Лариса рубальская биография дети. Интервью с Ларисой Рубальской: о родине, евреях и творчестве

«Меня часто спрашивают: «Как же вы теперь живете? Как переносите все, что на вас свалилось?» Ну что я могу на это ответить. Как переживаю?.. Плачу… «Ой, - говорят, - а это на вас совершенно не похоже», - с грустной улыбкой рассказывает поэтесса Лариса Рубальская.

«Мое место на земле там, где он»

Четыре года - короткий миг по сравнению с жизнью, но сейчас он мне кажется гигантским. Четыре года назад умерла мама - старенькая, в последние годы совсем беспомощная. Через полгода после ее смерти ушел из жизни мой младший брат. В одну минуту его не стало - дорогого моего, бесценного Валерки. Мне казалось, что он будет жить всегда, но его сердце остановилось в 58 лет.

Дико, несправедливо! А еще полгода спустя умер муж, Давид, - после пятилетней парализации. Какой-то немыслимый поочередный уход самых любимых людей. Не было сил смириться… И все же я с собой справилась. Сумела как-то подавить в себе горе, печаль свою неотступную. Нашла в себе силы. Нельзя допустить, чтобы душа стала мертвой. Прежняя радость жизни, конечно, не вернулась, но возвратилось само состояние возможности жить. Без укоров по отношению к себе. После долгих размышлений и самокопаний я пришла к выводу, что у меня нет долгов. Ни перед кем. Даже если меня под пытками захотят спросить: скажи,
чего ты не сделала в жизни, что тебя мучает, о чем жалеешь? Может, это прозвучит странно и в это трудно поверить, но я ничего такого не нахожу…

Я спасала своих, как могла. Маме купила квартиру рядышком с нами. И помощницу нашла, потому что сама она уже не ходила и самостоятельно делать ничего не могла, а я не имела возможности посвящать ей все свое время, так как дома у меня был тяжелобольной муж. Но ходила я туда каждый день, все делала, звонила по десять раз на дню. А Давид из-за этого ревновал, раздражался, ему хотелось больше внимания для себя. Это у нас была горячая точка. Я плакала: «Ну что ты меня мучаешь?! Неужели не понимаешь: если я не буду такая с мамой, я не смогу быть такой и с тобой?!»

Когда Давид заболел, врачи мне говорили: «Ну что ты сидишь около него день и ночь? Инсульт - болезнь тяжелая, вероятность того, что он вернется в полноценную жизнь, мизерная. Пожалей себя, уходи, все, что можно и нужно делать, мы делаем…» Мне было очень странно это слышать, и я поясняла: «Мое место на земле там, где он». Давид лежал в больницах многие месяцы. Сначала случился инсульт, который сделал его парализованным, потом была тяжелейшая операция - иссечение двух аневризм, затем ему вставляли кардиостимулятор.

Я прекрасно понимала, что для сильного, властного, сурового мужчины оказаться в физически беспомощном положении - огромная психологическая травма. И тут очень хочу похвалить себя. Я не давала возможности мужу почувствовать себя
беспомощным. Ум-то и речь у него были нормальными, только часть тела отказала - левые рука и нога не работали. Но все эти годы он ни на минуту не был выключен из жизни. В паузах между операциями я таскала Давида самолетом в коляске вместе с собой на гастроли - в Германию, Израиль, Эмираты… Все делала для того, чтобы он жил, как всегда. Чтобы не чувствовал себя инвалидом. Купила даже машину, и в ней приделали внутри какую-то специальную штуку, с ее помощью Давид мог крутить руль одной рукой. А я на всякий случай сидела рядом и смотрела, как он крутит… Мужу дали инвалидность, по которой работать запрещено, но зато полагается какая-то пенсия. Люди хлопочут о такой. Но я выхлопотала ему другую инвалидность - с правом работать в специально созданных условиях. После чего пошла к главному врачу поликлиники, где Давид работал завотделением, и сказала: «Давайте я сама буду платить мужу зарплату, только пусть он думает, что получает ее здесь». И Михаил Яковлевич Канаузов - золотой человек - ответил: «А пусть работает». И раз в две недели мы с Давидом ездили туда - вроде бы он контролировал работу своих сотрудников. Я горжусь тем, что дала возможность Давиду до конца дней оставаться абсолютно сохранным человеком - таким же, как всегда, главой дома. Случалось, он мог на меня и прикрикнуть. И я ни разу не огрызнулась: «Помолчи!» - не отмахнулась: «Сама знаю как». Наоборот, я ничего не делала, не спросив согласия мужа. Совершенно сознательно обращалась за советом абсолютно по всем вопросам. Причем решение Давида было бесспорным. И, поверьте, меня это совершенно не угнетало. Давид всегда был надо мной владыкой, и я привыкла во всем
спрашивать его разрешения. Друзья порой недоумевали: «Чего это ты так ему подчиняешься?» Я отвечала: «Мне нормально». Я действительно легко смиряюсь, никогда у меня не было потребности настаивать на своем. Во-первых, мне это кажется глупым. А во-вторых, тут нельзя не принять во внимание тот факт, что больше 20 лет я проработала секретарем-переводчиком в русском представительстве самой престижной японской газеты «Асахи симбун». А в менталитете японцев заложен культ скромности, что мне, кстати, очень нравилось: не перебивать собеседника, не проходить первым, ничего не требовать… Вроде бы они устроены иначе, чем мы, но мне с ними было очень легко. Потому что во мне эта покорность заложена с самого детства, со спрашивания разрешения у родителей. А тут я и по должности своей была в подчинении - надо мной шеф, и я должна была делать только так, как он мне велит. И это стало и характером моим, и образом существования…

«Золотые шары той далекой поры…»

В моей родословной не было аристократов. Семья - самая обычная. Обыкновенные - честные, порядочные, милосердные, а потому трудно живущие люди. Мой дедушка со стороны мамы - Яков Исаакович со смешной фамилией Лимон - когда-то был коммивояжером, занимался продажей кожи. Мамина мама, Мария Васильевна Фомина, окончила в свое время гимназию, была образованной, начитанной. Это она заставляла меня изучать словари и читать книжки, выписывая оттуда умные фразы, - чтобы я научилась хорошо говорить. Благодаря ей речистость и стала моей отличительной особенностью. Всегда
все обращали внимание: «Как Лариса здорово излагает!» Я и по-японски, кстати, говорю так же многообразно и цветисто. Бабушка же отвела меня в театральный кружок Дома пионеров. На радостях я тут же вообразила себя принцессой в главной роли, но мне было доверено только изображать волну - на пару с другой девочкой мы трясли занавеску. Но от этого я не сильно страдала. Бабушка говорила: «Ларисочка, запомни: не летай выше облаков, не встань на точку дураков». И говорилось это мне так назидательно и так часто, что я постепенно привыкла...

Отца моего, Алексея Давидовича Ру­бальского, уже очень давно нет на свете, 33 года. Замечательный он был человек. Я - копия его: хожу так же, как он, вразвалочку, по-утиному, улыбаюсь точь-в-точь, по характеру тоже добродушная... Только вот жизнь мне досталась гораздо более


благополучная. А у отца была очень тяжелая. Родился он в украинском местечке Вчерайше. Братьев-сестер в семье - не счесть. Звали его тогда Айзик. Это потом - времена были такие - поменял свое еврейское имя, благодаря чему я была записана уже Ларисой Алексеевной… Когда началась война, отцу исполнился 21 год. Зачислен он был в летный отряд в Паневежисе, готовил к вылету боевые самолеты. Вернулся домой на пепелище. Хата сожжена дотла, а родители, две сестры и еще много родных людей расстреляны. Узнал, что вели их на расстрел, тыча в спины штыками. Увидел в лесу братскую могилу, земля над которой, как рассказывали, какое-то время после расстрела еще шевелилась, потому что некоторые несчастные были зарыты живыми… После того как отец демобилизовался, поехал в Москву и поступил в Военно-воздушную
академию. Пойдя однажды на танцы с другом-курсантом, познакомился с Алечкой - мамой моей. Вскоре поженились, я родилась. Поскольку в то время евреи были не в большом почете, папу из академии исключили. Он устроился в школу. Работал вместе с мамой: она по хозяйственной части, а он преподавал труд и военное дело… Отца моего любили все, кто его знал. Я его просто обожала. Единственное, о чем жалею в жизни, так это о том, что папка так и не узнал, что я стала писать стихи, так и не увидел меня по телику…

После войны жизнь была тяжелая. Никаких «хочу», «дай», «купи» у нас с братом не было. Даже и мысли не было допустить какую-то вольность. Вот и японский выучила. Потому что так велела мама. Я только окончила педагогический, когда мама случайно увидела в «Вечерке» объявление о наборе на курсы японского языка. «У
тебя голова устроена как-то по-особенному, - сказала она, - ты сможешь запомнить то, что у других не получится». И я послушно отправилась на курсы. Все это очень пригодилось потом, когда я начала работать с японцами… А ведь в школе я не блистала. В характеристике, выданной в качестве приложения к аттестату, написано: умственные способности - средние… По прошествии года после школы у нас был вечер встречи выпускников. Я тогда уже училась в педагогическом институте. На вечере наша учительница подходила поговорить об институтской жизни ко всем моим одноклассникам, а меня словно не замечала. И я сказала: «А между прочим, я в вузе учусь». Она даже руками всплеснула от удивления: «Не может быть!..» Не знаю, на счастье ли, нет ли, но я не привыкла высовываться за планку, которую сама себе установила. У меня и сейчас все
время ощущение, что она надо мной.

