Лучшие проекты конкурса «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать! Исследовательский проект по экологии "экологически грамотный потребитель".

Оксана Бородина
Исследовательская работа по экологическому воспитанию учащихся четвертого класса «Нужное из ненужного»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Алдан» .

Исследовательская работа по теме :

Выполнила : Калижникова Анастасия,

ученица 4 «Г» класса .

Руководитель : Бородина О. Н. – учитель начальных классов .

Ученые и экологи постоянно ломают голову, куда девать мусор? Но, может быть, стоит попытаться решить эту проблему с другой стороны. Не проще ли контролировать то, что попадает на свалку, чем то, что попадает со свалки в окружающую среду? Мусор можно представить себе не как что-то ненужное , а как смесь различных ценных веществ и компонентов. Большую часть твердых бытовых отходов можно использовать для создания новых оригинальных поделок, предметов декора. Человечество в обозримом будущем вряд ли обойдется совсем без свалок, но в наших силах уменьшить количество выбрасываемого мусора. Все ли то, что мы выбрасываем, является мусором? Большинство людей, совершенно не задумывается над тем, что выбрасывают… идеальный материал для творчества. Не спешите выкидывать бытовые отходы. Проявите фантазию и придумайте им применение.

Введение.

Проблема исследования .

Цель исследования .

Задачи исследования .

Гипотеза.

Этапы исследования .

Описание исследования .

Анкетирование одноклассников .

Выставка детских поделок из ненужных вещей .

Введение.

Актуальность темы : Сегодня всех беспокоит экология окружающей среды . Во многом виноват человек. Он не думает о том, что будет с нами через несколько десятков лет. Вынося из квартиры мусор, мало кто задумывается, что происходит с ним дальше. В настоящее время стало модным говорить об экологии и новых способах использования мусора. А между тем, ежедневно мы выбрасываем всевозможные коробки, пластиковые бутылки, баночки (тюбики) из-под кремов и шампуня, одноразовую посуду, старые фломастеры, газеты и т. п. Что-то пришло в негодность, что утратило ценность, что-то просто надоело или стало ненужным . Если чуть-чуть задуматься, старые, уже ненужные вещи можно не выбрасывать, а создать из них удивительные объекты, подарив отжившим свое изделиям второе дыхание. В этом заключается проблема.

Цель : показать, что ненужные вещи являются реальным материалом для создания предметов декора.

Задачи :

Овладеть элементами исследовательского метода ;

Провести анкетирование.

Показать на примере работ , как можно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды;

Способствовать развитию творческих способностей.

Объект исследования : бытовые отходы.

Методы исследования : исследовательский , справочно-информационный, анкетный опрос, творческий поиск.

Практическая значимость : данная работа поможет понять , что часть отходов можно использовать вторично, превращая привычный бытовой мусор в оригинальные предметы декора.

Для исследовательской работы мною был разработан план действий .

План :

1) Подбор и изучение материала по данной теме.

2) Сбор бросового материала.

3) Изготовление работ .

4) Написание работы и подготовка к выступлению.

Практическая значимость работы .

В результате моей работы и моих одноклассников были созданы поделки из бросового материала : игрушки и картины из дисков, поделки из пластиковых бутылок, цветы из упаковки для яиц, коврик для ванной из пакетов, подставки для канцелярии из баночек, куколки из кусочков ткани и т. д.

Основная часть.

В начале своего исследования мы познакомились с понятием ненужные вещи .

Ненужные вещи - это понятие неоднозначное. У многих из нас дома хранятся бесполезные, ненужные вроде бы вещи , но они могут обрести вторую жизнь, если им найти новое оригинальное применение и не выбрасывать их.

Для раскрытия темы исследования мы использовали метод работы с Интернет-ресурсами, где узнали, что из многих вещей делают предметы интерьера и сувениры. Так же в исследовании нам помогли книги «Умные руки» , «Мастерим с родителями» .

Работая с энциклопедиями , я узнала, что ежегодно огромное количество отходов приводит к образованию свалок. Здесь могут быть опасные и вредные для организма человека отходы. На свалке можно найти клад! Это и дерево, горы бумаги, металл, стекол и т. д. Многие отходы можно использовать в промышленности.

Проблема, куда девать мусор, возникла не вчера. В античных городах с мусором поступали просто – выбрасывали на мостовую, где он спокойно себе накапливался до какого-нибудь знаменательного события, например, военного парада. Первый известный закон, запрещающий такую практику, появился в 320 г. до н. э. в Афинах, после чего подобный опыт быстро распространился по всей Древней Греции и греческим городам-колониям.

В Древнем Риме домовладельцы были обязаны убирать улицы возле своих владений. Мусор высыпали в открытые ямы прямо за городскими стенами. С ростом населения город оказался в кольце мусорных куч; тогда и появились первые примитивные мусоровозы на лошадиной тяге, транспортирующие бытовые отходы подальше от города. После падения Рима об организованном сборе и захоронении бытовых отходов в мире забыли до 1714 г., когда каждый английский город стал, обязан иметь муниципального мусорщика.

В Америке организованный сбор мусора начался в конце XVIII столетия

в Бостоне, Нью-Йорке и в Филадельфии. С мусором в то время особенно не

церемонились. В Филадельфии, например, его, просто высыпали в реку Делавэр ниже по течению от города. В прибрежных городах захоронение мусора в океане и сейчас происходит довольно часто. Но подобный способ в корне своем порочен и чреват

отравлением водной фауны и флоры. И во многом благодаря усилиям ученых и экологических организаций , таких как Гринпис, эта практика получила осуждение во всем мире.

Мне интересно было узнать, используют ли мои одноклассники бытовой мусор . Поэтому я провела анкетирование среди одноклассников .

