Самый лучший самолет в мире истребитель. Самые лучшие самолеты мира и россии

С первых шагов человечества в покорении неба мир постоянно наблюдал эволюцию военной авиации. Истребители всегда приходили на выручку в военных и локальных конфликтах, выполняя сложнейшие операции. На сегодняшний день эта разновидность самолетов достигла в своем развития несказанно высокой точки прогресса. В наше время уже никого не удивить возможностью человека пребывать в воздушной стихии, но вот высокая технологичность, колоссальная боевая оснащенность боевых истребителей и масса возможностей, которые открываются перед ними, действительно поражают разум и будоражат воображение. Богатство мощи и разнообразия этих боевых машин побуждает создать рейтинг самых лучших истребителей в мире .

10. Boeing F/A-18E/F Super Hornet

Открывает топ-10 лучших истребителей Boeing F/A-18E/F Super Hornet. Он находится на вооружении армии США и является палубным истребителем-бомбардировщиком и штурмовиком. Боевые машины такого вида очень популярны для размещения на авианосцах. Этот истребитель оснащен 6-ствольной пушкой, которая способна вести огонь со скоростью 6000 выстрелов в минуту. Девять внешних креплений подвести позволяют оснастить самолет широким рядом различного вооружения, среди которого: ракеты – простые и с лазерным наведением, множество типов бомб, а также вооружением, позволяющим вести эффективную борьбу против вражеских кораблей, и системой, препятствующей отслеживанию самолета на радарах.

9. Saab JAS 39 Gripen

На вооружении шведской армии вот уже тридцать лет стоит боевой истребитель Saab JAS 39 Gripen, который занимает 9-е место в нашем рейтинге. Его первый показательный полет состоялся в 88-ом году прошлого столетия. На сегодняшний день эта боевая машина оснащена одними из лучших технологий мира. Истребитель четвертого поколения был создан специально для эффективного ведения боевых действий в условиях скандинавской местности – ограниченности равнин и суровости погоды. Вооружение Saab JAS 39 Gripen составляют: 30-миллимитровая пушка, различные типы бомб (в зависимости от необходимости), несколько типов ракет (управляемые и неуправляемые).

8. МИГ-35

Гений российского военного воздушного вооружения – истребитель МИГ-35. Этот самолет планируется поставить на вооружение только в этом (2018-м) году, но он уже зарекомендовал себя как один из лучших истребителей, хотя и не показывал себя еще на боевом поприще. МИГ-35 превзошел своего предшественника по множеству параметров. Так, этот истребитель расходует меньше топлива, кислородная станция вырабатывает больше кислорода, а длительность работы автопилота во время прицеливания продлена для того, чтобы у пилота было больше возможности ведения точного огня по противнику. В том числе российским инженерам удалось снизить стоимость выпуска истребителя, для сравнения – французская сторона тратит на создание самолетов подобного типа в 2–3 раза больше средств.

7. F-16 Fighting Falcon

Седьмую строчку в рейтинге истребителей занимает американский F-16 Fighting Falcon. В свое время эта боевая машина была лидером в числе наиболее популярных в мире – низкая стоимость ее производства и высокие показатели качественных характеристик позволили военным заводам США выпускать эти машины в больших количествах для экспорта в другие страны. В настоящий момент на весь мир приходится свыше 4700 истребителей F-16 Fighting Falcon. Эти боевые машины успели проявить себя более, чем в ста боевых операций по всему миру.

6. Eurofighter Typhoon

Боевой истребитель Eurofighter Typhoon является детищем сразу четырех стран ЕС, доказавший свою эффективность в реальных вооруженных конфликтах. Одним из основных достоинств этого самолета является возможность создавать помехи на вражеских радарах, что позволяет вести корректировку полета управляемых ракет. Это, в первую очередь, повлияло на то, что Eurofighter Typhoon стал очень «живучим» – попасть в истребитель с такой системой довольно непросто. Также Тайфун превосходит свои аналоги в дальности ведения огня (аж на 100 км). На сегодняшний день в мире насчитывается порядка пятисот таких истребителей, и каждая боевая машина изготовлена по уникальной технологии.

5. Dassault Rafale

В списке самых мощных истребителей оказалась и гордость французских вооруженных сил – Dassault Rafale. Создатели утверждают, что единственным фактором, который препятствует невероятному подъему этой боевой машины является ее высокая стоимость. Dassault Rafale уже 50 лет находится на вооружении армии Франции, он несколько раз отлично показывал себя в вооруженных конфликтах. Однако сегодня этот истребитель используется только для проведения учебных и показательных полетов. Также его название нередко фигурировало при авиакатастрофах, но французская сторона каждый раз утверждала, что причиной тому стал человеческий фактор.

