Складывается зп. Формы и системы оплаты труда

1. Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.
2. Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

4. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

6. Идентичными товарами (работами, услугами) в целях настоящего Кодекса признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

При определении идентичности работ (услуг) учитываются характеристики подрядчика (исполнителя), его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

7. Однородными товарами в целях настоящего Кодекса признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.

Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ (услуг) учитываются их качество, товарный знак, репутация на рынке, а также вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Комментарий к статье 38 НК РФ

Комментируемая статья определяет несколько ключевых понятий, которые необходимо учитывать при исчислении любого налога: это объект налогообложения, имущество, товар, работа, услуг, идентичные и однородные товары (работы, услуги).

Объект налогообложения - это основной элемент налогообложения. Только при его наличии у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налог.

Любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, признается товаром.

Например, в Письме Минфина России от 21.12.2012 N 03-11-06/2/148 указано, что на основании пункта 3 статьи 38 НК РФ возможно признать проданное недостроенное здание товаром, предназначенным для реализации.

В Письме от 04.11.2004 N 03-04-08/106 Минфин России отметил в отношении продажи и перепродажи проектов, конструкторских разработок, технической документации и т.п. без предварительного заказа на их разработку со стороны покупателя, что в этих случаях для организации-продавца такая документация может рассматриваться как готовый товар.

В Письме Минфина России от 27.10.2011 N 03-04-06/4-288 указано, что доля в уставном капитале к имуществу не относится.

Необходимо учитывать, что для целей НК РФ под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ, за исключением имущественных прав, в то время как на основании статьи 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Важно понимать также разницу между работой и услугой для целей НК РФ - у первой результаты имеют материальное выражение, у второй - нет.

Услуга считается реализованной (оказанной) в момент окончания ее оказания (независимо от составления акта приемки).

Аналогичная позиция изложена в Письме Управления ФНС России по г.Москве от 05.06.2012 N 16-15/049727@.

При этом передача имущества в аренду рассматривается как услуга для целей налогообложения (см. Письма Минфина России от 19.09.2006 N 03-06-01-04/175, МНС России от 22.07.2003 N ВГ-6-03/807@, Решение ВС РФ от 24.02.99 N ГКПИ98-808, 809, Постановления ФАС Поволжского округа от 04.05.2010 N А12-18114/2009, ФАС Московского округа от 05.07.2007, от 06.07.2007 N КА-А40/6237-07, от 29.05.2007, 31.05.2007 N КА-А40/4639-07, ФАС Северо-Западного округа от 19.08.2005 N А44-1081/2005-9, от 07.10.2009 N А56-50811/2008).

Минфин России в Письме от 15.06.2011 N 03-03-06/1/348 согласился, что ключевым отличием работ от услуг является материальный результат, который может быть реализован для удовлетворения потребностей юридических или физических лиц.

Аудиторская деятельность не порождает такого материального результата, поскольку целью аудита является выражение мнения о достоверности отчетности конкретной организации, которое представляется в виде аудиторского заключения и письменной информации аудитора. Причем такое представление не являет собой материальный результат деятельности, а лишь определяет форму выражения мнения аудитора в процессе их оказания, до подписания акта оказания услуг.

Ни письменная информация, ни аудиторское заключение не могут быть реализованы после оказания услуг, поскольку содержащаяся в них информация потребляется в процессе оказания услуг исключительно аудируемым лицом. Тем самым результат услуг не представляет интереса для иных лиц, будучи уже потребленным заказчиком. Такие документы в принципе не могут являться предметом дальнейшего обращения в отличие от результата работ, который может свободно отчуждаться в цепи будущих владельцев для удовлетворения их потребностей.

То же по смыслу относится к консультационным услугам.

В Письме Минфина России от 08.12.2011 N 03-07-11/341 указано, такие виды деятельности, как машинописные работы по заполнению транспортной документации, изготовление копий документов, маркировку груза, упаковывание груза в готовую сертифицированную тару, ремонт тары, такелажные работы, погрузочно-разгрузочные работы, обладают признаками работ и услуг, предусмотренными статьей 38 НК РФ.

Право (требование), принадлежащее налогоплательщику на основании обязательства, для целей НК РФ не может быть отнесено ни к имуществу, ни к услугам, ни, тем более, к товарам или работам и его следует классифицировать как имущественное право.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 17.01.2013 N А53-8011/2012 отметил, что нормы налогового законодательства (статья 38 НК РФ) содержат прямое указание на то, что имущественные права не относятся к имуществу в целях определения объекта налогообложения.

Из пункта 1 статьи 11 НК РФ и Определения КС РФ от 06.06.2002 N 116-О следует, что в тех случаях, когда НК РФ содержит определение того или иного юридически значимого термина, в налоговых отношениях он должен использоваться именно в таком, специальном, значении, если даже в других отраслях законодательства ему придается иной смысл.

