Сулейман керимов почему в перчатках. Сулейман Керимов: биография миллиардера, политика и благотворителя

Наш экстравагантный автор снова рвется в бой. Лена Ленина, писательница и владелица более 200 салонов сети франшиз «Cеть студий маникюра Лены Лениной» успевает все: и успешный бизнес строить, и писать яркие колонки для сайт. На этот раз знаменитая блондинка, которая всегда в курсе последних новостей шоу-бизнеса, решила высказать свое мнение об отношении Анастасии Волочковой к Сулейману Керимовой, с историей которых знакома не понаслышке.

Настя Волочкова на днях сделала заявление о том, что все эти годы любила только одного человека, дагестанского сенатора и миллиардера Сулеймана Керимова, и пригласила своих фолловеров помолиться за него. В то время как в новостях объявили, что господина Керимова отпустили под залог в 5 миллионов евро, после задержания французской полицией по подозрению в неуплате налогов. По слухам, ему инкриминируется сделка по покупке дома на Лазурном берегу Франции по заниженной официальной цене.

То, что Настя была подругой господина Керимова, для шоу-бизнеса, - секрет Полишинеля. Некоторые даже утверждают, что именно Керимов профинансировал ее звездный взлет.

Сулейман познакомил нас с Настей в Париже. Тогда, когда один мой приятель на мою жалобу, что в Париже нет хорошей икры, передал мне вместе с Керимовым, который прилетел на собственном самолете из Москвы, дюжину килограммов отборной икры. Кстати, судьба этой икры оказалась грустной: я успела насладиться с семьей лишь парой ее килограммов и даже раздарила по банке своим парижским соседям, а потом улетела с мамой и сыном отдыхать на Лазурный берег. В мое отсутствие в парижском доме случились перебои с электричеством, и, когда я вернулась, в холодильнике царил трупный запах погибших почти десяти килограммов икры. Так подарок моего товарища и транспортная галантность Керимова оказались напрасными.

Сулейман представил нам свою подругу-балерину, хорошенькую, тоненькую, но удивившую своей манерой вести себя с мужчинами.

Не стесняясь присутствующих, она в восторженных выражениях благодарила Сулеймана за подаренные красивые туалеты и украшения и рассказывала всем о том, какой он прекрасный мужчина. Мне показалось тогда, что Керимову неловко от ее речей. А прилетели они в Париж, потому что у Насти было выступление перед вип-клиентами одного известного ювелирного бренда на закрытом мероприятии. Мы прекрасно провели время в одном из роскошных ресторанов Парижа. Со мной была покойная подруга Людмила Браташ, которую недавно сделал печально знаменитой Никита Джигурда, получив в наследство ее состояние. В тот день она иронично подшучивала над Настиной техникой по соблазнению мужчин. Она же утверждала, что Сулейман проплатил для Насти это выступление, потому что в тот период она мало была известна не только во Франции, но и в России.

У Насти до сих пор много недоброжелательниц среди женщин - особенно жен влиятельных мужчин.

В тот день Настя была похожа на принцессу: в красивом платье с пышной юбкой, грациозная, с точеным личиком, источающая сладкие речи. А Сулейман, как обычно, был учтивым, харизматичным, интеллигентным и невероятно галантным мужчиной, который вел себя безупречно не только по отношению к своей даме, но и ко всем присутствующим.

Заявление Насти осуждается светской тусовкой потому, что господин Керимов был и остается женатым человеком, у него есть дети и семья, которые, по восточным обычаям, не будут в восторге от заявления эпатажной балерины. Ведь ее в последнее время пресса чаще обсуждает в контексте куда менее достойных мужчин, чем миллиардер.

Самому Сулейману СМИ приписывали романы с десятком известных красоток, но хайпануть на громком французском скандале миллиардера решилась лишь одна Настя.

То ли по наивности, то ли по любви, то ли по расчету. Но, похоже, Керимову Настино признание в любви не только не понравится, но и доставит немало имиджевых хлопот. Ведь в период их знакомства она была перспективной балериной. Сегодня же, как считают ее собственные фолловеры, она сильно изменилась.

Хайп или приклеивание к мировым новостям настолько соблазнительны, что любому трудно было бы удержаться. А может быть, Настя просто наивная, доверчивая «святая простота»? А может быть, и действительно, она больше так никого не любила, как Керимова? «Отчего бы ей его не любить?» - скажут сплетницы. Он выдающийся предприниматель, богатый, умный и по-восточному щедрый мужчина. В шоу-бизнесе до сих пор ходят сплетни о доме в три с половиной тысячи квадратных метров и двумя гектарами сада, который он подарил одной певице.

Недоразумение с французской полицией он, безусловно, разрешит в свою пользу. Но вряд ли скажет спасибо Насте.

Ведь в той же светской тусовке царит правило для разумных женщин: встречаясь с женатым мужчиной, не надо стремиться дискредитировать его семейное положение публично.

Мнения публики в отношении Насти окончательно разделились: одни считают ее искренней и доброй девушкой, которая хочет помочь бывшему возлюбленному и просит за него помолиться всех своих подписчиков. Другие полагают, что Настя пиарится на новости о проблемах своего бывшего друга-миллиардера. Ведь заявление о связи со столь уважаемым человеком в обществе поможет Насте сгладить тот ущерб ее имиджу, который нанесли обнародования связей с социально низкостатусными мошенником-водителем и непорядочным блогером, который посмел утверждать, что знает точное количество ее любовников за лето.

Интересно, ему удастся это подтвердить или придется ответить за клевету?

В любом случае, каким бы ни было число любовников свободной, одинокой женщины, вряд ли крупному предпринимателю понравится состоять в этом списке мужчин. Есть мнение, что Настя, желая привлечь побольше молящихся к судьбе объекта своей любви, похоже, оказала ему медвежью услугу.

В сентябре 2006 года CEO Morgan Stanley Джон Мак встречался на 42-м этаже небоскреба банка на Тайм-Сквер с необычным гостем. Его собеседник — российский сенатор и бизнесмен Сулейман Керимов — почти не говорил по-английски, а в роли переводчика выступал Аллен Вайн, глава совета директоров одной из компаний Керимова Millennium Group. Вайн, за несколько месяцев до этого оставивший пост главы российского отделения глобального инвестбанка Merrill Lynch, привез нового босса в Нью-Йорк, чтобы представить его элите западного делового мира. Глава «Нафты» познакомился со многими влиятельными людьми — от основателя Microsoft Билла Гейтса до директоров ведущих инвестбанков. Но встреча с Маком, легендой Уолл-стрит, была, пожалуй, важнее других. Керимов получил ответ, которого давно ждал: Morgan Stanley завершил due diligence всех его компаний и готов представлять интересы владельца «Нафты» в масштабной покупке акций западных компаний.

Общая стоимость активов, которыми владели компании Керимова, в то время стремилась к полутора десяткам миллиардов, и хозяин «Нафты» твердо знал, что это только начало, финал первого и не самого значительного этапа его стремительного взлета на вершину мира.

Но рывок на Запад пришлось отложить. Через несколько недель Керимов оказался в искусственной коме на койке марсельской больницы Conception и мог дышать лишь с помощью аппарата искусственного дыхания. Мало кто мог предположить, что Керимову, когда он оправится после автоаварии, придется пережить еще одну катастрофу — финансовую. Как, несмотря ни на что, этот человек сумел вновь подняться на вершину?

