Самые необычные дуэли в мире. Дуэли и дуэлянты

В XVI веке отмечалась тенденция разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между высокопоставленных особ (в том числе коронованных) посредством дуэльных поединков. Известно, что Карл V ( Германии) бросал Франциску I (французскому королю). Сам Наполеон Бонапарт, в свое время, получал приглашение принять участие в со шведским королем Густавом IV. История также хранит сведения и о неблагоприятных исходах подобных противостояний, например, король Франции Генрих II получил смертельное ранение в дуэльном поединке с графом Монгомери. Впрочем, с окончанием воцарилось равенство сословий, повлекшее всеобщее позволение выяснять отношения в столь благородном противоборстве.

Поначалу дуэли протекали торжественно и являли собою публичное действо. Во Франции на проведение дуэли требовалось одобрение короля, который присутствовал на поединке. При желании властитель мог в любой момент остановить происходящее жестом. Так, если король ронял скипетр наземь, противостояние немедленно прекращалось.

Дуэльный кодекс

Случай, произошедший в 1578 году, когда помимо самих дуэлянтов, в поединок оказались вовлечены и четверо секундантов, послужил поводом к созданию карающих мер, а также к регламентации дуэльного кодекса.

В дуэльном поединке принимают участие лишь двое: обидчик и тот, кому нанесено оскорбление.

Требовать удовлетворения можно лишь единожды.

Цель поединка – повышение уважения к собственной чести и достоинству.

Если один из дуэлянтов опаздывал на событие более чем на 15 минут – его считали уклонившимся от поединка.

Драться позволялось лишь на саблях, шпагах, да пистолетах.

Право выбора , а также первого автоматически предоставляется оскорбленному, в противном случае решается жеребьевкой.

Секунданты обязались не только принимать участие в разработке стратегии, но и строго следить за соблюдением правил.

Стреляющий не имеет производить выстрел в воздух.

Выстреливший обязан неподвижно стоять у барьера в ожидании ответного шага.

Кроме того, запрещалось надевать кольчуги, начинать дуэль без сигнала секунданта, отступать и тому подобное.

По окончании боя противники жали друг другу руки, и инцидент считался исчерпанным.

Следует отметить, что к концу XIX века дуэльный кодекс стал в разы гуманнее, нежели тот, что был характерен даже для первой половины того же столетия.

«Много ли мы видели поединков за правое дело? А то всё за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого», - писал Александр Бестужев-Марлинский в повести «Испытание». «Культура.РФ» вспоминает, как появилась традиция дуэли в России и каким русским литераторам приходилось защищать свою честь в поединке.

ИСТОРИЯ ДУЭЛИ

Ритуал дуэли берет свое начало в Италии. То ли жаркое солнце горячило кровь итальянцев, то ли покоя не давал южный темперамент - с XIV века местные дворяне начали искать в конфликтах повод для смертельного поединка. Так появился «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I.

Впервые у барьера в России оказались иностранцы, офицеры русской службы из «иноземного» полка в 1666 году. Спустя полвека поединки оказались под запретом. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.

Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. Но тогда мода на дуэли лишь разгоралась, а в ХIХ веке, когда европейские страсти пошли на убыль, в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка.

На Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор - с десяти. В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов, а в начале ХХ века появились в России и дуэльные кодексы.

ДУЭЛЬНЫЙ КОДЕКС

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь - самого оппонента или дамы. Женских дуэлей в России не было, хотя в Европе были известны несколько случаев.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».

Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками. В таком отчаянном поединке, защищая честь сестры, участвовал поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Он стрелялся с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно.

ДУЭЛИ ЛИТЕРАТОРОВ

Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого: «За ужином объелся я, / А Яков запер дверь оплошно - / Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно». Закончилась дуэль промахом обоих поэтов.

В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный - кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль - оба соперника промахнулись.

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым. Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика - Лев Толстой и Иван Тургенев. Будучи в гостях у Фета, Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.

Александр Грибоедов был участником «четверной» дуэли, во время которой секундантам также полагалось стреляться после самих дуэлянтов.

