Солнце предмет живой или неживой природы. Что относится к природе

Объекты природы - это все то, что нас окружает, говорят воспитатели малышам в саду. Но так ли это на самом деле? Ведь есть объекты живой и неживой природы. Есть то, что создала сама природа, а что и создал человек. Тогда в чем их различие? Давайте разбираться по порядку вместе.

Общее определение

Школьники с первого класса изучают окружающий мир. Объекты природы они встречают уже с первого урока. В первой четверти дети учатся различать живое от неживого. Для этого учитель называет им основные критерии, по которым они отличают.

Говорят, что первоклашки должны уметь говорить, что объекты природы - это все, что ею создано. Например: камень, цветок, дождь, радуга, северное сияние, кошка, ветер, река, птица, рыба и тому подобное. Изучают природу, как известно, естественные науки: биология, география, химия и физика, окружающий мир, естествознание и так далее.

Жизненный цикл живого объекта природы

Ученые распределили объекты природы на живые и неживые. Говорят, те, что растут - живые. Растут животные и растение, но ведь очень медленно растут и горы. Как же быть?

Живые объекты природы - это все то, что растет, развивается, дает потомство. Например: человек, цветы, животные, птицы, насекомые. природы - это способность совершать и завершать цикл.

Характерные черты живой природы

Какие действия выполняет живая природа? Их несколько:

  • Живая природа рождается и развивается.
  • Она имеет способность размножаться.
  • Все живые существа нуждаются в пище.
  • Даже микроскопические существа умеют дышать.
  • И, конечно же, завершение жизненного цикла - это смерть организма.

Особенности неживых объектов

Объекты неживой природы - это все тела вокруг нас, которые созданы природой. Например: солнце, звезды, дождь, гроза, радуга, горы, камни, моря и так далее. Ученые считают, что неживая природа первична. Так как она дала жизнь живой природе. Живая природа «потребляет, кушает» неживую природу. И в конце своего жизненного цикла живая природа становится объектом неживой природы! Вот такой удивительный мир природы, в котором мы живем.

Характерные черты неживой природы

Объекты этой природы имеют свои особенности. Давайте обратим внимание на их характерные черты:

  • Устойчивость.
  • Постоянство или слабая изменчивость.
  • Отсутствие нужды в дыхании и питании.
  • Отсутствие потомства.
  • Недвижимость.
  • Отсутствие роста.

Всемирное наследие: объекты природы

На нашей планете есть природные объекты, которые относят к всемирному наследию. Давайте поговорим подробнее об одном из них. Сейчас речь пойдет об озере Байкал.

В декабре 1996 года ЮНЕСКО включила его в свой список. Это единственный объект в списке организации, который соответствует всем четырем критериям отбора. Длина озера - более 600 километров, а ширина в центральной части - чуть больше 80 километров. Оно расширяется на два сантиметра в год. Длина линии берега - около 2000 километров! В глубину максимально достигает более 1600 метров.

Настоящий пресноводный гигант-запасник. Особенность воды Байкала заключается в том, что она невероятно чистая, прозрачная и богата кислородом. Весной прозрачность более 40 метров. Вокруг Байкала сформировалась удивительная флора и фауна. Там расположено три заповедника, шесть заказников и два национальных парка.

Однако дела вокруг Байкала складываются отнюдь не так прозрачно, как его воды весной. Встал вопрос об исключении озера из списка «Всемирные объекты природы», потому что Россия не выполняет требования по защите, охране и поддержании флоры и фауны Байкала.

Развитие туризма наносит очередной удар по экологии в этих краях. Путешественники должны сознательно с пониманием и уважением относиться к сохранению нашего славного объекта!

К счастью, закрыт и расформирован целлюлозно-бумажный комбинат, наносивший огромный ущерб экологии как озера, так и земель вокруг. Это даст возможность Байкалу сохранить свою уникальность еще не один десяток лет.

Итоги

Объекты природы - это моря и горы, птицы и животные, полезные ископаемые и сокровища недр Земли. Наши ученые уходят в глубь ее тайн, все больше постигают законы Вселенной, спускаются глубже в Землю, чтобы понимать и знать строение нашей планеты, живых существ и самого человека.

Открыватели всегда испытывали неописуемый восторг перед природой и теми качествами, которыми она обладает. Человеку есть, чему у нее поучиться.

