Мыслят ли животные философия примеры. Мыслят ли животные и думают ли машины? Что изучает философия

От амёбы до гориллы [или Как мозг учился думать] Сергеев Борис Федорович

Умеют ли животные думать?

Умеют ли животные думать?

У меня дома живет огромная оливково-серая жаба. Она самый крупный обитатель террариума, поэтому чувствует себя здесь полной хозяйкой, и ее соседи с этим считаются. У жабы в ее стеклянном доме есть любимое место. Здесь она обычно и восседает, устремив в пространство немигающий взгляд. Вечером я протягиваю ей на длинном пинцете червяка. Ни одного движения не возникает у неподвижной фигуры. Кажется, что жаба глубоко задумалась и не замечает предложенного ей лакомства. Но проходит секунда-другая, рот на мгновение открывается, и червяк исчезает в широкой пасти. Жаба делает глотательное движение и опять замирает, устремив в пространство неподвижный взор. Лишь раз в неделю глубокой ночью покидает она свою резиденцию, чтобы немного поразмяться и выкупаться в маленьком бассейне, а под утро возвращается на свое излюбленное место. Так и коротает жаба дни и ночи. Спит ли она с открытыми глазами, дремлет ли, мечтает ли о чем или, может быть, думает свою неторопливую жабью думу? Но чему посвящены жабьи мысли, да и вообще могут ли они возникать в ее голове? Вопрос этот отнюдь не праздный, как может показаться на первый взгляд. Он давно интересует ученых. О том, умеют ли думать животные, хотели узнать еще ученые древнего мира, а полтора столетия назад этот вопрос приобрел практическое значение. Именно в это время Чарлз Дарвин, великий английский биолог, решился опубликовать результаты своего исследования, над которым он работал больше двадцати лет. А решиться, действительно, было нелегко. Фундаментальный труд Дарвина, который мы теперь для краткости называем «Происхождение видов», ниспровергал одну из основных догм христианской религии. Церковники с самого зарождения христианства вбивали в головы верующих, что все вокруг нас, в том числе животные и сам человек, были когда-то созданы богом. С тех пор якобы они и живут на Земле, не претерпев никаких изменений. В молодости Ч. Дарвин принял участие в кругосветном плаванье на экспедиционном судне «Бигл». Во время путешествия он изучал животный мир нашей планеты и собирал зоологические коллекции. Непосредственное столкновение с многообразным удивительным миром живой природы невольно заставило его задуматься над причиной возникновения такого огромного количества внешне мало похожих друг на друга животных. Еще тогда он понял, что миф христианской религии о божественном акте творения несостоятелен. С тех пор он подыскивал одно за другим все новые и новые доказательства того, что существующие в его время животные произошли в результате эволюции от других ранее живших на Земле видов, то есть от совсем примитивных организмов. Такие идеи можно было высказать вслух, только располагая безупречными доказательствами, и Дарвин все двадцать лет упорно работал над своею книгой. Нам сейчас трудно представить, какую бурю возмущения вызвала книга Ч. Дарвина в церковной среде. Да и не только в церковной! Многие ученые не приняли высказанных в ней идей и тоже обрушились на ее автора. О накале бушевавших тогда страстей можно судить хотя бы по тому, что они окончательно не улеглись и сейчас. До сих пор продолжаются попытки ниспровергнуть учение Дарвина, хотя теперь, на фоне всемерного развития науки, они звучат по меньшей мере смехотворно. Тем не менее в целом ряде штатов США до сих пор запрещено не только преподавание в школах дарвинизма, но даже любое знакомство с ним учащихся. А всего несколько лет назад с целым циклом лекций-проповедей против эволюционного учения выступил по радио глава православной церкви в Америке Иоанн Санфранциский. Он вещал в микрофон, и радиоволны разнесли этот бред по всему миру, о том, что свиньи и ослы, жабы и крокодилы были созданы богом, а вовсе не произошли от более примитивных животных путем постепенной эволюции. В подтверждение своей правоты высокопоставленный мракобес привел два аргумента. Первое его доказательство носило обобщенный характер: он утверждал, что разные виды животных и растений не могут происходить друг от друга потому, что этого просто быть не может. Второе доказательство было конкретнее. Иоанн утверждал, что от петуха ни в коем случае не удастся получить козла. Данный аргумент по своей беспардонности не уступал первому. Если придерживаться строго научной объективности, придется признать, что новоявленное научное светило не имело права оперировать подобным доказательством, так как никто не пытался получить от петуха козла, да никто и не проверял, возможно ли это, а значит, Иоанн ничем подтвердить свое утверждение не мог. Здравый смысл нам подсказывает, что подобные превращения, действительно, невозможны. Но ведь и сам Дарвин никогда не говорил подобных глупостей. Спустя десять лет после опубликования своей знаменитой работы Ч. Дарвин подарил миру второе фундаментальное произведение - «Происхождение человека…». В нем он доказывал, что человек имеет общее с животными происхождение и возник от обезьяноподобного предка. Это было еще большим грехом. Можно сказать, что это подлило масла в огонь и значительно усилило нападки на ученого. Прогрессивные русские ученые одни из первых в мире приняли дарвинизм и включились в его разработку. Уже через несколько лет после выхода в свет знаменитой книги Ч. Дарвин был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук и почетным членом Московского общества испытателей природы. Его роль в развитии биологии высоко оценили К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин.

И. М. Сеченов (1829–1905)

Иван Михайлович Сеченов - выдающийся ученый, отец русской физиологии, как называют его теперь благодарные потомки. Он внес весомый вклад в развитие многих разделов физиологии, в первую очередь в изучение нервной системы. И. М. Сеченов доказал, что тайну психической жизни можно раскрыть методами естествознания, и первый сделал попытку представить психические процессы чисто физиологически. Он считал, что мысль - всего лишь сложный рефлекс и, как каждый рефлекс, может быть изучена физиологом. Эти идеи И. М. Сеченов впервые высказал в статье, написанной им по просьбе Н. А. Некрасова для журнала «Современник». Царские министры и охранка правильно поняли, что статья направлена на разоблачение мифа о существовании божественной непознаваемой души и других догм христианской религии. Это так напугало царских чиновников, что номер «Современника» был конфискован цензурой, а когда статья была издана в виде отдельной книги, озаглавленной «Рефлексы головного мозга», на нее был наложен арест и возбуждено судебное преследование автора.