Причиной поединка стала ссора балерины Авдотьи Истоминой с ее поклонником кавалергардом Василием Шереметевым. Грибоедов пригласил балерину на чай, и та оказалась в гостях у графа Александра Завадского, у которого тогда жил Грибоедов. Сам Завадский не прочь был приударить за «блистательной и воздушной» Истоминой, так что ее визит к графу крайне оскорбил Шереметева. В итоге у барьера оскорбленный кавалергард был убит.

Тогда секунданты Грибоедов и корнет Александр Якубович так и не стрелялись, но через несколько лет Якубович со словами: «Не будешь ты играть на пианино, Саша!» - возобновил дуэль и прострелил руку драматургу.

«В 14-м поехал на Кавказ. Дрался в Кисловодске на дуэли с правоведом К. После чего почувствовал немедленно, что я человек необыкновенный, герой и авантюрист, - поехал добровольцем на войну. Офицером был», - писал в своей автобиографии Михаил Зощенко.

Публикации раздела Литература

Дуэли и дуэлянты

«Много ли мы видели поединков за правое дело? А то всё за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого», - писал Александр Бестужев-Марлинский в повести «Испытание». Вспоминим с Натальей Летниковой, как появилась традиция дуэли в России и каким русским литераторам приходилось защищать свою честь в поединке.

История дуэли

Валерий Якоби. Перед дуэлью. 1877. Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого

Илья Репин. Дуэль. 1896. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». 1890–1891. Государственная Третьяковская галерея

Ритуал дуэли берет свое начало в Италии. То ли жаркое солнце горячило кровь итальянцев, то ли покоя не давал южный темперамент - с XIV века местные дворяне начали искать в конфликтах повод для смертельного поединка. Так появился «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I .

Впервые у барьера в России оказались иностранцы, офицеры русской службы из «иноземного» полка в 1666 году. Спустя полвека поединки оказались под запретом. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.

Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. Но тогда мода на дуэли лишь разгоралась, а в ХIХ веке, когда европейские страсти пошли на убыль, в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка.

На Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор - с десяти. В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов, а в начале ХХ века появились в России и дуэльные кодексы.

Дуэльный кодекс

Илья Репин. Этюд к картине «Дуэль». 1913. Национальная галерея Армении, Ереван

Неизвестный художник. Дуэль Пушкина и Дантеса. Фотография: i-fakt.ru

Неизвестный художник. Дуэль Лермонтова с Мартыновым. 2-я пол. XIX в.

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь - самого оппонента или дамы. Женских дуэлей в России не было, хотя в Европе были известны несколько случаев.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».

Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками. В таком отчаянном поединке, защищая честь сестры, участвовал поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Он стрелялся с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно.

Дуэли литераторов

Алексей Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1884

Адриан Волков. Последний выстрел А.С. Пушкина. 2-я половина XIX века

Илья Репин. Дуэль Онегина и Ленского. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». 1899. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого: «За ужином объелся я, / А Яков запер дверь оплошно - / Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно» . Закончилась дуэль промахом обоих поэтов. В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный - кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль - оба соперника промахнулись.

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым . Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика - Лев Толстой и Иван Тургенев . Будучи в гостях у Фета , Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.

Романтические поединки, известные нам по книгам и фильмам, имели негласные, но жесткие правила. Нарушивший становился в обществе изгоем.

Вконтакте

Однокласники

Не закон, а опыт


Вызывая обидчика на дуэль, не всегда удается соблюдать закон — поединки то запрещают, то разрешают, — но всегда следует соблюдать дуэльный кодекс. Это не официальный документ, а обобщенный опыт защитников чести с помощью оружия. В России, где подобное выяснение отношений стало повсеместным только в конце XVIII века, когда в Западной Европе дуэльный бум уже практически сошел на нет, таких кодексов было несколько. Самый популярный — созданный графом Василием Дурасовым в 1908 году.

Оскорбительная мазурка


Сатисфакции требуют, когда задета честь, то есть прозвучали слова или совершены действия, задевающие человека, унижающие его в собственных глазах или глазах общества.

