Созвездие близнецы на координатной плоскости. Творческая работа на тему: «Знаки зодиака на координатной плоскости

HTML-версии работы пока нет.

Подобные документы

    Наука, изучающая взаимосвязь Космоса, природы и человека в их эволюционном движении. Основные принципы астрологии. Структура произведения искусства и астрологические воззрения. Характеристики знаков Зодиака. Солнце в созвездиях и знаках зодиака.

    реферат , добавлен 21.04.2011

    Греческая и вавилонская астрология. Положение небесных светил и Знаки Зодиака. Принципы астрологии и особенности индивидуального гороскопа. Расхождения в подходах к знанию астролога и представителя естественных наук. Астрология в зеркале исследования.

    доклад , добавлен 21.04.2009

    Звёздное скопление - связанная группа звёзд, имеющая общее происхождение и движущаяся в гравитационном поле Галактики как единое целое. Рождение и свойства звезд: теории Кеплера, Галилея, Ньютона. Созвездия небесной сферы, названия, мифы, знаки Зодиака.

    презентация , добавлен 28.05.2012

    История астрологии, пути развития и разновидности этой науки в истории многих народов. Описание сущности школ и инструментов астрологии, отношение религии к этой науке. Использование гороскопа и знаков зодиака в построении астрологических прогнозов.

    лекция , добавлен 23.11.2011

    Возникновение и развитие астрологии. Различные определения понятия. Виды гороскопов. Характеристика знаков Зодиака. Причины популярности астрологии. Эффект Барнума. Факторы, влияющие на эффект. Свидетельства о ненаучности исследуемого направления.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2014

    Картина звездного неба. Легенды о зодиакальных созвездиях. Миф о шести созвездиях, о Большой и Малой Медведицах. Разграничение зодиакальных созвездий в Египте. Число созвездий на небесной сфере. Изучение звездного неба в южной части небесной сферы.

    реферат , добавлен 20.06.2011

    Звезды - светящиеся небесные тела. Использование их расположения для навигации и ориентирования. Проведение астрономических исследований. "Градусники" для измерения звездных температур. Гиганты и карлики в мире звезд. Движение Земли по созвездиям зодиака.

    презентация , добавлен 16.05.2013

    Факты из истории. представления наших предков о вечности и неизменности мироздания. Чем заполнена межзвёздная среда? Ещё немного о истории названий созвездий. Водородные облака вблизи ярких звезд. Радиоизлучение Вселенной.

    реферат , добавлен 25.05.2003

    Происхождение названия созвездия "Андромеда". Греческие мифы об Андромеде, Персее и Пегасе. Созвездие Большой Медведицы. Околополярное созвездие Малой Медведицы. Экваториальные созвездия Орин и Змея. История происхождения названий зодиакальных созвездий.

    презентация , добавлен 06.09.2012

    Географическая система координат. Горизонтальная система координат. Экваториальные системы координат. Эклиптическая система координат. Галактическая система координат. Системы счёта времени. Звёздное время. Переход от одной системы координат к другой.

ВВЕДЕНИЕ

Еще в раннем детстве, длинными темными вечерами, я любила смотреть на небо, когда на нем не было облаков. Тогда я заметила, что все небо усыпано звездами. Когда я наблюдала за этими звездами, я поняла, что они расположены определенным образом. Уже позднее, в школе, я узнала, что созвездия - это участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звёздном небе.

История созвездий очень интересна. Давным-давно наблюдатели неба объединили наиболее заметные группы звезд в созвездия и дали им различные наименования. Это были имена мифических героев или животных, персонажей легенд и сказаний – Геркулес, Цефей, Кассиопея, Андромеда, Пегас и другие. В были окончательно утверждены границы 88 созвездий. Но не все из них яркие и заметные. Из 88 созвездий только 47 являются древними. 12 созвездий традиционно называют - это те, через которые проходит . Ещё в зодиакальные созвездия были выделены в особую группу, и каждому из них был присвоен свой знак. Наиболее богато яркими звездами зимнее небо. Самое красивое созвездие зимнего неба – Орион (Приложение 1).

В настоящее время существует много легенд, пришедших к нам из Древней Греции, и связанных с зодиакальными созвездиями. Вот одна из них о созвездиях Большой и Малой медведицы.

«У богини Афродиты одной из служанок была прекрасная нимфа Калисто. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены Калисто вопреки желанию Афродиты. Чтобы избавить Калисто от преследований её хозяйки, Зевс обратил Калисто в Большую медведицу, а её любимую собаку – в Малую медведицу и взял их на небо».

Изучая в начальной школе понятия «координатный луч» и «координатный угол», я задалась вопросом о том, как изобразить созвездия с помощью системы координат. Для этого необходимо стало получить дополнительные сведения из области математики.

Поэтому целью данной работы стало выяснить возможность создания графических изображений созвездий с помощью системы координат.

В качестве объекта исследования выбрана математика, а предметом исследования - координатная плоскость.

В начале работы я выдвинула гипотезу : «Изображения зодиакальных созвездий можно перенести на координатную плоскость и записать расположение с помощью координат».

В качестве задач научно-исследовательской работы я определила:

    Изучить понятие координатной плоскости.

    Определить возможность создания графического изображения на координатной плоскости (создать рисунок по известным координатам).

    Изобразить (перенести) созвездия с астрономической карты (плоскости) на координатную.

    Запись изображения с помощью координат (чтение изображения по координатам на плоскости).

При написании научно-исследовательской работы я использовала следующие методы:

    Изучение литературы.

    Наблюдение.

    Создание изображений на координатной плоскости.

    Сравнение полученного изображения с действительным.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Суть системы координат

Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего? Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, адрес электронной почты. Суть координат или системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта.

Координаты в повседневной жизни

Системы координат окружают нас повсюду:

чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место;

система географических координат (широта - параллели и долгота -меридианы);

те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой:

с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов;

применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы;

при астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре.

