Основы композиции. Правило третей

(Last Updated On: 23.02.2018)

Откуда взялось «правило третей»

Сложно определить, с чьей лёгкой руки «Правило третей» стало правилом. Несомненно, корни его — в «золотом сечении» Фибоначчи, математической модели гармонии. «Золотое сечение» — это деление целого на две неравные части, при котором целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей. Анри Картье Брессон никогда не использовал шаблоны, но его композиция — безупречна Несмотря на название («последовательность Фибоначчи», «спираль Фибоначчи») «золотое сечение» стало термином эстетики лишь в середине 19 века, начиная с сочинений Адольфа Цейзинга. И уже тогда, в 19 веке, это учение подвергалось критике искусствоведов и ценителей прекрасного.

И вот там и сям мы видим советы типа «Разделите поле кадра двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями, сегментируя фотографию на 9 одинаковых прямоугольников. Располагайте объекты съёмки в точках пересечения линий или на самих линиях». Иллюстрации, сопровождающие такие советы, говорят совершенно противоположные вещи: правило третей само по себе не обеспечивает снимку ни гармонии, ни красоты, ни осмысленности. Собственно, даже о композиции говорить в этом случае не приходится, потому что правило третей не относится к выстраиванию композиции.
Судя по композиции, есть важная связь между парнем и забором на фоне. Он либо успешно преодолел этот забор, либо сейчас начнёт его ломать

Компоновка, конструирование и композиция

Выстраивание кадра состоит из трёх уровней, трёх этапов:

  1. Компоновка
  2. Конструкция
  3. Композиция

А.И. Лапин в книге «Фотография как…» сравнивает компоновку кадра с орфографией, конструкцию — с грамматикой фразы, а композицию — с поэтикой, наполнением этой фразы выразительностью и смыслом. Компоновка есть в каждом кадре, конструкция — тоже, а вот композиции может и вовсе не быть. Размещение объектов в плоскости кадра — это компоновка. И «правило третей» — лишь один из способов скомпоновать объекты в поле кадра. А вот выстраивание взаимодействий объектов в кадре, акцента и фона, обнаружение силовых линий, ритмов и рифм для выявления скрытых смыслов — композиция. Это средства выражения смысла, эмоции, идеи, выходящие далеко за рамки возможностей компоновки.

Композиция — искусство увидеть главное, расставить в поле кадра и акцентировать формой, светом и цветом главные объекты кадра для решения конкретной творческой задачи. Механический подход тут не работает!

Формулы гармонии

Универсальную формулу красоты пытались найти не один раз. Например, помимо «сечения Фибоначчи» существует теория «прекрасной линии» Вильяма Хогарта («Анализ красоты», 1753). По этой теории, S-образная линия компоновки в ограниченной плоскости любого формата обеспечивает зрителю легкий способ «войти» в пространство изображения. По мнению Хогарта, благодаря диагоналям, лежащим в основе такой композиции, художник управляет эмоциональным состоянием зрителя. Нет исследований, подтверждающих или опровергающих эту теорию, но очевидно, что её используют — и успешно. (См. также «клотоида», или «Спираль Корню»).

Читайте также: Где взять реквизит для фотосъемки

Объединяет эти теории один момент: их создавали математики, а не художники и не фотографы. В компоновке великих кадров можно обнаружить самые разные схемы. Треугольники, круги, квадраты, кресты, «весы» — что угодно, если оно помогает лучше выразить видение автора, сюжет, идею, момент. Более того: в правильно выстроенном кадре можно найти и золотое сечение, и «прекрасную линию», и «весы», и диагонали. Думал ли о них автор, когда снимал? Нет. Вивисекция произведения — удел эстетов и теоретиков, а фотограф просто ловит момент.
Михаил Петров Нельзя измерить меру и степень эстетического воздействия художественного произведения, но можно вычислить, как смотрит человек, к чему проще привязывается глаз, узнать траекторию взгляда и вычислить опорные точки для размещения сюжетно важных объектов. Такие исследования проводятся, например, в интернет-коммерции. Применимо ли это к искусству? Конечно. Но в отличие от веб-дизайнеров и маркетологов у вас, как у фотографа, нет времени для тестов и расчётов. В ваших руках — мгновение для решения, а также опыт и чутьё. Больше ничего нет.

