План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: "Звук и буква Л". Конспект занятия «Звук и буква «Л

Тема: Звук и буква Л

Цели занятия:

Лексический материал:

Прямые и обратные слоги со звуком Л, стихотворения, речевые разминки, картинный материал.

Оборудование: Плакат со звуками, карточки с артикуляционной гимнастикой, профиль артикуляции звука, трафарет буквы, ленточки, компьютер, клей.

Ход занятия:

Орг. момент

Здравствуйте ребята!

Речёвка: «На урок звенит звонок. Все пришли сегодня в срок. Вот учитель с вами в классе - он всему научит вас. Будем заниматься и не отвлекаться».

Повторение:

Ребята, а какие вы знаете звуки? (гласные и согласные) Молодцы, давайте с вами вспомним и назовем гласные звуки. (Называем: а, о, у, ы, э, е, и, ю, я) В произношении гласных звуков у нас участвует один голос, их можно петь, произносятся они при открытом рте. А при произношении согласных появляется преграда - это губы, зубы.

Введение в тему . Прослушать стишок, определить, какой звук чаще всего звучит.

Лом ломает толстый лёд

Лом ломать не устаёт. (Звук Л)

Дети определяют тему занятия. Молодцы ребята, сегодня мы будем учиться чётко произносить звук Л в слогах, словах, слушать и находить место звука Л в слове. А также мы с вами познакомимся с буквой Л.

Артикуляционная гимнастика:

А сейчас мы с вами вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её нашим гостям перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с а/ упражнением). Возьмите, пожалуйста, ваши зеркала.

1. Открываем ротик-дом. Кто хозяин в доме том? В нём хозяин Язычок. Он удобно в доме лёг.

2. Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться.

3. На качелях оказался. Вверх взлетал и вниз спускался.

4. А теперь наш Язычок Моет нёбо-потолок.

Изучение нового материала

Артикуляция звука Л: Звук Л согласный, твердый. При произношении этого звука - губы растянуты, язык упирается в верхние зубы. (Показ профиля артикуляции звука). Давайте вместе и правильно произнесем звук Л.

Выделение изолированного звука из ряда других звуков

Мы гуляем по ладошке, я вам буду говорить звуки, а вы как услышите звук Л сразу остановитесь.

Упражнение на выделение звука в слогах, словах (если в слоге есть звук Л, дети хлопают в ладоши).

Да, по, лу, зы, ма, ло, ту, бо, лы, ла, ту.

Определение места звука Л в словах.

Рассадите животных по вагонам в соответствии с окошком, где звук Л в начале, середине и конце слова. (Животные: лиса, осел, верблюд.)

Физ. минутка

Поиграем мы немножко

Мы похлопаем в ладошки

Хлоп, хлоп, хлоп,

Хлоп, хлоп, хлоп!

(Хлопают после слов)

Ножки тоже мы погреем,

Мы потопаем скорее

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ!

(топают после слов).

Ну вот, потопали, а теперь поработаем.

Знакомство с буквой:

На доску прикрепляется буква Л, включается компьютер, дети слушают представление буквы Л, затем выполняют задание «Найди и выдели букву».

Игра «Волшебная ленточка»

У вас на столе лежат ленточки, попробуйте составить букву Л.

Слоговая работа:

Прямые и обратные слоги: чтение и проговаривание хором. (вывешиваются на доску)

Работа с чистоговорками: (дети слушают, потом повторяют)

Ла-ла-ла - Мила в лодочке плыла.

Лы-лы-лы - мы вымыли полы.

Ло-ло-ло - молоко потекло.

Лу-лу-лу - лужа на полу.

Игра «Конструирование буквы»

На столе у каждого ребенка лежит буква с незаконченными элементами, необходимо подобрать, вставить и наклеить нужные геометрические фигурки.

Домашнее задание

Подберите картинки, в которых есть звук Л.

Итог занятия:

С каким звуком мы сегодня познакомились? Вспомним слова, в которых есть этот звук.

Занятие окончено, до свидания.

Тема НОД: Звуки [Л]-[ЛЬ]. Буква [Л].

Цели:

  • Четкое произнесение звуков [Л], [Ль];
  • Дифференциация звуков [Л], [Ль] на слух и в произношении;
  • Преобразование слогов, слов;
  • Определение позиции звука [Л] в слове (начало, середина, конец);
  • Знакомство с буквой Л;
  • Анализ и синтез слов ШКОЛА;
  • Выкладывание слов из букв по следам анализа;
  • Печатание буквы Л в тетрадях; слов по следам анализа;
  • Чтение слогов, слов;
  • Развитие внимания, памяти.