Из истории системы координат

Как давно системы координат пронизывают практическую жизнь человека?

Более чем за 100 лет до н.э греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.

Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат. Но эти понятия впервые были систематизированы в 17 веке Рене Декартом. Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат.

Составляющие координатной плоскости

При и зучении темы «Координатная прямая» в начальной школе, мы научились находить по координате положение точки на прямой. А как указать положение точки на плоскости? Для этого нам понадобиться координатная плоскость . Рассмотрим ее составляющие (см. Рис. 1):

две перпендикулярные прямые - оси координат (часто называют - прямоугольная система координат)

горизонтальная - ось абсцисс (х), вертикальная - ось ординат (у), стрелки осей указывают положительные направления,

начало координат - точка пересечения прямых,

единичные отрезки выбираются равными по длине на каждой оси координат,

координатные четверти.

Рис. 1. Составляющие координатной плоскости

Определение координат точки на плоскости. Создание графических изображений на плоскости по заданным координатам

Каждой точке на координатной плоскости соответствует пара чисел: ее абсцисса(х) и ордината(у). И наоборот, каждой паре чисел (х;у) соответствует единственная точка на плоскости. Координаты точки записывают в скобках через точку с запятой, причем первой всегда записывается координата х , второй координата у (см. Рис. 2).

АЛГОРИТМ 1 . Для того, чтобы определить координаты точки, нужно:

    х ;

    полученное значение записать на первое место – это абсцисса точки;

    опустить перпендикуляр из точки на ось y ;

    полученное значение записать на второе место – это ордината точки.

АЛГОРИТМ 2 . Для того, чтобы найти точку по заданным координатам, А(x ; y ), нужно:


Рис. 2. Определение координаты точки

В результате построения нескольких точек можно получить изображение. Пример построения изображения по заданным координатам приведен в Приложении 3.

Перенос созвездий с астрономической карты на координатную плоскость и сравнение с изображением на карте звездного неба

Попытаемся перенести на координатную плоскость самое простое созвездие «Кассиопеи» (см. Рис. 3):

Рис.3. Созвездие «Кассиопеи»

Применяя описанный выше алгоритм 1, находим координаты точек построенного изображения: (– 5; 0), (– 3; 2), (– 1; 0), (1; 0), (3; – 2).

Сравним полученное изображение с изображением созвездия на карте звездного неба (см. Рис. 4 ):

Рис.4. Созвездие «Кассиопеи» на карте звездного неба

Теперь перенесем на координатную плоскость созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы (см. Рис. 5) :

Рис.5. Созвездия «Большая Медведица» и «Малая Медведица»

Определим координаты точек полученного изображения:

Малая Медведица: (6; 6), (– 3; 5,5), (– 8; 5), (0; 7,5), (3; 7), (– 5; 7)

Большая Медведица:

(– 15; – 7), (– 3; – 6), (5; – 10), (– 6; – 5,5), (– 10; – 5), (6; – 6), (– 1; – 10)

Сравним полученные изображения с изображениями созвездий на карте звездного неба (см. Рис. 6, 7):

Рис.6. Созвездие «Малая Медведица» на карте звездного неба

Рис.7. Созвездие «Большая Медведица» на карте звездного неба

Аналогично можно перенести на координатную плоскость изображения всех созвездий. Полученные изображения некоторых созвездий и их координаты приведены в Приложении 4.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведения исследования, мной были решены поставленные задачи. А именно, я изучила координатную плоскость и связанные с ней понятия. Кроме того, мне удалось определить возможность создания графического изображения на координатной плоскости, то есть создать рисунок по известным координатам, а также перенести изображения созвездий с астрономической карты на координатную плоскость.

В результате проведения исследования выдвинутая гипотеза получила подтверждение. Я доказала, что изображения зодиакальных созвездий можно перенести на координатную плоскость и записать расположение с помощью координат.

В настоящее время координатный метод широко применяется в повседневной жизни. Современные системы спутниковой навигации позволяют определять координаты объекта, а также следить и управлять объектами, в том числе и движущимися. Эта тема также представляет сегодня большой интерес и может стать темой новой исследовательской разработки в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

    Детская энциклопедия: в 12 т. Т. 2 Мир небесных тел. Числа и фигуры. – М., «Педагогика»., 1972. – С. 56 – 64, 306 – 308.

    Ерганжиева Л.Н., Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. // Учебное пособие для учащихся 5-6 классов. – Москва., 1995. – С. 127 – 135.

    Ишмуратова К. Путешествие в мир созвездий. // Математика. – 2008. – №5.– С. 5 – 6.

    Писклина О. Астрономия на координатной плоскости. // Математика. – 2001. – №.– С. 5 – 7.

    Пятибратова С.И. Основы ученического исследования. // Методические рекомендации для предпрофильной и профильной подготовки школьников, ориентированных на ученическую исследовательскую работу. – Спб., 2005. – 25с.

    Фридман Л.М. Изучаем математику. // Книга для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение»., 1995. – С.174 – 175, 180 – 181.

    Энциклопедический словарь юного математика. – Москва «Педагогика»., 1985. – С. 151 – 153.

Приложение 1

САМОЕ КРАСИВОЕ СОЗВЕЗДИЕ ЗИМНЕГО НЕБА

На всем небе нет другого созвездия, которое бы содержало столько интересных и легко доступных для наблюдения объектов, как Орион, расположенный близ созвездия Тельца.

Орион был сыном бога морей Посейдона. Он был знаменитым охотником и похвалялся тем, что нет животного, которого он не смог бы победить. Орион очистил от диких зверей остров Хиос и стал просить у царя этого острова руки его дочери, но от укуса скорпиона, посланного Герой, Орион погиб. Зевс поместил его на небе таким образом, чтобы он всегда мог уйти от своего преследования, и действительно, эти два созвездия одновременно на небе не видны никогда.

