Козьма и дамиан. Традиции почитания святых Козьмы и Демньяна у славян

Память святых чудотворцев Космы и Дамиана Асийских совершается в Православной Церкви 14 ноября по новому стилю.

Житие Космы и Дамиана, Асийских чудотворцев
Братья Косма и Дамиан являются раннехристианскими святыми, жившими около IV века. Из жития известно, что хотя они родились и жили в Малой Азии, их отец происходил из Греции. Он умер, когда братья были совсем юными, и потому их воспитанием занималась мать, бывшая христианкой. Таким образом, Косма и Дамиан с детских лет воспитывались в благочестивой среде. Когда они подросли, то пожелали обучаться врачебному искусству. Обладая талантом в медицине и большой христианской любовью к людям, святые братья скоро прославились как хорошие врачи, которые были способны исцелять самые сложные болезни. Отличаясь глубокой верой, Косма и Дамиан совершали лечение больных людей с молитвой к Богу, и это делало их врачебный труд особо успешным. Святые братья заботились не только о телесном, но и о душевном здоровье приходящих к ним людей. Косма и Дамиан дали благочестивый обет, по которому никогда не брали платы за свое лечение, и благодаря этому они стали называться бессребрениками. Успех в исцелении больных сделал их известными по всей Малой Асии и привлекал к ним большое количество страждущих.
В житии святых бессребреников сохранилось предание о том, как однажды к святым врачам пришла некая женщина по имени Палладия, имевшая тяжелое заболевание. Братья исцелили ее, и в благодарность за оказанную помощь она принесла в дар Дамиану три яйца, прося принять это маленькое приношение во имя Пресвятой Троицы. На такую просьбу Дамиан не мог отказать и взял дар Палладии. Когда Косма услышал об этом, то весьма опечалился, подумав, что его брат нарушил данный Богу обет и пожелал использовать данный дар чудотворения с корыстной целью. Перед своей смертью он завещал не хоронить Дамиана рядом с ним. Вскоре после смерти Космы Дамиан также скончался, и люди, погребавшие его, были в недоумении, где должна находиться его могила, поскольку боялись нарушить завещание Космы. Согласно преданию, неожиданно пришел верблюд, который когда-то был исцелен святыми братьями, оказывавшими помощь не только больным людям, но и зверям. Он, к удивлению окружающих, провозгласил человеческим голосом, что Дамиан не нарушал обета бессребреника, но принял дар Палладии во имя Пресвятой Троицы. Тогда было решено похоронить братьев вместе. Мощи святых были погребены в Месопотамии, в городе Фереман, и от них также совершалось множество исцелений.

Почитание святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Руси
После Крещения Руси началось широкое народное почитание чудотворцев Космы и Дамиана. Благодаря преданию о заговорившем верблюде, рассказанному в житии святых, братьев-чудотворцев стали почитать не только как помощников и целителей людей, но и покровителями животных. День памяти святых назывался «Кузьминки», и этот праздник особо отмечался крестьянскими девушками, которые собирались на посиделки, встречая зиму. Считалось, что святые покровительствуют тем, кто собирается вступать в брак, поэтому им девушки молились об удачном замужестве. Кроме того, кузнецы также почитали святых Косьму и Дамиана своими покровителями, и в этот день считалось грехом проводить работы, связанные с кузнечным делом.
В народном календаре существовало множество примет, которые позволяли определить по погоде в день памяти Космы и Дамиана то, будет ли зима снежной, а следующий год урожайным.
Народная любовь к этим святым выразилась в том, что на Руси было построено множество храмов, освященных в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Кроме того, существовало большое количество населенных пунктов, которые также были названы именами святых братьев-целителей.

Тропарь, глас 8:
Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, / посетите немощи наша: / туне приясте, туне дадите нам.

Кондак, глас 2:
Благодать приимше исцелений, / простираете здравие сущим в нуждах, / врачеве, чудотворцы преславнии, / но вашим посещением ратников дерзости низложите, / мир исцеляюще чудесы.

Величание:
Величаем вас, чудотворцы славнии, Космо и Дамиане, и чтим святую память вашу, наставницы заблуждшим, исцелители болящим и собеседницы Ангелом.

Молитва:
К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем мы, недостойнии (имена), преклонше колена, прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатая Своя милости: избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Кузьма и Демьян (Косма и Дамиан, бессребреники, рукомесленники, божьи /святые/ кузнецы, «свадебные кузнецы», кашники, курятники, куриные /курьи/ боги, «бог в хлеву», курячьи именины, кочетятник, Кузьминки /Летние/Зимние/, Кузьмодемьянки) — народные названия дней памяти святых Космы и Дамиана, отмечаемых православной церковью, в соответствии с житиями святых, три раза в году:

