Количество сотрудников мвд на душу населения. Кто после этого полицейское государство? Владимир гусев, актер, сериал «гаишники»

На 20 процентов, а новый министр внутренних дел Владимир Колокольцев уже говорит о необходимости пересмотреть вопрос о численности личного состава. Хотя полицейских на душу населения у нас и так в разы больше, чем в других странах. С бывшим СССР и сравнивать нечего: тогда на тысячу жителей приходилось 2,1 милиционера. В современной России - 7,7. При этом советский Дядя Степа чинил светофоры и помогал малышне, а нынешние стражи порядка стонут от перегруженности и «палочной» системы.

Так сколько в стране должно быть полицейских? Михаил Маков, главный эксперт-специалист Организационно-штатного управления МВД России, как раз занимается этим вопросом. Щелкая калькулятором, мы вычисляем процентное соотношение полиции и населения на Западе . Ближе всего к нам Италия (см. таблицу).

Над тем, какова оптимальная численность полиции, сейчас работают ВНИИ МВД России и все образовательные учреждения министерства, - говорит Михаил Маков. - И получается, что если давать сотрудникам все выходные, отпуска, отгулы за усиления и дежурства, то полицейских должно быть не меньше, а больше, чем сейчас. По некоторым службам - раза в два.

То есть надо возвращать сокращенные 20 процентов? - спрашиваю я.

Так вопрос не стоит, - отвечает Михаил Маков, - но надо понимать, что полицейских у нас в любом случае будет больше, чем в других странах. Например, из-за размера территории.

Мы снова высчитываем соотношение числа полицейских и площади стран. И здесь мы впереди планеты всей: на одну штатную единицу приходится почти 15 квадратных километров. А вот в Италии - 1,1 кв. километра на стража порядка - до обеда обойдешь, не напрягаясь.

Я был в одном из отдаленных районов Чукотки , - продолжает Михаил Маков, - площадь - больше, чем Бельгия . А население всего 5,5 тысячи человек. 1,5 тысячи живут в райцентре, остальные - в семи селах. Дорог нет. В каждом селе - по участковому, а в райцентре - отдел. Всего 36 сотрудников. Получается 1 полицейский на 152 жителя. Ну как там по-другому охранять порядок?

Но у СССР территория была еще больше, - не сдаюсь я, - по 35 километров на милиционера...

Тогда на поддержание правопорядка был нацелен весь тоталитарный аппарат: парткомы, профкомы, добровольные дружины, - возражает Михаил Маков. - Так что больший штат полиции - это плата за нашу свободу.

«ПЛЯСАТЬ» ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Не так давно глава МВД Владимир Колокольцев заметил, что в ходе реформы МВД был нарушен принцип доступности полиции. В сельских районах отделы были сокращены или даже упразднены. И теперь до полиции людям приходится ехать иногда сотни километров. Министр поручил рабочей группе по дальнейшему реформированию МВД пересмотреть вопрос о численности личного состава.

Михаил Пашкин , глава неофициального милицейского профсоюза, теперь входит в состав этой рабочей группы.

Ну вы сравнили! - воскликнул он, когда я показал цифры по России и СССР. - В Москве в советское время было одно-два убийства в месяц. Сейчас по сравнению с теми годами - настоящая война.

В США криминогенная обстановка тоже не сахар, но полицейских там меньше…

Конечно, там ведь есть еще полковник «Кольт», который всех сделал равными, - парировал Пашкин, - к тому же практически во всех западных странах, если вы пьяным сядете за руль, ваш сосед первым позвонит в полицию. Этот факт значительно облегчает работу и соответственно влияет и на численность полицейских.

Так сколько должно быть полицейских? Больше, меньше или как сейчас?

Михаил Пашкин задумался.

Плясать надо от количества преступлений, - ответил он. - А у нас, по разным оценкам, около 25 миллионов скрытых, незафиксированных преступлений. Пока мы точно не будем знать, сколько реально правонарушений в каждом районе, говорить о численности полиции невозможно. Например, в Москве в одном районе у эксперта может быть два выезда в сутки, а в другом - 20. Естественно, во втором районе экспертов должно быть больше. А сейчас одинаково - по штату. Надо повсеместно провести аттестацию рабочих мест, ее критерии мы сейчас разрабатываем.

ПРИДЕТСЯ СПУСТИТЬСЯ НА «ЗЕМЛЮ»

По словам Михаила Макова, уменьшить число полицейских можно, только изменив всю правоохранительную систему.

В США есть оперативники и следователи в одном лице - детективы, - говорит он. - А у нас сначала оперативник очевидцев опросит, направит материал дознавателю или следователю. Последний их снова опросит и даст оперу новые поручения. Прокуратура все это проверяет, тоже пишет бумаги. Если убрать дублирование функций, то можно сократить и следственный, и оперативный аппарат. Вообще у нас очень громоздкая бюрократическая система, пожирающая огромное количество человеко-часов.

У Михаила Пашкина свои рецепты реформирования системы.

Единственный путь - перераспределение кадров в пользу «земли», районных отделов, - говорит он. - В Москве во времена СССР был главк и имелись районные отделы. А сейчас зачем-то созданы управления по округам, в которых сидят генералы, их помощники, секретари, технические сотрудники. Да и в МВД сейчас работают люди, которые устроились по блату и «земли» никогда не нюхали. Надо их туда спустить, и вопросы с численностью личного состава решатся сами собой.

