Матренин дом краткое. Матрёнин двор

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна .

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» - Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

/ / «Матренин двор»

Рассказ «Матренин двор» Александра Солженицына – яркое изображение патриархального уклада русской деревни. Написан он в 1963 году.

Во введении автор сообщает читателю, что даже спустя 6 месяцев после событий, описанных в рассказе, поезд, следуя из Москвы, притормаживал на 184 километре. Причина известна только самому рассказчику, ну и, конечно, машинисту, который замедлял там ход.

Рассказ «Матренин двор» состоит из нескольких частей. Рассмотрим содержание каждой.

Рассказчик – учитель математики в поселковой школе. Из его биографии известны следующие факты: воевал в Азии, 10 лет отсидел в лагерях, а только после этого вернулся на родину.

В бараке он жить не хотел, поэтому искал, у кого можно снять жилье, хотя бы просто угол. Так он и попал в избу Матрены Васильевны Григорьевой, старой и одинокой женщины.

Вот как описывает рассказчик свое новое жилье: изба крепкая и просторная, рассчитана на большую семью. Правда, немного темновата. На окнах – неизменные фикусы, их хозяйка очень любила. Дом был полон живности: кошка, мыши, тараканы.

Матрена Васильевна болела, как-никак уже 60 лет, а вот инвалидности добиться не могла. Пенсию она тоже не получала. Продолжала работать в колхозе, но зарплату не платили, ставили трудодни.

Питались они с учителем-постояльцем совсем бедно: картошкой и кашей, сваренной из дешевой крупы.

Топливо жители поселка Тальново воровали в тресте, за что могли наказать, вплоть до лишения свободы. Велась добыча торфа, но селянам его не продавали.

Матрене приходилось очень нелегко. Ее повседневные заботы заключались в том, чтобы добыть торфа или сухих пеньков на растопку, а для козы сена, набрать брусники, собрать справки для пенсии. Правда, этот год выдался более удачным. Матрена Васильевна стала чувствовать себя лучше, болезнь будто немного отошла, за квартиранта-учителя ей назначили пенсию, пусть и мизерную, но все же. Простая русская женщина была уже счастлива тем, что купила новые валенки и телогрейку, а из старой шинели сшила пальто. Такой предстает перед читателями первая часть рассказа «Матренин двор».

В начале же второй части, однажды вернувшись домой, учитель застает в избе Фаддея Григорьева. Этот бородатый старик пожаловал к нему с визитом. Пришел просить за сына, который не успевал по математике.

Учитель узнал всю историю, связывающую этих людей. Матрена была невестой Фаддея, но свадьба не состоялась, так как его забрали на войну. Целых три года никто ничего о нем не знал. Жив ли он или нет? Тогда за нее посватался младший брат Фаддея Ефим. Матрена согласилась. Молодые стали жить в той самой избе, где и по сей день обитает старая женщина. Построил ее отец братьев Григорьевых.

Как позже выяснилось, Фаддей все это время находился в плену. Когда вернулся, застал невесту замужем за другим. Он не стал разбираться с братом, а взял в жены другую. Ее тоже звали Матреной. Мужчина срубил новую избу. В их браке родилось шестеро детей. Только волт человеком он был жестоким, и жена часто жаловалась Матрене Васильевне на побои и жадность Фаддея.

Как же сложилась судьба Матрены, жены Ефима? Ее дети, их тоже было шестеро, погибли еще новорожденными. Всех их она похоронила еще до начала войны. Муж пропал без вести на полях сражений. Да, незавидная доля. Матрена Васильевна попросила у тезки одного ребеночка, чтобы не было так одиноко. Ей не отказали в просьбе. Так у нее появилась дочь Кира. Матрена воспитала ее, как родную. Удачно выдала замуж в соседнее село. Семья приемной дочери иногда помогала Матрене. Часто болея, женщина стала задумываться о завещании, часть избы она хотела оставить Кире. Но на нее рассчитывали еще и три ее сестры.