«Нафта» без нефти

«Не могли бы вы достать нам партию нефти?» — в шутку спрашивали журналистов сотрудники нефтетрейдера «Нафта Москва» в 2002 году. «Нафта» только что лишилась последнего крупного клиента — «Сургутнефтегаза», и скоро от легендарного трейдера осталась только вывеска. Когда-то у «Нафты» были лучшие специалисты, сбытовые подразделения по всему миру и активы стоимостью более $500 млн: сеть АЗС в Финляндии, портовый терминал в Бельгии и добывающая компания «Нафта Ульяновск». Предшественник «Нафты», госкомпания «Союзнефтеэкспорт» с 1930-х годов экспортировала вообще всю советскую нефть и нефтепродукты — более 200 млн т в год. «Нафта» оставалась крупнейшим российским трейдером даже после того, как в середине 1990-х нефтяники получили право вывозить нефть самостоятельно. Если бы дела у компании шли хорошо, вряд ли в конце 1990-х этот трофей мог достаться малоизвестному бизнесмену Сулейману Керимову.

Свои первые деньги Керимов сделал совсем не на нефти. Выпускник экономического факультета Дагестанского университета и зять местного партийного босса начинал карьеру на махачкалинском «Эльтаве». В Москву он попал после того, как завод стал соучредителем столичного Федпромбанка, который уверенно рос не без поддержки земляков Керимова. Сам он скупал акции банка, обрастал связями в столице и пробовал себя в разных бизнес-проектах вроде перепродажи «Внуковских авиалиний». Потом у Счетной палаты нашлись серьезные претензии к приватизации этой компании.

На конец 1990-х пришелся самый расцвет передела на нефтяном рынке, олигархи дрались за крупнейшие предприятия. Керимов тоже участвовал, но подбирал активы поменьше: например, он отчаянно и долго сражался за «Варьеганнефть», добывавшую 1,5 млн т нефти, с группой «Альянс» семьи Бажаевых, и в итоге победил. Впоследствии Керимов перепродал «Варьеганнефть» Михаилу Гуцериеву.

Но именно покупка «Нафты» стала для Керимова трамплином в большой бизнес. Трейдер, растерявший многих клиентов, но еще сохранивший активы, достался Керимову очень дешево, примерно за $50 млн. А все потому, что в 1998 году компания получила гигантскую финансовую пробоину. Бывшие сотрудники «Нафты» рассказывают, что ее гендиректор и совладелец Анатолий Колотилин прокручивал деньги трейдера в банке «Юнибест», где работал его сын. В кризис банк не устоял, и «Нафта» потеряла около $400 млн собственных средств и еще оказалась должна более $100 млн «Сургутнефтегазу». Колотилин лихорадочно искал покупателей на бизнес, но в кризис это было проблематично. «Нафтой» заинтересовался было водочный король Юрий Шефлер, но передумал. Тогда гендиректору «Сургута» Владимиру Богданову предложили забрать 30% акций компании в обмен на списание долга. «Но у Владимира Леонидовича свой менталитет: я буду дырки в земле ковырять и нефть добывать, а коммерция мне не интересна», — рассказывает один из знакомых нефтяника.

Тем не менее Богданова живо интересовало, когда и как именно «Нафта» вернет долг. Кто такой Керимов и почему разговаривать теперь надо с ним, он не понимал и очень злился. Менеджеры «Нафты» как могли успокаивали главу «Сургута», заверив его, что смена владельца никак не скажется на бизнесе. Но работать с трейдером Богданов согласился ровно до тех пор, пока не будет погашен долг. Представитель «Сургута» от комментариев отказался.

Хотя Керимов понимал, что играет не на своем поле, он какое-то время пытался сохранить трейдинговый бизнес. К примеру, хотел вернуть «Нафте» германское направление на нефтепроводе «Дружба» (на немецкие НПЗ в месяц поставлялось около 1,5 млн т российской нефти). Но здесь его переиграл сотрудник одной из бывших «дочек» «Нафты» Сергей Кишилов. Использовал Керимов и хорошие отношения с руководством «Транснефти»: именно «Нафта» продала самую первую партию нефти, поставленную по новому нефтепроводу Балтийская трубопроводная система из порта Приморск.

Мог ли Керимов повторить успех Геннадия Тимченко и его нефтяного трейдера Gunvor (в 2011 году его оборот составил около $80 млрд)? Керимов предпочел отойти в сторону — распродал все нефтяные активы, выручив за них более $400 млн, и превратил нефтетрейдера в одного из самых агрессивных инвесторов и беспощадных специалистов по недружественным поглощениям.

Хищник

Финальный эпизод этой долгой войны напоминал уже встречу старых приятелей. Сулейман Керимов приветствовал гостя в домашней одежде и тапочках, спустившись в кабинет из расположенных этажом выше личных апартаментов, предложил ему перекусить, выпить хорошего коньяка. «Он вообще очень приятный в общении молодой еще человек, но разговоры при этом какие шли: все, говорит, больше тебе здесь ловить нечего — либо все продавай, либо я тебя совсем удушу», — вспоминает предприниматель, упорно не желавший продавать Керимову свой бизнес. Доходчиво объясняя, в каком именно положении находится упрямый бизнесмен, Сулейман не удержался от своего фирменного жеста — ударил ладонью одной руки о кулак другой. Сопровождавшиеся улыбкой прогнозы на будущее не сулили гостю ничего хорошего. За ужином в особняке Керимова была подписана капитуляция, одна из многих.

Сезон большой охоты на активы «Нафты Москва» открыла в 2001 году. Одной из первых жертв стала группа Автобанка, основным владельцем которой был бывший сотрудник ОБХСС Андрей Андреев. Помимо головного банка, в нее входил «Ингосстрах», «Ингосстрах-Союз» (будущий банк «Союз»), Орско-Халиловский меткобинат (НОСТА) и несколько десятков компаний поменьше. В 2001 году на Андреева навалились три самых свирепых хищника того времени: «Русал» Олега Дерипаски, Millhouse Романа Абрамовича и «Нафта» Керимова. Как рассказывал Forbes Андреев, все его бизнесы в кратчайший срок были переоформлены на другие компании, а сам он на том этапе «не получил ни копейки». Сейчас он не хочет даже вспоминать об этом, а представители «Нафты» ограничиваются сухим комментарием, что «все сделки компании, совершенные с г-ном Андреевым и его партнерами, носили законный характер».

Были и другие сделки, которым предшествовали классические сценарии захватов, обкатанные еще в 1990-х: внезапно объявляющиеся новые советы директоров с полномочиями, подтвержденными судами далеких регионов, их решения о продаже активов новым собственникам, возбуждаемые против владельцев уголовные дела, захваты офиса и т. д. «Можно сказать, что это рейдерство, а можно — слияния и поглощения. Только чтобы слить или поглотить, тебя нужно сначала поставить на четвереньки, чтобы ты согласился на все условия», — говорит один из участников тогдашних событий.

Война за СПК «Развитие», объединявшую корпорации «Главмосстрой», «Моспромстрой» и «Мосмонтажспецстрой», была проведена по всем классическим канонам, включая захват людьми с арматурой и дубьем офиса «Развития» в Гранатном переулке, в нескольких сотнях метров от Кремля. В борьбу подчеркнуто не вмешивался мэр Москвы Юрий Лужков, который всегда с особым вниманием следил за строительным комплексом. «Возможно, это бумерангом возвращенная СПК ситуация, которую она сама неоднократно создавала на разных предприятиях. Сейчас ситуация совершенно понятная — это хозяйственный спор, к которому город никакого отношения не имеет», — заявлял «Ведомостям» в июне 2005 года пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой.