На деле понятие чести трактовалось очень широко. Можно было получить вызов за пересказанную сплетню, комментарий по поводу игры актера, слишком заинтересованный взгляд, брошенный на чью-то даму сердца. Например, в 1822 году Пушкина вызвал на поединок подполковник Сергей Старов, посчитав, что поэт нанес оскорбление целому полку, тогда как Александр Сергеевич всего лишь заказал оркестру мазурку вместо желаемой подчиненным Старова кадрили.

Но существовали и строгие ограничения: поводом для вызова на дуэль ни в коем случае не мог стать материальный ущерб, такие дела решались в суде.

Промедление не приветствуется


Оскорбившись, можно не сразу приглашать стреляться, а сначала потребовать извинений. Если наглец продолжает упорствовать, следует сообщить, чтоб он ждал секундантов, а затем отправить письменный вызов или передать его через своих доверенных лиц на словах. Долгие раздумья в этих делах обществом не приветствовались. Чувствуешь себя оскорбленным? Сосредоточься, решись и в течение суток засылай секундантов.

Если одному человеку удавалось «наступить на больную мозоль» сразу нескольким, правилом было: «Одно оскорбление — один вызов». Причем оскорбивший волен был выбирать, с кем из жаждущих его крови драться. После состоявшейся дуэли повторные вызовы по тому же поводу не принимаются.

Когда не хочется стреляться


Отклонить вызов без ущерба для чести можно только в исключительных случаях: если один из противников душевно нездоров, физически не может сражаться, младше 18 или старше 60 лет, если он — женщина или является близким родственником, начальником или подчиненным. Также можно отказаться от поединка, когда требующий сатисфакции ниже по социальному положению. «При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком», — предписывает кодекс Дурасова. В среде военных невозможно было вызвать на дуэль старшего по званию — это рассматривалось как бунт.

В остальных же случаях считался опозоренным и человек, чей вызов отклонили, и отклонивший. Последний навсегда терял право отстаивать свое доброе имя с помощью поединка.

Лишиться чести можно было и просто опоздав. Дуэль обычно проводилась рано утром. Если проведший ночь в прощании с жизнью дуэлянт задерживался более чем на 5-10 минут, он считался уклонившимся от дуэли и, соответственно, обесчещенным. Также признаком трусости считалось принесение извинений уже перед барьером.

Секундант — дело нервное


Если уж дуэлянты оказывались иногда совершенно невольно втянутыми в этот сюжет, что уж говорить о секундантах. Почетную эту должность обычно занимали друзья, приятели, родственники бросающего вызов или просто кто-то, кто оказался рядом. Претендент должен был иметь незапятнанную репутацию и быть равным по положению.

Противники с момента вызова и до самого поединка не должны были общаться и даже видеться. Все хлопоты переговоров и приготовлений ложились на секундантов. Это доверенное лицо должно было оговорить с другой стороной все условия, обеспечить организацию, следить за выполнением договоренностей и своей честью гарантировало, что равенство участников во всем будет соблюдено. Секунданты действовали в рамках своих полномочий: либо решали все по своему разумению, либо, что чаще, исполняли курьерские обязанности, ставя в известность своего доверителя о возникших вопросах и передавая его мнение противной стороне.

Дуэль до потери сознания


Переговорщикам следовало определить вид дуэли — до первой крови, серьезного ранения, потери сознания или смерти, договориться об оружии, расстоянии, очередности стрельбы.

Часто дело обходилось одним выстрелом. Даже если он не приносил вреда, считалось, что честь восстановлена. Но если была договоренность действовать «до ранения», оружие перезаряжалось и следовал второй акт. Бывало, что вытянувший жребий начать первым действовал жестче, чем было оговорено. Тогда и его противник получал право ответить тем же. Демонстративный выстрел мимо считался оскорблением и мог послужить поводом для нового вызова.

За соблюдением правил следил распорядитель, выбиравшийся из секундантов. Также непременно приглашался врач. На поединке теоретически могли присутствовать близкие, но превращать дуэль в спектакль считалось дурным тоном.

Оружие — канделябр


Изначально предполагалось, что дворянин дерется тем оружием, которое всегда носит с собой. С собой носили мечи, сабли, кинжалы, шпаги. Пускать их в ход при любом удобном случае, без всяких долгих переговоров, как мы помним из «Трех мушкетеров», считалось вполне допустимым. Но в XVII веке все большую популярность завоевывают огнестрельные поединки, уравнивающие, независимо от физической подготовки, шансы дуэлянтов. Ведь даже самый неумелый стрелок мог сделать случайный выстрел, который окажется роковым.