1) 1/14 июля — день памяти бессребреников Космы и Дамиана, родившихся в Древнем Риме при царе Карине. Став искусными врачами, братья исцеляли больных людей и скот, не беря вознаграждения за свои труды (отсюда их названия «безмездные врачи», «бессребреники»), помогали нуждающимся, обращали многих людей в христианскую веру. Они были оклеветаны и убиты камнями в горах в 284 году.
2) 17/30 октября — мучеников бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, названных так в честь Аравийской страны, родом из которой они происходили. Мученики Косма и Дамиан жили при царях Диоклетиане и Максимилиане, известных своими гонениями на христиан. За приверженность христианству и отказ от идолопоклонничества по приказанию игемона Лисия из города Киликии, братья были подвергнуты мучениям и убиты «усекновением меча».
3) 1/14 ноября — бессребреников и чудотворцев Асийских, родившихся в Малой Азии и воспитанных матерью — христианкой Феодотией. В ноябрьском житии братья охарактеризованы также, как и в предыдущих, но их жизнь завершилась мирно и «честные мощи» были положены в Феремане (Месопотамия). Здесь же приводятся сказания о чудесах, совершенных братьями — об исцелении тяжелобольной женщины по имени Паладия; о вылеченном от бешенства верблюде; о спасенном жнеце, в рот которого во время сна вползла змея и чуть не погубила его, если бы не помощь святых чудотворцев; о женщине, избавленной Космой и Дамианом от дьявола.

Несмотря на фактические расхождения в текстах житий по сути духовный облик святых оставался неизменным.
К святым Косме и Дамиану относились с особым почтением во всех восточнославянских землях. На Руси им посвящались монастыри и храмы. Так, во всех городах, возникших до XVII в. были построены церкви во имя Космы и Дамиана. В одном Великом Новгороде с XII по XVI вв. существовало пять таких церквей. Строились космодемьянские монастыри и церкви и в других городах — Москве, Твери, Холме, Владимире, Муроме, Суздале, Нижнем Новгороде, Пскове и т.д. На иконах Косма и Дамиан изображались с коробочками-аптечками в руках, говорившими об их врачебном искусстве. Помещались изображения Космы и Дамиана и на полях икон, посвященных Богоматери и другим святым. Иконы с ликами Космы и Дамиана входили в деисусный чин и в двухрядницы, хранились во многих крестьянских домах.
Христианские образы Космы и Дамиана органично и полно вошли в народное сознание, о чем говорит русская легенда «Чудо святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана о братчине», возникшая в Великом Новгороде в XIV в. Легенда, созданная народом не отдалила облик святых от их воплощения в житийном сказании и была включена Макарием в свои Минеи.
Крестьяне наполнили церковные дни чествования святых Космы и Дамиана тем содержанием, которое проистекало от их повседневных нужд и времени определенных сельскохозяйственных работ, что не всегда соотносилось с житиями.
По народным представлениям, Кузьму и Демьяна считали ремесленниками («рукомесленниками»), основным занятием которых было кузнечество. Божьими или святыми кузнецами называли их в народе, кузнецами-бессребрениками, работавшими не за вознаграждение. Кузнечные мастера обращались к Кузьме и Демьяну, как к своим покровителям и отмечали осенний день их памяти — 1/14 ноября, — как праздник кузнецов, в который не принято работать. Такие представления были перенесены на святых Косму и Дамиана (слившихся в народном сознании в одно лицо и называемых зачастую Кузьма-Демьян) в связи с созвучием имени Кузьма со словами «кузня», «кузница», «кузнец», а также с «кузлом», народным названием, обозначающим ковку (новгородск., нижегородск., пермск.), молот или кузнечный горн; вместе с тем, от приходящихся на этот период зимних погодных явлений, дающих возможность народу представить Кузьму и Демьяна кузнецами Бога и Зимы, заковывающих землю и воду в ледяные оковы, создающих мороз и зимнюю стужу. Отсюда происходит и большинство пословиц и поговорок, относящихся к этому дню: «Кузьма-Демьян — божий кузнец, дороги и реки кует»; «Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются»; «Из Кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет!»; «Козьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом». С этим днем связывались и другие зимние приметы: «Кузьминки — от осени одни поминки»; «Кузьма и Демьян — проводы осени, встреча зимы, первые морозы»; «Если Козьма и Демьян на голе, то и Введенье на голе» (пермск.); «Если на Козмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мороз».
Через кузнечество Кузьма и Демьян связывались с огненной стихией, что соотносило их с культом Перуна, который представлялся народом в виде кузнеца, имевшего атрибутом — петуха, птицей посвященной в его честь; а частично и с солнцем. Как кузнецы, Кузьма и Демьян встают в один ряд с Гефестом и Сварогом, что видно из пересказа русской летописью гл. IV «Хроники Иоанна Малалы».
Кузьму и Демьяна связывали с кузнечным ремеслом и народные легенды и сказки, которые повествуют о том, как они куют сохи и плуги и раздают их людям, а в некоторых сказаниях даже учат людей земледельческому труду. В загадках кованую железную цепь называют Кузьмою — «Узловат Кузьма, развязать нельзя». А по северному поверью, цепи, скованные божьими кузнецами Кузьмою и Демьяном, Михаил-архангел налагает на дьявола. Известны поверья о Кузьме-Демьяне как двух кузнецах, выковывающих звезды на луне или небе. Кроме того, произведения восточнославянского фольклора создают из святых Космы и Дамиана образ кузнецов-змееборцев, борющихся с нечистой силой — Змием. (Ср. в русских сказках кузнец для своих колдовских дел знается с нечистой силой, в частности, с чертями). Так, в белорусской сказке «Иван Попялов» кузнецы Кузьма и Демьян, спрятав победителя змея у себя в кузнице от змеихи, защемляют ее язык раскаленными щипцами и убивают молотами (молниями), а в южнорусских и украинских сказаниях кузнецы Кузьма и Демьян (вар. Борис и Глеб), поймав змея, истреблявшего людей и собиравшего человеческую дань, запрягают его в первый выкованный ими плуг, и пашут на нем землю от моря и до моря.
Святые кузнецы Кузьма и Демьян наделялись в народных представлениях постоянным атрибутом — молотом, и кроме изготовления ледяных цепей для земли, выковывали свадьбы (отсюда, «Кузьма-Демьян — свадебный кузнец»), свадебные венцы и брачные узы (цепи), становясь, таким образом, покровителями брака, семьи и домашнего очага, причем Кузьма и Демьян воспринимались здесь как одно лицо женского пола. Так, в свадебной песне к ним обращались:
«Матушка, Кузьма-Демьян!
Скуй нам свадьбу
Крепко-накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки!
Кузьма-Демьян
По сеням ходила,
Гвозди собирала,
Свадьбу ковала!»
(Чичеров В.И. 1957. С. 48).