4. Lockheed Martin F-35 Lightning II

Еще одной разработкой американских ВВС стал Lockheed Martin F-35 Lightning II, призванный заменить устаревшие самолеты этого поколения. Истребитель поступил на вооружение как военно-морского флота США, так и сухопутных войск – он активно используется на авианосцах флота из-за небольшой дистанции разбега при взлете, и торможения – при посадке. Также Lockheed Martin F-35 Lightning II способен производить вертикальный взлет. После разработки и выхода истребителя в серийное производство он был экспортирован и в другие страны мира, первой из которых была Великобритания. Самолет оснащен передовой электроникой и мощным вооружением.

3. Су-35С

На третьей строчке рейтинга расположился один из лучших российских истребителей. Су-35С совершил свой первый боевой вылет в 2008 г. По качественным характеристикам истребитель можно отнести к 5-му поколению. Аналитики США окрестили Су-35С самой опасной и смертоносной моделью из всех, что когда-либо были созданы в СССР и России. На сегодняшний день часть характеристик и боевых возможностей истребителя держится вооруженными силами в строжайшей секретности, потому полноценно оценить его боевой потенциал пока не представляется возможным.

2. Су-57

Совершенно новое достижение отечественной военной индустрии – Су-57. Истребитель пятого поколения признается отечественными конструкторами как лучший истребитель российской авиации. На сегодняшний день эта боевая машина стоит на одной ступени с американским «Раптором». Главной особенностью Су-57 является возможность вести бой сразу с несколькими противников, которые могут находиться как в воздухе, так и на земле. В настоящее время конструкторы работают над улучшенной маскировкой истребителя. Самолет оснащен передовой в мире электроникой и невероятно смертоносным вооружением.

1. Lockheed Martin F-22 Raptor

На первой строчке рейтинга «лучшие истребители мира» располагается американский Lockheed Martin F-22 Raptor. В действительности он делит пальму первенства с российским Су-57. Раптор – истребитель 5-го поколения, представленный публике во второй половине 90-го года. Он способен выполнять множество целей и боевых задач. На данный момент Раптор признан, как передовая разработка американских конструкторов в этой сфере. В числе преимуществ боевой машины – полная незаметность для вражеских радаров. Lockheed Martin F-22 Raptor охарактеризован как истребитель с высокой маневренностью, низким расходом топлива и сравнительно небольшой массой. Зарегистрировано всего два случая потери этих истребителей в боевых операциях.

Поскольку цель использования авиации не едина, назвать лишь один будет не корректно. Понятие «лучший» разделим на несколько категорий: безопасный, дорогой, быстрый и эффективный.

Лучшие самолеты пассажирского класса

Боинг 747 смело можно назвать лучшим пассажирским самолетом в истории. Это не самый безопасный, однако, один из самых используемых и популярных самолетов, что и поныне преодолевают воздушные просторы. Главные особенности самолета:

  • Появился он еще в 1969 году и стал первым, кто отправлялся рейсом на дальние магистрали.
  • Выпущено уже более 1,5 тыс. экземпляров.
  • Стоимость - 260 млн. долларов.
  • Отличительная черта - «горб» верхней палубы.

А вот Боинг 777, или как его еще называют «Три семерки», будто в соответствии со своим счастливым названием признан самым безопасным самолетом в мире. К сожалению, в 2014 году на Украине все же разбился такой самолет, однако, вина не в его конструкции. Это широкофюзеляжный самолет, главные особенности которого - это:

  • Самый длинный полет в воздухе - 21 601 км преодоленного расстояния.
  • Оснащен мощнейшими в мире реактивными двигателями General Electric GE90.
  • Стоит около 300 млн долларов.
  • Вмещает до 550 пассажиров.
  • года ни один пассажир «3 семерок» не погиб на борту.

Самые дорогие самолеты в мире


Официально самым дорогим приватным самолетом является Airbus A380, что покоится в ангаре принца Саудовской Аравии Аль-Валид бин Талалу. Это несколько спорный вопрос, поскольку ходят слухи о стоимости Боинга 767, купленного и переделанного Абрамовичем, но доверимся фактам.

Основные характеристики самого дорогого самолета в мире:

  • его стоимость выше полумиллиона долларов;
  • влазит на борт всего 15-20 человек;
  • это настоящий дом на крыльях: есть спальни, баня, тренажерные залы, банкетные комнаты и прочее;
  • максимальное преодоленное расстояние - 15,4 тыс. км.
  • из этих фактов сложно догадаться, что это еще и самый экономный самолет из образцов подобного размера. Кроме того, это один из самых крупных представителей пассажирских перевозчиков.