КС РФ в Определении от 25.11.2010 N 1564-О-О указал, что пункт 2 статьи 38 НК РФ, содержащий общее определение понятия имущества, используемое исключительно в целях налогообложения, не является неопределенным, направлен в том числе на обеспечение единообразия истолкования положений налогового законодательства при разрешении налоговых споров и не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права граждан.

Нормы налогового законодательства (статья 38 НК РФ) содержат прямое указание на то, что имущественные права не относятся к имуществу в целях определения объекта налогообложения.

Из буквального толкования статей 38 и 228 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2008 году) следует, что с доходов, полученных налогоплательщиком от налогового агента и связанных с передачей ему имущественных прав, налоговый агент обязан исчислить, удержать из средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислить в бюджет НДФЛ.

При таких обстоятельствах в силу статей 24 и 226 НК РФ организация, уплачивающая физическому лицу денежные средства за передачу ему имущественных прав, является налоговым агентом, обязанным удержать и перечислить суммы удержанного налога с дохода физического лица.

Изложенное также соответствует Определению КС РФ от 16.07.2009 N 1015-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Власова Алексея Викторовича на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации" и Определению ВАС РФ от 16.11.2010 N ВАС-14951/10.

Как указывает Минфин России в Письме от 29.07.2011 N 03-11-09/49, дисконтная карта представляет собой обязательство продавца (исполнителя работ, услуг) по предоставлению в будущем скидки владельцу данной карты. Таким образом, дисконтная карта является подтверждением права ее владельца на заключение в будущем договора по льготной (меньшей) цене.

В связи с этим дисконтная карта не может быть признана имуществом и, соответственно, товаром. Кроме того, ценностью обладает не сама дисконтная карта, а права, которые она предоставляет владельцу.

В статье 38 НК РФ приведены понятия однородных и идентичных товаров.

Как разъяснено в Письме ФНС России от 29.11.2012 N ОА-4-13/20093, однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.

Ценные бумаги одного вида, но разных выпусков, выпущенные одним эмитентом, при условии, что ценные бумаги данных разных выпусков закрепляют сходную совокупность имущественных и неимущественных прав, а также имеют сходные характеристики, влияющие на их цену, могут быть признаны однородными. Соответственно, сделки с данными однородными ценными бумагами, которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях, могут быть признаны однородными сделками.

Ценные бумаги различных видов или различных эмитентов не могут быть признаны однородными, так как не удовлетворяют требованиям, изложенным в статье 38 НК РФ, а именно:
- не имеют сходных характеристик;
- не выполняют одни и те же функции;
- не являются коммерчески взаимозаменяемыми.

Консультации и комментарии юристов по ст 38 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 38 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

2. Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

4. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

6. Идентичными товарами (работами, услугами) в целях настоящего Кодекса признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

При определении идентичности работ (услуг) учитываются характеристики подрядчика (исполнителя), его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

7. Однородными товарами в целях настоящего Кодекса признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.

Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ (услуг) учитываются их качество, товарный знак, репутация на рынке, а также вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.


Комментарии к НК РФ

Комментарий к главе 1 НК РФ

Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах

Комментарий к главе 2 НК РФ

Система налогов и сборов в Российской Федерации

Комментарий к главе 3 НК РФ

Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты

Комментарий к главе 4 НК РФ

Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Комментарий к главе 5 НК РФ

Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц

Комментарий к главе 6 НК РФ

Органы внутренних дел. Следственные органы

Комментарий к главе 7 НК РФ

Объекты налогообложения

Комментарий к главе 8 НК РФ

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов

Комментарий к главе 9 НК РФ

Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа

Комментарий к главе 10 НК РФ

Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов

Комментарий к главе 11 НК РФ

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов

Статья 38. Объект налогообложения

1. Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

2. Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

4. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

6. Идентичными товарами (работами, услугами) в целях настоящего Кодекса признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

При определении идентичности работ (услуг) учитываются характеристики подрядчика (исполнителя), его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

7. Однородными товарами в целях настоящего Кодекса признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.

Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ (услуг) учитываются их качество, товарный знак, репутация на рынке, а также вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.


1. Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

2. Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

4. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

6. Идентичными товарами (работами, услугами) в целях настоящего Кодекса признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

При определении идентичности работ (услуг) учитываются характеристики подрядчика (исполнителя), его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

7. Однородными товарами в целях настоящего Кодекса признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.

Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ (услуг) учитываются их качество, товарный знак, репутация на рынке, а также вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Комментарии к ст. 38 НК РФ


При применении статьи 38 НК РФ следует учитывать, что объектами налогообложения являются:

1) реализация товаров (работ, услуг) - устанавливается статьей 146 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также статьей 182 НК РФ в качестве объекта налогообложения акцизами;

2) имущество - устанавливается статьей 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом, статьей 374 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций, статьей 389 НК РФ в качестве объекта налогообложения земельным налогом, а также статьей 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" в качестве объекта налогообложения налогами на имущество физических лиц;

3) прибыль - устанавливается статьей 247 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на прибыль организаций;

4) доход - устанавливается статьей 209 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц, статьей 346.4 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым сельскохозяйственным налогом, статьей 346.14 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения, и статьей 346.29 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Обстоятельством, имеющим стоимостную характеристику, является объект налогообложения налогом на доходы физических лиц - доход (статья 209 НК РФ).

Обстоятельством, имеющим количественную характеристику, является объект налогообложения налогом на игорный бизнес, установленный статьей 366 НК РФ: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и касса букмекерской конторы.

Обстоятельством, имеющим физическую характеристику, является объект налогообложения водным налогом, установленный статьей 333.9 НК РФ.

1. Срок военной службы устанавливается:

а) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 года, за исключением военнослужащих, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, - 24 месяца;

б) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением военнослужащих, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, - 18 месяцев;

в) для военнослужащих, получивших высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 года, - 12 месяцев;

г) для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 года, - 24 месяца;

е) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 26.04.2004 N 29-ФЗ.

3. Первый контракт о прохождении военной службы заключается:

а) с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, - на два года либо на три года по выбору гражданина;

б) с иностранным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, - на пять лет;

в) с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, за исключением граждан, указанных в подпункте "д" настоящего пункта, - на пять лет;

г) с военнослужащим, обучающимся в:

военной образовательной организации высшего образования по образовательной программе высшего образования, - на период освоения указанной образовательной программы и пять лет военной службы после получения высшего образования;

военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования по программе подготовки специалиста среднего звена, - на период освоения указанной образовательной программы и три года военной службы после получения среднего профессионального образования, а в случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы, - на период освоения указанной образовательной программы и пять лет военной службы после получения среднего профессионального образования;

д) с гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования и поступающим непосредственно после окончания указанной образовательной организации на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - на три года или пять лет.

4. С военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, может быть заключен первый контракт о прохождении военной службы на меньший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит два года, три года или пять лет в соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 3 настоящей статьи.

С военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации), либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, либо для участия в походах кораблей, не ранее чем за один месяц до истечения срока военной службы может быть заключен контракт о прохождении военной службы на срок до одного года.

5. Новый контракт о прохождении военной службы заключается с:

а) военнослужащим, являющимся гражданином, за исключением военнослужащего, указанного в подпункте "б" или "в" настоящего пункта, - на срок один год, три года, пять лет, десять лет или на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе);

б) военнослужащим, являющимся гражданином и поступившим в:

военную образовательную организацию высшего образования для обучения по образовательной программе высшего образования или для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук, - на период освоения указанной образовательной программы или на время подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук и пять лет военной службы после получения высшего образования или защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук;

военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования для обучения по образовательной программе подготовки специалиста среднего звена, - на период освоения указанной образовательной программы и три года военной службы после получения среднего профессионального образования, а в случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы, - на период освоения указанной образовательной программы и пять лет военной службы после получения среднего профессионального образования;

в) военнослужащим, являющимся гражданином и достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, - на срок один год, три года, пять лет, десять лет или на меньший срок.

5.1. По истечении срока первого контракта военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые определяются настоящим Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы.

6. Контракт о прохождении военной службы может заключаться с военнослужащим на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания его на военной службе.

7. С гражданином, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации), либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, либо для участия в походах кораблей, может быть заключен контракт о прохождении военной службы на срок до одного года.

8. Утратил силу. - Федеральный закон от 11.03.2010 N 28-ФЗ.

9. Военнослужащим, имеющим ученую степень и достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, предоставляется преимущественное право при заключении с ними контракта о прохождении военной службы в порядке, установленном пунктом 3 статьи 49 настоящего Федерального закона.

10. Началом военной службы считается:

для граждан, не пребывающих в запасе, не имеющих воинских званий и призванных на военную службу, - день присвоения воинского звания рядового;

абзацы третий - четвертый утратили силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ;

для граждан, не пребывающих в запасе, имеющих воинские звания и призванных на военную службу, - дата издания приказа военного комиссара субъекта Российской Федерации о направлении к месту прохождения военной службы;

для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;

для граждан, не проходивших военной службы или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, - дата зачисления в указанные образовательные организации.

11. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:

военнослужащий находится на стационарном лечении;

военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;

военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;

военнослужащий участвует в походах кораблей;

военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного;

военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части;

а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

12. В срок военной службы не засчитываются:

время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста;

время самовольного оставления воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.

Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.