Проведя опрос среди 22 учеников класса , мы выяснили, что в их семьях оставляют стеклянные банки в 14 семьях (для маринования овощей и варенья, стеклянные бутылки выбрасывают все, так как у нас в городе отсутствует пункт приема стеклотары. Газеты и журналы оставляют в 14 семьях (на всякий случай, картонные коробки используют повторно в 5 семьях, использованные полиэтиленовые пакеты оставляют в 2 семьях, пластиковые бутылки и коробочки оставляют в 12 семьях (в них высаживают рассаду) .

Наименование ТБО Количество семей Предполагаемые действия

Стеклянные банки 14 Оставляют. Для консервирования.

Стеклянные бутылки 22 Выбрасывают. Т. к. нет пункта приема стеклотары.

Газеты, журналы 14 Оставляют. На всякий случай.

Картонные коробки 5 Оставляют.

Полиэтиленовые пакеты 2 Оставляют.

Пластиковые бутылки, коробочки. 12 Оставляют. Для высаживания рассады.

Опираясь на данные, приведенные в таблице, можно представить, какое количество мусора образуется ежегодно.

Поэтому мы решили сделать поделки из вещей, чтобы наглядно показать, что многим отходам можно найти новое оригинальное применение.

Заключение.

Проделав данную работу , я могу сделать вывод : в каждой семье скопилось немало старых, но еще вполне добротных вещей - одежды, посуды, мебели и другие ненужные предметы .

Но всему можно найти применение. Многие вещи можно модернизировать, улучшить и вернуть в строй, подарив им тем самым вторую жизнь.

В результате исследовательской работы мы пришла к выводу , что каждый человек может многое сделать для сохранения экологической обстановки окружающей среды. Для этого необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными .

МОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа»

Социальный проект

«Экодесант»

учащиеся 8 класса

Фотина Елена,

Кобелева Дарья,

Окулова Алена

Руководитель:

Кобелева С.А.

2013-2014 учебный год

    Введение…………………………….2

    Обоснование проекта………………3

    Цель и задачи………………………..5

    Сроки реализации и участники …...6

    Ожидаемые результаты…………….8

    Смета ………………………………..8

    Методы реализации………………...9

    Результаты проекта………………..10

    Приложение………………………..11

Введение.

Название проекта: "Экодесант"

География проекта: Пермский край, Еловский район, с.Дуброво.

Сроки реализации проекта: сентябрь – ноябрь 2013 года

Юридический адрес организации: МОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа»

618173 Пермский край, Еловский район, с.Дуброво.улица Юбилейная 1-а

Аннотация проекта.

Проект будет реализован жителями Школьной Республики и представителями Совета дела Дубровской школы под руководством Кобелевой С.А и направлен на улучшение экологической ситуации в селе Дуброво, состоит из исследовательской и практической части. Исследовательская часть связана с социологическим опросами жителей села, интервьюированием отдельных представителей местного социума, обобщением полученных материалов.

Практическая часть связана с компанией по привлечению жителей села для решения экологических проблем, с привлечением благотворительных средств на реализацию проекта.

Обоснование проекта

Человек, посмотри по сторонам: это твоя страна, твой город, твое село, твои поля, реки, озера. И, к сожалению, мусор тоже твой! Мы думаем, у каждого человека возникает внутреннее недовольство, вызванное окружающим мусором, так привычно вписанным в ландшафт лесов, скверов, парков, да и просто жилых дворов.

Малая Родина – место, где родился, где вырос и живешь. Место, о котором скучают, находясь вдали от дома и куда вновь хочется вернуться, с которым связаны добрые моменты жизни. Это тот уголок, который так дорог сердцу. И очень хочется, чтобы наша малая Родина была чистая и уютная, чтобы каждый житель мог гордиться своим селом.

В данное время в селе Дуброво в центре - серо и скучно, не хватает цветов и ярких красок. Автобусная остановка – то, что первым видит гость села, – требует косметического ремонта. Местное население не совсем бережно относится к окружающей среде, бросают мусор себе под ноги и устраивают свалки на улице.

Может, не стоит ждать какого-то доброго волшебника, который придет и наведет чистоту в нашем селе, а попробовать хоть что-нибудь самим сделать для этого?

Но только говорить о данной проблеме мало, от этого не становится вокруг чище. Эту проблему нужно решать практическими действиями. Настало время придать этому процессу чёткую форму и организацию.

И пришла нам такая идея – привлечь местные власти и население села к решению этой проблемы. Мы сделаем это сами. А для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь, мы решили подойти к делу по-взрослому. Мы разработаем самый настоящий проект.

Нам предстоит проанализировать ситуацию загрязнения в селе, вести пропаганду среди учеников нашей школы, привлечь внимание всех жителей задуматься над проблемой мусора в село Дуброво. Мы считаем, что общими усилиями можно если не решить всю проблему, то хотя бы сдвинуть ее с мертвой точки.

Проблемы:

1. Загрязнение бытовыми отходами центра села.

2. Отсутствие экологической культуры у населения

У нас возникла идея организовать жителей Школьной Республики и жителей села на решение части экологических проблем. Свою работу мы решили вести в трех направлениях:

1) Просветительская деятельность среди учащихся, жителей села, направленная на осознание ими проблемы бытового загрязнения;

2) Активизация действий Администрации села;

3) Практическая деятельность по охране природы.

Цель: Очистить улицы и центральную площадь села Дуброво от бытовых отходов и покрасить остановку.

Задачи:

    Проведение ряда мероприятий, направленных на очистку, и приведение в порядок территории центра села:

    Опрос жителей села,

    Выпуск листовок и агитплакатов,

    Покраска остановки,

    Уборка мусора около остановки

    Привлечение общественности (родителей, жителей села, учащихся школы)

    Выступление на общешкольной линейке о результатах работы

Сроки реализации проекта.