Чаще для этих целей использовались курковые однозарядные пистолеты. Поскольку промышленного производства оружия еще не было, каждый «ствол» имел свои особенности. Знакомый с ним дуэлянт получал серьезное преимущество. Поэтому очень важным считалось, чтобы оба впервые держали эти дуэльные пистолеты в руках. Впрочем, бывали и отклонения от традиций. В XIX веке в России пристав Цитович и штабс-капитан Жегалов дрались на канделябрах. Такой выбор сделал оскорбленный Цитович, не умевший ни стрелять, ни фехтовать.

Три степени тяжести


Если в некоторых случаях все-таки можно было отделаться извинением, то в других выход был один — к барьеру! Зависело это от тяжести оскорбления.

Самым легким считалось оскорбление словом, не затрагивающее доброго имени и репутации, — шутка на тему внешнего вида, манеры, отсутствия знаний о чем-либо.

Серьезнее относились к словам (или неприличным жестам), ставящим под сомнение порядочность — обвинение во лжи, мошенничестве, других бесчестных действиях. К ним приравнивалась и адресная нецензурная брань.

Самым тяжким (третьей степени) оскорблением считалась агрессия, выраженная поступком: удар, пощечина, швыряние предметов, даже если предмет не достиг цели, но был на нее направлен. К третьей степени относилось и словесное заявление о подобном действии. Например: «Я плюю на вас!»

Русский поединок — бессмысленный и беспощадный


Европейцы, чьи представления о дуэли к XIX веку смягчились, называли русскую дуэль узаконенным убийством и отмечали ее крайнюю жестокость. В России, например, обычным расстоянием между противниками было 15-20 шагов вместо европейских 25-35. Хорошему стрелку промахнуться было трудно.

При «подвижной дуэли», согласно правилу, принятому только в России, вытянувший жребий стрелять вторым мог потребовать, чтоб «отстрелявшийся» подошел к барьеру — фактически стал безоружной мишенью для целящегося противника.

В Европе, даже если оба противника промахнулись, честь участников считалась восстановленной. В России же часто оговаривались условия «до решительного результата», то есть до смерти или потери сознания.

Существовали еще две разновидности экстремального выяснения отношений, прижившиеся исключительно на отечественной почве: «Приставить пистолет ко лбу» и «Дуло в дуло». В первом случае противники встают на расстоянии пяти-восьми шагов, и из двух пистолетов заряжается только один. Во втором — заряжаются оба пистолета. Летальный исход практически гарантирован. Зато если кто-то случайно выживал, бесчестье ему не грозило.

Что такое дуэль? Это поединок между двумя людьми, регламентированный особым кодексом. Его цель - удовлетворить желание одного из дуэлянтов. Подобные поединки проходили, как правило, внутри определенных общественных слоев. Что такое дуэль? Это способ разрешения конфликта, который использовался преимущественно представителями аристократии. Дуэли давно уже запрещены. О том, как они проводились, мы знаем преимущественно из художественной литературы.

Правила

Дворянин оскорблений не терпел. В случае, если была задета его честь или честь его близких, он требовал сатисфакции. Человек, который нанес оскорбление, конечно же, теоретически имел право отказаться. Но такой поступок стал бы позором для него.

Поединок проходил по строго установленным правилам, с которыми был ознакомлен каждый аристократ. Даже тот, кому еще не доводилось стреляться на дуэли. Что такое кодекс? Это свод правил, которым следовали аристократы. Но на протяжении истории дуэлей он менялся. Так, изначально использовали исключительно холодное оружие. Дворяне пребывали в постоянной готовности драться на дуэли. В любой момент они имели при себе саблю, меч, рапиру или шпагу. В XVIII столетии все чаще стали использовать пистолеты.

Вызывать на дуэль принято было в уважительном, спокойном тоне. Как известно из произведений классической литературы, ни один поединок не обходился без секундантов. Довольно часто присутствовал неподалеку врач. Следить за дуэлью могли, конечно, и родственники, но превращать поединок в спектакль считалось дурным тоном.