Композиция строится на случайности. Я никогда не высчитываю. Смутно различаю структуру и жду, чтобы что-то произошло. Здесь нет правил. Не надо стремиться во что бы то ни стало объяснить тайну.

— Анри Картье-Брессон.

Схема или творчество?

Композиционные центры фотографии определяются фотографом, организующим линейное, тональное и цветовое построение кадра. Если акцентируемые фотографом объекты изображения расположены в этих точках и по этим силовым линиям, изображение воспринимается легче, а производимое им впечатление становится сильнее.

Отсюда следует вывод: компоновку кадра определяет творческий замысел фотографа. Если хотите просто показать объект — размещайте его по центру. Если надо показать явные или скрытые связи этого объекта с другими объектами — ищите соответствующие способы компоновки кадра. Таких способов неизмеримо много, и в каждом случае выбор определяется визуальной логикой, вкусом и чутьём. И если логика и вкус отказывают — никакие надуманные правила не спасут, и останется натягивать ужа на ежа (или сову на глобус). Едва ли фотограф думал о гармонии, снимая этот весёлый репортаж. И тем не менее… Картье-Брессону принадлежит фраза:

Я надеюсь, что мы никогда не будем жить в мире, где торговцы будут продавать видоискатели с выгравированными на них композиционными схемами.

Увы, современные камеры уже предлагают такие решения (вплоть до совмещения профиля портретируемого человека с линией нарисованного горизонта, не говоря о сетке «золотого сечения» в поле видоискателя).

Итак, представим, что вы уже разобрались с такими основными понятиями как , но эти знания почему-то не делают ваши фотографии выразительными и запоминающимися. Дело в том, что для создания красивой фотографии недостаточно только зафиксировать изображение, необходимо создать гармоничную композицию в кадре. Этого можно добиться либо разместив объекты в кадре определенным образом, либо выбрав правильный угол для съемки или же путем последующей обрезки (кропа) фотографии при обработке. Существует несколько традиционных правил построения композиции в фотографии : правило третей, золотое сечение, правило диагоналей и правило диагонального золотого сечения. Начнем с правила третей.

Что такое правило третей

Мысленно разделите изображение на три части по вертикали и горизонтали, таким образом, чтобы у вас получилось 9 одинаковых по размеру квадратов.Правило третей заключается в том, чтобы расположить основные объекты на фотографии (смысловые или композиционные центры) в точках пересечения третей или вдоль линий. Наше восприятие устроено так, что мы не можем удерживать во внимании сразу все части фотографии одновременно. Поэтому для лучшего восприятия всей фотографии необходимо указать места, на которых должен задержаться взгляд зрителя. Располагая самые важные объекты вдоль линий или в точках их пересечения, вы тем самым фокусируете внимание зрителя на главных объектах в кадре. Примеры нарушения и соблюдения правила третей

В данном случае правило третей нарушено как по горизонтали, так и по вертикали. Если следовать правилу третей, то горизонт не должен проходить строго посередине кадра, равно как и фигура человека не должна делить фотографию пополам вертикально. На фотографии ниже и линия горизонта и фигура человека расположены вдоль линий третей, что делает композицию более гармоничной.

Как использовать правило третей: советы . Задайте себе пару вопросов прежде чем фотографировать:

  • Что является основными, важными объектами съемки для данной фотографии?
  • Где я хочу их разместить: на точках пересечения или вдоль линий?

2. Запомните, что в пейзаже горизонт лучше располагать на верхней или нижней линии третей, а не по центру, а одинокое дерево или фигуру человека лучше сдвинуть на одну из вертикальных линий. 3. В случае одиночных портретов глаза объекта располагайте вдоль верхней линейки третей линии. На групповых портретах лица располагаются по линиям третей.

Проверьте себя

122737 Фотография с нуля 0

В этом уроке вы узнаете: Основы композиции. Смысловая и декоративная компоновка кадра. Композиционные приемы: перспектива, правило третей, золотого сечения, диагоналей. Главные и второстепенные объекты композиции. Основные ошибки начинающих фотографов.

Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное изображение.

