Мотивы лирики джорджа байрона. Обучение выявлению мотивов лирического стихотворения

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ ДЖОРДЖА ГОРДОНА БАЙРОНА

Высочина Д.А.,

Стахановский факультет

Луганского национального университета им.Т.Шевченко

Романтизм – это направление в литературе с конца 18 века - до первой половины 19 века. Эта литература создавалась на романских языках, и описывала сюжеты, которые имели героический характер. Для романтизма характерно обращение к прошедшим годам, к фантастике, народным сказаниям, и, конечно же , к описанию великолепия природы. Романтическая литература – это описание особого мира обстоятельств, которые окружают героев, а также страстей, которые кипят во всех произведениях этого направления.

Как нам известно, романтический герой – это страстная и сложная натура, мир этого человека необычайно глубокий и бесконечный, это целый мир, который полон противоречий. Писателей этого направления интересовали все страсти, которые постоянно противопоставлялись друг другу – это любовь и страсть, дружба и привязанность, а также жадность, честолюбие и зависть. Романтический герой постоянно находится в конфликте с окружающим его миром. Он – странник, одинокий, иногда разочарованный, постоянно бросает вызов судьбе. Но мы не должны забывать, что существует и другой вид романтического героя – это чудаки, фантазеры, мечтатели. Это люди, которые преданы искусству, непонятные и отвергнутые обществом.

Цель моей статьи - рассмотреть становление романтизма и романтического героя в творчестве Байрона.

Задачи:

Охарактеризовать сущность романтизма в литературе;

Проанализировать поэму «Корсар»;

Проанализировать поэму «Шильонский узник»;

Проанализировать поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда»;

Обобщить результаты и сделать выводы.

Предметом исследования данной статьи является изображение Байроном лирического героя как борца, который восстает против душевного и физического рабства человека.

Значение статьи состоит в том, что она является определенным вкладом в разработку проблемы исследования творчества Д.Г. Байрона.

Необходимо отметить, что романтизм – это не просто метод изображения действительности, а также не просто одно из направлений в литературе, он представляет собой всю мировую культуру, которая охватывает все стороны человеческой жизни.

«Романтизм Байрона заостряет внимание на проблемах человеческого общества, противоречивости и трагического одиночества человеческой личности» .

Образцом такого направления литературы может служить байроновская поэма «Корсар», в котором он опирается на свое путешествие по странам Средиземноморья. В этой поэме Байрон развивает мотивы, которые вполне

свойственны романтизму в целом.

Естественно, в основе этого произведения лежит конфликт героя с окружающим его миром, вся поэма сведена к одной драматической ситуации – борьбе за любовь. Романтическим героем здесь выступает предводитель пиратов Конрад, а его возлюбленной является Медора. Действие поэмы начинается с того, что Конрад вынужден расстаться со своей возлюбленной из-за известия, которое он получил на пиратском острове. Герой отдает приказ поднять паруса и отправляется в путь. О том, какой у него план и куда он отправился, мы узнаем только со второй песни поэмы.

Мы видим главного героя, Конрада, как сильную, мужественную натуру, он правит пиратами, некоторые его боятся, некоторые уважают за его отважность и храбрость. Первое появление Конрада свойственно романтическому герою. Он стоит на вершине скалы, опирается на свой меч и смотрит на волны. Его положение на скале уже превозносит его над остальными героями. Исключительность Конрада приводится в его портрете [девятая строфа первой песни]. Детальное описание каждой черты его портрета, помогает понять характер героя. Это описание становится выражением свойств его характера. Байрон настолько ясно и ярко создает этот образ романтического героя, что некоторые черты его описания войдут в характерный облик романтического литературного персонажа.

Но полнее всего раскрытие характера романтического героя мы можем увидеть в описании его любви. Любовь в романтизме – это высшая страсть и ценность жизни. Романтический герой борется за свою любовь, преодолевая все трудности на своем пути.

В основе «Корсара», как и во всех «Восточных поэмах Байрона» - описание того периода жизни героя, когда он последний раз вступает в схватку за свою любовь. Конрада с Медорой может разлучить только смерть, что мы и видим в поэме. Медора в поэме также представлена как пылкая, преданная девушка, которая ради своей любви готова пойти на преступление. Во многих байроновских поэмах, главным способом создания характера героя становится действие. Конрада мы видим как активную натуру, его идеалом выступает анархическая личная свобода, сюжет поэмы отличается повышенным драматизмом. Перед нами встает череда ярких, волнующих сцен, которые постоянно противопоставляются друг другу по принципу контраста: славящая морской простор и волю песня пиратов открывает поэму, ей противоположна грустная песня одинокой Медоры. Картина пира в роскошном дворце Сеид - паши сменяется картиной кровавого боя; уныние. Байрон не устает поражать нас богатством настроений и красок.

Таким образом «Корсар» выступает перед нами как лиро-эпическая поэма. В ней сливаются воедино лирическое описание главных героев и эпическое повествование событий, и разнообразие действий.

Конрад – один из самых ярких примеров романтического мироощущения во всем творчестве Байрона. А само построение «Корсара» - пример построения романтической поэмы. В основе поэмы мы видим решающий момент жизни героя, который решает всю его судьбу. Не смотря на то, что герой был разбойником, он взят в момент высшего напряжения жизненных сил. В такие моменты характер героя максимально раскрывается.

В поэме этому помогает разнообразие художественных средств – описание портрета героя, отношение к нему любимых женщин, а также описание его поступков и действий. Также важно описание в поэме моря. Здесь оно становится символом свободы.

Заслуга Байрона в том, что он сумел создать лирическую поэму, которая широко распространилась по всей европейской литературе 19 века. «Появляется такой термин, как байронизм. Его суть афористично определил А. С. Пушкин: «преждевременная старость души» как драма времени. Лучше всего она была описана в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда. Здесь мы видим новый тип героя, на котором лежит мета времени. Он томим «мировой скорбью», потому что нигде не нашёл пристанища для изверившейся души. Скепсис, эгоистическое своеволие, несчастный жребий человека, неспособного обрести призвание, а от того страдающего глубоко и безысходно, - вот та «болезнь ума и сердца роковая», которую первым распознал Байрон» .

Такой же тип человеческой натуры был обрисован во многих других произведениях писателя.

Рассмотрим еще один пример романтического героя Байрона. Этот герой – Бонивар из поэмы «Шильонский узник». В этом произведении приведены реальные факты из жизни швейцарского гуманиста Франсуа Бонивара. Он прославился мужеством во время отстаивания независимости своей родины.

Это произведение повествует нам о том, как мужественно сражался закованный в кандалы герой со своей судьбой. Он пытался не только сам сохранить веру в светлое будущее, но также помогал поддержать надежду и в своим умирающих братьях. Поэтому смерть одного из его братьев, заставила Бонивара отчаяться. Со временем все происходящее заставило героя подчиниться и смириться со своей участью. И хотя его освобождение не обрадовало его, но мы чувствуем, что герой не потерял во время заключения ненависти к врагам, любви к своему народу, а также веры в свободу и справедливость на земле.