Т.к данная идея была предложена на первом заседании Совета дела, посвященном Году Экологии, было принято решение не откладывать доброе дело и назначить сроки: Сентябрь – ноябрь 2013 года

План реализации проекта

Мероприятие

ответственные

Имеющиеся ресурсы

Недостающие ресурсы

Составить анкету для жителей села с целью выяснить отношение к экологическим проблемам села

Кобелева Дарья

Компьютер

Опросить жителей села и получить результат

Кобелева С.А..

Уч-ся 7 кл

Организовать учащихся школы, родителей и жителей села на экологическую акцию «Чистое село»

Еловикова С.Б.- учитель биологии

Кобелева С.А.- организатор

Лозинская Л.В.- глава поселения

Мусорные мешки

Ватман для объявления

транспорт

Сфотографировать проблемные территории села с точки зрения экологии /центр села, свалки, мусор около домов, автобусную остановку/

02.09. по 27.10.13

Окулова Алена

цифровой фотоаппарат

Подготовить презентацию

о реализации проекта

18.10. по 19.11.13

Фотина Елена

Подготовить выступление агитбригады «Экодесант» и выступить перед учащимися школы

Окулова Яна

Пастухов Д.А.

Провести в школе конкурс рисунков плакатов «Природа села в опасности»

Кобелева С.А-учитель ИЗО

Ватманы, альбомные листы

Разработка эскизов для покраски остановки и тематические листовки

Татаркина Диана

Покраска автобусной остановки

Инициативная группа 7 класса

Краска, кисти, кювета, валик, емкости для смешивания краски

краски, колер

Распространение листовок и агитационной информации на досках объявлений

Уч-ся 7 кл

Файлы, кнопки

Участники проекта:

1. Учащиеся МОУ «Дубровская СОШ».

2. Педагогический коллектив МОУ «Дубровская СОШ».

3. Администрация Дубровского сельского поселения.

4. Жители села Дуброво.

Ожидаемые результаты

Осознание значимости проблемы и улучшение эстетического и экологического состояния села.

Осознанное повышение экологической культуры школьников и жителей села.

Выступление агитбригады смогут посмотреть не менее 120 учащихся и жителей села.

Смета проекта.

1. Для печати листовок - Бумага (белая и цветная) для принтера – 1 пачка (150-00 руб.)

3. Ватман - 5 шт. по 15 руб. (75 руб.)

    Канцелярские принадлежности (кнопки, файлы, маркеры, простые карандаши) – 100-00 руб.

    Водоэмульсионная краска 7 литров (460 руб.)

    Колер 2 шт. по 30 руб. (60 руб.)

Итого: 1095 рублей за счет родительских средств

2. Методы реализации

С целью привлечения внимания учащихся, их родителей, жителей села к проблеме бытового загрязнения и активизации их действий на исправление данной ситуации мы выбрали следующие методы:

    Акция «Чистое село»/уборка территории центра села и остановки /приложение 4/

    Беседы с учащимися о проблеме загрязнения села

    Метод наблюдения

    Размещение в общественных местах села плакатов, призывающих жителей к наведению порядка на своих улицах, возле своих домов; /приложение 4/

    Творчества (покраска остановки, конкурс рисунков «Природа села в опасности», агитвыступление на общешкольной линейке

/ приложение 2)

    Анкетирование жителей села «Родному селу чистоту и порядок» /приложение 1/

    Сотрудничество с администрацией села

    Использование ИКТ- технологий /создание презентации о реализации проекта/

Результаты проекта:

Красивая, ухоженная остановка села Дуброво.

Чистая от бытовых отходов территория центра села

Выступление агитбригады посмотрели не менее 120 учащихся

В школьном конкурсе рисунков приняли участие 70% учащихся ребят начальной школы

Распространили 45 тематических листовок среди населения

Провели акцию «Чистое село»

Передали предложения и пожелания от жителей села Совету депутатов

Подготовили презентацию о реализации проекта

Привлекли общественность к участию

Перспективность проекта.

Для дальнейшего развития проекта «Экодесант» планируется следовать по следующим направлениям:

1. Обновлять информационные плакаты, побуждающие односельчан к поддержанию чистоты в селе.

2. Ежегодно проводить субботники, акции и беседы с учащимися о чистоте родного села.

В этом учебном году работа по данному направлению продолжается/приложение 5/.

В сентябре жители Школьной Республики поучаствовали в общероссийской акции «Зеленая Россия – 2014», ребятами – старшеклассниками были привезены в школу саженцы, которые затем были посажены около Дома Досуга в центре села Дуброво. Всего было посажено 20 кленов, 10 рябинок и 10 елей. Ребята начальных и средних классов поучаствовали в акции «Чистое село», собрали мусор в центре села, на стадионе, на обочине дорог вдоль улиц.

Надеемся, что наше село будет красивым, зеленым, а самое главное – чистым! Встретим весну 2015 года и Великую Победу в чистом селе!

Приложение 1

Анкета «Родному селу – чистоту и порядок!»

    Кто больше сорит на улицах?

    «Считаете ли Вы экологическую безопасность (чистота воздуха, воды, почвы) главным в жизни?».

Ваши пожелания, предложения или просьба.

Результаты анкетирования из 29 респондентов

      Считаете ли Вы село Дуброво чистым?

      Кто больше сорит на улицах?

Дети, жители, все, молодежь, алкоголики, взрослые

    Что является причиной загрязнения села?

Горелые дома, невоспитанность, несвоевременность уборки мусора, безответственность, бесконтрольность, бескультурость людей, бытовой мусор, нескошенная трава

    Что нужно предпринять, чтобы сделать село чистым?

