Почему голос без обработки звучит плохо. Как сделать голос приятным и отработать дикцию

Готовы спорить, каждый раз, когда вы слышите запись своего голоса, вы думаете что-то в духе: «Не может быть! Это я? Серьезно?! Как мои друзья со мной общаются?» Это, впрочем, не касается людей, которые работают на радио и телевидении, хотя и им в начале карьеры пришлось столкнуться с подобной неприятностью. Люди постоянно говорят о том, что в записи собственный голос кажется им ужасным, противным, мерзким… и так далее, и тому подобное. Почему это происходит? Попробуем разобраться.

Вот простой ответ: тот голос, который вы слышите, когда говорите, — совсем не то же самое, что слышат другие. «Голос, который вы слышите на аудиозаписи и есть ваш настоящий голос», — отмечает в интервью Live Science Йель Коэн (Yale Cohen), директор Центра исследований слуха в Пенсильванском университете (University of Pennsylvania).

Три маленьких косточки, расположенные в среднем ухе, отвечают за несоответствие между тем, как, по вашему мнению, вы говорите, и тем, как другие вас слышат. Эти косточки — способ обработки шума. Барабанная перепонка вибрирует рядом с ними, а они, в свою очередь, передают вибрации в улитку, спиральную структуру внутреннего уха.

«Обработка акустической информации посредством вибрации косточек называется костной проводимостью, а обработка акустической информации посредством вибрации воздуха за пределами ваших ушей — воздушной проводимостью. Всякий раз, когда вы говорите, ваш мозг учитывает как костную, так и воздушную проводимость, чтобы понять звук», — объясняет Йель Коэн.

Косточки вибрируют не так сильно, когда речь идет о внешнем звуке, но вибрации в несколько раз увеличиваются, когда мы сами произносим слова (это объясняется тем, что рот находится достаточно близко к ушам). Причина путаницы в звучании голоса в реальной жизни и в записи именно в этом: сильные вибрации заставляют нас воспринимать собственный тембр как более низкий, и удивляться, когда он таковым не оказывается.

Возникает логичный вопрос: почему реакция, которую вызывает голос на записи, чаще отрицательная, чем положительная? Эксперты уверены, это происходит потому, что люди думают, что знают, как их голос звучит на самом деле. То же самое произойдет, если в течение 5-6 месяцев у нас не будет возможности смотреться в зеркало, и за это время мы наберем несколько килограммов. Естественная реакция, когда мы наконец сможем взглянуть на себя — шок и недовольство.

Исследования показывают, что иногда люди намеренно изменяют голос. Например, если хотят продемонстрировать свои лидерские качества или, напротив, показаться собеседнику более мягкими, чем они есть на самом деле. Но есть одна вещь в нашем голосе, которая не поддается изменению — ритм, с которым мы говорим. Ученые выяснили, что этот показатель голоса связан с физиологическими особенностями и воспитанием, а потому им трудно манипулировать даже сознательно.

Если вы только что обнаружили, что в записи ваш голос совсем не тот, каким вы привыкли его слышать каждый день, не удивляйтесь. Вы не уникум и случай ваш не исключительный, т. к. в записи не нравится свой голос почти всем.

Это явление известно и хорошо изучено. Суть его в том, что вы слышите себя иначе, чем другие люди. Возникающее при этом чувство неприязни субъективно: вас раздражает собственный голос в записи из-за разницы между ожиданием и действительностью, а не потому, что он на самом деле плох. Но как бы то ни было, в вашей власти изменить голос: расширить диапазон, сделать его объемнее и усилить звучание.

Почему на записи голос звучит по-другому


Современная звукозаписывающая аппаратура регистрирует звук довольно точно. Это значит, что ваш голос в записи – и есть тот самый голос, который слышат окружающие люди. А вот привычный для вас голос слышите только вы и никто иной. Феномен объясняется тем, что звук, исходящий из гортани, проходит разные пути до уха слушателя и вашего собственного уха: по воздуху и через ткани организма. К слушателю звук идет только по воздуху, к вашему внутреннему уху – по воздуху, через кости, мягкие ткани и жидкости головы.

Выходит, что голоса у вас два и оба они настоящие – ваши. Разница в том, кто слушает. Однако если ваша профессиональная деятельность требует хорошего владения голосом, то внимание стоит уделить тому, который слышат окружающие. Если вам не нравится свой голос в записи, может быть, пришло время над ним поработать.

«Однажды я спросил одного логопеда: какой голос для вас красивый? Он ответил, что самый красивый – это искренний голос, который говорит правду…»Андре Дюссолье

Ваш голос уникален, как узор радужной оболочки глаза. Изменить его полностью на чужой нельзя, и в этом нет необходимости. Запишите несколько фраз на диктофон и попробуйте сформулировать, чем именно вас раздражает звук собственного голоса на аудиозаписи. Если это слабость, бесцветность, хрипота, надтреснутость, писклявость, приглушенность и прочее подобное, то речь идет о двух проблемах: зажатых связках и неправильном звукообразовании.

