Сретение господне икона о чем молятся. Сретение Господне

15 февраля (2 февраля по старому стилю)- Сретение Господне. Великий Церковный праздник

ЧТО ОЗНАЧАЕТ — СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Сретение Господне означает встречу старца Симеона с Младенцем в Иерусалимском храме на обряде посвящения Иисуса Христа Богу.

Из истории известно, что Симеон был необычным человеком, хотя бы потому, что его возраст к моменту встречи с Богомладенцем был около трехсот лет.
Его история началась в Египте, который за два столетия до Рождества Христова находился под властью могущественного тогда Греческого царства.
У Египетского царя Птолемея II (285-246 гг. до Р.Х.) была огромная библиотека, которую он решил пополнить священными иудейскими книгами. Для перевода текстов были наняты 72 образованных ученых из Иерусалима, которые знали оба языка. Среди приглашенных людей был и праведник Симеон.

Когда он работал над Книгой пророка Исаии, то в одном месте Симеону показалось, что он сделал ошибку в 7-й главе. В одном из стихов было написано:

«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына…»

По разумению праведника дева не могла стать матерью, и он решил, что правильнее будет перевести это слово, как «жена». Только он попытался исправить эту «ошибку», как к нему явился Ангел и остановил его руку, сказав:

«Имей веру написанному. Ты сам убедишься, что эти слова исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа. Который родится от Чистой Девы».

С этого дня прошло почти три сотни лет, а Симеон, вопреки жизненным законам, все жил на земле… До самого Рождества Христова.

По закону Моисея на сороковой день после рождения, каждый первенец мужского пола в семье должен быть принесен в храм для выполнения обряда посвящения. Во времена Рождения Спасителя это стало простым обрядом, при этом за первенца нужно было принести жертву. Бедняки, к которым относилось и Святое Семейство, обычно приносили двух голубей: одного для всесожжения, а другого – в жертву за грех.
Во время этого обряда Святая Мария, как будто Самому Господу, отдала Свое Чадо наместнику Божиему, архиерею, после чего Она выкупила Богомладенца за 5 сиклей. Священник начал читать очистительную молитву, заканчивая этот обряд.
В это время мимо храма проходил старец Симеон. Озаренный Святым Духом он понял, Кто находится перед ним, взял Богомладенца на свои руки и прославил Бога за такую радость. Он наконец-то получил величайшую награду в своей жизни, какую даже и не мог себе представить.
Церковь Симеона называет также и Богоприимцем.


Мария и Иосиф засвидетельствовали о том, что тайна их Сына была известна Иосифу, они были удивлены этому. С благословением почтенный старец возвратил Младенца на руки Матери и произнес:

«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу…» (Лк.2,34-35).

Это оказалось пророчество не о радостях, а, наоборот, о несчастиях, которые были впереди.

В Назарет Святое Семейство возвратиться так и не смогло. Прямо из Вифлиема Они вынуждены были убежать от преследования царя Ирода, по приказу которого были казнены 14000 младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Это были первые христианские мученики.

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА СРЕТНИЯ ГОСПОДНЯ

Главный духовный смысл праздника Сретения Господня – в наступлении Нового мира. Старый Завет, в лице Симеона, уступил свое место Новому Завету, Иисусу Христу, вместе с искуплением человеческих грехов против самих себя и против Бога.
Также считается, что Симеон был одним из важных «свидетелей» Божественного происхождения Младенца.

Множество икон посвящено святым и пророкам. Но помимо них есть иконы, которые были написаны в честь праздников и событий. Икона «Сретение» - одна из таких.

Сретение Господне — великий двунадесятый праздник , который очень важен для верующих. Его значение настолько велико, что было решено написать икону в честь праздника и сделать ее символом торжества еще в древности — примерно во втором-третьем веке нашей эры, в разгар борьбы христианства и язычества.

История и описание иконы

История иконы — это история праздника Сретения. Началось все с Рождества Христова, после которого прошло 40 дней. По традиции древних евреев, первого мальчика в семье нужно было посвящать в веру на сороковой день от рождения. Для этого проводился специальный ритуал с жертвоприношением, на который Дева Мария и Иосиф принесли двух голубей.

