Романтическое описание природы. Романтическое восприятие природы

Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, появившееся в 90-х годах 18 века в Европе и получившее широкое распространение в других странах мира (Россия входит их число), а также в Америке. Основными идеями данного направления является признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и целительном ключе.

Появившись в эпоху Великой Французской Революции и мировой промышленной революции, романтизм сменил такое направление как классицизм и эпоху Просвещения в целом. В противопоставление приверженцам классицизма, поддерживающим идеи культового значения человеческого разума и зарождение цивилизации на его основах, романтики ставят на пьедестал поклонения мать-природу, подчеркивают важность естественных чувств и свободу стремлений каждой личности.

(Алан Мэйли "Изящный век" )

Революционные события конца 18 века полностью изменили ход привычной жизни, как во Франции, так и в других в странах Европы. Люди, чувствуя острое одиночество, отвлекались от своих проблем, играя в различные азартные игры, и развлекаясь самыми различными способами. Именно тогда возникла идея вообразить, будто человеческая жизнь это бесконечная игра, где есть победители и побежденные. В романтических произведениях часто изображались герои, выступающие против окружающего мира, бунтующие против судьбы и рока, одержимые собственными мыслями и размышлениями о собственном идеализированном виденье мира, остро не совпадающим с реальностью. Осознав свою беззащитность в мире, где правит капитал, многие романтики находились в смятении и растерянности, ощущая себя бесконечно одинокими в окружающей их жизни, в чем и заключался главный трагизм их личности.

Романтизм в русской литературе XIX века

Главными событиями, имевшими огромное влияние на ход развития романтизма в России, были Война 1812 года и восстание декабристов 1825 года. Однако отличаясь самобытностью и оригинальностью, русский романтизм начала 19 века является неотделимой частью общеевропейского литературного движения и обладает его общими чертами и основными принципами.

(Иван Крамской "Неизвестная" )

Возникновение русского романтизма совпадает по времени с назреванием социально-исторического перелома в жизни общества того времени, когда общественно-политический уклад Российской державы находился в неустойчивом, переходном состоянии. Люди передовых взглядов, разочаровавшись в идеях эпохи Просвещения, пропагандирующие создание нового общества, основанного на принципах разума и торжества справедливости, решительно отторгнув принципы буржуазной жизни, не понимая суть антагонистических жизненных противоречий, чувствовали ощущения безысходности, потерянности, пессимизма и неверия в разумное решение конфликта.

Главной ценностью представители романтизма считали человеческую личность, и заключенный в ней таинственный и прекрасный мир гармонии, красоты и высоких чувств. В своих произведениях представители данного направления изображали не реальный мир, слишком низменный и пошлый для них, они отображали вселенную чувств главного героя, его внутренний мир, наполненный мыслями и переживаниями. Через их призму и проступают очертания реального мира, с которым он не может смириться и поэтому старается возвыситься над ним, не подчиняясь его социально-феодальным законам и моралям.

(В. А Жуковский )

Одним из основоположников русского романтизма считается известный поэт В.А Жуковский, создавший ряд баллад и поэм, имевших сказочное фантастическое содержание («Ундина», «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее»). Его произведениям присущ глубокий философский смысл, стремление к нравственному идеалу, его поэмы и баллады наполнены его личными переживаниями и размышлениями, присущие романтическому направлению.

(Н. В. Гоголь )

Задумчивые и лирические элегии Жуковского сменяют романтические произведения Гоголя («Ночь перед Рождеством») и Лермонтова, творчество которых носит своеобразный отпечаток идейного кризиса в сознании общественности, впечатленной разгромом движения декабристов. Поэтому романтизм 30-х годов 19 века характеризуется разочарованием в реальной жизни и уходом в придуманный мир, где все гармонично и идеально. Романтические главные герои изображались как люди, оторванные от действительности и потерявшие интерес к земной жизни, вступающие в противоречие с обществом, и обличающие сильных мира сего в их грехах. Личная трагедия этих людей, наделенных высокими чувствами и переживаниями, состояла в гибели их нравственных и эстетических идеалов.

Умонастроения прогрессивно думающих людей той эпохи наиболее ярко отразилось в творческом наследии великого русского поэта Михаила Лермонтова. В его произведениях «Последний сын вольности», «Новгороду», в которых четко прослеживается образец республиканского вольнолюбия древних славян, автор выражает горячее сочувствие борцам за свободу и равенство, тем, кто выступает против рабства и насилия над личностью людей.

Для романтизма характерно обращение к историческим и национальным истокам, к народному фольклору. Это наиболее ярко проявилось в последующих произведениях Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), а также в цикле стихотворений и поэм о Кавказе, который воспринимался поэтом как страна вольнолюбивых и гордых людей, противостоящих стране рабов и господ под властью царя-самодержца Николая I. Образы главных в произведениях «Измаил-бей» «Мцыри» изображены Лермонтовым с большой страстью и лирическим пафосом, несут ореол избранников и борцов за свою Отчизну.

К романтическому направлению также можно отнести раннюю поэзию и прозу Пушкина («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), поэтические произведения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова, творчество поэтов-декабристов К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева-Марлинского, В. К. Кюхельбекера.

Романтизм в зарубежной литературе XIX века

Главной особенностью европейского романтизма в зарубежной литературе 19 века является фантастичность и сказочность произведений данного направления. В своем большинстве это легенды-сказки, повести и новеллы с фантастическим, нереальным сюжетом. Наиболее выразительно романтизм проявился в культуре Франции, Англии и Германии, каждая из стран внесла свой особенный вклад в развитие и распространение данного культурного явления.

