Военная тема в лирике А. Твардовского

Произведения А. Т. Твардовского о войне - это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей жизни, напоминание о долге человека перед обществом.

Самое яркое произведение А. Т. Твардовского, посвященное военной теме, - поэма «Василий Теркин». Главный герой поэмы - воплощение высоких нравственных качеств русского народа: патриотизма, ответственности, готовности к самопожертвованию. «Просто парень сам собой он обыкновенный», - пишет автор, подчеркивая тем самым, что герой - рядовой боец. Но именно он подлинный герой: сбивает самолет, отправляется вплавь в холодной воде на другой берег, чтобы помочь оказавшимся в тяжелом положении солдатам. Он знает, что такое война, поэтому высмеивает любую попытку ее приукрасить: Заключить теперь нельзя ли. Что, мол, горе не беда... Что с удачей постоянной Теркин совершил: Русской ложкой деревянной Восемь фрицев уложил?

Правда о войне - главный герой поэмы. О ней,«густой и горькой» правде отступлений первых лет войны, о потерях и разрушениях говорит поэт в этом произведении от первых глав до последних. Поэма рассказывает о народе, оказавшемся в самом центре трагедии. Однако это не убило в людях душевной щедрости, доброты, лукавства, удали, а, напротив, доказало, на что способен народ во имя своей родины. В лирике А. Т. Твардовского тема войны также является одной из главных. Герой стихотворения «Я убит подо Ржевом » погиб где-то «в безымянном болоте», в «бою незнаменитом». Но пускай этот бой и не принес славы его участникам, пускай он даже оказался неудачным для наших войск - все равно солдат, честно павший на поле брани, заслуживает глубокого уважения. Поэт утверждает, что нельзя забывать о том, что в счастье победы вложена «ровная часть» каждого погибшего воина, независимо от того, знают или не знают потомки о его подвиге. И убитый солдат говорит живущим:

  • Завещаю в той жизни
  • Вам счастливыми быть
  • И родимой отчизне
  • С честью дальше служить.

Тяжелым камнем на совести поэта лег бы молчаливый укор мертвых товарищей. Так связывает А. Т. Твардовский память о войне с насущными задачами поэта и гражданина. Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере она вся, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, - чувствам, мыслям, природе, быту, политике», - писал о поэзии А. Т. Твардовского С. Я. Маршак в книге «Ради жизни на земле». В этом отличительная черта поэзии А. Т. Твардовского: жизнь, огромный мир в самых разнообразных проявлениях преломляется в лирическом переживании поэта. Особенно зримо это проявилось в произведениях о войне.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Тема войны в творчестве Твардовского . И в закладках появилось готовое сочинение.

ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО

Произведения А. Т. Твардовского о войне – это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей жизни, напоминание о долге человека перед обществом.

Самое яркое произведение А. Т. Твардовского, посвященное военной теме, – поэма “Василий Теркин”. Главный герой поэмы – воплощение высоких нравственных качеств русского народа: патриотизма, ответственности, готовности к самопожертвованию. “Просто парень сам собой он обыкновенный”, – пишет автор, подчеркивая тем самым, что герой – рядовой боец. Но именно он подлинный герой: сбивает самолет, отправляется вплавь в холодной воде на другой берег, чтобы помочь оказавшимся в тяжелом положении солдатам. Он знает, что такое война, поэтому высмеивает любую попытку ее приукрасить:

Заключить теперь нельзя ли,

Что, мол, горе не беда…

Что с удачей постоянной

Теркин подвиг совершил:

Русской ложкой деревянной

Восемь фрицев уложил?

Правда о войне – главный герой поэмы. О ней, “густой и горькой” правде отступлений первых лет войны, о потерях и разрушениях говорит поэт в этом произведении от первых глав до последних. Поэма рассказывает о народе, оказавшемся в самом центре трагедии. Однако это не убило в людях душевной щедрости, доброты, лукавства, удали, а, напротив, доказало, на что способен народ во имя своей родины.