С тех пор как дарвинизм вошел в научный обиход, изучение остатков давно вымерших животных и сравнительное исследование существующих в настоящее время организмов приобрели новый смысл. Подобные научные разработки позволяли с большими подробностями изучить, как шла на Земле эволюция животных. Выдающийся русский ученый-физиолог И. М. Сеченов познакомился с учением Ч. Дарвина вскоре после выхода в свет его трудов. Он первым из физиологов обратил внимание на то, что в процессе эволюции животные не только менялись внешне, претерпевали изменения органы их тела и функции этих органов. Сеченов понял, что, прослеживая, как шла эволюция, как появлялись у животных новые органы, как совершенствовалось их строение и функция у более развитых видов, удается глубже понять устройство и деятельность этих органов у человека. Это очень важно, ведь над человеческим организмом нельзя производить эксперименты. Это было бы не гуманно! Поэтому он советовал своим коллегам все физиологические процессы изучать под углом зрения их исторического развития. Его предначертания удалось реализовать лишь в наши дни. Около тридцати лет назад в Ленинграде под руководством крупнейшего специалиста в области физиологии академика Л. А. Орбели был создан институт, где изучают, как происходили изменения в строении организмов и их жизненно важных органов, как совершенствовались их функции. Недаром институту присвоили имя И. М. Сеченова. Подобных институтов пока нет нигде в мире. Между тем выполняющиеся там исследования оказались чрезвычайно важными. Русские физиологи никогда не ставили себе задачу изучения именно собаки или каких-либо других животных, кроме сельскохозяйственных. Их конечной целью всегда было познание самого человека. Для этого и проводятся лабораторные эксперименты. А изучение эволюции функций помогает понять, как функционируют органы человеческого тела. Эволюционный подход в физиологии получил среди ученых нашей страны и за рубежом широкое распространение. При изучении самых сложных органов тела, в том числе нервной системы, он позволяет добиваться наиболее значительных успехов. Именно об изучении мозга и пойдет речь в книге. Здесь будет рассказано о том, как ученые, прослеживая этап за этапом развитие нервной системы от ее появления у совсем примитивных организмов до человекообразных обезьян и человека, исследуют функции мозга разных животных. Это позволило выяснить, как мозг учился думать, и разобраться в особенностях его работы. Сравнивая поведение червей и муравьев, рыб, птиц, обезьян и других существ, удалось понять, в чем заключается различие психических процессов животных и человека. С этими интересными исследованиями и познакомит книга. Прочтя ее, читатель узнает, умеют ли животные думать и какие проблемы их волнуют.

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

Воюют ли животные? Если мы будем понимать под войной коллективные агрессивные действия, то на поставленный в заголовке вопрос ответом будет «да». Но все же в подавляющем большинстве случаев это нападение или отражение атаки между разными видами. Зачастую при такой

Из книги Беседы о новой иммунологии автора Петров Рэм Викторович

Лимфоциты умеют создавать вокруг себя атмосферу, в которой своим жить легко, а чужим трудно. - Следовательно, пока не накопятся лимфоциты–убийцы, пересаженные в организм клетки нормально живут и функционируют? - Не совсем нормально. Чужеродным пришельцам плохо

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Из книги Жизнь животных Том I Млекопитающие автора Брэм Альфред Эдмунд

Из книги Думают ли животные? автора Фишель Вернер

Позвоночные животные Тип позвоночных животных характеризуется тем, что представители его всегда имеют особый скелет, расположенный внутри тела; главная осевая часть его тянется вдоль всего тела, вокруг него группируются и сочленяются все второстепенные части скелета.

Из книги Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами автора

Животные в лабиринте В 1900 году молодому американскому психологу Смоллу пришла в голову плодотворная идея. За два года до этого были опубликованы результаты первых экспериментов, при помощи которых ученые пытались точно определить способности животных. Смолла эти

Из книги Геном человека [Энциклопедия, написанная четырьмя буквами] автора Тарантул Вячеслав Залманович

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Диспергированные повторы умеют «прыгать» В соответствии с законами классической генетики ожидалось, что в геноме все должно быть четко размечено, все гены-предложения должны располагаться в строго определенных местах текста. И большинство элементов генома

Из книги Сокровища животного мира автора Сандерсон Айвен Т

Из книги Удивительные истории о существах самых разных автора Образцов Петр Алексеевич

«Подземные» животные Район Ассумбо - подлинная сокровищница лягушек. Во-первых, их там великое множество, а во-вторых, они относят­ся к видам, которые или вовсе отсутствуют в равнинных лесах, или чрезвычайно редки. Признаться, только в Ассумбо я освободился от довольно

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

8. Умеют и это Вопрос «думают ли животные?» до сих пор не имеет ответа прежде всего потому, что никто не может определить значение слова «думать» и его отличия, скажем, от несколько более понятного слова «инстинкт» (означающего, по сути, то, что заложено в генах). Но зато мы

Из книги Мозг и внушение автора Бехтерев Владимир Михайлович

Как далеко умеют летать летучие драконы? Летучий дракон (Draco Volans) – небольшая ящерица, обитающая в тропических лесах Филиппин, Малайзии, Индонезии и Южной Индии. Получила свое название за необычную для пресмыкающихся способность к планирующему полету. Способность эту

Из книги Мир животных автора Ситников Виталий Павлович

Умеют ли змеи летать? Конечно, «рожденный ползать летать не может». Однако в Южной Азии живут так называемые древесные, или летающие, змеи (Chrysopelea). Они предпочитают спускаться с деревьев (с высоты 15–20 метров), планируя по воздуху. Во время прыжка змея сплющивает тело в

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

«Я приглашаю собаку сесть на стул, обхватываю ее мордочку ладонями, начинаю думать о том, что собака должна подбежать к круглому стулу» …Передача мыслей на расстоянии от человека к человеку, называемая телепатией, берет начало от спиритов, которые после выяснения

Из книги автора

Из книги автора

Животные Для животных характерен гетеротрофный тип питания. Запасное питательное вещество – гликоген. В размножении преобладает половой процесс. Важнейшей чертой организации животных является дифференциация клеток и формирование тканей, специализированных на

Животные, особенно высшие, близко стоящие к человеку по эво­люционной лестнице, проявляют чудеса сообразительности, заставляющие подозревать, что они обладают сознанием. Декарт в шутку пи сал, что обезьяны умеют говорить, но скрывают это, чтобы их не заставили работать. Собаки у И. Павлова различали шестнадцати- и восемнадцатигранник, обезьяны выдерживали сложнейшие тесты на сообразительность. Показательно, что обезьяна открывала кран, пила воду, мыла руки и лицо, - но ни одну обезьяну не могли никакими усилиями научить закрывать кран. С точки зрения обезьяны, это, видимо, совершенно бессмысленное занятие.

Фантастической проницательностью, не доступной человеку, обла­дают коты. В литературе о животных часто приводится такой случай: в сибирской деревне хозяин ушел на войну, и на следующий день ушел в лес его кот. Через четыре года кот вдруг вернулся, и на следующий день пришел с войны хозяин.

Разное рассказывают про дельфинов: что их мозг очень близок по объему к человеческому, что они обмениваются звуковыми сигналами друг с другом, передавая огромный объем информации. Хотя это не нашло точного подтверждения, но дельфины, действительно, часто ведут себя так, словно обладают сознанием - легко дрессируются, быстро научаются понимать словесные команды и даже спасают тонущего человека, хотя он их об этом не просит.

Очень интересно поведение пчел: пчела подлетает к улью и исполняет над ним в воздухе сложный танец, глядя на который, остальные пчелы знают - куда им лететь, где находятся нужные им для сбора меда растения.

Можно сказать, что разум, сознание являются как бы потенциальной, до конца не проявленной возможностью предшествующего человеку мира насекомых, птиц, животных. И только у человека эта возможность раскрывается в полной мере, и он начинает жить, прежде всего, разумом. Его чувства гораздо слабее, чем у животных, но такая интенсивность ему и не нужна. Волк чувствует волчицу по запаху за несколько километров - человеку такой нюх ни к чему. Зато его чувства гораздо более избирательны и усилены мыслью.

Мы слышим в узком диапазоне частот - не слышим, к примеру, ультразвука; мы видим в очень узком диапазоне спектра (не видим инфракрасного и ультрафиолетового излучения); но мы изобрели с помощью своего разума такие приборы, которые и слышат, и видят там, где бессильны человеческие глаза и уши. Когда человеку понадобилось летать, у него не выросли крылья - он изобрел самолет.

