Образовательный салон доу.

Здравствуйте, наши дорогие мамочки и папочки! Продолжаем осеннюю тематику и сегодня будем рассказывать деткам о жизни животных осенью.

Осенью животные готовятся к самому суровому времени года – зиме. От того, как пройдёт эта подготовка, зависит жизнь мохнатых, пернатых и других обитателей лесов, полей, городских парков, скверов.

Одними из первых на изменение погоды реагируют насекомые.

Большинство из них ищут уютные убежища, в которых можно проспать всю зиму. Эти убежища они находят под опавшей листвой, под корой, отставшей от ствола дерева, в щелях домов.

А вот бабочки превращаются в куколок и так пережидают холодную зиму.

Торопятся уйти на зимовку и ящерицы, змеи, лягушки, жабы. Бурые травяные и зелёные лягушки осенью держаться ближе к водоёмам, на дне которых и зимуют. Жабы ищут себе укрытие на суше: под корнями деревьев, в норках мелких грызунов.

Ящерицы осенью глубже забираются в свои норки, под мох, в опавшую листву, под корни деревьев, в гнилые пни.

Когда наступают холода и исчезают насекомые, перелётные птицы – ласточки, стрижи, мухоловки – начинают готовиться к путешествию в тёплые страны.

Лесные звери тоже начинают готовиться к зиме. Некоторые из них начинают много кушать, чтобы у них под шкуркой образовался жирок, который хорошо согреет зверя в зимнюю стужу. Например – медведи и барсуки. Многие обитатели леса делают запасы на зиму (белки, мыши, кроты), готовят зимнее жильё.

Осенью у многих животных начинается линька – у них вырастает тёплый подшерсток, а шёрстка меняет свою окраску.

У зайца-беляка вся шубка становится белой, и только кончики ушек – чёрненькие, а у зайца-русака шубка светлеет только на боках.

Белочка к зиме становится серенькой, меняя свою яркую огненно-рыжую шубку на более незаметную в зимний период.

Когда появляется снег и становится холоднее, некоторые животные ложатся в спячку. К таким животным относятся ежи и медведи, которые не могут прокормиться в зимнее время.

На сегодня всё. В скором времени на Ясном Солнышке появится и презентация на тему «Жизнь животных осенью».

Также, вы можете получить мою бесплатную книгу .

С Уважением.
Елена Медведева.

Тема. Звери осенью. Подготовка зверей к зиме.
Цель. Ознакомить учащихся с жизнью животных осенью с изменениями, происходящими в их жизни; учить приводить примеры животных, которые меняют окраску меха, готовят запасы кормов, готовятся к зимней спячке; развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать; учить видеть красоту природы; формировать навыки охраны природы на примере зверей. Воспитывать уважение к природе, желание оберегать животных. Оборудование. Иллюстрации с изображением животных, презентации к уроку. Ход урока 1. Организация класса. - Дети, а вы любите открывать тайны? Тогда не хайме время! Нас зовет в дорогу-скорей спеши, В путешествиях замечательных познай родной край, Открой тайны для себя, мой друг Для тебя искрится и река, и луг. 2.Ожидания.(Работа в динамических парах: ученики говорят соседу по парте, что ожидают от урока) - Мне приятно с вами встретиться. Вот вам мой подарок цветок желаний, выберите себе желание-лепесточки, повернитесь к другу и шепотом расскажите о своем ожидании. Сомкните ладошки лодочкой спрячьте лепесточки и подуйте на нее. 3.С постереження за погодой - Умников и умниц я приглашаю открыть тайну наблюдений за погодой. - Какой сегодня день? - Какое состояние неба? - Утром были осадки? - Какая температура воздуха? - Что ты заметил в поведении птиц? - Что вы заметили в природе интересного, необычного? - Какую народную примету ты проверил? - 4.Актуализация опорных знаний Незаметно появилась осень День короче становится ежесуточно. Глянь, березки-уже златокосые, И дубов покраснела листва.

