Телефонный код города Спас-Деменск. Преображение Господне

Есть ли какие-то упоминания о нем в наших языческих источниках?
Архаичность спаский обрядов побудила многих исследователей высказаться в пользу языческого происхождения Спаса.

Так, Г.Дяченко, ссылаясь на Буслаева, писал: «Спас, Спаситель — это «Избавитель» от всяких бед и
несчастий.

Не следует думать, что это слово появилось одновременно с явлением христианства, напротив, оно употреблялось славянами еще в язычестве: В Краледворской рукописи уже упоминается, что «славяне называли своих Богов Спас ».

Вероятно, у славян, так же, как и в ведической традиции, рядом с именем Бога использовался его эпитет, например: Всевышний Сварог. Так же в Велесовой Книге среди названий месяцев (недель или декад) находим название Спасиць (Спасич). Можем предположить, что это были дни, предназначенные чествованию Спаса.


Спасовка — время, когда духи и души Предков (усопших родственников) посещают свои семьи, являются на землю, так же, как и в другие праздники Кола Сварожьего (например, Радуницу, Русалии). Наш народ верит, что Предки способствуют цветению и созреванию плодов, охраняют поля, сады и огороды … Поэтому в эти дни приносили жертвы Роду и Рожаницам, как семейным богам. Именно им торжественно изготавливали и зажигали спаские свечи с нового воска, крошили хлеб, выливали медовый напиток. До нас дошли древние языческие молитвы, которые читались к каждой свечи (а их было три — «троица»):

«Пресвятая плодородная Земля наша, поля, сады, огороды — свет Солнца вам!
Праведная Солнце, Месяц ясный, Зори светлые, Небо пречистое, будьте
милостивы к людям и к скотине! Леса, воды, воздух чистый, все души
праведные лада наши — всем вам во благо, полезно! ».

Как видим, здесь прославляются древние, именно языческие Боги — Солнце, Луна, Звезды, Земля, Небо и духи предков, которыми ведает Бог Велес. Недаром в обжинковому обряде Велесу посвящаются последние несжатые колосья, которые прямо на поле торжественно завязываются красной лентой и которым приносится в жертву хлеб. Этот обряд носит называние Велесовой или Спасовой Бороды (иногда — Дедова Борода). Все это красноречиво свидетельствует давность религиозной традиции, которую не смогли уничтожить тысячелетия.

Спасич (Спасовка) имеет три этапа

Первый — Маковей, или Спас на воде (Мокрый Спас) , что связано с Богиней Воды Данной или Мокошею, которая одновременно является покровительницей женщин, плодородия, растительности — вообще водной стихии.
К Первому Спасa пасечники отбирают мед, соты, топят воск; хозяйки заготавливают мак и зелья, цветы, колосья для венков — все это предназначено к освящению. В древности именно в этот день происходило богослужение у
рек и источников, которым приносились жертвы из меда и хлеба.

Мак в Украине — символ плодовитости, оберег от недоброжелательных сил.

Второй праздник этого цикла — Яблочный Спас, или Спас на горе.

Церковь к этому празднику приспособила свою легенду о преображении Иисуса на горе Фавор. Однако есть один из многих примеров наложения поздних мифов на древние языческие обычаи, ведь Боги Спасы почитались на высоких горах, скалах или у истоков (в местах, которые любят Боги). Здесь происходили также военные братчины, тризны, поминовение погибших воинов.

В Украине была очень сильно развита магия начала, поэтому и первые плоды Земли нуждались ритуального освящения, чтобы обеспечить изобилие в течение года. А это достигалось и через жертву. Приносили жертвы воде, огню, волхвам, кумовьям и соседям, которых наделяли яблоками, грушами, медом, сотами и т.п..
Вместе осуществлялось и поминовение предков, после братчины говорили: «С нами поели и те души, которых вспоминали» . Освященные «начала» сохраняли до нового урожая или к началу посева, их использовали в течение года для лечения, подкуривания, оберега, а по окончании летнего круга (Кола Сварожьего) — ритуально уничтожали остатки, т.е. бросали в костер, на огороды, на воду. Накануне Второго Спаса кое-где сохранилось таинственное заклинание Житника — Духа поля, чтобы земля была плодородной. На Яблочный Спас также бытовали обряды с водой: святой водой окропляли вспаханную под озимые землю.

Третий Спас называется Хлебного Спаса
До этого дня хозяйка выпекает первый хлеб нового урожая. С хлебом-солью сопровождает она хозяина в поле, где он засеет озимые. В языческой вере не было спаского поста, как это есть в христианстве.

