Объяснение молитвы живый в помощи вышняго. Православная молитва «Живый в помощи

Издавна ношению пояса или тесьмы придавалось особое значение. Зачастую завязанные на теле ленты или нитки служили . Уже самое по себе завязывание чего-то воспринималось как процесс преодоления — обвязывается нитью больной человек, завязывает узел, значит, и болезнь свою в узел завязал. Нить с таким узлом затем закапывали под сухим деревом или сжигали. Сильное охранное значение имеет ношение на себе защитного пояса с молитвой Живые помощи на русском языке. С древнейших времен такой пояс приносил носящему его человеку благополучие и здоровье и являлся очень сильным оберегом, способным отводить все плохое от своего владельца.

Старообрядческие и православные пояса Живые помощи с молитвой

Историки, изучая текстовые надписи на крестьянском текстиле, выяснили, что пояса Живые помощи с молитвой на русском были широко распространены как среди православных, так и среди старообрядцев. Раньше изготовлением таких поясов, в основном, занимались православные монастыри, иногда их делали в скитах старообрядцы, и совсем редко такие пояса изготавливались самими крестьянами. Пояс служил и бед. Сплетался пояс из тонкой сетки, каждый узел на которой был заговорен охранными словами «Живые помощи». Молитвы на русском языке вытканные на тесьмах, лентах, тканях предохраняли от болезней, носили такие пояса под одеждой на голом теле.

Живые помощи сильная молитва защиты

Первые слова 90 псалма звучат так: Живый в помощи Вышняго…, часто можно услышать и такое название: «Живые помощи» так эту молитву на русском языке называют в народе. Очень хорошо носить с собой текст этой молитвы. В этом нет ничего предосудительного, наоборот, в нашем неспокойном мире эта молитва крайне необходима. Молитва на русском Живые помощи обладает удивительной силой, она способна . Даже когда человеку угрожает смертельная опасность, прочтя эту молитву можно спастись. Известен случай, когда под шквальным огнем, окруженный врагами солдат, остался жив, прочтя «Живые помощи»,- эту молитву на клочке бумаги, на русском языке написала ему мать перед отправкой на фронт.

Слушать на видео молитву живые помощи – псалом 90

Текст на русском языке молитвы Живые Помощи

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речёт Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящий, от сряща и беса полуденнаго. Падёт от страны Твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очйма твойма смотриши, и воздаяние грешников узрищи. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовёт ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Псалтирь либо Псалтырь – наследие Ветхого Завета, уникальный сборник, состоящий из гимнов или песней, под общим названием – «псалмы».

Эти песни - стихи, слагались поэтами разных времен. Они хорошо поются. Православный Псалтирь включает в себя 151 псалом. Одним из сильнейших, в плане воздействия на верующего, считается псалом девяностый.

90 псалом – мощнейшая молитва, призванная защищать людей, живущих в крепкой вере от следующих несчастий:

  • любого вида зла;
  • ударов судьбы;
  • смертельной угрозы;
  • зависти, наветов и клеветы;
  • грязных заговоров;
  • ужасов и страхов;
  • всякой опасности;
  • недугов и страшных заболеваний;
  • недругов и опасных врагов;
  • соблазнов и искушений;
  • малого и большого греха;
  • разных неприятностей.

Усилить действие этого псалма можно следующим сочетанием молитв: сначала, необходимо прочесть молитву Пресвятой Богородице, затем, по порядку, псалмы – 26, 50 и 90.

Этот порядок называют «сохранными молитвами». Их используют, например, при вооруженных конфликтах, военных действиях или в тяжелых жизненных ситуациях. То есть, дать отпор врагам молитва тоже помогает.

Многие, в наше сложное время, находятся в постоянном страхе и беспокойстве за свое будущее, в состоянии раздражения и недовольства собой, неуверенности в своих способностях, что явно мешает наслаждаться течением жизни.

В повседневной жизни, когда многие заботы связаны с зарабатыванием денег и желанием сделать это быстрее и проще, появляются соблазны, идущие в противовес с духовностью.