Иногда на иконе изображаются голубок и горлица, которые в католицизме стали особым символом добра и света. Почти всегда на иконе есть сама Дева Мария, Иосиф, Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, а также младенец Иисус. Образ отображает события того дня, когда Господь наш Иисус Христос принял древний обряд посвящения. Это был момент соединения двух величайших эпох. Именно с этой минуты и начался отсчет нашей эры. Это был горизонт, на котором встретились Ветхий и Новый Заветы. Это величайший момент в истории мира.

Принимал в веру и совершал обряд Симеон Богоприимец, который, по некоторым данным, прожил более двух столетий в ожидании младенца Христа, Мессии, который должен будет спасти мир. Пророчество исполнилось, как и было задумано Небесами и Отцом нашим Богом.

Сретение означает «встреча». Это величайшая встреча Бога в человеческом облике с миром. Эта икона полностью отражает суть праздника, его тайный смысл и всю мощь веры человеческой, поэтому многие священнослужители рекомендуют ее иметь в доме каждому христианину.

В чем помогает икона «Сретение Господне»

Образ «Сретение» — это уникальная икона, действие которой направлено на всестороннюю помощь верующему человеку. Это поистине чудотворный образ, наряду с другими иконами, посвященными двунадесятым праздникам. Она помогает практически во всем. Перед ней можно и даже нужно молиться каждый день. Она заменит любую другую икону такого типа. Ее можно повесить в любой комнате и использовать как молитвенную или оберегающую. Икона помогает людям видеть тайный смысл в любом событии, в любом действии других людей. Она наполняет душу верой и смыслом, ведь рядом с ней можно почувствовать некое божественное присутствие.

Молитва перед иконой

Читать можно любые молитвы, направленные к Богородице или Святой Троице, к Иисусу Христу. Это может быть «Отче наш» , «Живые помощи» , «Символ Веры» . Эти три самые главные молитвы — основа всему. Их должен знать каждый. Если вы хотите, то можете прочитать также специальную молитву ко дню Сретения:

«Господь наш, судьбу и замысел Отца Бога принявший, вечно будем мы рабами твоими недостойными, ибо не видим мы силы твоей без подсказок твоих. Дай нам знаний и мудрости, чтобы понять все, вокруг нас происходящее. Чтобы жизнь нашу направить по нужному пути, чтобы возлюбить твои заповеди и принять их за истину навеки. Заступница наша, Дева Мария, моли Бога о нас, о грешниках и о детях твоих непослушных. Не введи нас во искушение и помоги жизнь эту короткую прожить достойно, с улыбкой на лице, без скорби и уныния греховного. Да будет воля Божия на все времена, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь».

Где находится икона

Икона Сретения Господня есть во многих храмах. Этот образ наносится также на стены внутренние и внешние. Часто бывает так, что в храме есть икона Сретения. Встречается множество храмов, построенных в честь этого великого праздника, так что найти икону в каком-либо из них вам не составит труда.

День иконы «Сретение » — это непосредственно сам праздник 15 февраля. В этот день икона станет великолепным подарком близкому человеку или даже целой семье. Праздник этот является непереходящим, так что дата его не меняется. Иногда богослужение переносят на 14 число, но случается это крайне редко. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

15.02.2018 05:30

Сретение Господне - один из главных праздников православных христиан. В народе этот день всегда считался...

Изображение воспроизводится по изданию: Иконы Ярославля XIII - середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т. = Yaroslavl Icons of 13-mid 17th century. The masterpieces of ancient russian painting in the museums of Yaroslavl: in 2 volumes. М.: Северный паломник, 2009.


с. 116 ¦ 31. Сретение

Первая половина XVII века. Ярославль
Дерево, темпера. 79,5 × 64,5
Происходит, возможно, из Толгского монастыря под Ярославлем 1
Ярославский музей, инв. И-62

1 Толгский монастырь основан, по преданию, в 1314 г. на месте явления иконы Богоматери Толгской епископу Ростовскому Трифону (до пострижения в схиму - Прохор, ум. 1328) в княжение св. Давида Федоровича Ярославского.