(Франсиско Гойя " Урожай" )

Франция . Здесь литературные произведения в стиле романтизма носили яркий политический окрас, во многом настроенный против новоявленной буржуазии. По мнению французских писателей, новое общество, появившееся в результате социальных перемен после Великой Французской революции, не понимало ценность личности каждого человека, губило ее красоту и подавляло свободу духа. Наиболее известные произведения: трактат «Гений христианства», повести «Аттала» и «Рене» Шатобриана, романы «Дельфина», «Корина» Жермены де Сталь, романы Жорж Санд, Гюго «Собор Парижской богоматери», серия романов о мушкетерах Дюма, собрание сочинений Оноре Бальзака.

(Карл Бруллов "Всадница" )

Англия . В английских легендах и преданиях романтизм присутствовал довольно давно, но не выделялся как отдельное направление до середины 18 века. Английские литературные произведения отличает наличие немного мрачноватой готики и религиозного содержания, здесь присутствует много элементов национального фольклора, культуры рабочего и крестьянского класса. Отличительная особенность содержания английской прозы и лирики - описание путешествий и странствий в далекие земли, их исследование. Яркий пример: «Восточные поэмы», «Манфред», «Путешествие Чайльд-Гарольда» Байрона, «Айвенго» Вальтера Скотта.

Германия . Огромное влияние на основы немецкого романтизма оказало идеалистическое философское мировоззрение, которое пропагандировало индивидуализм личности и его свободу от законов феодального общества, вселенная рассматривалась как единая живая система. Немецкие произведения, написанные в духе романтизма, наполнены размышлениями о смысле человеческого бытия, жизни его души, также они отличаются сказочными и мифологическими мотивами. Наиболее яркие немецкие произведения в стиле романтизма: сказки Вильгельма и Якоба Гримма, новеллы, сказки, романы Гофмана, произведения Гейне.

(Каспар Давид Фридрих "Этапы жизни" )

Америка . Романтизм в американской литературе и искусстве развивался немного позже, чем в странах Европы (30-е года 19 века), его расцвет приходится на 40-60-е годы 19 столетия. Огромное влияние на его появление и развитие оказали такие масштабные исторические события как война за независимость США в конце 18 века и гражданская война между Севером и Югом (1861-1865 годов). Американские литературные произведения условно можно поделить на два вида: аболиционистские (поддерживающие права рабов и их освобождение) и восточные (сторонники плантаторства). Американский романтизм основывается на тех же идеалах и традициях, что и европейский, в его переосмыслении и понимании на свой лад в условиях своеобразного уклада и темпа жизни жителей нового, малоизведанного материка. Американские произведения того периода богаты на национальные веяния, в них остро чувствуется чувство независимости, борьбы за свободу и равенство. Яркие представители американского романтизма: Вашигтон Ирвинг («Легенда о сонной лощине», «Жених-призрак», Эдгар Аллан По («Лигейя», «Падение дома Ашеров»), Герман Мелвилл («Моби Дик», «Тайпи»), Натаниэль Готорн («Алая Буква», «Дом о семи фронтонах»), Генри Уодсворт Лонгфелло («Легенда о Гайавате»), Уолт Уитмен, (поэтический сборник «Листья травы»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), Фенимор Купер («Последний из могикан»).

И пусть романтизм в искусстве и литературе царил совсем недолго, и на смену героизму и рыцарству пришел прагматичный реализм, это ни в коей мере не уменьшает его вклад в развитие мировой культуры. Произведения, написанные в данном направлении, любят и читают с огромным удовольствием большое количество поклонников романтизма во всем мире.

Каковы отличительные черты романтического пейзажа? Приведите примеры романтической описания природы в поэме М. Ю. Лермон­това.

Ответ

Поэма «Мцыри» написана в 1839 г., незадолго до смерти Лермонтова. Это одно из его последних произведений, своеобразный итог всего творческого пути. В поэме воплотился поздний, зрелый лермонтовский романтизм – направление, которому в той или иной степени поэт следовал всю свою жизнь.

Все идеи поздней лирики поэта отразились в этом произведении. К концу жизни ведущей темой в творчестве Лермонтова стала тема одиночества. Но, по сравнению с ранней лирикой, теперь одиночество лирического героя воспринимается как его свобода, то есть он по-новому рассмотрел для себя принцип романтического дуализма (традиционный принцип романтиков, построенный на различии для поэта мира «здесь» и мира «там», противопоставлении идеального и реального). Таким образом, поэт пришел к новому восприятию отношений героя и внешнего мира.

В текст поэмы включены все значимые компоненты романтического произведения, как-то: необычный герой в необычных обстоятельствах, конфликт, вызванный столкновением мира реального и мира идеального, и, разумеется, романтический
пейзаж.

Пейзаж в поэме «Мцыри» имеет особую роль, поскольку он, с одной стороны, помогает глубже проникнуть в
душу героя и понять его. А с другой стороны — он и сам выступает в произведении в роли активно действующего персонажа.

Все действие поэмы происходит на фоне кавказской природы, пышной и роскошной, которая олицетворение свободы для Мцыри. Более того, автор подчеркивает слияние своего героя с природой:

«О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад», «глазами тучи я следил», «рукою молнии ловил».

Пейзаж показан глазами героя и передает мысль и чувства. Первая картина — разделенные потоком берега — одиночество, отчаяние. Заключительная — облака, направляющие на восток, к Кавказу, — непреодолимое стремление на родину.

Сравнения подчеркивают эмоциональность Мцыри (как серна гор, пуглив и дик, и слаб, и гибок, как тростник). Сравнения отражают мечтательность натуры юноши (я видел горные хребты, причудливые, как мечты…). С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетаясь, как пара змей), так и отчужденность Мцыри от людей (Я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей). В этих сравнения – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри.