Где стражей порядка больше

* *По данным МВД России.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Победим массовость образованностью!

Надо решать проблему охраны порядка за счет качества, а не количества, - считает председатель Комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников . - Ассоциация юристов уже давно предлагает брать в полицию на должности, которые предполагают общение с людьми, только людей с высшим образованием и офицерским званием. Казалось бы, какое это имеет отношение к числу полицейских? Но сейчас очень много ситуаций, когда молоденькие сержанты делают то, что потом приходится исправлять путем колоссальной бумажной работы и за счет рабочего времени других полицейских. Еще, мне кажется, надо избавить полицию от охраны футбольных матчей и других массовых мероприятий. Во многих странах безопасность внутри стадионов обеспечивают сами клубы. А полиция следит за порядком только снаружи.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Джентльменам пока не верят

Система внутренних дел у нас, конечно, не самая компактная. Но я бы не спешил вступать в «гонку разоружения». Недавнее сокращение системы МВД стало чем-то вроде сокращения бурлаков, тянущих баржу. Вес тот же - преступлений и пьяных на дорогах меньше не стало. А людей в погонах - минус двадцать процентов. Конечно, к самому МВД претензий немало. Многие скажут, что такую полицию не то что сокращать - разгонять нужно. Но пока другой у нас нет. Да и, справедливости ради, признаем, многие и правда работают на износ.

Наверное, можно немного «поджать» штат за счет сокращения бюрократических издержек. Но это может и боком выйти. Да, наши постовые и опера завалены бумажной рутиной. Рапорты, отписки, проверяющие - в странах, которым мы завидуем, многого этого нет. Но не будем забывать, что наша процедура заточена таким образом, чтобы в любой момент можно было проверить каждый шаг оперативника, следователя и иже с ними, максимально исключить набившую оскомину коррупционную составляющую и возможность злоупотреблений.

Помните анекдот, когда Петька играет в карты с английскими лордами? «У меня три туза», - говорит лорд. Петька: «Покажи». Ему возражают: «Джентльменам верят». «Вот тут-то, - говорит Петька, - мне карта и поперла». Так же и с полицией. Если у них офицер сказал, значит, так и есть. А у нас лучше двадцать раз проверить. Пока мы не сможем доверять полицейским, как джентльменам, лучше не рисковать и пока не экономить. Дороже выйдет.

Евгений ВЛАДИМИРОВ


ВОПРОС ДНЯ

А вам полицейских хватает?

Руслан ГРИНБЕРГ, директор Института экономики РАН:

Это как раз тот случай, когда количество не имеет значения. Мы все ждем существенного улучшения качества работы МВД, что нам и обещали, когда переименовывали милицию в полицию.

Алексей ФИЛАТОВ, вице-президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»:

Очень часто при ДТП дорожных полицейских приходится дожидаться часами. Такое впечатление, что у нас жуткий дефицит стражей правопорядка. На самом деле их достаточно, но они не хотят заниматься своими прямыми обязанностями.

Анатолий ЛЫСЕНКО, главный редактор Общественного российского телевидения:

Мне хватает. Бывали случаи, когда полиция реально помогала и мне, и моим коллегам по работе. Единственное, что я бы добавил - регулировщиков на оживленных трассах. Подобные службы есть во многих крупных городах мира, а у нас «люди с палочками» куда -то исчезли.

Евгений КУРАКОВ, полицейский, Нижегородская область:

Мужчин-полицейских у нас не хватает! Одни женщины работать идут. Оно и понятно: зарплату подняли, дамам на нее спокойно прожить можно. А вот главе семейства, как мне, все равно маловато.

Каромат ШАРИПОВ, президент общественного движения «Трудовые мигранты Таджикистана»:

А мигрантам, поверьте, кажется, что полицейских не в три, а в 15 раз больше, чем в Америке ! Останавливают, отбирают деньги... Нет, не все, но, к сожалению, многие.

Татьяна ДОГИЛЕВА, актриса:

Когда я позвонила в полицию и попросила прогнать компанию пьяных дебоширов с Патриарших прудов, мне ответили, что людей у них не хватает.

Владимир ГУСЕВ, актер, сериал «Гаишники»:

Дело не в численности, а в доверии. У меня нет ощущения, что могу обратиться к ним за помощью как к хорошим друзьям, которые обязательно выручат.

Алексей, дальнобойщик, слушатель радио «КП»:

Да их перебор! Пока из Москвы до Оренбурга доеду, экипажей десять меня остановят. И каждому документы предъяви, груз покажи. Столько времени напрасно трачу.

Алена, читательница сайта KP.RU:

Мне точно хватает: папа, два брата, даже свекровь - и все работают в полиции! По утрам в туалет очередь по рангу и званиям... Одна радость - в случае проблем есть кому заступиться.

Цитадель и ее стража

История силовиков

Россия - страна силовиков. По количеству одних только полицейских на 100 тысяч человек Российская Федерация занимает первое место в мире. На каждую тысячу россиян приходится 5,5 полицейских. Даже в Китае (данные 2012 года) этот показатель составляет всего лишь 3,2, а например, в Германии - 2,9. В постоянно воюющем Израиле - тоже 2,9. При этом полицейские - это вовсе не единственные представители силового сословия, которое за 2000-е годы стало основным бенефициаром режима, одновременно его опорой и выгодоприобретателем.

