Линейка объективов canon. Объектив, основные параметры объектива

По прошествии некоторого времени после приобретения фотокамеры стандартный объектив начинает надоедать и хочется чего-нибудь нового. Всегда кажется, что другие объективы позволили бы снимать намного более качественные фото, и тогда начинаются поиски кандидата на звание нового, любимого объектива. Зайдя на любой сайт, занимающийся продажей объективов, можно увидеть, что цены на них начинаются от нескольких тысяч рублей и доходят до нескольких тысяч долларов. Конечно же, вы начинаете искать причину такой разбежки в ценах.

В фототехнике существует не писаный закон: «чем дороже - тем лучше».

Однако и тут бывают исключения. Дело в том, что самые дорогие объективы созданы для решения каких либо определенных, специфических задач, к примеру, съемка спортивных соревнований.

Естественно платить за такой объектив огромные деньги нет ни малейшего смысла, тем более что он будет использоваться для обычной съемки, а вес такой штуки не мал. Если говорить короче, не стоит гнаться за самым дорогим устройством. Тем более, что разницы от использования специализированого объектива и обычного полтинника не будет практически ни какой. Стоит заметить, что цены на объективы 50мм довольно не высоки и начинаются от 4-х тысяч рублей.


Так всё-таки, за какие характеристики мы платим деньги и какими свойствами должен обладать современный объектив? Конечно же, дорогой объектив, прежде всего, должен обладать отличными оптическими качествами.

Разрешение объектива

Самое первое, на что стоит обратить внимание - это разрешение. Естественно каждый фотограф желает, чтобы его снимки получались с хорошей резкостью. Понятие резкость является относительным, Логика подсказывает, что чем больше на фотографии деталей - тем больше резкость, однако человеческий глаз воспринимает резкость иначе. Для глаза, чем выше контраст, тем фото кажется чётче. Получается, что если на фотографии не много деталей, но граница между ними четкая и контрастная, глаз воспринимает такое фото как резкое. На основе этого правила работает фильтр Фотошопа Unsharp Mask. Он повышает контраст, делая границы деталей более насыщенными, и это воспринимается глазом ни как иначе, как повышение резкости. Чтобы в дальнейшем избежать путаницы в понятиях обусловимся резкость объектива называть проработкой деталей. Это понимание резкости особенно подходит для портретной фотографии. Ведь в ней очень важно большое количество деталей, чтобы при этом граница между ними была плавной и мягкой. Объектив, обладающий такими особенностями, позволит создавать портреты, которые будут выглядеть восхитительно даже без обработки. Макросъемка же наоборот требует от объектива как можно большего значения локального контраста. Если же таким объективом сфотографировать портрет, тогда обработка кожи неминуема, и она доставит немало хлопот.

Светосила

Кроме хорошего разрешения оптика обязана обладать достаточной светосилой. Совершенно ясно, что чем большая у объектива светосила, тем в более темных помещениях можно будет снимать без штатива и вспышки. Можно сказать, что светосила приблизительно равняется отношению диаметра объектива к его фокусному расстоянию. В итоге мы получаем формулу k = f/d. Чем меньше расчетное значение - тем лучше. На самих объективах обычно указывается светосила и фокусное расстояние. Выходит, что надпись 50/1,4 - это 50мм - фокусное расстояние, и 1,4 - светосила. Zoom-объективы имеют несколько другую маркировку. Надпись 18-55/3,5-5,6 означает, что фокусное расстояние объектива изменяется в диапазоне от 18 до 55 мм, а светосила от 3,5 до 5,6 соответственно. Объективы с такой слабой светосилой обычно называют «тёмными». При этом профессиональные зум-объективы имеют светосилу 2,8, а оптика с фиксированным фокусным расстоянием (не зум) - 1,4 или 1,2. Существуют модели объективов со светосилой меньше единицы, но такие устройства стоят очень дорого.

Хроматические аберрации

Дешевым объективам свойственно это неприятное явление. Хроматические аберрации присутствуют у любого объектива, но в дешевых моделях они выражены наиболее сильно. Это явление возникает из-за преломления света различной длины волны и проявляет себя в виде разноцветных контуров на предмете съемки. Существует два способа борьбы с хроматическими аберрациями. Первый - это приобрести новый объектив, а второй - фотографировать в формате RAW и убирать нежелательный эффект при конвертировании в jpg.

Виньетирование

Еще одно проявление низкого качества объектива - виньетирование. Это переход от нормального цвета к более темному по краям снимка. Особых неприятностей данный эффект не доставляет, однако при сшивании панорамных снимков в ручном режиме могут возникнуть трудности. Вот как выглядит виньетирование на примере серого кадра:


Дисторсия

Дисторсия - это искривление прямых линий у края снимка. Более всего дисторсия проявляется на широких углах - чем угол шире, тем искажения больше. Если зум слегка подкрутить, дисторсия исчезнет. Для борьбы с этим явлением существует несколько способов:
  1. 1. при съемке отходить немного дальше от объекта и пользоваться зумом. 2. убирать дисторсию программным способом 3. использование более дорогих объективов 4. использование объектива с большей шириной угла

Первый способ вполне понятен. Меньший угол зрения дает меньшие искажения. С обработкой же могут возникнуть трудности. Если на вашем снимке изображены только далекие предметы, тогда спокойно можно пользоваться плагинами для фотошопа. Можно использовать PTLens или рав-конвертер DxO Optics. Однако если на вашем снимке присутствуют как близкие, так и далекие объекты, может возникнуть затруднение в корректировке. Дело в том, что объекты, находящиеся на различном расстоянии от объектива искажаются по-разному. Приобретение более качественного и дорогого объектива не позволит полностью решить проблему. Конечно, дисторсия уменьшится, но не значительно. Единственный действенный способ избавиться от дисторсии - это использование сверхширокоугольного объектива по типу Sigma AF 10-20mm f/4-5.6. На 10 мм дисторсия еще будет заметна, однако на 14 мм её практически будет невозможно разглядеть.

