Икона благословение дома куда вешать. Куда вешать Семистрельную икону в доме: христианские каноны и языческие вымыслы

Истинно верующих христиан, живущих по заповедям Божьим не из-за боязни кары небесной, а по велению сердца, очень мало. Людей, соблюдающих посты, исповедующихся и причащающихся, тоже немного. Далеко не все находят время посетить храм и помолиться.

Но даже у тех, кто забыл дорогу к церкви, погрязнув в рутине повседневных дел, дома наверняка есть несколько икон. Каждому православному хочется верить, что изображённые на них лики святых помогут уберечь близких людей от больших бед и мелких неприятностей.

Испокон веков одной из самых почитаемых на Руси чудотворных икон считается «Семистрельная» .

Чудесное появление и исчезновение образа

Точная дата написания иконы неизвестна. Большинство учёных полагают, что этой святыне около 500 лет. Существует также мнение, что она намного древнее.

С появлением «Семистрельной» связывают одну чудесную историю . Простой крестьянин, живший в XVII или XVIII веке под Вологдой, долгое время страдал хромотой. Ни врачи, ни лекарства не помогали. Однажды во сне он ясно услышал голос, велевший ему пойти в местный храм, отыскать там старинный образ Божьей Матери и помолиться об исцелении.

Ранним утром хромой поспешил в Богословскую церковь и приступил к поискам. Очень внимательно мужчина обыскал все стены, заглянул в каждый угол, но ничего не нашёл. Поднимаясь на колокольню, он обратил внимание на одну из ступеней лестницы. Присмотревшись, крестьянин обнаружил, что это и есть святыня, которую он так упорно искал.

Из-за слоя пыли, покрывающего икону, лика Богородицы почти не было видно. Очистив образ, измученный своей хромотой человек упал на колени и начал молиться. Произошло чудо. Ноги крестьянина стали абсолютно здоровы.

Широкую известность «Семистрельная» приобрела в 1830 году . В начале XIX века в некоторых областях России свирепствовала холера, унося с собой тысячи человеческих жизней. Когда страшная болезнь добралась до Вологодской губернии, жители взяли святой образ Божьей Матери и прошлись крестным ходом вокруг города. Вскоре холера отступила, а слух о чудодейственной иконе распространился по всей стране.

После произошедшей в 1917 году революции святыня исчезла, её следы затерялись. Однако многочисленные списки тоже считаются чудотворными. Некоторые из них можно увидеть в храмах и церквях Москвы.

Изображение и смысл святыни

На «Семистрельной» изображена Богородица с вонзёнными в её грудь 7 стрелами (кинжалами или мечами). Одни считают, что этот образ является воплощением скорби и страданий матери, взирающей на муки сына. Другие полагают, что святыня символизирует семь человеческих пороков и страстей:

И хотя каждый из грехов, совершаемых человеком, причиняет сильную душевную боль Пресвятой Деве, Она готова простить любого, кто искренне покается и обратится к Господу. Призывая всех людей быть милосерднее и добрее друг к другу, Богородица молится о спасении каждой заблудшей души.

В большинстве случаев на «Семистрельной» Божья Матерь запечатлена одна. Гораздо реже можно встретить иконы, на которых рядом с Богородицей изображён Иисус (в младенчестве или после распятия).

Если посмотреть на сам образ или на фото иконы «Семистрельная», то можно увидеть как три стрелы впиваются в тело Божьей Матери с одной стороны, а ещё четыре - с другой. Именно такое расположение стрел является отличительной чертой этого образа.

Существует икона, очень похожая на «Семистрельную», - «Умягчение злых сердец». Другое название - «Симеоново проречение». Стрелы на ней расположены по три с каждой стороны, а седьмая пронзает сердце Богородицы снизу.

С точки зрения иконографии, эти изображения относятся к одному типу. Поэтому образ Богородицы с семью стрелами может называться:

  • «Семистрельная».
  • «Симеоново проречение».

Все названия будут верными.

Приобретение и размещение «Семистрельной»

Купить «Семистрельную» икону можно практически в любом храме или церковной лавке, а также заказать через интернет. Цена зависит от размера, способа исполнения и материала, из которого изготовлен оклад. Например, небольшой по размеру образ, выполненный методом трафаретной печати (шелкография), в серебряном окладе, можно приобрести за 300 рублей. Цена иконы, декорированной золотом и камнями, размер которой сопоставим с альбомным листом, достигает 8 тысяч рублей.