I. Оргмомент:

1. Эмоциональный настрой. Игра-пожелание «Удачи тебе!». Дети поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

— Желаю (соприкасаются большими пальцами)

— успеха (указательными)

— большого (средними)

— во всём (безымянными)

— и везде (мизинцами).

— Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями.)

2. Упражнения на развитие логики, внимания памяти. На доске обобщенная модель занятия в виде карты города (Слайд № 1). Логопед напоминает, что путешествие начинается с улицы Умной головы, где детям необходимо разгадать ребусы (слайды № «, 3, 4, 5). Затем логопед просит детей назвать все отгаданные слова и отгадать, какой звук пришел к ним в гости на занятие.

II. Знакомство с темой занятия. Звуки «Л-ЛЬ».

1. Артикуляция и характеристика звуков «Л», «ЛЬ»: На Улице Ловкого язычка дети рассматривают артикуляцию звуков «Л», «ЛЬ», дают характеристику по опорной схеме, находят квартиру для «Л, ЛЬ» в Доме звуков ( с окошками для звуков и букв). Сравнение звуков «Л, ЛЬ» (чем похожи, чем отличаются) (слайды № 6, 7)

2. Дифференциация звуков. На улице Хорошо слышащих ушек дети играют в игру «Сигнальщики»: логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети выкладывают соответствующий флажок — синий, если слышат звук «Л», зеленый на звук «ЛЬ». Затем логопед предлагает проверить правильность выполнения задания, сравнив с рядом сигналов на доске (слайд № 8)

Тут же на этой улице детей встречает Гаврилка-говорилка, дети повторяют за ним цепочки слогов, слов близких по звучанию со звуками «Л-ЛЬ»

Например: ЛА-ЛЯ-ЛА, ФЛА-ФЛЯ-ФЛЯ, ЛУК-ЛЮК, ЛАК-ЛЯГ и т.д.

Зажги фонарик (в тетрадях) или выкладывание ряда из пуговиц (контроль на слайде)

3. Игра с мячом «Скажи наоборот» По дорожке с непоседливым мячиком дети играют в игру «Наоборот». Логопед произносит слог или слово со звуком «Л», дети заменяют его на «ЛЬ» и произносят новый слог или новое слово:

ЛА-…ЛЯ ЛО-…ЛЁ ЛУ-…ЛЮ ЛЫ- …ЛИ ЛАК — …ЛЯГ ЛУК-…ЛЮК

МЕЛ — …МЕЛЬ ПЫЛ — …ПЫЛЬ ДАЛ-…ДАЛЬ

4. Выделение звуков «Л, ЛЬ» в произношении по картинкам, дифференциация.

Улица Веселых картинок: дети называют картинки, выставленные на панно «Домик».

Проводится игра «VI лишний» на дифференциацию звуков «Л».

ЛАМПА, ЛЕС, ЛАСТОЧКА, ЛОТО – лишняя картинка ЛЕС (дети объясняют, почему она лишняя)

ЛИПА, ОЛЕНЬ, ПОЛКА, ПОЛЯНА – лишняя картинка ПОЛКА и т.д.

Лишние картинки убираются, а с оставшимися картинками дети выполняют задания на определение позиции звука в слове.

III. Динамическая пауза «Клава ловко лук полола» (слайд № 9). Дети отправляются на улицу Быстрых ножек и выполняют упражнение на координацию речи с движением.

Клава ловко лук полола
Мыла пол и полки Лола,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну а маленькая Света
Ела сладкие конфеты.

Дети проговаривают и выполняют движения, соответствующие тексту. Затем логопед предлагает вспомнить из стихотворения и назвать мальчикам слова со звуком «Л», девочкам со звуком «ЛЬ».

IV. Знакомство с буквой «Л». На улице Важных букв дети рассматривают букву «Л» (слайды № 9, 10, 11).

Чтение стих.:

На стремянку Л похожа
И на крышу дома тоже.

Обведение буквы Л по контуру, рисование на манке, выкладывание из палочек, из веревочек, заселение буквы в соответствующую квартиру Домика звуков.

