Сообщение религия и искусство древних людей. Религия и искусство: рождение

Данный материал позволяет познакомить учащихся с понятиями "искусство" , "религия"; выяснить причины их появления. Использование презентации помогает обучающимся представить события, о которых идет речь на уроке.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работа по понятиям

люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов

отличительные знаки государства

то, чем человек работает

наука, изучающая прошлое и настоящее человечества

собирание готовых видов пищи: корешков, плодов, ягод

памятники истории, которые дают информацию о жизни людей в далеком прошлом

Решите задачи

Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы – коллективы. Эти коллективы назывались?

Человеческое стадо

Около зо тыс.лет назад человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников. Они назывались ………………

Родовая община

В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя -2, горного козла - 767, леопарда - 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди?

Возникновение искусства и религии

Искусство творческое отражение действительности

Марселино де Саутуола Саутуола работал в одиночку, приходил в пещеру - и день за днем копал. (Археологи были тогда еще одиночками - первопроходцами своей науки). Хотя археолог не был совсем один: он брал с собой дочку, Марию. Девочке полезна прогулка в горы, а пока отец работал, ей нравилось ходить по пещере и рассматривать ее. И вот однажды он услышал ее звонкий возглас: «Папа, смотри, нарисованные быки!» Оторвавшись от земли, папа поднял усталые глаза - и замер от удивления, не зная, что и подумать. Действительно, быки.

Религия это вера в сверхъестественные силы (богов, духов, души) и поклонение им

Предварительный просмотр:

Возникновение искусства и религии

Цели урока : Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия », « искусство »; причины их

Появления. Продолжить формирование умения рассуждать,логически мыслить, элемен-

Тарно анализировать исторические источники, факты.

Оснащение: презентация

Ход урока :

I. Повторение

В течение нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте вспомним, что мы с вами узнали.

1. Работа по понятиям (слайд 1 - 7)

2. Решение задач (слайд 8 - 16)

II. Изучение нового материала

Обратите внимание, на этот слайд. Помимо названных вами предметов здесь мы видим и наскальные рисунки, которые тоже были отличительной чертой первобытного человека.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, как заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры.

Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя, возникло около 30-го тысячелетия до н. э. (слайд 18)

Искусство - творческое отражение действительности.

Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

В 1878 г. в Испании археолог Саутола (слайд 19) и его дочь отправились в пещеру Альтамира.Когда Сауто ла зажег факел, они увидели картины нарисованные на стенах и своде пещеры. Всего насчитали 23 изображения - целое стадо! Они были выполнены твердой рукой древнего художника, который талантливо использовал естественные выпуклости свода пещеры. Он оживил эти выпуклости резцом и обвел краской - получились не просто рисунки, а цветные барельефы. Массивные туши бизонов с характерными горбатыми загривками раскрашивались красной краской .(слайд 20)

Позднее были открыты и другие пещеры с рисунками древних художников.

Давайте с вами посмотрим, что же изображали первобытные художники. (слайд 21 -22)

Среди изображений легко узнаются бизоны и олени, медведи и носороги. Все рисунки были сделаны с удивительным мастерством - хотя не обошлось и без курьезов - встречались изображения животных с большим количеством ног-так художники пытались передать движение

Многие рисунки содержат загадки - непонятные знаки и предметы, люди с птичьими головами, или в одеянии похожем на скафандр. Но самое главное-мы не можем понять, почему сцены изображающие охоту были нарисованы в труднодоступных, темных пещерах. Есть версия, что рисунки носили магический характер - если изобразить зверя в пещере - он обязательно попадет в ловушку. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Возможно, что перед рисунками разыгрывались ритуальные обряды - охотники как бы отрабатывали ход будущей охоты.

Почему древние люди так поступали?

Древние люди многое умели, но они не знали истинных причин природных явлений. Для того, чтобы не бояться человек должен был не только научиться многим полезным вещам, но и научиться объяснять всё, что происходит вокруг него и с ним.

Так у них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая – то сверхъестественная связь. У всего в природе был свой дух. Духи по отношению к людям могли быть и добрыми и злыми. Чтобы умилостивить духов природы, люди приносили им жертвы и совершали в их честь специальные обряды.

