Поэма «Кому на Руси жить хорошо. Рабочие программы_21080

Николай Алексеевич Некрасов

(1821–1877)

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

История создания

О замысле поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


Н. А. Некрасов: «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

«Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”»



Г. И. Успенский: «В эту книгу должен был войти весь опыт, данный Н. А. изучением народа, все сведения о нем, накопленные, по собственным словам Н. А., “по словечку” в течение двадцати лет».

Г. И. Успенский: «Однажды я спросил его:

А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”?

А вы как думаете?

Н. А. улыбался и ждал. Эта улыбка дала мне понять, что у Н. А. есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ.

Пья-но-му!

Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т. д. Деревни эти “смежны”, стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с кругу человека, “подпоясанного лычком”, и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо»


Замысел поэмы преобразовывался. Некрасов хотел окончание поэмы связать с образом Гриши Добросклонова. Именно он должен был стать счастливым человеком из народа

Особенности композиции


Четкой структуры поэмы Некрасов не оставил, поэтому существует

вариативность в расположении глав. Традиционной является следующая последовательность:



Часть первая

Пролог

В прологе четко намечен замысел поэмы и ее структура.

«В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дыряева,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова -

Неурожайка тож,

Сошлися - и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! -

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю...»

Слова «Кому живется весело, / Вольготно на Руси?» являются рефреном.

Мужикам попадается по дороге птичка пеночка, она указывает, где найти скатерть самобраную, которая будет обеспечивать едой и чинить одежду. Герои отправляются искать «счастливца»


Глава 1. Поп

Первого по дороге мужики встречают попа. Он рассказывает о своей нелегкой жизни. Герои понимают, что попу не «живется весело, вольготно на Руси»

Глава 2. Сельская ярмонка

Мужики попадают на ярмарку, где много разного народа. Павлуша Веретенников, «барин», покупает пропившему все деньги Вавилу для его внучки ботиночки. Продают книги, но с базара пока несут не Белинского и Гоголя, а Блюхера и «милорда глупого»

Глава 3. Пьяная ночь

Мужики наблюдают пьяный разгул. Встречают записывающего в книжечку фольклор Веретенникова. «Барину» противны пьяные. Один из крестьян, Яким Нагой, объясняет, почему люди в деревне пьют:

«Пьем много мы по времени,

А больше мы работаем».

«Нет меры хмелю русскому.

А горе наше меряли?

Работе мера есть?»

В семьях, где не прикасаются к спиртному,

«Не пьют, а также маются,

Уж лучше б пили, глупые»


Глава 4. Счастливые

Мужики объявили, что нальют водки тому, кто окажется счастливым человеком. К странникам приходили дьячок, «старуха старая», «солдат с медалями», каменотес, дворовый человек, крестьянин-белорус, «мужик с скулой свороченной», нищие и все доказывали, описывая свою тяжелую

жизнь, какие они счастливцы. Народ рассказал странникам о счастливом, честном и добром молодце Ермиле Гирине



Глава 5. Помещик

Мужики по дороге встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева.

«Помещик был румяненький,

Осанистый, присадистый,

Шестидесяти лет».

Тот рассказывает о своей судьбе после отмены крепостного права. Он сетует, что

«Усадьбы переводятся,

Взамен их распложаются

Питейные дома!»

Однако больше переживает о том, что ему, барину, привыкшему «жить чужим трудом», придется трудиться. Мужики делают вывод:

«Порвалась цепь великая,

Порвалась - расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..»


Последыш (Из второй части)

1. «Петровки. Время жаркое...»

2. «Помещик наш особенный...»

3. «Пошли за Власом странники...»


Один из жителей деревни Вахлаки, Влас, рассказывает странникам о своем помещике, уверенном, что до сих пор действует крепостное право. Утятин-князь, ничтожная фигура прошлого, «дурит по-старому», а народ ему подыгрывает. Дети помещика, боясь лишиться отцовского наследства, платят людям за то, чтобы они создавали иллюзию, будто все идет как раньше. Образ помещика имеет гротескный характер; мир, в котором он «куражится»,

абсурден. Безрассудные приказы Утятина смешат крестьян. Вскоре после прихода странников последыш умирает. Дети его перестают одаривать крестьян и начинают судиться с ними за земли



Крестьянка (Из третьей части)

Пролог

Глава 1. До замужества

Глава 2. Песни

Глава 3. Савелий, богатырь святорусский

Глава 4. Демушка

Глава 5. Волчица

Глава 6. Трудный год

Глава 7. Губернаторша

Глава 8. Бабья притча


Мужики решают поискать счастливых среди баб. Им советуют поговорить с Матреной Тимофеевной. Женщина рассказывает им свою судьбу.

Матрена Тимофеевна -

«Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла».


Росла в непьющей работящей семье. Девушкой влюбилась в Филиппа Корчагина, печника из Петербурга. Молодые сыграли свадьбу, переехали жить к Филиппу. Матрена попала в новую семью «с девичьей холи в ад». Жили с мужем в любви, но свекровь не давала покоя

Матрена Тимофеевна родила сына Демушку. Помогал молодой матери и жалел ее во время отъезда мужа только дедушка Савелий, «родитель свекра-батюшки». Но однажды, присматривая за ребенком, которого дед без памяти

любил, «заснул старик на солнышке, / Скормил свиньям Демидушку». Врачи при матери проводили вскрытие мальчика. Матрена долго тужила за ребенком. Дедушка «ушел на покаяние / В Песочный монастырь» , через время поставил оградочку на могиле Демы; умер в 107 лет. Вскоре пошли у Корчагиных новые дети. Однажды Федотушка, восьмилетний мальчик Матрены, пожалел кормящую обессиленную волчицу и отдал ей овцу. За это ребенка чуть не высекли, наказание за сына получила мать. В голодный год тяжело пришлось Матрене: мужа забрали в рекруты, детей кормить было нечем, да свекровь «попрекала без перестану ». Беременная, Матрена отправилась просить за мужа к губернаторше Елене Александровне, которая «добра была, умна была, / Красивая, здоровая». Упала перед барыней на колени Матрена, потеряла сознание, а очнулась, когда уже родила младенца Лиодорушку. Губернаторша пожалела несчастную мать, вернула Филиппа из рекрутов домой. Многого натерпелась женщина, однако

«Ославили счастливицей,

Прозвали губернаторшей

Матрену с той поры...»