Но, чем дольше человек практикует прочтение псалма, тем увереннее и спокойнее становится он сам и его окружение, вместо страхов и искушений приходят безусловное доверие и счастье.

В православной церкви этот гимн читают на богослужениях днем или вечером, кроме того – на панихидах и отпеваниях. В духовную жизнь церкви он вливается очень гармонично.

Псалом, который помогает

Известно много историй, рассказывающих о поддержке и защите, которые были получены от священного текста. Женщины - матери, в тяжелые времена, писали от руки слова псалма, сворачивали его в несколько раз и зашивали в холщовый мешочек.

Получался оберег, который обладал силой самого текста и материнской просьбой-мольбой о защите сына или дочери. Этот оберег клали в карман одежды. Он не раз спасал от беды.

Известен случай, когда у человека украли куртку, в кармане которой был такой оберег. Вор не сумел скрыться, так как неведомая сила вела хозяина куртки по следам похитителя. В конце концов, они встретились лицом к лицу и куртка была возвращена хозяину.

Чудодейственный оберег не раз спасал жизни солдат, участвовавших в военных действиях. Многие кладут текст гимна в автомобиль, для защиты от непредвиденных обстоятельств.

Печатный текст псалма, конечно же, сегодня можно купить и, все же, написанный от души и с непоколебимым доверием текст, может принести большую пользу, ведь в него вложены чувства и чаяния верующего.

Слова гимна помещают в ладанки и вешают на шею этот оберег, печатают на ремнях или лентах. Православная церковь не дает одобрения на такое использование, в то же время - не запрещает его.

Нужно ясно понимать - спасают человека не сами обереги, а Бог, к которому обращены наши молитвы.

Немного исторических фактов

В описании происхождения этого псалма, есть значительные расхождения. Те, кто придерживается иудаизма, утверждают, что написал эти строки – Моисей, а христиане, приписывают авторство псалма Давиду.

Некоторые люди, толковавшие содержание псалма 90, сопоставляют этот текст с победой иудейского царя Езекии над ассирийским войском, в которой царь целиком полагался на помощь Всемилостивого и получил ее.

Изначально, был известен этот документ на еврейском, затем, благодаря переводу с еврейского, появились: греческий вариант (Септуагинта), латинский вариант (Вульгата), русская версия (Синодальная), церковнославянская, английская (Библия короля Иакова).

Как толкуется псалом 90

Текст молитвы разделен на строки – стихи. Экзегеты – толкователи, объясняют священный документ следующим образом.

Вначале,перед читающим предстает учитель, который произносит наставления на обретение надежды и доверия, дарующие покровительство и руководство Бога. Он убедительно показывает, от каких зол и врагов можно уберечь себя, полагаясь на помощь Всевышнего и отдавая ему всего себя.

Бог Всемогущий, руками Ангелов, незримо и негласно оказывает покров, участие, поддержку и охрану.

Во второй части текста, Всевышний преподносит хвалу праведному человеческому созданию, живущему благочестиво и добродетельно, поэтому, он защищен от жизненных невзгод и дарована ему жизнь долгая.

Она, эта защита, дарована всем, кто верует и вручает свою жизнь Господу. Праведник, живущий в гармонии с миром, не привлечет к себе зло и насилие.

Чаще всего, люди приходят к Богу, когда ощущают внутреннюю усталость и разочарования, когда накоплена непосильная ноша проблем и кажется, что весь мир против. Этот псалом заряжен мощной энергией, которая способна вернуть радость и наполнить жизнь светом и любовью.