Избавляемся от зажимов


Слово «зажим» означает лишнее напряжение, возникающее в теле помимо нашей воли и не играющее роли в выполнении основной задачи. Чтобы лучше понять его природу, проведите эксперимент: напрягите шею как можно сильнее и проследите, какие части тела автоматически напряглись вместе с ней. Большинство людей обнаружит, что в тонусе оказались руки, плечи, мышцы груди и живота, то есть практически весь торс, а ведь стояла задача напрячь только шею. Такое же побочное напряжение может возникать в голосовых связках, когда вы его не ждете.

Упражнение

  • Примите удобное положение, лежа на спине, не скрещивая руки и ноги.
  • Сделайте глубокий вдох и полностью расслабьтесь на выдохе.
  • Начинайте медленно расслаблять свое тело с кончиков пальцев левой ноги. Мысленно проверяйте, насколько они расслаблены и поднимайтесь выше к икре, бедру и т. д.
  • Мысленно пройдите все тело от кончиков пальцев ног до макушки, расслабляя и тщательно проверяя каждый сантиметр.

Учимся правильно звучать

Если вас не устраивает слабое или «плоское» звучание голоса, проблема может быть в неправильном образовании звука, которое зависит от положения гортани и дыхания. Потрогайте рукой свое горло при глубоком зевке и сразу после него. Заметили, как низко опускается гортань, когда вы зеваете? Это и есть правильное ее положение, не перекрывающее горло, позволяющее посадить звук на дыхание, увеличив его силу и объем. Напротив, когда гортань поднята, звук лишается поддержки дыхания, и вы вынуждены напрягать связки, чтобы звучать громче. В результате – высокая вероятность травмировать связки и плоское необъемное звучание, резкий звук вместо громкого.

Упражнение

  • Постарайтесь зафиксировать нижнюю челюсть, язык и горло в положении максимально близком к зевку. Не напрягайте горло, просто поймите, как это делается, и закрепите.
  • Спокойно и глубоко подышите в таком положении.
  • Воздух при вдохе набирайте не грудью, а животом, и точно так же выталкивайте при выдохе.
  • Дыхание будет вызывать зевоту – это нормально. Зевайте с удовольствием, открывайте горло как можно шире.
  • Когда почувствуете, что взяли дыхание, начинайте добавлять к нему открытые гласные звуки (и, э, о, у, а, ы – поочередно). Следите за вибрацией звука, в идеале он должен подниматься из брюшной полости вместе с дыханием.

Как происходит написание сценария и распределяются роли в фильме, как избавиться от зажимов и страха перед камерой расскажет педагог по актерскому мастерству и школа тв . Вы сможете за несколько занятий раскрыться перед камерой, узнаете что такое монтаж и постпродакшн кино.

Большинство из нас уверены, что голос при записи звучит хуже, чем есть на самом деле. Все связано с особенностями строения нашего уха и психологией человека. Сегодня мы поговорим о том, почему нам всем не нравится свой голос в записи, и как наш голос способен влиять на эмоциональное состояние.

Звучание определяется анатомией

Когда мы слышим "внешние" звуки, в числе которых и голоса других людей, они доносятся до нас по воздуху и проникают в наружное ухо, заставляя вибрировать барабанную перепонку. После чего косточки среднего уха передают эти вибрации в ушную улитку во внутреннем ухе и посылаются в мозг при помощи электрических импульсов. Иначе дело обстоит, когда мы слышим свой голос: он доходит не только по воздуху, но и через кости черепа. Кости издают вибрации, которые воспринимаются также как и звук. Это влияет на частоту сигнала и высоту звука, которую мы слышим. Именно поэтому наш голос воспринимается иначе, когда мы слышим его на записи. Но почему же это звучание может вызвать у нас раздражение?

Незнакомый и чужой голос

Самое простое предположение: мы просто не можем узнать себя на записи, а ведь голос является одной из важных частей самоидентификации. И нам становится сложно смириться с тем фактом, что окружающие слышат этот "незнакомый" голос. Это утверждалось в исследовании 1966 года.

Но уже в следующем году суждение было поставлено под сомнение, ведь испытуемые почти всегда узнавали себя в записи с первого раза. Тем не менее на это повлиял тот факт, что подопытных предупредили о том, что они себя услышат. Вероятно, если об этом не предупреждать, результаты могут быть другими.

Удивительно то, что когда был проведен такой "анонимный" эксперимент, участники называли запись своего голоса приятнее и привлекательнее, несмотря на то, что они не знали, кому она принадлежит. ​По мнению специалистов, немаловажным фактором является и то, что человек ощущает утрату контроля: мы привыкли моментально менять тембр и высоту голоса в зависимости от ситуации. Но в случае записи это сделать невозможно.

Как стать счастливее?

Также был проведен эксперимент международной группой ученых. Испытуемые читали вслух рассказы, а в наушниках слышали свой голос, модифицированный в реальном времени. Компьютерная программа обрабатывала звук и добавляла компоненты эмоциональных интонаций в зависимости от сюжета рассказа.