Уже в теплые края улетели Сонцелюби-звенящие журавли, Не страшны им теперь метели На далекой южной земли. В.Бычко - Что же заставляет птиц улетать в теплые края? Откройте тайну! Минутка-изюминка - Птички страшные обжоры. Ластовинята съедают за день больше насекомых, чем весят сами. - Самые заботливые родители среди птиц-синицы. - Самая маленькая в мире птичка-кольраби. - Большинство птиц улетают в теплые края стаями. А кукушка и удод-одиночка. 5. Изучение нового материала Мальчик Гадайлик - Помогите мне понять, относятся ли животные к природе? - К какой природе они относятся? - Почему так думаете? - Как вы думаете животные и растения связаны между собой? -Работа по рисункам (барсук, суслик, олень, кролик, лошадь, корова, коза, тушканчик, заяц, еж, лиса, волк, тигр, рысь, лев, белка, медведь, кабан)Животные -Игра «Кто лишний?» работа в парах(сова,барсук, тушканчик, заяц,песец,кот) - Назовите среди них зверей. (барсук, тушканчик, заяц, песец, кот) - Назовите признаки зверей? (Тело покрыто шерстью, 4 ноги) - Как зверей отличить от других животных?(Все звери вскармливают свое потомство молоком) - На какие группы можно разделить зверей (Домашние и дикие) Задача. Опишите соседу по парте зверя родного края так, чтобы он догадался о ком идет речь. (Лиса, волк, заяц, еж)? За памятником 1.Животное по размеру? 2.Окрас меха имеет? 3.Чем чаще всего питается? 4.Где проживает? 6.Сообщение темы, цели урока - Много хлопот осенью не только птицам, насекомым, а и зверям. И они вынуждены спасаться от холода и голода. А как именно вы узнаете сегодня на уроке. Тема нашего урока «Звери осенью. Подготовка зверей к зиме.» 7.Изучение нового материала -Работа в группах Задача. Рассмотрев материал, заполнить таблицу. Лесные мыши, полевки, кроты,хомяки Собирают желуди, семена различных растений и прячут их в дупла упавших деревьев или в норы. Бобры Делают запасы из веток, стволов деревьев, которые перегрызают и составляют в воде возле своих избушек. Ежи Поздно осенью, когда промерзает почва и уменьшается количество кормов, ежи зарываются в опавшие листья и заворачиваются в клубок, впадая в глубокую спячку вплоть до марта. Во время спячки у ежей больше, чем на треть, уменьшается масса, потому что в течение спячки они не питаются, а живут благодаря жиру, отложенному в теле осенью. Белки Белки очень старательно запасают на зиму корм - желуди, орехи, грибы, которые прячут в дуплах, под опавшей листвой, или развешивают на сучках деревьев. Иногда в белкиных запасах бывает до трех и больше килограммов орехов. В зимнюю спячку белки не залегают, хотя в очень сильные морозы и в метели несколько дней спят. . Меняет белка рыжий мех на серое – теплее, пушистее. Заяц С наступлением холодов мех у зайцев становится гуще и светлее. В отличие от других зверей, зайцы не имеют постоянных лежбищ, не роют нор. Запасов пищи на зиму они не заготавливают. Питаются мелкими корешками, сгрызают молодые побеги деревьев, кору. Медведь Медведь за несколько недель до холодов старается как можно больше наесться – едят все, что попадается їстивного: орехи, рыбу. Затем выбирает в тихом густом лесу закуток под большим деревом и там готовит берлогу. Выбросит лишнюю землю, нанесет туда сухих листьев и веточек ели и уложится спать на всю зиму. Барсук Барсук,как медведь и еж, запасается жиром, потребляя жуков, ящериц, ягоды. Потом утеплит нору и ложится спать на зиму. Работа со словарем с.57 Линька-это изменение окраски и густоты меха у животных. 8.Физкультминутка - Зайцу удобнее бежать вверх, потому что у него задние ноги длиннее. - Если медведь не запасет достаточное количество жира, то в зимнюю спячку он не ложится, а бродит по лесу. - Иногда в білчиних запасах бывает до 3 кг орехов. - Медведь любит полакомиться муравьями. Розриє муравейник, положит туда лапу, муравьи налезут на лапу, он их слижет. - Знаете ли вы, что такое дождь? Поднимается ветер (Потираем руки) Падают первые капельки дождя.(Щелкаем пальцами) Начался настоящий ливень.(Плескаємо ладонями по груди) Ливень превратился в бурю.(Тупаємо) Вот буря стихает.(Плескаємо ладонями по бедрам) Заканчивается дождь, падают последние капли. (Щелкаем пальцами) Шумит только ветер.(Потираем ладонями) Дождь кончился. Солнце!(Подняли руки вверх) 8.Работа в группах «Шкатулка идей». Какие идеи вы хотите предложить людям по охране и помощи зимой зверям? (Положить в ящик осенний листочек и сказать идею) - На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломать ветки деревьев и кустарников. -В лесу стараться ходить по тропинкам, чтобы не повредить траву и почву. - Не раскапывать норы и не тревожить лесных жителей. - Не разводить костер в лесу, от костра может возникнуть пожар. - Не включать на полную мощность музыку, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы. - Не оставлять в лесу после себя беспорядок. - Изготовить кормушки для птиц. - Изготовить листовки для охотников: «Не убивайте зайцев!» 9.Закрепление приобретенных знаний Тесты 1.Какие звери делают на зиму запасы корма? А)зайцы; Б)медведь; В)белки; 2. Что такое линька животных? А) изменение окраски и густоты меха; Б) изменение длины хвоста; В)изменение цвета глаз; 3. Какие звери впадают в спячку? А)зайцы; Б)медведи; В)бобры; 4.Для чего некоторые животные откладывают запасы жира? А)чтобы спать до весны; Б)чтобы быстрее бегать; В)чтобы лучше выглядело мех; 10.Обобщение и систематизация знаний Ролевая игра У меня шуба есть, И как холод наступает, Я не пью тогда, и не гуляю, А в логово залягаю (Медведь)