В лирике А. Т. Твардовского тема войны также является одной из главных. Герой стихотворения “Я убит подо Ржевом” погиб где-то “в безымянном болоте”, в “бою незнаменитом”. Но пускай этот бой и не принес славы его участникам, пускай он даже оказался неудачным для наших войск – все равно солдат, честно павший на поле брани, заслуживает глубокого уважения. Поэт утверждает, что нельзя забывать о том, что в счастье победы вложена “ровная часть” каждого погибшего воина, независимо от того, знают или не знают потомки о его подвиге. И убитый солдат говорит живущим:

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

Со стихотворением “Я убит подо Ржевом” перекликается другое стихотворение о павших воинах – “В тот день, когда окончилась война”. В нем отражены чувства оставшихся в живых фронтовиков. Их миновала смерть в бою, и этим они навсегда отделились от погибших товарищей. А. Т. Твардовский объясняет, почему мы постоянно вспоминаем погибших на войне:

И жизнь пройдя по выпавшей тропе,

В конце концов, у смертного порога

В себе самих не угадать себе

Их одобренья или их упрека?

Одобрение или упрек отдавших свои жизни за счастье родины должны быть критерием поведения живущих на земле. Перед погибшими особая ответственность – ведь они безгласны, бессловесны:

И если я по слабости солгу,

Вступлю в тот след, который мне заказан,

Скажу слова без прежней веры в них,

То не успев их выдать повсеместно,

Еще не зная отклика живых,

Я ваш укор услышу бессловесный.

Тяжелым камнем на совести поэта лег бы молчаливый укор мертвых товарищей. Так связывает А. Т. Твардовский память о войне с насущными задачами поэта и гражданина.

” Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере она вся, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, – чувствам, мыслям, природе, быту, политике”, – писал о поэзии А. Т. Твардовского С. Я. Маршак в книге “Ради жизни на земле”. В этом отличительная черта поэзии А. Т. Твардовского: жизнь, огромный мир в самых разнообразных проявлениях преломляется в лирическом переживании поэта. Особенно зримо это проявилось в произведениях о войне.

(No Ratings Yet)

