Потребность − это что? Виды потребностей. Понятие потребностей

1. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей.

Конечной целью любого общественного производства является удовлетворение потребностей. Потребности можно определить как всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или как некое состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить. Потребности многообразны (рис. 1.2.1).

Выделим лишь те из них, которые связаны с формированием спроса и фактическим удовлетворением потребностей. Эта взаимосвязь особенно четко просматривается в делении потребностей на абсолютные (перспективные), действительные, подлежащие удовлетворению и фактически удовлетворяемые. Абсолютные потребнос­ти определяются максимальным объемом освоенных производством благ, которые могли бы быть потреблены обществом, если бы они были в наличии. Действительные потребности – это потребности, которые могут быть удовлетворены в условиях достигнутого уровня производства, оптимального хода воспроизводства. Соотношение аб­солютных и действительных потребностей характеризует степень удов­летворения обществом своих максимальных потребностей при дан­ном уровне развития и эффективности производства. Подлежащие удовлетворению потребности – это потребности, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с уче­том отклонений от оптимума. Подлежащие удовлетворению потреб­ности – это платежеспособный спрос – совокупность денежных доходов и ресурсов, предъявляемых на рынок.

Рис. 1.2.1 Классификация потребностей

В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы человека потребности подразделяются на материальные (пища, одежда, жи­лище и т. п.), социальные (общение) и духовные (образование, ис­кусство, развлечения и т.п.). В современной экономической лите­ратуре они чаще всего называются первичными, самыми насущными потребностями человека, и вторичными, связанными преимуществен­но с духовной, интеллектуальной деятельностью человека. Их осо­бенность по отношению к спросу в том, что одни – первичные потребности не могут быть замещены другими, удовлетворяются каж­дая в отдельности. Вторичные потребности могут быть заменены одна другой, от некоторых из них можно временно воздержаться. Отсюда происходит разделение потребностей на эластичные и неэластичные. Первые быстро сменяются всякий раз, как только появляются сред­ства, необходимые для их удовлетворения (например, потребность в питании). Вторые изменяются в течение более продолжительного вре­мени.

Потребности бывают экономическими и неэкономическими. Эко­номические – это те потребности, для удовлетворения которых не­обходима трудовая деятельность. Неэкономические потребности мо­гут быть удовлетворены без приложения труда (например, потреб­ность в воздухе, чтобы дышать). Почти все потребности современ­ного человека выступают как экономические.

В зависимости от субъекта потребности можно разделить на:

потребности индивида, потребности отдельных групп общества, потребности общества в целом. Они могут не совпадать и приходить В противоречие друг с другом. В хозяйственной жизни потребности включают потребности предприятий, фирм и потребности прави­тельственных, государственных ведомств.

Потребности можно представить в виде пирамиды (такой подход предложен американским экономистом Маслоу). Согласно Маслоу, выделяют следующие потребности:

1) базисные – голод, жажда, сон, жилище;

2) гарантированные – направлены на то, чтобы обеспечить удов­летворение базисных потребностей в будущем;

3) социальные – вытекают из социальных контактов индивида и представляют собой стремление жить в обществе, общаться с себе подобными;

4) оцененные – проявляются в стремлении признания индиви­да другими людьми, в подтверждении его значимости;

5) в развитии – нацелены на саморазвитие и удовлетворяются путем признания индивида обществом.

Потребности обладают свойствами безграничности и историч­ности. В процессе удовлетворения потребностей происходит фор­мирование новых потребностей как в количественном, так и в качественном отношении. К. Маркс и В. И. Ленин называли этот объек­тивный процесс законом возвышения потребностей. Возвышение по­требностей подтверждено всем ходом исторического развития. Это составляет один из фундаментальных факторов, вокруг которого вращаются проблемы экономики: стремление удовлетворить воз­растающие и изменяющиеся потребности – сильнейший мотив со­вершенствования производства.

Экономисты отмечают и другой закон – закон убывающей ин­тенсивности, или закон насыщения потребностей. Суть его в том, что, испытывая одновременно ряд потребностей, человек с наи­большей интенсивностью использует первую часть какого-либо то­вара, с каждым последующим разом его желание убывает, пока не достигается точка насыщения.

Потребности реализуются через экономические интересы –побу­дительные мотивы сознательной деятельности, направленные на удов­летворение объективно обусловленных запросов, нужд людей.

Наиболее распространенной классификацией интересов является выделение личных, коллективных и общественных интересов. Лич­ные интересы связаны с удовлетворением материальных, духовных и социальных потребностей каждым членом общества, коллектив­ные – интересов коллективов, различных социальных групп, а об­щественные – с необходимостью удовлетворения потребностей об­щества. Между этими видами интересов существуют как взаимо­связь, так и противоречия. Личные интересы не всегда согласуются с коллективными, а коллективные – с общественными. В основе их различий лежат разные мотивы поведения человека. Классики эко­номической теории А. Смит и Д. Рикардо полагали, что модель эко­номического поведения человека, или «экономического человека», в эпоху рыночной экономики включает в себя обогащение, личный материальный интерес и эгоизм. Лишь в той мере, в какой пресле­дуется собственная выгода, экономический человек действует на пользу обществу. К.Маркс рассматривает человека как выразителя интересов своего класса.

