Старуха изергиль образы героев. Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе

Образ Данко. Гордый, «лучший из всех» человек, Данко умер ради людей. В основе рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке, спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса. Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса, без привычного для них простора, света. Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощались во внешне красивых людях. Именно так выражалось старинное желание человека о духовной и физической красоте: «Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы». Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить «на думу да тоску». Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, Данко берёт на себя роль лидера, и люди «дружно все пошли за ним - верили в него». Г ерой не боится трудностей во время нелёгкого пути, но он не учёл слабоволие людей, которые вскоре «стали роптать», так как не обладали стойкостью Данко и не имели твердой силы воли. Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утомлённые тяжестью пути, голодные, утомлённые и злые, стали во всем обвинять своего лидера: «Ты - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать ответственность с себя на Данко, желая найти виновного в их несчастьях. Г ерой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут, «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой». Освещая тёмный путь из непроходимого леса своим сердцем, Данко вывел людей из тьмы, туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Данко гордо взглянул на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим ради людей. Финальный эпизод заставляет читателя задуматься над нравственной стороной поступка героя: напрасна ли была гибель Данко, достойны ли люди такой жертвы. Важен образ осторожного человека, появившегося в эпилоге повествования, испугавшегося чего-то и наступившего «на гордое сердце ногой». Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно, основные черты характера героя - душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям. Данко пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого он вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». Важнейшие слова гордого человека в легенде: «Что сделаю я для людей?!»

Сочинение

Рассказ Горького «Старуха Изергиль» - рассказ-размышление о смысле жизни, о проблеме нравственного выбора, о смелости и подвиге. Раскрытию смысла способствует удивительная композиция рассказа, которая называется «рассказ в рассказе». Повествование разделено на 3 части: первая - легенда о Ларре, вторая – рассказ старухи Изергиль о своей жизни, третья – легенда о Данко.
Ларра был сыном женщины и орла. Основа его характера – гордыня. Он ставит себя выше других людей, не считаясь с их чувствами. Его гордость доходит до жестокости. Он не колеблясь убивает дочь вождя за то, что та не захотела стать его женой. Он не хочет жить как остальные люди, хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен. Он «считает себя первым на земле и, кроме себя не видит ничего», это дает ему право презирать людей и властвовать над ними, и, как следствие, - люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени – «наказание ему в нем самом». Оказалось, что Ларра не может быть вне людей, он оказался обречен на вечные скитания в одиночестве. В конце концов от Ларры осталась только тень.
Не менее значимым образом является образ повествователя – Старухи Изергиль. Старая цыганка обладает сильным, вольнолюбивым характером, который не может не привлекать к ней людей. Она любит жизнь и свободу, способна воспринимать красоту окружающего мира. Но кроме того в ней много гордыни и эгоизма. Она ни от кого не хочет зависеть, спасает своего возлюбленного из плена, но сама уходит от него, так как знает, что больше не любима, а принимать вместо любви чувство благодарности героиня не желает. Однако ее портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувстсвенной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверенна в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры.

Изергиль очень стара, она стала почти как тень, тоже стало и с Ларрой. Особенное место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как то: «тусклые глаза» , «отрескавшиеся губы», «морщенный нос, загнутый словно, нос совы», «черные ямы щек», «прядь пепельно-седых волос».Они повествуют о нелегкой жизни героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Старуха – человек, живущий среди людей.
Данко – противоположность Ларры. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут, мечтает о свободе не только для себя,а прежде всего для всех соплеменников, именно поэтому он жертвуя собой, ведет их из темного леса к золотой сияющей реке. Любовь Данко к людям и желание им помочь настолько велики, что его сердце превращается в горящий факел, который не может затушить ни человек, ни ветер, ни время. Однако, люди жестоки, и как только они оказались в безопасности, гордое сердце Данко оказывается растоптанным осторожным человеком, испугавшимся чего-то.
Анализ отрывка из рассказа.
То что сделал Данко – прекраснейший, благороднейший подвиг. Он помог сородичам, увел их от врагов, которые грозили истреблением племени. Увел через страшный, бесконечно длинный, полный опасности лес. Когда людям стало страшно, они, чтобы скрыть это, начали грозить Данко. И тогда он разорвал свою грудь и своим сердцем осветил лес. Люди вышли, но он умер.Он совершил подвиг, пожертвовал своей жизнью ради маленьких, неблагодарных людей. Они не способны понять истинное благородство и подчиняются диким, животным инстинктам. Они пляшут у костра, радуясь, что трудности позади и забыли того, кому этим обязаны. А тот лежит бездыханный и на его благородное сердце наступают грязной ногой. Традиционно романтический герой гибнет при столкновении с обществом и действительностью. Данко отдает свою жизнь во имя счастья людей, не нуждаясь в их благодарности и памяти.