Или:
«Ты и скуй нам,
Кузьма-Демьян, свадебку!
Чтобы крепко-накрепко,
Чтобы вечно-навечно,
Чтобы солнцем не рассушивало,
Чтобы дождем не размачивало,
Чтобы ветром не раскидывало,
Чтобы люди не рассказывали!»
(Русский фольклор. 1986. С. 159).

Иногда Кузьма и Демьян олицетворялись с самой свадьбой:
«Батюшка посаженый
И матушка посаженая…
Благословите все от старого до малого
Кузьму-Демьяна сыграть».
(Чичеров В.И. 1957. С. 48).

Во время свадебного обряда дружка или крестная мать обращались к святым покровителям свадьбы: «Кузьма-Демьян, скуй нам свадьбу до белой головы до седой бороды» или «Кузьма-Демьян, приди к нам на помощь! Сыграй нам свадьбу крепкую, нескучную, неразлучную!» (Макашина Т.С. 1994. С. 20).

Кузьма и Демьян считались покровителями не только мужского ремесла (кузнечество), но и различных женских работ, недаром эти святые особо почитались женщинами и девушками, которые обращались к ним с просьбами о помощи: в летнее время, когда начинали жатву: «Кузьма и Демьян, идите с нами жать» (Чичеров В.И. 1957. С. 43); в осеннее, собираясь прясть зимнюю пряжу (с ноябрьского дня Кузьмы и Демьяна начинались женские зимние работы — пряденье, тканье), чтобы не отстать от тех, кто начал работу раньше, говорили: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними» (Некрылова А.Ф. 1991. С. 400). Девушек, достигших определенного возраста («вошедших в возраст»), в день Козьмы и Демьяна учили молиться: «Научи меня, Господи, и прясть, и ткать, и узоры брать» (ярославск.; Ушаков Д.Н. 1904. С. 162). В Саратовской губ. в день Кузьмы и Демьяна женщины к концу обедни приносили в церковь мотки ниток, и прикладываясь к кресту, складывали их на амвон в пользу священника; таким образом, отмечались начавшиеся запрядки (изготовление новой пряжи). Ко дню Кузьмы и Демьяна принято было выполнять «обетные» работы. Женщины продавали изготовленные их руками изделия, а полученные деньги использовали для покупки свеч к иконам и для раздачи нищим и странникам (тульск.).
Кузьму и Демьяна называли мастеровыми, любившими работать, и женщины взывали к их покровительству, принимаясь за разные дела в течение всего года: «Кузма-Демьян, матушка, помоги мне работать!» (рязанск.; Селиванов В.В. 1887. С. 108).
Но не только с работой связан для женщин и девушек день памяти Кузьмы и Демьяна; по всей России 1 ноября относится к числу девичьих праздников (см. Кузьминки), в отличие от летнего дня чествования этих святых — 1 июля, отмечаемого женщинами (Летние Кузьминки).
Ритуальные блюда на Кузьминках, приготовленные из курицы, соотносятся с народным представлением о Кузьме и Демьяне, как о «куриных /курьих/ богах», охраняющих кур, «курятниках». Поэтому день 1 ноября зачастую называли «Курячьи именины», «Куриный праздник», «кочетятник» (от «кочет» — петух).
Обычай «Куриных именин» справлялся на Руси издавна. В Москве, в Толмачевском переулке, за Москвою-рекою женщины собирались с курами около церкви Космы и Дамиана. После обедни пожилые женщины служили молебны. Богатые люди рассылали кур родным в виде подарков. В деревнях и селах женщины приходили с курами на боярский двор и «с челобитьем» подносили их своей боярыне на «красное житье». Боярыни одаривали крестьянок лентами на «убрусник» (платок, полотенце). «Челобитных кур» почитали: кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Приносимые этими курами яйца считались целебными: ими кормили больных, страдающих желчной болезнью.
В деревнях этот день ознаменовывался служением молебнов в курятниках или около них, окроплением домашней птицы святой водой (воронежск., пензенск.) («На Кузьму-Демьяна — курица именинница, и ей Кузьме-Демьяну помолиться надо»), приношением в церковь («под свято») кур и цыплят («Курьи именины, неси попу цыпленка»).
Кроме того, в этот день резали кур («На Кузьму-Демьяна куриная смерть»; «Кузьма-Демьян да Жены-мироносицы — куриная смерть»; «На Козмодемьяна курицу на стол» (тамбовск.) — таким образом приносили жертву Кузьме и Демьяну — покровителям кур, способствующих тому, что в течение всего года в крестьянском хозяйстве будет вестись птица. Обещали принести подобную жертву еще весной, когда собирали по деревне яйца, по два от хозяйки («…пожалуйте мне курочку да кочетка!»), клали их обязательно за пазуху. Собрав штук двадцать пять, возвращались домой; после заката солнца яйца складывали в шапку, молились Богу, садились на лавку, и держа шапку перед собой говорили: «Матушка Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени; курочку да петушка тебе зарежем!» (Селиванов В.В. 1887. С. 105). После этого яйца клали в гнездо, устроенное в кошелке, и сажали курицу (рязанск.). А осенью, в день Кузьмы и Демьяна выполняли данное обещание. Так, резали и жарили курицу и петуха, либо двух петухов (обычай носил название «кур молить»); съедали их; после чего надламывали или провертывали дыры у них на «кобылках»(грудных птичьих костях), бросали в курятник и верили, что на следующий год все молодые куры будут с кривыми или дырявыми «кобылками» (воронежск.; тамбовск.).
