Состояние раппорта. НЛП: техника раппорта – присоединение, ведение, разрыв

И спицами, описания простых узоров, мастер-классы. Наконец добравшись до вязания по схемам, изучив их условные обозначения, рукодельница видит незнакомое словосочетание «раппорт узора». Что это такое? Почему это важно? Об этом — в данной статье.

Навигация по статье

Что такое раппорт узора в вязании

Раппорт узора — это элемент узора, в результате повторения которого образуется вязаное полотно. Другими словами, это наименьший вязаный «кусочек», повторяя который вы получите полотно с полноценным узором.

Раппорт узора выражен числом . Оно обозначает количество петель или рядов, которое нужно набрать или связать для получения одного элемента узора.

Раппорты могут быть небольшими — до 6 петель или рядов. В сложных узорах встречаются раппорты по 20, 30 и даже 50 петель или рядов. Как правило, чем больше раппорт узора, тем сложнее сам узор.

Какими бывают раппорты узора — виды

Как мы знаем, в вязании рисунок повторяется не только на протяжении одного ряда (в ширину), но и через несколько рядов вверх (в высоту). Исходя из этого, выделяют два вида раппорта узора — горизонтальный и вертикальный. Расскажем о каждом виде, опираясь на схему, представленную ниже.

Горизонтальный раппорт узора

Указывает на количество петель, необходимое для повторения одного элемента узора в одном ряду (по ширине). Горизонтальный раппорт узора указан под первым рядом из воздушных петель (если речь о вязании крючком), часто имеет подпись «раппорт» или «MS». В нашем примере указан двумя вертикальными линиями, стрелочками, надписью «раппорт». В скобках указано количество петель — 7 штук.

Не всегда условные обозначения так подробны, иногда указаны только границы раппорта. В таком случае количество петель нужно посчитать самостоятельно. Пример — ниже.

В вязании спицами горизонтальный раппорт определяется количеством клеток, выделенных соответствующим образом в схеме. Обозначается аналогично. Пример — ниже.

Вертикальный раппорт узора

Указывает на количество рядов, через которое полностью повторяется рисунок (в высоту). Обозначается аналогично, но напротив рядов, обычно с правой стороны. Количество петель может быть и подписано, и не подписано. Например, на в первой схеме данной статьи вертикальный раппорт узора указан и составляет 4 ряда.

Часто вертикальный раппорт узора не указан . Но его легко определить визуально. Просто нужно найти момент, когда рисунок начинает в точности повторять предыдущие ряды. Количество рядов до начала повторения рисунка и будет вертикальным раппортом узора. Например, во второй схеме рисунок повторяется каждые три ряда. Вертикальный раппорт данного узора — 3 ряда.

Иногда вертикальный раппорт узора равен количеству рядов, показанных на схеме. Такая ситуация — на третьем примере (в схеме для вязания спицами). Вертикальный раппорт узора в ней составляет 23 ряда.

Зачем нужен раппорт узора

Раппорт узора используется при вязании абсолютно всех изделий. Он нужен, чтобы:

  • получилось цельное с рисунком, не обрывающимся посередине очередного элемента;
  • не осталось лишних петель.

Ваша задача — и в ширину, и в высоту провязать целое число раппортов. Для этого нужно количество петель и количество рядов.

Что делать, если не указан раппорт узора

Определите его самостоятельно — в этом нет ничего сложного. После всего, что написано выше, вы уже сможете это сделать. Для наглядности найдем вертикальный и горизонтальный раппорты узора, схема которого представлена ниже.

Найдем горизонтальный раппорт . Определим, через сколько петель повторяется узор в первом ряду. Горизонтальный раппорт данного узора — 4 петли.

Найдем вертикальный раппорт . Определим, через какое количество рядов полностью повторяется рисунок. Вертикальный раппорт данного узора — 2 ряда.

Все предельно просто, достаточно лишь внимательно посмотреть на схему.