Пир на весь мир

Вступление

1. Горькое время - горькие песни

Барщинная

Про холопа примерного - Якова верного

2. Странники и богомольцы

О двух великих грешниках

3. Старое и новое

Крестьянский грех

Голодная

Солдатская

4. Доброе время - добрые песни

Соленая


Бурлак

Глава посвящается Сергею Петровичу Боткину. В Вахлаках героям местные жители рассказывают истории. Одна из них - «про холопа примерного - Якова верного », который всю жизнь служил барину: «Только и было у Якова

радости: / Барина холить, беречь, ублажать / Да племяшамалолетка

качать». «Вырос племянничек Якова, Гриша » и захотел жениться на Арише, которая нравилась и старому помещику, «слабому на ноги », который уже и ходить сам не мог. «Как ни просил за племянника дядя, / Барин соперника в рекруты сбыл». Обиделся за это Яков на любимого барина, свез его в лес и на его же глазах повесился.

«Барин вернулся домой, причитая:

«Грешен я, грешен! Казните меня!»

Историю «О двух великих грешниках» рассказывает Ионушка. Кудеяр, атаман двенадцати разбойников, решил замолить свои грехи перед Богом. Долго ходил он по святым землям, и «предстал пред ним угодник» , который

приказал атаману срезать дуб тем ножом, что «и кровь проливал» , - тогда «только что рухнется дерево - / Цепи греха упадут». Кудеяр принялся за работу. Однажды встретил он пана Глуховского, который не задумывался

о своих злодеяниях: «Сколько холопов гублю, / Мучу, пытаю и вешаю, / А поглядел бы, как сплю!» Не выдержал бывший атаман таких речей, убил душегубца, и в это время «рухнуло древо, скатилося / С инока бремя

грехов!..» Услышали странники и рассказ о крестьянине, который не исполнил завещания «аммирала-вдовца», предал народ, не отпустил на волю «восемь тысяч душ». Гриша Добросклонов, семинарист, «складывает» и поет

песни о матушке-Руси. Возможно, именно он - будущий народный герой и счастливец.

«Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного –

Пел он воплощение счастия народного!..»

Роль песен в поэме

Формы развития сюжета

Характеристика отдельных персонажей


Яким

«В деревне Босове

Яким Нагой живет,

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!..»

Яким похож «на землю-матушку». Он жил когда-то в Петербурге,

«Да угодил в тюрьму:

С купцом тягаться вздумалось!

Как липочка ободранный,

Вернулся он на родину

И за соху взялся»


Ермила

Умный и честный, вызывает уважение у всех, кто его знает. Выбранный бурмистром, семь лет преданно служит односельчанам: «В семь лет мирской копеечки / Под ноготь

не зажал, / В семь лет не тронул правого, / Не попустил виновному, / Душой не покривил». / И этим заслужил / «Почет завидный, истинный, / Не купленный ни деньгами,

/ Ни страхом: строгой правдою, / Умом и добротой!»

Лишь раз несправедливо он поступил, но признался во всем перед народом и с горя чуть не повесился. Когда Гирину надо было выкупить мельницу, народ на площади собрал необходимую сумму: «Несут Ермилу денежки, / Дают, кто чем богат».

Когда раздавал молодой герой деньги людям обратно, «И выдать гроша лишнего / Ермилу не пришлось». / «Рубль лишний - чей Бог ведает! - / Остался у него».

Однако судьба Ермилы остается неизвестной, один из мужиков говорит, что народный заступник оказался в остроге, вероятно, по несправедливому обвинению



Савелий

«С большущей сивой гривою, / Чай, двадцать лет не стриженной, / С большущей бородой, / Дед на медведя смахивал, / Особенно как из лесу, / Согнувшись, выходил».

Дедушка Савелий - русский богатырь. О себе он говорил: «Клейменый, да не раб!» Не желая терпеть более издевательств немца Фогель, он с мужиками мучителя «живого закопал», за что угодил в острог и на каторгу.

В собственной семье Савелия не понимают: «Покуда были денежки, / Любили деда, холили, / Теперь в глаза плюют!»

Дед сочувствует тяжелой женской доле:

«Мужчинам три дороженьки: / Кабак, острог

да каторга, / А бабам на Руси / Три петли…»


Григорий

Добросклонов



Семинарист Григорий, добрый и чуткий, постоянно

голодающий, думает о народе, о родной стране:

«Не надо мне ни серебра / Ни золота, а дай господь, / Чтоб землякам моим / И каждому крестьянину / Жилось вольготно-весело / На всей святой Руси!»

Юноша понимает, что он рожден для счастья и для того, чтобы сделать счастливой «матушку-Русь»:

«И скоро в сердце мальчика / С любовью к бедной матери / Любовь ко всей вахлачине / Слилась, - и лет пятнадцати / Григорий твердо знал уже, / Что будет жить для счастия

/ Убогого и темного / Родного уголка».

