мя упов’а, и изб’авлю ‘и; покр’ыю ‘и, ‘яко позн’а ‘имя Мо’е.

Это уже говорит Бог, показывая плод упования – надежду на Бога. Не обольщайся, надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании добра пот. Только “праведник яко лев уповает” (Притч. 28, 1). И как его постоянное попечение посвящено Богу, так и Бог воздает ему. Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды. Кто же знает имя Его? Тот, кто с кротостью покорил Ему волю своего ума и кто должным образом Ему покорен, а не тот, кто только по слуху знает Его (Исаак, Феодорит, Златоуст, Евсевий).

15. Воззов’ет ко Мне, и усл’ышу ег’о, с ним семь в ск’орби, изм’у ег’о и просл’авлю ег’о.

16. Долгот’ою дней исп’олню ег’о и явл’ю ем’у спас’ение Мо’е.

Это Господь так говорит праведнику. Поистине, что может быть больше того блаженства, когда мы имеем Бога своим защитником в брани против врагов? Ибо тогда-то наиболее и нужно Ему быть при нас, когда окружают нас скорби и бедствия. Послушающим и готовым на помощь находит Бога тот, кто взывает к Нему сильным душевным голосом. О слова, преисполненные любви! О слова, вдыхающие живейшее упование молящемуся!.. В самые скорбные, безотрадные минуты Господь с нами. А мы думаем, что нет, что Господь оставил нас. Мать не может совершенно привлечь в любовь свою нашего сердца, а Господь привлекает святыми тайнами и молитвой (Афанасий, Исаак, Иоанн Кронштадтский).

Каждый человек хочет, чтобы в его доме всегда был достаток, царило счастье, свет и тепло. В стремлении к благополучию мы редко прибегаем к помощи религии, полагаясь только на свои силы, но когда дело принимает серьезный оборот, а несчастья так и сыплются на наши головы, мы невольно вспоминаем о Боге.

И первое, что приходит на ум, – это обряд освящения своего жилища, который, по церковным учениям, приносит благоденствие и дает спасительные плоды, соответствующие воле Божьей.

Зачем нужно освящать дом или квартиру?

Традиция освящать дома уходит корнями в эпоху раннего христианства. Уже тогда православные люди считали этот обряд обязательным и проводили его с целью причаститься к церкви, защитить свое жилище от дьявольских сил.

Сегодня многие священники рекомендуют непременно освящать дома и квартиры, если в них живут дети или больные люди, а также если семья находится . При этом нужно учитывать, что обряд не решит бытовые или семейные проблемы, но настроит проживающих в доме на нужный лад, поможет обрести Божье благословение и позволит определиться, будет ли человек жить с Богом или уступит своим страстям.

Кто может освящать жилище?

В православной церкви придерживаются убеждения, что освящением квартиры и дома должен заниматься священнослужитель. Прежде чем посвятить себя Богу, он проходит таинство Священства, поэтому изначально наделен божественными правами проводить церковные обряды.


Если же у вас нет возможности пригласить священника, освящение допускается совершить самостоятельно, но в этом случае рекомендуется предварительно сходить в храм и получить благословение.

Что нужно для освящения дома или квартиры?

Обычно все необходимое для освящения священнослужитель приносит с собой, но если вы будете проводить обряд сами, следует приготовить святую воду и свечки. Освящение воды совершается только один раз в год на Крещение, поэтому если вы не запаслись ею заблаговременно, можно обратиться к верующим людям – у большинства из них всегда найдется .

Свечи можно купить в церковной лавке, причем их количество зависит от числа комнат в жилище. На каждое помещение необходимо подготовить по одной свече.

Как правильно освятить дом или квартиру?

Прежде чем приступать к освящению, необходимо прибраться в жилище, проветрить помещения, а в случае проведения ремонта – закончить все отделочные работы. В «красном» углу – том, что против входной двери, необходимо установить икону с лампадой.


В целом весь обряд занимает не более часа, во время которого священник окропляет квартиру или дом святой водой, наносит елеем кресты на все стороны света, читает молитвы и просит для семейства мира и благоденствия.

Еще перед приходом батюшки желательно подготовить для него небольшой стол, где он сможет расставить священные предметы. По доброй традиции после освящения дома священнослужителя приглашают на чаепитие. Если вы решите проводить обряд без священника, можно прибегнуть к старинному способу освящения.

Для этого нужно набрать в чистую чашу святой воды, обмакнуть в нее три пальца и под чтение молитвы «Отче наш» пройти по комнатам, обрызгивая каждую от угла с иконой по часовой стрелке.

Что делать после освящения?

После проведения обряда очень важно жить в святости, не сквернословить, не курить, не совершать другие грехи. А иначе для чего нужно было освящать? Святую воду, оставшуюся после обряда, хранят в «красном» углу – там же, где и иконы, а при необходимости пьют по глоточку с благоговением.


Освящение не застрахует вас от новых грехов, но поможет возвести тот внутренний фундамент, на котором впоследствии будет строиться жизнь вашей семьи. Она должна быть по-православному светлой – только в этом случае удастся поддерживать в доме мир и гармонию.

Многие из нас очень редко прибегают к помощи религии в сложных ситуациях, но когда дело принимает серьезный оборот, и надеяться больше не на кого, мы вспоминаем про Бога. Священники утверждают, что сам факт обращения уже хороший шаг, независимо от того, когда он сделан. Поэтому ничего нет плохого в том, что мы просим помощи у высших сил. Одним из проявлений защиты себя и семьи с помощью молитвы является освящение жилища. По всем правилам сделать это может только священник, но если по каким-либо причинам его визит невозможен, то можно узнать, как самому освятить квартиру, дом, даже офис и производственные помещения.

Для того чтобы освятить жилье, надо иметь святую воду, набранную в ночь Крещения. Надо окропить ею дом, все его комнаты, все уголки, окна, двери. В это время читается молитва «Да воскреснет Бог», затем читают 90-ый псалом, и в завершение сказать «Во имя Отца, и Сына, и святого Духа». И еще духовники говорят, что никакая порча, сглаз не останется в доме, где постоянно молятся, возжигают свечи, где есть иконы и искренние слова покаяния христиан. Место намолить надо, - утверждают они. Если в доме или у членов семьи должно произойти что-то важное, то надо зажечь свечи, попросить у Бога помощи, дождаться пока свечи прогорят. А если вы просто молитесь со свечей, то ее можно тушить и зажигать вновь.

Древний способ очищения жилища

Если вы не решили еще, как освятить квартиру самостоятельно, то можете прибегнуть к этому старинному способу. Посчитайте, сколько у вас в квартире комнат. Ванная, прихожая, кухня, кладовая тоже считаются за отдельные комнаты. Надо купить в церкви столько свечей, сколько вы насчитали комнат. Потом выучите наизусть одну единственную молитву «Отче наш». Начинайте очищать квартиру от входной двери, следовательно, с прихожей. Зажгите первую свечу, поднесите ее к каждому косяку, к дверному проему, идите по периметру по часовой стрелке. Если где-то свеча начала издавать сильный треск, то постойте в этом месте, пока она не перестанет издавать громкие звуки. Затем идите в следующую комнату. Гасите первую свечу, зажигайте вторую. В следующей комнате поступайте так же – обходите все углы, подносите свечу к косякам, к окнам, к ручкам. Так надо обойти все комнаты, каждый раз зажигая новую свечу. Все время, пока вы проделываете этот ритуал, надо читать молитву. После него нужно собрать весь воск от свеч, все остатки, отнести в церковь.

Очищение жилища для людей любой веры

Этот способ подскажет вам, как правильно освятить квартиру, если под одной крышей живут представители разных религий. Купите новый веник, на растущей луне в четверг начинайте ритуал. Принимайтесь выметать мусор из каждой комнаты, от дальних комнат к входной двери. Про себя проговаривайте слова: «Мусор из дома долой, беды и неприятности долой». Сметите мусор на газету, заверните туго, отнесите его вместе с веником подальше от дома и сожгите.

Для того чтобы в вашу квартиру не проникала отрицательная энергетика, надо вести правильный духовный образ жизни. Надо искренне верить в Бога, не нарушать его заповедей, не желать другим людям того, что не пожелал бы себе, не осквернять мысли дурными помыслами, уста грязными словами, тело вредными привычками. Тогда жизнь ваша станет легче, неприятности отступят.

В православии христиане называют освящением обряды, по которым церковь вводит в жизнь человека его храмовую и личную жизнь. Чтобы посредством всех этих обрядов на жизнь человека снисходило благословение Божье.

Освящение жилища, машины либо чего-то другого есть свидетельство нашего упования на Господа и нашей веры в то, что то, что происходит с нами, происходит только c соизволения Божьего и во благо.

Нужно ли освящать свою квартиру (дом)?

Главный вопрос: хотите ли вы освятить место, где вы проживаете, или нет. Это решает каждый человек по своему душевному желанию. Человек сам выбирает, с кем ему жить - с Богом или с его врагом. Если вы хотите освятить свой дом , вы должны понимать, что освящение не избавит вас от бытовых и семейных проблем.

  • Освящение предназначено для того, чтобы настроить людей в правильное русло, дабы семья жила по христианским заповедям. И если вы решили освятить место, где вы проживаете, значит, — это ваше подтверждение, что вы хотите жить по законам Божьим, по-христиански. Ведь освящённое жилище считается чуть ли не как храм. И люди, которые живут в освящённых домах, должны придерживаться Божьих законов и жить по-духовному. Это очень важно.

Обряд освящения также помогает избавиться от негативной энергии в вашем жилище. Это особенно актуально, если вы приобрели другое жилье и вы не знаете, какие люди жили там, и что там происходило. Были ли эти люди верующие, освящали ли они своё жилище, придерживались ли они духовных правил.

Правила и суеверия

Для освящения жилища нужно вызвать священника . Всегда помните, что освящение жилища есть общая молитва семьи и батюшки о том, чтобы в этом жилище люди жили свято, придерживались христианских обрядов: , молитва, посещение храма и т. д.

Освящать свою квартиру можно в любое время и в любой день, когда это будет удобно вам и батюшке. Существуют разные поверья, что нельзя освящать место, где вы живете, во время постов. Это не так. Этот обряд можно проводить в любой из постов, и в Великий пост тоже.

Также говорят, что во время «критических дней» женщина не может присутствовать в храме или осуществлять какой-либо христианский обряд. Это тоже неправда. Во время месячных женщина не может только две вещи:: принять помазание или принять обряд . Все остальные обряды дозволяются.

При проведении чина освящения все жильцы дома женского пола должны покрыть голову платком по уставам православной церкви. Мужчины же, наоборот, должны быть с непокрытой головой.

Любая квартира (дом) освящается один раз за все время . Единственное, можно периодически чистить своё жилище с помощью горящих свечей или окроплением святой водой с молитвами. Так как в нашей жизни все равно бывают и ссоры в семье, и какие-то волнения, переживания, слезы, стресс, все это накапливает негативную энергию. И чтобы не было застоя и большого накопления этой энергии, можно время от времени делать «чистку» дома.

Рекомендуется регулярно поддерживать духовную энергетическую чистоту в своём жилище, окропляя все его комнаты святой водой крест-накрест с произношением святой молитвы. Обычно это делается женщинами. При этом необходимо открыть двери и окна, дабы по мере вашего окропления святой водой вашего жилища и чтения молитв в это время вся плохая энергия выходила из вашего дома.

Что нужно, чтобы провести обряд освящения вашего жилища?

Важно, чтобы ваше жилище было чисто убрано . А так как после освящения дома начинается новый этап жизни, то и начинать эту жизнь нужно в чистоте, без старых грехов и грязи.

Вы должны выбрать место, где можете поставить небольшой столик, покрытый либо чистыми, никогда не использованными скатертью или полотенчиком, ну или любым куском новой материи, на котором батюшка разложит все необходимое для проведения обряда. Предварительно вам необходимо приобрести в храме четыре наклейки с изображением православного креста, предназначенных для освящения, и 4 небольших свечки. Также вам понадобится святая вода, если у вас нет дома, вы тоже можете её взять в храме. Ещё понадобится немного растительного масла или масла из лампады (св. елей), (желательно икона Спасителя) и Евангенлие.

Прежде всего, нужно объяснить всем вашим родным, проживающим в этом доме, суть того, что будет происходить, настроить их на благоговейность .

Батюшка предложит вам помолиться вместе с ним. Молитесь и креститесь.

Правила проведения обряда освящения

Обряд освящения вашего жилища проводится батюшкой по особому церковному чину, который содержит различные молитвословия, призывающие на ваш дом (квартиру) и живущих в нём людей благословение Божье.

Священник наносит наклейки с изображением православного креста на стены над входом и в каждой из комнат так, чтобы образовался один крест, что означает покрытие и твёрдое ограждение, избавление, сохранение крестной силой жилища от всяческого зла, несчастья, от всех врагов и видимых, и невидимых.

После того как священник возгласит «Благословен Бог наш…» и прочтения начальных молитв начинается чтение девяностого псалма. Затем читается тропарь. Далее батюшка творит молитву на освящение масла, этим маслом будут помазаны наклейки с изображением крестов на стенах. Освятив это масло, батюшка будет окроплять все жилище, каждую комнату, абсолютно все помещения святой водой. Впоследствии батюшка помазывает маслом с 4 сторон стены дома (квартиры), где были наклеены изображения креста. Помазание этих крестов - это самая важная часть чина освящения жилища. Кресты, изображенные на стенах, соответствуют 4 сторонам света, эти православные кресты являются духовными стражами квартиры (дома).

Кресты эти надо сохранять даже тогда, когда в квартире будет делаться различный ремонт: меняться обои, покраска стен и т. д. Эти изображения с крестом необходимо будет аккуратно отклеить и после окончания ремонта приклеить на то самое место, где их приклеивал батюшка. Далее батюшка окропит людей, проживающих в этом доме, святой водой и подаст каждому из присутствующих поцеловать наперсный крест. Вначале крест целуют мужчины, затем женщины. После чтения Евангелия священник будет кадить весь дом (но не всегда). Каждение имеет не только чисто символическое значение. Каждение - это реальное очищающее действие.

Обряд освящения вашего дома (квартиры) не повторяется вновь. Бог уже благословил этот дом. Если люди желают получить благословение жилища снова, это будет показывать ваше маловерие, это недостойно Бога. Продолжительность обряда освящения длится около 30 минут.

Освящение места, где вы проживаете, желательно проводить всем православным христианам, даже если не все, кто живёт в вашем доме, верят в Бога. Вы можете провести этот обряд тайно, чтобы этого не знали неверующие родственники.

Что нужно для освящения квартиры самостоятельно?

В жизни бывают случаи, когда пригласить священника для проведения обряда невозможно в силу каких-либо непредвиденных обстоятельств. Поэтому церковь может разрешить освятить жилище самому . Так как освятить квартиру самостоятельно? Прежде всего нужно получить благословение у батюшки в церкви. Что же касается самого обряда освящения, предлагается это делать в воскресенье. Тогда нам нужно приложить немного сил и знаний, чтобы провести этот обряд самостоятельно. Есть несколько способов для проведения этого ритуала.

Способ №1

Многих людей всегда интересует вопрос о том, как всё-таки можно освятить свою квартиру самостоятельно с помощью церковных свечей? Этот ритуал рекомендуется совершать в ближайший из четвергов. Заранее купите в церкви несколько свечей: Три свечи для и 2-3 свечи для своего дома. Когда будете ставить свечи перед иконой Николая Чудотворца в церкви, необходимо наложить на себя крестное знамение и прочесть молитву: «Чудотворец Николай, благослови меня на очищение квартиры и изгони из неё бесовскую мощь. Да будет так. Аминь».

И потом, когда вернётесь домой, необходимо зажечь 1 наизусть свечу, взять её в свою правую руку и идти по часовой стрелке, начиная от входной двери, по всем углам комнат с молитвой. Не забывая при этом крестить углы и стены комнат.

  • Проводить такой ритуал нужно в течение трёх раз, по четвергам, с обязательным предварительным походом в церковь каждый четверг, чтобы заручиться благословением Святителя Николая на совершение обряда самостоятельно.

Способ №2

Также существует обряд освящения жилища святой водой, который мы можем делать самостоятельно. Этот ритуал следует совершать в воскресенье. Чтобы подготовиться к этому ритуалу, в субботу необходимо привести все комнаты дома в порядок и запастись святой водой. В день освящения налейте святую воду в любую ёмкость, которая вам больше нравится, обмакните в святой воде три пальца, сложенные так, как будто вы собираетесь наложить на себя крестное знамение. После этого начинайте обрызгивать ваше жилище этими сложенными пальцами, каждый раз обмакивая их в святую воду.

  • Начинать окропление дома необходимо от красного угла с иконами (и даже если вы их не имеете), двигаться всегда нужно по ходу солнца (т. е. по часовой стрелке), проходить по очереди все комнаты, пока не вернётесь на исходную точку. Во время всего окропления дома необходимо читать молитвы, которые вы знаете наизусть. Самой важной, конечно, является « …».
  • Все эти ритуалы, которые вы можете делать самостоятельно, можно проводить так много раз в год, сколько вы желаете.

Верующий человек вряд ли задастся вопросом, освящать ему свой дом или нет. Он обязательно пригласит батюшку для христианского обряда. Неверующий тоже не будет терзать себя сомнениями: освящать квартиру он точно не станет. Но есть и другая категория людей - те, кто задается вопросом, стоит ли это делать. Именно для них мы постараемся разъяснить, в чем заключается обряд освящения дома и зачем он проводится.

Испокон веков христиане освящали свои жилища. Обычно это делалось сразу после строительства дома, чтобы еще до заселения в нем присутствовал дух святости и чистоты. Считалось, что если дом освящен, то вместе с семьей в нем живет сам Бог, который оберегает его от всех. Во время этого обряда на жилище сходит особая благодать, которая дарит жителям дома спокойную жизнь в его стенах, без лишних ссор и размолвок.

С теми же целями и сегодня православные христиане обращаются к батюшке, прося его об освящении своего жилища. Чаще всего это делают после новоселья. Но есть и исключения. Так, обряд могут проводить после капитального ремонта, после смерти одного из проживающих в доме. Или если в семье начались ссоры.

С чего начать? Конечно же, в первую очередь прийти в храм. Там вы можете обратиться к служителям или к самому батюшке. Расскажите о своих намерениях и, не стесняясь, спросите, что именно нужно для совершения обряда освящения квартиры и когда священник сможет сделать это. Некоторые батюшки сами приносят все необходимое для освящения жилища, другие же просят приготовить к их приходу некоторые вещи. В таком случае вам понадобятся святая вода, свечи, елей и четыре наклейки с изображениями креста . Батюшка расположит их в вашей квартире на четырех сторонах света и на них будет класть крест с помощью освященного масла. Перед приходом священника желательно поставить в центре комнаты небольшой столик, на котором он сможет разложить все необходимое.

Никаких специальных приготовлений (постов, молитв) к обряду освящения не требуется. Единственное, что понадобится, приготовить дом. Сделайте генеральную уборку, вычистив каждый уголок. Помните, что только чистый внешне дом может стать чистым внутри.

Обратите внимание, чтобы на стенах не висели амулеты, обереги, талисманы , изображения, не соответствующие приличиям. Серьезно поговорите с родственниками, проживающими с вами. Если среди них есть те, кто категорически против обряда, к сожалению, с его проведением придется повременить или провести обряд во время их отсутствия.

Процедура освящения квартиры или дома длится в течение часа, иногда чуть меньше. Священник читает молитву, просит мира и согласия для семьи и дома. При этом совершается каждение, жилище окропляется святой водой, на четыре стороны света елеем наносятся кресты. Существует традиция, согласно которой после освящения накрывается небольшой стол и батюшка приглашается к чаепитию. Зачем это нужно? Считается, что церковнослужитель в данном случае символизирует самого Иисуса Христа. Вы будто приглашаете его в свой дом как самого долгожданного гостя. Однако чаепитие не является обязательным правилом, все на ваше усмотрение.

Многих интересует вопрос, можно ли проводить освящение квартиры самостоятельно. Церковь отвечает отрицательно: обряд может совершать только священнослужитель. Если же в доме произошло что-то нехорошее, случилась крупная ссора или неприятное событие, можно и самим окропить квартиру святой водой и обойти ее с молитвой. Это не будет считаться обрядом освящения, вы просто очистите свой дом от плохих эмоций, воспоминаний, ощущений.

Что делать после того, как жилище освящено? Жить в нем праведной жизнью. Сам обряд не страхует вас от грехов. Он лишь помогает обрести почву под ногами, фундамент, на котором будет строиться дальнейшая жизнь в стенах дома. Она должна быть по-христиански чистой и светлой. Только тогда можно будет поддерживать в жилище гармонию.