«Ну и что, что обжигалась и не очень молода?»

У японцев есть мудрая пословица: «Каждая встреча - начало разлуки». Это действительно так. И часто эти разлуки бывают очень болезненны. Но даже если рубцы в душе остаются, со временем они заживают, перестают болеть. И об этом всегда надо помнить.

В моей жизни тоже бывали болезненные ситуации. Сильно болело. Вот, предположим, моя первая настоящая любовь. Я очень была увлечена одним молодым человеком. Очаровал он меня. Познакомились у выхода из метро. Я шла какая-то уставшая, после очередной душевной травмы, в ожидании новой любви. Вдруг вижу, стоит тот, о котором я могла только грезить. И в тот же миг Он ко мне подходит, что-то говорит, провожает и… начинается у нас любовь со всеми вытекающими. Я на вершине счастья. Вскоре после нашего знакомства выясняется, что мой возлюбленный - летчик-испытатель. Ну это было сразу видно - такой мужественный, широкоплечий, в глазах смелость, отвага… В один из дней он предупредил, что должен уехать - на испытание какого-то сверхнового самолета. Поделился даже, что очень велика вероятность гибели. Напоследок сказал: «Если через три дня не позвоню, знай, что случилось непоправимое. Прошу только об одном: не забывай обо мне, вспоминай хотя бы в День авиации…» Как я прожила эти три дня, не знаю. Помню, читала все подряд газеты и постоянно слушала радио. Страшно боялась узнать эпизод о геройской гибели какого-нибудь испытательного экипажа. Хотя в то время о таких вещах редко писали…

Через три дня любимый мне не позвонил. Поняв, что в нашей стране правды мне не узнать, я обливалась слезами, горевала по поводу ухода из жизни этого замечательного, геройски погибшего человека. Никак не могла его забыть, все ходила и страдала… Однажды, с этой же не проходящей грустью в сердце, зашла в метро и вдруг услышала знакомый голос. Поворачиваю голову - он. Меня не видит. И говорит такой же дурочке, как я: «Знай: если через три дня не появлюсь, значит, я погиб на испытаниях…» Ужасный удар. Прямо кулаки зачесались, так захотелось избить его - остервенело бить, царапать, просто физически уничтожить. Но, увы, так я не умею. По сути своей не выношу никаких разборок, вообще ни с кем никогда не выясняю отношений… Теперь, конечно, смешно обо всем этом вспоминать, поэтому и пишу: «Ну и что, что обжигалась и не очень молода, ведь на сердце не осталось от ожогов и следа…»

«Кто сказал, что в любви есть законы, ничего тот не знает о ней»

Последняя моя любовная история, перед тем как я вышла замуж за Давида, была не менее ужасной и не менее нелепой, чем первая любовь. Опять я очень Его любила, и все складывалось прекрасно: возраст - мне 28, ему 32, взгляды, биографические данные схожие, и он был холост, правда, после развода. Плюс ко всему у него было жилье, и время от времени я допускала возможность пожить там несколько дней. До меня у него была жена, которая к моменту начала наших отношений уже вышла замуж. Но она не отпускала сердце своего бывшего мужа, держала крепко. Периодически они встречались. И как только эта жена
проявлялась в его жизни, мне было запрещено не только приходить к нему, но даже звонить. Я жутко мучилась, все думала: «Я так хочу выйти за него замуж, но как же мы будем жить, если у него есть другая?» А он и не скрывал, что никогда не разлюбит ее. Однажды мы вместе встречали Новый год, и первый тост он сказал о том, чтобы она - та его прежняя жена - была в его жизни вечно. Я очень тяжело это переживала, но старалась себя сдерживать. Рыдала в подушку, но верила в то, что все образуется… А однажды не выдержала. Узнав, что муж моей соперницы куда-то уехал и она вроде собирается приехать к моему жениху на несколько дней, я решила ее… убить. К тому времени я уже работала с японцами, и они мне как-то подарили сувенирный нож - маленькую копию самурайского меча. Заточенный, очень острый, в деревянном чехле. И я пошла зарезать мою разлучницу. Зачем-то - начиталась, наверное, детективов - надела парик и поехала к нему. Позвонила в дверь, он не открывает. Стала кричать: «Открой, я все равно войду!» В ответ - тишина. «Ну ладно, - думаю, - держитесь!» И начала своим ножом расковыривать замок. Долго-долго ковыряла и в итоге все-таки отворила дверь. Влетела в квартиру, а жених там - один, никакой жены нет и в помине. Сидит и смотрит на меня молча в упор. Я бросилась к нему в слезах: «Прости! Прости меня, дуру! Это все из-за того, что я тебя так сильно люблю!..» Но он так и не простил. Больше ни разу со мной не встретился. А я очень долго потом страдала по этому поводу.

«Мне тридцать лет, а я не замужем. как говорят, не первой свежести…»

Многие удивляются, почему я не стесняюсь рассказывать о том, что
искала мужа, в то время как все стараются такое скрыть. Но я просто так устроена. Есть люди, которые больше в себе разбираются, а я стараюсь разобраться в жизни. У меня глаза обращены наружу, а не внутрь. Так с юности. В 17 лет после школы я пошла работать машинисткой в редакцию журнала. Печатала на машинке, вникала в жизнь, смотрела на взрослых - там были и поэты, и писатели, так все интересно. Вдруг одна машинистка, лет на шесть меня старше, говорит: «Слушай, я завтра-послезавтра не выйду на работу - пойду делать аборт от Володьки». А Володька - заведующий отделом, известный человек. Для меня просто небо рухнуло. Я-то считала, что если даже с кем-то целовалась, то это скрывать надо, потому что неудобно, а тут такое... Спрашиваю: «Валя, а как же можно так открыто об этом говорить? Ты что?!» И она ответила: «Я научу тебя одной мудрости. Понимаешь, если я начну скрывать, все равно информация как-то да просочится. То же самое, если скажу по секрету кому-то одному. Обязательно пойдут сплетни, все будут пальцами на меня показывать: вон Валька-то такая-сякая, аборт от Володьки сделала, ну надо же... А так как я сама об этом всем рассказала, интерес пропал, дескать, подумаешь, какое дело…» Я про себя всю эту науку переварила и пришла к такому выводу: от всех не утаишься, но если про меня будут рассказывать другие, то они преподнесут все в своей интерпретации: а Лариска-то, оказывается, какая, вон как за мужиками бегает! А если я стану говорить о себе сама с улыбкой, то в этом ничего дурного никто не усмотрит… Я не верю, когда говорят: «Мы отлично живем в гражданском браке». Ну, еще если мужчина так скажет, пойму, но женщина… Уверена, что каждая просыпается и засыпает с одной и той же мыслью: выйти замуж официально, расписаться. Никуда от этого не деться: всем теткам хочется быть женой. И вот это истинная правда: «Мне тридцать лет, а я не замужем. / Как говорят, не первой свежести. / А в сердце чувств такие залежи, / Такой запас любви и нежности…» В этом нескончаемая вереница женских судеб. А кстати, знаете, как родилась первая строчка? Не я ее придумала. Как-то в ГУМе меня догнала девушка, остановила и, обратившись на «ты», типа мы с ней давно знакомы, сказала: «Чего так быстро ходишь? Мне с тобой давно поговорить надо...» Я спрашиваю: «Что такое, дорогая, какие у вас проблемы?» - «Какие проблемы?! - прямо вскрикнула она. - Тридцать лет и не замужем! Вот какие проблемы». И мне осталось только додумать остальное...