Какие правила надо соблюдать при прочтении псалма 90

  1. Тот, кто ищет защиты в прочтении псалма, должен быть крещен в христианской церкви и должен носить крест.
  2. Сборник псалмов должен быть освященным в церкви.
  3. Перед прочтением, нужно привести тело и душу в гармонию. Для очищения души, нужно покаяться в неблаговидных поступках, которые церковь называет грехами.
  4. Перед первым прочтением псалма, желательно поститься, то есть отказаться от животной пищи. А еще, лучше побыть день без еды, на воде, очищая тело свое.
  5. Хорошо бы обратиться к местному священнику, попросив его благословить на прочтение псалма. Ну а если такой возможности нет, то можно произнести: «Господи, благослови!» и обратиться к своему ангелу хранителю за поддержкой.
  6. Читать нужно перед ликом Иисуса Христа. Для этого, можно пойти в церковь или уединиться дома.
  7. Желательно выучить слова псалма наизусть, но вначале, можно использовать молитвослов.
  8. Ваши домашние не должны мешать этому таинству, поэтому, нужно выбрать место, где никто не будет беспокоить.
  9. Во время чтения, должна гореть церковная свеча. Можно помещение загодя почистить ладаном.
  10. Читайте проникновенно, вкладывая всю свою душу, открыв для общения с Богом свое сердце, наполнив каждое слово любовью и благодарностью. Помните: слышат не наши слова, а наши чувства и эмоции.
  11. Прежде чем вы начнете чтение, уберите все посторонние мысли из головы, посидите несколько минут в тишине, настраиваясь на священное действо. Тишина должна быть и снаружи и внутри вас.
  12. Это обращение к Богу должно стать ежедневной потребностью. Лучше читать его по утрам, когда мир пробуждается ото сна и готовится к новому дню. Но, бывают случаи, когда срочно необходима защита или напутствие на какие-либо дела, или грозят опасности, тогда, прочтение можно начать в любом месте и в любое время.
  13. Можно повторять чтение псалма за тех, кто не может сам этого сделать – за детей, больных родственников. Нужно делать это 40 дней подряд по 40 раз.
  14. После прочтения псалма, можно высказать свои пожелания и попросить о необходимой помощи.

Чего делать нельзя при прочтении гимна?

Нельзя подходить к этому формально, не раскрыв своего сердца и души.

Все мы находимся под кровом Бога небесного, если не прочувствовать этого, ваши усилия будут напрасными.

Маловерие и корыстные интересы, также могут разрушить связь с сакральным источником.

Нельзя эгоистически подходить к использованию этой святыни и принимать ее, будто лекарство, полезно направить ее на самосовершенствование и саморазвитие.

Псалом 90 на церковнославянском с ударениями

I. «Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.

II. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.

III. Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна,

IV. плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его.

V. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни,

VI. от ве́щи во тме преходя́шия, от сря́ща, и бе́са полу́деннаго.

VII. Паде́т от страны́ Твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю Тебе́, к Тебе́ же не прибли́жится,

VIII. оба́че очи́ма Твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши.

IX. Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище Твое́.

X. Не прии́дет к Тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ Твоему́,

XI. я́ко Ангелом Свои́м запове́сть о Тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х.

XII. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́,

XIII. на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я.

XIV. Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́.

XV. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его,

XVI. долгото́ю дний испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое́.»

Псалом 90, переведенный на русский

I. «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

II. говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

III. Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

IV. перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.

V. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,

VI. язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

VII. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

VIII. только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

IX. Ибо ты сказал: «Господь - упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;

X. не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;

XI. ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:

XII. на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;

XIII. на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

XIV. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

XV. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,

XVI. долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Псалом сберегает от реальной опасности, способствует внутреннему развитию, поиску цели существования, осознанию препятствий, случающихся в повседневной реальности.

Наша дорога на Земле - постоянный подъем в гору, насколько дальше мы идем - настолько больше открывается взгляду. Прочтение псалмов - духовная пища, помогающая нашему восхождению.

Мощнейшее слово православной молитвы «Живый в помощи Вышняго» царя и пророка Давида помогает верующим людям уже более 3 тыс. лет. К ней часто прибегают во времена скорбей и несчастий, при всевозможных угрозах и опасностях. Входит она также и в различные чины православных богослужений.

Эта молитва - одна из сильных и действенных защитных молитв Давида, прославленного как пророка Господа и могущественного правителя.

Давид известен, прежде всего, как правитель, царь-объединитель иудейского народа. Ему удалось объединить создать их первое сильное государство. Поэтому он особо чтится в Израиле, считаясь легендарным основателем этой страны.