На протяжении всех этих 12-ти лет, о которых мы говорим, постоянно росло одновременно количество вооруженных людей в форме и расходы федерального бюджета на их содержание. В эти годы происходило разделение общего силового сословия на различные группы интересов, на различные кланы. Конкуренция или прямая борьба этих кланов между собой к концу 2000-х годов превратилась в некоторую пародию на политическую конкуренцию, в некоторую ее замену, довольно плохую замену, надо признать («Песок - плохая замена овсу»). Но тем не менее это такой суррогат системы сдержек и противовесов. Вместо общественного контроля, вместо взаимного сдерживания ветвей власти в российской политической ситуации мы имеем конкуренцию силовиков.

Кто составляет вот эту вот вооруженную бюрократию, сколько вообще этих людей? Итак, кто такие силовики, кто составляет этот класс?

Министерство внутренних дел

Наиболее многочисленная силовая структура в России - это Министерство внутренних дел. На 2005 год в его штате состояло более 820 тысяч человек; на 2015 год количество сотрудников МВД превысило миллион. Министерство внутренних дел подверглось одной из наиболее масштабных реформ 2000-х годов. Это так называемая реформа полиции, собственно, переведшая ее из милиции в полицию. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 2009 году в качестве реакции на ряд громких преступлений, совершенных милиционерами.

Многие помнят дело майора Евсюкова, человека, который открыл стрельбу в супермаркете на юге Москвы. Предполагалось одновременно снижение численности состава МВД и увеличение ассигнований для выплаты вознаграждений сотрудникам. В 2010 году была объявлена предстоящая реформа полиции, и в августе 2010 года в открытом доступе был опубликован проект закона «О полиции», который был призван заменить действующий закон «О милиции».

Он ставил себе целый ряд целей: прежде всего повышение эффективности работы органов полиции, повышение доверия к ним граждан, сокращение численности и повышение зарплат сотрудников. Действительно, в ходе реформы, начавшейся в 2011 году, численность сотрудников органов внутренних дел была сокращена на 22%. Однако, как мы видим, уже к 2015 году штат МВД снова вырос и стал больше, чем в какие бы то ни было предыдущие годы. Действительно, полицейские стали получать больше денег, кроме того, был внедрен целый ряд мер по повышению открытости системы МВД. Наиболее известная из них - это введение бейджиков, которые сотрудники полиции обязаны носить.

Одновременно, начиная с 2001 года, шел процесс переподчинения региональных силовых структур и специфических региональных управлений внутренних дел от губернаторов президенту. Суть процесса состояла в том, чтобы выстроить единую вертикаль по охране порядка в широком смысле слова, если мы говорим об МВД, и подчинить ее именно федеральному центру. Исключениями в этом отношении, продолжающими обладать собственным силовым ресурсом, являются национальные республики. Прежде всего республики Северного Кавказа, особенно Чечня.

Пока зафиксируем ту ситуацию, к которой мы пришли к 2012 году: полиция реформирована, ее численность несколько сокращена, она, скажем так, стала в какой-то степени более открытой. Сказать, что уровень доверия к полицейским каким-то образом вырос, мы, ориентируясь на социологические данные, не можем, но зато силовая вертикаль полностью переподчинена президенту.

ФСБ, ФСО и другие

МВД - это, естественно, не единственная силовая структура, но наиболее многочисленная. В органах прокуратуры на 2005 год работает около 190 тысяч человек, в Генеральной прокуратуре - 53 тысячи. В Федеральной миграционной службе - около 30 тысяч человек. Чрезвычайно многочисленное, богатое и достаточно самостоятельное силовое ведомство - это МЧС, работающее с 1991 года, с момента своего создания, под руководством одного министра. В 2005 году там работает 350 тысяч человек, в 2015-м - уже больше 370 тысяч. Около 340 тысяч - в Министерстве юстиции. И Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, созданная в 2003 году (и, забегая вперед, ликвидированная в 2016-м), насчитывает на 2005 год 33 тысячи человек. На 2015-й, так сказать, к своему закату, - уже 40 тысяч.

Сколько человек работает в собственно спецслужбах - ФСО, ФСБ и военной разведке, - из-за режима секретности точно сказать мы не можем. По различным данным, ФСБ в 2000-е годы - это около 120 тысяч человек. Если прибавлять туда сотрудников погранслужбы, которая вошла в состав ФСБ, то это получится больше 200 тысяч человек. По различным оценкам, с начала 2000-х годов штатная численность ФСБ без учета погранслужбы возросла в 1,5–2 раза. В службе внешней разведки мы видим около 20 тысяч человек, но опять же, точно мы не знаем. В ФСО работает от 10 до 25 тысяч человек.

Численность штатного состава силовых структур, несмотря на локальные сокращения или, точнее, разговоры о таких сокращениях, в целом за последние 15 лет неизменно росла. Точно так же росли и расходы федерального бюджета на разделы «Национальная безопасность» и «Правоохранительная деятельность», которые отвечают за окормление класса силовиков. За годы наблюдений никогда эта цифра в процентах от ВВП не падала ниже 1,3%. В процентах от общего числа расходов федерального бюджета она всегда была больше 8, и (с некоторым снижением в кризисном 2008 году) после 2009-го наблюдается ее постоянный рост. К 2012 году мы подходим с бюджетом, в котором около 11% денег направляются на расходы, связанные с национальной безопасностью и правоохранительной деятельностью.