В Курской губ. крестьяне забивали трех куренков, и ели их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась». Праздничная трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма-Демьян — сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились» (Максимов С.В. 1994. С. 429). Во время еды не разрешалось ломать кости, чтобы цыплята не рождались уродливыми.
В Мышкинском у. Ярославской губ. старший в доме выбирал кочета и отрубал ему голову топором в овине. Ноги петуха бросали на крышу избы для того, чтобы водились куры. Самого кочета варили и за обедом съедали всей семьей.
Воспринимались Кузьма и Демьян, как покровители скота (об этом упоминал еще Аввакум: «…Кузьма и Дамиян человеком и скотом благодействовали и целили о Христе. Богу вся надобно: и скотинка, и птчка во славу его, пречистаго владыки, его же и человека ради» (Житие протопопа Аввакума. 1988. С. 24.), поэтому в их день прикармливали дворового («лихого»), следящего за домашним скотом. Если во дворе заводился «лихой», то брали помело, садились на нелюбимую дворовым лошадь и ездили на ней по двору, при этом махали по воздуху помелом и кричали: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». Другое помело обмакивали в деготь с намерением: отметить на лысине дворового зазубрину, с которой «лихой» сбегает со двора. К Кузьме и Демьяну обращались и пастухи с просьбой сохранить скот.
Покровительствовали Кузьма и Демьян и полевым работам. Так, при засеве к святым обращались: «Кузьма-Демьян — матушка полевая заступница, иди к нам, помоги нам работать!» (Максимов С.В. 1994. С. 224), а перед посевом льна устраивалась служба, посвященная Кузьме и Демьяну (ярославск.).
Ко дню Кузьмы и Демьяна приурочивались домолотки; в деревнях, в основном, заканчивалась молотьба и принято было варить кашу. Предание рассказывает, что Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы; просили только, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. (вологодск.). Поэтому святых Косму и Дамиана часто называли «кашниками», а «домолотная каша» являлась обязательным блюдом для молотильщиков, которую они требовали от хозяев при окончании работы. Домолачивая последний овин, говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок»; а садясь за трапезу, приглашали и святых угодников: «Кузьма-Демьян, приходи к нам кашу хлебать». (Максимов С.В. 1994. С. 429). Кроме того, в этот день хозяин на гумне после заговора, обращенного к овину, говорил: «Кузьма-Демьян, батюшка ремесленный, пошли, Господи, счастья и талантов, для всех доброе здравие, для всех братцев, сестриц и для всей нищей братии» (московск.; Зернова А.Б. 1932. С. 37).
С днем осеннего Кузьмы и Демьяна связана народная традиция начинать обучение детей грамоте, отчего, по-видимому, и происходит обычай молиться св. угодникам «о прозрении разума к учению грамоте» (Ср. в азбуковнике XVII в.: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым безсребренникам Косме и Дамиану» (Калинский И.П. 1877. С. 317). И хотя жития святых Космы и Дамиана не дают оснований для такой молитвы, но в народе их почитали и с этой целью. Так, в Москве в церкви св. Николая в Пыжах на Большой Ордынке в Благовещенском пределе есть икона св. Иоанна Предтечи с клеймом, изображающим св. Косму и Дамиана, и надписью о том, что им следует молиться «для просвещения и научения грамоте младенцев» (Макашина Т.С. 1994. С. 21).
Христианские сказания повествовали о Косме и Дамиане, как о врачах-бессребрениках. Так, в Четьях-Минеях говорится, что они «прияша от Бога дар исцелений и подаваху здравие душам же и телесам, врачующе всякия болезни, и исцеляюще всяк недуг и вску язю в людях» (Калинский И.П. 1877. С. 317), что объясняет обращение крестьян к Кузьме и Демьяну с просьбами и молитвами вылечить людей или животных.
По народным представлениям, Кузьма и Демьян — покровители лекарей и знахарей, поэтому нередки обращения к ним в заговорах от различных болезней. Они могли помочь заговорить кровь или грыжу (в заговоре: «…на том престоле Господне есть священномученик Христов Антипа, исцелитель зубной, и безсребренники Христовы Козьма и Дамиан. «Исцелите скорбь и болезнь зубную и грыжу белую» (Великорусские заклинания. 1994. С.54); спасти от трясовицы (в заговоре: «У… Окиана моря стоит дерево карколист; на этом дереве карколисте висят Козьма и Демьян, Лука и Павел великие помощники» (Там же. С. 49) или исцелить от зубной боли (в заговоре: «Батюшка Козьма-Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имя рек) не боли…» (Успенский Б.А. 1982. С. 156); вылечить скотину «от ногтя» (падучей болезни), отговорить человека «от уроков» (сглаза), «снять ураз»; защитить от укуса змеи.
Отводилась определенная роль Кузьме и Демьяну и в поминальных обрядах: «Ешь кутью, поминай Кузьму».

