Показать икону георгия победоносца. Как выглядят иконы мученика Георгия и в чем ее значение

Святой Георгий был родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклетианом (284-305) и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников. Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь. Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда, по приказу разгневанного императора, оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою».

Тогда Диоклетиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклетиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» — как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора, усекли мечом. Познала истину и царица Александра, супруга Диоклетиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но ее удержал один из слуг императора и увел во дворец. Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью.

Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным. Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы или отравил его. Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое — умертвить. Но и зелья не действовали — святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога. На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию, — я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос» (Ин. 14, 12). Диоклетиан спросил, каковы же дела Христовы. — «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим — слух, изгонять бесов, воскрешать умерших». Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой сказал: «Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение». И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обремененные недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен. Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклетиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона.

В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною». Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание — он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с мнимой готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклетиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?», — спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились. Поднялось всеобщее смятение. На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни. На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им. Диоклетиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года. В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях бесславно кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклетиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши». Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей, и, когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город.

Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия. Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30-ти лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с начала христианства и на Святой Руси. Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (†1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Иларионом, митрополитом Киевским, вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий». Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (†1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович (†1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович (†1325) — сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец — всадник, поражающий змия — стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов России с единоверной Иверией (Грузией — страной Георгия).

В православных храмах часто можно встретить икону с изображением святого воина Георгия Победоносца. Это юноша на белоснежном коне, поражающий копьем злобного дракона. Какую историю имеет икона Георгий Победоносец, значение, в чем помогает — эти вопросы интересуют практически всех верующих.

Великомученик Георгий один из наиболее почитаемых на Руси святых. В России его знают под именем Егорий или Юрий.

Согласно народным приметам, на Юрьев день прилетают ласточки, и после зимне-стойлового периода впервые выгоняют скот на пастбища. Празднуют память Егория-воина 6 мая и 9 декабря.

Георгий был сыном знатных родителей-христиан, родом из Каппадокии. Отца казнили за веру в Иисуса Христа. Мать после кончины супруга вместе с сыном перебралась в Палестину.

Мальчика воспитали в благочестии и христовой вере. Еще будучи юношей служил военачальником у римского императора Диоклетиана, отличался храбростью, благородством. За проявленное в боях мужество и красоту лица был назначен комитом императора – старшим военачальником и советником августейшей особы.

Диоклетиан был язычником и поклонялся Аполлону. Жрецы храма известили императора, что предсказания их бога неточны из-за праведных людей – христиан. Диоклетиан воспылал ненавистью к последователям Иисуса Христа, и темницы наполнились вместо воров, убийц и разбойников исповедниками истинного Бога.

Христиан предавали страшным пыткам и истязаниям, кровь этих невинных людей пролилась по всей Римской империи. Диоклетиан постановил истребить христианство.

О том, что молодой военачальник является последователем Христа, Диоклетиан не знал. Перед Георгием Победоносцем встал выбор – кто он, христианин или маловер.

Последняя неделя жизни святого была исполнена великих мук и явила миру пример высочайшего мужества. Молодой военачальник пришел к Диоклетиану, обличил его зверства и прямо исповедовал христианскую веру.

Император не поверил своим ушам. Друг Диоклетиана Магненций спросил у юноши, кто побудил его говорить такие дерзости. Христианин отвечал: «Истина». Император отговаривал святого от таких слов, упрашивал отречься Христа и пожалеть свою молодость. Святой Георгий призвал Диоклетиана к истинной вере и напомнил о кратковременности сего века.

Император пришел в неистовство и велел мучить молодого христианина. Ноги воина забили в колоды, а на грудь положили камень.

Юноша объявил императору, что скорее тот устанет мучить его, нежели он сам изнеможет. По приказу Диоклетиана пытки были продолжены: мученика привязали к колесу и вращали по острым ножам и мечам.

Страдальцу и свидетелям мучений воочию явился ангел в образе светлого юноши, который исцелил и ободрил Георгия.