Я кума с длинным веником Пришла на беседу с нашим петушком Схватила петуха на обед Да и замел метлой след(Лиса)

Я-клубочек, Совсем без ниточек Вместо ниточек-триста иголочек(Еж)

У меня рыженькая пуховая шуба Из сосны прыгаю на дуба Хвост у меня как метла, А сама ростом мала.(Белка) В земле мои амбары, Хорошо теорию ходы, норы, Я маленький молчаливый, Еще до того и слепец(Крот)

Какие из этих зверей готовят запасы кормов? - Какие из этих животных готовятся к зимней спячке?

11.Итог урока.Оценивание учеников - Какой новой информацией вы пополнили свой багаж знаний? - Открыли для себя тайны природы? - Что интересного запомнили о животных? Хочу обратиться, дети, к вам с просьбой. Холодно зимой зайчатам и белке, Собачке - в будке, в сарае - буренке. Мерзнут у котика лапки и уши, Мерзнет ворона в лихую пургу. Горю помочь можем - В будку Шаркові настелим соломы, Зайчику положим под кустик Несколько морквинок, листик капусты, Теплую буренке поставим водичку Птицам насиплемо крошки в кормушку. Как поможем дружно, малыши,- Выживут зимой птицы и зверьки. (Л. Левченко) VI. Домашнее задание1) Проработать статью учебника стр.54-57Дать ответы на вопросы к ней. 2) Нарисовать иллюстрацию «Поможем зимующим птицам!»

Начало формы

Конец формы

Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.

Растения осенью
Основное изменение в неживой природепохолодание — влечет за собой изменения в живой природе.
С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые.
Постепенно начинается листопад . Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.
Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман.

Птицы осенью
Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.
Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края.
Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи.
Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди.
Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы.
Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.

Звери осенью
Звери тоже готовятся к зиме. Мыши полевки, кроты, хомяки, крысы вырыли зимние кладовые. Мыши и хомяки заполняют их зерном. В одной такой кладовой может оказаться до пяти килограммов зерна. Кроты и крысы носят с полей картофель, бобы, морковь, зерна и семена.
Белки развешивают на ветках деревьев грибы, а орешки и шишки прячут в гнезде. Одна белка запасает примерно 15 килограммов орехов, грибов и различных семян.
Еж готовит себе на зиму теплое уютное гнездо, в котором проспит всю зиму. Змеи, лягушки, жабы, улитки, ящерицы спрятались в укромных местах.
Барсуки запасают семена и корни растений, высушенных лягушек, желуди. У многих зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть. Ежи, барсуки, медведи откладывают под кожей много жира. Осенью барсуки увеличивают свой вес до шести килограммов. Жир для этих животных — зимний запас пищи.
В середине осени у зайцев, белок, песцов изменяется окраска меха. У зайца она становится белой, у белки — серой, а у песца серо-голубой. Такие изменения окраски и густоты меха называются линькой.
Многие звери и птицы могут найти пищу зимой — это лисы, волки, зайцы, лоси, сороки, вороны, воробьи. Они активны в любое время года.

Домашние животные осенью
Домашние животные осенью продолжают пастись на пастбищах, но с приходом холодов и дождей их переводят в специальные помещения и дают подкормку — силос, сенаж, солому.
Домашним животным нужен особый уход. Они боятся сквозняков, поэтому все щели в коровниках и свинарниках тщательно закрывают. Помещения изнутри белят известью. Это делает их более светлым и уютным, и, кроме того, известь убивает болезнетворные бактерии.

Труд людей осенью
Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.
Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.
Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.
Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.
Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

Сегодня я продолжаю рассказывать о наших занятиях в рамках темы Осень. Последние два дня мы играли в животных осенью. Я постаралась сделать больше игр и меньше теоретического материала. потому что, где спит медведь ребенок и так выучил, а какие -то новый факты рассказывать в таком возрасте еще ранова-то, вот мы на играх и сосредоточились.

Приход осени не только заметен по изменению в природе, но и животные начинают готовиться к зиме. Поговорите с малышом, задайте ему следующие вопросы.