В его песне звучат такие слова: «Доля народа, / Счастье его, / Свет и свобода / Прежде всего!»

Герой будет деятельно бороться за народное счастье:

«Ему судьба готовила / Путь славный, имя громкое / Народного заступника, / Чахотку и Сибирь»


Фольклорные элементы в поэме

О ДВУХ ВЕЛИКИХ ГРЕШНИКАХ

Господу богу помолимся,

Древнюю быль возвестим,

Мне в Соловках ее сказывал

Инок, отец Питирим.
Было двенадцать разбойников,

Был Кудеяр - атаман,

Много разбойники пролили

Крови честных христиан,


Много богатства награбили,

Жили в дремучем лесу,

Вождь Кудеяр из-под Киева

Вывез девицу-красу.


Днем с полюбовницей тешился,

Ночью набеги творил,

Вдруг у разбойника лютого

Совесть господь пробудил.


Сон отлетел; опротивели

Пьянство, убийство, грабеж,

Тени убитых являются,

Целая рать - не сочтешь!


Долго боролся, противился

Господу зверь-человек,

Голову снес полюбовнице

И есаула засек.


Совесть злодея осилила,

Шайку свою распустил,

Роздал на церкви имущество,

Нож под ракитой зарыл.


И прегрешенья отмаливать

К гробу господню идет,

Странствует, молится, кается,

Легче ему не стает.


Старцем, в одежде монашеской,

Грешник вернулся домой,

Жил под навесом старейшего

Дуба, в трущобе лесной.


Денно и нощно всевышнего

Молит: грехи отпусти!

Тело предай истязанию,

Дай только душу спасти!


Сжалился бог и к спасению

Схимнику путь указал:

Старцу в молитвенном бдении

Некий угодник предстал,


Рек "Не без божьего промысла

Выбрал ты дуб вековой,

Тем же ножом, что разбойничал,

Срежь его, той же рукой!


Будет работа великая,

Будет награда за труд;

Только что рухнется дерево -

Цепи греха упадут".


Смерил отшельник страшилище:

Дуб - три обхвата кругом!

Стал на работу с молитвою,

Режет булатным ножом,


Режет упругое дерево,

Господу славу поет,

Годы идут - подвигается

Медленно дело вперед.


Что с великаном поделает

Хилый, больной человек?

Нужны тут силы железные,

Нужен не старческий век!


В сердце сомнение крадется,

Режет и слышит слова:

"Эй, старина, что ты делаешь?"

Перекрестился сперва,


Глянул - и пана Глуховского

Видит на борзом коне,

Пана богатого, знатного,

Первого в той стороне.


Много жестокого, страшного

Старец о пане слыхал

И в поучение грешнику

Тайну свою рассказал.


Пан усмехнулся:"Спасения

Я уж не чаю давно,

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино.


Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!"


Чудо с отшельником сталося:

Бешеный гнев ощутил,

Бросился к пану Глуховскому,

Нож ему в сердце вонзил!


Только что пан окровавленный

Пал головой на седло,

Рухнуло древо громадное,

Эхо весь лес потрясло.


Рухнуло древо, скатилося

С инока бремя грехов!..

Господу богу помолимся:

Милуй нас, темных рабов!

В1. История «О двух великих грешниках» носит назидательный характер, содержит моральное поучение в иносказательной форме. Как называется такой литературный жанр?

В2. Старец Кудеяр не выдерживает цинизма пана Глуховского и убивает его. Как называется данный элемент сюжета, если для него характерно наивысшее напряжение действия, предельное обострение противоречий?

В3. В истории «О двух великих грешниках» изображено острое столкновение взглядов и жизненных принципов Кудеяра и пана Глуховского. Назовите термин, означающий противоборство между героями, ведущее к развитию сюжетного действия.

В4. Легенду «О двух великих грешниках» мужикам рассказывает странник Иона Ляпушкин, который, в свою очередь, слышал её от старца отца Питирима. Для какого вида словесного творчества характерна такая устная форма существования?

В5. В словосочетаниях «дремучий лес», «борзый конь», «дуб вековой», «булатный нож» использованы определения с определяемыми словами и образующие с ними образно-поэтические выражения. Какой вид тропа здесь использован?

В6. Какой вид звукописи использован автором в заключительном эпизоде истории о двух великих грешниках?

В7. Какой стихотворный размер использовал автор, рассказывая о двух великих грешниках?

С1. Почему для Кудеяра искупление грехов наступает после убийства пана Глуховского?

С2. Чем сходны и чем различны с Кудеяром герои-праведники в русской литературе?

В1. Притча

В2. Кульминация

В3. Конфликт

В4. Фольклор

В5. Эпитет

В6. Аллитерация

В7. Дактиль

Тема праведничества в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня рассказа праведница Матрёна - нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. В центре внимания писателя судьба деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе. Одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина много страданий претерпела от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. Лекарством от всех недугов, тоски и отчаяния для Матрёны был труд. Пережив на своём веку множество испытаний, Матрена Григорьева сумела сохранить общительный нрав и способность откликаться на чужую беду. “Лоб её недолго оставался омрачённым...”, Матрёна умеет прощать людям, не таит обиды на судьбу. Для неё нормальное состояние - не злоба и воинственность, а доброта и смирение. Моральные качества Матрёны Григорьевны, такие как честность, терпение, отсутствие зависти, позволяют нам считать её праведницей. Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет, добавляя,что она “всегда... обезоруживала лучезарной улыбкой”. К тому же, она живёт по правилам, которые считает непоколебимыми, то есть, по своей правде.

Праведность Матрёны основана на безразличии к материальным ценностям. Героиня не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг, довольствуется тем, что у неё есть.

