Смотреть что такое "Иофан, Борис Михайлович" в других словарях. Борис Иофан — от Рима к Вавилону Здания, спроектированные Б.М

16 апреля 1891 года в Одессе родился Борис Михайлович Иофан - одна из самых ярких и значительных фигур в советском зодчестве 30-40-х годов прошлого века, автор известных сооружений, единственный одессит, удостоенный звания «Народный архитектор СССР»

Всемирно известные павильоны СССР на международных выставках 1937 года в Париже и 39-го - в Нью-Йорке, монументальные здания и градостроительные комплексы в Москве, жилые и общественные сооружения в Италии - далеко не полный перечень вех в грандиозном наследии, оставленном на всех этапах советской архитектуры Борисом Михайловичем Иофаном. Еще мальчиком Борис увлекся рисованием и твёрдо решил в будущем стать живописцем. В 12 лет он поступает на живописное отделение Художественного училища Одесского общества искусств, действовавшего по программам, санкционированным Петербург-ской Академией художеств, которой принадлежало и право подбора педагогического персонала этого учебного заведения. Выпускники одесского училища имели право поступления в академию без экзаменов на основании лишь месячного испытания. Позже, под влиянием товарищей, Иофан переходит на архитектурное отделение. Сказалось то, что ещё в ранней юности он испытал очарование таких сооружений как Воронцовский дворец, Старая биржа, бывший госпиталь, ощутил законченность ансамблей Приморского бульвара и полукруглой площади со знаменитой лестницей...

В 1911 году Иофан заканчивает училище, получив диплом об окончании курсов и звание техника-архитектора. Начало творческой биографии мастера было необычным. Отслужив вольноопределяющимся в Феодосийском полку, Борис Иофан переезжает в Петербург, где практикуется подмастерьем у известных архитекторов А.О. Таманяна, И.И. Долгинова, работает у своего старшего брата Дмитрия, участвует в проектировании московского дома князя Щербатова на Новинском бульваре, признанного в 1914 году лучшей новостройкой будущей столицы. Изучая произведения русского классицизма, молодой архитектор мысленно все больше обращался к истокам архитектуры. Затем в судьбе Иофана свершается крутой поворот - он уезжает в Италию, на «родину муз», где пребывает долгих десять лет. Здесь начинается творческая карьера зодчего. Окончание художественного училища дало Иофану право поступить сразу на третий курс Высшего института изящных искусств в Риме. Большой след в жизни Иофана оставил архитектор Армандо Бразини, его будущий соперник в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве. В 1916 году Иофан успешно заканчивает Высший институт изящных искусств и начинает работать самостоятельно. Он много строит в Италии (Рим, Аквиль, Тиволи, Тоскана, Перуджа и др.). Затем заканчивает курс в Высшей инженерной школе, позволявший в дальнейшем со знанием дела разбираться в вопросах строительной механики и организации строительного производства. В Риме Борис Михайлович познакомился со своей будущей женой Ольгой Огаревой, по отцу итальянской герцогиней Руффо, по матери русской княжной Мещерской. В 1918 году они соединили жизни и оказались почти на полвека не только верными супругами, но и единомышленниками. Ольга Иофан, хорошо знавшая искусство Италии, стала проводником молодого архитектора по музеям и галереям, среди памятников античности и Возрождения, не потерявшим впечатляющей красоты вопреки разрушающему воздействию времени. В 1921 году, когда мутная волна фашизма затопила страну, супруги вступили в Итальянскую компартию и превратились в ее активных функционеров. В том же году они продали свою библиотеку, а вырученные деньги отправили в Россию в помощь голодающим Поволжья. В одной из автобиографических заметок, незадолго до своей кончины, Б.Иофан писал: «Есть люди, которые не занимаются непосредственно творческой работой, по их проектам не сооружают дома, они не делают открытий в науке, но у них есть замечательный талант строить жизнь других, создавать атмосферу для большой творческой работы. Таким талантом обладала Ольга Фабрициевна...».