Однако существуют сверхширокоугольные объективы, которые намерено сделаны таким образом, чтобы не устранять дисторсию. Эта оптика называется Fish eye (рыбий глаз). Снимки, сделанные с использованием такого объектива очень необычны. На этом можно закончить описание технических характеристик объективов, но существует еще две оптические характеристики. Их невозможно измерить, однако их стоит описать.

Рисунок и боке

Что же такое рисунок объектива и боке? Это субъективные понятия. Как говорилось выше, их нельзя измерить. Рисунком объектива называется индивидуальная передача того, как объектив может передавать детали. Хороший объектив делает мягкие, пластичные снимки с качественной но не грубой передачей деталей. Боке - это участок зоны нерезкости и то, как он выглядит. Каждый объектив по-разному передаёт боке. Одни создают грубый, механический рисунок с двоящимися объектами, находящимися в зоне нерезкости, а вторые делают размытие мягким и приятным, не отвлекающим от объекта съемки. Боке - это также то, как именно объектив размывает все блики и источники света, которые попали в кадр. Если говорить проще, то рисунку и боке можно дать характеристику как нравится и не нравится, но ни как не плохо и хорошо. Производители объективов в погоне за технологическим совершенством ни как не продвинулись в технологии рисунка и боке. В этом можно найти положительную сторону. За достаточно скромную сумму денег можно купить недорогой объектив с шикарным рисунком и боке и радоваться экономии и качеству снимков. Но это только если остальные параметры объектива вас не волнуют.

На этом закончим обсуждение технических характеристик объективов и сделаем небольшой вывод. За небольшие деньги купить оптику с отличными характеристиками и простой конструкцией невозможно. Дело в том, что при повышении разрешения объектива теряется рисунок и боке, при увеличении светосилы появляются хроматические аберрации и уменьшается контраст.

Конструктив

Кроме оптических характеристик большое влияние на цену оказывает конструктив. В идеальном объективе должно быть минимальное количество подвижных частей снаружи, пыле и влагозащищенность, тихий автофокус, а его корпус должен быть изготовлен из металла и качественного, прочного пластика. Это всё сделает его надежным и удобным в эксплуатации. Наличие всех вышеперечисленных качеств отличает дорогие объективы от дешевых.

Фирма


В народе ходит легенда о том, что Canon намеренно увеличивает цену своих объективов с красным кольцом на $200-300. И это только за само красное кольцо. На самом деле это не совсем так, точнее цена увеличивается не за кольцо. Само кольцо является знаком качества. В этом случае мы платим за бренд и за то качество продукции, которое он нам предлагает. Такой объектив предназначен не только для поднятия вашего статуса в среде фотографов. Дело в том, что производители качественной оптики уверены в своей продукции и как правило они дают гарантию минимум на два года, в отличии от сторонних производителей, которые гарантируют исправность объектива максимум в течении года. Поэтому покупая объективы фирм Nikon или Canon, мы получаем устройство, которое может эксплуатироваться в достаточно агрессивных условиях при гарантии сохранности работоспособности. Вот как выглядят талоны гарантии от Canon:

Выходит что покупая дорогой объектив, мы платим за его оптические характеристики, качество сборки, материалов, конструктив и за бренд. Именно бренд является гарантией качества товара и наличия гарантийных мастерских. Да имя производителя и сервис действительно придется переплатить немалые деньги. Конечно если вы всё же купили объектив «made in Japan», то стоит подготовиться к дополнительным тратам на различные крышки, защитные приспособления и прочие аксессуары. Конечно же, можно найти аналоги, производимые в Китае за треть стоимости оригиналов, но давайте разберемся в этом подробнее. Возьмем, к примеру, фирменную бленду от Canon. Она предохраняет объектив не только от солнечных бликов, но также защищает устройство от оседания пыли в районе оптических элементов и смягчает лобовые столкновения с объектами. Обеспечит ли Китайская бленда такой уровень защиты? Возможно, но уверенности в этом нет. Стоит ли рисковать дорогим объективом из-за разницы в цене на аксессуары всего в пару сотен рублей? Скорее всего, не стоит. Что можно еще добавить? Хорошая зеркалка до поломки затвора при интенсивной работ прослужит два или три года. Потом её можно отремонтировать и она поработает еще немного. Потом выйдет новая модель и через три года поломается и она, а хороший объектив переживет и первую камеру и вторую. Кроме того, качественный объектив никогда не устареет. Через годы он, как и прежде будет выполнять свои функции.

На основе материалов с сайта:

Сегодня мы попробуем разобраться в вопросе "Какой объектив выбрать для Canon". Первое правило - какую бы марку вы ни выбрали, параметры, определяющие функциональную принадлежность объектива, для всех едины.

Байонет. Это способ крепления объектива к фотоаппарату. Как правило, у каждой фирмы - свой байонет. Считается, что каждая крупная фирма выпускает объективы с байонетам, подходящими только для своих фотоаппаратов. На самом же деле - всегда можно приобрести переходник, позволяющий ставить “не свои” объективы.

