Участки суши ниже уровня моря. Города, расположенные ниже уровня моря

НИЖЕ УРОВНЯ МОРЯ

«В течение всего лета Солнце скрывалось за тучами, как будто больше не хотело смотреть на Землю. На Земле царила вечная тишина, и влажный туман словно мокрый парус нависал над жилищами и полями… Тогда-то и началось землетрясение, как будто предвещавшее конец света… Реки изменили свое русло, а в их устье образовались новые острова из песка и наносов. Это продолжалось 3 года, а затем воцарилось спокойствие, и вновь появились леса. Многие страны исчезли под водой, в ряде мест появились новые материки». Так рассказывается в книге фризов «Ура Линда Бук» об одной из страшных катастроф, происшедших в раннесредневековое время на берегах Северо-западной Европы.

Память о древнем племени фризов (кстати, 400 тыс. их потомков живут и сегодня) отразилась в названиях нидерландской провинции Фрисландия и цепочки восточных и западных Фризских островов, ровной линией тянущихся почти параллельно берегу Северного моря. Эти острова тоже память, память о том, что граница суши еще в I тысячелетии н.э. проходила намного севернее.

Вряд ли на нашей планете есть еще район, где за относительно короткий срок истории человечества произошли бы столь крутые повороты в судьбе земли и моря. До сих пор мы говорили о колебаниях земной поверхности в пределах отдельных затонувших или тонущих городов. Здесь же, в северной части Европы, изменения охватили территории сразу нескольких стран от Англии до Финляндии.

Во времена первых египетских фараонов и шумеров еще не существовало Британских островов, не было проливов Па-де-Кале и Ла-Манш, да и вся Северная Европа имела вид, отличный от современного. Только в III тысячелетии до н.э. окончательно отделились от материка острова Британии. Северное море затопило низменные районы Северо-западной Европы.

Но суша не сдавалась. Наносы многочисленных рек и морские отложения создали Нидерланды, почти вся территория которых к I в. н.э. (т.е. ко времени, например, расцвета Боспорского царства) представляла собой огромную болотистую низину с большой морской лагуной в северо-западной части.

Конечно, в одиночку с морской стихией реки справиться не могли. Им помогло счастливое сочетание господствующих направлений ветров и чередующихся в течение суток двух приливов и двух отливов. Они-то и создали удивительное сооружение североевропейской природы - дюны. Нанесенные ветром песчаные холмы высотой 10–30 м (до 60 м) и шириной до нескольких километров образовали защитную дамбу, отгораживающую Нидерланды от моря и предохраняющую страну от затопления.

Геоморфологи различают два типа дюн. Одни из них, так называемые старые дюны, образовались в доисторическое время на западе Нидерландов из песчаных валов, параллельно нынешней линии побережья. Новые дюны (более высокие) были созданы природой в IX–XI вв. Одни из них возвышаются на старых дюнах, другие расположены западнее.

За старыми дюнами в пределах бывшей лагуны в свое время образовались специфические типы грунта. Во-первых, это морские глины, нанесенные морской водой, проникавшей через открытое пространство между дюнами. Во-вторых, это торфяные пласты, сформировавшиеся по мере обмеления лагуны.

Так, в конце I тысячелетия н.э., когда уже многие древние античные города Средиземноморья были поглощены морем, на южном берегу Северного моря возникла новая территория суши, которая стала быстро заселяться и осваиваться.

В VII–X вв. море начало брать реванш. В начале II тысячелетия его наступление приняло гигантские размеры и катастрофический характер, о чем сообщают предания тогдашних жителей Нидерландов.

В День всех святых 1170 г. морской прилив оторвал от суши нынешние Фризские острова. К 1290 г. вода достигла лежащего далеко на континенте оз. Флево и, затопив земли, где проживало около 50 тыс. человек (согласно преданию столько и погибло), образовало новый залив Северного моря - Зейдер-зе.

Наступление моря продолжалось и в XIII–XIV вв. В результате наводнений 1218, 1287 и 1377 гг. на северном побережье возник еще один новый залив Долларт и почти одновременно залив Лауверс-зе. Средневековая хроника XV в. продолжает сообщать о новых набегах моря. В День Святой Елизаветы 1421 г. оно поглотило 65 деревень. Голландским рыбакам долго чудилось, что они слышат звон колоколов затонувших церквей.

К концу средних веков юго-западная часть страны снова превратилась в морскую лагуну, среди которой возвышались отдельные острова. Так они и были названы - Зеландия, что значит «морская земля».

В непрерывной борьбе моря и суши сложились нынешние Нидерланды («низменные земли»), 27% территории которых находится, фигурально выражаясь, под водой, т.е. ниже уровня моря. Кстати, на этой части страны проживает 60% всего ее населения. Самая низкая точка (- 6,7 м) находится на севере Роттердама. Остальная территория Нидерландов тоже не очень высока: более половины ее расположено не выше 1 м над уровнем моря, так что ее может затопить даже самый небольшой нагон воды.

Море не только постоянно держит Нидерланды под угрозой наводнений, оно и само своими заливами глубоко врезается в сушу. Общая протяженность береговой линии страны достигает 1075 км, это более чем в 3 раза превышает длину нидерландской территории по прямой линии от самой юго-западной точки до самой северо-восточной и в 8 раз - ее ширину.

Правда, кроме низменных существуют и возвышенные Нидерланды. Это юго-восточная и восточная часть страны, где есть даже свои «горы». Самая высокая точка 321 м над уровнем моря находится на крайнем юго-востоке. В средней части Нидерландов, в провинциях Утрехт, Оверэйссел и Хордерланд с севера на юг проходят небольшие холмы, называемые Стевваллен. Голландцы настолько их ценят, что не заселяют и не застраивают, а используют как зону отдыха. Всей территории с высотами более 50 м в Нидерландах всего 2% общей площади страны.

«Deus mare, Batavus litora fecit», - «бог создал море, а голландцы - берега», так гласит старая нидерландская поговорка. Еще в глубокой древности жители побережья поняли: для того чтобы выжить, надо бороться с морем. Ведь природа не закончила свое начинание. Дюны не всюду тянулись вдоль берега, они лишь частично защищали сушу от затопления, в них зияли прораны, через которые море постоянно врывалось в низменные Нидерланды.

Первое, что начали делать еще древние фризы, это строить дамбы в промежутках между дюнами. «Вокруг Фрисландии, - написано в законодательном акте XIII в., - повсюду, где волнуется соленое море, плотины, одна в точности подобная другой… Мы, фризы, защитим эту землю тройным оружием: лопатой, заступом и тачкой». А в «Сакеоновом зерцале», составленном в 1230 г., говорилось прямо: кто не хочет строить плотину, тому нет места за плотиной. На средневековом гербе Зеландии даже появилось изображение льва, борющегося с волнами.

Дамбы строились просто. Тачками привозился глинистый грунт, укладывался между дюнами и тщательно утрамбовывался. Наружный откос плотины укреплялся каменной наброской или каменной кладкой. Для берегоукрепления применялись и просто мешки с песком. Часто берег защищался с помощью травяного покрова, кустарников и деревьев, которые сохранились и до наших времен. Ширина дамб в ряде мест доходила до 100 м, а высота до 15 м (средняя высота дамб 7 м). Наиболее интенсивное плотиностроение захватило северо-западные и северные берега, которые защищались почти сплошным поясом земляных дамб, смыкающихся с дюнами.

Голландские гидротехники уже в XIII в. не только оборонялись от моря дамбами, но и наступали на него, осушали отгороженные ими земли. Так, впервые в истории появилось понятие польдера - участка земли, отгороженного дамбами и осушенного с помощью откачки воды и ее сброса в море (рис. 84).

Осушаемые земли польдеров обычно изрезаны параллельными друг другу горизонтальными каналами-дренами, которые в наше время все чаще заменяются закрытым трубчатым дренажем, о котором рассказано выше. Это и позволяет организовывать сельскохозяйственное освоение осушаемых земель - прокладку транспортных путей, производство земледельческих работ, сбор урожая и т.д. Осушительный дренаж отбирает из почвы лишнюю воду и отводит ее в коллектор, который прокладывается вдоль дамбы. В определенном месте сооружается водосборный колодец, откуда ведется откачка воды. В старину для работы насосов использовались ветряные мельницы. Со временем на смену ветрякам пришли паровые машины, потом дизельные двигатели, за ними электронасосы.

Сначала размеры польдеров были весьма незначительны. Во-первых, потому что отсутствовали землеройные и строительные механизмы (все делалось руками, а их в сельских общинах было мало, да и сделать ими много было трудно), во-вторых, ветряные мельницы имели малую мощность, а значит, и насосы для откачки воды обладали небольшой производительностью.

Особенно большой размах для своего времени осушительные работы приняли в «золотом» для Нидерландов XVII в. В результате общеевропейской тридцатилетней войны, согласно Вестфальскому миру (1648 г.), страна, наконец, получила независимость., де-факто была создана республика Соединенных провинций, стало бурно развиваться мануфактурное производство. Нидерланды обзавелись многочисленными колониями в Юго-восточной Азии, в Южной Америке и Африке. «Образцовая капиталистическая страна XVII столетия» - так назвал Нидерланды того времени К. Маркс.