Раппорт дословно можно перевести с французского языка как «возвращение» (фр. rapport, от глагола rapporter - возвращать). Поэтому если возникает вопрос о том, как правильно писать и говорить: рапорт или раппорт, то последний вариант обоснованно верный.

В психологии и психоанализе это понятие объединяет несколько соприкасающихся значений: построение определенного типа контакта с человеком или группой людей, характеризующимся достаточной формой доверия и взаимопонимания, и непосредственно сам контакт​.

В литературе этот термин можно встретить как общее определение достаточно близких отношений между людьми, обусловленных эмоциональной общностью и близкими интересами. В концепции НЛП термин раппорт имеет более оформленную трактовку: построение доверительных отношений в среде двух ли более людей, включая само состояние открытости. Ниже подробно рассматриваются механизмы этого явления.

В современном мире понятие раппорт получило достаточно широкое распространение в таких областях как психоанализ, гипноз и НЛП. Построение контакта на основе доверия - вот основное значение, приобретаемое этим термином в этих сферах. И наиглавнейшая задача такого контакта, естественно, возможность оказывать определенное влияние на людей, что расширяет спектр использования термина раппорт.

Все вышеперечисленные области применения достигают различного влияния посредством такого инструмента как раппорт. Если говорить о гипнозе, то здесь устанавливается односторонний доминирующий контакт, который характеризуется полным подчинением гипнотизируемого. Психоанализ же характеризуется построением корректирующего контакта, что позволяет психологу понять проблему и помочь пациенту. НЛП использует раппорт в более прагматических целях, например для продолжения общения или стремясь к каким-то определенным результатам.

Все это говорит об одном: раппорт — это метод влияния одного индивида на другого или группу лиц. А вот для достижения каких целей оно используется, психологическая подоплека и в курсе ли лицо, подвергаемое этому методу о том, что на него пытаются влиять зависит только от человека, применяющего такой способ.

Надо отметить, что таким инструментом, как раппорт, следует работать с особой аккуратностью. Человек, знакомый с ним не понаслышке, может превратить этот метод в очень серьезный способ достижения своих целей. Если идти от обратного, то зная механизмы работы раппорта, можно быстро понять, что кто-то пытается с помощью него подтолкнуть к какому-либо решению и суметь противостоять таким попыткам.


Способы установления раппорта можно разделить на несколько типов:

Ниже рассмотрен каждый из этих методов.

Техника принятия

Данный метод достижения раппорта часто берется на вооружение психологами, как помощь в расслаблении пациента, установлении доверительного диалога с ним, и впоследствии принятии помощи от специалиста. Но ее использование не ограничивается только такими случаями. Она может находить применение и быть очень полезна в таких областях как: взаимоотношение дети-родители, романтические чувства, дружба.

Техника приятия, конечно, применима в качестве способа влияния на другого человека, но эффективность в таком случае будет оставлять желать лучшего. Но ее своевременное использование позволит найти контакт с человеком, установить надежный контакт, основанный на симпатии, и впоследствии применить более глубокие способы воздействия.

Чтобы был достигнут раппорт с использованием техники принятия, понадобится применение трех важных элементов:

  • выражение лица;
  • характеристики голоса;
  • расстояние между собеседниками.

Голос, позы, телодвижения

В отличие от техники приятия, в основе которой лежит достижения состояния раппорта посредством сочувствия и симпатии собеседника, достичь устойчивого контакта можно и на физиологическом уровне. Голос, позы и телодвижения, то есть физиологические приемы, для установления раппорта часто применяют НЛП-специалисты, так как эти приемы, при определенной практике, способствуют достаточно быстрому достижению такой цели, как получения влияния на человека.

Однако время такого раппорта часто ограничено именно непосредственным контактом и быстро сходит на нет при его отсутствии. Для закрепления полученного результата, следует применить подстройки более высокого уровня, например к речевому стилю, убеждениям, образу мышления, моральным ценностям и личному опыту.