Сказать, что человек обуздал природу, будет в корне неверно. Она лишь позволяет великим умам ставить над ней эксперименты. Но проходит время, и она показывает свой ярый нрав, сметая и сокрушая все на своем пути. Она всесильна, а человеку необходимо почитать ее силу, мощь и богатства.

Наше слово «природа» образовалось от слова «род». Это говорит о том, что мы сами часть природы и рождены ею, мы родственны ей. В романских (европейских) языках это же понятие берет свое начало в латинском языке - «натура», то есть рождение, происхождение. Следовательно, еще в далекие и древние времена человек узрел главную истину, что его породила сама природа!

В древней и мудрой науке философии были мыслители, которые изучали окружающий мир, объекты природы как живой, так и неживой. В своих трактатах они писали: человек - это объект живой природы, произведение ее "искусства", он может существовать только в природе, он обязан подчиняться ее законам и в мыслях не должен позволять себе выходить за ее рамки!

Были и другие философы, считавшие, что сознание и разум - это единственный человеческий признак. Все остальное у него такое же, как и у других представителей дикого мира, из которого люди вышли и который уже много столетий пытаются подчинить себе.

Предложение – это набор слов, которые связанные между собою по смыслу. Например: Даша пошла в магазин. Витя ловил рыбу. В саду росли цветы. Благодаря предложению мы не только можем узнать действие, которое совершается или будет совершенно определенным предметом, но и можем полноценно выражать свои мысли и передавать информацию.

Ведь когда вы рассказываете маме о своих школьных друзьях, разговариваете с учителем в школе, или общаетесь с одноклассниками – вы используете в своей речи именно предложения. Предложения также используются в письменной форме.

На письме, букву, с которой начинается предложение, следует писать большой. Например: Правильно писать: Девочка читала книжку. Белка еле вкусные орехи. Мы видим, что слова «девочка» и «белка» в предложении пишутся с большой буквы.

Что такое живая и неживая природа

Вы, наверное, очень много раз слышали выражение «живая и неживая природа». Давайте разберемся, что же это выражение означает. Природа – это, все, что окружает людей, и то, что они сами не сделали. Природа состоит из двух составляющих: живой и неживой природы.

Живая природа — это те предметы, которые могут дышать, расти и умирать, точно также как человек. К живой природе относятся грибы, растения, животные, бактерии и сам человек. Неживая природа – это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том состоянии. Это вода, небо, камни, почва, радуга, ветер, дождь.

Также к неживой природе относятся небесные светила – Луна и Солнце. Живая и неживая природа взаимосвязана между собой. Неживая природа способствует жизни живой природы. Например, все мы знаем, что рыбки живут в воде.

Вода – это неживая природа рыбка – живая. Если бы не было воды, рыбки бы не смогли жить. Растения живут благодаря солнечному свету. Солнце – это неживая природа.

Предложения с предметами живой и неживой природы

Давайте попробуем составить предложения, и описать живую и неживую природу в них.

На грядках росли огурцы и помидоры. Огурцы и помидоры – растения (живая природа) растут на почве (неживая природа).

В небе летел гордый сокол. Сокол – птица (живая природа), небо – неживая природа.

Маша купалась в пруду. Маша – это человек (живая природа), пруд – неживая природа.

Зайчик кушал зеленую травку. Зайчик – животное (живая природа), травка – растение (живая природа)

Вода покрывала камни на берегу. Вода – неживая природа, камни – неживая природа.

Бабушка смотрела на солнце.

Бабушка – это человек (живая природа), Солнце – небесное светило (неживая природа)

Кошка охотилась на птичек. Кошка и птички – представители животного мира, а значит — относятся к живой природе.

Ветер срывал листья с дерева. Листья – это живая природа, ветер – неживая природа.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Календарные праздники: зачем человеку праздники
Следующая тема:   Знакомство с понятием текст: кто помогает человеку в саду и огороде

Компоненты природы — земля, недра, почвы, поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.


Панда

Оглядитесь по сторонам. Может быть, вы увидите стены, окна, стулья, столы и другие предметы. Возможно, вы увидите какие-нибудь устройства, автомобили или приборы. Может быть, рядом окажутся другие люди, животные или растения. Что из всего этого живое? Скорее всего, вам достаточно одного взгляда, чтобы понять, живое существо или нет. Например, собака живая, а книга нет.

Однако как именно вы узнаете, что живое, а что нет? Большая панда, которую вы видите, — всего лишь картинка, но одного взгляда на настоящую, не нарисованную панду достаточно, чтобы понять, что она живая. А почему?