В России тем временем происходят события эпохальные - революция, Гражданская война. В 1923 году Иофан создает проект советского посольства в Италии. Вскоре в Рим на лечение после перенесенного инфаркта приезжает инкогнито председатель Совнаркома СССР А.И.Рыков с женой. Советское посольство просит Иофана познакомить «этих иностранцев» с Римом. Общение с главой советского правительства окончательно убеждает Иофана вернуться в Россию. Будущий «враг народа» предлагает Иофану строить новую советскую жизнь, новую социалистическую архитектуру - радостную, величественную и помпезную. Иофана заинтересовало это предложение прежде всего потому, что он мечтал создавать крупномасштабные общественные сооружения и в реалиях советской действительности ему открывались заманчивые перспективы. В 1924 году Иофан с семьей возвращается в Россию. Он строит поселок Штеровской ГРЭС в Донбассе, дом для рабочих на Русаковской улице в Москве, комплекс Сельхозакадемии им. Тимирязева.

Вскоре Иофан возглавил крупнейшую и самую престижную стройку тогдашней Москвы. Идея возведения жилого комплекса для руководящих работников давно висела в воздухе. Чиновничий аппарат рос как на дрожжах. Кремль был переполнен жильцами. Сам Сталин с семьей довольствовался трехкомнатной квартирой, а придворный поэт Демьян Бедный и вовсе вынужден был приспособить в качестве кабинета... туалет, иронически называя себя «писателем, работающим на ночном горшке». Мода на «революционный аскетизм» уходила в прошлое. Утверждалась мысль, что ответственным руководителям для полноценной работы нужен устроенный быт... В 1926 году было принято решение строить жилой Дом Советов ЦИК-СНК СССР. Проектировать и возводить здание поручили Борису Иофану. Небывалая стройка шла три года. На огромной площадке среди копошащихся людей пыхтели и скрежетали непривычные москвичам механизмы: краны, копры, транспортеры, в основном, иностранного производства. Через Водоотводный канал была перекинута подвесная дорога для подачи песка и гравия. Чтобы циклопическое здание обрело устойчивость, в зыбкий болотистый грунт вбили более 3500 железобетонных свай.

Когда строительные леса были, наконец, сняты, москвичей поразил масштаб сооружения. 505-квартирный гигант поднялся над низеньким Замоскворечьем на высоту 10-12 этажей. Он стал крупнейшим жилым зданием Москвы и считался небоскребом. Компактная композиция корпусов, размещенных по периметру трех внутренних дворов, и массивный жесткий силуэт придавали сооружению сходство с неприступной цитаделью, свысока взирающей на крикливо-пеструю Москву.

За аскетическими фасадами Дома Правительства скрывались элитные апартаменты. В тогдашней Москве, где люди жили в бараках, общежитиях, где почти половина рабочих семей не имела даже индивидуальных постелей, где комната в коммуналке считалась роскошью, а отдельная квартира - сказкой, условия проживания в новом комплексе казались раем земным. 1-2-х комнатных квартир здесь было немного, в основном 3-4-х комнатные. В престижных подъездах с окнами на Москву-реку есть и 5-7 комнатные апартаменты площадью более 200 кв. м. Высота потолков везде 3,5 м.

Необычен был и уровень комфорта. В то время, когда вся Москва готовила на керосинках и примусах, а Кремль отапливался печами, в Доме Советов (так первоначально назывался Дом на набережной) были газовые плиты и центральное отопление. Каждая квартира имела телефон, просторные лифты, мусоропроводы, встроенные шкафы, холодильники, дубовый паркет, зеркальные двери, отделку стен «под шелк»...

Впрочем, была отдана дань и модным тогда идеям стандартизации и коллективизации быта. Во всех квартирах стояла одинаковая мебель, сконструированная Иофаном. Крошечные кухни занимали лишь уголок прихожей. Зато при Доме была большая общая столовая.

Комплекс строился по принципу жилкомбината с высокой степенью автономности. Здесь были продовольственный и промтоварный магазины, сберкасса, парикмахерская, прачечная, медпункт. Клуб им. Рыкова (сейчас - Театр Эстрады), помимо концертного зала, имел спортзал, помещения для кружков и секций. К услугам обитателей были солярий и теннисный корт. Комплекс обслуживали десятки специалистов - от сантехников до полотеров... Однако самым выразительным элементом архитектурного ансамбля был самый большой тогда в Европе кинотеатр «Ударник» с его знаменитой полусферической крышей и залом на 1600 мест.