Самый дорогой военный самолет в мире

Но самый дорогой самолет в мире не пассажирский - это произведенный с использованиями стелс-технологий бомбардировщик. Всего в мире таких 20 и все они стоят на вооружении у США. Главным поводом для создания B-2 Spirit стала Холодная война, и если бы она не закончилась, таких смертоносных перевозчиков ядерного и простого оружия, как видите на фото выше, было бы больше сотни. Стоимость единицы равна 2,1 млрд долларов! Каждый самолет назван в честь какого-нибудь географического объекта, а первый носит название Дух Америки.

Самый быстрый самолет в мире


Лучшие самолеты не могут не летать быстро. Разумеется, серийные образцы еще не скоро достигнут рекордных отметок скоростей, но отдельные экспериментальные случаи доказывают, что человечество может все. Так, разработанный в США, самолет-ракетоплан Х-15 смог развить скорость 7272 км/ч, пилотируемый Джо Уокером. Активный полет в тот день, в 1963 году, составлял всего 85,8 секунд, но этого оказалось достаточно, чтобы достичь высоты более 107 км. Главная задача этого сверхскоростного подобия ракеты - исследование возможностей крылатых аппаратов на грани атмосферы Земли и космоса.


Также принадлежит американским разработчикам - это X-43A, разработанный специалистами NASA. Максимальная скорость, достигнутая этим беспилотником равняется 11 200 км/ч, что на данный момент является официальным рекордом. Достигнуть таких показателей удалось лишь с третьего раза. Во время попыток 2 самолета утонули в Тихом океане во избежание столкновения с сушей.

Лучшие военные самолеты


Легенда СССР, по-прежнему стоящая на вооружении в России, Казахстане и КНР - МиГ-31. Его не всегда записывают в рейтинги лучших истребителей, однако, это один из тех образцов, что показал себя на практике, а не в теории. Главные особенности сверхзвукового перехватчика:

  • дальность полета - от 2,2 до 2,48 км;
  • способен перехватывать ракеты;
  • единственный истребитель, что самостоятельно применяет ракеты, у которых высокий радиус действия;
  • одинаково эффективен в любых погодных условиях и время суток.

Интересно, что 4 таких перехватчиков достаточно, чтобы контролировать воздух на протяжении 900 км. Использовали этот аппарат вначале для испытаний, позже для боевого дежурства около острова Сахалин и для боевых целей во время Чеченской войны. На данный момент произведено более 500 единиц.


Настоящую угрозу для других летательных аппаратов создает европейский истребитель Eurofighter Typhoon, или Тайфун. Главный его минус - это беспомощность в вопросах атаки земных целей, однако, что касается защиты воздуха, это безусловно лучший аппарат для достижения таких стратегических задач. Стоимость ликвидатора воздушных угроз составляет 120 млн долларов и в данный момент он вооружает ВВС Англии, Германии, Испании и Италии, Австрии, Саудовской Аравии и Омана. Высокая стоимость, в сравнении с другими истребителями четвертого класса, связана с использованием в конструкции радиопоглащающих материалов.


Специалисты военного дела постоянно ведут споры, какой самолет лучше: Тайфун или российский Су-35? Дабы не обижать ни один из этих двух шедевров самолетостроения, российский сверхманевренный экипаж также внесен в рейтинг лучших самолетов. Его преимущество перед европейским истребителем - это универсальное применение: Су-35 готов защищать и воздух, и землю. Кроме того, его турбореактивный двигатель позволяет достигать сверхзвуковых скоростей без использования форсажа, что теоретически позволяет записать этот аппарат в пятое поколение. Всего было произведено 34 таких истребителя. Очень сильное преимущество представленного летального произведения искусства в его маневренности - векторные двигатели буквально позволяют Су-35 танцевать воздухе, планируя и вращаясь на одном месте.


  • Это единственный истребитель пятого поколения, что стоит на вооружении (ВВС США).
  • Это самый дорогой военный самолет - почти более 146 млн долларов.
  • Летает на сверхзвуковых скоростях.
  • Покрыт радиопоглащающими материалами.
  • Универсальный.

В бою лидер нашего рейтинга был использован только раз, в Сирии. Вокруг единственного представителя пятого поколения ходят много слухов о его дороговизне, низкой приспособляемости к плохим погодным условиям, но фактических подтверждений тому нет.

Наиболее важным критерием оценки является боевой опыт. Все представленные истребители, кроме 10 места (но на то есть веская причина), участвовали в боевых действиях. Во-вторых, все без исключения машины обладают каким-то своим явным преимуществом, большинство имеют выдающиеся ТТХ.

10 место – F-22 ”Raptor”

Единственный в мире истребитель 5 поколения, построенный согласно концепции «первым увидел, первым выстрелил, первым поразил цель». Сверхзвуковая «стелс-машина», оснащенная по последнему слову техники, стала объектом жарких споров о ее цене, возможностях и актуальности. Дословно со слов американской передачи: «Зачем тратить 66 миллиардов долларов на программу F-22, если глубокая модернизация F-15 и F-16 может дать сравнимый эффект? Потому что технологии обязаны развиваться, прогресс нельзя остановить…»
Отсутствие реального боевого опыта негативно сказывается на оценке «Рэптора». Самый современный истребитель занимает лишь 10-ое место.