Созвездие Ориона – самое яркое зимнее созвездие. По форме оно похоже на бант, посредине цепочка из трех звезд, расположенных на прямой. Это пояс Ориона. Звезда альфа Ориона называется Бетельгейзе, что на арабском языке означает «плечо охотника». От этой звезды свет к нам идет более 650 лет. Бетельгейзе – красный гигант. Красный свет свидетельствует о том, что эта звезда холоднее нашего Солнца (температура её поверхности почти вдвое меньше, чем температура Солнца). Другая знаменитая звезда в Орионе – Ригель. Она очень яркая, голубовато-белая. Излучает света почти в 64 000 раз больше, чем наше Солнце. Это тоже звезда – гигант, даже сверх-гигант, но все-таки меньше Бетельгейзе. Интересно, что Ригель – звезда тройная, то есть вокруг основной звезды-гиганта вращается еще пара звезд-спутников. Под поясом Ориона можно невооруженным глазом найти туманное пятнышко. Это – Туманность Ориона, не менее знаменитая, чем Туманность Андромеды. Ориона сопровождают две собаки – Большой пес и Малый пес. «Пес» по-латыни звучит как «канис». Период летнего зноя, когда появляется Сириус, и связанный с этим отдых от повседневной работы у древних римлян получил название «каникулы», что означает «собачьи дни». В те времена каникулы считались тревожным временем. Существовала поверье, что «пёсья звезда» вызывает бешенство у собак и лихорадку у людей. А мы сейчас смотрим на Сириус не со страхом, а с восхищением. Так же, как и на звезды Ориона.

Приложение 2

ЛЕГЕНДЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О СОЗВЕЗДИЯХ

В настоящее время существует много легенд, пришедших к нам из Древней Греции, и связанных с зодиакальными созвездиями. Вот одна из них.

« В незапамятные времена у царя эфиопов Цефея была красавица-жена – царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать своей красотой в присутствии нереид – жительниц моря. Обидевшись, завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище – Кита.

Чтобы откупиться от Кита, опустошавшего страну, Цефей вынужден был по совету оракула отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Ее приковали к прибрежной скале. Каждую минуту Андромеда ожидала, что из морской пучины вынырнет Кит и проглотит ее. В это время герой древней Греции Персей совершал один из своих подвигов: он проник на уединенный остров на краю света, где обитали три страшные женщины – горгоны с клубками змей на голове вместо волос. Взгляд Горгоны превращал в камень все живое. Воспользовавшись сном горгон, Персей отсек голову одной из них по имени Медуза. Из ее тела выпорхнул крылатый конь Пегас. Две другие горгоны, проснувшись, хотели броситься на Персея, но он вскочил на крылатого Пегаса и, держа в руках драгоценную добычу – голову Медузы, полетел домой.

Пролетая над Эфиопией, Персей заметил прикованную к скале Андромеду. К ней уже направлялся Кит, вынырнувший из морской пучины. Персей вступил в смертельный бой с чудовищем. Одолеть кита удалось лишь после того, как на него упал леденящий взгляд мертвой головы Медузы. Кит окаменел, превратившись в небольшой остров. Персей расковал Андромеду, привел ее к Цефею, а впоследствии женился на ней.

Главных героев этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились названия созвездий Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса, Кита. »

В поэтических произведениях также часто упоминаются названия созвездий:

Взглянув на пояс Зодиака,
мы в январе увидим Рака,
а в феврале заметим Льва.
Хранителем его была
в холодном марте злая Дева,
соседка Льва по небу, слева.
Весы купив себе в апреле,
они спокойно жить хотели,
но в мае страшный Скорпион
у них отнял покой и сон.
Его убил Стрелец прекрасный,

отца июня сын несчастный,

в июле ж братец Козерог
сон Льва и Девы уберег,
а в августе, на много дней
приехал дядя Водолей.
Из Рыб уху он в сентябре
варил и кушал на дворе,
зажарил Овна в октябре,
Тельца зарезал в ноябре.
А в декабре, в конце-концов,
родилась пара Близнецов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1 города Хабаровска

Городская научно-практическая конференция «Шаг в науку»

Секция математики

Исследовательская работа

«Знаки зодиака

на координатной плоскости»

Выполнили:

Бобровникова Дарья,

Соклакова Наталья,

Ложникова Анастасия

ученицы 6Б класса

Руководитель: Короваева С.В.

Хабаровск 2017

Введение…………………………………………………………………………...3

    Теоретическая глава

1.1 Координаты вокруг нас……………………………………………….7

    1. История возникновения координат…………………………………...9

      Виды систем координат………………………………………………11

1.4.Звёздное небо и легенды о двенадцати знаках Зодиака……………13

2. Практическая глава

Знаки Зодиака в координатах…………………………………………….20

Заключение………………………………………………………………….........22

Список литературы………………………………………………………………24 Приложения………………………………………………………………….......25

Введение

Данная работа содержит в себе две основные стороны исследования: теоретическую и практическую. Первая сторона исследовательской работы заключается в выявлении основных понятий: история возникновения координатной плоскости, кто и как представлял координатную плоскость, какое значение имеет координатная плоскость и знаки зодиака.

Вторая часть построить 12 зодиакальных знаков в координатной плоскости.

Актуальность проекта:

Есть много нетрадиционных задач с новизной заданий, которые можно с успехом использовать при изучении темы «Координатная плоскость», но они не вошли в школьный учебники и методические пособия учителя.

Гипотеза: Нужны ли координаты людям в повседневной жизни?

Проблема: Можно ли строить различные интересные рисунки на координатной плоскости, по координатам.

Цель работы : Расширить знания о координатах и их применении в повседневной жизни человека.