Много это или мало? Для сравнения: в Соединенных Штатах расходы консолидированного бюджета на безопасность составляют около 1,5% ВВП. В расходах федерального бюджета это 0,19%. Как мы видим, это цифра, к которой мы близко не подходили за все эти годы. Итак, российские силовики в течение этих 12 лет потребляют всё большую и большую долю от расходов бюджета.

Одновременно растет так называемая закрытая часть бюджетных расходов. Что это такое? Федеральный бюджет, как любой другой закон, рассматривается Государственной Думой. Он рассматривается на пленарных заседаниях и, соответственно, публикуется. Часть расходов, которые относятся к секретным, рассматриваются в закрытом режиме, их не обсуждают на пленарных заседаниях. Их рассматривает специальная комиссия Государственной Думы. В нее входит председатель комитета по бюджету, председатель комитета по безопасности и ряд других депутатов. В основном это бывшие сотрудники спецслужб и Министерства обороны, бывшие обычно, там, заместители министра - такого уровня люди.

Каков процент этих закрытых расходов, то есть тех, которые не подлежат публичному рассмотрению? С 2005 по 2012 годы - от 10 до 11%. Это не обязательно расходы именно на спецслужбы. Например, расходы на капитальное строительство по какой-то причине тоже стали относиться к секретным, часть расходов на ЖКХ также закрыта. Если в 2012 году это 11,7% бюджета, на 2014 год это уже 14,2%, на 2015-й - 16,7%, к концу 2015 года - фантастическая цифра в 20,2%. Итак, больше 20% федерального бюджета к 2015 году распределяется в закрытом режиме.

Чем выше влияние спецслужб и силовиков в целом на внутреннюю и внешнюю политику, чем больше денег они забирают себе, тем, соответственно, больше влияние их специфической ментальности, которая предполагает рассмотрение внешнего мира как набора угроз и вызовов.

Армия

По специфическим причинам российской политической истории у нас спецслужбы и силовые структуры являются политическими акторами. Армия до самого последнего времени им не являлась. Корни этого специфического явления уходят в период после Великой Отечественной войны, в частности, в тот этап, когда шла борьба с маршалом Жуковым и его окружением ровно с тем, чтобы не допустить появление армии как отдельного политического субъекта, как актора политического процесса. Это положение вещей в самые последние годы начало несколько меняться, но это уже выходит за рамки нашего курса. Каким образом поддерживается тот баланс между конкурирующими силовиками, поддержание которого является одной из основных задач и целей верховной власти?

Конкуренция силовиков

Силовики располагают как силовым ресурсом, так и контролем над целыми областями, сферами экономической деятельности. Это не только вульгарно понимаемое крышевание в духе 90-х годов, это уже гораздо более глубокое проникновение силовых акторов в экономическую ткань, которое позволило, например, Ольге Романовой , человеку, разбирающемуся в этой сфере, сказать, что настоящие российские предприниматели - это и есть силовики или силовики и есть настоящие российские предприниматели. Какой именно объем экономического оборота прямо или косвенно контролируется представителями силовых структур либо их бенефициарами, мы сказать не можем, но мы просто можем зафиксировать тот факт, что проникновение это достаточно глубоко.

Одним из основных скрытых, но определяющих сюжетов внутренней политики 2000-х годов было соперничество МВД и ФСБ за контроль над потоками, проходящими через таможню. В чем состояла в этой ситуации задача верховной власти? В том, чтобы не появился какой-то один определенный победитель, который мог бы контролировать эту поляну целиком, чтобы не появился некий мегасиловик, который мог бы победить всех остальных, или даже чтобы не выросло две противостоящие башни, которые остаются наедине друг с другом, подавив все остальные очаги сопротивления. По этой причине силовые структуры в России являются постоянным предметом реформирования.

Из них выделяются новые структуры, эти новые структуры потом расформировываются, меняется руководство. Вся эта деятельность, если мы посмотрим на нее на расстоянии в десять лет, имеет своей целью поддержание этого вот сложного динамического равновесия. В 2011 году из состава Генеральной прокуратуры выделяется то, что было Следственным комитетом при прокуратуре, в отдельную структуру, Следственный комитет, который становится конкурентом прокуратуры и в борьбе с ней проживает все эти годы. Все эти новые структуры начинают сражаться за полномочия, за ресурсы, за контроль. Соответственно, вот эта вот борьба не дает никому из них каким-то образом усилиться.

Итак, зафиксируем ту ситуацию, которую мы увидели. Речь не идет о том, что какие-то специфические чекисты захватили власть в России. Речь идет, повторюсь, о широком, обширном, богатом и влиятельном классе, говоря марксистским языком, вот этой вот самой силовой бюрократии. У нас существует экономическая бюрократия, существует медийная бюрократия, существует бюрократия финансовая - все это люди, в той или иной степени работающие на государство. Но ядром чиновничьего класса становится именно вот эта вооруженная силовая бюрократия.