Поэма представлена в виде монолога узника Шильонского замка, который повествует нам о своей трагической судьбе. А также о судьбе своих братьев и отца, которые все трагически погибли.

Узник предстает перед нами как пассивный герой, он отказывается бороться со своей судьбой, и смиряется с заключением. Доказательством этому могут послужить такие строчки поэмы: «безнадежность полюбил». Хотя поначалу это трудно ему давалось, так как замок «душит» его. Он считает, что спасти его теперь может только смерть. О том, что свобода для него уже была нежеланной, доказывает такая строчка поэмы: «И равнодушно цепь скидал».

Последний пример романтического героя, которого я бы хотела привести в пример – Чайльд – Гарольд из поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Эта поэма написана в виде лирического дневника путешественника - жанра, который легко вмещает в себя лирическое ноты – это мысли и переживания героя, авторские отступления и обобщения, описание картин природы. Герой восторгается природой, искусством, людьми, историей, но одновременно, как будто и непреднамеренно, оказывается в самых горячих точках Европы - в Испании, Албании, Греции. В начале поэмы мы видим Чайльд-Гарольда с его одиночеством и романтической, неосознанной тоской. Герой отрешен от мира, и внимание автора целиком сосредоточено на постижении глубин внутреннего мира

его души.

Гарольд - личность романтическая, рвущаяся в неведомое, кажущееся ему лучшим, он хочет опасных и страшных приключений, его манит не спокойная уединенная жизнь, располагающая к размышлениям, а необычная, полная тревог и битв действительность, которая привлекает своей энергией, необычностью страстей и разнообразием переживаний.

Романтический герой рано перенасладился жизнью, его охватила грусть, он постоянно теряет связь с окружающим миром, как и для многих таких героев, страшное чувство одиночества стало для него привычным, обыденным. Он его не боится. Эгоизм приводит к тому, что герой перестает испытывать укоры совести, он совершает глупые поступки, он всегда считает себя правым. Казалось бы свободный от общества герой, но он несчастен. К сожалению, независимость для него гораздо дороже покоя и счастья. Ему чуждо лицемерие. Единственное чувство, которое он признает и которым он дорожит, - это чувство большой любви, впоследствии перерастающее во всепоглощающую страсть.

В великолепной старинной балладе, известной под именем «Прости», вложенной в уста байроновского героя, содержится все, что сродни романтическому образу: тоска по неизведанному идеалу, неуспокоенность, устремленность в прекрасный мир свободных стихий, оторванность от любой почвы, родной среды, неприкаянность и вместе с тем завидная внутренняя свобода, скорбь и разочарование, активность и созерцательность. Однако все эти качества, присущие Гарольду, универсальны и всеобщи. Мрачный и неприкаянный герой, несущий в себе загадку - «не причуда, не подражанье». Это герой мыслящий и потому страдающий.

Романтический герой – это особенный герой, который противопоставленный толпе. Это человек с сильными чувствами, он не хочет подчиняться законам, которым подчиняются другие. Этот герой одинокий, страстный.

Байроновский герой был первым в романтической литературе, поэтому, он естественно был неподготовленным к пониманию и восприятию этого нового исторического опыта народов.

«Читая Байрона, мы видим в нем поэта глубоко лирического, глубоко субъективного, а в его поэзии - энергическое отрицание английской действительности» .

«Байрон не раз утверждал, что предпочитал поэтам историков. Он не раз перечитывал различные исторические труды и мемуары. Несмотря на бессистемность своих знаний, Байрон, несомненно, был на высоте современной ему образованности. Собственные сочинения он всегда писал, опираясь на литературные и исторические источники, приводя их в подстрочных примечаниях» .

В байроновских драмах появляется герой, вокруг которого действуют персонификации его различных качеств, либо персонажи служебного назначения. Они созданы для того, чтобы главный герой смог проявить свои чувства и свойства по отношению к ним.

Следует отметить, что соотечественники Байрона уделяют его творчеству недостаточно внимания. Британские исследователи выдвигают на первый план других фигур – романтиков.

В своих поэмах Байрон создает ту романтическую личность, которая впоследствии, преимущественно в XIX веке, стала называться "байронической".

Необходимо четко различать понятия «байроновский романтический герой» и «байронический романтический герой». Байроновский романтический герой – это герой, который создан Байроном в его произведениях. В то время как байронический романтический герой – это герой, которого создают писатели в своих произведениях на основе героя, который был создан Байроном.

«Байроновский герой, тот же Гарольд, например, при всей своей «мировой скорби» и разочарованности, бросал гордый вызов «палачам свободы», пророчествовал о «новых битвах». Байрон был свидетелем и участником «второй зари свободы» (национально-освободительного движения). И это придавало Корсару и Гарольду несомненное героическое содержание. Пушкин еще до разгрома 14 декабря почувствовал слабость этого движения и порожденного им романтического героя, а также байроновского индивидуалиста вообще» .

Три слова «свобода, мщенье и любовь» - три исчерпывающие темы, которые характеризуют все поэмы Байрона. В восточных поэмах Байрона формировался романтический герой. В этом байроническом герое, «человеке одиночества и таинственности», представлена яркая и сильная личность в ее положительных и отрицательных качествах, кипят страсти, призванные заглушить разочарование и страдания, зреет неопределенный гуманизм и ненависть к тирании. Последовательные фазы развития героя поэм усиливают связь его с обществом. Жизнь Конрада из «Корсара» уже неотделима от жизни его товарищей. «Свобода, мщенье и любовь» у Байрона выступали неразрывно».

Герои поэм, о которых я уже упоминала, отвергают общество, где царит тирания и деспотизм, провозглашают свободу личности, не подчиняющейся условиям, угнетающим ее. И при всем разнообразии сюжетов личность романтического героя от поэмы к поэме развивается Байроном, обогащается новыми чертами характера.

Романтический герой Байрона обладает и большой силой, которая притягивает нас благодаря своему благородству, гордому и неукротимому характеру, способности страстно и самозабвенно любить, мстить за зло, стать на сторону слабого и беззащитного. Этому герою чужды низменные чувства: продажность, трусость, лживость и коварство.

Так же как и в поэме «Корсар», поэт снова воспевает природу: незабываемо описывает море в финале поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда», также незабываема картина, передающая красоту водопада Велино. По мысли Байрона, именно природа дает человеку возможность соприкоснуться с вечностью: вот и водопад "как Вечность, страшен для живых", и море - "Лик Вечности, Невидимого трон".