Развивать чистолюбие, своевременно вывозить отходы и мусор, вести пропаганду и перевоспитывать жителей, не мусорить

    Считаете ли Вы экологическую безопасность (чистота воздуха, воды, почвы) главным в жизни? Да-27, нет- 1, незнаю-1

Ваши пожелания, предложения или просьба:

      Убираться возле домов

      Работать всем по совести /обращение к депутатам/

      Вести нормальный образ жизни

      Любить свое село, украшать его

      Прибирать за собой

      Организовать вывоз отходов и мусора по заявкам жителей

      Установить больше урн и контейнеров в центре села

      Не выбрасывать мусор из машин

      Посадить деревья, разбить парк

Все пожелания и предложения были переданы Еловиковой С.Б.- учителю биологии и химии, члену Совета депутатов Дубровского сельского поселения.

Приложение 2

Итоги проекта учащиеся представили на общешкольной линейке творческим выступлением, автор слов которого стал учитель математики Пастухов Д.А.

Что такое «экос»? Это дом,
Что такое «логос»? Это знание.
Значит экология – знание о том,
как не уничтожить Жизни здание.

Нашей «жизни здание» - тоже дом.
Дом, где мы растем, взрослеем, любим.
Значит, позаботиться надо нам о нем!
Как заботиться? Мы с вами здесь обсудим.

Важно все – опрятность, чистота;
часто «по-одежке» нас встречают.
Как магнит нас манит красота,
в мире все прекрасно это знают.

Думаем, что каждое село
видят, начиная с остановки.
Значит, время действовать пришло;
красим остановку, вместе, ловко.

Нужно и дубровцев расспросить,
как улучшить жизнь в родном селе?
Что по силам нам? И в чем просить
компетентной помощи властей?

Нам по силам мусор не бросать;
в центре, в школе, дома, у дорог…
Если насорили, то – прибрать!
Чистота – здоровия залог.

Власти могут многое решить:
больше урн в общественных местах,
мусор нужно чаще вывозить,

нужно, чтоб порядок нормой стал.

Самых чистоплотных – награждать.
И грязнуль пусть тоже знают люди…
Можно «чистоты десант» создать,
и тогда, жизнь лучше точно будет!

И еще, пусть наши малыши
поступают так, как в школе учат.
В этом есть начало дел больших.
Лучших граждан так страна получит.

Нужно, чтоб велением Души
стало устремленье к чистоте;
так мы шаг огромный совершим
к Истине, Добру и Красоте!

Приложение 3

Листовки для агитации населения


«Наше село не мусорная свалка»,

«Мы хотим жить в чистом селе»

Приложение 4 Приложение 5





Приложение 3

МОУ « Дубровская средняя общеобразовательная школа»

ЧИСТОЕ СЕЛО, ЧИСТАЯ ПЛАНЕТА, ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ

В Тихом океане находится большое .

"пластиковое пятно" глубиной 45 метров,

по площади равное территории США.

Точных данных о "пятне" нет, никто его

не исследовал . Потому что океан - ничей…

А такие свалки рядом с нами.

И они НАШИ !!!

Мусор-это серьёзно.

Для естественной переработки отбросов требуются долгие годы и даже столетия;

Стеклянные бутылки - 1 миллион лет;

Консервные банки -50-80 лет (закопаете под сливой- 2-3 года);

Резиновые подошвы ботинок -50-40 лет;

Кожи -50 лет;

Изделия из нейлона -30-40 лет;

Пластмасса - 700 – 800 лет;

Полиэтиленового пакета -10-20 лет;

Окурка -1-5 лет;

Шерстяного носка -1-5 лет;

Апельсиновой или банановой кожуры -2-5 недель.

ДО… И ПОСЛЕ…


В нашем районе свалки занимают огромные площади вокруг и в самих населённых пунктах.

Вред свалок ОГРОМЕН!

Разлагающиеся отходы проникают в подземные воды, развеиваются ветрами и тем самым наносят ущерб окружающей среде и здоровью человека.

Мы, учащиеся Дубровской школы, знаем и понимаем опасность, которую приносят свалки и не бездействуем!

Возможно, увидев, как ребята убирают свалки (в селе), может и у вас появится желание навести порядок в своем дворе, на своей улице и вокруг своего села!

НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА ПРИХОДИТСЯ

ОТ 150 ДО 600 КГ МУСОРА В ГОД!

ЕСЛИ КОЛИЧЕСТВО МУСОРА

БУДЕТ ТАК ЖЕ РАСТИ,

ЧТО БУДЕТ С ПЛАНЕТОЙ???

ВСЁ В НАШИХ РУКАХ!!!

Друзья! Односельчане! Дубровцы!

Много экзотики в мире:

Египет, Канары, Мальдивы,

Но дом наш в деревне родимой.

Чистой, уютной, красивой!

Пожалуйста,

не сорите на улицах!

Учащиеся 7 класса

Подростковая проектная деятельность – это такая деятельность, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества.

Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель, задачи, действия, операции.

Деятельность учащихся можно рассматривать в 2 этапа: трудовую и учебную. На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором – приобретённые знания, умения и навыки выступают средством выполнения деятельности, а также учащиеся здесь получают новые знания.

В процессе выполнения творческих проектов – целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта.

Современный этап развития образования в нашей стране можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно ориентированному подходу, отражающему концепцию гуманистической педагогики, культуросообразному типу обучения.

Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умения работать с информацией.

Поворот к новому подходу в обучении связан с изменившимся общественно-экономическими условиями и с новыми задачами в системе образования. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его мышления, чувства ответственности. Ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.

Переход на другой метод в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий. Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому я обратилась к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, который является сегодня достаточно современным.

Вот уже несколько лет я применяю творческие проекты во внеклассной деятельности с учащимися по вопросам экологии. Учитываю общеизвестные принципы экологического образования: междисциплинарность, интегративность, непрерывность, краеведческий подход к изучению и решению экологических проблем, единство интеллектуального восприятия окружающей среды.