Рис. 84. Схема польдерного осушения

а - план; б - разрез;

1 - дамба; 2 - дрены; 3 - насосная станция; 4 - водосборный и отводной канал (резервуар)

Бурное развитие торговли и промышленности привело к увеличению населения. Выросли такие крупные города-порты, как Амстердам (уже в 1650 г. в нем было 150 тыс. человек), Роттердам и др. Соответственно стало развиваться и сельское хозяйство, которое требовало все новых и новых земель. В Голландии, Фрисландии и других провинциях на месте бывших озер появились десятки новых польдеров. В XVI в. было осушено 710 км 2 низинных земель, в XVII в. эта цифра достигла 1120 км 2 , а в XX в. она составляет 2500 км 2 . Ныне половина всей земельной площади Нидерландов (весь запад и часть севера) - это искусственно осушенные земли (рис. 85).

Первый крупный польдер (Гаарлемский) был построен вблизи Амстердама по проекту, предложенному инженером Легваттером в 1641 г. Гаарлемское озеро образовалось еще в XVI в. путем слияния нескольких мелких озер и угрожало затоплением самому Амстердаму.

В течение 13 лет строился Гаарлемский польдер. Были возведены десятки километров земляных дамб и отрыты сотни километров дренажных канав. Так, в середине XVII в. у стен богатого голландского города Гаарлема вместо внутреннего моря возник новый сельскохозяйственный район.

Рис. 85. Осушительные работы в Нидерландах

1 - осушение земель в 1200–1600 гг.; 2 - осушение земель в 1600–1900 гг.; 3 - осушение земель в 1900–1970 гг.; 4 - перспективные земли для осушения

В наше время ландшафт Нидерландов немыслим без польдеров. Их сотни, больших и малых, торфяных и глиноземных, низких и высоких. Рекорд заглубления ниже уровня моря побил польдер оз. Эйссел - 35 м. Польдеры, образованные в результате осушения озер, расположены на глубине 6–7 м ниже уровня моря. Много польдеров создано на месте бывших торфоразработок, они лежат примерно на 1 м ниже уровня моря. Однако есть польдеры, которые находятся и на несколько метров выше морского уровня - это осушаемые территории в поймах рек. Здесь для отвода воды даже не нужны насосы - она самотеком стекает в отводные каналы через шлюзы - водовыпуски, которые открываются во время морского отлива. Таких польдеров много во Фрисландии и Гронингене.

Осушенные озера и другие польдеры, расположенные вдали от моря или реки, имеют обычно по две кольцевые дамбы, между которыми размещается отводной канал. Откачиваемую воду приходится сбрасывать в этот канал, а не сразу в море или реку, как в прибрежных польдерах. На озерных польдерах, кроме каналов в системе водоотведения могут быть еще и промежуточные регулирующие емкости: водоемы или резервуары, которые накапливают дренажные воды и периодически сбрасывают их в море или реку.

Поддержание определенного уровня подземных вод в польдерах осуществляется автоматически. Если он начинает подниматься выше допустимого, срабатывают датчики, установленные в дренах или непосредственно в осушаемом грунте, сигнал передается на насосную станцию, и она включается в работу. Как только уровень воды снова достигает нужной отметки, насосы сами отключаются.

Осушение земель - это лишь половина дела. Освоение польдеров занимает обычно много лет. Поначалу вообще что-либо строить, сажать или просто ходить по дну бывшего моря или озера совершенно невозможно. Илистый грунт не выдерживает самой небольшой нагрузки, расплывается и поглощает все, что на него попадает. Даже после его консолидации и уплотнения (осадка поверхности земли достигает 0,5–1 м), на что уходит обычно несколько лет, строить здания приходится на сваях длиной не менее 6 м. В течение всего периода освоения работы на польдерах ведутся государством, и только после этого осушенные земли сдаются в аренду фермерам.

Говоря о польдерном осушении, нельзя умолчать и об одном побочном неприятном результате многолетней откачки дренажных вод, который ранее никем не был предвиден. Это интрузия, вторжение снизу соленых морских вод, процесс, о котором было рассказано выше. Он приводит к засолению почв в польдерах и гибели сельскохозяйственных растений. Для ликвидации последствий интрузии голландцы применяют методы искусственного восполнения подземных пресных вод путем безнапорной инфильтрации поверхностных вод через песчаные грунты в районе дюн.

В Нидерландах действует и общественная служба эксплуатации польдеров, которая возникла еще в средневековье, когда каждая сельскохозяйственная или городская община выбирала своего «смотрителя плотин». Существует более 1,5 тыс. управлений надзора за польдерами, их директоров выбирают владельцы участков земли, расположенных в пределах того или иного польдера, - ингеландены. Управления подчиняются властям провинций и следят за состоянием плотин, каналов, насосных станций и дренажных систем, иногда и за всем водным хозяйством района, а также осуществляют мероприятия но охране природы.

Наиболее впечатляющая победа голландцев над морем - это осуществление проекта осушения целого морского залива - Зейдер-зе. Образовавшееся всего лишь несколько столетий назад прямо на глазах потрясенного населения тогдашней Фрисландии, это мелкое, но обширное внутреннее море давно уже ждало своих покорителей. Первый проект его осушения был составлен еще в 1667 г. Х. Стевином, которого воодушевила победа над Гаарлемским озером. Однако в то время этот проект казался слишком смелым.

Принципиальное решение по осушению Зейдер-зе, в последующем принятое к осуществлению с некоторыми изменениями, предложил в конце XIX в. инженер-гидротехник К. Лели. В течение 1.1 лет он вел изыскания под свой проект и стал даже секретарем специальной ассоциации. Лели предложил построить широкую защитную дамбу, соединяющую берега Фрисландии и северной Голландии. Эта дамба должна была оставить морю лишь небольшой залив Ваддензее, вся же основная часть Зейдер-зе превращалась во внутреннее оз. Эйсселмер. Постепенно озеро должно опресниться благодаря тому, что морская вода поступать в него не будет, и начнет служить городам и промышленности как источник водоснабжения. Пополнять водные запасы Эйсселмера должна впадающая в озеро одноименная река, паводковые излишки стока которой сбрасываются в море двумя водосливами, встроенными в защитную дамбу у ее левого и правого плеча.

Следующий этап плана осушения Зейдер-зе - строительство у берегов оз.Эйссел пяти крупных польдеров общей площадью 2,2 тыс. км 2 , что дает увеличение территории Нидерландов более чем на 6%. При этом наиболее плодородные земли предназначались для сельскохозяйственного освоения (овощеводство, цветоводство).

Вначале и этот проект Зейдер-зе был встречен с недоверием, слишком трудоемкими и дорогими казались работы по его осуществлению. В то время нигде еще никто не строил плотин длиной в несколько десятков километров и не пытался отсечь от моря целый залив. Почти четверть века нидерландский парламент, прислушиваясь к мнению налогоплательщиков, отклонял вопрос о финансировании проекта.

Природа сама оказала нажим на общественное мнение: в 1916 г. на Нидерланды обрушилось катастрофическое наводнение с многометровым нагоном морской воды. Это была последняя «капля», добавившаяся ко всем предыдущим натискам моря и к серьезной нехватке сельскохозяйственных земель и продовольствия, особенно сильно проявившейся в суровые и голодные годы первой мировой войны.

Проект осушения Зейдер-зе начал осуществляться. При этом последовательность работ была несколько изменена, Строительные работы развернулись не только в районе защитной дамбы, но и на участках польдеров. В 1927 г. у северо-западного побережья оз. Эйселл был построен небольшой опытный 40-гектарный польдер Андейк, который послужил моделью для другого крупного участка польдерного осушения - Вирингермера площадью 20 тыс.га, пущенного в эксплуатацию в 1930 г.

Возведение защитной дамбы, отгораживающей залив от моря и имевшей длину 30 км и ширину 90 м, было начато сразу в шести местах. Нижнюю часть дамбы сначала строили в периоды отливов, затем стали вести отсыпку грунта прямо в воду. 28 мая 1932 г. после шестилетнего интенсивного строительства в торжественной обстановке был перекрыт последний проран и морской залив Зейдер-зе перестал существовать. На географической карте Европы появилось новое озеро - Эйссельмер, предназначенное для последующего осушения (рис. 86). Несколько позже, в 1937–1942 гг. был построен северо-восточный польдер площадью 48 тыс.га с центром в Эммелорде. Его территория расположена на 4,5 м ниже уровня моря. Откачка воды осуществляется тремя насосными станциями, на каждой из которых установлено по 8 центробежных насосов с электродвигателями производительностью по 4 тыс.м 3 /ч.

7 апреля 1945 г. за несколько недель до конца войны отступающие немецкие войска взорвали защитную дамбу польдера Вирингермер и бессмысленно затопили его. После войны в 1950–1957 гг. был построен самый большой польдер - восточный Флеволанд площадью 54 тыс.га, территория которого заглублена на 5 м ниже уровня моря. Здесь также установлены три насосные станции для откачки воды. Непосредственно к этому участку примыкает законченный строительством в 1968 г. четвертый польдер - южный Флеволанд (43 тыс.га) с одной мощной осушительной насосной станцией, расположенной возле северо-западной дамбы.