Проанализировав поэмы Байрона, а также романтизм в целом, можно сделать вывод о том, что романтизм присутствовал в его творчестве. Во многих его произведениях мы видим четкий пример романтического героя, черты характера которого будут в последствии использоваться многими другими писателями романтического направления в литературе. Все творчество Байрона может по праву считаться новаторским, содержащее идеи, которые волновали не только его современников, ну и также многие последующие поколения.

Творчество Байрона тревожило умы великих людей, а все, что было им недосказано, рождало новые споры среди литературных критиков и других творческих деятелей. Его творчество оказало огромное влияние на многих писателей. Байроновский р омантизм прожили и прочувствовали в своем творчестве такие русские писатели как Пушкин, Лермонтов и многие другие. Байронический романтизм впоследствии перешел к реалистическому романтизму со своими правилами и исключениями.

Для читателей не секрет то, что особенность всякого произведения искусства и литературы состоит в том, что оно не умирает вместе со своим создателем и своей эпохой, а продолжает жить и позднее, причем в процессе этой позднейшей жизни исторически закономерно вступает в новые отношения с историей.

Романтическая поэма строилась на особой постановке центрального персонажа, на особом роде его превосходства над другими персонажами - в отдельности, над фоном, окружением - в целом. И решающими оказывались не какие-либо высокие качества этого персонажа, но его способность пережить определенный духовный процесс - процесс отчуждения, с более или менее повторяющимися типическими стадиями (наивно-гармонические отношения вначале, разрыв с обществом, бегство и т. д.). Этот процесс включает в себя часто преступление, «месть»; во всяком случае, он всегда двузначен в моральном смысле, даже и тогда, когда персонаж избегает излишества мести, когда цели его становятся простыми, мотив отчуждения конкретизируется .

В данной статье был рассмотрен Романтизм, как в целом, так и на примере творчества Байрона. Был также охарактеризован и изучен романтический герой его поэм. Поставленные задачи мною достигнуты.

Литература:

1) Диссертация Лермонтов и Байрон: к вопросу о типологии романтического героя / Семенова М . Л ., место защиты диссертации: Москва, Код специальности ВАК: 10.01.01; 2003г., с.207;

2) Реферат: Сравнение романтического героя Байрона и романтического героя Лермонтова., Скобелева А.И., Ижевск, 2008;

3) Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах. Т. IIОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948

4) Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Изд-во «Наука», М., 1978;

5) Елизарова М.Е., М., «Просвещение», 1972 г.;

6) Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. М.Нольман. Лермонтов и Байрон, с.467.

АННОТАЦИИ

1) Высочина Д.А.

Романтический герой поэзии Джорджа Гордона Байрона

Статья посвящена одному из направлений в литературе – Романтизму, а также одному из ярчайших его представителей – Дж.Байрону. В статье рассмотрено становление романтического героя в поэзии Дж.Байрона. Лирический герой представлен как борец, который восстает против душевного и физического рабства человека. Рассмотрены несколько работ английского писателя, которые и помогают составить портрет его романтического героя. В статье дается объяснение таким литературным понятиям как «байроновский романтический герой» и «байронический романтический герой». Три главных темы романтической поэмы Байрона - свобода, мщенье и любовь. Для романтической поэмы характерно описание портрета героя, отношения между людьми, а также описание поступков, действий и приключений главного героя. В статье указано, что творчество Байрона может по праву считаться новаторским, так как он был одним из первых, кто ввел романтического героя в свои работы, и который служил образцом подражания для многих последующих писателей.

Ключевые слова : Романтизм, романтический герой, борец против рабства, свобода, месть, любовь, портрет героя, приключения, новаторство.

2) Височина Д.О.

Романтичний герой поезії Джорджа Гордона Байрона

Стаття присвячена одному з напрямків в літературі – Романтизму, а також одному з його яскравих представників – Дж.Байрону. В статті розглянуто становлення романтичного героя в поєзії Дж.Байрона. Ліричний герой показується як борець, який повстає проти душевного та фізичного рабства людини. Розглянуті декілька робот англійського письменника, які й допомагають зробити портрет його романтичного героя. В статті дається пояснення таким літературним термінам як «байроновський романтичний герой» та «байронічний романтичний герой». Три основні теми романтичної поеми Байрона – свобода, помста та любов. Для романтичної поеми характерний опис портрета героя, відносини між людьми, а також опис вчинків, дій та пригод головного героя. В статті наголошується. Що творчість Байрона може по праву вважатися новаторською, так як він був одним з перших, хто ввів романтичного героя в свої роботи, та який служив прикладом наслідування для багатьох наступних письменників.

Ключові слова : Романтизм, романтичний герой, борець проти рабства, свобода, помста, любов, портрет героя, пригоди, новаторство.

3) Daria Vysochina

Romantic hero of George Gordon Byron’s poetry

The article is sanctified to one of the directions in the literature – to Romanticism, and also to one of its brightest representatives – G.Byron. We see in the article the becoming of a romantic hero in the G.Byron’s poetry . A lyric hero is

presented as a fighter who struggles against the mental and physical slavery of a man. A few works of the English writer are examined, that help to make the portrait of the writer’s romantic hero. The article explains such literary concepts as "romantic hero" that was used in Byron’s poetry and "romantic hero" that was use by other writers. Three main themes of Byron’s romantic poem is freedom, revenge and love. The romantic poem is characterized by the description of the hero’s portrait ; relations, between people; and also by the description of the acts, actions and the protagonist’s adventures . It is indicated in the article, that Byron’s works can legally be considered to be innovative, because he was one of the first, who entered a romantic hero in his works, and whose romantic hero is served as the standard of imitation for many subsequent writers.

Keywords : Romanticism, romantic hero, fighter against slavery, freedom, revenge, love, hero’s portrait , adventures, innovation.

Классицистические взгляды Байрона кажутся неожиданными для поэта, чье имя вошло в историю английской и мировой литературы как наиболее влиятельного выразителя романтичного мировоззрения. В его “Дневниках и письмах” выражены немало рассуждений о поэзии и прозе как прошлого, так и будущего, но мысли эти такие же противоречивы, как и сама фигура большого мастера. А, чтобы хоть немножечко понять мотивы творчества поэта, следует обратиться к его философии. И в свою очередь сами философские взгляды Байрона вызывали к жизни шедевры его творчества.