Дом Правительства явил стране невиданные тогда архитектурные, строительные и бытовые стандарты. Их предполагалось постепенно распространить на жилье для всех трудящихся. В этом смысле Дом был воплощением Великой советской мечты. Он же воплотил и ее утопичность. В элитном строении вскоре появились банальные коммуналки. Состав жильцов все время менялся: кто переезжал, кого выселяли, других репрессировали. Остальная же Москва, не говоря уже о всей стране, достичь правительственных стандартов жизни не смогла и много десятилетий спустя...

Дом правительства стал для Б. Иофана последней ступенью к главному делу жизни, проекту, который должен был затмить все, что когда-либо воздвигалось руками человеческими, за исключением, быть может, египетских пирамид. В 1933 году зодчий выиграл многоуровневый конкурс на строительство Дворца Советов на месте снесенного храма Христа Спасителя. Выиграл в конкуренции со звездами отечественного и мирового зодчества, в числе которых были Жолтовский, Веснин, Ле Корбюзье... По утвержденному в 1934 году проекту, составленному Иофаном совместно с В. Гельфрейхом и В. Щуко, Дворец Советов должен был представлять собою 420-метровую, многоярусную башню весом в 2 млн. тонн и общим объемом в 7 млн. кубометров, что примерно равнялось сумме объемов 6 (!) знаменитых нью-йоркских небоскребов. Под сводами главного зала башни, чем-то похожей на древневавилонский зиккурат, мог поместиться целиком некогда стоявший на этом месте храм. Венчала башню грандиозная 80-метровая статуя Ленина, указующая десницей поверх Кремля, на северо-восток, в направлении Норильска и Магадана. Одна голова вождя по объему равнялась Колонному залу Дома Союзов.

Здание начали строить ударными темпами, но началась война. Стальные конструкции пришлось демонтировать и направить на сооружение знаменитой Сталинградской рокады. В 50-х проект Иофана был окончательно похоронен. Тем не менее, Дворец Советов оказал зримое воздействие на облик Москвы. Целые ансамбли проектировались с учетом будущего главного здания столицы, ее композиционного центра. Послевоенные «высотки» появились именно для того, чтобы поддержать в архитектурном пространстве вертикаль Дворца Советов. Эту идею Иофан выдвинул еще в 30-е годы. Кстати, именно он проектировал здание МГУ.

Громадье московских планов удивляло мир. Явно подражая им, страдавший мегаломанией и завистью к Сталину Гитлер поручил своему архитектору Альфреду Шпееру столь же коренным образом реконструировать Берлин. И можно представить раздражение фюрера, когда на Всемирной выставке в Париже 1937 года советский павильон, построенный по проекту Бориса Иофана, и увенчанный скульптурой В.Мухиной (выполненной по рисунку также Иофана) «Рабочий и колхозница», по всеобщему мнению, превзошел стоявший прямо напротив павильон Германии. Международный успех имел и построенный Иофаном павильон СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Его собирались смонтировать в Москве на месте главного входа в Центральный парк культуры. Но помешала война.

В первые месяцы Великой Отечественной Иофан вместе с группой архитекторов и инженеров выполнял особое правительственное задание - сделал центр Москвы неузнаваемым для пилотов вражеской авиации. Кремлевские звезды были зачехлены, золотые купола закрашены, на древних крепостных стенах намалевали окна и двери, мавзолей закамуфлировали под невзрачный дом, а излучину Москвы-реки заполнили плотами и понтонами с макетами строений. А в недрах столицы и в войну не прекращалось строительство подземного дворца станции метро «Бауманская». Ее автором тоже был Иофан.

После Победы зодчий не мог не принять активного участия в эпопее возведения высотных зданий. Он разработал проект крупнейшего из них - МГУ, предложив построить его на Ленинских горах, недалеко от обрыва к реке. Однако вблизи издавна стояла водопроводная станция, переносить которую было дорого и долго. А сроки и сметы были утверждены самим Сталиным. Зодчего убеждали передвинуть здание в глубь участка. Иофан не соглашался, считая, что это исказит задуманный ансамбль. Апеллировал он и к Сталину. Не помогло. В результате замысел был реализован на новом месте и с небольшими изменениями. Вот только строптивый архитектор в числе соавторов лучшей московской высотки до сих пор не значится... Впереди у мастера было без малого тридцать лет творческой жизни, новые стройки - Институт нефти им. Губкина, жилой комплекс на Щербаковской улице, Институт физкультуры в Измайлове. Однако прежнего громкого резонанса эти работы уже не вызывали. В истории Борис Иофан остался зодчим своего времени, в которое он свято верил и которое теперь одни называют эрой «штурма небес», другие же - эпохой тоталитаризма... Правда, славой он обделен не был: в числе первых строителей в стране получил звание лауреата Государственной премии; во Франции был отмечен дважды дипломом Гран при; (заказ диплома) в США избран почетным гражданином города Нью-Йорка; в Англии почетным членом-корреспондентом Королевского общества британских архитекторов.