Переход к рыночной экономике предполагает развитие системы экономических интересов. При этом главной предпосылкой форми­рования современного типа экономических интересов выступает раз­нообразие форм собственности.

Появление частной собственности явилось основой формирова­ния интереса частного собственника, интереса предпринимателя, финансовых деятелей. Приватизация, акционирование государственной собственности пробудили интерес к частной собственности и ча­стной предпринимательской инициативе. Общество в переходный пе­риод нуждается в предпринимателях-производителях, способных фор­мировать капиталы, создавать новые рабочие места на производстве.

На базе коллективной собственности складывается и совершен­ствуется коллективный экономический интерес. Предприятия, орга­низации по производству товаров и услуг называют реальным сек­тором экономики, организующим свою деятельность на хозрасчет­ной (или коммерческой) основе.

Государственная собственность формирует общественный эко­номический интерес – удовлетворение потребностей членов обще­ства в общественных благах. Управление и распоряжение ими осуще­ствляют органы государственной власти.

Экономические интересы входят в сложную систему: экономи­ческий интерес – стимул – материальная заинтересованность – стимулирование. Стимулом становится осознанный интерес, инте­рес, осуществление которого жизненно необходимо. Материальная заинтересованность проявляется в реальной деятельности людей, субъектов хозяйствования в форме потребности более высокой оп­латы труда, выплаты вознаграждения отдельным лицам и более вы­сокой прибыли предприятий и организаций. Система мер по осуще­ствлению материальной заинтересованности представляет собой сти­мулирование. Более высокие доходы от собственности, заработная плата, премии обеспечивают стимулирование высоких конечных ре­зультатов деятельности.

  • 1.4.Основные научные школы и современные направления развития экономической теории
  • Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике.
  • 2.1 Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей.
  • 2.3 Физический капитал. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ. Амортизация.
  • 2.5 Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономического развития общества: что, как и для кого производи
  • 2.7 Эффективность производства и ее показатели. Факторы повышения эффективности производства. Общественное разделение труда и его формы.
  • Доцент, к.Э.Н.,Лебедько е.Е. Тема 3. Экономические системы
  • 3.1. Экономическая система общества: понятие, субъекты, элементы, уровни, классификация.
  • Марксизм
  • Неоклассицизм
  • Институицонализм
  • Эволюция экономических систем
  • 3.2 Собственность в экономической системе, ее типы и формы. Реформирование собственности
  • Собственность в экономическом смысле
  • Собственность
  • 3.3 Способы координации хозяйственной жизни: традиции, команда, рынок. Натуральное и товарное хозяйство.
  • Способы координации хозяйственной жизни
  • Типы экономических систем
  • Тема 4: Рыночная экономика и ее модели
  • 4.1. Рынок: понятие, основные черты и функции
  • 4.2. Конкуренция: понятие, виды
  • Типы рыночных структур (моделей рынка)
  • 4.3. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
  • 4.4. Фиаско рынка. Роль государства в современной рыночной экономике
  • 4.5. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели
  • Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
  • 1. Спрос. Закон спроса. Функция спроса и ее графическая интерпретация. Неценовые факторы спроса
  • 3.Рыночное равновесие и его модели. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену.
  • 4. Излишек потребителя и производителя.
  • Тема 6. Эластичность спроса и предложения.
  • 1.Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты эластичности спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене.
  • 2.Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Эластичность спроса по доходу.
  • 3.Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу.
  • 6.4. Эластичность предложения по цене.
  • 4. Практическое значение теории эластичности.
  • Тема 7. Основы поведения субъектов современной рыночной экономики
  • 7.1. Домашнее хозяйство как экономический субъект. Теория предельной полезности о поведении рационального потребителя на рынке.
  • 7.2. Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий
  • 7.3. Производственные периоды. Общий, средний и предельный продукты в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности переменного фактора.
  • 7.4. Производственная функция, её графическая интерпретация. Изокванта. Предельная норма технологического замещения.
  • 7.4. Изокоста. Правило минимизации издержек. Траектория роста.
  • 7.6. Понятие и классификация издержек. Внешние и внутренние издержки. Нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки.
  • 7.7. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние и предельные издержки. Правило равенства предельных и средних издержек.
  • 7.8. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.
  • 7.9. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли.
  • 7.10.Государство как субъект хозяйственной деятельности. Государственное микрорегулирование.
  • Тема 8. Основные макроэкономические показатели
  • 8.1. Национальная экономика и ее общая характеристика
  • 8.2. Система национальных счетов
  • 8. 3. Ввп. Принципы и методы расчёта ввп. Другие показатели снс.
  • 8. 4. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен. Дефлятор ввп. Индексы потребительских цен и цен производителей.
  • 9.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.
  • 9.2. Совокупное предложение. Краткосрочная и долгосрочная кривые совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.
  • 9.3. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели ad-as. Изменения в равновесии. Эффект храповика
  • Тема 10.Макроэкономическая нестабильность
  • 2. Безработица. Типы безработицы. Уровень безработицы. Социально-экономические издержки. Закон Оукена.
  • 3. Социально-экономические последствия инфляции.
  • Тема 11. Денежный рынок. Денежно- кредитная система
  • 3. Денежно- кредитная система и ее структура.
  • Коммерческие банки
  • Доцент, к.Э.Н.,Лебедько е.Е.
  • Тема 12. Финансовый сектор экономики и основы его функционирования.
  • Понятие, структура и функции финансовой системы
  • 12.2. Государственный бюджет, его функции и структура
  • 12. 3. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит. Государственный долг
  • 12.4.Налогообложение: сущность, принципы. Функции и виды налогов
  • 2.1 Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей.