При проведении занятий использую различные формы экологического обучения:

  1. Решение проблем – постановка перед детьми реальных жизненных ситуаций для последующего их разрешения.
  2. Моделирование – введение ученика в ситуации реального опыта.
  3. Экспертиза – изучение части материала, исследование.
  4. Мониторинг – наблюдение за живыми объектами.
  5. Работа с научно-популярной литературой.
  6. Практическая работа – использование знаний, умений и навыков учащимися для разработки собственного проекта.

Именно работа над проектами является основной формой организации экологически ориентированной деятельности школьников на внеклассных занятиях по экологии.

В ходе выполнения проектов ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения по решению того или иного вопроса. Моя роль как учителя строится на принципах сотрудничества и включает: консультирование учащихся (групп) на всех этапах проектов; привлечение родителей, общественных организаций (больница, метеостанция, ООО «Северный», администрация села) к проектной деятельности детей; участие в организации презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей.

На вводных занятиях кружка я знакомлю учащихся с понятием «проект», с технологией проектирования, обсуждаем алгоритм проектирования.

Творческое проектирование осуществляется в процессе коллективной творческой деятельности. Учащиеся, работая в малых группах, анализируют литературу, выявляют проблемы, противоречия и предлагают решения на уровне гипотезы. Распределение ролей между членами малой группы обеспечивает слаженную работу и хороший конечный результат, так как, во-первых, каждый учащийся отвечает за определенную часть и всю работу в целом; во-вторых, материал при обсуждении рассматривается под разным углом зрения; в-третьих, члены малой группы учатся деловому общению, взаимодействию.

Тему проектов учащиеся выбирают сами, исходя из тех проблем, на их взгляд наиболее актуальных, требуют немедленного решения. Вот несколько тем проектов, которые предложили для решения сами учащиеся:

  1. «Село без свалок».
  2. «Здоровье человека и окружающая среда».
  3. «Озеленение села».
  4. «Урожай растим мы сами».

В качестве примера приведу проект «Село без свалок», реализованный учащимися 6-8 классов, посещающих внеклассные занятия в течение одного учебного года.

Работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.

Алгоритм проектирования:

– актуальность проекта, постановка цели, задач;
– анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
– создание новой системы, свободной от проблем исходной системы;
– оценка проекта (практическая проверка);
– последствие – устранение недостатков в проекте, оформление.

Актуальность, постановка цели, задач.

Актуальность. На территории нашего села ежегодно появляются новые свалки, кучи мусора, состоящие из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Мусор выбрасывают местные жители и в ближайший от села лес, где когда-то были прекрасные ягодные и грибные места, текут лесные ручьи. Такие участки леса уже нельзя назвать естественной экосистемой. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почв, воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяются климатические условия (температура, влажность, что приводит к обострению экологической ситуации), животные все реже посещают такие участки леса. Привычные места отдыха превращаются в опасную зону и для человека. Человечество в процессе жизнедеятельности безусловно влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе. Ниже мы рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую среду – проблему бытовых отходов.

Цель: изучение влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека.

  1. Показать разнообразие бытового и строительного мусора, встречающегося на сельских свалках; его влияние на окружающую среду.
  2. Определить проблемы утилизации мусора;
  3. Как решить проблему мусорных свалок в нашем селе
  4. Социологическое исследование населения;

Объект: загрязнения окружающей среды бытовым мусором

Предмет: мусорные («партизанские») свалки в селе

Проблема: увеличение количества мусора в окрестностях села Мутный Материк может привести в ухудшению здоровья и жизни населения и к отрицательному влиянию на окружающую природу.

Наша школа находится на окраине села. Рядом со школой начинается лес, который мы посещаем во время экскурсий, ходим в походы на лыжах, летом -за грибами и ягодами. И очень печально видеть, как то там, то здесь появляются «партизанские» свалки, хотя действует сельская санкционированная свалка, хорошо оборудованные дороги к ней позволяют вывозить мусор на любом виде транспорта.

На первом этапе нашего проекта всем было дано задание собрать как можно больше информации о мусорных свалках, их вредном воздействии на среду обитания всего живого. Активны были все, материала оказалось много, каждый подготовил небольшое выступление. Небольшие выдержки я приведу для примера:

««Армии самых страшных врагов» собираются в полной тишине, и никто не следит за их опасной силой. Эти места называются свалками, имя этих врагов– отходы. Отходы. Это всё то, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Это выхлопные газы автомобилей, промышленные и бытовые нечистоты, льющиеся в реки; дым и газы из труб.

Мы с детства привыкли, что чистота – залог здоровья! И нам трудно представить, во что превратились бы наши города, если бы мусор не вывозился ежедневно.

Ежегодно каждый человек в развитом государстве выбрасывает 10 кг мусора.

На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100–400 кг мусора.

Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10–15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5м. Только площадь в Москве = 40 га (ежегодно) под свалки, крупнейшая в мире городская свалка – в г.Нью-Йорке, круглосуточно 22 тыс.т мусора ежедневно.

Пример: Для разложения стеклянной бутылки, требуется 200 лет, бумага – 2-3 года, изделия из ткани – 2–3 года, деревянные изделия – несколько десятков лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет,пластмасса – 500 лет.

Но есть выход: создание заводов по переработке мусора. В Москве их 3.

Около Гамбурга – завод (сырьё– мусор из города) является электростанцией – даёт энергию и пар.

Во Франции среди жилых кварталов, мусоросжигательный завод – для экономии энергии и топлива.

Безвозвратно гибнут тысячи живых организмов, чья жизнь в сложном переплетении и соседстве друг с другом связана с жизнью лесов. А вместе с их уничтожением и гибнут их обитатели. За последние 300 лет по вине человека вымерло около 150 видов животных.

Статистика такова: в начале прошлого века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий. Похожее положение с растениями. Потеря генетического фонда живой природы – потеря громадная, потеря навсегда».