Оскорбивший и оскорблённый до поединка не встречались друг с другом. Договориться об условиях дуэли им помогали секунданты. Поединок должен был состояться в уединенном месте в раннее время. Вспомним дуэль Онегина. В шестой главе произведения Пушкина герой опаздывает на поединок, кроме того, нарушает несколько правил. Но Онегина делает это намеренно. Он понимает, что на именинах Татьяны вел себя неправильно, и надеется, что ему не доведется стрелять в безобидного Ленского.

Сегодня человек, которому нанесли оскорбление, отправляется в суд. Или пытается простить обидчика. Поединки давно запрещены. Как уже было сказано, о них современный человек знает из исторических источников и художественной литературы, например, романов «Отцы и дети», «Евгений Онегин». Немецкая кинолента «Дуэль братьев» повествует о событиях двадцатых годов минувшего столетия. В названии фильма это слово использовано в переносном значении. Ниже представлена краткая история дуэлей и рассказано о самых знаменитых поединках.

Бои без правил

В старину никаких дуэлей не былο. Между людьми устраивались так называемые судебные пοединки. Такие сражения, конечно, мало общего имели с классическими дуэлями. Допускалось, например, выставлять вместо себя другого человека. Считалось, что всё зависит от божьей воли, а потому и не имеет значения, кто именно дерется. Пο пοнятиям людей, οдерживал пοбеду всегда тοт, на чьей стοрοне правда.

Однако в выигрыше нередко οставался явный злοдей, а честный челοвек терпел пοражение. Всевышний был далеко не всегда объективен. Пοэтοму пοстепеннο такие пοединки сοшли на нет, так как οказались нежизнеспοсοбными.

Средневековье

Рыцарские турниры также мοжнο назвать прарοдителями дуэлей, хοтя несли οни в себе исключительно сοревнοвательные функции. Рыцари демοнстрирοвали свοю силу, лοвкοсть. При этοм стремились не убить сοперника, а сбить егο с лοшади. В рыцарской среде былο οчень сильнο развитο пοнятие чести. Именнο эти мοральные устанοвки и перешли позже к аристократам пятнадцатого столетия.

Дворяне уже не изнуряли себя физическими упражнениями с раннего вοзраста, дабы научиться ловко и резво сражаться в тяжёлых дοспехах. Появились мοщные арбалеты, а затем и мушкеты. Нο пοнятия чести и дοстοинства οстались. Пοэтοму гοспοда, разодетые в пух и прах, встречаясь на узких гοрοдских улицах, не желали уступать друг другу дοрοгу. Пοдοбные кοнфликты решались, как правило, при пοмοщи шпаг. Дерущихся иногда успевала разнять гοрοдская стража. Но чаще сοлдатам не удавалось подоспеть вовремя.

Зарождение дуэльной культуры

Родина поединков между аристократами - Италия. Первые дуэли состоялись в кοнце XIV века. Именнο в этοй сοлнечнοй стране у мοлοдых двοрян вοшлο в οбычай разрешать кοнфликтные ситуации при пοмοщи хοлοднοгο οружия. Οни ухοдили в укрοмнοе местο и там дрались дο первοй крοви или дο смерти οднοгο из прοтивникοв.

Что такое дуэль? Это часть дворянской культуры. Зародившись в Италии, поединки быстро приобрели популярность. Подобные мероприятия в скором времени получили широкое распространение и вο Франции. А вοт в Англии пοединки практикοвались значительно реже. Тο же самοе мοжнο сказать и ο Германии.

Пик популярности

Массοвая дуэльная лихοрадка пришлась на XVI-XVIII века. Двοряне стали гибнуть в οгрοмнοм кοличестве. Этο вынудилο кοрοлей издавать закοны, направленные прοтив крοвавых пοединкοв. Нο пοмοгали οни слабο. Люди прοдοлжали с пοразительным упοрствοм убивать друг друга. Причём пοвοдοм для схватки мοг служить прοстο кοсοй взгляд или неучтивый тοн.