А мотивы творчества английского художника изменялись с изменением его взглядов в течение всей жизни.
Истоки литературных взглядов юного Байрона следует искать в этических и эстетичных взглядах Просвещения. Но интересовался он и образцами лирического, эпического и драматичного творчества античных авторов, а в последние годы жизни и творчеством итальянских поэтов раннего и позднего Возрождения, которые не могли не отразиться в мотивах собственного творчества, хотя сам Байрон не раз утверждал, что преимущество над поэтами отдает историкам.
Литературные взгляды молодого поэта полностью оказались в юношеском сборнике “Часы досуга”. Стихотворения, которые вошли в этот сборник, были подражательными. Мотивы вольнодумства вырисовывались расплывчато, а размышления о быстротечности дружбы и любви – меланхолично. Наиболее типичными для этого сборника стали воспоминания о детстве. А первая сатирическая поэма “Английские барды и шотландские наблюдатели” не свидетельствовала об оригинальности взглядов относительно назначения искусства и художника.
Но позиция молодого Байрона относительно этой темы сохраняется и в более поздние периоды его творчества. Всю свою жизнь он придерживался классцистической теории искусства и понимания заданий поэта. Некоторые ранние произведения поэта были выданы лишь после его смерти. Среди них сатира “Проклятия Минервы”, в которой поэт в то же время обвинял тех, кто грабил народ Греции, и прославлял античные шедевры священного храма в Афинах. Следовательно, высокие гражданские и политические мотивы свойственны даже раннему творчеству Байрона. И только поэма “Паломничество Чайльд Гарольда” стала новым этапом в творчестве Байрона. Ведь в ней через внутренний мир персонажа и автора раскрываются и героизм давних и новых времен, и трагические проблемы современности. Придерживаясь “высокого” стиля, отдавая преимущество абстрактным и возвышенным образам, Байрон предоставляет своей поэме такой тон, что судьба личности начала рассматриваться как часть всемирного процесса. Поэтому поэму “Паломничество Чайльд Гарольда” можно рассматривать как новое художественное движение эпохи классицизма.
Лирика зрелого поэта приобрела характер исповеди, а в восточных поэмах вылилась в тоску поэта, в его возмущение против лицемерия и тупости, которые в эпоху реакции унижали достоинство человека.
Вражда с миром героев восточных поэм Байрона приобрела новое философское осмысление в швейцарской драме “Манфред”. Трагедия графа Манфреда вызвана не столько столкновениям с людьми, которых он презирает, не столько крахом любви, сколько тем, что сам он не выдерживает собственный моральный суд. Трагическими для него становятся не обстоятельства, которые окружают, а его собственные чувства.
Но наиболее плодотворным стал “Итальянский” период творчества Байрона. Он поражает нас патетикой четвертой песни “Чайльд Гарольда”, “Одами к Венеции”, “Жалобами Тассо”, озорными пародийными октавами “Беппо” и “Дон-Жуана”, торжественной терциной “Пророчества Данте” и непринужденностью лирических стихотворений, классицистическими трагедиями и романтичными мистериями, стихотворной повестью “Остров”, прозаическими трактатами.
Вероятно, это был период сознательных поисков, нацеленных на окончательное решение вопроса о назначении поэта в современном. Герои Байрона имеют отпечаток душевного величия, самоотверженности и внутренней сложности, свойственных прославленным персонажам Шекспира. Даже в классицистическом за своими средствами сатиры “Бронзовый возраст” Байрон изображает могучий и преисполненный противоречий образ Наполеона, близкого большим ворам и честолюбцам шекспировских трагедий.
Именно в “Дон-Жуане” Байрон выступает судьей морали и общественных отношений, выражает свое представление о родине, правящие круги которой силятся предоставить своей корыстолюбивой политике высокого морального и религиозного значения.
Я думаю, что все разнообразие творчества Байрона отражают его стремление к гармоничному и прекрасному идеалу мыслителей прошлого. Но действительность, в которой жил поэт, не могла стать почвой для поисков подобного идеала ни в жизни, ни в искусстве. Поэтому ощущения неосуществленных поисков и стали причиной дисгармонии как в миропонимании Байрона, так и в противоречиях мотивов его творчества.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. В истории человечества есть имена, которые не перестают волновать умы и сердца все новых и новых поколений. Интерес к ним бывает так глу­бок, что порой даже забывается, как давно они жили и творили. Прошло свыше полутора веков со дня смерти Read More ......
  2. Байрон является одним из известнейших представителей романтического течения в поэзии XIX века. Жизнь этого необыкновенного человека является как бы подстрочником к его творчеству, стихам. Если знатный англичанин, лорд, правда, из обедневшей семьи, гибнет на чужбине, устав от борьбы за счастье Read More ......
  3. Джордж Гордон Байрон – олицетворение романтизма не только в творчестве, но и в личной жизни. Всю свою жизнь он был в одной и той же ситуации, которая будто подсказывала тему его творчества, – презренная, закованная сила, изувеченная красота, одиночество среди Read More ......
  4. Чайлд-Гарольд первый романтический герой поэзии Байрона, не является характером в традиционном смысле слова. Это абрис характера, воплощение смутного влечения души, романтического недовольства миром и самим собой. Биография Чайлд-Гарольда. типична для всех “сынов своего века” и “героев нашего времени”. По словам Read More ......
  5. Он скорбный край войны и преступлений Покинул холодно, без слез, без сожаленья. Д. Байрон “Паломничество Чайльд Гарольда” написано в форме лирического дневника глав­ного героя – Чайльд Гарольда. Чайльд Гарольд – юноша из знатного рода. Его предки “снискали славу и почет Read More ......
  6. Джордж Байрон явился одним из родоначальников и ярчайшим представителем литературного и философского романтизма. Это течение впервые заявило о самоценности творческой личности, противопоставив ее осторожному, консервативному диктату посредственности. Трагический разрыв личности и общества, непонятость и одиночество поэта, его право на самореализацию Read More ......
  7. Поэты-романтики обладали уникальной способностью выражать в своих произведениях собственное “я”, отстаивая свободу самовыражения. Они придерживались девиза: “Поэт – это поэзия, поэзия – правда”. В своем творчестве, в своих героях поэты-романтики отображали самих себя, свои стремления, свои чувства, свое мироощущение – Read More ......
  8. Пожалуй, самым знаменитым произведением Байрона стала поэма “Паломничество Чайлд Гарольда”, создание которой растянулось на многие годы (1809 год – 1818 год). Это лирический дневник, в котором поэт выразил свое отношение к жизни, дал оценку своей эпохи, европейских стран, социальных конфликтов Read More ......
Ведущие мотивы творчества Байрона

Классицистические взгляды Байрона кажутся неожиданными для поэта, чье имя вошло в историю английской и мировой литературы как наиболее влиятельного выразителя романтичного мировоззрения. В его «Дневниках и письмах» выражены немало рассуждений о поэзии и прозе как прошлого, так и будущего, но мысли эти такие же противоречивы, как и сама фигура большого мастера. А, чтобы хоть немножечко понять мотивы творчества поэта, следует обратиться к его философии. И в свою очередь сами философские взгляды Байрона вызывали к жизни шедевры его творчества.

А мотивы творчества английского художника изменялись с изменением его взглядов в течение всей жизни.

Истоки литературных взглядов юного Байрона следует искать в этических и эстетичных взглядах Просвещения. Но интересовался он и образцами лирического, эпического и драматичного творчества античных авторов, а в последние годы жизни и творчеством итальянских поэтов раннего и позднего Возрождения, которые не могли не отразиться в мотивах собственного творчества, хотя сам Байрон не раз утверждал, что преимущество над поэтами отдает историкам.