По словам двух очевидцев тех событий, война началась с того, что один из соратников Лужкова рассказал ему, что владельцы «Развития» — сами «беспредельщики», «душили пакетом какого-то юриста» и с ними надо разобраться. Лужков попросил Сулеймана Керимова «разобраться». И «Нафта» в данном случае была инструментом, говорят собеседники Forbes. Как бы там ни было, едва став собственником имущества СПК «Развитие», «Нафта» тут же перепродала его Олегу Дерипаске, выручив, по оценкам представителей обеих сторон, порядка $70-80 млн. В 2005 году Керимов уже владел собственностью на многие миллиарды долларов, зачем участвовать в мутных историях ради сравнительно небольшой выгоды? Дело не только в просьбах, в которых нельзя отказать, убеждены знакомые бизнесмена: война — это стихия Керимова. «Психология такая — взять то, что плохо лежит», — констатирует один из них. Правда, в середине 2000-х годов «лихие» схемы предыдущего десятилетия выглядели анахронизмом. Возможно поэтому, получив то, что «плохо лежало», Керимов сразу с ним расставался, с прибылью перепродавая захваченные активы. Совсем иначе он обращался с тем, что «лежало хорошо».

Инвестор

В конце 2004 года владелец «Нафты» вступил в большую игру — скупку российских «голубых фишек», прежде всего «Газпрома» и Сбербанка. Скупка шла сначала на собственные, затем на заемные средства. Российский фондовый рынок непрерывно рос, так что для владельца «Нафты» схема была беспроигрышной. Он закладывал акции по кредиту в банках, стоимость залога росла, что позволяло взять новые кредиты, купить еще акций, заложить их и т. д. К 2006 году Керимов собрал 4,25% акций «Газпрома» и 5,64% акций Сбербанка. За 2004-2006 годы капитализация «Газпрома» выросла в четыре раза, Сбербанка — почти в 12 раз. Заняв на покупку акций около $3,2 млрд, Керимов стал владельцем бумаг, которые к концу 2006 года стоили более $15 млрд и продолжали расти.

Первые деньги Керимову одолжил ВЭБ. В дальнейшем, утверждает представитель «Нафты», кредиты брали в «разных банках». Но главным финансовым партнером Керимова стал Сбербанк, которым в то время руководил тандем предправления Андрея Казьмина и его первого зама Аллы Алешкиной.

На кредиты Сбербанка Керимов купил большую часть своих многочисленных активов: от контрольного пакета акций «Полиметалла» до акций «Газпрома» и самого Сбербанка. Банк в те годы одобрял небезупречные схемы, по которым он выдавал кредиты на покупку своих акций под залог собственных же акций, — по такой схеме «Сбер» работал не только с Керимовым, но и с Вадимом Мошковичем и Филаретом Гальчевым. Но только ради Керимова Сбербанк нарушил одно из строжайших правил, превысив лимит кредитов (одному заемщику банк может выдать кредиты в размере не больше 25% от своего капитала).

К маю 2005 года «Нафта Москва» практически выбрала этот лимит, и брать кредиты в Сбербанке начала другая компания Керимова, ЗАО «Новый проект». И — о чудо! — банк рассматривал эти компании как двух несвязанных заемщиков. К концу года был исчерпан лимит и для второй компании: ссудная задолженность «Нафты Москва» составляла 54,6 млрд рублей, «Нового проекта» — 59,8 млрд рублей, это 21,5% и 23,5% (в сумме 45%) от капитала Сбербанка на тот момент. К середине октября 2007 года, когда стало понятно, что Сбербанк возглавит Герман Греф, Керимов успел погасить практически все долги перед «Сбером» — более $4 млрд. К тому времени инвестиции принесли Керимову сотни процентов прибыли.

Можно попытаться объяснить причину благоволения менеджмента Сбербанка важному клиенту знаменитым обаянием Сулеймана Керимова и его финансовым талантом. «Сулейман часто говорит: вы любите деньги, а у меня их много, и я легко с ними расстаюсь», — характеризует Керимова один из его знакомых.

А может, дело в покровительстве влиятельных людей? В ноябрьском интервью «Ведомостям» бывший руководитель Банка Москвы Андрей Бородин рассказывал о связях Керимова с бывшим спецпредставителем президента Дмитрия Медведева Игорем Юсуфовым. По версии Бородина, Юсуфов рассказывал ему, что создает для «молодого человека» (так в разговорах Юсуфов называл Медведева) «пенсионный фонд» или «будущую финансовую империю». Бородин утверждал, что Юсуфов делит с Медведевым прибыль и активы и является одним из лиц, уполномоченных держать активы, входящие в сферу интересов президента. К числу таких активов Юсуфов, по словам Бородина, относил и купленный в 2010 году Керимовым с партнерами «Уралкалий». Других подтверждений этому нет: участие Юсуфова в этой сделке отрицают он сам, а также источники в «Нафте» и «Уралкалии». Но знакомый с Керимовым бизнесмен рассказывает, что Юсуфов уже предлагал свои услуги Керимову раньше: например, он хотел быть посредником между главой «Нафты» и банком ВТБ, когда Керимов покупал акции «Полюс Золота».

Керимов и сам не чужой во «власти»: он дважды был депутатом Госдумы, с 2008 года он — сенатор от Дагестана. Не является секретом и давняя дружба Керимова с первым вице-премьером Игорем Шуваловым, и его хорошие отношения с помощником президента Аркадием Дворковичем. Но ни тот ни другой не поручались за Керимова перед Сбербанком, утверждают представители обоих чиновников. Шувалов познакомился с Керимовым около 15 лет назад, когда они оба были бизнесменами, рассказывает представитель первого вице-премьера. Они сотрудничали по линии адвокатского бюро, когда Шувалов занимался юридической практикой, и вскоре подружились. Однако сейчас совместных бизнес-проектов у них нет — Шувалов не может заниматься предпринимательской деятельностью, находясь на госслужбе.

А Керимов — может. «В 2006 году у Сулеймана было полное отсутствие страха, он верил в успех. Он покупал, и все росло, все получалось. Он достиг невероятных высот в России и захотел выйти на другой уровень», — рассказывает источник, близкий к Керимову. В это время в окружении Керимова, куда входили прежде всего Александр Мосионжик и Татьяна Башмакова, появился новый персонаж — американский инвестбанкир русского происхождения Аллен Вайн. До ноября 2005 года Аллен Вайн возглавлял российское представительство Merrill Lynch, а после ухода из банка остался в России. Во время одной из встреч со своим старым другом Семеном Вайнштоком, главой «Транснефти», инвестбанкир познакомился с Мосионжиком, гендиректором «Нафты Москва». Тот представил его Керимову. Как утверждает источник Forbes, Керимов и Вайн стали не только деловыми партнерами, но и друзьями. Результатом дружбы стало назначение в июле 2006 года Вайна главой совета директоров «Нафты Москва» и совета директоров швейцарской Millennium Group, одной из его компаний, занимавшейся зарубежными инвестициями. По сути, Вайн начал предоставлять Керимову весь спектр услуг family office, консультируя его по инвестициям и одновременно решая его личные вопросы за границей. В общем, новому топ-менеджеру и приятелю Керимова предстояло сыграть важную роль в его жизни.

Катастрофа на старте

В субботу, 25 ноября 2006 года, на Английской набережной в Ницце произошла автокатастрофа. Спорткар Ferrari Enzo (6 л, 660 л. с., максимальная скорость 370 км/ч, разгоняется до сотни за 3,4 сек), которым управлял Керимов, на огромной скорости ударившись колесом о бордюр, вылетел на обочину и налетел на дерево. Капсула безопасности спасла жизни водителя и пассажирки, телеведущей Тины Канделаки, но не защитила от пожара. На Керимове загорелась одежда, он катался по траве, пытаясь сбить пламя. Вертолетом его перевезли в ожоговый центр в Марселе, затем самолетом в военный госпиталь Королевы Астрид в Брюсселе — в виде исключения, тут же заявило Министерство обороны Бельгии, пациент оплатит все расходы. По слухам, именно Вайн договорился об устройстве Керимова в этот госпиталь.

Мало кто знал, что накануне автокатастрофы Керимов осваивал новую для себя реальность западного бизнеса. Его промоушеном на Западе занимался Вайн. Он представлял главу «Нафты» банкирам и крупным бизнесменам как талантливого инвестора, который не участвовал в приватизации, не строил налоговых схем и не пилил бюджет. «Вайн вывел Керимова во внешний мир, раньше он нигде не мог пройти процедуру compliance, все воспринимали его как рейдера», — говорит один из инвестбанкиров. Усилия Вайна и обаяние Керимова в конечном счете принесли результат, и постепенно топы глобальных инвестбанков начали воспринимать Керимова как потенциального клиента. Но кто-то должен был рискнуть первым. Риск взял на себя глава банка Morgan Stanley Джон Мак, один из друзей Вайна. Именно Morgan Stanley летом 2006 года начал полную проверку всех активов Керимова на предмет их «чистоты».

После аварии Керимов долго не появлялся на людях. Он лежал в больницах, проходил реабилитацию, принимал множество лекарств и вынужден был постоянно делать перевязки. «Ему приходилось носить специальный костюм, наполненный силиконом. Он был в постоянном ознобе», — рассказывал Forbes один из знакомых Керимова. Но запущенная в 2006 году корпоративно-инвестиционная машина не давала возможности передохнуть: принимать решения нужно было быстро.

После того как Morgan Stanley завершил due diligence, подоспели и остальные — всего 12 американских и европейских банков, рассказывает бизнесмен, знакомый с Керимовым. Все они признали его активы и деньги «чистыми». «Мы так и не смогли узнать, сам ли он участвует в сделках или фронтует кого-то, да нам это и не было нужно», — признался Forbes один из инвестбанкиров.

По большому счету эти подробности не волновали банкиров, поскольку им попалась по-настоящему крупная рыба. К концу 2007-го — началу 2008 года российские активы были на пике стоимости. Керимов распродал почти все, что у него было в России. И эти сделки принесли ему около $26 млрд кэшем. После уплаты долгов осталось примерно $20 млрд. Банкиры предлагали, казалось бы, выгодные объекты для инвестиций — акции западных компаний и банков.

Катастрофа на финише

Полная картина западных покупок Керимова, вероятно, так и не откроется внешним наблюдателям. Все операции по заказу бизнесмена проводили инвестбанки, отследить конечного покупателя невозможно, и опрошенные Forbes представители компаний и банков либо отказались от комментариев, либо сообщили, что не могут подтвердить или опровергнуть такую информацию. «Обычно в подобных случаях конечного владельца крупного пакета нельзя установить, пока он сам не захочет этого», — заявил Мортен Викфорсс, вице-президент концерна Volvo, до 5% акций которого, по данным источников, Керимов купил в 2008 году. Как удалось выяснить Forbes, в портфеле Керимова оказались British Petroleum и E.On, Deutsche Telekom и Boeing, бумаги Deutsche Bank, Credit Suisse, Morgan Stanley, Merrill Lynch, Barclays, Fortis и Royal Bank of Scotland. Мотивы приобретений были разные: например, ходят слухи, что топ-менеджеры Royal Bank of Scotland и Fortis попросили Керимова выкупить долю акционеров, не согласных со сделкой по приобретению голландского банка ABN Amro.

Играл Керимов по-крупному. По словам представителей нескольких банков, с которыми поговорил Forbes, владелец «Нафты» открывал позиции по их бумагам на миллиарды долларов. Он стал крупнейшим частным акционером Morgan Stanley. Акции одного банка или компании Керимов покупал через другой или несколько других банков: например, Morgan Stanley покупал для него акции BP, Credit Suisse, Merrill Lynch, RBS, банк Credit Suisse — акции Deutsche Bank и т. д. В ряде случаев собранные им пакеты превышали 3% от голосующих акций компании или банка: в этом ряду чаще всего называют BP, Deutsche Bank, Morgan Stanley, Credit Suisse. Как и раньше в России, акции покупались с большим кредитным плечом, но ни один западный банк не соглашался по примеру Сбербанка выдавать кредиты на покупку своих акций. Поэтому стандартная схема покупки выглядела примерно так: чтобы купить акции банка Credit Suisse на $1 млрд, Керимов размещал в Morgan Stanley не менее $200 млн своих денег, тогда Morgan Stanley давал ему в кредит $800 млн, и Керимов покупал акций Credit Suisse на $1 млрд. Все купленные акции оставались в залоге у Morgan Stanley.

Покупать акции с плечом рискованно. Это дает возможность заработать много, когда рынок растет, но, если цена купленных и заложенных акций падает, клиент должен увеличивать обеспечение.

Знакомый с Керимовым банкир утверждает, что тот хеджировал риски. На акции из портфеля Керимова покупались опционы «пут», которые дают право продать акции, к которым привязан опцион, по заранее фиксированной цене. В этом случае, если цена падала, Керимов терял на акциях, но зарабатывал на опционах. Использовались и более сложные опционные стратегии «стрэддл», которые позволяли много зарабатывать при сильных движениях рынка и вверх, и вниз. В этом случае на один и тот же базовый актив (акции) покупаются и опционы «колл» (право купить базовый актив по заранее определенной цене), и опционы «пут». Если рынок растет, срабатывают опционы «колл», если падает — «пут». Впрочем, другой инвестбанкир сомневается, что Керимов подстраховался: «Керимов и хеджирование рисков? Да вы бы видели, как он катается на водном мотоцикле!»

Перед кризисом банковские акции начали сильно дешеветь, но Керимов и Вайн не только не продавали их, но, напротив, докупали, рассчитывая, что упавшие до минимумов котировки скоро пойдут вверх. По словам знакомого Керимова, апофеозом этой стратегии стала покупка в очередной раз упавших акций Morgan Stanley в сентябре 2008 года, когда до глобальной катастрофы оставались считаные дни. Керимов был настолько уверен в неизбежном «отскоке» и росте банковского сектора, что без тени сомнения вкладывал все новые деньги — потратив в конечном счете практически все.

Что произошло с его активами в середине 2008 года — одна из самых больших тайн Керимова. Когда после банкротства Lehman Brothers рынок полетел в пропасть, за первую же декаду октября акции самых устойчивых банков и компаний потеряли в цене по 20% и более, что автоматически включило margin calls и автоматически же лишило Керимова всех заложенных в банках (то есть, вероятно, вообще всех) ценных бумаг. Продавали их уже банки. Ему оставалось лишь в полном отчаянии наблюдать, как растворяются в воздухе почти $20 млрд.

Керимов пытался обвинять в катастрофе банкиров. Как сообщала бельгийская газета Het Laaste Nieuws, в ноябре 2008-го он грозился подать иск к бывшему главе бельгийско-голландской банковской группы Fortis Морису Липпенсу, говоря, что тот предоставил ему ложную информацию о финансовом положении банка, уговаривал Керимова участвовать в размещении допэмиссии банка. В результате этих уговоров летом 2008 года Millennium Group Керимова купила акции Fortis на €750 млн, а во время кризиса смогла продать их лишь за €50 млн. До суда дело так и не дошло — возможно, со временем Керимов просто остыл. Если всегда и все важные решения он привык принимать сам, кого в этом винить? Вся команда во главе с Алленом Вайном работает на Керимова и поныне.

Большой блеф

Керимов всегда соблюдал режим строгой секретности вокруг своей экспансии на Запад, даже когда на начальных этапах она шла вполне успешно. О масштабах октябрьской катастрофы он тем более не распространялся. Хранили молчание и инвестиционные банки, приложившие руку к этой катастрофе. Но уровень потерь находился где-то между отметками «всё» и «почти всё». С большой долей вероятности можно утверждать лишь, что Керимов сохранил личные активы, которые исторически оформлены на его швейцарский холдинг Swiru: особняки во Франции и Англии, две яхты, несколько самолетов, возможно, какие-то деньги на счетах. Это максимум сотни миллионов долларов — октябрь 2008 года отбросил Керимова на много лет назад. В какой-то момент, рассказывает один из источников, у владельца «Нафты» не было денег даже для того, чтобы платить своей команде. Керимов приложил все силы к тому, чтобы скрыть свое подлинное финансовое состояние: полной картины не видели даже его топ-менеджеры. В России же у Керимова по-прежнему была репутация исключительно успешного инвестора и связи, которые открывали многие двери. Медленно, шаг за шагом он начал выбираться из пропасти.

Первым приобретением после кризиса стала строительная группа ПИК, владельцам которой только в 2009 году нужно было вернуть банкам $900 млн. Керимов получил от собственников ПИК Кирилла Писарева и Юрия Жукова пакет 25% под обещание урегулировать вопрос с долгами — и сразу же Сбербанк согласился начать переговоры о реструктуризации долга компании в размере 14,2 млрд рублей. После того как ПИК согласовала вопрос с этим долгом и кредитами других банков, Керимов получил еще 20% акций компании. Бизнесмен ничем не рискует: он заключил соглашение, по которому Жуков и Писарев могут выкупить его долю обратно в течение трех лет по рыночной цене на момент сделки. Притом что на ПИК Керимов не потратил ничего.

А вскоре Керимов вернулся в действительно крупный бизнес. В 2009 году Владимиру Потанину, владельцу сильно просевшего в кризис холдинга «Интеррос», очень нужны были деньги, чтобы платить по текущим долгам, и он решил продать 39% крупнейшей золотодобывающей компании России «Полюс Золото». У Керимова не было денег на этот пакет, но он начал переговоры и с Потаниным о продаже, и с банком ВТБ о деньгах для сделки — и договорился с обоими. Потанин получил деньги, в которых очень нуждался, Керимов — перспективные акции со значительным дисконтом к рыночной цене и нового лучшего друга в лице банка ВТБ, заменившего в этой роли Сбербанк. Невозможно отделаться от ощущения дежавю: структурам Керимова сейчас принадлежит до 4,5% банка ВТБ, а банк финансирует основные операции владельца «Нафты». В том числе самую масштабную посткризисную сделку российского рынка — покупку «Уралкалия». Общая сумма кредитов, выданных ВТБ компаниям Керимова, составляет не менее $2,5 млрд.

Снова на коне

Владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев всегда опасался, что рано или поздно государство захочет прибрать его компанию к рукам, из этих соображений, к примеру, он никогда не брал больших кредитов в российских госбанках. Но однажды бдительность ему все же изменила. На рутинном совещании в 2008 году вице-премьер Игорь Сечин спросил, на чьи деньги будет отстроена новая железная дорога в Березниках. Старая провалилась в гигантскую воронку, образовавшуюся на месте одного из рудников «Уралкалия». Рыболовлев публично отказался финансировать стройку. Сечин был в ярости, вспоминает участник той встречи.

Вскоре после этого Рыболовлев узнал, что госорганам, ранее признавшим аварию на «Уралкалии» форс-мажором, поручено заново проанализировать ее причины, а заодно подумать, не должна ли компания доплатить государству за оставшиеся в погибшем руднике запасы. В итоге «Уралкалию» грозил штраф в размере до 85 млрд рублей. В нервном ожидании последствий Рыболовлев провел около полутора лет, что не прошло даром: бизнесмен, ранее заявлявший, что не продаст компанию ни при каких обстоятельствах, начал переговоры с потенциальными покупателями. До них были доведены главные условия сделки: весь «Уралкалий» стоит не менее $10 млрд и деньги за свои 63% акций Рыболовлев хочет получить как можно быстрее. Претендент вскоре нашелся — им стал владелец «Интерроса» Потанин, который был готов заплатить $6,27 млрд, треть из них с рассрочкой.

Весной 2010 года команде Потанина, отвечавшей в «Интерросе» за M&A, приходилось работать и по ночам: время шло на часы, и к подписанию term-sheet по покупке «Уралкалия» почти все было готово. Но накануне сделки Рыболовлев и его представители просто перестали выходить на связь с «Интерросом». Не ожидавший такого вероломства Потанин быстро выяснил, что его лихо обошел Сулейман Керимов. Владелец «Нафты» взял Рыболовлева напором: он провел «классическое M&A по-русски», говорит один из участников событий. «Без всякого due diligence и подписания бумаг» он согласился выдать владельцу «Уралкалия» безвозвратный аванс. Рыболовлев попросил $300 млн, Керимов согласился, но предупредил, что, если сделка не состоится, тот вернет ему вдвое больше. Сошлись на $150 млн, говорит близкий к «Нафте» источник. Еще $150 млн Керимов добавил к цене Потанина, и Рыболовлев согласился. Керимов мог позволить себе переплатить, ведь у него был очень известный и денежный партнер — глава «Онэксима» Михаил Прохоров.

Именно он изначально пришел к Керимову с идеей купить «Уралкалий». Но буквально накануне сделки Прохоров известил Керимова, что передумал. Керимов мгновенно нашел новых партнеров (ими стали его старые знакомые Александр Мамут, Александр Несис и Филарет Гальчев) и решил вопрос с финансированием для всех с банком ВТБ. Одновременно владелец «Нафты» уже занимался операцией по получению контроля над «Сильвинитом», единственным российским конкурентом «Уралкалия».

Совладелец «Сильвинита» Анатолий Ломакин (он вел переговоры с Керимовым в том числе от лица своего партнера Петра Кондрашева) сначала убеждал владельца «Нафты», что компания не продается. Они уже вели переговоры об объединении с холдингом «Фосагро». Тогда на «Сильвинит» заехало полсотни человек из разных проверяющих органов, говорят знакомые бывших хозяев компании. Совладельцы «Сильвинита» были так напуганы проверками и натиском «Нафты», что прекратили переговоры не только с «Фосагро», но и со всеми другими потенциальными покупателями. К примеру, Ломакин категорически отказывался обсуждать эту тему даже с давним знакомым Владимиром Потаниным, с которым они в 80-х годах сидели за соседними столами в департаменте минеральных удобрений внешнеторгового объединения «Союзпромэкспорт».

Но источник, близкий к «Нафте», говорит, что способ давления был другим: Керимов снова отчаянно блефовал. Он сообщил Ломакину, что уже купил у Рыболовлева 25% акций «Сильвинита», и обещал контролирующим акционерам «веселую жизнь» в виде корпоративной войны. Такой пакет у Рыболовлева действительно был, правда, Керимов его не выкупал (эту сделку только через полгода провел уже сам «Уралкалий»). Но Ломакин этого не знал, и блеф сработал. Кроме того, Керимов предложил продавцам хорошую цену (около $3 млрд за 47% акций), и они быстро согласились. Покупателями стали партнеры Керимова — Зелимхан Муцоев и Анатолий Скуров, деньгами им помог все тот же ВТБ. А уже через полгода было объявлено о слиянии «Уралкалия» и «Сильвинита». В итоге Керимов стал крупнейшим акционером второго по величине производителя калийных удобрений в мире и одной из самых рентабельных компаний в России (рентабельность в первой половине 2011 года — 64%, прогноз по EBITDA в 2012 году — $4,5 млрд).

Бывшие владельцы «Уралкалия» и «Сильвинита» итогом своего общения с владельцем «Нафты» остались довольны, рассказали Forbes несколько знакомых Рыболовлева, Кондрашева и Ломакина. Керимов и его партнеры не поскупились, предложив за активы около 30% премии к рынку. Даже замкнутому и недоверчивому Дмитрию Рыболовлеву миллиарды вскружили голову: в счет оплаты части «Уралкалия» он принял апартаменты в гостинице «Москва» и здание «Военторга», оцененные для сделки в $700 млн.

У владельца соседних апартаментов в гостинице «Москва» Сулеймана Керимова дела тоже идут неплохо. Финансовая катастрофа осталась в прошлом, а большой блеф, сопровождавший его возвращение в большую игру, отлично сработал. Стоимость нынешних активов владельца «Нафты» уже подбирается к $10 млрд. Возможно, новая комбинация Керимова — как всегда масштабная и как всегда рискованная — уже началась.

Авария на Английской набережной

Во Франции на Лазурном берегу попал в ДТП и серьезно пострадал известный российский бизнесмен, депутат Государственной Думы РФ от фракции ЛДПР Сулейман Керимов. Авария произошла в субботу, 25 ноября, около 15:30 по местному времени на Английской набережной при въезде в Ниццу. Ferrari Enzo, за рулем которого находился Керимов, по непонятным пока причинам потерял управление, выехал на "зеленую" разделительную полосу и врезался в дерево. Удар пришелся на бензобак - машина сразу же загорелась. Керимов с серьезными ожогами и травмами был доставлен на вертолете в ожоговый центр Марселя.

Сразу после инцидента представитель службы Скорой помощи Марселя заявил, что врачи расценивают состояние Керимова как тяжелое и дают "сдержанный прогноз" по поводу дальнейшей динамики. Стало известно, что Керимов был подключен к аппарату искусственного дыхания. Между тем какие-либо детали, касающиеся тяжести полученных Керимовым ожогов и характера ранений, французские врачи пока предоставить отказались. Начиная с 8 часов утра понедельника, в марселькой клинике de la Timone, где лежит Керимов, постоянно находятся представители генкосульсва РФ в надежде получить точные сведения о состоянии здоровья пострадавшего.

Обстоятельства аварии известны пока только в общих чертах, со слов свидетелей. Сообщается, в частности, что Керимову удалось самостоятельно выбраться из охваченной пламенем машины. Он кинулся на землю, пытаясь сбить пламя с одежды. На помощь к нему подоспели два водителя из Канн, в то время как другие автомобилисты, ставшие свидетелями аварии, помогали выбраться из машины его спутнице. Движение на Английской набережной, одной из основных транспортных артерии Ниццы, которая пересекает город с запада на восток, оказалось парализовано на некоторое время. Сам автомобиль фактически разорвало надвое, он полностью выгорел и восстановлению не подлежит.

Между тем так и остается неизвестным самое главное. Никто пока не может сообщить, на какой скорости ехал автомобиль с учетом, что на Английской набережной она ограничена 50 километрами в час и контролируется радарами. Полиция пока не выдвинула никаких предположений о возможный причинах аварии: техническая неисправность автомобиля, ошибка водителя, который не сумел справиться с управлением, или что-нибудь другое.

Немного конкретики внес лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который однозначно заявил, что происшедшая авария - чисто технический момент, без какой-либо политической подоплеки. "Человек просто не справился с управлением, такие аварии случаются и в Москве", - заявил Жириновский и привел свою статистику, по которой депутаты фракции ЛДПР попадают в дорожные аварии в среднем два раза в год.

И все же, несмотря на скудость информации, автокатастрофа приковывает пристальное внимание не только в России, но и на Западе. Как пишет Le Parisien, автокатастрофа с участием Керимова "вызвала немало эмоций на Лазурном берегу". Высокий социальный статус попавших в аварию людей, место происшествия: Франция, Ницца, знаменитая Английская набережная - и наконец, что немаловажно, марка и цена разбитого автомобиля, все вместе придает случившемуся вид некой истории из жизни высшего общества: немного политики, немного шоу-бизнеса, много денег и небольшая любовная интрига.

Водитель

Сулейман Керимов в свои сорок лет занимает 72 место среди самых богатых людей планеты, а его состояние, по оценке журнала Forbes за 2006 год, превышает 7 миллиардов долларов. Керимов является собственником компании ОАО "Нафта-Москва". Ему также принадлежит 6 процентов акций Сбербанка РФ на сумму около 1,6 миллиардов долларов и 4,5 процентов акций "Газпрома" на сумму приблизительно 5 миллиардов долларов. Керимов также владеет 59 процентами компании кабельного телевидения "Мостелеком" и 100 процентами компании "Национальные кабельные сети". Керимов имеет свою долю в золотодобывающей компании "Полиметалл", Бинбанк (19,9 процентов), и МГТС (2 процента).

В 1999 и 2003 годах Сулейман Керимов был избран депутатом Государственной думы РФ в первый раз - от Блока Жириновского, во второй - от ЛДПР. В думе четвертого созыва он занимает пост заместителя председателя думского комитета по физической культуре и спорту, и входит в состав комитета по безопасности. Он также возглавляет Попечительский совет Федерации спортивной борьбы России и является обладателем "Золотого Ордена" - престижной награды, врученной ему Международной федерацией объединенных стилей борьбы (FILA). Керимов женат, имеет двоих дочерей.

Пассажирка

Сразу после аварии журналисты заинтересовались попутчицей российского миллиардера и депутата, очевидно предвкушая некую интригу, а, может, и скандал. Однако установить личность пассажирки сразу не удалось. Только в понедельник в газете "Ведомости" появилась статья, где утверждалось, что спутницей Сулеймана Керимова была известная российская телеведущая с канала СТС Тина Канделаки. "Ведомостям" якобы удалось связаться с больницей Сен-Рош (Saint-Roch) в Ницце, врачи которой подтвердили, что, действительно, в субботу, 25 ноября, к ним поступила потерпевшая с фамилией "Канделаки", выписавшаяся в тот же день.

Досужую версию "Ведомостей" косвенно подтверждал тот факт, что 26 ноября Тина Канделаки не смогла придти в эфир радиостанции "Эхо Москвы", чтобы принять участие в еженедельной программе Елены Афанасьевой "Телехранитель", посвященной недавнему вручению премий Академии российского телевидения ТЭФИ-2006. Напомним, что Тина Канделаки получила "ТЭФИ" в номинации "Ведущая ток-шоу" за свою программу "Детали" на телеканале СТС. Елена Афанасьева сообщила радиослушателям, что ее гостья "попала в больницу", и пожелала ей скорейшего выздоровления.

Наконец, в понедельник, 27 ноября, руководство телеканала СТС официально прояснило ситуацию, подтвердив, что вместе с Сулейманом Керимовым в автокатастрофу, произошедшую в субботу на Лазурном берегу, попала именно телеведущая Тина Канделаки. По словам главы пресс-службы СТС-Медиа Александра Чернова, в момент аварии Канделаки действительно находилась в "Феррари" Керимова, однако в результате происшествия не пострадала. Чернов также добавил, что Канделаки находится у себя дома в Москве и готовится к съемкам передачи.

История с попутчицей вдруг получила совсем уж неожиданный оборот. В понедельник Тина Канделаки сообщила по телефону журналисту газеты "Собеседник", что ни в какую Ниццу не ездила, в аварию на Английской набережной не попадала, что в субботу и воскресенье была в Москве и что она больна: у нее свинка, а в прошлом году была корь. "Полиция Франции ведет расследование, еще никто ничего не знает. Зато газета "Ведомости" утверждает, что в машине находилась я", - сказала, в частности Канделаки и добавила, что, по закону бумеранга все плохое, что о ней сейчас говорят, вернется к ее обидчикам.

Машина

Третьим пострадавшим в автокатастрофе на Лазурном берегу стал черный Ferrari Enzo за 700 тысяч евро (или чуть меньше) - самый быстрый и самый совершенный автомобиль знаменитой итальянской фирмы. На Английской набережной разбилась больше чем машина. Уникальность этой модели подчеркивает даже тот факт, что ее назвали в честь основателя компании, легендарного Энцо Феррари.

Суперкар был представлен публике в 2002 году, однако купить его у производителя к тому времени было уже невозможно: клиентов, готовых отдать 650 тысяч долларов за один из 399 "лучших Ferrari всех времен" (ровно столько экземпляров было выпущено), компания нашла еще до того, как стали известны технические характеристики новинки и появились первые фотографии. Чтобы исключить спекуляцию и перепродажу новых автомобилей, в Ferrari старались подобрать только самых проверенных покупателей. Таким образом первоначальные владельцы Ferrari Enzo сформировали своеобразный закрытый клуб, куда сложно попасть даже за очень большие деньги.

Технически Ferrari Enzo - это болид "Формулы-1", адаптированный к дорогам общего пользования. От гоночной машины Михаэля Шумахера его отличает только пластиковый обвес, два места в салоне, да двигатель меньшей мощности, рассчитанный на больший ресурс. Это двухместный среднемоторный суперкар с углепластиковым кузовом, двигателем V12 мощностью 660 лошадиных сил, и керамическими тормозами. До ста километров в час Ferrari Enzo разгоняется за 3,65 секунды, до двухсот - за 9,5 секунды, а его максимальная скорость превышает 350 километров в час.

Не удивительно, что аварии с участием самого быстрого и самого редкого современного Ferrari становятся новостным поводом в любой стране мира. До сих пор наибольшего внимания журналистов удостаивалась авария, произошедшая в США в феврале 2006 года. Тогда автомобиль разбил шведский бизнесмен Стефан Эрикссон, которого впоследствии обвинили в аренде суперкара в Европе и его незаконной контрабанде в Америку. Дело против Эрикссона продолжается до сих пор.

Авария, в которую попали Сулейман Керимов и его попутчица, - просто готовая история для глянцевых журналов. Вместе с тем хочется, чтобы поводы для их публикаций не были такими печальными, несмотря на Ниццу, Английскую набережную, миллиардера-политика, его таинственную попутчицу и эксклюзивный Ferrari Enzo.

Алексей Демьянов и Сергей Иванов

Похоже, закончилась благополучно. Один из самых богатых людей России Сулейман Керимов, разбившийся в своем Ferrari вместе с телеведущей Тиной Канделаки, несколько дней назад вернулся в Москву.

По крайней мере так говорят его деловые партнеры. Вернулся он вовремя, ведь дела миллиардера пошатнулись. Мэрия Москвы отменила сделку, в результате которой Керимов должен был получить лучшие московские гостиницы.

Керимов действительно вернулся неделю назад, - рассказал "Известиям" один из деловых партнеров миллиардера. - Все эти его ожоги были сильно преувеличены. Там было не 70% кожи, а 30%. Все не так тяжело. Честно говоря, мы все больше переживали за его черепно-мозговую травму.

Заметим, что собеседник "Известий" лично не видел Керимова с момента его возвращения. Информацией о самочувствии миллиардера владеют только самые близкие его помощники. От них, например, известно, что лицо бизнесмена не очень сильно пострадало. Хотя раньше говорили, что ему потребуются пластические операции. Возможно, их просто уже провели?

Вообще после памятной аварии в Ницце все, что связано с излечением Керимова, немедленно стало тайной за семью печатями. Французские врачи, которым дозванивались "Известия", отказывались даже подтвердить, лечат они такого человека или нет. И такой секретности есть вполне прагматическое объяснение. Многомиллиардный бизнес Керимова во многом построен на личных связях, и будущее этого бизнеса зависит от того, насколько работоспособен будет бизнесмен.

Напомним, что в конце ноября Сулейман Керимов попал в аварию на Английской набережной Ниццы, управляя черным Ferrari Enzo. Сидевшая на пассажирском сиденье телеведущая Тина Канделаки практически не пострадала, а вот Керимов получил сильные ожоги и был направлен в марсельский ожоговый центр. Через несколько дней его перевезли в Брюссель. Врачи сообщали, что состояние пациента "стабильно тяжелое", он долгое время находился в состоянии искусственной комы.

Если Керимов действительно вернулся в Москву и приступил к делам, то сделал он это в самое подходящее время. Потому что с его бизнесом уже начались неприятности. Последним большим успехом Керимова незадолго до аварии стало создание совместной с правительством Москвы Объединенной гостиничной компании (ОГК), куда должны были перейти доли в 20 московских гостиницах, в том числе в "Балчуге", "Метрополе", "Национале" и "Ренессансе". Контролируемая Керимовым "Нафта Ко" должна была получить контрольный пакет акций этой компании, Москве оставалось только 49%.

Но два дня назад мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о прекращении всех мероприятий по созданию Объединенной гостиничной компании.

Формальным поводом стала переоценка гостиниц, которые должна была внести Москва. Представитель мэрии рассказал, что вместо прежних $2 млрд гостиничный комплекс ОГК оценили в $7 млрд, так что за половину этих активов Керимову пришлось бы заплатить не миллиард, как планировалось, а в несколько раз больше. Таких денег у "Нафта Ко" не нашлось, и сделку отменили.

Но это официальная версия. Неофициально сразу пошли разговоры о том, что Керимов не может контролировать бизнес и поэтому мэрия расторгла сделку.

Весть о том, что Керимов выздоровел, опровергает эту версию. Есть и еще одна причина, более правдоподобная. Дело в том, что в отсутствие Керимова придуманная им гостиничная империя стала разваливаться как карточный домик.

Один из лучших московских отелей "Националь" выбыл из проекта как памятник архитектуры. Доля Москвы в "Балчуге" была выкуплена его управляющей компанией. "Метрополь" - тоже памятник, к тому же его акционеры имеют право преимущественного выкупа доли города.

Похожая история и с "Ренессансом". В результате в грандиозном проекте ОГК остались бы только недорогие отели типа "Саян" и "Зари", которые малоинтересны для структур травмированного миллиардера. "Керимов должен был договариваться, - подтвердили "Известиям" в московской мэрии, - в этой сделке слишком много интересов". К тому же после громких судебных тяжб по поводу реконструкции гостиницы "Россия" московские власти могли решить просто "притормозить" другие гостиничные проекты. Во избежание...

Человек-империя


Сулейман Керимов владеет пакетами акций Сбербанка (6%), "Газпрома" (примерно 4,5%), МГТС (2%), Бинбанка (20%), МНПО "Полиметалл" (крупнейший в России производитель серебра, 100%). Ему также принадлежит недвижимость в Москве, Подмосковье и за границей, оцениваемая более чем в $3 млрд. Его состояние, по разным данным, составляет от 7 до 10 миллиардов долларов.

Евгений Стрельцов

Звонок в Брюссель


"Известия" дозвонились до военного госпиталя им. королевы Астрид в Брюсселе. Вопрос был один: продолжает лечение в ожоговом отделении больной Сулейман Керимов или он уже выписан? Секретариат дирекции потребовал направить запрос газеты факсом.

Когда в Брюсселе подтвердили получение нашего официального письма, был найден новый повод уклониться от прямого ответа: велено было ждать - запрос, дескать, переправили в лечебную часть госпиталя. До подписания номера ответ мы так и не получили. Можно предположить: если бы Керимова выписали,?то?тянуть волынку не было бы смысла.

Петр Иноземцев

"Сулейман Керимов выглядит отлично"


[...] В компании ОАО ГНК (бывшей "Нафта-Москва"), которой владеет бизнесмен, комментировать его приезд в Москву отказались. Однако в ближайшем окружении бизнесмена признались, что он "в отличном состоянии, что может разочаровать его противников".

Вчера помощник депутата Сулеймана Керимова Алексей Красовский сообщил Ъ, что его шеф прибыл в Москву. Источник в ближайшем окружении бизнесмена уточнил, что господин Керимов уже несколько раз ненадолго прилетал в Москву, однако постоянно находится в столице с понедельника. [...]

По словам Алексея Красовского, господин Керимов вчера приступил к своим депутатским обязанностям. "Утром он зашел в Думу,- сказал господин Красовский,- поработать, чаю попить". Среди ближайших планов депутата Керимова господин Красовский назвал "встречи, заседания и работу с документами".

Господин Красовский заявил, что его босс приступил к исполнению депутатских полномочий в полном объеме. На вопрос, способен ли депутат трудиться полный рабочий день, его помощник ответил утвердительно, сославшись на то, что господин Керимов "не на инвалидной коляске".

По словам источника Ъ в ближайшем окружении бизнесмена, Сулейман Керимов приступил и к работе в компании ОАО ГНК: "Он работает в своем обычном режиме, как это было всегда, засиживается на работе допоздна". "Сулейман Керимов выглядит отлично. Хочу подчеркнуть - те, кто рассчитывал, что состояние его здоровья повлияет на текущие бизнес-дела, а конкуренты и недоброжелатели смогут этим воспользоваться, будут разочарованы".

По словам собеседника Ъ, никаких внешних следов от ожогов у Сулеймана Керимова нет, "по крайней мере, они не видны глазу": "Первые сообщения о состоянии его здоровья тревожили, но очень хорошие физические данные и способности организма привели к быстрому восстановлению - лучшему, чем предполагали врачи". По словам собеседника Ъ, на скорое выздоровление повлиял и выбор бельгийской клиники-лидера в этой медицинской области.

"Учитывая финансовые возможности пациента, для него создали все условия. Он провел полноценный курс лечения, был примерным и обязательным пациентом. И его отпустили, поскольку было решено, что больше он не нуждается в контроле со стороны врачей". Все время лечения с господином Керимовым была его супруга, которая "безусловно, положительно повлияла на выздоровление". Дальнейшие терапевтические процедуры, если таковые понадобятся, господин Керимов тоже намерен проводить в бельгийской клинике.

Депутат Государственной думы от ЛДПР и бизнесмен Сулейман Керимов попал в тяжелую автокатастрофу в Ницце. Его автомобиль Ferrari черного цвета, ехавший на огромной скорости из местного аэропорта в сторону центра города, потеряв управление, врезался в деревья и загорелся. Керимова на вертолете доставили в региональный ожоговый центр Conception в Марселе, пишет «Коммерсантъ». Сейчас пострадавший подключен к аппарату искусственного дыхания, сообщил представитель службы «скорой помощи» Марселя. По его словам, Керимов получил ожоги, но отказался уточнить характер полученных пострадавшим повреждений и травм, сказав, что подобная информация предоставляется лишь родственникам пациента либо представителям официальных властей. В то же время врачи оценивают состояние пациента, как тяжелое и дают «сдержанный прогноз» по поводу дальнейшей динамики, сообщает РИА «Новости».

В Марсель вылетел президент Бинбанка Михаил Шишханов (Сулейман Керимов владеет почти 20% акций банка), что «на месте ознакомиться с ситуацией». Во Францию вылетели и многие представители дагестанской диаспоры, проживающие в Москве.

Авария произошла 25 ноября в 15:30 по местному времени на участке Английской набережной Ниццы, на котором действует ограничение скорости в 50 км/ч. Ferrari Enzo, за рулем которого находился Сулейман Керимов, двигался из аэропорта в сторону центра значительно быстрее и, неожиданно потеряв управление, перелетел через тротуар и врезался в деревья.

По сведениям газеты «Ведомости», спутницей Сулеймана Керимова в момент аварии была телеведущая Тина Канделаки. Керимова и его пассажирку вытащили из горящего автомобиля прохожие и пассажиры проезжавших мимо машин. Они пытались сбить и пламя, охватившее Ferrari, используя для этого свою одежду и пледы. Однако огонь удалось потушить только пожарным расчетам, которые прибыли из аэропорта Ниццы. На оживленной трассе, как сообщается, из-за аварии возникла двухчасовая пробка.

На место происшествия немедленно прибыли полиция и санитарный вертолет, на котором серьезно пострадавшего Керимова переправили в Марсель в региональный ожоговый центр Conception. По данным «Коммерсанта», бизнесмен получил множественные ожоги и черепно-мозговую травму.

Газета «Ведомости» утверждает, что Канделаки в результате аварии пострадала меньше, чем управлявший черным Ferrari депутат. Известную телеведущую доставили в больницу Saint-Roch, но в тот же день выписали. По данным источников «Ведомостей», Канделаки уже вернулась в Москву.

Расследованием дорожно-транспортного происшествия занимается судебная полиция. В префектуре департамента Приморские Альпы говорят о том, что управлявший Ferrari Керимов пострадал из-за собственной неосторожности: «авария могла произойти из-за того, что водитель утратил контроль над управлением».

Партнеры по бизнесу не склонны связывать происшествие с предпринимательской деятельностью Керимова. «У него непростой характер, он ведет активную, а порой и агрессивную политику, у него много друзей и столько же недругов, однако вряд ли кто-то решился бы на такие действия, тем более что организовать автомобильную аварию за границей чрезвычайно сложно», – заявил РБК daily один из партнеров бизнесмена на условиях анонимности. По мнению партнера Керимова, скорее всего речь идет о несчастном случае.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский называет случившееся «обычным ДТП» и обещает оказать пострадавшему «должное внимание». «Если бы был какой-то взрыв, то можно было бы думать, что это что-то похожее на убийство... Это обычное ДТП, чисто технический момент, случайность, и все», – сказал он журналистам. При этом Жириновский предположил, что причиной аварии, в которую попал зампред комитета по физкультуре, спорту и делам молодежи Керимов, могла стать неисправность машины или «объективные» обстоятельства: «Там могло быть солнце. Он, может быть, мог надеть другие очки – солнцезащитные и плохо сориентировался. Надо ждать данных французской полиции – что там реально было. Может быть, машина бракованная оказалась. Мы ничего не знаем».

Сорокалетний Сулейман Керимов считается одним из самых богатых людей России. Его состояние оценивается в 7,1 млрд. долларов. Керимов занимает 72-е место в списке богатейших людей планеты. Основу его состояния составляют акции «Газпрома» и Сбербанка. По состоянию на конец прошлого года Керимов контролировал только акции «Газпрома» на сумму около 5 млрд. долларов, пишет РБК daily.

Кроме того, ему принадлежит нефтяная компания «Нафта-Москва». Около года назад Керимов приобрел за 900 млн. долларов второго по величине производителя золота и первого по объемам добычи серебра в стране – компанию «Полиметалл». Он активно участвует в сделках купли-продажи собственности, в том числе в операциях с землей. Кроме того, неделю назад было объявлено о решении правительства Москвы создать совместно с компанией «Нафта Ко», принадлежащей Керимову, «Объединенную гостиничную компанию», в которой 51% уставного капитала будет принадлежать городу и 49% – инвестору. В этот проект «Нафта Ко» должна была вложить 2 млрд. долларов.

В конце 1999 года Керимов стал депутатом Госдумы от ЛДПР. С тех пор это его единственное официальное место работы.

Москва, Ольга Панфилова

Москва. Другие новости 25.11.06

© 2006, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0