V. Звуковой анализ, синтез и выкладывание схем слов (слайд № 12). Теперь дети попадают на улицу строгих схем и выполняют звуковой анализ, синтез, выкладывание схемы слова ШКОЛА, затем выкладывают слово из букв магнитной азбуки.

VI. Пальчиковая гимнастика. На улице Ловких пальчиков дети выполняют кинезиологические упражнения.

VII. Слоговой анализ и синтез: составление слов из слогов (слайд № 13). На следующей улице ведется «стройка»: дети находят кубики-лего с наклеенными на них слогами. Дети выбирают себе кубики одного цвета и составляют домики со словами из деталей конструктора.

VIII. Итог. Прохорова С.П. учитель-логопед.

  • Цели:

    1. Коррекционно-образовательные:

    • уточнить артикуляцию звука л;
    • учить правильно произносить звук л в слогах, словах;
    • учить соотносить звук с буквой;

    2. Коррекционно-развивающие:

    • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
    • развивать фонематический слух;
    • развивать чувство ритма;
    • развивать грамматический строй речи через словообразование, словоизменение;
    • активизировать словарь по теме: «дикие животные»;

    3. Коррекционно-воспитательные:

    • воспитывать усидчивость, внимательность, активность на уроке;

    Оборудование: картинки-символы гласных звуков, рабочие тетради, карточки для индивидуальной работы, бусинки, презентация.

    Музыка используемая на логопедическом занятии

    ПЛАН И ХОД ЗАНЯТИЯ

    Этап урока

    Деятельность учителя

    деятельность учеников

    Орг.момент

    Прозвенел уже звонок,
    Начинается урок.

    Настрой на урок.

    Психологический настрой

    Здравствуйте, ладошки!
    Хлоп-хлоп-хлоп!
    Здравствуйте, ножки!
    Топ, топ, топ!
    Здравствуйте, щечки!
    Плюх-плюх-плюх!
    Пухленькие щечки!
    Плюх-плюх-плюх!
    Здравствуйте, губки!
    Чмок, чмок, чмок!
    Здравствуйте, зубки!
    Щелк, щелк, щелк!
    Здравствуй, мой носик!
    Бип, бип, бип!
    Здравствуйте, малышки!
    Всем привет!

    Выполняют движения под музыку

    Как называется наш урок?
    - Скажем правило нашего урока:
    Говорим мы все красиво,
    Смело и неторопливо,
    Ясно, четко говорим,
    Никуда мы не спешим.

    Логопедия

    Подготовительный этап 1. (Коррекция временных представлений)

    Посмотрите на картинки и отгадайте загадку.
    Я тепла не потерплю:
    Закручу метели,
    Все поляны побелю,
    Разукрашу ели,
    Замету снежком дома,
    Потому что я …

    Сейчас какое время года?
    -До зимы была …
    - После зимы будет …

    Назовите зимние месяцы.
    -Сейчас какой месяц идет?
    - Был..
    - Будет …
    - Назовите дни недели.
    - Сегодня какой день недели?
    -Вчера была …
    - Завтра будет …
    - Скажем какое сегодня число.

    Зима
    Осень
    Весна

    Декабрь, январь, февраль

    2. Речевая гимнастика

    Для того, чтобы четко, внятно говорить, мы учим чистоговорки. Для этого надо подготовить дыхание, голос.
    а) Упр. «Сдуй снежинку с варежки»
    б) пропеть гласные
    в) чистоговорка
    Снег идет, снег идет,
    Скоро лес весь заметет.

    

    3. Пальчиковая гимнастика

    Наши ручки замерзают.
    Поиграем - ка немножко
    Да похлопаем в ладошки.
    Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
    Чтобы пальчики согреть,
    Сильно надо растереть.
    Пальчики мы согреваем,
    Их сжимаем - разжимаем!

    Кулачки крепко прижать друг к другу.
    Разжать кулачки, хлопать в ладони.
    Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь.
    Греем руки круговыми движениями,
    сжимаем и разжимаем кулачки.

    Сообщение темы

    Отгадайте загадки.
    Кто присел на толстый сук
    И стучит: «Тук-тук, тук-тук»?

    В дупле живет
    Да орешки грызет.

    Тяжелы рога по весу,
    Ходит важно он по лесу:
    Он хозяин, а не гость.
    Хмурый и сердитый …

    Какой звук повторяется во всех словах?
    - Тема сегодня нашего урока Звук и буква л.
    - Где живут лось, белка, дятел?
    Жители леса приглашают нас в лес, чтобы вы лучше научились говорить звук л и запомнили эту букву, а для этого они приготовили вам задания и если вы справитесь с заданиями, то жители леса подарят вам корзинку с сюрпризом.
    - Принимаем приглашение?

