Трассы в домбае. Подъемники и трассы

Что такое горнолыжная трасса? Это хорошо выровненный участок склона, огороженный, который чистят, ратрачат и подсыпают снег пушками, если его мало. Так вот – еще несколько лет назад трасс в Домбае в этом понимании не было вообще. Как говорится, «в России нет дорог, есть только направления».

А что было? Просто склон, слегка выровненный кое-где, по которому раз в неделю местами проезжал ратрак. Лыжники накатывали на этом склоне жуткие неровности и бугры, помимо естественных. Могул, ага, только вынужденный.

Сейчас всё поменялось. Ну, почти всё :) Трассы всё так же неогороженны и не размечены толком, но всё-таки они стали очень похожи на настоящие. За последние годы их расширили, выровняли бульдозерами и экскаваторами, понаделали новых и «соединительных» участков… Кататься уже можно. Да, снежных пушек нет, ратрачат средненько и не вовремя, трассы местами очень узкие, но теперь это всё-таки трассы, а не жалкое подобие.

…Итак, начнем сверху. С самого верху, с «пупыря», то есть с верхней станции 4-кресельной канатки (высота 3168), ведёт узкий серпантин в полкилометра длиной, по которому можно съехать до 3008 (верхняя станция 6-креселки). Можно и напрямик – но будет крутовато, и трассы там нет. Это самая верхняя трасса, она открывается в сезон раньше других, и нормальное катание по ней возможно дольше всего, чуть ли не до июня месяца.
Возле точки 3008 (3012 по другой классификации) расположена котловина – можно съехать в неё, и подняться на спускающейся 4-креселке со «станции подсидки», а можно объехать её по гребню, непосредственно к верхней станции 6-креселки.

Далее – «основное катание» (самые популярные трассы) – от 3008 до 2277, от верхней станции 6-креселки до её нижней станции. Спуск длиной чуть более 2 километров возможен несколькими параллельными вариантами. Можно – трассой под самой 6-креселкой. Можно параллельной ей трассой под 5 и 4 очередями старой канатки (она расположена левее, если смотреть на склон снизу вверх). В последний год сделали трассу и под «югославкой», можно съехать и по ней (она еще левее). Между всеми этими трассами есть несколько узковатых «соединительных» трасс-переходов. Всего получается 3-4 параллельно-перекрестных варианта спуска.

От нижней станции 6-креселки (она же верх «гондолки», в общем, «Узловая») – число вариантов спуска опять снижается до одного. Это так называемая «лесная» трасса, которая идёт по лесу серпантином до окрестностей Русской поляны, откуда уже даже не трасса, а настоящая дорога (довольно пологая, иногда приходится толкаться палками) идёт до поляны ЛИИ и далее до нижнего лягушатника и собственно посёлка Домбай.
«Лесная» трасса в верхней части довольно крутая и расположена низко, да и смотрит прямо на юг - по всем этим причинам на ней теплее, снег быстрее тает. Поэтому она чаще других бывает разбитой, проталины, лёд или «каша» и т.п. Но, это единственный вариант спуска в посёлок, если вы хотите ехать своим ходом, а не на канатке. Есть, правда, еще так называемая «старая дорога» (расположена правее, глядя на склон снизу вверх) - но она еще хуже по всем статьям, да и уходить на неё нужно довольно высоко, на уровне середины спуска от верха до низа «шесткреселки»; зимой её не чистят, так что это по сути фрирайд.

Особенности домбайских трасс:

Трассы Домбая для начинающих. Начинающим лучше покататься сперва на учебных склонах, поднимаясь на бугелях: либо на «Вегасе», это верхняя станция 4 очереди старой канатки, либо в нижнем лягушатнике в посёлке, но в посёлке скучно. Как вариант – поездить в котловине на 3012 (подсадка на 4-креселке по длине как тот же бугель). Почувствовав себя уверенно, можно выходить на более длинные и сложные трассы. Соответственно, в первый день (дни) лучше ехать на старой канатке, т.к. на «Вегас» подняться можно только на ней.

Сложность трасс. «Черных» трасс, можно сказать, в Домбае нет совсем. Да и «красных» участков очень мало. Это вам не Чегет! В остальном - переменная сложность, пологие участки чередуются с кусками склона чуть покруче. Еще особенность - трассы местами узкие, по сравнению с другими курортами...

Культура катания: отсутствует у большинства. В вас могут врезаться, могут опасно проехаться рядом, изображая крутизну и т.п. Такой уж контингент катающихся, ничего не поделать. Могут сесть посреди узкой трассы, провоцируя столкновение – это любят делать сноубордисты… В общем, всякое может случиться, держите ухо востро.

Сроки открытия/закрытия сезона: в Домбае трассы становятся пригодными для нормального катания (без царапания камнями), как правило, в середине декабря, иногда даже позже. Самый верх склона (3168 – 3012) – несколько раньше. Конец сезона – обычно в конце апреля. Многое зависит от года, снежной/малоснежной зимы, ветров - сдует ли выпавший снег…

Катание за пределами трасс – чревато попаданием в лавину (конечно, не имеется ввиду катание по неотратраченному снегу рядом с трассой - это не настоящий фрирайд, и он не опасен). Лучше не соваться без гида, если не хотите отправиться на кладбище в Алибеке (как минимум один человек, катавшийся без гида, там лежит).


Катание на Домбае в основной своей массе представляет собой широкий (1,5 - 2 км) склон, на котором условно размечены трассы (обозначается ратраком). Спуск можно осуществить по десятку вариантов трасс разной степени сложности. Маршруты для внетрассового катания.

Подъемники:

Склоны хорошо оборудованы сетью подъёмников: 7 канатно-кресельных дорог, маятниковая дорога, гондольная дорога, 5 бугельных подъёмников. Все подъемники ограждены, снабжены светофорами и системой электронного подсчета количества прошедших туристов.

Первая очередь (1636-1751 метров): однокресельная канатная дорога выполняет транспортные функции, т.к. на данном участке катание возможно только в очень снежные зимы. Длина - 860 метров, время подъема - 8 мин.
Вторая очередь: однокресельная канатная дорога на Русскую поляну. Сейчас не эксплуатируется.
Третья очередь (1719-2266 метров): двухместная кресельная дорога ведет до нижней зоны катания. Длина - 1142 м, время подъема - 14 мин.
Четвертая очередь (2266-2500 метров): двухместная кресельная дорога ведет до поляны на г.Муса, где расположено множество кафе и пунктов проката - это основное "тусовочное" место на склоне. Длина - 582 м, время подъема - 7 мин.
Пятая очередь (2500-3002 метров) : двухместная кресельная дорога идет до кафе "3012 метров", откуда в ясную погоду можно даже увидеть Эльбрус. Трасса вдоль подъемника шириной 2-3 км (в зависимости от количества снега) обрабатывается ратраками. Длина - 1502 м, время подъма - 14 мин.
"Югославская" (2550-2980 метров): двухместная кресельная дорога ведет туда же, куда и пятая очередь, а начинается в 400 метрах от "тусовочной" поляны. Под подъемником - "синяя" зона катания - для среднего уровня техники. Длина - 1700 метров, время подъема - 17 мин.
"Бугельные подъемники" в количестве четырех штук длиной по 100 метров каждый веером расходятся от "тусовочной" поляны по пологому склону шириной 400 метров и предназначены для начинющих.

Маятниковая Канатная Дорога (1630-2260 метров) : два вагончика вместимостью 20 человек каждый. Минует 2 и 3 очереди и поднимает с Домбайской поляны сразу в нижнюю границу зоны катания. Длина - 1970 м, время подъема - 8 минут (против 22 минут на двух креселках 2 и 3 очереди).

Новый компекс канатных дорог:
1) Гондольный подъемник (1590-2270 метров): сданный в 2007 году восьмиместный подъемник ведет туда же, куда и маятниковая канатка, но за счет высокой пропускной способности (2400 чел./час) делает это быстрее. Длина - 1810 м, время подъема - 6 минут.
2) Шестиместный кресельный подъемник (2270-3032 метров): самый длинный подъемник на Домбае поднимает выше пятой очереди. Длина - 2182 м, время подъема - 10 мин.
3) Четырехместный кресельный подъемник (3035-3168 метров): ведет в самую верхнюю зону катания на т.к. "пупырь". Длина - 661 м, время подъема - 4 мин.

В Домбае несколько систем подъемников , которые доставляют лыжников в основную зону катания на четвертой и пятой очереди кресельной дороги. Основной эта зона катания (2600-3000 м) является потому, что здесь широкое плато, склон обрабатывается ратраком и катается здесь больше всего людей. Единого абонемента на все подъемники в Домбае не существует, три основные системы подъемников принадлежат разным хозяевам.

Карты трасс и канатных дорог Домбая

Живая карта канатных дорог Домбая

  • НОВАЯ КД Домбая Doppel Mayer (высоты 1590-2270-3035-3200 м)
    -
    - Кресельные КД : 6-ти креселка и 4-х креселка
  • СТАРАЯ КД Домбая (высоты 1636-2980 м)
    - Маятниковая КД : вагончик на 40 чел.
    - Кресельные КД : 1-но и 2-х креселки
  • Бугели

Кликните на круглый маркер чтобы увидеть подробную информацию по каждой линии канатной дороги.

Описание канатных дорог Домбая

Канатные дороги Домбая

На Домбае действует 5 очередей канатно-кресельных дорог, гондольная и шестикресельная канатные дороги, маятниковая канатная дорога и сеть бугельно-буксировочных дорог (длиной 200-600 метров). Основные трассы идут вдоль «Югославки» и 5-й кресельной дороги. Можно спускаться и на уровень ниже, до начала 4-й кресельной. Ниже трассы хуже.

Часы работы канатных дорог

Подъемники начинают работать с 8:00-8:30. 5-я очередь закрывается примерно в 16:00-16:30. Маятниковая КД работает до 17-18 часов.

В плохую погоду подъемники могут не работать. Из-за ветра могут стоять кресла 5-й очереди при работающей «югославке». Но бывает, что в хорошую погоду работает 5-я очередь, а «югославка» стоит. Даже в самую плохую погоду могут включить маятниковую дорогу, чтобы поднять желающих.

Старая Канатная Дорога
(1636-2980 м)

1очередь маятниковой КД и несколько очередей 1-но и 2-х местных кресельных КД

Маятниковая Канатная Дорога
(1630-2260 метров)

Маятниковая КД была построена в 1987 году, приурочив её строительство к первому в СССР этапу кубка мира по фристайлу.

Маятниковая КД идет параллельно новой гондольной КД, обе канатные дороги привозят к одной площадке.

На маятниковой КД работают два вагона вместимостью до 40 человек каждый. Когда один вагон поднимается вверх, второй в это время опускается вниз. Маятниковая канатная дорога позволяет подняться на склон горы Мусса-Ачитара, минуя две очереди канатно-кресельных дорог, на высоту 2266 метров над уровнем моря. Перепад высоты составляет 636 метров, а время в пути - 8 минут.

Нижняя станция маятниковой канатной дороги находится в самом центре Домбайской поляны, непосредственно рядом с .

Канатно-кресельная дорога Домбая

Строительство 1-й очереди канатно-кресельной дороги началось в 1969 году, в 1970 г. её сдали в эксплуатацию. В течение 1970 года, пока заканчивали первую канатку, началось строительство 2-й очереди (на Русскую Поляну), которую сдали в 1971 году.

Третью очередь канатно-кресельной дороги начали строить в 1973 году, и занимались ею 3 года. Закончили 3-ю очередь в 1976 году.

Сразу же по окончании строительства 3-й очереди креселки, начали заниматься 4-й очередью. Сдали 4-ю очередь канатно-кресельной дороги в 1983 году.

К 1987 году построили и 5-ю очередь.

«Югославскую» креселку построили 1996 году. Это на самом деле Итальянский проект. Там специализированные сидения с опускающимися поручнями, и специальным покрытием сидений. Этот материал сильно поглощает солнечный свет, так что даже в пасмурную погоду кресла теплые.

Первая очередь (1636-1751 метров) однокресельной дороги от отеля «Крокус» до поляны ЛИИ

Функции чисто транспортные, поскольку на этом участке можно кататься только в очень снежную зиму, или для самостоятельного (минуя канатки) возврата на Домбайскую поляну из зоны горнолыжного катания 4-я и 5-я канатки - здесь долгий пологий спуск по узкой тропинке в лесу.

Вторая очередь (1751-1800м) однокресельной дороги на Русскую Поляну в сторону от современной зоны катания

В настоящее время не работает.

2-я очередь ККД (длина 640 м) идет в лесу вдоль ущелья Домбай-Ульген вдоль дороги, ведущей мимо Русской поляны серпантином на вершину г. Муса.

Третья очередь (1719-2266 метров) парнокресельной дороги

Ведет от Поляны ЛИИ до финиша Маятниковой дороги (2260 м - уровень ) - нижняя граница современной зоны горнолыжного катания.

Эта канатка круто уходит вверх (в отличие от второй - плавно поднимающейся вправо) и тоже идет большей частью в лесу. Предназначение: в основном доставка в зону горнолыжного катания.


Четвертая очередь (2266-2500 метров) парнокресельной дороги

Ведет до основного места дислокации горнолыжников и бордеров - поляны под горой Муса на высоте 2500 м, где расположено более десятка кафе, пунктов проката, лыжехранилищ, инструкторы, спасатели и т.д.

Сюда идет широкий выкат с вершины г. Муса. Вдоль 4-й очереди можно кататься по дороге, которую регулярно обрабатывают ратраками, а в снежную зиму и вне трассы, но это рискованно - камни.

Длина трассы здесь около 1 км.

Пятая очередь (2500-3002 метров) парнокресельной канатной дороги

Уходит с поляны на Мусе и заканчивается на плече Мусы (3000 м). Там же расположено самое высокое на Кавказе кафе «3012 метров».

Оттуда открывается прекрасный вид в сторону ущелья Гоначхир, а в хорошую ясную погоду виден Эльбрус.

Основная трасса вдоль креселки 2,5 - 3 км обрабатывается ратраками 1-2 раза в неделю и сразу после снегопада. В ширину здесь примерно по километру в обе стороны.

Вне основной трассы катание обычно возможно практически с Нового года, чем снежнее зима, тем шире зона.

«Югославская» (2550-2980 метров)

Стартует она метрах в 400 слева от «тусовочной» поляны на Мусе - чуть подняться, затем метров 200 спуститься и Вы на старте. Здесь в начале зимы 2002 г. поставили небольшое кафе.

Ведет «Югославка» на то же самое плечо г. Муса, что и 5-я очередь. По пути имеет промежуточную станцию примерно по середине основной трассы. Финишная станция этого подъемника - в 20 метрах ниже конечной станции 5-й креселки.

В отличие от обитых деревом обычных кресел остальных канаток, кресла этой канатки более современные - пластмассовые, покрыты спец материалом, аккумулирующим солнечное тепло, так что садиться на эти кресла приятно.

Новый комплекс канатных дорог Домбая
(1590-3168 метров)

1 очередь гондольной КД + 6-ти кресельный подъемник + 4-х кресельный подъемник, система Doppel Mayer

Гондольная КД открыта в 2007 году.

Первая станция стоит рядом с недостроеной гостиницей «Аманауз» и поднимает лыжников на высоту 2270 м на ту же площадку, что и маятниковая КД.

Затем на 4-х креселке можно доехать на уровень 3168 м - это самая высокая точка, на которую можно подняться на канатной дороге в Домбае.

Бугельные подъемники

Между 4-й и 5-й очередью старой ККД расположено 3 бугельных подъемника около 100 м каждый, с поляны под Мусой обслуживают пологий склон для тренировок шириной метров 400 - «лягушатник».

В этом «лягушатнике» обычно катание возможно с середины ноября - начала декабря.

Один бугельный подъемник (300 м) находится в нижнем лягушатнике напротив и рядом с в самом пос. Домбай.

«Швабры»

С поляны «тусовок» под Мусой остро вверх уходит еще один подъемник - «швабры» - длиной около 300 м. Финиширует он примерно посередине «Югославки» - метров на 200-300 ниже промежуточной станции «Югославки». Вдоль «швабр» обычно не катаются - слишком каменисто. Этот подъемник используют в основном для траверса к «Югославке»: вверх «швабрами» и дальше - по трассе влево под «Югославкой» к ее старту.

Характеристика трасс Домбая

Описание трасс Домбая

Домбай хорош как для профессионалов, так и для начинающих горнолыжников и сноубордистов .

Склоны и трассы Домбая достаточно широкие, лишенные излишней крутизны, при этом уверенно катающиеся горнолыжники найдут массу возможностей для внетрассового катания и фрирайда.

Спуск с вершины хребта Мусса-Ачитара можно осуществить по десятку вариантов трасс различной степени крутизны, сложности и скорости, что позволяет удовлетворить вкусы и опытных и начинающих горнолыжников. Ну, а если и этого мало, то можно попробовать себя в экстремальных фрирадных спусках или heli-ski на трассах Домбая.

В целом качество трасс в Домбае приемлемое, здесь обледенелые участки встречаются достаточно редко. Информацию о состоянии трасс получить возможно только через просмотр .

Катание на Домбае - разнообразное, но черных трасс немного, хотя можно найти и аналог Юга Чегета. Трассы Домбая находятся на горе Мусса-Ачитара, здесь 2 ратрака расчищают и ровняют трассы: пару раз в неделю и после снегопада. Вдоль 5-й ККД делают трассу шириной примерно в 4 ратрака, вдоль 4-й ККД - шириной максимум в 2 ратрака.

Пропускная способность существующих горнолыжных трасс Домбая позволяет обслуживать до 200 000 человек в год. Зона катания расположена на высоте 1800-3200 м, протяжённость трасс различной степени сложности более 20 км, максимальный перепад высот 1400 м.

Спуск с вершины хребта Мусса-Ачитара можно осуществить по десятку вариантов трасс различной степени крутизны, сложности и скорости, что позволяет удовлетворить вкусы и опытных, и начинающих горнолыжников.

Основная тусовка - на поляне между 4-й и 5-й очередями ККД.

Для новичков

«Лягушатник» (300 м) - склон в Домбае для новичков - находится внизу, непосредственно рядом с и , оборудован бугельным подъемником. Также Лягушатник с пологим склоном шириной 400 м есть на 4-й очереди ККД на высоте 2250 м, этот склон обслуживает 3 бугельных подъемника по 100 м длиной каждый.

Сине-зеленая трасса на 5-й очереди ККД

Основная зона катания находится на склоне вдоль 5-й очереди ККД, длина трассы 2 км, начинается она на высоте 3000 м. Трасса обрабатывается ратраками, функционирует как правило с ноября до мая. Это одна из первых трасс, которую готовят для катания с наступлением зимнего сезона. После спуска в начало 5-й очереди ККД можно продолжить спуск по четвертой до уровня 2300 м ().

Сине-красная трасса на 4-й очереди ККД

Трасса проходит по дороге от верхней станции 4-й ККД до нижней станции 4-й ККД. Обычно трасса пригодна для катания с декабря по март. Трасса достаточно узкая, обрабатывается ратраками реже, чем трасса на 5-й очереди ККД. Трасса будет интересна опытным лыжникам, для сноубордистов она плохо подходит ввиду своей узости.

Трасса под Югославкой

Трасса под 4-х местной ККД «Югославская» подходит для любого уровня. Склон шириной от 5 м в начале до 50 м - в конце. Часть этой трассы на середине пути на несколько метров сливается с трассой под 5-й ККД, затем уходит вправо.

На последних 50 м трасса расширяется до 30-50 м, на этом пологом участке часто тренируются слаломисты. Завершается «югославская» трасса резким сужением перед нижней опорой Югославки с резким поворотом влево к месту посадки на Югославку. Отсюда можно уйти на внетрассовое (фрирайдовое) катание до нижней станции 4-й ККД.

Чтобы вернуться на поляну с тусой, нужно подняться пешком вверх от нижней станции Югославки и потом спустилься по лягушатнику, либо на Югославке подняться вверх и затем спуститься по трассе под 5-й очередью ККД.

В случае, если очередь на 5-ю ККД большая, то можно пройти пешком до швабр, скатиться по последнему широкому участку вдоль Югославки, а затем подняться на Югославской КД - так вы можете сэкономить время и получить 1,5 спуска вместо одного вдоль 5-й очереди ККД.

Внетрассовое катание в Домбае

В окрестностях Домбая великолепные возможности для внетрассового катания.

Внетрассовое катание, Домбай [видео]

Фрирайд в ущелье Гоначхир, Домбай [видео]

В зимний период Домбай является лавиноопасным, это касается в первую очередь внетрассового катания. Обращайте внимание на таблички «ЛАВИНООПАСНО»! Обязательно приобретите лавинное снаряжение (рации, лопаты, щупы и трансиверы) если собираетесь заниматься фрирайдом на Домбае.

Основное внетрассовое катание в Домбае - от верхней станции 5-ой очереди ККД. В основном спускаются по северному склону хребта Мусса-Ачитара до выхода в ущелье Гоначхир или на Домбайскую трассу (7-8 км ниже самого поселка Домбай).

Северные склоны Домбая закрытыот солнца и ветров, здесь весь зимний период лежит свежий пухляк. Варианты спусков - как для опытных райдеров, так и для тех, кто впервые хочет попробовать свои силы на целине вне трасс.

Карта-схема внетрассового катания на Домбае
(варианты спусков с гидами)

Кликните на карту-схему чтобы открыть ее в большом размере:

Простой уровень сложности
(
Спуски №№ 1,4,9)
Спуски от 40 мин. до 2,5 ч.

Средний уровень сложности
(
Спуски №№ 2,3,5)
Спуски от 40 мин. до 2,5 ч.
От верхней станции ККД пешком по гребню 10-50 мин., далее спуск до трассы Теберда-Домбай, затем до посёлка Домбай на такси (около 15 мин).

Высокий уровень сложности
(Спуски №№ 6,7,8)
Спуски от 1 ч. до 3 ч.
От верхней станции ККД пешком по гребню 40-50 мин., далее спуск до трассы Теберда-Домбай, затем до посёлка Домбай на такси (около 15 мин).

Трассы Домбая хорошо подходят как для начинающих сноубордистов и горнолыжников так и для профессионалов. Склоны достаточно широкие, нет излишней крутизны. При всем этом уверенные горнолыжники смогут найти массу возможностей для фрирайда и внетрассового катания.

С вершины Мусса-Ачитара можно осуществить спуск по десятку различных вариантов трасс разной степени крутизны, скорости, сложности. Это позволяет удовлетворить потребности и новичков и опытных горнолыжников. Любители экстрима могут попробовать свои силы в фрирайдах и heli-ski.

Для начинающих горнолыжников есть несколько склонов:

  • склон «Лягушатник» , который расположен недалеко от гостиницы « » внизу на самой Домбайской Поляне. Широкая пологая трасса Лягушатника обслуживается бугелем (длина 300 м).
  • Пологий склон шириной 40 м, с поляны под Мусой, 3 бугельных подъемника по 100 м дилны каждый.

Схема трасс Домбая

  1. Зеленые трассы - самые легкие, предназначены для начинающих. Трассы ровные, бугров нет.
  2. Синие трассы - начальная степень сложности, предназаначены для лыжников и сноубордистов, которые совершенствуют технику катания. Трассы ровные, бугров нет.
  3. Красные трассы - средний уровень сложности, трассы более крутые, с существенным перепадом высот и отсутствием пологих участков. Предназначены для опытных сноубордистов и лыжников.
  4. Черные трассы - высокий уровень сложности, трассы с местами узкими местами и крутыми перепадами высот. Предназначены для катания профессионалов. Трассы ратраками не обрабатываются. На приведенной выше схеме черные трассы находятся в пределах зоны безопасности.

Канатные дороги Домбая

В Домбае представлено несколько систем подъемников, доставляющих горнолыжников до зоны катания, которая расположена на 4-ой и 5-ой очередях канатной дороги. Эта зона является основной зоной катания, так как расположена она на широком плато, склоны обрабатываются ратраком. Максимальная высота, на которую можно подняться на канатке - 3170 м над ур. моря.

В Домбае функционирует несколько канатных дорог:

  • ККД -старая очередь канатно-кресельных дорог (1-/2-х кресельные) + сеть бугельно-буксировочных дорог
  • МКД - старая маятниковая канатная дорога
  • современный комплекс канатных дорог пр-ва Doppel Mayer (гондольная + 2 очереди 4-/6-ти местн. кресельных дорог)

Время работы канатных дорог:

Начинают работу подъемники с 8.00-8.30 утра. Пятая очередь закрывается около 16.00-16.30. Маятниковая канатная дорога обычно работает до 17.00-18.00.

Во время плохой погоды подъемники могут не осуществлять свою работу. Из-за сильного ветра могут стоять кресла пятой очереди, в то время, когда работает «югославка». Бывает также, что в хорошую погоду пятая очередь работает, а «югославка» не осуществляет работу. В самую плохую погоду могут запустить маятниковую дорогу, для того чтобы поднять всех желающих.

МКД - маятниковая канатная дорога

высота - 1630-2260 м над ур. моря

На маятниковой канатной дороге работают два вагона (вместительность каждого до 40 человек). В то время как один вагон поднимает людей вверх, другой спускает людей вниз. Маятниковая КД позволяет осуществить подъем на склон Мусса-Ачитара, минуя 2 очереди ККД, на высоту 2266 м над ур. моря. Перепады высот составляют около 636 м, время пути - 8 мин. Нижняя станция МКД расположена в центре Домбайской поляны.