9 место - Messerschmitt Me.262 «Schwalbe»

Первый в мире реактивный боевой самолет. 900 км/ч. Это был прорыв. Использовался в роли истребителя-перехватчика, блиц-бомбардировщика и разведчика.
Комплекс бортового включал в себя 4 30 мм пушки со 100 снарядами на ствол и 24 неуправляемые ракеты, что давало возможность изрешетить 4-х моторный бомбардировщик с одного захода.
Получив трофейные «Ласточки», союзники были впечатлены их техническим совершенством и технологичностью. Чего только стоила кристально чистая радиосвязь.
До конца войны немцы успели выпустить 1900 «Ласточек» из которых только три сотни смогли подняться в небо.

8 место – МиГ-25

Советский сверхзвуковой высотный перехватчик, установивший 29 мировых рекордов. В этом амплуа МиГ-25 не имел конкурентов, но его боевые возможности остались невостребованы. Единственная победа была достигнута 17 января 1991г., когда иракский МиГ сбил палубный истребитель ВМС США F/A-18С Hornet.
Гораздо продуктивнее оказалась его служба в роли разведчика. За время боевой службы в зоне Арабо-Израильского конфликта, МиГ-25Р вскрыли всю систему укреплений линии Бар-Лева. Полеты проходили на максимальной скорости и высоте 17-23 км, что было единственным средством защиты невооруженного разведчика. В таком режиме двигатели сжирали каждую минуту полтонны топлива, самолет становился легче и постепенно разгонялся до 2,8 М. Обшивка МиГа раскалялась до 300 °С., по словам летчиков, даже фонарь кабины нагревался так, что к нему невозможно было прикоснуться. В отличии от титанового SR-71 «Black Bird», тепловой барьер становился проблемой для МиГ-25. Разрешенное время полета со скоростью более 2,5М было ограничено 8 минутами, что, впрочем, было достаточно, чтобы пересечь территорию Израиля.
Еще одной замечательной особенностью МиГ-25Р была его потенциальная способность «захватить» в полет 2 тонны бомб. Это особенно щекотало нервы израильским военным: несбиваемый разведчик - еще терпимо, но несбиваемый бомбардировщик это действительно страшно.

7 место - British Aerospace Sea Harrier

Первый самолет вертикального взлета и посадки (сухопутная версия Hawker Siddeley Harrier появилась в далеком 1967 году). Пройдя череду модернизаций, до сих пор остается на вооружении Корпуса Морской Пехоты США под именем McDonnell Douglas AV-8 Harrier II. Неуклюжий с виду самолет очень фотогеничен в полете - вид зависшей на одном месте боевой машины не оставлет никого равнодушным.
Главным секретом британских конструкторов был способ создания подъемной тяги. В отличии от их советских коллег из КБ Яковлева, использовавших схему с 3 независимыми реактивными двигателями, «Харриер» использует единый силовой агрегат Rolls-Royce Pegasus с отклоняемым вектором тяги. Это позволило увеличить боевую нагрузку самолета до 5000 фунтов (около 2,3 тонн).
Во время Фолклендской войны «Харриеры» Королевских ВМС действовали на расстоянии 12000 км от дома и добились отличных результатов: сбили 23 аргентинских самолета, без единой потери в воздушных боях. Весьма неплохо для дозвукового самолета. Всего в боевых действиях принимали участие 20 «Харриеров», из которых 6 были сбиты при атаке наземных целей.
По мнению всех экспертов, без поддержки палубной авиации, Королевский флот не смог бы отстоять Фолкленды.

6 место – Mitsubishi A6M

Легендарный палубный Зеро-сэн. Самолет-загадка от инженеров Mitsubishi, в котором сочеталось несочетаемое. Великолепная маневренность, мощное вооружение и рекордная дальность полета – 2600 км (!) при снаряженной массе 2,5 тонны.
«Зеро» являлся воплощением самурайского духа, всей своей конструкцией демонстрируя презрение к смерти. Японский истребитель был полностью лишен брони и протектированных топливных баков, весь резерв полезной нагрузки был потрачен на топливо и боекомплект.
Целый год самолеты этого типа господствовали в небе над Тихим океаном, обеспечивая победоносное наступление Императорского флота. Под конец Второй Мировой «Зеро» сыграл мрачную роль, став одним из основных средств пилотов-камикадзе.

5 место – F-16 «Fighting Falcon»

Обзор F-16 написан в виде сравнения с МиГ-29, надеюсь это поможет ответить читателям на многие вопросы.