    Лось
    Л

    Работа по теме.
    Работа с звуком.

    Лес далеко. На чем полетим в лес?
    - Как гудит самолет? (вместе, индив.)
    - Какой звук произносили?

    На самолете
    Л-л-л

    Характеристика звука

    Дадим характеристику звуку л.
    - Гласный или согласный? Почему?
    - Губы - открыты
    - Язык - вверху, за верхними зубами
    - Голос - работает, звук л звонкий.

    Развитие фонематического слуха

    Вот мы с вами и оказались в лесу. Посмотрите как здесь красиво.
    - Какое время года?
    - Зимой в лесу тихи и спокойно, только слышны различные звуки. Среди них должны услышать наш звук л.
    Когда услышите, хлопните в ладоши.
    а) среди звуков: а, л, м, з, л, ш, р, у, л, э, м, л.

    б) хлопнуть на слог со звуком л: ал, на, до, лы, ам, ох, ло, ум, са, лу.
    -Рефлексия (Какой звук учились слушать?)

    Вокруг снегн лежит да мороз трещит. Чтоб нам не замерзнуть надо подвигаться.
    Ла-ла-ла
    Ло-ло-ло
    Лу-лу-лу
    - С каким звуком произносили слоги?

    Хлопки перед собой
    Хлопки над головой
    Хлопки вытянутыми вперед руками

    Работа с буквой.

    Ребята, звук л обозначается буквой л.
    а) Посмотри - ка ножки
    Шагают по дорожке,
    Букве л на ножки
    Не нужны сапожки.
    б) Выложить из бусин букву л

    На столах у детей листы бархатной бумаги и тарелочки с бусинами.

    Ой, ребята, смотрите чьи-то следы.
    - Как вы думаете, кто их оставил?
    (Дружбу водит лишь с лисой
    Этот зверь сердитый, злой,
    Он зубами щелк да щелк,
    Очень страшный серый…)
    Это не простые следы, а с буквой л. Выложите дорожку с правильной буквой л.

    Физминутка

    Давайте отправимся с вами дальше, а чтоб не замерзнуть, разомнёмся немножко.
    Вот так холод, вот мороз,
    Больно щиплет нос. Больно щиплет нос.
    Чтоб согреть его скорей, надо потереть сильней.
    Чтоб согреть его скорей, потереть сильней.
    Будем ножки согревать,
    Прыгать и скакать. Прыгать и скакать.
    Очень холодно стоять, ножки стали замерзать.
    Очень холодно стоять, стали замерзать.
    Крепче стал мороз никак, мёрзнем стоя так,
    Мёрзнем стоя так.
    Нам пора бежать бегом. Нам нельзя идти пешком.
    Нам пора бежать бегом, нельзя идти пешком.
    Чтобы ручки согревать,
    Будем мы махать. Будем мы махать.
    И в ладошки будем бить. И локтями шевелить.
    И в ладошки будем бить, локтями шевелить.

    Установление связи звука с буквой

    Посмотрите, орехи лежат. Кто же их мог потерять?
    Давайте для белочки соберем орехи. Если в названии картинки есть звук л, то соединяете с буквой л.
    - Какие орешки собрали?

    Коррекция грамматического строя (работа по словообразованию и словоизменению)

    Продолжим наше путешествие по зимнему лесу.
    - Пойдем по тропинке и прочитаем слоги.

    Мы вышли с вами на полянку. Посмотрите, мамы растеряли своих детишек. Нужно им помочь. Соедините стрелками маму и детеныша.

    Вместе называем
    Белка-бельчонок-бельчата
    Волк-волчонок-волчата
    Лось-лосенок-лосята
    Лиса-лисенок-лисята

    Звери очень любят играть, давайте и мы с вами поиграем.
    Игра «Один-много»

    ал,ол,ул,ыл
    ла, ло, лу, лы
    Егор: лапа

    в тетрадях соединяют, потом вместе называем

    Работа с письменной буквой

    Ребята, жители леса приготовили для нас еще одно задание, чтоб мы потренировались писать букву л.
    Письменная л состоит из двух элементов. Палочка с закруглением внизу влево, палочка с закруглением внизу вправо.