Царица Александра и двое городских судей тайно уверовали во Христа при виде столь явного чуда, объявили себя христианами во всеуслышание.

Георгия зарыли в яме с известью. Через три дня император велел извлечь его кости, но оказалось, что тело мученика осталось невредимым.

На заметку! Великомученик был казнен в 304 г. В 5 веке в Риме в честь него была построена церковь, где сейчас хранится часть мощей мученика, его копье и хоругвь.

Мучитель приказал обуть юношу в железные сапоги с вбитыми в них гвоздями и гнать через город. Когда исповедник веры вновь отказался покориться императору, то был бит по лицу, но красота страдальца не пострадала.

Диоклетиан решил, что сила юноши в колдовстве, призвал чародея, чтобы тот отравил мученика. И яд оказался бессильным перед истинной верой.

Во время своих мучений Георгий воскресил умершего человека и вола бедного землепашца, обратил в христианство колдуна, исцелял больных и проповедовал Христа.

Перед казнью по молитве христианина было разрушено капище Аполлона. Мученику отсекли голову, и он отошел ко Господу.

Молитва перед иконой

Чего просят верующие перед иконой Георгия Победоносца, о чем молятся святому. Об этом повествует житие воина. У мученика просили помощи, отправляясь на военную службу, перед участием в сражении, а сегодня можно молиться накануне спортивных соревнований.

Колеблющихся в вере и слабых духом великомученик укрепит, испросит для них у Господа мужество и храбрость. По молитвам к святому Георгию в семьях восстанавливается мир и взаимопонимание.

На заметку! от пьянства отца Германа и как на нее попасть


Георгий Победоносец — покровитель военных, потому что сам был военачальником, храбрым римским легионером.

Покровительствует Егорий и земледельцам, простым крестьянам. Будучи добр душой, в темнице мученик забывал о своей боли и помогал страждущим.

До сих пор возносит мужественный исповедник к Христу свои просьбы за тех, кто молится ему, исцеляет больных и помогает бездетным семейным парам.

Егорий защищает беззащитных и несправедливо обиженных людей.

Интересно! Православному миру известно о покровительстве святого Георгия Победоносца другому Георгию – маршалу Жукову. Есть свидетельства очевидцев о явлении молодого знатного воина на полях брани во времена Великой Отечественной Войны.

Не только в православных храмах России, Украины, Греции, Сербии, Болгарии имеется икона Георгия Победоносца. Святому молятся в далекой Англии, Италии, Германии. Святой Георгий Победоносец известен всему миру.

На образах он обычно предстает молодым юношей в воинских доспехах. Существуют различные способы изображения великомученика на святых иконах.

Описание иконы Георгия Победоносца:

  • Святой Юрий сидит верхом на гарцующем белоснежном коне, поражая длинным копьем дракона или змея.
  • Мученик изображен по пояс, держа в правой руке копье, а в левой – щит или меч (существуют изображения, на которых копье у святого в левой руке).
  • Известны изображения великомученика до шеи со склоненной вправо головой.
  • Встречается и такой образ Георгия Победоносца, где святой сидит на коне, держа в руках поводья. Дракон (змий) не изображается.
  • Великомученик на коне с отроком за спиной.

На просторах Святой Руси распространены иконы Георгия Победоносца, его образ свято чтут в храмах, небольших церквях и домах христиан. Наиболее любимый иконописный сюжет – святой верхом на коне убивает змея.

Значение иконы со змеем

Что означает икона с изображением Георгия Победоносца, на которой святой беспощадно расправляется с драконом. Образ, на котором Георгий поражает злого крылатого змия, рассказывает о чуде, совершенном святым в городе Бейруте уже после своей кончины.

Возле города было большое озеро, в котором жил страшный змей. Чудовище выходило из озера и похищало множество людей. В том городе жили идолопоклонники, и царь их был также язычником.