Кире нужен был дом, и она попросила приемную мать о наследстве еще до ее смерти. Старик Фаддей требовал разобрать избу и отдать. Матрена жалела дом, в котором прожила сорок лет, ей не хотелось его ломать. Это была вся ее жизнь. Но ничего не поделаешь. Созвали родственников и разобрали избу. После ее должны были перевезти и заново собрать. Только теперь уже для Киры. Пока мужчины работали над разборкой, женщины готовили выпивку и закуску.

При перевозке избы произошло страшное событие. Минуя железнодорожный переезд, сани застряли. Под колесами проходившего поезда погибли три человека. И сама Матрена Васильевна Григорьева.

Часть третья начинается похоронами. Хотя отпевание на них больше напоминает сведение старых счетов. Сестры Матрены не столько причитали над ее телом, сколько пытались отстоять свои права на наследство умершей женщины. Родственники же Григорьевых были с этим категорически не согласны.

Фаддей, настоявший на том, чтобы разбирать и перевозить избу, затащил все-таки бревна себе. Чего же добру теперь пропадать?

Учитель слушал отзывы сельчан о Матрене на похоронах. Из них он понял, что она была не такая, как все. Не держала поросенка, не стремилась накупить добра и нарядов. Потеряв мужа и всех детей, она не очерствела душой, помогала всем, кому могла, и была счастлива от маленьких радостей, которые редко озаряли ее жизнь.

Имущество, нажитое ею за все время, - кошка, фикусы и коза. Все, кто ее окружал, так и не поняли, что рядом с ними, по соседству, жила настоящая праведница. Именно на таких людях держится наша земля. И хотя Солженицын замечает, что она была язычницей, мы прекрасно понимаем, что в своей жизни она следовала христианским моралям и ни капли от них не отступала.

Краткое содержание Матрёнин двор

Действие рассказа происходит в 1956 году. Автор-рассказчик Игнатич возвращался из Казахстана в Россию, не зная пока где остановиться и что будет делать. Хоть его возвращение с фронта задержалось «годиков на десять», он был рад оказаться в средней полосе, где не было изнуряющей жары и можно было затеряться в лиственных лесах. Игнатич сошел на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы, по ветке, что ведет из Мурома в Казань. За год до этого его бы и электриком не взяли, а он мечтал «учительствовать».

Когда он обратился во Владимирский ОблОНО с просьбой отправить его в какую-нибудь глубинку учителем математики, чиновники очень удивились, но, «перещупав» каждую букву в его документах, дали направление в Высокое Поле. От предложения герой отказался, так как в этом местечке с прекрасным названием нечем было питаться. Тогда ему предложили ехать в поселок Торфопродукт – место неказистое, унылое, застроенное барачными домиками. Но выбирать особо не из чего было, он и согласился. Переночевав на станции, он узнал, что неподалеку есть более уютная и тихая деревня под названием Тальново, а за ней Часлицы, Спудни, Овинцы и т.д. Одна добрая женщина с рынка обещала его туда отвести и помочь подыскать жилье.

Хоть он и был квартирантом выгодным, ведь за учителей давали не только квартплату, но и машину торфа на зиму, а найти жилье было непросто. Долго он искал, где остановиться в Тальново и, наконец, нашел неприглядный приют на окраине в избе старушки по имени Матрёна . Дом был большой, добротный, построенный на большую семью, но обветшалый и неухоженный, а сама хозяйка болела. Она все лежала на печи и жаловалась на «черный недуг». В избе, кроме Матрёны Васильевны, была еще кошка, мыши, да тараканы. Еду, хозяйка варила однообразную. Каждый день был картофельный суп или каша ячневая.­

Разговорившись, Игнатич узнал, что Матрёна была сильно обижена на новые пенсионные реформы. Она двадцать пять лет проработала на колхозе бесплатно, выполняя непосильно тяжкий труд, а пенсию не заслужила. И пенсию мужа не удавалось выхлопотать, то есть пособие за утерю кормильца, так как недостаточно было справок. Мужа уже пятнадцать лет как не было, с начала войны, поэтому нелегко было достать документы о его прошлом стаже. Все-таки к зиме жизнь Матрёны хоть как-то наладилась: стали пенсию платить восемьдесят рублей, плюс школа платила сто рублей за постояльца. Эти деньги она зашивала в подкладку пальто и копила на похороны. Соседки стали завидовать ее прибыли и даже три сестры объявились.