Рис. 86. Осушение залива Зейдер-зе

1 - линия побережья в 1920 г.; 2 - дамба; 3 - строящаяся дамба; 4 - насосная станция; 5 - отметка ниже уровня моря; 6 - шлюз-водоспуск; 7 - постоянное соединение со шлюзом; 8 - мост; 9 - пресная вода; 10 - соленая вода

Уже первые годы эксплуатации северо-восточного польдера показали актуальность охраны окружающей прибрежной территории. Дело в том, что интенсивная откачка дренажных вод довольно быстро привела к переосушению почв на прилегающих землях. Понижение уровня подземных вод распространилось на большую прибрежную территорию Фрисландии, и радиус депрессионной воронки достиг нескольких десятков километров. Было принято решение, несмотря на значительное удорожание работ, строить польдеры в окружении обводных кольцевых Каналов. Поэтому польдеры южный и восточный Флеволанд к берегу не примыкают и отделены от него каналом, разделенным системой шлюзов. Это позволяет не только оперативно регулировать уровень подземных вод на прилегающих берегах, но и обеспечить водный транспорт новыми путями.

Другим отрицательным последствием осушения Зейдер-зе оказалось ухудшение рыбного промысла. После постройки защитной дамбы, ликвидировавшей залив, до этого в буквальном смысле кишевший рыбой, многие рыболовецкие поселки опустели - ловить стало нечего. Особенно серьезная угроза нависла над знаменитым угрем, уникальной рыбой; которая, подчиняясь какому-то таинственному закону, ходит нереститься отсюда в Северное море.

Эти и другие вопросы охраны окружающей среды поставили в наше время под сомнение целесообразность осушения пятого польдера - Маркерварда, который начали уже было строить.

Кроме того, в новых условиях появились и новые соображения. Раньше экстенсивный характер земледелия требовал все новых и новых площадей. В современных условиях интенсификации сельскохозяйственного производства, широкое применение химических удобрений, успехи селекции растений, создание мощной земледельческой техники дают возможность получить высокие урожаи даже с небольшой площади сельскохозяйственных угодий. Поэтому осушенные земли в Нидерландах все больше начинают использоваться для промышленной и жилой застройки, организации зон отдыха, транспортного, энергетического строительства и т.д.

Примером может служить частично уже осуществленный проект строительства в восточном Флеволанде большого нового города Лелистада (в память К. Лели) с численностью населения 50 тыс. жителей. Аналогичное строительство намечено и южном Флеволанде, где г. Альмере также послужит делу разуплотнения перенаселенной северной части западной Голландии. К новому городу будет примыкать промышленная зона, места отдыха и заповедники. Возникает новая, 12-я провинция Нидерландов.

Воодушевленные успехами в борьбе с морем, нидерландские гидротехники приступили к защите территории от половодий. Ведь в Нидерландах находятся устья трех крупнейших рек Европы - Рейна, Мааса, Шельды, и ведут они себя далеко не спокойно. Кроме основных русел, каждая из них имеет множество протоков, рукавов. Из-за этого общая длина всех водотоков Нидерландов составляет огромную величину - 7 тыс. км, т.е. в 7 раз больше длины сильно изрезанных морских берегов страны.

1 февраля 1953 г. юго-восточные Нидерланды постигло страшное стихийное бедствие: катастрофическое наводнение обрушилось на весь район дельты Рейна, Мааса, Шельды. На участке более чем в 100 м вода прорвала дамбы, только за одну ночь погибло 1800 человек, свыше 40 тыс. жилых домов и хозяйственных зданий было разрушено, территория площадью около 160 тыс. га оказалась затопленной, убытки составили 250 млн. долларов. Это событие ускорило осуществление проекта «Дельты», который имел своей целью не только предотвращение наводнений, но и решение многих других водохозяйственных (в том числе ирригационных) и транспортных задач.

Сразу же после катастрофы 1953 г. на Голландском Эйсселе восточнее Роттердама была построена сборно-разборная плотина, которая в случае наводнения могла быть быстро установлена. Этот барраж ныне защищает большую часть польдеров западных Нидерландов. После этого были построены плотины в глубине дельтовых рукавов, а затем и на их границе с морем. Результатом отгораживания дельты от моря кроме защиты от наводнений, так же как в случае с Зейдер-зе, будет образование водохранилищ с пресной водой. К этому добавляется значительное сокращение - береговой линии: расстояние между крайними точками А и Б (рис.87) уменьшается в 10 раз - с 800 до 80 км, а путь от Роттердама до Флиссингена сокращается на 40 км.

Рис. 87. Освоение дельты

1 - дамба; 2 - барраж для защиты от наводнений; 3 - канал; 4 - шлюз-водовыпуск; 5 - главная транспортная магистраль; 6 - дорога; 7 - мост; 8 - судоходный шлюз; 9 - соленая вода; 10 - пресная вода; 11 - дюны; 12 - затопленные участки при наводнении 1953 г.

Большие работы проводятся и в целях улучшения условий судоходства по Рейну. В нижнем его течении построены три водопроводные плотины со шлюзами. Самая восточная из них позволяет часть стока реки перебрасывать по каналу в бассейн Эйссела. Для сосредоточения всего речного стока в одном русле воды Мааса и Ваала отрезаны от Харингвлита - северного рукава дельты, и направлены в море мимо Роттердама, что делает нижний Рейн более полноводным.

Проект «Дельта» предусматривает значительный рост промышленности и торговли вдоль новых путей от Роттердама до Антверпена и к югу от Восточной Шельды. Широкое развитие ожидает и территории, окружающие дельту, например район Роттердама - Евро-порта. Выигрывают и прибрежные сельскохозяйственные земли - благодаря появлению больших объемов пресной воды предотвращается засоление почв, которое до сих пор было одним из предметов постоянной заботы голландских цветоводов и овощеводов. Помимо рассоляющего эффекта пресноводные водохранилища дадут фермерам и прямую выгоду - станут новым источником орошения.

К 1972 г. по проекту «Дельта», предусматривающему соединение дамбами пяти морских рукавов нижнего течения Рейна, Мааса и Шельды, была выполнена большая часть работ. Северный рукав превращен в полноводный судоходный канал, одновременно улучшен подход к гавани Роттердама. На берегах южного рукава Западной Шельды, по всей длине подходного канала Ньюве Ватервег построены или реконструированы старые защитные дамбы, предотвращающие в случае наводнений затопление прибрежных районов Антверпена. Три средних пролива должны были быть полностью перекрыты одиннадцатью глухими земляными плотинами, отгораживающими их акватории от моря. Вследствие прекращения поступления сюда морской соленой воды и пропусков речного стока, они постепенно должны были превратиться во внутренние озера - водохранилища с пресной водой, которая могла бы использоваться для орошения сельскохозяйственных земель и водоснабжения городов и промышленности. Кроме того, имелось в виду, что исчезнет, наконец, существующая угроза засоления прибрежных земель - постоянный бич урожаев голландских фермеров.

До 1972 г. на средних рукавах дельты было построено семь из запроектированных одиннадцати земляных плотин. В первой половине 70-х годов в Нидерландах началась шумная кампания в защиту окружающей среды, и многие видные специалисты и общественные деятели выступили против осуществления проекта «Дельта» в полном объеме. Дело еще было и в том, что как раз в это время начал резко сокращаться традиционный промысел жителей дельты - разведение и лов устриц, креветок, мидий. Их развитие в этом районе связано с особыми гидрологическими условиями, когда благодаря постоянному вторжению свежих соленых вод в пресные образуются в воде воронки, способствующие росту рыбной молоди и моллюсков. Прекращение морских приливов и отливов изменяет условия обитания для многих видов водных форм растительного и животного мира этого района.

Длительные и бурные дискуссии привели к тому, что в 1976 г. голландский парламент вынес постановление пересмотреть проект «Дельта».

В результате переработки проектных решений сплошные земляные водоподпорные плотины средних рукавов дельты решено было прорезать широкими водопропускными отверстиями. Через дамбу Харингвлит (рукав Мааса) было проложено 17 шлюзов-водовыпусков со стальными затворами, которые будут закрываться только во время наводнений. На соседней плотине Брауэрс построено три донных водовыпуска в виде тоннелей длиной по 200 м. Теперь между эстуариями Мааса, Шельды и морем во время приливов осуществляется свободный водообмен. Западную Шельду было решено не перекрывать вообще и ограничиться упомянутыми выше береговыми защитными дамбами.

Особенно много возражений вызвала та часть проекта, которая предусматривала строительство глухой плотины через рукав Восточная Шельда (Остершельде) - самый широкий рукав дельты. Победу одержали специалисты, которые считали необходимым построить здесь хотя и более дорогую, но экологически целесообразную систему водопропускных и заградительных сооружений, перекрывающих поток морской воды только в экстремальных случаях. Такое предложение было принято и начато строительство, которое продолжалось почти 10 лет.