4 марта 1976 года врач санатория «Барвиха», построенного тоже по проекту Иофана, обходя палаты, увидел его, лежащего без сознания в кресле у чертежной доски, на которой была наколота калька с эскизом реконструкции пьедестала скульптуры «Рабочий и колхозница». Через шесть дней, не приходя в сознание, Иофан скончался. Ему было 85 лет. На особняке у Каменного моста, где когда-то размещалась архитектурная мастерская Дворца Советов, красуется мемориальная доска зодчему. Еще одна - в подъезде № 21 Дома на набережной. Здесь на самом верху жил Иофан, здесь до сих пор живут его потомки. Это единственная квартира дома, не поменявшая хозяев за все почти восемьдесят лет.

Человеку сегодняшнего дня не так легко понять и принять архитектурные образы Бориса Иофана. Однако без них нашу бывшую страну уже не представишь, как не представишь её историю без эпохи, запечатленной в облике строений, воздвигнутых нашим знаменитым земляком.

Биография

Б. М. Иофан родился а в Одессе. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора А. И. Таманяна и своего брата Д. Иофана. Затем учился в Риме в институте изящных искусств, закончив его в 1916 году. Вернулся в Россию в 1924 году уже опытным мастером, с прекрасной архитектурной и технической подготовкой. К этому времени у него уже было несколько реализованных проектов в Италии.

Первой большой работой Иофана был правительственный санаторий в Барвихе (1929). В период с 1927 по 1931 годы Иофан проектирует и руководит строительством жилого комплекса на улице Серафимовича (дом ВЦИК и СНК СССР) в Москве - так называемого «Дома на набережной».

Один из самых известных проектов Иофана (в соавторстве с В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейхом) - неосуществлённый Дворец Советов в Москве, гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя В. И. Ленина высотой 70 метров. Под строительство Дворца было отведено место, на котором прежде стоял Храм Христа Спасителя. Строительство Дворца было прервано с началом Великой Отечественной войны и более не возобновлено.

Иофану принадлежат проекты павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). Иофан - автор проекта станции метро «Бауманская» (1944) в Москве.

В послевоенные годы Иофан создал в Москве комплексы Нефтяного и Горного институтов (1947-50), проект Центрального института физической культуры в Измайлово, руководил застройкой крупных жилых массивов в Измайлово и Марьиной Роще.

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1941) - за архитектурный проект павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937);
  • народный архитектор СССР (1970)
  • орден Ленина
  • четыре других ордена

См. также

  • Сталинский Ампир

Литература

  • Эйгель И. Ю. Борис Иофан . Серия «Народные архитекторы СССР». М.: Стройиздат, 1978.
  • Хмельницкий Д. С. Архитектура Сталина: Психология и стиль. М.: Прогресс-Традиция, 2007.

Один из крупнейших и лучших советских зодчих - родился в 1891 г. в Одессе. Там же прошло и его детство. Еще мальчиком Иофан увлекается рисованием и решает в будущем стать живописцем. В 12 лет он поступает на живописное отделение художественного училища. Позже, под влиянием товарищей, Иофан переходит с живописного на архитектурное отделение. В 1911 г. он заканчивает училище и получает диплом об окончании курсов и звание техника-архитектора. По отбытии военной службы Иофан практикует в Петербурге подмастерьем у известных архитекторов А.О. Таманяна, И.И. Долгинова, частично работает у своего старшего брата Дмитрия. Изучая произведения русского классицизма, молодой архитектор мысленно все больше обращался к истокам архитектуры.