  1. ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. Т. ТВАРДОВСКОГО А. Т. Твардовский – одна из самых значительных и трагических личностей в русской литературе советской эпохи. Поэт, выросший в фигуру первой величины в...
  2. ТЕМА ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ В. П. АСТАФЬЕВА Большое место в творчестве В. Астафьева заняла работа над прозаическим циклом “Царь-рыба”. В нем автор ведет поиск нравственных основ и находит...
  3. ТРАДИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЯСУНАРИ КАВАБАТЫ Японский писатель Ясунари Кавабата – один из крупнейших художников XX века, чье творчество ярко выделяется своей приверженностью к традициям национальной культуры....
  4. ДЕРЕВЕНСКАЯ ТЕМА В РАССКАЗЕ “МАТРЕНИН ДВОР” А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА Произведения А. И. Солженицына отмечены суровой жизненной правдой. В рассказе “Матренин двор” он повествует о судьбах русской деревни, о тех нравственных...
  5. ТЕМА ДЕРЕВНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. А. АБРАМОВА (“Две зимы и три лета”, “Братья и сестры”, “Пути-перепутья”) Вторая половина 50-х и 60-е годы XX века дали русской литературе о деревне большое...
  6. ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА Б. Л. ПАСТЕРНАКА Среди русских поэтов XX века Б. Пастернак занимает особое место. Его стихи всегда отличались глубиной чувства, психологизмом, философской насыщенностью независимо от того, писал ли он...
  7. СОЧИНЕНИЕ-ОТЗЫВ О РОМАНЕ Э. ХЕМИНГУЭЯ “ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ!” Американский писатель Э. Хемингуэй воспел человеческое мужество, благородство в поединке с судьбой. Его роман “Прощай, оружие!” – одно из самых интересных произведений в...
  8. ПРОБЛЕМАТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ-“ДЕРЕВЕНЩИКОВ” (на примере творчества Ф. А. Абрамова) В конце 50-х – начале 60-х годов XX века в русской литературе появилось направление, которое принято называть “деревенской прозой”. Главной задачей,...
  9. ФИЛОСОФСКОЕ ПОСТИЖЕНИЕ МИРА В ПОЭЗИИ РИЛЬКЕ Имя Р. М. Рильке – одного из величайших лириков XX века – стоит рядом с именами П. Верлена, Э. Верхарна, А. Блока. В творчестве...
  10. ТРАГИЧЕСКОЕ МИРОВИДЕНИЕ Ф. КАФКИ Ф. Кафка – великий мифотворец XX века. Его произведения воспринимаются как своеобразный код человеческих взаимоотношений, как модель жизни, в основе которой – трагическая обреченность человека в...
  11. ГЕРОИ РАССКАЗОВ В. М. ШУКШИНА В начале 60-х годов в литературу пришел яркий талант со своей темой, со своим героем – М. Шукшин. Основной жанр, в котором работал писатель, –...
  12. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ И. А. ЗАБОЛОЦКОГО Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса...
  13. ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ – ВАЖНЕЙШИЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Г. ЛОРКИ Г. Лорка вошел в литературу после Первой мировой войны, когда катастрофичность и кризисность эпохи стали очевидными. В такие времена обостряется интерес...
  14. “СТАРИК И МОРЕ” – КНИГА О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ НЕ СДАЕТСЯ Повесть “Старик и море” поражает остротой внешне, казалось бы, незамысловатого сюжета, своеобразным характером героя, отточенностью языка. Неподдельный интерес вызывают глубокие,...
  15. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА В ПОВЕСТИ А. КАМЮ “ПОСТОРОННИЙ” В творчестве А. Камю отразилась философия экзистенциализма. Экзистенциализм – это философия, осмысливающая основы существования человека в ситуации, когда “Бог умер” (Ф. Ницше)....
  16. СУРОВАЯ ПРАВДА РАССКАЗА “ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА” А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА А. И. Солженицын стал известен широкому читателю в 1962 году, с выходом ноябрьского номера журнала “Новый мир”, в котором был...
  17. ИЗОБРАЖЕНИЕ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА В РОМАНЕ ДЖ. ОРУЭЛЛА “1984” Роман Дж. Оруэлла вышел на рубеже двух полустолетий. Первая половина века была наполнена историческими катаклизмами: Первая мировая война, три революции в России,...
  18. ЛИРИЧЕСКАЯ ИСПОВЕДЬ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ СЭЛИНДЖЕРА “НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ” Роман Дж. Сэлинджера “Над пропастью во ржи” – одно из самых интересных произведений американской литературы XX века. Это –...
  19. НАРОД, ЕГО ИСТОРИЯ В ПОВЕСТИ В. Г. РАСПУТИНА “ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ” В. Распутин – один из самых ярких представителей “деревенской прозы”. Все его книги берут свои истоки от любви к...
  20. БЕССИЛИЕ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД АБСУРДНОСТЬЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В РАССКАЗЕ Ф. КАФКИ “ПРЕВРАЩЕНИЕ” Писатель Ф. Кафка – современник безумия Первой мировой войны и послевоенных бедствий. Мир в его представлении безусловно враждебен человеку,...
  21. ОБЛИЧЕНИЕ БРАКОНЬЕРОВ И БРАКОНЬЕРСТВА (по произведению В. П. Астафьева “Царь-рыба”) Цикл рассказов В. Астафьева “Царь-рыба” написан в 1976 году. В нем по-новому рассматриваются постоянные для творчества писателя темы: взаимоотношения человека...
  22. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В РОМАНЕ Ч. АЙТМАТОВА “И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ…” Роман Ч. Айтматова “И дольше века длится день…” – очень сложное и многоплановое произведение. Здесь воссозданы...
  23. План I. “Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой”. II. “Давайте, люди, никогда об этом не забудем”. 1. Военная тема в творчестве А. Твардовского. 2. Тема...
  24. Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала “Новый мир”. Именно ему мы обязаны возвращением в...
  25. “Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой” (по творчеству А. Т. Твардовского) I. Народность творчества А. Твардовского. 1. Поэмы Твардовского – поэтическая история страны (“Страна...
  26. С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто видел кровавый...
  27. В жизни человека нередко происходят события, коренным образом меняющие взгляд на окружающую действительность. Одним из таких событий, к сожалению, является война. Это страшное слово заставляет нас смотреть другими глазами не...
  28. Очерк жизни и творчества А. Т. Твардовского: социальное происхождение: начало творческой деятельности (середина 30-х годов). Твардовский – участник двух войн – финской и Великой Отечественной. Общественная роль поэта как главы...
ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс

Лирика Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971) привлекает не только образностью, мастерством слова, но широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов. Пройдя дорогами Великой Отечественной войны (писатель участвовал и в финской войне) в качестве сотрудника фронтовой газеты «Красная звезда», видя ужасы войны, поэт говорил о самом главном, что волновало человека, солдата в горькие и тяжёлые минуты испытаний.

Простыми словами рассказывает поэт о фронтовых буднях. Стихи его скорее похожи на очерки, беглые зарисовки эпизодов боя, ночлега, танковой атаки, но за всем этим – неприятие войны, сострадание к погибшим, священная необходимость защиты Родины. ("Рассказ танкиста", "Дом бойца", "Спичка", "Армейский сапожник"). Непреходящую ценность имеет лирика военных лет, лаконичная по форме, но полная напряжённых раздумий ("Две строчки", 1943г. – воспоминание о финской войне; "Я убит подо Ржевом", 1945-46гг.). Впечатления поездки под Ржев, где шли тяжёлые бои осенью 1942 года, и эпизод встречи с офицером-фронтовиком – легли в основу этого стихотворения ("…были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце").

Поэма "Василий Тёркин" – понимание сути русского национального характера. Отзыв о поэме И.А. Бунина («Какая свобода…».

А.Т. Твардовский видел своё предназначение в сохранении памяти, в продолжении общего дела, за которое отданы жизни солдат Это стало главным мотивом его послевоенной лирики. ("Я знаю, никакой моей вины…", 1966г.; "В тот день, когда окончилась война", 1948г.; «"22 июня 1941 года", "Дом у дороги"; "9 мая", "Сыну погибшего воина" – эти стихи посвящены "жестокой памяти-войны", в них поэт отдаёт дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат) . Своим творчеством поэт хотел "почесть всем отдать сполна": и тем, кто не вернулся, и тем, кто жив, – всем, кто выстрадал своей жизнью и подвигом эту трудную победу.

Вопросы:

1.С какой целью поэт выступает в некоторых своих стихах о войне от первого лица?

2.Кто является основным героем военной лирики А.Т. Твардовского?

3.В какое время была написана поэма «Василий Тёркин»?

4.В какой из глав поэмы «Василий Тёркин» история солдата напоминает сюжет рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» ("Про солдата-сироту"; "Тёркин пишет"; "Отдых Тёркина"; "Генерал")?



6.Почему И.А. Бунин, до конца жизни не принявший советского строя, так высоко оценил поэму «Василий Тёркин»?

51. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов (по выбору студента).

Примерная тема: Мой любимый поэт – Владимир Высоцкий.

Владимир Высоцкий – один из самых любимых народом исполнителей авторской песни. Он пел во времена безгласности и был для многих глотком свободы в эпоху запретов и застоя.

Мастер авторской песни Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980) – создатель искусства, соединившего слово и музыку. Его имя известно не только русским читателям, но и за рубежом. Все его стихи написаны кровью сердца. Не случайно первый сборник стихов В. Высоцкого назван «Нерв» (1981).