И лишь легенда воспевает имя Данко.

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль» Образ Данко «Старуха Изергиль» Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл противопоставления Данко и Ларры

Старуха Изергиль живет на берегу Черного моря под городом Аккерман в Бессарабии (сейчас Украина): "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу." О внешности старухи Изергиль известно следующее: "Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились." "...куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами..." "...улыбаясь беззубым ртом." "Ее черные глаза были все-таки тусклы... Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно седых волос, выбившихся из под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами." "...живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, – тоже почти тень." У Старухи Изергиль сухой, скрипучий голос: "Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями." "Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века..." "Она снова начала рассказывать своим хрустящим голосом..." "Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой..." Старуха Изергиль знает много сказок и легенд: "...Расскажи мне, как это было! – попросил я старуху, чувствуя впереди одну из славных сказок, сложенных в степях. И она рассказала мне эту сказку." Изергиль любит рассказывать свои поучительные легенды молодым людям. Те с удовольствием слушают старую рассказчицу: "Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо. Еще молодые все… И мне хорошо с ними." Изергиль прожила жадную жизнь. Она любит жить и петь: "...хорошие минуты моей жадной жизни." "...Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить." За свою долгую жизнь Изергиль много любила, у нее было много романов: "А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!.." Старуха Изергиль - свободолюбивая личность. Она рвет цепи, которыми ее сковывает жизнь: "...я порву цепи, как бы они крепки ни были..." Изергиль никогда не была ничьей рабой: "Он хотел сразу так себе взять меня, но я не далась. Я не была никогда рабой, ничьей." У Изергиль есть свои понятия о гордости и достоинстве. Она, например, прощает мужчинам побои, но не прощает обидные слова. Так, Изергиль прощает побои гуцулу и продолжает встречаться с ним: "Раз ударил меня в лицо… А я, как кошка, вскочила ему на грудь да и впилась зубами в щеку... С той поры у него на щеке стала ямка, и он любил, когда я целовала ее…" При этом гордая Изрегиль не прощает обидных слов. Так, она не простила поляку обидное слово и тут же рассталась с ним: "...он сказал мне гордое, обидное слово. О! О!.. Я рассердилась! Я закипела, как смола! Я взяла его на руки и, как ребенка, – он был маленький, – подняла вверх, сдавив ему бока так, что он посинел весь. И вот я размахнулась и бросила его с берега в реку. <...> Я ушла тогда. И больше не встречалась с ним." (о поляке) Изергиль никогда не встречается со своими бывшими возлюбленными. Она разрывает отношения раз и навсегда: "Я была счастлива на это: никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками." Изергиль никогда не ползала за мужчинами, кроме одного - шляхтича Аркадэка: "Мне горько стало, как подумала я, что раньше за мной ползали… а вот оно, пришло время – и я за человеком поползла змеей по земле и, может, на смерть свою ползу." Изергиль родилась в городе Фальчи (сейчас город в Румынии) на берегу реки Бырлад: "Я жила с матерью под Фальчи, на самом берегу Бырлада..." "...я достану немного денег, чтобы воротиться к себе на Бырлад..." В молодости Изергиль много работала: "Знаешь ты, что я делала, когда была молодой? Я ткала ковры с восхода по закат, не вставая почти." Молодая Изергиль была живой, как солнечный луч: "Я, как солнечный луч, живая была." В молодости Изергиль была красавицей: "Увидал меня, говорит: «Вот какая красавица живет тут!.." "Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить." В 15 лет Изергиль встретила свою первую любовь - молдаванина-рыбака: "...и мне было пятнадцать лет, когда он явился к нашему хутору. Был он такой высокий, гибкий, черноусый, веселый. <...> Он был рыбаком с Прута... <...> ...только поет да целуется, ничего больше!" Второй возлюбленный Изергиль был гуцулом (жителем Карпат): "Я и попросила одну подругу, у которой был гуцул, показать мне их… <...> Она меня познакомила с молодцом. Был хорош… <...> Рыжий был, весь рыжий – и усы, и кудри! Огненная голова." Затем Изергиль влюбилась в старого богатого турка в Бухаресте и прожила в его гареме целую неделю: "А то еще турка любила я. В гареме у него была, в Скутари. Целую неделю жила, – ничего… Но скучно стало… – всё женщины, женщины… Восемь было их у него… <...> Он был уж немолодой, этот турок. <...> Богатый он был, этот турок." Из гарема Изергиль бежала в Болгарию с сыном турка. Этот 16-летний мальчик вскоре умер. В это время Изергиль было около 30 лет: "И сын у него уже был – черненький мальчик, гибкий такой… Ему лет шестнадцать было. С ним я и убежала от турка… Убежала в Болгарию, в Лом Паланку… <...> Мальчик? Он умер, мальчик… <...> Вдвое старше его я была тогда уж. И была такая сильная, сочная… а он – что же?.. Мальчик!.." В Болгарии Изергиль встречалась с мужчиной, у которого была жена или невеста. Обиженная женщина ударила Изергиль ножом за ее отношения с "занятым" мужчиной: "Там меня одна болгарка ножом ударила в грудь за жениха или за мужа своего – уже не помню." После этого Изергиль залечивала раны в Польше в монастыре. Здесь она познакомилась с монахом-поляком, с которым ушла в Польшу: "Хворала я долго в монастыре одном. Женский монастырь. Ухаживала за мной одна девушка, полька… и к ней из монастыря другого – около Арцер Паланки, помню, – ходил брат, тоже монашек… Такой… как червяк, всё извивался предо мной… И когда я выздоровела, то ушла с ним… в Польшу его. <...> Да… с тем, маленьким полячком. Он был смешной и подлый." Расставшись с монахом, Изергиль попала к жиду и работала на него: "Дошла до города Бохнии. Жид один купил меня; не для себя купил, а чтобы торговать мною. Я согласилась на это. <...> И жила я там. Ходили ко мне богатые паны и пировали у меня." Здесь же в Польше за Изергиль ухаживали богатые паны и дрались между собой из-за нее. Один пан буквально обсыпал ее золотом, но гордая Изергиль прогнала его, потому что любила другого: "Это им дорого стоило. Дрались из за меня они, разорялись. Один добивался меня долго... <...>Да, выгнала я его, хоть он и говорил, что продал все земли свои, и дома, и коней, чтобы осыпать меня золотом." В это время Изергиль любила одного хорошего, храброго поляка с изрубленным лицом, но он вскоре погиб: "Я тогда любила одного достойного пана с изрубленным лицом. Всё лицо было у него изрублено крест накрест саблями турок... <...> он любил подвиги... <...> О, этот, рубленый, был хороший человек! <...> Наверное, ваши убили его во время бунта." Также Изергиль встречалась с венгром, который был убит, судя по всему, другим поклонником Изергиль: "Знала также я и венгра одного. Он однажды ушел от меня, – зимой это было, – и только весной, когда стаял снег, нашли его в поле с простреленной головой. Вот как! Видишь – не меньше чумы губит любовь людей; коли посчитать – не меньше…" Наконец Изергиль выкупила себя у пана и стала независима. Она жила в Кракове и была богата: "А с жидом я уже кончила, много денег дала ему… И уже в Кракове жила. Тогда у меня всё было: и лошади, и золото, и слуги…" Когда Изергиль было около 40 лет, она встретила свою последнюю любовь - красивого шляхтича Акадэка. Изергиль любила его, а он смеялся на ней: "О Польше… Да, там я сыграла свою последнюю игру. Встретила одного шляхтича… Вот был красив! Как черт. Я же стара уж была, эх, стара! Было ли мне четыре десятка лет? Пожалуй, что и было… А он был еще и горд, и избалован нами, женщинами. Дорого он мне стал… да." "И тот там же поет… Аркадэк мой." Чтобы спасти шляхтича из плена, Изергиль пошла на убийство. Освободив Аркадэка из плена, она рассталась с ним: "...свалила солдата на землю. Он упал в грязь. Тогда я быстро повернула его лицом к земле и придавила его голову в лужу, чтоб он не кричал. <...> Он и задохнулся…""Я посмотрела на них… Мне тогда стало – помню – только скучно очень, и такая лень напала на меня… Я сказала им: «Идите!»" Затем Изергиль уехала в Галицию, затем в Добруджу а после поселилась под Аккерманом в Бессарабии, где живет уже 30 лет: "Тогда увидела я, что пора мне завести гнездо, будет жить кукушкой! Уж тяжела стала я, и ослабели крылья, и перья потускнели… Пора, пора! Тогда я уехала в Галицию, а оттуда в Добруджу. И вот уже около трех десятков лет живу здесь." 40-летняя Изергиль вышла замуж за молдаванина, с которым прожила 30 лет. Ее муж умер за год до событий, описанных в рассказе: "И вот уже около трех десятков лет живу здесь. Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени." Старая одинокая Изергиль доживает своей век, рассказывая сказки молодежи: "И живу я вот! Одна живу…"

«Старуха Изергиль» относится к раннему периоду творчества Максима Горького , развивает идеи и элементы романтизма. По мнению самого писателя, эта работа является одной из лучших среди всех написанных. Чему учит нас Старуха Изергиль: анализ произведения.

Вконтакте

История создания

В 1891 году (более точная дата неизвестна), Алексей Пешков известный всем под псевдонимом Максим Горький, скитается по южным землям Бессарабии. Весну он проводит в поисках впечатлений, которые впоследствии отразятся в его произведениях. Эта творческая пора в жизни писателя отображает его восхищение личностью, целостностью и единством человека.

Именно с такими романтическими мыслями наполнено рассказ Горького «Старуха Изергиль». Его героями являются легендарные люди своего времени , которые сталкиваются с разными жизненными препятствиями, автор ярко показал различные результаты противостояния личности и толпы. Основными рассказами в направлении романтизм являются:

  1. «Старуха Изергиль»,
  2. «Девушка и смерть»,
  3. «Песнь о Соколе».

Точных сведений даты написания «Старухи Изергиль» нет. Произведение было опубликовано в 1895 году, а было написано предположительно в 1894-м . Его разместили в трех весенних выпусках «Самарской газеты». Сам автор высоко оценивал свой рассказ и даже признавался в письмах А.П. Чехову: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал». Название тесно связано с фамилией автора, ведь она является одной из тех, что принесла ему популярность.

Произведение «Старуха Изергиль» предположительно было написано в 1894 году.

Композиция

Принцип построения рассказа весьма необычен. Композиция состоит из трёх частей.

  • Легенда о Ларре;
  • История жизни рассказчицы;
  • Легенда о Данко.

Причём две из них это сказки, рассказанные главной героиней. Отсюда вытекает такой принцип, как рассказ в рассказе . Автор использует этот приём, потому что хочет сделать акцент не только на личности героя, а на его историях, живущих в памяти персонажа и народа.

Главная особенность – это противопоставление легенд по своему смыслу. Очень трудно определить «Старуха Изергиль» — это рассказ или повесть, так как границы этих жанров весьма размыты. Однако литературоведы склоняются к тому, что это произведение не повесть , поскольку количество героев и сюжетных линий здесь ограничено.

Через все три главы «Старухи Изергиль» проходит главная темажизненных ценностей. Автор пытается найти ответ на вопрос, в чем же состоит свобода и смысл жизни. Во всех главах даётся разное толкование и попытка объяснения ответов. Но несмотря на свою непохожесть, они делают этот рассказ единым и цельным произведением.

В план рассказа главной героини старухи Изергиль следует еще добавить вступление, ведь именно в нем читатель погружается в таинственную приморскую атмосферу и знакомится с рассказчицей сказок.

Во вступлении рассказа молодость главного героя-мужчины, который ведет беседу со старой женщиной , противопоставляется преклонным годам старухи Изергиль и ее усталости от жизни.

Представить образ старухи на фоне моря и виноградников помогает не только описание ее внешности, но и скрипучий голос, которым она поведала свою жизнь и предания, увлекающие читателя своей притягательностью и сказочностью. О чем же рассказ старухи Изергиль?

Легенда о Ларре

Центральной фигурой первого повествования является гордец и себялюбец — юноша Ларра. Имея красивую внешность, он был сыном простой женщины и орла . От хищной птицы юноше достался неукротимый нрав и стремление добиваться любых , во что бы то ни стало. Инстинкты лишают его всех человеческих черт, только внешне его невозможно отличить от других людей. Внутри же этот персонаж полностью бездушен . Ценность для него составляет только он сам, удовлетворение своих удовольствий — цель его жизни. Поэтому герой с легкостью идет на убийство.

Его убежденность в своем совершенстве и наплевательское отношение к другим жизням приводят к тому, что он лишается обычной человеческой судьбы . За его эгоизм он получает страшнейшую кару – Ларра обречен на вечное и полное одиночество. Бог дал ему бессмертие, однако это нельзя назвать даром.

Имя героя означает «отверженный» . Находиться в стороне от людей – вот самое страшное наказание, которое может понести человек, по мнению автора.

Внимание! Принцип жизни этого героя «Жить без людей для себя».

Жизнь старой женщины

Во второй части рассказа можно проследить за поступками старухи Изергиль. Глядя на нее, рассказчику-мужчине трудно поверить, что когда-то давно она была молодой и красивой, как она постоянно утверждает. На жизненном пути Изергиль многое пришлось пережить . Ее красота ушла, но на смену пришла мудрость. Речь женщины богата афористическими выражениями. Основной здесь является тема любви – это личное, в отличие от легенд, в которых имеется в виду любовь не к отдельному человеку, а к народу.

Поступки старухи нельзя назвать однозначными , ведь Изергиль жила, слушая свое сердце. Она готова вызволить из плена человека, которого любит, не побоявшись при этом убить другого. Но, почувствовав фальшь и неискренность, еще, будучи молодой девушкой, могла с гордостью продолжить свой жизненный путь в одиночку . Находясь в конце жизни, она приходит к выводу, что красивых и сильных людей гораздо меньше в мире, чем когда она была полна энергии.

Легенда о Данко

Последняя сказка, которую рассказывает женщина, помогает читателю сделать вывод, как надо правильно жить.

Данко – сказочный персонаж , который пожертвовал собой в страшный миг, чтобы спасти людей. Несмотря на озлобленность других, он чувствовал только любовь к каждому человеку. Смысл его жизни – отдать сердце другим , послужить во благо.

К сожалению, говорит в рассказе Горький, люди не способны отнестись к такой жертве с полным ее пониманием. Мало того, многие боятся такой отверженности.

Все, что осталось от Данко, вырвавшем свое пламенное сердце из груди, это лишь голубые искры . Они продолжают до сих пор мерцать среди людей, но мало кто обращает на них внимание.

Важно! Данко совершил свой поступок безвозмездно, исключительно ради любви. Данко и Ларра — две противоположности, но обоими двигало одно и то же чувство.

Чему учит рассказ Горького

«Старуха Изергиль» показывает читателю не только отношение к толпе отдельной личности, в данном случае сравниваются Данко и Ларра , но и любовь людей друг к другу. Для писателя – жить вместе с людьми и для людей – представляется огромной ценностью. Однако даже в таком случае между ними возможно возникновение конфликтов и непонимания .

Старуха Изергиль. Максим Горький (анализ)

Черты романтизма в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»

Заключение

Проведя анализ произведения и героев «Старухи Изергиль», читатель может прийти к выводу, что в рассказе Горького, действительно, затронуты глубокие проблемы и вопросы отношения к жизни и окружающим. Они заставляют задуматься о главных человеческих ценностях.

Одним из наиболее выдающихся произведений Максима Горького является его рассказ “Старуха Изергиль”, написанный автором в 1894 году. В своём романтическом повествовании писатель использовал один из наиболее интересных приёмов литературы – “рассказ, состоящий из рассказа”. Все произведение, состоящее из трёх частей, представляет собой повествование, которое ведётся не только от лица автора, но и от имени главной героини – старухи Изергиль. При этом автор не пересказывает её истории, а повествование ведётся от первого лица.

Вступление

Сам рассказ – это размышление автора об основных человеческих ценностях: о смысле жизни, человеческой свободе и ценности человеческой жизни. Это произведение даже вызывает споры у некоторых читателей – а действительно ли это повествование – рассказ? Или всё-таки автор писал короткую повесть?

Если обратиться к авторитетным и популярным интернет-источникам, то произведение “Старуха Изергиль” Википедия описывает как рассказ, состоящий из трёх самостоятельных повествований , каждое из которых несёт и свою сюжетную линию, и имеет своих главных героев и событийный ряд. Там же можно читать краткий пересказ произведения и проанализировать описываемые события.

Основные персонажи рассказа “Старуха Изергиль”

В рассказе “Старуха Изергиль” от имени главной героини описываются три истории жизни, одна из которых является собственной историей Изергиль. Если рассматривать героев повествования , то их можно разделить на главных и второстепенных.

Главными героями рассказа являются:

Второстепенными персонажами являются соплеменники Ларры и Данко, которые и явились очевидцами событий, описываемых старухой Изергиль, и превратили эти истории в легенды. И если в первой части соплеменники Ларры описываются как мудрые и справедливые люди, то племя, в котором вырос Данко – храбрецы, павшие духом и не находящие в себе силы для борьбы с тяжёлыми обстоятельствами.