Почему важна правильная композиция? Для того чтобы лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Отражение живой, настоящей жизни не будет адекватным без соблюдения определенных правил. Как, например, передать движение или мимолетность мгновения? Это требует знания законов композиции, иначе ваши фотографии превратятся в случайные щелчки затвором и будут не интересны окружающим.

Общий смысл правильно выстроенной композиции кадра в том, что мы легко и непринужденно рассматриваем фотографию. При этом мы получаем эстетическое удовольствие, видим логическую связь между предметами в кадре, любуемся деталями изображения. Бывает и наоборот, мы удивлены или шокированы, нам все непонятно, но и в этом случае правильная — или намеренно неправильная — композиция передает через фотографию творческий замысел автора.

Сюжетный центр и равновесие

У любой хорошей фотографии должен быть некий главный объект, иногда его называют смысловым или сюжетным центром . Это то, ради чего автор забирался в горы, преодолевал пустыни или просто отвлекался на время от веселья в кругу друзей, чтобы вынуть фотокамеру и нажать на кнопку. Этим центром могут быть «я на шашлыках», а может быть и заснеженная вершина, одинокое дерево, человеческое лицо или просто изящный изгиб линий в абстрактном натюрморте.

В простых домашних фотографиях сюжетный и геометрический центр часто совпадают, то есть главный объект находится прямо по центру снимка. Такими карточками переполнены семейные альбомы, и листать их, а тем более рассматривать фотографии интересно только самым близким родственникам. Если фотограф стремится сделать что-то большее, чем снимок «я на фоне пирамид», то надо быть готовым к тому, что времени и сил придется потратить больше.

Перед тем как жать на кнопку затвора камеры, определитесь со смысловым центром и найдите его в окружающем пространстве, выделите мысленно, что является главным, самым интересным для вас. Возможно, сначала это будет непросто и придется поработать головой (ну, повертеть в разные стороны, осмотреться), но затем, по мере накопления опыта, ваш взгляд сам будет находить интересные сюжеты.


Идем далее. Существует очень старое и простое правило, позволяющее почти всегда добиваться успеха. Иногда его называют правилом третей . Оно позволяет гармонично сбалансировать изображение, придав ему динамику и визуальную естественность. В чем его смысл? Пространство кадра мысленно разбивается двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на равные части. Из трех горизонтальных и трех вертикальных полос получается некая сетка с точками пересечения линий.


Наиболее важные элементы кадра рекомендуют располагать вдоль этих линий или же в точках их пересечения. Дело в том, что подобная асимметрия изображения воспринимается более естественно и во многих случаях позволяет эффективно использовать отрицательное пространство вокруг главного предмета.


Правило третей широко применяется в самых разных типах изображений. Например, в пейзажах линию горизонта часто располагают вдоль верхней или нижней линии третей, а рядом с одной из вертикальных линий отображают объект, к которому хотят привлечь внимание (дерево, здание и так далее).

При создании портретов лицо можно убрать от центра, чтобы избежать ненужного сходства с «фотографией из паспорта». Чтобы привлечь внимание к глазам, стоит выбрать такую композицию, чтобы один глаз располагался на одном из верхних пересечений условных линий.

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники также пользуются понятием "Золотого сечения" . Близкое понятие к правилу третей. Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий.

Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.


Также существуют второстепенные линии, которые должны «вести» взгляд к сюжетному центру . Под второстепенными линиями могут пониматься не только конкретные линии, но и череда предметов или деталей, расположенных один за другим. Это и есть правило диагонали . Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, береговая черта, ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.

Равновесие на снимке - для чего оно?

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная. Что это значит? Представьте себе, что вы несете в одной руке тяжелую сумку. Ваше тело будет представлять собой неуравновешенную композицию. Взяв в другую руку такую же тяжелую сумку, вы сделаете композицию вашего тела уравновешенной. Дело в том, что любая несбалансированная композиция выглядит случайной, а уравновешенная композиция гармонична, и кажется, что ни одно изменение невозможно. В равновесии важно все, даже направление движения объектов или их визуальный вес.

Самый простой способ уравновесить композицию - расположить объект съемки по центру изображения. Однако, как мы только что рассмотрели выше, это не самое удачное решение. Если сместить объект в сторону - равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке.

Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект. При этом следует учесть, что в фотографии вес заменяется объемом (ГРИП), цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Цвета, в которые окрашены объекты, также по-разному влияют на их изобразительный «вес»: красный и его оттенки тяжелее, чем голубой, яркие цвета тяжелее темных.

Также можно уравновешивать, с точки зрения композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.

Можно применить один из удивительнейших приемов композиции - развивающееся движение, которое уравновешивает снимок. Данный психологический эффект предполагает наличие свободного места в направлении движения или взгляда . Стоит только в кадре оставить свободное место там, куда развивается движение, композиция сразу выравнивается.

Кроме этого, развивающееся движение можно заменить направлением взгляда. Однако взгляды тоже бывают разные, и для них требуется разное свободное место на снимке. Спокойный, добродушный или полусонный взгляд требует немного свободной площади. А вот яростный, роковой, завлекающий—гораздо больше. Взгляд, направленный на себя, вообще не требует места.

Не стоит забывать и о психологии зрителя: например, человеческие лица с ярко выраженными эмоциональными состояниями, как магнит, притягивают наше внимание.

СОВЕТ . Перемещение слева направо нам кажется быстрее, чем справа налево, а объект, размещенный с правой стороны, весит больше, чем расположенный слева. Предмет, находящийся в верхней части кадра, «весит» больше, чем точно такой же предмет внизу кадра. Одинокий маленький элемент с краю кадра, расположенный вне основных линий, композиционно «весит» больше, чем большой объект, который находится по центру или расположен на оси, проходящей через центр композиции. Можно сказать, что действует правило «рычага»: чем дальше от центра равновесия — тем больше «вес» элемента в композиции.

Важный элемент - задний план . Наш взгляд избирателен, и часто неопытный фотограф видит лишь свой главный объект, но не замечает множества отвлекающих деталей на заднем плане или рядом с сюжетным центром. Очистите кадр от лишних деталей! Посмотрите вокруг и выберите подходящий фон. Возможно, эти проходящие случайные люди сейчас переместятся за край кадра. Ветки деревьев, что «растут» у людей из-за головы и мешают воспринимать объект, можно убрать, слегка сместившись в сторону, и т. д.

Вообще-то выбор заднего план — одна из основных задач фотографа, и если с выбором объекта у вас поначалу не возникало проблем, то фоном может быть все что угодно. Оглянитесь вокруг, возможно, эти кустики сзади не так хороши, как вам кажется, яркие цветы очень красивы, но отвлекают внимание, а ковер над диваном, где сидят гости, слишком пестрый (кстати, традиционная ошибка фотографов-любителей, как и мусорка на заднем плане).

Фотокамера, в отличие от глаза, беспристрастно фиксирует все, и в результате на снимке вместо важного вам события или факта может получиться некий винегрет из второстепенных, незначительных и главное — отвлекающих деталей. Предметы фона не должны уводить взгляд от главного, и если ваш главный объект темный, то фон желательно выбрать светлее, и наоборот: светлый объект хорошо выделяется на темном фоне. При этом не надо забывать об экспозиционных поправках.

Перспектива. Фотография, на которой можно почувствовать глубину пространства, сразу привлекает внимание. Такие снимки выглядят лучше, их интересней рассматривать. Чередование планов — переднего, среднего и дальнего — придает фотографии естественность.

Для туристических фотографий старайтесь выбрать фоном не слишком пестрые или яркие предметы, обратите внимание, как освещен задний план. Если ваш объект съемки находится в тени — фоном не должны быть ярко освещенные солнцем стены зданий или архитектурных памятников. Лучше, если фон будет несколько темнее главного объекта.

Постарайтесь мысленно распределить планы вашей композиции, обратите внимание, что кроме переднего плана объектив увидит объекты, находящиеся за вашим сюжетным центром и еще дальше на горизонте. Обращайте внимание на все пересекающиеся линии и предметы заднего плана. Очень часто намеренное манипулирование фоном используется фотографами как отдельный выразительный прием.


Ритм . Еще одно важное выразительное средство — ритм, то есть изображение на снимке однотипных деталей, фигур или силуэтов. Вся наша жизнь есть чередование дней и ночей, времен года, поэтому ритм помогает понять неслучайность выбора, а постепенное уменьшение одинаковых или похожих фигур — от больших на переднем плане к маленьким на дальнем — опять же подчеркивает перспективу. Большое количество предметов: домов, силуэтов, деревьев, со схожими или даже одинаковыми формами может сложиться в воображаемую линию, которая также приведет взгляд к сюжетному центру и придаст ему большее значение.