Правило истребительной авиации гласит: кто первым обнаружит своего противника, тот имеет преимущество. Поэтому оптический обзор в воздушном бою имеет большое значение. Здесь «американец» имеет преимущество. Лобовая проекция F-16 почти соответствует МиГ-21, о котором американские пилоты говорили, что на дистанции 3 километра почти невозможно визуально заметить. Обзор из кабины F-16 тоже лучше, благодаря беспереплетному фонарю. Для МиГ-29 невыгодным является то обстоятельство, что двигатель РД-33 на некоторых режимах полета создает плотный шлейф дыма.
В ближнем маневренном бою, благодаря интегральной компоновке и наличию 2-х двигателей, МиГ имеет выдающиеся летные характеристики. F-16 несколько отстает. Скорость разворота МиГ-29 достигает, согласно российским данным, 22,8 °/с, в то время как у F-16 - 21,5 °/с. МиГ набирает высоту со скоростью 334 м/с, скороподъемность F-16 - 294 м/с. Разница не столь велика и хорошие пилоты могут ее нивелировать.

Вооружение фронтового истребителя должно включать как категорию оружия класса «воздух-воздух», так и «воздух-земля». F-16 имеет в распоряжении самый большой набор вооружения, способен применять управляемые и неуправляемые бомбы и антирадарные ракеты. Электроника, размещенная в дополнительном контейнере, делает возможным точечное применение оружия. МиГ-29, напротив, вынужден ограничиваться неуправляемыми бомбами и НУРСами. По грузоподъемности чистый проигрыш: у МиГ-29 этот показатель равен 2200 кг, у F-16 - до 7,5 тонн.

Столь огромная разница объясняется просто: резерв полезной нагрузки МиГ-29 «съел» второй двигатель. Согласно мнению многих экспертов, у МиГа во-многом ошибочная компоновка, 2 двигателя для фронтового истребителя – это перебор. Лучше всего сказал по этому поводу Генеральный конструктор КБ МиГ Ростислав Беляков на Фарнборо-88: "Если бы у нас был такой надежный и тяговитый двигатель, как Pratt&Whitney , мы бы без сомнений спроектировали однодвигательный самолет.» От таких перипетий пострадала и дальность: у МиГ-29 она не превышает 2000 км с ПТБ. У F-16 дальность полета с ПТБ и 2 2000-фунтовыми бомбами может достигать 3000-3500 км.

Оба истребителя равной степени вооружены ракетами средней дальности класса «воздух-воздух». Например, российская Р-77 имеет впечатляющие заявленные ТТХ, тогда как американская AIM-120 не раз подтверждала свои, достаточно скромные, характеристики в бою. Чистый паритет. Но МиГ-29 имеет большую дальность стрельбы из авиапушки и больший калибр. Шестиствольный «Вулкан» F-16 наоборот имеет больший боекомплект (511 снарядов против 150 у МиГа).

Важнейшим элементом является авионика. Радары оценивать сложно, т.к производители скрывают точные характеристики. Но по некоторым заявлениям летчиков можно определить, что РЛС МиГ-29 имеет самый большой угол обзора - 140 градусов. Радар APG-66 у F-16А и, соответственно, APG-68 у F-16С имеют уголы обзора не более 120 градусов. Значительное преимущество самолета МиГ-29 заключается в наличии у пилота шлема с прицелом «Щель-ЗУМ», который дает решающее превосходство в ближнем воздушном бою. Но у F-16 опять же находится свое важное преимущество - система управления полетом (Fly-by-Wire) и система управления двигателем HOTAS (Hands on Throttle and Stick), что делает самолет исключительно удобным в управлении. Уже после нажатия единственного переключателя Falcon готов к бою. Напротив, МиГ-29 настраивается вручную, что требует гораздо больше времени для вступления в бой.
КБ МиГ и General Dynamics продемонстрировали абсолютно разные подходы решения для одной и той же задачи. В обоих самолетах реализованы интересные конструкторские решения и в целом вердикт таков: F-16 многофункциональный истребитель, тогда как МиГ – чистый воздушный боец, ориентированный в первую очередь на ближний маневренный бой. Здесь ему нет равных.

Почему же победил Falcon, а МиГ-29 вообще не вошел в рейтинг «10 лучших»? И снова ответом будут результаты боевого применения этих машин. F-16 воевал в небе Палестины, прошел Балканы, Ирак и Афганистан. Отдельной страницей Falcon"а стал налет на Иракский ядерный центр «Озирак» в 1981 году. Преодолев 2800 км, F-16 ВВС Израиля скрытно проникли в воздушное пространство Ирака, уничтожили реакторный комплекс и без потерь вернулись на авиабазу «Эцион». Общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из стран НАТО, Израиля, Пакистана и Венесуэлы составляет около 50 самолётов. Данных о поражении F-16 в воздушном бою отсутствуют, хотя один самолет этого типа был сбит огнем ЗРК в Югославии.

