Когда италия вступила в евросоюз. Страны, входящие в ес


С пятидесятых годов двадцатого века существует Европейский союз, объединивший на сегодняшний день 28 стран западной и центральной Европы. Процесс его расширения продолжается, но есть и недовольные единой политикой и экономическими проблемами.

Карта Евросоюза с указанием всех государств входящих в него

Большинство государств Европы экономически и политически объединены в союз, называемый «Европейским». В рамках этой зоны действует безвизовое пространство, единый рынок, используется общая валюта. В 2019 году в это объединение входят 28 европейских стран, в том числе подчинённые им, но расположенные автономно, области.

Полный список стран ЕС

Также в ЕС вошла Хорватия в 2013 году.

История ЕС

Первоначально создание союза рассматривалось лишь с экономической точки зрения и имело целью соединения угольной и сталелитейной отраслей двух стран – и . Об этом, ещё в 1950 году, заявил глава МИД Франции. В те годы сложно было представить, сколько государств войдёт впоследствии в объединение.

В 1957 году был образован Евросоюз, включивший такие развитые государства, как ФРГ, и . Он позиционируется как особенное международное объединение, включающее черты и межгосударственной организации, и единого государства.

Население стран Евросоюза, обладая независимостью, следует общим правилам, касаемо всех сфер жизни, внутренней и международной политики, вопросов образования, здравоохранения, социального обслуживания.

Карта Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, входящих в Евросоюз

С марта 1957 года в этом объединении числятся и . В 1973 году в ЕС вступило Датское королевство. В 1981 году к союзу присоединилась , а в 1986 - и .

В 1995 году членами ЕС стали сразу три страны - , и Швеция. Спустя девять лет, состав единой зоны пополнили ещё десять стран – , и . В Евросоюзе идёт не только процесс расширения, так, в 1985 году ЕС покинула после обретения независимости, присоединённая к нему автоматически в 1973 году в составе , так как её население изъявило желание выйти из объединения.

Вместе с некоторыми государствами Европы, в состав Евросоюза вошёл и ряд территорий, расположенных вне материка, но относящихся к ним политически.

Подробная карта Дании с указанием всех городов и островов

К примеру, вместе с Францией к объединению присоединились и Реюньон, Сен-Мартен, Мартиника, Гваделупа, Майотта и Французская Гвиана. За счёт Испании организация обогатилась и провинциями Мелилья и Сеута. Вместе с Португалией вступили в союз Азорские острова и Мадейра.

Напротив, входящие в состав Датского королевства, но имеющие большую политическую свободу, не поддержали идею вступления в единую зону и не входят в состав ЕС, несмотря на членство в нём самой Дании.

Также присоединение ГДР к Евросоюзу произошло автоматически при объединении обеих Германий, так как ФРГ на тот момент уже входила в его состав. Последняя из стран, вступившая в объединение - (в 2013 году), стала двадцать восьмой страной-членом ЕС. На момент 2019 года ситуация не изменялась ни в сторону увеличения зоны, ни в сторону её уменьшения.

Критерии вступления в Евросоюз

Не все государства подходят к вступлению в ЕС. Сколько и какие критерии существуют, можно узнать из соответствующего документа. В 1993 году был суммирован опыт существования объединения и разработаны единые критерии, применяемые при рассмотрении вопроса вступления следующего государства в объединение.

По месту принятия список требований называют «Копенгагенскими критериями». Возглавляет список наличие принципов демократии. Основное внимание уделяется свободе и уважительному отношению к правам каждого человека, что вытекает из понятия правового государства. Большое внимание уделяется развитию конкурентоспособности экономик потенциального члена Еврозоны, а общеполитический курс государства должен вытекать из целей и стандартов Европейского союза.
Страны-члены ЕС перед принятием какого-либо значимого политического решения обязаны согласовать его с другими государствами, так как это решение может повлиять на их общественную жизнь.