Отец их был язычник, мать же, по имени Феодотия – христианка. Пребывая по смерти своего мужа во вдовстве и проводя время в усерднейшем служении Христу, она всю свою жизнь посвятила на то, чтобы благоугодить Богу. И была она, как та вдовица, которую восхваляет Апостол: “Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь ” (1Тим.5:5).

Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Косму и Дамиана, ибо воспитала их в добром наставлении вере христианской и в изучении Божественных Писаний и наставила их на всякую добродетель. Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов.

Они подавали помощь не только людям, но и скоту, и ни от кого ничего не брали за сие: ибо они делали все сие не ради прибытка, не для обогащения золотом и серебром, но ради Бога, желая через любовь к ближним выразить свою любовь к Нему. И не своей славы искали они этим врачевством среди людей, но славы Божией, и исцеляли недуги для прославления имени Господа, даровавшего им такую силу врачевания. Они избавляли от болезней не столько травами, сколько именем Господним, без платы и награды, даром, во исполнении Христовой заповеди: “даром получили, даром давайте ” (Мф.10:8) . Посему они и получили от верующих наименование безмездных врачей и бессребреников. Пройдя так добродетельно поприще своей жизни, они мирно и благочестно скончались. Они прославились многими чудесами не только в течение своей жизни, но и по смерти, и суть теплые предстатели и добрые целители наших болезней, душевных и телесных.

О нестяжательности их и безмездном врачевании есть такое сказание:

Некоторая женщина, по имени Палладия, в течении многих лет лежала на одре болезни и не получала никакой помощи от различных врачей. Услыхав о святых Косме и Дамиане, что они исцеляют всякие болезни, она послала к ним с просьбою, чтобы они посетили ее пред смертию. Святые, вняв сей просьбе, пошли в дом ее, и тотчас эта женщина, по вере своей, получила исцеление чрез пришествие к ней святых врачей и встала здоровою, славя Бога за дарование Своим рабам таковой благодати исцелений.

Из благодарности к своим врачам за сие благодеяние, она хотела сделать им подарок. Но они не брали ничего, никогда и ни от кого, ибо не продавали благодати, которую имели от Бога. Женщина вознамерилась умолить, по крайней мере, одного из них, чтобы принял от нее самый малый дар; взяв три яйца, она пришла тайно к святому Дамиану и заклинала его Богом, чтобы он взял от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан, слыша имя Триединого Бога, взял от женщины этот малый дар, ради той великой клятвы, которою она закляла его. Святый Косма, узнав потом об этом, очень опечалился и пред своею кончиною сделал завещание, чтобы не погребали Дамиана возле него, ибо он нарушил заповедь Господню и принял от женщины награду за исцеление.

XV век, Вологда

Святый Косма почил о Господе, а с течением времени пришел час кончины и Дамиана, и он преставился от временной жизни к вечной.

Люди были в затруднении – где погребать Дамиана, ибо знали о завещании святого Космы и не смели положить возле него брата его.

В то время как они недоумевали, внезапно пришел верблюд, который был прежде бесноватым и получил исцеление от святых. Он проговорил человеческим голосом, чтобы не сомневались положить Дамиана близ Космы, так как он взял от женщины три яйца не ради награды, но ради имени Божия.

Таким образом, честные мощи их были положены вместе, в так называемом Феремане .

Помощь святых Космы и Дамиана

Однажды, во времена жатвы, один из жителей тех мест вышел жать на ниву свою. Изнемогши от солнечного зноя и намереваясь отдохнуть, он пошел под дуб, лег и крепко уснул. Во время сна ему чрез открытый рот вползла змея. Пробудившись, земледелец сразу не почувствовал никакой боли, так что снова принялся за работу на своей ниве. С наступлением же вечера, когда земледелец пришел домой и после ужина лег на постель, то почувствовал страшную боль от того, что змея начала терзать его внутренности. Больной, не вынося страданий, стал кричать, чем пробудил от сна всех домашних. Последние, подойдя к больному и видя его страшные мучения, ничем однако не могли помочь; они даже не могли понять, что это была за болезнь. Тогда больной, не получив никакой помощи от окружавших, прибег к скорым помощникам Косме и Дамиану и воскликнул: “святые врачи, Косма и Дамиан, помогите мне”! Святые тотчас поспешили с своею помощью: больной крепко заснул, и во время сна изо рта выползла змея. Видавшие сие чудо ужаснулись и прославили святых угодников. Когда змея выползла, муж тот тотчас пробудился и, с помощью святых бессребреников, выздоровел совершенно.