Но покой и благодать, разлитые в природе, противопоставлены тоске и тревоге лирического героя.

Кругом меня цвел Божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц летал пугливый рой.
И снова я к земле припал,
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли;
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.

Герой тоскует, что живёт во времени, а не в вечности, как природа.

§1. ПРИРОДА В ЭСТЕТИКЕ РОМАНТИЗМА

В истории философской мысли нетрудно найти примеры, когда природа как Универсум, Вселенная наделены высшей эстетической ценностью. Сюда же относятся и общеизвестные примеры вселенных, построенных по эстетическому принципу: будь то метафизика Пифагора, даосизма, Конфуция, Библии. Природа, как Универсум, оказывается высшей эстетической ценностью, и это возможно потому, что эстетическая ценность универсальна. С другой стороны, понятие природы, в данном случае, всеобще .

В конце XVIII - начале XIX в., понимание природы претерпело изменения. Огромное влияние на развитие романтизма оказала Германия: натурфилософия Шеллинга, философские труды Шлегеля.

В подтверждение тому, что "философия мирового духа" и органическое понимание природы оказывали воздействие и на романтическое изображение пейзажа, можно привести слова В. К. Уимсетта об английском романтизме. По Уимсетту, романтики рассматривают мировой дух в качестве основного принципа природы, как "слабую, колеблющуюся, меньше всего постижимую и самую таинственную часть природы" . При таком понимании природы пейзаж предстает как бы раздвоенным, поскольку "важен не только он сам, но и дух, который им управляет или который его насыщает, или и то и другое" . Может быть, в этой характеристике Уимсетта романтическое воззрение на природу слишком резко противопоставлено воззрениям на природу XVIII в., в котором можно было встретить и теории, толковавшие природу "как некое тонкое материальное излияние" . Сюлли Прюдом утверждал, что отличие романтической трактовки природы от просветительской состояло в том, что романтизм "осуществил уравновешенность мира чистых идей с миром ощутимых и видимых вещей, ликвидировав их противоположность" (под "чистыми идеями" автор подразумевает абстракции). Вопросы эти представляются весьма важными, ибо романтическая поэзия природы обязана своей сохранившейся по сей день эстетической ценностью не только художественному выражению шеллингианской (или какой-либо иной) философии, но тому, что в ней отразились подлинно глубокие идеи и переживания, большие человеческие чувства.

Влияние "органического" воззрения на природу распространяется на все романтическое искусство, хотя его значение в романтизме разных стран не одинаково. Самое широкое проявление этого взгляда заключается в антропоморфизации явлений природы, в том, что природе в целом - и как космосу, и как пейзажу, и как единичной детали пейзажа - приписываются чувства, характерные для человеческой души. Оценка природы как доброго, сочувствующего друга, как доброй матери, как носителя, моральных ценностей, противопоставленных испорченности городских нравов,- все это, по сути, представляет собой то сознательные, то неосознанные проявления органического воззрения на природу, хотя у разных поэтов оно выступает различно . Так, отношение Шелли к природе существенно отличается от отношения Ламартина. Когда Вордсворт писал "Тинтернское аббатство" (1798), он был пантеистом, но в "Предвкушении бессмертия" (1803-1806) он отвергает эту теорию и обращается к принципам платонизма . У Леопарди и у Виньи природа является бесчувственной, независимой от человеческого мира, а то и чужой ему силой. Во всяком случае, можно сказать, что органическое понимание природы как подчиненной "всемирному духу" для романтизма весьма существенно, ибо в нем проецируется проблема отношения человека к обществу.

Самое содержание понятия "природа" в XVIII и XIX вв. было совершенно различным. Но непосредственные предпосылки романтического воззрения на природу, которое своими корнями уходит в более ранние периоды - в античность и в эпоху Возрождения, - образовались в XVIII в. Б. Вилли, ссылаясь па Пьера Бейля, заявляет, что в начале XVIII столетия это слово имело одиннадцать значений .

По мнению ряда исследователей, философское понятие природы занимает в системе мышления Просвещения центральное положение. Вследствие этого значительное место принадлежит ему и в литературе эпохи. Ньютоновская, а затем бюффоновская концепции природы вдохновляют лирику XVIII в., ее дидактическую поэзию, выдающимися достижениями которой являются "Опыт о человеке" (1733-1734) Попа и "Гермес" (1780-1792) Андре Шенье. Следы спинозовского и шефстбернианского (уже пантеистически-органического) воззрения на природу ощущаются в трудах Гердера и Гете, например, во "Фрагменте о природе" (1781-1782), принадлежащем, вероятно, Гете, а также во многих местах "Страданий молодого Вертера", в сцене "Лес и пещера" первой части "Фауста", в стихотворении "Одно и Все". Эти работы, как и произведения Руссо, показывают, как философское переходит в литературе эпохи в эстетическое. Все это привело уже в XVIII в. от "абстрактных" и "научных" представлений о природе к пока еще рационалистическому возвышению природы, к ее пантеистическому толкованию.