После смерти Матрёны многие её укоряли: “...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; ...и глупая, помогала чужим бесплатно” , и лишь Игнатьич встал на её сторону, осознав её моральные принципы: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...”

В повести “Очарованный странник” Н.С.Лесков создал уникальный образ такого человека, который грешен в своих поступках, но чист мыслями и душой. Главный герой – Иван Северьяныч Флягин, странник с необычной судьбой. Он был рожден по молитвам родителей и поэтому “предназначен” для монастыря. Но жизнь нередко била его, устраивала испытания на крепость духа, поэтому и путь Флягина полон приключений. Герой произведения вовсе не безгрешен, хоть с ним и происходят настоящие чудеса, а сам он ощущает в себе пророческий дар. На совести героя три человеческих смерти: по его вине погибает монах, татарский князь и любимая им Грушенька. Однако Иван осознаёт свои грехи и сам называет себя «великим грешником», До ямы два шага...
Мы слова не промолвили,
Друг другу не глядели мы
В глаза... А всей гурьбой
Христьяна Христианыча
Поталкивали бережно
Всё к яме... всё на край...
И немец в яму бухнулся,
Кричит: "Веревку! лестницу!"
мы девятью лопатами
Ответили ему.
"Наддай!" - я слово выронил, -
Под слово люди русские
Работают дружней.
"Наддай! наддай!" Так наддали,
Что ямы словно не было -
Сровнялася с землей!
Тут мы переглянулися..."


Кабак... острог в Буй-городе,
Там я учился грамоте,
Пока решили нас.
Решенье вышла: каторга
И плети предварительно;
Не выдрали - помазали,
Плохое там дранье!
Потом... бежал я с каторги...
Поймали! не погладили
И тут по голове.
Заводские начальники
По всей Сибири славятся -
Собаку съели драть.
Да нас дирал Шалашников
Больней - я не поморщился
С заводского дранья.
Тот мастер был - умел пороть!
Он так мне шкуру выделал,
Что носится сто лет.

А жизнь была нелегкая.


Лет двадцать строгой каторги,
Лет двадцать поселения.
Я денег прикопил,
По манифесту царскому
Попал опять на родину,
Пристроил эту горенку
И здесь давно живу.
Покуда были денежки,
Любили деда, холили,
Теперь в глаза плюют!
Эх вы, Аники-воины!
Со стариками, с бабами
Вам только воевать..."

Н.А.некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
В1. Назовите имя героя, монолог которого приводится в отрывке из поэмы.
В2. На законы кокого фольклорного жанра ориентировался Н.А.Некрасов, создавая образ этого могучего и смелого героя?
В3. При помощи какого приёма охарактеризовано отношение к деду его юлизких в строчках: «Любили деда, холили, / Теперь в глаза плюют!»?
В4. Какой стилистический приём, состоящий в повторе начальных элементов смежных конструкций, Н.А.некрасов использовал в начале заключительной строфы?
В5. Выпишите фразеологизм, при помощи которого охарактеризованы в отрывке сибирские заводские начальники.
В6. Какой стилистический приём, состоящий в нарушении привычного порядка слов, использован Н.А.Некрасовым в оборотах «землю мокрую», «по манифесту царскому», «люди русские»?
С1. Какой нарисована судьба русского мужика в рассказе некрасовского героя и может ли он претендовать на то, чтобы назваться «счастливым» в поэме?
С2. Какие русские писатели в своих произведениях ориентируется на фольклорные сюжетно-композиционные приёмы и способы обрисовки персонажей и в чём отличие в принципах использования этих приёмов от поэмы Н.А.Некрасова?

В1. Савелий

В2. Былина

В3. Антитеза

В4. Анафора

Год написания:

1877

Время прочтения:

Описание произведения:

Широко известную поэму Кому на Руси жить хорошо написал в 1877 году русский писатель Николай Некрасов . На ее создание ушло много лет - Некрасов трудился над поэмой с 1863-1877 год. Интересно, что некоторые идеи и мысли возникали у Некрасова еще в 50-х годах. Он думал запечатлеть в поэме Кому на Руси жить хорошо максимально все, что знал о народе и слышал из уст людей.

Ниже читайте краткое содержание поэмы Кому на Руси жить хорошо.

Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков - недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень - Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живётся весело и вольготно. Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь.

За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор - который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий мужиков вопрос.

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную. Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском, чаем - словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия. Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живётся весело, вольготно на Руси».

Первым возможным «счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречных же солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, что счастье - в покое, богатстве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сиротской печали - так, что рука не поднимается взять медные пятаки - жалкое воздаяние за требу. Помещики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, - теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чужеземщине; на их воздаяние надеяться не приходится. Ну а о том, каков попу почёт, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников.

Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница. Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец.

Мужики-странники смотрят балаганного Петрушку, наблюдают, как офени набирают книжный товар - но отнюдь не Белинского и Гоголя, а портреты никому не ведомых толстых генералов и произведения о «милорде глупом». Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день: повальным пьянством, драками по дороге домой. Впрочем, мужики возмущаются попыткой Павлуши Веретенникова мерить крестьянина на мерочку господскую. По их мнению, трезвому человеку на Руси жить невозможно: он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь. Эти слова подтверждает Яким Нагой из деревни Босово - один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьёт». Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба. Сам он во время пожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придёт великая печаль.

Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живётся. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удаётся обнаружить таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

О несчастье, постигшем дворян после крестьянской реформы, рассказывает мужикам-странникам румяненький шестидесятилетний помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. Он вспоминает, как в прежние времена все веселило барина: деревни, леса, нивы, крепостные актёры, музыканты, охотники, безраздельно ему принадлежавшие. Оболт-Оболдуев с умилением рассказывает о том, как по двунадесятым праздникам приглашал своих крепостных молиться в барский дом - несмотря на то что после этого приходилось со всей вотчины сгонять баб, чтобы отмыть полы.

И хотя мужики по себе знают, что жизнь в крепостные времена далека была от нарисованной Оболдуевым идиллии, они все же понимают: великая цепь крепостного права, порвавшись, ударила одновременно и по барину, который разом лишился привычного образа жизни, и по мужику.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живёт Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.

До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для неё та ночь, когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свёкра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнётся, да не ломится».

Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребёнка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие её ребёнка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у неё родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: её мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно - так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни - барщинную, голодную, солдатскую, солёную - и истории о крепостном времени. Одна из таких историй - про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе ещё большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребёнком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову - единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провёл ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.

Ещё одну историю - о двух великих грешниках - рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.

Мужики-странники слушают и историю ещё одного грешника - Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

Но не одни мужики-странники думают о народном счастье. На Вахлачине живёт сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятнадцати лет Гриша твёрдо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждёт, что в ней ещё скажется та несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовёт на честный путь. Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, - они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута.

616.64kb.

  • Тематическое планирование по литературе 5 класс , 499.57kb.
  • Рабочая учебная программа по литературе Класс 10-11 , 774.56kb.
  • Сокр №1 Диктант сокр №8 Изложение сокр №2 Тесты (К/Р) сокр №9 Диктант (К/Р, тесты) , 661.92kb.
  • Рабочая программа по литературе 7-8 класс , 215.78kb.
  • Тесты по чтению 2 класс (авторы учебника Л. Климанова, В. Горецкий, М. Голованова , 47.05kb.
  • Тесты по литературе, 9 класс.

    1Жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени.

    2. Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

    А) метафора

    Б) эпитет

    В) гипербола

    Г) литота

    3 Текст « Слова о полку Игореве» был найден

    А) А.С. Пушкиным

    Б) М. М. Херасковым

    В) А.И. Мусиным-Пушкиным

    Г) Н.М. Карамзиным

    4 Комедия Д.И. Фонвизина « Недоросль» заканчивается репликой

    А) «Ах! Боже мой! что станет говорить

    княгиня Марья Алексевна!»

    Б) «Вот злонравия достойные плоды»

    В) «Говорят, что с совестью жить худо: а я сам теперь узнал, что жить без совести всего на свете хуже».

    Г) «Еще если бы в двери выбежал - иное дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно - уж тут просто мое почтение!»

    5Кому Хлестова, героиня комедии А. С. Грибоедова >, дала следующую характеристику:

    Лгунишка он, картежник, вор.

    Я от него было и двери на запор;

    Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье

    Двоих арапченков на ярмарке достал;

    Купил, он говорит, чай в карты сплутовал;

    А мне подарочек, дай Бог ему здоровье!

    А) Чацкому

    Б) Горичу

    В) 3агорецкому

    Г) Молчалину

    6.Прочитайте стихотворный отрывок:

    И думал он: Отсель

    грозить мы будем шведу:

    3десь будет город заложен

    Назло надменному соседу.

    Природой здесь нам суждено

    В Европу прорубить окно,

    Ногою твердой стать при море.

    Сюда по новым им волнам

    Все флаги в гости будут к нам,

    И запируем на просторе.

    А. С. Пушкин.

    Определите художественный прием, использованный поэтом.

    7.Течение в литературе второй половины XVIII в., отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.

    8 Слух о сумасшествии Чацкого был пущен

    А) Фамусовым

    Б) Софьей

    В) Молчалиным

    Г) Скалозубом

    9 Какая басня И.А. Крылова заканчивается следующей моралью:

    Невежда так же в ослепленье

    Бранит науку и ученье

    И все ученые труды,

    Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

    А)»Волк и Ягненок»

    Б) «Свинья под дубом»

    В)» Осел и Соловей»

    Г) «Демьянова уха»

    10На экзамене в присутствии Г.Р. Державина юный Пушкин прочел

    А"Воспоминания в Царском Селе"

    Б) «К другу стихотворцу»

    В) «Поэт»

    12Первым произведением русской литературы, написанного в традиции сентиментализма, принято считать

    А) повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

    Б) повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

    В) поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

    Г) роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

    13) Кому из героев Н.В.Гоголя соответствует описание: « …молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорится, без царя в голове…»

    А) Хлестакову

    Б) Шпекину

    В) Землянике

    Г) Ляпкину-Тяпкину

    Тесты по литературе, 10 класс .

    1. Высшее напряжение действия в художественном произведении, играющее существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и в развертывании художественного конфликта.

    2 Какому герою Белинский посвятил следующее определение:

    « Люди, подобные..., при всех их неоспоримых достоинствах не хороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистеров, или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые девы…»?

    3 Чичикова, героя поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», не принимали за

    А) Наполеона

    Б) чиновника, присланного с секретным предписанием

    В) капитана Копейкина

    Г)» делателя» фальшивых ассигнаций

    4 О ком из героев русской литературы следующие слова »Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен - он не мог не нравиться. Он

    начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил»?

    А) о Сильвио, герое повести А. С. Пушкина «Вы-

    Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

    В) о Печорине, герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

    Г) о князе Андрее Болконском, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

    5 Кто из русских писателей был приговорен к смертной казни, заменен ой прямо на эшафоте каторгой?