    Потребность - это состояние неудовлетворенности, нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества.

    Существуют различные классификации потребностей. Согласно одной из них выделяют:

    - первичные потребности - жизненно необходимые материальные потребности (в пище, одежде, жилье, здоровье). Эти потребности связаны с выживанием человека, поэтому их также называют физиологическими потребностями. Первичные потребности являются незаменимыми.

    - вторичные потребности – заданы уровнем развития общественного производства и выражаются через социальные и духовные потребности. Социальные потребности связаны с существованием человека в обществе, это потребность в общении, дружбе, любви, досуге. Духовные потребности обусловлены интеллектуальным развитием человека – это потребности в творчестве, самовыражении.

    Выделяют также экономические потребности – те, для удовлетворения которых необходимо производство.

    Наиболее известной является классификация потребностей, предложенная американским психологом и социологом Абрахамом Маслоу. Он выделил пять групп потребностей:

      физиологические потребности (голод, жажда, кров, тепло, сон, продолжение рода и т.п.),

      потребности в безопасности (безопасность семьи, здоровье, трудоустройство, стабильность),

      потребности в принадлежности и любви (дружба, семья, принадлежность группе, общение),

      потребности в уважении, признании (самооценка, отношение окружающих),

      потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования (самовыражение, персональное развитие).

    Эти группы составляют иерархию (см. Рис. 2.1), т. е. как только человек удовлетворяет потребности одного уровня, для него становятся актуальными потребности более высокого уровня.

    Иерархия потребностей по А.Маслоу демонстрирует закон возвышения потребностей : по мере удовлетворения потребностей, роста доходов, развития культуры, прогресса технологий происходит видоизменение потребностей, появление новых, более сложных и богатых по проявлению. Термин возвышение подчеркивает, что потребности растут не только количественно, но и изменяются качественно, появляются новые потребности.

    При осознании потребностей возникает мотивация к деятельности, потребности приобретают форму экономического интереса. Экономический интерес - это побудительный мотив к деятельности.

    2.2 Ресурсы и факторы производства, их классификация и характеристика. Труд, земля, капитал и предпринимательские способности.

    Экономические ресурсы - это все, что может быть использовано в процессе производства товаров и услуг.

    Виды ресурсов:

      трудовые ресурсы - трудоспособное население в возрасте с 16 до 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин;

      природные - земля, ее недра, полезные ископаемые, леса и воды и т.п.;

      материальные - средства производства, созданные человеком, включая средства труда и предметы труда;

      финансовые - денежные средства, направленные в производство;

      информационные – наука, технологии, информация.

    Факторы производства – это те ресурсы, которые вовлечены в процесс производства.

    В современной экономической теории выделяют пять основных факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательский талант и информация/знания.

    Земля - блага природы, используемые человеком в процессе производства: земля, недра, водные, лесные, биологические, агроклиматические и все другие виды природных ресурсов.

    Труд – совокупность умений, навыков, физических и интеллектуальных возможностей человека, то есть его рабочая сила, которую он использует в процессе производства

    Капитал – все средства производства, созданные человеком: производственные помещения, оборудование, машины, материалы, инструменты, полуфабрикаты, а также заемные средства, то есть денежный капитал, предназначенный для организации производства.

    Предпринимательство – особый фактор производства, заключающийся в способности наиболее эффективно комбинировать все факторы производства. Функции предпринимательства включают: инициатива комбинации факторов производства с целью получения прибыли, организация процесса производства, ответственность за результаты производства, новаторство (внедрение новых технологий, разработка новых продуктов), риск.

    Информация – система знаний о производстве (достижения науки, информация, технология, научно-технический прогресс). Уровень развития технологии определяет эффективность использования факторов производства, их производительность.

    Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

    Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.

    Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процес-се воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.

    Потребности могут быть самыми различными, неосоз-нанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние на-пряженности и беспокойства. Осознание потребностей про-является в форме мотивов поведения.

    Потребности определяют личность и направляют ее по-ведение.