Обратившись к своим богам, жители Бейрута установили очередность, и отдавали змею своих сыновей и дочерей на съедение.

Когда пришла очередь царской дочки, пошла и она к озеру.

Господь послал великомученика Георгия спасти девицу от смерти физической, а весь народ – от смерти духовной.

Святой повелел людям уповать на Иисуса Христа и пронзил змея копьем. После победы мученика в Бейруте крестилось 25000 жителей, не считая женщин и детей.

В духовном плане описанная икона великомученика Георгия Победоносца означает, что как воин-христианин победил змея, так и Церковь Христова побеждает врага рода человеческого.

Существует и такое толкование: царская дочь – это Церковь, а змий – идолопоклонство. Убиение змея представляет собой избавление от язычества, спасение христианской веры.

На фото представлено изображение иконы святому Георгию Победоносцу.

Стоимость образа

При желании, можно купить икону в церковной лавке, чтобы Георгий Победоносец зримо присутствовал в доме. Стоимость ее варьируется от сущих копеек до внушительных сумм в 90 тысяч рублей, и более того. Все зависит от техники исполнения, времени написания и других факторов.

Стоимость образа не влияет на молитвенный настрой и расположение святого.

Главное – любовь к угоднику Божию, чистое сердце, неотступная просьба к нему. Молитва от всей души будет услышана непременно.

Вполне допустимо распечатать фото образа Георгия и освятить в церкви. Такое изображение будет полноценной заменой писаного образа

Сны

К чему снится икона Георгия Победоносца можно спросить у священника, который служит в ближайшем храме. В православной традиции не принято обращать внимание на сновидения.

Сны – это отображение прожитых событий, эмоций, проявление дневных впечатлений. Бывают тонкие сны-видения, но они случаются у духовно опытных, святых людей по Божьему произволению, а не сами по себе.

Важно! Когда можно попасть в Радонежского в Бусиново

Узнавать, что означает увиденная во сне икона, в различных сонниках — бесполезно, так как сведения эти слишком противоречивы.

Один обещает сокровище, другой говорит о том, что необходимо подумать о духовной пище, третий – пророчит ссору в семье.

Можно в молитве попросить перед образом об укреплении в вере и избавлении от суетных увлечений сонниками.

Это придаст уверенности в завтрашнем дне, исцелит от навязчивых страхов.

Зачем ставят свечи перед иконой

Невоцерковленному человеку бывает тяжело разобраться, кому и зачем ставить свечи. Их ставят любимым святым, которые обязательно помогут.

Святому Георгию ставят свечки по разным поводам:

  • за тех, кого любят;
  • в знак прошения о выздоровлении больных;
  • моля о помощи;
  • отчаяния и разочарования в жизни.

Не имеет значения, какой рукой ставить свечи и их количество. Нельзя ставить свечку за упокоение живого человека, иначе придется держать ответ еще в этой жизни. Ставя свечу, нельзя просить несчастий для другого человека, чтобы не навлечь их на себя.

Полезное видео:

Подведем итоги

Орден святого Георгия по-прежнему вручают в России, как и раньше в Российской империи. Самой ценной наградой для солдат тех времен был Георгиевский крест, который вручали самым смелым воинам. И сейчас воин христов Георгий сохраняет от врагов нашу страну и всех ее жителей, нуждающихся в помощи и защите.

Один из самых почитаемых на Руси святых, и древнейшие из сохранившихся его изображений относятся к XII в.

Происходил он из знатной каппадокииской семьи, был мужественным воином и пострадал за Христа во время гонений от императора Диоклетиана в Никомидии (303 г.) Широко известно одно из его посмертных чудес - избавление от драконообразного змия жителей небольшого селения в Сирии. Язычники приносили чудовищу человеческие жертвы, и такой жертвой должна была стать дочь местного правителя. Победа Георгия над чудовищем не только спасла жизнь обреченной на смерть царевны, но обратила ко Христу жителей многострадального селения и стала одним из самых ярких символов победы правды Божией над силами зла.