В 1914 г. Иофан уезжает в Италию, в которой пребывает 10 лет. Окончание художественного училища дало Иофану право поступить сразу на третий курс Высшего института изящных искусств в Риме. Большой след в жизни Иофана оставил архитектор Армандо Бразини, его будущий соперник в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве. В 1916 г. Иофан успешно заканчивает Высший институт изящных искусств и начинает работать самостоятельно. Он много строит в Италии (Рим, Аквиль, Тиволи, Тоскана и др.). Затем заканчивает курс в Высшей инженерной школе. В 1921 г. вступает в итальянскую компартию. иофан борис зодчество советский

В 1924 г. Иофан возвращается в СССР. Его привозит в Москву А.И. Рыков, с которым он познакомился в Риме. Рыков находился в Италии на лечении после перенесенного инфаркта. Он предлагает Иофану строить новую советскую жизнь, новую социалистическую архитектуру - радостную, величественную и помпезную. Иофана заинтересовало это предложение прежде всего потому, что он мечтал строить крупномасштабные общественные сооружения и в реалиях советской действительности ему открывались заманчивые перспективы.

Борис Иофан стал крупной и значимой фигурой советского зодчества. В Москве по его проектам были построены удобные и функциональные жилые дома, общественные и учебные заведения. Первым жилым комплексом, построенным в Москве, стали дома на Русаковской улице (1925 г.) с прекрасной экономичной планировкой квартир и гармоничным экстерьером.

Крупнейшим реализованным замыслом архитектора стал комплекс Дома ЦИК и СНК СССР на Берсеневской набережной (1927-1931). Это сооружение является важной вехой на творческом пути зодчего. Возведенный в эпоху увлечения идеей домов-коммун, этот дом существенно отличался от них. Он содержал в себе, кроме жилья, большое количество пристроенных общественных помещений: клуб с театральным залом (ныне театр Эстрады), самый большой тогда в Европе кинотеатр "Ударник" на 1600 зрителей, универмаг с продуктовым и промтоварным отделениями, столовую, спортзал, библиотеку, механическую прачечную, почту и сберкассу. Дом имел на себе отпечаток времени, выраженный в аскетизме внешнего облика. Тогда господствовал строгий и лаконичный конструктивизм, отличительными чертами которого были простые, логически геометризованные формы. Мрачно-серые стены создавали впечатление несокрушимой мощи, подавляющей своим величием, что явно выделяло это сооружение среди построек позднего конструктивизма и, очевидно, должно было вносить в архитектурный образ дома некий признак могущества и несокрушимости власти, которой он принадлежал. Некоторое разнообразие в это вносили фонтаны, размещенные архитектором во внутренних дворах комплекса, в память о его пребывании в Италии.

На участке более трех гектар, ограниченном Берсеневской набережной, улицей Серафимовича и обводным каналом, на трех с половиной тысячах свай было возведено около полумиллиона кубометров жилой и общественной площади, что даже по сегодняшним масштабам является огромным строительством. В доме было 505 квартир, в которых было все для удобного проживания. Дом Правительства был первым и последним объектом элитного жилья, к которому применимо определение - простой, аскетичный объем. Все, последовавшие за ним, дома для советской элиты были тесно связаны с изменившейся творческой направленностью советской архитектуры, взявшей курс на освоение классического наследия".

"В самом начале 1930-х годов происходили серьезные события в советской архитектуре. Прежние острые разногласия между конструктивистами и традиционалистами были притушены, и представители всех прежде враждебных друг другу течений вошли в 1932 году в единый Союз советских архитекторов. Новые веяния в архитектуре явились опосредованным отражением изменений в общественном сознании. В социальной психологии общества наметились две, казалось бы, разнонаправленные тенденции.

С одной стороны, перестал удовлетворять массы идеал аскетизма и самоограничения первых революционных лет. Люди как бы несколько устали от суровости быта, им захотелось чего-то более человечного, понятного и уютного. Уже в конце 1920-х годов Маяковский устами спящих вечным сном у Кремлевской стены революционеров спрашивал у своих современников: "А вас не тянет всевластная тина? Чиновность в мозгах паутину не свила?" Поэт явно чувствовал возникающее стремление не столько даже к ненавидимой им "изящной жизни", сколько просто к более спокойному, прочному существованию в капитально построенных домах среди настоящих, крепких, красивых, "дореволюционных" вещей.

С другой стороны, успехи индустриализации, выполнение первого пятилетнего плана, пуск новых заводов, строительство Днепрогэса, Магнитогорска, Турксиба и т.д. порождали энтузиазм, желание видеть и в искусстве, в том числе и в архитектуре, увековеченными эти победы.