Для подтверждения этого приводились эксперименты, которые заключались в следующем: группу испытуемых делили на две части, участники одной из них должны были при обсуждении темы соглашаться друг с другом, участники второй - оспаривать мнение собеседника. Причем члены первой группы принимали совершенно отличные позы по отношению к собеседнику, а второй - точно такую же или зеркальную. Результаты неоднократно проведенного эксперимента стало следующее: тяжело соглашаться с человеком, который принимает иную позу, или спорить, если поза скопирована или отзеркалена.

Особенности физиологической подстройки

Из вышесказанного следует, что принцип физиологической подстройки заключается в копировании характерных движений, поз и моторики собеседника. Достаточно простой способ установить раппорт. Можно выделить два типа такого метода - прямой и зеркальный. Первый тип заключается в симметричном копировании физиологического поведения собеседника: человек закидывает правую ногу на левую, следует также закинуть правую на левую, собеседник левой рукой поправляет волосы - нужно также левой рукой поправить волосы. И тут главное не переборщить, это не должно быть похоже на «обезьянье поведение» — все должно выглядеть максимально естественно.

Зеркальная же подстройка как средство, позволяющее установить раппорт больше подойдет новичкам в этом деле, так как менее заметна и не будет восприниматься как «обезьянничанье». Метод аналогичен предыдущему, с одной разницей: правой копируются движения левой части тела собеседника и наоборот. Такие же «маневры» проводятся в отношении верхней и нижней части тела.

Для того чтобы набраться опыта, не стоит сразу пытаться копировать абсолютно все движения и жесты собеседника, для начала подойдут самые характерные для данного человека. Признаком прогресса в физиологической подстройке будет отсутствие дискомфорта в процессе «подражания», это однозначно путь к успеху.

И тогда должно прийти понимание, что такой принцип достижения раппорта базируется все-таки не на полном, а скорее частичном (не путать с избирательным) копированием действий собеседника. К примеру: если человек высоко поднимает руку, нужно обозначить свое рукой движение вверх, если собеседник бьет кулаком в раскрытую ладонь - прикоснуться тыльной стороны ладони одной руки к раскрытой другой и так далее.

Мышление и стилистика речи

Два предыдущих способа установления раппорта достаточно просты в освоении. Последний же, считается довольно сложным. Но именно подстройка под стиль речи и тип мышления отличается достаточно стабильным результатом, с сохранением влияния, как с течением времени, так и на расстоянии.

Одной из главной составляющей механизма этой методики является наблюдение за объектом и определение его типа восприятия информации. Таких типов существует три: аудиальный, визуальный или кинестетический. Тип восприятия напрямую влияет на образ мышления.

Для того чтобы начать влиять каким-то образом на человека посредством данного метода, нужно определить к какому именно типу относится его метод восприятия информации и незаметно подстроить свою речь под эту особенность. Чтобы это получилось быстро, нужно либо быть лично знакомым с собеседником и знать его особенности, либо обладать способностью очень быстро извлекать из речи собеседника нужные словосочетания-маркеры. Ну а если есть желание часто и успешно пользоваться данной методикой, нужно тренироваться в быстрой перестройке своей речи под определенный тип мышления, заменяя в нужный момент привычные для себя словосочетания фразеологизмами, присущими данному типу.

Обобщая, можно сказать следующее: для достижения состояния раппорта лучше использовать все вышеперечисленные методики. Для быстрого налаживания контакта подойдут техника принятия и физиологическая методика, а подстройка под речевой стиль прекрасно подойдет для завершающей стадии, то есть закрепления уже полученного результата.

Полезная информация

Чаще всего изображение на ткань наносится в виде многократно повторяющихся элементов и их групп (мотивов). Один такой фрагмент узора называется раппортом . Он нужен для того, чтобы рисунок выглядел гармонично и размещался по всей поверхности полотна, не обрываясь и не «разъезжаясь» в разные стороны.