Другая важная традиция, переданная романтизму от эпохи Просвещения,- культ ландшафта. Уже в конце XVIII в. в противовес "цивилизованному" пейзажу-саду, выдвигаются "вольная" природа, открытие красок дикой природы- густых лесов, высоких горных вершин, озер, океана, звездного неба. Литературное открытие этих мотивов природы в западных, литературах - от простого ландшафта до морского простора - подробно освещается в книге П. Baн Тигема. Общеизвестны преобразования, происшедшие в XVIII в. в садоводстве (переход от геометрического "французского" сада к "английскому" саду-ландшафту); все чаще совершались путешествия в труднодоступные гористые местности (на многие горные вершины Европы в эти времена поднимаются впервые). В литературе это отражается прежде всего в пейзаже, сама трактовка которого тесно связана с сентиментализмом. Общественная основа этого - недовольство застывшей системой феодального мира, его моралью и светскими условностями, недовольство, содержащее в себе уже элемент бунтарства, пока еще в формах бегства в природу, в одиночество. Эти тенденции передаются от сентиментализма XVIII в. романтизму. Культ "дикой" природы имел и еще одну причину, более практического характера: большие леса, горные вершины становятся достижимыми, менее опасными (благодаря огнестрельному оружию менее рискованной стала встреча с дикими зверями; под влиянием Просвещения отступило суеверие - ведь, по старому поверию, спрятанные за облаками вершины считались местом пребывания злых существ). Позднее, уже в эпоху романтизма, прежде всего в Англии, одной из причин бегства в природу стало стремление покинуть города, затронутые буржуазным промышленным развитием. С интересом к природе сочетается интерес к старинным дворцам, развалинам или просто к деревенскому миру, стоящему ближе к природе, к небольшим городам, которых не коснулась промышленная цивилизация .

Сказанное выше объясняет и развитие в период сентиментализма описательной поэзии. Можно назвать здесь произведения Брокса, Томсона, Делиля, Трембецкого, Бешенеи и Чоконаи. Первоначально этот жанр, в соответствии с духом Просвещения, имел по преимуществу дидактический характер. Нередко произведения этого типа служили целям совершенно практическим, например подъему земледелия. "Георгики" в переводе Делиля становятся значительным моментом обновления французского поэтического стиля. Постепенно в этих дидактических произведениях усиливается эстетическое начало. Благодаря трудам Гесснера, Галлера, а затем Гете возрастает интерес к красотам природы Щвейцарии. Трудно переоценить при этом влияние личности Руссо. В поэме "Прогулки" (1811) венгерским поэт Ференц Кельчеи противопоставляет картинам геллеровско - гесснеровской Швейцарии феодальную отсталость своей родины. Буколическая поэзия по своей жанровой природе принадлежит еще классицизму, однако она была уже и подготовкой существенно отличающейся от нее романтической поэзии природы. Так, К. Крейчи и М, Кридл видят в одной из самых романтических поэм Ю. Словацкого, "В Швейцарии" (1839), ясные следы польской буколической поэзии конца XVIII в.

В этой описательной поэзии появляются уже черты антропоморфизированной природы .

Подобных, одушевляющих природу образов в поэзии конца XVIII в. можно найти много, но в общем в это время преобладает еще стремление к объективному описанию. Пейзаж все еще представляет собой прежде всего реальную картину природы, описание стремится к показу красоты природы, а не к выражению через ее образы личных, субъективных чувств. Дикие, страшные картины природы тоже встречаются уже в поэзии предроматизма (песни Юнга, Оссиана), а Делиль даже возвещает право на их прославление в поэзии. Человек-страдалец находит сочувствие в нетронутой природе.

Но обычно, как утверждает К. Хорват, "природа выступает здесь еще в полном соответствии с рационалистическим мировосприятием. Прямого поэтического соединения человеческих чувств и природы здесь еще нет" .

Важным моментом просветительского отношения к природе было, как говорилось выше, стремление бежать от бесчувственного города и всего современного общества (Руссо, Гесснер). В. Ванслов в своей книге о романтизме говорит о том, что тема природы у романтиков связана с этим бегством, хотя само развитие этой темы у них редко бывает идилличным .

C понятием природы в эпоху Просвещения тесно связана мысль о человеке "естественном", живущем в примитивных условиях и превосходящем современное общество морально. Известна роль Руссо в образовании этого представления, оказавшего большое влияние на романтиков. Следует, однако, сказать, что оценка естественного человека, живущего на лоне природы, в романтизме далеко но однозначна. Так у Вордсворта образцом выступает человек, жизнь которого близка к природе, довольный своей простой судьбой. У Байрона же на передний план выдвигается вольная жизнь и моральное превосходство естественного человека (в "Манфреде"). Тема свободы ярко звучит в "кавказских" произведениях русских романтиков.

Таким образом, во многих странах романтическая поэзия природы имела определенные предпосылки в национальной поэзии предшествующего периода. У К. Хорвата мы находим, что Б. Вилли, например, рассматривает Вордсворта как завершителя поэзии природы XVIII века . Андре Шенье французские романтики считали своим предшественником . Связь Ламартина с описательной поэзией XVIII в. и с оссианизмом в литературе уже подробно рассмотрена. Немецкие романтики были связаны с Гердером и Гете. В русской литературе творчество Державина влияло на русский романтизм, на Рылеева и молодого Пушкина. Вообще описательная поэзия и поэзия эклог XVII в., устарелость которой долго и усиленно подчеркивалась критикой, привлекает к себе последнее время все большее внимание литературоведов. Что касается польской литературы, мы уже указали на классицистическую описательную поэзию сада как па предпосылку романтизма; важно лишь подчеркнуть, что здесь в становлении романтического пейзажа и романтизма в целом большую роль играют фольклорные традиции.

Таким образом, в поэзии Просвещения и сентиментализма присутствовали важные элементы будущего романтического воззрения на природу. По мнению Baн Тигема, романтики в некоторых моментах своего отношения к природе не ушли далеко от своих предшественников, но, с другой стороны, они внесли гораздо больше богатства и смелости в мотивы, разработанные ими .