Каждое европейское государство, желающее пополнить список стран, вступивших в объединение, тщательно проверяется на предмет соответствия «Копенгагенским» критериям. По результатам обследования выносится решение о готовности вступления страны в Еврозону, в случае отрицательного решения составляется список, в соответствии с которым необходимо привести отклоняющиеся параметры в норму. После этого производится регулярный контроль над выполнением предписаний, по результатам которого делается заключение о готовности страны к вступлению в ЕС.

Кроме общего политического курса, на едином пространстве действует безвизовый режим пересечения государственных границ, и пользуются единой валютой – евро.

Так выглядят деньги Евросоюза – евро

На 2019 год поддержали и приняли хождение евро на территории своего государства 19 стран из 28, входящих в Евросоюз, признав его государственной валютой.

Остальные государства, имеющие членство в Евросоюзе, готовятся к переходу на единую валюту после подготовки всех необходимых механизмов. Исключением стали Дания и Великобритания, имеющие специальный отказ. Швеция, по состоянию на 2019 год, также отказалась от евро, но, возможно, присоединится к Европейскому механизму валютных курсов, что означает начало перехода на единую валюту в этом королевстве.

Страны-кандидаты на вступление в Евросоюз

Многие европейские государства стремятся стать членами ЕС. На 2019 год известно о пяти официально заявленных кандидатах на вступление в Евросоюз: , Сколько-то государств, население которых изъявило желание присоединиться к ЕС, в настоящее время, из-за общеполитического курса, отсталости экономик и прочих причин, их не рассматривают как возможные члены Европейского союза.

В разные годы договор об ассоциации с ЕС подписал ряд стран, в том числе находящихся за пределами Европы, что свидетельствует о выходе Евросоюза за пределы евразийского континента. На вступление претендуют не только развитые, как основные европейские государства, но и страны развивающихся экономик.

В 1998 году соглашение об ассоциации подписал Тунис, в 2000 – Мексика, Марокко, Израиль и ЮАР, в последующие годы – Иордания, Чили, Египет и Ливан.

Население Украины и Молдавии выразило желание вступить в объединение одним из последних (в 2014 году). Какие изменения произойдут при присоединении к Евросоюзу развивающихся экономик, остаётся только предполагать.

Ян Фишер
(с 8 мая ) Площадь
- Общая 7-я в мире *
4 892 685 км² Население
- Всего ()
- Плотность 3-е в мире *
499.673.325
116,4 чел/км² ВВП (на базе PPP)
- Всего ()
- ВВП/чел 1-й в мире *
$ 17.08·10¹²
$ 39,900 Образован
Подписан
Вступил в силу Маастрихтский договор
7 февраля
1 ноября Валюты сообщества Часовой пояс UTC от 0 до +2
(от +1 до +3 в период Летнего времени)
(с заморскими департаментами Франции,
UTC от −4 до +4) Домен верхнего уровня Телефонные коды Каждый член Евросоюза имеет свой собственный телефонный код в зонах 3 и 4 Официальный сайт http://europa.eu/ * Если рассматривать как единое целое.

Европе́йский сою́з (Евросою́з , ЕС ) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства , однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права , однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Особые и зависимые территории государств-членов ЕС

Территория ЕС на карте мира Европейский союз Внешние регионы Неевропейские государства и территории

Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз:

Также, согласно ст.182 Договора о функционировании Европейского союза (Treaty on the Functioning of the European Union ), страны-члены Евросоюза ассоциируют с Евросоюзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с:

Францией -

Нидерландами -

Соединенным Королевством -

Требования к кандидатам для вступления в ЕС

Для вступления в Евросоюз, страна кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям . Копенга́генские крите́рии - критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде . Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы , принципы свободы и уважения прав человека , а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика , и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

История

Логотип президентства Чехии в первой половине 2009 года

Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны . В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы , НАТО , Западноевропейский союз .

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в : ФРГ , Бельгия , Нидерланды , Люксембург , Франция , Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC - European Coal and Steel Community ), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года .

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в учредили (ЕЭС, Общий рынок) (EEC - European Economic Community ) и (Евратом, Euratom - European Atomic Energy Community ). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC - European Community ).