Фокусное расстояние. Ключевой параметр. По сути, это расстояние от оптики объектива до фокальной плоскости (точка, где лучи собираются, чтобы отобразить изображение удалённых объектов). Чем меньше фокусное расстояние, тем больше отображаемая площадь. Стандартное значение - 50 mm (объект отображается как видит его человеческий глаз).

Фокусное расстояние на объективах бывает:

    Постоянное. Здесь приближение объекта возможно только при физическом приближении к объекту;

    Переменное. Регулируется с помощью специального колёсика.

Угол обзора. Производный от фокусного расстояния. Площадь, попадающая в кадр. Чем меньше фокусное расстояние, тем выше угол обзора.

Светосила. Сколько света может пропустить объектив в камеру. Чем шире открывается отверстие диафрагмы, тем выше светосила (и значит, можно снимать на малых выдержках).

Светосила бывает:

    Постоянная;

    Переменная. Меняется вместе с фокусным расстоянием.

Светосила обратно пропорциональна фокусному расстоянию.

Удобнее, но и стоят дороже, объективы, где фокусное расстояние - переменное, а светосила - фиксирована.

Стабилизатор. Стабилизатор компенсирует дрожание объектива и фотоаппарата. Особенно актуален при отсутствии штатива и при не очень хорошем освещении. Чем тяжелее оборудование по весу, тем больше необходимость в стабилизаторе. Кстати, если выбираете объектив для Canon, знайте, что эта фирма выпускает объективы со встроенным механизмом смещения корректирующей линзы. Они выше по стоимости, но стабилизируют более эффективно.

Мотор. На объективах с переменным фокусным расстоянием есть моторчик, с помощью которого оно и регулируется. На более дешёвых моделях мотор более шумный (это особенно неудобно когда снимаешь в театрах, церквях, в дикой природе). Сейчас придумали USM-моторы, где движение происходит с помощью ультразвуковых колебаний. Canon одни из первых ввели эту инновацию.

Кроп-фактор. Стандартный кадр - 35 mm. Матрицы на более дешёвых зеркалках урезаются.

Объективы Canon имеют следующие обозначения: EF, EF-S, EF-M. Задаваясь вопросом “Как выбрать объектив для зеркальной камеры Canon, помните о том, что все эти обозначения говорят о принадлежности к той или иной камере. EF созданы для камер с полным кадром, также подойдут к камерам с форматом APS-C. EF-S созданы для APS-C и не подойдут для полноформатных.

Какие бывают объективы

Тип объектива зависит от вышеназванных параметров. От типа объектива зависит область его применения. Определяющие параметры - фокусное расстояние. В среднем, можно представить себе диапазон от 7 mm до 700 mm. Начнём с минимального.

Рыбий глаз (fish eye). Минимальное фокусное расстояние: 7-15 mm, максимальный угол обзора: 90-180 градусов. Придаёт снимку причудливую выпукло-вогнутую форму (будто рыба на мир смотрит). Относится к классу творческих объективов. С их помощью хорошо снимать BMX, парашютистов, то там, где нужен максимальный захват пространства.

Лучшие объективы типа рыбий глаз для Canon:

  • Canon EF 15mm f/2.8 Fisheye.
  • - Сверхширокофокусный объектив с фиксированным фокусным расстоянием 15 mm.
  • - Пять лепестков диафрагмы.
  • - Угол обзора 180 градусов.
  • - Минимальное расстояние съёмки - 0,2 м.
  • - Есть автофокус.


Широкоугольники. Фокусное расстояние: от 10 до 50 mm, угол обзора - от 57 до 110 градусов. Можно запечатлеть человека, небо, землю и окружающий ландшафт. Прекрасно подходит для съёмки пейзажей.

Лучшие широкоугольные объективы для Canon:

  • Canon EF-S 17-55 mm F 2.8 IS USM.
  • - Подходит для ежедневной работы.
  • - Есть стабилизатор, борющийся с размытостью в условиях оперативной съемки.
  • - Фотографии выходят контрастные и четкие.
  • - Стекло имеет антибликовое покрытие.
  • - Быстрая бесшумная фокусировка.

  • Canon EF 35 mm F 2.
  • - Широкоугольный объектив с фиксированным фокусным расстоянием.
  • - Компактный, небольшого веса.
  • - Подходит для новичков.
  • - Приличная светосила даёт возможность снимать в зданиях и на улице.
  • - Малая дистанция и высокая скорость фокусировки.
  • - Встроенный стабилизатор.
  • - Резкость и контрастность.
  • - Можно снимать вблизи и издалека.
  • Canon EF 16-35 mm F 2.8 L USM II.
  • - Даёт возможность снимать в плохую погоду, позволяет интересно работать с глубиной резкости.
  • - За счёт высокой светосилы можно снимать при слабом освещении.
  • - Высокая цветопередача и передача оттенков.
  • - Быстрая и бесшумная фокусировка.

Телеобъективы. Фокусное расстояние от 50 до 500 mm, угол обзора от 5 до 30 градусов. Если нужно снять объект на значительном расстоянии, не исказив его на снимке. Или выхватить объект из толпы и как-то акцентировать на нём внимание.

Лучшие длиннофокусные объективы для Canon:

  • Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM.
  • - Полнокадровый объектив с переменным (Zoom) фокусным расстоянием 70-200 mm.
  • - Max диафрагма f/2,8, минимальное расстояние фокусировки - 1,2 м.
  • - Качественная оптика, круговая диафрагма с восемью гранями.
  • - Позволяет работать даже при тусклом свете, имеет два режима стабилизатора.
  • - Минусы - высокая цена и большой вес.

  • Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS STM.
  • - Объектив для кроп-камеры с переменным фокусным расстоянием 55-250 mm.
  • - Max диафрагма - f/4-4.6.
  • - Min расстояние для фокусировки - 0,85 м.
  • - Хорошо дополняет в комплекте китовый объектив.
  • - Автофокус работает бесшумно для фото и видеосъёмки.

  • Tamron SP 70-300mm f/4-5.6 Di VC SD.
  • - Полнокадровый, с переменным фокусным Zoom-расстоянием 70-300 mm.
  • - Max диафрагма: f/4-5.6.
  • - Минимальное расстояние фокусировки 1,5 м.
  • - Резкость и контраст хороши даже на предельных расстояниях.
  • - Объектив хорошо “ловит“ цвет даже по углам кадра.

Стандартные. Универсальное фокусное расстояние 15-200 mm. Угол обзора 8-90 градусов. Может работать и за широкоугольник, и за длиннофокусник.

Лучшие универсальные объективы:

  • Canon EF-M 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM.
  • - Объектив для кроп-камеры с переменным фокусным расстоянием.
  • - Max диафрагма f/3.5-5.6.
  • - Отлично подходит для съёмки пейзажей, портретов.
  • - Хорошая резкость, плавная фокусировка, небольшой вес.
  • - Невысокая цена.
  • Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM.
  • - Объектив для кроп-зеркалки с переменным фокусным расстоянием 18-135mm.
  • - Можно фотографировать, почти без потери качества, предметы, находящиеся на почтительном расстоянии.
  • - Качественная оптика.
  • - Встроенный стабилизатор.
  • - Средняя цена.

  • Canon EF 24-105mm f/4L IS USM.
  • - Объектив для полнокадровой камеры с фокусным расстоянием 24-205 mm.
  • - Постоянная диафрагма f/4L, что позволяет увеличивать фокусное расстояние без потери светосилы.
  • - Высокая резкость.
  • - Диапазон возможностей при работе с глубиной резкости.
  • - Возможны искажения в цветопередаче.
  • - Высокая цена.

Макрообъективы. Фокусное расстояние 50-200 mm. Угол обзора от 10 до 50 градусов. Позволяют снимать объект с минимального расстояния. Да, и макрообъективы бывают только с постоянным фокусным расстоянием.

Лучшие макрообъективы:

  • Canon EF 50mm f/2.5 Compact Macro.
  • - Снимать макро можно только в масштабе 1:2.
  • - Компактный объектив, мало весящий.
  • - Минимальная фокусировка с 0,23 метра.
  • - С системой плавающих линз.
  • - Невысокая для макро цена.

  • Canon EF-S 60mm f/2.8 Macro USM.
  • - Единственный макрообъектив Canon, сделанный для кроп-камер.
  • - Min дистанция фокусировки 0,2 м.
  • - Плавающая система линз.
  • - Высокая светосила, небольшой вес и приемлемая цена.

  • Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo.
  • - Объектив, заточенный исключительно под макросъёмку.
  • - Увеличение от 1:1 до 5:1.
  • - Исключительно ручная фокусировка.
  • - Резкая и ровная картинка.
  • - Плавающая система линз.
  • - Оснащён держателем для крепления к голове штатива.

Китовые объективы. Стандартные, с фокусным расстоянием 18-55 mm. Угол обзора: 80-120 градусов. Обычно поставляются в комплекте с фотоаппаратами. Начальный объектив, позволяющий вам понять, что вам нужно от съёмки и какие объективы в будущем вы будете покупать.

Если вы только недавно делаете шаги в профессиональной фотографии, не гонитесь за дорогими объективами. Поначалу в комплекте достаточно будет иметь китовый и стандартный объектив. А дальше - сами решите, нужно ли вам что-то ещё или нет.

В этой статье Вашему вниманию представлены основные и дополнительные (уточняющие) характеристики объективов.

Основные характеристики объективов

  1. Фокусное расстояние . Наверное самая важная характеристика объективов. От фокусного расстояния зависит то, что поместится в вашем кадре. Следовательно чем меньше будет фокусное расстояние (например 18 мм) тем больше объектов вы сможете поместить в кадре, и наоборот, чем больше фокусное расстояния, тем меньше объектов вы захватите в кадре. Так же от фокусного расстояния зависят искажения перспективы в кадре. Например, при маленьком фокусном расстоянии объекты могут искажаться. Оптимальное фокусное расстояние, то есть которое максимально близко к тому, как видит мир человек – 50 мм.
  2. Уровень и характер оптических искажений (аберраций)
  3. Светосила . Светосила это показатель максимальной диафрагмы объектива и качества оптики. Например, чем меньше отверстие диафрагмы, то есть чем меньше число f (например f/1.4), тем более светосильный объектив. В таких светосильных объективах используется высококачественные стекла и специальные просветляющие покрытия, уменьшающие переотражения. Следовательно светосильные объективы считаются очень качественными.
  4. Максимальная диафрагма . Максимальная диафрагма это максимально возможное значение диафрагмы для данного объектива. Для разных объективов максимальная диафрагма различна. Для зум-объективов (часто можно видеть на мыльницах) часто указывают диапазон максимально возможной диафрагмы. Например, f/3.5-5.6 для объектива с фокусным расстоянием 18-105 мм означает, что на 18мм максимальная диафрагма будет f/3.5, а на 105мм – f/5.6. Максимальное качество картинки все объективы показывают на средних значениях диафрагмы f:8 – F:16. Как всем известно, чем меньше значение диафрагмы, тем меньше глубина резкости и тем больше размывается фон.
  5. Разрешающая способность . Разрешающая способность, если говорить простыми словами, это способность объектива раздельно передавать очень мелкие детали снимаемого предмета. Разрешающая способность обычно больше в центре и снижается к краям объектива.
  6. Тип байонета или диаметр резьбы для крепления к камере . Эта характеристика в основном используется для съёмных объективов. Она указывается на объективе и показывает, фильтры какого диаметра можно использовать с этим объективом.

Дополнительные и уточняющие характеристики объективов

В первую очередь к ним можно отнести такую характеристику, как рабочий отрезок или рабочее расстояние . Используется для сменных объективов. Это расстояние между опорной плоскостью присоединительной оправы и фокальной плоскостью объектива. Рабочее расстояние в большинстве случаев определяется типом байонета, имеет очень важное значение для резьбовых типов крепления.

Следующей дополнительной характеристикой является минимальная дистанция фокусировки (МДФ) или максимальный масштаб макросъёмки . Из одного названия ясно, что эта характеристика используется для макрообъективов (например, 55 мм, 1:1) и оно определяется фокусным расстоянием и конструкцией оправы.

Продолжая тематику линз, стоит отметить такую характеристику, как наличие асферических линз . Асферическими линзами называют линзы, в которых одна или обе поверхности не являются сферическими.

Ну и наверное одним из последних по списку характеристик, но не последнему по значению, является конструкция и особенности оправы и байонета . Рассмотрим пример, «Помповая» оправа - изменение фокусного расстояния и наводка на резкость осуществляется одним кольцом, осевое перемещение которого меняет фокусное расстояние, а поворотом осуществляется наводка на резкость. Но более традиционным является наличие двух различных органов управления, отдельно регулирующих резкость и фокусное расстояние.

Объектив - это оптическая система, состоящая из определенного количества линз (а в некоторых случаях, и зеркал), которая формирует изображение. Объектив является основой получения качественного изображения для фотоаппарата. На сегодняшний день существует огромный выбор самых разных объективов, которые нам предлагают производители оптики и фототехники. Ниже давайте рассмотрим все многообразие выбора, а также - какие объективы как обозначаются и для чего применяются.

В первую очередь, рассмотрим основные характеристики (и циферно-буквенные обозначения) объективов. Стоит выделить следующие:

1) Тип байонета;
2) Фокусное расстояние (или расстояния - если это вариообъектив);
3) Максимальное относительное отверстие диафрагмы объектива.

ТИП БАЙОНЕТА

Каждый крупный производитель фототехники, прежде чем начать производить объективы, разрабатывает байонет . Байонет - это крепежный узел, система крепежа объектива к фотоаппарату.

Существует не один десяток байонетных креплений, которые не совместимы друг с другом (например, вы не сможете накрутить объектив CANON на фотоаппарат NIKON и наоборот). Кроме того, крупные производители фототехники (CANON, NIKON, SONY, PENTAX и не только они) имеют несколько типов байонетов, которые разрабатываются под разные типы камер. Например у CANON есть три типа байонетов: EF EF-S EF-M - для беззеркальных камер. У NIKON тоже есть несколько типов байонетов: FX - для полнокадровых фотоаппаратов, DX - для «кропнутых» камер с APS-C сенсором и Nikon1 - для беззеркальных камер.

Кроме того, есть крупные так называемые «сторонние» производители (такие как SIGMA , TAMRON , TOKINA , SAMYANG ), которые свои камеры не делают и, соответственно, байонеты не разрабатывают, производя объективы для чужих систем. Нередко объективы сторонних производителей могут быть не полностью совместимы с определенными камерами - может не работать автофокус, может отсутствовать возможность записи информации о кадре (EXIF), контроль искажений или виньетирования… в общем, не без «нюансов».

Потому, делая выбор, убедитесь, что камера и объектив совместимы байонетом, а также желательно узнать, все ли функции будут работать. Если, например, не поддерживается автофокусировка, лучше знать об этом заранее, а не получить «сюрприз» после покупки.

Когда мы определились, к какому типу байонету относится объектив (к слову, если объектив от сторонних производителей, задача может усложниться отсутствием маркировки), рассмотрим те характеристики, которые всегда нанесены на любом объективе - это фокусное расстояние и диафрагма.

ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ

Фокусное расстояние показывает, насколько сильно мы можем «приблизить» фотографируемый объект, или насколько широко мы можем охватить фотографируемую зону. Фокусное расстояние обозначается числами в миллиметрах.
Нередко, на старых объективах можно увидеть обозначение фокусного расстояния в сантиметрах. На современных такого вы уже не встретите.

Одним числом (например - 24mm, 35mm, 50mm, 100mm, 135mm), обозначаются объективы с фиксированным фокусным расстоянием . Можно встретить еще названия - ФИКС или ДИСКРЕТНЫЙ объектив.

Двумя числами через дефис (например - 17-40mm, 28-80mm, 70-200mm, 100-400mm) обозначаются объективы с переменным фокусным расстоянием - от минимального до максимально возможного. Встречаются названия - ЗУМ-объектив, ВАРИООБЪЕКТИВ.

Нужно учитывать, что:
Обозначения фокусного расстояния указаны в эквиваленте для полного кадра. И если у вас камера, оснащена «кропнутым» сенсором, то, чтобы узнать реальное фокусное расстояние, нужно указанные на объективе значения умножить на соответствующий коэффициент - так называемый . То есть, реальные значения фокусных расстояний объектива 10-22mm для камеры с сенсором APS-C (кроп-фактор - 1,6), будут 16-35,2 mm.

МАКСИМАЛЬНОЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ОТВЕРСТИЕ ДИАФРАГМЫ ОБЪЕКТИВА

Нередко еще говорят ДИАФРАГМА или СВЕТОСИЛА . Но понятие светосила, в данном случае не совсем верно, т.к. данное обозначение применимо к определению физического размера отверстия, создаваемого диафрагмой, а светосила - физический термин, на значение которого влияют многие факторы и диафрагма только один из них.

Обозначения имеют следующий вид (это примеры, реальные указанные числа на конкретных объективах будут различаться):

1) 1:1.4 - встречается как на фикс- так и на зум-объективах.
2) 1:3.5-5.6 - встречается на зум-объективах.

Например, если на объективе написано 50mm 1:1.4, значит он имеет постоянное фокусное расстояние 50 миллиметров с максимально возможной открытой диафрагмой f/1.4.

Если видим подобное обозначение - 28-70mm 1:2.8-4, это значит, что максимальное значение диафрагмы для фокусного расстояния 28 миллиметров будет - f/2.8. Но для фокусного расстояния 70 миллиметров, максимальное значение диафрагмы будет - f/4.

И наконец, если видим что-то вроде 70-200mm 1:2.8, то это значит, что для любого фокусного расстояния от 70 до 200 миллиметров, максимальное значение диафрагмы может быть - f/2.8.

Нужно учитывать, что:

1) Для переменной диафрагмы у фикс-объективов, максимальное её значение, при увеличении фокуса будет соответственно меняться на один стоп. Например, максимальное значение диафрагмы для объектива 10-22mm 1:3.5-4.5 на фокусном расстоянии 15 миллиметров, будет - f/4.0.
2) МИНИМАЛЬНОЕ значение диафрагмы на объективах указывается далеко не всегда, хотя это тоже немаловажный параметр. Увидеть его можно только на объективах, оснащенных ШКАЛОЙ ГРИП . Максимальные цифры, которые на ней обозначены и есть минимальными значениями диафрагмы.

На объективах разных производителей можно встретить отличающиеся написания связки фокусное расстояние/диафрагма, но суть от этого не поменяется. Примеры ниже:

Выше были описаны основные характеристики объективов. Но есть еще дополнительные уточняющие, которых значительно больше. Обычно, циферно-буквенные маркировки этих доп. характеристик у каждого производителя свои. Получить информацию о них можно у нас на сайте в соответствующих статьях раздела нашего сайта.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТИВОВ ПО СФЕРЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

  • ШИРОКОУГОЛЬНЫЙ объектив (еще говорят - короткофокусный объектив или «ширик») — объектив, с большими углами обзора от 60°, и фокусным расстоянием, варьирующимся от 10 до 35 мм. Часто используется для съёмки пейзажей, съемки в ограниченном пространстве, например, интерьеров.

  • Нередко, выделяют отдельно - СВЕРХШИРОКОУГОЛЬНЫЕ объективы, с очень большими (более 85°) углами обзора и очень короткий фокусом - от 7 до 14 мм. Из-за того, что они дают существенные геометрические искажения (бочкообразность) и обладают преувеличенной передачей перспективы, их часто используются для придания изображению дополнительной выразительности.

  • ФИШАЙ (FISHEYE - Рыбий глаз) - это объективы, с углом поля зрения в 180° и более. Характеризуется изначально присущей им очень сильно выраженной дисторсией (сферическое бочкообразное искажение), без которой такие углы обзора реализовать невозможно. Могут попадаться фишаи двух типов - КРУГОВЫЕ (с изображением в виде круга), и ДИАГОНАЛЬНЫЕ— с обычным полнокадровым изображением, и полем зрения по диагонали 180° (это фактически - самые «сверхширокие сверхширокоугольники»). Такие объективы используются только для творческой фотографии, для создания интересных геометрически искаженных изображений. Фишаи могут обладать фокусным расстоянием от 4,5 до 15 мм.

  • НОРМАЛЬНЫЙ объектив, у которого фокусное расстояние составляет от 37 до 70 мм и углом обзора от 40° до 60°. Считается, что восприятие перспективы снимка, сделанного нормальным объективом, наиболее близко к нормальному восприятию перспективы окружающего мира человеческим глазом. При этом самое популярное значение, со временем ставшее стандартом - 50 мм. 50мм объективы есть у каждого производителя фотографической оптики, причем нередко, с очень разными характеристиками и ценником.

  • ПОРТРЕТНЫЙ объектив, фокусное расстояние которого занимает промежуточное положение между нормальными и длиннофокусными. Нужно понимать, что само понятие портретный, очень относительно, а граница между портретным и длиннофокусным объективом условна. Стандартное фокусное расстояние - 85 мм, хотя «портретными» могут быть фокусные расстояния от 85 до 150 мм. При меньшем и большем фокусном расстоянии объективы дают ракурсные искажения, изменяющие пропорции лица. Для портретного объектива, кроме технических параметров, важен характер оптического рисунка и боке.