    Потребность — осознаваемый психологический или фи-зиологический дефицит чего-либо, отражаемый в воспри-ятии человека.

    Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит же-лание удовлетворить эти потребности.

    Иметь проявление потребности на двух уровнях:

    1- й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выжи-вания (жилье, еду, одежду), для себя и своих семей и под-держания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зара-батывать деньги;

    2- й — люди делают престижные приобретения (произ-ведения искусства, антиквариат).

    Быть — большинство людей вырабатывают, часто под-сознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могуще-ственным).

    Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, вос-питание детей).

    Любить — каждый человек хочет любить и быть люби-мым, желанным.

    Расти — реализация возможностей наступает за счет роста. Маленький ребенок говорит: «Вот вырасту и...», более старший говорит: «Я сам...». Эта потребность дости-гает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека.

    Этот перечень потребностей основан на взглядах Абра-хама Маслоу . В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследова-ния побудительных мотивов поведения человека и разра-ботал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической сис-теме — от физиологических (низший уровень) до потреб-ностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобра-зил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пи-рамиды (а это фундамент) — физиологические потребнос-ти — основа жизнедеятельности.


    Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: воз-раст, окружающая среда, знания, умения, желания и спо-собности самого человека.

    Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

    1 - й уровень — физиологические потребности — обес-печивают выживание человека. Этот уровень абсолют-но примитивен.

    1 - дышать,

    2 - есть,

    3 - пить,

    4 - выделять,

    5 - спать, отдыхать

    2 - й уровень — потребности безопасности и защищен-ности — забота о поддержании жизненного уровня, стрем-ление к материальной надежности.

    6 - быть чистым,

    7 - одеваться, раздеваться

    8 - поддерживать температуру тела

    9 - быть здоровым

    10 - избегать опасности, болезней, стрессов

    11 - двигаться

    Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.

    3 - й уровень — социальные потребности — поиск свое-го места в жизни — это потребности большинства людей, человек не может «жить в пустыне».

    12 - общение

    4 - й уровень — потребности в уважении окружающих. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.

    13 - достижение успеха

    5 - й уровень — вершина пирамиды — потребности са-мовыражения, самоактуализации — выражение самого себя, служение, реализация потенциальных возможностей человека.

    14 - играть, учиться, работать,

    Маслоу своей теорией определил: любому человеку при-сущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на про-тяжении всей жизни.

    Устройство личности человека

    3 — знание

    М — мировоззрение

    А — социальная активность

    3 + А — М = карьеризм

    М + А — 3 = фанатизм

    З+ М — А = «гнилая интеллигенция»

    Воспитать человека можно только в деятельности, да-вая знания.

    Теория Мак-Клелланда — 3 типа потребностей:

    1 тип — потребность власти и успеха (или оказания влияния) — желание воздействовать на других лю-дей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, отстаивают первоначальные позиции, от-сутствует склонность к тирании и авантюризму, глав-ное — проявить свое влияние.

    2 тип — потребность успеха (или в достижениях) — стремление выполнить свою работу наилучшим об-разом, это «работяги». Перед такими людьми необ-ходимо ставить определенные задачи, а по достиже-нии — обязательно поощрять.

    3 тип — потребность причастности — самое главное — человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружа-ющими, избегают руководящих постов.

    Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, челове-ку надо постоянно удовлетворять свои потребности:

    Соблюдать здоровый образ жизни;

    Жить в гармонии с социальным и культурным окру-жением, самим собой;

    Повышать материальные и духовные ценности. Медсестра должна побуждать пациента и членов его се-мьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помо-гать сохранить самостоятельность и независимость.

    Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жиз-ненных потребностей человека. Осознание этих потреб-ностей и помощь в их удовлетворении — предпосылки для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.

    В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потреб-ностей:

    1 — нормально дышать;

    2 — употреблять достаточное количество жидкости и пищи;

    3 — выделять из организма продукты жизнедеятельности;

    4 — двигаться и поддерживать нужное положение;

    5 — спать и отдыхать;

    6 — самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;

    7 — поддерживать температуру тела в нормальных пре-делах;

    8 — соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;

    9 — обеспечивать свою безопасность и не создавать опас-ности для других людей;

    10 — поддерживать общение с другими людьми;

    11 — отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;

    12 — заниматься любимой работой;

    13 — отдыхать, принимать участие в развлечениях, иг-рах;

    14 — удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

    Здоровый человек, как правило, не испытывает труд-ностей при удовлетворении своих потребностей.

    В своей модели сестринского дела, в отличие от Мас-лоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребностей и счи-тает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: до-статочное питание или полноценный сон, дефицит обще-ния или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.

    Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундамен-тальным потребностям человека:

    1) нормальное дыхание;

    3) физиологические отправления;

    4) движение;

    6) личная гигиена и смена одежды;

    7) поддержание нормальной температуры тела;

    8) поддержание безопасности окружающей среды;

    9) общение;

    10) труд и отдых.