Виды раппорта

В зависимости от того, как размещены элементы рисунка по отношению друг к другу, можно выделить несколько основных видов раппорта на ткани:

  • прямой – повторяющиеся части рисунка расположены в виде прямой сетки, они не смещаются в стороны;
  • зеркальный – фрагменты располагаются зеркально;
  • смещенный – каждый мотив изображается ниже или выше предыдущего на половину его высоты;
  • кирпичный – части узора смещаются вправо или влево на половину своей ширины, а рисунок в целом напоминает кирпичную кладку.

По форме различают квадратные и прямоугольные (они самые популярные), а также треугольные, ромбовидные, шестигранные, змеевидные и другие раппорты.

Сколько нужно ткани с повторяющимся рисунком

Чтобы изображение на готовом изделии выглядело гармонично, важно учесть направление и размер раппорта, а также расположение ключевых мотивов.

1. Как определить размер раппорта.

Покупая ткань в магазине, рассмотрите кромку полотна или этикетку на рулоне – именно здесь производитель мог написать размеры раппорта. А если нужных цифр нет, их легко определить вручную с помощью линейки.

Выберите один из повторяющихся элементов узора в левом верхнем углу материала. Найдите вторую такую же часть рисунка справа и посчитайте ширину раппорта (от начала первого до начала второго). А расстояние от выбранной точки до второй такой же снизу – это высота раппорта. Обычно длину отреза определяют исходя именно из этого параметра.

Есть два способа:

1. К нужной для раскроя длине прибавляют высоту раппорта.

2. Высчитывают, сколько целых раппортов «вмещается» в необходимую длину.

Если, к примеру, вы собираетесь сшить шторы, определите длину каждой портьеры с припусками на усадку и обработку. Полученное значение умножьте на количество портьер. Дальше можно действовать по одной из описанных выше схем.

Так, в первом случае к полученному числу нужно просто прибавить высоту раппорта. Если должно получиться две портьеры, длина каждой из них с учетом припусков равна 300 сантиметров, а высота раппорта составляет 45 сантиметров, то всего надо приобрести 645 сантиметров ткани:

300*2+50=645 см.

Считая вторым способом , мы должны определить, сколько целых раппортов нужно отмерить, чтобы из получившегося куска ткани можно было выкроить одну портьеру (с припусками). В нашем случае нужно 7 целых раппортов:

300/45=6,7 (округляем до целого числа, получается 7).

А это 315 сантиметров ткани:

Не забываем про вторую портьеру. Прибавляем ее длину с учетом припусков к получившемуся ранее числу.

от франц. rapport - связь, сообщение). Словесный контакт гипнотизирующего с гипнотизируемым, находящимся в гипнотическом состоянии.

Р. с гипнотизируемым может быть изолированным (реагирование только на слова гипнотизера) или обобщенным (генерализованным) (когда любой из присутствующих при гипнозе может установить с гипнотизируемым речевой контакт). При изолированном Р. у гипнотизируемого имеется тонко дифференцированная условная реакция не только на слова, но и на тембр голоса, интонацию гипнотизирующего. Словесным внушением состояние изолированного Р. может быть распространено на другое лицо (явление передачи Р.).

Р. может быть и несловесным (например, в случае гипнотерапии глухонемых). Об этом свидетельствуют эксперименты по гипнотической индукции иноязычных студентов (Эриксон (Erickson М. Н.)). В технике гипнотической индукции Эриксон в качестве важного элемента Р. рассматривает "физиологическое присоединение" (в частности, синхронизацию дыхания).

См. также Эриксоновский гипноз.

РАППОРТ

Rapport; Rapport) - чувство согласия между собой и другими.