Я понимала ее. Я не забыла то время, когда все мои подруги уже давно были замужем, а я никак не могла найти мужа. Меня бросали абсолютно все мужчины. Я безумно страдала, не понимала, почему так происходит. Все думала: «Я что, хуже всех, что ли? Девочка вроде хорошая, не развязная, не требовательная - готова сама и билеты в кино покупать, и подарки дарить на 23 Февраля. А они почему-то вероломно меня бросают…» Потом написала в стихах: «Расстались по-хорошему, он вовсе мне не враг. / Все было, как положено, да вышло все не так…» Вот только я ни с кем не расставалась по-хорошему. И вообще не считаю, что такое возможно. Если все хорошо, зачем тогда расставаться? Расстаются, когда плохо. И когда слышу: «Мы расстались по-хорошему, и у нас продолжаются отношения, просто я стала жить с другим, а он с другой», недоумеваю. Никогда не смогла бы так.

Если люди расстались, значит, кто-то кому-то сделал больно…

Я очень старалась всем понравиться. Знанием японского языка козыряла. Все удивлялись: надо же, как щебечет! Но замуж все равно не звали. А мне очень хотелось ощущать себя замужней женщиной - ухаживать за мужем, кормить его, обстирывать. Конечно, обидно было, что я никому не нужна. Чувствовала какую-то неполноценность. Родители со мной мучились. Папа периодически приводил мне каких-то сыновей своих друзей, но я, как только их видела, убегала. Совсем не нравились… К 28 годам я пребывала в состоянии настоящей паники. Искала активно. Всем говорила: «Мне нужен подходящий человек. Чтобы не гулял, не пил, чтоб понимал мои интересы - читал бы что-то, поэзию любил бы. Нормальный, в общем. С которым я могла бы жить семьей».

«Ты не герой из моего романа…»

Выдать меня замуж взялась Галина Борисовна Волчек. Она - мой давнишний, добрый, пожизненный друг. Мой постоянный утренний собеседник - мы по утрам по телефону общаемся: «Как себя чувствуешь, что ела?..» Впервые встретились мы очень давно, в общей компании на отдыхе в Ялте. И бывает же так: сердце к сердцу потянулось. Так вот, она познакомила меня со своей замечательной подругой, теперь горячо любимой мной Татой, которая и организовала мне встречу с Давидом.

Увидев Давида в первый раз, я тут же взбрыкнула: «Не хочу такого! Это герой не моего романа». Крупный, темноволосый, а я всегда любила небольших, блондинистых. Но отец сказал: «Значит, так: остановись! Ему - 36, тебе - 30. Все. Ты на финишной
прямой. Всех хороших разобрали. Осталось то, что осталось. И о чем ты вообще думаешь? Сама же просила порядочного. Тебе нашли. Посмотри, какой он надежный человек». И я смирилась. Мы начали с Давидом встречаться, и эти отношения меня каким-то странным образом затянули. Теперь точно знаю: ни один мой роман не мог бы завершиться такой большой любовью, такой хорошей, долгой, благополучной семейной жизнью. В которой супругов тянуло не на сторону, а друг к другу. В которой не было раздражения. В которой разногласия являлись спорами единомышленников, а не перепалками врагов. Я очень любила Давида… Всю свою взрослую жизнь до него я даже жизнью не считаю, это была только подготовка. Такая винтовая лестница, по которой я карабкалась, чтобы оказаться наверху…

Муж достался мне после тяжелого испытания, случившегося в его жизни. В связи с серьезными проблемами на работе от него ушла жена, просто бросила его. Он остался один, подавленный. А во мне сильно развито милосердное чувство, и мне сразу стало Давида очень жалко. Я старалась всячески его беречь, чтобы он забыл про все плохое. Не разрешала об этом вспоминать. Проще говоря, стала возвращать его к жизни. Хотя сама была вся израненная своими прошлыми историями...

Давид всегда был настроен на искусство, на театр, но заниматься этим профессионально у него не получилось, он стал врачом. Однако среди друзей за ним закрепилось прозвище «стоматолог Мейерхольд». Он все искал, где бы найти применение своим интересам. И вдруг разглядел во мне какие-то способности, ему показалось, что я хорошо пишу. И он

начал меня ваять, стимулировать к творчеству. Стал моим доктором Хиггинсом. Благодаря его стараниям я начала потихонечку приобретать какие-то литературные очертания. И он сделал все для того, чтобы эти очертания стали заметными. После чего мы с ним вместе родили успех. Вернее, это полностью заслуга Давида, он постоянно тащил меня наверх. То и дело он говорил: «Напиши, покажем тому-то». И откуда-то выкапывал то композиторов, то исполнителей. Первым был Володя Мигуля, который лечил у Давида зубы. А вообще-то никаких богемных знакомых у нас не было. Но постепенно они к нам потянулись, и мы, как мы говорили, въехали в этот шоу-бизнес. И так уж получалось, что почти все написанные мною стихи, а их более пяти сотен, становились песнями.

«Я ничего у жизни не просила, хотя бывало нечем мне дышать»

Я очень надеялась, что когда-никогда у нас с Давидом родятся дети. Но не получилось. До сих пор не знаю почему, но у меня ни разу не было беременности. Переживала страшно. Все делала для того, чтобы это произошло. Все, что на тот момент умела гинекологическая наука. По больницам бесконечно ходила. Безуспешно. В то время еще не было теперешних медицинских возможностей типа всяких экстракорпоральных штук. Долго я ждала, верила, а потом поняла, что уже поздно, и перестала мечтать… Я категорически не согласна с мнением, что, если у женщины нет детей, это ей наказание за какие-то грехи. Просто справедливость в этом мире торжествует далеко не всегда. И еще у каждого человека есть какая-то своя линия жизни, предначертание -
Судьба… А дети у нас все-таки были. Когда я возникла в жизни Давида, его дочери Ире было семь лет. Он привел ее ко мне и сказал: «Ира, запомни: Лариса для меня - главный человек. И ты для меня очень важный человек. Если будешь хорошо к ней относиться, ты будешь в моей жизни. Если не сложится, нет…» Я никогда не давала повода, чтобы было плохо. Между нами всегда все было нормально, и сейчас, после смерти Давида, так же. Ира взрослая уже, у нее есть ребенок. Работает врачом-стоматологом. Я рада ее звонкам, и если она вдруг пропадает, тревожусь и звоню сама… А главный мой ребенок - племянница Светка - дочка Валеры, моего брата. Я очень ее опекаю. Она у нас тоже стоматолог - все взяли пример с Давида. У Светланы уже появился на свет малыш, Артемка, которого я теперь вожу в коляске. И постепенно мы с ее мамой, Лерой, привыкаем к
статусу бабушек… Виктория Токарева, с которой мы очень давно и близко дружим, как-то в ответ на мое сетование: «Да-а, возраст-то какой, старость уже пришла…» - ответила: «Лариса, успокойся, у тебя еще тормозной путь молодости…» Очень обнадеживающая фраза. А вообще-то она не слишком балует меня в своих оценках. Недавно сказала: «Лариса, я видела тебя по телевизору, у тебя лицо вышло из берегов».

«А лучшей едою считаю котлеты, а к ним - макароны»

Я не придерживаюсь никаких модных диет, предпочитаю оставаться такой, какая есть. Не знаю, хорошо это или плохо, но это так. Как я рассуждаю? Если похудею, у меня только подурнеет лицо, а в целом ничего не изменится - все равно же я не стану стройной и длинноногой, как изящная газель. И кстати: вот в молодости я была вполне худая и при этом совсем некрасивая, и, повторяю, до 30 лет никто замуж не брал. А когда потолстела - вышла замуж за Давида, успешной стала, неплохо зарабатывающей. Так что не хочу я худеть. Моя полнота - мой талисман. Однажды я четко сформулировала эту мысль: успех приходит ко мне по мере увеличения моих размеров… И кроме того, мне нравится быть такой, как все, как большинство тетенек. Вот недавно показалась в эпизоде одной телепрограммы, и подруги мои тут же стали мне звонить с укоризной: «Ну чего ты ходишь, как все тетки, - в обычном пальто, в обычной шапке, ты же должна хоть немножко выделяться». А я не выделяюсь. Не хочется мне, и ничего не могу с этим сделать. Ну нет к этому тяги. И судьбы у меня такой нет. Знаете, у японцев есть пословица: «Спелый рис держит голову вниз». В
этом символе - знак скромности. Видимо, я уже спелый рис.