Литературные взгляды молодого поэта полностью оказались в юношеском сборнике «Часы досуга». Стихотворения, которые вошли в этот сборник, были подражательными. Мотивы вольнодумства вырисовывались расплывчато, а размышления о быстротечности дружбы и любви - меланхолично. Наиболее типичными для этого сборника стали воспоминания о детстве. А первая сатирическая поэма «Английские барды и шотландские наблюдатели» не свидетельствовала об оригинальности взглядов относительно назначения искусства и художника.

Но позиция молодого Байрона относительно этой темы сохраняется и в более поздние периоды его творчества. Всю свою жизнь он придерживался классцистической теории искусства и понимания заданий поэта. Некоторые ранние произведения поэта были выданы лишь после его смерти. Среди них сатира «Проклятия Минервы», в которой поэт в то же время обвинял тех, кто грабил народ Греции, и прославлял античные шедевры священного храма в Афинах. Следовательно, высокие гражданские и политические мотивы свойственны даже раннему творчеству Байрона. И только поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» стала новым этапом в творчестве Байрона. Ведь в ней через внутренний мир персонажа и автора раскрываются и героизм давних и новых времен, и трагические проблемы современности. Придерживаясь «высокого» стиля, отдавая преимущество абстрактным и возвышенным образам, Байрон предоставляет своей поэме такой тон, что судьба личности начала рассматриваться как часть всемирного процесса. Поэтому поэму «Паломничество Чайльд Гарольда» можно рассматривать как новое художественное движение эпохи классицизма.

Лирика зрелого поэта приобрела характер исповеди, а в восточных поэмах вылилась в тоску поэта, в его возмущение против лицемерия и тупости, которые в эпоху реакции унижали достоинство человека.

Вражда с миром героев восточных поэм Байрона приобрела новое философское осмысление в швейцарской драме «Манфред». Трагедия графа Манфреда вызвана не столько столкновениям с людьми, которых он презирает, не столько крахом любви, сколько тем, что сам он не выдерживает собственный моральный суд. Трагическими для него становятся не обстоятельства, которые окружают, а его собственные чувства.

Но наиболее плодотворным стал «Итальянский» период творчества Байрона. Он поражает нас патетикой четвертой песни «Чайльд Гарольда», «Одами к Венеции», «Жалобами Тассо», озорными пародийными октавами «Беппо» и «Дон-Жуана», торжественной терциной «Пророчества Данте» и непринужденностью лирических стихотворений, классицистическими трагедиями и романтичными мистериями, стихотворной повестью «Остров», прозаическими трактатами.

Вероятно, это был период сознательных поисков, нацеленных на окончательное решение вопроса о назначении поэта в современном. Герои Байрона имеют отпечаток душевного величия, самоотверженности и внутренней сложности, свойственных прославленным персонажам Шекспира. Даже в классицистическом за своими средствами сатиры «Бронзовый возраст» Байрон изображает могучий и преисполненный противоречий образ Наполеона, близкого большим ворам и честолюбцам шекспировских трагедий.

Именно в «Дон-Жуане» Байрон выступает судьей морали и общественных отношений, выражает свое представление о родине, правящие круги которой силятся предоставить своей корыстолюбивой политике высокого морального и религиозного значения.

Я думаю, что все разнообразие творчества Байрона отражают его стремление к гармоничному и прекрасному идеалу мыслителей прошлого. Но действительность, в которой жил поэт, не могла стать почвой для поисков подобного идеала ни в жизни, ни в искусстве. Поэтому ощущения неосуществленных поисков и стали причиной дисгармонии как в миропонимании Байрона, так и в противоречиях мотивов его творчества.

Романтизм как господствующее, направление постепенно ут­верждается в английском искусстве в 1790-1800-х годах. Это было грозное время. Революционные события во Франции потрясли весь мир, а в самой Англии совершилась другая, бесшумная, но не менее значительная революция - так называемый промышленный пере­ворот, вызвавший, с одной стороны, колоссальный рост индустриальных городов, а с другой - породивший вопиющие социальные бедствия: массовый пауперизм, голод, проституцию, рост преступ­ности, обнищание и окончательное разорение деревни.

Образ Байрона становится образом целой эпохи в истории европейского самосознания. Она и будет названа по имени поэта - эпохой байронизма. В его личности видели воплотившийся дух времени, считали, что Байрон «положил на музыку песню целого поколения» (Вяземский). Байронизм определяли как «мировую скорбь», явившуюся отзвуком несбывшихся надежд, которые пробудила Французская революция. Как рефлексию, вызванную зрелищем торжества реакции в посленаполеоновской Европе. Как бунтарство, способное себя выразить лишь презрением ко всеобщей покорности и ханжескому благополучию. Как культ индивидуализма, или, верней, как апофеоз безграничной свободы, которой сопутствует бесконечное одиночество.

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский писал: «Байронизм хоть был и моментальным, но великим, святым и необыкновенным явлением в жизни европейского человечества, да чуть ли не в жизни и всего человечества. Байронизм появился в минуту страшной тоски людей, разочарования их и почти отчаяния. После исступленных восторгов новой веры в новые идеалы, провозглашенной в конце прошлого столетия во Франции... наступил исход, столь не похожий на то, чего ожидали, столь обманувший веру людей, что никогда, может быть, не было в истории Западной Европы столь грустной минуты.. . Старые кумиры лежали разбитые. И вот в эту-то минуту и явился великий и могучий гений, страстный поэт. В его звуках зазвучала тогдашняя тоска человечества и мрачное разочарование его в своем назначении и в обманувших его идеалах. Это была новая и неслыханная еще тогда муза мести и печали, проклятия и отчаяния. Дух байронизма вдруг пронесся как бы по всему человечеству, все оно откликнулось ему».

Будучи признанным вождем европейского романтизма в одном из его наиболее воинствующих бунтарских вариантов, Байрон был связан с тра­дициями Просвещения узами сложных и противоречивых отноше­ний. Как и другие передовые люди своей эпохи, он с огромной остротой ощущал несоответствие между утопическими верованиями просветителей и реальностью. Сын эгоистического века, он был далек от благо­душного оптимизма мыслителей XVIII века с их учением о бла­гой природе «естественного человека».

Но если Байрона и терзали сомнения во многих истинах Просвещения и в возможности их практического воплощения, то их нравствен­ную и этическую ценность поэт никогда не ставил под сомнение. Из ощущения величия просветитель­ских и революционных идеалов и из горьких сомнений в воз­можности их реализации возник весь сложный комплекс «байрониз­ма» с его глубокими противоречиями, с его колебаниями между светом и тенью; с героическими порывами к «невозможному» и тра­гическим сознанием непреложности законов истории.