Но рассуждать о святом образе с точки зрения его стоимости в корне неверно. Даже самая простая, без всяких изысков икона обладает чудодейственной силой и способна защитить верующего человека. Для православного, искренне молящегося о смягчении своего сердца и спасении души, святой лик Богородицы поистине бесценен.

Куда лучше повесить?

Всем, кто думает о том, как правильно повесить «Семистрельную» икону, нужно знать, что место размещения святыни принципиального значения не имеет . Часто её вешают напротив входной двери, чтобы она была в поле зрения любого, кто перешагнёт порог дома. Если у верующего человека есть иконостас, то «Семистрельную» следует поставить к остальным иконам.

Не рекомендуется рядом со святым образом держать различные обереги или талисманы, которые не имеют никакого отношения к православию. Кроме этого, не желательно ставить икону на одну полку с телевизором, компьютером, телефоном и прочей техникой, а также рядом с различными фотографиями и иными изображениями.

Кому помогает и от чего защищает икона?

Принято считать, что образ Богородицы поможет избежать ссор и разлада между супругами, родителями и детьми, защитит от завистников и недоброжелателей, оградит от недругов. Христиане верят, что икона «Умягчение злых сердец» способна уберечь жилище от разбойного нападения и воровства, а также помешать любому, кто попытается проникнуть в дом с недобрыми намерениями. Помогает она и в примирении врагов, смягчая их сердца.

Если в душе человека поселилась злоба, он стал раздражительным, агрессивным, то ему стоит обратиться за помощью к иконе «Семистрельная». Молитва может содержать просьбу о налаживании отношений в семье, смирении души, избавлении от жестокосердия.

Обращаться к Богородице можно своими словами, главное, чтобы человек искренне верил в Её помощь и заступничество.

Божья Матерь, взирающая на нас с иконы «Семистрельная», способна видеть тайные мысли каждого человека, все его поступки и ошибки, совершённые на жизненном пути. Скрыть что-либо от Её внимательного взгляда невозможно. Но Она всегда откликается на просьбу и дарит защиту вопиющему к Ней, снова и снова моля Господа о прощении наших грехов.

Неважно, сколько стоит и где висит «Семистрельная». Человека ближе к Богу делают раскаяние в злых деяниях, искренняя молитва, стремление быть лучше и глубокая вера. А деньги и внешняя обстановка здесь совершенно ни при чём.

Икона Семистрельная




Как гласит предание,икона «Семистрельная» была написана в далёкой древности, более пятисот лет назад и имеет северорусское происхождение. В дореволюционное время образ Божией Матери «Семистрельной» находился недалеко от Вологды в Иоанно-Богословской церкви, которая расположена на берегу реки Тошни.

Против хромоты и холеры

Икона стала известной, когда один страдающий хромотой и уже отчаявшийся вылечиться крестьянин услышал во сне голос, который велел страдальцу отправиться на колокольню Богословской церкви и отыскать там икону Пресвятой Богородицы, перед которой стоило помолиться об исцелении от своего недуга.

В Церкви крестьянину никто не поверил и только на третий раз, когда болезный обратился к церковнослужителям с просьбой, ему позволили пройти на колокольню. Каково же было изумление, когда оказалось, что уже много лет икона, затоптанная и покрытая грязью, служила одной из ступеней в лестнице . ведущей на колокольню. Икона была отчищена, перед ней провели молебен, и крестьянин чудесным образом исцелился от своей давней болезни.

С течением времени это чудо было бы забыто, если бы ни вспышка холеры . которая приключилась в 1830 году на Вологодчине. В те годы от этой напасти страдала почти вся Европейская часть страны, и Вологодская губерния не была исключением. Случилось так, что именно в Вологду из Тошни перемещались многие христианские святыни, одной из которых был «Семистрельный» образ Богородицы. Икону разместили в летней церкви в районе Заречье в церкви Дмитрия Прилуцкого, расположенной недалеко от городского моста. Верующие горожане обнесли чудотворную икону крестным ходом вокруг Вологды, после чего мор прекратился так же внезапно, как и начался. После революции 1917 года икона пропала из Иоанно-Богословской церкви, а сейчас в Москве в храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле есть мироточащая икона Божией Матери «Семистрельной».

Кому помогает «Семистрельная»

Примечательно то, что обычно Божия Матерь изображается вместе со своим Сыном или со святыми и ангелами. На этой иконе она изображена в одиночестве, пронзённая семью мечами. Они являются символом той печали и боли, которую испытывала Пресвятая Дева Мария на земле.

