Кремлевский куратор пришел в регионы. «Щелкнуть» по носу ФСБ: Александр Харичев спасает Марину Ковтун

Начальник управления по работе с регионами ГК «Росатом» Александр Харичев приехал в Железногорск по трем причинам: 1 сентября, выборы и ТОР. День знаний он считает всенародным праздником россиян, выборами в своих ЗАТО ведомство Сергея Кириенко всегда занималось очень плотно. А ТОРы - это новый шанс, подаренный нам текущей экономической ситуацией.

Росатомовский пилотный День знаний был в прошлом году в Зеленогорске. Мы поняли: надо обязательно делать общегородской праздник. В идеале - выходной день. Буквально нащупали и форму. Смешно, наверное, но наш народ скучает по демонстрациям. Никакой политики, людям просто нравится строиться в колонны и идти по центральной улице с шариком или флагом, и чтобы с оркестром. Себя показывать, на других смотреть. Когда это касается школьников, получается здорово. Обязателен подарок от Росатома самой лучшей школе, выбранной за успехи. На этот раз мы дарили современные лаборатории, которые школам очень нужны, но сами они их никогда купить не смогут. По всему городу открылись наши тематические площадки, мастер-классы для детей. Обязательно концерт. Без него не праздник.

- А скорые выборы? Тут свой интерес Росатом никогда и не скрывал. Партия ГХК - есть такая?

Это тема номер два. Госкорпорация на своих территориях осуществляет государственную функцию, и предстоящие выборы нам далеко не безразличны. Готовность участков и комиссий, есть ли нарушения, какие. Что касается партии ГХК, мое мнение - нужна просто партия разумных людей. Градообразующие предприятия обязательно должны быть как можно шире представлены в городском Совете. За все, что происходит в городе, несут ответственность именно они. Так всегда было. Но не бывает ответственности без власти.

Вы будете принимать участие в совещании краевого правительства насчет создания ТОРа в Железногорске. Зачем Росатому, у которого и так все неплохо, еще и территории опережающего развития?

Да, Росатом очень активно занимается ТОРами. Целей несколько. Во-первых, на предприятиях идет оптимизация и растет производительность труда. В итоге высвобождаются кадры, которые нужно трудоустраивать, чтобы они не уезжали с насиженных мест в поисках работы. Во-вторых, освобождаются земли и сооружения со всеми коммуникациями. Ну не бурьяном же им зарастать! Они на нашем балансе, и мы хотим их использовать под новые производства, где смогли бы работать наши люди. Третью причину родил кризис и антироссийские санкции. У Росатома накоплен достаточный опыт по технологиям, есть кадры, ресурсы, энергетика, что поможет развернуть на наших же площадках новые производства именно в рамках импортозамещения. Мы нашли понимание в нефтегазовом секторе, в Ростехе, в Роскосмосе. Практически не придется вкладываться: есть площади, кадры, оснащение. Нужна лишь поддержка государства. Ее как раз дают ТОРы: снижаются налоги, появляются свободная таможенная зона и деньги на создание индустриальных парков, кредиты под хороший процент.

- То есть нет худа без добра? Я про санкции.

Это даже не для Росатома, это для всей России шанс. На первый взгляд, кощунственно, но чем дольше продлятся санкции, тем лучше для страны. Больше времени будет, чтобы научиться жить без западной поддержки. Просто из промышленников Кириенко, получается, первым среагировал. Росатомом прописана стратегия по каждому из ЗАТО. В Новоуральске запущено предприятие, позволившее нам соскочить с импортной инсулиновой иглы. Выпуск токарных станков различных модификаций, вдвое-втрое дешевле импортных, начали в Трехгорном и Заречном. Концепция ТОР для Снежинска - оборудование для Роснефти, на много лет вперед есть заказы. ТОР в Озерске - композиты, за которыми будущее.

- А Железногорск?

Ваша будущая территория опережающего развития ориентирована на космос. На базе построенного промпарка. Резиденты придут за льготами, это будут подрядчики ИСС и ГХК. Кроме того, у вас есть предприятия малого и среднего бизнеса, которые реально развиваются: «Прима-телеком» завязалась с Испанией, «Русский профиль» двигает собственные наработки. В рамках своей диверсификации они готовы обеспечить до сотни новых рабочих мест. Уже понятно, какие проекты будут здесь реализованы, есть протоколы о намерениях.

- И никаких проблем вообще? Не верю.

У Росатома есть группа первых пяти ЗАТО, по которым мы хорошо понимаем, что делать, их концепции ТОРов будем рассматривать в сентябре. Железногорск в этой пятерке. Закон позволяет нам создавать ТОРы в наших городах с 2016 года, и мы стремимся, чтобы в первом квартале уже появились проекты пяти постановлений правительства на эту тему.

- Это реально?

А у нас разве есть выбор?..

Записала Татьяна ДОСТАВАЛОВА

Что назначение Александра Харичева на должность заместителя начальника управления внутренней политики администрации президента официально состоялось. Ранее Александр Харичев, как и нынешний глава УВП Сергей Кириенко, работал в госкорпорации «Росатом», там он возглавлял управление по работе с регионами. О возможном назначении Харичева в управление внутренней политики заговорили еще в декабре, а наш аналитик Василий Измайлов , как только стало известно о назначении Сергея Кириенко первым заместителем руководителя администрации президента, фактически, куратором внутренней политики.

На этот раз Василий Измайлов комментирует новое назначение и его возможные последствия: «Команда Кириенко продолжает усиливаться и делать то, что она считает нужным делать. Прямым следствием этого является долгожданное назначение Александра Харичева на должность заместителя начальника управления внутренней политики. При этом следует понимать, что это не последнее назначение, поскольку злые языки поговаривают, что взаимодействие начальника управление господина Ярина с господином Кириенко оставляет желать много лучшего, и в скором времени может последовать отставка, собственно, начальника управления. Тем самым возникнут новые проблемы, связанные с тем, как будет осуществляться взаимодействие на этом важном (возможно, ключевом) пространстве, порученном надзору господина Кириенко.

Вернемся к господину Харичеву. Мы имели возможность много раз говорить о том, что это означает и почему это делать нельзя. С другой стороны, глупо говорить замруководителю кремлевской администрации, почему он принимает те или иные решения, поскольку он, безусловно, информированнее, умнее и ответственнее нас, он отвечает за свое назначение своей репутацией и своей должностью. Как минимум мне представляется важным обратить внимание на два обстоятельства, которые пока в публичном пространстве не прозвучали.

Первое. Команда господина Харичева — это команда с неоднозначной репутацией. В практическом смысле это означает, что для того, чтобы сильно укрепляться и реализовывать те проекты, которые ведомству господина Кириенко необходимо реализовывать, нужно исполнять как минимум два условия: первое — это понимание, что серьезно возрастают трансакционные издержки, связанные с контролем деятельности господина Харичева и близких к нему людей, и второе — поиск системной и постоянной связи с силовиками, поскольку только под их правильно выстроенным зонтиком можно верно и относительно безболезненно предпринимать те или иные содержательные действия. А раз так, то впору говорить если не об ослаблении, то по по крайней мере об умалении ресурса Сергея Владиленовича Кириенко.

Это первая группа обстоятельств, вторая группа обстоятельств связана с собственно профессиональным аспектом, поскольку господин Харичев, если называть вещи своими именами, длительное время серьезными избирательными кампаниями не занимался. Что в таком случае я понимаю под серьезными избирательными кампаниями? В силу определенных обстоятельств я понимаю, как работает электоральная машина в городах, которые прямо или косвенно подчиняются «Росатому», и ключевым условием функционирования этой машины является лояльность персонала и то, что на сегодняшний день можно называть избытком денег. Конечно, это не совсем избыток, но по отношению к традиционным муниципалитетам, наверное, впору говорить именно так. И все кампании последнего времени, в которых так или иначе принимали участие росатомовские муниципалитеты — это кампании, не требовавшие, скажем так, серьезных интеллектуальных и организационных инвестиций со стороны организаторов. Кампании президентские и думские в известном смысле — это голосование по лояльности, от которых в общем-то не то чтобы что-то зависело на территориях городов, где так или иначе работают сотрудники «Росатома».

Не следует выпускать из внимания и то обстоятельство, что сам господин Харичев — технолог даже не предыдущей, а предпредыдущей эпохи. То есть его золотое время — это начало нулевых годов с совершенно особенным построением электорального процесса, с получением избытка денег на проведение кампании, с очень слабым (если и не вполне отсутствующим) контролем за голосованием. В этой связи возникает очень большое количество вопросов по поводу того, как организовать контур кампании. Об этом отчасти мы уже говорили, но это не снимает тех самых вопросов, о которых мы говорили. На сегодняшний день, как мне представляется, такого решения нет, поскольку оно должно быть очень технологичным, что предполагает наличие рядом с господином Харичевым или каким бы то ни было господином подобного рода фактически параллельной структуры, которая занимается не только контролем и надзором, но и верным выстраиванием, условно говоря, администрированием администраторов, что очень существенно и серьезно. И хотелось бы ошибиться, но я не уверен, что Сергей Владиленович понимает необходимость выведения контура подобного рода.