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

История расширения ЕС

Год Страна Общее
количество
членов
25 марта 1957 Бельгия , Германия 1 , Италия , Люксембург , Нидерланды , Франция ² 6
1 января 1973 Великобритания *, Дания ³, Ирландия 9
1 января 1981 Греция 10
1 января 1986 , 12
1 января 1995 , Финляндия , Швеция 15
1 мая 2004 Венгрия , Кипр , Латвия , Литва , Мальта , Польша , Словакия , Словения , Эстония 25
1 января 2007 Болгария , Румыния 27

Примечания

² Включая заморские департаменты Гваделупа , Мартиника , Реюньон и Французская Гвиана . Алжир вышел из состава Франции (и ЕС) 5 июля 1962 года . Сен-Пьер и Микелон были заморским департаментом (и частью ЕС) с по 1983 год . Сен-Бартельми и Сен-Мартен , вышедшие из состава Гваделупы 22 февраля 2007 года , вернутся в состав ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора .

° В 1973 году Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобритания) присоединилось к ЕС вместе с Нормандскими островами , Островом Мэн и Гибралтаром

Норвегия

  • Первая опора «Европейские сообщества» объединяет в себе предшественниц ЕС: Европейское Сообщество (бывшее Европейское экономическое сообщество) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Третья организация - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) - прекратила своё существование в 2002 году в соответсвии с учреждавшим ее Парижским договором.
  • Вторая опора носит название «общая внешняя политика и политика безопасности» (ОВПБ).
  • Третья опора - «полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам».

С помощью «опор» в договорах разграничиваются сферы политики, относящиеся к компетенции ЕС. Кроме того, опоры дают наглядное представление о роли правительств государств-членов ЕС и институтов ЕС в процессе принятия решений. В рамках первой опоры роль институтов ЕС определяющая. Решения здесь принимаются «методом сообщества». К ведению Сообщества относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики, некоторыми вопросами миграции и беженцев, а также политики сближения (cohesion policy). Во второй и третьей опорах роль институтов ЕС минимальна и решения принимаются государствами-членами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным. В результате Ниццкого договора (2001) некоторые вопросы миграции и беженцев, а также вопросы обеспечения гендерного равенства на рабочих местах были перенесены из второй в первую опору. Следовательно, по этим вопросам, роль институтов ЕС по отношению к государствам-членам ЕС усилилась.

На сегодня членство в Евросоюзе, Евросообществе и Евратоме единое, все государства, вступающие в Союз, становятся и членами Сообществ.

Палата аудиторов

Палата аудиторов (The Court of Auditors) создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений. Состав. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.

  1. проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС;
  2. следит за качеством управления финансами;
  3. после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;
  4. помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.

Штаб-квартира - Люксембург.

Европейский Центробанк

Европейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в Еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Греция, которая ввела евро с 1 января 2001 года, стала двенадцатой страной зоны евро.

В соответствии со Ст. 8 Договора об учреждении Европейского Сообщества была основана Европейская Система Центральных Банков - наднациональный орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 27 стран членов Евросоюза . Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ.

Европейский инвестиционный банк

Создан согласно Договору, на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов.

Экономический и социальный комитет

(Economic and Social Committee) - консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором.

Состав. Состоит из 344 членов, называемых советниками.

Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).

Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек (см. табл.2).

Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.

Комитет регионов

(Committee of the Regions).

Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.

Состоит из 344 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года.

Функции. Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.

Место проведения сессий. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.

Институт Европейского омбудсмена

Институт Европейского омбудсмена занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС. Решения этого органа не носят обязательной силы, но имеют значительное общественное и политическое влияние.

15 специализированных агентств и органов

Европейский мониторинг центр по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст.

Право ЕС

Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.

Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право - учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право - акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.

Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.

Один из самых крупных политических и экономических союзов – Евросоюз. Он был основан достаточно давно, на сегодняшний день в него входит всего 28 различных стран.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому получить визу ЕС достаточно сложно, список стран-участников постепенно разрастается.

Что это такое

ЕС представляет собой объединение целого ряда различных регионов. На данный момент, в 2019 году, в данное объединение входит 28 различных государств.