Общие идейные и эстетические основы творчества поэта сформировались не сразу. Первым из его поэтических выступлений был сборник юношеских стихов «Часы досуга» (1807), который еще имел подражатель­ный и незрелый характер. Яркая самобытность творческой индивидуальности Байрона, а также неповторимое своеобразие его художественного стиля, в полной мере раскрылись на следующем этапе литературной деятельности поэта, начало которого ознаменовалось появлением первых двух песен его монументальной поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812).

«Паломничество Чайльд Гарольда», ставшее наиболее известным произведением Байрона, принесло своему авто­ру мировую славу, вместе с тем явившись крупнейшим событием в истории европейского романтизма. Оно представляет собой своеобразный лирический дневник, в котором поэт выразил свое отношение к жизни, дал оценку своей эпохи, материалом для него послужили впечатления Байрона от поездки по Европе, предпринятой в 1812 году. Взяв за основу своего произведения разрознен­ные дневниковые записи, Байрон соединил их в одно поэтическое целое, придал ему некую видимость сюжетного единства. Объединяющим началом своего повествования он сделал историю странствий главного героя - Чайльд Гарольда, воспользовавшись этим мотивом для воссоздания широкой панорамы современной Европы. Облик различных стран, созерцаемых Чайльд Гарольдом с борта корабля, воспроизводится поэтом в чисто романтической «живописной» манере, с обилием лирических нюансов и почти ослепительной яркостью цветового спектра. С характерным для романтиков пристрастием к национальной «экзотике», «местному колориту» Байрон изображает нравы и обычаи различных стран.

С присущим ему тираноборческим пафосом поэт показывает, что дух свободы, так недавно окрылявший все человечество, до кон­ца не угас. Он еще продолжает свое существование в героической борьбе испанских крестьян с ино­земными завоевателями их родины или в гражданских добродете­лях суровых непокорных албанцев. И все же гонимая свобода все больше уходит в область преданий, воспоминаний, легенд.



В Греции, ставшей колыбелью демократии, теперь уже ничто не напоминало о некогда свободной древней Элладе («И под плетьми турецкими смирясь, простерлась Греция, затоптанная в грязь»). В мире, который скован цепями, свободной остается только природа, пышное и радостное цветение которое предстает контрастом жестокости и злобе, царящим в человеческом обществе («Пусть умер гений, вольность умерла, природа вечная прекрасна и светла»).

Но поэт, созерцающий горестное зрелище поражения свободы, не теряет веры в возможность ее возрождения. Весь его дух, вся его могучая энергия направлены на пробуждение угасающего революционного духа. На протяжении всей поэмы в ней с неослабевающей силой звучит призыв к восстанию, к борьбе с тиранией («О, Греция, восстань же на борьбу!»).

И в отличие от Чайльд Гарольда, лишь наблюдающего со стороны, Байрон отнюдь не пассивный созерцатель мировой трагедии. Его беспокойная мятущаяся душа, как бы составляющая часть мировой души, вмещает в себя всю скорбь и боль челове­чества («мировая скорбь»). Именно это ощущение беспредельно­сти человеческого духа, его слитности с мировым целым в соче­тании с чисто поэтическими особенностями - глобальной широтой разворота темы, ослепительной яркостью красок, великолепными пейзажными зарисовками и т. д. - превращало, по словам М.С. Кургиняна, произведение Бай­рона в наивысшее достижение романтического искусства начала XIX века.

Не случайно в сознании многих поклонников и последователей Байрона, которые востор­женно приняли поэму, Байрон остался прежде всего автором «Чайльд Гарольда». К их числу относился и А. С. Пушкин, в произведениях которого не­однократно упоминается имя Чайльд Гарольда, причем довольно часто в соотнесенности с собственными героями Пушкина (Онегин - «москвич в Гарольдовом плаще»).

Бесспорно, глав­ный источник притягательной силы «Чайльд Гарольда» для современников заключался в воплотившемся в поэме духе воинствующего свободолюбия. Как по идейному содержанию, так и по поэтическому воплощению, «Чайльд Гарольд» - это подлинное знамение своего времени. Глубоко созвучным совре­менности был и образ главного героя поэмы - внутренне опустошенного, бесприютного ски­тальца, трагически одинокого Чайльд Гарольда. Хотя этот разочаровавшийся, во всем разуверившийся англий­ский аристократ не был точным подобием Байрона (как ошибочно думали современники поэта), в его облике уже наметились (пока еще в «пунктирном начертании») черты особого характера, ставшего романтическим прообразом всех оппозиционно настроенных героев литературы XIX века, и которого потом станут называть байроническим героем, более всего страдающим от одиночества:

Один я в мире средь пустых,

необозримых вод.

К чему вздыхать мне о других,

кто обо мне вздохнет? –

– скорбно вопрошает байроновский Чайльд Гарольд.

Неразделимость этого единого лирического комплекса с особой ясностью проявляется в стихотворениях, посвященных Греции, стране, мечта об освобождении которой стала сквозным мотивом поэзии Байрона. Взволнованный тон, повышенная эмоциональность и своеобразный ностальгический оттенок, рожденный воспомина­ниями о минувшем величии этой страны, присутствуют уже в од­ном из ранних стихотворений о Греции в «Песне греческих по­встанцев» (1812):

О Греция, восстань!

Сиянье древней славы

Борцов зовет на брань,

На подвиг величавый.

В позднейших стихотворениях Байрона на ту же темy возрастает личный акцент. В последнем из них, написанном почти нака­нуне смерти («Последние строки, обращенные к Греции», 1824), поэт обращается к стране своей мечты, как к любимой женщине или матери:

Люблю тебя! не будь со мной суровой!

…………………………………… \

Моей любви нетленная основа!

Я твой - и с этим мне не совладать!

Собственное восприятие гражданственной проблематики сам лучше всего охарактеризовал в одном из лирических произведений - «Из днев­ника в Кефалонии» (1823):

Встревожен мертвых сон, - могу ли спать?

Тираны давят мир,- я ль уступлю?

Созрела жатва,- мне ли медлить жать?

На ложе - колкий терн; я не дремлю;

В моих ушах, что день, поет труба,

Ей вторит сердце...

Пер. А. Блока

Звук этой боевой «трубы», поющей в унисон с сердцем поэта, был внятен его современникам. Но мятежный пафос его поэзии воспринимался ими по-разному.

Созвучное настроениям передовых людей мира (многие из них могли бы сказать о Байроне вместе с М. Ю. Лермонтовым: «У нас одна душа, одни и те же муки»), революционное бунтарство ан­глийского поэта привело его к полному разрыву с Англией. Получивший в наследство титул лорда, но проживший с детства в бедности, поэт оказался в чуждой ему среде, он и эта среда испытывали взаимное неприятие и презрение друг к другу: он из-за лицемерия своих родовитых знакомых, они – из-за его прошлого и из-за его взглядов.

