Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш" (старшая группа) план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Ход организованной образовательной деятельности

Ольга Котельникова
Конспект НОД по дифференциации звуков [С]-[Ш] в старшей группе

Задачи : 1.Образовательные :

Уточнить представление ребенка о звуках [С] , [Ш].

Учить дифференциацировать звуки [С] , [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

2.Развивающие :

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

Уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С] , [Ш] ;

Развивать фонематический слух на звуки [С] , [Ш] ;

Развивать речевое дыхание;

Развитие мелкой моторики рук;

3.Воспитательные :

Формировать положительную мотивацию к занятиям;

Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование :

Индивидуальное зеркало;

Игрушки со звуками [С] , [Ш] в названиях;

Сюжетные картинки,

Проектор

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас необычный день. Нас приглашает Маша к себе поиграть с ней. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки.Подул теплый ветерок : ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.Подул холодный ветер : с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются. Молодцы, присаживайтесь.

Ребята, у Маши очень много игрушек и самые любимые она хранит в своем сундучке. Маша нам сегодня разрешила поиграть с ее игрушками. Давайте посмотрим, что она туда положила. Это зеркальца. Давайте поставим перед собой зеркало и поиграем в игру 1.«Веселый язычок» .

Артикуляционная гимнастика.

Маша всем улыбнулась (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцеловать она всех потянулась (губы тянутся вперёд) .

Решила покатать всех на качелях.

Мы тоже улыбнемся Маше. (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцелуем Машу. (губы тянутся вперёд) .

Давайте вспомним, как шумели деревья от ветерка?

(Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с)

2. Дифференциация изолированных звуков .

Как произносится звук [ с ] ? (губы улыбаются язык спрятался за нижними зубами, и выходит холодный воздух). Как произносится звук [ ш ] ? (губы улыбаются, язык прячется за верхними зубками и выходит теплый воздух). Давайте проверим, приложим ладошку к губам.

Ребята, давайте поиграем в лбимую игру Маши «Топай-хлопай» . Когда услышишь звук [ с ] , надо топать ногой, и хлопать в ладоши, когда услышишь звук [ ш ] .

Ш, с, с, ш, с, ш, ш, ш, с, ш.

Молодцы, ребята.

3. Дифференциация звуков [С] , [Ш] в слогах.

Ребята, в корзиночке есть мячик. С мячиком Маша играет в игру «Дружные звуки » . Давайте мы тоже поиграем. (Дети встают каждый у своего места. Педагог кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч обратно педагогу.) са - ша са - са - ша со - ша са - ша - ша су - шу са - ша - са сы- ши ша - ша - са ша - са ша - са - са шо - со ша - са - ша шу - су ши - си

4. Дифференциация [С] , [Ш] в словах.

Дети садятся на места.Педагог : Давайте посмотрим, что еще есть в Машином сундучке. «Ой! Что же здесь случилось? Маша приготовила для вас игрушки со звуками С и Ш , но когда подул ветерок, эти звуки потерялись . Давайте поможем Маше вернуть игрушки на место.

«Разложи картинки» .

Это мешок, а это сумка. Какой из наших звуков есть в слове меШок ? А в слове Сумка? В мешок кладем игрушки, в названии которых есть звук [ ш ] . В сумку кладем игрушки, в названии которых есть звук [ с ] . (игрушки : кошка, матрешка, петушок, мышка, машина, бусы, собачка, слон, лиса,поросенок).

Проверка.

Какие картинки вы положили в сумку?Ответьте полным предложением : «Я положил в сумку собачку» . А какие картинки положили в мешок? Молодцы, вы все картинки разложили правильно.

Вот какую игру интересную придумала Маша для нас. Маша хочет, чтобы мы научили играть ее в нашу игру. Научим?

Я предлагаю игру «Найди домик»

Возьмите карточки с рамками и фишками.Следующее задание : надо определить место звука в слове . Далее дети делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш и с : лошадка, матрешка, .Слайд №2.

5. Дифференциация звуков [С] , [Ш] в чистоговорках.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь Маша хочет поиграть в игру, которая называется «Эхо» . Маша будет говорить чистоговорки, а вы как эхо повторять за ней.

Са-са-са - у Маши две косы.

Су-су-су - заплету косу.