Анализ «Реального времени» численности и зарплат сотрудников полиции по регионам

«Реальное время» анализирует кадровую ситуацию в МВД в регионах России. Регионом с самым большим количеством работников органов внутренних дел оказалась Москва, а вот самые большие зарплаты у полицейских - на Чукотке и Камчатке. Татарстан же лидирует по количеству сотрудников МВД в Поволжье, но первым местом по доходам полицейские из РТ похвастаться не могут, серьезно уступая коллегам из Башкортостана.

В Москве сотрудников МВД больше, чем на всем Дальнем Востоке

Согласно данным статистики, общая численность сотрудников органов внутренних дел в России в 2016 году составила около 719 тысяч человек. По сравнению с предыдущим 2015 годом она увеличилась, причем довольно значительно - на 9,6%. Эта ситуация не является типичной - например, в 2015 году численность сотрудников МВД по сравнению с предыдущим, 2014 годом, практически не изменилась и даже немного снизилась - на 400 человек.

Больше всего сотрудников МВД работает в Центральном федеральном округе - около четверти от всего состава Министерства внутренних дел. При этом в Москве работает треть из них, или 8% от всех сотрудников МВД страны. В Подмосковье - лишь 4%, но и это много по сравнению с другими регионами. Для сравнения: такое же количество полицейских, 4%, работает в Санкт-Петербурге, при этом в абсолютных показателях в Московской области полицейских все же больше - 28,6 тысячи против 26,3 тысячи в Санкт-Петербурге. Что интересно, во всем Северо-Западном федеральном округе полицейских лишь немногим больше, чем в Москве - 9% (67,7 тысячи против 58 тысяч в столице).

Больше всего сотрудников МВД работает в Центральном федеральном округе - около четверти от всего состава Министерства внутренних дел. При этом в Москве работает треть из них. Фото vladtime.ru

Второй по численности сотрудников МВД федеральный округ после Центрального - Приволжский. Здесь работает 133 тысячи сотрудников МВД, что составляет 18% от общероссийского показателя. Больше всего полицейских по округу работает в Татарстане - 15,7 тысячи человек. Почти столько же сотрудников МВД в Башкортостане (15,2 тысячи человек). Также много полицейских в Самарской и Нижегородской областях (около 15 тысяч человек) и в Пермском крае (14,4 тысячи человек).

Замыкает тройку федеральных округов по численности сотрудников МВД Сибирский федеральный округ. Здесь работает 100 тысяч, или 14% всех сотрудников МВД России. Еще 10% штата МВД (74 тысячи человек) работает в Южном федеральном округе (почти половина из которых - в Краснодарском крае), 9% (63,5 тысячи человек) - в Уральском федеральном округе, 8% - в Северо-Кавказском и Северо-Западном федеральном округах (57,5 и 67,7 тысячи человек, соответственно). В Дальневосточном федеральном округе работает лишь 6% сотрудников МВД России, или 43,3 тысячи человек.

Лидерами среди регионов России по количеству сотрудников МВД является Москва (58 тысяч сотрудников), Московская область (28,6 тысячи человек), Краснодарский край (27,9 тысячи сотрудников), Санкт-Петербург (26,3 тысячи), Свердловская область (21,9 тысячи сотрудников) и Тюменская область (20,7 тысячи человек).

Численность сотрудников МВД

Уровень управления 2013 2014 2015 2016
январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь
Российская Федерация Региональный 2 492 656 301 655 910 719 137
Региональный 646 169 050 166 676 179 698
Региональный 55 2 764 2 583 2 612
Белгородская область Региональный 35 5 193 5 327 5 884
Брянская область Региональный 56 5 935 5 827 6 402
Владимирская область Региональный 21 6 007 5 972 6 783
Воронежская область Региональный 77 8 829 8 223 8 850
Ивановская область Региональный 29 4 885 4 803 5 151

Переизбыток полиции в Орловской области и общая недоукомплектованность

Что касается фактической укомплектованности, то есть реального количества сотрудников относительно заявленного требуемого числа работников, то по России в 2016 году она составила 93,5%. Сотрудников Министерства внутренних дел в стране, таким образом, меньше, чем требуется.

При этом по всей стране лишь в одном регионе сотрудников фактически больше, чем по штатной численности. Этот регион, как ни странно, - Орловская область с показателем в 100,7%. Во всех остальных регионах страны сотрудников МВД нехватка. Самая большая укомплектованность, помимо Орловской области, в Чечне - 99,8%, в Севастополе и Кировской области - 99,2%, в Республике Коми - 99,1%.

Наименьшая укомплектованность среди всех регионов - в Хабаровском крае - 89,9%, Ленинградской области - 89,4%, Новосибирской области - 89,3%. Еще меньшая укомплектованность - на Камчатке - 88,3%, в Сахалинской области - 87,8% и Крыму - 86,3%.

Среди регионов Поволжья Татарстан находится на втором месте по недоукомплектованности - здесь показатель равен 91,6%. Меньше - только в Нижегородской области, 90,8%. Лучше всего укомплектованы полицейскими в Поволжье Кировская (99,2%) и Оренбургская области (96,6%).

Среди регионов Поволжья Татарстан находится на втором месте по недоукомплектованности - здесь показатель равен 91,6%. Фото Олега Тихонова

Богатые полицейские Чукотки и стремящиеся к ним с Камчатки

Что касается зарплат, то среди сотрудников МВД России в 2016 году они по сравнению с предыдущим годом в среднем на региональном уровне выросли на 2% и составили 52,5 тыс. и рублей. При этом сотрудники МВД федерального уровня получают в среднем в два раза больше - 110 тыс. рублей, здесь годовой рост составил даже 31%.