За свою короткую жизнь поэт написал около тысячи песен в разных жанрах: песни-сказки, песни-монологи, песни-рассказы, шутки, маршевые ритмы. Настоящую популярность ему принесли песни философского плана, военные, песни гражданской и общественной направленности.

Особое место у Высоцкого занимала военная тема. Высоцкий знал о войне только по рассказам отца-фронтовика, его друзей, по книгам. Но в прекрасных стихах о войне он так правдив и смел, что бывшие фронтовики принимали его за своего боевого товарища. («Он не вернулся из боя»,«Мы вращаем землю», «Штрафные батальоны», «Братские могилы»).

Своим творчеством поэт напоминает нам, что есть ценности непреходящие, вечные: родина, человеческая жизнь, достоинство, мир на земле. Для Владимира Высоцкого не было запретных тем. Он безбояз–ненно писал обо всём, что его волновало. Мужественно и нежно говорит он о "великой стране любви" ("если не любил, значит не жил и не дышал"). «Баллада о любви», «Марине (Лирическая)».



Жизнь – нескончаемая борьба добра и зла. Главная мысль в «Балладе о времени» – добро остаётся добром, а зло – злом, а нравственные ценности неизменяемы ("И во веки веков, и во все времена/ Трус, предатель всегда презираем…")

Сам Высоцкий был сильным и стойким бойцом, который яростно обличал ложь, косность, рутину, пошлость и предательство. Очень много у него стихов о дружбе, о свободе, так как он сам был внутренне свободным человеком. («Спасите наши души»; «Охота на волков» – песня-притча не про волков, а об идеологии, царившей в нашей стране, о людях, оказавшихся затравленным стадом в умелых руках "егерей"; «Кони привередливые»; «Я не люблю») .

Творчество Высоцкого – биография страны, биография людей поколения 50-60-х годов ХХ века, энциклопедия русской жизни времён застоя. Он затронул в своих стихах все важные моменты нашей истории. До него никто ЭТОГО и об ЭТОМ так не сказал

2.Каков мир поэзии В. Высоцкого?

3.Почему так популярен поэт и сегодня?

4.Чем трогают песни В. Высоцкого о войне?

5.В чём заключается художественное своеобразие и поэтическое новаторство его творчества?

Как в творчестве Твардовского представлена тема войны

Поворотными для поэта А. Твардовского стали годы Великой Отечественной войны, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос его приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без которой невозможно настоящее творчество. Стихи А. Твардовского военных лет – это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военного быта (например, стихотворение «Армейский сапожник»), и лирические взволнованные «воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами земле, и стихи, близкие к народной песне, написанные на мотив «Позарастали стежки-дорожки…».

В стихах поэта военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение «Две строчки». Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная – через нее-то и постигает художник подлинную трагедию всякой войны, возникает пронзительное по силе лиризма ощущение необратимости потери:

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу…

Уже после войны, в 1945–1946 годах, Твардовский создает, может быть, самое сильное свое произведение о войне – «Я убит подо Ржевом». Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение – это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый – так судить о живых, так строго требовать от них ответа.

Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов, оно довольно велико по объему, но прочитывается на едином дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традиции христианской. Это обращение «братья».

В годы войны создана А. Твардовским и самая знаменитая его поэма «Василий Теркин». Его герой стал символом русского солдата, его образ – предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин – это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину, который нынче намереваются поставить на смоленской земле, совсем не случайно решено обозначить портретное сходство героя и его создателя).

Теркин – это и боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в главе «Кто стрелял?» он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости – в главе «Переправа» рассказано о подвиге – Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу, и умелец, мастер на все руки. Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам автор обозначил, как творческую задачу:

Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

– Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке.

Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становиться олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.

Нельзя хотя бы кратко не сказать о том, что в эти годы поэт становится центральной фигурой всего прогрессивного, чем была богата литературная жизнь. Журнал «Новый мир», который редактировал А. Твардовский, так и вошел в историю литературы как «Новый мир» Твардовского.