Перед «Семистрельной» принято молиться о врагах, о смягчении сердца – именно поэтому этот образ известен ещё как икона «Умягчение злых сердец». Перед ней также возносят молитвы об успокоении враждующих, о ниспослании им терпения, об излечении от хромоты и холеры. В годы войны перед «Семистрельной» читают молитвы о том, чтобы оружие не коснулось воинов и защитников Родины.

Перед этой иконой принято ставить не меньше семи свечей сразу и читать следующую молитву :

О, многострадальная Мати Божья, Превысшая всех дочерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земле перене­сенных, прими многоболезненные воздыхания наши и сохрани нас под кровом Твоей милости. Иного бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко иже из Тебе рожденному, помози и спаси нас молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небесного, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Где «Семистрельную» размещать в доме

Строгого правила, в какой части квартиры размещать образ «Семистрельной» не существует. Кому-то привычнее ставить все иконы на домашний иконостас . кто-то вешает её над входом в главную комнату дома, т.е. чтобы входя в дом, все видели эту икону. Если же не планируется создание иконостаса, то образ можно разместитьв восточной части комнаты ликом к входу, чтобы она защищала дом от посетителей с недобрыми мыслями и намерениями. Важно, чтобы рядом с иконой не было ничего, что могло бы отвлекать от неё внимание, т.е. фотографий, постеров, картин. Также не принято ставить иконы в тот же угол, где стоит телевизор.

Путь к Богу у каждого свой. Ощутить божественную благодать, обратиться с молитвой ко Всевышнему помогают иконы. У многих правомерно возникает вопрос о том, где же можно расположить иконы в доме, чтобы ежеминутно быть под божественной защитой и не оскорбить святости образов. Апостол Павел в первом послании к Тимофею (1 Тим. 2,8) учит: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». Следуя святым словам, мы начинаем утро с молитвы, называемой утреннее правило. Приступая к трапезе, каждый раз просим Бога благословить приём пищи, а после еды благодарим за Его милость. Отходя ко сну, обращаемся к Господу с вечерней молитвой. Любое дело православный верующий начинает с просьбой Божьего благословения.

Чаще всего для удобства главный иконостас размещают в спальне, встречая и провожая день с мыслью о триедином Боге, вездесущем, всемогущем, едином. Присутствие в супружеской спальне икон не должно мешать нормальным супружеским отношениям, так как ничего грешного в отношениях законных мужа и жены нет: Бог создал нас для жизни в паре.

Святые образа вешают в детской комнате, но так, чтобы было безопасно для ребёнка. Икона не должна упасть и травмировать дитя. Под её покровом и защитой малыш будет с первых дней жизни. Наученный матерью, к ней он впервые обратится с просьбой, с её образом в сердце будет следовать праведным путём.

На кухне разместите несколько икон, и это тоже будет правильно, так как членам семьи станет удобно совершать совместную молитву, до и после еды, которую послал нам Всевышний.

Уместно повесить икону над дверью: выходя из дома, мы сможем перекреститься и обратиться к Богу. Как видите, икона нигде не будет лишней, напоминая нам светом лика о Господе и вечной истине.

Выбирая место для святых образов, нужно знать некоторые простые правила, основанные на писаниях святых, богословов. По словам Святого Иоанна Дамаскина, «так как Бог есть духовный свет, и Христос в Писании называется Солнцем правды и Востоком, то и должно посвятить для поклонения Ему восток». Зайдите в любой храм и увидите, что иконостас расположен именно на востоке. Издавна ведётся у христиан выбирать для «красного угла» – иконостаса – восточную сторону дома. В современной квартире не всегда есть возможность придерживаться канонов в этом вопросе, поэтому разрешается повесить иконостас в другом месте.

Но в любом случае важно соблюдать некоторые требования. Вот они:

Стоя перед иконой и творя молитвы с крестным знамением и поклонами, Вы должны свободно делать это, ничто не должно стеснять движения и прерывать таинство постижения истины в общении со Вседержителем;

Уважайте членов своей семьи, не участвующих в данный момент в молитве, выберите место, где никому не помешаете;

Не ставьте иконы в шкаф, сервант (что очень часто можно встретить). Лучше всего поставить их на полках, угловых или простых, приобретённых в церковном магазине. Полку же удобно прибейте на стенную поверхность примерно на уровне глаз, чтобы образ хорошо был виден. Под полкой можно поставить тумбочку и положить молитвослов, Евангелие, другие святые книги, дорогие для Вас, свечи, лампадку. Здесь, возле икон, место для святого масла и воды, просфор;

Со свечой или лампадой обращайтесь осторожно, чтобы не причинить пожар. Не ставьте их на нижние полки или возле предметов, легко загорающихся;

Оборудуя место для икон, удалите стоящие или висящие поблизости светскую развлекательную атрибутику: художественные книги, плакаты, телевизор, картины. Неуместно рядом со святыми образами будут выглядеть и фотографии родственников или знакомых. Помните, что иконы – не украшения, а источник связи с духовным миром, где нет места суете и тщеславию.