Среди сотрудников МВД регионального уровня самый значительный рост зарплат за год - в Камчатском крае. Здесь сотрудники в 2015 году зарабатывали около 85 тыс. рублей, а в 2016 году стали зарабатывать 102 тыс. рублей - рост, таким образом, составил 20%. На втором месте по росту зарплат - сотрудники МВД в Омской области. Здесь зарплаты выросли на 12%, с 47 до 52,7 тыс. рублей. На 11%, кроме того, повысились зарплаты в Калининградской области (с 45 до 50 тыс. рублей) и Приморском крае (с 59 до 66 тыс. рублей). Также на 10% повысились зарплаты сотрудников МВД в Еврейской автономной области - с 57 до 63 тыс. рублей.

А вот в некоторых регионах зарплаты сотрудников МВД даже снизились. Рекордное снижение произошло в Севастополе - сразу более чем на треть. В 2015 году они здесь составляли 67,2 тыс. рублей, а к 2016 году они снизились до 43,4 тыс. рублей.

Снижение зарплат на 7% произошло, кроме того, в Саратовской области - с 43 до 40 тыс. рублей. На 5% снизились также зарплаты сотрудников МВД в Ямало-Ненецком автономном округе - с 85,7 до 81,6 тыс. рублей. На 4% зарплаты снизились сразу в трех регионах - Магаданской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Дагестане.

Самые большие зарплаты по итогам 2016 года - в Чукотском автономном округе. Фото chukotraion.ru

В абсолютных значениях самые большие зарплаты по итогам 2016 года - в Чукотском автономном округе. Здесь в 2016 году средняя зарплата сотрудника органов внутренних дел составила около 117 тыс. рублей. Чуть меньше платят сотрудникам МВД в Камчатском крае - 102 тыс. рублей. Примерно такая же зарплата – в Магаданской области – 97,5 тысяч рублей.

После значительного снижения зарплат Саратовская область оказалась регионом с самыми низкими зарплатами сотрудников МВД. Как уже говорилось, в среднем полицейский здесь получает 40,3 тыс. рублей. Немногим больше зарплата у полицейских из Смоленской области - 41,5 тыс. рублей. Также низкие зарплаты в Ярославской (41,7 тыс. рублей) и Белгородской областях (42,4 тыс. рублей).

Зарплаты сотрудников МВД

Министерство внутренних дел Российской Федерации Уровень управления 2012 2013 2014 2015
Всего должностей в соответствии со штатным расписанием январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь
Российская Федерация всего
федеральный 81 499 86 877 109 178 83 960 110 013
региональный 24 276 25 491 54 503 51 534
Центральный федеральный округ региональный 23 460 53 333 49 517
Московская область в старых границах региональный 32 747 72 953 67 216
Белгородская область региональный 25 887 45 118 41 610
Брянская область региональный 18 769 44 374 41 358
Владимирская область региональный 10 272 47 102 44 603

Богатые полицейские - в Башкортостане, бедные - в Саратове

В Приволжском федеральном округе средняя зарплата сотрудника МВД в 2016 году составила 46,3 тыс. рублей. По сравнению с 2015 годом она выросла, но совсем незначительно - на 2%. Тогда она составляла 45,6 тыс. рублей.

Самый значительный рост зарплат сотрудников МВД зафиксирован в Башкортостане - на 9% по сравнению с 2015 годом. На 7% повысились зарплаты у полицейских в Мордовии, на 6% - в Татарстане, а в Оренбургской области - на 4%. В остальных регионах рост зарплат варьируется в пределах 1-2%, в некоторых случаях они не изменились.

Впрочем, как уже отмечалось, есть и регионы, где зарплаты сотрудников МВД снизились. Самое большое падение по ПФО зафиксировано в Саратовской области - здесь зарплата снизилась сразу на 7%, что привело к тому, что регион оказался на последнем месте по зарплатам в округе. Также доходы снизились в Нижегородской области - на 3%, и в Ульяновской области - на 1%.

Больше всего сотрудники МВД в ПФО получают в Башкортостане. Здесь средняя зарплата полицейского в 2016 году составляла почти 54 тыс. рублей. Неплохие зарплаты также в Оренбургской области - 50,3 тыс. рублей. Около 49 тыс. рублей, кроме того, средняя зарплата сотрудника МВД составляет в Удмуртии и Кировской области. Пятое место занимает Пермский край с 47,9 тыс. рублей. Татарстан же расположился лишь на шестом месте с показателем в 46 тыс. рублей.

Меньше всего в Поволжье сотрудники МВД зарабатывают в уже упомянутой Саратовской области - 40,3 тыс. рублей. Также небольшие зарплаты - в Нижегородской области (43,1 тыс. рублей), Пензенской области (43,7 тыс. рублей), Чувашии, Ульяновской и Самарской областях (около 44 тыс. рублей).

Максим Матвеев, аналитическая служба "Реального времени"

Справка

В исследовании использовались данные Росстата . В расчет принималась численность работников, замещавших должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на конец отчетного периода (на федеральном уровне - федеральные государственные органы, на региональном уровне - территориальные органы федеральных государственных органов, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований).