Композиционные ошибки начинающих фотографов

Каждый получает бесценный опыт, преодолевая трудности и неудачи. Все допускают ошибки. Именно это учит не наступать на те же грабли в будущем. Но, естественно, никто не хочет набивать шишки, поэтому правильнее всего учиться на чужих ошибках и пользоваться опытом профессионалов.

Рассмотрим типичные композиционные ошибки , которые допускали все, кто когда либо держал фотоаппарат в руках. Эти ошибки встречаются как у начинающих фотографов, так и у тех, кто имеет некоторый багаж знаний и опыта.

Обрезанные части людей или достопримечательностей . Чтобы правильно кадрировать снимок, нужно просто приноровиться к своему фотоаппарату и внимательно следить за тем, чтобы объект съемки попадал в кадр целиком.

Нарушение пропорций тела человека. Неправильный ракурс может исказить естественные пропорции тела. При съемке сверху, человек будет казаться с большой головой и короткими ногами. При съемке снизу всё будет наоборот. Если получение такого снимка не является вашей целью, следите за ракурсом и пропорциями.

Заваливание горизонта. Многие допускают ошибку, держа фотоаппарат во время съемки слегка наклоненным. Линия горизонта на снимках должна быть параллельна нижнему и верхнему краю снимка. Многие фотоаппараты могут отображать на экране сетку, которая помогает выравнивать кадр.

В кадре посторонний объект. Такая ошибка часто возникает из-за того, что кадр не выстроен. Перед тем, как делать фотографии, нужно продумать, что именно должно быть на снимке, оценить окружающее пространство.

Несбалансированная композиция. Неопытный фотограф не подозревает о существовании правил золотого сечения, третей, направляющих линий и т.д., и зачем их нужно знать - тем более. Расположение по центру кадра - пожалуй, самая известная и самая распространенная ошибка. В расположении объекта по центру нет ничего страшного, но такой кадр попросту скучен, в нем нет динамики, сюжета, движения. Конечно, иногда такая композиция оправданна.

Незамеченные детали на фоне. Портрет, на котором из уха модели торчит стрела башенного крана, а на макушке развевается флаг, имеют полное право на существование, более того, они оригинальны. Но во многих случаях это не та оригинальность, которой ты ждешь от снимка. Порой после съемки удивляешься, как это ты не заметил в видоискателе, что этот столб (мусорный бак, огрызок яблока, бутылка, окурок...) очень портит кадр. Но уже поздно, и не все можно исправить с помощью редактора.

Пустая композиция. В кадре слишком много пустого места, не несущего никакой полезной информации. Взгляд зрителя мечется в этой пустоте, не зная на чем остановиться. Такой кадр напоминает знаменитую картину самого лучшего в мире Карлсона - «Очень одинокий красный петух».


Перегруженная композиция. В кадре очень много предметов - фотомусора, зачем они нужны - непонятно, но разнообразие порой впечатляет. Собственно объект съемки теряется на их фоне, удержать на нем внимание практически невозможно.

Существует еще множество ошибок, которые допускают фотографы, но чтобы начинать учиться правильной технике фотографирования, нужно запомнить основные правила, и всегда обращать внимание на мелочи.

Итоги занятия: композиция помогает фотографу правильно выстроить кадр, в соответствии с замыслом, через визуальные образы донести свою идею зрителю и фотографическим языком рассказать что-то об окружающем мире. Познакомились с основными правилами построения кадра и типичными ошибками начинающих фотографов.

В следующем уроке №7: Экипировка фотографа. Аксессуары. Что обязательно, что желательно, а что - лишнее?

Один. Два. Три. Досчитали до трех и, пожалуй, хватит. Этого достаточно, чтобы задуматься, как элементы, сгруппированные по три, могут помочь в работе над различными проектами. Этой идее много лет, но она до сих пор активно используется в самых разных дисциплинах.

В публичных выступлениях, таких, как доклады, лекции или презентации, три контрольные точки служат одной цели – быть максимально убедительным. В фотографии и изобразительном искусстве правило третей помогает достичь композиционного единства. Три тезиса часто используются в различных программных документах, просто потому, что это работает. Но как можно задействовать магическое число 3 в своих проектах? Есть несколько способов.

ИЗОБРАЖЕНИЯ, ВИДЕО И ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ

Если применить правило третей к какому-либо изображению, то мы получим сетку, которая делит кадр на девять равных частей. Чаще всего эта сетка присутствует лишь в воображении автора, но ее все равно можно использовать для обрезки кадра при редактировании изображения или видео. Сегодня сетка стала более распространенной, к примеру, некоторые устройства могут ее отображать в видоискателе фотокамеры (данная функция имеется в iPhone), и пользователи могут воспользоваться ей для лучшего захвата изображения.

Правило третей является частным случаем золотого сечения, это упрощенное понятие, которое, впрочем, очень часто является основой более сложных сеток. В отличие от сетки золотого сечения, сетка третей проще и, как следствие, удобнее. Есть пять преимуществ использования этой концепции:

  • Правило третей понятно и просто в использовании
  • Функционал графических редакторов, таких, как Photoshop и др. включает в себя правило третей при кадрировании изображений
  • Правило третей создает визуальную гармонию и уравновешивает композицию
  • «Точки силы», то есть места пересечения линий, хорошо различимы, при этом саму сетку можно применять как ко всему изображению, так и к его части
  • Упрощенный вариант золотого сечения является более предпочтительным для людей, слабо знакомых с основами композиции

В интернете есть множество подборок, где показывается, как можно использовать правило третей. , к примеру, можно посмотреть.

ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ И СПИСКИ

Всем известно, что списки являются одним из лучших способов создания привлекательного контента. Списки структурируют информацию, делая ее более понятной для пользователей. Однако немногие знают, что правило третей можно успешно применять не только к изображениям, но и к спискам. Список из двух пунктов далек от идеала, а вот три элемента уже добавляют веса к содержимому, при этом не запутывая и не подавляя. Магия числа 3. Три пункта легко считываются и хорошо запоминаются, так уж устроен человеческий мозг.

Многие харизматичные ораторы часто используют правило третей, точнее, трех пунктов, чтобы расставить акценты и убедить слушателей. Но само по себе правило третей не работает. При составлении списков прежде всего нужно думать о ценности контента.

В списках каждая часть должна быть аналогичной по длине и объему двум другим частям. Список может состоять из одного слова или фразы и очень важно, чтобы это условие сохранялось при использовании правила третей. Упорядоченная структура помогает управлять каждым из трех элементов и объединять их таким образом, чтобы получилось гармоничное сочетание.

В риторике и литературе правило третей трансформируется в прием tricolon – автор или оратор использует три элемента примерно одинаковой длины, объединенных в группу. Всем известно выражение Veni, Vidi, Vici. «Пришел, увидел, победил». Юлий Цезарь, да. Сказано мощно и на века. Три одинаковой длины глагола, триколон, очень частный случай использования правила третей.

В массовой культуре правило третей используется для создания драматического эффекта или для логичного завершения эпизода.

ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ И НАВИГАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Группа из трех элементов, может быть визуально привлекательной благодаря продуманной организации всех частей в одно целое. Как следствие, такой контент привлекает больше внимание и может поспособствовать увеличению аудитории.

Правило третей – это не аксиома, его нужно использовать выборочно и по мере необходимости. Не нужно подгонять изображение под сетку, если видно, что так композиционного единства не найти. Тем не менее, у сетки есть одно неоспоримое достоинство – она упорядочивает любой контент. И неважно, как сгруппированы элементы – по горизонтали или по вертикали, грамотное использование сгруппированных элементов повышает эффективность работы и усиливает воздействие на зрителя.

Тут лучше пояснить на примере. Перед нами три (чувствуете, три!) сайта, три совершенно разных сайта. Здесь правило третей напрямую не используется. Нет сетки из девяти элементов. Но есть между ними кое-что общее.

Главная страница данного сайта разделена на три части одинакового размера. Изображения перекликаются между собой и служат отправной точной к другим разделам сайта, которых, если проскроллить страницу до конца оказывается (внезапно) тоже три. Группа из трех изображений в данном случае является элементом навигации. Каждая картинка по-своему интересна и рассказывает свою историю. Вместе же они составляют мощный аккорд, предваряющий появление новой информации.

В дизайне этого сайта строенные элементы используются сразу в нескольких местах. На главной мы видим анимированный баннер, а под ним группу из трех элементов. Дальше еще интереснее – три изображения превращаются в шесть, при этом сетка остается неизменной. Дизайнер, пользуясь правилом третей, грамотно реализовал принцип «от общего к частному» и при этом не потерял композиционного единства.

Число 3 действительно обладает необъяснимой привлекательностью. Оно встречается в столь разных дисциплинах, что стоит, пожалуй, заменить термин «правило третей» на термин «правило трех элементов». Так будет точнее.

Целитель Колман Смит, специализирующийся в области акупунктуры и китайской народной медицины, запустил сайт, где правило трех элементов используется совершенно особым образом. Число 3 здесь присутствует, но не в виде сетки и не в виде сгруппированных изображений. Это треугольник, расположенный в центре главной страницы. Если в списке нужно сгруппировать три примерно одинаковых по размеру тезиса, то здесь, для того, чтобы создать акцент, было достаточно расположить перевернутый вниз вершиной равнобедренный треугольник. Простое, но вместе с тем очень эффективное дизайнерское решение.

РАЗДЕЛИТЕ СВОЙ ПРОЕКТ ИЛИ ИСТОРИЮ

Любой проект или статью можно разделить. Точно так же, как делится действие в спектакле, в котором три акта. Это сделает проект с большим количеством контента более легким и простым для понимания.

Правило трех элементов настолько универсально, что его можно применять практически везде, где нужно систематизировать контент. Есть несколько распространенных моделей использования, но никто не запрещает группировать элементы по три любым удобным способом. Если вернуться к примеру со спектаклем, то действие делится на три акта, потому что зрителю рассказывают историю, в которой, как известно, есть начало, середина и конец. Сделано это не случайно – таким образом зритель становится частью истории, которую ему рассказывают со сцены.

ПРАВИЛО ТРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ И МАРКЕТИНГ



В презентации планшета Apple iPad2 прозвучала знаменитая фраза: «Тоньше, легче и быстрее». Такое сочетание трех ключевых элементов было легко запомнить – в результате появился вирусный эффект. Большая часть СМИ в своих материалах, посвященных выходу нового яблочного планшета, использовали эту фразу, потому что она мгновенно стала, как говорили раньше, крылатой. Вряд ли это выражение было бы столь эффектным, если бы в нем было четыре или пять слов. Маркетологи Apple явно что-то знали о магии цифры 3.

Правило трех элементов можно и нужно использовать в маркетинге. А также в дизайне, фотографии и копирайтинге. Везде, где оно поможет улучшить контент, каким бы он ни был. Нужно просто подумать о своем проекте как профессионал. Можно ли описать его в трех слова? Если можно, то все не так уж плохо и можно двигаться дальше.

Всего три элемента, но используя их, можно рассказать впечатляющую историю. Можно сгруппировать изображения так, что они запомнятся на всю жизнь. Тремя словами можно описать продвигаемый продукт. Всего три слова, которые легко вспомнить.

ВЫВОД

Как и золотое сечение, правило третей незримо присутствует в нашей жизни. Это некая закономерность, на которую начинаешь обращать внимание, когда глубже разберешься в деле которым занимаешься. Мир, в котором мы живем, гармоничен и сбалансирован, но эту гармонию нужно научиться видеть. Проще всего это сделать, начав использовать правило трех элементов. Удивительно, сколько вокруг элементов, сгруппированных по три. Использовать или нет правило третей в своей работе – каждый должен решить сам. Это одно из самых простых правил композиции, одно из многих. Нужно лишь помнить, что оно есть и оно работает.

Правило третей является важной составляющей в технике фотосъемки. Оно может быть применено к любому типу фотографии (портрет, пейзаж и т.д.) для улучшения композиции и баланса вашей фотографии. Это правило является одним из самых полезных. Крайне важно разобраться в нем, чтобы точно знать и понимать, как можно его использовать для получения более привлекательных и сбалансированных изображений.

Конечно, правила не должны применяться слепо, особенно в искусстве. Тем не менее, с его помощью хорошие фото будут получаться чаще, и оно будет отличной отправной точкой для любой композиции.

Что же такое это правило третей?

Правило третей представляет из себя мысленное разделение изображения на 9 частей с помощью 2-х горизонтальных и 2-х вертикальных линий, как показано на рисунке ниже. И расположения важных элементов фотографии в местах пересечения линий или вдоль них.

Правило третей сетки. Важные элементы (сарай, и граница между землей и деревьями) расположены вдоль линии и на пересечениях линий. Изображение Мартин Gommel .

Идея состоит в том, что более приятным для глаз и более естественным являются центры композиции не находящиеся прямо в середине кадра. Они пробуждают фантазию при творческом использовании негативного пространства (пустых участков вокруг объекта съемки).

Как использовать правило третей?

При кадрировании фотографии, мысленно наложите сетку и решите для себя какие предметы съемки являются наиболее важными. После этого попытайтесь установить их на или вблизи линий и/или точек пересечений данной сетки. Идеального совпадения может и не быть.

Горизонт и главный предмет (в данном случае женщина) этой фотографии были размещены вблизи пересечения линий или максимально близко к ним. Изображение К Praslowicz .

Возможно, вам придется сменить точку съемки, чтобы вписаться в данное правило композиции. Что заставит более взвешенно подходить к съемке, и станет хорошей привычкой.

Чтобы помочь фотографу, некоторые камеры имеют функцию накладывающую вbртуальную сетку на кадры прям во время съемки. Соответственно, уже не надо ничего представлять и можно более точно позиционировать ваши фотки.

Примеры

Правило третей является очень гибким и может быть использовано для любых фотографий. Ниже приведены примеры фото, которые эффективно используют данное правило.


Изображение Megan Leetz .

При съемке пейзажей размещение горизонта по центру кадра дает ощущение разбивки кадра пополам и это очень чувствуются при взгляде на фото. Вместо этого, линию горизонта лучше поместить вдоль одной из горизонтальных линий сетки. Кроме того попробуйте включить еще какой-нибудь интересный объект, такой как дерево на фото выше, и поместите его в соответствии с правилом третей. Это создаст как бы «якорь», привязку для взгляда на снимке, создаст точку фокусировки.


Изображение Andreas Wonisch .

Было хорошей мыслью разместить девушку в стороне от центра. Это обеспечивает некоторую "передышку" взгляду, показывает окружение вокруг основного объекта съемки. При взгляде на портрет мы, естественно, обращаем внимание на глаза. Если это возможно, поместите их в одном из перекрестий сетки.


Изображение Prem Anandh .

Здесь главный объект съемки был размещен на одном из пересечений, а также вдоль одной из вертикальной линий сетки. Веточка идет вдоль (примерно) верхней горизонтальной линии. А пустое пространство в нижнем левом углу обеспечивает баланс и избавляет фотографию от перенасыщения.


Изображение Dennis Jarvis .

Вертикальные предметы, как этот маяк, могут разделить фото на две части, во многом таким же образом, как и горизонт может разбить фото горизонтально. Чтобы избежать этого, поместите их за пределами центра в вашей композиции.


Изображение muskva .

При съемке движущихся объектов, попытайтесь разместить их как и статичные неподвижные объекты, но обратите внимание на направление движения. Лучше оставить немного места перед ними, чем позади, чтобы показать, куда идет движение.

Используем программы для редактирования

Вы можете легко применить правило третей к уже существующим фотографиям, правильно обрезая их. Это позволит переместить важные предметы в более композитно подходящее положение.


Перекадровка фото может улучшить его композицию. Изображение Jenn Forman Orth .

Для облегчения жизни фотографов такие программы, как Photoshop и Lightroom имеют встроенные помощники с сетками, которые включают в себя и вариант с правилом третей. Сетка накладывается поверх фотографии и вы кадрируете опираясь именно на нее.

Нарушайте правила

Как и все правила (по крайней мере в области фотографии), правило третей не применяется в любой ситуации, а иногда его нарушение может привести к гораздо более привлекательным и интересным фотографиям. Экспериментируйте и пробуйте различные варианты композиции, даже если они идут против любых «правил», которым вы обучились. Тем не менее, научитесь эффективно использовать правило третей, прежде чем нарушать его.