    Научиться строить точки в декартовой системе координат и определять координаты заданных точек. (Эта цель выделена, потому что я начала работать над проектом самостоятельно намного раньше, чем мы ее начали изучать по программе)

    Научиться «рисовать» в прямоугольной системе координат.

    Построить знаки зодиака через теорию координатной плоскости.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

    Подобрать исторический материал.

    Создать дидактический материал «В помощь учителю» для проведения обобщающего урока по теме «Координатная плоскость»

    Подготовить презентацию «З наки Зодиака на координатной плоскости »

Предмет исследования : Что такое координатная плоскость?

Объект исследования : Как найти место расположения предмета на плоскости и в пространстве?

Перед исследованием возникла гипотеза : «Знать, чтобы уметь»

Для решения поставленной цели в работе использованы следующие методы и приёмы:

- Проблемный: наличие поставленной проблемы – гипотезы: что нужно знать, чтобы найти объекты на глобусе и на карте. Нужны ли координаты людям в повседневной жизни.

- Словесный: поиск и обработка необходимой информации из литературных источников и интернета; подготовка опроса и анализ результатов; раскрытие выводов;

Координаты встречаются в нашей жизни ежечасно. Для того, чтобы доказать, что координатная плоскость нужна нам в практической жизни приведем несколько примеров.

Система координат применяется в кинотеатре, на транспорте, в географии существует система координат. Системы координат встречаются только с двумя величинами? В морской бой все умеют играть все, и в этой игре применяются координаты.

Как летчики ориентируются в небе? Положение звезд, наверное, тоже имеет координаты? Это все встречается в современной жизни. Но интересен такой факт, как давно система координат пронизывает практическую жизнь человека. Математика абстрактна. Но она начиналась с того, что обслуживала человека. А астрономия? Без астрономии люди не могли бы:

а) ориентироваться на местности, а, следовательно, запомнить и при необходимости сообщить, кому следует свой адрес;

б) определить дни недели и тем самым пропускали бы субботу и воскресенье; наконец,

в) знать, который час.

Представляете, какая жуткая жизнь ждала бы безадресное, постоянно кочующее без прописки человечество, лишенное к тому же часов и календаря! Потеряли бы смысл паспорта и границы. Невозможно было бы составить расписание железнодорожного и воздушного транспорта и т.д. Наконец, сам род человеческий просто прекратил бы существование.

План работы:

    Поиск информации координаты вокруг нас.

    Выявить виды систем координат их особенности и назначение.

    Рассмотреть звёздное небо и легенды о двенадцати знаках Зодиака.

    Изучить зодиакальные созвездия и построить их на координатной плоскости.

    Сделать вывод

    Теоретическая глава

    1. Координаты вокруг нас.

В нашей речи вы не раз могли слышать такую фразу: «Оставьте мне ваши координаты». Что означает это выражение? Догадались?! Собеседник просит записать свой адрес или номер телефона. У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить местонахождение: по билету найдите место в зрительном зале или в вагоне поезда. Играя в игры, нам приходится определять местоположение «вражеского» корабля, фигуры на шахматной доске. Разные ситуации? Но суть координат, что в переводе с греческого означает «упорядоченный» или, как обычно говорят, системы координат одно: это правило, по которому определяется положение того или иного объекта. Слово «система» также греческого происхождения: «Тема» - нечто заданное, «сис» - составленное из частей. Таким образом, «система» - нечто заданное, составленное из частей (или четко расчлененное целое). Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Например, по географической карте с помощью географических координат можно определить адрес любой точки. Для этого необходимо знать две части адреса - широту и долготу. Широту определяем с помощью «параллели» - воображаемой линии на поверхности Земли, проведенной на одинаковом расстоянии от экватора. Долгота - по «меридиану » - воображаемой линии на поверхности Земли, соединяющей Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию. Параллели - это линии направления запад - восток, меридианы показывают направление север - юг. Знакомо? Прямоугольная система координат.

А как летчики ориентируются в небе? Положение звезд на небе тоже имеет координаты?

Это все встречается в современной жизни. Но интересен такой факт, как давно система координат пронизывает практическую жизнь человека?

    1. История возникновения координат

За 200 лет до нашей эры греческий ученый Гиппарх ввёл географи ческие координаты. Он предложил нарисовать на географической карте параллели и меридианы и обозначить числами широту и долготу . С помощью этих двух чисел можно точно определить положение острова, поселка, горы или колодца в пустыне и нанести их на карту или глобус, Научившись определять в открытом мире широту и долготу местонахождения корабля, моряки по­лучили возможность выбирать нужное им направ­ ление. Восточную долготу и северную широту обозначают чис­ лами со знаком «плюс», а западную долготу и южную широту - со зна­ ком «минус». Таким образом, пара чисел со знаками однозначно опреде­ ляет точку на земном шаре.

Например, пара +70° , +60° определяет точку в центре острова Вайгач, расположен­ ного в Карском море.

У писа­ теля Жюля Верна, некоторые рома­ ны построены на ситуациях, связанных с географическими коор­ динатами. Это романы «Удивительные приключения дядюшки Антифера» и «Дети капитана Гранта».

Долгое время лишь география "землеописание" - пользовалась этим замечательным изобретением, и только в 14 веке французский математик Никола Орсем (1323-1382) попытался приложить его к "землеизмерению" - геометрии. Он предложил покрыть пло­ скость прямоугольной сеткой и на зывать широтой и долготой то, что мы теперь называем абсциссой и ор­ динатой .

На основе этого удачного нововведения воз­ ник метод координат, связавший гео­ метрию с алгеброй. Основная за­ слуга в создании этого метода принад­ лежит великому французскому ма­ тематику Рене Декарту (1596 - 1650) . В его честь такая система координат называется декартовой, обозначающая место любой точки плоскости расстояниями от этой точки до "нулевой широты" - оси абсцисс " и "нулевого меридиана" - оси ординат.