"Раппорт состоит прежде всего в чувстве существующего согласия, несмотря на признанное различие. Даже признание существующих различий, если только оно обоюдное, есть уже раппорт, чувство согласия. Если мы при случае осознаем это чувство в более высокой мере, то мы откроем, что это не просто чувство, не поддающееся в своих свойствах дальнейшему анализу, но также и постижение или содержание познания, передающее пункты соглашения в мыслительной форме. Это рациональное изображение применимо исключительно к рационалисту, а отнюдь не к иррациональному человеку, ибо его раппорт основан вовсе не на суждении, а на параллельности свершающегося и живых происшествий вообще. Его чувство согласия есть совместное восприятие какого-нибудь ощущения или интуиции. Рациональный сказал бы. Что раппорт с иррациональным основан на чистой случайности, если случайно объективные ситуации согласуются между собой, вот тогда осуществляется нечто вроде человеческого отношения, но никто не знает, каково будет значение и какова длительность этого отношения. Для рационалиста часто бывает прямо мучительна мысль, что отношение длится как раз лишь до тех пор, пока внешние обстоятельства случайно допускают такую совместность. Это представляется ему не особенно человечным, тогда как иррациональный именно в этом случае усматривает особенно красивую человечность. Результатом этого является то, что они смотрят друг на друга как на людей, лишенных отношений, как на людей, на которых нельзя положиться и с которыми совсем невозможно по-настоящему ужиться. Однако к такому результату можно прийти лишь тогда, если сознательно попытаться отдать себе отчет в своих отношениях к ближнему. Но такая психологическая добросовестность не очень обыкновенна, поэтому часто оказывается, что, несмотря на абсолютное различие в точках зрения, все-таки устанавливается нечто вроде раппорта и притом таким образом: первый, с молчаливой проекцией, предполагает, что второй в существенных пунктах имеет такое же мнение; а второй предчувствует или ощущает объективную общность, о которой, однако, первый сознательно и представления не имеет и наличность которой он тотчас же начал бы отрицать, совершенно так же, как второму никогда и в голову не могло бы прийти, что его отношение покоится на общности мнений. Такой раппорт является наиболее частым; он основан на проекции, которая впоследствии становится источником недоразумений (ПТ, пар. 618).

РАППОРТ

rapport) "Та таинственная эмоциональная связь" между аналитиком и пациентом, без которой невозможно психоаналитическое лечение. Вероятно, именно в силу интеллектуальной направленности психоанализа раппорт представляется ему таинственным. Понятие подразумевает, что изначально отношение одного человека к другому - это отстраненное наблюдение, как если бы другой был вещью; но если два человека намерены общаться (см. КОММУНИКАЦИЯ), то должен иметь место какой-то особый таинственный процесс. Но, возможно, все как раз наоборот, и раппорт происходит естественно, если только не тормозится (см. ТОРМОЖЕНИЕ) такими факторами, как отсутствие общих СИМВОЛОВ, подозрительность со стороны одного или обоих участников или недостаток ВООБРАЖЕНИЯ у терапевта. См. АФФЕКТ; ЭМПАТИЯ.

РАППОРТ

1. Понятие, характеризующее позитивное отношение и связь между людьми, устанавливаемые в близких межличностных отношениях, а также в процессе положительного взаимодействия исследователя и испытуемого - врача и клиента.

1. В широком смысле термин употребляется в литературе для обозначения позитивных отношений и связей меж людьми:

1) близких отношений межличностных, основанных на высокой степени общности мыслей, интересов, чувств;

2) доброжелательной, дружественной атмосферы, складывающейся в ситуации психологического эксперимента между исследователем и испытуемым, врачом и пациентом, терапевтом и клиентом.

2. В узком смысле термин означает связь, устанавливаемую между гипнотизером и гипнотизируемым в сеансе гипноза (=> трансфер). Paппорт характерен высокой степенью избирательности восприятия как следствием суженного гипнозом сознания: сверхвосприимчивостью к внушениям гипнотизера, преимущественно вербальным, и нечувствительностью к воздействиям из других источников. Как специфический вид внутренней зависимости, заключающейся в готовности выполнять внушения гипнотизера, он развивается и стабилизируется по мере углубления состояния гипнотического.

РАППОРТ

фр. rapport - связь, отношение). Контакт, устанавливающийся во время гипнотического сеанса между гипнотизируемым и гипнотизирующим Отличается высокой степенью избирательности восприятия вследствие суженного в гипнотическом состоянии сознания и наличия гипноидно-фазовых состояний коры головного мозга - относительно слабый вербальный раздражитель (то есть формула словесного внушения, гипнема) оказывается значимее, сильнее воздействий, поступающих из других источников.