  • Каких зверей можно встретить в лесу осенью?
  • Кто укладывается спать на всю зиму?
  • Кто меняет на зиму шубку?
  • Кто делает запасы на зиму?
  • Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?

Отвечайте на вопросы и ищите картинки с животными, про которых поговорили.

Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.

Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.

Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.

Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.

Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.

Обсудите рассказ

  • Медведь что делает? (Залез в берлогу.)
  • Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)
  • А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)
  • Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?

Отгадывайте загадки

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка! Это… (еж).

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)

Кто в лесу голодный рыщет,

Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)

Что за беленький клубочек

Под кустом на землю лег? (Заяц.)

Первый снег прилег на крыши,

Опушил мехами сад.

Птичница в шубейке рыжей

На этом наша теория закончилась и мы перешли к практике.

Из одеял и подушек строили берлогу, а потом устраивались там на спячку.


Играли в белку, которая делает запасы. Поискали по шкафам, нашли запасы: грибы (игрушечные). орешки, ягоды и т.д. Набрали в мисочки фасольки и гороха и нечаянно белочка все перемешала, стали разбирать (уж очень Даша такие игры любит). Разобрали. Потом стали пересыпать. Еще полчаса все емкости измерили, сравнили где больше, где меньше помещается. Потом достали весы и стали взвешивать, сколько горошин в одной фасольке, а что тяжелее, а сколько фасолек в грибочке и так до бесконечности, потом примеры с помощью фасоли решали, на взгляд количество отличали.


Потом кормили волка. он же не спит, ему чем-то питаться надо. А после волка накормили всех животных в доме (ежа, зайцев, даже тигра со львом).

Скакали, как заяц и шубку меняли (одежду). Играли в ежика, фырчали и собирали запасы)))

Играли в перелетных птиц. Обозначьте в комнате юг и север. Ребенок – птичка, которая летает по комнате. Мама говорит: «Пришла осень». Птичка должна лететь в теплые края на юг. «Пришла весна» – птички возвращаются назад.

Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме.

Дети должны знать:

Названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
- что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
- как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
- кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
- кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка), рога (лось, олень);
- различать названия частей тела животных и людей.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;

Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).

Беседа "Как дикие звери к зиме готовятся."

Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.

Где спрячется ежик? В норе.

Где будет спать медведь? В берлоге.

Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.

Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.

Какого? - Почему белого?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка.

Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.

А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.
Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.
Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

Где живет белка? В дупле.
-Как она подготовилась к зиме?
Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.
- Кто это? Лось.
- Чем питается лось? Растениями.
-А много ли растений зимой можно найти в лесу?
В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

Дидактическое упражнение "Один-много" (образование множественного числа существительных):

Лиса – лис.
Ёж – ежей.
Белка – белок.
Заяц – зайцев.
Волк – волков.
Лось – лосей.
Кабан – кабанов.

Дидактическое упражнение "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :

Белка – белочка.
Лиса – лисичка.
Заяц – зайчишка, зайчонок.
Белка – бельчонок.
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.

Дидактическое упражнение "Сосчитай до пяти" (согласование существительных с числительными) :

Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
Одна лиса, … ,пять лис.
Один волк, …,пять волков.
Один медведь, … ,пять медведей.
Одна белка, …, пять белок.

Дидактическая игра "Чей? Чья? Чье? Чьи?"

Хвост лисы - лисий хвост.
Лапа медведя - медвежья лапа.
Зубы волка - волчьи зубы.
Иголки ежа - ежиные иголки.

След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.

Дидактическое упражнение "Подбери определения" :

Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,

Дидактическая игра "Кто где живёт?" (употребление именительного падежа сущ-х):

В берлоге живёт (кто?) – медведь.
В норе живёт (кто?) – лиса.
В логове живёт (кто?) – волк.
В норке живёт (кто?) – ёжик.
В дупле живёт (кто?) – белка.

Дидактическое упражнение "Сравни животных с людьми".

У человека - рот, а у животных – пасть.
У человека - лицо, а у животных – морда.
У человека - зубы, а у животных – клыки.
У человека - живот, а у животных – брюхо.
У человека - ногти, а у животных – когти.
У человека - руки, а у животных – лапы.

Дидактическая игра "Назови семью" (упражнение в словообразовании):

Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата).

Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата).

Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята).

Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата).

Лиса – тявкает.
Медведь – рычит.
Волк – воет.
Ёжик – фыркает и т.д.

Дидактическое упражнение "Что лишнее и почему?"

Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).
Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).

Игра "Кому что дадим?"

Мясо – волку.
Малину - ...
Мёд - ...
Морковку - ...
Яблоко - ...
Орехи - ...
Грибы - ... и т.д.

Игра "У кого – кто?"

У медведя – медвежата.
У лисы - ...
У волка - ...
У зайца - ...
У ёжика - ...
У белки - ... и т.д.