Именно поэтому нужно заранее ознакомиться с актуальным списком. Так как ежегодно данный перечень пополняется. Основная цель – региональная интеграция.

Закреплен данный союз в том числе на документальном уровне. Актуальным нормативным документом является как раз Маастрихтский договор – таковой был сформулирован и принят большинством в 1992 году.

На 2019 год в зону ЕС входят страны, в сумме население которых составило порядка 500 млн. человек. Суммарный валовый продукт всех стран, которые входят в ЕС, составляет 23%.

В денежном выражении это примерно 21.6 трлн. долларов. Данный союз вырабатывает общие директивы в сфере политической, судебной системы.

Также имеется общее экономическое пространство, присутствует собственная оборонная политик. Основной особенностью ЕС является то, что данному объединению свойственным одновременно сразу несколько черт:

  • межгосударственность;
  • надгосударственность.

Присутствует одновременно несколько различных органов, которые осуществляют взаимодействие с различными государствами, занимаются регулированием в данной сфере.

На данный момент основными таковыми органами являются следующие:

  • Совет европейского союза – также к данному органу применяется наименование Совет министров;
  • Суд ЕС;
  • счетная палата, центральный банк;
  • парламент.

Парламентарии выбираются каждые 5 лет жителями ЕС. Изначально в данный союз входило всего лишь 6 государств.

Это Бельгия, Западная Германия, Италия, Люксембург, Франция, а также Нидерланды. С течением времени количество стран, которые входят в данный союз, существенно увеличилось.

Помимо регионов, которые непосредственно входят в данный союз, присутствуют также те, что осуществили ассоциацию.

Важно заметить, что требования для входа в данный союз достаточно серьезны. Требуется формирование специального соглашения. Обязательно потребуется платить достаточно существенные взносы в бюджет ЕС.

Вступление в союз возможно лишь в случае, если конкретная страна соответствует всем Копенгагенским критериям. Таковые были приняты в 1993 году, на заседании в городе Копенгаген.

Он утвержден в 1995 году. Основные критерии которым должно соответствовать таковое государство:

  • соблюдаются все общепринятые принципы;
  • присутствует конкурентоспособная экономика;
  • имеет место приверженность общим ценностям ЕС – таковые опубликованы в соответствующих документах.

На территории данных государств действует одна валютная система – используется евро. Представляет собой платежную единицу, которая применяется во всех странах входящих в ЕС.

Важно понимать, что наличие таковой имеет место в обязательном порядке в стране, которая входит в ЕС. Причем собственную валюту согласно законодательству союза иметь запрещается.

Существуют как определенные минусы вступления в ЕС, так и плюсы. Причем по возможности со всеми ними нужно внимательно разобраться самому.

Изначально, в середине XX века общее экономическое пространство формировалась для продажи угля, стали – между государствами.

Но со временем экономическое сотрудничество во всех сферах стало все более разрастаться. Как следствие – возникла необходимость проведения процедуры интеграции.

Нужно заметить, что процесс таковой связан достижением определенных договоренностей. Они оформляются соответствующим образом.

Относительно недавно в ЕС вступила Греция. В то же время вышла Великобритания. Причины тому экономические, а также множество иных.

Важно отметить, что ЕС имеет также общее пространство в плане перемещения всех граждан. На особом положении находятся страны, которые со всех сторон окружены странами ЕС.

В таком случае для них предоставляется простой проезд через территорию иных государств. Граждане, например Люксембурга, могут получить визу без каких-либо затруднений.

Список стран Евросоюза включает достаточно широкий перечень. Причем оформление визы ЕС достаточно сложно, требует подготовки широкого перечня документов.

Со всеми ними нужно будет внимательно ознакомиться. Это позволит избежать многих сложностей и проблем. Отдельно стоит отметить вопрос сбора документов для получения визы.

Сегодня требуется подготовить достаточно широкий список. Вступление в состав ЕС других стран имеет определенные тонкости.

Какие государства входят в объединение

В зону ЕС входит достаточно широкий перечень государств. Это не только крупные (Германия, Италия), но также небольшие – Хорватия. Границы на карте обозначены достаточно точно.