РАППОРТ (RAPPORT)

Состояние сознательного, гармоничного контакта, основывающегося на симпатии и взаимности между двумя (или более) людьми. Слово "раппорт" заимствовано Месмером из современной ему физики. В своих опытах Антон Месмер пытался построить цепь касающихся друг друга людей, передающих электрические заряды, вырабатываемые динамо-машиной. Используя термин раппорт, Месмер пытался описать процесс "настройки" на "волну" пациента, на его "животный магнетизм".

Понятие раппорта расширено П. Жане (1924); им приводятся наблюдения загипнотизированного пациента, долгое время находящегося под постоянным суггестивным влиянием гипнотизера. Словом "раппорт" Фрейд (1905) обозначал состояния, при которых загипнотизированный пациент исключает все, что исходит из внешнего мира, сохраняя контакт лишь с гипнотизером (с. 295). При этом отмечаются встречные сексуальные тенденции, возникающие между гипнотизером и пациентом. В 1914 году Фрейд описывал раппорт как прототип переноса и советовал терапевтам устанавливать с больными истинный раппорт лишь "после образования эффективного переноса" (1913, с. 139). Найт(1972) описывал раппорт в качестве оптимального уровня переноса, необходимого для продуктивной терапевтической работы.

РАППОРТ

1. Вообще - удобное, свободное, непринужденное, взаимно приемлемое взаимодействие между людьми, особенно когда люди -

проводящий тестирование и субъект психологического тестирования, клиент и терапевт в терапии и т.п. 2. В гипнозе - такой эмоциональный контакт между гипнотизером и субъектом, при котором последний "принимает"

предложения первого. 3. В парапсихологии - предполагаемая связь между

медиумом и его спиритическим контактером.

РАППОРТ

Гипнотический опыт, предполагающий и личную вовлеченность, и отстраненность, не может существовать без интенсивной психологической связи между партнерами.

Месмер говорил о раппорте, пытаясь дать определение природе «магнетической» связи, подчеркивая, что она исключает всех прочих людей. Мы сохраняем это название, сознавая однако, что природа связи может быть очень разной в каждом отдельном случае.

Мы также можем предположить, что данный опыт будет в той или иной степени обращен к опыту более древнему, или архаическому (и укоренен там). Ференци упоминал об отцовском и материнском типах раппорта (Sabourin, 1985). Фрейд и некоторые его последователи (Gill и Brenman, 1959; Kubie и Margolin, 1944) видели в нем связь, обусловленную механизмами психологической регрессии или имеющую природу либидо. Здесь вполне уместен вопрос, правомерно ли анализировать природу гипнотической связи в терминах трансфера (см. Erickson & Rossi, 1981).

Новый гипноз стремится быть просто упражнением, в котором один взрослый ведет другого через опыт, и это происходит при условии доверительных отношений. В новом гипнозе принято считать, что только поведение самих гипнотизеров лежит в основе «массивных» трансферентных феноменов (Henry Ey, 1963), которые могли быть описаны (см.: артефакты).

Раппорт

Rapport). Ощущение связи с другим человеком, чувство взаимности, чувство доверия, возникшее в результате подстрой¬ки, отзеркаливания и присоединения, состояние эмпатии или вторая позиция.

РАППОРТ

эмоциональная и интеллектуальная связь, устанавливаемая между людьми в процессе их общения и основанная на взаимной симпатии, взаимопонимании.

Считается, что понятие «раппорт» было заимствовано австрийским врачом Ф.А. Месмером (1734–1814) из физики второй половины ХVIII века и использовано им для описания того притяжения, которое устанавливается между врачом и пациентами благодаря «животному магнетизму». Отказавшись от использования магнита при лечении больных, он начал практиковать магнетические сеансы рукой, в ходе которых прикосновение кончиков пальцев до нервных узлов пациента оказывалось достаточным для облегчения их страданий. Предложенная Ф.А. Месмером психотерапия основывалась на использовании «жизненной силы», на воздействии на больного «флюидами», исходящими от личности врача, благодаря чему между ними устанавливался раппорт, то есть невидимая, таинственная связь, способствующая исцелению.

