Крамской в пустыне. Христос в пустыне иван крамской

Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872 г. Третьяковская галерея, Москва

Если вы видели «Христа в пустыне» Крамского вживую, наверняка она стала одной из Ваших любимых картин.

Если не видели, то можете провести эксперимент. Сходите в и попробуйте пройти мимо этой работы.

Думаю, у Вас это не получится. Вы все равно невольно замедлите шаг…

Откуда я это знаю?

Я заметила, что часто любовь к искусству коррелирует с эмпатией. Если вы любите искусство, то, скорее всего, легко считываете эмоции других и реагируете на них.

Поэтому вы вряд ли пройдёте мимо такого пронзительного образа. ОН погружён в раздумья. Его исхудалые руки сцеплены в сильном напряжении.

Иван Крамской. Христос в пустыне (фрагмент). 1872 г. Третьяковская галерея

Действие происходит на рассвете. А значит, он думал всю ночь и продолжает думать ранним утром.

По темным кругам под глазами вы понимаете, что это не первая такая ночь. И что днём он не отдыхает. Его ноги пыльные, а одежда превратилась в лохмотья от длительной ходьбы.

Сопереживание нахлынет на вас при виде человека, пребывающего в столь тяжелом раздумье.

Стоп. Человека? Это же Христос. Сын Божий. Властелин земли и неба. Почему же Крамской показал нам лишь человечное в нем, опустив все божественное?

Человечный Христос

В 1835 году была издана необычная книга - «Жизнь Христа» Давида Штрауса.

Хотя она была написана трудночитаемым языком, основной её смысл так поразил общественность, что, как говорится, обратного пути не было. «Ящик Пандоры» был открыт.

Штраус дерзнул предположить, что Христос был человеком. Правда, очень талантливым. Он нёс христианское учение в массы, а не только узкой группе интеллектуалов. И это было главным его отличием от других проповедников.

Именно массы потом передавали рассказы о нем из уст в уста, пока легенды не переносились на бумагу. А все чудеса, связанные с ним, рождались позже и основывались на древних мифах.

Книга Штрауса имела колоссальное влияние на литературу и живопись.

Из наших художников первым проникся этой теорией . Его Христос приобретает больше человечности, нежели божественности. Даже привычного нимба нет.


(деталь). 1837-1857. Третьяковская галерея, Москва

Таким же человечным перед нами предстаёт и Христос Крамского. Это выражено в простой позе человека, который столкнулся с душевными терзаниями и тяжелым выбором.


Иван Крамской. Христос в пустыне (деталь). 1872 г.

Но что это за выбор? О чем Христос думает?

О чем думает Христос Крамского

Крамской взял сюжет из Библии об искушении Христа дьяволом. После крещения, когда Иисусу было 30 лет, он принял решение удалиться в пустыню на 40 дней. Там он не ел и не пил.

И в таком состоянии его пытался искусить дьявол. Многие художники показывали эти сцены искушения.

У моего любимого Тиссо, например, мы видим, как Дьявол предлагает Христу обратить камни в хлеб.


Джеймс Тиссо. Искушение Христа. 1886-1894. Бруклинский музей

А показывает другой дьявольский соблазн. Тот перенёс Христа на высокую гору и начал сулить ему владычество над всеми городами, которые они увидели с вершины. Конечно, при условии, что Божий сын перейдёт на сторону зла.


. Искушение Христа. 1872 г. Русский музей, Санкт-Петербург

По Библии все размышления Христа касаются выбора между добром и злом.

Но вот у Крамского дьявола нет. Ведь человек здравомыслящий не видит дьявола наяву. О чем же тогда думает Христос Крамского?

Нам не нужно гадать. Сам художник все поясняет в переписке.

У его героя сильный характер. Он так неординарен, что может весь мир покорить. Но решает этого не делать, силой воли заглушая в себе общечеловеческие желания власти и богатства. И выбирает путь гораздо сложнее, не сулящий никаких благ «здесь и сейчас».

Вот эту борьбу с самим собой, перекраивание предназначения, внутреннюю ломку, мы и видим. Согласитесь, это требует очень сложной смеси эмоций и мыслей. Вот именно их Вы и видите на его лице. И невольно сопереживаете.

3. Необычные детали «Христа в пустыне»

На первый взгляд картина очень реалистична. Ведь все потустороннее в ней отбрасывается.

Остается реальный образ человека, который не первый день ходит по пустыне босыми ногами. Без еды и воды. Да ещё измученный долгими и серьезными раздумьями.

Но есть все же в картине толика мистики. Обратите внимание на камни вокруг Христа.