Правообладатель иллюстрации Sergey Bobylev/TASS

Глава Сбербанка Герман Греф выступил на Московском финансовом форуме с предложением повысить зарплаты полицейским в три-четыре раза, а их численность - сократить. В Кремле его идею посчитали "заслуживающей внимания", но с мнением экс-министра экономики согласились не все.

"Когда я говорю про новые технологии - мы можем радикально сократить расходы бюджета сегодня. Мы можем тем же самым милиционерам поднять зарплату в три-четыре раза, соответствующим образом их сократив. Они не нужны в таком количестве, чиновников сократить", - сказал Греф.

"Сейчас каких-то позиций озвучить невозможно на этот счет, но, безусловно, это заслуживает внимания", - сказал журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Добавив, что экспертная точка зрения Грефа важна.

Судя по всему, в МВД с такой позицией не согласны: в день выступления Грефа в ведомстве, наоборот, предложили увеличить предельную штатную численность органов внутренних дел на 2414 единиц (ныне она составляет 894 869 единиц). Это в МВД объяснили ожидаемым ростом численности населения на Дальнем Востоке - из-за реализации крупных производственных и инфраструктурных проектов.

  • Глава Сбербанка сказал, что математики не будут востребованы в будущем
  • Ребенка оставили одного при задержании Азара. Что грозит полицейским?
  • В Улан-Удэ протестующих разогнали после трех дней митинга. Как это было

Сколько же их

Сейчас в России насчитывается 746 тысяч полицейских .

Средняя зарплата полицейского в России составляет 3 5 -40 тысяч рублей в месяц - в зависимости от региона. В некоторых регионах, таких как Тюменская область и Москва, зарплаты выше: согласно порталу Superjob, они составляют от 50 тысяч рублей.

Еще более 340 тысяч человек числится в Росгвардии, зарплаты служащих в этом ведомстве, по данным Superjob, примерно равны окладам полицейских.

Без учета росгвардейцев и прочих силовиков на одного полицейского приходится примерно 193 россиянина .

А как в других странах?

В США на 327,2 миллиона жителей приходится 1,3 миллиона полицейских . В среднем их зарплата, согласно Бюро трудовой статистики, составляет 65 400 долларов в год (5 450 долларов или 350 тысяч рублей в месяц). На одного полицейского в США приходится 252 жителя .

В Британии на 66 миллионов жителей - почти 200 тысяч полицейских . Их зарплата значительно отличается в зависимости от срока службы и звания, но в среднем составляет 30 тысяч фунтов в год (2 500 фунтов или 200 тысяч рублей в месяц). На одного полисмена здесь - 330 жителей .

В Латвии работают 6 235 полицейски х при населении в 1,95 млн человек. Один полицейский тут приходится на 312 человек . Зарплата силовика в этой стране составляет 740 евро в месяц, или 52 , 6 тысячи рублей .

Германия - одна из стран, где меньше всего полицейских на душу населения. Так, на 82,8 млн жителей в стране 38,7 тысячи полицейских . Это значит, что один полицейский приходится на 2135 человек . Средняя зарплата полицейского в Германии составляет 2 тысячи евро в месяц, или 142 300 рублей .

Если же измерить соотношение общего числа сотрудников силовых структур (не считая армии) и официально трудоустроенного населения, то разница окажется еще более разительной. Так, в Германии на 100 тысяч работников в среднем приходится 680 сотрудников силовых ведомств, в США - 780, в Италии - 1 тысяча, а в России - более 3 тысяч.

В России насчитывается до 5 млн. человек в силовых ведомствах. Практически каждый восьмой мужчина в стране – силовик. Расходы на армию, полицию, охранку составляют более 30% федерального бюджета и весомую часть бюджетов регионов. Россия продолжает оставаться системой прусского образца, заложенной ещё при Петре I.

Россия всегда считалась милитократией – государством, где главным интересом было всё, связанное с войной.

Родоначальник России «нового образца» Пётр I просто взял и тупо списал государственное устройство с прусского образца. Выбор прусского пути тогда, в начале 1700-х был неслучаен – он считался наиболее удачным мобилизационным вариантом, позволявшим в краткие сроки создать армию, ВПК и тыловые предприятия, обслуживающие их. Государство «затачивалось» на войну – и эта «заточка» так и сохранялась тут последующие 300 лет. Все остальные отрасли хозяйства рассматривались как вспомогательная функция войны. Школа нужна, чтоб солдат был грамотным, медицина – чтобы солдата после ранения поставить побыстрее в строй, статистика и учёт – чтобы рекрутов лучше учитывать. А торговля нужна – чтобы на вырученные деньги строить корабли и пушки. Война ради войны.

Казалось бы, в «демократической России» образца Ельцына-Путиных страна должны была бы избавиться от родовой травмы. Но нет, в стране главным приоритетом остаётся та же модель, заложенная Петром I – армия и контроль за пунктами вывоза сырья. Только теперь вместо портов, где перегружалось зерно, стала Её величество Труба. Все эти палки, трудодни, шагистика, человек как винтик машины – всё то, что было ценно при Фридрихе и Екатерине Великих, продолжало жить в нашей Системе. С небольшим отличием – к армии ещё и прибавился всевозможный сонм полицаев, сотрудников охранки и тюремщиков.