Выбрав и оборудовав, наконец, место для божницы, правильно, соответственно иерархии, поставьте иконы. В центре должен быть образ Иисуса Христа – « », « ». По правую руку от Спасителя располагают икону . Чаще всего это , . В глубоко верующих, благочестивых семьях из поколения в поколения передаются почитаемые образы Божьей матери. Их тоже благоговейно располагают справа от Иисуса Христа. Слева от Спаса определяют место для иконы . Такой состав иконостаса известен под именем « ». Почитая , православные верующие часто слева от Иисуса Христа ставят в божнице (так еще называют домашний иконостас или "красный угол") иконы этого святого. Есть множество икон святых, целителей, блаженных, Ангелов-хранителей, Архангелов, к которым тоже часто обращаются с искренней молитвой об исцелении, помощи в делах, учёбе, путешествии, удаче в личной жизни. Их ставят или вешают и слева, и справа в киоте. Непреложным есть только требование: сверху над ликом Иисуса Христа может быть только или .

При крещении крёстные родители одаривают ребёнка иконами , . Все они станут для подрастающего человека животворным источником божественной благодати. Под их покровительством он будет совершать свой первый опыт молитв и духовного общения с Богом, их возьмёт с собой во взрослую жизнь, полную соблазнов, не лишённую ошибок. С верой в душе всегда будет легче идти. И начало её – в родительском доме под светлыми христианскими образами.

Принимая пищу, верующие никогда не забывают вознести молитву. Для такого случая обращаться можно и к иконе Иисуса Христа, и Божьей Матери, и любому другому образу. Главное, чтобы всё делалось от души и, в идеале, в общей молитве всей семьёй.

Среди православных распространен обычай размещать икону над дверью, чтобы при выходе из дома просить заступничества от злых сил, чтобы человек, придя на порог с недобрыми помыслами, не нанёс вреда семье. Издавна верят, что иконы Божьей матери « », « », «Нерушимая стена», другие святые образа, если обратиться с искренней молитвой, отведут беду и защитят от коварства и злой воли.

Бывая в храмах, Вы, конечно, видели, как благоговейно содержатся в чистоте помещение, места размещения икон. Круглый год стоят свежие живые цветы. Так повелось, что цветами Пречистой Девы Марии всегда считали белую лилию, розу. Их чаще всего можно видеть в украшении икон, как и всего храма. Под иконы бережно застилают так называемую «пелену». Искусные святые образа с выпуклыми элементами, бархатной тканью очищают кисточками от пыли, протирают специально предназначенными для этих целей салфетками. Вот в такой чистоте нужно содержать иконостас и дома. И кисточку, и пелену можно приобрести в церковном магазине. Мастерицы и рукодельницы могут проявить фантазию и сделать пелену своими руками, с мыслями о Боге.

Как видите, не очень важно, сколько будет в доме икон. Просто нужно помнить о Спасе, Новом Завете, соблюдать 10 заповедей, жить в согласии с собой и окружающим миром. Пусть поможет каждому в этом молитва перед святыми христианскими иконами, доказавшими в веках свою чудотворную силу.

Древняя православная традиция - устраивать в доме божницу или молельню - существует на Руси издавна. Сегодня, даже в стеснённых жилищных условиях, верующие стараются иметь дома хотя бы несколько образов. Место, где должны стоять иконы в квартире, выбирается согласно установленному обычаю: святые лики обращаются к молящемуся с востока. Таким образом комната становится подобием церкви, которая всегда ориентируется алтарём на восходящее солнце.

Иконы для дома

В старину первыми иконами, которые молодая семья приносила в новый дом, были венчальные. Ими родители благословляли и молодых, и их будущее жилище. Святыни, как правило, переходили по наследству. Как благословение передавались иконы Спасителя, Св. Троицы и Божией Матери.

Детям на рождение дарили иконы с ликами их небесных покровителей. В подарок семье могли преподнести семейный образ с несколькими святыми. Из паломнических путешествий привозили открытки с храмами и монастырями, купцы старались заказать богато оформленный лик своего покровителя - Святителя Николая. Всё это размещалось в красном углу, служившем неотъемлемой частью интерьера дома или избы. Обязанностью детей было протирать божницу от пыли и читать при этом молитвы.