    Письмо буквы л на кальке., затем в тетради
    Егор: собрать рассыпанные слоги, прочитать, записать;
    Алеша: прочитать слово, выбрать картинку, записать по образцу;

    Итог

    Мы отлично справились с заданиями, лесные жители оставили нам корзинку с сюрпризом. Теперь нам пора возвращаться домой. Полетели.
    - Куда мы летали?
    - Какой звук слушали и произносили?
    - какую букву учили?
    - Каких зверей и птиц встречали?

    В лес
    л


    Используемые литература и источники:

    1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. - М.: Просвещение, 1997. - 239с.
    2. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки.-Спб.: КАРО, 2009г.
    3. Железнова Е. Аэробика для малышей. CD4.
    4. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой рече-вого развития. —— СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
    5. Интернет ресурсы.

    Краевое государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

    Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

    «Звук и буква Л, л»

    Подготовила

    учитель начальных классов

    Михалева Светлана Ивановна

    Павловск 2011

    Букварный период обучения грамоте 1 класс.

    Тема : Звук и буква Л, л. Цель : - познакомить со звуком и буквой Л, л и научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности. Задачи : Образовательные: познакомить с буквой и со звуком Л,л; - автоматизировать правильное произнесение [Л] формирование умения определять местоположение звука в слове. Коррекционно -развивающие : - развивать фонематическое восприятие посредством дидактической игры; - корригировать устойчивое внимание, путем выполнения задания на нахождение сходства буквы Л с предметами; - развивать зрительно – слухо – моторную память на основе упражнений; - коррекция и развитие связной устной речи через проговаривание стихотворений во время физминуток.; Воспитательные:

    Воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; - воспитывать познавательный интерес к уроку через использование игровых приёмов;

    Воспитание правильной звуковой культуры речи.

    Оборудование : иллюстрации (лиса, лист, лошадь, лук), листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х), кувшинка с буквой Л, камушки, блокноты, ручки, листы с индивидуальными заданиями,

    Ход урока.

    Этапы урока

    Психологический настрой.

    Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

    Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

    Посмотрите на доску и скажите, какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

    Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

    Физминутка.

    «Рыбки»

    Рыбки плавают,

    ныряют в тихий солнечный денек.

    То согнутся, разогнутся,

    То зароются в песок.

    Посмотрите, кто плывет к нам на встречу?

    Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

    С какого звука начинаются все эти слова?

    Дайте характеристику звуку л. Расскажите Лунтику о звуке л.

    Кто-то дергает за водоросли. Давайте поднимемся на сушу и посмотрим кто это?

    Жабе Клаве стало скучно. Она хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

    Лыжи - ?

    Ложка - ?

    Стол - ?

    Жаба Клава осталась довольна и пошла дальше.

    Ребята, посмотрите что изображено на кувшинке?

    Ребята, это буква Л.

    Скажите, на что она похожа?

    Из каких элементов состоит печатная буква Л?

    Посмотрите, Лунтик принес много морских камушек. Выложите из них букву Л.

    Лунтику понравились все ваши буквы.

    Посмотрите, кто ползет по песку? Покажите пальчиками краба.

    Пальчиковая гимнастика

    Краб

    Краб ползет по дну,

    Выставив свою клешню.

    Краб что-то тянет за собой. Это ваши блокноты. Напечатате в блокнотах печатную букву Л. И лунтик с вами тоже будет печатать букву на песке.

    Крабу очень понравились ваши буквы. К нему в гости ползет улитка. Выполним физминутку.

    Физминутка .

    «Улитка»

    Ползёт улитка по тропе

    Свой домик носит на спине.

    Ползёт тихонько, не спешит

    По сторонам всегда глядит.

    Ну, а когда устанет очень

    И отдохнуть она захочет,

    То может быстренько свернуться

    И шаром круглым обернуться.

    Посмотрите, что у улитке в домике лежит?

    На этих листах задание для вас.

    Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв.

    Улитка и краб прощается с нами. Помашите им рукой.


    Дети выполняют гимнастику

    Стая пиявок. Лиса, лист, лошадь, лук.
    Со звука Л. Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют) Жаба Клава.

    В начале слова В начале слова В конце слова

    Буква Дети отвечают
    Из двух палочек. Выкладывают из камушек букву Л

    Краб. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. Печатают в блокнотах букву Л.