    А) А.Н. Радищев

    Б) Ф.М. Достоевский

    В) А.С. Грибоедов

    Г) М.Е. Салтыков-Щедрин

    6. Свидание, назначенное доктору Старцеву, герою рассказа А.П. Чехова «Ионыч», должно было состояться

    Б) в церкви

    В) на кладбище

    Г) в театре

    7 Какой термин не обозначает стихотворный размер?

    В) анапест

    8. Определите, какой стихотворный размер не является трехсложным.

    А) анапест

    В) дактиль

    Г) амфибрахий

    9. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» заканчивается репликой

    А) Стародума

    Б) Митрофана

    Г) госпожи Простаковой

    10. «Вот, например, полковник Скалозуб:

    И золотой мешок, и метит в генералы» - такую характеристику Скалозубу дает

    А) Чацкий

    В) Фамусов

    11 Портрет какого героя русской литературы приводится ниже: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во

    всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока»?

    А) Манилова

    Б) Обломова

    В) Чичикова

    Г) Собакевича

    12 Какая басня И.А. Крылова заканчивается следующей моралью:

    К несчастью, то ж бывает у людей:

    Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

    Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

    А ежели невежда познатней,

    Так он ее еще и гонит.

    А) «Мартышка и очки»

    Б) «Лебедь, Щука и Рак»

    В) «Квартет»

    Г) «Демьянова уха»

    13 . Какое художественное средство изображения используется автором?

    И день настал. Встает с одра

    Мазепа, сей страдалец хилый,

    Сей труп живой, еще вчера

    Стонавший слабо над могилой. (А.С.Пушкин).

    Тесты по литературе, 11 класс.

    1 Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.

    2 Кому из героев рассказов М. Горького принадлежит следующее описание: «...старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий смелый вор. .. »?

    3. Кто из героев пьесы М. Горького «На дне» говорит о себе: «Мой путь - обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал... Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын. ..»?

    4 В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» народ помогает выкупить мельницу

    А) Павлуше Веретенникову

    Б) Ермилу Гирину

    В) купцу Алтынникову

    Г) Савелию

    5. Кто из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» требовал от Раскольникова:

    «Встань! ... Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую

    ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все

    четыре стороны, и скажи всем, вслух: "Я убил!"?

    А) Соня Мармеладова

    Б) Разумихин

    Г) Свидригайлов

    6. Первый рассказ М. Горького назывался

    А) «Макар Чудра»

    Б) «Старуха Изергиль»

    В) «Челкаш»

    Г) «Мальва»

    7. «Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нам в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности>>. Перед вами отрывок из манифеста

    А) футуристов

    Б) имажинистов

    В) акмеистов

    Г) ничевоков

    8.О ком из героев романа М.Ю. Лермонтова сказано: « Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. 3а зеленым столом он забывал все и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрямство»?

    А) о Вуличе

    Б) о Печорине

    В) о Вернере

    Г) о Максим Максимыче

    9. В»3аписках охотника» И.С. Тургенева нет рассказа

    А) «Хорь и Калиныч»

    Б) « Бирюк»

    В) «Два помещика»

    Г) «Темные аллеи»

    10Определите, какая из критических работ не принадлежит перу Н.А. Добролюбова

    А) «Луч света в темном царстве»

    Б) «Мильон терзаний»

    В) «Когда же придет настоящий день»

    Г) «Что такое обломовщина?»

    11. Пьер Безухов стрелялся на дуэли с

    А) Николаем Ростовым

    Б) Анатолем Курагиным

    В) Долоховым

    Г) Андреем Болконским

    12. Первым, кто встретился семи странникам - героям поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», - был

    Б) Павлуша Веретенников

    В) Ермил Гирин

    Г) Оболт-Оболдуев

    13: О ком из героев А.Н. Островского следующие слова: «Квартиру свою вздумал отделывать, - вот чудит-то. В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал: уж был бы охотник, а то и ружья-то никогда в руки нё брал. Тащит к себе, показывает; надо хвалить, а то обидишь: человек самолюбивый, завистливый»?

    А) о Кнурове

    Б) о Диком

    В) о Карандышеве

    Г) о Вожеватове

    14. Фамилия героя рассказа А. П. Чехова >

    А) Желтков

    Б) Башмачкин

    В) Червяков

    Г) Беликов

    Ответы к заданиям по литературе.


    № задания.

    9 класс.

    10 класс.

    11 класс.

    1

    Роман

    Кульминация

    Сюжет

    2

    В

    Ленскому

    Челкашу

    3

    В

    Б

    В

    4

    Б

    Б

    Б

    5

    В

    Б

    А

    6

    Синекдоха

    В

    А

    7

    Сентиментализм

    Б

    А

    8

    Б

    Б

    А

    9

    Б

    А

    Г

    10

    А

    В

    Б

    11

    Гончаров

    А

    В

    12

    Б

    А

    А

    13

    А.

    Оксюморон

    В

    14

    В

    В) В.Г. Белинский

    Г) Д.И. Писарев

    А2.В финале романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Дуня Раскольникова вышла замуж за

    А) Свидригайлова

    Б) Лужина

    В) Разумихина

    Г) Лебезятникова

    А3.Какого драматурга принято называть «Колумбом Замоскворечья»?

    А) А.П. Чехова

    Б) Н.В. Гоголя

    В) А.Н. Островского

    Г) А.С. Грибоедова

    А4.Кто из героев А.Н. Островского мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него у англичан миллион и обеспечить работой всех нуждающихся?

    Б) Кудряш

    В) Кулигин

    Г) Шапкин

    А5.Образы-символы неба Аустерлица и знаменитого дуба по дороге в Отрадное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» неотделимы от образа

    А) Пьера Безухова

    Б) Андрея Болконского

    В) Платона Каратаева

    Г) Кутузова

    А6.О ком следующие слова: «Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот – никогда не приклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться»?