4 место – МиГ-15

Одноместный реактивный истребитель, имя которого стало на Западе нарицательным для всех советских истребителей. Поступил на вооружение ВВС Советского Союза в 1949 году. Самолет, предотвративший Третью мировую войну.
Дословно со слов Military Channel: «В западном обществе сложилось мнение, что советские технологии – это что-то громоздкое, тяжелое и устаревшее. Ничего подобного не было в МиГ-15. Быстрый и маневренный истребитель с чистыми линиями и элегантной формой…» Его появление в небе Кореи вызвало фурор в западной прессе и головную боль для командования ВВС США. Рушились все планы о нанесении ядерного удара по территории СССР, отныне стратегические бомбардировщики B-29 не имели ни единого шанса прорваться сквозь заслон реактивных МиГов.
И еще один важный момент, - МиГ-15 стал самым массовым реактивным самолетом в истории. Стоял на вооружении ВВС 40 стран мира.

3 место - Messerschmitt Bf.109

Любимый истребитель асов Люфтваффе. Четыре знаменитые модификации: E («Эмиль») – герой битвы за Англию, F («Фридрих») – именно эти истребители «разорвали на рассвете тишину» 22 июня 1941 года, G («Густав») – герой Восточного фронта, самая удачная модификация, K («Курфюрст») – перефорсированный истребитель, попытка выжать из машины все оставшиеся резервы.
104 немецких пилота, сражавшихся на Мессершмитте смогли довести свой счет до 100 и более сбитых машин.
Зловещий, быстрый и мощный самолет. Настоящий Истребитель.

2 место - МиГ-21 vs F-4 «Phantom II»

Два разных взгляда на облик реактивного истребителя 2 поколения. 8-тонный легкий фронтовой истребитель и 20-тонный универсальный истребитель-бомбардировщик, ставший основой истребительного парка ВВС, ВМС и Корпуса Морской Пехоты.
Два непримеримые противника. Жаркие бои в небе Вьетнама, Палестины, Ирака, Индии и Пакистана. Сотни сбитых машин с обеих сторон. Яркая боевая история. До сих пор стоят на вооружении ВВС многих стран.

Советские конструкторы сделали ставку на маневренность. Американцы – на ракеты и радиоэлектронное оборудование. Оба взгляда оказались ошибочными: после первых воздушных боев стало понятно, что «Фантом» зря отказался от пушек. А создатели МиГа осознали, что 2 ракеты «воздух-воздух» - недопустимо мало.

1 место – F-15 «Eagle»

Убийца. 104 подтвержденные воздушные победы без единой потери. Таким показателем не может похвастаться ни один из современных самолетов. F-15 создавался специально как самолет завоевания превосходства в воздухе и 10 лет, до появления Су-27, был вообще вне конкуренции.
Первый раз F-15 пошли в бой 27 июня 1979 года, когда израильские «Иглы» расстреляли в ближнем маневренном бою 5 сирийских МиГ-21. За более чем 30 лет боевой службы трофеями F-15 стали МиГ-21, МиГ-23, Мираж F1, Су-22 и МиГ-29 (4 в Югославии, 5 в Ираке). Не менее впечатляющи были достижения «Иглов» в Азии, так, например, во время учений "Тeam Spirit-82” 24 истребителя F-15, базировавшиеся на о. Окинава, за 9 дней совершили 418 "боевых" вылетов, из них 233 - в течение трех суток. При этом степень боевой готовности всех самолетов почти непрерывно составляла 100%.
Высокие летные характеристики F-15, его возможность действовать автономно в условиях применения противником средств РЭБ, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на больших и малых высотах дали возможность создать на основе его конструкции ударный самолет F-15E «Stike Eagle» (выпущено 340 машин). К 2015 году в войска поступит «стелс»-версия истребителя-бомбардировщика на базе F-15 - F-15SE «Silent Eagle».
Боевое применение F-15 служит причиной многих споров. Особенно подвергается сомнению факт о том, что ни один «Игл» не был потерян в бою. Согласно заявлениям сирийских и югославских летчиков, как минимум десять F-15 были сбиты над Ливаном, Сербией и Сирией. Но подтвердить их слова не представляется возможным, т.к. никто ни одна сторона не смогла продемонстрировать обломки. Несомненно одно, участие F-15 в боевых действиях во многом определяло ход многих военных операций (например Ливанская война 1982 года).
F-15 «Игл» является самой грозной и эффективной боевой машиной, поэтому заслуженно занимает 1 место.

Заключение

К сожалению, многие из выдающихся конструкций остались вне рейтинга «10 лучших». Герой всех авиасалонов Су-27 – лучший самолет мирного времени, летные качества которого позволяют выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа в рейтинг не попал. Не попал в рейтинг и Supermarine Spitfire – просто хороший во всех отношениях самолет. Слишком много было создано удачных конструкций и было очень тяжело выбрать из них лучших.