Мы убедились, что биосфера серьёзно больна. Её поразило вмешательство человека– люди! Давно пора понять, что не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать, кристальная вода – чтобы пить, вся Природа – чтобы жить.

На следующем этапе учащиеся поделились как они могут решить данную проблему, какие использовать методы и подходы. Для эффективного изучения данной проблемы участники проекта разделились на группы: гидрологи – будут изучать состав воды (по готовым анализам из Санэпидем станции г.Усинска); социологи – проведут опрос населения и проанализируют состояние здоровья наших школьников по итогам ежегодных медосмотров, «паспортисты» – займутся паспортизацией свалок и проведут практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи».

В каждой группе ребята равномерно распределили роли, каждый отвечал за свою часть работы.

Группа «паспортистов» подсчитали количество небольших мусорных свалок, размером 2–10 квадратных метров. В нашем селе и на окраине их 10. За селом, на заброшенном поле находится большая мусорная свалка, размером около 20 кв. метров, куда много лет население вывозили мусор. Через эту свалку протекал ручей, впадая в реку Печора, вся грязь попадала в реку. Ежегодно эту свалку чистили, но несознательные люди сваливали мусор около дороги. . Вода контактирует с мусором, а потом попадает в речку, в которой купаются, берут воду для домашних нужд, в том числе для питья.

Что бы определить состав мусора участники проекта посетили 8 из 10 свалок и заполнили «паспорт» на каждую (Приложение 3 )

Проведение паспортизации свалок позволило выяснить, что большую часть мусора составляют предметы из пластмассы (70%) , на втором месте стеклянные и жестяные предметы (25%), и на третьем месте деревянные и бумажные (5%).

Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов.

В результате обсуждения ребята предложили наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов. Красочно оформили плакат– листовку для школьного пресс-центра, где обнародовали итоги паспортизации свалок и как можно использовать мусор с пользой – часть отходов из пластмассы использовать для обустройства цветника, создать различные поделки, кормушки для птиц и т.д.; стеклотару по возможности сдать в приемный пункт; одежду в хорошем состоянии, которая уже не носится, отдать нуждающимся; книги, журналы сдать в библиотеку; старые игрушки отдать в детский сад.

Каждый участник проекта выполнил практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи» (Приложение 1 ), результаты получились следующими: за неделю в каждой семье накапливается примерно от 5 до 10 кг отходов. На первом месте оказались пищевые отходы, на втором пластмасса, на третьем стекло.

Гидрологи сравнили анализы питьевой воды за 4 года и выяснили, что исследованные пробы воды не соответствуют СанПИНу. Окисляемость воды превышает норму в 2 раза, показатели азота превышают норму тоже в 2 раза (3,07 мг/л), железо превышает в 5 раз (1,56 мг/л). Некачественная вода – это показатель экологического неблагополучия, свалки вблизи колонок, колодцев, ручьев оказывают отрицательное влияние на состав воды – это отражается и на здоровье населения. Данные медосмотров школьников за 3 года подтверждает, что больных детей становиться больше. Так например, детей с кожными заболеваниями увеличилось в двое, с желудочно-кишечными заболеваниями выросло в три раза, больных с органами дыхания увеличилось на 6 человек.

На 3 этапе проекта все проведенные исследования мы совместно обсудили, дополнили выводами предложениями. После обсуждений мы выбрали из большого количества предложений, наиболее приемлемые и выдвинули пути решения:

Пути решения проблем мусорного загрязнения:

  1. Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находится за пределами села, не в водоносной зоне).
  2. Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах села и его окрестностях (силами молодежи и подростков)
  3. Контроль со стороны Администрации села за процессом вывоза мусора населением в установленное место.
  4. Установка штрафов за нарушения.
  5. Установить контейнеров или прицепов под мусор и регулярный его вывоз.
  6. Вывесить плакаты с природоохранной темой в лесу, в местах возможного появления свалок (силами школьников).

С целью пропаганды экологических знаний для учащихся 5–6 классов была проведена экологическая игра «Экодром» (Приложение 4 ).

На 4 этапе учащиеся окончательно оформили свои результаты проектных исследований в виде презентации, с которой успешно выступили на школьной практической конференции. (Приложение 5 ).

Заключение

В ходе выполнения проектной деятельности учащиеся испытывали трудности при оценивании проекта, поэтому мы приглашаем на такие обсуждения специалистов разных областей, например медработника участковой больницы, санфельшера, управляющего лесхозом и др., учителей-предметников, просим их проконсультировать по тем или иным вопросам.

Тем не менее, проектная форма всегда вызывает у детей интерес, потому что благодаря такой деятельности они могут проявить свою самостоятельность и потребность в самореализации. Они никогда не останутся равнодушными к проблемам окружающих их людей, природы.

Условия жизни и цивилизованные изменения формируют у современных подростков потребности, установки, ожидания и интересы. В ходе проектной деятельности они получают определенный опыт и навыки работы, которые им пригодятся на реальных рабочих местах.

Итоги проектной деятельности учащихся я широко применяю на уроках географии и биологии.

Паспортизация свалок

Акция «Зеленый лес»

Вторая жизнь бытовых отходов (кормушки для птиц)

Литература:

  1. Безрукова В.С
. Проективная педагогика. – Екатеринбург.: Деловая книга, 1996. – 344 с.
  • Загвязинский В.И., Поташник М.М
  • . Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004.
  • Дахин А.Н
  • . Эффективность педагогического моделирования.
  • Джонс Дж. К
  • . Методы проектирования. / Изд. Второе, дополнительное. Пер. с англ. Бурмистровой Т.П., Фриденберга И.В. Под редакцией д-ра психол. наук Венды В.Ф., канд. психол. наук Мунипова В.М. / – М.: Мир, 1986. – 326 с.
  • Журналы «Биология в школе», №3, 5, 6. 2007.
  • «Сельская школа», «Школьные технологии»2008-2010.
  • «Народное образование»№2 2005, №4 2005.
    1. Информационная справка.

