Ники и Аликс. Великая любовь последнего русского императора

Александра Фёдоровна (жена Николая II)

Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская (нем. Victoria Alix Helena Louise Beatrice von Hessen und bei Rhein). Родилась 6 июня 1872 года в Дармштадте - расстреляна 17 июля 1918 года в Екатеринбурге. Российская императрица, супруга Николая II. Четвёртая дочь великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории.

Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса родилась в Дармштадте (Германская империя) 6 июня 1872 года.

Данное ей имя состояло из имени её матери (Алиса) и четырёх имён её тёток.

Крестными родителями были: Эдуард, принц Уэльский (будущий король Эдуард VII), цесаревич Александр Александрович (будущий император ) с супругой, великой княгиней Марией Фёдоровной, младшая дочь королевы Виктории принцесса Беатриса, Августа Гессен-Кассельская, герцогиня Кембриджская и Мария Анна, принцесса Прусская.

От королевы Виктории Алиса унаследовала ген гемофилии.

В 1878 году в Гессене распространилась эпидемия дифтерии. От неё умерли мать Алисы и её младшая сестра Мэй, после чего большую часть времени Алиса жила в Великобритании в замке Балморал и Осборн-хаусе на острове Уайт. Алиса считалась любимой внучкой королевы Виктории, которая называла её Sunny («Солнышко»).

В июне 1884 года, двенадцати лет, Алиса впервые посетила Россию, когда её старшая сестра Элла (в православии - Елизавета Фёдоровна) сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем.

Второй раз она прибыла в Россию в январе 1889 года по приглашению великого князя Сергея Александровича. Пробыв в Сергиевском дворце (Петербург) шесть недель, принцесса познакомилась и обратила на себя особое внимание наследника цесаревича .

В начале 1890-х годов против брачного союза Алисы и цесаревича Николая были родители последнего, надеявшиеся на его брак с Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи-Филиппа, графа Парижского. Ключевую роль в устройстве брака Алисы с Николаем Александровичем сыграли усилия её сестры, великой княгини Елизаветы Фёдоровны, и супруга последней, через которых осуществлялась переписка влюблённых.

Позиция императора Александра и его супруги изменилась ввиду настойчивости цесаревича и ухудшающегося здоровья императора. 6 апреля 1894 года манифестом было объявлено о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадтской.

Следующие месяцы Алиса изучала основы православия под руководством придворного протопресвитера Иоанна Янышева и русский язык - с учительницей Е. А. Шнейдер.

10 (22) октября 1894 год она приехала в Крым, в Ливадию, где пробыла вместе с императорской семьёй до дня смерти императора Александра III - 20 октября.

21 октября (2 ноября) 1894 год там же приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Фёдоровна (Феодоровна). Николай и Александра приходились друг другу дальними родственниками, будучи потомками немецких династий. Например, по линии своего отца Александра Фёдоровна была и четвероюродной тёткой (общий предок - прусский король Фридрих Вильгельм II), и троюродной сестрой Николая (общий предок - Вильгельмина Баденская).

Рост Александры Фёдоровны: 167 сантиметров.

Личная жизнь Александры Фёдоровны:

14 (26) ноября 1894 года, в день рождения императрицы Марии Фёдоровны, что позволяло отступление от траура, в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II. После бракосочетания члены Святейшего синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Палладием отслужили благодарственный молебен. При пении «Тебе, Бога, хвалим» был дан пушечный салют в 301 выстрел.

Великий князь Александр Михайлович в эмигрантских воспоминаниях писал о первых днях их супружества: «Бракосочетание молодого царя состоялось менее чем через неделю после похорон Александра III. Их медовый месяц протекал в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочитая драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя» .

Семья большую часть времени жила в Александровском дворце в Царском селе.

В 1896 году, вскоре после коронации, Александра вместе с Николаем ездила в Нижний Новгород на Всероссийскую выставку. В августе 1896 года они совершили поездку в Вену, а в сентябре - октябре - в Германию, Данию, Англию и Францию.

В последующие годы императрица родила подряд четырёх дочерей:

Ольга (3 (15) ноября 1895;
Татьяна (29 мая (10 июня) 1897);
Мария (14 (26) июня 1899);
Анастасия (5 (18) июня 1901).

В императорской семье очень остро встал вопрос о сыне - наследнике престола. Наконец, 30 июля (12 августа) 1904 год в Петергофе появился пятый ребёнок и единственный сын - цесаревич Алексей Николаевич , родившийся с наследственным заболеванием - гемофилией.

В 1905 году императорская семья познакомилась с . Ему удавалось помогать Алексею бороться с приступами болезни, перед которой была бессильная медицина, вследствие чего приобрёл большое влияние на Александру Фёдоровну, а через неё и на Николая.

В 1897 и 1899 годах семья ездила на родину Александры Фёдоровны в Дармштадт. В эти годы по указанию Александры Фёдоровны и Николая II в Дармштадте был построена православная церковь Марии Магдалины, действующая и в настоящее время.

17-20 июля 1903 года императрица участвовала в торжествах прославления и открытия мощей преподобного Серафима Саровского в Саровской пустыни.

Для развлечения Александра Фёдоровна играла на фортепиано вместе с профессором Петербургской консерватории Рудольфом Кюндингером. Императрица брала также уроки пения у профессора консерватории Наталии Ирецкой. Иногда пела дуэтом с кем-то из придворных дам: Анной Вырубовой, Эммой Фредерикс (дочь Владимира Фредерикса) или Марией Штакельберг.

Из фрейлин к императрице были близки: в начале царствования - княжна М. В. Барятинская, затем - графиня Анастасия Гендрикова (Настенька) и баронесса София Буксгевден (Иза). Самым близким человеком долгое время для неё была Анна Вырубова. Вырубова имела огромное влияние на императрицу. Через Вырубову в основном шло общение императрицы с Григорием Распутиным.

В 1915 году в разгар Первой мировой войны Царскосельский госпиталь был переоборудован под приём раненых солдат. Александра Фёдоровна вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной прошли обучение сестринскому делу у княжны Веры Гедройц, а затем ассистировали ей при операциях в качестве хирургических сестёр. Императрица лично финансировала несколько санитарных поездов.

Императрица Александра была шефом полков: лейб-гвардии Уланского Имени Её Величества, 5-го гусарского Александрийского, 21-го Восточно-Сибирского стрелкового и Крымского конного, а из числа иностранных - Прусского 2-го гвардейского драгунского полка.

Также императрица занималась благотворительной деятельностью. К началу 1909 года под её покровительством состояло 33 благотворительных общества, общин сестёр милосердия, убежищ, приютов и тому подобных учреждений, среди которых: Комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией, Дом призрения для увечных воинов, Императорское женское патриотическое общество, Попечительство о трудовой помощи, школа нянь Её Величества в Царском Селе, Петергофское общество вспомоществования бедным, Общество помощи одеждой бедным Санкт-Петербурга, Братство во имя Царицы Небесной для призрения детей-идиотов и эпилептиков, Александрийский приют для женщин и другие.

8 (21) марта 1917 года, после Февральской революции, в соответствии с постановлением Временного правительства Александра Фёдоровна вместе с дочерьми генералом Лавром Корниловым была заключена под домашний арест в Александровском дворце. Вместе с ней осталась Юлия Ден, которая помогала ей ухаживать за великими княжнами и Анной Вырубовой. В начале августа 1917 года царская семья была по решению Временного правительства выслана в Тобольск, а в апреле 1918 года по решению большевиков перевезена в Екатеринбург.

Александра Фёдоровна была убита вместе со всей семьёй и приближёнными в ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге. Захоронена вместе с другими расстрелянными 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Останки Александры Фёдоровны и её супруга были эксгумированы для следственных действий в рамках установления личностей останков их детей - Алексея и Марии.

В 1981 Александра Федоровна и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за Рубежом, в августе 2000 года - Русской Православной Церковью.

При канонизации Александра Фёдоровна стала Царицей Александрой Новой, поскольку уже была среди святых Царица Александра.



6 июня исполняется 147 лет со дня рождения последней российской императрицы, супруги Николая II Александры Федоровны, урожденной принцессы Гессен-Дармштадтской. Несмотря на то, что между супругами были искренние чувства, в народе ее невзлюбили с момента появления в России и называли «ненавистной немкой». И хотя она приложила все усилия для того, чтобы завоевать симпатии в обществе, отношение к ней так и не изменилось. Было ли это заслуженным?



Впервые она побывала в России в 1884 г., когда ее старшая сестра сочеталась браком с дядей Николая, Великим князем Сергеем Александровичем. Во второй раз она приехала в Петербург в начале 1889 г. С момента этого визита между 20-летним Николам Романовым и 16-летней Алисой Гессен-Дармштадтской (или Аликс, как ее называл Николай) возникла симпатия. Родители не одобряли его выбор – они не считали девушку подходящей партией для будущего императора, но Николай твердо стоял на своем. В 1892 г. он записал в своем дневнике: «Я мечтаю когда-нибудь жениться на Аликс Г. Я люблю ее давно, но особенно глубоко и сильно с 1889 года, когда она провела 6 недель в Петербурге. Все это время я не верил своему чувству, не верил, что моя заветная мечта может сбыться ».



Из-за того, что здоровье Александра III сильно ухудшилось, родным пришлось смириться с выбором Николая. Алиса принялась изучать русский язык и основы православия, ведь ей предстояло отречься от лютеранства и принять новую религию. Осенью 1894 г. Алиса прибыла в Крым, где приняла православие с именем Александра Федоровна и провела с царской семьей несколько недель вплоть до дня смерти императора Александра III. После этого был объявлен траур, и церемонию бракосочетания следовало отложить на год, но Николай не был готов ждать так долго.



Было решено назначить венчание на день рождения вдовствующей императрицы, что позволяло царской семье временно прервать траур. 26 ноября 1894 г. в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Николая Романова и Александры Федоровны. Позже Великий князь Александр Михайлович вспоминал: «Бракосочетание молодого царя состоялось менее чем через неделю после похорон Александра III. Их медовый месяц протекал в атмосфере панихид и траурных визитов ».





С момента появления немецкой принцессы в России, многие невзлюбили ее как в ближнем окружении царской семьи, так и в народе. Она казалась слишком холодной, надменной, замкнутой и отчужденной, и только близкие знали настоящую причину такого поведения – природную застенчивость. Русский государственный деятель и публицист Владимир Гурко о ней писал: «Отчуждению царицы от петербургского общества значительно содействовала внешняя холодность её обращения и отсутствие у неё внешней приветливости. Происходила эта холодность, по-видимому, преимущественно от присущей Александре Фёдоровне необыкновенной застенчивости и испытываемого ею смущения при общении с незнакомыми людьми. Смущение препятствовало установлению ею простых, непринужденных отношений с лицами, ей представлявшимися, в том числе с так называемыми городскими дамами, а те разносили по городу анекдоты про её холодность и неприступность ». По словам современника, ее упрекали в том, что «она держалась, будто аршин проглотила, и не кланялась депутациям ».



В искреннюю любовь, взаимоуважение и преданность друг другу супругов верили немногие. Некоторые представители высшего света были уверены в том, что Александра Федоровна полностью подчинила себе супруга, подавив его волю. Владимир Гурко писал: «Если государь, за отсутствием у него необходимой внутренней мощи, не обладал должной для правителя властностью, то императрица, наоборот, была вся соткана из властности, опиравшейся у неё к тому же на присущую ей самонадеянность ».





Причины неприязненного отношения к Александре Федоровне в народе были иными. Сначала недовольство в обществе вызвал тот факт, что венчание с Николаем состоялось практически сразу после смерти его отца. А во время коронации царской семьи в мае 1896 г. и вовсе случилась страшная трагедия, приведшая к гибели сотен людей. В день народных гуляний по случаю коронации Николая II на Ходынском поле случилась страшная давка, во время которой были затоптаны более 1300 человек, но императорская чета запланированных торжеств отменять не стала.



В народе ходили слухи о том, что немецкая принцесса и после замужества отстаивала интересы Германии, что она готовит переворот, чтобы стать регентшей при малолетнем сыне, и что вокруг нее сплотилась «немецкая партия». По этому поводу Великий князь Андрей Владимирович писал: «Удивительно, как непопулярна бедная Аликс. Можно, безусловно, утверждать, что она решительно ничего не сделала, чтобы дать повод заподозрить ее в симпатиях к немцам, но все стараются именно утверждать, что она им симпатизирует. Единственно в чем ее можно упрекнуть, – это что она не сумела быть популярной ». А одна из ее современниц говорила: «Молва все неудачи, все перемены в назначениях приписывает государыне. Волосы дыбом встают: в чем только ее ни обвиняют, каждый слой общества со своей точки зрения, но общий, дружный порыв – нелюбовь и недоверие ».



Александра Федоровна чувствовала недоброжелательное отношение к себе в народе и прилагала максимум усилий для того, чтобы изменить ситуацию. Она занималась благотворительной деятельностью, была попечителем 33 благотворительных обществ, общин сестер милосердия и приютов, организовывала школы для сиделок, клиники для детей, школы народного искусства. Во время Первой мировой войны она финансировала несколько санитарных поездов, учреждала и опекала лазареты, сама прошла обучение сестринскому делу, делала перевязки и ассистировала при операциях. Причем делала это по зову сердца. Однако, несмотря на все старания, симпатий императрица так и не заслужила. А очередной причиной нелюбви к ней стала ее привязанность к одиозному Григорию Распутину, который имел на нее огромное влияние.





Когда у императрицы родился сын, больной гемофилией, она увлеклась религиозными и мистическими учениями, часто обращаясь за помощью и советом к Распутину, помогавшему цесаревичу Алексею бороться с болезнью, перед которой была бессильна официальная медицина. Говорили, Александра Федоровна доверяла ему всецело, в то время как репутация Распутина была очень неоднозначной – позже его назвали символом моральной деградации власти при последнем российском императоре. Многие считали, что Распутин подчинил очень религиозную и склонную к экзальтации императрицу своей воле, а она, в свою очередь, оказывала влияние на Николая II. По другой версии, недоброжелатели специально распространяли в народе слухи о близких отношениях Александры Федоровны с Распутиным, чтобы очернить ее образ в обществе, и на самом деле он был для нее духовным наставником.





В июле 1918 г. члены императорской семьи были расстреляны. Кем была на самом деле последняя российская императрица – исчадием ада, невинной жертвой или заложницей обстоятельств? О многом говорят ее собственные слова, которые она сказала незадолго до гибели в письме своей приближенной Анне Вырубовой: «Благодарю Бога за все, что было, что получила – и буду жить воспоминаниями, которые никто у меня не отнимет… Какая я стала старая, но чувствую себя матерью страны, и страдаю как за своего ребенка и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь… Ты же знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца, и Россию тоже… Несмотря на черную неблагодарность Государю, которая разрывает мое сердце… Господи, смилуйся и спаси Россию ».



Такое нежное отношение супругов друг к другу в правящих семьях было большой редкостью: .

Журнал «Фома» продолжает рубрику «Мысли великих», где публикуются изречения и афоризмы святых отцов, писателей, философов. Сборники изречений – древняя традиция, восходящая к античности и раннему христианству. Сегодня мы предлагаем познакомиться с мудрыми изречениями Александры Федоровны Романовой – страстотерпицы и жены последнего русского императора Николая II.

О Боге и жизни по вере

Истинная вера проявляется во всем нашем поведении. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.

Мы знаем, что, когда Он отказывает нам в нашей просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он все делает ради нашего высшего блага.

Пусть на примере вашей жизни ближние увидят, что вера - это нечто большее, чем учение или соблюдение обрядов.

Воспоминание о прошлых милостях поддержит веру в Бога в испытаниях грядущих.

Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией, и, что бы вам ни выпало, переносите все во славу Господа, так как после зимы следует лето, после ночи - день, а после бури - тишина.

Мессию в Ветхом Завете много раз называют Слугой Божиим. Служение - это не что-то низменное, это Божественное.

Если наша любовь верная и искренняя, мы всегда уповаем на небеса.

Что такое молитва? Это когда мы находимся рядом со Христом.

Иных религия делает суровыми и угрюмыми. Но это не по-христиански. Религия, которую вдохновляет слово Христа, - солнечная и радостная.

Радость - это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло.

Если в нас живет слово Христа, оно заставит нас помогать другим.

О человеке и добродетелях

Мы должны стать настоящими людьми.

Быть великим - значит быть счастливым, - это одно из ошибочных мнений, которого придерживалась почти во все времена большая часть человечества. Быть добрым - значит быть счастливым, - вот тайна, доступная тем немногим мудрым и добродетельным, которые являются украшением не только сами о себе, но и украшением ближних и Отечества.

Душа пишет свою историю на теле.

Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.

Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недо­статках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят дру­гие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благо­дарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит.

Занимаясь благотворительностью, важно не потонуть в самоуважении.

Основа благородного характера - абсолютная искренность.

Чистота помыслов и чистота души - вот, что действительно облагораживает.

Ободрение нас вдохновляет; если его нет, гаснут многие благородные возможности.

Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.

Первый урок, который нужно выучить и исполнить, - это терпение.

Если все хорошо внутри, то ничто не повредит снаружи.

Если вы осознаете, что вы из себя представляете, вы не будете обращать внимание на то, что о вас говорят люди.

Будь мужественным - это главное.

Настоящая добродетель - это без свидетелей поступать так, как обычно поступают перед глазами мира.

Доверяй своему сердцу, особенно, когда это доверие в добром, слушай его.

Тот, кто сделал добро, не должен об этом говорить, но если этим хвастают, добро теряет благородство...

От­давайте, не ища ничего взамен, не рассчитывая выгоду в будущем; отдавайте детям, старикам, умирающим, тем, кто не сможет отблагодарить, и тем, кого вы больше никогда не увидите, иначе это будет не благодеяние, а торгашество; старайтесь помочь даже вашим врагам. Не доверяйте раздачу своей милостыни сомнительным по­средникам, иначе само деяние, которое апостол назвал "трудъ любве" (1 Сол. 1, 3), будет под сомнением. Своей собственной рукой творите то, что подсказало вам серд­це. Так вы познакомитесь с жизнью и нуждами бедня­ков - созданий Христа.

Чем дольше я живу, тем отчетливее понимаю, что главная разница между людьми сильными и слабыми, великими и ничтожными - это энергия, непобедимая решимость, твердая цель, при которых и смерть - победа.

Никогда человек не бывает так прекрасен, как во время молитвы о своем прощении или прощении другого.

Нравственность - вот, что определяет смысл какого-нибудь поступка - смысл суетный или неотмирный.

Самое трудное, что человек должен преодолеть - это самого себя.

Взаимоотношения людей. Любовь, семья

Жизнь человечества - это большая общая жизнь отдельных человеческих созданий. Нужно понять, что существование одного человека отдельно от всех других людей - это то же самое, как если бы человек существовал отдельно от клеток своего собственного организма.

Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь, были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других.

Потщиться сделать счастливыми своих ближних - это путь и к собственному счастью.

Большинство споров между людьми никчемны. Они вызваны или вмешательством посторонних, или легкомысленными словами, или действием нераскаянных грехов.

Людям рядом с нами больше всего нужна просто доброта.

Слова добрые всегда соединяют.

Никто не заслуживает большей награды, чем миротворцы.

Почти беспредельны возможности помогать людям, просто беседуя с ними. Тот, кто умеет говорить убежденно, умеет говорить языком любви, может вдохновить других на добрые и прекрасные дела, утешить их горе, подбодрить упавших духом, просветить тех, кто неопытен, - тысячею способов может помочь ближним.

Невзгоды - это то время, когда нужно поддержать ближнего.

В мире много людей, впавших в отчаяние, и мы должны уметь сказать им слово надежды или сделать доброе дело, которое выведет их из безысходности и даст силы вернуться к радостной, полной жизни.

Кто перестает помогать другим, становится обузой и для себя.

Каждый новый друг, входящий в нашу жизнь, доверяется нам. Самое правильное понятие о дружбе - это то, что она дает нам возможность служить, помогать, защищать другого. Момент, когда у нас появляется новый друг - это священный момент. Это еще одна жизнь, порученная нам, чтобы мы могли быть для нее благом, внести в нее красоту, быть ей убежищем и защитой.

Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас… Если сердце жаждет слов ободрения, благодарности, поддержки скажите эти слова сегодня.

Одно слово охватывает все - это слово «любовь». В слове «любовь» целый том мыслей о жизни и долге, и когда мы пристально и внимательно изучаем его, каждая из них выступает ясно и отчетливо.

Как сладки слова Правды, несомые дыханием любви.

Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь.

Иисус требует любви не только как прекрасного чувства, а любви, пронизывающей всю повседневную жизнь, влияющей на отношения со всеми людьми.

Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь - это совершенное самоотречение.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи.

Пока любишь, прощаешь.

Брак - это Божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле.

Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.

В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца… Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны.

Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту.

Можно понять, какова женщина, по дому, который она создает.

Женщина наделена даром сочувствия, деликатности, умением вдохновлять. Это делает ее похожей на посланца Христа с миссией облегчить человеческие страдания и горести.

Отношение к женщинам - вот лучший способ проверить благородство мужчины.

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.

Никогда не забываются песни детства. Воспоминания о них лежат под грузом заполненных заботами лет, как зимой под снегом нежные цветы.

Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви - это наш дом - самое родное место для нас в мире.

Жизнь. Умиротворение

Каждый день - это жизнь в миниатюре.

Мы часто теряем то дорогое, что у нас есть, гоняясь за недостижимым.

Сколько возможностей сделать хорошее мы упускаем, даже не сознавая ценности того, что упустили!

Из-за постоянных хлопот и забот мы не раскрываем и половину хорошего, что есть в нас.

Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.

Иди вперед, ошибайся, падай и снова вставай, толь­ко продолжай идти.

Часто для обыденных дел требуется больше небесной благодати, чем для великих.

Нет человека настолько бедного, чтобы он мог счи­тать себя таким. Мудрость в том, чтобы человек позво­лил Господу решать все за него.

У каждого есть свое место, и каждый важен на своем месте. Самые малые и незначительные тоже имеют свои места, и необходимо, чтобы эти маленькие места так же были заполнены, как места, которые занимают самые важные и значительные личности.

Никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим.

Мы созидатели. Человеческие жизни повсюду, как недостроенные здания, и все, кто проходит мимо, кладут на стену кирпич или добавляют какое-нибудь украшение. Каждый, с кем мы соприкасаемся, кто говорит нам хотя бы слово, кто хотя бы издали на нас влияет, оставляет в нашем характере черточку красоты или знак чего-то дурного.

Мы должны оставаться на своем месте, выполнять свой долг, нести свою ношу, выполнять Божию волю. Это тропа к душевному покою.

Покой, который дает нам Господь, - это покой души - не внешней покой, не безделье. Можно наслаждаться им со всей полнотой, и в то же время непрерывно работать и переносить страдания и боль. Некоторые из лучших христиан, которых когда-либо знал мир, были величайшими страдальцами, но в то же время, ничто не могло нарушить их душевный покой.

Только те, у кого в душе царит мир, могут хорошо выполнять свою работу. Беспокойный ум не годится для хорошей работы.

Беспокойство делает нас слабыми.

Раздраженный ум не может ясно мыслить.

Покой - это Божественный дар, но, в то же время, надо этому учиться. Учиться, взяв на себя иго Христово.

Самое доброе дело, которое учитель может сделать своим ученикам - это научить их вести жизнь, полную веры и мужества, - жизнь победителей.

Биография Александры Феодоровны Романовой

Александра Фёдоровна (Феодоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская; 6 июня 1872 - 17 июля 1918) - российская императрица, супруга Николая II (c 1894 года).

Будущая императрица появилась на свет в 1872 году в Дармштадте (Германия), в семье великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории. 1 июля 1872 года она была крещена по лютеранскому обряду.

Алиса была любимой внучкой королевы Виктории.

В возрасте 12-и лет (1884 год) принцесса Алиса впервые приехала в Россию на свадьбу своей старшей сестры Эллы (в православии - Елизавета Фёдоровна), которая сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем.

Затем в 1889 году Алиса посетила Россию во второй раз по приглашению великого князя Сергея Александровича. Во время этого визита принцесса познакомилась с цесаревичем Николаем Александровичем.

Молодые люди сразу же обратили друг на друга внимание, но им пришлось бороться за свое счастье, т. к. родители цесаревича были против их. 6 апреля 1894 года манифестом было объявлено о помолвке Николая и Алисы Гессен-Дармштадтской.

Несколько месяцев перед свадьбой Алиса изучала основы православия и русский язык, и 21 октября (2 ноября) 1894 года в Ливадии (Крым) приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Фёдоровна (Феодоровна).

14 (26) ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II. У них родились четыре дочери: Ольга (3/15 ноября 1895 года), Татьяна (29 мая/10 июня 1897 года), Мария (14/26 июня 1899 года) и Анастасия (5/18 июня 1901 года).

Спустя некоторое время, 30 июля (12 августа) 1904 года в семье молодого императора родился долгожданный сын - цесаревич Алексей Николаевич. Но к большому несчастью всей царской семьи он унаследовал по линии матери тяжелую болезнь - гемофилию.

Николай и Александра стойко переносили это испытание, окружив цесаревича нежной заботой и любовью. Это была по-настоящему дружная христианская семья, где родители смогли дать своим детям доброе воспитание словом и примером.

Во время Первой мировой войны в Царском Селе, где большую часть времени проживала императорская семья, был оборудован госпиталь для раненных солдат, и императрица Александра Фёдоровна вместе с дочерями Ольгой и Татьяной работали в нем хирургическими медсестрами (пройдя предварительное обучение).

8 (21) марта 1917 года, после Февральской революции, императорская семья была арестована в соответствии с постановлением Временного правительства и находилась какое-то время под домашним заключением в Александровском дворце, затем, в начале августа 1917 года, была выслана в Тобольск, а в апреле 1918 года по решению большевиков - в Екатеринбург.

В Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года в подвале дома купца Ипатьева царская семья приняла мученическую кончину: Николай II, его супруга Александра Федоровна и их дети были расстреляны…

В августе 2000 года император Николай II и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью в лике святых страстотерпцев.

14 ноября 1894 года Николай Александрович сочетался браком с дочерью великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV, внучкой английской королевы Виктории Алике Викторией Еленой Бригиттой Луизой Беатрисой, принявшей православие с именем Александра Федоровна. Отец его в свое время противился этому браку, так как гессенские принцессы, к числу которых принадлежали и жены убитых императоров Павла I и Александра II, пользовались худой славой при русском дворе. Считалось, что они приносят несчастье. Кроме того, род гессенских герцогов по женской линии передавал наследственную болезнь - гемофилию. Однако влюбленный в Алике Николай настоял на своем.

Николай Александрович был примерным семьянином, все свободное время проводил в кругу семьи. Он с удовольствием возился с детьми, пилил и колол дрова, убирал снег, катался на автомобиле, ходил на яхте, ездил в поезде, много ходил пешком, а еще император любил стрелять из винтовки по воронам. Не любил государь только заниматься государственными делами. Зато супруга его постоянно в эти дела вмешивалась, и ее вмешательство имело пагубные последствия. Российская императрица воспитывалась у бабки в Англии. Она окончила Гейдельбергский университет и являлась бакалавром философских наук. При этом Александра Федоровна была подвержена религиозному мистицизму, а точнее, была суеверна и питала склонность к шарлатанам. Она неоднократно обращалась за советом и помощью к сомнительным личностям. Сначала это был Митька-юродивый,умевший только мычать. Однако при нем находился некто по имени Елпидифор, который разъяснял смысл митькиных воплей во время случавшихся с Митькой припадков. Митьку сменила кликуша Дарья Осиповна, а за ней последовали многие другие. Кроме отечественных «чудотворцев», в царский дворец приглашались и их зарубежные «коллеги» - Папюс из Парижа, Шенк из Вены, Филипп из Лиона. Какие же побуждения заставляли царицу общаться с этими людьми? Дело в том, что династии непременно нужен был наследник престола, а рождались дочери. Навязчивая идея о ребенке мужского пола так овладела Александрой Федоровной, что под влиянием одного из «чудотворцев» она вообразила себя беременной, при том, что ощущала все положенные случаю симптомы, и даже пополнела. Ждали рождения мальчика, но прошли все сроки, и... беременность оказалась плодом ее фантазии. Смущенные таким поворотом событий, подданные непочтительно цитировали Пушкина: «Родила царица в ночь / Не то сына, не то дочь; / Не мышонка, не лягушку, / А неведому зверюшку». Но вот, наконец, на свет появился наследник Алексей Николаевич. Радость по этому поводу длилась недолго, так как оказалось, что Алексей болен гемофилией, считавшейся в то время неизлечимой.

Венчание цесаревича Николая Александровича и великой княгини Александры Федоровны.

1894. Художник И.Е. Репин


Речь Николая II волостным старшинам и представителям сельского населения окраин России во дворе

Петровского дворца в 1896 году. Художник И.Е. Репин

Александра Федоровна в придворном костюме.

Художник И.С. Галкин


Александра Федоровна Романова - последняя русская императрица, супруга Николая II. Сегодня мы познакомимся с жизнью и деятельностью этой, безусловно, важной исторической персоны.

Детство и юность

Будущая императрица родилась 25 мая 1872 года, в немецком городе Дармштадт. Ее отцом был великий герцог Гессенский Людвиг IV, а матерью - великая герцогиня Алиса, вторая дочь английской королевы Виктории. Девочка была крещена в лютеранстве и получила имя Алиса Виктория Елена Бригитта Луиза Беатриса, в честь матери и тетушек. В семье девочку стали называть просто Алиса. Воспитанием ребенка занималась мать. Но когда Алисе было всего шесть лет, ее мать умерла. Она ухаживала за больными дифтеритом и сама заразилась. На тот момент женщине было всего 35 лет.

Потеряв мать, Алиса стала жить с бабушкой королевой Викторией. В английском дворе, девочка получила хорошее воспитание и образование. Она свободно владела несколькими языками. В юности принцесса получила философское образование в Гейдельбергском университете.

Летом 1884 года, Александра впервые побывала в России. Она приехала туда на свадьбу своей сестры, принцессы Эллы с князем Сергеем Александровичем. В начале 1889 года, она с братом и отцом вновь посетила Россию. В юную принцессу влюбился цесаревич Николая Александрович, который был наследником престола. Однако императорская семья не придала этому значения, в надежде, что он свяжет свою жизнь с королевской семьей Франции.

Свадьба

В 1894 году, когда состояние императора Александра третьего резко ухудшилось, нужно было скоропостижно решить вопрос о женитьбе царевича и престолонаследии. 8 апреля 1894 года принцесса Алиса была помолвлена с цесаревичем Николаем. 5 октября этого же года, ей пришла телеграмма с просьбой срочно прибыть в Россию. Через пять дней, принцесса Алиса была в Ливадии. Здесь она пробыла с царской семьей до 20 октября - дня, когда умер Александр третий. На следующий день, принцессу приняли в лоно Православной Церкви и нарекли Александрой Федоровной, в честь царицы Александры.

В день рождения императрицы Марии, 14 ноября, когда можно было отступить от строгого траура, Александра Романова вступила в брак с Николаем II. Бракосочетание состоялось в церкви Зимнего дворца. А 14 мая 1896 года царственную чету короновали в Успенском соборе.

Дети

Царица Романова Александра Федоровна старалась быть для своего супруга помощницей во всех начинаниях. Общими силами их союз стал настоящим примером исконно христианской семьи. Супруги родили четыре дочери: Ольгу (в 1895 году), Татьяну (в 1897 году), Марию (в 1899 году), Анастасию (в 1901 году). А в 1904 году состоялось долгожданное для всей семьи событие - рождение престолонаследника, Алексея. Ему передалась болезнь, которой страдали предки королевы Виктории - гемофилия. Гемофилия - хроническая болезнь, связанная с плохой свертываемостью крови.

Воспитание

Императрица Александра Романова старалась заботиться обо всей семье, но особое внимание она уделяла сыну. Изначально она самостоятельно его обучала, позже позвала педагогов и контролировала ход обучения. Будучи очень тактичной, императрица оставила болезнь сына втайне от посторонних лиц. Из-за постоянного беспокойства за жизнь Алексия, Александра пригласила во двор Г. Е. Распутина, который умел с помощью гипноза останавливать кровотечение. В опасные моменты, он был единственной надеждой семьи.

Религия

Как свидетельствовали современники, государыня Александра Федоровна Романова, жена Николая 2-го, была очень религиозной. В дни, когда болезнь наследника обострялась, церковь являлась для нее единственным спасением. Благодаря императорской семье, было построено несколько храмов, в том числе, на родине Александры. Так, в память Марии Александровны - первой Российской императрицы из Гессенского дома, в городе Дармштадт был возведен храм Марии Магдалины. А в память коронования императора и императрицы, в 1896 году, в городе Гамбурге заложили храм во имя Всех святых.

Благотворительность

По рескрипту супруга, от 26 февраля 1896 года, императрица занялась покровительством императорского женского Патриотического сообщества. Будучи необычайно трудолюбивой, она много времени уделяла рукоделию. Александра Романова организовывала благотворительные базары и ярмарки, на которых продавались самодельные сувениры. Со временем она взяла под свое покровительство множество благотворительных организаций.

Во время войны с японцами, императрица лично занималась подготовкой санитарных поездов и складов медикаментов для отправки их в места сражений. Но наибольшие труды, Александра Федоровна Романова несла в Первую мировую войну. С самого начала противостояний, в Царскосельской общине, вместе со старшими дочерями, императрица прошла курсы ухода за ранеными. Позже они не раз спасали военных от мучительной гибели. В период с 1914 по 1917 год, в Зимнем дворце работал Комитет склада императрицы.

Клеветническая кампания

Во времена Первой мировой войны, и вообще, в последние годы царствования, императрица стала жертвой безосновательной и безжалостной клеветнической кампании. Ее зачинщиками были революционеры и их пособники, в России и Германии. Они старались как можно шире распространить слухи о том, что императрица изменяла своему супругу с Распутиным и придавала Россию в угоду Германии. Ни один из слухов не был подтвержден фактами.

Отречение от престола

2 марта 1917 года Николай II отрекся от престола лично за себя, и за своего наследника цесаревича Алексея. Через шесть дней, в Царском Селе, Александра Романова была арестована вместе с детьми. В этот же день, В Могилеве арестовали императора. На следующий день, конвой доставил его в царское Село. В том же году, 1 августа, вся семья отбыла в ссылку в Тобольск. Там, будучи заключенной в доме губернатора, она прожила следующие восемь месяцев.

26 апреля следующего года, Александра, Николай и их дочь Мария, были отправлены в Екатеринбург, оставив на попечение Алексея трех его сестер. Через четыре дня, их поселили в дом, который ранее принадлежал инженеру Н. Ипатьеву. Большевики звали его «дом особого назначения». А узников, они называли «жильцами». Дом был обнесен высоким забором. Его охраной занимались 30 человек. 23 мая, сюда были доставлены остальные дети императорской семьи. Бывшие государи стали жить как тюремные заключенные: полная изоляция от внешней среды, скудная пища, ежедневные часовые прогулки, обыски, и предвзятое враждебное отношение со стороны стражи.

Убийство царской семьи

12 июля 1918 года, большевистский Уралсовет, под предлогом приближения Чехословацкой и Сибирской армии, принял постановление об убийстве императорской семьи. Есть мнение, что уральский военный комиссар Ф. Голощекин в начале того же месяца, побывав в столице, заручился на казнь царской семьи поддержкой В. Ленина. 16 июня Ленин получил телеграмму от Уралсовета, в которой сообщалось, что казнь семьи царя больше не терпит промедления. В телеграмме также попросили Ленина немедленно сообщить о своем мнении на это счет. Владимир Ильич не ответил, и очевидно, что Уралсовет счел это за согласие. Исполнением постановления руководил Я. Юровский, которого 4 июля назначили комендантом дома, в котором были заключены Романовы.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года последовало убийство царской семьи. Узников разбудили в 2 часа ночи, и приказали им спуститься в цокольный этаж дома. Там вся семья была расстреляна вооруженными чекистами. По свидетельствам палачей, государыня императрица Александра Федоровна Романова вместе с дочерями, успела перед смертью перекреститься. Первыми от рук чекистов пали царь и царица. Они не увидели, как детей после расстрела добивали штыками. С помощью бензина и серной кислоты, тела убитых уничтожили.

Расследование

Обстоятельства убийства и уничтожения тела стали известны после расследования Соколова. Отдельные останки императорской семьи, которые также нашел Соколов, были переданы в храм Иова Многострадального, построенный в Брюсселе в 1936 году. В 1950 году он был освящен в память Николая второго, его родственников и всех новомучеников России. В храме также хранятся найденные кольца императорской семьи, иконы и библия, которую Александра Федоровна подарила своему сыну Алексею. В 1977 году, в связи с притоком половников, советская власть решила разрушить дом Ипатьева. В 1981 году царскую семью канонизировали зарубежной Русской православной церковью.

В 1991 году, в Свердловской области официально вскрыли захоронение, которое в 1979 году обнаружил Г. Рябов и принял за могилу царской семьи. В августе 1993 года, Генеральная прокуратура России возбудила расследование убийства семьи Романовых. Тогда же была создана комиссия по идентификации и последующему перезахоронению найденных остатков.

В феврале 1998 года на заседании Священного синода Московского Патриархата было принято решение о погребении найденных остатков в символическую могилу-памятник, как только исчезнут какие-либо основания для сомнения относительно их происхождения. В конечном итоге светская власть России решила перезахоронить остатки 17 июля 1998 года в Петербургском Петропавловском соборе. Отпевание возглавил лично настоятель собора.

На Архиерейском Соборе 2000 года Александра Федоровна Романова, биография которой стала предметом нашего разговора, и остальные царственные страстотерпцы, были канонизированы в Соборе Российских новомучеников. А на месте дома, в котором царскую семью казнили, был построен Храм-Памятник.

Заключение

Сегодня мы узнали, как свою насыщенную, но короткую жизнь прожила Романова Александра Федоровна. Историческое значение этой женщины, как и всей ее семьи, сложно переоценить, ведь они были последними представителями царской власти на территории России. Несмотря на то что героиня нашего рассказа была всегда занятой женщиной, она находила время чтобы обрисовать свою жизнь и мировоззрение в мемуарах. Мемуары Александры Федоровны Романовой были опубликованы едва ли не через век после ее гибели. Они вошли в серию книг под названием «Романовы. Падение династии».