Судьба Матрёны была непростой. Муж пропал без вести на войне. Он был человек хороший, никогда не бил ее, как другие деревенские мужья своих жен, хорошо относился к ней и любил. Но любила ли Матрёна его? Она рассказала постояльцу, что в молодости должна была выйти замуж за брата мужа – Фаддея , но тот ушел на войну и пропал. Она его прождала три года. Не было ни единой весточки. Тогда выдали ее за брата Фаддея, Ефима, а тот взял да и вернулся несколько месяцев спустя и чуть не зарубил брата с невестой. Остановило его только то, что Ефим – брат родной. Он так любил Матрёну, что новую невесту с таким же именем подыскал. Так и появилась у них «вторая Матрена.

Она родила Фаддею шестерых детей. А у Матрены Васильевны детей не было. Она тоже мужу шестерых родила, но ни один не выжил. Говорили, что «порча» на ней. Фаддей жену часто бил, она приходила жаловаться Матрене. Шли годы, Ефим ушел на фронт и пропал без вести. Матрёна выпросила у «второй Матрёны» младшую дочь Киру на воспитание и растила ее десять лет как родную, выдала замуж за машиниста в Черусти. В наследство девушке она планировала оставить отдельный сруб горницы. Теперь вот жила себе одна, страдая от недугов и ожидая скорую смерть. Наблюдая за Матреной, Игнатич отмечал, что ее день заполнен множеством дел. Когда бы ее ни позвали на колхозные работы, она не отнекивалась. Ничего за это не получала, но всем помогала. Соседи тоже часто просили ее помочь, то подкопать картошку, то вспахать огород. Она бросала все свои дела и шла помогать очередным просителям.

Однажды Игнатич застал в избе Фаддея Мироновича, высокого черного старика, обросшего бородой. Он приходил просить за своего нерадивого сына, ученика восьмого класса. Вскоре он зачастил к Матрёне. Оказалось, что Кире с мужем в Черустях земельный участок выдали, и он требовал у Матрены обещанный сруб, то есть часть ее избы. Нелегко было ей решиться ломать крышу, под которой прожила долгие годы. Сестры ругали ее, не давали ломать избу, переживая за наследство. Но в один февральский день Фаддей пришел со своими сыновьями и «застучали пять топоров». За две недели избу разобрали, затем погрузили на сани и стали спорить, как лучше везти, сразу одним трактором или поочередно. Желая сэкономить, решили везти сразу. Матрена лично помогала грузить бревна, а потом пошла допоздна провожать трактор и не вернулась.

В час ночи объявились люди в штатском и интересовались у учителя, не было ли никакой попойки. Тогда он понял, что с перевозчиками избы что-то случилось. Все стало понятно из слов Маши, подруги Матрены. Как оказалось, трактор, переезжая через железную дорогу, застрял на переезде, потому что порвался трос. Матрена с трактористом и одним из сыновей Фаддея зачем-то пошла помогать. Там на них наехал поезд и все трое умерли. Сани разлетелись на щепки, трактор был изувечен, а паровозы сошли с рельс. Такая нелепая и трагическая смерть настигла Матрену, женщину, на доброте которой держалось все село. Родственники, хороня Матрену, плакали не от горя, а скорее по надобности. Все думали лишь о разделе ее имущества, а Фаддей даже не пришел на поминки.

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит еще и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в поселок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не все вокруг торфоразработки» и есть еще и Деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется, Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрена Игнатьевна Григорьева, или просто Матрена.

Судьба Матрены, о которой она не сразу, не считая ее интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в ее судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрены. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрену и не бил ее, как деревенские мужья своих жен. Но едва ли сама Матрена любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушел на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрена ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрену и ее мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрену, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрена» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрены» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трех месяцев. Вся деревня решила, что Матрена - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрены» - Киру, воспитывала ее десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в поселок Черусти.

Матрена всю жизнь живет не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за нее денег. В Матрене есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрена, отдающих себя другим без остатка, и держится еще вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель, Когда родственники хоронят Матрену, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрениногр имущества. Фаддей даже не приходит на поминки.