    1.Тема представляемой работы.

    «Организация исследовательской работы учащихся начальной школы. Проект «Зелёный мир».

      Обоснование актуальности проблемы.

    В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на земле.

    Картины природы - сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребёнка, и его значение невозможно переоценить.

    Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

    Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

    Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

    Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

      Теоретическая база опыта.

    Цель: путём развития экологической грамотности учить детей экологически целесообразному образу жизни, способствовать накоплению экологических знаний, приобретению ими умений и навыков общения с природой, расширению индивидуального экологического пространства.

    Задачи:

    Обучающие:

      формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека;

      формирование исследовательских навыков.

    Развивающие:

      развитие экологической грамотности учащихся;

      развитие основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

      развитие творческого воображения, познавательных способностей детей;

      развитие способностей устанавливать причинно-следственные, вероятностные связи, анализировать последствия экологических ситуаций.

    Воспитательные:

      формирование высокого уровня экологической культуры учащихся;

      воспитывать личную ответственность за собственные поступки и за происходящее вокруг;

      формирование культуры поведения в природе;

      воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

      прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;

      воспитывать необходимость рационально относиться к компонентам живой и неживой природы.

      Блоки реализации проекта:

      Познавательный: уроки, викторины, конкурсы и т.д. (перспективный план, рабочая программа).

      Практический : высадка семян, уход за растениями (фото, презентация) Приложение 1. Приложение 2.

      Консультационный : работа с родителями (темы бесед).

      Аналитический: анализ полученных результатов, коррекция работы (диагностики, аналитические справки).

      Технологическая схема проекта.

      Познавательный (в течение года):

    Перспективный план на 2016- 2017 учебный год.

    Наименование раздела

    Введение в

    Экологию

    1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»?

    Беседа «Экологическая ситуация в городе»

    Игра «Почемучки»

    2. Веселое путешествие в природу

    Экскурсия на берег реки Уборка мусора.

    3.Практич. занятие. Творческая мастерская

    Изготовление поделок из природного материала.

    4.Я и мир вокруг

    Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа»

    5.Наша планета.

    Беседа. Чтение условных обозначений на карте, глобусе. Презентация «Планета Земля»

    6. Природа и искусство

    Знакомство с творчеством художников, музыкантов

    7.Отношение человека к природе

    Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним город чистым!»

    8.Экологическая безопасность.

    Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа»

    Молчаливые соседи

    1. Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?

    Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».

    2 Породы собак.

    Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

    3. Породы кошек.

    Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

    4. Чем питаются домашние животные?

    Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей на основе наблюдений.

    5. Как ухаживать за своим питомцем?

    Рассказ-описание «Мой любимец»

    Пернатые друзья

    1.Прогулка в парк «Мы – друзья птиц».

    Наблюдение за птицами.

    О чем шепчут деревья

    2.Перелетные птицы.

    Беседа «Почему птицы улетают?» Экологическая игра «Найди зимующих птиц»

    3. Экологическая акция «Поможем птицам!»

    Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки»

    4.Прогулка в парк.

    «Операция «Подкормка»»

    5.Художественное слово о птицах

    Разучивание стихов, загадок о птицах.

    6. Праздник «Птицы-наши друзья»

    Праздник проводится в рамках недели природоведения.

    1. Этажи леса.

    Беседа. Знакомство с разными видами растений.

    2. Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»

    Наблюдение за деревьями

    2. Сезонные изменения у растений.

    Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов.

    3.Мы – художники.

    Рисование дерева в разные времена года

    4. Загадки леса

    Викторина о лесе.

    Загадки животного мира

    1. Экскурсия в музей

    Наблюдения «Внешний вид животных»

    2. Экскурсия на выставку экзотических животных

    Наблюдения за поведением животных, живущих в теплых странах.

    3.Любопытные факты о живой природе

    Интересные сведения о жизни муравьев.

    4.Природа – наш общий дом

    Беседа. Дидактическая игра «Город, в котором хотелось бы жить»

    Секреты неживой природы

    1.Времена года.

    Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы»

    2. Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.

    Беседа. Проведение опыта со льдом, снегом, водой. Экологическая акция «Гололед»

    Оранжерея на окне

    1. Экскурсия в школьный кабинет биологии и ботаники

    Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями.

    2. Любители света и тени, влаги и тепла.

    Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа.

    3.Огород на окне

    Беседа. Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа.

    4.Исследовательская работа «Влияние света, тепла и воды на рост и развитие овощей»

    Консультация. Подбор литературы. Посадка лука, укропа, салата в классе. Уход за ними.

    Человек – часть живой природы

    1. Люди разные нужны, люди всякие важны.

    Знакомство с профессиями людей.

    2. Выращивание лука в домашних условиях.

    3.Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»

    Знакомство с условиями проведения исследования. Правила оформления своих исследований.

    4. Человек! Будь природе другом!

    Брейн-ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини-плакатов об охране природы.

    5. Вредные привычки.

    Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения».

    Охрана природы.

    1. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»

    Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в краеведческий музей.

    2.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

    Выставка рисунков, плакатов, поделок.

    Досуговые мероприятия

    1. Акция «Всемирные дни наблюдения птиц»

    Викторина с экологическими заданиями.

    2. Посвящение в экологи.

    Викторина с экологическими заданиями

    3. «Зимняя прогулка»

    Игра-путешествие по станциям «В гостях у Непоседушки», «Вечный лес», «Снежная азбука», «Трудимся зимой»

    4. Игра «Думай, отвечай»

    Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки.

    5. «Будь здоров!»

    Игра-путешествие по городу Здоровейску.