Можно смело говорить о том, что каждая страна должна иметь в своем распоряжении боевую авиацию на случай вторжения. море морем, но все это ничего не значит, если противник может пересечь границу по воздуху. Давайте рассмотрим с вами боевые самолеты мира, которые являются лучшими. Подобная техника создается достаточно давно. Однако огромное количество модификаций, новые модели - все это есть и сегодня.

Общие сведения

Довольно сложно дать оценку военным самолетам. Обусловлено это тем, что есть перспективные разработки или уже готовые истребители и бомбардировщики, которые, к счастью, в бою еще не испытывались. Основной же фактор, влияющий на рейтинг боевой машины, - опыт. Именно поэтому практически все модели, которые будут представлены в данной статье, участвовали в бою. Давайте попытаемся составить собственный рейтинг, обратив внимание на технические характеристики машин, а также рассмотреть уникальные стороны каждой из них и вооружение, которое позволяет перехватывать бомбардировщики, уничтожать вражеские истребители и т. п.

Боевые самолеты мира: ТОП-10

Как ни странно это звучит, но самый современный истребитель мира занимает последнее место в нашем списке. Возможно, это связано с тем, что Ф-22 «Раптор» не имеет никакого боевого опыта. Данный самолет не раз становился объектом споров технологов. Одни говорили об актуальности и эффективности техники, другие - о необоснованно высокой стоимости (66 миллиардов долларов).

Эксперты отмечают, что глубокая модернизация тех же Ф-15 и Ф-16 могла бы дать равнозначный эффект, при этом стоимость усовершенствования была бы в разы меньше. Тем не менее данный истребитель является единственным в своем роде в плане технических характеристик. Во время его разработки использовали принцип «первый увидел - первый выстрелил». Однако без опыта сложно сказать что-то конкретное, поэтому давайте пойдем дальше.

Немецкая «Ласточка» времен Второй мировой войны

Сегодня мало кто слышал об истребителе Schwalbe. Но во время Второй мировой войны каждый советский и германский солдат знал об этом творении. Да-да, именно творении, ведь иначе данную машину назвать сложно. Обусловлено это тем, что для 1943 года было настоящим прорывом добиться максимальной скорости 900 км/час, что, собственно, германским конструкторам удалось.

«Ласточка» была весьма технологична и имела довольно мало изъянов. Самолет оснащался четырьмя 30-миллиметровыми пушками и боекомплектом в размере 100 снарядов. Также на борту находилось более 2 десятков неуправляемых ракет. В общем и целом, это проверенная боевая техника. Самолет мог использоваться в качестве перехватчика, разметчика и блиц-бомбардировщика. К концу войны было изготовлено порядка 1900 единиц техники, но в воздух поднялось лишь 300 штук. На что в первую очередь обратили внимание советские пилоты, заполучив такой трофей, спросите вы? На отменную радиосвязь, которая давала хорошее преимущество в бою.

Боевые самолеты России

Восьмое место в нашем рейтинге занимает МиГ-25. Это советский высотный истребитель-перехватчик, который пережил огромное количество модификаций. О его усовершенствованиях мы еще поговорим немного позже. Так вот, именно данная машина имеет на своем счету порядка 29 рекордов. Боевые возможности этого агрегата востребованы так и не были, но вот в качестве разведчика он показал себя с хорошей стороны.

Именно МиГ-25 вскрыл всю линию защиты Бар-Лева еще во время арабско-израильского конфликта. Достигнуто это было благодаря тому, что самолет летал на высоте 18-23 км с максимальной скоростью. В таком режиме боевая машина сжигала каждую минуту примерно 500 литров горючего. Отметим, что разогнаться самолет может до скорости 2,8 М, при которой обшивка нагревается до 300 градусов по Цельсию. По словам пилотов, даже фонарь в кабине имел высокую температуру, и к нему нельзя было дотронуться голой рукой. Можно говорить о том, что это достойные боевые самолеты мира, которые в свое время обратили на себя много внимания.

British Aerospace Sea Harrier и Mitsubishi A6M

По названию несложно догадаться, что данный родом из Британии. Он появился еще в 1967 году. По сути, он был с вертикальным взлетом и посадкой. Несмотря на то что это дозвуковой агрегат, он отлично показал себя в бою. Ярким тому примером служат 23 сбитых аргентинских самолета, при этом не было потеряно ни единого «Харриера».