Все живые существа называются организмами. Мы узнаем, живой это организм или нет, по характерным признакам.

Признаки живого организма:

  • Организм растет и в своем развитии проходит определенные этапы, обычно изменяя форму и увеличиваясь.
  • Внутри организма идут жизненные процессы, при которых одни химические вещества превращаются в другие.
  • Чтобы расти организм нуждается в питательных веществах и в энергии, поддерживающей жизненные процессы.
  • Организм размножается, то есть воспроизводит себе подобных.

Представители живой природы: 1. Амеба, 2. Божья коровка, 3. Секвойя, 4. Динозавр

Живые существа бывают самых разных форм и размеров.

Некоторые малы, что их можно разглядеть только а микроскоп, например, амебу в капле воды. Других, таких как божья коровка, можно хорошо рассмотреть через простое увеличительное стекло. Такие растения, как секвойя, достигают колоссальных размеров. Животные, подобные динозаврам, жили в доисторические времена и давно с лица земли. Мы, люди тоже относимся к живым существам.

Живая природа

Живая природа — совокупность живых организмов. Главное свойство живой природы — способность нести генетическую информацию, размножаться и передавать наследственные признаки потомству. Живая природа делится на пять царств: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Живая природа организуется в экосистемы, которая, в свою очередь, составляет биосферу.

Неживая природа

Неживая природа представлена в виде вещества и поля, которые обладают энергией. Она организована в несколько уровней: элементарные частицы,атомы, химические элементы, небесные тела, звёзды, галактика и Вселенная. Вещество может пребывать в одном из нескольких агрегатных состояний (например, газ, жидкость, твёрдое тело, плазма).

На Земле существуют миллионы живых организмов. Некоторые из них гиганты, такие, как голубые киты и красное дерево, другие же — совсем крошечные, такие как насекомые и бактерии. Все они нуждаются в пище и крове, которые получают в естественных условиях.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра адаптивного образования

Вид проекта

Открытый урок.

«Живая и неживая природа»

Пепиновой Ирины Владимировны ,

Группа № 3

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Тема урока: «Живая и неживая природа»
  2. Возраст обучающихся – 7-8 лет (1 класс)
  3. Название предмета: окружающий мир
  4. Авторы: Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов
  5. Вид урока : изучение нового материала
  6. Тип урока: урок «открытия» нового знания.
  7. Цель урока: формировать умение дифференцировать живую и неживую природу

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся дифференцировать живую и неживую природу.

формировать понятия «природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать

развитие мышления, умения классифицировать и исключать лишние понятия; развитие памяти; зрительного и слухового внимания и восприятия

формирование уважения и бережного отношения к природе, развитие умения видеть красоту природы

Регулятивные УУД.

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
  • самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.

Познавательные УУД.

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; устанавливать аналогии;
  • осуществлять анализ объектов; проводить сравнение; осуществлять выбор объекта по необходимым признакам.

Коммуникативные УУД.

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • строить монологическое высказывание.
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные результаты : формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
  • познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Оборудование и материалы:

Персональный компьютер; презентация на тему «Живая и неживая природа»; индивидуальные задания на отдельных листах; ручки; цветные карандаши, рисунки детей.

Ход урока (см. ниже)

Ход урока:

1) Организационный момент

Ребята, сейчас у нас особенный урок. Его буду вести я и на нем присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся с нашими гостями

2) Постановка целей и задач урока

Ребята, попробуйте угадать, о чем мы будем говорить сегодня. Вам подскажут картинки, которые вы видите на экране.

Слайд №1

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг…(природа)

О природе.

Слайд№2

Правильно. Сегодня мы будем говорить о природе. Мы вспомним все, что о ней знаем. Тема нашего урока – живая и неживая природа.

3) Беседа

Д авайте посмотрим вокруг. Что нас окружает? Что вы видите?

Парты, компьютер, стулья и т. д.

Правильно. Ребята, это природа?

Нет. Это вещи. Они сделаны руками человека.

Хорошо. А теперь посмотрим за окно. Что вы там видите?

Деревья, траву, небо и т. д.

А их мы можем назвать природой?

Да. Это природа. Они не сделаны руками человека.

Верно. Значит, природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека.

Мы выяснили, что такое природа. Кто вспомнит, какая бывает природа? На какие две группы можно разделить объекты природы? Давайте посмотрим на экран.

