Проведение туристского маршрута. Разработка рекомендаций по организации сопровождения туристов

Важной особенностью организации обслуживания туров является оказание услуг сопровождения. Наиболее распространенными являются услуги руководителя группы в групповых турах. Как правило, в качестве такового направляются либо штатные работники туристского предприятия, либо наиболее опытные туристы. С руководителем группы заключается отдельный договор, согласно которому на него возлагаются определенные обязанности в ходе туристской поездки. Основная задача руководителя группы - выполнение программы тура, а также представление интересов туристской компании перед лицом поставщиков услуг. В ряде случаев эти функции выполняют представители туристской фирмы, находящиеся в стране назначения на время массового туристского сезона.

Одной из особенностей оказания услуг сопровождения является сопровождение индивидуальных туристов. Совершенно очевидно, что к индивидуальному туристу невозможно приставить руководителя или сопровождающего (за исключением услуг сопровождения в бизнес-турах). Поэтому в качестве услуг сопровождения индивидуальных туристов используется предоставление туристам дополнительной информации о том, кто представляет интересы туристского предприятия в той или иной стране, как и с кем связаться в случае каких-либо происшествий или недоразумений, а также поддержание постоянной связи с индивидуальными туристами со стороны туристской компании. Сопровождение индивидуальных туристов требует особенно внимательного отношения к организации процесса коммуникаций. Следует помнить, что данные услуги не должны восприниматься туристом как навязчивая опека, но вместе с тем он не должен чувствовать себя покинутым в стране пребывания.

Важным элементом туристского обслуживания, влияющим на восприятие качества тура в целом, является предоставление услуг "встречи - проводы". Обязательное присутствие штатного сотрудника тур. компании как в момент отъезда группы, так и при ее возвращении позволяет зачастую устранить или, по крайней мере, смягчить возможность возникновения конфликтной ситуации, повышает доверие туристов к тур. компании, а также выполняет важную организационную роль. Наличие такой услуги позволяет уточнить программу пребывания, внести необходимые коррективы, практически сразу выявить причины недовольства отдельных туристов. Как правило, если у потребителя была возможность сразу высказать претензии и они были восприняты ответственным сотрудником туристского предприятия, то даже при определенных срывах программы либо предоставлении отдельных услуг ненадлежащего качества потребитель не требует возмещения ущерба впоследствии (речь не идет о некачественных услугах, повлекших за собой реальный ущерб здоровью или имуществу туриста).

Контроль как функция управления присутствует на всех стадиях туроперейтинга. В данном случае рассматривается контроль за результатами деятельности тур. предприятия за период (как правило год или сезон), осуществляемый по нескольким показателям: финансовым, количественным и качественным. Контроль обычно завершает процесс туроперейтинга и его данные служат основой для начала новой стадии планирования на следующий период.

Комплексный характер туристского обслуживания затрудняет выработку единого показателя качества работы туроператора. Кроме того, при конечном едином понимании качества обслуживания туристов существуют два подхода к определению качества работы туроператора: агентский и потребительский.

Агентский подход означает отношение турагента к туроператору. Наибольшее значение для партнерской агентской сети имеют следующие показатели качества работы туроператора:

четкость и оперативность в работе с турагентами;

стабильность деятельности на протяжении длительного времени;

оптимальное соотношение цены и качества туруслуг;

профессионализм персонала, индивидуальный подход к партнерам;

выгодная ценовая политика (низкие цены, высокие комиссионные, система бонусов);

высокое качество предлагаемых туруслуг;

информационная открытость, продуманность рекламных мероприятий, высокое качество каталогов;

доброжелательность на деловом и личном уровнях;

широкий спектр предложений и дополнительных туруслуг;

постоянная работа по расширению спектра услуг;

удобное месторасположение и респектабельность офиса;

доверительные и дружеские отношения с руководством фирмы.

Потребительский подход - к определению качества концентрируется на углублении понятия качества обслуживания туристов.

Туристское обслуживание характеризуется не только комплексностью, но и такими специфическими признаками, как нематериальность, неосязаемость, неспособность к транспортировке и хранению, а также существенной зависимостью от конкретного исполнителя (гида, экскурсовода, инструктора и т.д.). Туристское обслуживание потребляется в таком качестве, в каком оно произведено. На это качество влияет масса прямых и косвенных факторов, таких как материальная база, ресурсы, технологии, инфраструктура и др. В оценке потребителями качества туристского продукта немаловажными являются и такие его свойства как надежность, безопасность, информационная достоверность, психологический комфорт.

Туристское обслуживание должно удовлетворять целый комплекс разнообразных потребностей: в перевозке, питании, проживании, познавательных экскурсиях, спортивных и развлекательных мероприятиях и т.д. Во время программных туров предлагается удовлетворение специфических потребностей в лечении, деловых встречах, походах и др.

Качество тура определяет состав услуг, их уровень, программный и анимационный подходы, квалификация гида.

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать основные характеристики качества обслуживания туристов:

  • -потребительское качество каждой отдельной услуги (размещение, питание, доставка, экскурсии и пр.);
  • -функциональное соответствие услуг требованиям определенного сегмента потребителей (дифференциация);
  • -качественная технология предоставления услуг (ее эргономичность и комфортность);
  • -гарантия предоставления заранее оплаченных услуг;
  • -анимация обслуживания;
  • -гарантия безопасности жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей среды;
  • -квалификация персонала.

Основные характеристики качества обслуживания туристов очень важно соблюдать и придерживаться, это хорошо влияет на дальнейшее развитие туристического бизнеса.

Каждый человек в душе турист и исследователь, только нужно найти интересующий Вас спектр мирового пространства.

Особое внимание стоит обратить на экскурсионные туры в Европу.

Для того чтобы собственными глазами увидеть «экономическое чудо» XX века обязательно позвольте себе экскурсионные туры в Швейцарию. Эта страна одна из богатейших стран мира. Прибавьте красивые пейзажи и чистый воздух, высокогорные лыжные трассы и безупречное качество во всем и станет понятно, почему это направление туризма считается элитным.

Вот, к примеру, Цюрих (Zurich), самый крупный город Швейцарии, находится на северном берегу Цюрихского озера. Город является мировым финансовым центром, средоточием торговых и промышленных учреждений и центром культурной жизни страны. Несмотря на это, «старый город» сохранил свои кварталы с тесными извилистыми улочками, узкими домиками в готическом стиле, в которых расположены маленькие кафе, кондитерские и антикварные магазины.

В Цюрихе около 50 музеев и более сотни небольших галерей, в которых проходят различные выставки и шоу. Отсюда начинаются многие экскурсионные маршруты по стране, среди них стоит особенно отметить путешествие на панорамных поездах.

Прогуляйтесь на оживленную площадь Парадеплатц (Paradeplatz). Сегодня это сердце финансовой столицы Швейцарии, где расположены представительства крупнейших банков страны. Ранее же, в 18 веке, здесь устраивались веселые и шумные скотоводческие ярмарки. Примыкает к площади популярная шоппинг-аллея -- улица Банхофштрассе, которая ведет к ж.д. вокзалу. На протяжении 1400 метров на ней разместились многочисленные бутики, часовые и ювелирные магазины, роскошные гостиницы с богатой историей.

По вторникам и пятницам на площади Бюрклиплатц, где берет свое начало улица Банхофштрассе, устраивается фермерский рынок. Здесь, помимо свежих овощей и фруктов, представлен великолепный выбор цветов и местных деликатесов.

В лабиринте улиц кварталов Нидердорф и Обердорф можно увидеть места, связанные с историей не только Швейцарии, но и всей Европы. Например, с началом реформации церкви в Швейцарии и Германии, инициатором которой стал Ульрих Цвингли.

Чем заняться в Цюрихе

Две башни собора Гроссмюнстер представляют собой одну из самых узнаваемых достопримечательностей города. А вид, открывающийся с верхушки собора на Линденхоф, Ратушный мост и церковь Святого Петра, знаменитую самыми большими башенными часами в Европе, считается одним из самых живописных в стране.

До недавнего времени сердцем сферы современного искусства в Цюрихе была территория бывшей пивоварни Lowenbrau. Однако в связи с начавшимися там реставрационными работами центр притядения поклонников искусства переместился в квартал Альбисриден, где временно обосновались галереи Bob van Orsouw и Hauser & Wirth, а также Музей современного искусства «Мигрос» и книжный магазин Kunstgriff. Все вместе носит название Временных выставочных пространств Хубертус. Адрес: Albisriederstrasse 199A.

Отдельное удовольствие -- прогуляться по пешеходной набережной Лимматкэ, популярное место встреч местных жителей. Другая популярная достопримечательность -- Цюрихский оперный театр -- один из ведущих европейских театров оперы и балеты. В то время как на основной сцене Драматического театра в центре города демонстрируются классические театральные постановки, на сцене филиала Шиффенбау (Schiffenbau) -- расположенного, как следует из названия, в здании бывшей судостроительной верфи -- зрителя ждут более современные представления.

С точки зрения современной архитектуры, на сегодняшний день самым динамично развивающимся районом города считается Цюрих-Вест. По выходным здесь также проходит большая часть клубных событий и вечеринок города.

Женева, третий по значению город Швейцарии после Цюриха и Базеля, считается одним из красивейших городов мира. Пожалуй, это ещё и самое спокойное место во всей Европе, где, к тому же, есть, на что посмотреть.

И все же несмотря на статус «спокойного места», стоит быть осмотрительным во время вечерник прогулок вблизи вокзала. В Женеве проживает множество эмигрантов со всего мира, по большей части -- стран Африки и Ближнего Востока. Стоит быть готовым к большим этническим общинам, традиционным ресторанам или кафе-кальянным, а также предложениям купить гашиш-марихуану. Простого «ноу» для такого случая вполне достаточно.

Главная достопримечательность города -- фонтан Же-д"О, выбрасывающий 500 литров воды в секунду на высоту 147 метров. По его водяному «шлейфу» женевцы определяют направление ветра. Ещё одна любопытная и уникальная достопримечательность Женевы -- часы из цветов на Променад-дю-Лак с самой большой секундной стрелкой в мире. Её длина -- 2,5 метра, а общий диаметр -- пять.

Над старым городом возвышается собор Cвятого Петра -- этот женевский храм для протестантов то же самое, что собор святого Петра в Риме для католиков. Недалеко от собора находится дом Тавель, в котором можно подробно узнать об истории города. Чуть дальше -- площадь, где стоит задержаться на террасе кафе напротив Ратуши. На первом её этаже расположен зал «Алабама», где решалось дело знаменитого английского крейсера, а в 1864 году была подписана Женевская конвенция Красного Креста. Большая улица Старого города заполнена лавками антикваров и художественными галереями.

Недалеко от неё находится парк бастионов, разбитый на остатках городских укреплений. Этот красивый парк с одной стороны ограничен Университетом, с другой -- Стеной Реформаторов. В центре Новой площади стоит памятник генералу Дюфуру, объединившему Швейцарию. Также на площади стоят музей Рат, место крупных художественных выставок, Консерватория и Оперный театр Женевы. Минуя здания университета, можно выйти к площади Пленапле, где часто разбивают цирк-шапито и луна-парк, а по субботам с 7 утра и до обеда разворачивается блошиный рынок.

На лотках -- кассетные магнитофоны второй половины прошлого века, серебро, оружие, монеты и, разумеется, старые часы в огромном количестве.

Недалеко от площади находится старинное женевское кладбище Пленапле с очень скромными надгробиями. Там похоронен Хорхе-Луис Борхес.

Посреди Роны, на острове, расположен центр искусств Centre d"art en L"Ile, устроенный в бывших бойнях. Там находятся книжные и художественные лавки, лавки странностей и древностей, а также забавная галерея комиксов Papiers Gras. Там же находится Башня острова Tour de L"Ile, построенная епископами и, как полагается крепостной башне, ставшая потом тюрьмой.

На правом берегу Роны расположены Дворец ООН, Международный рабочий центр, Международный Красный крест и другие организации. Дворец ООН, стоящий в большом красивом парке -- маленькое «государство в государстве» и крупнейший выставочный центр Европы. Туда стоит прийти, чтобы увидеть зал Ассамблей, его знаменитое фойе -- зал Потерянных шагов, и сам парк, в котором живёт уже не первое поколение павлинов, некогда подаренных Лиге Наций.

Неподалёку от города, на берегу Женевского озера, лежит «жемчужина швейцарской Ривьеры» -- Монтре. Город известен на весь мир своими закрытыми частными школами и институтами красоты, ночными клубами, барами и казино, фестивалями джаза и классики. Здесь жили многие великие писатели и музыканты, в том числе Владимир Набоков, который похоронен на местном кладбище. На небольшом скалистом островке у побережья Монтре лежит знаменитый Шильонский замок.

Про города Швейцарии можно говорить ещё долго, но всё зависит не только от красоты страны или её разнообразии,50% успеха обеспечивают экскурсоводы, гиды и сопровождающие.

Они должны обладать организаторскими способностями выражающиеся в умении осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а также в умении обеспечить выполнение программы туристов и экскурсантов.

Коммуникативные способности выражаются в умении установить деловые отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, правильно построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем методической секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами путешествий и экскурсий.

Отличия гидов от экскурсоводов имеет огромный смысл Эти слова часто используются как синонимы, однако они имеют некоторые смысловые отличия, установившиеся в практике употребления. Зачастую, говоря «экскурсовод» мы имеем в виду специалиста, проводящего экскурсии в музее. В то время как «гид» -- это человек, обычно работающий в турфирме по договору, который проводит несколько экскурсий (обзорную, по некоторым музеям и памятникам) и находится с группой туристов значительное время, обычно сопровождая их на протяжении всего тура.

пример с использованием речи речи:

Экскурсант: «Скажите, а где Кремль?»

Гид: «А вот!»

Экскурсовод: «Это не тема нашей экскурсии!»

В теории, квалификация «гида» и «экскурсовода» не должна сильно отличаться. Зачастую гид, проводящий несколько туров, лучше подготовлен, имеет более широкий кругозор. Экскурсовод же является чаще специалистом высокого уровня по какому-то узкому вопросу, периоду, эпохе или группе памятников (экспонатов). За квалификацией гидов-переводчиков и экскурсоводов призваны следить городские туристическо-информационные центры, активно создающиеся в крупных городах, привлекательных для туризма. Они же выдают определённой формы документы, подтверждающие квалификацию гида или экскурсовода

В процессе выполнения любого туристского маршрута принято выделять три основных этапа: подготовительный, маршрутный, заключительный.

На подготовительном этапе тура работники турфирмы анализируют текущие факторы (тарифы на перевозку, социополитическая обстановка в дестинации, климатические и погодные условия и т. д.), характерные для маршрута, и при необходимости вносят коррективы в программу тура. Уточняется программа туристского маршрута, в которую входят основные и дополнительные услуги, отдельные мероприятия, реализуемые для удовлетворения туристских потребностей. На этом же этапе оформляется пакет документов, регламентирующих обслуживание туристов. К этим документам относятся:

  • заявка на бронирование (на ее основе оформляется лист бронирования для подтверждения брони);
  • анкета туриста, выезжающего за рубеж (в страны визового посещения); путевка;
  • договор о продаже;
  • программа тура;
  • информационный лист,
  • памятка;
  • проездные документы;
  • страховой полис;
  • ваучер.

Едва ли не самым ответственным является маршрутный этап. Специалисты турфирмы применяют различные технологии обслуживания клиентов. Технология обслуживания туристов на маршруте зависит от разновидностей путешествия. При международных авиационных турах туристы самостоятельно регистрируются на рейс и осуществляют перелет в дестинацию, иногда туристов сопровождает руководитель группы - турлидер. Железнодорожные и теплоходные туры также могут сопровождаться руководителем группы или выполняться самостоятельно. Автобусные туры, как правило, всегда сопровождают руководители группы или экскурсоводы.

Выполнение программы маршрута в каждом конкретном случае имеет свою специфику, которая зависит от вида маршрута, его продолжительности, целевой направленности и т. д. В настоящее время существуют общие методические принципы проведения туристского маршрута, включающие приемы устного изложения и практические приемы его организации. В расширенном варианте туристам могут предоставляться услуги по организованному приобретению и отправке товаров, аренде транспорта, организации деловых встреч и др. Групповые и индивидуальные туры могут отличаться в деталях при сохранении общей структуры оказываемых услуг. Некоторые особенности обслуживания характерны для туров, при выполнении которых туристов сопровождает руководитель группы. Руководитель туристской группы - это официальный представитель турфирмы, обеспечивающий качественное обслуживание туристов.

Туры без сопровождения руководителем группы. Обслуживание туристов при выезде за рубеж осуществляется следующим образом. Туристы, получив необходимые документы в офисе турфирмы, прибывают к месту отправления транспортного средства (в некоторых случаях документы могут быть переданы туристу сотрудником турфирмы непосредственно в аэропорту).

В стране прибытия туристскую группу или индивидуальных туристов встречает русскоговорящий представитель принимающей фирмы (гид) и организует трансфер к средству размещения. Вся дальнейшая программа пребывания выполняется и контролируется принимающей стороной. Если программа тура предусматривает посещение нескольких городов, гид сопровождает группу.

В последний день пребывания организуется трансфер в аэропорт или на вокзал, и туристы самостоятельно возвращаются на Родину.

При организации индивидуальных туров туристы могут заказать трансфер или отказаться от него, последовательно заказывать несколько гостиниц, бронировать автомобили, билеты на транспорт и т. д. Организация индивидуальных туров требует от менеджера турфирмы тщательной проработки всех деталей, связанных с критическими точками путешествия. Количество таких точек зависит от выбранных услуг, но в любом случае самые важные из них связаны со встречей прибывших туристов и своевременной их отправкой, размещением в гостиницах соответствующей категории, с питанием и экскурсионным обслуживанием. Возникновение сложностей возможно при страховых случаях с туристом (травмы, заболевания и т. п.). Конечно, ответственность в этом случае несет страховая компанию, но турфирма, в целях сохранения своей репутации, не должна оставаться в стороне от решения вопросов, связанных с непредвиденными событиями. Иногда туристам требуется помощь консульских служб, и в этом случае турфирма также может оказать свое посильное содействие.

Менеджер туристской фирмы, отвечающий за обслуживание клиентов, вместе с руководителем турфирмы должен тщательно подходить к подбору сотрудников для сопровождения туристских групп. Работники турфирмы, находящиеся с клиентами на маршруте, во многом определяют имидж своего предприятия. Именно руководителю маршрута предъявляются претензии туристов и партнеров по организации обслуживания. От профессиональных, деловых, личных качеств руководителя группы часто зависит благоприятное разрешение конфликтных ситуаций, возникающих на маршруте.

В туристской поездке руководитель группы выступает в роли менеджера малой группы. Поэтому для турлидера важно иметь навыки управления людьми, иметь организаторские способности - они позволяют ему ненавязчиво и гибко управлять отдыхом клиентов, формировать их настроение, сглаживать конфликты.

Права и обязанности руководителя туристской группы определены должностной инструкцией. В своей работе он опирается на действующее законодательство, постановления, приказы и инструкции.

Руководитель туристской группы должен знать программу обслуживания и обеспечивать ее выполнение. Он должен иметь четкое представление об условиях обслуживания группы в каждом пункте маршрута, о порядке и правилах проезда, размещения, питания, предоставления экскурсий.

Одна из важных функций руководителя туристской группы - оформление прибытия и отправления туристской группы по маршруту следования. При задержке рейсов руководитель обязан сообщить принимающей и отправляющей турфирме время выбытия или об отказе группы от дальнейшего путешествия и других изменениях на маршруте.

Руководитель туристской группы отвечает за дисциплину, порядок и технику безопасности на протяжении всего путешествия. В случае необходимости руководитель принимает меры по оказанию медицинской помощи туристам, содействует их госпитализации и сообщает об этом в турфирму.

Руководитель, сопровождающий туристов в зарубежном туре, должен знать особенности визового, таможенного и валютного регулирования туристской деятельности. Он должен помочь неопытным туристам заполнить таможенные декларации. На все вопросы декларации дается альтернативный ответ «да» или «нет». Прочерки в графах декларации не допускаются. Туристы иногда забывают проставить дату заполнения деклараций и свою подпись, что замедляет прохождение таможенного контроля.

На зарубежных маршрутах туристы могут столкнуться с неожиданными ситуациями (получить травму, внезапно заболеть, потерять документы, отстать от группы, попасть в полицейский участок и т. п.), во всех экстремальных случаях руководитель туристской группы должен быть готов принять соответствующие меры. В сложных ситуациях руководитель группы должен немедленно информировать иностранную туристскую фирму о произошедшем случае и настоять на том, чтобы она приняла меры по оказанию помощи потерпевшим туристам. Порядок разрешения возможных проблем должен быть отражен в договоре между российской и иностранной турфирмами.

В зарубежной практике туроператоры давно и широко используют практику направления со своими туристскими группами сотрудников, в функции которых входит:

  • контроль соблюдения принимающей фирмой согласованных условий обслуживания и экскурсионной программы, их полного и качественного выполнения;
  • поддерживание связи с принимающей фирмой, решение вопросов, возникающих во время путешествия;
  • организационная работа с группой в соответствии с программой тура, информирование туристов о порядке выполнения программы;
  • контроль соблюдения членами туристской группы установленных правил поведения в стране пребывания, создание и поддержание в группе благоприятного психологического микроклимата;
  • оказание помощи участникам группы с использованием для этого всех возможных средств, вплоть до обращения в посольство или консульство своей страны;
  • составление и представление руководству турфирмы отчета о достоинствах и недостатках тура (с предложениями по улучшению качества туристских услуг) по возвращении из поездки.

Для выполнения указанных функций сопровождающий группы должен:

  • хорошо знать дестинацию, в которую направляется группа, туристский маршрут, программу и условия обслуживания туристов;
  • знать иностранный язык, который может быть использован для общения с представителями туристской фирмы и исполнителями туристских услуг, а при необходимости с представителями местных учреждений, организаций и с местным населением;
  • быть общительным, проявлять доброжелательность и внимание к участникам поездки.

Туристская поездка в любую страну имеет свою особую специфику. Это природно-климатические, исторические, культурные, религиозные, экономические и политические условия жизни. Например, в некоторых странах действуют строгие обычаи относительно потребления алкоголя, одежды, посещения священных мест. В одних странах при покупках можно и нужно торговаться, в других это не принято. В жарких странах большую опасность для российских туристов представляют длительное пребывание на солнце, купание в море в запрещенных местах, употребление немытых фруктов, водопроводной воды и др. Все эти сведения должны содержаться в памятке туристу, сопровождающий группы обязан информировать (напоминать) участников тура обо всех возможных проблемах и предостерегать их против совершения неправильных, неблаговидных поступков.

Для успешного проведения туристского путешествия огромное значение имеет психологический климат в группе. На маршруте, как правило, встречаются люди разных профессий, возрастов, темпераментов. Руководитель группы может столкнуться с возникновением несовместимых характеров, интересов отдельных членов группы и внутригрупповым конфликтом.

Психологические требования, предъявляемые к руководителю туристской группы. Чтобы руководителю туристской группы справиться с возложенными на него обязанностями, ему необходимо обладать качествами, позволяющими быстро сближаться с людьми, завоевывать признание и авторитет. Он должен быть общительным, объективным, принципиальным, сдержанным и доброжелательным по отношению к туристам. Руководитель не должен допускать как чрезмерного администрирования, так и панибратства. И то и другое отрицательно сказывается на его авторитете. Управлять группой нужно тактично, ненавязчиво. Авторитет, данный руководителю туристской группы его должностным положением, необходимо поддерживать на протяжении всего маршрута. Чтобы этого добиться, нужно учитывать, что руководитель становится во главе людей независимых, не подчиненных ему по работе, не стесненных служебной дисциплиной. Авторитет руководителя группы определяется не столько его положением, сколько умением держать себя и строить свои взаимоотношения с коллективом, в трудных ситуациях найти правильное решение. Руководителю туристской группы необходимо уметь контролировать свои эмоции. Эмоциональная несдержанность и поспешные, необдуманные решения могут испортить настроение членам группы, вызвать нежелательные последствия.

Руководителю туристской группы следует быть доброжелательным со всеми членами группы, его поведение должно быть естественным, речь простой и ясной, тон ровным. Не рекомендуется повышать голос, употреблять жаргонные и нелитературные слова. Следует не только говорить, но и уметь слушать собеседника. Внимание к окружающим - это показатель культуры. При общении с туристами руководителю группы приходится отвечать на разнообразные вопросы, затрагивающие не только объекты экскурсий, но и сферу политики, экономики, культуры. На руководителя туристской группы возлагаются частичные функции гидов. Уже во время вступительной беседы он должен кратко рассказать о маршруте и его экскурсионных объектах. Во время экскурсии руководитель группы должен хорошо ориентироваться в окружающей обстановке. При возникновении любых осложнений (опоздание на ужин, ограничение доступа на экскурсионные объекты и др.) он может давать указания и советы водителям автобусов и экскурсоводам. Эти советы не должны коренным образом изменять маршрут путешествия и приводить к нарушению правил дорожного движения.

Руководитель туристской группы должен следить, чтобы настроение туристов на всем протяжении маршрута было приподнятым и чтобы возникающие претензии по возможности были нейтрализованы. Если в процессе прохождения маршрута возникают какие либо проблемы, руководителю необходимо принять все зависящие от него меры по их устранению, уменьшить проявление беспокойства в группе. Руководитель группы должен учитывать и умело использовать социально-демографические особенности туристов. Численность группы, социальный, возрастной состав участников путешествия играют большую роль в успешном прохождении туристского маршрута. От оптимального сочетания перечисленных характеристик зависят сплоченность группы, ее организованность, эффективность управления ею. В то же время руководитель туристской группы должен быть готов работать с любым контингентом. Задача руководителя заключается в том, чтобы сплотить в один дружный коллектив людей, различных по возрасту, образованию, общественному положению - пенсионеров и студентов, молодоженов и пожилых супругов, рабочих и предпринимателей. Руководитель группы должен стремиться к достижению взаимопонимания между членами туристской группы. Делать это нужно с особым тактом. Неосторожное слово может не только затруднить контакт между людьми, но и привести к расколу группы, к взаимным обидам. Руководителю нужно уметь сглаживать недоброжелательность в отношениях туристов, стараться устранить или уменьшить неприязнь между ними.

Если в группе возник конфликт, руководитель туристской группы должен выяснить и ликвидировать причину конфликта. В первую очередь нужно снять эмоциональное напряжение в группе, этому может помочь уместный юмор. Он особенно хорошо воспринимается людьми, находящимися на отдыхе. Руководителю туристской группы необходимо иметь в запасе веселые рассказы, забавные случаи и анекдоты из жизни туристов. Однако следует помнить, что шуткой нужно пользоваться умело и уместно. Нельзя без конца шутить, иначе можно зарекомендовать себя легкомысленным человеком. Если острота или шутка не принимаются, нужно перейти на серьезный тон.

Специфика транспортных путешествий лишает руководителя туристской группы возможности уравнять условия путешествия для всех туристов. Однако ему следует проследить, чтобы в лучших условиях по возможности оказались те члены группы, которые испытывают определенные трудности: возрастные, психологические, физиологические. В эту категорию туристов обычно попадают лица пожилого и преклонного возраста, инвалиды, дети и женщины.

Нужно добиться такого взаимоотношения между туристами, чтобы каждый чувствовал себя равным в группе и стремился проявить заботу о другом, чтобы не руководитель туристской группы, а сами ее члены справедливо распределяли между собой места в автобусе, поезде, у экспонатов и т. п.

Дисциплина - важное условие эффективного тура. Руководитель туристской группы должен следить за порядком в группе, решительно пресекать возможные нарушения. Конфликты среди туристов группы, опоздания или неявки на автобус или экскурсию нарушают нормальный ритм прохождения маршрута, приводят к срыву запланированных мероприятий, отрицательно сказываются на настроении людей.

Руководитель туристской группы должен постоянно следить за своим внешним видом, служить примером корректного обращения как с туристами, так и с обслуживающим персоналом гостиниц, предприятий питания, транспорта. Он должен предупреждать туристов о необходимости соблюдения чистоты в общественных местах, о бережном отношении к природе и памятникам культуры.

При организации железнодорожных путешествий от руководителя туристской группы требуется:

  • знать правила поведения и безопасности на железных дорогах; проводить инструктаж с туристами о правилах поведения на железных дорогах, проезда в пассажирских поездах и личной безопасности в пути, а также на стоянках поездов;
  • напоминать туристам о запрете распивать спиртные напитки, выбрасывать из окон вагонов предметы, мусор, курить в коридоре вагона, без необходимости останавливать поезд стоп-краном;
  • информировать туристов о профилактике желудочно-кишечных расстройств.

При посадке туристов в поезд руководитель группы следит за их размещением по купе, проверяет, нет ли отставших от поезда.

Авиационный маршрут требует особой дисциплины, точности, порядка, слаженных действий туристов. Для руководителя туристской группы сложность путешествия на авиационном маршруте заключается в особых правилах оформления транспортных документов перед вылетом самолета, в случаях отмены или задержки вылета.

В аэропорту руководитель туристской группы за 1,5-2 ч до начала регистрации уведомляет представителя авиакомпании о количестве туристов и напоминает ему о международной практике, согласно которой группы туристов проходят регистрацию вне очереди. После объявления начала регистрации туристы самостоятельно регистрируются, следуя друг за другом, не разбивая очередь остальными пассажирами. Руководитель группы следит за тем, чтобы группа не разбредалась по залу ожидания и по пунктам питания.

В момент посадки туристов в самолет руководитель туристской группы должен находиться у трапа и зайти в самолет после входа всех туристов группы. Сложность авиационного туристского маршрута для руководителя заключается в возможных задержках рейсов по причине неблагоприятных погодных условий или иных обстоятельств. В этом случае руководитель должен поставить отметки на билетах о длительности задержки и сообщить о времени вылета как своей, так и по возможности принимающей турфирме. Длительная задержка вылета может привести к отказу туристов от полета. Руководителю группы следует сообщить об этом своей турфирме, а у дежурного или диспетчера по транзиту поставить на авиабилетах отметку следующего содержания: «Невылет по метеоусловиям, места сданы, пересчет без удержания». Эта запись с указанием числа и времени заверяется подписью должностного лица и печатью. Если задержка самолета происходит в промежуточном аэропорту, руководитель туристской группы должен выяснить ее длительность и, если она продолжительна, принять необходимые меры для размещения туристов в гостинице. Все затраты, связанные с временным проживанием в пункте вынужденной остановки, берет на себя авиаперевозчик.

При обслуживании туристов на автобусном маршруте руководитель туристской группы обязан:

  • убедиться, что автобус по техническому, санитарному состоянию и оборудованию отвечает установленным требованиям;
  • уточнить с водителем путь следования и его особенности (ремонт дороги, автомобильные заторы и др.);
  • представить туристам водителя.

При проведении автобусного маршрута руководитель туристской группы находится в постоянном контакте как с туристами, так и с водителем автобуса.

Туристский маршрут на речном и морском транспорте требует от руководителя группы участия в досуговых мероприятиях, проводимых на судне.

Этапы выполнения внутреннего тура. Участие руководителя туристской группы в выполнении внутреннего (непоходного) туристского маршрута имеет специфические особенности по сравнению с зарубежным туром: с одной стороны, отсутствие языкового барьера и знание российского менталитета позволяют избежать многих сложных проблем не прибегая к официальным мерам организационного и юридического характера, с другой стороны, часто возникающая рассогласованность в работе партнеров, их необязательность, внезапное появление обстоятельств непреодолимой силы (не относящихся к форс-мажорным) создают определенные трудности в выполнении тура. В общем и целом работа руководителя группы на внутрироссий- ских маршрутах технологически совпадает с работой за рубежом.

Этапы выполнения туристского маршрута, который по целевой направленности можно отнести к походу, имеют свои особенности. Главная из них - предварительное изучение маршрута руководителем маршрута или инструктором, в ходе которого необходимо:

  • найти самый легкий и безопасный подход к объекту (реке, горе, перевалу и т. д.);
  • выявить общие и специфические опасности, характерные для данного района;
  • определить местоположение и степень трудности технически сложных участков;
  • установить наиболее удобные и безопасные места для привалов;
  • определить возможные пути обхода опасных мест и возвращения при отказе от маршрута;
  • выбрать характерные ориентиры на маршруте;
  • уточнить трудные для преодоления участки маршрута;
  • подготовить необходимое техническое оснащение для прохождения маршрута;
  • наметить пути экстренной эвакуации в случае неблагоприятных ситуаций на маршруте.

Наряду с изучением туристской трассы, программы и условий обслуживания инструктор уделяет внимание подготовке общего и специального снаряжения, комплектованию медицинской аптечки. В медицинской аптечке путешественника обязательно должны быть: йод, бинт, пластырь, активированный уголь, желудочные антисептики, спазмолитики, кардио-препараты, анальгетики, антиаллергиче- ские препараты.

Подготовка к походу включает проведение обязательного медицинского освидетельствования всех участников, инструктаж по технике безопасности на маршруте и оказанию первой медицинской помощи. Инструктор проводит беседу о предстоящем походе, акцентирует внимание на особенностях маршрута, естественных препятствиях, опасных местах. Туристам разъясняется важность строгого соблюдения дисциплины, правил поведения, режима бодрствования и отдыха.

Тщательно продумывается система питания на маршруте. В зависимости от конкретных условий прием пищи планируется в столовых, кафе, на турбазах, в приютах ит.п., или предполагается самостоятельное питание.

При подготовке к маршруту группа готовит средства передвижения (лодки, мотосани, лыжи и др.). От их технического состояния зависят безаварийное прохождение маршрута и объем возможных ремонтных работ. На определившийся и официально утвержденный состав туристской группы оформляются выходные документы: маршрутная книжка и маршрутный лист. В маршрутной книжке указываются номер маршрута и группы, фамилии, имена и отчества всех участников похода, основные данные о них и инструкторе, схема маршрута с запасными вариантами и график движения группы. Описываются препятствия, встречающиеся на маршруте, и способы их безопасного преодоления. Здесь же помещается краткий план работы инструктора с группой. Выделяется место для замечаний старшего инструктора о проведении маршрута и работе инструктора. В маршрутной книжке указываются также и общественные должности - обязанности участников похода.

Инструктор должен познакомить туристов с правилами проведения соревнований, туристских спортивных походов и с Кодексом путешественника, в котором отражены основные морально-этические принципы поведения членов туристской группы.

В момент комплектования туристской группы или в начале путешествия инструктор может подобрать себе помощников из наиболее активных и дисциплинированных туристов, выяснить, нет ли среди туристов медицинского работника.

В походе каждый турист выполняет общественную работу в соответствии со своими способностями и желаниями. Инструктор продумывает варианты распределения обязанностей и высказывает их на организационном собрании группы.

В туристской группе обычно бывает несколько основных общественных должностей.

Староста - первый помощник инструктора. Обычно это самый опытный или наиболее авторитетный турист. Он участвует во всех организационных мероприятиях подготовки маршрута, следит за самочувствием всех членов группы, регулирует их нагрузку на маршруте. В походе, по указанию инструктора, он обычно или направляющий, или замыкающий.

Ответственный за снаряжение отвечает за получение и правильное использование общественного инвентаря, распределяет его между участниками похода.

Ответственный за питание организует получение необходимого количества продуктов для похода и их упаковку, распределяет весь запас продуктов между участниками. На маршруте учитывает расход продуктов в соответствии с раскладкой по дням. Ежедневно перераспределяет остающиеся продукты между туристами для равномерной их загрузки.

Культорганизатор подготавливает и организует проведение развлекательных и культурных программ, пение у костра, игры и другие мероприятия.

У участников похода могут быть и другие обязанности, например, механика, физорга, ответственного за ведение дневника, санитара, фотографа, кинооператора, художника и др. В зависимости от потребностей группы одни и те же обязанности могут выполнять несколько туристов.

Если на маршруте отсутствует сопровождение авто- или мототранспортом, важной задачей становится правильное распределение груза между участниками. Личное снаряжение переносится, как правило, каждым туристом самостоятельно. Общественное снаряжение и продукты питания распределяются по возможности равномерно между всеми туристами. Груз, переносимый женщиной, должен составлять от половины до 2/3 загрузки мужчины, а более сильные участники должны быть загружены больше, чем слабые и менее опытные.

Каждому туристу перед выходом на маршрут необходимо:

  • проверить и привести в порядок личное снаряжение;
  • хорошо выспаться;
  • одеться в соответствии с метеорологическими условиями;
  • уложить в рюкзак снаряжение и продукты питания;
  • проверить, хорошо ли обута обувь, нет ли складок на носках;
  • сытно поесть, выпить горячий чай или кофе;
  • выйти на маршрут в указанное время.

Организация продвижения туристской группы в походе зависит от многих обстоятельств: принятого тактического плана, времени года и погоды, рельефа и сложности пути, веса рюкзаков, подготовленности и состояния участников.

Большое значение в походной жизни имеет правильно выбранный режим дня, учитывающий природные особенности местности и сложность маршрута. Инструктор должен знать продолжительность дневных переходов и учитывать при этом вес рюкзаков и физическую подготовку туристов.

Инструктор должен планировать постепенное нарастание километража. При сложном профиле трассы для физически подготовленных туристов самым тяжелым бывает второй и третий дни похода. Поэтому в этих условиях в первые три дня не следует планировать увеличения проходимого расстояния и стараться обеспечить постепенное возрастание нагрузок ко второй части путешествия. На нее, как правило, планируется оставлять технически наиболее сложные участки местности. На привалах инструктор вместе с помощником должен организовать подвижные игры, спортивные состязания, купание, занятия по самоконтролю за состоянием здоровья и самомассажу. В таежных походах особое внимание следует уделить регулярному самоосмотру и взаимоосмотру.

Во время проведения похода инструктор организует преодоление туристами сложных участков, длинных переходов, производит предварительную разведку труднопроходимых мест, определяет необходимость и способы страховки, обеспечивает безопасное оборудование привалов и ночлегов. При резком ухудшении погоды во время нахождения туристов на маршруте инструктор должен принять необходимые меры безопасности, прекратить передвижение, разместить туристов в безопасных местах и по возможности вернуться с ними на основные, промежуточные базы или в ближайшие населенные пункты.

Безопасность похода помогает обеспечивать сотрудничество туристской фирмы с региональным управлением МЧС, ДПС, органами общественного порядка, местными органами спасания на водах, учреждениями здравоохранения, гидрометеорологической службой.

Связь с МЧС устанавливается перед выходом группы на маршрут и поддерживается по прибытии на начальный и конечный пункты маршрута. Руководитель туристской группы, используя средства связи на протяжении всего маршрута, контактирует с сотрудниками МЧС.

На всем протяжении маршрута туристы должны подчиняться указаниям руководителя и (или) инструктора, отвечающего за правильность прохождения маршрута, безаварийность, за жизнь и здоровье участников группы.

Впечатления о походе желательно закрепить организацией прощального мероприятия, например костра, а после возвращения - встретиться для просмотра фотографий, видеофильмов, обменяться мнениями о проведенном времени и обсудить планы будущих путешествий.

Завершение любого маршрута предполагает включение в его программу какого-либо кульминационного момента, который запомнится туристам и будет способствовать дальнейшему привлечению клиентов. Это может быть прощальный ужин или прогулка по городу либо на кораблике по реке, последний костер и т. д.

Сбор отзывов и пожеланий туристов - не обязательный, но очень желательный элемент маршрутного этапа. Туристы могут заполнить небольшие анкеты, предлагаемые администрацией гостиницы, руководителями группы и сотрудниками турфирмы. Для этой же цели можно использовать и современные средства, такие как Интернет (можно поместить свой отзыв на сайте турфирмы или отправить по электронной почте). Практика сбора отзывов и предложений необходима для туристской компании, так как является в одном случае (при положительных отзывах) дополнительной и, что немаловажно, бесплатной рекламой, в другом (при отрицательных отзывах) - позволяет адекватно оценить уровень услуг на маршруте и улучшить их качество.

Работа менеджера турфирмы и руководителя туристской группы на заключительном этапе связана в основном с документами. Руководитель группы обязан оформить отчет о выполнении тура. Если тур выполнялся без руководителя группы, отчет составляет менеджер соответствующего направления.

Отчет может быть представлен как в произвольной, так и в формализованной форме. Важно, чтобы в любом из вариантов были отражены все особенности тура, проанализированы проблемные ситуации, возникшие на маршруте, а также даны рекомендации по совершенствованию маршрута тура. Опираясь на эти рекомендации, сотрудники турфирмы периодически обсуждают с партнерами возможности улучшения обслуживания на маршруте.

Министерство образования и науки Республика Бурятия

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Л.А.Цурикова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока

МДК 02.01. «Технология и организация сопровождения туристов»

Тема:

Улан-Удэ, 2017 г

Рассмотрен на заседании ЦК УТВЕРЖДАЮ

Туризм Зам.директора по УПР

Протокол № ____ «__» ______ 2017г. ____ / Т.Ю.Гужвина/

Председатель ЦК _________/Л.А.Цурикова/

Составитель: Цурикова Л.А. преподаватель профессионального цикла ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Рецензент – методист Эрдынеева Т.В.

Методическая разработка открытого урока по МДК 02.01 «Технология и организация сопровождения туристов» для обучающихся по специальности «Туризм»: учебное пособие для учреждение СПО/ Л.А.Цурикова.- ГБПОУ «БКТиС», 2017 .-40 с.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей среднего профессионального образования по специальности «Туризм».

Содержание

План урока ……….………………………..……………………..

Самоанализ урока…………………………….….……………………

Список литературы……………………….….…….………………….

Приложения ………………………………………..…………………

22-38

Пояснительная записка

Методическая разработка открытого урока разработана для студентов по подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.10 «Туризм» в части освоения основного вида профессиональной деятельности.

Тема учебного занятия входит в программу профессионального модуля «Предоставление услуг по сопровождению туристов» предназначена для того, чтобы сформировать у выпускника систематизированные знания о технике и тактике туризма, стратегии туризма, транспортном обслуживании, обеспечение безопасности на маршруте. С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся, в ходе освоения профессионального модуля должен получить практический опыт по

Оценки готовности группы к турпоездке;

Проведения инструктажа туристов на русском и иностранном языках;

Контроля качества предоставляемых туристу услуг;

Составления отчета по итогам туристской поездки;

В ней содержатся практические рекомендации по организации учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков обучения, способствующие повышению мотивации при изучении информатики.

В соответствии с методической целью урока, был подобран учебный материал, который представляет собой методическую разработку по МДК 02.01«Технология и организация сопровождения туристов». В методическую разработку включены: план занятия, самоанализ открытого урока, приложения, список использованных источников информации.

Первая часть содержит в себе методику преподавания урока, в которой формулируются все его этапы: тема, задачи урока (основные вопросы), цели урока, оборудование и дидактический материал.

Вторая часть состоит из презентации к уроку, которая используется преподавателем непосредственно в процессе обучения и практического этапа обучения. Так же во вторую часть входит материалы для работы обучающихся во время урока.

Разработка данного открытого учебного занятия может быть применена педагогами, как возможный вариант изучения темы.

Утверждаю

Зам.директора по УПР

__________/ Т.Ю.Гужвина/

План

открытого учебного занятия

Дата 17.03.2017 Курс 1 Группа ТР-416

ФИО преподавателя: Цурикова Лариса Алексеевна

МДК 02.01: Технология и организация сопровождения туристов

Тема раздела Тема 1.4 Правила проведения инструктажа туристской группы

Тема урока: Организация движения на маршруте. Ориентирование на маршруте. Техника бивачных работ.

Тип урока Урок совершенствования и развивающего контроля

Вид урока Урок туристский конкурс

Цели урока:

Образовательная:

Закрепление знания туристическая палатка, туристские узлы, рюкзак, топография, правила первой медицинской помощи, правила движения в лесу, правила преодоления препятствий, продукты для туристов

Способствовать формированию умений по оценке готовности группы к турпоездке;

Воспитательная:

Привитие интереса к специальности, самостоятельности, формирование ОК.

Развивающая:

- развитие алгоритмического и логического мышления, визуальной и аудиальной памяти, внимательности, развитие психологических качеств. Формируемые общие компетенции :

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий деятельности.

Методы обучения:

  • словесный;

    наглядный;

    практический;

    проблемно-поисковый метод;

    исследовательский метод.

Средства обучения и инвентарь:

    рюкзак

    палатка

    образцы туристских узлов

    аптечка

    топографические знаки

    искусственные кочки

    продукты

    презентация «Своя игра»;

Форма организации процесса обучения:

Работа в группах, индивидуальная и коллективная.

Междисциплинарная связь : Биология, География, Краеведение, ОБЖ, История

Программное обеспечение: Компьютеры с операционной системой MS Power Point

Структура урока:

    Организационная часть (2 мин);

Сообщение темы и целевая установка на урок

Видеосюжет «Мы идем в поход?»;- (5минут);

    Актуализация ранее усвоенных ЗУНК студентов - (3 минут)

    Туристский конкурс - (60 минут)

    Подведение итогов- (8 мин)

    Домашнее задание- (2 мин)

План

    Оргмомент

    Просмотр видеосюжета (мотивация);

    Инструктаж по технике безопасности;

    Ознакомление с Правилами конкурса;

    Выполнение работы студентами по маршруту на указанных точках маршрута.

    Подведение итогов учебного занятия и рефлексия

7.Награждение. Оценивание.

8.Домашнего задания и его инструктаж

Технологическая карта учебного занятия

Тема: «Организация движения на маршруте. Ориентирование на маршруте. Техника бивачных работ»

Ход учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

Формируемые компетенции

ПК

ОК

1.Организация начала занятия

Приветствие, проверка готовности к занятию.

(учебный кабинет)

Готовятся к работе на занятии,

2 мин

ОК1,6,8

2.Сообщение темы и целевая установка на урок Мотивация учебной деятельности

На экране показан случай из жизни: «Мы идем в поход?»

Преподаватель подводит студентов к формулированию ими темы и цели урока, которую необходимо достигнуть в ходе занятия. (учебный кабинет)

Анализируют размышляют и отвечают на вопрос, в ходе беседы формулируют цели урока;

Отвечают на вопросы по технике безопасности на скалодроме.

5 мин

ПК 2.1,2.2

ОК 1,4,5

3.Актуализация ранее усвоенных ЗУНК студентов

3.1. Беседа

Преподаватель предлагает выбрать 4 капитана и набрать себе команду, когда студенты поделились на 4 команды, педагог им выдает маршрутные листы и проводит инструктаж о характере выполнения задания.

Преподаватель знакомит команды с членами жюри. (учебный кабинет)

Слушают установку педагога, разделяются на команды и выбирают капитана.

Капитаны команд раздают эмблемы своей команде.

3 мин

ПК 2.1,2.4

ОК1,6,8

3.2.Выполнение заданий на этапах

Педагог объяснят правила на маршруте согласно прописанным этапам

1этап: электронная игра на знание достопримечательностей «Своя игра» (учебный кабинет)

2 этап: сбор и установка палатки (приложение 1)(спортивный зал)

3 этап: медицина наложение повязок при переломе руки в разных местах (приложение 2) (учебный кабинет)

4 этап: топография определение топографических знаков (приложение 3) (учебный кабинет)

5 этап: «кочки» оценивается качество прыжков по искусственным кочкам, при заступах начисляются штрафные очки(спортивный зал)

6 этап: туристские узлы оценивается качество завязывание узла (приложение 4) (учебный кабинет)

7 этап : траверс движение по искусственным препятствиям, оценивается качество прохождение дистанции(количество срывов)

(приложение 5)(скалодром)

8 этап :рюкзак оценивается правильность складывания вещей в рюкзак (приложение 6) (учебный кабинет)

9 этап: продукты необходимо выбрать только те продукты, которые можно брать в поход

(приложение 7) (учебный кабинет)

Заполняют задание, выставляют соответствующие баллы в маршрутный лист который находится у капитана. «Жюри» выставляет за каждый правильный ответ и правильно выполненное задание 5 балл.

60 мин

ПК 2.3,2.4,2.5,2.6

ОК1,2,3,4,5,6,7,8,9

4.Подведение итогов урока и рефлексия

Преподаватель задает вопросы:

Достигнуты ли цели урока?

Что вы научились делать?

Просит «Жюри» предоставить количество баллов заработанные в ходе урока в каждой команде. Преподаватель выбирает команду, которая заработала максимальное количество баллов.

46-50 баллов оценка «5», 37-45 баллов оценка «4», 25-36 баллов оценка «3». Выявляет победителя по итогам суммирования баллов. Подводит итог занятия.

Рефлексию проводит преподаватель.

На доске размещен плакат, на котором студенты должны будут написать настроение от проведенного урока, усвоили они урок, понравился ли урок им. (учебный кабинет)

Отвечают на вопросы

слушают

Студенты пишут, рисуют свои впечатления, пожелания, настроение, и оценку своей работы на уроке.

8 мин

ПК2.2,2.3

ОК 2,3,4

5.Домашнее задание

Диктует:

1.Сделать фото коллаж по проведенному туристскому конкурсу (демонстрация примеров).

2. Благодарит студентов за урок(учебный кабинет)

Записывают в тетради и запоминают.

Слушают.

2мин

Самоанализ урока по МДК 02.01 «Технология и организация сопровождения туристов» на тему

«Организация движения на маршруте. Ориентирование на маршруте. Техника бивачных работ»

Занятие проведено в группе: Тр – 416.

В группе 23 студента, средняя по своим способностям и уровню знаний. На уроке присутствовало 18 студентов. Среди них выделяются четверо студентов, которые являются хорошистами в учебе, очень активны, сообразительны. Двое студентов работоспособны, но их постоянно нужно мотивировать. Есть слабые студенты. В целом группа работоспособна, общительна, идет процесс сплочения коллектива и адаптации друг к другу. Лидером группы является Перезовчикова Анастасия староста группы.

Данный урок проводится по плану в соответствии с календарно-тематическим планированием. Для проведения урока я использовала активную форму – туристский конкурс, что способствует активизации мыслительно-познавательной деятельности студентов.

На урок были поставлены следующие цели:

Образовательная цель:

Закрепление знаний: туристическая палатка, туристские узлы, рюкзак, топография, правила первой медицинской помощи, правила движения в лесу, правила преодоления препятствий, продукты для туристов

Способствовать формированию умений по оценке готовности группы к турпоездке; достигали знания студенты на каждом этапе маршрута.

Воспитательная цель:

Развитие познавательного интереса, логического мышления

при разработке маршрута я учитывала интерес студентов в формировании ОК.

Развивающая цель:

- развитие алгоритмического и логического мышления, визуальной и аудиальной памяти, внимательности, развитие психологических качеств. При поиске ответов на вопросы студенты строили алгоритм ответов.

Анализ структуры и хода урока.

Структура урока соответствует целям урока и его типу – это урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Организационный момент занял 2 минуты. На данном этапе преподаватель подвел со студентами инструктаж по технике безопасности к Целевая установка на урок заняла 5 минут. Для формулирования студентами темы и цели урока, которую необходимо достигнуть в ходе занятия, просмотрели видеосюжет и сформулировали тему и цель урока.

На этапе актуализация ранее усвоенных ЗУНК студенты работали 60 минут, все справились с заданием, работали в хорошем темпе.

В конце урока в течение 8 минут были подведены итоги при помощи членов жюри, проанализированы ошибки, высказаны пожелания, выставлены оценки. Рефлексия была проведена при помощи акварельных красок, где каждый нарисовал на плакате при помощи рисунка и цвета свое настроение после урока.

Домашнее задание было дано по примеру ранее выполненных фотоколлажей.

Анализ методики проведения урока.

На данном уроке использовались различные методические приемы согласно выбранной темы; методы и средства: беседа, работа за компьютером, работа в команде. Методические приемы соответствовали целям урока и способствовали формированию универсальных учебных действий.

Мои взаимоотношения со студентами на уроке носили характер сотрудничества и взаимопонимания.

Во время выполнения конкурсных заданий мною совместно с судьями проводился контроль за качеством выполнения заданий.

Мною была проведена рефлексия, где ребята написали свои впечатления, пожелания, настроение, и оценку своей работы на уроке.

При подведении итогов урока капитаны команды сдали маршрутные листы с итоговыми баллами по всем этапам совместно, вывели оценки. Я проаргументировала выставленные оценки за урок.

Домашним задание было выполнение фото коллажа в форме творческого задания.

Результаты работы команд в течение урока

Считаю, что урок достиг триединой дидактической цели. В ходе урока мной поддерживался хороший эмоциональный фон. На всех этапах урока студенты активно работали. Считаю, что урок в системно-деятельностном подходе и участие в различных конкурсах мотивирует их к изучению данной профессиональной дисциплины.

Какие у меня были трудности? Так как данный урок проходил сразу в нескольких аудиториях, необходимо было действовать очень слаженно с командой судей для обеспечения техники безопасности.

Список литературы

1.Дюжина Н.Н. География туризма: Учебное пособие/ Н.Н.Дюжина.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Саратов: ООО «Фоссет-М», 2013.-256с.

2.Зайцева Н.А. Практикум по менеджменту туризма. Ситуации и тесты: учебное пособие/Н.А.Зайцева.-2-е изд., исправ. и доп.- М.: ФОРУМ,2011.-168с.-(Высшее образование)

3.Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учебное пособие /А.Б.Косолапов – 2-е изд.,стер. - М.: КНОРУС, 2010.-288 с.- (Среднее профессиональное образование)

Приложения

Приложение 1

Условия конкурса(Правильно собранная палатка не имеет складок)

Приложение 2

Условия конкурса(Соблюдение правил наложения повязки)

Приложение 3

Условия конкурса (Правильное определение 10 топознаков)

Приложение 4

Условия конкурса (Правильное завязывание узлов)

Приложение 5

Боковой траверс

Условия конкурса (Прохождение трассы без срывов)

Приложение 6

Условия конкурса (Правильная последовательность укладки вещей и снаряжения)

Приложение 7

Продукты для похода

Условия конкурса (Отбор продуктов пригодных для похода)

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №1

Название этапа

Контрольное время

Оценка(подпись)

1

«Своя игра»

10

2

Палатка

10

3

Продукты

5

4

Медицина

7

5

«Кочки»

3

6

Тур.узлы

5

7

Боковой траверс

10

8

Топография

3

9

Рюкзак

7

Итого

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №2

КОМАНДА__________________________________

Название этапа

Контрольное время

Оценка(подпись)

1

Рюкзак

7

2

Продукты

5

3

Топография

3

4

«Своя игра»

10

5

Тур.узлы

7

6

Боковой траверс

10

7

Медицина

5

8

«Кочки»

3

9

Палатка

10

Итого

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №3

КОМАНДА__________________________________

Название этапа

Контрольное время

Оценка(подпись)

1

Продукты

5

2

«Кочки»

3

3

Тур.узлы

7

4

Боковой траверс

10

5

Медицина

5

6

Рюкзак

7

7

«Своя игра»

10

8

Палатка

10

9

Топография

3

Итого

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №4

КОМАНДА__________________________________

Название этапа

Контрольное время

Оценка(подпись)

1

Палатка

10

2

Боковой траверс

10

3

Медицина

5

4

Топография

3

5

«Своя игра»

10

6

Тур.узлы

7

7

«Кочки»

3

8

Рюкзак

7

9

Продукты

5

Итого