На Руси великомученика Георгия широко почитали с самого раннего периода - со времени ее Крещения. Имя Георгий носил в крещении великий князь Киевский Ярослав Мудрый , построивший в середине XI в. в честь своего небесного покровителя церковь в Киеве и посвятивший ему один из приделов собора Софии Киевской . Храмы и монастыри в честь великомученика Георгия Победоносца были на Руси во многих местах - в Новгороде и Владимире , в Старой Ладоге и Юрьеве-Польском .

Пришедшая на Русь из Византии иконография великомученика Георгия была здесь творчески переработана, а изображение Победоносца, поражающего копьем змия, стало воинским символом; оно появляется на великокняжеских печатях, монетах и впоследствии становится элементом герба.

И все же древнейшим из сохранившихся является поясной образ великомученика Георгия в Успенском соборе Московского Кремля (икона двусторонняя; на обороте Богоматерь с Младенцем). Святой изображен в кольчуге, с копьем; о мученическом подвиге напоминает его пурпурный плащ.

Этому древнейшему образу созвучна житийная икона великомученика Георгия начала XVI в. (Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева). Святой на среднике иконы изображен в рост; кроме копья в правой руке он имеет меч, который придерживает левой рукой, у него есть также колчан со стрелами и щит. В клеймах - эпизоды мученических страданий святого.

Но обратимся к иконам Чуда св. Георгия о змие . На Руси этот сюжет известен с середины XII в. (фреска церкви св. Георгия в Старой Ладоге). До конца XV в. существовал его т.н. краткий извод: всадник, поражающий копьем змия с изображением в небесном сегменте благословляющей десницы Господней . Такова большая часть Новгородских икон великомученика Георгия.

В конце XV в. иконография Чуда св. Георгия о змие дополняется рядом новых деталей: это может быть фигура ангела, архитектурные детали (город, который св. Георгий спасает от змия), изображение царевны и др. Но параллельно существует и немало икон в прежнем кратком изводе, но с разнообразными отличиями в деталях, в том числе в направлении движения коня: не только традиционное слева направо, но и в обратном направлении.

Известны иконы не только с белым окрасом коня - конь может быть вороной или гнедой масти.

Святой великомученик Георгий как покровитель русского воинства был особенно почитаем в Московском княжестве как небесный покровитель основателя первопрестольной столицы - князя Юрия Долгорукого. С возвышением Москвы и укреплением централизованного Русского государства это изображение - именно Чудо св. Георгия о змие в кратком изводе - становится официальным гербом града Москвы и непременной частью государственного герба.

Иконы Чуда св. Георгия о змие конца XIV-XVI вв. при всем своем стилистическом разнообразии безусловно узнаваемы, при этом воспоминание о конкретном эпизоде жития святого великомученика перестает быть только иллюстрацией жития самого святого, но становится символом победы христолюбивого воинства российского над силами зла, над агрессором, угрожающим Отечеству.

Великомученик Георгий Победоносец и в наши дни является выразителем народных чаяний на всесильную помощь Божию воинам, защищающим землю русскую от врага.

Епископ Балашихинский Николай


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 5, 2015 г.

Георгий Победоносец - один из самых известных и почитаемых святых. К нему обращаются за помощью и покровительством люди, связанные с военной сферой и земледелием. Также святой Георгий способен помочь в восстановлении справедливости и наказании лжецов.

Лик Георгия Победоносца хотя бы раз в жизни видел каждый из нас. Образ запечатлен не только на святых иконах, но и на гербе столицы нашей Родины, а также на монетах. История появления образа великомученика Георгия является примером истинной веры для всех православных христиан.

История великомученика Георгия

Святой Георгий родился в городе Бейрут в богатой семье. Родители воспитали Георгия в христианской вере. По достижению необходимого возраста Георгий поступил на военную службу и быстро достиг больших высот после того, как его заметил император Диоклетиан. Однако император, являясь ярым язычником и почитателем римских богов, всеми силами истреблял христиан на своей земле.