Но при этом существует целый ряд различных зон, которые по ряду причин не входят в ЕС. Но граничат с ней со всех сторон.

На 2019 год в состав Евросоюза входят следующие государства:

Наименование страны Столица государства Дата вступления в ЕС
Австрия Вена 1995 г
Бельгия Брюссель 2007 г
Болгария София 2007 г
Венгрия Будапешт 2004 г
Великобритания Лондон 1973 г
Греция Афины 1981 г
Германия Берлин 1957 г
Дания Копенгаген 1973 г
Италия Рим 1957 г
Ирландия Дублин 1973 г
Испания Мадрид 1986 г
Кипр Никосия 2004 г
Люксембург Люксембург 1957 г
Латвия Рига 2004 г
Литва Вильнюс 2004 г
Мальта Валлетта 2004 г
Нидерланды Амстердам 1957 г
Португалия Лиссабон 1986 г

Помимо обозначенных выше также в данный перечень входит множество иных государств. Годы вступления существенно различается по причине постепенного расширения данной зоны.

Но следует отметить, что сам процесс вступления в ЕС имеет определенные тонкости и особенности. Помимо указанных выше государств в зону входят как полноправные члены следующие страны:

  • Польша;
  • Румыния;
  • Словения и Словакия;
  • Франция и Финляндия;
  • Хорватия;
  • Чехия, Эстония и Швеция.

Нужно отметить, что общая зона с ЕС в некоторых случаях фактически не выгодна стране, которая вступает.

Например, товары для продажи, поставки в иные страны должны соответствовать достаточно жестким требованиям.

Далеко не все страны соответствуют таковым. Данный вопрос нужно внимательно проработать. Так как только так можно будет не допустить различных сложностей, проблемных моментов. Стоит заранее проработать все вопросы.

Помимо официальных членов данного союза существует ряд государство, которые являются претендентами или же потенциальными кандидатами на вступление.

В перечень официальных кандидатов входит:

  • Албания;
  • Босния и Герцеговина;
  • Косово;
  • Македония;
  • Сербия;
  • Турция;
  • Черногория.

Достаточно существенный ряд государство подписал соглашение об ассоциации с ЕС, но это лишь первый шаг при вступлении в данную зону.

Нужно внимательно ознакомиться со всеми нюансами и тонкостями процедуры вступления. В перечень таковых потенциальных кандидатов входят следующие:

  • Алжир;
  • Грузия и Египет;
  • Израиль и Иордания;
  • Канада, Ливан;
  • Марокко;
  • Молдавия;
  • Мексика;
  • Тунис и Украина.

Процесс подготовки к вступлению имеет ряд особенностей. Причем проработать все таковые вопросы нужно будет предварительно.

Только так возможно будет избежать многих сложностей, проблемных ситуаций. Отдельно нужно будет остановиться на вопросе требований, выполнение которых обязательно для стран-членов.

Взамен же вступившие в ЕС получают целый ряд льгот. Например, отсутствие пошлин при транспортировке товаров через границу между странами.

Требование к кандидатам на вступление

Специальным нормативным документом установлен специальный перечень требований к государствам, которые планируют осуществить вступление в ЕС.

На данный момент к основным требованиям относится в первую очередь следующее:

Если имеет место выполнение данных требований, то государство обладает правом подать заявку на вступление В ЕС.

Это будет только первым шагом к вступлению, обозначается он как консультационный. В таком случае государство будет являться кандидатом на вступление в ЕС.

Далее следует этап переговорный – подразумевается обсуждение условий вступления. Если все обсуждения завершены, имеет место отсутствие каких-либо сложностей и затруднений – осуществляется процесс принятия в ряды ЕС.

Перспективы принятия

Перспективы развития у ЕС достаточно существенны. На данный момент основные плюсы пребывания в данном надгосударственном объединении:

  • простота перемещения граждан между странами;
  • общая, единая валюта, экономическое пространство;
  • отсутствие каких-либо сложностей, связанных с пересечением границы на автомобиле;
  • страны-члены могут рассчитывать на достаточно крупные кредиты по относительно невысокой ставке.