    По теории Д. Орем, «уход за собой» — определенная, целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на свое окружение во имя жизни, здоровья и благо-получия. Каждый человек имеет определенные потребно-сти для поддержания своей жизнедеятельности.

    Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:

    1) универсальные — присущи всем людям в течение жизни:

    Достаточное потребление воздуха;

    Достаточное потребление воды;

    Достаточное потребление пищи;

    Достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;

    Сохранение баланса между активностью и отдыхом;

    Предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;

    Стимулирование желания соответствовать определен-ной социальной группе в соответствии с индивиду-альными способностями и ограничениями;

    Время одиночества сбалансировано со временем в об-ществе других людей.

    Уровень удовлетворения каждой из восьми потребнос-тей для каждого человека индивидуален.

    Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности;

    2) потребности, связанные с фазой развития, — удов-летворение людьми своих потребностей на разных жиз-ненных этапах;

    3) потребности, связанные с нарушением здоровья — виды нарушений:

    Анатомические изменения (пролежни, отеки, раны);

    Функциональные физиологические изменения (одыш-ка, контрактура, паралич);

    Изменение поведения или повседневных жизненных привычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство).

    Каждый человек обладает индивидуальными способно-стями и возможностями по удовлетворению своих потреб-ностей. Основные потребности должны быть удовлетворе-ны самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.

    Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возмож-ностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.

    Тема: Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

    Кадырова Р.К.

    Вопросы:

      Понятие о потребностях.

      Различные теории и классификации потребностей.

      Иерархия потребностей по А. Маслоу.

      Характеристика основных потребностей человека.

      Основные потребности в повседневной деятельности человека.

      Условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей.

      Возможные причины потребности в уходе (болезнь, травма, возраст).

      Роль медсестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении его основных потребностей

      Роль медсестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи.

    Понятие потребностей

    Нормальная жизнедеятельность человека, как существа общественного, представляющего целостную, динамическую, саморегулирующуюся биологическую систему обеспечивается совокупностью биологических, психосоциальных и духовных потребностей. Удовлетворение этих потребностей определяет рост, развитие, гармонию человека с окружающей средой.

    Жизнедеятельность человека зависит от многих факторов, которые упорядочены во времени и пространстве и поддерживаются системами жизнеобеспечения организма человека в условиях окружающей среды.

    Потребность - это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на притяжении всей своей жизни. (Глоссарий МАНГО под редакцией Г.И. Перфильевой).

    Основные теории и классификации потребностей

    Авторами потребностно-информационной теории, которая объясняет причины и движущие силы поведения человека, являются отечественные ученые Симонов и Ершов. Сущность теории состоит в том, что потребности побуждаются условиями существования организма в постоянно меняющейся окружающей среде.

    Переход потребности в поступки и действия сопровождается эмоциями.

    Эмоция - это индикаторы потребностей. Они могут быть положительными и отрицательными на удовлетворение потребностей. Симонов и Ершов все потребности разделили на три группы:

      Группа – витальные (Потребность жить и обеспечивать свою жизнь).

      группа – социальные (потребность занять определенное место в обществе)

      группа – познавательные (потребность познавать внешний и внутренний мир).

    Американский психофизиолог А. Маслоу, русского происхождения в 1943 году выделил 14 основных потребностей человека и расположил их согласно пяти ступеням (см. схему)

      Физиологические потребности - это низшие, управляемые органами тела потребности, такие как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.

      Потребности в надёжности – стремление к материальной надёжности, здоровью, обеспечению старости и т.д.

      Социальные потребности – удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.

      Потребность в уважении, осознании собственного достоинства, – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

    V. Потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

    Иерархия потребностей (ступени развития) по а. Маслоу. Сущность теории потребностей а. Маслоу. Характеристики основных потребностей человека

    Жизнь, здоровье, счастье, человека зависит от удовлетворения потребностей в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Обеспечиваются они функцией различных органов и систем организма. Заболевание вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.

    В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал одну из теорий иерархии потребностей, определяющих поведение человека. По его теории, одни потребности для человека более существенны, чем другие. Это позволило классифицировать их по иерархической системе; от физиологических до потребностей в самовыражении.

    В настоящее время в странах с высоким уровнем социально – экономического развития, где значительно изменились приоритеты в удовлетворении основных потребностей она не столь популярна. Для наших условий сегодня эта теория остается популярной.

    Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности в воздухе, пище, воде, сне, выделении продуктов жизнедеятельности, в возможности двигаться, общаться, с окружающими, ощущать прикосновение и удовлетворять свои сексуальные интересы.

    Потребность в кислороде - нормальном дыхании, одна из основных физиологических потребностей человека. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия.

    При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным, появляется одышка кашель. Продолжительное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу, кожа и видимые слизистые приобретают синюшный оттенок. Поддержание этой потребности должно стать для медицинского работника приоритетной задачей. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

    Потребность в пище также имеет важное значение для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Рациональное и адекватное питание помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая болезнь сердца обусловлена регулярным употреблением пищи богатой насыщенными животными жирами и холестерином. Рацион, содержащий большое количество круп и растительных волокон, снижает риск развития рака толстого кишечника. Высокое содержание белка в пище способствует заживлению ран.