Неприязнь ее правящих кругов к Байрону особенно уси­лилась из-за его выступлений в защиту луддитов (рабочих, разрушавших машины в знак протеста против бесчеловечных усло­вий труда). Ко всему этом удобавилась личная драма: родители его жены не приняли Байрона, разрушив брак. Подстрекаемые всем этим, британские «ревнители мо­рали» воспользовались его бракоразводным процессом для того, чтобы свести счеты с ним. Байрон стал объектом травли и издевательств, по сути, Англия превратила своего величайшего поэта в изгнанника.

Отношения Чайльд Гарольда с презирае­мым им обществом уже несли в себе зерно конфликта, ставшего основой европейского романа XIX века. Этот конфликт личности и общества гораздо большую степень определенности получит в произведениях, созданных вслед за первыми двумя песнями «Чайльд Гарольда», в цикле так называемых «восточных поэм» (1813-1816). В этом поэтическом цикле, состоящем из шести поэм («Гяур», «Корсар», «Лара», «Абидосская невеста», «Паризина», «Осада Коринфа»), происходит окончательное формирование бай­ронического героя в его сложных взаимоотношениях с миром и самим собою. Место «восточных поэм» в творческой биографии поэта и одновременно в истории романтизма определяется тем, что здесь впервые четко сформулирована новая романтическая кон­цепция личности, возникшая в результате переосмысления просве­тительских воззрений на человека.

Драматичный перелом в личной жизни Байрона по времени совпал с переломным момен­том мировой истории. Падение Наполеона, торжество реакции, воплощением которой стал Священный союз, открыли одну из самых безрадостных страниц европейской исто­рии, положив начало и новому этапу творчества и жизни поэта. Его творческая мысль устремлена теперь в русло философии.

Вершиной творчества Байрона считается его философская драма «Каин», главный герой которой является богоборцем; ополчившимся на вселенского тирана - Иегову. В своей религиозной драме, названной им «мистерией», поэт использует библейский миф для полемики с Библией. Но бог в «Каине» это не только символ религии. В его мрачном образе поэт объединяет все формы тиранического произвола. Его Иегова - это и зловещая власть религии, и деспотическое иго реакционного антинародного государства, и, наконец, общие законы бытия, без­различные к скорбям и страданиям человечества.

Этому многоликому мировому злу Байрон, идя вслед за про­светителями, противопоставляет идею смелого и свободного чело­веческого разума, не приемлющего царящие в мире жестокость и несправедливость.

Сын Адама и Евы, изгнанных из рая за свое стремление к познанию добра и зла, Каин подвергает сомнению их рожденные страхом утверждения о милосердии и справедливости бога. На этом пути исканий и сомнений его покровителем становится Люци­фер (одно из имен дьявола), чей величественный и скорбный образ воплощает идею разгневанного бунтующего разума. Его прекрасный, «подобный ночи», облик отмечен печатью трагической двой­ственности. Приоткрывшаяся романтикам диалектика добра и зла, как внутренне взаимосвязанных начал жизни и истории, определи­ла противоречивую структуру образа Люцифера. Зло, которое он творит, не является его изначальной целью («Я быть твоим созда­телем хотел,- говорит он Каину,- и создал бы тебя иным»). Байроновский Люцифер (чье имя в переводе означает «светоносец») - это тот, кто стремится стать творцом, а становится разру­шителем. Приобщая Каина к тайнам бытия, он вместе с ним совершает полет в надзвездные сферы, и мрачная картина холодной безжизненной вселенной (вос­созданная Байроном на основе знакомства с астрономическими теориями Кювье) окончательно убеждает героя драмы в том, что всеобъемлющим принципом мироздания является господство смер­ти и зла («Зло - есть закваска всей жизни и безжизненности»,- поучает Каина Люцифер).

Справедливость преподанного ему урока Каин постигает на собственном опыте. Вернувшись на землю уже законченным и убежденным врагом бога, дающего жизнь своим созданиям лишь для того, чтобы умертвить их, Каин в порыве слепой нерассуждающей ненависти обрушивает удар, предназначенный непобедимому и недоступному Иегове, на своего кроткого и смиренного брата Авеля.

Этот братоубийственный акт как бы знаменует последнюю ста­дию в процессе познания жизни Каином. На себе самом он познает непреодолимость и вездесущность зла. Его порыв к добру рождает преступление. Протест против разрушителя Иеговы оборачивается убийством и страданиями. Ненавидя смерть, Каин первый приводит ее в мир. Этот парадокс, подсказанный опытом недавней револю­ции и обобщающий ее результаты, дает в то же время наиболее рельефное воплощение непримиримых противоречий мировоз­зрения Байрона.

Созданная в 1821 году, после разгрома движения карбонариев, мистерия Байрона с огромной поэтической силой запечатлела глу­бину трагического отчаяния поэта, познавшего неосуществимость благородных надежд человечества и обреченность своего прометеев­ского бунта против жестоких законов жизни и истории. Именно ощущение их непреодолимости заставило поэта с особой энергией искать причины несовершенства жизни в объективных закономерно­стях общественного бытия. В дневниках и письмах Байрона (1821- 1824), равно как и в его поэтических произведениях, уже намеча­ется новое для него понимание истории не как таинственного рока, а как совокупности реальных отношений человеческого общества. С этим перемещением акцентов связано и усиление реалистических тенденций его поэзии.

Мысли о превратностях жизни и истории, присутствовавшие и ранее в его произведениях, теперь становятся его постоянными спутниками. Эта тенденция особенно четко нашла выражение в двух последних песнях «Чайльд Гароль­да», где стремление к обобщению исторического опыта человече­ства, и ранее свойственное поэту, принимает значительно более целеустремленный характер. Размышления о прошлом, облеченные в форму разнообразных исторических реминисценций (Древний Рим, от которого остались руины, Лозанна и Ферней, где обитают тени «двух титанов» - Вольтера и Руссо, Флоренция, изгнавшая Данте, Феррара, предавшая Тассо), включенные в третью и чет­вертую песни поэмы Байрона, указывают направление его иска­ний.

Ключевой образ второй части «Чайльд Гарольда» - это поле при Ватерлоо. Кардинальный поворот в судьбе Европы, который совершился на месте последнего сражения Наполеона, подталкивает Байрона к подведению итогов только что ушедшей эпохи и оценки деятельности ее главного героя - Наполеона Бонапарта. «Урок истории» подсказывает поэту не только выводы об ее отдельных событиях и деятелях, но и обо всем историческом процес­се в целом, воспринимаемом автором «Чайльд Гарольда» в качестве цепи роковых фатальных катастроф. И при этом наперекор собственной концепции исторического «рока» поэт приходит к мысли о том, что «все-таки твой дух, Свобода, жив!», по-преж­нему призывая народы мира к борьбе за Свободу. «Восстань, восстань, - обращается он к Италии (находившейся под игом Австрии), - и, кровопийц прогнав, яви нам гордый свой, вольнолюбивый нрав!».