В православной традиции Давид известен как вождь небольшого еврейского племени, который откликнулся на призыв Господа и объединил северное и южное царства своего народа. Он создал сильное унитарное государство и основал Иерусалим , который считается священным городом Бога.

Много войн вёл Давид-царь, и множество духовных подвигов совершил Давид-пророк. Будучи открытым, искренним и кротким к слову Божию, он стал сильным и справедливым правителем и духовным лидером своего народа . До сих пор он считается идеалом царя как боговдохновенного вождя нации.

Низко павши в истории с женитьбой на Вирсавии, он осознал свой грех и не менее глубоко и от всего сердца раскаялся. Приняв Господа в сердце своё, он до конца жизни беззаветно и искренне выполнял Его волю, даже если это шло вразрез с его земными желаниями.

Пребывая постоянно в молитвенном общении с Господом, государь Давид свои молитвы записывал. В результате получился известный нынче молитвослов царя Давида - Псалтирь.

Живой слог молитв Давида считается особенным видом поэзии - псалмическим. Поэтические же свойства этих молитв в особенности ярко проявляются при их звучании на церковнославянском языке . Слушать их лучше всего в исполнении церковного хора и священников-псалмопевцев.

Защитная молитва Давида-пророка

Об истории и причинах написания 90 Псалма мнения исследователей расходятся. Одни полагают, что он был написан по поводу избавления от трёхдневного моровой язвы, другие считают автором самого Моисея. Третьи - что, будучи провидцем, Давид предвидел победу над ассирийским войском своего потомка, будущего богоугодного царя Иудеи Езекии, и что тот победит, искренне уповая на помощь Господа. О необходимости такой искренней веры и надежды как залога в военном деле и хотел поведать людям царь Давид.

Как правило, молитва читается во всех случаях, когда есть:

  • страх чего-либо;
  • большой испуг и его последствия;
  • угроза нападения;
  • сильные искушения;
  • неуверенность и дурные предчувствия.

Перед началом какого-либо важного и ответственного мероприятия также следует прочесть несколько раз молитву «Живый в помощи». Псалом 90 читается при многих церковных богослужениях.

Особенности чтения

В православной традиции есть определённый порядок обучения чтению молитв. Считается, что для понимающего суть и значение молитвы, важен не язык, а то, как её декламирует молящийся. Эта молитва при правильном её чтении имеет сильное защитное действие. Читать нужно с непоколебимой верой, искренней надеждой и безграничной любовью.

Особенность фонетического устройства церковнославянского языка в том, что с его помощью в принципе невозможно выражать откровенно злые мысли. Поэтому все молитвы написаны и читаются при богослужениях именно на церковнославянском языке.

На нём же записаны все канонические тексты, им выражали свои мысли православные Святые и Отцы Церкви. Слова этого языка имеют более глубокий и объёмный смысл, а их звучание приятно для души.

Особого труда не составит читать и понимать этот язык. Большинство его слов практически не отличаются от нынешних русских. Молитва «Живый в помощи», текст которой доступен на всех языках, будет иметь наилучшее звучание именно на этом древнем языке.

Тем не менее этот язык уже почти забыт, а при чтении молитв важно понимание их содержания . Ум считается проводником, указывающим и направляющим в правильную сторону движения чувств души при чтении. Чтобы молящийся понимал смысл и содержание молитв, был сделан их перевод на современный русский язык.

Толкование и смысл молитвы

Смысл произносимых в молитве фразы определяется значениями её слов. Большая их часть уже давно вышла из повседневного обихода, тем не менее для понимания полной глубины и силы этой молитвы царя Давида важно понимать не одно, а все их смыслы и оттенки значений.

На картинках представлена молитва Псалом 90 «Живый в помощи Вышнего» на церковнославянском и русском языках. Написана она старославянским и современным шрифтом.

