Местоименные слова вторичные заместители. «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители

аждый возраст характеризуется особыми и неповторимы­ми взаимоотношениями между ребенком и окружающим его миром, которые реализуются в разных формах его жизне­деятельности, но прежде всего - через ведущую деятель­ность, свойственную тому или иному возрасту, и общение с другими людьми.


60 II. Особенности развития ребенка раннего возраста


2. Специфика психического развития gj

ребенка в раннем возрасте

Ведущей называется такая деятельность, в рамках кото­рой происходят основные психологические изменения в лич­ности ребенка, возникают и дифференцируются другие виды деятельности, формируются или перестраиваются отдельные психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени развития. Вместе с тем становление ведущей деятельности ребенка не может быть полноценным в отрыве от общения с окружающими его людьми, прежде всего - взрослыми, так как именно через них осуществляет­ся трансляция подрастающему поколению общечеловеческо­го, культурного опыта.

Поэтому, характеризуя тот или иной возраст, следует прежде всего заострять внимание на содержании соответст­вующей ему ведущей деятельности и общения, а также на обусловленных ими центральных линиях психического раз­вития ребенка. Но прежде, чем перейти к их анализу, остано­вимся на отличительных особенностях психики ребенка в раннем возрасте, которые в значительной мере обусловле­ны особым характером его отношения к окружающей дейст­вительности, и проявляются в его поведении.

Особенностью поведения ребенка в этом возрасте является его связанность ситуацией, зависимость от нее. Малышу 1-2 лет интересно все, что его окружает, он тянется ко все­му, что находится в поле его зрения. Как образно говорил не­мецкий психолог К. Левин, лестница манит ребенка, чтобы он пошел по ней, дверь или коробочка - чтобы он закрыл или открыл их, колокольчик - чтобы позвонил в него, круг­лый шарик - чтобы покатил его. Каждая вещь заряжена для него аффективной притягивающей или отталкивающей си­лой, которая «провоцирует» его на действие, направляет его. Л.С. Выготский указывал, что такая связанность ситуацией наглядным полем отражает своеобразие деятельности созна­ния ребенка раннего возраста.

Господство наглядной ситуации определяет многие осо­бенности поведения детей в самых разных обстоятельствах. Это касается, например, выполнения ребенком инструкции взрослого. Так, в опытах А.Р. Лурии перед ребенком раннего возраста размещались игрушки, экспериментатор просил его «взять рыбку», которая была расположена либо дальше дру­гих предметов, либо была менее яркой, чем они. Ребенок сра­зу же фиксировал взором названную игрушку, тянулся


к ней, но по пути ему встречалась другая, и он брал ее, а не ту, которую просил взрослый. Таким образом, непосред­ственно более сильное впечатление может затормозить или прервать начатое ребенком действие. В экспериментах Л.С. Славиной, изучавшей способность ребенка отвлечься от ситуации, сказать не то, что он видит перед собой, обнаружи­лось, что двухлетний малыш может вслед за взрослым без труда повторить фразы: «Курица идет», «Собака бежит», но сказать: «Таня идет» в случае, когда Таня сидит перед ним на стуле, он не может. В ответ на просьбу взрослого повторить за ним слова, не соответствующие наглядной ситуации, все де­ти, участвовавшие в опытах, говорили: «Таня сидит». Толь­ко к концу раннего возраста у ребенка возникает способность абстрагироваться от ситуации, говорить не то, что есть на са­мом деле.

Связанность предметной ситуацией определяет и содержа­ние общения ребенка со взрослым. Главные поводы для обще­ния - практические действия, приуроченные к данному ме­сту и времени. Эта особенность взаимодействия ребенка со взрослым, а также практический, «деловой» характер его протекания, послужил основанием для определения обще­ния на данной ступени как ситуативно-делового.

Ситуативность поведения ребенка раннего возраста обус­ловлена особым строением его сознания, которое характери­зуется «единством между сенсорными и моторными функци­ями» 1 . Восприятие в этом возрасте практически неотрывно от действия. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, повертеть в руках, разобрать, собрать и пр. В этом возрасте он еще не может заниматься чисто умственной деятельностью, планировать ее, сознательно обдумывать что-то. Его мышле­ние протекает в наглядно-действенной форме: действуя с предметами, ребенок во всей доступной ему полноте позна­ет окружающий мир.