Внизу полотна - необычный камень. Его основание слишком узкое, чтобы он мог сам так стоять. Символ богоподобия Христа и его умения творить чудеса?


Иван Крамской. Фрагмент картины «Христос в пустыне». 1872 г.

А камень справа больше похож на рукотворную плиту. Она зловеще нависает над землёй как символ грядущих непосильных испытаний.

Влияние «Христа» Крамского на живопись

Для русской живописи такое изображение Христа было необычно. Когда нет никакого действия, никакого по сути сюжета. Одни лишь размышления.

Но такой образ закрепился. Так, Поленов создал серию картин с одиноким думающим проповедником.

Поленовский Христос тоже очень человечен.


Василий Поленов. Мечты. 1894 г. Радищевский музей, Саратов

Искушение является частью жизни человека. Хочет он этого, или нет. Зачастую люди стоят перед выбором: поступить честно, правильно, справедливо или же, наоборот, сделать нечто предосудительное, незаконное или аморальное. Абсолютно все должны пройти через это испытание. Потому что именно с помощью него человек становится духовно сильнее.

Сатана испытывал даже Иисуса Христа, пытаясь найти его слабое место. Но Сын Божий остался непоколебим и победил врага. И именно "Христос в пустыне", картина Крамского, развивает этот сюжет.

Кратко о жизни и смерти талантливого человека

Иван Николаевич Крамской - русский живописец, художественный критик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи, родился двадцать седьмого мая одна тысяча восемьсот тридцать седьмого года в Воронеже. Окончив училище, он становится писарем и ретушером-фотографом.

В одна тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году, в двадцатилетнем возрасте, Крамской приезжает в Петербург. Начинает работать в фотоателье и поступает в академию художеств. Чтобы обеспечить свою жизнь, он был вынужден писать много портретов известных людей: Льва Толстого, Александра Третьего и Веры Николаевны Третьяковой.

Любящий муж и отец, Иван Николаевич часто рисовал своих домочадцев. В его семье было шестеро детей. Двое сыновей умерли еще в детстве, и это горе сильно подкосило художника. О своих переживаниях он поведал в картине "Безутешное горе".

Скончался Крамской двадцать четвертого марта одна тысяча восемьсот восемьдесят седьмого года. Работая над врача, внезапно Иван Николаевич наклонился и упал. Медик попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.

Посмертная выставка замечательного художника

Крамской был выдающейся фигурой в культурной жизни России. Не имея серьезного образования, он восполнял этот пробел чтением и общением в интеллигентной среде. Был известен педагогической деятельностью и борьбой за родное ему искусство.

В одна тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году в открылась посмертная персональная выставка Ивана Николаевича. Там же было выставлено полотно под названием "Христос в пустыне". Картина Крамского всегда вызывала широкий интерес у публики. По поводу нее возникали самые противоречивые мнения. Это было первое произведение, над которым автор работал очень серьезно.

"Христос в пустыне", картина Крамского (фото полотна)

Свое произведение Иван Николаевич обдумывал почти десять лет. Находясь еще в Академии художеств, он работал над первыми набросками. В одна тысяча восемьсот шестьдесят седьмом году был написан первый вариант, но он не удовлетворил требования самого художника.

Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа. Посещая галереи и художественные салоны, он знакомился как со старым, так и с новым искусством. В одна тысяча восемьсот семьдесят первом году Иван Николаевич начинает работать над вторым вариантом произведения. Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный. Это позволило представить панораму бескрайней пустыни. Линия горизонта разделяет шедевр на две части: небесную и земную. А фигуру, сидящую на камне, автор чуть отодвинул вглубь, так что она разместилась равномерно на этом фоне.

Ощущения художника при написании полотна

"Христос в пустыне" - картина Крамского, описание работы над которой здесь приведено, была создана под рядом впечатлений, испытанных автором на протяжении многих лет. В глубине его души возникли очень тяжелые ощущения.

Он знал, что в жизни каждой личности присутствует мгновение, когда она стоит на распутье и начинает задумываться, как правильно поступить. Поддаться искушению или противостоять злым помыслам. Именно этот момент творец и изобразил в своем произведении.

Суть и итог многолетних раздумий и исканий

Уже горизонт занялся теплым светом. Природа готова встретить первые лучи солнца. И лишь человек совершенно равнодушен к этой красоте. Важная мысль занимает его. Следы мучительных внутренних переживаний заметны на изможденном и помрачневшем лице, которые автор очень искусно передал в произведении "Христос в пустыне". Картина Крамского показывает всю тяжесть дум, легших на плечи Христа, склонившего голову.