Матрена Васильевна Григорьева - крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой - жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальново) Курловского района Владимирской области. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» было изменено по предложению Твардовского, считавшего, что оно слишком прямолинейно раскрывает смысл центрального образа и всего рассказа. М., по словам односельчанок, «за обзаводом не гналась», одевалась кое-как, «помогала чужим людям бесплатно».

Дом старый, в дверном углу у печки - Матренина кровать, лучшая, приоконная часть избы уставлена табуретками и лавками, на которых - кадки и горшки с любимыми фикусами - главное ее богатство. Из живности - колченогая старая кошка, которую М. пожалела и подобрала на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы.

Замуж М. вышла еще до революции, потому что «мать у них умерла… рук у них не хватало». Вышла за Ефима - младшего, а любила старшего, Фаддея, но тот ушел на войну и пропал. Три года его ждала: «ни весточки, ни косточки». На Петров день повенчались с Ефимом, а на Миколу зимнего вернулся Фаддей из венгерского плена и едва не порубал их обоих топором. Родила шестерых детей, но они «не стояли» - не доживали до трех месяцев. Во вторую мировую пропал Ефим, и осталась М. одна. За одиннадцать послевоенных лет (действие происходит в 1956 г.) решила М., что его уже нет в живых, У Фаддея тоже родилось шестеро детей, все были живы, и М. взяла к себе младшую девочку - Киру, воспитала ее.

Пенсии М. не получала. Болела, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе «за палочки». Правда, потом стали ей все-таки платить рублей восемьдесят да еще сто с лишком получала от школы и постояльца-учителя. Не заводила «добра», не радовалась случаю заполучить квартиранта, не жаловалась на болезни, хотя два раза в месяц валил ее недуг. Зато беспрекословно шла работать, когда прибегала за ней жена председателя или когда соседка просила помочь копать картошку, - никогда никому

М. не отказала и денег ни с кого не брала, за что и считали ее глупой. «Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь», да и напоследок, когда увозили ее горницу, могли бы обойтись без нее - нет, «меж трактором и санями понесло Матрену». То есть всегда она была готова помочь другому, пренебречь собой, отдать последнее. Вот и горницу отдала воспитаннице Кире, значит, придется разломать дом, ополовинить его - невозможный, дикий поступок, с точки зрения хозяина. Да еще бросилась помогать перевозить.

Вставала в четыре-пять часов, до вечера хватало всяких дел, в уме заранее составлен план, что делать, но, как бы ни уставала, всегда была доброжелательна. М. была присуща врожденная деликатность - боялась обременить собой и потому, когда болела, не жаловалась, не стонала, стеснялась вызвать из поселкового медпункта врача. В Бога верила, но не истово, хотя всякое дело начинала: «С Богом!» Спасая имущество Фаддея, застрявшее на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд и погибла. Ее отсутствие на этой земле сказывается незамедлительно: кто же теперь пойдет шестым впрягаться в соху? К кому обращаться за помощью?

На фоне смерти М. проявляются характеры ее алчных сестер, Фаддея - бывшего ее любимого, подруги Маши, всех, кто принимает участие в дележе ее нищего скарба. Над гробом несется плач, он переходит в «политику», в диалог между претендентами на Матренино «имущество», которого всего-то - грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы. Матренин постоялец, наблюдая все это, вспоминая живую М., вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого «не стоит село».

Рассказчик - автобиографический персонаж. Матрена называет его Игнатьичем. Отбыв ссылку в «пыльной, горячей пустыне», он реабилитирован в 1956 г. и пожелал жить в деревне где-нибудь в средней полосе России. Оказавшись в Тальнове, он поселился у Матрены, преподавал математику в школе. Лагерное прошлое проступает во всех его поступках и желаниях: уйти от посторонних глаз, от любого вмешательства в свою жизнь. Р. болезненно переживает случай, когда Матрена случайно надела его телогрейку, не выносит шума, особенно репродуктора. С Матреной они сразу поладили - с ней невозможно было не ладить, хотя и жили в одной комнате, - до того она была тихая и услужливая. Но и Р., человек многоопытный и ученый, не сразу понял Матрену и оценил по-настоящему лишь после ее смерти.

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово...

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» - Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.