    Медицинский работник должен обучить пациента и дать рекомендации по рациональному и адекватному питанию для удовлетворения потребности человека в пище.

    Ограничить: употребление яичных желтков, сахара, сладких продуктов, соли, алкогольных напитков.

    Пищу лучше варить, печь, но не жарить.

    Необходимо помнить, что неудовлетворенная потребность в пище, приводит к нарушению здоровья.

    Потребность в жидкости – это выпивание жидкости, 1,5-2 литра ежедневно - вода, кофе, чай, молоко, суп, фрукты, овощи. Такое количество восполняет потери в виде выделений мочи, кала, пота, испарений при дыхании. Чтобы сохранить водный баланс, человек должен употреблять жидкости больше, чем он выделяет, в противном случае появляются признаки обезвоживания, но не более 2 литров, чтобы не вызвать нарушений функции многих органов и систем. От умения медицинской сестры предвидеть опасность обезвоживания или образования отеков зависит возможность пациента избежать многих осложнений.

    Потребность в выделении продуктов жизнедеятельности. Непереваренная часть пищи выводится из организма в виде мочи, кала. Режимы выделения у каждого человека индивидуальны. Удовлетворение других потребностей может быть отложено, но нельзя отложить выделение продуктов жизнедеятельности на долгое время. Многие пациенты считают процесс выделения продуктов жизнедеятельности интимным и предпочитают не обсуждать эти вопросы. При удовлетворении нарушенной потребности медицинская сестра должна обеспечить ему возможность уединения, уважать право пациента на конфиденциальность,

    Потребность в сне и отдыхе – при недосыпании уменьшается уровень глюкозы в крови, ухудшается питание мозга и замедляются мыслительные процессы; рассеивается внимание, ухудшается кратковременная память. Исследования, проведенные американскими специалистами свидетельствуют, что у человека, который не спал полночи, вдвое уменьшается количество клеток крови, отвечающих за фагоцитоз. Вольному человеку сон более необходим, поскольку способствует улучшению его самочувствия. Несмотря на то, что восприимчивость человека к внешним раздражителям во время сна снижена, это достаточно активное состояние. В результате исследований выделено несколько стадий сна.

    Стадия 1 – медленный сон. Легкий сон и длиться всего несколько минут. При этой стадии происходит спад физиологической активности организмам постепенное снижение деятельности жизненно важных органов, обмена веществ. Человека можно легко разбудить, но если же сон не прерывается, то вторая стадия наступает через 15 минут.

    Стадия 2 медленный сон. Неглубокий сон, продолжается 10-20 минут. Жизненные функции продолжают ослабевать, наступает полное расслабление. Разбудить человека трудно.

    Стадия 3 медленный сон. Стадия самого глубокого сна, продолжающая 15-30 минут, разбудить спящего трудно. Продолжается ослабление жизненно важных функций,

    Стадия 4 медленный сон. Глубокий сон, продолжающийся 15-30 минут, разбудить спящего очень трудно. При этой фазе происходит восстановление физических сил. Жизненно важные функции выражены гораздо слабее, чем во время бодрствования. Вслед за 4 стадией вновь наступает 3-я и 2-я стадии, после чего спящий переходит в 5-ю стадию сна.

    Стадия 5 - быстрый сон. Возможны яркие, цветные сновидения через 50-90 минут после первой стадии. Наблюдаются быстрые движения глаз, изменения частоты сердцебиения и дыхания, а также увеличения или колебания артериального давления. Снижается тонус скелетных мышц. При этой фазе восстанавливаются психические функции человека, разбудить спящего очень трудно. Продолжительность этой стадии около 20 минут.

    После 5-й стадии сна на короткое время наступают 4, 3, 2-я, затем вновь 3, 4 и 5-я стадии, т. е. следующий цикл сна.

    На сон человека могут оказывать влияние несколько факторов; физическое недомогание, лекарственные средства и наркотики, образ жизни, эмоциональный стресс, окружающая среда и физическая нагрузка. Любое заболевание, сопровождающееся болью, физическим недомоганием, тревогой и депрессией, приводит к нарушению сна. Медицинская сестра должна ознакомить пациента с действием назначенных лекарственных средств и их влиянии на сон.

    Отдых - состояние пониженной физической и психической активности. Отдыхать можно не только лежа на диване, но и вовремя длительной прогулки, чтения книг или при выполнении специальных релаксирующих упражнений. В лечебном учреждении отдыху может помещать громкий шум, яркий свет, присутствие других людей.

    Необходимость отдыха и сна для жизнедеятельности человека, знание его стадий и возможных причин, вызывающих нарушение привычных функций человеческого организма, дадут возможность сестре оказать пациенту помощь и удовлетворить доступными ей средствами его потребность в сне.