Так, штатная численность персонала УИС (тюремщики) составляет 347,5 тысячи человек. Общая численность сотрудников МВД в прошлом году составляла 1,325 млн. человек, из них «нефедералы» – 39% личного состава. В этой же структуре 200 тысяч служащих во внутренних войсках МВД.

Невозможно выяснить численность ФСБ – информация по службе засекречена. По разрозненным данным, она колеблется от 80 до 120 тысяч человек, не считая сотрудников Погранслужбы. Вместе с ними она превышает 200 тысяч человек. Секретной является и численность сотрудников СВР – по разным оценкам, вместе агентами она составляет до 20 тысяч человек. Численность ФСО также засекречена, хотя в СМИ называют цифры от 10 тысяч до 25 тысяч человек.

Блог Толкователя уже писал, что современная Россия по сравнению со сталинским СССР образца 1953 года – суперполицейское государство. С учетом разницы численности населения, в ФСБ сегодня служит почти в 2 раза больше сотрудников, в МВД – на 60%.

Российская таможенная служба насчитывает 68 тысяч человек.

Штатная численность прокурорских работников составляет 63 тысячи человек (из которых около 20 тысяч трудятся в Следственном комитете).

В МЧС работает 371 тысяча человек (включая 19,5 тысяч солдат Гражданской обороны), в противопожарной охране – еще 280 тысяч.

Штатная численность судейского корпуса состоит из 23172 федеральных судей судов общей юрисдикции и 6779 мировых судей. Итого без малого 30 тысяч человек.

В ФСКН (наркополицейские) занято 40 тысяч россиян.

В Федеральной службе судебных приставов числится 23 тысячи человек, правда, заместитель главного судебного пристава РФ Воронин признавался, что службе разрешено иметь 60 тысяч сотрудников (значит, через год-два штат доукомплектуют, можно не сомневаться).

Совсем мизерной по численности считается Фельдъегерская служба – всего 4475 человек.

В Налоговой службе (хотя это не совсем силовики) занято 166 тысяч человек.

Самой многочисленным является состав Минобороны – 1,16 млн. военнослужащих плюс 860 тысяч гражданских служащих. Однако численность военнослужащих по контракту составляет чуть более 55% (из которых 12% – солдатского и сержантского состава). Таким образом, число профессиональных военных – 638 тысяч человек. С «военными без погон» (те самые гражданские служащие МО) – 1,5 млн. человек.

В федеральной миграционной службе работает 34,3 тысячи человек.

Кроме того, к силовикам можно отнести и «гражданские армии» госкорпораций. Так, военизированная охрана только у РЖД составляет 80 тысяч человек. А вместе с «армиями» «Газпрома», «Транснефти», «Росатома» и т.п. общая их численность может превышать 150 тысяч человек.

Таким образом, общая численность силовиков в России составляет 4,6-4,65 млн. человек.

Много это или мало? Общая численность трудоспособного населения России составляет 87 млн. человек, из них около 42 млн. – мужчины. За вычетом инвалидов, лиц, находящихся в местах заключения – около 38 млн. Таким образом, силовиков в стране – около 12%, или каждый восьмой мужчина.

Теперь посмотрим, во сколько же обходится содержание такой армии силовиков.

Расходы по ведомству Министерства обороны на 2011 год – 1 трлн. 517 млрд. рублей.

На правоохранительную деятельность – 1 трлн. 56 млрд. рублей.

Существует ещё и т.н. «секретная часть расходов федерального бюджета». В неё включено содержание ФСБ, СВР и прочих спецслужб. В 2010 году эти расходы составили 1 трлн. 40 млрд. рублей.

Таким образом, общие расходы по этим трём статьям составили 3 трлн. 613 млрд. рублей. От общего федерального бюджета в 9,9 трлн. рублей это составляет примерно 36% всех расходов.

Однако не стоит обольщаться окончательностью этой цифры – расходы на силовиков включены и в «мирные» статьи федерального бюджета. Так, секретные статьи есть в «социальных» разделах. Они там появились потому, что в 2005 году была принята рекомендация Всемирного банка вывести «лишние» расходы из статьи «оборона»: военные госпитали – в «здравоохранение», школы в военных городках – в «образование», и т.д. В общей сложности это ещё десятки миллиардов рублей.

Кроме того, расходы на охранку и полицейских заложены и в региональные бюджеты. Вот лишь один пример. В Магаданской области расходы областного бюджета на 2010 год на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составили 630,5 млн. рублей, в том числе на органы внутренних дел – 207,5 млн. рублей (всего же бюджет области составляет 15,3 млрд. рублей).

В результате по статье «содержание силовиков» в целом по стране набегают ещё десятки, а то больше сотни миллиардов рублей. При этом существуют ещё различные внебюджетные и «общественные» фонды – МВД, ФСБ, ФСО, и т.д. Сколько денег аккумулируется в них – никто не знает. К примеру, только одна госкомпания «Транснефть» «подарила» только двум таким силовым фондам (среди них Фонд по содействию сотрудникам и ветеранам Федеральной службы охраны «Кремль-9») 1 млрд. рублей.

В принципе, такие расходы бюджета России сравнимы с расходами бюджета США (1,6 трлн. долларов из 3,83 трлн. долларов; см. диаграмму ниже).