Представления о раппорте содержались в работах З. Фрейда. Они касались рассмотрения специфической связи, устанавливаемой между гипнотизером и лицом, подвергаемым гипнозу. Как замечал он в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), «гипнотическая связь есть неограниченная влюбленная самоотдача». Эта связь между людьми не поддается рациональному объяснению, но она содержит в себе примесь мистического, способствующего установлению тесного контакта между гипнотизером и человеком, находящимся в гипнотическом состоянии.

Возникновение психоанализа было связано с отказом от гипноза и использованием метода свободных ассоциаций. По мере становления и развития психоанализа З. Фрейд стремился исключить какое-либо воздействие на пациента со стороны аналитика, напоминающее собой внушение, как это имело место в гипнозе. И хотя при психоаналитическом лечении речь не идет о сознательном внушении, тем не менее в процессе терапевтической работы между аналитиком и пациентом часто устанавливается такая эмоциональная связь, которая может быть названа раппортом.

З. Фрейд не исключал того, что между аналитиком и пациентом действительно устанавливается особый тип связи, чем-то напоминающий собой внушение, хотя и не являющийся таковым. Но он соотнес эту связь не с профессиональной деятельностью аналитика, а с психическими процессами, характерными для психоаналитической терапии и названными им переносом. Именно благодаря переносу на аналитика ранее испытываемых пациентом бессознательных желаний и эмоциональных переживаний, сопряженных с другими людьми, но воскресших в аналитической ситуации, в процессе общения между ними и возникает та связь, на основе которой может быть достигнут терапевтический успех.

Основатель психоанализа считал, что при работе с пациентами не следует спешить ни с разъяснением сути переноса, ни с различного рода интерпретациями. До тех пор пока между аналитиком и пациентом не будут установлены тесная эмоциональная связь, доверие друг к другу и взаимопонимание, любая интерпретационная деятельность оказывается преждевременной. Как замечал З. Фрейд в работе «Введение в лечение» (1913), раскрытие тайного значения появляющихся у пациента мыслей, знакомство его с основными техническими процедурами анализа следует осуществлять не раньше, чем у пациента развивается перенос и «устанавливается настоящий раппорт».

В современной психоаналитической литературе большее внимание уделяется проблемам переноса и меньшее явлению раппорта. Тем не менее в некоторых исследованиях обсуждаются вопросы, связанные с выявлением отношений между переносом и раппортом, их спецификой и различиями. Общепризнанным считается лишь то, что без установления эмпатической связи, доверия и взаимопонимания между аналитиком и пациентом, трудно рассчитывать на какой-либо терапевтический успех в процессе психоаналитического лечения.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Раппорт в психологии является очень важным элементом, без которого невозможно сформировать доверительную обстановку, располагающую к построению контакта. И сегодня мы узнаем, как правильно его устанавливать.

Сферы применения

Каждое направление в психологии преследует свою цель. Допустим, в гипнозе раппорт необходим, чтобы подчинить себе клиента, иначе никакого эффекта от работы не будет. В НЛП – чтобы продолжить общение и достигнуть задуманных результатов. В психоанализе и гештальт терапии – чтобы понять, в чём состоит суть проблемы, и оказать качественную соответственную помощь, поддержку и прочее.

Это благие намерения, но, к сожалению, порой случается и так, что некоторые индивиды доверие пытаются сформировать для того чтобы получить какую-то определенную личную выгоду. Именно поэтому важно знать, какие существуют виды приёмов, чтобы своевременно распознать попытку манипулировать вашим сознанием и оказать сопротивление.