«Но возможно невозможное - боль уйдет однажды в прошлое…»

Многим кажется, что, когда к женщине приходит известность, она окунается в роскошную жизнь, окружена кучей поклонников. Наверное, не совсем хорошо в этом признаваться, но скажу как есть: ни до Давида, ни во время, ни после никто за мной не бегал, никто не хотел меня завоевать, никто мне ничего не предлагал. И жизнь шикарная у меня не произошла. Да, она стала приметная, яркая, но - увы! - ни один человек не позвонил и не написал, что мечтает со мной встретиться. А теперь, честно говоря, мне никто и не нужен, я уже хочу жить так, как живу. (Улыбнувшись.) Хотя все-таки было бы любопытно... Рассказывают же, что есть тетушки и постарше меня, а у них, после того как остались вдовами, что-то затевалось на личном фронте. Допустим, даже она не хочет, а ей все равно кто-то что-то предлагает. Но мне никто ничего не предлагает. Не знаю уж почему…

Я пережила сложный период после ухода Давида. Стараюсь жить полноценной жизнью. Просто она перешла в другую стадию. Раньше я была не одна, а теперь одна. Никто меня не ждет, никто обо мне не скучает. Вот и все, что изменилось… (С горькой улыбкой.) А в остальном все нормально: у меня страшно много работы. И это очень хорошо. Конечно, в моей ситуации можно было бы вообще все забросить - и так уже много написано. Но я не сдаюсь, не отпускаю жизнь, не даю ей возможности меня скрутить. Вот, посмотрите: у меня сделан маникюр, уложены волосы, я хожу опрятная, в доме чисто, нигде нет ни пылинки. Я продолжаю ездить на гастроли, бесконечно выступаю с концертами. Сочиняю посвящения, сценарии на дни рождения, к свадьбам, к профессиональным праздникам - вирши про трубоукладчиков и нефтепроводчиков. Я все это умею. Вот только стихи о любви сейчас не пишутся. Не могу. О грустном писать не хочу, а ничего иного сегодня у меня в душе нет. Хотя я очень стараюсь забыть, не брать в голову, не вспоминать. Заставляю себя думать о чем угодно, только не об этом. Не пересматриваю фотографии, видеозаписи, письма. Пока не могу. Я так спасаюсь…


Лариса Рубальская сегодня не нуждается в представлении, песни на ее слова знают и любят многие. Трудно себе представить, что поэтесса совсем не пользовалась популярностью у мужчин, страдала от одиночества и изучала японский язык, чтоб привлекать к себе внимание. Отчаявшись встретить свою вторую половинку, она была готова выйти замуж за первого, кто предложит ей руку и сердце. Именно в это время возник в ее жизни Давид Розенблат.

«Такая доля выпала…»



Личная жизнь Ларисы Рубальской складывалась очень непросто. Она мечтала о любви, а ее все не было. Она влюблялась, её отвергали, она ждала, но к ней не возвращались.

В школе ей выдали совсем нелестную характеристику, а она успешно окончила курсы японского языка и много лет работала переводчиком. Лариса Рубальская водила группы японских туристов и по праву гордилась собой.



Лариса Алексеевна предпочитает не помнить о том, что когда-то в юности была замужем, ведь счастья этот брак ей так и не принёс. Её сердце было наполнено любовью, ей хотелось излить свою нерастраченную нежность на того, кто в состоянии будет ответить ей взаимностью.

Знакомство, ставшее счастливым



Шли годы, ей уже исполнилось 30 лет, и Лариса Рубальская готова была выйти замуж за первого, кто предложит ей руку и сердце, потому что одиночество стало просто невыносимым. Все родные и друзья знали, насколько важна для нее семья и старались помочь ей в этом деликатном вопросе. Ее знакомили с потенциальными кавалерами, но отношения никак не завязывались. Пока за дело не взялась подружка Тата.

Она организовала ее встречу с Давидом Розенблатом, успешным стоматологом, пережившим развод. Но мужчина и женщина не слишком понравились друг другу. Знакомство состоялось в ресторане, Давид Иосифович успел выпить и не произвел на Ларису Алексеевну никакого впечатления. Впрочем, она тоже не смогла очаровать мужчину.



Но подруга не отступала и организовала для них еще одну встречу, во время которой они впервые остались один на один. Они снова сидели в ресторане, разговор не очень клеился. Возможно, этим бы все и закончилось, если бы не страстное желание Ларисы выйти замуж.

Улетев на отдых с друзьями, она стала писать ему письма с картинками. На них были пары и только она одна. Давид прилетел к ней на курорт и только тут между ними завязались серьезные отношения.

Роман с продолжением



После возвращения Лариса и Давид продолжили встречаться. Когда же Лариса Алексеевна купила лыжи, чтоб они могли как-то разнообразить свой досуг, Давид Иосифович принял решение жениться. Она согласилась, не раздумывая ни секунды.

В их отношениях не кипели шекспировские страсти, это были спокойные, сдержанные чувства двух взрослых людей. Но если кому-то из знакомых Давида не нравилась Лариса, тот уже не мог считаться другом семьи. Даже своей дочери от первого брака Давид Иосифович сразу сказал: Лариса его жена, относиться к ней надо с уважением. И дочка приняла условия папы, подружилась с Ларисой Алексеевной.


Только мама Давида Розенблата никак не принимала невестку. Она активно выражала свое неудовольствие выбором сына. Но тут уж Лариса Рубальская проявила невиданное терпение. Она ни разу не пошла на конфликт, не нагрубила, не вспылила. Когда свекровь болела, поэтесса ухаживала за ней, безропотно терпя капризы и придирки пожилой женщины.

Вместе навсегда


Давид Иосифович был скуп на проявление чувств. Он редко говорил о своих чувствах, еще реже позволял себе обнять жену просто так. Но при этом не мог прожить без нее и дня.

Он был настоящим главой семьи. Его распоряжения должны были выполняться немедленно и беспрекословно. Лариса Алексеевна признавала за ним право лидерства и старалась во всем угождать супругу. Она была счастлива рядом с ним, несмотря на отсутствие нежности или юношеской страсти. Самые лучшие свои стихи она написала рядом с ним.


Со временем их союз из чисто супружеского превратился в творческий. Муж старался помочь своей талантливой супруге. Со временем он и вовсе стал продюсером Ларисы Рубальской. В интервью он спокойно говорил о том, что его жена – настоящая знаменитость, а он стоит на два шага позади нее. Но Лариса никогда не давала ему почувствовать этой разницы в два шага. Она всячески подчеркивала: она стала известной только благодаря Давиду Иосифовичу. И в их семье лидерство полностью принадлежит ему.


Когда муж после перенесенного инсульта оказался прикован к постели, она ухаживала за ним, ставила на ноги, возила к самым лучшим врачам. И всегда брала его на гастроли. Он сопровождал ее всюду в инвалидной коляске, никак не ощущая своей оторванности от жизни супруги.


Когда Давида Иосифовича не стало, дом Ларисы Алексеевны опустел. Незадолго до этого не стало мамы и брата поэтессы. Несмотря на оглушительную боль потери, Лариса Рубальская нашла в себе силы жить дальше. Она по-прежнему пишет потрясающие стихи, выступает с концертами. И благодарит судьбу за ниспосланную встречу с Давидом Иосифовичем Розенблатом. Рядом с ним она всегда была счастлива, желанна и любима.

Коллеге Ларисы Рубальской, поэту-песеннику встречу с судьбой нагадала цыганка.

Запись голоса Л.А. Рубальской
Из интервью «Эхо Москвы »
7 сентября 2013
Помощь по воспроизведению

Лари́са Алексе́евна Руба́льская (родилась 24 сентября 1945 года , Москва) - писатель , поэтесса , поэтесса-песенник , переводчица . Член Союза писателей Москвы .

Биография

Родилась в семье Алексея (Айзика) Давидовича (1920-1979) и Александры Яковлевны (1924-2007) Рубальских. Отец Алексей (Айзик) Давидович Рубальский родился в селе Вчерайше . Брат - Валерий Алексеевич Рубальский (1949-2008).

Была замужем один раз, детей нет. Муж - Давид Иосифович Розенблат (23 мая 1939 - 24 мая 2009), стоматолог, впоследствии продюсер Л. Рубальской.

В 2003 году создала фирму по организации праздников «Бюро находок Ларисы Рубальской». В 2011 году фирма была переименована в «Агентство праздников Ларисы Рубальской».

Песенное творчество

Первую песню Лариса Рубальская написала вместе с Владимиром Мигулей - «Воспоминание », а исполнила её Валентина Толкунова . С 1984 года - непременный лауреат телеконкурса «Песня года ».