Хотя истоки этих двух тенденций были различны, они, переплетаясь и взаимодействуя, породили желание видеть несколько иное искусство - не чисто агитационное и только призывающее, не аскетичное и суровое, а более светлое, утверждающее, близкое и понятное каждому и в определенной мере пафосное, прославляющее. От этого нового, небывалого еще искусства ждали понятности и впечатляющей величавой силы. Это искусство не должно было резко рвать с традицией подобно конструктивизму и производственничеству 1920-х годов, по, наоборот, в чем-то опираться на культурное наследие прошлых эпох и на мировой художественный опыт... Это было естественно: новый, вышедший на историческую и государственную арену класс должен был освоить культурные богатства свергнутых классов, а не "перепрыгивать" через них.

Именно такую архитектуру предложил Б.М. Иофан в конкурсных проектах Дворца Советов и Парижского павильона, смело сочетая ее с пластическими искусствами, в частности со скульптурой, приобретавшей новые "архитектурные" качества. Справедливо пишет доктор архитектуры А.В. Рябушин, что в сложившихся социально-психологических условиях творческая фигура Иофана оказалась в высшей степени исторически современной. Воспитанный в традициях классической школы, он не остался чужд архитектурных веяний периода своего ученичества. Тщательно изучив старую архитектуру Италии, он в то же время прекрасно знал современную ему западную практику и мастерски владел языком зодчества 1920-х годов.

Архитектура Иофана представляет собой цельный и, главное, образный сплав разнородных тенденций и истоков. Это была архитектура эмоциональная, динамичная, устремленная вперед и вверх, построенная на достаточно привычных, хорошо воспринимаемых пропорциях и сочетаниях масс и объемов, вместе с тем выразительно использующая прямолинейность, четкую геометричность конструктивизма, да и к тому же еще в сочетании с фигуративной пластикой и отдельными классическими деталями профилированными тягами, картушами, пилонами и т.д. Причем классические мотивы часто нарочито упрощались, а от архитектуры 1920-х годов брался лаконизм и структурная ясность целого. Все это позволяло Б.М. Иофану, как считает А.В. Рябушин, создать "свой ордер, свой порядок построения и развития архитектурных форм, крупномасштабность и сочная пластика которых сочетались с филигранной профилировкой вертикально устремленных членений"."

ИОФАН БОРИС МИХАЙЛОВИЧ - Российский ар-хи-тек-тор, народный архитектор СССР, член АА СССР.

Учил-ся в Ху-дожественном училище в Одес-се (1903-1911 годы), за-тем по-мо-гал бра-ту, архитектору Дмит-рию Ми-хай-ло-ви-чу Ио-фа-ну (1885-1961 годы), в строи-тель-ст-ве до-ма в Санкт-Пе-тер-бур-ге (до 1914 годы). Про-дол-жил об-ра-зо-ва-ние в Ри-ме - на ар-хитектурном факультете Выс-ше-го института изящ-ных ис-кусств (сре-ди учи-те-лей - М. Ман-фре-ди; 1916 год) и в Ин-же-нер-ной шко-ле при университетте (1919 год). Ра-бо-тал в мас-тер-ской из-вест-но-го римского архитектора А. Бра-зи-ни и са-мо-стоя-тель-но - в сти-ли-сти-ке не-оклас-си-циз-ма и в ду-хе римской ба-роч-ной ар-хи-тек-ту-ры (про-ект зда-ния советского по-соль-ст-ва в Ри-ме, 1922-1923 годы и др.). Со-сто-ял в Итальянской КП, был зна-ком с А. Грам-ши, П. Толь-ят-ти и др.