Однажды, услышав очередной бесчеловечный приговор в суде, Георгий воспылал гневом, раздал все свое имущество бедным, отпустил на волю рабов и явился к императору с обвинениями. Не сумев переубедить Георгия, Диоклетиан приказал казнить святого. Георгия долго пытали, но не смогли заставить отречься от православия. Тогда святого казнили, отрубив голову.

Где находится икона святого

Появление первого канонического образа Георгия Победоносца датируется 9 веком. Икона, на которой изображен святой на коне, пронзающий копьем змея, находится в Греции, в монастыре Ксенофонта.

Описание и значение иконы

На иконе святой изображается верхом на коне, в развевающемся плаще и с острым копьем в руках. Под копытами коня — погибающий змей. Копье святого пронзает горло змея, умерщвляя его. По мнению некоторых историков, этот образ святого символизирует победу христианства над язычеством: змей символизирует языческих богов , а Георгий является символом окончательной победы в этой долгой борьбе.

О чем молятся образу святого Георгия

Великомученик Георгий считается покровителем военных, земледельцев и несправедливо обижаемых. Православные христиане всего мира молятся Георгию, прося о помощи, даровании сил для победы и защите в трудных и опасных ситуациях.

Самым показательным случаем чудесной помощи святого считается история родного города Георгия — Бейрута. В 16 веке в озере возле города появился крупный змей, наводящий ужас на горожан и уничтожавший скот и зазевавшихся путников. Жители Бейрута исповедовали язычество: чтобы задобрить змея, был установлен жребий. Раз в несколько месяцев возле озера в жертву змею оставляли юношу или девушку.

В очередной раз жребий пал на дочь правителя Бейрута. Девушку отвели к озеру и привязали к дереву, оставив ждать неминуемой гибели. В ужасе дочь нечестивого правителя взмолилась Георгию Победоносцу. Когда змей начал выползать из воды, из воздуха появился юноша на коне и пронзил рептилию копьем, сотканным из света. Дочь правителя осталась в живых и обратилась в христианство, а змей с тех пор больше не тревожил жителей Бейрута.

Молитвы святому великомученику

«Яко пленных освободитель, и нищих защитник, немощных врач, царей поборник, победоносный великомученик Георгий, моли Христа Бога, дабы спастись душам нашим».

«Святый Георгий, покровитель наш и защитник! Молю Тебя, порази змея боли моей своим светоносным копьем, укрой от бед тело и дух мой, защити в опасности душу мою. Упроси Бога моего, да не даст Он погибнуть духу моему, да сохранит его в теле моем и избавит от страданий. Тебя молю, святый великомученик Георгий, не оставь меня и укажи путь к истине и вере. Аминь».

«Святой воин Георгий, силу дающий, слабых защитник, сирых утешитель, змея победивший! Молю Тебя: укрой меня от преждевременной смерти и защити дух мой и тело мое от всякого зла. Аминь».

Эта молитва способна уберечь от опасности людей, связанных с военными действиями.

Все православные христиане воздают дань святому Георгию несколько раз в год: 23 апреля, 3 ноября и 26 ноября. В эти дни молебны Георгию Победоносцу способны помочь вам уберечь от опасности себя и своих близких, а купленная в храме икона станет настоящей защитой вашему дому . Мы желаем вам мира в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

09.05.2017 05:05

При жизни Андрей Первозванный был удостоен чести стать одним из первых учеников Иисуса Христа. Благодаря...