Украинские веночки были возрастными, ритуальными, обычными, магическими.
Один из таких венков — венок Спаса плетут весной, как зацветет венерин башмачок и яблони. Добавляют еще вишневые листочки.
Надевают венок лишь на Спаса (19 августа).
К веночку привязывались соответствующие ленты: посередине — оранжевая, далее голубые, синие, желтые, фиолетовые — цвета Спаса. Желтый — цвет солнца.

Шел Спас к Солнцу — Ярилы и просил у него один лучик весны, чтобы освятить им весенние цветы из девичьего венчика. А Ярило отвечал: «Я тебе дам лучик мудрости и здоровья, но ты мне принести в ладонях две капельки голубой водицы (отсюда и голубые ленты), звездочки ночи синей (синие), радость жизни (желтые) и мудрость человеческую (Фиолетовые) ».
Спас дает на то согласие и через три дня все обещанное приносит Солнцу. А Солнце вручает свой луч, святить деревья. Касается каждой веточки. Яблоки. Сливы …

ИЗ ИСТОРИИ ГОРОДА СПАС-ДЕМЕНСКА

FROM HISTORY of the Town SPAS-DEMENSK

Самую первуюи самую раннюю дату упоминания Спас-Деменска (как волости Демена) находим в исторических документах 1446 года – в «Литовских метриках» вдарственной грамоте короля литовского Казимира за верную службу «Князю ФёдоруВоротынскомуДемена»,адресованной князю Фёдору Львовичу Воротынскому. До этого эта земля принадлежала литовцам. Именно эту дату мы принимаем за дату основанияг.Спас-Деменска (тогда ещё волости Демина Смоленского княжества).Затем1494 год-эта дата была найдена в архивах нашим старейшим краеведом, бывшим учителем школы № 1 Т.Ф.Силаевым в документах о переговорах о волостях между Москвой и Литвой, в результате которых смоленские пригороды, которые великий князь литовский Александр Казимирович хотел оставить за Литвой, перешли в московскую сторону. Потом ещёСпас-Деменск какволость Демина упоминается в 1503 и 1505-х годах в Перемирной грамотемежду Москвой и Литвой и в завещании царя Иоанна III , государя всея Руси своим пятерым сыновьям. По административной реформе 1708 года, проведённой Петром I , спас-деменские земли вошли в Мосальский уезд Калужской провинции, которая входила в Московскую губернию. В 1796 году императрица Екатерина II провела третью реформу. Было образовано Калужское наместничество, куда вошёл Мосальский уезд с населением более 16420 человек, а через 20 лет оно было преобразовано в Калужскую губернию. В конце XVIII века Спас-Деменск был селом «Спасским, что в деменской волости». Здесь стояла деревянная Преображенская церковь, а затем было построено ещё два храма. Позднее, в 1818 году, подполковником М.П.Нарышкиным и на церковно – кошельковую сумму (собирал народ) был построен новый каменный храм Преображения Господня (сейчас называется Спасо -Преображенская церковь). По сути дела, в то время село Спас-Деменское было купеческо-ремесленным поселением. В нём жили купцы, ремесленники, мещане и крестьяне. Самыми известными купцами были двоюродные братья Николай и Михаил Дамановы. В селе Спас-Деменское ежегодно проводилось десять ярмарок – больше, чем в Калуге. Назрела необходимость в строительстве железной дороги, инициатором в прокладке которой выступило местное купечество, торговавшее зерном, льняным и конопляным маслом, пенькой, верёвочным материалом, кожами, имевшими спрос в других регионах России и за рубежом. Осенью 1897 года начались подготовительные работы, а 21 декабря1899 года было открыто правильное пассажирское движение на участке Данков – Смоленск. Также были построены и действовалишкола, аптека, больница, гимназия, почтово-телеграфная контора, гостиный двор, электростанция, паровая мельница. Так выглядел Спас-Деменск в то время: «…В городе была церковь, немощёная улица, было много лавок и лавочек, кабак, большая коновязь посреди площади, железнодорожная станция, где всегда слышалось движение – дыхание локомотивов, свистки сцепщиков, гудки стрелочников. Пульса города не чувствовалось – редкие пешеходы, ещё редкие повозки – всё как в тихом уездном захолустье ». И в это, и в последующее время именно железнодорожники вносили разнообразие в тихую жизнь нашего городка. Это было как отдельное государство- свой клуб, ясли – сад, отличный духовой оркестр. Именно по инициативе железнодорожников началосьстроительство нового района, который стал называться Черёмушки.Наступила революция. В 1921 году постановлением ВЦИК был образован Спас-Деменский уезд Калужской губернии, куда вошли 16 волостей от Мосальского уезда, а сам Спас-Деменск получил статус города ещё в 1917 году.Общая площадь уезда составляла 206079 десятин, в том числе под лесом - 70789. В 1929 году было проведено изменение в районировании страны, в результате которого Калужская область была упразднена, упразднился иСпас-Деменский уезд и образовался Спас-Деменский район, который вошёл в Сухинический округ Западной области с центром в г.Смоленске. Новое время пришло. Начали мостить дорогу на Большой Советской (нынешней Советской улице). Песок для укладки камня рыли на окраине Спас-Деменска за больницей. Так образовалась знаменитая Суховская горка. 27 сентября 1937 года была образована Смоленская область, куда и вошёл Спас-Деменский район. 5 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Калужская область, в составе которой и сейчас находится наш район.

The first and the earliest date of the mentioning of Spas-Demensk (as volosti Demena) find in historical documents in 1446 - in "Lithuanian metrics" in grant credentials of the king lithuanian Kazimir for true service "Prince Fyodor Vorotynskiy Demena", addressed prince Fyodor Livovich Vorotynskiy. This land belonged to lithuanias before. Exactly this date we take as year of foundation of Spas -DEMENSK (at that time it was volost Demina Smolenskogo principality).Then 1494-this date was found in archive the most old Regional Studies, former teacher of the school 1 T.F.SILAEVYM in the document about negotiations about volosts between Moscow and Lithuania, as a result smolenskie suburbs, which grand duke lithuanian Alexander Kazimirovich wanted to leave for Lithuania, have alterredin moscow side. AfterwardsSpas-Demensk as volost Demina is mentionned in 1503 and 1505 years in Peremirnoy credentials between Moscow and Lithuania and in testament reigning Ioanna III, sovereign of All Russia to his five sons. On administrative reform 1708, conducted by Peter I, the lands of Spas-Demensk fell into Mosaliskiy district Kaluzhskoy provinces, which fell into Moscowprovince. In 1796 empress Catherine II has conducted the third reform. It was formed Kaluzhskoe namestnichestvo, where Mosaliskiy district entered with population more than 16420people, but in 20 years it was transformed in Kaluzhskuyu provinces. At the end of the XVIII century Spas-Demensk was a village "Spasskim that in demenskoy volosti". There was wooden Preobrazhenskaya church, and afterwards two temples were built. Later, in 1818, lieutenant colonel M.P.NARYSHKIN and on church - purse amount (collected folk) was built new stone temple of the Transfiguration Gospodnya (presently is identified Spaso-Preobrazhenskaya church). On essences of the deal, in that time village Spas-Demenskoe was merchant"s-craft settling. Merchants, handicraftsmen, middle classes and peasants lived there. The famous merchantswere cousins Nikolay and Mihail Damanovy. In village Spas-Demenskoe was annually conducted ten fairs - more, than in Kaluga . It was an urgent problem in construction of the railway, initiators were the local merchants, traded by grain, linen and hemp mask, hemp, material, skin, trere was a great demand in the other regions ofRussia and overseas. In Autumn 1897 began starting-up work, and in December, 21 1899 was opened correct passenger motion on area Dankov - Smolensk . Also, were built and acted the school, drugstore, hospital, gymnasium, postal-telegraph office, guests courtyard, power station, steam mill. So looked Spas-Demensk in that time: " There was a church, unpaved street, many commissaries and small bench, pub, big hitching post in the middle area, railway station, where was always heard motion - a breathing locomotive, whistle of, couplers, switchman’s beep. The Pulse of the city did notfelt - a rare pedestrians, rare vehicles - all as in a quiet boondocks district ". And in this, and at the following time exactly railwaymen contributed the variety in calm life of our borough. This was as separate state- its club, creche-garden, excellent brass band. Exactly construction of the new region began on the initiative of railwayman, which was named Cheryomushki. The revolution has approached. In 1921 resolution VCIK was formed Spas-Demenskiy district Kaluzhskoy province, where entered 16 volostey from Mosaliskogo district, but itself Spas-Demensk has got the status of the town as far back as 1917.The General area of the district formed 206079 tithes, including under wood - 70789. Change was organized in 1929 in division into districts , as a result Kaluzhskaya area was abolished, abolished and Spas -Demenskiy district and was formed Spas-Demenskiy region, which fell into Suhinicheskiy district of the West area with the centre in g.Smolenske. New time came. They have begun to pave the road on Big Soviet (the present Soviet street). Sand for stowage stone snout on fringe Spas-Demenska for hospital. So was formed a famous Suhovskaya hutch. In September 27 1937 was formed Smolenskaya area, where entered Spas-Demenskiy region. In July 5 1944 Edict of the Presidium of the SUPREME SOVIET USSR was formed Kaluzhskaya area, in composition which and is presently found our region.

(С прописное). Название трёх летних праздников, посвящённых Иисусу Христу (Спасителю). Медовый Спас. Яблочный Спас. Спас Нерукотворного образа (в память о перенесении в Константинополь холста с отпечатлевшимся на нём ликом Иисуса Христа).

II. СПАС , -а (-у), муж. : спасу нет (прост.) 1) от кого (чего), не избавиться, не спастись от кого-чего-н. Спасу нет от комаров; 2) об очень сильном проявлении чего-н. Спасу нет, как жарко.


Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Спас" в других словарях:

    - (ст. слав. Съпасъ, греч. Σωτήρ «Спаситель») эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Особенно характерен для иконописи … Википедия

    СПАС - система предупредительной аварийной сигнализации Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. СПАС Скорая передвижная автомобильная служба авто Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений… … Словарь сокращений и аббревиатур

    1. СПАС, у; м. Нар. разг. = Спасение. ◊ Спасу нет. Спасения нет. От комаров спасу нет. Жарко спасу нет. Спать хочется, просто спасу нет. 2. СПАС, а; м. [с прописной буквы] Нар. разг. 1. = Спаситель (2 зн.). * Встань, пришло исцеление, Навестил… … Энциклопедический словарь

    - (Спас), (С прописное), спаса, мн. нет, муж. (церк.). 1. То же, что спаситель во 2 знач. (разг.). || Икона с его изображением. 2. Церковь в честь Спасителя. Спас Нередицкий. 3. Название трех церковно бытовых праздников у православных. Спас первый… … Толковый словарь Ушакова

    СПАС 1, а, м. (С прописное). Название трёх летних праздников, посвящённых Иисусу Христу (Спасителю). Медовый Спас. Яблочный Спас. Спас Нерукотворного образа (в память о перенесении в Константинополь холста с отпечатлевшимся на нём ликом Иисуса… … Толковый словарь Ожегова

    I м. 1. Иисус Христос, спасший по христианскому вероучению человечество, искупив его грехи; Спаситель. 2. Название церкви в честь Спасителя. II м. Название каждого из трех летних православных церковных праздников, посвященных Спасителю: Медовый… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Армянский суп. Приготовляется на мацони (катыке) с яйцом, составляющим половину жидкости спаса. Спас заправляется кинзой, мятой и луком, что увеличивает питательно возбуждающие свойства этого блюда. Спас превосходное средство для… … Кулинарный словарь

    Иисус, богочеловек, иисус из назарета, сын божий, иисус христос, галилеянин, праздник, христос, спаситель Словарь русских синонимов. Спас см. Христос Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александ … Словарь синонимов

    спас - СПАС, а, м (С прописное). Общее название трех православных праздников, посвященных Спасителю Иисусу Христу: первый Спас (называется в народе медовый, так как он совпадает со временем вырезки сотов из ульев) отмечается 1 (14 по новому стилю)… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Спас на крови , Гайдук Ю.. Юрий Гайдук известен как автор многих романов, повестей и рассказов, основатель популярных серий «Обожженные зоной» . и «МУР. Убойный отдел». . В основу нового документального романа легли…
  • Спас. Пасхальная мистерия , Ирина Бйорно. «Спас – Пасхальная мистерия». Сборник рассказов и стихотворений, отражающих мистерию веры. О вере, надежде, любви и о том, как же услышать шепот Бога. Для тех, у кого душа…

Старинный русский город Спас-Клепики, достопримечательности которого мы будем рассматривать в статье, впервые упоминается в летописях в середине семнадцатого века. Интересно трактуется название. «Клепики», считают ученые, это нож для разделки рыбы. А слово «спас» уже было присоединено к названию после построения храма Преображения Господня в девятнадцатом веке. Одни народные предания, утверждают, что церковь построили разбойники в знак раскаяния в содеянных преступлениях. Другие легенды гласят, что храм был возведен местными купцами за чудесное избавление от преследований разбойников. С давних времен одним из основных промыслов жителей был рыбный. Недаром рыба вместе с крестом и пером изображена на гербе города.

Небольшой провинциальный городок Спас-Клепики (Рязанская область) с населением меньше шести тысяч не имеет высотных зданий. Здесь в основном одно- и двухэтажные дома. Некоторые здания хорошо сохранились, другие имеют весьма неухоженный вид.

Музей Есенин

Г. Спас-Клепики - это родина талантливого российского поэта Сергея Есенина. Поэтому главной достопримечательностью горожане считают музей гения русской поэзии.

Он расположен в здании бывшей церковно-учительской школы. Это скромное двухэтажное сооружение под железной крышей, огороженное низеньким ажурным с деревянными решетчатыми невысокими воротами и калиткой. Вот такая была школа, в которой учился С.А. Есенин. Здесь можно услышать много интересного о людях, так или иначе связанных с отрочеством поэта, учителях, увидеть парту, за которой он сидел, предметы быта, характерные для той эпохи.

Еще один музей, посвященный гению русской поэзии, находится в Путешественники утверждают, что именно его следует посетить первым, ибо здесь Есенин родился и провел детские годы.

Также в Спас-Клепиках, на одной из улиц, установлен бюст Сергею Есенину. А еще в городке есть необычная гипсовая скульптура девочки, которая кормит из соски двух медвежат.

«Лесная крепость»

Что можно интересного увидеть, посетив Спас-Клепики? Музей деревянного зодчества «Лесная крепость». Он является совсем молодым, основан всего 10 лет назад. Экспонаты в нем просто уникальные.

Это различные фигурки зверей и сказочных героев из дерева. Некоторые из них раскрашены, некоторые нет, что и в том и в другом случае придает изделиям особый шарм. Шкатулки с великолепной резьбой и настольные часы также можно увидеть здесь. Примечательно уже само здание музея в виде сказочного терема, богато украшенное деревянной резьбой.

Также здесь функционируют курсы по декоративной обработке дерева.

Озера

Что еще можно увидеть, приехав в Спас-Клепики? Достопримечательности городка действительно интересны. Чем больше всего изумляет и восхищает родина Есенина, так это непревзойденной красотой природы, дивными пейзажами. Недаром красоте края посвятил свои литературные труды известный писатель Константин Паустовский. Именно здесь расположен Национальный парк «Мещерский». Гордость его составляют водные ресурсы. Это долины реки Пра, множество больших и малых озер, болота. Неповторимый ландшафт парку придают знаменитые Великие Клепиковские озера. Они соединены между собой протоками и словно затерялись среди лесных массивов. с песчаными берегами, окруженные могучими деревьями, являются гордостью России.

Это одна из самых чистых экологических местностей. Особенной красотой славится Белое озеро (Спас-Клепики, Рязанская область). Кроме того, это идеальное место для рыбной ловли, поскольку здесь обитает достаточно много видов пресноводных рыб. Озеро карстового происхождения, очень глубокое. В некоторых местах до 100 метров. Самым большим, естественно, является озеро Великое (Спас-Клепики) с изобилием различных представителей флоры и фауны. Оно имеет восемь весьма живописных островов.

Спас-Клепики: достопримечательности

Кроме чудной природы, на территории парка находятся памятники археологии. Это Деулинский могильник и Тюков городок. Еще туристы могут полюбоваться неплохо сохранившимися церквями, построенными в девятнадцатом - начале двадцатого века. Ныне они входят в состав Национального парка. Сотрудники парка разработали несколько туристических маршрутов. Желающие могут выбрать маршрут не только по тематике, но и по способу передвижения: пеший, водный или автомобильный. Кроме того, для удобств отдыхающих создано несколько туристических стоянок, где желающие могут отдохнуть на природе и поставить палатку. К услугам тех, кто любит комфортный отдых, целый ряд туристических баз и пансионатов. К примеру, «Сергеево», «Мещера», «Полушкино» и прочие. На территории парка имеется целебный источник.

Достопримечательности Рязанской области

Удивительная история церкви Троицы Живоначальной в Туме. Как и подавляющее число церквей, она была закрыта в советские времена. Но ее вернули верующим уже в 1945 году. Здание церкви датируется серединой девятнадцатого века. Архитектурный стиль храма в основном классицизм, с богатым декором стен и окон. Шпиль многоярусной колокольни - около восьмидесяти метров. Внутреннее убранство храма очень богато. В нем есть работы итальянских мастеров, а также старинные картины, иконы и фрески, выполненные по эскизам выдающихся русских художников позапрошлого века.

При въезде в Туму можно увидеть Его установили недавно, но сто лет назад такие кресты были не редкость на входе в населенный пункт. Они появлялись перед утомленным путником как символ того, что он благополучно добрался до места назначения и может воздать хвалу Всевышнему за это.

В селе Ильино путешественники могут увидеть небольшую удивительно красивую церковь Иконы Божьей Матери «Смоленской», построенную еще в 1838 году. Здание деревянное, с железной крышей и куполами. О характере сооружения можно сказать, что в нем преобладают простота и достоинство.

Находясь в Спас-Клепиках, обязательно следует посетить деревушку Ушмор, что находится неподалеку. Здесь разбит весьма ухоженный парковый комплекс. Жемчужиной его является круглая красивая ротонда в окружении аккуратных лужаек и прекрасных клумб. Она является местом для фотосессий молодоженов. И не напрасно. Эта частная усадьба удовлетворит запросы самого утонченного эстета.

Самолет Л-29 и музей узкоколейной железной дороги

В Спас-Клепиках возле домов старой застройки находится необычный памятник самолету. Он был установлен в честь 50-летия Победы. На постаменте расположен чехословацкий учебный самолет Л-29.

Недалеко от Спас-Клепиков расположена, наверное, одна из последних в стране узкоколейная железная дорога. Депо в поселке Болонь - просто действующий музей этого исчезающего вида транспорта. На железнодорожной станции «Тумская» основан музей узкоколейной техники. Туристы смогут воочию увидеть плужной снегоочиститель, старинный пассажирский и грузовой вагоны, вагон-платформу, которые уже не используются для современных железных дорог. Все эти новинки техники теперь забыты и сохранились лишь в этом музее.

Село Клепики на месте нынешнего города построили в XVI веке. В XVII веке здесь появилась полотняная фабрика, благодаря чему поселение стало одним из богатых торговых сел на Касимовском тракте. Со строительством Спасо-Преображенской церкви село стали называть по-разному: кто Спасским, кто, по-прежнему, Клепики, а несколько позже два названия слились в одно. В XIX веке в Спас-Клепиках открылось производство ваты и пакли. Строительство в 1899 году Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги дало новый толчок развитию промышленности в селе. В 1896 году в Спас-Клепиках была открыта второклассная учительская школа, готовившая учителей для церковно-приходских школ. В самом этом открытии не было ничего примечательного, поскольку сотни таких же школ действовали на просторах России. Однако Клепиковская школа осталась в истории потому, что в 1909−1912 годах в ней учился Сергей Есенин.

Городом Спас-Клепики стал уже при Советской власти, в 1920 году. Войны и катаклизмы XX века обошли Спас-Клепики стороной. Здесь не было боев Гражданской войны, в Великую Отечественную Спас-Клепики был в глубоком тылу.

С середины 60−х годов XX века Спас-Клепики становится важным центром туризма: в нем начинается большинство маршрутов, проходящих по реке Пре. В трех километрах от города, в деревне Полушкино, действует турбаза, сотрудники которой занимаются организацией походов по реке Пре и Клепиковским озерам. Строительство в 1970х годах автомобильного моста через Оку в Рязани и асфальтового покрытия на дороге Рязань – Спас-Клепики еще более увеличило туристическое значение города.

После того, как близ города был учрежден национальный парк, для путешествий по реке Пре и прилегающим к ней лесам необходимо получать разрешение в дирекции парка и покупать путевки (цена, впрочем, символическая). Эти меры позволяют ограничить и упорядочить рекреационную нагрузку на экосистему Мещеры. Без ограничительных мер природе Мещеры был бы нанесен непоправимый ущерб, первые признаки которого появились еще в 80е годы прошлого века.

Современный город Спас-Клепики является районным центром Рязанской области. Структура промышленности за последние триста лет не претерпела существенных изменений: здесь действуют текстильно-трикотажная и швейная фабрики, ватная фабрика, ставшая Клепиковским ватным объединением, обувное производство. В полном смысле столицей Мещерского края Спас-Клепики делает расположенная в нем дирекция образованного в 1992 году Мещерского национального парка.

Недалеко от деревни Лункино в 1997 году был построен замечательный деревянный городок-музей. На сегодняшний день в Мещерском музее деревянного зодчества представлено около 2500 экспонатов, среди которых имеются резные деревянные композиции, предметы быта, росписи по дереву, макеты древней Москвы и садово-парковые скульптуры. Сам музей, похожий на русский терем и украшенный традиционной для Рязанской области домовой резьбой, говорит о том, что здесь бережно хранят традиции предков, накопленные за столетия, что здесь будет последовательно собираться все лучшее, что создается в межрегиональной Школе мастеров в тесной связи с этими традициями.

Работы воспитанников из всех шести филиалов Школы и составляют почти треть музейного фонда. Другая часть экспозиции состоит из работ педагогов, возглавляющих филиалы Школы: Г.Н. Нагейкина (г. Спас-Клепики), М.В. Андреева (Ковров), В.П. Перепелкина (Рязань), С.А. Бессонова (Касимов), А.И. Панина (Спасск), Ю.А. Алимова (Шилово). Целая стена отведена под образцы домовой резьбы, традиционной для Рязанской области. Именно о возрождении этой резьбы мечтают местные краеведы. Отдельные комнаты музея посвящены творчеству мастеров-наставников Школы: В.П. Кохана. П.В. Иванова и В.Н. Насырова, выделяющихся каждый своим неповторимым стилем.

Более 15ти лет собирал Грошев коллекцию из работ как маститых художников, резчиков лозоплетов, так и совсем юных дарований – 15−17−летних учеников Школы мастеров. Поляну перед музеем украшают 75 скульптур из дерева, а основная экспозиция расположилась в 14ти залах.

Отдельно собраны деревянные произведения искусства, привезенные В.П. Грошевым из-за границы. Талантливого преподавателя приглашали в различные страны – и из каждой поездки он возвращался с одной-двумя работами зарубежных умельцев. В зале зарубежных резчиков собраны статуэтки и композиции мастеров из Испании и Индии, Таиланда и Японии, Украины и Белоруссии.

Телефон: +7 (965)711−10−74

Адрес: Рязанская область, Клепиковский район, деревня Лункино

С марта 1984 года входит в состав Государственного музея-заповедника С. А. Есенина.

В 1895 году купец А.П. Попов пожертвовал Рязанской Епархии каменное двухэтажное здание и одну десятину земли. Благодаря этому дару и хлопотам священника В. Динариева через год в Спас-Клепиках была открыта второклассная учительская школа, которая готовила преподавателей для церковно-учебного заведения. В сентябре 1909 года Сергей Есенин успешно сдал экзамены и стал учеником этой школы, которую закончил в 1912 году. Старший преподаватель Е. М. Хитров обучал детей русской словесности, чистописанию, церковному чтению и выполнял обязанности завуча. Прекрасно знавший и любивший русскую литературу, он не ограничивался школьной программой, много читал и рассказывал о русских и зарубежных писателях и поэтах. Именно Хитров впервые заметил талантливого юношу и стал его литературным наставником.

Здесь, в Клепиках, Сергей Есенин познакомился с Григорием Панфиловым, серьезным, вдумчивым юношей, который хорошо учился, много читал, интересовался политической жизнью страны. Горячая, искренняя дружба связывала молодых людей и после окончания школы. Сохранились письма поэта, написанные другу из Москвы в 1912-1914 годах.

Село Спас-Клепики стало второй духовной родиной Сергея Есенина. Именно здесь он сформировался как творческая личность. Позже в автобиографии поэт отмечал: «…сознательное творчество отношу к 16-17 годам». В своих юношеских стихотворениях, часть из которых вошла в рукописный сборник «Больные думы», Есенин впервые выразил идеал поэта-гражданина, народного заступника.

Адрес: Спас-Клепики, ул. Свердлова

Парк расположен на севере Рязанской области и охватывает Клепиковские озера, прилегающие к ним низинные болота, долину реки Пра (притока Оки), а также систему мелководных озер и верховых болот на водоразделе Пры и Солотчи.

Национальный парк «Мещерский» организован для охраны, изучения и сохранения природных и историко-культурных комплексов Мещерского края. Эта территория, в частности, пойма реки Пры, петляющей по чаще мещерского леса, включена в список водно-болотных угодий международного значения. Около трети территории «Мещерского» составляют луга, поля, поселки, где продолжается традиционная хозяйственная деятельность местного населения, выпас скота, сбор ягод и грибов. До недавних пор здесь велись крупномасштабные лесозаготовки, мелиоративные работы, добыча торфа.

Территория Мещеры является одним из наиболее посещаемых районов отдыха среди центральных областей России. Богатство рекреационных ресурсов - лесные массивы, реки, большое количество озер - привлекает сюда около пяти тысяч посетителей в год, в основном туристов, рыбаков, охотников, любителей грибов и ягод.

Ялмонт, или как его еще называют, Ялмонть, расположено на узком мысу, полуострове, что вклинивается между озерами Святое и Шагара. От некогда величественного храма Николая Чудотворца осталась лишь трехъярусная мощная колокольня без купола, по северной и южной стороне которой видны остатки стен пределов. Сохранилась центральная часть церкви. Четыре высоких столба-оглавий стоят над купольным сводом, окружая центральную башенку. Все столбы пятиглавия развенчаны. Рядом высится труба церковной печи.

На внутренних стенах храма еще угадываются остатки фресок. Можно увидеть царицу Елену, князя Владимира и царя Константина. Внутри колокольни, лицом к входу, написаны эпизоды притчи «о мытаре и фарисее». Над выходом из колокольни в центральную часть храма изображен Николай Чудотворец (весь исчерченный следами самодельной лестницы, приставленной местными богомольцами для разжигания висящей над сводом лампады).

Храм стоит на пригорке. По обеим его сторонам – пустошь с ямами, оставшимися от погребов ныне несуществующих домов. Сейчас в этом старинном месте остались свидетели тех временем, кода здесь кипела жизнь — гигантские старые тополя, неизменный памятник ушедших в небытие сел и деревень.

Деревянная церковь была построена в 1676 году, и называлась в то время Воскресенской. Однако она сгорела, и на ее месте в 1740 году началось строительство новой церкви. Нынешний храм был достроен и введен в эксплуатацию в 1746 году, колокольню же достроили в 1782 году.

Из достопримечательностей Успенской церкви заслуживают особенного внимания Евангелие и крест. Евангелие замечательно по своей величине, на его посеребрение ушло порядка шести килограмм драгоценного металла. Крест считается уникальным тем, что на нем сделана надпись, излагающая историю постройки церкви в селе Стружанах: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Воскресения Христова при державе Благочестивейшия Самодержавийшия Государыни Императрицы Елизаветы Петровны по благословению преосвященного Алексия, архиепископа Рязанского и Муромского, в лето 1746−го, индикта 9−го, месяца июня 6 дня на память преподобного Сисоя Великого. В Переяславле Рязанском, старорязанском стану, в селе Стружанах церковь Воскресения Христова, обложена строением в1740 г. августа в 24 день на память святого священномученика Иерофея, епископа Афинского».

После нескольких пожаров церковь была отстроена заново в 1798 году и уже именовалась Успенской. В наши дни храм Успения Божией Матери имеет площадь 741,1 кв. м, главный алтарь в честь Успения Божией Матери и два боковых предела: правый в честь Пророка и Крестителя Господня Иоанна и левый в честь Параскевы Пятницы. В 1996 году церковь внутри выгорела, но усилиями прихожан восстановлена. Жители окрестных деревень немногочисленны и в осенне-зимний период на службе даже в праздники бывает не более 30 – 40 человек, а в весенне-летний, с наступлением дачного сезона, бывает и 70 – 80 человек. Молодежь часто посещает храм, особенно летом, постоянных прихожан 10 — 12 человек. В храме часто служатся молебны, читаются акафисты и в праздники после службы устраиваются чаепития. К приходу относятся многие близлежащие деревни.

Адрес: Рязанская обл., Клепиковский р-н, с. Стружаны

Ушмор – это старинная усадьба, которая была приведена в полный порядок. Теперь усадьба используется как гостиница. Особый шарм ей придают верблюды, проживающие на ее территории. Здесь есть детская площадка, уютные дорожки, цветы и другие зеленые насаждения.

На огромной территории выстроены два больших корпуса классической архитектуры, изящная беседка, римская колоннада, еще один корпус, самый дальний, красного цвета, выполнен в стиле местной рязанской готики. Была тут и церковь, красивая, высокая, строгой архитектуры, голубая, как отражение неба в мещёрских озёрах. Она стояла за пределами высокой ограды из кованых металлических решеток. Так же здесь есть замечательный парк с липовой аллеей, конюшня с манежем, большой пруд, каскад водопадов, фонтан, колоннада и вольер с оленями. Все это воссоздает атмосферу дворянской усадьбы конца XVIII века.

Гостевой дом спроектирован в готическом стиле и отделен от основного пространства усадьбы живой изгородью, что позволяет гостям с комфортом отдыхать в уютном итальянском дворике. На первом этаже гостевого дома в распоряжении гостей находится салон и каминный зал, на втором - кухня, столовая и три блока апартаментов. Каждый из апартаментов включает в себя большой холл, спальню и ванную комнату. Внутреннее пространство дома оформлено в классическом английском стиле. В оформлении интерьеров использована антикварная мебель, подлинники картин и гравюр на охотничьи темы.

Вся эта красота не огорожена, как ни странно, глухим высоким забором, а вполне доступна для обозрения, хотя, конечно, проход на территорию закрыт. Есть детская площадка, где можно любому желающему прогуляться по дорожкам вокруг усадьбы.

Адрес: Рязанская обл., Клепиковский р-н, д. Ушмор, д. 2/1.