В чем же заключается то иное, то новое, что дается романтическим взглядом на природу по сравнению с его предпосылками? Научная литература подчеркивает в романтизме углубленную субъективность, субъективизацию природы, точное, индивидуальное отношение к предметам природы, к пейзажу, проекцию настроения писателя на природу и, наоборот, отождествление чувствующего субъекта с природой, одушевление природы субъективными эмоциями поэта, страстность отношения человека к природе. Субъективизация природы является понятием более широким, чем органический взгляд романтиков на природу. Это понятие объединяет более широкий круг поэтов-романтиков. В английской и в немецкой литературах субъективизация природы выражается более явно, чем и других литературах. В поэзии молодых Пушкина и Лермонтова проявляется скорее глубоко субъективное отношение к пейзажу, чем элементы органической натурфилософии.

Восприятие природы через субъективный эмоциональный мир личности встречается, разумеется, уже гораздо раньше появления романтизма. Г. Шарлье в своей работе о восприятии природы французскими романтиками указывает на то, что уже в "Сонетах" Петрарки "природа веселится и улыбается", если Лаура весела; а если холодна и далека, то и внешний мир мрачнеет, а после ее смерти природа превращается в пустыню.

Пример Байрона тоже указывает на то, что субъективное слияние с природой проявляется в романтизме весьма многообразно.

Дж. В. Бич так интерпретирует любовь Байрона к природе: "Байрон, как и другие романтики, говорит о книге-природе" . Главное в романтическом воззрении на природу - ее "субъективизация", соответствующее соотнесение настроения поэта с миром природы. Тигем писал, что субъективная интерпретация природы находит у романтикой широкое применение: "Описание редко употребляется само по себе; моральные эпитеты фигурируют в излишестве; страсть захлестывает все; принято не говорить ни об одном неодушевленном предмете без того, чтобы не связать его с нашими личными, отрадными или грустными чувствами; вот самые очевидные примеры этого поэтического темперамента. Эту природу всегда любят; и тогда, когда сердце заново переживает пережитые прежде радости или горести, опьянение торжеством юной любви или беспощадную горечь первых обид... или же страсть, выливаясь из человека на вещи, придает им душу и видимость, будто природа понимает, любит, страдает и мечтает, как человек и вместе с чeлoвeкoм" .

Итак, романтизм характеризуется ощущением единства человека и природы. Но это не всегда проявляется в пантеистических формах и может быть связано с различными мировоззренческими позициями. Больше того, это единство может выступать и в формах дуалистического раздвоения - так в стихотворении Гюго "Что слышится в горах" (1831) природа олицетворяет мир и гармонию, противопоставленные страданиям и дисгармонии человеческих отношений.

Страстное переживание связи субъекта с природой, присущее всем романтикам, проявляется. у разных писателей весьма различно.

Декларация взаимосвязи природы с внутренним миром человека соответствует практике поэтов-романтиков. С одной стороны, в их произведениях преобладает образ-ландшафт, что проявляется, в частности, в поисках живописности. С другой-в них господствует состояние души, и сотканная из элементов пейзажа картина является проекцией этого душевного состояния.

Личность автора, разумеется, присутствует в обоих случаях, как замечает Г. Шарлье, но поэтические измерения разные; в одном случае преобладает картина действительности, в другом на переднем плане стоит душевное состояние, переданное через образ гармонирующего с ним пейзажа. Это показывает, что из романтической пейзажной поэзии дороги ведут в два направления: к реалистическому пейзажу и к символизму, где картины природы действительно становятся только символами, приобретая особую многозначность. Это последнее направление, как замечает К. Хорват, может быть, нагляднее всего прослежено в известном стихотворении Бодлера "Соответствия" .

Раздвоение живописного и эмоционального начал в образах природы в романтизме не может быть абсолютизировано, так же, как и в случае "внутреннего пейзажа" .

Первый тип романтического воззрения па природу характеризуется, пожалуй, более всего моментом бегства. Поэт бежит к природе от сложных и неясных ему общественных проблем, от неуверенности своей повседневности жизни, от бед, разочарований, быть может и от cвоей внутренней напряженности, от своих сомнений. Внутренняя связь с природой приносит ему облегчение, свежесть, придает новые силы.

Сходный с предыдущим мотив романтической поэзии - обращение к природе как к живому существу, сочувствующему человеку, доброй матери, хранящей память о счастливых днях быстро текущей жизни. Момент дружеской и материнской природы присутствовал уже в литературе Просвещения начиная с Брокеса через Гёльти, Парини, Делиля, Гердера, вплоть до Гете. Но истинное поэтическое богатство этого представления о природе раскрывается в романтизме (ранее-у Гете). Человеческое счастье преходяще, но память о счастливых днях сохраняется и снова вызывается силой воспоминания о красоте природы .

В романтической поэзии Природа может выступить в роли несчастной матери, страдающей из-за судьбы людей, ее сыновей, борющихся друг с другом, проливающих кровь друг друга.

Характерная для романтизма вера в природу, сочувствующую человеку, получила в венгерском литературоведении название "лирического сочувствия" , которое французский критик Жорж Пелисье считал сущностью романтизма.

В романтическом искусстве стремление к изображению ярких и резких контрастов очень сильно. Это относится и к изображению природы. Романтики часто стремились изображать бурную природу. Байрон как будто рад присутствию опасности, буря для него - символ великих, хотя и часто гибельных страстей.

Изображение таинственной, загадочной природы появляется в романтизме очень рано. Уже в сборнике "Лирические баллады" можно найти рядом со стихами Вордсворта балладу Кольриджа "Сказание о Старом мореходе", в которой природа изображена страшной, карающей.