Ша-ша-ша – Маша моет малыша.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Са-са-са - в сказке были чудеса.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Ребята, а кто хочет поиграть сам ведущим?

Шашки на столе, шишки на сосне. Шапкой Сашка шишки сшиб. Пошел Паша пешком – Понес мешок с песком. Наша большая пушистая кошка сидит на окошке. А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка. Кешка в спешке скушал пешку. Старушки насушили сушки .

6. Дифференциация звуков [С] , [Ш] в тексте.

Ребята, вам понравилось играть у Маши?Давайте вспомним :

Чего у Маши очень много? У Маши много Игрушек.

Что делает Маша с игрушками? Маша играет с игрушками.

Как Маша играет с машиной? На машине она катает лису.

В какую игру играет с кошкой и мышкой? С кошкой и мышкой играет в игру «Кошки-мышки» .

Маша любит играть с игрушками? Маша очень любит играть с игрушками.

А кто самостоятельно хочет рассказать про Машу наш рассказ.

Итог занятия.

Педагог : «Ну вот ребята, мы с вами и побывали у Маши. Пора нам возвращаться домой. (Под музыку дети идут по кругу) . Вот мы и дома.

Давайте вспомним : Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звук

и.

Публикации по теме:

Конспект занятия по дифференциации звуков [Б]-[П] в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Тема: «Дифференциация звуков Б-П» Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - различение.

Конспект НОД по дифференциации звуков [ж] - [з] Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Вид НОД: Воспитание звуковой культуры речи. Тема: Дифференциация звуков «ж» - «з».

Конспект группового занятия по дифференциации звуков [Р] и [Л]. Цель: дифференцировать звуки [Р] и [Л] изолированно, в слогах, словах. Задачи: образовательные: повторение и закрепление артикуляции звуков.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [К]-[Г], [Т]-[Д] Звуки «К-Г» 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам): «К» - капли дождя стучат по крыше; «Г» - горошины падают в банку. (Показываю.

Дифференциация звуков [с] и [ш] в речи (старшая группа)

Цель : уточнить правильную артикуляцию звуков «С» и «Ш». Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и в предложениях.

Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.

Продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.

Воспитывать внимание и культуру речевого общения.

Оборудование: картинки-символы: большие гуси и гусята, насос, велосипед, светофорики, куклы, игрушки, письмо

Ход занятия :

1. - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

Сейчас у нас будет интересное занятие: мы будем учиться различать звуки. А какие я вам не скажу, а расскажу про них рассказ. Вы меня внимательно слушайте.

«Наступило лето. Петя с семьей поехал в деревню к бабушке. Во дворе Петя увидел гусей с гусятами. Гусята были такие смешные и забавные, что Пете захотелось их погладить. Но только он подошел к гусенку, как увидел бугущую на него маму-гусыню. Она грозно шипела: Ш-Ш-Ш. Петя испугался и отошел в сторону, а про себя подумал: «Ого, какая гусыня сердитая, заботиться о своих гусятах. Петя решил не трогать больше гусей и отправился к ручью Тут он увидел мальчика с велосипедом. «Что ты тут делаешь?»- спросил Петя. «Колесо спустило, хочу накачать»- ответил мальчик. Он взял насос и Петя услышал: С-С-С. Это засвистел веселый насос. Петя помог мальчику накачать шину и они вместе поехали кататься на велосипеде»

Итак, дети, какой вы слышали звук когда гуси грозно шипели на Петю? (Ш-Ш-Ш), а какой звук вы слышали, когда засвистел насос? (С-С-С)

Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.

Произнесите звук Ш еще раз. Как расположены ваши губы? А зубы видны? А как расположен язычок?

А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?

Дети, давайте узнаем включается ли голос, когда мы произносим эти звуки.(Нет)

Игра «Большие и маленькие гуси»

Какую песенку поют гусыни?(Ш-Ш-Ш) . А гусята? (Ш-ш-ш)

2. -А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись» . Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

«Са-ша-са-ша»- Соня моет малыша (хоровое и индивидуальное повторение)

«Ша-са-ша-са»- в лесу бегает лиса.

«Су-шу-су-шу»- Я письмо пишу.

«Шу-су-шу-су»- Было весело в лесу.

«Ас-аш-ас-аш»- Есть у Лены карандаш.

«Аш-ас-аш-ас»- В нашей группе свет погас.

3. -А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен»

Я буду называть слова. Если в слове вы услышитепесенку гусей, тодолжны будете поднять красный светофорик, если услышите песенку насоса - синий.

Молодцы, весело играли! А теперь давайте отдохнем!

Физминутка :

«Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче – выдох,
Глубже – вдох.
Путь не близок, не далёк.
Впереди течёт ручей:
Перепрыгнем поскорей».

4. -Дети, к нам на занятие пришли куклы Света и Шура. Они очень любят получать подарки. Но подарки они любят необычные. Света любит игрушки, в названии которых есть звук «С», а Шура – со звуком «Ш». Итак, кто хочет порадовать наших гостей? (Дети берут игрушку, объясняют кому они хотят ее подарить и почему)

Молодцы, ребята, порадовали Свету и Шуру.

5. - Они нам тоже что-то принесли (достаю из конверта скороговорку)

Дети, Света и Шура хотят чтобы мы с вами разучили веселую скороговорку, послушайте:

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Каких звуков много в этой скороговорке?

Ребята, куклам с нами очень понравилось и очень понравилось как вы занимались. А вам понравилось занятие?Какие звуки мы учились различать? Какие игры вам понравились больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уточнение знаний о весёлых зимних играх - забавах, зимних природных явлениях, используя упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Дорога в старшую группу"

Конспект НОД в средней группе №4 «Ромашка».Развитие речи.Тема: "Дорога в старшую группу!"Цель: Выявить уровень знаний детей. Задачи:Образовательные: -фор...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию познавательных функций в группе квалифицированной коррекции задержки психического развития «Развиваемся, играя»

Занятие по развитию у дошкольников с задержкой психического развития познавательных процессов посредством развивающих игр и упражнений...

Тема: Дифференциация звуков С – Ш.

Задачи:

1. Учить дифференцировать звуки С-Ш.

2. Продолжать работу над развитием фонематического восприятия и анализа.

3. Продолжать развивать умение детей делить слова на слоги.

4. Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений с придаточными причинами (Я отдам лисе, потому что…).

5. Закрепление образования: а) притяжательных прилагательных и б) существительных в Д.п.

6. Развитие способности детей к составлению творческих рассказов по предметным картинкам.

7. Развитие зрительного внимания (восприятие изображения предмета в зашумлённых условиях).

8. Закрепление представления детей о диких животных.

Ход занятия:

  1. Л.: Ребята, внимательно посмотрите на картину и ответьте на вопрос? Какое время года изображено на ней?Д.: Зима. Л.: А как вы догадались? Д.: На деревьях нет листьев, на земле лежит снег. Л.: А теперь, попытайтесь увидеть и назовите тех, кто спрятался в зимнем лесу? Д.: Белка, рысь, мышка…

Л.: Какие это животные? Д.: Дикие. Л.:Кто ещё живёт в зимнем лесу? Д.:Сорока, ворона, сова. Как назвать их одним словом? Д.: Птицы.

  1. Л.: Ребята, посмотрите на фланелеграф. Кто здесь изображён? Д.: Дикие животные. Л.: А чего у них не хватает? Д.: Хвостов. Л.: Вот, послушайте, какая произошла история с дикими животных. Однажды ночью поднялся сильный ураган. Ветер шумел, свистел. А утром, когда животные проснулись, они не нашли своих хвостиков. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнёс по лесу. Собрались они искать свои хвосты. Ребята, давайте поможем животным! Д.: Давайте. Л.: Но ветер не просто оторвал хвостики, но ещё и спрятал их и сказал животным следующее: «Каждый из вас должен задать детям свое задание и если они справятся с ними, то хвостики вернутся к вам».
  2. Л.: А кто нам встретится первым в зимнем лесу, вы узнаете отгадав загадку:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета.

Для зимы другого цвета. (Заяц)

Заяц: Зимой я весь день сплю, ем ночами, грызу кору деревьев. Лапки у меня к зиме обрастают шерстью, делаются широкими и пушистыми. На них я бегаю по снегу, как на лыжах. А вот вам моё задание. Заяц даёт конверт. Каждый из вас, по очереди, сделает следующее, выберет глазками одну картинку, назовёт её и определит количество слогов в слове, которое он выбрал.

Слова: сосулька, парус, груша, стог, душ, сочок, шкаф.

Л.: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь, давайте, посмотрим вокруг, может быть, мы еще что-нибудь увидим. Ой, что я нашла! Хвост. Юля, кому ты отдашь его? Юля: Я отдам хвост зайцу. Потому что, это заячий хвост.

  1. Л.: Попробуйте, отгадать кто следующий нам встретиться?

Разбойник он серый,

Нет ему веры,

Он клыками щёлк

Кто это? (Волк)

Волк: Серый, злой, голодный я брожу зимой.

Зубами стучу, по лесу в поисках добычи рыщу. (Волк даёт детям мешок).

Беда у меня. Не знаю, что и делать.

Л.: Ребята, волк рассказал мне, что собрался на день рождение к лисе и мишке-косолапому. Купил им в подарок игрушки, а кому какие подарить не знает. Берите по одной игрушке. Лисе мы подарим игрушки в названии, которых слышится звук С, а мишке - звук Ш.

Игрушки: Сова, свинья, слоник; петушок, мышка, кошка, лошадка.

Д.: Сову надо подарить лисе, потому что в названии слова «сова» слышится звук С и т.д. Л.: Ребята, кто из вас мне скажет, где слышится звук С в названиях этих игрушек? Д.: В начале слов. Л.: А где звук Ш слышится в названии этих игрушек? Д.: В середине слов.

Ой, смотрите хвост. Саша, кому ты отдашь его? Я отдам хвост волку, потому что это волчий хвост.

В награду волк дарит нам по гусёнку.

  1. А сейчас мы отдохнём!

Мы проверили осанку

И свои лопатки.

Мы походим на носочках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька трусишка,

И как серый волк-воришка.

Вот свернулся ёж в клубок

Потому, что он продрог.

Лучик ёжика коснулся

Ёжик сладко потянулся.

  1. Л.: А сейчас еще одна загадка.

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало…

Нет ни дома, ни пожара. (Лиса)

Лиса: Конечно, же я лиса. Я хитрая и ловкая. Шёрстка у меня пушистая и рыжая. Я лисичка смышлёная и люблю сочинять разные небылицы. Хочу, чтобы и вы мне рассказали «небылицу». (Лиса дает ребятам корзинку с картинками.)

Садимся в кружок. Берём по три картинки. И сочиняем рассказы.

Л.: Ой, хвост! Дима, кому отдашь хвост? Дима: Я отдам хвост лисе, потому что это лисий хвост.

Лиса дарит по цыплёнку.

  1. Л.: А вот и следующий наш гость.

Где живёт он?

В самой чаще.

Самой, самой, настоящей

Там гуляет, там и спит.

Там детей своих растит.

Любит груши, любит мёд

Сладкоежкою слывёт

Ещё могу сказать

Очень любит он поспать. (Медведь).

Медведь: Я мохнатый и большой. Бурый мишка я. Люблю я сладкое поесть и всласть поспать. Вот моё задание (Достает конверт с полосками бумаги и стишками). Садимся за стол. Рисуем столько палочек на листочке, сколько услышите слов в стихотворении со звуком С:

Вот у дома старый пёс.

Лёг, уткнувшись в лапы нос.

Тихо, мирно он сопит

Может, дремлет, может спит.

Со звуком Ш:

Вяжет Мише бабушка

Тёпленькие варежки,

Чтобы, греть ладошки

Мишутке-крошке.

Л.: Молодцы, справились и с этим заданием. А чей это хвост, Настя? Это медвежий хвост. Я отдам этот хвост медведю.

Медведь дарит клубнички.

  1. Под зелёною сосной

Вырос домик расписной,

И жила в нём белочка

Белочка - умелочка.

Наша белочка-мастерица

Сшила кофточку – лисице,

А зайчику - тапочки

На четыре лапочки.

Медвежонку распашонку,

Даже серому волчишке

Шапку сшила и штанишки.

Грибы она сушила,

И зверей она кормила.

Всё умеет белочка

Белочка – умелочка.

Белка: Заходите ко мне в гости.

Я умею сочинять даже стишки. Для вас я тоже сочинила и сейчас прочитаю их вам.

Положила в плошку каску и т. д.

Л.: Белочка, наверное, специально переставила слова в стишках, чтобы нас посмешить. Давайте, исправим ее.

Л.: Ой, посмотрите, что я нашла. Кому ты отдашь хвост, Сережа? Сережа: Я отдам белке, потому что это беличий хвост.

Белка: Угощайтесь, гости дорогие. Белочка угощает всех орешками.

Л.: Ребята, а с какими животными мы сегодня повстречались? А какие звуки мы учились различать? Молодцы!



Дифференциация звуков [с] и [ш] в речи (старшая группа)

Цель : уточнить правильную артикуляцию звуков «С» и «Ш». Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и в предложениях.

Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.

Продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы , следить за своим ответом и ответом других детей.

Воспитывать внимание и культуру речевого общения.

Оборудование: картинки-символы: большие гуси и гусята, насос, велосипед, светофорики, куклы, игрушки, письмо

Ход занятия :

1. - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

Сейчас у нас будет интересное занятие: мы будем учиться различать звуки. А какие я вам не скажу , а расскажу про них рассказ. Вы меня внимательно слушайте.

«Наступило лето. Петя с семьей поехал в деревню к бабушке. Во дворе Петя увидел гусей с гусятами. Гусята были такие смешные и забавные, что Пете захотелось их погладить. Но только он подошел к гусенку , как увидел бугущую на него маму-гусыню. Она грозно шипела: Ш-Ш-Ш. Петя испугался и отошел в сторону, а про себя подумал: «Ого, какая гусыня сердитая , заботиться о своих гусятах. Петя решил не трогать больше гусей и отправился к ручью Тут он увидел мальчика с велосипедом. «Что ты тут делаешь?»- спросил Петя. «Колесо спустило, хочу накачать»- ответил мальчик. Он взял насос и Петя услышал: С-С-С. Это засвистел веселый насос. Петя помог мальчику накачать шину и они вместе поехали кататься на велосипеде»

Итак, дети, какой вы слышали звук когда гуси грозно шипели на Петю? (Ш-Ш-Ш), а какой звук вы слышали, когда засвистел насос? (С-С-С)

Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.

Произнесите звук Ш еще раз. Как расположены ваши губы? А зубы видны? А как расположен язычок?

А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?

Дети, давайте узнаем включается ли голос , когда мы произносим эти звуки.(Нет)

Игра «Большие и маленькие гуси»

Какую песенку поют гусыни?(Ш-Ш-Ш) . А гусята? (Ш-ш-ш)

2. -А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись» . Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

«Са-ша-са-ша»- Соня моет малыша (хоровое и индивидуальное повторение)

«Ша-са-ша-са»- в лесу бегает лиса.

«Су-шу-су-шу»- Я письмо пишу.

«Шу-су-шу-су»- Было весело в лесу.

«Ас-аш-ас-аш»- Есть у Лены карандаш.

«Аш-ас-аш-ас»- В нашей группе свет погас.

3. -А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен»

Я буду называть слова. Если в слове вы услышитепесенку гусей, тодолжны будете поднять красный светофорик , если услышите песенку насоса - синий.

Молодцы, весело играли! А теперь давайте отдохнем!

Физминутка :

«Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче – выдох,
Глубже – вдох.
Путь не близок, не далёк.
Впереди течёт ручей:
Перепрыгнем поскорей».

4. -Дети, к нам на занятие пришли куклы Света и Шура. Они очень любят получать подарки. Но подарки они любят необычные. Света любит игрушки, в названии которых есть звук «С», а Шура – со звуком «Ш». Итак, кто хочет порадовать наших гостей? (Дети берут игрушку, объясняют кому они хотят ее подарить и почему)

Молодцы, ребята, порадовали Свету и Шуру.

5. - Они нам тоже что-то принесли (достаю из конверта скороговорку)

Дети, Света и Шура хотят чтобы мы с вами разучили веселую скороговорку , послушайте:

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Каких звуков много в этой скороговорке?

Ребята, куклам с нами очень понравилось и очень понравилось как вы занимались. А вам понравилось занятие?Какие звуки мы учились различать? Какие игры вам понравились больше всего?

Фронтальное занятие на дифференциацию звуков [С]-[Ш] на основе приключения звуков. Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении. Формировать фонематический слух. Продолжать учить звуковому анализу слов, закрепить навык преобразования прилагательных от существительных, деление слов на слоги, определение места звука в словах. Способствовать развитию логического мышления, внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [С]-[Ш]

Занятие на дифференциацию звуков [С]-[Ш] на основе приключения звуков.