Рис. 88. Противоштормовой барьер в устье Западной Шельды - «гребенка» с 65 стальными затворами, каждый массой 500 т (Это морское инженерное сооружение - одно из крупнейших в мире)

4 октября 1986 г. в торжественной обстановке в присутствии королевы Голландии и представителей многих иностранных правительств состоялось открытие защитных сооружений Остершельде (рис. 88). Этим завершилось возведение последнего объекта «Дельта», чем и закончилась тридцатилетняя история осуществления одного из самых грандиозных проектов XX в.

Для перекрытия пролива, имевшего в створе строительства ширину 9 км, использованы естественные песчаные отмели, которые путем отсыпки песчаного грунта были превращены в острова. В результате этого пролив оказался разделенным на три протоки шириной 2,5, 1,8 и 1,2 км.

Наиболее крупный из них остров Неелтье-Янс размером 4x0,8 км был использован в качестве основной строительной площадки для изготовления 15 полых железобетонных мостовых опор сборной конструкции. Для изготовления каждой из таких опор - столба высотой 40 м и массой 18,5 тыс. т было израсходовано 7 тыс. м 3 бетона. Всего было сделано 65 железобетонных блоков-звеньев, из которых собирались опоры плотины.

Изготовлялись эти блоки в трех специальных строительных траншеях на глубине 15 м от уровня моря под защитой земляных дамб. Изготовление каждой детали длилось около 1,5 месяца, одновременно делалось по несколько штук.

После того как опоры были готовы, дамбы были прорваны и траншеи затоплены, морем. Затем в проход в дамбе на стройплощадку вплывал понтонный У-образный корабль Острее («Устрица»), который с помощью двух 10-тысячетонных подъемников отрывал опору от дна, закреплял ее гидравлическими амортизаторами и отправлялся в путь, доставляя каждую опору на свое место.

Установка опор, которые опускали на глубину 25–30 м под уровень воды, осуществлялась в основном в условиях спокойного моря, хотя судно Остреа и допускает возможность работы при высоте волны до 1 м. Монтаж железобетонных конструкций осуществлялся с помощью 6 якорных лебедок с компьютерным управлением и ориентированием по береговым вехам. Точность установки опор на дно моря составляла 5 см, допуски при подгонке отдельных железобетонных конструкций не превышали 1 см. Контроль за точностью монтажа велся с применением лазерного прибора.

После установки на дно внутренняя полость опор заполнялась в нижней части глинистым, в верхней части песчаным грунтом, играющим роль балласта и предотвращающим всплывание опор под действием архимедовой силы. Грунт в опорах уплотнялся вибраторами. Внизу опоры засыпались еще и камнем - валунами весом до 0,1 кН, привезенными из Финляндии, ФРГ, Бельгии и Швеции, так как в Голландии крупного камня практически нет.

Железобетонные опоры поверху соединялись полыми железобетонными балками. По дну моря между опорами были уложены металлические швеллеры, на которые установлены стальные щиты-затворы шириной по 42 м, весом от 2,6 до 4,8 кН. Высота затворов определяется глубиной воды в тот или иной период штормового нагона волны со стороны моря. Общее число щитов - 62.

Подъем и спуск затворов, отведение их в сторону осуществляется с помощью гидравлических приводов. Операция по перекрытию всех трех проливов занимает 60 мин.

Большая и важная работа была проведена по укреплению основания сооружении. В естественном состоянии покрытое илом мелкопесчаное дно моря не могло бы выдержать большие нагрузки от тяжелых опор. Уплотнение придонного слоя песка толщиной до 15 м осуществлялось четырьмя игольчатыми вибраторами, опускавшимися с плавучей понтонной установки Митилус («Мидия»). Уплотнению была подвергнута полоса морского дна длиной 3 км и шириной 80 м.

Планировка дна производилась землесосным снарядом, смонтированным на еще одном строительном судне Кардиум («Моллюск-сердцевидка»), передвигавшемся по створу плотины с отклонением от курса не более 0,5 м. Оно было оснащено 12 рабочими органами, которые выравнивали дно с точностью до 10 см. В углубление дна укладывали разматывающийся с барабана мат шириной 42 м и толщиной 35 см, который представлял собой как бы матрац в виде сетки из искусственных волокон, заполненной щебнем. Сверху был уложен еще один более тонкий защитный мат шириной 32 м. Всего по фронту водоудерживающих сооружений было уложено 130 матов. Такое укрепление дна не только создает прочную опорную поверхность для сооружений плотины, но и надежно защищает их основание от размыва донными течениями.

Для контроля подводных строительных работ, а также последующего мелкого ремонта подводных механизмов в процессе эксплуатации плотины сконструировано автоматическое водолазное устройство - робот под названием Портунус («Краб»), оснащенный телевизионной камерой и механическими манипуляторами.

Итак, защитный щит Остершельде вступил в работу. Предполагается, что необходимость полного перекрытия водопропускных отверстий плотины может возникать 1–2 раза в год во время совпадения морского прилива с экстремальным ветровым нагоном волны. Помимо этого, с частотой 1 раз в месяц будут проводиться контрольные и ремонтные опускания затворов.

Весь обслуживающий персонал этой не имеющей пока в мире прецедента гидротехнической системы состоит из 50 работников, которые располагаются в управленческом здании на острове Неелтье-Янс. Здесь же размещается музей, рассказывающий о проекте «Дельта» и истории его осуществления.

История взаимоотношений жителей Нидерландов с Северным морем - характерный путь взаимодействия цивилизации с окружающей средой. Начав со слепого преклонения перед стихийными силами природы, страха перед их разрушительными набегами, человек постепенно перешел сначала к пассивной обороне и защите своих позиций, а затем к решительному наступлению.

Он победил природу, отвоевал новые плацдармы, но вдруг остановился и задумался… Не уподобляется ли он эпирскому царю Пирру, который в кровопролитных боях победил, но остался почти без войска.

С этого времени (в которое мы и живем) начался период сомнений и раздумий. Продолжит ли человек осуществление своих широких планов преобразования природы или откажется от них и займется больше ее охраной и защитой?

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

29.5. Игра в карты при трех градусах ниже нуля В ходе визита американского президента Ричарда Никсона в Китай 21–28 февраля 1972 г. несколько раз устраивались «потемкинские деревни». Когда Никсон со своими спутниками посетил Великую китайскую стену, местные власти согнали

Из книги Черная легенда. Друзья и недруги Великой степи автора Гумилев Лев Николаевич

На два порядка ниже Все приведенные случаи пассионарных взрывов хотя и объясняют смену этносов, но оставляют, при изложении материала, тень сомнения: «А может быть, это – взрыв этногенеза, толчок – можно объяснить как-нибудь иначе? Конечно, проповедь Мухаммеда в Медине и

Из книги День позора. Второй Перл-Харбор автора Лорд Уолтер

ПОСЛЕСЛОВИЕ, которое вполне можно считать и предисловием к публикуемому ниже материалу. Многие прекрасно документированные события нашей истории, включая и историю новейшего времени, не имеют рационального объяснимых причин. Это признают сегодня серьезные

Из книги Черная легенда автора Гумилев Лев Николаевич

На два порядка ниже Все приведенные случаи пассионарных взрывов хотя и объясняют смену этносов, но оставляют, при изложении материала, тень сомнения: «А может быть, это - взрыв этногенеза, толчок - можно объяснить как-нибудь иначе? Конечно, проповедь Мухаммеда в Медине и

автора Коллектив авторов

2. Повышение уровня доходов трудящихся Первая пятилетка ознаменовалась огромным ростом численности рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве. Если в 1913 г. в народном хозяйстве было занято 12,9 млн. рабочих и служащих (в границах СССР до 17 сентября 1939 г.) и к началу

Из книги Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926-1932 гг.) автора Коллектив авторов

3. Повышение уровня и улучшение структуры потребления Прямым свидетельством улучшения материального положения широчайших слоев трудящихся города и села за годы первой пятилетки служат данные о росте производства промышленных предметов потребления на душу населения:

Из книги Сталин – гробовщик Красной Армии. Главный виновник Катастрофы 1941 автора Бешанов Владимир Васильевич

«Летающие гробы» Сталина. «Всё ниже, и ниже, и ниже…»

Из книги Евреи и жизнь. Как евреи произошли от славян автора Дорфман Михаэль

Что у евреев ниже пояса Иудаизации подвергались не только понятия религиозные и теологические, но и бытовые, приличные и не очень. Процесс, названый иудаизацией, не является чем-то исключительным, присущим лишь еврейскому языку. Аналогичные процессы постоянно происходят

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ОТ МОРЯ ДО МОРЯ: «ПОТОП» И ДРУГИЕ ВОЙНЫ В то время как на Западе Европы шла к концу затянувшаяся франкоиспанская война, Восток континента от Балтики до Черного моря стал ареной многостороннего международного конфликта, в который помимо главных протагонистов (Россия,

Из книги Маленькая книга о капоэйре автора Капоэйра Нестор

Три уровня игры Деление на три, издавна было распространенным способом анализа целого: Фрейдисты говорят об эго, суперэго и индивидууме. Индуисты говорят о Брахме, Вишну и Шиве. Христиане говорят об Отце, Сыне и Святом Духе. Давайте же и мы в дидактических целях разделим

Из книги Как Зюганов не стал президентом автора Мороз Олег Павлович

I. Все ниже, и ниже, и ниже… Как падал ельцинский рейтинг Итак, к концу 1995-го - началу 1996 года Ельцин подошел почти с нулевым рейтингом. Это при том, что на старте первого президентского срока его популярность была весьма высока.Впервые политиком № 1 Ельцин стал в 1990 году. В

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Из книги Последняя крепость Сталина. Военные секреты Северной Кореи автора Чуприн Константин Владимирович

Чосон от моря и до моря: география и население Северная Корея (по-корейски Корея – «Чосон», что переводится как «Страна утренней свежести») носит официальное название Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР, «Чосон Минджуджуый Инмин Конхвагук»). По

Из книги Религиозные войны автора Ливе Жорж

2. Рост цен и падение уровня жизни. Не зная истинных причин роста цен, большинство современников довольствуются тем, что констатируют этот рост. Они изобличают излишнюю дороговизну предметов первой необходимости и вызванный ею рост податей, уменьшение количества

Из книги Двор русских императоров в его прошлом и настоящем автора Волков Николай Егорович

XXXIII. О непредставлении к пожалованию в звание камер-юнкеров чиновников ниже титулярного советника, а в камергеры ниже статского советника32 Государь император, по статье журнала Комитета министров 9 сего июня о том, что Ваша светлость изволили сообщить г. председателю

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

Глава V ПОВЫШЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ ТРУДЯЩИХСЯ РЕСПУБЛИКИ Война значительно ухудшила материальное положение советских людей. На месте боев, на территории, подвергшейся временной оккупации фашистов, - всюду остались руины и пожарища, разрушенные жилые здания, школы,

Любому туристу, путешествующему по новым странам, станет интересно, как же существуют города, расположенные ниже уровня моря, и почему не обязательно брать с собой резиновые сапоги, чтобы остаться с сухими ногами.

Заниженные участки или так называемые впадины образуются на границах тектонических плит. Формирование впадин происходит, когда плиты сходятся или расходятся. Большая часть таких участков расположена в северном полушарии. А вот жара и испарение как раз препятствуют заполнению впадин водой.

Первой страной, о которой вспоминают многие, становятся Нидерланды . Прилетая в аэропорт Схипхол, расположенный ниже уровня моря на 4,5 метра, становится жутко интересно, как же голландцам удается удержать такое неспокойное море. Самой низкой сухой точкой Европы является город Роттердам , расположенный на 7 метров ниже уровня моря. Далее следует город Ньивекерк, находящийся на 6,74 метра ниже уровня моря, за ним Амстердам, построенный на сваях. Все еще не знаете,

Если отправиться в США в штат Луизиану, обязательно стоит посетить Новый Орлеан , расположенный на 4 метра ниже уровня моря. Многие помнят 2005 год и нашествие урагана «Катрина», унесшего жизни тысяч людей, оставившего без крова семьи, разрушившего все на своем пути.

Отправляясь в Израиль и посещая Мертвое море , не забудьте, что оно расположено ниже уровня моря на 422 метра. В это сложно поверить, но так и есть. Но раз уже мы начали говорить о городах, то сразу вспомним о небольшом поселении на юге Израиля под названием Неве-Зоар . Проездом здесь бывает мало туристов, за исключением тех, кто едет сюда целенаправленно, не так много шикарных отелей, однако именно тут можно найти массу исторических ценностей, например римско-византийские укрепления, развалины времен Иудейских царей, а также уходы в пещеры, где располагаются захоронения византийского периода. Не все знают, что Неве-Зоар – одно из самых низких поселений, расположенное еще ниже, чем берега Мертвого моря. Коренные жители представлены 30 семьями.

А вот в Республике Джибути (Восточная Африка) есть озеро Ассаль , расположенное а 155 ниже уровня моря. Концентрация соли в воде достигает 34.8%, что еще больше, чем в Мертвом море. Главным промыслом здесь, конечно, является добыча соли, которую везут в Судан.

Самым низким городом является Иерихон , расположенный на территории частично признанного государства Палестина. Это один из древнейших городов, о котором упоминалось в Библии. Город известен не только как древнейший с первыми следами людей здесь, но и самым низким, расположенным на высоте -275 метров. Отправиться на экскурсию в Иерихон можно вместе с группой туристов, при этом желательно, чтобы гид согласовал все с министерством туризма, ведь, как известно, ситуация в Палестине на границе с Израилем нестабильна. На случай, если не знаете, где остановиться, к вашим услугам.

А теперь отправимся на Апшеронский полуостров , где высота равнины составляет -26 метра ниже уровня моря. Здесь происходит добыча нефти и газа, а кроме того это место уникально своими историческими памятниками, например, Нардаранской крепостью, построенной в XIV веке, круглым замком XI века и храмом огня, который возвели в XVII-XVIII веках. А сам Баку – столица Азербайджанской Республики, расположен на два метра ниже равнины и тут без преувеличений есть чем заняться не только туристу, но и путешественнику, желающему провести здесь несколько дней.

Отправляетесь в путешествие и хотите забронировать жилье со скидкой?

Самая высокая гора Европы - Эльбрус. Восхождение на нее связано с большим риском и горной болезнью. Погодный условия Эльбруса можно назвать экстримальными. При этом в мире есть несколько городов, находящихся на высоте соизмеримой с Эльбрусом. Это самые высокие города планеты - Ла Ринконада в Перу на высоте более 5000 метров, Намче-Базар, на высоте более 4000 м. При этом человек стрит города не только выше гор, но и ниже моря. На какую глубину вы можете нырнуть? 2-5 метров? А голанцы строят города на большей глубине - самые низкие города мир. Самым низким городом мира можно назвать Роттердам, расположенный на 7 метров ниже уровня моря. Подробнее о самых высоки и самых низких городах мира читайте в статье "Самые высокие и низкие города мира".

Самые высокие города мира - Ла Ринконада, Перу

Самый высокогорный город в мире находится в Андах недалеко от границы с Боливией, на высоте более 5100 метров над уровнем моря. Населения самого высокого городка составляет 30 тысяч человек. Как твердят врачи, такая высота является пределом для людского организма.

Самый высокий город был основан на шахте, где и работает большинство жителей. Несмотря на очень суровый климат: днём температура поднимается на несколько градусов выше нуля, ночью мороз, люди не спешат покидать свои дома в поисках лучших условий жизни. Даже нехватка кислорода не остановила прирост населения. В 21 веке оно увеличилось на 231%.

И все из-за богатых запасов золотой руды. Работают жители в тяжелых условиях. Некоторые из них даже работают бесплатно целый месяц, чтобы в его последний день иметь возможность взять себе руды столько, сколько смогут унести самостоятельно.В самый высокий город можно добраться только по одной узкой горной дороге.

Самые высокие города мира - Намче-Базар, Непал

Высокогорный город Намче-Базар - излюбленное место для туристов и альпинистов со всего мира, потому что находится по дороге к Эвересту, и высота его 4150 метров над уровнем моря. Высокий городок служит главным перевалочным пунктом для людей, собирающихся подниматься дальше в лагерь на гору. Это последнее пристанище цивилизации перед самой высокой горой мира.

Изначально высокогорный город строился как торговая зона, где пастухи, разводящие высоко в горах стада яков, могли обменивать масло и сыр, производимые из молока этих животных, на сельскохозяйственные продукты, выращиваемые в более низких областях Непала. Намче-Базар по-прежнему является главным торговым центром региона Кхумбу.


В высоком городке есть электричество, неподалёку находится аэропорт (точнее, вертолетная станция), однако большинство туристов не могут им пользоваться из-за протестов местных жителей. Для массового туризма используется аэропорт города Лукла, от которого до Намче-Базара туристы должны осуществить суточный переход (в случае очень быстрой ходьбы достаточно шести часов). Обслуживание туристов на этом участке обеспечивает работу и доход местным жителям.

В высокогорном Намче-Базаре находятся также официальные учреждения, полицейский контроль, почта и банк. Вверху расположены казармы непальской армии. На территории высокого города есть отели, в которых оборудованы специальные комнаты, помогающие людям адаптироваться к разреженному горному воздуху.

Самые высокие города мира - Эль-Альто, Боливия

Несмотря на расположение в 4150 метров над уровнем моря, город Эль-Альто занимает второе место по числу жителей в Боливии - 1 миллион 700 тысяч человек.

Самый высокий миллионник был основан при постройке железной дороги, соединяющей Ла-Пас и озеро Титикака. Эль-Альто относится к числу наиболее быстрорастущих городов в мире. В 1992 году здесь проживало 424 тысячи человек, в 2001 - 647 тысяч человек, в 2010 - уже 992 тысячи, в 2011 число горожан Эль-Альто превысило 1 миллион.

Как рассказывают жители города, размещение ниже уровня моря не мешает их жизни. Хотя некоторые проблемы были. Например, при строительстве городского метрополитена: все туннели, которые власти пробовали построить, в скором времени были затоплены. И тогда выход был найден - теперь большая часть системы метро проходит по эстакаде либо по поверхности земли.

Самые низкие города - Амстердам, Нидерланды

Амстердам является столицей Нидерландов, и по состоянию на 1 января 2012 года население муниципалитета Амстердам составляет 790 тысяч человек.


Амстердам расположен на пять метров ниже уровня моря. Из-за этого город полностью построен на сваях, с помощью огромных ставок, вбитых в землю (в наше время многие сваи "едут", и дома искривляются в ту или иную сторону). Но все-таки экологи предупреждают, что это город не спасет. Если из-за глобального потепления уровень воды сильно поднимется, то Амстердам будет первым городом, который пойдет под воду.

Самые низкие города - Новый Орлеан, США

Новый Орлеан - крупнейший город штата Луизиана, находится на четыре метра ниже уровня моря. Из-за такого низкого расположения город очень страдает. Постоянные ураганы, тайфуны пытаются стереть Новый Орлеан с лица земли. С каждым годом все труднее откачивать воду с территории, которая намного ниже океана. Власти как могут борются с этой бедой, но они бессильны перед природой.

Чего только стоило пережить ужасный ураган Катрина, который обрушился на Новый Орлеан в 2005 году.

Аннотация

Инженерная история Нидерландов, насчитывающая более 2000 лет, – это непрекращающаяся борьба с гидрогеологическими угрозами. На протяжении веков море наступало на территорию Королевства, а со стороны материка речные паводки «подмывали» экономику страны. В данной статье рассматривается летопись инженерных изысканий и решений в вопросе защиты от наводнений, описываются самые значимые проекты, прослеживается путь от стихийного берегоукрепления к интегральному подходу к работе с водными ресурсами в XX – XXI веке, когда вопросы экономического освоения территорий, жилого строительства, экологии и туризма стали нераздельно связаны.

Нидерланды – старинный центр высокоинтенсивного сельского хозяйства и ключевой транспортный хаб, снабжающий страны Центральной Европы поступающими по морю товарами. Необходимость защиты земли от морских приливов и речных наводнений, а также давняя традиция осушения неглубоких морских зон обусловили развитие крайне сложной гидротехнической инфраструктуры страны.

География

Нидерланды расположены в нижнем течении трёх крупных европейских речных бассейнов: Рейна, Мааса и Шельды. Площадь европейской части страны (без зависимых территорий в Карибском регионе) составляет 41,5 тысяч км², население – 16,5 млн. человек. Около 30% поверхности Нидерландов расположены ниже уровня моря и защищены с запада и севера комплексом дюн и водозащитных дамб.

Нидерланды – старинный центр высокоинтенсивного сельского хозяйства и ключевой транспортный хаб, снабжающий страны Центральной Европы поступающими по морю товарами. Необходимость защиты земли от морских приливов и , а также давняя традиция осушения неглубоких морских зон обусловили развитие крайне сложной гидротехнической инфраструктуры страны. Сочетание физических условий и целенаправленных действий человека привело к созданию уникальной системы управления водными ресурсами: уровень воды практически в каждом водоёме находится под человеческим контролем.

При достаточно высоком количестве атмосферных осадков (769 мм в год) летом в Нидерландах ощущается дефицит водных ресурсов. Около 10% территории страны подвержены частому снижению уровня грунтовых вод, что делает истощение водных ресурсов серьёзной проблемой для сельского хозяйства и охраны окружающей среды. Ситуация осложняется необходимостью масштабного использования грунтовых вод для ирригации и получения питьевой воды. Только с 1950 года обеспечение водой сельскохозяйственных территорий привело к увеличению зон, страдающих от нехватки воды, на 25%.

Две трети населения Нидерландов проживает в зонах с высоким риском наводнений: территории, находящиеся ниже уровня моря, требуют постоянной защиты, как и более высокие территории, подверженные периодическим паводкам.

Нидерланды сталкиваются не только со значительной нехваткой питьевой и сельскохозяйственной воды, но и с дефицитом территории. Пространство вокруг рек необходимо не только для обеспечения безопасности при наводнениях, но и для поддержания экологической устойчивости и сохранения у речных бассейнов их транспортных функций.

Королевство Нидерланды состоит из 12 провинций, разделённых на 647 муниципалитетов (здесь и далее мы не рассматриваем владения Королевства Нидерландов в регионе Карибского моря). В области управления водными ресурсами функционирует 55 водных комитетов, управляющих территориями различных муниципалитетов. Управление водными ресурсами в Нидерландах осуществляется на национальном, провинциальном уровне и на уровне водных комитетов.

История

Ранний этап

Первые дамбы на территории Нидерландов появились более 2 тысяч лет назад. В тот период уровень моря был примерно на полтора метра ниже современного. Его постепенное неуклонное повышение обусловило постоянное строительство и разрушение защитных сооружений вдоль морских и речных берегов. Активное сельское хозяйство, осушение болот и разработка торфяных месторождений привели к изменениям в водном режиме территорий и вызвали усиление и учащение наводнений, регулярно повреждавших защитные дамбы.

В период между 800 и 1250 годом значительная часть территории Северных и Юго-Восточных Нидерландов была потеряна из-за наступления моря, чему способствовали активная разработка торфа в прибрежных зонах и серия сильных штормовых приливов.

В XII столетии речные наводнения были относительно редки в Нидерландах, но при этом приливы значительно изменили форму берега. Количество наводнений постепенно увеличивалось в течение XIII века, а в XIV веке они стали представлять серьёзную проблему.

Средневековый климатический оптимум стимулировал активный рост населения и городской ремесленной и торговой экономики Нидерландов. Повышение уровня грунтовых вод привело к переносу пахоты на более высокие территории вглубь страны и переводу прибрежных территорий в пастбищные угодья. Орошение новых пашенных земель, вместе с обезлесением соседних германских территорий, привело к повышению риска наводнений. Рост стоимости земли, активная урбанизация и общее увеличение благосостояния населения формировали необходимость в развитии средств защиты от наводнений.

Высокое и позднее средневековье

В XIII веке в Голландии и Утрехте была создана первая современная система дамб. Были сформированы первые водные комитеты (нидерл. «waterschap»), в сферу ответственности которых входило обеспечение дренажа, строительство и эксплуатация защитных дамб. Наиболее старые (до 1250 года) водные комитеты появились в южной части Утрехта, южном Горинхеме и северном Лейдене. Многие из старинных водных комитетов функционируют до сих пор.

Водные комитеты являлись относительно независимыми сельскими органами, подчинявшимися графу Голландии и епископу Утрехта. Формирование водных комитетов в XIII веке стало первым проявлением влияния природных рисков на формирование центральных органов государственной власти в Нидерландах. Законы, правила и распределение обязанностей по содержанию защитных дамб с 1273 года кодифицировались в «дамбовых грамотах» (нидерл. «dijkbriefis»).

Начало четырнадцатого столетия было временем масштабных бедствий на территории всей Европы. Нидерланды не стали исключением: в 1313 и 1315 годах страну поразили крупные наводнения, а в 1314 – 1317 годах серьёзные неурожаи привели к голодной смерти каждого десятого жителя страны. Реакцией на разрушения 1313 – 1315 годов стало создание к 1350 году в дельтах всех крупных голландских рек системы защитных дамб. Организационная структура управления гидрогеологическими рисками, основанная на местных органах власти, оставалась неизменной до середины XVIII века, когда была создана должность генерального инспектора дельты Рейна.

Малый ледниковый период (с 1480 года) также привёл к ухудшению природных условий во всей Западной Европе. Со второй половины XV века в Нидерландах частым явлением стали ледовые заторы, с которыми жители региона столкнулись впервые. Песчаные отмели и защитные дамбы вдоль берегов рек мешали стоку льда — в результате образовывались огромные ледяные плотины, перегораживающие реки.

Серия крупных штормовых нагонов воды в XV – XVII веках привела к масштабной потере прибрежных земель и изменению строения дельты Рейна. Штормовые нагоны со стороны моря сопровождались крупными наводнениями. Постепенное обмеление привело к снижению пропускной способности рек и общему увеличению гидрологических рисков. Опускание почв, защищаемых дамбами, особенно после внедрения новых технологий дренажа, вызвало необходимость усиления защитных конструкций за счёт строительства дополнительных малых дамб и отводящих каналов.

Новое время

В XVI-XVII веках Соединённые провинции стали крупнейшим мировым экономическим центром. Тому было несколько причин. Нидерланды перехватили лидерство в посреднической океанской торговле у Португалии, что позволило голландцам получать колоссальные доходы за счет неравенства цен в различных регионах мира. В течение долгого времени Нидерланды обладали монополией на торговлю индонезийскими пряностями – исключительно дорогим товаром того времени. Нидерланды также являлись лидером во многих отраслях промышленности, в частности, в кораблестроении. Городская популяция страны уже к XVII веку составляло около 60% населения.

Вплоть до XVII века борьба с водными угрозами в низколежащей территории Нидерландов носила чисто оборонительный характер. Если дамба разрушалась, то на её месте возводилась новая. В ряде случаев требовалось строительство дополнительных дамб позади ранее построенных сооружений, причём жителям приходилось оставлять освоенные земли между двумя дамбами. Иногда из-за наступления моря или изменения русел рек приходилось покидать целые деревни.