Человек на самом деле унаследовал все богатство животных чувств, просто ему в нормальном состоянии они не нужны и потому как бы приглушены, подавлены. Хотя есть люди, у которых они развиты точно так же, как и у животных (как правило, хотя и необязательно, это люди с подав­ленной или несколько расстроенной разумной деятельностью). Речь идет о так называемых экстрасенсах, то есть о сверхчувствительных людях.

Много лет назад о них был сделан фильм «Семь шагов за горизонт», и в фильме показывалось, как человек с завязанными глазами ведет машину по улице, а рядом с ним сидит другой человек, смотрит на дорогу, положив руку на спину водителю. И тот, чувствуя спиной мельчайшие движения мускулов на руке (когда нужно поворачивать, смотрящий непроизвольно, чуть-чуть подает рукой влево, нужно тормозить - рука подается назад и т.д.) довольно быстро ведет машину по улице.

Тот же фокус происходит на эстрадных представлениях: когда кто-нибудь из зрителей прячет в зале мелкий предмет - булавку или запонку, входит экстрасенс, берет спрятавшего за руку и довольно быстро подводит его к тому месту, где спрятана вещь. Здесь он тоже чувствует мельчайшие движения руки. Хотя утверждает, будто бы читает мысли другого человека. Всем психологам известна Роза Кулешова - женщина, которая могла распознавать крупные буквы пальцами, то есть она чувствовала разную теплоту разноокрашенных предметов (страница белая, а буквы черные).

Есть вещи и более интересные, и более загадочные - экстрасенсы могут диагностировать больного. Проводя близ его тела руками, указать, какой орган сейчас болит, и очень часто диагноз подтверждается. А некоторые могут определять болезнь даже по фотографии человека, по голосу в телефоне и т.д. Среди экстрасенсов очень много шарлатанов, но есть люди, поражающие своими фантастическими и необъяснимыми способностями.

Так что хотя человек и далеко ушел от животных с помощью своего разума, все богатство чувств и эмоций животного мира живет в нем и, возможно, служит необходимой основой для развития сознания. Что касается животного мира, то относительно многих его представителей, видимо, можно говорить о наличии у них предсознания.

1.Как проявляли себя собаки в опытах Павлова?

2.Что можно сказать о разуме предшествующего человеку мира?

3.Что человек унаследовал у животных?

4.В чем связь между экстрасенсами и животными?

5.Что такое предсознание?


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Что изучает философия

Логическое задание.. можете ли вы привести пример какой либо тайны таинственного непонятного.. считаете ли вы что в детстве еще до школы вы были другим чело веком и если да то вспоминаете ли вы о том..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Что изучает философия
Философия - греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслител

Основной вопрос философии
Когда-то философия была матерью всех наук. Собственно, никаких наук не было, а была одна философия, и первые философы назывались мудрецами. Они много, по тем временам, знали из обла

Проблема зеркала
Философию невозможно изучать вообще, подобно математике ил физике, поскольку физика и в Африке и в Австралии одинакова. Но постижение философии сильно зависит от национальной и куль

Семь мудрецов
По преданию, у духовных истоков древнегреческой цивилизации стоят семь мудрецов, чьи идеи положили начало всей античной науке, философии, этике. Философия была матерью всех наук, и первые фило­софы

Лао-Цзы
Лао-Цзы по-китайски буквально означает «старый учитель». До нас дошла книга «Дао Дэ Цзин» - древнейший источник китайской философии, по преданию составленная из высказываний Лао-Цзы его учениками.

Пифагор
В отличие от Фалеса, хорошо известный нам своими геометрическими теоремами Пифагор считал, что сущностью мира является не вода, а число, что миром правят числа. Мир в своей сущности состоит из чисе

Парменид и Гераклит
Парменид Элейский жил в конце VI - начале V века до нашей эры. Парменид сделал важный шаг в становлении философии. Проблема заключалась в самообосновании философии: может ли мысль, независимо от оп

Атомисты
Философы Левкипп и Демокрит были родоначальниками учения об атомах. От Демокрита из Абдер (460-360 гг. до нашей эры) до нас дошли многочисленные отрывки его сочинений. Демокрит учил о том, что весь

Софиты и Сократ
Софисты были первыми философами, преподававшими философию, причем за большие деньги. С их точки зрения, философия - это искусство спора. Они учили всевозможным приемам полемики, зная которые, можно

Киренаики
Киренская школа названа по имени города Кирена (Северная Аф­рика). Свою философию они основывали на принципе удовольствия (hedone - удовольствие, наслаждение), отсюда гедонизм как название такого р

Мегарики
Мегарская школа получила свое название от города Мегара, где жил основоположник школы Евклид, ученик Сократа. С точки зрения мегарцев, главная добродетель - умение правильно мыслить. Хорошо развито

Эпикур: как жить счастливо
Эпикур (341-270 гг. до нашей эры) написал более 300 трудов, в том числе «О природе», «Об атомах и пустоте», «О богах», «О судьбе». Он купил в Афинах дом с садом и поселился там со своими учениками.

Стоики о мудрой жизни
С точки зрения греческих и римских стоиков, «атараксия», безмятежность и невозмутимость, душевный покой мудреца - это жизнь элитарная, жизнь немногих избранных, удалившихся в эпикурейский «Сад». Но

Речь Сократа на суде после вынесения смертного приговора
«Немного не захотели вы подождать, о мужи афиняне, а вот от этого пойдет о вас дурная слава между людьми, желающими хулить наш город, и они будут обвинять вас в том, что вы убили Сократа, известног

Что в понимании Сократа является "Мудрая жизнь"?
Постоянное занятие философией дает необходимое душевное здоровье «В одном не вправе мы жаловаться на жизнь: она никого не держит. Не так плохо обстоят дела человеческие, если всякий несчас

Августин Блаженный
Августин Блаженный - уникальная фигура, возможная лишь в той неповторимой обстановке, когда греко-римская культура уже сходила со сцены, а религиозная идеология и христианская культура еще не вос­т

Фома Аквинский
В лице Фомы Аквинского религиозная философия сделала большой шаг вперед. Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.) считается величайшим представителем схоластической философии. И по сей день во все

Ф. Бэкон и Р. Декарт
Френсис Бэкон является родоначальником философии Нового времени, наиболее ярким представителем английской философии. Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) - сын высокопоставленного английского сановник

И. Кант о моральном законе
Эммануил Кант - величайший философ всех времен и народов. Знаменит он, прежде всего работой «Критика чистого разума», в которой совершил «коперниканский переворот» в философии, создав совершенно но

А. Шопенгауэр: от страдания к скуке
Артур Шопенгауэр, считавший себя учеником Канта, первым обосновал философию пессимизма. С его точки зрения, миром правит «воля к жизни» - некая биологическая по своей природе сила, которая делает в

Серен Кьеркегор: этапы развития человека
В своих работах «Или-или» («Наслаждение и долг») и «Болезнь к смерти» С. Кьеркегор говорил о трех стадиях развития личности - эстетической, этической и религиозной. Эстетическая жизнь - это жизнь н

Философские воззрения русских мыслителей XIX века
Русская философия XIX века богата и разнообразна, но здесь мы остановимся только на философских воззрениях двух писателей - Ф. Достоевского и Л. Толстого, в чьем творчестве преломились основные иде

Л. Толстой: непротивление злу
Замечательный писатель, Лев Толстой был еще и глубоким, проницательным мыслителем. Он развивал основные идеи греческих философов, нравственные идеи христианства и моральную философию Канта. Основно

Философия Ф. Ницше
Ф. Ницше выступил против обыденной мещанской морали, которая, по его мнению, проявляется в двух формах - в морали христианской и морали социалистической. Христианство - это восстание рабов

Николай Бердяев: этика закона и этика творчества
Минувший век со всей очевидностью показал, что та просветительская мораль, которую подвергали критике Ф. Достоевский, Ф. Ницше и которая предлагала любить человека только за то, что он человек, кот

Подлинное и не подлинное существование
Философия ищет возможности и показывает те пути и способы, ка­кими можно пробудить человека к истинно человеческой нравственной жизни. Но борьба за человека ведется в неравных условиях силы, стремя

Народ и чернь
Большинство людей всегда жило, не выходя из состояния Man, не думая, ни на что, не решаясь, руководствуясь только общепринятыми правилами или указаниями начальства. Ницше писал, что человек еще не

О жизненных правилах
"Во-первых, нельзя жить для себя. Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным. Никогда он не делал всего того, что хочел и должен был делать, никогда н

О массовой, поверхностной морали
"Насколько можно обойтись без морали. Обнаженный человек являет собой, как правило, зрелище жалкое и позорное - я имею в виду здесь нас, европейцев.... Представим себе какое-нибудь веселое зас

Существует ли прогресс в морали?
"Не радует нас больше и прогресс науки и связанное с ним развитие техники. Путешествия по воздуху, этот птичий полет, о котором человечество мечтало веками, стали уже почти будничным, обычным

Тайна нашего происхождения
Возникновение человека - это чудо, не разъясняемое никакими научными теориями. Прежде чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на Земле, а ее возникновение не меньшее чудо. Для этого должны

Как человек стал человеком?
Много лет в исторической науке, антропологии, философии господствовала точка зрения, согласно которой человека человеком сделал труд, человек поднялся над животным состоянием только тогда, когда ст

А был ли тот мальчик?
Что такое человек, и откуда он пришел в этот мир? Русские философы также пытались внести свою лепту в разрешение этого вопроса. В.В.Розанов в первые увидел шимпанзе в зоологическом саду во Франкфур

Ч. Дарвин и супершимпанзе
В массе своей, считал Ф.Ницше, человек вообще еще не возник, в массе своей он еще остается супершимпанзе. Именно "супер", потому чио в сравнении с обезьяной он более умный, более хитрый,

Мыслящий тростник
Когда мы говорим о человеке - кого мы имеем в виду? Александра Македонского или Ньютона, русского или француза, крестьянина или ремеслиника, мужчину или женщину, взрослого или ребенка? Мож

Избранные тексты
Что такое человек? "Опасно слишком настойчиво убеждать человека, что он не отличается от животных, не доказывая одновременно его величия. Опасно и доказывать его величие, не вспоминая

Обустроенность и бездомность человека
Мартин Бубер различал в истории человеческого духа эпохи обустроенности и бездомности. В эпоху обустроенности человек живет во Вселенной, как у себя дома, в эпоху бездомности - как в дикой пустыне,

Для чего живет человек?
У человека есть две жизни: она, в которой мы живем подобно заведенным автоматам, приспосабливаясь к окружающему миру и обществу; и вторая, в которую мы впадаем в редкие минуты, когда творим, когда

Почему все люди разные?
Люди какого-нибудь конкретного общества, какой-нибудь страны в более или менее одинаковых условиях: одной культуры, одних нравов и обычаев, одного языка. Но люди все равно все разные, непохожие дру

Человек живой и человек мертвый
Каждый человек имеет сущность и личность. Сущность - это характер человека, совокупность его самых простых реакций на других людей, то, что складывается с самого детства и потом почти не меняется.

Макс Шелер: пять идей о человеке
Никогда прежде взгляды на сущность и происхождение человека не были столь ненадежными и неопределенными, как в нашу эпоху. За последние десять тысяч лет истории наша эпоха - первая, когда человек с

Избранные тексты
"То, что действительно есть, есть и без человека, даже если для нас оно и является в формах и способах, возникающих из человеческого бытия. Мы даже лучше знаем все это, что не есть мы сами, -

Несводимость
Человек не сводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков - станет по повадкам волком, среди обезьян - обезьяной. Но, в отличие от животного, он не сводим ни климату, ни к пище, - может

Иметь или быть?
Можно выделить три типа отождествления (сводимости) человека, которые закрывают путь к пониманию человеческой природы: отождествление себя с общественным положением, профессией, социальной ролью; о


Человек носит в себе образ себя самого - симпатичного, приятного, умного, интересного человека - и всеми силами стремится сохранить этот образ от разрушения. Это полезно для устойчивости психики, н

Непредопределенность
Человек никогда не бывает абсолютно свободным, он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, его отношение к окружающим. Зависит от наследственности, от климата, от культу

Незаменимость и неповторимость
Незаменимость человека выражается прежде всего в том, что он должен найти свое дело, ради которого он пришел в мир. У каждого человека есть такое дело, которое кроме него никто не сделает. А если и

Невыразимость
Объяснить нечто можно лишь через другое: свет через длину волны, звук через частоту колебаний. Но как объяснить, что такое человек? Поскольку он не сводим ни к чему - ни к вещам, ни к теориям, ни к

Избранные тексты
"Аристотель разделил блага человеческой жизни на три класса: внешние, душевные и телесные. По-моему же то, что обосновывает разницу в жребии людей, можно подвести под следующие три основные оп

Творчество
Когда мы говорим о творчестве, то обычно имеем в виду великих людей: писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою

О любви
"Всю свою жизнь слышал слово "душа" и сам призносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит. Мне кажется, если бы меня спросили, что такое "душа", я бы довольно верно о

О смерти
«Конечная точка нашего жизненного пути - это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Л

Творчество и его реализация
«В творчестве есть две стороны и два смысла. Есть внутренний твор­ческий акт и есть творческий продукт, обнаружение творческого акта во­вне. <...> Первичный творческий акт есть взлет вверх, к

Созерцание как исток творчества
«Зароды они в конце концов поставят и увезут, коровы к весне до последней травинки их приберут, всю работу, а вот эти песни после работы, когда будто и не они, не люди, будто души их пели, соединив

Три стороны сознания
Можно выделить три стороны сознания: предметное сознание (сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий); самосознание (сознание, направленное на самого себя, все время осо

Сознание и бессознательное
Сознание - это не только предметное сознание, не только самосознание и поток душевных переживаний. Откроем теперь еще одну сторону или слой жизни сознания - бессознательное. Бессознательное - огром

Какие сны снились Карлу Юнгу?
Карл Юнг - швейцарский психиатр, мыслитель и властитель дум очень большого числа людей. Перед Первой мировой войной в течении нескольких недель он видел один и тот же сон - будто из земли проступае

Разум большой и разум малый
Всякий человек, говорили мы по поводу философии Ф. Ницше, ценен постольку, поскольку он есть путь к сверхчеловеку, то есть к идеалу человечности, - к художнику, философу и святому. А каждое сознани

Избранные тексты
Сознание как поток переживаний, подобный внутренней музыке «Чистая длительность (психологическое время - ВТ.) есть форма, которую принимает последовательность наших состояний сознания, ког

Функция снов
«Общая функция снов заключается в попытке восстановить наш психический баланс посредством производства сновидческого материала, который восстанавливает - весьма деликатным образом - целостное психи

Практические задания
1.Как вы понимаете слова апостола Павла: «Что мне в том, что я приобрету богатства всего мира, а душу свою потеряю»? 2.Можете ли вы согласиться с тем, что не разум, а душа

Откуда приходит мысль?
Мы очень хорошо знаем, как устроен наш мозг, как идут от клетки к клетке электрохимические реакции, как замыкаются нервные цепи, сколько клеток в коре головного мозга, какова биохимическая основа п

Два понимания мышления
В связи с возрастающим местом естественных и технических наук в современном мире мышление сплошь и рядом понимается как представление, как совокупность наглядных картинок мира. Современная наука го

Мышление и язык
Во всей классической философии от древности до середины XX века считалось, что язык - просто инструмент для выражения наших мыслей, что слова и предложения нейтральны по отношении к тому содержанию

Язык - дом бытия
Язык - не только инструмент передачи информации, хотя и может служить этому, не только средство общения. Язык - это еще и возможность дать высказаться миру. Мир просит слова. В первобытную эпоху ми

Учение о познании
Во все времена в философии было два подхода к вопросу человек познает окружающий мир: одни философы cs познаем мир чувствами, другие - разумом. Первых сенсуалистами (от sense - чувс

Сила воображения
Кант попытался преодолеть односторонность сенсуализма и рационализма, полагая, что и чувства и разум играют в познании одинаково важную роль. Но есть еще одна удивительная человеческая способность,

Что есть истина?
Обычно под истиной в современной науке и в философии науки понимают соответствие наших понятий, высказываний, теорий окружающему миру. Если соответствуют, значит, они правильные, истинные, если не

О мышлении
«Как обширная, но не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне уст роенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познании, е

О механическом и свободном уме
«Я прошу вас понять истину, что использование средств для достижения цели развивает механическое отношение к жизни. Использование средств для достижения цели связано с эффективностью. Эффективный у

О значении слова
«Уже давно замечено и неоднократно было выставляемо, что мышление не существует без слов. Слово и, в частности, имя есть необходимый результат мысли, и только в нем мысль достигает своего высшего н

Истина как событие открытости мира
«Той же ночью, когда палачи Мария и Цинны стали обходить кварталы Рима, убивая граждан, Красе бежал... Грустно отплывать вдаль от родины, еще грустнее бежать из отечества, спасаясь от безж

О картине мира
Мы видели, что в человеческой истории различаются эпохи обустроенности и эпохи бездомности. Либо человек чувствует, что живет в мире, как в своем доме, - обустроенном, налаженном, гармоничном, зани

Одиноки ли мы во Вселенной?
Если Вселенная существует 15 миллиардов лет, наша Земля - 4,5 миллиарда, а жизнь на Земле возникла почти 4 миллиарда лет тому назад, то логично предположить, что есть планеты в космосе, где также з

Пространство и душа
Пространство так же многообразно, как и время: есть биологическое, психологическое пространство, пространство культуры, физическое, географическое и историческое пространство. Биологическо

Числа правят миром
Галилей утверждал, что природа говорит на языке математики. Числу, математическим закономерностям придавалось огромное значение во все века. Есть такой шутливый тест, когда предлагается на

Начало и конец движения
Движение - наиболее поразительный феномен мира. Движение происходит всюду и везде, на всех уровнях и во всех объектах - от галактик до электронов, движущихся вокруг атомного ядра. Я как человек уча

Свет, цвет и ритм
Человеческую жизнь и культуру определяют не только пространство и время, не только движение, но такие феномены, как свет, цвет и ритм. Свет - не только физическое явление, но и глубочайший символ ч

Человек и Вселенная
«Итак, пусть человек объемлет взором всю природу в ее высоком и совершенном величии, пусть он отведет взгляд от низких предметов, его окружающих. Пусть посмотрит на это ослепительное сияние, зажжен

Античные и современные представления о структуре мира
«...Атомистическая гипотеза (Левкиппа и Демокрита - ВТ.) делает большой шаг в нужном направлении. Все многообразие различных явлений, множество наблюдаемых свойств материального мира можно свести к

О психологическом времени
«Выше было разъяснено, как и почему все, что мы видим, делаем и переживаем, оставляет тем меньше следов в нашей жизни, чем старше мы становимся. В этом смысле можно утверждать, что только в юности

Смысл жизни
В XX веке стало очевидным, что попытки разрешения великих исторических задач во все времена должны быть признаны сплошной неудачей. В исторической судьбе человека в сущности все не удалось и, видим

Искусство и творение мира
Главная функция искусства заключается в том, что оно творит мир и в этом смысле художник является соавтором Бога. Мир творит и философия - существуют миры Платона, Декарта, Ницше; мир творит наука

Проблема гения
И. Кант делил мир на две части: мир природы и мир свободы. И видел между ними единственный соединяющий их мостик - искусство. Произведение искусства - это природа, но созданная по законам свободы.

Кризис современного искусства
Питирим Сорокин в книге «Кризис нашего времени» отмечал, что искусство проникло во все аспекты социальной жизни и влияет на все продукты цивилизации - от инструментов и орудий до мебели и домашней

А. Шопенгауэр. О гении
«Уже Аристотель, по свидетельству Цицерона, заметил, что «все гениальные люди - меланхолики»... И Гете говорил: Мой пыл поэтический был невелик, Покуда виднелся мне счастия лик;

Человек и общество. Глобальные проблемы современности
«Я» - «Ты» - «Мы» Абсолютно непосредственно и достоверно дано нам лишь наше собственное Я. Оно является той точкой, из которой наше сознание озаряет для нас весь остальной

Этносы и суперэтносы как формы существования человека
Этнос - это объединение людей, лежащее на границе природы и общества, это жизнь людей в конкретных природных условиях, которые определяют физиономию этноса, и в то же время определяемая социальными

Государство
Согласно английскому философу XVI века Томасу Гоббсу, государство существовало не всегда. Сначала была «война всех против всех», человек сам должен был себя защищать. Постепенно люди пришли к идее

Социальная структура
Во все века, начиная с возникновения государства, общество было разбито на разные классы, сословия, касты и т.д. В России XIX века были помещики, крестьяне, буржуа, рабочие, ремесленники, сословия

Гражданское общество
Вечным анекдотом при советской власти был следующий: «чего только у советской власти нет - масла нет, мяса нет!» Но еще при советской власти никогда не было гражданского общества. В то время господ

Утопия и алхимия
Платон, написав свою книгу «Государство», стал первым социальным утопистом. С его точки зрения, люди будут счастливы только при справедливом государственном строе, где каждый живет в соответствии с

Глобальные проблемы современности
XX век стал веком глобальных проблем. Глобальные проблемы - это совокупность острейших жизненных вопросов, от которых зависит прогресс и само выживание человечества: экологический кризис, порождаем

О бюрократической власти в массовом обществе
«Господство аппарата. Превращая отдельных людей в функции, огромный аппарат обеспечения существования изымает их из субстанциального содержания жизни (то есть делает их жизнь эфемерной, как бы пови

Культура и культ
В самом общем виде культуру можно определить так: культура - это все то, что не природа. Это все, что сделано руками человека. Культура - это тот искусственный мир, который человек создает, чтобы п

Борьба Аполлона и Диониса
Фридрих Ницше исследовал в своей работе «Рождение трагедии из духа музыки» древнегреческую культуру и пришел в выводу, что ее основу составляет борьба между двумя культами - культом бога Аполлона и

Проблемы массовой культуры
В XX веке возникает удивительный феномен, никогда ранее не встречавшийся в человеческой истории - массовая культура. Чтобы стоять на уровне тех достижений культуры, которые были созданы в этом веке