По традиции, введенной Декартом, "широта" точки обозначаются буквой x, "долгота" - буквой "y".

    1. Виды систем координат

На этой системе основаны многие способы указания места. Например, на билете в кино­театр стоят два числа: ряд и место - их можно рассматривать как коор­динаты места в зале. Подоб­ ные координаты приняты о шах­ матах. Вместо одного из чи­сел берется буква: вертикальные ря­ ды клеток обозначаются буквами ла­ тинского алфавита, а горизонталь­ ные - цифрами. Таким образом, каждой клетке шахматной доски ставится в соответ­ствие пэра из буквы и числа, и шах­матисты получают возможность запи­ сывать свои партии. Тот же принцип при­ меняется на планах городов. План города разбивают на квадраты занумерованные с помощью букв и цифр, а на оборотной стороне пере­ числяют все изображенные улицы в алфавитном порядке и указывают, в каком квадрате они находятся.

Существуют на плоскости и дру­ гие системы координат.

Чтобы ввести полярную систему координа т , выбирают начальную точку, называемую полю­ сом (поэтому система и называется «полярной»); из этой точки проводят луч, называющийся полярной осью . Чтобы определить координаты точки на плоскости, ее соединяют отрез­ ком с полюсом и вычисляют длину этого отрезка и угол между ним и полярной осью.

Сущест­ вуют также координаты, задаваемые одним числом. Это координаты на прямой . Достаточно задать одно число - расстояние от точки до на­ чала отсчета, чтобы указать на пря­ мой положение этой точки. В жизни мы очень часто сталкиваемся с такими координатами.

Например, железная дорога с километровыми столбами вдоль нее или номера домов на улице.

Три координаты зададут положение точки в пространстве. Такая система координат называется сферической . Нужно выбрать некоторую пло­ скость и ввести на ней декартову систему координат, а нашей точке сопоставим координаты ее проекции на эту плоскость и расстояние от нее до плоскости, взятое со знаком плюс для одной половины простран­ ства и со знакам минус - для дру­ гой; так мы получим декартову систе­ му координат в пространстве .

Сферической системой координат обычно пользуются на аэродромах. Рядом с аэродромом ставят радиоло­ катор. Этот прибор умеет определять дальность до самолета, угол, под которым самолет виден над горизон­ том, и угол между направлением на самолет и направлением на север.

    1. Звёздное небо и легенды о двенадцати знаках Зодиака

А
стрология - наука о влиянии звезд, созвездий и планет на человека и на Землю. Среди 88 созвездий, украшающих ночное небо, особое место занимают те, среди которых Солнце проходит свой годичный путь. Двенадцать созвездий на пути у Солнца: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Большинство имён принадлежит животным, поэтому эти созвездия получили названия зодиакальные (от греческого зодиакос - «звериный круг»).

На самом деле, конечно, Земля движется вокруг своего светила, но нам кажется, что именно Солнце меняет своё местоположение. Так думали и древние астрономы, давшие названия зодиакальным созвездиям.

Они заметили, что Солнце всегда идёт по небу одной дорогой и каждый месяц «гостит» у знаков Зодиака: в январе – у Козерога, в феврале – у Водолея, в марте – у Рыб... Издавна считается, что знак Зодиака, то есть месяц рождения человека, определяет его характер, влияет на поведение и предопределяет судьбу.

Лев – недалеко от Немеи поселился огромный лев. Ужас охватывал людей, когда они слышали его рев. Народ не выходил из своих жилищ, наступил голод, начались болезни.

Доблестный Геракл решил убить Немейского льва. Долго бродил Геракл по склонам гор. Солнце стало садиться. И тут до богатыря донёсся ужасающий рык. В несколько прыжков достиг Геракл логова льва – громадной пещеры с двумя выходами. Когда из пещеры с рёвом показался гигантский зверь, Геракл осыпал его стрелами, но ни одна из них даже не ранила чудовища. Тогда Геракл отшвырнул лук и набросился на льва с палицей. Мощным ударом по голове герой оглушил зверя, схватил своими могучими руками за шею и задушил.

Взвалив на плечи огромную тушу, Геракл отправился в Немею. Там он принёс жертву Зевсу и учредил в память об этом подвиге Немейские игры. А львиную шкуру стал носить вместо плаща.

Рак – когда Геракл отправился сражаться с гидрой, на встречу ему вылез из камышей огромный Рак, который схватил Геракла за ногу. Разгневанный Геракл раздавил его, тем самым ненароком устранив ещё одного врага.

Стрелец – однажды великий герой Греции Геракл путешествовал со своей женой. Возле реки Эвен они встретили кентавра Несса. Геракл пошёл через реку вброд, а кентавру поручил перевезти Деяниру. В то время как герой находился уже на другом берегу, услышал он крик своей супруги: прельстившись её красотой, грубый кентавр решил похитить её, унеся вниз по течению. «Мои стрелы быстрее тебя»! Несс знал, что пронзившая стрела Геракла смертоносна, и, предвидя неминуемую кончину, решил ему отомстить, отдав ей свой талисман с ядом, якобы возвращающий мужа от другой женщины. Позднее Деянира узнала, что Геракл привёз красивую рабыню Иолу, и приревновала его. Она послала ему одежду, натёртую ядом, надеясь, что он к ней вернётся, но, надев эту одежду, Геракл умер в страшных муках. Однако злобный Несс не успокоился, даже попав на звёздное небо. Кентавр, вооружённый луком и стрелами, грозит всем с небес – именно так выглядит созвездие СТРЕЛЕЦ.

Козерог – когда наступил день зимнего солнцестояния, пришёл час появиться на свет великому Зевсу. Рея – богиня, завернув в пелёнки камень, подала его грозному мужу. Злобный муж не заметил подмены и проглотил его. Богиня спрятала новорождённого Зевса в глубокую пещеру, на острове Крит, оставив на попечение лесным нимфам. А вскормила его своим молоком коза Амальтея. Промчались годы. Зевс вырос и возмужал. Восстав против своего отца, он освободил своих божественных братьев и сестёр, став меж ними главным. Не забыл Зевс и свою кормилицу козу Амальтею, поместив её на небо – это созвездие КОЗЕРОГ.