Военные считают святого великомученика Георгия Победоносца своим покровителем. Он защищает тех, кто связан с воинской службой и является защитником членов их семей. На одной из икон Георгий Победоносец изображен убивающим змея верхом на коне, что олицетворяет собой величие воинской силы и отваги. Существуют даже монеты с этим образом.
Кроме этого святой Георгий покровительствует людям, связанным с сельским хозяйством. Молитвы ему помогают в сохранении урожая и здоровье скота, защищают от природных стихий, вредящих сельскому труду.
Георгий Победоносец помогает обратившимся к нему за помощью людям защитить их от врагов, и обрести победу и мир. Святой великомученик также помогает в излечении от тяжелых недугов, есть свидетельства об избавлении от женских болезней.
Святой великомученик Георгий помогает всем, у кого есть вера в то, что его просьба будет услышана и исполнена. Все страдания, которые перенес великомученик Георгий Победоносец, он претерпел за православную веру, которую не предал и не променял на богатство и власть.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

Святой Георгий родился в Ливане в Каппадокии в городе Белит (сейчас это Бейрут в Ливане) около 276 г. Его родители были зажиточные и благочестивые люди, живущие по христианским заповедям. Георгий был еще маленьким, когда лишился отца, замученного за исповедание Христа.
Святой Георгий , получив хорошее образование, избрал для своей деятельности воинскую службу, где он проявил себя мужественным и талантливым командиром. Благодаря своим талантам, он вскоре получил звание тысяченачальника, а в войне римлян с персами (296-297 гг.), Георгий показал себя отважным воином, после чего получил расположение самого императора Диоклетиана и был назначен в личную охрану комитом (спутником) правителя.

Диоклетиан был талантливым правителем (годы правления 284-305), но отличался своим фанатичным отношением к язычеству, и поэтому в историю он вошел, как самый жестокий правитель в отношении христиан. В 303 году император повелел:

«разрушать церкви до основания, сжигать священные книги и лишать христиан почетных должностей»

Совсем скоро случились два пожара императорского дворца в Никомидии, виновниками которых Диоклетеан посчитал христиан и начал их уничтожение. В тюрьмы и на казни отправлялись те, кто исповедовал истинного Бога.
Когда Георгий стал свидетелем о беззаконном суде над невинными, и услышал приказ об истреблении христиан, он сочувственно отнесся к гонимым и воспламенился ревностью к вере.

Предполагая, что его тоже ждут мучения, Георгий раздал нищим все, что у него было, включая золото и драгоценности, освободил на волю всех своих рабов и после этого, на совещании, где присутствовал Диоклетиан, произнес обличительную речь.
Он сказал, что император со своими князьями и подчиненными заблуждаются в своей вере. Не идолам нужно поклоняться, но Иисусу Христу, веру в которого они пытаются уничтожить. Он обличил их в жестокости и несправедливости, а в конце своей речи Георгий объявил себя Христовым рабом, проповедником истины.
Взбешенный император повелел заточить своего вчерашнего любимчика в тюрьму, где его заковали в колодки, положили на пол, а сверху привалили тяжелым камнем. Но Георгий отважно перенес испытание и продолжил славить Господа.

Затем Диоклетиан велел продолжить мучение святого на колесе с железными остриями. После этой пытки, когда палачи посчитали Георгия умершим, неожиданно все услышали голос:

«Не бойся Георгий! Я с тобою!»

Это Ангел Господень помогал праведнику. Когда святейший, прославляя Бога, сам сошел с колеса, царица Александра и некоторые царские сановники захотели принять христианство. За такое неповиновение воли Диоклетиан отдал приказ о казни сановников, а императрица была заперта в одной из комнат дворца.

Самого великомученика кинули в яму и засыпали известью, полагая, что она сожжет его плоть. В яме Георгий находился три дня, после чего его живого и невредимого вытащили, и привели к изумленному императору.
«Скажи Георгий , – спросил Диоклетиан, – откуда в тебе такая сила и каким волшебством ты пользуешься? »
«Царь , – ответил Георгий- ты хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты погряз в заблуждениях язычества и называешь чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах ». Царь приказал надеть на ноги Георгия сапоги с гвоздями внутри и гнать до самой темницы с побоями и руганью.