По при-ез-де в СССР по-стро-ил по-сё-лок при Ште-ров-ской ГРЭС в Дон-бас-се (1924 год). С 1924 год ра-бо-тал в Мо-ск-ве. В ра-бо-тах это-го пе-рио-да (мно-гие совместно с бра-том) про-де-лал путь от «очи-щен-но-го клас-си-циз-ма» к кон-ст-рук-ти-виз-му : квар-тал опыт-но-об-раз-цо-вых до-мов на Ру-са-ков-ской улице (1924-1925 годы), Опыт-ная стан-ция при Хи-мическом институте имени Л.Я. Кар-по-ва (1926-1927 годы), учеб-ный го-ро-док Московской сельскохозяйственной ака-де-мии имени К.А. Ти-ми-ря-зе-ва (1927-1931 годы; все - в Мо-ск-ве); са-на-то-рий «Бар-ви-ха» под Мо-ск-вой (1926-1934 годы). Од-ной из наи-бо-лее зна-чительных по-стро-ек Иофана стал жи-лой ком-плекс ЦИК и СНК [так называемый Дом на на-бе-реж-ной; 1928-1931 годы; кор-пу-са сгруп-пи-ро-ва-ны во-круг 3 внутренних дво-ров, вклю-ча-ют квар-ти-ры (бо-лее 500) и по-ме-ще-ния куль-тур-но-бы-то-во-го об-слу-жи-ва-ния], со-че-таю-щий но-ва-тор-ские кон-ст-рук-ции [в свод-ча-тых пе-ре-кры-ти-ях клу-ба (ны-не Те-атр эс-т-ра-ды) и ки-но-те-ат-ра] с ре-пре-зен-та-тив-ны-ми не-о-клас-сическими эле-мен-та-ми (пор-тик главного фа-са-да).

В 1931-1948 годы Иофан был во-вле-чён в ра-бо-ту по осу-ще-ст-в-ле-нию идеи Двор-ца Со-ве-тов: за-ни-мал-ся ор-га-ни-за-ци-ей кон-кур-сов (в том числе был ини-циа-то-ром при-гла-ше-ния иностранных уча-ст-ни-ков); раз-ра-ба-ты-вал кон-курс-ные про-ек-ты (выс-шие пре-мии 1931 года и 1933 года) и ут-вер-ждён-ный ва-ри-ант ком-по-зи-ции с ги-гант-ской баш-ней, увен-чан-ной ста-туей В.И. Ле-ни-на (совместно с В.А. Щу-ко и В.Г. Гельф-рей-хом). Ав-тор советских па-виль-о-нов на Все-мир-ных вы-став-ках в Па-ри-же (1937 год; скульп-тур-ная груп-па «Ра-бо-чий и кол-хоз-ни-ца» В.И. Му-хи-ной) и в Нью-Йор-ке (1939 год; ста-туя «Ра-бо-чий» В.А. Ан-д-рее-ва), стан-ции мет-ро-по-ли-те-на «Бау-ман-ская» (1939-1944 годы), ла-бо-ра-тор-но-го кор-пу-са в Институте фи-зических про-блем на Во-робь-ёв-ском шос-се (1944-1947 годы; совместно с Е.Н. Ста-мо), зда-ния Института неф-ти и га-за (1949-1956 годы). Соз-да-вал многие про-ек-ты мо-ну-мен-таль-ных ан-самб-лей с об-щественными и административными зда-ния-ми, в том числе зда-ния Нар-ко-ма-та тя-жё-лой промышленности в Мо-ск-ве (1935 год), ре-кон-ст-рук-ции раз-ру-шен-ных вой-ной цен-тров Ста-лин-гра-да (ны-не Вол-го-град; 1943 год) и Но-во-рос-сий-ска (1945 год), вы-сот-но-го зда-ния МГУ на Во-робь-ё-вых го-рах (1948 год). Ру-ко-во-дил про-ек-ти-ро-ва-ни-ем за-строй-ки в Мо-ск-ве: в Марь-и-ной Ро-ще, Северном Из-май-лове и Со-коль-ни-ках (1955-1970 годы); по-стро-ил ряд 16-этаж-ных жи-лых до-мов, Государственный центральный институт фи-зической куль-ту-ры в Из-май-ло-ве (1964-1974 годы). Государственная премия СССР (1941 год). На-гра-ж-дён ор-де-ном Ле-ни-на.

Иллюстрация:

Б. М. Ио-фан. Жи-лой комп-лекс ЦИК и СНК (т. н. Дом на на-бе-реж-ной). 1928-31. Фото А. И. Нагаева. Архив БРЭ.

Борис Михайлович Иофан (1891-1976) - один из ведущих представителей сталинской архитектуры, автор неосуществлённого проекта дворца Советов. Народный архитектор СССР (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).

Биография

Б. М. Иофан родился 16 (28) апреля 1891 года в Одессе в еврейской семье. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора А. И. Таманяна и своего брата Д. Иофана. Затем учился в Риме в институте изящных искусств у известного архитектора Армандо Бразини, закончив институт в 1916 году. Вернулся в Россию в 1924 году уже опытным мастером, с прекрасной архитектурной и технической подготовкой. К этому времени у него уже было несколько реализованных проектов в Италии. Член ВКП(б) с 1926 года.

Первой большой работой Иофана был правительственный санаторий в Барвихе (1929). В период с 1927 по 1931 годы Иофан проектирует и руководит строительством жилого комплекса на улице Серафимовича (дом ВЦИК и СНК СССР) в Москве - так называемого «Дома на набережной».

Один из самых известных проектов Иофана (в соавторстве с В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейхом) - неосуществлённый дворец Советов в Москве, гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя В. И. Ленина высотой 70 метров. Под строительство дворца было отведено место, на котором прежде стоял Храм Христа Спасителя. Строительство дворца было прервано с началом Великой Отечественной войны и более не возобновлено.

Иофану принадлежат проекты павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). Павильон на Всемирной выставке 1937 г. служил постаментом для скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.

В послевоенные годы Иофан создал в Москве комплексы Нефтяного и Горного институтов (1947-50), проект Центрального института физической культуры в Измайлово, руководил застройкой крупных жилых массивов в Измайлово и Марьиной Роще.

Одним из последних реализованных проектов Иофана стал комплекс шестнадцатиэтажных жилых домом на Щербаковской улице в Москве (соавторами Иофана были архитекторы Д. Алексеев, Н. Челышев, А. Смехов, инженеры С. Кошёлкин, Л. Шойхет, Л. Шустров, М. Рейтман). Дома обращены торцами к Щербаковской улице и объединены проходящими на уровне первого этажа помещениями магазинов. Строительство было начато в рамках программы Н. С. Хрущёва по переселению советских граждан в отдельные квартиры. Были спроектированы квартиры для одиночек (однокомнатные площадью 11 м2), семей из двух-трёх человек (однокомнатные с жилой площадью 23,5 м2 и двухкмнатные с жилой площадью 45,2 м2), больших семей (трёхкомнатные с жилой площадью 32,3-36,1 м2 и 45 м2). Так как дома были запроектированы стоящими в 47 м друг от друга, что нарушало требования по инсоляции того времени, в ходе проектирования была проведена проверка макета на искусственном солнце в Институте строительной физики; проверка показала, что выбранное проектировщиками расстояние допустимо. Другой особенностью проекта были большие для новых жилых домов 1960-х годов кухни (например, в трёхкомнатных квартитрах площадь кухни составила 14,1 м2) - это обусловлено тем, что кухни рассматривались как «кухни-столовые», при наличии которых, как предполагали авторы, «спальные комнаты будут использованы только по своему прямому назначению». Строительство домов растянулось на 13 лет, однако их удалось заселить ещё при жизни Иофана, в 1975 году.

Б. М. Иофан умер 11 марта 1976 года. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве. Жена - Ольга Фабрициевна Мещерская (Иофан) (1883-1961)

Проекты

  • 1925 - здание на Русаковской улице, 7
  • 1927 - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, Административный корпус, Колхозный корпус
  • 1928-1931 - работа над 1-м Домом Советов ЦИК и СНК СССР (Дом Правительства, «Дом на набережной»)
  • 1931 - проектирование здания Дворца Советов
  • 1935 - корпуса Санатория Лечебно-санитарного управления Кремля «Барвиха» (ныне ФГУП УДП РФ клинический санаторий «Барвиха»)
  • 1937 - павильон международной выставки в Париже и идея скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница» - павильон-цоколь по проекту Иофана в настоящий момент восстановлен на ВВЦ
  • 1938 - Дом культуры ЗиС (затем кинотеатр и филиал № 1 Дворца культуры АМО «ЗиЛ», ныне Досуговый центр в районе Зюзино на Симферопольском бульваре, 4)
  • 1939 - советский павильон выставки в Нью-Йорке
  • 1938-1944 - станция метро «Бауманская»
  • 1944-1947 - лаборатория академика П. Л. Капицы.
  • Реконструкция и восстановление Театра им. Евгения Вахтангова
  • 1947-1948 - проекты сталинских высоток, здания Университета
  • 1957 - Центральная клиническая больница с поликлиникой Управления делами Президента РФ
  • 1962-1975 - комплекс жилых домов в Москве на Щербаковской улице (дома № 7, 9, 11; соавторы Д. Алексеев, Н. Челышев, А. Смехов)
  • 1972 - Институт физкультуры (последний осуществлённый проект)