Своеобразие сенсомоторного единства в этом возрасте заключается в ярко выраженной аффективной окрашеннос­ти восприятия ребенком окружающего мира. Отсутствие эмоций или их слабая выраженность являются одним из при­знаков неблагополучия в развитии. Эмоции малыша чаще и ярче всего проявляются в момент восприятия предметов.

1 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984. С. 342.


62 N. Особенности развития ребенка раннего возраста


3. Развитие предметной деятельности 53

Известно, что ребенка раннего возраста можно успокоить, показав ему интересную игрушку, и он тут же отвлечется от того, к чему только что так настойчиво стремился.

Лишь к концу раннего возраста сенсомоторное единство начинает «расшатываться» благодаря развитию речи, кото­рая «разбивает ситуационную связанность ребенка» 1 .

Подводя итог, можно сказать, что своеобразие отношения ребенка раннего возраста к действительности состоит в един­стве эмоционального и действенного отношения к непосред­ственно воспринимаемому окружающему миру.

Итоги

Специфика возраста проявляется в характере ведущей дея­тельности и общения ребенка со взрослыми. В раннем возрас­те ведущей деятельностью выступает предметно-орудийная деятельность и ситуативно-деловое общение. Детям данного возраста свойственны ситуативность и эмоциональность вос­приятия окружающего мира, действенное отношение к нему.

Вопросы и задания

1. В чем проявляется ситуативность ребенка раннего воз­раста?

2. Приведите примеры специфического отношения ре­бенка к окружающему миру.






Устная речь – звучащая, произносимая, неподготовленная. Для неё характерны повтор мысли и слов, прерывистость и непоследовательность изложения, простые и неполные предложения, разговорные и просторечные слова и выражения. При восприятии устной речи для адресата важны интонация, темп и тембр голоса, жесты, мимика говорящего. Письменная речь – написанная, отредактированная. Для неё характерны нормированность (т. е. соблюдение грамматических правил и речевых норм), книжные слова, сложные развернутые предложения, часто с осложнёнными оборотами (обособленными членами, вводными словами и др.).




Один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения. Глагол в изъявительном наклонении обозначает действие, которое происходило, происходит или будут происходить. Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие совершилось. Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы, совета. Таким образом, условное и повелительное наклонения глаголов обозначают действия, предполагаемые в реальности.


















Труд читателя заключается в общении с писателем, при котором художественный текст становится понятным во всей своей многогранности. Речевая ткань (слова и грамматический строй) произведения помогает читающему понять сложный лабиринт мыслей, переживаний, оценок автора, проникнуть в мир образов его героев.


Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики.

Прав ли был Реформатский, утверждая: «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений обесценено»?

Попробую доказать всю правильность этого высказывания с помощью предоставленного мне текста Е.Носова.

Выделим ключевые слова: «местоименные слова» и «знаменательные слова». Для начала, обратимся к первому из них. Что же такое местоимение? Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Но почему же слова «заменители»? потому что они заменяют имя или название человека, предмета и т.д.

Приведу несколько примеров из текста. В предложении 25 «она то желтеет лимонными листьями берез, то розовеет осыпью бересклета, то окрашивается в оранжевое и багровое, когда пробираемся под осинами» употреблено личное местоимение «она». Из предложения 24 мы видим, что под этим местоимением «скрывается» лесная дорожка. Так как частое употребление одного и того же слова на письме не рекомендуется, и даже считается ошибкой, то автор использовал местоимение, чтобы не нарушить конструкцию предложения. В предложении 34 «Берегите это, люди» мы видим указательное местоимение. Если мы заменим «это» на «природу», то смысл останется тем же, и это означает, что употреблении местоимений никак не влияет на понятность высказываний.

После проделанной мной работы я с уверенностью могу сказать, что в своем изречении Реформатский был прав.