Так у первобытных людей возникает религия. (слайд 23)

Религия – это вера в сверхъестественные силы (богов, духов, души) и поклонение им.

Древние люди считали, что у каждого человека есть душа. Душа - это бестелесное начало, делающее человека живым и мыслящим существом. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит душа покинула его тело. Будить человека резко нельзя: душа не успеет вернуться.

Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить.

Люди верили, что души предков переселяются в далекую « страну мёртвых».

Религиозные верования возникли:

  1. от бессилия человека перед могуществом природы;
  2. от невозможности объяснить многие ее явления.
  3. Они зародились с появлением человека разумного, способного не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе, о своем прошлом и будущем
  4. Религиозные верования проявлялись в совершении специальных обрядов, связанных с важными событиями в жизни.

Первобытные люди создали своё искусство, которое было связано с их религиозными верованиями.

Домашнее задание: § 3, вопросы


Рисовали на стенах пещер и на скалах раненых или убитых зверей. Вот, например, изображение лошади из пещеры Ласко на юге современной Франции. Мы видим копья, летящие в животное. Так древние люди хотели "заколдовать удачу" на охоте.

Колдун брал в руку кусок красной земли или уголек из костра и водил им по стенам пещеры. Он рисовал зверей, которых преследовали люди с копьями и дротиками. Люди настигали зверей, наносили им раны, из которых лилась кровь, совсем как у настоящих животных. После заката в пещере собирались охотники. Они плясали у этих изображений, потрясая копьями. Колдун призывал духов-покровителей племени даровать им удачу на охоте и просил прощения у тех животных, которые будут убиты. Он объяснял им, что без их мяса люди погибнут.

Мифы и опыт предков определяли порядок жизни в общине. Предки - это те, кто предшествовал, то есть шел впереди, прокладывал дорогу. Поэтому опыт предков, созданные ими мифы, религиозные представления и обряды почитались особо. Общей памятью и общими религиозными представлениями они объединяли людей в единое племя, а затем и в единый народ.

4. Художники пещер. Дети любят рисовать. Древние люди по своему отношению к миру были непосредственны и похожи на детей.

Общий вид ("Большой зал") пещеры Ляско. XV-X тыс. до н.э. Департамент Дордонь, Франция

Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдаленного от нас на 35-30 тысяч лет. Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Однажды человек приложил руку к стене, а затем обвел ее цветной землей. Получилось изображение руки. Вспомните, как вы, посылая письмо бабушке или дедушке, когда были совсем маленькие и не умели писать, обводили карандашом ладошку. Возможно, древнейшие изображения рук на стенах пещер отразили желание древнего человека запечатлеть хотя бы часть себя, оставить навсегда отпечаток собственной жизни.


Постепенно люди научились с помощью линий и природных красок (угля, цветной земли, камней) создавать изображения животных. И сегодня нас поражают великолепные изображения бизонов, мамонтов, сцен охоты. Они полны точных наблюдений за природой и животными. Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось искусство.

Однажды четыре школьника из французского местечка Монтиньяк проникли в пещеру, вход в которую был завален камнями и упавшим деревом. Оказавшись внутри пещеры, ребята осветили ее стены электрическим фонариком и ахнули. Отовсюду их обступали древние животные. Казалось, они несутся прямо на них.

Возникновение искусства свидетельствует о том, что человек обрел богатый духовный мир. Он стал творцом и художником, понял великое значение красоты.

5. Искусство древних людей на территории России.

На территории России тоже сохранилось немало рисунков первобытных художников в пещерах и на скалах.

В 1959 году в Каловой пещере на Урале обнаружили замечательные памятники древнего искусства. На стенах пещеры красной краской были нарисованы мамонты, носороги и лошади. Фигуры животных изображены с большой убедительностью. В них чувствуется огромная жизненная сила. Они напоминают изображения в древних пещерах Европы, что свидетельствует о единстве искусства первобытных людей.

Скалы на берегу реки Ангары покрыты рисунками древних художников. Здесь же найдены скульптуры из бивня мамонта. Интересна одежда одной из скульптур: на фигурке женщины изображена меховая одежда с капюшоном. Такую одежду и сейчас носят народы Севера.


В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Сборник конспектов уроков истории , учебная программа по истории 5 класс , материалы для подготовки к урокам, готовые домашние задания

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Тема: « Возникновение искусства и религиозных верований» 5 кл.