Малх

Был в том месте другой муж, по имени Малх. Он жил близ храма святых врачей, Космы и Дамиана, в Феремане. Намереваясь отправиться в далекий путь, он повел свою жену к храму и сказал ей:

– Вот я ухожу в далекий путь, тебя же вручаю под защиту Космы и Дамиану: оставайся дома, пока не пришлю тебе условленный знак о себе, который ты признаешь за мой. И если Бог восхощет, то пришлю тебе этот знак и возьму тебя к себе.

Поручив таким образом жену свою святым, Малх отправился в путь. По прошествии нескольких дней, Диавол принял образ некоторого знакомого человека и, придя к жене Малха, показал ей тот знак, на который указывал ей муж, говоря: “пришлю тебе знак и возьму тебя к себе”.

Показывая ей сей знак, Диавол велел идти за ним к мужу.

– Меня, – сказал он, – прислал твой муж за тобою, чтобы привести тебя к нему.

Женщина сказала:

– Знак этот я знаю, но идти не хочу, ибо я поручена святым бессребреникам Косме и Дамиану; и если хочешь, чтобы я пошла с тобой к мужу, то пойдем со мною ко храму святых, возьмись за край алтаря и поклянись мне, что не причинишь мне на пути никакого зла.

Диавол дал такое обещание и, подойдя с нею к храму, взялся за край алтаря и клялся, говоря:

– Клянусь силами Космы и Дамиана, – не причиню дорогою тебе зла, но приведу тебя к мужу твоему.

Женщина, услышав клятву, поверила лживому бесу, бывшему в образе знакомого человека, и пошла за ним в путь. Обольститель же, взяв ее, завел в место пустое и непроходимое и хотел оскорбить ее там и убить. Она, видя себя в крайнем бедствии, возвела очи к небу и возопила из глубины сердца к Богу, говоря:

– Боже, по молитвам святых твоих, Космы и Дамиана, помоги мне и поспеши избавить меня из рук сего убийцы!

И тотчас явились скорые помощники, святые бессребреники, Косма и Дамиан. Диавол, увидев их, оставил женщину и бежал; поднявшись на высокий берег, он низринулся в пропасть и исчез, а святые, взяв женщину, привели в дом ее.

Женщина, кланяясь им, говорила:

– Благодарю вас, господа мои, что избавили меня от горькой погибели. Умоляю вас, – скажите мне, кто вы, чтобы мне знать, кому воздавать благодарность до конца жизни моей.

Они сказали:

– Мы – рабы Христовы, Косма и Дамиан, которым поручил тебя твой муж пред отправлением в путь, потому мы и поспешили к тебе на помощь и избавили тебя, по благодати Божией, от Диавола.

Слыша это, женщина упала на землю от страха и радости, святые же стали невидимы. И восклицала женщина, восхваляя и благодаря Бога и святых рабов Его, Косму и Дамиана. Придя в храм, она припадала со слезами к иконе святых и рассказала всем о том, что было, – как Господь явил к ней милость по молитвам Своих угодников. Молилась же она такими словами:

– Боже отцов наших, Авраама, Исаака, Иакова и семени их праведного! Ты угасил огненную печь для трех отроков , Ты помог рабе Твоей Фекле на позорище ; благодарю Тебя, что избавил и меня грешную от диавольской сети чрез угодивших Тебе Косму и Дамиана. Покланяюсь Тебе, творящему дивные и преславные чудеса, и славлю Тебя, Отца, Сына и Святого Духа, во веки. Аминь.

Однажды святых позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за ее безнадежного состояния. По вере Палладии (так знали больную) и по усердной молитве святых братьев Господь исцелил умирающую, и она встала с одра своего совершенно здоровой, славя Бога. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия тайно пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: "Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы - Отца, Сына и Святого Духа". Услышав Имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма же, узнав о случившемся, очень опечалился. Он подумал, что брат его нарушил их строгий обет. Вскоре исполнилось время святому Косме отходить ко Господу. Умирая, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через малое время умер и святой Дамиан. Все были в большом недоумении, где будет могила Дамиана. Но тут, по воле Божьей, свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Имени Божьего. Честные мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия). По смерти святые бессребреники совершили много чудес. Жил в Феремане, близ храма Космы и Дамиана, некто Малх. Однажды, собираясь в далекий путь и оставляя супругу свою надолго одну, он молитвенно поручил ее небесному покровительству святых братьев. А враг рода человеческого, вселившись в одного из друзей Малха, задумал погубить женщину. Прошло немного времени, и этот человек пошел к ней в дом и сказал, что послан Малхом, чтобы проводить ее к нему. Женщина поверила и пошла. Он завел ее в пустынное место и захотел надругаться над ней и убить. Женщина, увидев, что ей грозит опасность, с глубокой верой воззвала к Богу. Тогда явились два грозных мужа, и лукавый человек отпустил женщину, бросился бежать, но упал в пропасть. Мужи отвели женщину домой. У дома своего она, кланяясь им до земли, спросила: "Как зовут вас, спасители мои, кого благодарить мне до конца моих дней?" "Мы рабы Христовы Косма и Дамиан" - отвечали они и стали невидимы. Женщина со страхом и радостью рассказала всем о случившемся с ней, славя Бога, со слезами пошла к иконе святых братьев и сотворила благодарственную молитву о избавлении. С тех пор святые братья Косма и Дамиан почитаются покровителями святости и ненарушимости христианского брака, устроителями супружеской жизни. Издревле распространено их почитание на Руси.

Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их - Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Так нужно думать, во-первых, потому что в первой половине V века, при императоре Феодосии младшем, устрояли во имя их святые храмы, во-вторых потому, что копты, отделившиеся от православия со времен Халкидонского собора (431 г.), признают их в лике святых, тогда как живших после сего времени святых они не принимают.

Отец их был грек и язычник, мать - христианка, по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя, но это послужило к их счастию. Мать могла свободнее заняться воспитанием детей. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинною вдовицею, каких восхваляет апостол Павел: истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь (1 Тим. 5, 5).

Поэтому Святая Церковь причла ее к лику святых, наименовала преподобною и творит память ее вместе с ее чадами. Можно понять, какое воспитание получили дети под руководством такой матери. С самого младенчества она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их в научение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.

Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать - дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода.

Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление.

И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью - служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали-и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8).

Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.

За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.

Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч. 12, 10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодателей и, как скоро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами.

Однажды случилось им зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда. Сюда загнал и здесь разбил его диавол; святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним.

В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил нарушить его.

В те времена была некоторая жена, именем Палладия. Несколько лет страдая тяжкою болезнию, не получая облегчения ни от каких врачей, чувствуя уже приближение смерти, она вдруг услыхала о святых врачах, которые исцеляют всякие болезни.

С верою в чудодейственную их силу она послала просить их к себе. Святые исполнили ее просьбу, и, как только вошли в дом ее, больная получила исцеление и встала совершенно здоровою. В благодарность за исцеление она готова была отдать им все свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали.

Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долго отказывался, но ради клятвы жены, ради имени Божия, уступил ее просьбе.

Косма об этом узнал, весьма огорчился и тогда же сделал завещание, чтобы, по преставлении их, не полагали вместе с ним тело Дамиана, как нарушившего обет Господу, взявшего мзду за исцеление. В ту же ночь явился Господь Косме и сказал: «Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя...» Косма утешился, но никому не сказал о своем видении. Сотворив после сего еще много знамений и чудес, с миром почил святой Косма.

Чрез несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились.

И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошел к ним верблюд. Люди молчали, заговорил верблюд. «Человецы Божии, - так начал речь бессловесный, - много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их».

Верблюд этот был тот самый, который некогда был исцелен святыми. Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман (ныне не существует, разрушен турками). Судя по описаниям подлинников, они скончались в средних летах.

Вскоре на месте их погребения устроена была церковь чудная и преславная, как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие.

Видя такое неоскудное и неиждиваемое богатство святых, недужные постоянно окружали их храм. После сего можно судить, недужные постоянно окружали их храм. После сего можно судить, как много совершено было чудотворений святыми бессребрениками. Недаром жизнеописатель их говорит, что легче измерить море и пересчитать звезды, нежели поведать все чудеса святых. Из множества чудес он описал двенадцать, и довольно подробно. Димитрий, митр. Ростовский, в своих Четьях-минеях описал только два чуда. Мы из двенадцати кратко расскажем о шести.

В Феремане жил некто Малх. Однажды, отправляясь в далекий путь, он привел жену свою к церкви святых бессребреников и сказал ей: «Вот, я отхожу далеко, а тебя оставляю под покровительством святых Космы и Дамиана. Живи дома до тех пор, пока я не пришлю к тебе какой-нибудь знак, который ты верно узнаешь, что он мой». Сказав это, они расстались.

Через несколько времени диавол, приняв на себя вид знакомого человека, пришел к жене Малховой, показал ей тот самый знак, о котором говорил муж ее, и сказал: «Муж твой прислал меня, чтобы я проводил тебя к нему».

Жена, увидев знак, данный мужем, поверила, но идти к нему решилась не прежде, как провожатый дал клятву в церкви святых бессребреников на пути ничем не оскорблять ее. Но что значила клятва для беса? Ему нужно было ослабить в людях веру в покровительство святых бессребреников.

И вот, как только приехали они в дикое, пустынное место, дьявол столкнул женщину с ослицы, на которой она ехала, и хотел убить. Жена в ужасе вскричала: «Святии Космо и Дамиане, помозите ми и избавите мя!».

Святые всегда близки ко всем, призывающим их. Внезапно явились два всадника. Злой дух узнал, кто были эти всадники, побежал на высокую гору, бросился в пропасть и исчез. А всадники, взяв жену, благополучно возвратили в дом ее. Жена кланялась им и благодарила, но только просила сказать, кто они, спасители ее? «Мы, - отвечали святые, - Косма и Дамиан, которым вручил тебя муж твой, отходя в путь». Сказав это, они стали невидимы. Жена же от страха и радости упала на землю.

Пришед в себя, она поспешила в храм святых бессребреников и там слезно благодарила их, и всем рассказала о своем спасении.

Некоторый юноша, от испуга лишившийся ума, приведен был в храм святых бессребреников с надеждою получить исцеление. Несколько дней и ночей провел он при церкви святых, не получив исцеления.

Чрез несколько времени пришел к нему отец его, благочестивый старец. Молитва родителя была услышана. Сын, доселе не узнававший отца, стал узнавать его. Наконец святые, невидимо возложив на него руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога.

Некоторый муж, страдавший болезнию в легких, сопровождавшейся кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления. Болезнь его была так опасна, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной доселе не верил в чудодейственную силу святых и нередко изрыгал хулу на Бога.

Святые исцелили его от того и другого недуга. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления отселе никогда не говорил хульных слов и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью принял то предложение и верно исполнил его. Тогда повелением святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив чудных врачей, с радостию пошел в дом свой.

Пришла в церковь святых бессребреников некоторая жена немая и глухая. Страдая много лет этою тяжкою болезнию, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых врачей исцелить ее от того и другого недуга. Наконец, молитва ее была услышана. Немая и глухая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Чрез Трисвятое явили чудо и святые бессребреники.

Во время вечернего богослужения в храме их, когда, по обычаю, пето было Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое. Пораженная необыкновен-ным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников.

Святые бессребреники совершали чудеса и в странах языческих. Случилось одному эллину, поклоннику Кастора и Поллукса (боги языческие), впасть в тяжкий, невыносимый недуг. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Космы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе врачей и с верою начал просить их о помиловании.

Святые, явившись ему оба вместе, сказали: «Друг! Для чего ты пришел к нам? Для чего ты просишь нас! Да и не сам ты пришел к нам, а другими послан. Мы не Кастор и Поллукс, но рабы Христа -бессмертного Царя, именем Косма и Дамиан. Итак, если верою познаешь нашего Владыку, то получишь от Него исцеление».

Эллин, страдая нестерпимыми муками, познал Бога Истинного, непрестанно взывал к святым о помиловании и дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное избавление. Исцелевший исполнил обет свой - принял святое крещение. Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великою радостью рассказывал всем о чудесах святых бессребреников, о ничтожестве Кастора и Поллукса, о превосходстве учения христианского. Многие из слушателей умилялись и, презрев свою веру, принимали христианство.

Некто - любитель народных зрелищ - страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным.

В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши.

Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел исполнить повеления святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали: «Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе неприятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубокого вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Если это сделаешь, то получишь исцеление».

Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запоздалый на том месте человек. Объясняя его странный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать. Он рассказал всю правду - ему не верили.

Наконец, решили тем, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и получить исцеление. Больной с радостью принял сосуд, который казался ему неприятным, в виду всех выпил его, и тотчас же силою святых бессребреников получил исцеление; с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исцелили, и послушанию научили, и от народных зрелищ отучили.

Все эти чудеса совершены святыми бессребрениками во Асии, и большею частью в их храме, при святых мощах. Конечно, там же составлялось и описание их. На славянский язык оно переведено с греческого, что доказывают многие слова, оставленные в славянском тексте без перевода. Нет сомнений, что благодать чудотворений святых бессребреников проявлялась и в нашем Отечестве. Недаром предки наши так много воздвигли святых храмов во имя их.

В нашем Отечестве святые бессребреники Косма и Дамиан (Асийские) преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвою при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию.

Конечно, такое убеждение в нашем народе составилось недаром. Основанием для него могли послужить, отчасти, самое житие их, отчасти, и церковная им служба: во-первых, в житии их есть сказание о том, как они были отведены своею матерью в научение грамоте. Этот случай из их жизни изображается и на иконах, во вторых, в церковной службе они прославляются как мудрые врачи тайноучимые живописным словесам, всякого разума и мудрости исполненным, которые всем знание подают.

В четьях-минеях митрополита Макария есть поучение на память святых бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября), в котором из дневного Евангелия избрана тема: «Каковому должно быть учителю». В развитии ее есть такие выражения: «Святые учители тело врачевали чудесами, душу поучением. Они прихождаху к ним чудес ради, они же поучения ради. Ничто же ино так подобает учителю, яко же смирение и нестяжание имения». Все это так близко подходит к святым бессребреникам. Конечно, в древние времена это поучение читалось в храме. Народ его слышал и начал приходить к святым бессребреникам не только «чудес ради, но и поучения ради».

Православный народ, видя на иконах, читая в их житии сказание о научении грамоте их самих, слыша в храмах, что они всем знание подают, не мог не прийти к тому заключению, что они особенно покровительствуют учащимся. А благодать святых бессребреников бесконечна есть, как поет Святая церковь. Они не только мудрые врачи, но и мудрые наставники; помогая всем, приходящим к ним с верою, могут ли они отказать детям?

Оканчивая описание жизни святых бессребреников, иже от Асии, нельзя не упомянуть о похвальном им слове, которое в древних списках помещалось вслед за описанием их жизни, и которое, конечно, в память их читалось при богослужении. Происхождение его, как думают ученые, русское потому что в конце его упоминается о правоверном князе. В нем, после витиеватого вступления, содержится похвала или величание святым бессребреникам, изложенное в форме акафиста а в конце делается молитвенное к ним обращение.