    А) о Базарове

    Б) об Обломове

    В) о Раскольникове

    Г) о Чацком

    А7.Героем-резонером в драме А.Н. Островского «Гроза» является

    В) Кулигин

    А8.Эта героиня романа Ф.М. Достоевского говорила Раскольникову: «Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять, да с улыбкой смотреть на мучителей, — если только веру иль бога найдет».

    А) Соня Мармеладова

    Б) Катерина Ивановна

    В) кухарка Настасья

    Г) Поленька

    А9.В третьей главе поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — «Пьяная ночь» — с Павлушей Веретенниковым спорит

    А) Ермил Гирин

    Б) Савелий

    В) Яким Нагой

    Г) Оболт-Оболдуев

    А10.Описание какой героини романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» приведено ниже: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, все беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными детскими пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»?

    А) Фенечки

    Б) Кукшиной

    В) Анны Сергеевны Одинцовой

    Г) Кати Одинцовой

    А11.В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» народ помогает выкупить мельницу

    А) Павлуше Веретенникову

    Б) Ермилу Гирину

    В) купцу Алтынникову

    Г) Савелию

    А12.Кто из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» требовал от Раскольникова: «Встань!… Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я, убил!»?

    А) Соня Мармеладова

    Б) Разумихин

    Г) Свидригайлов

    А13.Портрет какого героя русской литературы приведен ниже: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешаемые узлы. Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца»?

    А) Обломова

    Б) Чичикова

    В) Базарова

    Г) Штольца

    Часть 2.

    В1.Заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображенных событий.

    В2.Назовите роман Ф.М.Достоевского, в котором он впервые поднимает тему «маленького человека».

    В3.Как называется одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.

    В4.Как называется образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление?

    В5.Какому герою романа Л.Н.Толстого «Война и мир» соответствует следующее описание: «Вся фигура… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые, приятная улыбка, большие карие нежные глаза были круглые»?

    В6.Как называется персонаж, прежде всего драматический, используемый автором для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других действующих лиц.

    Часть 3.

    С1.1.Народные истоки в характере Катерины (по драме А.Н.Островского «Гроза»). С1.2.Что, по-вашему, послужило причиной духовного возрождения Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)?

    С2.1.Прочитайте фрагмент романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

    А теперь повторяю тебе на прощанье… потому что обманываться нечего: мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… ты поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяк. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собой, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно – нам других подавай: нам других ломать надо! Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич – э волоту, как выражался мой родитель.

    Ты навсегда прощаешься со мной, Евгений? – печально промолвил Аркадий, — и у тебя нет других слов для меня?

    Базаров почесал у себя в затылке.

    Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм, — это значит: рассыропиться. А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой. Эге! Я вижу лошади готовы. Пора. Со всеми я простился… Ну что ж? Обняться, что ли?

    Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз.

    С2.2.Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали…». Дайте свое истолкование и оценку произведения.

    Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали

    Лучи у наших ног в гостиной без огней.

    Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

    Как и сердце у нас за песнею твоей.

    Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

    Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

    И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

    И много лет прошло, томительных и скучных,

    И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

    Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.

    Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

    А жизни нет конца, и воли нет иной,

    Как только веровать в рыдающие звуки,

    Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

    ВАРИАНТ 2.

    Часть 1.

    А1.Первым художественным произведением, принесшим славу Ф.М. Достоевскому, стал

    А) роман «Преступление и наказание»

    Б) роман «Идиот»

    В) роман «Бедные люди»

    Г) роман «Униженные и оскорбленные»

    А2.О ком из героев русской литературы следующие слова: «Он с детства отличался с замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравится. Он начал проявляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил?

    А) о Сильвил, герое повести А.С. Пушкина «Выстрел».

    Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

    В) о Печерине, герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

    Г) о князе Андрее Болконском, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

    А3.Поводом дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым послужило

    А) ухаживание Базарова за Фенечкой

    Б) оскорбление, нанесенное Базаровым Павлу Петровичу

    В) несходство в политических взглядов

    Г) старание Базарова поссорить Аркадия с родственниками

    А4.Кто из русских писателей был приговорен к смертной казни, замененной прямо на эшафоте каторгой?

    А) А.Н. Радищев

    Б) Ф.М. Достоевский

    В) А.С. Грибоедов

    Г) М.Е. Салтыков-Щедрин

    А5.Критическая статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» посвящена

    А) комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

    Б) пьесе А.Н. Островского «Гроза»

    В) комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

    Г) пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

    А6.Среди семи странников – героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не было

    А) Ермила

    Б) Пахома

    Г) Митродора

    А7.Княжна Мария Болконская, героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир»,выходит замуж за

    А) Пьера Безухова

    Б) Николая Ростова

    В) Федора Долохова

    Г) Василия Денисова

    А8.Свидеие, назначенное доктору Старцеву, герою рассказа А.П. Чехова «Ионыч», должно было состояться

    Б) в церкви

    В) на кладбище

    Г) в театре

    А9.Вину Раскольникова принял на себя

    А) маляр Микола

    Б) Лебезятников

    В) Разумихин

    Г) Свидригайлов

    А10.О ком из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» следующие слова: «Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоростков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда сами искренним образом служат»?

    А) о Свидригайлове

    Б) о Раскольникове

    В) о Мармеладове

    Г) о Лебезятникове

    А11.Портрет какого героя русской литературы приводится ниже: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока»?

    А) Манилова

    Б) Обломова

    В) Чичикова

    Г) Раскольникова

    А12.Какой герой русской литературы произносит следующий монолог: «… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить»?