Справедливости ради, нужно сказать, что портретным - может быть любой нормальный или длиннофокусный объектив… все зависит от того, какого результата хочет добиться фотограф и как он видит результат своей работы. Есть известные фотографы, которые снимают портреты 50мм и даже 35мм объективами, и «лица гуманоидов», которые получаются на снимках расцениваются как творческий ход.

  • ДЛИННОФОКУСНЫЙ объектив — объективы, у которого фокусное расстояние составляет более 70мм иимеет угол обзора от 39° и меньше. Такие объективы предназначены для съёмки удаленных предметов (дикая природа, спортивные соревнования - все события, которые не дают возможности близко подойти к объекту съемки). Нередко выделяют еще СВЕРХДЛИННОФОКУСНЫЕ объективы. Это объективы, угол обзора которыхменее 9° и фокусные расстояния более 300 мм.

Вся вышеперечисленная классификация отталкивается от фокусного расстояния объективов. Но кроме того, Вам могут встретиться еще и такие типы объективов:

  • МАКРООБЪЕКТИВ (MACRO LENS) - объектив, предназначенный для съемки мелких объектов крупным планом. Особенностью такого типа объективов является то, что они способны фокусироваться на очень маленьких расстояниях (до нескольких сантиметров), при этом обладают фокусным расстоянием, обычно, от 60мм и более имаксимальной диафрагмой от f/2.8 и более. Кроме того хороший макрообъектив снимает с оптическим увеличением хотя бы 1:1. Все вышеописанные характеристики (малая дистанция фокусировки, длинный фокус и большие значения диафрагмы) подводят нас к основной особенности макрообъективов - возможности создать ОЧЕНЬ малую глубину резкости. у хорошего макрообъектива может быть менее миллиметра.

  • ТИЛТ-ШИФТ ОБЪЕКТИВ (TILT-SHIFT) - это дорогие специализированные объективы, у которых есть возможность корректировать перспективу изображения с помощью наклона (TILT) или сдвига (SHIFT) группы линз относительно оптической оси. Предназначены в первую очередь для съемки архитектуры и интерьеров, а также для создания панорам и интересных художественных фото с «эффектом миниатюры».

В завершение статьи упомянем еще КАТАДИОПТРИЧЕСКИЕ (или, как их еще называют - ЗЕРКАЛЬНЫЕ ) объективы…из-за их необычной конструкции и внешнего вида. Обратите внимание на зеркальный цилиндрический элемент в середине конструкции. Эти объективы используют комбинацию кривых зеркал и стеклянных элементов. Зеркальные объективы - это длиннофокусные объективы, но при этом обладающие очень малыми габаритами и возможностью фокусироваться на малых расстояниях. При этом есть и недостатки: это только фикс объективы (зум создать технически невозможно), они обладают неизменяемой и невысокой диафрагмой, они не бывают автофокусными.

В этой статье мы не будем подробно останавливаться на узко специализированных решениях, таких как мягкорисующие объективы, монокли, кинообъективы , так как это темы для отдельных статей,просто упомянем, что они есть.

Подводя итоги, хочется объяснить определенные моменты, с которыми можно столкнуться выбирая объектив.

Обычно, чем больше Вы платите, тем лучший объектив Вы получаете. Это, в общем справедливо, так как купив очень дорогой профессиональный объектив, вы не останетесь разочарованы качеством, которое получите (как качество самого объектива, так и качество выдаваемого им изображения). Но критерии выбора у всех разные:

  • кому-то нужен компактный объектив и качество изображения менее значимо, чем размер и вес,
  • кому-то важна идеальная точность и резкость изображения,
  • кто-то в первую очередь смотрит на боке,
  • для кого-то важно максимальное приближение и т.д.

Здесь специально не затрагивается тема качества изображения, так как само понятие качества очень относительно - все видят и оценивают по-разному. Для того, чтобы понять, что устраивает именно Вас, нужно определиться что вы планируете фотографировать, изучить фотографии, сделанные теми или иными объективами (в интернете можно найти немало примеров работ)...ну и конечно-же пробовать. Только практикуясь Вы придете к пониманию, что более всего подходит именно Вам.

Вам нужно ориентироваться характеристиках. Мы расскажем что означают характеристики объектива и на какие из них особенно важно обратить внимание.

Фокусное расстояние

От фокусного расстояние зависит, что поместится в вашем кадре. Чем меньше будет фокусное расстояние (например 18 мм) тем шире угол обзора и тем больше объектов вы сможете поместить в кадре.

Но, от фокусного расстояния так же зависят искажения перспективы в кадре. При маленьком фокусном расстоянии объекты могут исказиться. Считается, что фокусное расстояние, которое максимально близко к тому, как видит мир человек — 50 мм.

Исходя из фокусного расстояния объективы делятся на следующие типы:

  • Сверхширокоугольные - от 7 мм (циркулярный рыбий глаз) до 24 мм
    • Объективы с данными фокусными расстояниями сильно искажают изображение «растягивая» перспективу. Используются для съёмки в ограниченных пространствах и интерьерах и других ситуациях, где нужно охватить максимальный угол зрения. Например, 14 мм часто используется в пейзаже. Размыть фон очень сложно.
  • Широкоугольные - от 24 до 35 мм
    • Искажения здесь заметно меньше, как и угол охвата. Этот диапазон считается удобным для стрит-фотографии и жанра. Так же подходит для съёмки пейзажа и групповых портретов.
  • Нормальные - от 35 до 85 мм.
    • Можно снимать ростовые портреты и пейзаж. Не подходит для съёмки крупных портретов, так как искажает пропорции лица.
  • Длиннофокусные (телеобъективы) - от 85 мм
    • Начиная с 85 мм искажений перспективы практически не наблюдается. Для портрета считается идеальным диапазон 85-135 мм. После 135 мм пространство сжимается, что так же искажает портрет.
      Длиннофокусными объективами так же снимают дикую природу, спорт и всё к чему сложно подобраться. Чем выше фокусное расстояние, тем сильнее размывается фон, при прочих равных.