Близнецы – однажды задумали братья жениться. И выбрав двух прекрасных царевен, похитили их. Но красавицы были уже невестами других героев. Завязалась между соперниками жестокая борьба. В этой схватке Кастор был сражён стрелой противника. Склонился Полидевк над умирающим Кастором, не может сдержать рыданий. Вдруг видит: предстал перед ним могущественный Зевс и предложил Полидевку бессмертие. «Великий отец, - молвил юноша, - не могу принять дар твой. Пошли смерть мне! Не мыслю я жизни без Кастора. Пусть единым будет наш жребий». Миродержец разрешил Полидевку отдать половину своего бессмертия Кастору. С тех пор БЛИЗНЕЦЫ один день проводят в царстве мёртвых, а другой день – на Олимпе, среди богов.

Телец – финикийская царевна Европа была дивно прелестна. Однажды отправилась она с подругами на берег моря послушать шум морских волн. Зевс – громовержец, увидев её, сразу же воспылал к ней любовью и спустился на Землю в облике быка с круглым серебристым пятном на лбу. Подойдя к красавице Европе, лёг бык к её ногам и подставил спину. Когда царевна села на быка, он тронулся с места, как стрела и направился к морю. Дева звала на помощь, но подруги не смогли догнать её, а в это время бык двигался по морю, как дельфин, потому что сам брат его Посейдон расчищал ему дорогу. Полная тоски, не видя ничего, кроме неба и воды, дева вопрошала: « Кто ты такой»? и услышала в ответ: «Не страшись меня, я Зевс и только любовь к тебе побудила меня принять этот вид». Зевс – бык приплыл на остров Крит, там Европа родила ему славных сыновей.

Дева – узрев людскую жадность и злобу, боги решили оставить этот порочный мир. Дева Астрея, богиня справедливости, дочь всемогущего Зевса и богини правосудия Фемиды, последняя покинула землю. Перенеслась Астрея на небо и превратилась в созвездие ДЕВА.

Весы – когда Астрея перенеслась на небо и превратилась в созвездие ДЕВА. В руках она держит ВЕСЫ – символ правосудия, гармонии и равенства.

Водолей - в память о Великом потопе Зевс зажёг на небе созвездие ВОДОЛЕЙ. У греков оно называется - Гидрохос, у римлян-Акуариус, у арабов - Сакиб - альма. Всё это означает одно и то же: человек, льющий воду.

Овен – когда Афамант решил отдать своего сына Фрикса богам в жертву, а рядом стояла и оплакивала неминуемую гибель брата его сестра Гелла, когда вдруг среди ясного неба раздался удар грома; с неба опустилось огромное белое облако, из него вышла богиня туч Нефела, а рядом с ней был красивый баран. Длинное золотое руно его сияло, а рога закручивались крутыми завитками. Воскликнула богиня туч: «Дети мои, я спасу вас! Садитесь на этого волшебного барана». Фрикс и Гелла сели на барана и улетели в страну под названием Колхида, где правил царь Эет. Эет поймал Овена и оставил его себе. С тех пор страна Колхида стала счастливой, потому что счастье было принесено этим чудесным Овном.

Рыбы – однажды богиня любви и красоты Афродита и её сын Эрот шли по берегу реки, близ которой спрятался дикий Тифон, выбравшийся из подземелья. Вдруг набросился на них свирепый Тифон. В ужасе от его дикого вида кинулись бессмертные в воду, превратились в сверкающих рыб и уплыли от мерзкого чудовища. Так спаслись Афродита и её сын Эрот, а на небе в честь этого засияло созвездие РЫБЫ.

Скорпион – Гера поместила Скорпиона на небо, за то, что он умертвил злого охотника Ориона, решившего истребить всех животных на земле.

Интересные факты о стихиях.


Стихия Огня. Особенности этой стихии - тепло и сухость, которым сопутствует метафизическая энергия, жизнь и ее сила. В Зодиаке существуют 3 знака, обладающие этими качествами, т.е. огненный тригон (треугольник): Овен, Лев, Стрелец. Тригон Огня считается творческим тригоном.

Принцип: действие, активность, энергия.

Стихия Земли. Особенности этой стихии - холод и сухость, метафизическая материя, прочность и густота. В Зодиаке эта стихия представлена земным тригоном (треугольником): Телец, Дева, Козерог. Тригон Земли считается материалистическим тригоном. Принцип: стабильность.

Стихия Воздуха. Особенности этой стихии - тепло и влажность, гибкость, делимость, приспособляемость. В Зодиаке этим качествам соответствует воздушный тригон (треугольник): Близнецы, Весы и Водолей. Тригон Воздуха считается тригоном идей и интеллектуальности.

Принцип: обмен, контакт.

Стихия Воды. Особенности этой стихии - холод и влажность, метафизическая чувствительность, чувство, восприятие. В Зодиаке 3 знака этого качества - водный тригон (треугольник): Рак, Скорпион, Рыбы. Тригон Воды считается тригоном чувств и ощущений.

Принцип: постоянство внутреннего при внешней изменчивости

2. Практическая глава

Знаки Зодиака в координатах

В нашей работе мы предлагаем построить рисунки двенадцати знаков Зодиака на координатной плоскости.

На каждой карточке есть изображение одного из знаков и даны координаты точек (звёзд) и пути соединения этих точек. После того, как их отметили на координатной плоскости и соединили в указанном порядке – получится изображение знака Зодиака такое же, как и на карте звёздного неба.