    Потребность в движении. Ограниченно подвижности или не подвижность создают много проблем для человека. Такое состояние бывает продолжительным или непродолжительным, временным или постоянным. Оно может быть обусловлено травмой с последующим наложением шины, вытяжением конечностей с применением специальных аппаратов. Болью при наличии хронических заболеваний, остаточных явлений нарушения мозгового кровообращения.

    Неподвижность – один из факторов риска развития пролежней, нарушение функции опорно-двигательного аппарата, работы сердца и легких. При длительной неподвижности наблюдаются изменения в системе пищеварения, диспепсия, метеоризм, анорексия, понос или запоры. Интенсивное натуживание во время акта дефекации, к которому пациент должен прибегать, может привести к геморрою, инфаркту миокарда, остановке сердца. Неподвижность, особенно в лежачем положении, нарушает мочевыделение и может привести к инфекции мочевого пузыря, к образованию камней в мочевом пузыре и почках.

    И главная проблема пациента, он не может общаться с окружающей средой, которая оказывает значительное влияние на формирование личности человека. От степени и продолжительности состояния неподвижности у пациента могут появиться те или иные проблемы в психосоциальной сфере, изменяются способность к обучению, мотивация, чувства и эмоции.

    Сестринская помощь направленная на максимально возможное восстановление подвижности, самостоятельности при движении с использованием костылей палок, протезов, имеет огромное значение для улучшения качества жизни пациента.

    Сексуальная потребность. Она не прекращается даже при заболевании или достижении преклонного возраста.

    На сексуальное здоровье человека прямо или косвенно могут влиять его болезнь, дефекты развития. Но тем не менее многие люди говорят на эту тему неохотно даже при наличии серьезных сексуальных проблем.

    Решение действительных или потенциальных сексуальных проблем может помочь пациенту добиться гармонии во всех аспектах здоровья.

    Необходимо при беседе с пациентом:

      выработать твердую научную основу для понимания здоровой сексуальности и наиболее распространённых её нарушений и дисфункции;

      понимать, как влияет на сексуальность сексуальная ориентация, культура, религиозные убеждения человека;

      научиться определять проблемы, выходящие за рамки сестринской компетенции, и рекомендовать пациенту помощь соответствующего специалиста.

    Потребность в безопасности. Для большинства людей безопасность означает надежность и удобство. Каждый из нас нуждается в крове, одежде и в том, кто может оказать помощь. Пациент чувствует себя в безопасности, если кровать, кресло-каталка, каталка зафиксированы, покрытие пола в палате и в коридоре сухое и на нем нет посторонних предметов, помещение в темное время суток достаточно освещено; при плохом зрении есть очки. Человек одевается соответственно погоде, а в жилище достаточно тепло, и при необходимости ему будет оказана помощь. Пациент должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но и не причинить вреда окружающим. Избегать стрессовых ситуаций.

    Социальные потребности – это потребности в семье, друзьях, их общение, одобрение, привязанность, любовь и т.д.

    Люди хотят чтобы их любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены.

    При тяжелой болезни, нетрудоспособности иди в преклонном возрасте часто возникает вакуум, социальные контакты нарушаются. К сожалению, в таких случаях потребность в общении не удовлетворена, особенно у пожилых, и одиноких людей. Следует всегда помнить о социальных потребностях человека даже в тех случаях, когда он предпочитает не говорить об этом.

    Помогая пациенту решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.

    Потребность в самоуважении и уважении. Общаясь с людьми, мы не можем быть равнодушными к оценке своего успеха со стороны окружающих.

    У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Но для этого необходимо, чтобы труд ему привносил удовлетворение, а отдых был насыщенным и интересным, чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении. Нетрудоспособные и пожилые пациенты теряют эточувство, Так как больше ни для кого не представляют интереса, некому порадоваться их успеху, а поэтому у них нет возможности удовлетворить свою потребность в уважении.

    Потребность в самовыражении – это наивысший уровень потребности человека. Удовлетворяя свою потребность в самовыражении, каждый верит, что он делает лучше чем другие. Для одного самовыражение – это написание книги, для другого – это вырастить сад, для третьего воспитание детей и т.д.

    Итак, на каждом уровне иерархии у пациента могут быть одна или несколько неудовлетворенных потребностей, медицинская сестра составляя план ухода за пациентом, должна помочь ему реализовать хотя бы некоторые из них.

    Потребность -это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражённый в восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его восполнять для достижения здоровья и благополучия.

    Американский психофизиолог русского происхождения Абрахам Маслоу в 1943 году выделил 14 основных потребностей человека и расположил их согласно пяти ступеням. По его теории, определяющей поведение человека, одни потребности для человека более существенны, чем другие. Это позволило классифицировать их по иерархической системе - от физиологических до потребностей в самовыражении. Расположив потребности человека в виде пирамиды, А.Маслоу показал, что, не удовлетворив низшие, физиологические, лежащие в основании пирамиды потребности, нельзя удовлетворить высшие потребности.