Это творение Ивана Николаевича глубоко выстрадано и создано "потом и кровью". Именно так сам автор выражался после написания шедевра. Он стал итогом его многолетних исканий. Композиция картины проста, но выстроена с определенной логикой. шедевр - "Христос в пустыне"! Картина Крамского представляет монументальную фигуру Христа, которая вырисовывается на фоне предрассветного неба. Мрачная и небо как символ света.

На этом холсте нет действия, но зримо присутствует жизнь духа и Ступни Иисуса изранены, руки мучительно стиснуты, а над склоненной головой как будто течет время. И между тем лик Христа выражает невероятную силу воли.

В таком виде был создан второй вариант полотна "Христос в пустыне". Описание картины, конечно, никогда не сможет передать весь смысл, вложенный в произведение. Оно лишь только поверхностно знакомит читателя с шедевром и напоминает о том, что, как бы ни было велико искушение, нужно найти в себе силы и мужество для борьбы с ним.

Еще в юности огромное влияние на Ивана Крамского оказали личность и творчество Александра Иванова , его подвижнический путь в искусстве. Потрясенный картиной «Явление Христа народу» , Крамской определил для себя высшую задачу искусства: «Настоящему художнику предстоит громадный труд… поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы сердце их забило тревогу».

В своем центральном произведении «Христос в пустыне», продолжая гуманистическую традицию Александра Иванова, художник трактовал религиозный сюжет в морально-философском плане. Картина «Христос в пустыне» стала центром II передвижной выставки 1873 года, вызвав множество откликов в печати, неумолкающие споры, недоуменные вопросы. Поражал прежде всего сам образ Христа, столь далекий от церковной традиции и традиции классического европейского искусства. Авторская интерпретация личности Христа в картине оказалась остро современной.

Центральной фигурой картины Ивана Крамского «Христос в пустыне» является Иисус Христос, сидящий среди каменных руин. Задумчивый взгляд говорит о нелегких думах, терзающих и беспокоящих его. Он сидит босой, со скрещенными пальцами рук. Вся его фигура, все его жесты говорят о большой внутренней сосредоточенности сына Божьего. Тёмные волосы Христа почти сливаются с его тёмным одеянием — пурпурным балахоном и чёрным дорожным плащом.

Композиция картины, выстроенная с безупречной логикой, подобна математической формуле. Монументальная фигура Христа вырисовывается на фоне предрассветного неба. Линия горизонта делит холст на две равные части — мир дольний, земную твердь, каменистую «пустыню», погруженную в тень, мертвую и холодную, и мир горний, освещенный лучами предрассветного солнца, мир света и надежды, символ будущего преображения. Ровно на границе этих двух миров в геометрическом центре картины находятся сомкнутые в замок кисти рук Христа. Сомкнутые руки образует круг. По нему словно движутся, не находя исхода, тяжелые мысли, мысли-глыбы, будто камни, изображенные за его спиной. Замок рук и лицо Христа, находящиеся на одной оси круга, — зрительные и смысловые центры картины. Этот круг — зона наибольшего «напряжения», эпицентр свершившейся драмы мысли и чувства, свершившейся победы человеческого духа, воли, разума над хаосом, злом, пороком. Христос Крамского — символ вселенского значения этой победы и напоминание об ее огромной цене. В углах рамы картины, заказанной, по-видимому, по рисунку самого художника, — настоящие сплетенные веревки — атрибут будущих мук Христа.

Интересно художник поработал с масштабами на картине. Пейзаж, окружающий фигуру Христа, напоминает рельеф гористой местности, а сам Иисус похож на огромного исполина, возвышающегося до небес. Очень красиво играет красками небо: сверху чуть голубое, ближе к поверхности розовое, почти фиолетовое. Художник изобразил сгущающиеся сумерки, наступающую ночь.

Мастерское использование живописных приёмов Крамским делает картину «Христос в пустыне» не только очень выразительной внешне, но и наполненной глубоким духовным смыслом, который каждый зритель воспринимает по-своему.

Год написания картины: 1872.

Размеры картины: 210 x 180 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: религиозная живопись.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Картина «Христос в пустыне» написана И. Крамским в 1872 году. В творчестве художника она занимает особое место – в ней он пытается ответить на мучивший его вопрос о смысле жизни, о принесении себя в жертву во имя добра и справедливости. Работа над произведением заняла целое десятилетие – образ Христа вырисовывался в сознании художника не сразу, а постепенно, набирая силу и глубину.

На полотне – панорамное изображение бескрайней каменистой пустыни. Кажется, здесь никто не ходил раньше. Видимо, Христос всю ночь брел по пустыне и только под утро, совсем усталый и измученный, опустился на камень.