Этот мятежный дух был присущ не только поэзии Байрона, но и всей его жизни. Смерть поэта, находившегося в отряде греческих повстанцев, прервала его короткий, но такой яркий жизненный и творческий путь.

Лирика Байрона.
Анализ стихотворения «Душа моя мрачна …»

В критике долгое время бытовало убеждение, что лирика важна, но она как бы комментарий к главному, «лирическое отступление». Особенно это убеждение касалось творчества Байрона, где лирика входила составным компонентом в каждую поэму.
Как отмечал Н. Берковский, «Лирика Байрона - спутник и провожатый его больших поэм и трагедий». Родственность эта получила даже издательское выражение: в зрелый период Байрона лирические стихи его публиковались вместе с его поэмами «Чайльд-Гарольд», «Гяур», «Корсар», находились в одном переплете с ними. Лирика не имела отдельной жизни: чем дышали поэмы и трагедии, тем и она дышала. Лирика Байрона - порождение романтизма в том виде, в каком признавал его и исповедовал Байрон, резко расходившийся в центральных вопросах миропонимания и поэтического творчества со многими современниками своими, тоже романтиками, совсем иного толка.
Романтизм в Англии, как и всюду в Европе, был созданием великой революции, разыгравшейся во Франции в конце XVIII века. Романтизм существовал ее вдохновением, ее откликами, прямыми и косвенными.
Байрон, как и многие разочарованный исходами Французской революции, тем не менее рассматривал ее как самое большое событие современности и не считал идеи, которые вдохновили ее, лживыми и пагубными. Мотив бунта против тирании присущ всей его поэзии, в особенности – поэме “Каин”. Вторым значительным мотивом для Байрона был мотив “потерянного рая”, что объяснялось отчасти биографическими причинами. Но этот мотив имел у него и более общее значение.
Лирические произведения у Байрона часто вкраплены в его более солидные по объему и затрагиваемой проблематике произведения – драмы, размышления или эпику. Либо являются отрывками из незаконченных вещей.
Как, например, отрывок «Юлиан», где рассказано о юноше, который, после того как погиб корабль, выходит из волн на незнакомый берег и здесь встречен незнакомцем. Крушение - тот же мотив расставания, насильственного выхода в новую жизнь, о которой неизвестно, что даст она. «Юлиан»-отрывок, подобно тому, как отрывок и поэма «Тьма». Эпос, который остался отрывком, приобретает особую лирическую силу. Эпическая фабула начата и не дописана, фабула не довлеет себе, она сделала что могла для лирики, вызвала активное лирическое переживание и сама утонула, ушла. Фабула, преподанная в обломках, указывает, что суть не в ней, что она важна только своими эмоциональными влияниями, внутренней энергией, которую освободили события. Фрагмент эпоса - одна из самых действенных для нас разновидностей лирики. Этому учит поэзия Байрона, а также Гейне, Пушкина. Лирика нередко добывает лучшие свои средства из чужой почвы.
О своей романтической катастрофе, о «потерянном рае» Байрон говорит, заходя к этой теме и со стороны своих «библических» стихов, как могли бы назвать «Еврейские мелодии» (“Hebrew melodies”) русские его современники, и со стороны стихов о всемирной тьме и о крушении, и со стороны стихов к Мэри Чаворт, стихов о любовных разлуках, наконец. Меланхолия подсказывает Байрону столь несходственные образы, что общий источник ее должен лежать где-то очень глубоко, невидимо для глаз. И Библия и эпизоды из биографии поэта не более чем образные подобия, поэтические наведения. Романтический идеал Байрона не отягчен признаками, обладающими силой догмата, отсюда и свобода, с какой идеал выражен, особая свобода неполной определенности, присущая ему. «Потерянный рай» у Байрона не есть некий порядок жизни, уже известный из настоящего или из прошлого, как у лэкистов с их культом старой Англии. Те были наивными язычниками «довольства», а для Байрона, искушённого сторонника «развития», познавшего страдания его, рай покамест оставался только величиной умопостигаемой, материальное осуществление его отодвигалось в будущее, к которому развитие вело своими нелегкими и неясными путями. Даже Китс, поэт более близкий к Байрону, чем к лэкистам, и тот гораздо связаннее, чем Байрон, когда рисует идеал будущего, - оно все же у Китса опирается на опыт несколько догматический, на примеры, взятые из древнеэллинского мира, из его культуры и искусства.
В формировании художественного метода Байрона решающую роль сыграли «восточные поэмы» и «Чайльд Гарольд». Воспринятые современниками как великое поэтическое открытие, они заложили основы байронизма во всех его жанровых разновидностях, в первую очередь – чисто лирической. Правда, следует отметить, что богатая область байроновской лирики хронологически связана не с отдельными периодами деятельности поэта, а со всем его творческим путем.
Однако ее основные художественные принципы вырабатывались параллельно с поэмами 1812-1815 гг. и их внутренняя связь неоспорима.
По характеру своего непосредственного содержания лирическое наследие Байрона может быть разделено на две группы: интимно-психологическую и героически мятежную. Его разные тематические аспекты связаны общностью лирического «я».
Для романтика было свойственно ощущать себя, по выражению В. Скотта, «последним менестрелем», который отвращал взор от реальности вокруг него и ловил «хотя бы отблеск иной жизни, прекрасной, одухотворенной и отошедшей в область сновидений. Это, собственно, и есть ситуация романтического конфликта, под знаком которого сущее неприемлемо, идеал несбыточен». И Байрон целиком принадлежал этой традиции мышления. И в то же время, как часто с ним бывает, стоял особняком. И. Шайтанов одним из признаков этой особенности полагал то, что "Байрон не удовлетворялся тем, чтобы дать выражение романтическому строю чувств. Он этот строй объективизирует: в поэмах – в образе героя. В поэтических циклах – в самой ситуации, развившейся из его опыта». Хотя лирический герой поэзии Байрона эволюционизировал вместе со своим автором, основные черты его духовного облика, мировая скорбь, бунтарская непримиримость, пламенные страсти и свободолюбивые устремления – оставались неизменными. Богатство и разнообразие этих психологических оттенков определяет звучность того резонанса, который был вызван лирикой Байрона и не умолкал на протяжении всего 19 в., вызывая ответные отклики в мировой поэзии. Следует отметить, что следы влияния классиков, на примере которых Байрон был воспитан, никогда полностью не исчезали из его творчестве, хотя со временем они значительно потускнели. Анализируя язык и стиль поэтических произведений Байрона, Е.П. Клименко отмечает, что «на образный язык Байрона наряду с любимым им Попом существенное воздействие оказали лирики второй половины 18 века, принадлежащие к так называемому сентиментальному направлению в английской поэзии… Нередко источником стилистических средств ему служили также Шекспир, Мильтон и Спенсер, иногда – фольклорные памятники… Постепенно он все больше обращался к живой речи».