Изображение таинственной природы переходит у многих представителей немецкого романтизма к подчеркиванию демонического, чуждого человеку начала, связанного с природой. Веллек, сопоставляя английский и немецкий романтизм, пишет: "В лучших произведениях Тика, Брентано, Арнима н Гофмана раскрывается двойная сущность, мира - страх, что человек оставлен без помощи и предоставлен страшным силам, судьбе, случаю, мраку непостижимой тайне" .

Таинственная, заключающая и себе угрозу гибели природа может быть для поэта-романтика и миром надежд. Слияние жизни и смерти, действительности и сновидения - одна из характерных черт раннего иенского романтизма - встречается и в других литературах. Оно имеет определенные предпосылки в литературе предромантизма - в "поэзии гробниц", в культе развалин, и оссианизме.

То, что в конце XVIII века лишь намечалось, в романтизме раскрывается посредством полного эмоционального сочетания, мира человека н мира природы.

В романтической поэзии природы большую роль играет восхваление красоты родной земли. Нередко это проявляется в связи с воспоминаниями о детстве, что широко представлено, например, у ранних английских романтиков - у Вордсворта и Кольриджа. Такова знаменитая ода Вордсворта "Предвкушение бессмертия в воспоминаниях раннего детства", близкая, по мнению ряда критиков, "Унынию" ("Dejection") Кольриджа .

Любовь к родной земле руководила Вордсвортом, когда он после своей поездки с сестрой по Германии поселился в 1799 г. в одной из самых красивых местностей Англии - в Кэмберленде, напоминавшем ему о детстве. Следовательно, отношение Вордсворта к природе представляет собой не только поэтическое осмысление известных натурфилософских теорий, но и выражает непосредственное чувство, возникшее под впечатлением родной природы, воспоминаний о счастливом детстве, о поэтичном деревенском ландшафте.

Поэзия родной земли - обычная тема и во французской романтической поэзии. Здесь, во-первых, следует назвать стихотворение Ламартина "Милли, или Родная земля".

Культ родной земли, более или менее общий для всего романтизма и связанный в то же время с личными обстоятельствами жизни поэтов, получает нередко глубоко патриотическое звучание.

По Ванслову, романтики не только искали спасение от давящего на них чуждого мира, но и находили созвучие этому в природе .

Итак, романтизм характеризуется ощущением единства человека и природы, но это не всегда проявляется в пантеистических формах и может быть связана с различными мировоззренческими позициями. Больше того, это единство может выступать и в формах дуалистического раздвоения.

Романтизм - сложное литературное явление, к нему относят художников не схожих по своим мировоззренческим позициям, литературной судьбе, творческой индивидуальности, но все подчеркивают важную роль воображения и интуиции в их творчестве. Безусловно здесь также необходимо отметить, что XVIII век придал новое, небывалое до того времени значение проблеме природы, что заставило поэтов - романтиков с особым вниманием и подробностью рассмотреть окружающий его мир, ведь именно романтики совершили "открытие природы".

Бегство от действительности в духовный мир как таковой далеко не всегда удовлетворял романтиков. Им хотелось, чтобы их идеал, хотя он и духовен по своей сущности, не оставался бы только бесплотной мечтой, приобрел бы какие-то более осязаемые формы .

Самой популярной и широко распространенной формой такого бегства был уход в природу, которая приобрела в творчестве романтиков идеальное значение. "Природа представляет собой идеал", - говорил Новалис, - "природа - это окаменевшее волшебство" .

Для романтиков природа никогда не является мертвой материальной массой. Она всегда - выражение духовной жизни. В природе романтик всегда видит зеркало, отражение либо собственной душевной тоски, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. Поэтому природа наделяется смыслом, нередко более красноречивым, чем смысл слов.

Одушевление, очеловечивание природы в восприятии, фантазии - один из излюбленных поэтических мотивов романтиков. В противоположность омертвевшему обществу, убивающему живую душу в погоне за наживой, карьерой, властью, природа словно оживает, наполняясь содержанием духовной жизнью людей. Овеществляя, материализуя общество, романтики одухотворяли природу. При этом они обычно имели в виду природу дикую, нетронутую человеком и не несущую следов его практической деятельности. Иногда же противопоставление общества и природы принимало форму антитезы города и деревни, и тогда пол природой подразумевалось идиллическая сельская местность, резко отличная от нервного и возбужденного города. Природа дает отдохновение, забвение и покой. В отличие от фальшивого и пустого общества в ней все просто, гармонично .

Нередко природа выступает в романтическом искусстве как вольная стихия, свободный, прекрасный мир, отличный от человеческого. Особенно любят романтики изображать в этом значении море, его необъятную ширь или величественную мощь, а также горы, их сверкающее великолепие и возвышенную красоту. Изображение гор в романтическом искусстве имеет образное значение, их пространственная высота словно ассоциируется с высотой духа.

Изображение природы в романтическом искусстве, как правило, отличается созерцательностью. Концепция природы как арены деятельности, "мастерской" человека, а человека как "хозяина" природы романтикам несвойственна. Их герой прежде всего "сопереживает" природу . Природа же навевает ему мирные сны и сладкие грезы, дает покой и забвение или возбуждает бурное смятение чувств, подтверждающее силу мятежного духа неудовлетворенной и страдающей личности.

Видя в природе черты осуществленного идеала, романтики были склонны и людей, близких к природе, наделять "природными" качествами в этом смысле. Они часто воспевали простых людей-тружеников, психологически цельных и лишенных разъедающей рефлексии, мирно живущих на лоне природы, в стороне от зла городской цивилизации.