ГКД - гондольная дорога (производства Doppel Mayer)

высота - 1590-2270-3168 м над ур. моря

Дорога открылась в 2007 году. Первая станция находится на расстоянии 50 м от маятниковой дороги, первая станция поднимает на высоту 2270 м над ур. моря (недалеко от 2-ой станции МКД), потом на 6-ти кресельной канатке на высоту 3035 м над ур.моря. Всего у комплекса 3 уровня.

1-я очередь, гондола (8 чел.)
1590-2270 м
Поднимает туристов на высоту 2270 м, путь 1800 м гондола проходит за 6 минут.

2-я очередь, 6-ти местн. кресельный подъемник
(2270-3035 м)
Располагается выше пятой станции ККД. Поднимает туристов на высоту 3035 м, время в пути (2200 м) - 10 минут.

3-я очередь, 4-х местн. кресельный подъемник
(3035-3168 м)
Соединяет верхние станции новой 6-ти кресельной дороги и 5-й очереди старой 2-х кресельной ККД с верхушкой горы Мусса-Ачитара. Поднимает туристов на высоту 3170 м, время в пути (660 м) - 4 минуты.

"Старый" комплекс ККД (канатно-кресельная дорога Домбая)

Из 6 кресельных подъемников ККД первые три являются вспомогательными, которые позволяют добраться в зону катания.

1-я очередь
1636-1751 м над ур. моря
860 м пути за 8 мин.
Одно-кресельная дорога, начинается поблизости отеля «Крокус» и турбазы «Селена», тянется до поляны Лии.
Функции канатной дороги только транспортные, так как на этом гором участке можно кататься только в очень снежную погоду, можно самостоятельно добраться до Домбайской Поляны из зоны катания четверной и пятой канатки - это пологий долгий спуск по тропинке.

2-я очередь
1700-1800 м над ур. моря

1142 м пути за 14 мин.
Одно-кресельная дорога на Русскую Поляну в сторону от зоны катания.
Дорога проходит в лесу, вдоль ущелья Домбай-Ульген.

3-я очередь
1719-2266 м над ур.моря
581 м пути за 18 мин.
Парнокресельная дорога.
Проходит от поляны Лии до конца Маятниковой дороги (на высоте - 2260 м над ур.моря (Пик Инэ). Это на нижней границе зоны катания. Канатная дорога круто уходит вверх (2-ая плавно поднимается вправо), большей частью идет по лесу. Предназначена для доставки горнолыжников в зону катания.

4-я очередь
2266-2500 м над ур.моря
1502 м пути за 8 мин.
Парнокресельная дорога.
Канатная дорога доставляет до места дислокации бордеров и горнолыжников, на поляну под горой Муса, на высоте в 2500 м над уровнем моря. Тут расположены кафе, пункты проката, инструкторская и спасательная службы. На 4-ой очереди можно кататься вдоль дороги, трасса обрабатывается ратраками. Длинна этой трассы - примерно 1 км.

5-я очередь
2500-3002 м над ур.моря
1700 м пути за 18 мин.
Парнокресельная канатная дорога.
Начинается на поляне Мусы и заканчивается на ее плече (высота - 3000 м над ур.моря). Здесь находится кафе под названим «3012 метров», которое является самым высоким на Кавказе. Из кафе открывается отличный вид на ущелье Гоначхир, в ясную хорошую погоду можно увидеть Эльбрус. Трасса кресельная, длинна около 2,5-3 км, постоянно обрабатывается раткарами.

«Югославская»
2550-2980 м над ур.моря

Трасса начинается в 400 м слева от поляны Мусе. Здесь расположено небольшое уютное кафе. Ведет туда же (плечо Мусы) что и 5-ая очередь. По дороге имеется промежуточная станция, расположена она примерно посередине. В 20-ти метрах ниже от конечной станции 5-ой очереди расположена конечная станция очереди «Югославская» Здесь более современные кресла, сделанные из пластика. Имеют специальное покрытие, позволяющее аккумулировать солнечное тепло.

Три бугельных подъемника
Каждый - около 100 м. Обслуживают склон, предназначенный для тренировок, ширина склона - около 400 м. Склон называют «лягушатником». Здесь катание возможно осуществлять с середины ноября или начала декабря.

«Швабры»
Под Мусой, с поляны резко уходит вверх подъемник - «швабры» - длинна - 300 м. Заканчивается примерно в середине «Югославской». Здесь обычно не катаются, так как трасса слишком каменистая, она используется как трансфер к «Югославской».