Сикстинская капелла микеланджело как расписывал стены потолок. Полный обзор росписи на потолке сикстинской капеллы

Искусство Италии 16-го века
В 1508 году папа Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода. Сикстинская капелла представляет собой высокое длинное помещение 48 м длиной, 13 м шириной и 18 м высотой, перекрытое плоским сводом. Наличие окон в боковых стенах определило характер произведенного Микеланджело членения потолка. С помощью иллюзорно переданных живописью элементов архитектуры плафон разделен на ряд частей. Среднюю часть плафона капеллы занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле; по углам каждой из этих композиций расположены фигуры обнаженных юношей. По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). В остальных частях росписи – в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами – изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.

Наделяя главные фигуры, в частности пророков и сивилл, большими размерами, Микеланджело добился с помощью такой разномасштабности наилучшего выявления отдельных сцен и фигур. Работа продлилась около четырех лет в промежутке между 1508 и 1512, при минимальном участии помощников. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу. Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой сложную структуру, состоящую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие свод; они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены.

Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия. Неясно, имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными. Существующие интерпретации смысла этой росписи могли бы составить небольшую библиотеку. Поскольку она находится в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но несомненно, что в этом комплексе воплотилась и ренессансная мысль. Можно изложить лишь общепринятую интерпретацию основных христианских идей, вложенных в эту роспись. Изображения распадаются на три основные группы: сцены из Книги Бытия, пророки и сивиллы и сцены в пазухах свода. Сцены из Книги Бытия, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом порядке, от алтаря ко входу. Они распадаются на три триады. Первая связана с сотворением мира. Вторая – Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая – посвящена созданию человечества и его грехопадению. Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением. Не случайно Адам в сцене «Сотворение Адама» и Ной в сцене «Опьянение Ноя» находятся в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором он от нее отказывается. Таким образом, эти сцены показывают, что человечество не один раз, а дважды лишалось божественного благоволения.

Серое неприметное здание, примыкающее к собору Святого Петра, выглядит довольно обыденно, а по внешнему виду скорее напоминает крепость, нежели церковное строение. Однако именно это здание служило в качестве домовой церкви Папе Римскому, а сегодня в нем собирается Конклав – специальное собрание, на котором избирается высшее духовное лицо – Папа Римский.

История

История Сикстинской капеллы берет начало в XV веке. На месте нынешнего церковного здания стояла так называемая Великая капелла, где для обсуждения важных вопросов собирался весь папский двор – на подобные встречи собиралось около 200 кардиналов , которые представляли различные религиозные ордены.

Но папа Сикст Четвертый полагал, что строение недостаточно безопасно для подобных мероприятий. На то были веские основания – в то время существовала прямая угроза со стороны турецкого султана Мехмеда «Завоевателя», да и отношения с флорентийской династией Медичи вряд ли можно было назвать дружественными. Поэтому Папа велел снести Великую капеллу и на ее месте выстроить новую , более надежную.

Работы по строительству нового церковного сооружения, автором проекта которого стал архитектор Баччо Понтелли , начались в 1473 году, а строительство возглавил архитектор Джорджи де Дольчи . Возведение часовни завершилось в 1481 году, а спустя два года – в 1483 году – было проведено торжественное освящение капеллы, получившей имя папы Сикста.

Освящение приурочили к празднику Вознесения Богоматери . К открытию было также приурочено создание специального мужского хора. Право петь в этом хоре получал далеко не каждый – туда принимались только мужчины, и только католической веры.

Первоначально хор состоял из 24 человек, сегодня он (официально получивший название «Cappella musicale pontificia Sistina») состоит из 49 человек.

Своими размерами церковь в точности повторяла размеры ветхозаветного Храма Соломона – 40,9 метров в длину, 13,4 м. шириной, а высота здания достигала 20 метров .

Здание имеет три этажа, три яруса . Нижний, самый мощный и наиболее укрепленный, служил опорой всему зданию и одновременно убежищем в случае военной атаки. Второй ярус – основной, именно здесь были расположены помещения для совещаний. Третий ярус выполнял функции дозора: здесь были расположены караульни и галерея для обхода всего здания.

По первоначальному замыслу верхний ярус задумывался как открытый , но во время дождей воды заливали второй ярус, от этого фрески портились, поэтому со временем над галереей решено было возвести крышу.

Многочисленные прихожане и гости города могут узнавать о результатах выборов незамедлительно: если выборы состоялись, об этом извещает белый дым из печной трубы на крыше капеллы . Если же результаты выборов неудовлетворительны, то дым будет черного цвета.