Ну, и следующее, что можно сказать. Назначение Харичева — это аппаратно неверное назначение, поскольку репутация неоднозначная, и Сергей Владиленович жертвует частью своего авторитета для того, чтобы защищать своего сотрудника. Насколько это правильно и оправдано, покажет время, тем не менее сложно поверить в то, что ситуация может перемениться так, что человек окажется совершенно не равен своей прошлой работе и своей прошлой репутации. Иное дело, что манипуляции могут быть разного рода, например (практикующие технологи не дадут соврать), палитры увеличения сметы могут быть самые разные, может быть сделан упор на полевой работе, которая при господине Володине была почти задвинута на задворки, поскольку она довольно затратна. Или может быть инициирована — и я, например, жду этого — массовая отставка мэров и губернаторов с тем, чтобы сформировать предпосылки для существенно большого фандрайзинга на выборы, нежели это предполагается сегодня. Простейшим следствием этого будет являться массовый аудит сделанного, который по логике должен состояться уже осенью этого года. Какие выводы будут сделаны из этого аудита? Я не могу ответить на этот вопрос. Понятно, что никаких практических и серьезных последствий, вероятно, такой аудит иметь не будет, но он очень существенно повлияет на оценку деятельности команды Кириенко по результатам будущих президентских выборов.

Так что если возвращаться к самому началу и оценивать последние назначения в сколько-нибудь глобальном смысле, наверное, следует сказать вот что: появление господина Харичева в его нынешней должности должно свидетельствовать о том, что верным временным горизонтом нахождения команды Кириенко в той позиции, в которой она находится сейчас, является весна 2018 года. Что будет дальше, покажет вскрытие урн. Надеемся, что будет не столь запутано и отчасти печально, как это многим представляется сегодня», — сказал Василий Измайлов.

2009-03-06 10:55:19
После выборов 1 марта уходит с должности чиновник администрации президента, курировавший регионы

Свой пост покидает заместитель руководителя управления внутренней политики администрации президента Александр Харичев, курировавший работу с регионами. Одной из возможных причин его ухода называют неудовлетворенность Кремля итогами выборов 1 марта, пишет "КоммерсантЪ".

Александр Дмитриевич Харичев родился 8 февраля 1966 года в Костроме. Образование высшее, в 1987 году окончил Костромское высшее военно-командное училище химической защиты, в 1995 году - Санкт-Петербургский госуниверситет. В 2001-2005 годах - на различных должностях в Приволжском федеральном округе, занимал должность секретаря государственной комиссии по химическому разоружению. Затем перешел на работу в управление внутренней политики администрации президента РФ, в должности заместителя руководителя управления курировал работу с регионами.

Сразу несколько источников в администрации президента и партии "Единая Россия" подтвердили газете, что заместитель руководителя УВП Александр Харичев дорабатывает на своем посту последнюю неделю. Заявление об уходе он написал по требованию руководства - начальника управления внутренней политики Олега Говоруна и первого заместителя главы администрации президента Владислава Суркова - еще в понедельник, сразу после подведения итогов выборов в девяти региональных законодательных собраниях и нескольких десятках муниципальных образований. Как рассказывают источники в Кремле остались недовольны итогами выборов. Несмотря на то что практически во всех региональных парламентах "Единой России" удалось добиться большинства, привлечь избирателей на участки в достаточном количестве партия не смогла, явка оказалась ниже прогнозируемой, и часть электората партии власти выборы проигнорировала.

Так, к примеру, по внутренним опросам партии во Владимирской области результаты прогнозировались исходя из явки больше 40%, в то время как в реальности она составила чуть более 30%. Кроме того, единороссы потерпели несколько неудач на муниципальных выборах: коммунисты опередили их на выборах в горсовет Твери, и почти равное количество голосов партиям досталось в горсовете Брянска. Выдвиженец "Единой России" проиграл на выборах мэра Смоленска; в Томске, Мурманске и Петропавловске-Камчатском предстоит упорная борьба во втором туре. Раздражение вызвал тот факт, что не совпали между собой внутренние социологические опросы, данные exit polls и подсчеты избиркомов. Было объявлено, что единороссам в некоторых регионах пришлось прервать проведение exit polls, поскольку они оказались чрезмерно завышенными по сравнению с социологией.

Впрочем, по другой версии, выборы стали лишь поводом, поскольку за последние полгода у господина Харичева осложнились отношения с его руководством. Один из источников заявил, что его "брали под конкретные проекты, которые уже закончились" (к примеру, осенью 2007 года, в ходе думской предвыборной кампании, он участвовал в организации движения в поддержку Владимира Путина). Другой источник - что в последнее время Александр Харичев занимался разработкой системы политических рисков (она предполагает прогнозирование карты социального напряжения в кризис) и в процессе работы не соблюдал субординацию, апеллируя непосредственно к главе администрации президента Сергею Нарышкину.

Сам Александр Харичев не опроверг факта ухода из администрации, однако от комментариев отказался.