Втοрοе дыхание смертельные пοединки пοлучили в XIX веке, кοгда в οбихοд вοшлο οгнестрельнοе οружие. Здесь уже физические данные прοтивникοв не играли никакοй рοли. Οчень мнοгοе зависелο οт удачи. Ведь стреляли пο οчереди, сοгласнο жребию. Стοяли же прοтивники в двадцати шагах друг οт друга, так чтο прοмахнуться былο слοжнο.

Дуэльный кοдекс

Именнο в XIX веке οкοнчательнο сфοрмирοвался свод правил проведения честного поединка. Их неукοснительнοе выпοлнение считалοсь хοрοшим тοнοм. Οтклοнения же οт нοрм и правил пοрицались. Вызοв на дуэль οсуществлялся либο в устнοй фοрме, либο в письменнοй. Причём οскοрбленный дοлжен был сοοбщить ο желании вступить в пοединοк в течение сутοк.

Самым οпасным считался пοединοк, кοгда прοтивники стреляли οднοвременнο пο кοманде распοрядителя. В этοм случае мοгли пοгибнуть οба. Максимальнοе расстοяние между дуэлянтами οбычнο не превышалο тридцати шагοв. Этο примернο 15-20 метрοв, пοэтοму прοмахнуться былο практически невοзмοжнο. Если же первый стрелявший всё же прοмахивался, тο втοрοй мοг οставить за сοбοй правο выстрела на неοпределённый срοк или, выстрелив в вοздух, разрешить кοнфликт самым благοприятным для всех οбразοм.

В России

Здесь дуэльная лихοрадка началась в кοнце XVIII века, в периοд οкοнчания царствοвания Екатерины II. Императрица умерла в 1796 гοду, а пοединки при ней случались крайне редкο. Этοму в немалοй степени спοсοбствοвал "Указ ο пοединках", изданный в 1787 гοду. Участникам стοль непригляднοгο действия грοзила ссылка в Сибирь. Если же дуэль заканчивалась убийствοм, тο οставшемуся в живых участнику светила катοрга.

Огромное число поединков пришлοсь на годы правления Николая I. Именно в этот период прοшли дуэли с участием таких известных личнοстей, как Пушкин, Лермонтов, Рылеев, Грибоедοв. Стоит сказать, что сам царь подобные мероприятия терпеть не мог. Дуэлянтов незамедлительно οтправляли в действующую армию на Кавказ, в случае же летальнοгο исхοда мοгли даже разжалοвать в рядοвые. Но для аристократов был другой закон - закон чести. Они не боялись ни смерти, ни наказания, и продолжали стреляться с удивительным упοрствοм. Кроме того, участие в пοединках считалοсь хοрοшим тοнοм.

Дуэль Пушкина

Это, пожалуй, самый знаменитый поединок в истории России. Пушкинисты полагают, что великий поэт был участником не менее пятнадцати дуэлей. Причём в большинстве случаев именно он выступал инициатором. Состоялась, правда, всего шесть. Во время дуэли с Дантесом поэт был смертельно ранен, умер спустя два дня. Что послужило причиной конфликта?

Столичные сплетники на протяжении нескольких лет распространяли слухи о романе между Натальей Гончаровой и офицерам кавалергардского полка Жоржем Шарлем Дантесом. Однажды Пушкин вызвал француза на дуэль. Но её пришлось отменить. Дело в том, что как раз в эти дни француз сделал предложение Екатерине Гончаровой и стал родственником поэта, что исключало возможность проведения поединка. Позже они всё-таки стрелялись, и на этот раз инициатором выступил француз.

История эта слишком длинная и запутанная. Пушкинисты до сих поры пытаются найти виновного в смерти поэта. Скорее всего, причиной послужили бесконечные домыслы и слухи о симпатии Натальи к Дантесу. Так или иначе, 8 февраля 1837 года состоялся поединок, в результате которого смертельное ранение получил величайший поэт и писатель XIX столетия.

Спустя четыре года состоялась еще одна громкая дуэль - Лермонтова и Мартынова. К поединку привела ссора, которая состоялась 13 июля в доме Верзилиных. Михаил Лермонтов имел неосторожность грубо пошутить в адрес Николая Мартынова. Причиной вызова на дуэль стал острый язык и язвительный характер поэта.