Фрески и украшения, фото росписей

Если посмотреть на здание с высоты птичьего полета, то по виду оно напомнит простую и незатейливую шкатулку. Но какие в этой шкатулке драгоценности!

Когда посетители попадают внутрь, то моментально забывают о неприметном внешнем виде. Кто же так искусно расписал потолки и своды Сикстинской капеллы в Ватикане?

Внутри здание представляет собой по форме простой прямоугольник. Посередине капелла разделена мраморной перегородкой (авторы – Андреа Бреньо и Джованни Далматта). Стены разделены горизонтальными рамами на несколько секций. Средняя секция – это фрески со сценами библейской жизни, а верхняя секция вместила портреты первых тридцати понтификов Римской католической церкви.

После окончания возведения капеллы, в 1481 году, Сикст Четвертый по согласованию с флорентийским правительством пригласил в Ватикан самых известных художников того времени – Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Роселли, Лука Синьорелли и других мастеров. Перед художниками стояла задача – расписать стены капеллы.

Мастерами было создано 16 величайших фресок , изображающих сцены из Ветхого и Нового завета. Каждая из росписей содержала около 100 персонажей, прописанных до мельчайших деталей. Основная тематика – житие Моисея («Поход через Красное море», «Избиение младенцев») и жизнь Иисуса Христа («Нагорная проповедь», «Тайная вечеря» и др.).

К сожалению, до наших дней уцелело лишь 12 фресок из 16.

Цокольная часть здания украшена гобеленами , которые выполняли не только эстетическую функцию – гобелены скрывали вход в тайные или служебные помещения. На старинных гобеленах, выполненных по рисункам Рафаэля Санти, были изображены сцены из жизни апостолов.

До наших дней уцелели лишь 7 гобеленов , остальные уже не подлежали реставрации. Уцелевшие гобелены хранятся сегодня в музее, а капеллу украшают искусно выполненные копии.

Потолок по изначальной задумке папы Сикста IV должен был изображать звездное небо (автор проекта Пьер-Маттео ди Амелия). Но в 1504 году отсыревшая штукатурка рухнула прямо на головы понтифика и его кардиналов во время одной из встреч.

Папа Римский Юлий Второй повелел укрепить стены часовни и переделать потолочные перекрытия. От фрески со звездным небом ничего не осталось , кроме грубого слоя штукатурки. Тогда понтифик пожелал, чтобы свод был расписан заново. Для этого был приглашен мастер, считавшийся гением своего времени – Микеланджело.

Схема росписи свода потолка Сикстинской капеллы выглядит так, чуть ниже ее фото.

Работа Микеланджело Буонарроти и «Страшный суд»

Почему для создания внутреннего убранства пригласили именно Микеланджело Буонаротти, искусствоведы гадают до сих пор – ведь Микеланджело считается именно скульптором, а не художником. Но факт остается фактом – практически все фрески на сводах капеллы принадлежат великому живописцу.

Папа Юлий II специально пригласил Микеланджело для росписи стен и потолка. Но встреча имеет свою предысторию. Юлий II планировал, чтобы капелла служила впоследствии его гробницей, и именно этот вопрос он изначально обсуждал с Микеланджело. Но после того как Папа отказался оплатить поставку мрамора для статуй, Микеланджело покинул Рим . Вернулся он после неоднократных просьб Папы, приступив к работе над фресками, и вопрос о гробнице больше не поднимался.

Работы по росписи сводов капеллы длились без малого 5 лет, с 1508 по конец 1512 года. Когда на стены был нанесен завершающий мазок краски, перед всеми предстала вся библейская история, от сотворения мира до времен великого потопа.

Этот заказ стал своеобразным вызовом для Мастера. Мало того, что объем работы предстоял колоссальный, она имела свои нюансы. Например, потолок Сикстинской капеллы сводчатый, и поэтому фигуры сюжетной росписи Микеланджело нужно было изобразить так, чтобы пропорции оказались не нарушены и смотрелись правдоподобно. Всего в росписи на потолке насчитали 343 фигуры – это величайший пример монументальной живописи.

Кстати, именно благодаря Микеланджело был создан новый тип подвесных строительных лесов , которые и по сей день используются при росписи храмов. Леса сконструированы таким образом, чтобы они не касались уже расписанных стен, и при этом не мешали ходу служб в храме.