Построчное толкование молитвы:

  1. «Тот, кто жив благодаря помощи и поддержке наивысшего существа во Вселенной, возвращаясь под его кров, говорит». Это обращение к Вышнему того, кто жив только благодаря Его помощи, представление: «Я, такой-то…» при обращении к самому могущественному существу в Мироздании. В целом этот смысл раскрыт в притче Иисуса о блудном сыне (Лк.15:11–32).
  2. «Ты есть мой Защитник, моё Прибежище и мой Бог, на которого я уповаю». Тут утверждается только Его возможная защита («Прибежище»), верховное главенство и всемогущество («Бог») и безусловная надежда на Его предохранение («уповаю»).
  3. «Потому что Он избавит тебя от многочисленных ловушек и от противных Его воле мыслей и слов». Здесь речь идёт о конкретизации необходимости защиты от «сетей ловчих» - многообразных происков дьявола поневолить человека и вынудить его к мысленному или словесному возражению, восстанию («мятежу») против Господа.
  4. «Он развернёт над тобой крылья своей защиты, и под ними ты обретёшь твёрдую надежду, будучи окружён истиной Его, как оружием против зла». Это строка продолжает утверждение и конкретизацию того, о какой именно защите идёт речь. Общий смысл: защита – это покров истины вокруг человека, она же и оружие против зла.
  5. «Не побоишься ни невидимых, ни явственных угроз». Речь идёт об избавлении от искушения и страха перед неявными угрозами и перед открытым нападением врагов.
  6. «От переменчивых источников опасности, от внезапных и прямых нападений». Имеются в виду как угрозы от живых существ, болезней, так и опасности из мира духовного.
  7. «Падут любые войска, явные и неявные, напавшие на страну (верующего человека), находящуюся под защитой Господа». Бесчисленное множество любых врагов, как бы близко они ни находились, будут только вокруг человека (его страны, народа), но никогда не смогут приблизиться и напасть.
  8. «Впрочем, глядя очами Господа, сам узришь воздаяние грешникам». «Смотреть очами Господа» означает «взирать глазами души». Это не только просто видеть глазами, но и чувствовать, понимать происходящее.
  9. «Потому что я уповаю исключительно на Твою помощь. И Тебя, Вышнего, я избрал своим прибежищем». Утверждается причина, почему должно быть именно так.
  10. «Недосягаем ты будешь ни для какого зла, и ничего твоего не будет подвержено повреждению». Здесь имеется в виду здоровье телесное, умственное и душевное. Человек – «храм Духа Божия», находится в полной безопасности под Господним покровительством.
  11. «Ангелам, слугам Господа, будет предписано оберегать тебя во всех твоих земных путях». Ссылаясь на значение Евангельской притчи Иисуса о блудном сыне, смысл этой строки можно выразить следующим образом: Ангелы будут осведомлены о том, что сей грешник вернулся домой к Отцу. Искренне покаявшись, был прощён, и Отец заботится о нём как о своём Сыне. Эту смысловую часть (строки 11–16) 90 псалма использует Сатана, искушающий Иисуса Христа в пустыне (Лк. 4, Мф. 4).
  12. «На руках (бережно) понесут тебя, и не случится никогда никакого препятствия на твоём пути». Так оберегаемый человек не будет иметь никаких преград в делах, действуя в соответствии с Божьим предначертанием.
  13. «Хитрые и коварные враги, опасные чудовища будут тобой повержены, власть Сатаны и Люцифера будет тобой попрана». Эта строчка говорит о непосредственной поддержке в случае прямого столкновения с каким-либо злодеем-человеком, опасным животным или духом, бесом, демоном. То же относится и ко всяким чудовищам, монстрам. Под «попранием льва» подразумевается установление Божьей справедливости в земных делах вопреки воле Сатаны – Князя Мира Сего. Здесь проводится параллель между «львом – царём зверей» и Сатаной. То же самое относится и к «попранию змия», под которым подразумевается сам Денница – падший ангел. Другие его библейские имена – Змий, Дракон, Дьявол, Люцифер, Вельзевул. Общий смысл: никакие, даже самые могущественные враги, материальные и духовные, не смогут противостоять человеку, которого защищает Сам Господь.
  14. «Потому что на Меня уповаешь, будешь избавлен от напастей и искушений, будешь укрыт Мной от бед и несчастий, как познавший Моё имя». Утверждается необходимость близких и искренних отношений человека и Господа. Здесь молитва «Живый в помощи» перекликается с последующим во времени учением Иисуса Христа.
  15. «Обратившись Господу по имени (как близкий соратник), он будет услышан и обретёт помощь в скорбях своих, окончательно избавлен от всяческих мучений и прославлен». Здесь слова подмоги человеку – Его соратнику: «Позовёшь меня на помощь - Я приду».
  16. «Земные дни (жизнь) его будут долгими, и он обретёт спасение к Жизни Вечной». Человек – соратник Господа в Его Промысле будет жить долго и обретёт спасение.