Всего три с половиной недели осталось до 1 мая - дня расширения Евросоюза. «Единая европейская семья» увеличится чуть ли не вдвое. Членами ЕС станут Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. Всего - десять государств. Но даже после этого в Европе останется немало стран, не являющихся членами ЕС. Причём это не только экономически слаборазвитые или политически нестабильные страны, не только карликовые государства вроде Андорры и Монако, но и, например, вполне благополучные Норвегия, Исландия, наконец, Швейцария.

Сами швейцарцы в шутку называют свою страну островом. Ведь если не считать крошечного Лихтенштейна, то «альпийскую республику» со всех сторон окружают государства ЕС: на севере - Германия, на западе - Франция, на юге - Италия и на востоке - Австрия.

Ещё совсем недавно большинство жителей Швейцарии выступали категорически против присоединения к Евросоюзу. Свидетельство тому - итоги прошедшего три года назад референдума. Однако в последнее время многих швейцарцев одолевают сомнения: а правильный ли выбор они тогда сделали? Более подробно о сегодняшних настроениях жителей «альпийской республики» речь пойдёт в материале, который подготовил Йоахим Шуберт-Анкенбауэр.

Казалось, что 4 марта 2001 года все точки над «i» расставлены. Как стало ясно после подведения итогов референдума, три четверти швейцарцев не пожелали вливаться в «единую европейскую семью», то бишь в Евросоюз. Так что неудивительно, что на прошедших осенью в Швейцарии парламентских выборах ни одна из крупных партий не решилась сделать присоединение к ЕС главной темой своей избирательной кампании, говорит политолог Клод Лоншан:

Для общественности актуальность этой темы утратила былое значение. Швейцария стала очень тесно сотрудничать с Евросоюзом после подписания с ним двусторонних договоров, но при этом формально страна по-прежнему не является членом ЕС. Именно об этом швейцарцы всегда и мечтали.

Соглашения, регулирующие вопросы переезда жителей ЕС в Швейцарию, порядок транзита грузового транспорта, уже вступили в силу. Обсуждается вопрос о подписании второго пакета документов. Тем не менее критики указывают на то, что решить все имеющиеся проблемы с помощью двусторонних договоров не удастся. В частности, Германия недавно приняла решение об ограничении полётов над южными районами страны в целях снижения уровня авиационного шума. Эта мера напрямую затрагивает интересы Швейцарии. Ведь главный аэропорт страны в пригороде Цюриха находится всего в 12 километрах от немецкой границы.

Кстати, на самой границе также не всё благополучно. Швейцария не входит в «шенгенскую зону». До последнего времени это не мешало жителям «альпийской республики» совершенно беспрепятственно посещать Германию и другие страны ЕС. Однако сейчас ситуация изменилась. Швейцарцам по-прежнему не нужна виза для того, чтобы въехать в ФРГ. Но после ужесточения правил немецкие таможенники и пограничники теперь досматривают и проверяют паспорта у всех без исключения людей, пересекающих швейцарско-германскую границу. Это 700 тысяч человек каждый день.

В результате на контрольно-пропускных пунктах поначалу нередко возникали очереди. Пересечение границы занимает теперь гораздо больше времени, нежели прежде. Поговаривают даже о том, чтобы вновь сделать обязательным штамп в паспорте при пересечении границы.

В итоге Швейцария уже и сама теперь не прочь присоединиться к шенгенскому соглашению. Об этом заявил и начальник швейцарского департамента финансов Ханс-Рудольф Мерц. Правда, есть одно «но». Берн настаивает на сохранении тайны банковских операций. Евросоюз же требует, чтобы Швейцария отказалась от этого принципа. Это, по мнению стран ЕС, позволит предотвратить вывоз нелегально нажитых капиталов в Швейцарию. Вот тогда, мол, милости просим в «шенгенскую зону».

Но ещё большее негодование вызвало в Берне намерение Брюсселя ввести пошлины на реимпорт товаров из «альпийской республики». Принятие подобных мер - это серьёзное испытание для швейцарской экономики. Евросоюз пошёл на уступки, пообещав отложить, но не отменить принятие решения о взимании пошлин. В ответ на возмущение Берна министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер в ходе переговоров со швейцарским правительством, в частности, заявил:

Мы обсуждаем многие вопросы, решение по которым принимала не Федеративная Республика Германия, а Европейский Союз в целом. И я прошу вас понять, что в будущем количество таких решений скорее возрастёт, чем уменьшится.

Становится очевидно, что с помощью одних только двусторонних договоров разрешить все конфликтные ситуации не удастся. Так, даже соглашение о переезде жителей ЕС в Швейцарию уже необходимо пересматривать ввиду грядущего расширения Евросоюза. Иначе на рынок труда «альпийской республики» хлынет поток дешёвой рабочей силы из Восточной Европы.

Тем не менее добиваться вступления Конфедерации в Евросоюз политики не спешат. Особенно после того, как на прошедших осенью парламентских выборах значительного успеха удалось добиться Швейцарской народной партии, а её лидер Кристоф Блохер, крайне критично настроенный по отношению к ЕС, вошёл в правительство.

А вот настроения жителей «альпийской республики» несколько изменились. Согласно опубликованным в это воскресенье данным опроса, сейчас уже семеро из десяти швейцарцев в долгосрочной перспективе не собираются протестовать против присоединения их страны к Евросоюзу. Отвечая на вопрос о проблемах, которые испытывает сейчас Швейцария, один из жителей страны сказал:

Всё разрешится само собой после того, как Швейцария станет членом Евросоюза. Всё просто. И когда-нибудь это произойдёт.

Интересно, что швейцарские кантоны настроены более дружелюбно по отношению к ЕС, чем правительство в Берне. На встрече, прошедшей в конце марта, большинство руководителей кантонов заявили, что политика заключения двусторонних соглашений с Европейским Союзом ведёт в тупик.

Мы формулируем это так: в долгосрочной перспективе большинство кантонов может представить в качестве своей стратегической цели вступление в ЕС,

Заявил, к примеру, представитель кантона Базель Ханс-Мартин Чуди. Так что дискуссия о присоединении Швейцарии к Евросоюзу, возможно, в ближайшее время разгорится с новой силой. Не исключено, что дополнительным импульсом послужит намеченное на 1 мая расширение Евросоюза.

Среди других высокоразвитых европейских государств, не входящих в ЕС, особо выделяются Норвегия и Исландия. В отличие от Швейцарии, эти страны никогда не брали на вооружение принцип «вечного нейтралитета». И Норвегия, и Исландия – члены НАТО с момента основания Альянса. Просто жители этих стран до недавних пор считали, что им лучше и выгоднее не вступать в Европейский Союз. Так, в Норвегии за последние три с небольшим десятилетия состоялось уже два референдума по вопросу о присоединении к ЕС. И оба раза – в 1972 и 1994 гг. – норвежцы высказывались против того, чтобы влиться в «единую европейскую семью».

Однако в скором времени в Норвегии может пройти ещё один – уже третий по счёту – референдум по этому вопросу. Об этом недавно заявил премьер-министр страны Хьель Магне Бунневик. При этом он, правда, счёл нужным добавить:

Я не хочу, чтобы это было воспринято так, будто всё уже предрешено. Я ещё не изменил свою точку зрения, сейчас просто нет необходимости срочно принимать какое-то решение по этому поводу. Но поскольку в ЕС многое сейчас меняется, нам просто необходимо быть в курсе происходящего, чтобы знать, с каким Евросоюзом нам предстоит строить отношения после выборов в 2005 году.

До недавнего времени Хьель Магне Бунневик считался одним из самых ярых противников присоединения к Евросоюзу. В 2001 году, когда он вступил в должность главы кабинета, ни у кого не было никаких сомнений в его негативном отношении к возможному членству Норвегии в ЕС. Так, премьер часто напоминал о том, что в случае вступления страны в Евросоюз несомненно пострадают люди, занятые в сфере сельского хозяйства и рыболовства. Что же заставило Бунневика изменить позицию?

По словам самого премьер-министра, основную роль сыграли два обстоятельства. Во-первых, принятие в ЕС 10 новых стран-членов. Во-вторых, необходимость укрепления Евросоюза как противовеса США в мировой политике и экономике.

Правда, по мнению экспертов, есть ещё одно обстоятельство, о котором Хьель Магне Бунневик предпочёл умолчать. Речь идёт об исследованиях общественного мнения, свидетельствующих о росте популярности идеи о присоединении к Евросоюзу. Согласно последним опросам, за вступление Норвегии в ЕС ратуют две трети населения королевства. Больше, чем когда бы то ни было.

В отличие от Норвегии или Швейцарии балканские республики (будь на то их воля) вступили бы в ЕС завтра... а лучше - прямо сегодня. Беда же заключается в том, что их в Евросоюзе пока никто не ждёт. Слишком уж нестабильной остаётся политическая обстановка на Балканах, относительно слабо развита экономика бывших социалистических республик. И тем не менее перспектива вступления в Евросоюз таких, скажем, стран, как Хорватия, Албания и Македония, представляется весьма реальной. Пусть не сейчас, пусть не в 2007 году, когда, как ожидается, «единая европейская семья» пополнится за счёт Румынии и Болгарии, но когда-то это всё-таки произойдёт. Первый шаг уже сделан. Две недели назад правительство Македонии направило в Ирландию (страну, председательствующую сейчас в руководящих органах ЕС) заявку на начало переговоров по вопросу о присоединении к Евросоюзу. Подробности - в сообщении Зорана Йордановского.

Планировалось, что церемония передачи официальной заявки на вступление в ЕС пройдёт в Дублине 26 февраля. Однако в этот день произошло трагическое событие: в результате авиакатастрофы погиб президент Македонии Борис Трайковский и ещё восемь человек, находившихся вместе с ним на борту самолёта. Церемония была отложена, а правительственная делегация во главе с премьер-министром Бранко Црвенковским срочно вернулась в Скопье.

На похоронах погибшего президента председатель Еврокомиссии Романо Проди сказал:

Мы спокойны за политическое будущее вашей страны. Мечта Бориса Трайковского о том, чтобы Македония стала полноправным членом прогрессивной и мирной Европы, должна воплотиться в жизнь.

В отличие от Швейцарии или Норвегии среди политического истеблишмента Македонии нет ярых противников вступления страны в ЕС.

Будущее Македонии и будущее всего региона зависит от интеграции в европейские и трансатлантические структуры.

С заявлением главы македонского МИД Илинки Митревой солидарны и представители всех оппозиционных партий.

Но у Македонии сейчас немало проблем, не решив которые, не стоит даже и думать о вступлении в Евросоюз. В стране процветает коррупция, недостаточно эффективно ведётся борьба с организованной преступностью, отмыванием денег, трафиком женщин и наркоторговлей. Государству всё ещё не удалось провести реформу правоохранительной системы, обеспечить независимость судебной власти.

В плачевном состоянии находится экономика. Многие предприятия, доставшиеся в наследство от социалистического прошлого, давно не работают. В результате каждый третий взрослый житель Македонии сегодня не имеет работы. Средняя зарплата по стране - 175 евро. 30 процентов населения еле сводят концы с концами. Что и говорить - достичь общепринятых для ЕС стандартов будет весьма нелегко. Осознаёт это и премьер-министр Македонии Бранко Црвенковский:

Мы не можем довольствоваться небольшим уровнем роста экономики, потому что (реалистично оценивая ситуацию) этого недостаточно для того, чтобы вывести страну на качественно иной уровень развития. Нам необходимо сделать резкий скачок вперёд. Для этого нужны инвестиции. Наши собственные возможности ограничены, поэтому мы делаем ставку на иностранный капитал. Для этого нам следует продемонстрировать наши возможности и открытость страны, чтобы таким образом привлечь зарубежных инвесторов. В экономической и торговой сфере - так же, как и в любых других жизненных сферах - весьма важным является создание атмосферы доверия.

О том, насколько удачны предпринимаемые нынешним правительством Македонии меры, станет ясно в ближайшие годы...