    Выполняют гимнастику

    Листы бумаги.
    Выполняют задание (Приложение 1)

    Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

    Загадки «Доскажи словечко»:

    1. На скамейке у ворот

    Лена горько слезы… (льет)

    2. Серый волк в густом лесу

    Встретил рыжую… (лису).

    3. У себя в саду Андрейка

    Поливал цветы из… (лейки).

    4. Заставил плакать всех вокруг

    Хоть он и не драчун, а… (лук).

    А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

    Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискуль Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

    Приложение 1 (http ://solnet®.ee )


    Приложение 2 (http ://solnet®.ee )
    Соедини с буквой Л картинки, слова которых начинаются со звука Л.

    Список использованной литературы


    1. «Букварь. 1 класс» авт. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова

    М., «Просвещение» (2009 г.)

    Использованные Интернет-ресурсы

    1. http ://solnet®.ee (Прложение1,2)2. (пальчиковая гимнастика «Краб») 3. (физминутка «Улитка»)

    Тема: Буква Л.
    Цель: Познакомиться с буквой Л. Закрепить слияние букв в один слог и в
    слова. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов.
    Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий,
    твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов.
    Учить выделять согласный звук из начала, конца слова.
    Учить соотносить звук с символом.
    Закрепление знаний о буквах Ы, Ш, Р, А,О,У, М, С, Х.
    Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое
    мышление.
    Воспитывать аккуратность, целеустремленность.
    Оборудование: предметные картины, символы, буква Л, Ы, Ш, Р, Х, М,
    А,О,У.
    Ход занятия:
    I.Организационный момент:
    Игра «Нет чего?»
    Нет льда
    Нет снега
    Нет сугроба
    Нет горок
    II. Знакомство с новой темой:
    1. Артикуляционная гимнастика:
    Заборчик
    Вкусное варенье
    Маляр
    2. Дыхательная гимнастика: «Сдуй снежинку»
    Сделать глубокий вдох и сдуть с ладошек снежинки. Плечи не поднимаются,
    Нет снеговика
    Нет инея
    Нет зимних забав
    Нет мороза
    Нет метели
    Нет снегопада
    Нет холода
    Нет зимы
    щеки не надуваются.
    Все снежинки улетели, и получился снегопад.
    3. Повторение чистоговорок:
    Ла –ла –ла – лопата и пила,
    Ла – ла – ла – наша лодочка плыла,
    Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
    Лы – лы – лы – мы мыли полы,
    Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,
    Лы – лы – лы – прилетели две пчелы.
    4. Беседа:
    Какой звук мы с вами проговорили очень четко?
    Какой это звук?
    Какой буквой обозначается этот звук?
    5. Чтение слогов:

    Показываем пальчиком первую букву А, и передвигаем палец ко второй, Л.
    А______________Л
    АЛ ОЛ УЛ ЫЛ
    ЛА ЛО ЛУ ЛЫ
    6. Игра «Вспомни слово»
    Вспомните слова, которые начинаются на букву Л.
    7. Игра «Повтори, не ошибись»
    Лодка, лопата, лампа, лось
    Лошадь, ласточка, луна, лужа
    Лыжи, лыко, лак, лупа
    Лук, лама, лом, лоза
    ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ»
    На поляну, на лужок,
    Тихо падает снежок.
    Улеглись снежинки,
    Белые пушинки.
    Но подул вдруг ветерок,
    Закружился наш снежок.
    Кружатся снежинки,
    Белые пушинки.
    8. Чтение слогов и слов:
    ЛУ ЛА ЛО САЛО МАЛ
    ЛУША УШЛА ЛЫ МЫЛО МАЛО
    Что означает это слово? Сколько слогов в слове? Назовите первый слог,
    второй. Сколько всего звуков?
    Придумайте предложение со словом «Луша».
    Придумайте предложение со словом «УШЛА», «МЫЛО».
    9. Закрепление:
    ЛА ЛО ЛУ ЛЫ
    АЛ ОЛ УЛ ЫЛ
    Показываем пальчиком первую букву Л, и передвигаем палец ко второй, А.
    Тяните первую букву до тех пор, пока не дойдете пальчиком до второй буквы.
    10. Чтение текста:
    Луша мала.
    Саша мал.
    Мы малы.
    Мама ушла.
    Что означает это предложение?
    Сколько слов в предложении?
    11. Работа в тетрадях:
    Напишите букву Ы.
    Из каких элементов она состоит?