Следствие влияния четырёх языков

Перевод любых молитв или мантр, как и всех священных текстов, всегда был труднейшей задачей для переводчика. Этим занимались носители языка перевода. Чтобы его правильно сделать, нужно было глубокое знание и понимание обоих языков – родного и оригинала, а также совершенного понимания сути конкретного учения. Определённому смыслу молитв нужно было придать правильное звучание на языке перевода.

Не стало исключением и христианство. Некоторые исследователи считают, что для успешного его введения на Руси и был совершён переход с глаголицы на кириллицу. Соответственно, переводчик должен был исключительно владеть глаголицей, кириллицей и языком оригинала, при этом иметь глубинное понимание сути христианства.

«Живый в помощи Вышняго» - молитва, текст и трактовка которого здесь приведены, как и весь псалтырь, переводились одними из первых. Для лучшего понимания смысла и содержания этой молитвы следует учитывать, что мы имеем дело одновременно с 4 языками:

  • язык оригинала;
  • глаголица;
  • древняя кириллица (та, что с «ять»);
  • кириллица нынешнего русского языка.

Употребление устаревших выражений

В тексте многократно используется слово «Ты» в разных смыслах. В одних случаях - в значении: «Ты - это Я, а Я - это Ты». В других - под «ты» и «Ты» подразумевается человек и Господь. Для лучшего понимания этих мест нужно вспомнить Евангелие и слова Иисуса о том, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21):

Это защитная молитва, и может возникнуть надобность срочно ею воспользоваться. Поэтому Псалом 90 нужно помнить наизусть и читать при необходимости столько раз, сколько потребуется. При регулярной молитвенной практике предписывают читать её 40 раз.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Этот псалом имеет не только «заупокойное» значение, его всегда читают, например, на Часах перед Божественной литургией. Но он входит важной составляющей частью и в состав Последования по исходе души от тела. Вот что пишет об этом псалме греческий богослов, профессор Николай Василиадис («Таинство смерти»): «Этот исполненный покаяния псалом, центральная идея которого: “Если Бог за нас, кто против нас? ” (Рим. 8:31), - отличается возвышенностью мыслей и горячей верой, полностью отвечая целям Последования. Содержание псалма диалектично. В первых стихах (1–13) запечатлены слова души, которая, разлучившись с телом и направляясь к Небесным Обителям, подвергается суровой проверке и жестоким нападениям со стороны злых духов. Последние с неимоверным злорадством припоминают душе ее прегрешения, пытаясь силой удержать ее. Но душа, укрепляясь надеждой на Всевышнего, прибегает к Его помощи. Она верит, что Он спасет ее от хитрых сетей «охотников» и их коварства, что Господь укроет ее под сенью Своей истины от их наветов и обвинений, оградит ее от диавола и пошлет ей в этот решающий час Своих светлых Ангелов, дабы охранить ее от всех опасностей.

И всему этому следует подтверждение от Бога (стихи 14–16) в том, что Он защитит и спасет верного раба Своего, примет горячую его молитву, что в этот страшный час избавит и прославит его и “долготою дней” насытит его, чтобы жить ему рядом с Богом вечно.

Этот боговдохновенный псалом, который почитается “злоотгонительным”, звучит как приветствие христианской душе, которая, прожив благочестиво и теперь разлучаясь с телом, возлагает все надежды свои на человеколюбивого и милосердного Небесного Царя».

Вот толкование на 90й псалом приведенных святителем Афанасием Великим

ТОЛКОВАНИЕ 90 ПСАЛМА

Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей.