Рубальская является автором песен, которые исполняли А. Пугачева - «Моя судьба», «Доченька », «Живи спокойно, страна », Ф. Киркоров - «Виноват я, виноват », «Ночной бал », М. Муромов - «Странная женщина », И. Аллегрова - «Транзитный пассажир », «Угонщица », «Сквозняки », «Ключи », «Тёмная лошадка », Т. Овсиенко - «Морозов », Алсу - «Свет в твоем окне », И. Кобзон - «Синий конверт », Я. Евдокимов - «Эхо в ночи », «Зря говорят », М. Боярский - «Пойдём гулять в Сокольники », Н. Караченцов - «Мы в садовников играли ».

Лариса Рубальская сотрудничает с композиторами Д. Тухмановым , В. Добрыниным , С. Березиным , А. Клевицким , А. Укупником , Э. Ханком , М. Минковым , и другими. Принимает участие во многих телепрограммах («Счастливый случай», «Тема », «Шоу-Досье», «Утренняя почта », «К барьеру »), ведет активную концертную деятельность, участвует в жюри песенных конкурсов.

Популярные песни на стихи Л. Рубальской

  • «Золотые шары» (С. Березин) - исп. Виталий Соломин
  • "Межсезонье" (А.Клевицкий) - исп. Анне Вески
  • "Прошлогодний снег" (С.Березин) - исп. Анне Вески
  • "По воле волн" (С.Березин) - исп. Анне Вески
  • "Старые липы" (С.Березин) - исп. Анне Вески
  • "Я не в обиде на тебя" (А.Клевицкий) - исп. Анне Вески
  • "Всё бывает" (И.Муст) исп. Анне Вески
  • «Мы в садовников играли» (С. Березин) - исп. Николай Караченцов и Ирина Уварова
  • «Напрасные слова» (Давид Тухманов) - исп. Александр Малинин
  • «Вологодчина» (Э. Ханок) - исп. Эдуард Хиль
  • «Люся» или «Давайте, Люся, потанцуем» (С. Березин) - исп. группа «Нескучный сад»
  • - «Угонщица » (Виктор Чайка) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Миллениум-вальс» (Д. Тухманов) - исп. Иосиф Кобзон
  • «Капризная» (С. Березин) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Бродяга-аккордеон» (К. Брейтбург) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Измена» (А. Лукьянов) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Эскимос и папуас» (Б. Алибасов и А. Потёмкин) - исп. группа «На-На»
  • - «Морозов » (Аркадий Укупник) - исп. Татьяна Овсиенко
  • «Ты ответишь за базар» (Игорь Крутой) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Старые липы» (С. Березин) - исп. Сергей Березин
  • «Бессонница » (Виктор Чайка) - исп. Татьяна Овсиенко
  • «Воспоминание» (В. Мигуля) - исп. Валентина Толкунова
  • «Тёмная лошадка» (Д. Тухманов) - исп. Ирина Аллегрова, Игорь Тальков (группа «Электроклуб»)
  • «Билет на Копенгаген » (Александр Буйнов) - исп. Александр Буйнов
  • «Лилии » (Александр Клевицкий) - исп. Александр Айвазов
  • «Аргентинское танго» (Д. Тухманов) - исп. Николай Басков
  • «Прятки» (А. Морозов) - исп. Сергей Рогожин (группа «Форум»)
  • - «Мулатка-шоколадка » (Виктор Чайка) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Кенгуру» (Т. Ефимов) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Доченька» (А. Савченко) - исп. Алла Пугачёва
  • «Хожу от дома к дому» (А. Укупник) - исп. Маша Распутина
  • «Переведи часы назад» (С. Березин) - исп. Ольга Зарубина и Сергей Березин
  • «Не первый» (В. Чайка) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Я тебя не прощу» (Д. Тухманов) - исп. Виктор Салтыков (группа «Электроклуб»)
  • «С той далёкой нашей ночи» (В. Чайка) - исп. Ирина Аллегрова и Виктор Чайка
  • - «Виноват я, виноват! » (Аркадий Укупник) - исп. Филипп Киркоров
  • «Снежный король» (С. Березин) - исп. группа «Нескучный сад»
  • - «Транзитный пассажир » (В. Чайка) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Всё не просто» (В. Мигуля) - исп. Владимир Мигуля и Марина Мигуля
  • «Случайная ночь» (В. Добрынин) исп. Вячеслав Добрынин
  • «Печали свет» (Д. Тухманов) - исп. Иосиф Давыдович Кобзон
  • «Охотница Диана» (И. Крутой) - исп. Валерий Леонтьев
  • - «На два дня » (С. Березин) - исп. ВИА «Пламя»
  • - «Были юными и счастливыми » (М. Минков) - исп. Лев Лещенко
  • «Маруся» (А. Буйнов)
  • «Треугольник» (В. Добрынин) - исп. Алексей Глызин (ВИА «Весёлые ребята»)
  • «Свет в твоём окне» (В. Байков) - исп. Алсу
  • «Двадцать раз» (В. Чайка) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Ночной бал» (И. Кравчик) - исп. Филипп Киркоров
  • - «Карты-картишки » (Виктор Чайка) - исп. Татьяна Овсиенко
  • «Ворожи» (Д. Тухманов) - исп. Ирина Аллегрова (группа «Электроклуб»)
  • «У фонтана» (В. Добрынин) - исп. Вячеслав Добрынин
  • «Песня барда» (А. Клевицкий) - исп. Игорь Тальков
  • «Живи спокойно, страна» (И. Крутой) - исп. Алла Пугачёва
  • «Ищите женщину» (С. Березин) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Люби меня, как я тебя» (В. Добрынин) - исп. ВИА «Весёлые ребята»
  • «Так и быть» (В. Чайка) - исп. Татьяна Овсиенко
  • «Я по полю» (И. Крутой) - исп. Александр Буйнов
  • «Самурай» (Э. Ханок) - исп. группа «Дюна»
  • - «Ключи » (В. Добрынин) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Вы никому не верите» (Д. Тухманов) - исп. Иосиф Кобзон
  • «Наташка» (В. Чайка) - исп. Татьяна Овсиенко
  • «Первый день» (С. Березин) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Счастливый случай» (Э. Ханок) - исп. Ядвига Поплавская и Александр Тиханович
  • «Всё может быть» (В. Добрынин) - исп. группа «Доктор Шлягер», Лариса Долина
  • «Ой, не надо» (А. Укупник) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Русь» (Д. Тухманов) - исп. Сергей Мазаев
  • «Странная женщина» (М. Муромов) - исп. Михаил Муромов
  • «По всем календарям» (Л. Квинт) - исп. Алесандр Кальянов
  • «Удивительная женщина» (В. Добрынин) - исп. Лев Лещенко
  • «Обломанная ветка» (В. Чайка) - исп. Татьяна Овсиенко
  • «Серенада» (В. Добрынин) - исп. Михаил Шуфутинский
  • «Сокольники» (В. Мигуля) - исп. Владимир Мигуля
  • «Дед Мороз» (Э. Ханок) - исп. Марина Девятова
  • «Монисто» (Д. Тухманов) - исп. Ольга Денисенко
  • - исп. ВИА «Весёлые ребята»
  • - исп. ВИА «Весёлые ребята»
  • - исп. Александр Добронравов
  • - исп. Александр Добронравов
  • - исп. Александр Добронравов
  • - исп. Александр Добронравов
  • - исп. Александр Добронравов
  • ) - исп. Александр Добронравов
  • «Пастух» (С. Березин) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Сквозняки» (В. Чайка) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Последний мост» (А. Морозов) - исп. София Ротару в сопровождении группы «Форум»
  • «Дотронься» (Ю.Донская) - исп. Ксения Ларина
  • «Бродяга аккордеон» (Брейтбург) - исп. Мила Романиди
  • «Всё сначала » (А. Ружицкий) - исп. Кристина Орбакайте
  • «Она любила вишни » (А. Ружицкий) - исп. Алёна Апина
  • «Лодочка» (Алексей Карелин) - исп. Ольга Зарубина

Произведения

  • «Такая карта мне легла»
  • «Кулинарные рецепты на бис», 2007
  • «Переведи часы назад», сборник стихов, 2003
  • «Выигрыш», рассказ
  • «Закуски и горячее Для наших золотых мужей!», 2007
  • «Напрасные слова», 2003
  • «Кольцо горячих рук», сборник стихов, 2004
  • Цикл «Мне жаль Иванова», состоит из 23 произведений
  • Цикл «Все было, как положено»
  • Цикл «Ночь разбилась вдребезги»
  • Цикл «Ты говоришь - расставаться полезно …»
  • Цикл «Кто учит птиц дорогу находить?»
  • Цикл «Я сама не понимаю»
  • «Его величество Салат»