Цель: определить составляющие элементы первобытного искусства и религиозных верований; проанализировать причинно-следственную связь в формировании мировоззрения первобытного человека.

Планируемые результаты:

предметные: научиться использовать приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения искусства и религии для первобытного человека; объяснять причины возникновения и развития основ духовной культуры в первобытном обществе; изучать и систематизировать информацию на основе различных исторических источников;

метапредметные УУД: формировать собственную точку зрения; слушать и слышать друг друга; самостоятельно формулировать учебную проблему; находить пути решения поставленным задачам; давать определения понятий; уметь выделять информацию из текстов разных видов;

личностные УУД : формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность культурно-нравственного наследия для современного человека и общества в целом.

Основные понятия: оборотни, душа, религиозные верования, пещерная живопись, «страна мертвых», колдовство, искусство.

Оборудование : учебник по истории Древнего мира, мультимедийная доска, ½ листа формата А4 и карандаши трех цветов – черный, красный, коричневый.

Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос (беседа)

На доске записаны даты: 2 млн. л. н., 100 тыс. л. н., 40 тыс. л. н.

Какие события относят к указан датам?

Почему древние люди не погибли во время похолодания на Земле? Перечислите основные причины.

Почему только сплоченная группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?

Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? А какие признаки выражает слово «родовая»?

III . Формирование учебной проблемы.

Учитель обращает внимание учащихся на тему урока, и на ее основе происходит формирование учебной задачи.

Тема урока

«Возникновение искусства и религиозных верований»

Учитель выделяет слова «искусство» и «верование»

Как вы понимаете слово «искусство» и «верование»?

Ученики дают свои варианты ответов, которые учитель фиксирует на доске. Из перечисленных ассоциаций формируем основную задачу урока – «Определить причинно-следственную связь в формировании духовной жизни первобытного человека»

IV. Изучение нового материала

Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка

Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией (время, четко контролируется учителем, отведенное на знакомство с текстом).

п. 1, 2 § 3 – самостоятельная работа с текстом.

Беседа по вопросам:

Как была открыта пещерная живопись?

Почему первобытные художники плохо изображали человека и хорошо передавали облик и характер зверей?

Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Человек «заколдовывает» зверя. Религиозные

верования.

Рассказ учителя с опорой на иллюстрации и создание опорной схемы.

В эпоху палеолита были созданы рисунки, где изображались люди в странных одеждах (приложение 1), по мнению большинства ученых – это колдуны. (здесь можно поработать с классом – Кто такой колдун?)

Древний человек был бессилен перед природными явлениями – ветром, бурей, громом, молнией и т.д., - боялся и преклонялся перед природной стихией. Формируется устойчивое понятие, чтоб природные силы были благосклонны к человеку, надо им принести жертву. Так возникает язычество – обожествление сил природы. Одновременно появляется и погребальный культ, то есть разные обряды и верования, связанные с погребением умерших.

Возникают и развиваются другие формы верований в первобытном обществе:

Тотемизм – вера в таинственную связь человеческого рода (племени) с определенными животными или растениями;

Анимизм – вера в невидимых «духов» или «души», которыми наделяли одушевленные и неодушевленные предметы;

Магия – колдовство

Древние люди считали, что от сверхъестественных сил зависит, будет ли удачной охота. Поэтому на стенах пещер рисовали фигурки животных, пронзенные копьями и стрелами (приложение 2). Некоторые племена рисовали предполагаемую жертву на земле и пронзали рисунок копьями в ходе ритуального танца.

Сверхъестественные силы, божества человек представлял по-разному – в виде людей, животных, или фантастических существ. Он вырезал их изображения из подручного материала (дерево, кость, камень) и поклонялся им. В древности идолам приносили даже человеческие жертвы.

В ходе развития и усложнения религиозных представлений прежние колдуны становятся профессиональными служителями богов. Постепенно они выделяются в особую группу жрецов , которые жили за счет приношений и передавали свою профессию по наследству.

Появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

V. Закрепление изученного материала

У каждого ученика лежит на парте ½ листа формата А4 и карандаши трех цветов – черный, красный, коричневый.