Тогда император обратился к знаменитому в то время волхву Афанасию и велел ему победить святую силу непокорного Георгия. Колдун приготовил два напитка, один из которых должен был подчинить волю мученика, а второй был ядом, выпив который Георгий должен был умереть. Наполнив два кубка этими снадобьями, Афанасий предложил их Георгию. Он выпил оба, но остался живым, после чего сам колдун уверовал во Христа и исповедовал Его, как всемогущего Бога, чем и поплатился своей жизнью.

И опять мученика отправляют в темницу, но люди уже узнали о чудесах, которые произошли с Георгием Победоносцем, они подкупают охранников, чтобы увидеть святого и попросить у него наставления и благословение.
Ночью, перед следующими испытаниями святого Георгия, ему во сне было явление Христа, Который сказал:

«Не бойся, но дерзай. Ты скоро придешь ко Мне в Небесное Царство».

Когда мученика привели в языческий храм, и Диоклетиан стал уговаривать его поклониться идолам, Георгий сотворил крестное знамение, в храме раздались демонские стоны, и языческие статуи начали разрушаться. Жрецы с язычниками набросились на святого и начали избивать его, но тут на защиту его встала сама царица Александра, которая пришла на шум, доносящийся из храма. Император был очень удивлен поступком супруги:
«Что с тобой, Александра? Почему ты присоединяешься к волхву и чародею и бесстыдно отрекаешься от наших богов? » Но она лишь отвернулась от мужа и ничего ему не ответила, тогда Диоклетиан приказал ее предать казни.

Святая Александра, идя на казнь, усердно молилась Богу, по пути она попросила стражников разрешения присесть у стены, где и предала свой дух Господу – Бог услышал ее молитвы и избавил от мучений.

Святой Георгий 23 апреля (6 мая по новому стилю) 303 года был казнен через отсечение головы.

Великомученика Георгия за его отвагу и за несомненную духовную победу над палачами, которые подвергли его жесточайшим истязаниям, но так и не сумели принудить отречься от святой христианской веры, Церковь называет Победоносцем. Святые мощи страстотерпца Георгия были положены в Лидде (Палестина) в храме, который носит его имя, а глава его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.

После мученической кончины Георгия Победоносца, милосердный Господь, для нашей пользы и спасения, возвеличил в сердцах людей память святого многими чудесами, самым знаменитым из которых является его победа над страшным чудищем, диавольским порождением- змием.

По преданиям, недалеко от Бейрута, места рождения святого Георгия, было озеро, в котором обитал большой змей-дракон. Чудище выходило на землю и пожирало людей, скот, уничтожало посевы. Для того чтобы его успокоить, люди были вынуждены кидать жребий и отдавать детей в жертву этому дракону. Однажды царю-правителю выпало отдать свою дочь на растерзание змею, ее привели на жертвенное место, где она стала покорно ожидать своей участи. Когда злое чудовище начало приближаться к царевне, неожиданно для всех наблюдавших издали людей, вдруг появился юноша на белом коне, напал на змея и своим копьем поразил его, а затем, вынув меч, отрубил тому голову. Этим храбрецом был святой Георгий Победоносец, который сказал людям:

«Не бойтесь и уповайте на Всемогущего Бога. Веруйте во Христа. Он послал меня избавить вас от змея».

После такого чудесного избавления, люди уверовали во Всемогущего Бога и приняли Святое Крещение.
Существует еще одна легенда, связанная с чудесами святого Георгия, согласно преданию, это чудо произошло в Рамеле. После того, как один из воинов-сарацинов выстрелил из лука в икону Георгия, у него сильно опухла рука и он, из-за нестерпимой боли, обратился к христианскому священнику за советом. Тот предложил возжечь лампаду перед иконой святого Георгия и оставить ее горящей на всю ночь. А утром нужно было взять масло из лампады и помазать им свою больную руку. После того, как сарацин все сделал, как было ему сказано, рука исцелилась и он уверовал во Христа, за что его другие сарацины предали мученической смерти.
Поэтому иногда на иконе, где Георгий Победоносец поражает змея, изображается маленький человек с лампадой в руках, сидящий позади святого.
Этот образ, пришел из одной арабской легенды, он также является очень популярным в Греции и на Балканах.