Но работа Микеланджело не закончилась с освящением капеллы. В 1534 году мастер вернулся сюда снова – для работы над фреской «Страшный суд» по заказу понтифика (Климента, а после его смерти — Павла III). Создание фрески было завершено в 1541 году.

При работе над фреской мастер поступился канонами своего времени. Так, Иисус изображен без бороды, ангелы лишены крыльев, а святые изображены нагими . Просто описание картины не позволит полноценно понять, что изобразил Микеланджело в «Страшном суде» Сикстинской капеллы, поэтому взгляните на фото фрагмента росписи.

Примечателен тот факт, что на одной из фресок, в частности изображающей «Мученичество святого Варфоломея», Микеланджело придал Варфоломею собственные черты. А вот в роли царя Миноса, имеющего ослиные уши, Микеланджело изобразил самого злостного критика своих работ – Бьяджо ди Чезено.

А на этом фото изображено «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле, тоже созданное Микеланджело.

Одним из величайших памятников ренессансного искусства, к которому стоит прикоснуться каждому гостю Вечного города, является Сикстинская капелла. Роспись авторства выдающихся живописцев итальянского Возрождения поражает как масштабом задумки, так и филигранностью исполнения. Традиционные библейские сюжеты поданы с позиций гуманизма - определяющего мировоззрения того времени. Не теологический мистицизм, но человеческая сущность - высокая ли, низкая - нашла свое воплощение на стенах капеллы. Этот символ могущества и богатства католической церкви стал памятником гению одного из титанов Возрождения - Микеланджело Буонарроти.

Что такое "капелла"? Сикстинская капелла в Риме

Католическая капелла - религиозное сооружение, не предназначенное для публичных богослужений. На русский язык этот термин переводят как "часовня" либо "домовая церковь".

Великая капелла, на месте которой была позже сооружена знаменитая Сикстинская капелла, служила местом собрания кардиналов римской церкви со времен возвращения Пап в Ватикан из "Авиньонского пленения" в конце XIV века.

К концу XV столетия положение папского государства было неоднозначным: с одной стороны, огромная власть и богатства, с другой - постоянная угроза военного вторжения светских владык, желавших иметь влияние на католическую церковь либо поживиться частью ее имущества. Эту двоякость отражает возведенная в 80-х годах XV века Сикстинская капелла: крепость снаружи - музей внутри.

Архитектурная простота

Заказчиком перестройки капеллы римских кардиналов выступил папа Сикст IV, чье имя впоследствии и получило это здание. Автор проекта - Баччо Пантелли, архитектор - Джордже де Дольчи.

Поскольку не исключалось, что расположенное в сердце Ватикана, рядом с собором Святого Петра, здание придется использовать в качестве укрытия от вражеских войск, то строилась Сикстинская капелла в соответствии с требованиями, предъявляемыми к крепости. Прямоугольное трехэтажное здание имеет размеры ветхозаветного Храма Соломона - 41 метр в длину и 13 в ширину. На верхнем этаже расположено караульное помещение и круговая оборонительная галерея.

Никаких архитектурных особенностей нет и внутри сооружения: большой прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравных части мраморной оградой. Изначально планировалось, что украшением данного объекта станут не архитектурные изыски, а роспись стен и потолка.

Первые фрески

Для украшения интерьера были приглашены виднейшие представители флорентийской художественной школы. Среди них - признанные мастера Козимо, Перуджино, Гирландайо, Росселли, Боттичелли а также их ученики. В период с 1481 по 1483 годы эти живописцы создали 16 фресок на библейские мотивы (до нашего времени сохранилось 12 картин) и портреты 28 Римских пап.

Среди сохранившихся произведений искусства флорентийских мастеров шесть относятся к циклу истории Христа и шесть - к истории Моисея. На алтарной стене храма располагались известные нам лишь по описаниям первые по хронологии фрески обоих циклов: "Рождение Христа" и "Нахождение Моисея". Поверх них спустя полвека был нанесен шедевр Микеланджело "Страшный суд".

Кто расписывал потолок Сикстинской капеллы до Микеланджело, о том искусствоведам не известно. Знаем только, что свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами.

Титан Возрождения

В 1508 году папа Юлий II пригласил для росписи плафона (сводчатого потолка) капеллы известного скульптора Микеланджело Буонарроти.

Потомок обедневшего знатного флорентийского рода, Микеланджело с детства испытывал интерес к камню и ваянию. Это увлечение не находило понимания у его отца, считавшего, что работа руками - ниже достоинства аристократа. Однако первые успехи юноши рассеяли всякие сомнения: быть ему великим скульптором! Ученик Гирландайо, воспитанник Лоренцо Медичи, вынужденный покинуть родной город по политическим причинам, славу свою он обрел в Риме.

В последние годы пятнадцатого века Микеланджело создает статую Вакха и мраморную композицию Пьета ("Плакальщица" - в честь оплакивающей Христа Богородицы). Работа признана шедевром! Успех Пьеты четырьмя годами позже, уже во Флоренции, повторяет статуя Давида, выставленная на всеобщее обозрение на центральной площади.

В 1506 году Юлий II вызывает молодого скульптора в Рим для работы над статуями папской усыпальницы. Вскоре Папа охладевает к этому проекту, но в его мозгу возникает новая идея.

Нежеланное задание

Не иначе божественное провидение подсказало Юлию, кем именно должна быть расписана Сикстинская капелла. Микеланджело не испытывал радости от такого заказа: ради фресок капеллы ему пришлось отложить ваяние скульптур для папской гробницы в соборе Святого Петра. Живопись в то время не была приоритетом для Микеланджело. Однако отказать всесильному заказчику было невозможно, и в августе того же года работа началась.

Не имевшему опыта плафонной росписи мастеру пришлось столкнуться с целым рядом трудностей, отчего поначалу пришлось много экспериментировать и терпеть немало разочарований. Выполнение росписи осложняло и то, что Микеланджело отказался от какой-либо помощи - как художественной, так и технической. Даже Папе он запрещал смотреть на незаконченную работу. Единственным человеком, который помогал ему в трудах, был ученик, смешивавший краски.

Трудности начального этапа

Прежде всего, чтобы не повредить уже имеющиеся фрески Сикстинской капеллы, Микеланджело пришлось создать принципиально новые леса, не касающиеся стен. На этом сооружении, на высоте двадцати метров, художнику предстояло провести ближайшие четыре года...

Первой проблемой стала влажность. Писать фрагмент приходилось в течение одного дня, пока не высох размоченный участок штукатурки (дописанное по сухому выглядело неестественно). Но получалось так, что на следующий день рисунок то высыхал и обесцвечивался, то скрывался под мокрым пятном. Тут настойчивость проявил Юлий, который "навязал" гордому Микеланджело консультанта, при помощи которого решение проблемы с влажностью было найдено.

Другое затруднение создавала неровная поверхность потолка, искажавшая пропорции. Тут уже мастеру самому пришлось деформировать картины таким образом, чтобы с пола фигуры выглядели пропорциональными.

Фрески плафона капеллы

Потолок Сикстинской капеллы вместе с прилегающими люнетами имеет площадь около 600 м 2 . Огромная работа для одного человека! Роспись длилась с 1508 по 1512 года. Что же изобразил мастер?

В центре свода три группы фресок: "Сотворение мира", "Сотворение человека", "Всемирный потоп". В каждой из них по три картины. К серии "Сотворение мира" относятся "Отделение света от тьмы", "Создание солнца и звезд" и "Отделение воды от суши". Во вторую группу входят "Сотворение Адама" (пожалуй, самый известный фрагмент фрески), "Сотворение Евы", "Изгнание Адама и Евы из Эдема". К третьей группе относят фрагменты "Опьянение Ноя", "Великий потоп" и "Жертвоприношение Ноя".

Окружают эти фрески изображения ветхозаветных пророков и сивилл (прорицательниц). Еще ниже видим многочисленные портреты предков Христа. Кроме того, в скругленных углах потолка изображены четыре масштабные картины на темы сюжетов из Ветхого Завета.

"Страшный суд"

По завершении этого грандиозного труда Сикстинская капелла была полностью расписана, поэтому вряд ли кто-то мог подумать, что Микеланджело придется вернуться к работе над ее фресками. Однако в 1534 году новый папа Павел III задумывает украсить алтарную стену капеллы огромной фреской с изображением Страшного суда. Исполнителем ему видится только автор замечательной росписи плафона папской часовни. Так пятидесятидевятилетний Микеланджело берется за новый масштабный заказ.

Чтобы освободить место для картины, пришлось заштукатурить две фрески Перуджино, созданные им в 80-х годах предыдущего столетия, и закрыть несколько окон. Все пространство над алтарем было отведено под изображение Божьего Суда.