    Первый уровень потребностей человека.. Физиологические основные потребности. Выживание. Это низшие, управляемые органами тела потребности, такие как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.

    1.Потребность дышать – обеспечивает постоянный газообмен между клетками организма и окружающей средой. Это одна из основных физиологических потребностей человека. Дыхание и жизнь - неразделимые понятия. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

    2.Потребность есть- обеспечивает организм питательными веществами, необходимыми для сохранения здоровья. Рациональное и адекватное питание помогает исключить факторы риска многих заболеваний.

    3.Потребность пить – удовлетворяя потребность пить, человек осуществляет доставку воды в организм для поддержания водно – солевого обмена.

    4.Потребность выделять – обеспечивает выведение продуктов жизнедеятельности, шлаков, вредных для организма веществ.

    5.Потребность спать, отдыхать – удовлетворение данной потребности обеспечивает восстановление истощённой нервной системы и нарушенного функционального состояния организма, тем самым нормализуется физическая и психическая активность человека.

    Второй уровень. Потребности в надёжности - безопасность – стремление к материальной надёжности, здоровью, обеспечению старости и т.д. Для достижения этого необходимо удовлетворение некоторых потребностей.

    6.Потребность быть чистым. Кожа и слизистые человека выполняют защитную функцию, выводят из организма продукты жизнедеятельности, участвуют в процессах терморегуляции. Поэтому человеку необходимо заботиться о поддержании чистоты тела.

    7.Потребность одеваться, раздеваться. В зависимости от состояния организма и климатических условий человеку необходимо поддерживать и регулировать температуру тела одеждой, обеспечивая комфортное состояние организма независимо от времени года. Для этого важно подбирать одежду по возрасту, полу, сезону, окружающей обстановке.

    8.Потребность поддерживать температуру тела . Постоянная температура тела (в пределах физиологических колебаний) создаётся процессом терморегуляции, в результате которого в организме поддерживается равновесие между теплопродукцией и теплоотдачей. Для этого необходимо поддержание микроклимата в помещениях, где находится человек и контроль выбора одежды по сезону.

    9.Потребность быть здоровым - обеспечивается стремлением человека к независимости в удовлетворении жизненно – важных потребностей при изменении состояния здоровья, возникновении болезни, к самостоятельному решению многих проблем, к активному участию в избранном курсе лечения или реабилитации.

    10.Потребность избегать опасности, болезней, стрессов – обеспечивает человеку избежание факторов риска, которые приводят к возникновению заболеваний. Важно избежать безразличия к своему состоянию здоровья.

    11.Потребность двигаться - обеспечивает соответствующее кровообращение в организме, тем самым улучшает питание тканей, повышает мышечный тонус, способствует рассасыванию застойных явлений.

    Третий уровень. Социальные потребности. Принадлежность – это потребности в семье, друзьях, их общение, одобрение, привязанность, любовь и т. д. Удовлетворение потребности этого уровня необъективно и трудноописуемо. У одного человека потребность в общении выражается очень сильно, другой ограничивается очень немногими контактами. Помогая человеку решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.

    12.Потребность общаться. Общение как сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, нужно пациенту для нормальной жизнедеятельности, особенно психоэмоционального равновесия. Нарушение социальных контактов человека может привести его к замкнутости, стремлению к самоизоляции или, наоборот, к раздражительности и повышенному требованию к себе.

    Четвёртый уровень. Сознание собственного достоинства – достижение успеха.

    Потребность в уважении, осознании собственного достоинства - здесь идёт речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

    13.Потребность в достижении успеха. Общаясь с людьми, человек не может быть равнодушным к оценке своего успеха со стороны окружающих. У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Чем выше уровень социально – экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении.

    Пятый уровень. Осуществление самого себя, служение. Потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

    Потребность играть, учиться, работать – это наивысший уровень потребности человека. Она необходима для самовыражения, самореализации. Ребёнок реализует себя в игре, взрослый человек - в работе. Для этого ему необходимо учиться, совершенствоваться.

    Потребности влияют на переживания, волю человека, формируют направленность личности. Доминирующая потребность подавляет остальные потребности, определяет основное направление деятельности человека. Человек сознательно регулирует потребности и этим отличается от животных.

    В 1977 году иерархия потребностей человека по А. Маслоу претерпевает изменения. В результате этих изменений увеличивается количество уровней пирамиды до 7, появляются познавательные, эстетические потребности, изменяется и перечень потребностей.

    Вирджиния Хендерсон, разрабатывая свою модель сестринского дела в середине 60-х годов прошлого столетия, основывалась на теории А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей. Потребностей по В. Хендерсон значительно меньше в каждом уровне, чем по А. Маслоу.

    В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни:

    1. Нормально дышать

    2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости

    3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности

    4. Двигаться и поддерживать нужное положение

    5. Спать, отдыхать

    6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду

    7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду

    8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде

    9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасностей для других людей

    10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение

    11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой

    12. Заниматься любимой работой

    13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх

    14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться