Псково печерский мужской монастырь. История становления Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Дата публикации или обновления 01.02.2017

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь.

Адрес Псково-Печерского мужского монастыря: 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5.
Проезд к Псково-Печерскому мужскому монастырю: любым транспортом до г. Пскова, далее с автовокзала автобусом или маршрутным такси до г. Печоры.
План Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря.
Сайт Псково-Печерского монастыря: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru

История Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря.

Основание обители

Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгиней Ольгой , которая, по преданию, родилась в веси Выбутской близ Пскова.

Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца “гласы поющих неизреченно и прекрасно” и ощутили благоухание “яко от множества фимиама”.

Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”.

Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка.

Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона - непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г.Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер.

В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове.

Здесь он впервые услышал о “Богом зданной пещере”. Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители.

По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память его и преподобного Марка совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы - 19 марта/ 1 апреля.

Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев.

Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

Расцвет обители в 16 веке

Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в 20-е годы ХVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.

В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери “в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских “торговых людей” Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).

В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.

К концу 20-х годов ХVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.

Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.

Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда “убогое место” пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156 г.), Снетогорский (ХIII в.), Велико-Пустынский (1404 г.), Спасо-Елеазаровский (1447 г.) - уступали первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.

Противостояние польско-литовскому войку

Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине ХVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.

Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу.

29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.

5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню - древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие - что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”.

Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7 неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой “Умиление” во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители - из Успенского в Михайловский храм и обратно).

В начале ХVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность. Еженедельно печорские школьники собираются на занятия Воскресной школы и иконописного класса. Многие из них поют в детско-юношеском хоре.

В Майском микрорайоне города Печеры совершаются богослужения в новопостроенном храме в честь Рождества Христова и Свт. Тихона, Патриарха Московского. При храме также работает воскресная школа, создан детский хор.

На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит. Началось строительство монастырского скита и на берегу Мальского озера.

И ныне в монастыре по милости Божией не угасают светильники истинного благочестия, дивные старцы, которых ныне знает едва ли не весь православный мир: архимандриты Иоанн (Крестьянкин) и Адриан (Кирсанов) – живое предание Церкви, святого Православия и смиренного иноческого жития.

Всей духовной, просветительской деятельностью монастыря руководит Высокопреосвященнейший Евсевий, архиепископ Псковский и Великолукский, священноархимандрит Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с Духовным Собором старцев благославляя и освящая труды иноков.

И дай, Господи, чтобы по молитвенному заступлению Пречистой Богородицы не пресеклась традиция печерского подвижничества, чтобы и впредь монастырь оставался светлым воплощением идеала Православной Святой Руси.

Долгое время в СССР считалось, что есть только два монастыря: Троице-Сергиева лавра и он. Именно в нем в лохматые девяностые 15 века были пещеры, где люди служили богу. Именно здесь можно пройтись по этим “Богом зданным” пещерам и увидеть много интересного. Итак, Гав едет в Псково-Печерский монастырь, который находится где? Правильно, на земле Псковской! Читайте да и узнаете все о маршруте Гава, стоимости и фишках – что обязательно нужно сделать, чтобы ваша поездка осталась незабываемой.

Как добраться

Расписание маршрута 207 лучше заранее уточнить на сайте автовокзала, чтобы вы могли подстроиться под свою поездку на pskovavtotrans.ru . Стоимость – 100 руб.

Добраться до Псково-Печерской лавры на самом деле просто. Ежедневно, практически каждые полчаса от автовокзала Пскова отходят автобусы 207 маршрута, где за 100 рублей можно доехать прямиком до поселка Печоры, на границе с Эстонией. В нем и находится знаменитый монастырь.

Сам автобус в Печорах останавливается на местном автовокзале, откуда буквально за 10 минут можно дойти до монастыря.

По пути от остановки встретится множество лавочек с сувенирной продукцией.

По дороге я закупил объемные магнитики, которые я так обожаю. Цены не кусаются, и мест, где еще продают сувенирку, замечено не было. Поэтому если поедете в это замечательное место, то вполне хорошее место закупиться интересными штуковинами.

При входе не забывайте уважать религиозный объект и помните, что женщинам нужны обязательно – платочек и юбка. Кто забыл – у входа есть необходимые реквизиты, так то если что, можно будет воспользоваться. Но Гав советует носить свое.

У его входа можно заказать экскурсию на пару часов. Стоимость на 2х – 800 рублей. На одного мыша – 500 руб. Это в местном экскурсионном центре, который стоит прям рядом со входом в монастырь. Однако там же можно и встретить частников-экскурсоводов (узнать можно по бейджику), с которыми можно поторговаться. Отказавшись от экскурсий как Мышь весьма образованная и начитанная, я решил осмотреть монастырь сам.

Псково-Печорский монастырь

Итак, мышатки! Сколько уже веков на этом месте живут монахи, неизвестно, так как исследований нет. Предположительно в конце 14 века в пещерах природного происхождения жили монахи, которые по легенде бежали с юга, спасаясь от набегов татар.

По легенде пещеры, включая главную пещеру, были вновь обнаружены Иваном Деменьтевым во второй половине 15 века уже с надписью над входом “Богом зданная пещера”.

Гав информирует: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь - один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вокруг храма впоследствии образовалась обитель. Для защиты от нападения немцев, шведов и поляков, Москва укрепила монастырь крепостными стенами.

Современный комплекс включает в себя:

  • Успенскую пещерную церковь
  • Церковь Николы Вратаря
  • Большую звонницу
  • Михайловский собор
  • Сретенский храм
  • Ризницу
  • Стены и башни

Готовы смотреть? Тогда как обычно: хвост в лапы и вперед!

Пещеры Печерского монастыря

Главный пещерный комплекс, как мы уже говорили, носит название “Богом зданная пещера”, и состоит из Успенской пещерной церкви с обходной галереей, подземной церковью и подземными галереями.

Здесь хранятся мощи преподобного Корнилия, одного из самых первых игуменов обители, погибшего смертью мученика по приказу Ивана Грозного, который подозревал игумена в измене.

В монастыре доступно две пещеры – ближняя и дальняя. В ближнюю вход свободный, но без фотоаппарата. В дальнюю вход только по записи с экскурсией, поэтому я, мышь-дикарь-путешественник, к сожалению туда не попал. Но думаю у вас есть шанс (расскажите в комментариях, что он не увидел). Так что продолжил свой путь по монастырю.

Церковь Николы Вратаря и Большая Звонница

Церковь Николы Вратаря построена по проекту преподобногоКорнилияне позднее1565 годапри строительстве крепостных стен вокруг монастыря. Церковь соединяется с одной из оборонительных башен крепостной стены.

Виды буквально открыточные!

Полюбовавшись вдоволь этим местом, мы потопали к востоку от Успенского собора. По той же линии находится каменная Большая звонница.

Гав информирует: Большая звонница - одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове). Насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.

А это дом настоятеля:

Когда ещё увидишь настоящую кибитку царицы Анны Иоанны?

Михайловский собор и святой колодец

В 1812 году, в минуту, когда над городом нависла опасность, местные жители обратились за помощью в Печерскую обитель, и с иконой Успения Богоматери, которая в 1581 году освободила город от войск Батория, был осуществлен крестный ход вокруг всего города. Чудо это или нет, но в тот же день Полоцк был взят русскими войсками под руководством генерала-фельдмаршала Витгенштейна Петра Христиановича, в честь которого и построили новый собор.

Окончание строительства датировано 1820 годом. В 1827 году храм принял свой окончательный облик и был освещен. Освящение посвящалось Архангелу Михаилу, святому защитнику воинов.

Захватите с собой бутылку! Вода в святом колодце очень вкусная!

Налюбовавшись местными достопримечательностями, голова моя пошла кругом. Столько историй, столько красоты! На свое счастье я заметил небольшой колодец. Как оказалось, святой, с забавным механизмом по выкачиванию воды. Нужно потрудиться, чтобы добыть немного влаги.

Псково-Печерский монастырь - одна из самых известных монашеских обителей России. Знаменита своими старцами, такими, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Савва (Остапенко), преподобный Симеон (Желнин) и многими другими.

За все время существования монастырь никогда не закрывался, несмотря на разорительные набеги немцев, шведов, литовцев и давление советской власти.

Расположен в 50 километрах от Пскова. Свое название - Печерский - монастырь получил благодаря природным пещерам около ручья Каменца. В церковной традиции их принято называть «Богом зданные (то есть созданные) пещеры».

Первыми в этих местах поселились монахи , бежавшие в XIII-XIV веках на север от набегов татаро-монголов. Летопись сохранила имя одного из первых монахов - преподобного Марка.

Годом основания монастыря считается 1473-й, когда была освящена Успенская церковь. Ее выкопал в склоне холма преподобный Иона (до монашества - священник Иоанн). Он и преподобная Васса (до монашества - супруга Иоанна Мария) считаются основателями обители. Среди других почитаемых святых Псково-Печерского монастыря - и его соратник преподобный Вассиан, убитые по приказу царя Ивана Грозного, преподобный Симеон (Желнин).

В ХХ веке монастырь славился своими старцами, мудрыми духовными руководителями монахов и мирян. В монастырь приезжали за советом к архимандриту Иоанну (Крестьянкину), схиигумену Савве (Остапенко), схиархимандриту Агапию (Агапову) и другим старцам. В 1957 году в Псково-Печерском монастыре поселились вернувшиеся в СССР из Ново-Валаамского монастыря (Финляндия) старцы Михаил (Питкевич), Лука (Земсков) и другие.

В монастыре провел последние годы своей жизни митрополит Вениамин (Федченков), выдающийся церковный писатель, проповедник и старец.

Среди настоятелей монастыря последнего времени особенно выделялся архимандрит Алипий (Воронов), ветеран Великой Отечественной войны. Он смело противостоял советской власти, стремившейся закрыть монастырь и всячески досаждавшей монахам.

ВИДЕО НА сайт

Интересные факты о Псково-Печерском монастыре

    В 1547 году в Киево-Печерском монастыре побывал царь Иван Грозный. Настоятель монастыря игумен Корнилий вышел ему навстречу за ворота, но царь был разгневан и приказал отсечь игумену голову, что тут же и сделали царские слуги. Голова мученика катилась до самых ворот монастыря, оставляя кровавый след. С тех пор дорожка к монастырским воротам называется Кровавый путь.

    В монастыре хранятся три чудотворные иконы — , и древний чудотворный образ святителя Николая Мир-Ликийского.

    В отличие от большинства русских монастырей, Псково-Печерская обитель расположена не на возвышении — холме или высоком берегу реки — а в котловине между холмами.

    Наместником монастыря с 1949 по 1954 год был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии патриарх Московский и всея Руси. Уже став патриархом, он говорил, что самое счастливое время в его жизни — когда он был простым монахом в Псково-Печерском монастыре.

    Псковские пещеры имеют особенность — в любое время года температура в них +5 градусов. Поэтому пещеры использовались не для жизни монахов, как в Киеве, а как место для захоронения.

    В 2007 году архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель московского Сретенского монастыря, выпустил фильм « Псково-Печерская обитель» . В основе фильма — уникальные съемки монастырских старцев, сделанные в 1980-х годах архимандритом Тихоном (в то время еще не монахом, а студентом ВГИКа Георгием Шевкуновым).

Легендарный монастырь в Печорах псковской области славится своим уникальной красивой архитектурой, своими старцами, например известным святым , удивительным способом монахов звонить в колокола ногами с помощью веревки. Эта обитель очень любима и посещаема паломниками, крайне душевное святое место. Ниже вы сможете посмотреть авторские фото монастыря из необычных ракурсов.

Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь - один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нем пещерами (по-древнерусски — печорами), называемыми Богом зданными (т. е. созданными) пещерами.

В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой.

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

В 1967-2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Печоры монастырь пещеры

Печоры монастырь пещеры

Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современного монастыря нет, как не проводилось и научных исследований происхождения расположенных в монастыре пещер. Эти пещеры расположены в отложениях песчаника по берегам ныне существующего ручья Каменец.

На основании исследования других находящихся в Печорахпещер, о которых исследователем И. А. Агаповым был сделан вывод об их природном эрозионно-суффозионном происхождении, пещеры, находящиеся в Псково-Печерском монастыре, также могут быть природного происхождения.

Предания о начале монашеской жизни в этих пещерах зафиксированы в монастырской летописи и впоследствии развитые в псково-печерском патерике. Возможно, что некоторые подробности были добавлены к этим преданиям уже в ХХ веке. По преданию, пещеры стали известны местным жителям в 1392 году.

Эта условная дата, совпадающая с годом смерти Сергия Радонежского, была выбрана для указания символической преемственности духовной жизни. В пещерах поселились монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Из предания известно имя только одного из этих затворников, преподобного Марка, называемого «начальным иноком» монастыря.

Если ранние публикации предания указывают на легендарность личности Марка, то в более поздних изданиях истории монастыря Марк уже является персонажем историческим. Согласно преданию, земля вокруг будущего монастыря досталась Ивану Дементьеву, который случайно (по Божьему промыслу) нашел пещеру, на которой к тому времени уже была надпись «Богом зданные пещеры».

Печоры Псково-Печерский монастырь

Согласно монастырской летописи в 1470 году в пещере поселился священник Иоанн, ранее служивший в церкви великомученика Георгия в Юрьеве-Ливонском (Дерпте, ныне Тарту в Эстонии). Рядом с Богом зданными пещерами он ископал пещеру, в которой устроил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году.

В его трудах ему помогала супруга Мария, принявшая иноческий постриг с именем Васса. После ее кончины Иоанн принял постриг с именем Иона. Иван Деменьтьев передал участок земли инокам и вскоре вокруг храма образовалась маленькая обитель. Пещеры стали кладбищем для иноков .

Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз (согласно монастырской летописи ) подвергалась разорению со стороны ливонцев.

Подъем монастырской жизни, зафиксированный уже не только преданием в монастырской летописи, но и в псковской летописи, начался в 1519 году, когда Московское правительство в лице псковского дьяка великого князя Мисюря Мунехина и его подъячего Ортюша Псковитина «назирати убогое место, незнаемо никем же, под немецким рубежом» - распознали стратегическое значение положения монастыря напротив (в 20-ти километрах) от ливонской крепости Нейгаузен.

В 1523 году при игумене Дорофее стараниями Мунехина монастырь был укреплен деревянными стенами, расширен пещерный храм и на Святой горе поставлена церковь во имя Антония и Феодосия - основателей Киево-Печерской лавры.

Печоры монастырь фотографии

Печоры монастырь фотографии

Посвящением монастырского собора Успению (как в лавре), а церкви - Антонию и Феодосию, так же подчеркивалась переемственность духовной жизни и значительность нового монастыря . Следующий игумен Герасим ввел в монастыре общежительный устав по образцу Киево-Печерского, утвержденный так же и благотворителем монастыря Мунехиным

Лето - время, когда многие из нас отправляются в паломничество. Как удобнее добраться до выбранного места, где можно остановиться, как спланировать бюджет? Ответы на эти практические вопросы - в серии публикаций, которые мы рассчитываем подготовить с вашей помощью.

Псково-Печерский монастырь был всегда любим паломниками, однако рассказ о самой обители, о которой - мы уверены - вы и так прекрасно осведомлены, сейчас не входит в наши планы. Мы дадим информацию о том, как удобнее доехать в Печоры, где пожить и как попасть в число трудников. Итак, начнем с дороги.

Добраться в Печоры можно либо через Москву, либо через Питер, кому как удобнее. Фирменный поезд «Москва-Псков» (010А) отправляется каждый день в 18:30 с Ленинградского вокзала и прибывает в Псков в 7:30 утра.

По четным дням ходит еще один поезд «Москва-Псков» - 098А. Он уходит с Ленинградского вокзала в 15:35, прибывает в Псков в 5 утра (что дает надежду тем, кто вырвался всего на пару дней, сразу попасть на Литургию), да и билеты на него подешевле - 1450 рублей за плацкарт против 2000 рублей с копейками на поезде 010А. Вся загвоздка в том, что автобусы на Печоры начинают ходить куда позже 5 утра. Впрочем, до Печор можно взять машину - особенно если вы паломничаете вместе с друзьями.

Такси до Печор обойдется в 1000 рублей - может быть, летом чуть подороже, но сколько бы ни запросили, попробуйте сбить до этой, стандартной цены. Стоимость автобусного билета - 120-150 рублей. Таким образом, если вы едете вчетвером, каждый переплатит за такси рублей по 100-150 - так что этот вариант стоит принять к рассмотрению.

Внимание - важная подробность : автобусы, проезжающие через Старый Изборск (эта особенность указывается в расписании), идут дольше, поэтому, даже если такой рейс отправляется на полчаса раньше, чем обычный, смело его пропускайте - в противном случае потеряете намного больше времени.

Расписание автобусов компании «Нива», более комфортабельных, чем обычные пригородные, можно найти .

Расписание прочих изучайте .

Остается добавить, что автовокзал находится левее железнодорожного (если стоять к нему спиной), за сквером, в пяти минутах ходьбы.

Ну, а таксистов вы и так не пропустите - они встречают все поезда на привокзальной площади.

Осталось указать время пути до Печор: машина доедет минут за 40, автобус (не через Старый Изборск) будет идти около часа и привезет вас на центральную городскую площадь, от которой до монастыря - рукой подать.

Сюда же приходят и микроавтобусы из Санкт-Петербурга. Тем, кому стало страшно при слове «микроавтобус» и в воображении нарисовалась городская «маршрутка», сообщаем: не бойтесь, это очень удобные машины, ничем не хуже обычных междугородних автобусов.

Прямые перевозки по маршруту Петербург-Печоры осуществляет компания «Viking», чьи автобусы отправляются ежедневно в 17:30 от гостиницы «Россия» (паркуются неподалеку от памятника Н.Г. Чернышевскому), что у станции метро «Парк Победы», и прибывают в Печоры в 22:15. Билет, стоимость которого составляет 550 рублей, нужно заказывать заранее по телефону: 8-911-690-00-60 .

Идут микроавтобусы из Петербурга и до Пскова - например, компании «Стрижи» , чьи машины отправляются пять раз в день и идут во Псков около 4,5 часов с одной остановкой в Луге. Однако учитывая необходимость подбора стыковки, этот вариант куда более хлопотный.

Напрямую до Печор идут и микроавтобусы компании «Ю-Питер» - правда, всего несколько дней в неделю. Их расписание, меняющееся в зависимости от сезона, уточняйте на сайте компании или по телефону 8-921-112-54-54 .

Можно доехать из Питера до Пскова и на поезде, но только теперь - с пересадкой.

«Прямые поезда-экспрессы “Плесковъ” Санкт-Петербург-Псков, - сообщается на странице монастыре сайта “ВКонтакте” , - отменены, вместо них назначены поезда СПб-Строганово и Строганово-Псков; Псков-Луга и Луга-Санкт-Петербург, расписание которых составлено таким образом, что на станции пересадки можно осуществить переход из состава в состав.
В направлении Пскова пересадка осуществляется на станции Строганово, до которой надо ехать на электричке Санкт-Петербург-Луга отправлением с вокзала в 07:10. Будьте внимательны: пересадку надо делать именно в Строганово, а не в Луге (поезд на Псков уходит из Луги раньше прибытия электрички из Петербурга).
В направлении Санкт-Петербурга пересадка осуществляется на станции Луга-1, где достаточно перейти из состава в состав, который через 15 минут отправится на Санкт-Петербург».