Бессмысленно пересказывать сюжет этой фрески Сикстинской капеллы - лучше своими глазами увидеть ее на фотографиях, благо сегодня найти их не составляет труда. Надо только пояснить, почему от мощи и величия человека, отображенных на потолке капеллы, Микеланджело переходит к изображению людей как жертв судьбы, бессильных игрушек в руках высших сил. Причина не только с сюжете Страшного суда, который трудно назвать жизнеутверждающим, и не только в возрасте мастера. Вся прожитая им жизнь, все происходившие вокруг события: перевороты, войны, междоусобицы, оккупация части Италии соседями, вся бедность и несправедливость окружающего мира подорвали веру Микеланджело в силу человеческой воли и разума.

Дальнейшие доработки

Бессмысленность править сотворенное гениями очевидна не всем и не всегда. Еще при жизни великого Буонарроти по его фрескам прошлась чужая кисть. Все персонажи Страшного суда писались обнаженными, что многим показалось неприличным. В 1565 году Даниеле де Вольтерра дорисовал фигурам этой фрески набедренные повязки, чем "обессмертил" себя под прозвищем "Брагеттоне" (исподнишник). Сикстинская капелла Микеланджело приняла знакомый нам благопристойный вид.

Но и с "порезками" фреска Страшного суда не была в безопасности. В 1596 году ее едва не сбили по воле Папы Климента VIII. Шедевр тогда спасло ходатайство художников Римской академии святого Луки.

Реставрация в ХХ веке

За четыре века реставрационные работы в Сикстинской капелле проводились не один раз, но вскоре фрески снова покрывались свечной копотью и грязью. Последняя реставрация была выполнена в девяностых годах прошлого века. Очищенные и бережно восстановленные, фрески Сикстинской капеллы вызвали немалое удивление исследователей.

Ранее существовало распространенное мнение, что Микеланджело в своей работе использовал краски приглушенных тонов. Отнюдь. После реставрации знаменитые работы мастера засияли яркой гаммой цветов. Впрочем, многие ценители не приняли обновленный вид капеллы, считая результаты реставрации не соответствующими внешнему виду первоисточника.

Где находится Сикстинская капелла? В каком городе можно увидеть шедевр Микеланджело?

Желая снискать репутацию мецената, покровителя искусств (а заодно и пополнить казну), католическая церковь открыла для посетителей многие из своих дворцов и сокровищниц. Сикстинскую капеллу, подобно многим другим музеям Ватикана, может посетить любой желающий. Все, что потребуется, - это двадцать евро за билет. Ну и, разумеется, сначала нужно попасть в Рим, ведь именно в этом городе находится папская столица со всеми ее достопримечательностями.

Но неправильно было бы думать, будто Сикстинская капелла - это только музей. До сих пор в этом здании проводятся важные заседания кардиналов, главнейшее из которых - конклав - собирается после смерти очередного Папы Римского, чтобы избрать его преемника.

Микеланджело (1475-1564) был скульптором, художником и архитектором. Он считается одним из величайших художников периода итальянского Возрождения и, возможно, всех времен. Его работы продемонстрировали, никогда не виданное ранее, сочетание психологической проницательности, физического реализма и интенсивности. Его современники признавали его необыкновенный талант, и Микеланджело получал заказы от некоторых из самых богатых и могущественных людей своего времени, в том числе пап и других, связанных с католической церковью. Его картины, в частности и те, что украшают Сикстинскую капеллу, тщательно оберегаются, для того, чтобы будущие поколения имели возможность их просмотреть и оценить талант Микеланджело.

Сикстинская капелла (бывшая церковь) была построена в самой священной части Италии, в Ватикане, в 1473-1481 гг. архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло ее название. В ее стенах всегда избирались и избираются новые папы римские. На сегодняшний день Капелла это музей и знаменитый памятник Возрождения.


В 1508 году, папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, для работы над достаточно дорогим и амбициозным проектом живописи: изобразить 12 апостолов на потолке Сикстинской капеллы. Вместо этого, в течение четырех - летнего проекта, Микеланджело нарисовал, вокруг центральной части потолка, 12 фигур: семь пророков и пять сивилл, а центр заполнил 9-ю сценами из Книги Бытия.

Спустя 25 лет после окончания росписи потолка, в 1537 - 1541 гг. Микеланджело продолжил роспись Сикстинской капеллы и написал масштабную фреску «Страшный суд». Она занимает всю стену за алтарем. Фреску заказал папа Климент VII, умерший во время подготовки к росписи. Ему на смену пришел Павел III, который пожелал, чтобы картина, все же, была завершена.

Самая известная из картин Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы – «Сотворение Адама». На ней Бог и Адам протягивают руки друг к другу. Этот жест выглядит очень эмоциональным, и не может оставить равнодушным буквально никого из ценителей живописи.

СОТВОРЕНИЕ:


«Отделение света от тьмы»

Данная фреска изображает Саваофа. Он одним лишь мощным движением рук разгоняет облака, борясь с хаосом, стремится разделить свет и тьму.


«Создание солнца и планет»

Фреска была выполнена Микеланджело Буонарроти примерно 1509 – 10 гг. Ее размер составляет 570 см. х 280 см. Фреска отображает события описанные в библейском сюжете, Бытие, глава 1-ая, стихи с 14 по 19 включительно.



«Отделение суши от вод»

На фреске изображены события описанные в Библии, в Ветхом Завете, книге Бытия, 1-ой главе, стихи 1 – 5.

АДАМ И ЕВА:


«Сотворение Адама»

Фреска выполнена Микеланджело примерно в 1511 году. На фреске изображен момент, когда Бог движением руки, как бы, дает Адаму жизненную энергию, оживляет уже созданное тело. Размер фрески: 280 см. х 570 см.



«Сотворение Евы»

Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти в 1508 – 1512 г. Из ребра спящего Адама, Бог создает Еву.


«Грехопадение и изгнание из рая»

Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти примерно в 1508 – 1512 гг. Древо познания, располагающееся по центру, как бы, разделяет жизнь Адама и Евы на до, и после вкушения запретного плода.

ИСТОРИЯ НОЯ:


«Жертвоприношение Ноя».

Данная фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1512 гг. На ней изображен сюжет о том как, после Великого потопа, благодарный за свое спасение и спасение его семьи, Ной приносит Богу жертву.


«Всемирный потоп»

Фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1509 гг. Ее размер 570 см. х на 280 см. Она повествует нам о том, как люди пытались спастись от Всемирного потопа, как они реагировали на происходящее и какими методами пытались избежать гибели.



«Опьянение Ноя»

Фреска принадлежит кисти Микеланджело и была выполнена им в 1509 году. Ее размер составляет 260 см. х 170 см. Фреска изображает события из Книги Бытия, глава 9, стихи 20 – 23.

СИВИЛЛЫ:


«Ливийская сивилла»

Сивиллами в античной культуре называли прорицательниц, пророчиц, предсказывающих будущее, грядущие беды. Согласно Варрону (римскому писателю и учёному-энциклопедисту 1-го века до нашей эры), слово Сивилла переводится как «божья воля».


«Персидская сивилла»

Персидская сивилла изображена на фреске в образе пожилой женщины, по всей видимости, уже с не очень хорошим зрением, так как она поднесла книгу слишком близко к глазам. На ее преклонный возраст также указывает ее очень закрытая одежда. Сивилла, кажется, полностью сосредоточена на чтении и не обращает никакого внимания на происходящее вокруг.


«Кумская сивилла»

Пророчица изображена на фреске в образе старой, но крепкой женщины с хорошо развитой мускулатурой. Кумская сивилла часто упоминается в древней литературе: в «Сатириконе» Петрония, в «Анналах» Тацита, «Метаморфозах» Овидия и «Энеиде» Вергилия. Многие художники изображали ее на своих картинах. Кроме Микеланджело, ее также нарисовал Тициан, Рафаэль, Джованни Черрини, Андреа дель Кастаньо, Ян ван Эйк и другие.


«Эритрейская сивилла»

На этой фреске сивилла изображена молодой достаточно привлекательной и развитой женщиной, читающей, судя по всему, в позднее время. Маленький путти при помощи факела поджигает для нее светильник.


«Дельфийская сивилла»

Дельфийская сивилла - мифическая женщина, существовавшая до Троянской войны (приблизительно 11-ый век до н.э.). Ее упоминает в своей рукописи, в рассказах которые он слышал от местных, Павсаний (греческий географ-путешественник, живший во 2-ом веке н.э.).

ПРОРОКИ:


«Пророк Иеремия»

Иеремия – 2-ой из четырех пророков Ветхого Завета, живший около 655 года до н. э, автор 2-ух книг: «Плач Иеремии» и «Книга пророка Иеремии». На фреске опечаленный пророк погружен в тяжелые мысли о судьбе народа.


«Пророк Даниил»

Даниил – библейский пророк, живший в VII веке до нашей эры. Он обладал даром от Бога растолковывать сны.


«Пророк Иезекииль»

Иезекииль - великий ветхозаветный пророк, живший в Иерусалиме около 622-го года до н. э. Согласно Библии, Книги Иезекииля, он делал пророчества направленные против язычников и иудеев, свидетельствовал о видении славы Господней и пр.


«Пророк Исайя»

Для христиан особо ценны пророчества Исайи о будущем рождении и пришествии Мессии (Ис. 7:14, Ис. 9:6), а так же о служении (Ис. 61:1). Еще он пророчествовал о судьбе Египта и Израиля.


«Пророк Иоиль»

На фреске изображен один из 12-ти малых пророков - пророк Иоиль, сын Вафуила, по преданию, живший в городе Вефаре и написавший книгу пророчеств.


«Пророк Иона»

На этой немного необычной фреске, изображен Иона, один из семи ветхозаветных пророков, написанных Микеланджело. За ним - большая рыба. Это ссылка на тот факт, что в книге Ионы, его проглатывает кит.


«Пророк Захария»

Захария был одним из двенадцати "меньших" пророков. В церковной традиции он молод, но Микеланджело нарисовал его как человека седого, в возрасте, с длинной бородой.



«Страшный суд»

Тема фрески: второе пришествие Иисуса Христа и апокалипсис. Ее размер: 1200 см. х 1370 см.

Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. Снаружи мы видим невзрачное церковное сооружение, больше напоминающее на оборонительную крепость, но вся красота и все величие кроется внутри.

Вы можете самостоятельно изучить музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу, но чтобы оценить всю силу шедевров, лучше это сделать с нашей команды

В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Тут хранятся множество работ величайших художников, скульпторов, архитекторов и живописцев. Среди них были Микеланджело, Перуджино, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо. Известен всему миру также хор Сикстинской капеллы, состоящий из высокопрофессиональных хористов-католиков.

История создания

Сикстинская капелла построена по приказу папы Сикста IV, также известного под именем Франческо делла Ровере. До неё на этом месте находилась Великая капелла, которая ничем примечательным в истории не запомнилась. Строительство продолжалась в 1475–1481 годах. Сикстинская капелла не зря напоминает снаружи оборонное здание. Сиксту IV было необходимо укрепить сооружение из-за нависшей угрозы со стороны Синьории Медичи и Мехмеда II, также желающие власти и грозящие Сиксту IV смертью.


Вход в Сикстинскую капеллу

Церковь представляет собой прямоугольное помещение из трех этажей, два из которых были предназначены для потребностей церкви, а третий создан специально для укрытия солдат, которые могли помочь в экстренный момент. Сейчас, конечно, третий этаж не выполняет прежних функций.

Роспись Сикстинской капаллы

Главная жемчужина сооружения – это роспись Сикстинской капеллы. В начале 1480-х над ней работали выдающиеся живописцы Пинтуриккьо, Сандро Боттичелли и другие.

Но самый известный мастер, работавший над росписями капеллы, был Микеланджело Буонарроти. Он приступил к росписи потолка Сикстинской капеллы в 1508–1512 годах по заказу папы Юлия II и преуспел настолько, что по его фрескам учили многих и многих будущих художников. А в 1536 году мастер приступил к созданию одной из своих величайших работ – фрески «Страшный суд».

Также Сикстинская капелла известна конклавами. Конклав – это специальные выборы нового папы Римского, если предыдущий папа скончался или отрекся от титула. Эти выборы проводились каждый раз в Сикстинской капелле с конца XV века.

Потолок Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла – это одна из жемчужин культурной и религиозной жизни эпохи Возрождения. Религиозные мотивы, изображенные на фресках, дают миру представления о силе веры людей того времени, об их таланте и эстетической развитии. В современном мире мало кто может повторить работы такого масштаба, какие были сделаны в XV-XVI столетии в стенах Сикстинской капеллы в первую очередь Микеланджело Буонарроти.

Фрески

После строительства капеллы, в знак доброй воли Синьория Медичи приказала отправить ряд флорентийских мастеров в Ватикан. Так она показывала свою добрую волю и надежду на будущие мирные отношения. Флорентийские мастера украсили стены капеллы, переплев на них сюжеты Нового и Ветхого Завета.

На фресках северной стены описывалась жизнь Иисуса Христа, на южной – Моисея, но, к сожалению, из 16 существовавших фресок сохранилось лишь 12.

Из флорентийских мастеров живописи наиболее ярко проявил себя Перуджино. К работам Перуджино относятся «Крещение Христа», «Вручение ключей апостолу Петру» на северной стене и «Обрезание сына Моисея» на южной. Все три фрески были исполнены в 1482 году.

Фреска “Вручение ключей апостолу Петру”

Еще одним известным представителем флорентийской школы был Сандро Боттичелли . Его кисти принадлежат такие работы, как: «Искушение Христа» на северной стене и «Призвание и испытания Моисея», «Наказание восставших» на южной. Работы были исполнены в 1480–1482 годах.

Еще один флорентийский живописец Доменико Гирландайо предоставил миру фреску на северной стене «Призвание первых апостолов». Другая его работа была повреждена в 1522 году.

Сохранилось 4 фрески Козимо Росселли. Две из них изображены на северной стене: «Нагорная проповедь» и «Тайная вечеря», а две на южной: «Переход через Красное море» и «Схождение с горы Синай».

Еще одной известной работой является фреска «Завещание и смерть Моисея», исполненная флорентийским мастером Лукой Синьорелли. Фреска располагается на южной части и рассказывает о заключительных эпизодах жизни Моисея.

Фрески Микеланджело

Не оценим вклад Микеланджело в роспись свода Сикстинской капеллы. Его цикл фресок завораживает своей красотой, религиозной насыщенностью и профессионализмом. При росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело соблюдал главные традиции эпохи Возрождения. Пригласили именитого мастера в 1508 году.

Но стоит отметить, что Микеланджело на момент, когда его позвали расписывать капеллу, считался гениальным архитектором, но никогда до этого не имел дело с фресками.

Кроме того, что зодчий должен был сделать безупречно свою работу, его поставили в жесткие рамки: работа – работой, а церковные служения должны были проводится и необходимо было решить проблему со строительными лесами, которые бы помешали служителям церкви. На что Буонарроти решил использовать подвесные леса (леса крепившиеся верёвками к стене и потолку)– и на тот момент это было действительно прогрессивное решение.

Также необходимо более подробно описать стиль фресок Микеланджело: его человек – существо заведомо идеальное, созданное Господом во всей своей красе. Мастер рассказывает о сотворении мира, поведая историю Адама и Евы, Ноя и других библейских персонажей. Отдельную роль уделяется грехопадению человека, за которым непосредственно следует кара.

Сотворение Адама

Страшный суд

Отдельного внимания заслуживает масштабная работа Микеланджело фреска Сикстинской капеллы под названием «Страшный суд». Живописец начал работу над ней в 1537 году и закончил в 1541 году (после 25-летней паузы с конца предыдущих работ).

Но примечательно то, что за четерёх-летнюю работу над гигантской фреской Микеланджело подпустил к ней только одного единственного своего воспитанника , и то, только для того, чтобы для росписи небесного фона. Все остальные элементы, все фигуры фрески выполнил сам мастер.

Микеланджело Буонарроти при создании фрески «Страшный суд» уходит от многих норм и канонов того времени.

Иисус Христос изображен без бороды, святые люди не облачены в одежды, а предстоят перед судом совершенно нагими, ангелы лишены крыльев. Дева Мария смиренно склонила голову, стоя позади Христа в ожидании приговора. Сам Иисус поднял руку то ли с намерением успокоить всех, то ли в приступе гнева. Все ожидают приговора и понимают, что для грешников предназначен Ад. Сам Ад изображен правом нижнем углу фрески.

Хор Сикстинской капеллы

При Сиксте IV был основан Хор, состоящий лишь из лиц мужского пола. Быть одним из членов «папской капеллы» считалось очень почетным. Первоначально, в состав хора входило 24 мужчины. С XIX века Хор получил название «Cappella musicale pontificia Sistina» и функционирует до наших дней. Количество лиц, имеющих право петь в хоре, значительно увеличилось. Теперь Хор состоит из 19 мужчин и приблизительно 30 мальчиков.

Видео

Билеты

Попасть в Сикстинскую капеллу можно только купив билет на просмотр всех музеев Ватикана . Билет лучше купить заранее чтобы не стоять в огромной очереди.

Где находится

Адрес: 00120 Vatican City, Папский Престол (Государство-город Ватикан)

Как добраться

Так как Ватикан находится в Риме, то чтобы добраться до капеллы можно воспользоваться общественным римским транспортом:

  • На метро – станция Ottaviano по линии A;
  • На трамвае – номер 19, на остановки площадь Рисорджименто (Piazza del Risorgimento);
  • На автобусе – номер 32, 49, 81, 982, 492 и 990.