    КВН «Знатоки птиц!» Выставка поделок из пластилина и бросового материала.

    8. Праздник друзей природы

    Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.

    9. Экологический проект «Я садовником родился»

    Посадка рассады цветов в школьном дворе.

      Консультационный ( 1 раз в четверть):

      знакомство родителей с проектом.

      результаты диагностики, перспектива работы;

      первые результаты, первые успехи;

      подведение итогов проекта, практическое занятие «Я садовником родился».

      Аналитический (по ходу реализации проекта):

    Критерии

    Показатели

    Способ отслеживания

    Создать условия для развития потребности общения с природой

    Умение наблюдать за ростом растений, деревьев, кустарников, ухаживать за комнатными растениями;

    Умение ухаживать за домашними животными;

    Представления о периодах ухудшения экологической обстановки в реальной жизни.

    Наблюдения

    Трудовые поручения

    Анкетирование

    Сформированность бережного отношения к богатствам природы

    Знания бережного ухода за растениями, деревьями, кустарниками;

    Практические занятия

    Диагностика

    Сформированность навыков экологически правильного поведения в природе

    Владение правилами поведения в природе;

    Экскурсии

    Разработка памяток

    Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников, их любознательность и пытливость, приобщение к чтению дополнительной литературы

    Проявление познавательной активности, любознательности, пытливости;

    Представления об окружающей природе;

    Способность оценивать результат творческой деятельности человека;

    Умения заниматься исследованием, проводить опыты Участие в исследовательской работе

    Практические занятия

    Индивидуальные поручения

    Свободная деятельность детей

    Сформированность потребности ухаживать за комнатными растениями и домашними животными, помогать растениям и животным, попавшим в беду.

    Ответственное отношение к растениям и домашним животным

    Умения заботиться о природе и ее сохранности;

    Способность создавать условия, необходимые для

    жизни растений (свет, тепло, влага)

    Ответственность за свои поступки

    Практические занятия

    Y . Результативность. Результаты диагностики, подтверждающие эффективность инновации.

      Отношение к делу.

      Волевые качества


      Отношение к себе

    YIII. Этапы реализации проекта.

    Название этапа

    Задачи этапа

    Сроки выполнения

    1.Подготовительный

      Планирование деятельности и определение целей, задач;

      Изучение эколого-педагогической литературы;

      Составление плана – программы опытно-экспериментальной работы;

      Планирование этапов деятельности по созданию экологической работы в классе;

      Подготовка и проведение первичной диагностики уровня развития исследуемых параметров.

    Август – сентябрь

    2. Основной

      Эколого-педагогическое консультирование со специалистами;

      Определение оптимального расположения растений в помещении, сбор необходимого материала для организации «Огорода на окне» (горшки, земля, орудия труда и т.д.);

      Эколого-педагогическая работа с родителями учащихся;

      Пересадка с грядок петрушки;

      Изготовление поделок из овощей;

      Ярмарка овощей, выращенных на огороде;

      Изготовление чесночных амулетов для профилактики простудных заболеваний;

      Посадка лука на перо;

      Посев укропа;

      Посев салата.

    Сентябрь

      «Зелёная аптека» на окне;

      Посадка луковиц гиацинта для подарка маме;

      Городской литературный конкурс «Да святится имя твоё»

      Пересадка комнатных растений (отделяют «деток», делят на части разросшиеся корневища);

      Посев цветочных семян: бархатцев, астр, ноготков для выращивания рассады;

      Проведение уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов по теме проекта;

      книжки-малышки по теме «Кто такие кошки?»

      газета «Если хочешь быть здоров», «Дневник здоровья»

      исследования по темам «Откуда берется и куда девается мусор», «От чего зависит правильная осанка», «Витамины», «Герои моего народа»

      Проведение второй диагностики, с целью получения промежуточных результатов и корректировки дальнейшей деятельности.

    3.Заключительный

      Акция «Я садовником родился»

      Высадка рассады в грунт;

      Проведение заключительной диагностики;

      Сравнительный анализ полученных результатов, подведение итогов проекта.

    Май - июнь

      Планируемые результаты.

    Воспитанники должны знать:

      Основы экологической культуры.

      Некоторые особенности природы своего края.

      Основные признаки времен года.

      Значение природы для человека.

      Группы растений и животных.

      Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

      Правила поведения в природе.

      Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

    Воспитанники должны уметь:

      Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

      Выполнять правила личной гигиены.

      Различать изученные растения, животных.

      Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

      Подкармливать птиц в простейших кормушках.

      Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

      Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

      Практический (фото)

      Использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) при реализации проекта.

    Наименование ИКТ

    Интернет

    Поиск материала для проведения занятий; знакомство с методическими новинками; получение информации о проводимых мероприятиях; обмен статьями и другой информацией.

    Мультимедиа

    Пользование Интернетом; оформление документации, наглядной информации в группе, печать статей и выступлений; подготовка презентаций.

    XIY . Информационные ресурсы:

    Для педагога:

      Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии// Начальная школа. № 6. – 2005.-С.44.

      М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

      Журнал «Завуч начальной школы» 2005-2010 г.

      Михайлова Г.Н Метод проектного обучения на уроках труда.// Начальная школа. № 4.- 2005.-С 68.

      Новолодская Е. Г., Яковлева С. Н. Реализация творческих проектов при изучении природоведения// Начальная школа мотивации обучения учащихся// Начальная школа. № 9.- 2008 –С.34.. №1. -2008.-С. 94.

      Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

      Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

      Цыварёва М. А. Метод проектов во внеклассной работе по математике//Начальная школа. №7.- 2004. – С. 45.

      Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения

    Для воспитанников:

      Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.

      Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

      Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.

      Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 2005.

      Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 2009

      http://www.ped-sovet.ru/

      http://www.school.edu.ru/

      http://www.nature-home.ru/

      http://www.delaysam.ru