Индустрия сознания
Народ является носителем культуры, он создает язык, основу культуры. Устное народное творчество - основа литературы и искусства, наблюдения народа за природой, народные приметы, обряды, традиции, -

Культура и цивилизация
Все, что мы говорили о массовой культуре, относится к культуре внешней. Но есть еще и внутренняя культура, - та культура, которая стала второй природой для человека. Нет таких техник и технологий,

Культура и контркультура
Почти в каждую эпоху существуют взгляды, идеи, которые противоречат признанным культурным ценностям, отстаивают совсем другие идеалы, в данном обществе не принятые. Совокупность таких взглядов, иде

Слова Ницше: Бог умер!
Кризис современной европейской культуры, как и кризис западной цивилизации, начался уже давно, почти сто лет философы говорят об этом. Первым провозвестником кризиса был Фридрих Ницше, который в св

Средневековье: молодость европейской культуры
«Бога-отца тогда воспринимали как самое Силу, как вечное, великое и вездесущее Действие, как священную каузальность (причину - В.Г.), которая едва может обрести уловимые черты для земных очей. Но в

Кризис современной культуры
«Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Уже занесены в золотую книгу наиболее значительные успехи ее предшествующего развития. И, пожалуй, самым ва

Массовый человек
«…Духовная структура современного среднего европейца гораздо здоровее и сильнее, чем у человека былых столетий. Она только гораздо проще, и потому такой средний европеец иногда производит впечатлен

Человек и природа
«Теперь при бессоннице мысленно перемещаюсь в село Хрущеве Елецкого уезда, Орловской губернии, где я родился и вырос. Слышал я, что никаких следов не осталось от дома, где я родился, от великолепно

Философия истории
Помимо общества, культуры, природы философия изучает еще историю, и этот раздел называется философией истории. Здесь рассмат­риваются следующие вопросы: Что заставляет развиваться ч

Исторические оптимисты: Неотвратимая поступь мирового духа
Представители первой группы - Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и некоторые другие - считали, что история человечества едина, все народы - кто раньше, кто позже - идут к единой цели. Только цели каждым мысли

Единым строем в светлое будущее
К. Маркс, испытавший на себе огромное влияние Гегеля, также считал, что история человечества едина. Все народы в целом должны пройти пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, раб

Стадии роста
Книга американского экономиста и социолога У. Ростоу «Стадии экономического роста» вышла более тридцати лет назад и с тех пор десятки раз переиздавалась. Она имеет характерный подзаголовок «Некомму

История идет разными путями: дыхание истории
К. Ясперс в своей книге «Истоки истории и ее цель» дал следующую схему мировой истории: 1.Доистория или «прометеевская эпоха» (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем),

Циклические концепции истории: О. Шпенглер: три души истории
О. Шпенглер - один из первых мыслителей, предложивших совершенно новую схему интерпретации истории. С его точки зрения, никакой единой истории человечества нет, линейная схема «Древний мир - Средни

Аполлоновская и фаустовская душа
В книге Шпенглер наиболее подробно анализирует три души: аполлоновскую, фаустовскую и магическую. Аполлоновская душа - это душа античного времени. Для древнего грека и мир. и он сам. и бог

Магическая душа
В отличие от фаустовского чистого пространства и античного тела, в византийско-арабской культуре главным элементом является Пещера, пространство Пещеры. Это особое магическое, «заколдованное» про­с

Закат Европы
Каждая культура, по Шпенглеру, зарождается в тот момент, когда из детского, первобытного состояния человечества пробуждается великая душа- фаустовская, магическая или какая-нибудь еще. Каждая культ

А. Тойнби: мировые цивилизации
А. Тойнби был не только продолжателем идей О. Шпенглера. Он в значительной степени развил концепцию циклического развития истории, подкрепив ее еще большим историческим материалом, исследовав еще б

Б. Цивилизации-спутники
А. Независимые цивилизации делятся на: а) обособленные 1.майянская 2.мексиканская (мезоамериканская) 3.андская б) независимые необособленные 4.

Вызов и ответ
Каждая цивилизация начинается с ответа на вызов - сначала природной, а потом и человеческой среды. Для иллюстрации этого положения Тойнби рассматривал происхождение египетской цивилизации. Много ты

Мировые культуры Питирима Сорокина
П. Сорокин в своем многотомном исследовании «Социокультурная динамика» выделял три культуры, последовательно сменяющие друг друга в человеческой (в египетской, вавилонской, греко-римской, индуистск

Главная проблема нашего времени
Сегодня, считал Сорокин, наступил жесточайший кризис. Это не просто экономические или политические неурядицы - кризис затрагивает почти всю западную культуру и общество, вес их главные институты. Э

Н. Бердяев об исторической самобытности России
Н. Бердяев назвал русский народ в высшей степени поляризованным народом, в котором совмещаются совершенно несовместимые про­тивоположности. Противоречивость и сложность русской души связана с тем,

П. Чаадаев: исторические судьбы России
В своем знаменитом «Философическом письме» Петр Чаадаев подверг критическому пересмотру всю русскую историю. Россия лежит между Западом и Востоком, Упираясь одним локтем в Китай, а другим в Германи

Ответ Пушкина
В своем письме П. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. А.С. Пушкин сообщил автору «Философического письма», что далеко не во всем согласен с ним. Конечно, разделение церквей (у нас православная церковь,

Апология сумасшедшего
Через год после первого «Философического письма», получившего огромную и отчасти скандальную известность, Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», в которой попытался прояснить некоторые свои мысли

Славянофилы и западники о судьбах России
Спор славянофилов и западников был спором о главном - о судьбе России. Прежде всего русская философия истории должна была решить вопрос о смысле и значении реформы Петра, которая как бы разрезала и

Что творится на Руси?
Видным представителем западничества, по крайней мере в свои молодые годы, был А.И. Герцен. Герцен считал, что Россия должна обязательно дотянуться до западной культуры, что Петр I очень много сдела

В. Розанов о русском призвании
В. Розанов в своей статье «Возле «русской идеи» вспоминает интересное событие. В XIX в. Бисмарк был отправлен послом в Россию, и там с ним случилось неприятное происшествие: заблудился на медвежьей

Культура и цивилизация
«У каждой души есть религия. Это лишь иное наименование ее бытия. Все живые формы, в которых она выражается, все искусства, доктрины, обычаи, все метафизические и математические миры форм, каждый о

Исторические псевдоморфозы
«Исторические псевдоморфозы - так называю я случаи, когда чужая старая культура так властно тяготеет над страной, что молодая и родная для этой страны культура не обретает свободного дыхания и не т

Имеет ли история какой-нибудь смысл?
«...Я на поставленный вопрос отвечаю: «История смысла не имеет»... Как большинство людей используют термин «история»? (Я имею в виду то понимание термина «история», когда говорят, например

Восторжествует ли разум?
Прочтя эту книгу, вы могли убедиться, что философия - очень полезная для каждого область человеческой культуры, и в то же время - очень вредная. В конце 1849 г. Николай I обязал управляющего Минист


Хотя, конечно, смотря что вы имеете в виду под словом «думать». А кстати, что вы имеете в виду?


Полезли в словарь? Не трудитесь, я уже лазил, нет там ничего, кроме «Думать - направлять свои мысли на что-либо» (словарь Ожегова). Ладно, попробую сформулировать сам.


«ДУМАТЬ - ЗНАЧИТ ПРИНИМАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИИ СВОЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»


Красиво сказал? Но бесполезно - это не «думать», так поступают все живые организмы - в том числе совершенно безмозглые грибы, растения и бактерии. Готовые знания у этих существ зашиты в их ДНК (наследственную информацию), и судя по тому, как плотно бактерии, грибы и растения заселяют нашу планету - зашитые в ДНК знания не врут.


«ДУМАТЬ - ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ» (А НЕ ИНФОРМАЦИЮ, ЗАЛОЖЕННУЮ В ДНК)


Данное определение пытается разбить животных на две группы: умников (типа нас, обезьян, дельфинов...) и тýпиков, которые ничему не учатся, а лишь бездумно исполняют заложенные в них врожденные формы поведения (инстинкты). И что же? Мы таких не найдем:

  • во-первых, любые, даже очень примитивные (по нашим представлениям) животные могут обучаться ,
  • во-вторых, многие «инстинктивные» вещи на самом деле приобретаются в течение жизни ,
  • в-третьих, животные выполняют свои инстинкты вовсе не бездумно, а как раз наоборот, очень даже думно .

Могут обучаться

Если потрясти пробирку с инфузориями , то они «рефлекторно» сожмутся, а через некоторое время расправятся назад. Если провести такую операцию 100-120 раз, то до инфузорий дойдет, что тряска не представляет опасности и они перестанут сжиматься, и такое «научение» останется у одноклеточных созданий на полчаса-час. Поскольку инфузории не имеют нервной системы, то совершенно неясно - в каком месте их клетки могут прятаться знания, умения и навыки. Однако - прячутся: инфузории сохраняют траекторию передвижения при перенесении их из треугольного сосуда в круглый; удерживаются в неосвещенной части пробирки, если в освещенной их наказывают ударами тока; и даже увеличивают скорость прохождения в изогнутой трубке (почти научение в лабиринте!) *


Если коснуться щупальца актинии каким-нибудь не особо съедобным предметом, например, кусочком бумаги, пропитанным рыбным соком, то глупое кишечнополостное отправит его себе в рот, задумчиво помусолит, а потом выплюнет. Если же мы будем долгое время кормить актинию бумагой, то на шестой день она поймет, «что что-то не то», и перестанет заглатывать приманку (эта реакция сохранится 10 дней).

В течение жизни

Очень многие вещи, которые раньше считались врожденными, на самом деле являются результатом «облигатного научения». У животного в определенное время как бы включается магнитофон, который записывает ощущения - и эта запись потом используется при выполнении самых что ни на есть жестких безусловных рефлексов.


Если магнитофон включается на очень короткое время, то этот процесс называется «запечатление» («импринтинг»). Запечатление наиболее полно изучено на детенышах птиц и млекопитающих - ведь ребенку очень важно запомнить внешний вид своей матери, потому что именно она будет его кормить и защищать на первых порах. Так вот, чаще всего у ребенка нет врожденного образа матери , зато есть врожденная команда «запомнить самое первое впечатление».

  • Новорожденные ягнята и оленята запоминают голос и запах матери в первые полчаса после рождения. Предусмотрительные мамаши при этом слегка отстают от стада, чтобы остаться со своим ребенком наедине - потому что внутри стада (где, несомненно, безопаснее) у детеныша легко могла бы поехать крыша от обилия «матерей».
  • У утят диапазон объектов, которые могут вызвать реакцию следования, очень широк - от спичечного коробка до человека. Кстати, утки запечатлевают и особей противоположного пола. Если их с раннего возраста содержать в одиночных камерах, то они, когда вырастут, будут пытаться спариться с людьми, совершенно не обращая внимание на других уток. **

Думно

Инстинкт является «жестко врожденным и тупо выполняемым» лишь в своей самой последней стадии , а пока идет подготовка к этой самой «последней стадии», поведение животных может быть очень гибким - основываться на опыте, приобретенном в течении жизни. (Точно так же, например, все задачки по генетике решаются элементарно-автоматически, а самая главная проблема для учеников - правильно понять условие, подготовить сырьё для решения).

  • Попугаи-неразлучники в природе выстилают свои гнезда травинками. При содержании в домашних условиях вместо травинок они используют узкие полоски бумаги, которые самостоятельно нарезают клювом из целого листа бумаги.
  • Бобры - самые удивительные строители среди млекопитающих - могут из меленького лесного ручейка создать обширное зеркало воды. Местность покрывается сетью каналов, в меру заполненных водой (по ним бобры сплавляют лес). Ни сложный рельеф, ни песчаный или глинистый грунт бобрам не помеха. Специалисты, рассматривая планы бобровой мелиорации, в один голос говорят, что всякий раз найдено новое, нетривиальное и оптимальное в этих условиях решение, требующее не только немалых знаний (их дает инстинктивная программа), но и глубоких творческих раздумий. ***

Третья попытка! Будет самой суровой по отношению к животным!! Тысяча черрртей!!! «ДУМАТЬ - ЗНАЧИТ РЕШАТЬ НОВЫЕ ЗАДАЧИ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ».


Прежде чем предъявлять такое диким зверям, давайте поэкспериментируем на людях. Соберем 25 десятиклассников и дадим им новые для них задачи по математике, физике и химии, плюс час на размышления. Что сделает подавляющее большинство учеников (24,95 человека из 25)? Замычит-завоет-закричит привычную для учительского уха фразу: «Мы не знаем, как это делать, мы такого раньше не решали !» Правильно? Согласимся: человек с огромным трудом и неохотой решает новые задачи, гораздо проще для нас списать - узнать, как эту задачу решали раньше, другие люди.


С другой стороны, конечно, каждую задачу кто-то решал в первый раз - как новую. Любой человек, если поднапряжется, способен решать некоторые новые для него задачи. - Как с этим обстоят дела у животных?


Да нормально обстоят. Только давайте уточним фразу «без предварительного обучения». Чтобы рассуждать , животное (и к человеку это тоже относится) должно накопить немаленький багаж знаний об «окружающих предметах и закономерностях, по которым они взаимодействуют», так что совсем без обучения не получится. Например, любые обезьяны, если дать им ящик и высоко подвесить еду, догадываются встать на ящик и достать приманку - без всякого научения, никто им этого не показывал и условных рефлексов не вырабатывал. Но чтобы догадаться сделать это, обезьяна должна (еще в детстве) понять, что если встать на возвышение, то сам становишься выше.


Точно так же легко, обладая некоторыми знаниями, обезьяны в экспериментах решают и другие предлагаемые им новые задачи. Часто несколькими разными способами - и, как на подбор, способами более простыми, чем предполагал экспериментатор. Обезьяна, которой необходимо затушить огонь, может заливать его не только водой из кружки, но и собственной мочой, а так же задувать или забивать тряпкой. Орангутаны, которым предлагалось вытолкнуть съедобную приманку из трубки палкой, вытряхивали приманку, стуча трубкой об пол, выдували ее ртом, раскатывали трубку на полу и т.п. *

* Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
** Хайнд Р. Поведение животных
*** Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы



© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Мыслят ли животные?

Животные, особенно высшие, близко стоящие к человеку по эво­люционной лестнице, проявляют чудеса сообразительности, заставляющие подозревать, что они обладают сознанием. Декарт в шутку пи сал, что обезьяны умеют говорить, но скрывают это, чтобы их не заставили работать. Собаки у И. Павлова различали шестнадцати- и восемнадцатигранник, обезьяны выдерживали сложнейшие тесты на сообразительность. Показательно, что обезьяна открывала кран, пила воду, мыла руки и лицо, - но ни одну обезьяну не могли никакими усилиями научить закрывать кран. С точки зрения обезьяны, это, видимо, совершенно бессмысленное занятие.