Сретение входит в ряд важнейших праздников православия. В этот день вспоминаются события принесения Девой Марией и Иосифом в Иерусалимский храм своего первенца и искупительной жертвы - двух голубок. В храме Святое Семейство встречают праведник Симеон и пророчица Анна, прославляющие Христа как Спасителя, явившегося в мир.

Данная икона относится к пространному иконографическому изводу, появившемуся, по-видимому, в кругу строгановских мастеров в конце XVI века и созданному на основе проложных чтений на праздник. В композиции, кроме события, описанного в Евангелии от Луки ( Лк. 2: 22–38), изображены сцены, раскрывающие его глубинный смысл. В нижнем левом клейме изображен Исаия, пишущий книгу пророческих откровений; в нижнем правом клейме - явление ангела Симеону, переводившему Книгу пророка Исаии для египетского царя Птолемея и усомнившемуся в истинности слов «се Дева во чреве приимет», переведя их как «се молодая женщина во чреве приимет». Ангел предсказывает Симеону, что он не умрет до тех пор, пока не примет в руки Предвечного Младенца. В верхнем левом углу - крестное знамение Богоматери: ангел сообщает Марии грядущую судьбу ее первенца - по сути здесь представлен вариант изображения Богоматери Страстной (кат. № 25). Наверху в центре - изображение Троицы в виде Отечества (кат. № 4). В верхнем правом углу показано, как низвергаются при входе в храм Спасителя мира идолы. Созидание Церкви Христом означает разрушение тьмы языческого неведения. В центре нижней части иконы - адская пасть, из которой радостно восстают укрепленные Божией десницей праведники-белоризцы и повергаются дьявол и грешники, что соответствует словам Пролога: «Сей детище смерть попра, диавола одоле, клятву разори».

Сложная многочастная композиция иконы с подчеркнутым выделением главного события - Сретения пронизана идеей осуществления Божьего Промысла.

А. Федорчук с. 116
¦


Происходит из Толгского монастыря под Ярославлем (?).
Реставрировалась в 1930 г. в ярославском отделении ЦГРМ.

Праздник Сретения установлен в воспоминание о принесении Младенца Христа в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения (Лк. II, 22–38). По закону Моисея, первенца мужского пола в каждой семье посвящали Богу и приносили за него искупительную жертву - агнца или двух голубиных птенцов. Этому обычаю последовали и Дева Мария с Иосифом Обручником. В храме Святое Семейство встретили старец Симеон и пророчица Анна, что истолковывалось как встреча Ветхого и Нового заветов.

Икона относится к пространному иконографическому изводу, который появился, по-видимому, в кругу «строгановских» мастеров в конце XVI века и был создан на основе проложных чтений на праздник и Акафиста Богоматери. Кроме самого Сретения, здесь изображена и предыстория события. В нижнем левом клейме показан пророк Исайя, пишущий книгу своих откровений. В нижнем правом клейме - явление ангела Симеону, который, по преданию, переводил книгу Исайи для египетского царя Птолемея и усомнился в истинности слов пророка «се Дева во чреве приимет» (Ис. VII, 14), переведя их как «се молодая женщина во чреве приимет». Ангел предсказал Симеону, что он не умрет до тех пор, пока «не увидит Христа Господня» (Лк. II, 26). В верхнем левом углу ангел с крестом в руках сообщает Марии о грядущей судьбе Ее первенца. Наверху в центре изображена Живоначальная Троица - Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. В верхнем правом углу располагается сцена низвержения идолов: так отражен в иконографии шестой икос Акафиста Богоматери, повествующий о бегстве Святого семейства в Египет («идолы бо его [Египта], Спасе, не терпяше Твоея крепости, падоша...»). Внизу видна адская пасть с восстающими из нее праведниками-белоризцами и повергнутыми грешниками и дьяволом. Это соответствует словам пророчества Симеона: «се лежит на падение и восстание многих в Израиле» (Лк. II, 34) и тексту Пролога: «Сей детище смерть попра, диавола одоле, клятву разори».

Сложная многочастная композиция иконы, строящаяся вокруг главного события - Сретения, последовательно показывает, как, в соответствии с Божественным промыслом, осуществляются пророчества о Воплощении и жертвенном служении Спасителя.

Слово «сретение» на старославянском языке означает «встреча», а второе значение этого слова - «радость». В этот день, согласно верованиям наших предков, зима встречается с весной - происходит переломный момент в годовых циклах.
Ну а в религиозной традиции Сретение - это символичный день, в который человечество встречается со своим Спасителем.
Также, этот праздник символизирует не просто приношение младенца Иисуса в храм и встречу Симеона и Анны с младенцем Иисусом, но и встречу всего человечества в лице старца Симеона с Богом.

Сретение Господне, в Православной Церкви относится к великим двунадесятым праздникам.

15 февраля верующие отмечают два важных события - эпизод из земной жизни Господа Иисуса Христа и одновременно реализацию тех надежд на спасение, о которых Бог говорил людям через Своих пророков. Что же произошло в этот день в храме Иерусалима? О самом событии нам сообщает только один евангелист - святой апостол Лука. Однако это не должно никого смущать. Действительно, в своих Евангелиях ученики Господа в чем- то повторяют друг друга, что только лишний раз доказывает истинность произошедших событий, но о некоторых моментах жизни Христа упоминается только в каком-нибудь одном из четырех Евангелий.

Этому может быть несколько объяснений.
Во-первых, свидетелем того или иного события в жизни Господа мог быть только конкретный евангелист.
Во-вторых, именно этому евангелисту о данном событии мог рассказать Сам Христос.
И в-третьих, все Евангелия говорят нам только о том, что важно для нашего спасения. Однако какой именно важный эпизод из жизни Господа следует раскрыть подробнее - это каждый евангелист решал, конечно, сам.

Итак, по Закону, данному Богом народу Израиля, после рождения в семье ребенка мужского пола в течение сорока последующих дней матери запрещалось входить в храм Иерусалима. Эти дни были временем очищения.
Однако в сороковой день родители должны были прийти в храм и принести благодарственную и очистительную жертву. Если ребенок был первенцем - его посвящали Богу. Посвящение было во исполнение Закона, а в качестве благодарности и очищения в жертву приносили двух голубей.

Матерь Божия, по святости Своей, не имела необходимости в исполнении данного закона, однако Она все же его исполнила по Своему великому смирению и послушанию.
В сороковой день по рождению Богомладенца Христа Пресвятая Богородица с праведным Иосифом принесли Его в храм Иерусалима. Матерь Божия несла на руках Своего Сына, а Иосиф - двух белых голубей. В момент, когда Святое семейство уже находилось в храме, туда пришел 360-летний праведный старец Симеон.

Как свидетельствует Предание Церкви, в свое время ему было дано откровение, что он не умрет, пока не увидит обещанного Богом Мессию.

Считается, что праведный Симеон был одним из 72 переводчиков-толковников, которые по приказу египетского царя Птолемея II Филадельфа (285-247 годах до Рождества Христова), перевели Священное Писание с древнееврейского на древнегреческий язык. Этот перевод получил название Септуагинты.
Он был осуществлен в египетской Александрии. Септуагинта сыграла важную роль в истории христианской Церкви, ведь именно с нее были сделаны последующие переводы Библии на другие языки, в том числе на церковнославянский.

Итак, когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи, то в пророчестве о рождении Мессии от Девы он слово «Дева» хотел заменить на «Жена», думая, что первое слово - это ошибка. Он просто не поверил в то, что Спаситель родится чудесным образом от женщины, сохранившей девство. Тогда-то ему и явился ангел Божий, который запретил исправлять слово, а также предрек, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества святого Исайи.

В день Сретения, по особому внушению Божию, старец пришел в храм как раз в тот момент, когда там были Богородица, Иосиф Обручник и Богомладенец. Праведный Симеон взял Христа на руки, и, возблагодарив Бога, произнес молитву:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

В этих словах святой Симеон возвестил будущее спасение не только народу Израиля, но и всему человечеству в целом — Симеон заявил, что этот младенец станет Спасителем рода человеческого.
После этого праведный старец произнес пророчество и для Матери Божией:

«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец».

Это второе предсказание раскрыло будущие страдания Господа, Его жертву за мир и человечество, а также те испытания, которые в дальнейшем пришлось пережить Самой Богородице.
После этого события праведный Симеон стал называться Богоприимцем.

В этот день в храме была также праведная вдова - Анна-пророчица, дочь Фануилова, которой было уже 84 года. Из Евангелия известно, что сначала она прожила семь лет в браке, но после смерти мужа стала нести особое духовное служение - постоянно находилась при храме, держала пост и молилась Богу.
В день, когда в храме было Святое семейство, она «… подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».
То есть праведная Анна также засвидетельствовала, что ожидаемый народом Израиля Мессия родился, а значит, спасение людей от власти греха и смерти уже близко.
В Евангелии рассказ о Сретении Господнем завершается так: «Когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет».

В Сретении, или Принесении во храм, христианская Церковь видит не только непосредственную встречу Богомладенца Христа со старцем Симеоном и исполнение необходимых очистительных обрядов.
В своем глубинном, спасительном для человека смысле христианство понимает это событие как встречу Ветхого Завета (старец Симеон и пророчица Анна) и Завета Нового (Господь Иисус Христос).
Исполнив положенный обряд, Господь показал, что Ветхий Закон не отрицается, но пришло время, когда его должен сменить Закон Новый - тот самый, исполнение которого приведет человека в Царствие Небесное.

Первое упоминания об этом празднике встречаются еще в произведениях христианских святых III и IV веков, торжественное же празднование Сретения Господня во всей Византийской империи было установлено в царствование императора Юстиниана в 542 году.



Икона «Сретение Господне»

Центральным изображением иконографии Сретения Господня является фигура Богомладенца Христа, Которого на своих руках держит старец Симеон Богоприимец. Фигуры Христа и старца Симеона символизируют собой встречу Нового и Ветхого Заветов.

На иконе Сретения также изображается пророчица Анна, дочь Фануилова. Одной рукой праведная Анна указывает на Богомладенца, а в другой (иногда) держит свиток с текстом, повествующем о приходе в мир Спасителя.

В левой части иконы по традиции пишется фигура Божией Матери, а чуть дальше - праведного Иосифа Обручника.
Богородица преклоняется перед Младенцем Христом, которого она отдала праведному Симеону. Вытянутые вперед руки Богородицы, в которых уже нет Ее Сына, знаменуют собой образ той утраты, потери, которую понесет в дальнейшем Матерь Божия, когда Господа осудят и распнут на кресте.

Иосиф Обручник держит в руках двух белых голубей, которых по ветхозаветному закону необходимо было принести в жертву Богу за рождение ребенка.
Символически эти два голубя также понимаются как прообразы двух миров, которые должны прийти к Богу, - иудейского и языческого.

На заднем плане иконы Сретения изображается Иерусалимский храм. В центре иконы, за фигурами Божией Матери, Богомладенца и праведного Симеона, помещается храмовый престол, который символизирует жертву Господа Иисуса Христа.



Молитвы на Сретение

Молитва на Сретение к Господу Иисусу Христу

«Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне и Слове Божий,
древле во пророцех Виденный, якоже зерцалом в гаданий,
в последок же дний сих плотию от Пресвятыя Девы Марии нетленно рожденный
и в четыредесятный день сей во Святилище во Сретение всему миру от Тоя,
яко Младенец руконосим, явленный и во объятиях праведнаго Симеона
во спасение всем сущим от Адама носимый!

Коль преславно и пресветло Твое на руку Богоматери во храм Господень принесение
и от святаго старца Божественное сретение Твое!
Днесь небеса веселятся и радуется земля, яко видена быша шествия Твоя, Боже,
шествия Бога нашего Царя, Иже во Святем.
Древле Моисей восходит видети славу Твою, но не возможе увидити Лица Твоего,
зане явил еси ему точию задняя Своя.

В пресветлый же день сей Сретения Твоего Ты явил еси Себе человеком во святилище,
сияя неизреченным Светом Божества, да вкупе с Симеоном видят Тя лицем к лицу и руками
да осяжут Тя, и восприемши во объятия своя, да познают Ти Бога во плоти пришедша.

Сего ради прославляем неизреченное снисхождение и велие человеколюбие Твое,
яко пришествием Твоим даровал еси ныне небесную радость падшему древле роду человечу:
Ты бо праведным судом Своим изгнал еси прародители наши из рая сладости в мир сей,
ныне же помиловал еси нас и паки отверзл нам райския обители и обратил еси плач наш на радость,
да падший Адам к тому уже да не стыдится Тебе за преслушание и да не будет скрыватися Лица Твоего,
Тобою призываемый, яко Ты пришел еси ныне, да возьмеши на Себе грех его,
да омыеши его Своею Кровию и да облечеши его нага суща в ризу спасения и одежду веселия
и украсиши его, яко невесту красотою.

Нам же всем Божественное Твое Сретение воспоминающим,
сподоби с мудрыми девами изыти на Сретение Твое, Небесному Жениху нашему,
с горящими светильниками веры, любви и чистоты,
да улицезрим очами веры Божественное Лице Твое,
да восприимем Тя в душевныя объятия своя,
и да понесем Тя в сердце своем во вся дни Живота своего,
да будеши нам в Бога и мы в людие Твои.

В последний же и Страшный день Пришествия Твоего,
егда вси святии изыдут на последнее и великое Сретение Твое на воздусе,
сподоби и нам усрети Тя, да тако всегда с Господом будем.

Слава Милосердию Твоему, Слава Царствию Твоему, Слава смотрению Твоему,
Едине Человеколюбче, яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава
со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом
ныне и присно, и во веки веков. Аминь».


Молитва на Сретение к Пресвятой Богородице

«О, Пресвятая, Небесною чистотою Сияющия Дево, Кроткая голубице, Нескверная Агнице,
миру Благая Помощнице, Мати Христа Бога нашего!

Ты еси начало, средина и конец нынешния радости нашея,
яко из Тебе возсия Солнце Правды Христос Бог наш и Того принесла еси
на святых объятиях Своих в четыредесятный день сей во Святилище на сретение наше
и на радость и спасение всему миру.

Сего ради и ублажаем и прославляем Тя, яко Ты еси Скиние Бога с человеки Богословом Предзримая,
Ею же Бог вселися с нами, да мы людие Его будем?

Ты еси Дверь Небесная Иезекиилем Предреченная, Еюже отверзошася паки нам
входы в райския обители. Ты еси Лествице Высокая, Иаковом Предвидимая,
Еюже сниде Бог на землю и Мосте, преводяй сущия от земли на небо.
Темже молим Тя, взирающе, яко пошла еси во Святилище,
носящи Огнь Небесный рукама Своима Бога, Благодатная.

Огнем молитвы Твоея попали огнь страстей наших, да избавимся вечнаго огня геенскаго.

Во Святилище пришла еси очищения ради законного, очищения не требующая,
яко Дева Чистая и сим научи нас како подобает нам хранити себе в целомудрии и чистоте
и с каковым смирением подобает нам провождати подвиг девства, памятуя, како Ты,
превыше Херувим Сущая, стала еси на месте нечистых жен.

Ты, о, Мати Пресвятая, Сама сущи Боговместимый храм Божий принесла еси в церковь законную
Превожделеннаго сына Твоего, Христа Бога нашего,
сподоби и нам паче всего на земли любити храмы Сына Твоего, посещати я во вся дни живота нашего,
зрети тамо красоту Господню, яко лучше един день приметатися во дворех Господних,
паче неже жити в селениих грешничих. Наипаче же даруй нам, Пречистая, яко же Симеону,
неосужденно носити Сына Твоего и Бога нашего в сердечных объятиях Своих,
егда причастницы будем Пречистаго Тела и Крови Его,
и помози нам тогда сугубо хранити себе во святыне и страхе Божиим,
да не растлим храм плоти нашея.

И тако выну сретаюше, о Богомати, Сына Твоего в сердцах и душах наших,
да сподобимся молитвами Твоими достигнути и блаженнаго онаго Сретения Господня на воздусе,
егда со всеми святыми выну будем славити и воспевати Пресвятое Имя Его
со Отцем и Святым Духом и Твое милостивое предстательство ныне и присно и во веки веков.
Аминь».

Тропари Сретению Господню

Тропарь, глас 1 (Предпразднеству)

«Небесный лик Небесных Ангел, приник на землю, пришедше зрит яко Младенца, носима к храму,
Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя, предпразднственную убо с нами поют песнь,
радующеся».

Тропарь, глас 1

«Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш,
просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия
Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение».

Кондак, глас 4

«Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый,
якоже подобаше, предварив, н ныне спасл еси нас, Христе Боже;
но умири во бранех жительство, и укрепи православныя христианы,
их же возлюбил еси, едине Человеколюбче».

Величание

«Величаем Тя, Жизнодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою,
Еюже по закону ныне принеслся еси в храм».

Что нельзя делать на на Сретение Господне

  • не ругаться;
  • не делать уборку - традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берет начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно: чтобы собрать новообращенных христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания;
  • не стирать;
  • не мыться - однако душ принять в святые дни все же можно. С логической точки зрения толкование этого запрета таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой - то есть работы достаточно много.

Как и в любой двунадесятый праздник, в день Сретения Господня нежелательно работать. Исключением являются те случаи, когда работу необходимо выполнять во благо других людей.

В этот день стоит обязательно посетить церковь, так как в день Сретения Господня в храме совершается особое торжественное богослужение и служится молебен.

Из церкви домой лучше захватить сретенские свечи, так как свечи в этот день освящаются специальным чином. Эти свечи нужно бережно хранить в течение целого года.
На Сретение Симеон Богоприемец, взяв Христа на руки, назвал Его Светом спасения. И раннехристианские молитвословия называют Иисуса Христа поистине Светом Тихим. Поэтому и свеча играет в Церкви не только физическую роль, чтобы гореть воспаленной, но символизирует нашу веру и молитву, которая возносится к небу.

Так называемые Сретенские свечи зажигают в особо тяжелые минуты жизни при молитвенном обращении к Богу.
Это могут быть болезни или жизненные трудности и неурядицы. Сретенская свеча наполнена глубоким смыслом и освящает сердца Святым Духом.
Единственное, что нужно помнить: не свеча молится за нас, но мы молимся у этой свечи.

Также свечу зажигали, если человек умирал (с этой свечей, считалось, покойный сможет спокойнее и проще покинуть мир живых).

По приметам в этот день судят о близости наступления весны и о том, какая будет стоять погода в ближайшие несколько месяцев.


Приметы на Сретение Господне

  • Какова погода на Сретение, такова и весна будет:
  • Тихий и облачный день на Сретение предвещается хороший урожай хлебов и плодов: «На Сретение капель — урожай на пшеницу; ветер — плодородие фруктовых деревьев»
  • Если на Сретение случался большой мороз, то снег должен был пролежать недолго, а весна и лето не обещали ничего хорошего.
  • Если солнце перед закатом выглянет сквозь облачную наволочь, то это означает, что прошли последние морозы; если же солнце вовсе не покажется, ожидай строгих Власьевских морозов 24 февраля.
  • Если на Сретение оттепель - урожая «кот наплачет».
  • «Если на Сретение оттепель - урожая кот наплачет»

По материалам vedmochka.net , podrobnosti.ua

Во время рождения Иисуса Христа действовал Моисеев закон, согласно которому все еврейские родители должны были своих первых сыновей на сороковой день после рождения принести в храм для посвящения Богу. Вместе с этим полагалось в благодарность принести Богу жертву. Закон этот был установлен в память исхода евреев из Египта – спасения еврейских первенцев от смерти и освобождения от рабства.

Исполняя этот закон, Мария с Иосифом и принесли Младенца Иисуса в храм Иерусалимский, являющийся центром религиозной жизни богоизбранного народа. В храме Божественный Младенец был принят на руки праведным Симеоном, за что старца и стали называть – Богоприимец.

Симеон Богоприимец был человеком благочестивым и праведным, ему в числе семидесяти двух ученых-толкователей было доверено переводить Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда Симеон переводил книгу пророка Исайи, ему показалось, что он встретил описку в строке «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». У ученого возникло желание поправить текст, поставив вместо слова «Дева» более уместное слово «Жена». Согласно преданию, Ангел Господень остановил его руку и уверил, что старец Симеон не умрет, пока не убедится в истинности пророчества Исайи. Около трехсот лет праведный Симеон ждал исполнения Божиего обещания.

Дух Святой повелел праведному Симеону идти в Иерусалимский храм как раз в тот день, когда Мария и Иосиф должны были принести туда Младенца Иисуса. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки и, произнеся благословения, пророчествовал о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 - 32). Эти слова праведного Симеона вошли в состав богослужебных песнопений христианских церквей, став молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца».

А Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Своего Сына, когда Он будет страдать. Данные слова легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец» .

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица , восьмидесяти четырех лет, служившая Богу день и ночь постом и молитвою. И она узнала Спасителя и славила Господа, и пошла проповедовать благую весть о Мессии всем, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.

В православии Сретение Господне – один из двунадесятых праздников. Слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение – это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом, оно символизирует собой встречу Старого и Нового Заветов. Праведный Симеон и Анна Пророчица – последние праведники уходящего Ветхого Завета. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискуплённое человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…».

Значение иконы

Значение иконы, ее глубинный смысл заложены в самой композиции иконы: Богоматерь полагает Богомладенца на руки святого Симеона Богоприимца, как на престол. И когда святой Симеон полагает Его уже на престол Иерусалимского храма для совершения обряда посвящения Богу, это, в сущности, реализованное свидетельство того, что было всегда – Бог-Отец находился во время Пресуществления Даров. Принесение жертвы на каждом престоле каждого храма извечно, согласно Символу веры, но вот – воплотился Бог-Сын от Святого Духа, и Он, Бог Живой – здесь же на престоле: так мы видим торжество Святой Троицы Единосущней и Нераздельней задолго до провозглашения Церковью Символа веры.

И тем же действием сам Симеон пророчествует о том, что перед нами – Агнец Божий, в мир пришедший «грешныя спасти». Его Жертву Бескровную, претворенную в вино и хлеб – Святые Дары, мы станем потом принимать при таинстве Святого причастия.

Богомладенец на иконе благословляет старца, отпуская его после стольких лет ожидания исполнения пророчества, и есть еще один свидетель чудесному и ожидаемому происшествию: святая Анна Пророчица, которая была при этом и присутствует на изображении. Она вместе с Иосифом только что получила откровение о Сыне Божием. Ее рука поднята в благословении, она как бы благословляет происходящее в храме, ибо «Благословен Господь, Бог Израилев». От динамики поз, композиции иконы, эмоциональности, еще более подчеркнутой сиянием красок кузнецовского письма, веет великой радостью этой встречи – сретения Бога с человеком.
Здесь же мы видим еще одно проявление великого смирения и послушания Пречистой. Женщины приносили в храм новорожденных мальчиков на сороковой день, поскольку считалось, что 7 и еще 33 дня после рождения первенца мужского пола молодая мать нечиста и не может идти в храм. Пресвятой Деве незачем было очищаться – Она, Невеста Неневестная, была чиста, но в этом – послушание Закону Ее народа, установленному Богом. Она принесла Сына, чтоб поставить Его перед Богом, Она пришла в храм, чтобы стать Самой перед Богом. Вот о чем может рассказать нам икона «Сретение Господне».

Сретение – счастливейшее событие, которое происходит с нами, когда мы встречается с Господом в своей жизни. Это Сретение происходит у всех в разное время – у каждого в свой срок. Но как замечательно переживать этот праздник всем вместе для тех, у кого эта встреча уже произошла!

И, как сказал в размышлениях о празднике Сретения Господня протоиерей Дмитрий Смирнов: «…Сретение Господне научает нас постоянному предстоянию перед Господом, чтобы не отвлекался наш ум» 1 .

__________________________
1 Помни о Боге: Православный календарь с поучениями прот. Дмитрия Смирнова на 2012 год. Нижний Новгород, изд-во «Христианская библиотека», 2011. С. 51.