В псалме восемьдесят девятом изобразив обращение народа иудейского, как и естественно следовало, вводить в настоящем псалме лице тайноводствуемых Христом и побеждающих Им врагов мысленных, т. е. начала и власти, миродержителей тьмы сей, духов злобы и самого ненавистного сатану. И враги эти в настоящем псалме именуются различно: «страхом нощным, стрелою летящею во дни» (Пс.90:5), «вещию во тме преходящею», «срящим и бесом полуденным» (Пс.90:6), «тысящами и тмами» (Пс.90:7), «аспидом и василиском», «львом и змием» (Пс.90:13). И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу.

Пс.90:1. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небесного водворится.

Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и пособие Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного? Кто пребывает в сей помощи, тот всегда будет покрываем и охраняем.

Пс.90:2. Речет Господеви: заступник мой еси.

Кто же речет это Господу, кроме человека, который на Него возложил упование и на Нем утверждается в деле своего спасения?

Пс.90:3. Яко Той избавит тя от сети.

Предуведомляет, что этим означаются сопротивные силы.

Пс.90:4. Плещма Своими осенит тя.

Поскольку человек Божий сказал, что сам Бог избавит его от сети ловчи и от словесе мятежна, то Дух пророческий, ободряя и умащая его к духовному мужеству, ответствует: плещма Своима осенит тя. Яснее сказать: укроет тебя под сенью крыл Своих, защитить тебя оружием; после чего ни одна сопротивная сила не сделает тебе вреда.

Пс.90:5. От стрелы летящия во дни.

Стрелою наименовал теперь какую-то нечистую силу.

Пс.90:6. От сряща и беса полуденного.

Бесом полуденным называет духа лености (ἀκηδίας).

Пс.90:7. Падет от страны твоея тысяща.

Словом «страна» означает собственно левую сторону, и справедливо; потому что с этой стороны, как говорит, злоумышляют тысячи, а с правой – десятки тысяч. Ибо, что право в делах наших, что крепко и чудно в добродетелях, к сокрушению того устремлено множество лукавых сил.

Пс.90:8. Обáче очима твоима смотриши.

Не потерпишь, говорить, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих.

Пс.90:9. Вышняго положил еси прибежище твое.

Дух человека Божия и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога.

Пс.90:10. Не приидет к тебе зло и рана не приближится селению твоему.

Потому что порочное свойство приходить извне, а добродетельные качества имеют основание внутри нас. «Сотвори Бог человека праваго», а он, взыскав помыслов лукавых, извне привлек в себя злобу (Еккл.7:30). Повелевает благодушествовать, потому что не случится с ними ничего неприятного, как скоро уверятся, что к верующим в Бога помощником посылается Ангел.

Пс.90:11. Яко Ангелом Своим заповест о тебе сохранити тя во всех путех твоих.

Это сказал и во псалме тридцать третьем: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их» (Пс.33:8). Но послушаем, что говорит и патриарх Иаков : «Ангел, иже мя избавляет от всех зол» (Быт.48:16). И великий Авраам в ободрение рабу своему говорить: Бог «пóслет Ангела Своего пред тобою, и пóймеши жену сыну моему Исааку оттуду» (Быт.24:7). Поэтому, отовсюду познаем, что Бог всяческих чрез Ангелов охраняет возложивших на Него упование. Кто ни в чем не претыкается, тот охраняется во всех путях своих.

Пс.90:12. Да не когда преткнеши о камень ногу твою.

Словом «нога» означает душу, а словом «камень» – грех.

Пс.90:13. На аспида и василиска настýпиши.

Не только не потерпишь никакого зла ты, человек Божий, но даже все множество духов увидишь под ногами своими; почему, без всякого опасения, будешь попирать главы их.

Пс.90:14. Яко на Мя упова, и избавлю и покрыю и, яко позна имя Мое.

Вводит лице самого Бога, Который в награду веры обещает спасение. Это наконец изрек Бог всяческих, научая, каков плод упования. Избавлю его, говорит Бог, от всех видимых и невидимых злоумышлений, оградив упованием на Меня; для этого буду сохранять его, услышу призывающего, и прииму прошение. Не только от злоумышляющих избавлю рабов Моих, но и дарую им нескончаемую жизнь, сподоблю их спасения Моего. А спасение наше – Иисус Христос, Который вводит нас в новый подвиг и уготовляет к воцарению с Ним.

Пс.90:15. Воззовет ко Мне, и услышу его.

Воззвав же ко Мне велегласием души, обретет Меня внемлющим ему и соизволяющим на прошение его; потому что Я всегда с ним, хотя бы он был и в напасти.

Пс.90:16. Долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

А спасение это – сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним.

Самая сильная молитва в опасной ситуации - «Живый в помощи», или Псалом 90. Столетиями он испытан христианами как оружие против нечистой силы. Молитва обладает огромной мощью: способна уберечь от зла и вражеских ухищрений, спасти жизнь. Помогает длительное чтение моления и при смертельных заболеваниях. Псалом написан в виде обращения учителя к ученику. Он описывает уверенность в безопасности человека, который во всем уповает на Господа.

Текст молитвы

Молитва «Живые помощи» - простонародное название 90-го псалма, прозванный так по его первой строке: «Живый в помощи Вышнего... ». Псалом принадлежит руке пророка Давида и был написан по случаю спасения от моровой язвы. Стихи из этого псалма упоминает сам Господь как ответ Сатане во время 40-дневного искушения. Эти отрывки можно прочитать в Евангелиях от Матфея и Луки в 4 главах.

Псалом 90-й:

Моление «Живые помощи» - одна из самых действенных молитв, наряду с «Отче Наш» и «Богородице Дево». Ключевой смысл псалма об особом и непостижимом промысле Божием о человеке. Всевышний - наш Защитник и «крепость спасения» для всех, кто в него верует. Псалмопевец убеждает, что верующий человек, уповающий во всем на Бога, не должен страшиться никакой опасности. Псалом 90-й говорит о том, что вера в Господа побеждает законы природы и творит чудеса. В этом песнопении есть и пророчество - «долготою дней (вечной жизнью) насыщу его, и явлю ему спасение Мое» - в этом стихе говорится о Христе.

Главный защитник человека - Господь, к нему направлены все моления.

В каких случаях читается?

Псалом 90-й находится в Библии в книге Псалтырь, включен в православные молитвословы, широко употребляется в богослужении. Молитву рекомендуется знать наизусть и читать в моменты, когда необходимо почувствовать Божественную помощь, заботу и заступничество.

Моление помогает:

  • при опасности для жизни;
  • во время бесовских нападок, страсти к чужим мужьям/женам, желании совершить грех;
  • при приступах страха;
  • при ночных кошмарах;
  • во время военных действий.

Псалом читается до тех пор, пока опасность, страхи, дурные мысли не исчезнут. При произнесении этой молитвы дьявол отступает очень быстро. Святые слова вносят мир в душу и отгоняют опасность.

При длительных бедах, например, серьезной болезни, нужно совершать молитвенный труд, прочитывая псалом 40 раз. Такое длительное чтение помогает сосредоточиться на словах, отгоняет суетные мысли, внутренне успокаивает. Так обновляется вера в Бога, надежда на Его милосердие и всесильную помощь.

Пояса с молитвой

В иконных лавках продаются тканевые пояса разных цветов с нанесенным текстом псалма. В народных верованиях такую ленту считают оберегом и носят как амулет. Магическая природа амулетов, которая якобы оберегает человека независимо от его душевного состояния и поступков, противоречит духу православия. Защитные свойства пояса не в том, чтобы носить его не снимая. Ремень напоминает о помощи Господней, Его защите, о том, что никто и ничто другое не определяет ход жизни и не господствует над ней. Искренней молитвы к Богу бывает достаточно для получения помощи, а пояс в этом случае выступает как вспомогательное средство: побуждает на молитву, настраивает на праведную жизнь.

Если есть пояс, это не значит, что Бог лучше бережет его обладателя. Важнее выучить молитву наизусть и при случае повторять.

Следует воспринимать эту святыню как напоминание о необходимости исправления, стремления к небесному совершенству, подражанию святым.