Для того, чтобы изготовить карточки мы сделали:

    Познакомились с различными системами координат

    Научились строить точки в прямоугольно-декартовой системе координат (эту тему нам только предстоит изучать в четвертой четверти)

    Изучили карту звездного неба (приложение 1)

    Подробно рассмотрели каждое созвездие, изучили из какого количества звезд состоит каждое созвездие, расстояние между точками, как они соединены между собой на карте (приложение 2)

    Перенесли точки каждого созвездия на клетчатую бумагу (приложение 3)

    Произвольно ввели систему координат (приложение 3)

    Выписали координаты каждой точки и отметили пути их соединения (приложение 3)

    Составили краткую характеристику каждого из созвездий (приложение 4)

    Подобрали интересные факты о людях, рожденных под этим знаком зодиака (приложение 4)

Заключение

В этой работе мы постаралась объединить два предмета: математику и астрономию. В теоретической части рассказывается об истории возникновения координат и их создателях. мы узнали, что бывают разные системы координат, как широко и где они применяются в повседневной жизни человека. Кроме того, в нашей работе можно узнать о легендах звёздного неба и происхождении названий знаков Зодиака.

Практическая часть нашей работы заключалась в том, чтобы построить все двенадцать созвездий знаков Зодиака на координатной плоскости и определить координаты каждой точки-звезды. Для этого мы рассматривали карту звёздного неба, изучая расположение и вид каждого из 12 созвездий:

    Из какого количества звезд (точек) состоит созвездие

    Как они соединены между собой на карте

    Расстояние между точками

Потом подобрали координаты (х; у) для каждой звезды (точки) и построили их, сохраняя масштаб, указали путь соединения звезд.

После чего изготовили карточки-задания для работы в группах (Приложение 1). Материалы нашей работы могут помочь учителю провести урок на закрепление знаний по теме «Координатная плоскость». В ходе выполнения заданий ученики могут с интересом проверить свои знания и умения отмечать точки по заданным координатам и определять координаты уже отмеченных точек. В будущем мы планируем более подробно изучить взаимное расположение всех созвездий, построить их на одной координатной плоскости, чтобы можно было составить карту звездного неба.

Литература

    Глейзер Г.И. История математики в школе: - М.: Просвещение, 1981. – 239 с, ил.

    Ляткер Я. А. Декарт. М.: Мысль, 1975. – (Мыслители прошлого)

    Матвиевская Г. П. Рене Декарт, 1596–1650. М.: Наука, 1976.

    А. Савин. Координат. Квант. 1977. №9

    Математика – приложение к газете «Первое сентября», №7, №20, №17, 2003г., №11, 2000г.

    Зигель Ф.Ю. Звёздая азбука: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с., ил

    Стив Паркер, Николас Харрис. Иллюстрированная энциклопедия для детей. Тайны вселенной. Харьков Белгород. 2008

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4





    Великий философ, математик, физик, живший в 17 веке, говорил: «Уважение других дает повод уважения себя», «Я мыслю, следовательно, существую», «Мало иметь хороший ум, главное - правильно его применять». Вот и мы с вами сегодня будем творить, уважая друг друга, осмысливая свои действия, и применяя на практике теоретические и практические знания. А тема урока звучит так «Астрология на координатной плоскости".

    и стинное.

    Н еравенство.

    Т еорема.

    4.Очень плохая оценка. Е диница.

    Р адиус.

    Р азность.

    7. Точка, лежащая на оси ОХ, носит название - А бсцисса.

    ИНТЕРРА и -интересная, н -новая и т.д.).

    Затем ребята проговаривают, а я записываю эпитеты на созданной на уроке «карте», а они на своей звезде. Заключение: « Вот она - новая звезда «Интерра» на нашем небосклоне, и пусть она освещает Ваш путь знаний, идей, фантазий, открытий сегодня, завтра и всегда!»

Просмотр содержимого документа
«Астрология на координатной плоскости »

АСТРОЛОГИЯ НА КООРДИНАТНОЙ ПЛОСКОСТИ

Плотникова Светлана Владимировна, учитель математики МКОУ Новосибирского района Новосибирской области «Гусинобродской ООШ № 18»

Предмет (направленность): математика.

Возраст детей: 8-9 класс.

Место проведения: кабинет.

Цель данного мероприятия:

актуализация знаний по теме «Координатная плоскость» и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность;

    Вспомнить построение на координатной плоскости точек и фигур по заданным координатам, научиться определять координаты точек (на уровне учебной деятельности).

    Развивать способности принимать решения как самостоятельно, так и в команде.

    Уметь ориентироваться в информационном пространстве.

Великий философ, математик, физик, живший в 17 веке, говорил: «Уважение других дает повод уважения себя», «Я мыслю, следовательно, существую», «Мало иметь хороший ум, главное – правильно его применять». Вот и мы с вами сегодня будем творить, уважая друг друга, осмысливая свои действия, и применяя на практике теоретические и практические знания. А тема урока звучит так «Астрология на координатной плоскости".

Ребята, сегодня мы с вами поговорим немного об астрологии, учении о влиянии небесных тел на земные объекты, в том числе на человека, хотя некоторые ее считают лженаукой. Однако во всем мире астрология наряду с генетикой, социологией являются равноценным источником, из которого черпает необходимые знания педагогика.

В безоблачную, безлунную ночь взору открывается величественная картина звездного неба. На первый взгляд, кажется, что невозможно разобраться в звездной россыпи. Но знать звездное небо интересно и полезно. Оно издавна привлекало к себе людей. Тысячи лет назад люди мысленно соединяли наиболее яркие звезды в разнообразные фигуры (созвездия) и называли их именами персонажей мифов и легенд животных и предметов. Разные народы имели свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, причем число созвездий у разных народов было различно.

Сегодня мы попробуем перенести созвездия со звездного неба на координатную плоскость, а также «откроем» новую звезду, которая совсем недавно зажглась на нашем небосклоне.

Ребята, а сейчас с целью повторения материала по теме «Координатная плоскость» ответим на вопросы викторины.

А теперь я предлагаю попробовать перенести созвездия со звездного неба на координатную плоскость. У Вас на партах лежат листочки с изображением координатной плоскости, рядом указаны координаты точек. После построения точек по указанным координатам Вам необходимо соединить их отрезками в указанной ниже последовательности. Построенное изображение будет являться моделью рассмотренных ранее созвездий. Каждая группа должна изобразить по 4 модели созвездия. Успехов Вам!

После того, как модели изображены, давайте нанесем их на нашу «вселенную» (листы ватмана на доске) в следующем порядке: овен-телец-близнецы-рак-лев-дева-весы-скорпион-стрелец-козерог-водолей-рыбы. Число, записанное в правом углу, указывает на порядковый номер вашего знака в расположении созвездий. Я прикрепляю на «Вселенную» созвездия. Ребята, у каждого из вас есть звезда, назовите ее своим именем, подпишите, прикрепите ее около своего созвездия на карте вселенной. Ребята прикрепляют свои созвездия на карту.

А сейчас каждый из вас откроет Звезду-Х, о которой я говорила в начале урока. Для этого вы должны построить указанные точки с координатами в системе координат, а затем соединить их в указанной последовательности. Я выполняю построение на доске. Наша звезда носит название, которое мы с вами можем отгадать, ответив на вопросы.

Точке с координатами …. присваивается буква, с которой начинается слово.

1.Выражение бывает ложное или и стинное.

2. Выражение с переменной вида 3х-5≤0. Н еравенство.

3. Утверждение, которое нужно доказать. Т еорема.

4.Очень плохая оценка. Е диница.

5. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точки окружности. Р адиус.

6. Вычитание иначе можно назвать - Р азность.

7. Точка, лежащая на оси ОХ, носит название – А бсцисса.

Скажите, ребята, как называется наша звезда - ИНТЕРРА . А теперь, ребята, я даю Вам несколько минут, чтобы вы придали нашей звезде какие-то характерные, отличительные, присущие только ей свойства, качества. В этом вам помогут буквы, из которых состоит название нашей звезды. Ребята по группам придумывают (например, и -интересная, н -новая и т.д.).

Затем ребята проговаривают, а я записываю эпитеты на созданной на уроке «карте», а они на своей звезде. Заключение: « Вот она – новая звезда «Интерра» на нашем небосклоне, и пусть она освещает Ваш путь знаний, идей, фантазий, открытий сегодня, завтра и всегда!»

О. Писклина,
школа №3, г. Тутаево,
Ярославская обл.

Астрономия на координатной плоскости

В 6-м классе изучается тема «Координатная плоскость и построение на ней точек». Работа с заданием–игрой «Астрономия на координатной плоскости» позволяет учащимся закрепить полученные знания и навыки; проявить творчество при изучении данного раздела; избежать трудностей при изучении темы «Функция» (построение графиков функций в 7 – 11-х классах).

На построение созвездий (рис. 1 – 4) отводится на уроке 10 мин. При построении созвездий Большой и Малой Медведиц (рис. 11) учащимся следует рассказать легенду о них.

Легенда 1

..У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую медведицу, ее любимую собаку – в Малую Медведицу и взял их на небо.

Легенда 2

В незапамятные времена у царя эфиопов Цефея была красавица-жена – царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать своей красотой в присутствии нереид – жительниц моря. Обидевшись, завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище – Кита. Чтобы откупиться от Кита, опустошавшего страну, Цефей вынужден был по совету оракула отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Ее приковали к прибрежной скале. Каждую минуту Андромеда ожидала, что из морской пучины вынырнет Кит и проглотит ее.

В это время герой древней Греции Персей совершал один из своих подвигов: он проник на уединенный остров на краю света, где обитали три страшные женщины – горгоны с клубками змей на голове вместо волос. Взгляд Горгоны превращал в камень все живое. Воспользовавшись сном горгон, Персей отсек голову одной из них по имени Медуза. Из ее тела выпорхнул крылатый конь Пегас. Две другие горгоны, проснувшись, хотели броситься на Персея, но он вскочил на крылатого Пегаса и, держа в руках драгоценную добычу – голову Медузы, полетел домой.

Пролетая над Эфиопией, Персей заметил прикованную к скале Андромеду. К ней уже направлялся Кит, вынырнувший из морской пучины. Персей вступил в смертельный бой с чудовищем. Одолеть кита удалось лишь после того, как на него упал леденящий взгляд мертвой головы Медузы. Кит окаменел, превратившись в небольшой остров. Персей расковал Андромеду, привел ее к Цефею, а впоследствии женился на ней.

Главных героев этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились названия созвездий Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса, Кита.

Домашнее задание (по вариантам): предложить учащимся изобразить данные созвездия на координатной плоскости. И к заключительному уроку подготовить сообщения о них (рис. 5–10).

Созвездие «Лебедь»

Созвездие «Льва»

Созвездие «Цефея»

Созвездие «Андромеды»

(– 2; 9),
(0; 7),
(1; 4),
(2; – 2),
(– 2; – 1)
(– 2; 5),
(– 4; 4)

Созвездие «Персея»

(– 5; – 3),
(– 2; – 2),
(0; – 1),
(2; – 2),
(4; – 1),
(5; 0),
(6; 2)
(0,5; 1),
(1; 3)

Созвездие «Большой Медведицы»

(– 15; – 7), (– 3; – 6), (5; – 10),
(– 6; – 5,5), (– 10; – 5), (6; – 6), (– 1; – 10)

Литература

1. Детская энциклопедия. Т. 2, – М., Просвещение, 1964.
2. Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. – М., Детская литература, 1988.
3. Географический атлас «Мир вокруг нас». – Минск, ГУГК СССР, 1989.