Награды и премии

Напишите отзыв о статье "Рубальская, Лариса Алексеевна"

Примечания

Ссылки

  • Интервью в «Бульвар Гордона».
  • Лариса Рубальская: «»

Отрывок, характеризующий Рубальская, Лариса Алексеевна

Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.
Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления долами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

В военном отношении, тотчас по вступлении в Москву, Наполеон строго приказывает генералу Себастиани следить за движениями русской армии, рассылает корпуса по разным дорогам и Мюрату приказывает найти Кутузова. Потом он старательно распоряжается об укреплении Кремля; потом делает гениальный план будущей кампании по всей карте России. В отношении дипломатическом, Наполеон призывает к себе ограбленного и оборванного капитана Яковлева, не знающего, как выбраться из Москвы, подробно излагает ему всю свою политику и свое великодушие и, написав письмо к императору Александру, в котором он считает своим долгом сообщить своему другу и брату, что Растопчин дурно распорядился в Москве, он отправляет Яковлева в Петербург. Изложив так же подробно свои виды и великодушие перед Тутолминым, он и этого старичка отправляет в Петербург для переговоров.
В отношении юридическом, тотчас же после пожаров, велено найти виновных и казнить их. И злодей Растопчин наказан тем, что велено сжечь его дома.
В отношении административном, Москве дарована конституция, учрежден муниципалитет и обнародовано следующее:
«Жители Москвы!
Несчастия ваши жестоки, но его величество император и король хочет прекратить течение оных. Страшные примеры вас научили, каким образом он наказывает непослушание и преступление. Строгие меры взяты, чтобы прекратить беспорядок и возвратить общую безопасность. Отеческая администрация, избранная из самих вас, составлять будет ваш муниципалитет или градское правление. Оное будет пещись об вас, об ваших нуждах, об вашей пользе. Члены оного отличаются красною лентою, которую будут носить через плечо, а градской голова будет иметь сверх оного белый пояс. Но, исключая время должности их, они будут иметь только красную ленту вокруг левой руки.
Городовая полиция учреждена по прежнему положению, а чрез ее деятельность уже лучший существует порядок. Правительство назначило двух генеральных комиссаров, или полицмейстеров, и двадцать комиссаров, или частных приставов, поставленных во всех частях города. Вы их узнаете по белой ленте, которую будут они носить вокруг левой руки. Некоторые церкви разного исповедания открыты, и в них беспрепятственно отправляется божественная служба. Ваши сограждане возвращаются ежедневно в свои жилища, и даны приказы, чтобы они в них находили помощь и покровительство, следуемые несчастию. Сии суть средства, которые правительство употребило, чтобы возвратить порядок и облегчить ваше положение; но, чтобы достигнуть до того, нужно, чтобы вы с ним соединили ваши старания, чтобы забыли, если можно, ваши несчастия, которые претерпели, предались надежде не столь жестокой судьбы, были уверены, что неизбежимая и постыдная смерть ожидает тех, кои дерзнут на ваши особы и оставшиеся ваши имущества, а напоследок и не сомневались, что оные будут сохранены, ибо такая есть воля величайшего и справедливейшего из всех монархов. Солдаты и жители, какой бы вы нации ни были! Восстановите публичное доверие, источник счастия государства, живите, как братья, дайте взаимно друг другу помощь и покровительство, соединитесь, чтоб опровергнуть намерения зломыслящих, повинуйтесь воинским и гражданским начальствам, и скоро ваши слезы течь перестанут».
В отношении продовольствия войска, Наполеон предписал всем войскам поочередно ходить в Москву a la maraude [мародерствовать] для заготовления себе провианта, так, чтобы таким образом армия была обеспечена на будущее время.
В отношении религиозном, Наполеон приказал ramener les popes [привести назад попов] и возобновить служение в церквах.
В торговом отношении и для продовольствия армии было развешено везде следующее:
Провозглашение
«Вы, спокойные московские жители, мастеровые и рабочие люди, которых несчастия удалили из города, и вы, рассеянные земледельцы, которых неосновательный страх еще задерживает в полях, слушайте! Тишина возвращается в сию столицу, и порядок в ней восстановляется. Ваши земляки выходят смело из своих убежищ, видя, что их уважают. Всякое насильствие, учиненное против их и их собственности, немедленно наказывается. Его величество император и король их покровительствует и между вами никого не почитает за своих неприятелей, кроме тех, кои ослушиваются его повелениям. Он хочет прекратить ваши несчастия и возвратить вас вашим дворам и вашим семействам. Соответствуйте ж его благотворительным намерениям и приходите к нам без всякой опасности. Жители! Возвращайтесь с доверием в ваши жилища: вы скоро найдете способы удовлетворить вашим нуждам! Ремесленники и трудолюбивые мастеровые! Приходите обратно к вашим рукодельям: домы, лавки, охранительные караулы вас ожидают, а за вашу работу получите должную вам плату! И вы, наконец, крестьяне, выходите из лесов, где от ужаса скрылись, возвращайтесь без страха в ваши избы, в точном уверении, что найдете защищение. Лабазы учреждены в городе, куда крестьяне могут привозить излишние свои запасы и земельные растения. Правительство приняло следующие меры, чтоб обеспечить им свободную продажу: 1) Считая от сего числа, крестьяне, земледельцы и живущие в окрестностях Москвы могут без всякой опасности привозить в город свои припасы, какого бы роду ни были, в двух назначенных лабазах, то есть на Моховую и в Охотный ряд. 2) Оные продовольствия будут покупаться у них по такой цене, на какую покупатель и продавец согласятся между собою; но если продавец не получит требуемую им справедливую цену, то волен будет повезти их обратно в свою деревню, в чем никто ему ни под каким видом препятствовать не может. 3) Каждое воскресенье и середа назначены еженедельно для больших торговых дней; почему достаточное число войск будет расставлено по вторникам и субботам на всех больших дорогах, в таком расстоянии от города, чтоб защищать те обозы. 4) Таковые ж меры будут взяты, чтоб на возвратном пути крестьянам с их повозками и лошадьми не последовало препятствия. 5) Немедленно средства употреблены будут для восстановления обыкновенных торгов. Жители города и деревень, и вы, работники и мастеровые, какой бы вы нации ни были! Вас взывают исполнять отеческие намерения его величества императора и короля и способствовать с ним к общему благополучию. Несите к его стопам почтение и доверие и не медлите соединиться с нами!»

Лариса Алексеевна Рубальская. Родилась 24 сентября 1945 года в Москве. Советская и российская поэтесса, автор песен, переводчица. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Отец - Алексей (Айзик) Давидович Рубальский (1920-1979), родом из села Вчерайше Ружинского района Житомирской области Украины, участник Великой Отечественной войны, работал учителем труда в школе. Во время войны его родителей, двух сестер и многих родственников расстреляли фашисты.

Мать - Александра Яковлевна Рубальская (1924-2007), коренная москвичка, заведовала хозчастью в школе.

Младший брат - Валерий Алексеевич Рубальский (1949-2008). Как рассказывала Лариса, с братом они были очень близки и его скоропостижная кончина в возрасте 58 лет стала для нее сильным ударом.

В школе, по ее словам, она учиться не любила, на уроках скучала. Ей больше нравилось бывать на природе. В школьной характеристике Рубальской было записано, что "умственные способности средние, занимается нерегулярно, поступать в институт не рекомендуется", при этом отмечалось, что она хороший товарищ и активный участник самодеятельности.

Получив диплом о среднем образовании, она окончила курсы стенографисток и устроилась машинисткой в Литературный институт.

Далее поступила в Московский пединститут на факультет русской филологии. После его окончания устроилась в школу учителем, но задержалась там всего на две недели - ее уволили после того, как на уроке она сказала ученикам, что в сказке «Морозко» видит лишь одного положительного героя - собаку, которая лаяла правду.

В 1973 году Рубальская записалась на курсы японского языка и успешно их окончила. Долгое время работала переводчиком, а затем и референтом-переводчиком в московских представительствах японской телекомпании NTV и газеты «Асахи».