На место заместителя руководителя УВП кандидатура пока не найдена. Среди возможных кандидатов называют заместителя полпреда президента в Уральском федеральном округе (УрФО) Бориса Кириллова. В УрФО он работает с 1996 года на разных должностях. Но Кириллов заявил, что никаких консультаций с ним никто не ведет. Впрочем, внутри УВП есть и другие претенденты на карьерный рост.

Член Общественной палаты политолог Дмитрий Бадовский полагает, что причины ухода чиновника аппаратные. "Определенные точки напряжения на выборах возникли на муниципальном уровне, но в организации избирательного процесса в целом проблем я не вижу",- заявил он. "Это только начало, полетит еще не одна голова во власти, потому что настроения избирателей изменились",- заявил глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев, активно работавший на выборах горсовета Твери.

Как стало известно "Ъ", свой пост покидает заместитель руководителя управления внутренней политики администрации президента Александр Харичев, курировавший работу с регионами. Одной из возможных причин его ухода источники "Ъ" называют неудовлетворенность Кремля итогами выборов 1 марта.


Александр Дмитриевич Харичев родился 8 февраля 1966 года в Костроме. Образование высшее, в 1987 году окончил Костромское высшее военно-командное училище химической защиты, в 1995 году — Санкт-Петербургский госуниверситет. В 2001-2005 годах — на различных должностях в Приволжском федеральном округе, занимал должность секретаря государственной комиссии по химическому разоружению. Затем перешел на работу в управление внутренней политики администрации президента РФ, в должности заместителя руководителя управления курировал работу с регионами.

Сразу несколько источников в администрации президента и партии "Единая Россия" подтвердили "Ъ", что заместитель руководителя УВП Александр Харичев дорабатывает на своем посту последнюю неделю. Заявление об уходе он написал по требованию руководства — начальника управления внутренней политики Олега Говоруна и первого заместителя главы администрации президента Владислава Суркова — еще в понедельник, сразу после подведения итогов выборов в девяти региональных законодательных собраниях и нескольких десятках муниципальных образований. Как рассказывают источники "Ъ", в Кремле остались недовольны итогами выборов. Несмотря на то что практически во всех региональных парламентах "Единой России" удалось добиться большинства, привлечь избирателей на участки в достаточном количестве партия не смогла, явка оказалась ниже прогнозируемой, и часть электората партии власти выборы проигнорировала. Так, к примеру, по внутренним опросам партии во Владимирской области результаты прогнозировались исходя из явки больше 40%, в то время как в реальности она составила чуть более 30%. Кроме того, единороссы потерпели несколько неудач на муниципальных выборах: коммунисты опередили их на выборах в горсовет Твери, и почти равное количество голосов партиям досталось в горсовете Брянска. Выдвиженец "Единой России" проиграл на выборах мэра Смоленска; в Томске, Мурманске и Петропавловске-Камчатском предстоит упорная борьба во втором туре. Раздражение вызвал тот факт, что не совпали между собой внутренние социологические опросы, данные exit polls и подсчеты избиркомов. Было объявлено, что единороссам в некоторых регионах пришлось прервать проведение exit polls, поскольку они оказались чрезмерно завышенными по сравнению с социологией.

Впрочем, по другой версии, выборы стали лишь поводом, поскольку за последние полгода у господина Харичева осложнились отношения с его руководством. Один из источников заявил "Ъ", что его "брали под конкретные проекты, которые уже закончились" (к примеру, осенью 2007 года, в ходе думской предвыборной кампании, он участвовал в организации движения в поддержку Владимира Путина). Другой источник — что в последнее время Александр Харичев занимался разработкой системы политических рисков (она предполагает прогнозирование карты социального напряжения в кризис) и в процессе работы не соблюдал субординацию, апеллируя непосредственно к главе администрации президента Сергею Нарышкину.

Сам Александр Харичев не опроверг "Ъ" факта ухода из администрации, однако от комментариев отказался.

На место заместителя руководителя УВП кандидатура пока не найдена. Среди возможных кандидатов называют заместителя полпреда президента в Уральском федеральном округе (УрФО) Бориса Кириллова. В УрФО он работает с 1996 года на разных должностях. Но "Ъ" господин Кириллов заявил, что никаких консультаций с ним никто не ведет. Впрочем, внутри УВП есть и другие претенденты на карьерный рост.

Член Общественной палаты политолог Дмитрий Бадовский полагает, что причины ухода чиновника аппаратные. "Определенные точки напряжения на выборах возникли на муниципальном уровне, но в организации избирательного процесса в целом проблем я не вижу",— заявил он. "Это только начало, полетит еще не одна голова во власти, потому что настроения избирателей изменились",— заявил "Ъ" глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев, активно работавший на выборах горсовета Твери.