Задание:

Изобразите на листке сцену из вашей повседневной жизни, учитывая основные правила: 1 – вы первобытный человек; 2 – используем только три цвета (черный, красный, коричневый – мин. краски); 3 – особенности техники наскальной живописи (человек изображается схематически); 4 – время ограничено (10-15 мин.)

VI. Рефлексия

Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

Смогли ли вы их достичь?

Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?

О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

VII . Домашнее задание

§ 3, задание 2 с.20

Учитель озвучивает задание и демонстрирует сопутствующее изображение (Приложение 3 )

Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов - древних людей, живших 80-50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик - Коба и Тешик - Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик - Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения - это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека - вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным - гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

Между учеными и богословами давно идет спор о том, какими были ранние религиозные обряды. Богословы говорят, что у человека с самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда - почти на миллион лет.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами - они удобнее в переноске. Глиняная посуда - признак постоянных земледельческих поселений.

Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций – выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности. Какое место в этом освоении занимает религия? Ограничимся рассмотрением взаимодействия религии с искусством, моралью и наукой.

Религия – весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.

В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.

Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня». Религия – это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, нечто высшее и священное. Она предстает такой формой отражения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный элемент – различные состояния души, настроения, грезы, экстаз. Однако основой религии является вера в бога, бессмертие души, потусторонний мир, т. е. мифы и догмы.

Религия и искусство

Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения человека к миру, без его развитой образной фантазии. Но у искусства существуют более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания.

Исторически взаимодействие искусства и религии осуществлялось следующим образом. Для первобытной культуры была характерна нерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собой сложное переплетение тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, была слита с первобытным искусством и моралью, все вместе они явились художественным отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности (охоты, земледелия, собирательства). Сначала, очевидно, появился танец, представлявший собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов. Затем родилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.

Огромное влияние религия оказала на античную культуру, одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах. Так, гомеровский эпос считается важным первоисточником в изучении древнейшего периода греческого общества, о котором нет других свидетельств.

Древнегреческие мифы послужили почвой для возникновения античного театра. Прообразом театральных представлений были празднества в честь очень популярного и любимого в Греции бога Диониса. Во время празднеств выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов, которые исполняли особые гимны – дифирамбы (от греч. dithyrambos – песня козлов). Из них и возникла позже греческая трагедия. Из сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родилась трагическая комедия. Древнегреческая мифология оказала большое влияние на культуру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Шекспир, Моцарт, Глюк и многие другие композиторы, писатели и художники.

Библейские мифы, в том числе главный миф о богочеловеке Иисусе Христе, были самыми притягательными в искусстве. Живопись веками жила трактовками рождества и крещения Христа, тайной вечери, распятия, воскрешения и вознесения Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Ге, Иванова Христос представлен как высший идеал Человека, как идеал чистоты, любви и всепрощения. Такая же нравственная доминанта преобладает в христианской иконописи, фресках, храмовом искусстве.

Храм – это не только место богослужения, это – крепость, символ силы и независимости государства (города), исторический памятник. Так, самая древняя церковь в Ленинградской области-церковь св. Георгия в Старой Ладоге – была Построена в честь победы над шведами, осадившими Ладогу в 1164 г., и посвящена святому Георгию, покровителю ратных дел. Главный храм Пскова – Троицкий собор – был символическим выражением столичных функций Пскова как независимой вечевой республики. Памятник утверждения Киевского государства, главный христианский храм Киева Софийский собор был построен Ярославом Мудрым в XI в. на месте, где была одержана победа над печенегами. В роскошной обстановке, среди драгоценного убранства и художественных произведений мирового значения здесь происходили торжественные церемонии посвящения в великие князья и в высшие иерархические чины, приемы послов. Здесь находилась кафедра киевских митрополитов. В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека, велось летописание.

Таким образом, храмы, являясь культовыми сооружениями, имели большое культурное значение: в них воплотилась история страны, традиции и художественные вкусы народа.

Для каждого храма древнерусские мастера находили свое единственное архитектурное решение. Умея точно выбрать лучшее место в ландшафте, они добивались его гармоничного сочетания с окружающей природой, что усиливало выразительность храмовых сооружений. Примером может служить самое поэтичное творение древнерусского зодчества – церковь Покрова в излучине реки Нерли на Владимиро-Суздальской земле.

Религия, являясь богатым, многовековым пластом мировой культуры, оказала огромное влияние на литературу. Она оставила миру Веды, Библию и Коран.

Веды – это обширный фонд идей, ценнейший источник древнеиндийской философии и различных знаний. Здесь речь идет о творении мира, вводятся многие понятия (космология, теология, гносеология, мировая душа и др.), определяются практические пути преодоления зла и страдания, обретения духовной свободы. Отношение к Ведам определило авторитет, и разнообразие древнеиндийских философских школ (веданты, сакхи, йоги и др.). На почве Вед возникла и вся древнейшая индийская культура, подарившая миру Махабхарату и Бхагавадгиту – одну из наиболее популярных частей Махабхараты, где речь идет о нравственном аспекте индуизма, о внутренней свободе, о добре, зле и справедливости. Здесь же развивается учение о йоге как системе практического совершенствования тела, души и духа.

Библия является памятником древнееврейской литературы (Ветхий завет) и раннехристианской литературы (Новый завет). В Ветхий завет включены хроникально-законодательные книги, сочинения народных проповедников, а также собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим лаврам – религиозная лирика, размышления о смысле жизни (книги Иова и Екклезиаста), сборник афоризмов (книга Притчей Соломона), свадебные песни, любовная лирика (книга «Руфь» и книга «Есфирь»). В Библии нашли отражение жизнь народов Древнего Средиземноморья – войны, соглашения, деятельность царей и полководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы. Без знания Библии многие культурные ценности остаются недоступными. Большую часть художественных полотен эпохи классицизма, русскую иконопись и философию невозможно понять без знания библейских сюжетов.

Коран включает в себя исламское учение о судьбах мира и человека, содержит собрание обрядовых и юридических установлении, назидательных рассказов и притч. В Коране представлены древнеарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор. Литературные достоинства Корана признаны всеми знатоками арабского языка.

Роль религии в истории мировой культуры заключалась не только в том, что она даровала человечеству «священные» книги – источники мудрости, доброты и творческого вдохновения. Религия оказала немалое влияние на художественную литературу разных стран и народов. Возьмем, к примеру, христианство и русскую литературу. Потеряв ориентиры в суетном мире, в хаосе относительных ценностей, русские авторы издавна стали обращаться к христианской морали и позднее к образу Христа как идеалу этой морали. В древнерусской литературе (в житиях святых) подробно описывали жизнь святых, подвижников, праведников-князей. Христос еще не выступал в качестве литературного персонажа: слишком велики были священный трепет и благоговейное отношение к образу спасителя. В литературе XIX в. Христа тоже не изображали, но в ней появляются образы людей христианского духа и святости: у Ф. М. Достоевского – князь Мышкин в романе «Идиот», Алеша и Зосима в «Братьях Карамазовых»; у Л. Н. Толстого – Платон Каратаев в «Войне и мире». Как это ни парадоксально, литературным персонажем Христос впервые стал в советской литературе. А. Блок в поэме «Двенадцать» впереди объятых ненавистью и готовых на смерть людей поставил Христа, образ которого, очевидно, символизирует надежду людей на очищение и покаяние хотя бы когда-нибудь, в будущем. Позднее Христос появится в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» под именем Иешуа, у Б. Пастернака – в «Докторе Живаго», у Ч. Айтматова – в «Плахе», у А. Домбровского – в «Факультете ненужных вещей».

Писатели обратились к образу Христа как идеалу нравственного совершенства, спасителю мира и человечества. В образе Христа писатели увидели и то общее, что выпало на его долю и что переживает наша эпоха: предательство, преследование, неправый суд. В такой обстановке человек устал жить и изуверился. Обесценивая жизни, страх перед гибелью породили в его психике трусость, лицемерие, покорность, предательство.

Когда люди теряют духовные ориентиры, порывают с вечными ценностями и начинают жить только сиюминутными проблемами, заботясь о пище, одежде, жилье, тогда культура и общество неизбежно оказываются в кризисе. Так было на закате античности, так было в конце прошлого века, так происходит и сейчас. Выход из тупика – в нравственном возрождении людей, которое всегда совершалось на духовной, в том числе религиозной основе.

This entry was posted on Monday, January 5th, 2009 at 16:48 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.