Первые лучи утреннего солнца уже осветили землю, но Христос остается безучастным к красоте просыпающейся природы. Голова его опущена, и он ничего не видит перед собой – следы глубоких раздумий и переживаний видны во всем его облике.

Полотно «Христос в пустыне» написано в холодных тонах, точно передающих атмосферу рассвета, когда ночная мгла постепенно разбавляется утренними красками. Картина поделена линией горизонта пополам, и одинокая фигура человека, сидящего на голом камне, словно господствует на ней.

Ноги Христа изранены, руки мучительно сжаты, фигура сгорблена. Одежда Христа написана сдержанно, скупо, и это позволяет художнику сделать образ убедительнее, выделив лицо и руки героя. В них – не только страдание, но и невероятная сила воли, а также решимость идти по пути, ведущему к Голгофе. В возвышенном образе Христа глубоко верующий Крамской выразил свои сокровенные мысли, а многие даже видели в облике Христа черты самого художника.

В основе картины «Христос в пустыне» - мучительные размышления автора на тему служения людям, готовности к подвигу. Возможно, Крамской хотел сказать, что вся сила мира находится в этом существе, под рубищем – и она в смиренной простоте и самоотверженности.

Помимо описания картины И. Н. Крамского «Христос в пустыне», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Автопортрет, (1867)

Иван Николаевич Крамской

Русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.

Крамской 10 лет вынашивал идею картины о Христе

«Да, дорогой мой, кончил или почти кончил „Христа“. И потащат его на всенародный суд, и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить…», - писал Иван Крамской пейзажисту Федору Васильеву.

В целом, так и вышло. Были, конечно, и те, кто замирал перед картиной в восторге. Но были и те, кто остался недоволен и даже возмущен. Что же произошло?

Сюжет
После крещения Иисус удалился в пустыню на 40 дней, где держал пост. И в минуту жизни трудную его искушал дьявол: голодом (уговаривая превратить камни в хлеб), гордыней (предлагая призвать ангелов и повелеть им нести Христа на руках) и верой (обещая неограниченную власть, если Иисус перейдет на сторону зла).

Иисус столкнулся с ситуацией нравственного выбора. И хотя мы знаем, чем закончилась история, полотно заставляет нас переживать - какое решение примет Христос. Удастся ли дьяволу искусить его? Или он останется верен богу?

Выражение лица, крепко сжатые кисти рук, сама поза Христа показывают его душевные переживания. Картина статична, наше внимание сконцентрировано на эмоциональном состоянии Иисуса, его внутренней борьбе. Он только божий сын, но и простой человек, который каждый день выбирает между добром илом.

«Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а… не могу определить, но понимаете, что я хочу сказать», - так писал Крамской о замысле картины.

Контекст
Над темой Христа Крамской размышлял почти 10 лет. Изначально картина должна была быть вертикальной. Но фигура Христа, которого Крамской писал с крестьянина, заняла почти весь холст, места для пустыни не осталось.

Когда же стало понятно, что работу придется начинать с чистого холста, Крамской отправился в путешествие по Европе. Разглядывая работы мастеров в Вене, Париже, Антверпене, он искал «своего» Христа. Сильное впечатление на него произвело полотно Александра Иванова "Явление Христа народу". Позднее Репин вспоминал, что, рассказывая о задумке, Крамской говорил об Иисусе как человеке, хорошо ему знакомом.

Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Еще до представления на выставке передвижников полотно купил Павел Третьяков, заплатив бешеные деньги.

Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Но никто не говорит ничего важного. А ведь «Христос в пустыне» - это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она - итог многолетних исканий».

Картина "Христос в пустыне" должна была стать частью цикла
По задумке художника, следующей работой должна была стать картина, на которой толпа глумится над Христом во дворе Понтия Пилата. Крамской пять лет работал над монументальной картиной, но так и не закончил.


Крамской, 1880

Судьба художника

Крамской по молодости зарабатывал ретушью фотографий. В середине 1850-х он переехал из Воронежской губернии в Петербург, где после года все той же фотошопной забавы поступил в Академию художеств. Там проявился бунтарский нрав Крамского. Вместе с 13 студентами они отказались писать на мифологические темы, требуя возможности самим выбирать сюжеты.


Неизвестная, 1883

Позднее именно Крамской был идеологом «Товарищества передвижных художественных выставок» - тех самых «передвижников». Он продвигал идеи общественной роли художника и его ответственности, настаивал на необходимости реализма на полотнах.

Прожил Крамской недолго, а скончался во время работы над портретом доктора Раухфуса: художник внезапно наклонился и упал - аневризма аорты.
Было Ивану Крамскому 49 лет.