В итоге те участники, которые улавливали грустные или тревожные нотки, ощущали себя подавленно. А радостный голос мог повысить настроение. Ученые смогли сделать из этого свой вывод: не только эмоции влияют на наш голос, но и голос может сказываться на настроении. Исследователи уверены, что в будущем эти результаты можно будет применять в лечении психических расстройств.

Нам помогали:

Кирилл Плешаков-Качалин
Руководитель Школы природного голоса

Жан Абитболь
Врач-отоларинголог, фониатр

Как устроен голос

Природа была так щедра, что наградила нас одной из сложнейших систем, создающей и воспроизводящей звуки. Человеческий голосовой аппарат устроен по принципу язычкового инструмента, или попросту баяна. Воздушный регулятор – меха – это легкие, перепончатый язычок – голосовые связки, а резонатор – полости глотки, рта и носа. Главная часть – связки, которые способны принимать около 170 различных положений (с помощью 16 тончайших мышц).

При спокойном дыхании они достаточно вялы и образуют широкую щель для свободного прохождения воздуха. А при воспроизведении звука – напрягаются, приближаются друг к другу, и голосовая щель сужается. Воздух проходит уже с трудом и шевелит связки, а те, в свою очередь, тоже колеблют воздух и так порождают звук. Звуковые волны поступают в полости глотки, носа и рта. После этого твой голос может быть услышан окружающими.

КСТАТИ: Исследования английского социолога Анны Карпф показывают, что за период с 1945 по 1993 год частота колебаний голоса 18–25-летних женщин снизилась в среднем на 23 герца. Поскольку низкий голос традиционно ассоциируется с силой, уверенностью в себе, сексуальностью и умением убеждать, можно передать привет торжествующему феминизму.

Что поможет изменить голос

Есть мнение, что менять голос – почти то же самое, что вставлять в грудь имплантаты. Ну то есть неестественно. Между тем многочисленные исследования констатируют: большинство людей говорят не своими голосами. Социальные барьеры, комплексы, детские травмы, невыраженные желания, о которых мы уже упоминали, – все это накладывает отпечаток.

Хочешь разливаться соловьем? Выбирай подходящие упражнения. Эффект ты ощутишь уже с первого раза . Но надо заниматься регулярно.

Положи руки на живот. Вспомни то, что очень тебя рассердило. Произнеси любой текст, прижимая руки к животу и стараясь, чтобы звуки исходили именно из области пупка. Выпусти гнев, четко произнося согласные и широко открывая рот. Старайся как можно чаще выражать таким образом свои эмоции – грусть, гнев, радость. Сама убедишься: после неоднократных повторений речь станет насыщенной, менее официальной и более искренней.

Делай зарядку, цель которой – освободить горло, передав основную работу губам и диафрагме. Произноси слоги «кью-икс»: на «кью» губы округляются, а «икс» произносится с широкой улыбкой. Повтори упражнение 30 раз, а потом произнеси небольшую речь, чтобы убедиться в его пользе. После этого на публичных выступлениях твои голосовые связки будут меньше утомляться, а мышцы рта – легче выполнять посылаемые мозгом команды.

5–10 минут в день громко читай любой текст, но без согласных звуков. Затем перечитывай, на этот раз исключая гласные. Вскоре твои трели обретут интенсивность.

«Сядь как можно удобнее, можешь даже прилечь, – советует Кирилл Плешаков-Качалин. – Зевни пару раз для расслабления горла, со звуком. Слегка приоткрой рот (разомкни губы и зубы) и начинай СТОНАТЬ. На разные лады: выше-ниже, короче-длиннее. При этом одну руку положи на грудь. Изображай голосом разные эмоциональные оттенки, от стонов боли до стонов удовольствия. Продолжай 5–10 минут. Если стонать по 15–20 минут в день (можно разделить на два или три подхода и выполнять их в любое время), то скоро ты заметишь, что твой голос стал звучать свободнее, красивее и богаче. Плюс это упражнение крайне полезно для здоровья: звуковые вибрации распространяются по телу, так что ты сама делаешь себе массаж внутренних органов».

После посещения бани и сауны речь тоже звучит глубже – благодаря расслаблению всего тела. Такой же эффект дает спокойная пробежка. Стинг, например, бегает по 6 км в день. Полезно и плавать: это занятие укреп­ляет мышцы спины и улучшает осанку. Последняя – залог хорошего дыхания, а значит, свободного и глубокого голоса.

5. Если хромает дикция

Фраза «вяло шевелит языком» означает, что у человека плохо развита подвижность этого органа, а еще губ и челюсти. Но дикцию легко улучшить, если произносить вслух любые тексты . Например, читать стихи Пушкина методом «закрытого рта»: губы должны быть сомкнуты, а зубы – разомкнуты. Так артикуляционные мышцы начинают работать более активно. «Поначалу, скорее всего, будет слышно одно только мычание, но уже через 5–10 минут тренировок гласные и согласные зазвучат заметно четче», – обещает Кирилл.