Георгий Победоносец считается покровителем русского воинства, с его святым именем связаны многие победы в царские и советские времена. До революции среди наград были орден Святого Георгия, Георгиевский крест и Георгиевская медаль. К этим наградам полагалась двухцветная Георгиевская лента, черный и оранжевый цвета которой в одной из интерпретаций означали «дым и пламя», символ победы над драконом. В советское время эту ленту немного изменили, она стала называться «Гвардейская лента», ее использовали для оформления ордена Славы и медали «За победу над Германией».
С 2005 года в нашей стране ежегодно в День праздника Победы проводится добровольная акция «Георгиевская ленточка – я помню! Я горжусь», когда участники прикрепляют ленту к своей одежде, к сумке или к ручке (антенне) автомобиля.
В честь основателя Москвы, князя Юрия Долгорукого (Юрий – это русский вариант имени Георгий),святой Георгий Победоносец изображен на древнем гербе Москвы.

Возможно, защита жителей и их стад от змея и послужило поводом для почитания святого Георгия защитником скотоводов. До революции крестьяне в день его памяти, после молебна святому, окропив животных святой водой, в первый раз после долгой зимы выгоняли скот на пастбища.
Кроме этого, крестьяне до времен Бориса Годунова, очень любили «Юрьев день», в который им разрешалось переходить от одного помещика к другому.

Грузия была обращена в православную веру святой († 335), которая доводилась Георгию двоюродной сестрой.
В воспоминание о колесовании великомученика Георгия Победоносца 10/23 ноября святой Ниной был установлен день памяти, который до сих пор является одним из важных в Грузии.
Грузию называют Джорджией (Георгией) во многих языках мира и считается, что такое название эта страна получила в честь Георгия Победоносца. Самое популярное имя среди новорожденных мальчиков – Георгий, Гога, Джордж.

16 ноября (по новому стилю) в Русской православной Церкви вспоминают освящение и обновление храма святого Георгия в палестинской Лидде.

Еще находясь в заключении и предвидя кончину, святой Георгий попросил своего слугу, чтобы он перенес его тело по смерти в Палестину. Это повеление было исполнено — тело святого было перевезено и захоронено в городе Рамле.
В годы царствования императора Константина в Лидде был выстроен красивый храм в честь Георгия Победоносца и из Рамлы 3/16 ноября перенесены нетленные мощи святого. По прошествии многих лет этот красивый храм, гордость Лидды, оказался запущенным, целым в нем остался алтарь и гроб святого.
И только благодаря жертвам русских благотворителей и русского правительства, храм в Лидде был восстановлен и в 3/16 ноября произошло его вторичное освещение, в тот же день, когда это было сделано впервые.

Князь Ярослав, сын равноапостольного князя Владимира, во святом крещении получил имя Георгий.
В Киеве, недалеко от Софийского собора, он задумал построить храм в честь своего ангела-хранителя Георгия Победоносца. Работы начались и, однажды, когда князь приехал посмотреть на ход строительства, он был удивлен малым числом работающих человек.
Вызвав управляющего, Ярослав спросил: “Почему так мало трудящихся у храма Божиего?”
Тот объяснил, что “так как – дело властительское” (т.е. княжеское), то люди не хотят тут работать, так как боятся остаться без оплаты своего труда.
Когда князь объявил, что каждый работник будет получать по монете в день, на работу сразу подвизались множество людей и храм достаточно быстро был достроен.
26 ноября (9 декабря по новому стилю) 1051 года храм в честь великомученика Георгия был освящен митрополитом Илларионом, а день освящения Ярослав Мудрый повелел праздновать по всей стране ежегодно.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величием тя, страстотерпче святый великомучениче и победоносче Георгие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

ВИДЕОФИЛЬМ