Что же касается Mitsubishi A6M, занимающего 6-ю ступень, то это настоящая загадка. Конечно, сегодня уже известны все секреты этого агрегата, но в свое время он был просто незаменим. Как отмечали эксперты, инженеры умудрились совместить то, что совместить очень сложно. Высокая дальность полета - 2600 км. Это внушительные цифры для палубного летательного аппарата. Кроме того, данные боевые самолеты, фото которых вы можете увидеть, обладали отличной маневренностью и мощным вооружением - и все это при максимальной снаряженной массе 2500 тонн. Всего этого удалось добиться за счет отсутствия брони и протекторов на баках с горючим.

Место пятое: Ф-16

На протяжении многих лет эксперты в сфере авиации ведут споры по поводу того, что же лучше: Ф-16 или МиГ-29. Так вот, по данному поводу можно разговаривать бесконечно долго, но давайте просто поближе познакомимся с американским творением. Ф-16 по сравнению с МиГом-29 имеет лучший оптический обзор, что является главным во время воздушного боя - тот, кто первый обнаружит противника, имеет существенное преимущество.

В плане скорости и верткости МиГ-29 лидирует, но несущественно. Хороший пилот может нивелировать небольшие отклонения. Хотя в это же время ас может сделать даже из небольшого преимущества огромный плюс в бою, о чем не нужно забывать. Ф-16 славится своим вооружением. На борту имеются как управляемые, так и неуправляемые бомбы, антирадарные ракеты и т. п. При этом грузоподъемность самолета составляет 7,5 тонны, в то же время Миг-29 может подняться в воздух только лишь с 2,5 тонны. Столь существенная разница обусловлена тем, что американец имеет один двигатель, а советский фронтовой истребитель - два.

Российские боевые самолеты: МиГ-15

Данный агрегат стоял на вооружении 40 стран мира. Согласитесь, это по меньшей мере говорит о его эффективности. Разработан летательный аппарат был еще в 1949 году. До этого времени многие на Западе думали, что советские конструкторы делают громоздкие, тяжелые и устаревшие истребители, но когда появился МиГ-15, данное мнение сразу же исчезло. Быстрый, легкий и смертоносный - в этом весь МиГ. Именно с его появлением полностью исчезла вероятность ядерного удара по СССР, так как бомбардировщик В-29 не смог бы ни при каких обстоятельствах прорваться через заслон МиГов. В целом же - это отличный истребитель, который заслужил признание не просто так, а за свою уникальность.

Messerschmitt Bf.109 и МиГ-21

Messerschmitt Bf.109, пожалуй, самый известный истребитель времен Второй мировой войны. И не зря. Ведь именно данная машина была любимой у немецких асов. Дело в том, что Messerschmitt Bf.109 был невероятно маневренным, быстрым и смертоносным. Германские конструкторы разработали четыре модификации самолета. Кстати, каждая из них была по-своему удачной. Так Е (Эмиль) стал героем битв за Англию, а F (Фридрих) 22 июня 1942 года нарушил тишину над советским небом. Также были модификации класса G и К. именно «Мессершмит» был самым смертоносным.

Нельзя не упомянуть об истребителе 2-го поколения от советских конструкторов. МиГ-21 имел огромный потенциал, который так и не был раскрыт до конца. Как показала практика, советские инженеры имели ошибочное мнение по поводу вооружения. Дело в том, что основным конкурентом МиГа был «Фантом 2». Американцы сделали ставку на электронное оборудование, а СССР - на маневренность. Как показала практика, ни одни, ни другие успеха не имели. «Фантом» не имел на своем борту пушек, что сразу проявилось во время боя, а у МиГа было всего 2 ракеты класса «воздух-воздух», чего оказалось крайне мало.

Первое место занимает…

Вот мы с вами и рассмотрели почти все лучшие боевые самолеты. Остался лишь один, и это Ф-15. Именно данный летательный аппарат является лучшим, по мнению многих экспертов. По большей части это обусловлено просто огромным боевым опытом. Только представьте, 104 воздушных боя (победы) без единой потери! Вряд ли тут речь идет о везении, скорей, о профессионализме пилотов и совершенстве самолета.

Впечатляющим является и вооружение «орла», которое позволяет вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям. Американские ВВС планируют к концу 2015 года поставить на вооружение стелс-истребители на базе Ф-15 модификации Ф-15СЕ. Помимо того что машина будет более незаметной, немного улучшат вооружение, а также навигационные автоматические системы. Кстати, американцы всегда больше всех уделяли внимания безопасности своего экипажа. Это касается танков, самолетов и кораблей. К примеру, советские боевые самолеты и танки этим не славились.

Вашему вниманию были представлены самые знаменитые боевые самолеты России и других стран, которые попали в наш список. Все эти машины когда-то наводили ужас на противника. Конечно, хотелось бы, чтобы авиация использовалась как можно реже, и военные конфликты решались дипломатическим путем. Но когда это не удается, на защиту выходят истребители и бомбардировщики, которые готовы подняться в воздух в любую минуту.