Таким образом, романтики, с одной стороны, одушевляют, очеловечивают природу, с другой - приближают к природе, к естественной жизни своего идеального героя. И в том и в другом случае природное начало противопоставляется общественному .

В поисках иллюзорной свободы романтический герой пытается иногда бежать в экзотические дальние страны, к неведомым людям, не тронутым капиталистической цивилизацией. Значение обетованной земли романтизма приобретали иногда реальные страны, такие, как Италия, Испания, но особенно манила и влекла к себе, конечно, экзотика далеких восточных стран .

В некоторых случаях, когда романтики не находили реальной "территориальной" опоры для своего бегства, они создавали ее в воображении. В собственной фантазии они строили некие вымышленные миры, фантазия уносила романтиков за пределы низких потолков не только жилища поэта, но и действительности того времени вообще. С ее помощью воздвигались блистающие своды идеальных фантастических царств.

Фантастика, пронизывающая творчество Тика и Новалиса, Гофмана и Гейне, Кольриджа и Саути имела различное идейно-художественное значение. У Кольриджа сказывались мистико-идеалистические тенденции. Именно фантастика и имела в романтическом искусстве значение идеальной мечты .

Итак, романтическое восприятие природы - это не просто индивидуальное отношение субъекта к противостоящему ему внешнему миру. В нем, по существу, раскрывается выраженное через природу отношение личности к общественным условиям ее существования. В восприятии и оценке природы проявляется взаимосвязь индивида с тем общественным целым, в которое он включен и в рамках которого только и осуществляется его соприкосновение с природой.

Романтизм как направление культуры сформировался в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. Романтики сосредоточиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир романтического героя весь состоит из противоречий.

Особый интерес к личности, характер её отношения к окружающей действительности, с одной стороны, и противопоставление реальному миру идеального - с другой, определяют и своеобразие художественного метода романтизма. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать своё отношение к этой действительности, более того, создать свой, вымышленный, образ мира, часто по принципу контраста к окружающей жизни, чтобы через этот вымысел, через контраст, донести до читателя и свой идеал, и своё неприятие отрицаемого им мира. Это активное личностное начало в романтизме накладывает отпечаток на всю структуру художественного произведения, определяет его субъективный характер. События, происходящие в романтических поэмах, драмах и др., важны лишь для раскрытия особенностей личности, которая интересует автора.

В литературе и искусстве романтики создали мир, в котором человек стремится к возвышенному, проявлению благородных порывов души и сердца. По мнению романтиков, строгие нормы классицизма сковывали свободу творчества. Сильную личность - героя, который противостоит жизненным бурям и возвышается над толпой обыкновенных людей с их мелкими заботами и повседневной суетой, романтизм позаимствовал из античного наследия. Прекрасный и внутренне свободный человек в изображении романтиков пытается преодолеть разрыв между мечтой и явью, живёт стихийной неподвластной разуму жизнью как ветер, море, как вся природа.

Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А. Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы (Дж. Байрон, П.Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А.С. Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству»[Голованова И.С.].

Романтиков влекли к себе дальние страны и минувшие исторические эпохи, прекрасный и величественный мир природы, образу которой, тесно и неразрывно переплетающемуся с темой лирической исповеди, отводится огромное место. В этом образе олицетворяется душевное состояние героя, так часто окрашенное чувством дисгармонии с действительностью.

По представлениям романтиков, именно в природе растворяется Божество, через общение с природой можно говорить с Богом, проникнуть в тайну бытия, соприкоснуться с Мировой душой. Вот почему в романтических произведениях так часто возникает тот особый лирический символический пейзаж, который мы видим, в частности, в стихотворении Жуковского «Море».

В романтической поэзии природы отразились подлинно глубокие идеи и переживания, большие человеческие чувства, и в этом её эстетическая ценность. Сюлли Прюдом утверждал, что отличие романтической трактовки природы от просветительской состояло в том, что романтизм "осуществил уравновешенность мира чистых идей с миром ощутимых и видимых вещей, ликвидировав их противоположность"1 (под "чистыми идеями" автор подразумевает абстракции).

Природе в целом - и как космосу, и как пейзажу, и как единичной детали пейзажа - романтики приписывали чувства, характерные для человеческой души, они оценивали природу как доброго, сочувствующего друга, как носителя моральных ценностей, противопоставленных испорченности городских нравов.

Мотивом бегства к природе от сложных и неясных общественных проблем, от неуверенности своей повседневности жизни, от бед, разочарований, быть может, и от внутренней напряженности, от своих сомнений характеризуется один из типов романтического воззрения па природу.

Стремление к изображению ярких и резких контрастов, в том числе и в изображении природы, очень сильно? в романтическом искусстве. Внутренняя связь с природой приносит поэту облегчение, свежесть, придает новые силы. В поэзии романтиков часто встречается изображение бурной природы.

В эпоху романтизма тема моря, поэзия противоборства человека со стихией получают в литературе наиболее полное развитие. Для романтического героя море -- это способ вырваться на свободу. В романтической литературе утвердился особый идеал вольной жизни “лицом к лицу с природой, жизни простой, непритязательной, независимой и гордой”. . Вс.П. Вильчинский писал: “Образ моря прочно вошел в русскую классическую поэзию как символ свободной, непримиримой стихии, борьбы и свободы” .

Предметом своего творчества Василий Андреевич Жуковский избирает мир человеческой души. Он обогащает русскую поэзию особым качеством – психологизмом. Лирика поэта носит глубоко личностный характер. В жизни Жуковского было много страданий. Их он отразил в творчестве.

Любимый жанр поэта – элегия. Часто здесь лирический герой на фоне природы размышляет о жизни, о судьбе человека. Так, в первом своем стихотворении «Сельское кладбище» поэт изображает романтический пейзаж: луна, черные сосны и вязы, дикая сова, могилы. Вся атмосфера этой картины призвана передать особый эмоциональный настрой героя. В меланхоличной задумчивости приходит он на сельское кладбище, чтобы наедине с собой посетовать на жизнь, полную слез и страданий. Однако после долгих размышлений герой заключает, что к этому нужно относиться спокойно и принимать свою судьбу такой, какая она есть. Ведь рано или поздно жизнь закончится, а перед лицом смерти все равны:

И здесь спокойно спят под сенью гробовою

И скромный памятник, в приюте сосн густых,

С непышной надписью и резьбою простою,

Прохожего зовет вздохнуть над прахом их.

Этот вывод рождает у героя душевный всплеск, и он уходит в дубраву лить слезы.

В первом произведении Жуковского много сентиментального, но впоследствии он работает в романтическом направлении.

Одно из ранних стихотворений поэта о человеке и природе – «Вечер». Здесь, общаясь с прекрасным окружающим миром, герой размышляет о творчестве. Природа выступает его вдохновительницей. Увидев дивную красоту вечера, герой зовет Музу:

Ручей, виящийся по светлому песку,

Как тихая твоя гармония приятна!

С каким сверканием катишься ты в реку!

Приди, о Муза благодатна…

…И, звуки оживив, туманный вечер пой

На лоне дремлющей природы.

Закат дня рождает у героя множество замечательных переживаний. Автор передает все оттенки его разнообразных ощущений, делает это очень тонко, изображая даже едва заметные переходы. У Жуковского получается целая гамма звуковых и цветовых образов: «златые холмы», «в зеркале воды колеблющийся град», «багряный блеск», «гул рева» стад, шум пловцов, журчание потока, веяние «зефира», «крик коростеля», «стенанье филомелы». И все это герою так приятно! Поэт уводит нас в мир утонченных человеческих переживаний. Здесь герои Жуковского находят нравственную опору, защиту от роковой действительности. Эта позиция утверждает романтизм в творчестве поэта.

Отсюда происходит некая невысказанность, недоговоренность, скрытая у Жуковского за реальными предметами и явлениями природы. Рассмотрим, к примеру, элегию «Море». Поэт рисует эту стихию в трех состояниях: в покое, во время бури и после нее. Все они показаны мастерски. В тихой морской глади отражается и чистая лазурь неба, и «облака золотые», и блеск звезд. В бурю мы видим бьющиеся, вздымающиеся волны:

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

Не сразу море успокаивается и после шторма:

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид…

Морской пейзаж великолепен, но не сам по себе он занимает воображение. Нетрудно заметить, что герой хочет сказать здесь о чем-то сокровенном, дорогом ему. Море представляется этому человеку живым, трепетным, мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну». Герой вызывает его на откровенность, словно друга:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Ответ на этот вопрос дается как предположение. В разгадке тайны моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Эта стихия находится в неволе, как и все в мире. Земное существование изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небесному краю, любуется им и «дрожит за него».

Романтический мотив одиночества, присутствующий в этой элегии, поэт развивает и во многих других философских произведениях о природе. Например, в стихотворении «Листок» звучит тема безрадостных скитаний по жизни героя, отлученного от семьи. С тех пор, как «гроза разбила дуб родимый», он одинок в своих страданиях. Никто теперь ему не поможет. Герою остается лишь мчаться по «воле случая», «куда на свете все стремится», то есть к своему концу. Это произведение, я думаю, также навеяно биографией поэта, который рано остался без матери.

Меланхоличный мечтатель Жуковский нередко обращался в своих произведениях к природе, чаще грустной, чем радостной, но всегда чудесной. Поэт боготворил живой окружающий мир и считал, что нет таких слов, чтобы выразить все его величие и красоту. В стихотворении «Невыразимое» он писал:

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Умение воспеть пленительную красоту природы, ее живую душу и внимание ко внутреннему миру человека, к его переживаниям – все это неоспоримые достоинства романтической поэзии Жуковского.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


И Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского "Гроза".) б) Паратов и Карандышев. (По драме А.Н. Островского "Бесприданница".) 76. а).Смысл названия драмы А.Н.Островского "Гроза". б) Тема утраченных иллюзий в драме А.Н. Островского "Бесприданница". 77. а) Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского "Гроза".) б) Знакомство...

XIX века.) 214. «И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия» (Н. А. Некрасов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.) Темы сочинений по литературе ХХ века 215. Стихотворение И. А. Бунина «Ночь». (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение И. А. Бунина «Летняя ночь». (Восприятие, истолкование, оценка.) 216. Стихотворение И. А. Бунина « ...

Формальной логики невозможно; но по Фету поэт это носитель высокого безумия. Попытка может быть тщетной, неудачной, но она свидетельствует лишь о величии стихотворца. Трактовка предназначения поэта у Фета романтическая: истинный поэт – избранник ("певец <…> избранный"), творчество самодостаточно ("венец"-венок – метафора награды – это сам его дар). Этот мотив восходит к пушкинской трактовке...

Поставленной цели перед автором дипломного сочинения были поставлены следующие задачи: 1) изучить особенности реализации художественного времени в поэзии В. А. Жуковского, выделив существующие временные оппозиции; 2) проанализировать личное время («время души») в лирике В. А. Жуковского; 3) рассмотреть, как представлено в поэзии В. А. Жуковского историческое время. Поставленными задачами...