Свою поэтическую деятельность начала в 1983 году. Первым ее дар рассмотрел супруг, который был врачом-стоматологом. Как-то к нему на прием попал известный советский певец и композитор . Пока Мигуля сидел в кресле, врач вовсю расхваливал стихи своей супруги, предложил певцу их оценить. А вскоре Мигуля позвонил им и сказал, что песню Рубальской «Воспоминание» будет исполнять сама .

С 1984 года она становилась многократным лауреатом телеконкурса «Песня года».

Рубальская является автором песен, которые исполняли («Моя судьба», «Доченька», «Живи спокойно, страна»), («Виноват я, виноват», «Ночной бал»), («Странная женщина»), («Транзитный пассажир», «Угонщица», «Сквозняки», «Ключи», «Тёмная лошадка»), («Морозов»), («Свет в твоем окне»), («Синий конверт»), («Пойдём гулять в Сокольники»), («Мы в садовников играли»), («Напрасные слова») и многие другие звезды.

Песня на стихи Рубальской «Сокольники» (композитор Владимир Мигуля), которую в 1983 году записал Михаил Боярский стала гимном старинного парка «Сокольники» в Москве.

В 1991 и 1993 годах Лариса Рубальская проводила творческие вечера в Театре Эстрады. В 1995 году состоялся юбилейный творческий вечер поэтессы в концертном зале «Россия».

Лариса Рубальская сотрудничала (сотрудничает) с композиторами Д. Тухмановым, А. Добронравовым, В. Добрыниным, С. Березиным, А. Клевицким, А. Укупником, Э. Ханком, М. Минковым и другими.

Принимала участие во многих телепрограммах - «Счастливый случай», «Тема», «Шоу-Досье», «Утренняя почта», «К барьеру» и др.

Выпустила 15 поэтических сборников.

В 2003 году создала фирму по организации праздников «Бюро находок Ларисы Рубальской».

В 2005 году стала лауреатом Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства.

В 2011 году фирма была переименована в «Агентство праздников Ларисы Рубальской».

Ее часто приглашают в жюри песенных конкурсов. Поэтесса с удовольствием дает концерты и выпускает сборники своей поэтической лирики.

Лариса Рубальская - Наедине со всеми

Рост Ларисы Рубальской: 160 сантиметров.

Личная жизнь Ларисы Рубальской:

Дважды была замужем. Детей нет.

Как признавалась Лариса, ей долго не везло в личной жизни. По ее словам, у каждой женщины есть врождённое «клейкое вещество», которое действует на противоположный пол магнетически. "Если женщина рождается без него, то все её ухищрения практически бесполезны. Так вот, я родилась без этого «клейкого вещества». Если романы и случались, то рушились с большими муками для меня", - говорила она. Свои проблемы она даже отобразила в своих стихотворениях: "Никогда я не была симпатичной, стройной тоже никогда не была, оттого-то и в моей жизни личной невесёлые творились дела".

В 25 лет в метро с ней познакомился мужчина, сказавший, что он - лётчик. Она влюбилась. У них начались отношения, а затем он ей объявил, что у него предстоят опасные лётные испытания и что если через какое-то время он не выйдет на связь, значит, его больше нет в живых. И пропал. Лариса решила, что он действительно погиб. Но спустя какое-то время встретила его с другой женщиной.

Далее в ее жизни случился первый брак. Она была безумно влюблена в своего первого мужа. У ее возлюбленного была жена, которая ранее от него ушла, но он все никак не мог ее забыть. И ее муж время от времени встречался со своей прежней супругой, и честно об этом рассказывал Ларисе, причиняя сильную душевную боль. Она вспоминала: "«Смирись, так будет всегда», - говорил он мне. Я смириться не могла, очень страдала, придумывала всякие коварные планы".

Рубальская даже собиралась убить соперницу: "У меня был японский хозяйственный нож с деревянным чехлом. Острый, хороший такой ножик. Сейчас стыдно даже об этом рассказывать! Я, конечно, не собиралась эту женщину зарезать, просто хотела сильно напугать, чтобы неповадно было. В очередной раз, узнав об их встрече, пошла к моему возлюбленному домой. Стала дверной замок расковыривать ножом, потому что на звонки не открывали. У меня тогда было просто помутнение от ревности, Кармен эдакая... Я замок в итоге расковыряла, влетела в квартиру... Женщины ещё не было, а мой любимый сидел в ужасе, боялся подойти. Потом тихо сказал: «Уйди, чтобы я тебя больше никогда не видел!» Может, я к тому времени ему уже просто надоела, не знаю".

Второй муж - Давид Иосифович Розенблат (23 мая 1939 - 24 мая 2009), по профессии стоматолог, впоследствии продюсер Рубальской.

На момент их знакомства Ларисе было почти 30. Их, как она говорила "свели" - познакомили друзья. К моменту их знакомства он был разведен. Поначалу Давид ей не понравился. Но она согласилась с ним встретиться еще раз. А через полгода они поженились и счастливо прожили вместе 33 года. Давид Розенблат стал для нее любящим мужем, другом, опорой и единомышленником. Именно благодаря ему, рассмотревшему у жены талант поэтессы, она стала известной. "Мы с ним абсолютно одинаковые внутренне: у нас одни и те же понятия добра и зла, верности и предательства", - рассказывала она.

Детей у пары не было.

24 мая 2009 года Давид скончался. Незадолго до смерти он перенес инсульт и операцию. "Это была быстрая мгновенная смерть после тяжелой болезни", - говорила Лариса Алексеевна.

Фильмография Ларисы Рубальской:

2001-2003 - Кышкин дом - журналистка
2009 - Всегда говори "всегда"-5 - камео (нет в титрах)
2010 - Спето в СССР (документальный)
2011 - Анне Вески. Горячая эстонская женщина (документальный)

Библиография Ларисы Рубальской:

«Такая карта мне легла»
«Кулинарные рецепты на бис»
«Переведи часы назад», сборник стихов
«Выигрыш», рассказ
«Закуски и горячее Для наших золотых мужей!»
«Напрасные слова»
«Кольцо горячих рук», сборник стихов
Цикл «Мне жаль Иванова»
Цикл «Все было, как положено»
Цикл «Ночь разбилась вдребезги»
Цикл «Ты говоришь - расставаться полезно...»
Цикл «Кто учит птиц дорогу находить?»
Цикл «Я сама не понимаю»
«Его величество Салат»

Песни Ларисы Рубальской:

«Золотые шары» (С. Березин) - исп. Виталий Соломин
«Межсезонье» (А.Клевицкий) - исп. Анне Вески
«Прошлогодний снег» (С.Березин) - исп. Анне Вески
«По воле волн» (С.Березин) - исп. Анне Вески
«Старые липы» (С.Березин) - исп. Анне Вески
«Я не в обиде на тебя» (А.Клевицкий) - исп. Анне Вески
«Всё бывает» (И.Муст) исп. Анне Вески
«Мы в садовников играли» (С. Березин) - исп. Николай Караченцов и Ирина Уварова
«Напрасные слова» (Давид Тухманов) - исп. Александр Малинин
«Вологодчина» (Э. Ханок) - исп. Эдуард Хиль
«Люся» или «Давайте, Люся, потанцуем» (С. Березин) - исп. группа «Нескучный сад»
«Угонщица» (Виктор Чайка) - исп. Ирина Аллегрова
«Миллениум-вальс» (Д. Тухманов) - исп. Иосиф Кобзон
«Капризная» (С. Березин) - исп. ВИА «Пламя»
«Бродяга-аккордеон» (К. Брейтбург) - исп. Валерий Леонтьев
«Измена» (А. Лукьянов) - исп. Ирина Аллегрова
«Эскимос и папуас» (Б. Алибасов и А. Потёмкин) - исп. группа «На-На»
«Морозов» (Аркадий Укупник) - исп. Татьяна Овсиенко
«Ты ответишь за базар» (Игорь Крутой) - исп. Ирина Аллегрова
«Старые липы» (С. Березин) - исп. Сергей Березин
«Бессонница» (Виктор Чайка) - исп. Татьяна Овсиенко
«Воспоминание» (В. Мигуля) - исп. Валентина Толкунова
«Тёмная лошадка» (Д. Тухманов) - исп. Ирина Аллегрова, Игорь Тальков, Виктор Салтыков (группа «Электроклуб»)
«Билет на Копенгаген» (Александр Буйнов) - исп. Александр Буйнов
«Лилии» (Александр Клевицкий) - исп. Александр Айвазов
«Аргентинское танго» (Д. Тухманов) - исп. Николай Басков
«Прятки» (А. Морозов) - исп. Сергей Рогожин (группа «Форум»)
1993 - «Мулатка-шоколадка» (Виктор Чайка) - исп. Валерий Леонтьев
«Помогите кенгуру» (Теодор Ефимов) - исп. ВИА «Пламя» (солист Алексей Кондаков)
«Доченька» (А. Савченко) - исп. Алла Пугачёва
«Хожу от дома к дому» (А. Укупник) - исп. Маша Распутина
«Переведи часы назад» (С. Березин) - исп. Ольга Зарубина и Сергей Березин
«Не первый» (В. Чайка) - исп. Ирина Аллегрова
«Я тебя не прощу» (Д. Тухманов) - исп. Виктор Салтыков (группа «Электроклуб»)
«С той далёкой нашей ночи» (В. Чайка) - исп. Ирина Аллегрова и Виктор Чайка
«Виноват я, виноват!» (Аркадий Укупник) - исп. Филипп Киркоров
«Снежный король» (С. Березин) - исп. группа «Нескучный сад»
«Транзитный пассажир» (В. Чайка) - исп. Ирина Аллегрова
«Всё не просто» (В. Мигуля) - исп. Владимир Мигуля и Марина Мигуля
«Случайная ночь» (В. Добрынин) исп. Вячеслав Добрынин
«Печали свет» (Д. Тухманов) - исп. Иосиф Кобзон
«Охотница Диана» (И. Крутой) - исп. Валерий Леонтьев
«На два дня» (С. Березин) - исп. ВИА «Пламя»
«Были юными и счастливыми» (М. Минков) - исп. Лев Лещенко
«Маруся» (А. Буйнов)
«Треугольник» (В. Добрынин) - исп. Алексей Глызин (ВИА «Весёлые ребята»)
«Свет в твоём окне» (В. Байков) - исп. Алсу
«Двадцать раз» (В. Чайка) - исп. Ирина Аллегрова
«Ночной бал» (И. Кравчик) - исп. Филипп Киркоров
«Карты-картишки» (Виктор Чайка) - исп. Татьяна Овсиенко
«Ворожи» (Д. Тухманов) - исп. Ирина Аллегрова (группа «Электроклуб»)
«У фонтана» (В. Добрынин) - исп. Вячеслав Добрынин
«Песня барда» (А. Клевицкий) - исп. Игорь Тальков
«Живи спокойно, страна» (И. Крутой) - исп. Алла Пугачёва
«Ищите женщину» (С. Березин) - исп. ВИА «Пламя»
«Люби меня, как я тебя» (В. Добрынин) - исп. ВИА «Весёлые ребята»
«Так и быть» (В. Чайка) - исп. Татьяна Овсиенко
«Я по полю» (И. Крутой) - исп. Александр Буйнов
«Самурай» (Э. Ханок) - исп. группа «Дюна»
«Ключи» (В. Добрынин) - исп. Ирина Аллегрова
«Вы никому не верите» (Д. Тухманов) - исп. Иосиф Кобзон
«Наташка» (В. Чайка) - исп. Татьяна Овсиенко
«Первый день» (С. Березин) - исп. ВИА «Пламя»
«Счастливый случай» (Э. Ханок) - исп. Ядвига Поплавская и Александр Тиханович
«Всё может быть» (В. Добрынин) - исп. группа «Доктор Шлягер», Лариса Долина
«Ой, не надо» (А. Укупник) - исп. Ирина Аллегрова
«Русь» (Д. Тухманов) - исп. Сергей Мазаев
«Странная женщина» (М. Муромов) - исп. Михаил Муромов
«По всем календарям» (Л. Квинт) - исп. Алесандр Кальянов
«Удивительная женщина» (В. Добрынин) - исп. Лев Лещенко
«Обломанная ветка» (В. Чайка) - исп. Татьяна Овсиенко
«Серенада» (В. Добрынин) - исп. Михаил Шуфутинский
«Сокольники» (В. Мигуля) - исп. Михаил Боярский
«Дед Мороз» (Э. Ханок) - исп. Марина Девятова
«Монисто» (Д. Тухманов) - исп. Ольга Денисенко
«Безнадёга» (А. Добронравов) - исп. ВИА «Весёлые ребята», Александр Добронравов
«Дама с собачкой» (А. Добронравов) - исп. ВИА «Весёлые ребята»
«Доноры» (А. Добронравов) - исп. Александр Добронравов
«Даня» (А. Добронравов) - исп. Александр Добронравов
«Дым Отечества» (А. Добронравов) - исп. Александр Добронравов
«Милицейская жена» (А. Добронравов) - исп. Александр Добронравов
«Сургутский вальс» (А. Добронравов) - исп. Александр Добронравов
«Элеонора» (А. Добронравов) - исп. Александр Добронравов
«Я не верю своим глазам» (А. Добронравов) - исп. Александр Добронравов
«Пастух» (С. Березин) - исп. ВИА «Пламя»
«Сквозняки» (В. Чайка) - исп. Ирина Аллегрова
«Последний мост» (А. Морозов) - исп. София Ротару в сопровождении группы «Форум»
«Дотронься» (Ю.Донская) - исп. Ксения Ларина
«Бродяга аккордеон» (Брейтбург) - исп. Мила Романиди
«Всё сначала» (А. Ружицкий) - исп. Кристина Орбакайте
«Она любила вишни» (А. Ружицкий) - исп. Алёна Апина
«Лодочка» (Алексей Карелин) - исп. Ольга Зарубина

Лариса Рубальская не только успешная женщина, но и достаточно известная поэтесса-песенница. В её списке почти 600 песен, ставшие хитами. На свои 72 года она поменяла много профессий и продолжает заниматься любимым делом. Скоро поклонники смогут узнать о ней несколько неизвестных фактов.

Биография Ларисы Рубальской

Лариса Алексеевна родилась 24 сентября 1945 года в Москве. Родители работали в школе. Чрез несколько лет в семье появился ещё один ребёнок — брат Валерий.

Так как успешность Ларисы была средней, по выпуску из школы ей вручили характеристику, в которой было укзано, что поступление в университет ей не рекомендуется. Несмотря на это девушка всё же поступила в педагогический ВУЗ, однако на заочное отделение. Помимо посещения занятий на филологическом факультете, Лариса Алексеевна работала машинисткой, библиотекарем и корректором.

После того, как она стала дипломированным филологом, Рубальская стала работать в одной из столичных школ. По словам самой поэтессы, однажды на уроке, когда они с учениками разбирали сказку «Морозко» назвала только одного положительного героя — собачку. Это настолько не понравилось руководству школы, что молодому специалисту порекомендовали выбрать другую профессию.

Лариса Алексеевна прислушалась к советам и решила пойти на курсы японского языка.

О том, что у Ларисы Рубальской есть талант, заметил её супруг. Он взял её произведения и показал композитору Владимиру Мигуле. Так и состоялось рождение композиции «Воспоминание». которую позже стала исполнять Валентина Толкунова. С этого момента Лариса Рубальская была представленна как поэтесса-песенница и наконец-то нашла для себя смысл жизни и любимую профессию. после успеха первой песни, далее последовала работала с Сергеем Березиным, Аркадием Укупником, Вячеславом Добрыниным и многими другими. Дуэт получился очень плодотворным, в результате которого появились песни «Давайте, Люся, потанцуем» и «На два дня».

На сегодняшний день Лариса Рубальская — частая гостья на многих телепередачах. Ей даже предложили вести на одной из программ кулинарную рубрику. Часто Лариса Алексеевна становится членом жюри песенних конкурсов.
Поэтесса собрала свои произведения в сборники, их получилось несколько. Не прекращает Рубальская и концертную деятельность. Во время своих концертов она общается со зрителями разных поколений.

Личная жизнь и неизвестные факты о Ларисе Рубальской

Так как большинство творческих людей часто увлекаются, Лариса рубаольская не стала исключением, будучи молодой, она часто влюблялась, но не взаимно.

Несколько дней назад была снята передача «Секрет на миллион» в которой Лариса Алексеевна сделала сенсационное признание. До этого момента никто не знал, что она была замужем 2 раза. Согласно её расскажу, первый брак был настолько неудачным, что о нём она не хотела рассказывать пол века.

«Это было ужасно», — призналась Лариса Рубальская.

Зато всем известен её второй муж и по совместительству продюсер Давид Розенблат. Они познакомились достаточно необычно. достигнув 30-летнего возраста Лариса Алексеевна решила, что пора замуж.

Через своих знакомых она стала искать хорошего мужчину, и нашла. Лариса И Давид поженились спустя полгода и прожили 33 года.