Расположение иконостаса в квартире

В старину уже при начале строительства знали, где в доме должны располагаться иконы. Фасад с тремя окнами выводили на восток, вход обращали к западу. Иконостас размещали в одном из восточных углов. Из-за роскошного устройства этого угла его называли красным, т. е. красивым.

При строительстве современных многоэтажек меньше всего думают о божницах, поэтому удобные для них углы и стены часто оказываются ориентированными в другие стороны света. Некоторых верующих это смущает, однако проблема решается просто . В этом случае следует руководствоваться такими соображениями:

Если нет возможности выделить свободный уголок, полочки иконостаса можно разместить на свободной от картин и фотографий стене. В крайнем случае образки ставят в книжный шкаф под стекло. В этом случае нужно освободить от посторонних предметов часть полки, куда помещаются святыни.

Как составить и оформить божницу

Из каких предметов состоит домашний иконостас, как расположены иконы, фото святых мест, лампады, свечи и другие святыни - всё это должно способствовать главному: сосредоточенной молитве .

Если в семье нет наследственной святыни, то надо начать эту традицию, заказав каноническую икону Спасителя или Божией Матери на доске. Для лучшей сохранности образ помещают в киот - ящик со стеклянной крышкой. Святыню следует поставить в центре угловой полочки, напротив расположить лампаду.

Лики святых нужно правильно расставить справа и слева, соблюдая их чины. Ближе к Спасителю определить место для Иоанна Предтечи и Ангелов, за ними ставятся мученики, святители, преподобные. При небольшом количестве икон этот порядок необязателен. Соблюдая благочестивый народный обычай, можно украсить красный угол рушниками.

Изображения Спасителя и Богородицы должны быть больше по размерам, чем остальные. Если в семье имеется большая старинная икона святого, то правильней будет поместить её отдельно, в другой комнате. В крайнем случае сооружается вторая полка, под основной.

Кроме лампады, на полочках иконостаса раскладывают святыни, подаренные или привезённые из паломнических поездок, фотографии храмов, сосуды со святой водой, освящённую вербу, кусочки просфоры.

Бывает, что со временем на полочках накапливается много маленьких бумажных иконок, которые могут разлететься от порыва ветра. Их можно наклеить на фанеру и сделать общую рамку.

Вместо лампады допустимо использовать свечи, не пренебрегая техникой безопасности. Горящую свечу обязательно тушат прежде, чем лечь спать. Огонёк лампады не представляет опасности, но даёт много копоти. Предметы, составляющие божницу, необходимо протирать от пыли и гари чистой тканью, не бывшей в употреблении.

Ветхие иконы и освящённые растения, которые потеряли вид и рассыпаются , полагается сжигать в чистом месте, пепел закапывают или пускают по реке.

Иконы для других помещений

Помимо иконостаса верующие размещают образы и в других комнатах. Обычно придерживаются следующих традиций:

  • Ангел-хранитель - над входной дверью.
  • Святые Покровители - над детской кроватью.
  • Деревянный крест - на стене в спальне (для молитвы и целования перед сном).
  • Прп. Ефросин Палестинский (повар) - на кухне.
  • Прп. Сергий Радонежский (покровитель учащихся) - над рабочим столом школьника и т. д.

Необходимо тщательно следить за чистотой всех икон в доме. Под каждым образом можно прикрепить листок с текстом краткой молитвы. Следует помнить, что сами по себе святыни не защищают дом. Помощь Господа и святых следует лишь в ответ на молитву перед изображениями их ликов.

Традиции, связанные с красным углом

Красный угол (божница) в старину определял поведение жителей и гостей дома. Многие из этих привычек сохраняются и в современной жизни:

Кстати, «красный угол» почитается и сегодня. Можно заметить, что в кабинетах государственных учреждений флаги и символические предметы располагаются по старой традиции - в самом заметном и почётном, «переднем» углу.

По благословению Епископа Тихвинского Константина

Алексеев Сергей Владимирович

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр)
ДОМОСТРОЙ
XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает
имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
Происходит соединение слова и изображения,
имени и образа – рождается Икона.

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» () – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Итак, где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал ().

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога ().

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку ().

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ().

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его () – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Часто возникает сугубо практический вопрос:
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! () отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… ()

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

И последнее.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Приложение

Схема высокого иконостаса

1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;

I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.

Иконостас

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы и – создателей Божественной Литургии.

САТИСЪ
Санкт-Петербург
2000