Искажение пропорций лица на разных фокусных расстояниях хорошо показано ниже. Обратите внимание на то, что на 200 мм пространство сильно сжимается, что снова искажает изображение лица.

Пример ниже показывает как сжимается перспектива при разных фокусных расстояниях:

Фокусное расстояние на объективе указывается для полнокадровой матрицы. На других матрицах изображение будет просто обрезано, а фокусное расстояние пересчитывается.

Например, если у вас APS-C матрица, ваш кроп-фактор будет 1,5 — 1,6х. Если формат микро 4/3, то 2х.

Пересчет фокусного расстояния даст понять насколько вы можете «приблизить объект». Но искажения никуда не денутся и 50мм в пересчете станет почти портретным фокусным 75мм, но с теми же искажениями.

Максимальная диафрагма

Это максимально возможное значение диафрагмы для данного объектива. Для зум-объективов часто указывают диапазон максимально возможной диафрагмы. Например, f/3.5-5.6 для объектива с фокусным расстоянием 18-105 мм означает, что на 18мм максимальная диафрагма будет f/3.5, а на 105мм — f/5.6.

Как вы знаете, чем меньше значение диафрагмы, тем меньше глубина резкости и тем больше размывается фон. Максимальное качество картинки все объективы показывают на средних значениях диафрагмы f/8 — f/11.

Светосила

Это показатель максимальной диафрагмы объектива и качества оптики. Чем меньше число f (например f/1.4), тем более светосильный объектив.

В светосильных объективах используется высококачественные стекла и специальные просветляющие покрытия, уменьшающие переотражения. Поэтому, светосильные объективы априори считаются очень качественными.

Ручная и автоматическая фокусировка

Большая часть объективов выпускаются с автофокусом. Исключение – объективы Carl Zeiss, Samyang и других сторонних производителей, которые выпускают не автофокусные объективы.

Старые объективы, которые можно найти в комиссионных отделах фотомагазина так же не автофокусные. Не автофокусные объективы имеют свои преимущества. Это цена и индивидуальный рисунок и боке.

Минимальная дистанция фокусировки

Тут все просто — это минимальная дистанция до объекта съемки, необходимая объективу для фокусировки. Важен один момент — это расстояние отсчитывается от матрицы камеры, на корпусе камеры эта точка отмечена.

Конструкция фокусировки

Есть два типа конструкции фокусировки объектива — внешняя и внутренняя. При внешней фокусировки, некоторые внешние части объектива могут двигаться (например выезжать вперед).

Внутренняя фокусировка означает, что при фокусировке не вращаются внешние детали объектива. Соответственно при съемке можно смело держаться за объектив, а так же использовать поляризационный фильтр, так как передний элемент объектива не вращается при фокусировке.

Диаметр резьбы для светофильтра

Эта характеристика указывается на объективе и показывает, фильтры какого диаметра можно использовать с этим объективом.

Вес

Как правило вес объектива варьируется от 400 до 800 грамм. Есть конечно более легкие фиксы 50мм весом 200 грамм и тяжелые телевики 1500 грамм.

Сам по себе вес не играет роли. Но при прочих равных лучше выбрать более легкий объектив. Опыт показывает, что в конце активного съемочного дня даже мужчина устает держать камеру с тяжелым объективом. Ну а девушка, сами понимаете, устанет еще сильнее.

Так же камеру с более легким объективом удобнее держать одной рукой, например, когда вы вторая рука занята внешней вспышкой.

Система стабилизации изображения

Стабилизатор компенсирует мелкую вибрацию при съёмке и позволяет получить резкие кадры. Это актуально для съёмки с низкой освещенностью, когда выдержка становится короткой, а так же при съёмке на длинных фокусных расстояниях — 100мм и более.

Объективы со стабилизатором дороже, но при выборе основного объектива желательно выбрать модель со стабилизатором.

Если у вас стабилизатор встроен в камеру, то как правило эффект от совместной работы двух стабилизаторов усиливается.

Разрешающая способность объектива

Этой характеристики вы не найдете в описании объектива в магазине. Но вы должны понимать что это и для чего нужно.

Разрешающая способность отражает детализацию изображения, передаваемого объективом. Измеряется в количестве линий, которое объектив может спроецировать на миллиметр матрицы (или пленки). Соответственно чем больше линий, тем более детальное изображение вы получите.

Этот параметр актуален для матриц с разрешением 40 мегапикселей и выше. Для меньшего подходят почти все относительно современные объективы.

Рисунок

Так говорят о картинке, которая получается с тем или иным объективом. У каждого объектива картинка своя и её возможно описать лишь по субъективным ощущения — резкая/не резкая, рыхлая и т.п. Так же у рисунка объективов различаются Боке.

Боке

Это рисунок, который создается объективом в зоне нерезкости. Чем больше открыта диафрагма, тем сильнее боке. Каждая модель объектива имеет свое индивидуальное боке.