Слайд №3

Что вы видите?

Дерево, кошка, бабочка и т. д.

Это природа?

Да.

Какая это природа?

Живая.

Правильно. Это живая природа. Что же относится к живой природе?

Слайд №4

Звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, грибы, бактерии.

Слайд №5

Посмотрите на экран. На этих картинках тоже живая природа, но одна картинка – лишняя. Подумайте, какая.

Камень.

Верно. Почему он лишний?

Потому что он неживой.

Правильно. Как же мы можем отличить живое от неживого?

Живое дышит, питается, растет, размножается, двигается, умирает.

Слайд №6

Молодцы. Мы вспомнили признаки живой природы. Все живое обязательно дышит, питается, передвигается, растет, дает потомство.

Как дышит человек? А кошка? А рыбка?

Что ест человек? А кошка? А корова? А гусеница?

Как растет дерево? А бабочка? А лягушка?

Какое потомство у человека? У кошки? Собаки? Медведя?

Как двигается человек? А птица? А рыба? А дерево?

Мы выяснили, что относится к живой природе и как мы можем отличить живое от неживого. А что же относится к неживой природе? Смотрим на экран.

Слайд №7

Итак, неживая природа – это камни, земля, вода, солнце, горы, песок, звезды.

Слайд№8

Мы выяснили, что нас окружает мир вещей с одной стороны и

Слайд№9

природа – с другой. Природа – это все то, что не создано руками человека.

Слайд№10

Природа бывает живая и неживая. Все живое дышит, растет, питается, двигается, дает потомство, умирает.

4) Закрепление изученного материала

физкультминутка

Игра «Угадай, где природа»

Сейчас мы сыграем в игру «Угадай, где природа». Я буду вам называть слово, а вы говорить, природа это или нет, и если природа – то какая, живая или нет. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. Постарайся дать ответ – где природа, а где нет.

Горы.

Кошка.

Кукла.

Машина.

Человек.

Гусеница.

Дом.

5) индивидуальное задание на отдельных листах

6) Решение теста «Живая и неживая природа»

Сопровождается показом слайд-шоу. Дети по очереди читают вслух вопросы и отвечают на них.

Слайд №11

1) Что такое природа?

  • Все, что нас окружает
  • Все, что нас окружает и не создано руками человека
  • Все, что создано руками человека

Слайд №12

2) Какая бывает природа?

  • Природа бывает живая и неживая
  • Природа бывает только живая
  • Природа бывает только неживой

Слайд №13

3) Что относится к неживой природе?

  • Снегирь
  • Стол
  • Камень

Слайд №14

4) Что относится к живой природе?

  • Дерево
  • Кукла
  • Облако

Слайд №15

5) К какой группе можно отнести человека?

  • Человек – это живая природа
  • Человек – это неживая природа
  • Человек – это не природа

Слайд №16

6) Что не является природой?

  • Синица
  • Ящерица
  • Метро

8) Работа с карточками

Заполнение таблицы «Живая природа/Неживая природа». У каждого ученика свой экземпляр таблицы. Дети вписывают предложенные слова в соответствующие графы.

10) Подведение итогов урока

Что мы сегодня изучали?

Что вам больше всего запомнилось?

Заключение

При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те действенные формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой и учителями начальных классов.
При изучении стандартов второго поколения я выделила для себя принципиальное отличие в переходе на новый уровень образования. В основе лежит деятельностный подход. Ребёнок познаёт окружающий мир через деятельность, которая должна стать основой обучения. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. Главная моя задача при подготовке уроков - уйти от монологической речи учителя, прийти к тому, что ребёнок получает знания не потому, что он внимательно слушает учителя, а потому, что он через деятельность соприкасается с новыми знаниями. Изменились функции учителя. Учитель лишь сопровождает ребёнка. Стараюсь строить урок так, чтобы ученик мог почувствовать себя хозяином урока: что он может ответить, когда ответить, как ответить. При таком подходе ученик не загнан в определённые «рамки», я даю ему возможность высказать своё мнение. Работая в системе, применяя деятельностный метод, я стремлюсь раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к образованию, к учёбе.
Ключевой позицией моей методической работы является формирование у детей способности учиться, то есть развивать способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. При организации учебной деятельности на уроке я ставлю перед собой задачу самореализации обучающихся. Целью обучения становится целостное развитие личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих возможностей.
Внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов не только предоставляет новые возможности ученику и учителю, но и повышает ответственность за формирование личности, гражданина. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Все упражнения продуманы так, что каждый ученик, выполняя ряд заданий, может сам сформулировать тему и цели урока. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
При планировании уроков я стараюсь следовать требованиям к современному уроку:
- самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
- учитель выступает в роли организатора, а не информатора;
- обязательная рефлексия учащихся на уроке;
- высокая степень речевой активности учащихся на уроке.