Основные методы

Принятие

Используется порой неосознанно в обычных отношениях, не подразумевающих роль терапевт-клиент. Самый простой вид создания доверия. Потому что каждая личность нуждается в принятии, поэтому ищет его среди близких людей, коллег, членов семьи и прочее. Специалисты используют его как базу, фундамент, на котором будет строиться дальнейшая работа. Поэтому этот метод не даст вам желаемых результатов в короткий срок, а всего лишь подготовит для более мощных методов.

Вот подумайте сами, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы рассказывали незнакомому или малознакомому человеку что-то потаённое и совершенно личное, понимая, что даже самые близкие друзья не в курсе этой информации?

Там, где есть принятие – есть свобода самовыражения, возникает ощущение, сродни безусловной родительской любви. То есть, какой бы я нехороший поступок не совершил, я всё равно останусь ценным. Для того чтобы создать атмосферу принятия, следует отказаться от обесценивания и критики, даже если ваше мнение отличается.

Невербалика

Далее следует затронуть физиологию, с помощью которой можно повлиять на бессознательном уровне. Вам стоит просто принять располагающую к себе позу, либо же просто повторить ту, в которой в данный момент находится собеседник.

С помощью этой техники вы также сможете понять, что с ним происходит, что он чувствует и даже то, как к вам относится. Только важно не переборщить, повторяя каждое движение, иначе ваше поведение будет похоже на кривляние, что вызовет защитную реакцию в виде раздражения и агрессии.

Мышление и стиль разговора

Этот способ сложнее, и требует тренировки и подготовки, зато он отлично закрепляет результат, достигнутый уровнями ранее. Так сказать, контрольный метод. Для начала внимательно понаблюдайте за тем, что именно и каким образом говорит собеседник, как он реагирует на какую-то информацию и подобное.

Когда обозначите основные тезисы, и у вас сложится более чёткое представление о его стиле мышления, начинайте включать в свою речь словосочетания, которые он использует. Вот, к примеру, если вы хотите быть понятным, как для автомеханика, так и для доктора наук в сфере биологии – следует приводить примеры и метафоры непосредственно из их сферы деятельности.


Изучите обязательно статью про , так вам будет проще вести диалог, располагающий к близости и доверию, даже просто в личных отношениях. С помощью этого приема вы покажете собеседнику, что слышите его, понимаете, замечаете, что вы рядом с ним и включены в процесс взаимодействия.

2. Обратите внимание на схожести

Страх одиночества является экзистенциальным, то есть он присутствует у каждого человека в этом мире, даже того, кто сторонится людей, закрываясь от них, это лишь реакция на психологическую травму. Поэтому близость с кем-то вызывает дикий ужас от того, что появляется риск снова прожить невыносимую боль.

Так вот, схожесть хоть в чём-то с малознакомым человеком помогает снизить тревогу, она будто объединяет, мгновенно формируя столь желанный раппорт. Необходимо просто внимательно присмотреться, прислушаться, а после, обнаружив что-то общее, сделать на этом акцент.

Например, можно объединить, обобщить: «Мы, женщины, слишком чувствительны», «Нам, провинциалам, приходится порой нелегко в достижении своих целей», и прочее. То есть, как вы могли заметить, вполне реально найти схожесть абсолютно с любым человеком на планете.

3. Следите

Во время разговора всегда следите за дыханием собеседника, интонацией, темпом его речи и даже цветом кожи. Сразу одновременно это сделать будет сложно, поэтому устраивайте себе постепенные тренировки.

Допустим, сегодня делая акцент на тембре, а завтра следить за тоном голоса. Так вы со временем сможете уже неосознанно получать необходимую информацию.

4. Получайте опыт

Присматриваться и прислушиваться можно не только будучи активным участником беседы, вы вполне можете тренироваться и в общественном транспорте, людных местах, даже просто наблюдая за игрой актёров, желательно фильмов, получивших Оскар. Так вы будете получать опыт, не просто теорию из книг или статей, а сформированный на собственных наблюдениях и умозаключениях.

5. Читайте