    А) Башмачкин

    Б) Девушкин

    А) «Бежин луг»

    Б) «Хорь и Калиныч»

    В) «Гамлет Щигровского уезда»

    Г) «Бирюк»

    В2.Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображенным жизненным явлениям.

    В3.Развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.

    В5.Назовите критика, так оценивающего характер Катерины, героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».

    Часть 3.

    С1.1.Споры Базарова с Павлом Петровичем: кто победит (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)?

    С1.2.Чем, по-вашему, отличаются «толпа» от «народа»? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

    С2.1.Прочитайте фрагмент пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

    П и щ и к.Что на торгах? Рассказывайте же!

    Л ю б о в ь А н д р е е в н а.Продан вишневый сад?

    Л о п а х и н. Продан.

    Л ю б о в ь А н д р е е в н а.Кто купил?

    Л о п а х и н. Я купил.

    Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.

    Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреевича было только пятьдесят тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти… Ну, кончилось. Сверх долга я надавал ему девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажи мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется… (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности… (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уже не хозяйка здесь… (Звенит ключами.) Ну да, все равно.

    С2.2.Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium». Дайте свое истолкование и оценку произведения.

    Молчи, скрывайся и таи

    И чувства и мечты свои –

    Пускай в душевной глубине

    Встают и заходят оне

    Безмолвно, как звезды в ночи, —

    Любуйся ими – и молчи.

    Как сердцу высказать себя?

    Другому как понять тебя?

    Поймет ли он, чем ты живешь?

    Мысль изреченная есть ложь.

    Взрывая, возмутишь ключи, -

    Питайся ими – и молчи.

    Лишь жить в себе самом умей –

    Есть целый мир в душе твоей


    Н.А.Некрасов – классик русской литературы, народный поэт и писатель. Свои произведения он чаще всего посвящал простым людям, рабочим. Некрасова волновала судьба крестьян, их положение во время и после отмены крепостного права. Он считал, что после отмены крепостного права крестьяне вовсе не стали свободными, а продолжали тяжело трудиться. Свое сочувствие, веру в силу простого народа, недовольство терпением крестьян Некрасов выразил в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

    В поэме Некрасов описывает Россию после отмены крепостного права. Описывая бедные, неурожайные деревни, Некрасов использует говорящие названия. Все эти названия говорят о бедственном, нищем положении крестьян. Песни, которые поют крестьяне, показывают их тяжелую бедную жизнь. В песне «Голодная» раскрывается тяжесть и безвыходность положения крестьян. Крестьянин, обычный мужик, так голодает, что не думает даже о том, чтобы делиться хлебом со своими детьми. Чувство голода заглушает в нем все человеческое и делает его похожим на зверя.

    На протяжении всей поэмы поэт показывает нам несколько судеб крестьян. Одной из бедных крестьянок оказывается Матрена Тимофеевна.

    Ее судьба печальна, она вызывает сочувствие и сожаление. Выйдя замуж по любви, она попала в дом мужа, где его родные невзлюбили ее. Тяжелые работы в поле, унижения в семье, голод – всем это делало жизнь Матрены Тимофеевны трагичной и несчастной. У нее родился сын, она чувствовала поддержку Савелия, деда мужа. Однако вскоре ее сына загрызли свиньи, а Савелий умер. На долю Матрены Тимофеевны выпало множество испытаний, но они лишь сделали ее сильнее духом. На вопрос, что же такое для нее счастье, Матрена отвечала: ключ от женского счастья давно потерян. Матрена Тимофеевна является собирательным образом крестьянки, так как женщинам после отмены крепостного права жилось все также тяжело, как и при нем.

    Также поэт показывает нам жизненный путь русского «богатыря» - Савелия. Перед читателем он предстает как старик, переживший множество трудностей и бед. У него была непростая судьба, но он вынес все испытания и окреп духом. Несмотря на то, что домочадцы недолюбливают Савелия, он добрый и искренний человек. Все те трудности, которые он пережил, не сломали его, а натолкнули на путь борьбы, противостояния крепостничеству. Савелий свободолюбив, поэтому свое счастье он видит в борьбе за свободу и независимость: "...Клейменый, да не раб!.."

    Особое внимание привлекает один из героев поэмы – Ермила Гирин. По мнению мужиков, он счастлив, однако у него несчастная судьба. Ермила Гирин – простой мужик, уважаемый крестьянами за честность и любовь к правде. Поэтому, когда он просит помощи у бедных крестьян, чтобы выкупить мельницу, все с радостью отзываются на его просьбу. Ермила выкупает мельницу и вскоре раздает деньги, которые ему одолжили крестьяне. Последние копейки он отдает слепым людям, что говорит о его доброте и честности. Главное счастье для Ермила Гирина – это счастье народа, это борьба за честность и справедливость.

    Гриша Добросклонов – сын дьячка Трифона. Он учится в духовной семинарии, живет бедно, голодает и мерзнет. Гришу кормят крестьяне, поэтому он взамен помогает им с делами по хозяйству, а также рассказывает им умные вещи. В поэме Гриша Добросклонов является образом человека будущего, а именно – деятельного борца за народную свободу, за счастье простого человека. В жизни Гриша больше всего ценит народное счастье, поэтому он готов отдать жизнь за благополучие крестьян.

    В поэме Некрасова народ так и не обретает счастье. Крестьяне еще не свободны, тяжелый труд обременяет их положение, они голодают и мерзнут. Однако такие люди, как Григорий Добросклонов, будут бороться за народное счастье, они освободят простого человека и сделают его свободным и независимым.

    Обновлено: 2018-03-30

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.