Фантастической проницательностью, не доступной человеку, обла­дают коты. В литературе о животных часто приводится такой случай˸ в сибирской деревне хозяин ушел на войну, и на следующий день ушел в лес ᴇᴦο кот. Через четыре года кот вдруг вернулся, и на следующий день пришел с войны хозяин.

Разное рассказывают про дельфинов˸ что их мозг очень близок по объёму к человеческому, что они обмениваются звуковыми сигналами друг с другом, передавая огромный объём информации. Хотя это не нашло точного подтверждения, но дельфины, действительно, часто ведут себя так, словно обладают сознанием - легко дрессируются, быстро научаются понимать словесные команды и даже спасают тонущего человека, хотя он их об этом не просит.

Очень интересно поведение пчел˸ пчела подлетает к улью и исполняет над ним в воздухе сложный танец, глядя на который, остальные пчелы знают - куда им лететь, где находятся нужные им для сбора меда растения.

Можно сказать, что разум, сознание являются как бы потенциальной, до конца не проявленной возможностью предшествующего человеку мира насекомых, птиц, животных. И только у человека эта возможность раскрывается в полной мере, и он начинает жить, прежде всего, разумом. Его чувства гораздо слабее, чем у животных, но такая интенсивность ему и не нужна. Волк чувствует волчицу по запаху за несколько километров - человеку такой нюх ни к чему. Зато ᴇᴦο чувства гораздо более избирательны и усилены мыслью.

Мы слышим в узком диапазоне частот - не слышим, к примеру, ультразвука; мы видим в очень узком диапазоне спектра (не видим инфракрасного и ультрафиолетового излучения); но мы изобрели с помощью своего разума такие приборы, которые и слышат, и видят там, где бессильны человеческие глаза и уши. Когда человеку понадобилось летать, у него не выросли крылья - он изобрел самолет.

Человек на самом деле унаследовал все богатство животных чувств, просто ему в нормальном состоянии они не нужны и потому как бы приглушены, подавлены. Хотя есть люди, у которых они развиты точно так же, как и у животных (как правило, хотя и необязательно, это люди с подав­ленной или несколько расстроенной разумной деятельностью). Речь идет о так называемых экстрасенсах, то есть о сверхчувствительных людях.

Мыслят ли животные? - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мыслят ли животные?" 2015, 2017-2018.

До сих пор мы говорили о мышлении человека. А мыслят ли животные? И если они мыслят, то чем их мышление отличается от мышления человека?

Долгое время люди приписывали животным «разум», мышление, подобное человеческому. И действительно, наблюдая, например, за жизнью насекомых, можно поверить в исключительную «разумность» их действий. Так, оса, прежде чем втащить пищу в свое гнездо, обязательно оставляет ее за 10-15 см от входа, вползает в гнездо, осматривается - нет ли там кого - и только тогда втаскивает добычу. Кажется, какая разумная осмотрительность!

Но давайте, пока насекомое обследует гнездо, отодвинем пищу в сторону. Вот оса выползла, схватила свою пищу и… опять положила на то место, откуда мы ее взяли, а сама снова влезла в гнездо. И так может повторяться много раз.

Этот опыт показывает, что «разумное» на первый взгляд насекомое на самом деле действует слепо, автоматически, инстинктивно, бесконечно повторяя потерявшее смысл и целесообразность действие.

Поведение животных, особенно низших, в основном подчинено инстинктам. Однако в животном мире появляются и другого рода действия. Проводили такой опыт. Мышь, за которой гналась кошка, убегала в узкую трубу и выскакивала с противоположного ее конца. Кошка в трубу влезть не могла и сначала терялась; тем временем, конечно, мышь убегала. Но при повторении опыта кошка уже не ждала, пока мышь выскочит обратно, а сразу бежала к противоположному концу трубы и ожидала ее там.

Как видите, у кошки выработалось «понимание» ситуации и «предусмотрение» того, к чему нужно подготовить свое действие.

Еще более сложные формы «понимания» изменяющейся ситуации и умения действовать в ней наблюдаются у человекообразных обезьян (шимпанзе, орангутана и др.). Проводилось много опытов, в которых ученые стремились установить возможности и особенности «разумного» поведения обезьян.

В одном случае обезьяна должна была достать находящийся за решеткой апельсин. Дотянуться до него было невозможно. Как быть? Обезьяна протягивала руку и так и этак - ничего не получалось. Тогда она прекращала бесплодные попытки и отходила в сторону. Около решетки клали палки. Все они были коротки, чтобы достать апельсин, но их можно было соединить-они были полые. Осмотревшись, обезьяна брала то одну палку, то другую, пыталась дотянуться до апельсина и не могла.

Казалось бы, задача для обезьяны не по силам. Но опыт показал, что это не так. После многих неудачных попыток обезьяна взяла две палки сразу, соединила их и достала апельсин (см. рис.).

Самым интересным здесь было, конечно, соединение палок - ведь это действие имело смысл не само по себе, а только в связи с решением задачи, вставшей перед обезьяной. Так что обезьяна, можно сказать, «понимала» необходимость и цель своего действия - соединение палок.

Во всех действиях обезьян, конечно, обнаруживаются зачатки мышления, или, как иногда говорят, «интеллекта» животных («интеллект» - по-латыни ум, рассудок). Однако «интеллект» этот очень ограничен и принципиально отличается от мышления людей. Покажем это на следующих примерах.

Когда обезьяна видит подвешенные фрукты и не может до них дотянуться, она берет лежащий рядом ящик, чтобы встать на него. Если таким образом она достанет плод, то задача решена, но если нет, то обезьяна поднимает ящик, прислоняет его к стене на уровне груди и пытается… влезть на него. Конечно, ящик падает, а обезьяна вновь и вновь повторяет свои бесплодные попытки.

Чего «не понимает» здесь животное? Схватывая пространственные соотношения (поднимая ящик ближе к фруктам), оно не учитывает простейших законов механики. Поднятый и прижатый к стене рукой обезьяны ящик держится, но сам он держаться не будет - и обезьяна не может этого «понять». В другом случае она не может «понять», что лестница вплотную приставленная к стене, упадет, если по ней лезть.

Ограниченность мышления у животных и его отличие от человеческого особенно ярко обнаруживались в таком опыте. В ящик клали приманку. После того как животное находило приманку, ее помещали в следующий ящик. В дальнейшем приманку никогда не клали в прежний ящик, а только в следующий. Животному нужно было реагировать каждый раз не на то место, где была приманка, а на другое, где ее еще не было. Оказалось, что животное не могло решить этой задачи, т. е. не могло реагировать на отвлеченный признак «следующий». Оно всегда бежало к ящику, в котором приманка была в последний раз, и, не найдя ее там, отправлялось к тем ящикам, в которых она находилась еще раньше.

Для человека (даже для малышей 4-5 лет) эта задача совсем не трудна. В каждом повторном опыте он идет к ящику, следующему за тем, в котором раньше была интересующая его вещь.

Таким образом, высшие животные обладают зачатками мышления и способны решать некоторые задачи на основе наглядных, непосредственно видимых, слышимых и осязаемых признаков. Вместе с тем они совершенно не способны улавливать отвлеченные (абстрактные) свойства вещей. Этим их «интеллект» отличается от мышления человека, который обычно решает задачу именно с учетом отвлеченных признаков, опираясь на язык и речь.

Например, мы вполне понимаем и мысленно оперируем словом «тысячеугольник», хотя вообразить и наглядно представить себе эту фигуру не можем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .