Тело ленина в мавзолее сейчас. Сатанинский алтарь Ленина

Стремление к справедливости - одно из важнейших стремлений человека. В любых хоть сколько-нибудь сложно устроенных общественных организациях потребность в моральной оценке взаимодействий с другими людьми всегда была крайне велика. Справедливость - важнейший побудительный мотивов людей к действию, к оценке происходящего, важнейший элемент восприятия и себя, и мира.

Написанные ниже главки не претендуют на сколько-нибудь полное описание истории концепций справедливости. Но в них мы постарались акцентировать внимание на основных принципах, из которых в разные времена исходили люди, оценивая мир и себя. А также на тех парадоксах, с которыми они сталкивались, реализуя те или иные принципы справедливости.

Греки открывают справедливость

Идея справедливости появляется в Греции. Что и понятно. Как только люди объединяются в сообщества (полисы) и начинают взаимодействовать друг с другом не только на уровне родовых отношений или на уровне прямого властвования-подчинения, появляется потребность в моральной оценке такого взаимодействия.

До того вся логика справедливости укладывалась в простую схему: справедливость - это следованию заданному порядку вещей. Греки, впрочем, тоже во многом взяли на вооружение эту логику - учение мудрецов-основателей греческих полисов так или иначе сводилось к понятному тезису: «Справедливо только то, что есть в наших законах и обычаях». Но по мере развития городов эта логика заметно усложнилась и расширилась.

Итак, справедливо то, что не вредит другим и делается ради блага. Ну а поскольку естественный порядок вещей - объективное благо, то и следование ему есть база для любых критериев оценки справедливость.

Тот же Аристотель очень убедительно писал про справедливость рабства. Варвары природно предназначены физическому труду и подчинению, а потому очень даже справедливо, что греки - природой предназначенные к умственному и духовному труду, - делают их рабами. Потому что для варваров благо - быть рабами, даже если они сами этого не понимают по своей неразумности. Эта же логика позволяла Аристотелю говорить о справедливой войне. Война, которую ведут греки против варваров ради пополнения армии рабов, справедлива, так как восстанавливает естественное положение вещей и служит для блага всех. Рабы получают хозяев и возможность реализовывать свое предназначение, а греки - рабов.

Платон, исходя из той же логики справедливости, предлагал внимательно следить за тем, как дети играют, и по типу игры определять в социальные группы на всю оставшуюся жизнь. Те, кто играет в войну - стражники, их надо учить военному ремеслу. Тех, кто верховодит - в правители-философы, их надо учить платоновской философии. А всех остальных учить не надо - они будут работать.

Естественно, греки разделяли благо для отдельного человека и всеобщее благо. Второе - безусловно более важное и значимое. Потому за всеобщим благом всегда было первенство в оценке справедливости. Если нечто ущемляет других отдельных людей, но предполагает всеобщее благо - это безусловно справедливо. Впрочем, для греков здесь не было особенного противоречия. Всеобщим благом они называли благо для полиса, а города в Греции были небольшие, и не на уровне абстракции, а на вполне конкретном уровне предполагалось, что тот, чье благо ущемлено, ради блага всех - вернет его как член общины, с прибылью. Эта логика, разумеется вела к тому, что справедливость для своих (жителей твоего полиса) сильно отличалась от справедливости для чужих.

Сократ, который все запутал

Итак, греки разобрались с тем, что такое благо. Разобрались с тем, что такое естественный порядок вещей. Разобрались с тем, что такое справедливость.

Но был один грек, который любил задавать вопросы. Добродушно, последовательно и логично. Вы уже поняли, что речь идет о Сократе.

В «Воспоминаниях о Сократе» Ксенофонта есть удивительная главка" Разговор с Евфидемом о необходимости учиться«. Кончается эта главка следующими словами: «И многие, доведенные до такого отчаяния Сократом, больше не желали иметь с ним дела». Причиной отчаяния стали те самые последовательные вопросы, которые Сократ задавал молодому политику Евфидему о справедливости и благе.

Прочитайте этот блистательный диалог у самого Ксенофонта или, может, даже лучше, в изложении Михаила Леоновича Гаспарова. Впрочем, можете и прямо тут.

«Скажи: лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство - это справедливо?» - «Конечно, несправедливо!» - «Ну а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо?» - «Нет, пожалуй что, справедливо». - «А если он будет грабить и разорять их землю?» - «Тоже справедливо». - «А если будет обманывать их военными хитростями?» - «Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство - это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо».

«Прекрасно! Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но скажи мне вот что, Евфидем: если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжет им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, - такая ложь будет несправедливой?» - «Нет, пожалуй что, справедливой». - «А если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, - такой обман будет несправедливым?» - «Нет, тоже справедливым». - «А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдет или отнимет у него меч и кинжал, - что сказать о таком воровстве?» - «И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе неточно; надо было сказать: и ложь, и обман, и воровство - это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям справедливо, когда делается им на благо, и несправедливо, когда делается им во зло».

«Очень хорошо, Евфидем; теперь я вижу, что, прежде чем распознавать справедливость, мне надобно научиться распознавать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь?» - «Думаю, что знаю, Сократ; хотя почему-то уже не так в этом уверен». - «Так что же это такое?» - «Ну вот, например, здоровье - это благо, а болезнь - это зло; пища или питье, которые ведут к здоровью, - это благо, а которые ведут к болезни, - зло». - «Очень хорошо, про пищу и питье я понял; но тогда, может быть, вернее и о здоровье сказать таким же образом: когда оно ведет ко благу, то оно - благо, а когда ко злу, то оно - зло?» - «Что ты, Сократ, да когда же здоровье может быть ко злу?» - «А вот, например, началась нечестивая война и, конечно, кончилась поражением; здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и уцелели; чем же было здесь здоровье - благом или злом?»

«Да, вижу я, Сократ, что пример мой неудачный. Но, наверное, уж можно сказать, что ум - это благо!» - «А всегда ли? Вот персидский царь часто требует из греческих городов к своему двору умных и умелых ремесленников, держит их при себе и не пускает на родину; на благо ли им их ум?» - «Тогда - красота, сила, богатство, слава!» - «Но ведь на красивых чаще нападают работорговцы, потому что красивые рабы дороже ценятся; сильные нередко берутся за дело, превышающее их силу, и попадают в беду; богатые изнеживаются, становятся жертвами интриг и погибают; слава всегда вызывает зависть, и от этого тоже бывает много зла».

«Ну, коли так, - уныло сказал Евфидем, - то я даже не знаю, о чем мне молиться богам». - «Не печалься! Просто это значит, что ты еще не знаешь, о чем ты хочешь говорить народу. Но уж сам-то народ ты знаешь?» - «Думаю, что знаю, Сократ». - «Из кого же состоит народ?» - «Из бедных и богатых». - «А кого ты называешь бедными и богатыми?» - «Бедные - это те, которым не хватает на жизнь, а богатые - те, у которых всего в достатке и сверх достатка». - «А не бывает ли так, что бедняк своими малыми средствами умеет отлично обходиться, а богачу любых богатств мало?» - «Право, бывает! Даже тираны такие бывают, которым мало всей их казны и нужны незаконные поборы». - «Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к беднякам, а хозяйственных бедняков - к богачам?» - «Нет уж, лучше не надо, Сократ; вижу, что и здесь я, оказывается, ничего не знаю».

«Не отчаивайся! О народе ты еще подумаешь, но уж о себе и своих будущих товарищах-ораторах ты, конечно, думал, и не раз. Так скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые даже намеренно. Какие же все-таки лучше и какие хуже?» - «Думаю, Сократ, что намеренные обманщики гораздо хуже и несправедливее ненамеренных». - «А скажи: если один человек нарочно читает и пишет с ошибками, а другой не нарочно, то какой из них грамотней?» - «Наверное, тот, который нарочно: ведь если он захочет, он сможет писать и без ошибок». - «А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и справедливее ненамеренного: ведь если он захочет, он сможет говорить с народом и без обмана!» - «Не надо, Сократ, не говори мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать!»

Римляне. Справедливость есть право

Римляне тоже были озабочены проблемой справедливости. Рим хоть и начинался как небольшое поселение, но довольно быстро разросся до огромного государства, властвующего над всем Средиземноморьем. Греческая логика полисной справедливости тут уже не очень работала. Слишком много людей, слишком много провинций, слишком много разных взаимодействий.

Справиться с идеей справедливости римлянам помогало право. Отстроенная и постоянно достраиваемая система законов, которым подчинялись все граждане Рима. Цицерон писал, что государство - это сообщество людей, объединенных общими интересами и согласием по отношению к законам.

Юридическая система объединяла в себе и интересы общества, и интересы конкретных людей, и интересы Рима как государства. Все это было описано и кодифицировано.

Отсюда и право как исходная логика справедливости. Справедливо то, что правомерно. А реализуется справедливость через обладание правом, через возможность быть объектом действия права.

«Не тронь меня, я римский гражданин!» - гордо восклицал включенный в систему римского права человек, и те, кто хотел причинить ему зло, понимали, - вся мощь империи обрушится на них.

Христианская логика справедливости или Все опять усложнилось

«Новый завет» опять все немного запутал.

Во-первых, задал абсолютные координаты справедливости. Грядет Страшный суд. Только там будет явлена истинная справедливость и только эта справедливость имеет значение.

Во-вторых, твои добрые дела и справедливая жизнь здесь, на земле, могут как-то повлиять на то самое решение Высшего суда. Но эти дела и справедливая жизнь должны быть актом нашей свободной воли.

В-третьих, требование возлюбить ближнего как самого себя, заявленное Христом как главная моральная ценность христианства, это все-таки нечто большее, чем просто требование стараться не вредить или иметь расположение к благу. Христианский идеал предполагает необходимость воспринимать другого как самого себя.

Ну и, наконец, Новый завет отменил деление людей на своих и чужих, на достойных и недостойных, на тех, чье предназначение быть хозяином, и на тех, чье предназначение быть рабом: «По образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Послание к Колоссянам святого апостола Павла, 3.8)

Исходя из логики Нового завета, теперь все люди должны восприниматься равноправными субъектами справедливости. И ко всем должны применяться одинаковые критерии справедливости. А принцип «любви к ближнему» требует от справедливости большего, чем простое следование формальным критериям блага. Критерии справедливости перестают быть одинаковыми, для каждого они оказываются своими. А тут еще и Страшный суд в неизбежной перспективе.

В общем, все это было слишком сложно, требовало слишком много душевных и социальных усилий. К счастью, сама по себе религиозная логика позволяла воспринимать мир в традиционной парадигме справедливости. Следование традициям и предписаниям церкви надежнее ведут в царствие небесное, ибо это и есть и добрые дела, и справедливая жизнь. А все эти акты благой свободной воли можно опустить. Мы христиане и веруем в Христа (чтобы он там ни говорил), а те, кто не верует, - к тем наши критерии справедливости не подходят. В итоге христиане, когда было нужно, не хуже Аристотеля обосновывали справедливость любых войн и любого рабства.

Впрочем, сказанное в Новом завете так или иначе все равно оказывало свое влияние. И на религиозное сознание, и на всю европейскую культуру.

Не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Эти слова Христа из Нагороной проповеди - одна из формулировок универсальной моральной максимы. Примерно та же формула есть у Конфуция, в Упанишадах и вообще много где.

И именно эта формула стала отправной точкой для размышлений о справедливости в эпоху Просвещения. Мир усложнился, люди, говорящие на разных языках, верующие по-разному и в разное, занимающиеся разным, все активнее сталкивались друг с другом. Практический разум требовал логичной и непротиворечивой формулы справедливости. И нашел ее в моральной максиме.

Нетрудно заметить, что у этой максимы есть как минимум два очень разных варианта.

«Не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой».

«Поступай так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Первый назвали принципом справедливости, второй - принципом милосердия. Сочетание этих двух принципов решало проблему с тем, кого именно считать тем ближним, которого следует возлюбить (в Нагорной проповеди, именно второй вариант). А первый принцип давал основания для внятного обоснования справедливых действий.

Все эти размышления подытожил и вывел в категорический императив Кант. Впрочем, ему пришлось (так требовала последовательная логика его размышлений) немного изменить формулировку: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом». Есть у автора знаменитых «Критик» и другой вариант: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Как Маркс все расставил на свои места и обосновал борьбу за справедливость

Но с этой формулой, в любой ее формулировке обнаружились большие проблемы. Особенно если выйти за рамки христианской идеи о высшем (божественном) благе и высшем судье. А что делать, если другие поступают как раз так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой? Что делать, если с тобой поступают несправедливо?

И еще. Люди очень разные, «что для русского здорово, то для немца карачун». Одни страстно хотят видеть святой крест на Святой Софии в Константинополе, а другим вообще нет до этого дела, одним жизненно важен контроль за Босфором и Дарданеллами, а другим важно найти где-то полушку на стопку водки.

И тут всем помог Карл Маркс. Он все разъяснил. Мир разделен на враждующие (нет, уже не города как у Аристотеля), а классы. Одни классы угнетенные, а другие угнетающие. Все, что делают угнетающие, - несправедливо. Все, что делают угнетенные, справедливо. Особенно если эти угнетенные - пролетариат. Потому что наука доказала, что именно пролетариат - есть высший класс, за которым будущее, и который представляет объективно благое большинство и логику прогресса.

Итак:

Во-первых, нет никакой справедливости для всех.

Во-вторых, справедливо то, что делается во благо большинства.

В-третьих, справедливо то, что объективно, непреложно (ср. объективные законы мироздания у Греков) и прогрессивно.

Ну и наконец, справедливо то, что во благо угнетенных, а значит, требует борьбы. Требует подавления тех, кто против, тех кто угнетает и стоит на пути прогресса

Собственно, марксизм стал на долгие годы главной логикой борьбы за справедливость. Да и до сих пор ей является. Правда с одним важным изменением. Из современной марксистской логики выпала справедливость для большинства.

Американский философ Джон Ролз создал теорию «справедливого неравенства», в основе которой «равенство доступа к основным правам и свободам» и «приоритет в доступе к любым возможностям тех, у кого меньше этих возможностей». Ничего марксистского в логике Ролза не было, скорее наоборот - это очевидно антимарксистская доктрина. Однако как раз сочетание формулы Ролза и марксистского подхода создало современные основания для борьбы за справедливость на уничтожение

Марксистская логика борьбы за справедливость основана на праве угнетаемых. Маркс рассуждал в категории больших групп и глобальных процессов, а угнетенным у него был пролетариат - логикой прогресса предназначенный быть большинством. Но если немного сместить фокус, то на месте пролетариата могут оказаться и любые другие угнетаемые маргинальные группы, которые не обязательно составляют большинство. И так из стремления Маркса добиться справедливости для всех вырастает борьба за права любых меньшинств, выворачивающая идеи немца из позапрошлого века наизнанку.

«АиФ») мы рассказывали о мусорных кучах, через которые приходилось прыгать заселившемуся в Кремль вождю мирового пролетариата, о его болезни и интригах товарищей по партии за его спиной. В заключительной части материала читайте о последних днях жизни Ленина в подмосковных Горках и «приключениях» тела Ильича после его смерти.

Ильича «сдобрили» пеплом товарищей?

27 января 1924 года тело Ленина «прописалось» в построенном за 3 дня деревянном Мавзолее. За полтора месяца его посетили около 100 тыс. человек, но и в начале марта народ по-прежнему шёл проститься с вождём. В Кремле тем временем судорожно решали, как сохранить тело на больший срок. «Состояние трупа становится угрожающим, - писал Илья Збарский, сын и ассистент Бориса Збарского , в своей книге «Объект № 1». - Комиссия учёных, осмотревшая тело 10 марта 1924 г., отмечает, что ушные раковины сморщены, имеют землистый оттенок, веки запали, губы ссохлись и разошлись на 2-3 мм, на темени и лобном бугре выступили пергаментные и буроватые пятна... Посмертное разложение и высыхание выступающих частей тела». Другими словами, тело Ильича, которое кроме всего прочего в январе неоднократно замораживали и размораживали, начало гнить...

Гроб с телом В. И. Ленина в Мавзолее. Фото: РИА Новости

Ответственность за решение вопроса возложили на главу ВЧК Феликса Дзержинского . Можно представить, что чувст-вовали известные специалисты и учёные, которых в любое время суток, не говоря о причинах, выдёргивали из домов чекисты и везли на Лубянку. Одна из идей, которую всерьёз рассматривала правительственная комиссия, - заморозить тело. Для этого за границей спешно закупили огромные холодильники и даже провели опыты - неудачные - на других трупах.

В итоге 26 марта тело отдали в распоряжение группы учёных во главе с анатомом из Харьковского медуниверситета Владимиром Воробьёвым и московским биохимиком Борисом Збарским . Чтобы учёные не тратили время на дорогу до дома, к спешно построенной подземной лаборатории на Красной площади протянули рельсы и подо-гнали переоборудованный под гостиницу трамвай. Пока учёные «воскрешают» тело, на месте первого Мавзолея архитектор Алексей Щусев строит второй - тоже деревянный, но более величественный. Кстати, во время его строительства разобрали памятник рабочему, установленный после революции рядом с Сенатской башней.

«Бальзамирование на длительный срок начали с промывания всех полостей тела водой, содержащей немного уксусной кислоты, и разведённым раствором перекиси водорода», - писал И. Збарский. Комбинируя различные препараты, на ходу совершенст-вуя технику работы, группа смогла побороть природу: «...Ткани стали мягче и эластичнее, в конце апреля удалось вставить глазные протезы (чтобы веки не выглядели провалившимися. - Ред.) и аккуратно сшить веки и губы, устранив их расхождение». Работа длилась 4 месяца, в конце июля спецкомиссия признала её «вполне удавшейся», а Мавзолей-2 торжественно открылся для посещения 1 августа.

Впрочем, вскоре появился новый повод для беспокойства. На деревянных стенах и матерчатой драпировке Мавзолея очень легко приживался грибок. Несмотря на постоянное «техобслуживание» с по-гружением тела в ванну со специальным раствором и другими манипуляциями, грибок серьёзно угрожал сохранности Ильича. Из-за усадки деревянного саркофага стеклянная крышка трескалась. К слову, Мавзолей-2 с самого начала тоже считался временным. Поэтому уже в 1929 г. тому же Щусеву доверили возведение каменного Мавзолея, который был закончен к октябрю 1930 г. А в подвалах Сенатской башни сделали ещё один выход из Кремля на площадь, к усыпальнице, на которой теперь предусмотрели и трибуну.

Очередь в Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. 1975 год. Фото: РИА Новости

Интересно, что первые захоронения на Красной площади (революционеров, погибших во время штурма Кремля) появились ещё в 1917 г. Позже в Кремлёвской стене размещали урны с прахом видных советских деятелей. Мало кто знает, что место под урны предусмотрели и в самом Мавзолее - в помещении прямо над усыпальницей Ленина, которая, как известно, расположена ниже уровня земли. Впрочем, «сдобрить» усыпальницу Ильича пеплом соратников Сталин почему-то отказался. Не стали этого делать и последующие лидеры СССР. Захоронения продолжились в стене и рядом с ней. Колумбарий в Мавзолее пустует.

Зато, как выяснилось, есть историческая основа у одного известного анекдота про Сталина. Помните? Вождь решил расстрелять всё полит-бюро и перекрасить Кремль в зелёный цвет, его спросили: «Товарищ Сталин, а почему в зелёный?» - «Я знал, товарищи, что по первому пункту вопросов не будет...» В 30-е годы, чтобы Мавзолей, облицованный гранитом, лабрадором и порфиром, заиграл всеми красками, Кремль со стороны Красной площади решили... перекрасить в серый! Но, по подсчётам военного наркомата, на такую работу ушёл бы весь тогдашний запас серой краски, предназначенный для кораблей военно-морского флота. От идеи отказались.

Зато «богато» красить Кремль в самые разные цвета пришлось через несколько лет - чтобы замаскировать и уберечь от немецких бомбардировок. Над гостевыми трибунами, примыкавшими к Мавзолею, растянули полотняные навесы. Они имитировали крыши зданий. Под трёхэтажный дом с помощью лёгких конструкций замаскировали и Мавзолей. А вот Ильича вместе с хранившимся отдельно сердцем, препаратами мозга и извлечённой пулей по постановлению Совнаркома и под охраной 5 офицеров и 15 красноармейцев Кремлёвского полка специального назначения 4 июля отправили в секретную «командировку» в Тюмень. Естественно, в поезд погрузили необходимое оборудование - две стеклянные ванны, реактивы и группу специалистов лаборатории. Кстати, Илья Збарский категорически опровергал появившиеся уже в наше время слухи, что в эвакуации за телом не уследили, а в Мавзолее лежит «подделка»: «Гроб из чинары, в котором находилось тело Ленина, изнутри покрытый парафином и закрытый крышкой, входящей в пазы, смазанные вазелином, помещался в отдельном охлаждаемом вагоне с занавешенными окнами, и кто-нибудь из нас круглосуточно дежурил при нём». В Тюмени для московских гостей выделили здание сельскохозяйственного техникума. На подходах расставили посты, охранялась и сама «траурная» комната, рядом с которой разместили лабораторию. В поездке в Тюмень, которая длилась до марта 1945 г., Ленин «чувствовал» себя хорошо.

Реставрация облицовки Мавзолея им. В. И. Ленина. 1974 г. Фото: РИА Новости

Но угроза потерять одну из главных советских реликвий возникала, причём несколько раз, с совершенно другой стороны. На Ленина продолжали покушаться и после смерти, впервые - ещё в 1934 г. Некто Митрофан Никитин попытался расстрелять Ильича из нагана. После настоящего теракта в 1967 г., когда житель Каунаса, некто Крысанов , прошёл в Мавзолей с гранатой, Ильича поместили в саркофаг из пуленепробиваемого стекла. Там он при должном уходе, как подтвердили специалисты ещё в середине прошлого века, может покоиться и «больше сотни лет».

За предоставленные материалы и помощь редакция благодарит ФСО России и доктора исторических наук, профессора исторического факультета МГУ Сергея Девятова.

собрал специалистов по вопросу устройства на Красной площади могилы с последующим возведением мавзолея . Решение о мавзолее якобы исходило от рабочих и крестьян, которые завалили письмами и телеграммами, с просьбой увековечить тело Владимира Ильича. Поверить сложно, ведь по русской традиции, покойников хоронят в земле. Мумифицировать труп Ульянова решил узкий круг. Против были Крупская и Ворошилов. Анатом профессор Абрикосов

пытался переубедить руководство, аргументируя, что тело успело покрыться пигментными пятнами. Вмешался Дзержинский, и 26 марта 1924 г. началась мумификация.

ПЕРВЫЙ МАВЗОЛЕЙ: Первый мавзолей Ленина строили по проекту Щусева на скорую руку, надо успеть ко дню похорон 27 января 1924 г. Он был деревянный в форме куба и венчался трехступенчатой пирамидой. Он простоял до весны 1924 года.

ЗНАК: При рытье котлована

задели трубу канализации, из-за чего площадку под мавзолей Ленина заполнили фекалии. Узнав про это Патриарх Тихон сказал так: «по мощам и елей».

2-й МАВЗОЛЕЙ: Во втором временном деревянном Мавзолее, установленном весной 1924 года (проект А. В. Щусева), к ступенчатому объёму были пристроены с двух сторон трибуны.


МАКЕТ: В 1929 году на Красной площади был установлен макет в натуральную величину (на фото четверть мавзолея с характерным углом-колонной).

3-й МАВЗОЛЕЙ: Нынешний построен в 1929-1930 г.

Комиссию по проектированию возглавлял Ворошилов, главным архитектором был А. Щусев (фото).

ВОЕННАЯ ТАЙНА: Интересно, что комиссию возглавил Климент Ворошилов - Нарком по военным и морским делам и председатель РВС СССР. Судя по всему строительство представляло настолько большую тайну.

КУЛЬТОВЫЙ ХРАМ: Интересно, что главным архитектором выбрали Щусева, который до революции создавал православные храмы . Решение о его назначении принимал лично Сталин, задумавший, видимо, уже тогда план «новой Москвы ». На фото Покровский собор, построенный Щусевым в 1914 году в популярном в то время "неорусском стиле" в Марфо-Мариинской обители, улица Большая Ордынка, 34с13.

МАГИЯ: Видно, что мавзолей Ленина был задуман по законам магии . Можно заметить в правом углу странную нишу, которую мало кто замечает. Эта ниша имеет внутренний выступающий угол, похожий на продольный шип.


Есть версия, что задача ниши - встречать и вбирать то, что исходило от проходящих мимо людей. Никто не может пройти мимо мавзолея Ленина, не оказавшись в «рабочей зоне » ниши.

И перед мавзолеем Ленина устраивались военные парады и демонстрации. И Сталин часто стоял во время парадов именно над нишей.

ОЖИВШАЯ МУМИЯ: Есть видеоролик, показывающий мавзолей внутри камерой наблюдения глубокой ночью . Лежащая внутри мавзолея Ленина мумия начинает медленно поднимать левую руку, затем приподнимается верхней частью тела вперед и падает обратно в саркофаг. Американские профессор филадельфийского университета механики Джон Капри-младший и группа ученых вынесли заключение, что монтажа или спецэффектов запись не содержит. Не было наложения слоев, докраски, вставки кадров. Цифры раскадровки и указатели времени соответствуют нормативам камер, снимающих мавзолей Ленина внутри. Ученые запросили разрешение на допуск к телу Ленина, но его не дали, сославшись на секретность.

ОН РАСТЕТ: Есть неподтвержденная информация, что спустя почти столетие после захоронения у Ленина продолжают расти ногти и волосы.

ПЕРЕЕЗД: Тело Ленина Мавзолей покидало во время Великой Отечественной войны. «Переезд» состоялся в Тюмень, где здание, внешне напоминающее дворец, выполняло функции Мавзолея. НАПАДЕНИЯ: Мавзолей и тело Ленина в разные годы пытались повредить. В 1934 колхозник Никитин пытался стрелять в саркофаг с телом Ленина, но попытка была неудачной. В 1960 приезжий из Киргизии Минибаев ударом ноги разбил саркофаг. Осколки стекла вонзились в тело Ленина. Мавзолей пришлось закрыть на месяц для восстановительных работ.

ПОСЛЕДНЯЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ:

РЕЖИМ РАБОТЫ: Режимы работы Мавзолея – это все дни недели кроме понедельника и пятницы. Расписание с 10.00 до 13.00.

© MoskvaX.ru
© сайт

Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве за последние годы не раз становился предметом споров. Год назад президент РФ Владимир Путин раскритиковал идею Ленина об автономии советских республик, которая стала «миной замедленного действия» для СССР. Хотя тело вождя мирового пролетариата неоднократно предлагали перенести, Ленин продолжает лежать у стен Кремля, а ФСО тратит миллионы рублей на его содержание. Вокруг Мавзолея и останков Ленина существует множество легенд. Корреспондент РИАМО узнала интересные факты о Мавзолее Ленина.

Мавзолей на рву

Мавзолей стоит на месте Алевизова рва, соединявшего Москву-реку и Неглинку, которую позже «загнали» в подземные трубы. Ширина рва в некоторых местах достигала 34 метров, а его глубина доходила до 13 метров. Он окружал Кремль с начала 16 века, был заполнен водой и осушался с помощью нескольких шлюзов. В 1814-1815 гг. ров был засыпан и засажен деревьями. Из-за нестабильного грунта фундамент мавзолея приходилось тщательно укреплять, в том числе и в наше время: в 2013 году основание было дополнительно забетонировано.

Деревянный мавзолей

Мало кто знает, что первый мавзолей Ленина был деревянным. Известное всему миру здание с надписью «Ленин» является третьим вариантом гробницы Ильича. Изначально мавзолей был построен из дерева по проекту А. В. Щусева и открыт в день похорон Ленина 27 января 1924 года. Он был кубической формы, со ступенчатым ярусом, покрашен серой и черной краской. Верхнюю часть (колоннаду) так и не достроили.

Второй мавзолей также был деревянным, но более пышно декорирован: с шестью уступами, колоннами, отделкой из лакированного дуба и чернением. Финальная версия мавзолея была возведена в 1929-1930 годах из темного гранита, мрамора, порфира и лабрадорита. Форма куба символизирует вечность.

Пантеон вождей

Мавзолей мог бы стать просто архитектурным памятником, а тело Ленина покоилось бы в Пантеоне. В 1953 году появился план строительства грандиозного сооружения - московского Пантеона, который должен был стать гробницей-усыпальницей советских вождей. Предполагалось, что в Пантеоне будут храниться останки выдающихся деятелей компартии и советского государства, захороненных у Кремлевской стены, включая Ленина и Сталина. Проект был заморожен после смерти Сталина и окончательно отменен в 1974 году.

Эскалатор

Пристройка с эскалатором за зданием Мавзолея, который скрыт от глаз прохожих, была возведена в 1983 году, чтобы пожилые представители власти могли комфортно подниматься на трибуну. Сейчас нужды в эскалаторе нет, пристройку собираются убрать.

Копия древних пирамид

Мавзолей Ленина напоминает древнейшие архитектурные сооружения мира - пирамиды. Здание на Красной площади напоминает пирамиду Джосера (Саккара, 2650 г. до н. э., усыпальница фараона Джосера), гробницу Кира (Пасаргады, 559-29 гг. до н. э.), Храм надписей (Паленка, Мексика, 7 в.) и древнешумерский зиккурат (культовое сооружение в Древней Месопотамии).

Мавзолей Ленина и Сталина

После смерти Сталина в 1953 году его тело также положили в Мавзолей. Надпись, нанесенная поверх слова «Ленин» на здании, гласила: «Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина». Первоначальная надпись проступала на морозе, поэтому в 1958 году плиту заменили на две, расположенные друг под другом: «Ленин» и «Сталин». После того, как был развенчан культ личности Сталина, и в 1961 году тело «отца народов» вынесли из Мавзолея, 60-тонную плиту с фамилией Ленина вернули на место.

Эвакуация Ленина

Во время Великой Отечественной войны тело вождя было перевезено в Тюмень сроком на 3 года и 9 месяцев. Там оно хранилось в здании сельскохозяйственного техникума в комнате, окна которой были заложены кирпичом. Вдоль всего железнодорожного пути от Москвы до Тюмени стояла охрана. Вместе с Лениным в эвакуацию ехала группа ученых, ответственных за бальзамирование. Мавзолей на четыре месяца замаскировали под особняк, чтобы уберечь от бомбардировок: вокруг создали каркас, на который натянули плотный материал с изображением окон и дверей.

Идея с бальзамированием

До сих пор точно неизвестно, кому принадлежит идея поместить останки В. И. Ленина в мавзолей. По одной из версий, крестьяне и рабочие писали множество писем с просьбой увековечить Ленина таким способом, однако документальных свидетельств этого не сохранилось.

На самом деле, желающих попрощаться с Лениным было очень много, в Москву прибывали делегации со всего мира. Мавзолей был временным сооружением, где останки самого известного революционера должны были храниться до его похорон.

Согласно одной из версий, источником идеи захоронения останков Ленина в мавзолее и отказа от похорон принадлежит партийной верхушке, пожелавшей создать нечто вроде новой религии и мощей для советского народа, важную роль в этом сыграл и Сталин. Однако эта идея была принята не сразу. Об этом свидетельствует то, что к бальзамированию тела Ленина специалисты приступили далеко не сразу.

Двойник или кукла

В розовом свете

Тело Ленина забальзамировано по особой технике, которая была засекречена. Благодаря регулярному погружению тела в специальный состав останки Ленина не ссыхаются, остаются объемными. Чтобы Ленин выглядел «как живой», его тело подсвечено 14-ю лампочками розового спектра, такой свет придает естественный тон коже, а стекло саркофага выполнено так, чтобы не было искажения и отражения (при взгляде на первый саркофаг из-за отражения можно было видеть целых трех Ильичей).

Белье на теле Ленина стерильное, а костюм - самый обычный. Иногда его приходится менять из-за износа. Температура в мавзолее всегда одинаковая - плюс 16 градусов.

Пост №1

Известная смена часовых у Кремлевской стены берет свое начало от Мавзолея. Пост №1, или Почетный караул, был учрежден 26 января 1924 года, и должен был охранять тело Ленина. Поначалу эту обязанность несли лучшие курсанты 1-й Советской объединенной военной школы РККА им. ВЦИК, затем с 1935 года - военнослужащие Кремлевского гарнизона, а в 1976 году была создана специальная рота, готовящая часовых. С 1993 году пост был упразднен, а в 1997 снова начал действовать - на сей раз уже возле Могилы Неизвестного Солдата.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

27 января 1924 года гроб с телом Ленина поместили в построенный за считаные дни деревянный мавзолей на Красной площади. Решение не предавать тело земле беспрецедентным назвать нельзя: известны и более ранние случаи бальзамирования. Но не в отношении личностей такого масштаба. Однако пример вождя мирового пролетариата оказался заразительным. За последующие полвека мумифицировали тела многих политических деятелей.

(Всего 11 фото)

1. Иосиф Сталин

Преемник Ленина скончался 5 марта 1953 года, через четыре дня гроб на орудийном лафете перевезли из Дома Союзов на Красную площадь. В полдень над Кремлем прогремел артиллерийский салют, вся страна на пять минут замолчала. Тело Сталина пролежало в мавзолее вплоть до 1961 года, пока XXII съезд КПСС не постановил, что «серьезные нарушения Сталиным ленинских заветов, злоупотребления властью, массовые репрессии против честных советских людей и другие действия в период культа личности делают невозможным оставление гроба с его телом в Мавзолее В.И. Ленина». День спустя Сталина похоронили у Кремлевской стены.

2. Мао Цзэдун

Усыпальница многолетнего лидера Китайской Народной Республики - одна из главных достопримечательностей Пекина. Мавзолей возвели на площади Тяньаньмэнь в 1977 году. Площадь сооружения - более 57 тысяч квадратных метров. Помимо зала для посетителей, где поставлен хрустальный гроб с мумифицированным трупом Мао, в мавзолее расположен зал революционных достижений, а на втором этаже - кинозал. Там показывают документальный фильм «Тоска», посвященный жизни идола.

3. Ким Ир Сен и Ким Чен Ир

После того как основатель северокорейского государства Ким Ир Сен в 1994 году ушел из жизни, его сын Ким Чен Ир приказал переоборудовать резиденцию вождя в мавзолей. Официально он называется Кымсусанский мемориальный дворец Солнца. В 2011 году рядом с саркофагом Вечного президента КНДР положили и тело Ким Чен Ира. В мавзолее запрещено фотографировать, громко разговаривать и появляться в яркой одежде.

4. Хо Ши Мин

Первый президент Северного Вьетнама в завещании просил кремировать себя, поместить прах в три керамические урны и захоронить в разных частях страны. Но его воля не была исполнена. Когда в 1969 году политик скончался, советские специалисты забальзамировали его тело. Поначалу мумию хранили в секретном месте, чтобы защитить от американских бомбардировок в ходе Вьетнамской войны, а в мавзолей в Ханое стеклянный гроб перенесли через шесть лет после смерти Хо Ши Мина. Вокруг усыпальницы разбит сад, где произрастает около 250 видов флоры из различных районов Вьетнама.

5. Георгий Димитров

Генеральный секретарь ЦК Болгарской коммунистической партии, которого называли «болгарским Лениным», умер в 1949 году в подмосковной Барвихе, куда приехал на лечение. Тело доставили в Софию, забальзамировали и поместили в мавзолей. Там оно пролежало до 1990 года, когда коммунистический режим пал. По просьбе родственников (согласно официальной версии) Димитрова перезахоронили, а склеп снесли.

6. Эва Перон

Эва была женой президента Аргентины Хуана Перона, за активную гражданскую позицию ее считали духовным лидером нации. Женщина скончалась в возрасте 33 лет от рака, и ее забальзамированное тело выставили на всеобщее обозрение. После свержения Хуана Перона в 1955 году мумию перевезли в Милан и похоронили. Вернув себе президентский пост, Перон отправил тело Эвы на родину и поместил в семейном склепе.