Цель: дифференциация звуков С-Ш

Задачи: Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении. Формировать фонематический слух. Продолжать учить звуковому анализу слов, закрепить навык преобразования прилагательных от существительных, деление слов на слоги, определение места звука в словах. Способствовать развитию логического мышления, внимания.

Материал: изображение замка Гласных звуков, картинка Страна Чудес с изображением предметов в названии которых есть звуки С и Ш, предметные картинки, картинки с кукушкой и Страшилой.

Представьте дети, что мы сейчас в лесу. Покажите какие там большие деревья(дети поднимают руки)

Подул теплый ветер-Ш-ш-ш, зашелестели листья(дети быстро шевелят пальчиками)

Подул холодный ветер-С-с-с, закачались сосны(дети покачиваются и машут руками)

Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки.ни ветки(садимся)

Как шумела листва от теплого ветерка(Ш-ш-ш)Как подул холодный ветер(С-с-с)Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

Какой у нас звук С?-согл,твердый,глухой,струя холодная,посередине.

Какой звук Ш?-согл,тв,глухой,струя теплая,широкая.

Решили звуки отправиться в путешествие. И мы отправимся вместе с ними.Вот подошли звуки к Красному замку,какие звуки в нем живут?(гласные).Давайте подружим звуки С и Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А,что получилось?(слог СА)..(Со,СУ,Ша,Шо,Шу)

Познакомились слоги Са-Ша,Су-Шу,Со-Шо.Потом решили поговорить между собой.Сначала удивленно-Са-Са?Ша-Ша?.Потом восхищенно-Су-Су!Шу-Шу!.А потом грустно-Со-Со-Со.Шо-Шо-Шо.

Звук Ш просит назвать нас все «его» слова. А звук С «его».

Зашли звуки и к нам в гости, и спрашивают чем мы их обозначаем(звуковичками)

Выложим слоги-са,заменим гласный А на звук О.Какой получился слог? Со.А теперь заменим согласный С на звук Ш.Слог Шо.А теперь выложим слова Сначала Уши..а теперь усы.

Миска-мишка.

Физкультминутка:изобразите мимикой и позами предметы и существа,которые вы увидели в Стране Чудес.

На-на-на изображаем мы слона.Ву-ву-ву изобразим мы сову.Аф-аф-аф постоим как старый шкаф.Лет-лет-лет полетим как самолет.

У нас сейчас какое время года?Зима.И к нам прилетели волшебные снежинки с картинками.Вам нужно снежинки со звуком Ш положить в машину, а снежинки со звуком С-в сани.-где находятся звуки-в начале,середине или в конце?

Захотелось звукам посмеяться вместе с нами и придумали они небылицы,повторяйте за мной:лон-лон-лон на лопате едет слон,СА-са-са на луне сидит лиса.

Смотрите, к нам прилетела птица.В ее названии есть слог куш,как она называется(кукушка). Она сообщила что звуки С и Ш попали к Страшиле,который живет один в замке.Он перепутал в словах звуки и даже перепутал слова. Мы сейчас отправимся к нему.

Послушайте что он натворил:Кошка ловит миску,мама моет мышку.На виду у детворы крысу красят маляры.Пожарный носит каску,Саша ела Каску.

А как надо правильно сказать?

Чтобы страшила все вернул на место давайте образуем для него добрые слова от слов которые я назову:Ласка-какой будет Страшила-Ласковый.Доброта-добрый.Смелость-смелый. Слава-славный.

Молодцы!У нас все получилось!

***Страшила предлагает нам выполнить интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка-осень-куст и соедините слово..получилось слово Сок.Шуба-утка-мак получилось Шум.

Отгадайте загадки:теплая,пушистая,греет нас зимой(шуба)сколько слогов.посчитай. Мягкие лапки,а в лапках царапки(кошка).Четыре братца под одной шляпкой стоят(стол).

Молодцы!

Давайте выучим стихотворение про звуки.

Не путайте спеша звук С со звуком Ш

Мохнатенького мишку не называйте миской

А если кот съел крысу не говорите крышу.

Молодцы ребята.Вам понравилось путешествие. С какими звуками мы путешествовали?