Всё, окружающее нас, - воздух, вода, земля, растения и животные - это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа - это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа - это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.

Взаимосвязь на примере растений

Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.

Взаимосвязь на примере животных

Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.

Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.

Появление неживой природы

На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, - это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.

Свойства неживой природы

Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.

Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:

  1. Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии - это воздух и пар.
  2. Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
  3. Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
  4. Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.

Отличия неживой природы от живой

Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают - кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.

Появление живых организмов

Связи живой и неживой природы возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы - с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.

Жизненный цикл

Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.

  1. Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
  2. Живые существа и растения могут рождаться и развиваться. Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.
  3. Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.
  4. Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух. Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.

Объекты живой природы

Объектами живой природы являются:

К объектам неживой природы относятся:

  • камни;
  • водоемы;
  • звезды и небесные светила;
  • земля;
  • горы;
  • воздух, ветер;
  • химические элементы;
  • почва.

Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.

Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья - это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.

Пример

Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.

Утка - живой организм. Она - объект живой природы. Утка создает свой дом в В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде - связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.

Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.

Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету "естествознание" полностью посвящен этой теме.

Мне кажется, я даже помню, когда впервые задалась вопросом, что можно считать живым существом . Мне лет пять, я сижу на скамейке возле магазина и от скуки обдираю листья с растущего рядом самшитового куста. И моя мама, шлепающая меня по рукам: «Не трогай, куст живой, ему больно!». Правда, осмысленно разобраться, , я попыталась намного позже, лет так в двенадцать.

Живая и неживая природа: чем различаются

Главная разница между живым и неживым заключается в том, что неживая природа статична , неизменна. Вода, камень, воздух, магматические породы – они изменяются исключительно под влиянием внешней среды, но внутренняя их структура остаётся неизменной .

Жизнь же предполагает постоянное развитие - причём проявляющееся не только внешне, но и предполагающее изменение самой структуры организма. Любая жизнь на Земле развивается в виде разнообразных цепочек молекул, состоящих из нуклеиновых кислот . Эти цепочки - ДНК - являются своего рода программой, в соответствии с которой атомы складываются не в мёртвый статичный элемент природы, а в живой организм, способный существовать, развиваться, передавать по наследству накопленный опыт.


Как можно определить живое существо

Таким образом, учёные нашли несколько признаков, помогающих понять, что относится к неживой природе, а что - к живой . Существует пять признаков, которые есть только у представителей «жизни»:

  1. В любом живом организме происходит обмен веществ, или, по-научному, метаболизм (который проявляется в дыхании, пищеварении, сне, росте).
  2. Они имеют более сложную внутреннюю структуру , чем предметы неживого мира.
  3. В отличие от неживого, живая природа живо реагирует на любые изменения внешней среды, она способна эволюционировать .
  4. Любой живое существо проходит несколько обязательных этапов: эмбриональное (или иное, происходящее до отделения от «родителя») развитие ; рождение ; рост ; размножение ; и смерть . Кстати, делиться на себе подобных могут даже простейшие одноклеточные организмы – например, вирусы , амёбы .
  5. И, наконец, в живом организме всегда присутствует некоторая неравномерность в строении тела - полоски на шерсти, родинки, неравное количество присосок на щупальцах… В то время как элементы неживой среды всегда идеально симметричны (взгляните на снежинку, каплю воды или песчинку под микроскопом).

Примеры неживой природы

Всё, не обладающее «жизнью», можно условно разделить на три категории:

  • компоненты неживой природы (атмосфера, вода, литосферные плиты, снег и т.д.);
  • объекты, в которых прекратились процессы метаболизма (мёртвое животное, засохшее растение);
  • и синтетические вещества , созданные людьми (пластик, полиэтилен, асфальт).

Самое любопытное, что многие полезные ископаемые (например, нефть ) можно отнести сразу к двум видам! Ведь это, как считают геологи, - разложившиеся останки древних животных, превратившиеся в горючее вещество под воздействием давления и огромных температур.