Однако после изобретения ветряной мельницы, способной перекачивать воду на более высокий уровень, а также серии усовершенствований в конструкции защитных дамб появилась возможность обратить этот процесс вспять и перейти в «наступление на море». Экономический рост и увеличение численности населения Соединённых Провинций стимулировали расширение сельскохозяйственных угодий. За счёт инвестиций амстердамских купцов осуществлялось осушение и освоение прибрежной полосы. К концу XVIII столетия значительная часть приморской территории была превращена в высокопродуктивные сельскохозяйственные районы. Строительство плотин и польдеров на территории наиболее экономически развитых провинций – Голландии и Западной Фрисландии – за относительно короткое время значительно изменило внешний вид этих земель. Города были связаны плотной сетью коммуникаций в рамках единого рынка сельскохозяйственной продукции. Осушение прибрежных зон осуществлялось за счёт возведения польдеров – окружённых дамбами зон, на которых контроль за уровнем грунтовых вод осуществлялся за счёт работы насосных станций.

В 1795 году закончила своё существование крайне децентрализованная Республика Соединённых Провинций, сменившаяся сначала Батавской Республикой (1795 – 1806), а позже Королевством Нидерланды. Страна подпала под значительное влияние французского центризма, что повлияло и на сферу управления водными рисками. В 1798 году появился первый орган центрального управления водными рисками – Совет по управлению водой (Rijkswaterstaat). В XIX веке были внесены значительные изменения в законодательство, позволившие центральным властям вмешиваться в вопросы строительства и содержания защитных сооружений на местах.

Распространяющиеся по европейскому континенту паровые машины были практически сразу после своего появления внедрены в систему управления водными ресурсами: в 1820 году по приказу короля Вильгельма I при помощи энергии пара был осушен Зюйдпласпольдер (Zuidplaspolder), ставший наиболее низкой точкой Нидерландов (на 7 метров ниже уровня моря). С 1820-х по 1850-е годы прежние специалисты по дамбам из числа ремесленников были заменены профессионалами, подготовленными в Корпусе инженеров, на который с 1849 года была возложена функция надзора над защитными сооружениями.

Распространение использования энергии пара во второй половине XIX века позволило осуществлять более точный контроль над уровнем грунтовых вод на глубине 0,5 – 1 метр, что заметно увеличило производительность земель. Впоследствии, дизельные и электрические насосные станции позволили контролировать уровень грунтовых вод на глубине более одного метрах, следствием чего стала возможность перейти к более продуктивному сельскому хозяйству.

XX век

XX век стал временем реализации огромных транспортных, энергетических и инженерных проектов во всех регионах мира. Не обошла эта тенденция и Нидерланды, в которых начиная с 1920 года было осуществлено множество крупных инженерных решений в сфере инженерной защиты территорий и управления водными ресурсами.

Проект Южного Моря (Зейдерзе).

В 1891 году министр Корнелис Лели предложил между провинциями Северная Голландия и Фрисландия. Согласно проекту, внутреннее Южное Море превращалось в озеро Эйсселмер.

План Лели включал в себя создание многочисленных польдеров. Значительный стимул к реализации проекта был придан крупным наводнением 1916 года, а также опытом чрезмерной зависимости Нидерландов от импорта продовольствия во время Первой Мировой Войны. Новые польдеры должны были обеспечить необходимое расширение сельскохозяйственных земель и увеличить производство продовольствия.

Строительство дамбы началось в 1920 году и было закончено в 1932. К тому времени уже два года функционировал крупный польдер Верингермер в северной части будущего озера. В дальнейшем были сооружены оставшиеся запланированные польдеры: Северо-Восточный (48 тыс. гектар, 1942 год), Восточный Флеволанд (54 тыс. гектар, 1957 год) и Южный Флеволанд (43 тыс. гектар, 1968 год).

Проект Дельта

Вторым важным и символически значимым проектом в сфере управления водными ресурсами стал проект Дельта – комплекс работ по защите Юго-Восточной части Нидерландов от наводнений и засоления почв.

После нескольких десятилетий исследований и подготовительного проектирования в 1940 году государственная комиссия пришла к выводу о плохом состоянии дамб в Зеландии и других провинциях. 29 января 1953 были представлены две проектные концепции работ. Всего через два дня сильный шторм привел к наводнению в провинции Зеландия, в результате которого погибло более 1800 человек. Необходимость нового строительства стала очевидной и начало грандиозного проекта было ускорено.

Важной частью проекта было фундаментальное исследование проблемы наводнений, результатом которого стало создание концепции «Норма дельта», описывающей основные принципы : Вместо того чтобы подробно анализировать опыт предыдущих наводнений и проектирования средств защиты от угроз прошлого, специалисты комиссии проекта Дельта выпустили прорывную концепцию, описывающую процесс осуществления инвестиций в защиту от наводнений.

Рамочная концепция была названа «Нормой дельта» и включала в себя следующие принципы:

  • Были определены основные зоны, нуждавшиеся в защите от наводнений; им дали название «зоны круговой дамбовой защиты».
  • Была разработана статистическая модель, по которой рассчитывалась стоимость возможного наводнения, включая ущерб для частной собственности, потери в промышленном производстве и стоимость человеческих жизней. В рамках данной модели стоимость человеческой жизни, утерянной из-за наводнения, расценивается в 2,2 миллиона евро (на 2008 год).
  • Для всех территорий страны на компьютере «Deltar» (Delta Getij Analogon Rekenmachine) был подсчитан риск речных наводнений и морских штормов.

Наиболее важной зоной круговой дамбовой защиты стало побережье Южной Голландии, население которой составляет более четырёх миллионов человек. Большая их часть проживает ниже уровня моря. В данном регионе людские потери в случае катастрофического наводнения могли стать исключительно высокими из-за крайне незначительного времени на предупреждение о штормах в Северном море. При этом невозможна была бы для побережья Голландии и полномасштабная эвакуация населения.

Первоначально комиссия установила уровень допустимого риска прорыва для всех «зон круговой дамбовой защиты» как 1 раз в 125 тысяч лет. Но такой уровень защиты подразумевал строительство циклопических сооружений, которые были не по карману даже достаточно богатым Нидерландам. Поэтому для различных регионов были установлены следующие допустимые риски:

  • Северная и Южная Голландия – 1 прорыв раз в 10 тысяч лет
  • Другие зоны риска прибрежных наводнений – 1 прорыв раз в 4 тысячи лет
  • Остальные территории, находящие в зоне риска наводнений – 1 прорыв раз в 2 тысячи лет

Территории, подверженные речным наводнениям, получили более высокий уровень допустимого риска, в силу более длительного времени предупреждения об опасности и возможности провести масштабную эвакуацию населения:

  • Территории Южной Голландии, находящиеся в зоне риска речных наводнений – 1 прорыв раз в 1250 лет
  • Другие территории в зоне риска речных наводнений – 1 прорыв раз в 250 лет

Уровень приемлемого риска наводнений был закреплён в «Законах Дельты», согласно которым соблюдение заданных параметров, поддержание в порядке и, при необходимости, обновление защитных сооружений стало обязанностью правительства Нидерландов. Уровни риска были также включены в последнюю редакцию Законов о воде, действующих с 2009 года.

С 1953 по 1997 год было возведено 13 огромных дамб, значительно увеличивших безопасность всего региона. Всего было построено более 2,4 тысяч км основных дамб и 14 тысяч км вспомогательных дамб. Такой масштаб работ делает проект «Дельта» одним из крупнейших в мире.

Новые концепции управления водными ресурсами в XXI веке

В конце 1990-х был организован Комитет по управлению водными ресурсами в XXI веке, выпустивший в 2001 году доклад «Иной подход к управлению водными ресурсами». Ключевой новаторской идеей доклада стал акцент на создании дополнительного пространства для движения водных масс при наводнениях, а не на механическом укреплении берегов. По замыслу авторов, это привело бы к сокращению вероятности разрушений из-за наводнений, затоплений местности во время проливных дождей и стало бы способом хранения воды на период засухи. В целом, новый документ означал переход от подхода «выкачивать и дренировать как можно быстрее» к стратегии «удерживать, хранить и дренировать».

Примерами новой стратегии управления водными ресурсами стало развитие региональных водохранилищ, проект Маас и национальный проект «Пространство для рек».

Проект «Маас»

В 2006 году Генеральный директорат гражданского строительства и управления водными ресурсами и региональные власти Лимбурга приступили к крупном инфраструктрурному проекту, ставшему известным как «Проект Маас» (Maaswerken). Задачей проекта стало уменьшение рисков наводнения в регионах Лимбург, Северный Брабант и Гелдерланд.

Для этого было запланировано расширение и углубление русла реки Маас, что не только сократило бы риск наводнения, но и увеличило бы судоходность рек на протяжении 150 километров и удовлетворило бы спрос на гравий. Проект включал в себя создание сотен гектар новых сельхозугодий и создание двух судоходных каналов в Северном Лимбурге. Также недалеко от Рурмонда началась разработка водозадерживающей зоны с двумя водохранилищами и укреплённой набережной длиной 40 км. Завершение проекта назначено на 2015 – 2017 годы. Общий бюджет работ составил 500 млн евро.

Проект «Пространство для рек»

Территории, непосредственно прилегающие к речным дамбам, становятся всё более заселёнными и насыщенными сельскохозяйственными и промышленными объектами, что заметно повышает сумму ущерба в том случае, если защитным сооружениям не удаётся справиться с наводнением. Для того чтобы значительно снизить риск наводнения на этих территориях, а также повысить их населённость и инвестиционную привлекательность, правительство Нидерландов в 2006 году приступило к реализации проекта «Пространство для рек».

Для проекта было обозначено три ключевые цели:

  • К 2015 году все протоки Рейна должны пропускать 16 тыс. м3 воды в секунду
  • Следует улучшать качество прилегающего пространства
  • Нужно сохранить дополнительное пространство для будущего расширения русла рек

Работы по проекту начались в 2007 году и включали в себя ряд мер:

  • создание специальных пойм, заполняемых водой в случае наводнений;

  • дноуглубительные работы;

  • создание новых водохранилищ;

  • строительство запасных речных русел;

  • отдаление дамб от русла реки;

  • углубление волноломов;

  • уменьшение площади польдеров;

  • устранение препятствий для водного потока;

  • укрепление дамб;

Завершение проекта запланировано на 2015 год.

Значение нидерландского опыта

За восемь столетий Нидерланды . За тот же период у моря было отвоёвано 520 тысяч гектаров. Соответственно, территория страны сократилась на 50 тысяч гектаров по сравнению с 1200 годом. Проект, способный свести этот баланс к нулю – польдер «Markerwaard» – был закрыт в 1991 году по причине снижения темпов роста населения страны, сокращения потребности в сельскохозяйственных землях и высоких экологических рисков. Многие старые методы работы гидрогеологическими рисками в настоящее время отошли на второй план.

Важным аспектом нового подхода к строительству систем инженерной защиты в Нидерландах является придание им значительной эстетической функции. Многие дамбы и иные защитные сооружения становятся бульварами и парками. Управление водными рисками стало рассматриваться в качестве элемента пространственного планирования. В результате симбиоза последних достижений науки в сфере управления гидрогеологическими рисками и новейших разработок современного дизайна, создание безопасных пространств для экономической деятельности и проживания воспринимается не только как инженерный, но и как архитектурный проект. В программах национальной значимости – таких, как «Пространство для рек» – прямо обозначается, что именно вода делает Нидерланды красивыми. Приоритетным стал интегральный подход к работа с водными ресурсами – не разделяемыми с вопросами экономического освоения территорий, жилищного строительства, экологии и туризма. При создании новых защитных сооружений учитываются не только прямые финансовые затраты, но социальная стоимость строительства.

Нидерландская история взаимодействия человека и воды крайне интересна во многих отношениях. Немногие страны мира были столь тесно связаны с водой, как Нидерланды. И тот факт, что страна, имеющая опыт и локальной, децентрализованной работы с природными рисками, и опыт государственного строительства колоссальных защитных сооружений, в настоящий момент переходит к нетривиальным, интегральным подходам, указывает инженерам и планировщикам всего мира, что является наиболее прорывным направлением.

В чистом виде нидерландский опыт безусловно мало где возможно воспроизвести, особенно на территории таких крупных стран, как Россия. Однако существующие в настоящее время проекты освоения новых экономических зон в прибрежных регионах России делают нидерландские практики обязательными к изучению для отечественных специалистов.

Справка

Традиция согласований

Одной из типичных черт Нидерландов является долговременная традиция правительственных консультаций с различными группами в обществе. Корни этой традиции лежат в периоде 1917 – 1967 годов, когда государству требовалось осуществлять режим так называемой «демократии замирения» для достижения согласия между различными группировками в голландском обществе (хотя следует отметить, что метод коллективного принятия решений было основным для Республики Соединённых Провинций и столетия назад). В тот период общество Нидерландов состояло из католиков, протестантов, социалистов и либералов – причём каждая группа обладала сильной корпоративной структурой и имела свои средства массовой информации, школы, спортивные клубы и т.д. Сосуществование в политической и общественной жизни нескольких организаций со сходными целями, но различными идеологиями привело к необходимости проведения взаимных консультаций и постоянной выработке консенсуса. Несмотря на то что жёсткое разделение нидерландского общества на группы несколько ослабилось после 1967 года, традиция постоянных согласований осталась неизменной.

Если вы когда-нибудь взбирались на вершины гор, то вам знакомо чувство, когда даже при глубоком вдохе не хватает кислорода. А ведь есть в мире люди, которые в таких условиях живут, работают, отдыхают. Они сумели адаптироваться к самым разным природным условиям, включая высоченные горы, возвышающиеся более двух миль над уровнем моря.

Для контраста в этой статье мы также расскажем о тройке городов, которые находятся существенно ниже уровня моря.

Самые высокогорные города мира - Ла Ринконада, Перу

Самый высокогорный город в мире находится в Андах недалеко от границы с Боливией, на высоте более 5100 метров над уровнем моря. Населения городка составляет 30 тысяч человек. Как твердят врачи, такая высота является пределом для людского организма.

Город был основан на шахте, где и работает большинство жителей. Несмотря на очень суровый климат: днём температура поднимается на несколько градусов выше нуля, ночью мороз, люди не спешат покидать свои дома в поисках лучших условий жизни. Даже нехватка кислорода не остановила прирост населения. В 21 веке оно увеличилось на 231%.

И все из-за богатых запасов золотой руды. Работают жители в тяжелых условиях. Некоторые из них даже работают бесплатно целый месяц, чтобы в его последний день иметь возможность взять себе руды столько, сколько смогут унести самостоятельно.В город можно добраться только по одной узкой горной дороге.

Самые высокогорные города мира - Намче-Базар, Непал

Излюбленное место для туристов и альпинистов со всего мира, потому что находится по дороге к Эвересту, и высота его 4150 метров над уровнем моря. Городок служит главным перевалочным пунктом для людей, собирающихся подниматься дальше в лагерь на гору. Это последнее пристанище цивилизации перед самой высокой горой мира.

Изначально город строился как торговая зона, где пастухи, разводящие высоко в горах стада яков, могли обменивать масло и сыр, производимые из молока этих животных, на сельскохозяйственные продукты, выращиваемые в более низких областях Непала. Намче-Базар по-прежнему является главным торговым центром региона Кхумбу.


В городке есть электричество, неподалёку находится аэропорт (точнее, вертолетная станция), однако большинство туристов не могут им пользоваться из-за протестов местных жителей. Для массового туризма используется аэропорт города Лукла, от которого до Намче-Базара туристы должны осуществить суточный переход (в случае очень быстрой ходьбы достаточно шести часов). Обслуживание туристов на этом участке обеспечивает работу и доход местным жителям.

В Намче-Базаре находятся также официальные учреждения, полицейский контроль, почта и банк. Вверху расположены казармы непальской армии. На территории города есть отели, в которых оборудованы специальные комнаты, помогающие людям адаптироваться к разреженному горному воздуху.

Самые высокогорные города мира - Эль-Альто, Боливия

Несмотря на расположение в 4150 метров над уровнем моря, город Эль-Альто занимает второе место по числу жителей в Боливии - 1 миллион 700 тысяч человек.

Данный городок был основан при постройке железной дороги, соединяющей Ла-Пас и озеро Титикака. Эль-Альто относится к числу наиболее быстрорастущих городов в мире. В 1992 году здесь проживало 424 тысячи человек, в 2001 - 647 тысяч человек, в 2010 - уже 992 тысячи, в 2011 число горожан Эль-Альто превысило 1 миллион.

Как рассказывают жители города, размещение ниже уровня моря не мешает их жизни. Хотя некоторые проблемы были. Например, при строительстве городского метрополитена: все туннели, которые власти пробовали построить, в скором времени были затоплены. И тогда выход был найден - теперь большая часть системы метро проходит по эстакаде либо по поверхности земли.

Города ниже уровня моря - Амстердам, Нидерланды

Амстердам является столицей Нидерландов, и по состоянию на 1 января 2012 года население муниципалитета Амстердам составляет 790 тысяч человек.


Амстердам расположен на пять метров ниже уровня моря. Из-за этого город полностью построен на сваях, с помощью огромных ставок, вбитых в землю (в наше время многие сваи "едут", и дома искривляются в ту или иную сторону). Но все-таки экологи предупреждают, что это город не спасет. Если из-за глобального потепления уровень воды сильно поднимется, то Амстердам будет первым городом, который пойдет под воду.

Города ниже уровня моря - Новый Орлеан, США

Новый Орлеан - крупнейший город штата Луизиана, находится на четыре метра ниже уровня моря. Из-за такого расположения город очень страдает. Постоянные ураганы, тайфуны пытаются стереть Новый Орлеан с лица земли. С каждым годом все труднее откачивать воду с территории, которая намного ниже океана. Власти как могут борются с этой бедой, но они бессильны перед природой.

Чего только стоило пережить ужасный ураган Катрина, который обрушился на Новый Орлеан в 2005 году.


Если вы нашли ошибку на этой странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.