Лирический герой его поздней поэзии – это прежде всего мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени, например, в стихотворении «Некогда мне над собой измываться…», где главным спасением человека от беды становится труд, творчество. Над традиционной темой о поэте и поэзии раздумывает лирический герой А. Твардовского поздних лет во многих стихотворениях, например, в произведении 1959 года «Жить бы мне соловьем-одиночкой…». И все же главная, самая больная для поэта тема – тема исторической памяти, пронизывающая его лирику 50–60-х годов. Это и память о погибших на войне. Им посвящено стихотворение, которое смело можно назвать одной из вершин русской лирики XX века:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они, кто старше, кто моложе –

Остались там и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

За открытым финалом стихотворения – целый мир человеческих переживаний, целая философия, которая могла сформироваться у людей, чье поколение вынесло столько страшных и жестоких испытаний, что каждый выживший ощущал это как чудо или награду, может быть, незаслуженную. Но особенно остро переживает поэт те этапы истории, которые перечеркнули жизнь его семьи, его родителей. В этом и позднее покаяние, и осознание личной вины, и высокое мужество художника. Этой теме посвящены такие произведения А. Твардовского, как поэма «По праву памяти», цикл стихов «Памяти матери». В этом цикле через судьбу матери человек передает судьбу целого поколения. Вековой уклад жизни оказывается разрушенным. Вместо привычного деревенского кладбища – неуютный погост в далеких краях, вместо переезда через реку, символа свадьбы, – «иные перевозы», когда людей с «земли родного края вдаль спровадила пора».

В поэме, написанной в 1966–1969 годах и опубликованной впервые в нашей стране в 1987 году, поэт размышляет о судьбе своего отца, о трагедии тех, кто с самого рождения был отмечен как «младенец вражеских кровей», «кулацкий сынок». Эти размышления обретают философское звучание, и вся поэма звучит предостережением:

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу…

Поэзия А. Твардовского – это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.

Имя Александра Трифоновича Твардовского, крупнейшего советского поэта, лауреата Ленинской и Государственных премий, пользуется в нашей стране широкой известностью.

Свобода, юмор, правдивость, удаль, естественность погружения в стихию народной жизни и народной речи покоряли и покоряют читателей Твардовского.

Его стихи входят в сознание читателя с детства: “Страна Муравия”, “Тёркин на том свете”, “Дом у дороги”, “За далью даль”, лирика и др.

Александр Твардовский - одна из самых драматических фигур в литературе и советской действительности середины 20 века, большой национальный поэт.

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. Для формирования личности будущего поэта имела значение и относительная начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях. “Целые зимние вечера, - пишет Твардовский в своей автобиографии,- у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с Полтавой и Дубровским Пушкина, Тарасом Бульбой Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А.К. Толстого, Никитина произошло таким именно образом”.

В 1938 году в жизни Твардовского произошло важное событие он вступил в ряды Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после окончания Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ), поэт участвовал в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (в качестве специального корреспондента военной газеты). Первая встреча с героическим народом в военной обстановке имела большое значение для поэта. По словам Твардовского, полученные тогда впечатления предваряли те более глубокие и сильные, которые нахлынули на него в годы ВОВ. Художники рисовали занятные картинки, изображающие необычные фронтовые приключения бывалого солдата Васи Теркина, и поэты составляли к этим картинкам текст. Вася Теркин лубочный персонаж, совершавший сверхъестественные, головокружительные подвиги: он добывал языка, притворившись снежным комом, накрывал врагов пустыми бочками и закуривал, сидя на одной из них, “он врага на штык берет, как снопы на вилы”. Этот Теркин и его однофамилец герой одноименной поэмы Твардовского, приобретшего всенародную известность, - несравнимы.

Для некоторых недогадливых читателей Твардовский впоследствии специально намекнет на глубокое различие, существующее между подленным героем и его однофамильцем:

Заключить теперь нельзя ли,

Что, мол горе не беда,

Что ребята встали, взяли

Деревушку без труда?

Что с удачей постоянной

Теркин подвиг совершил:

Русской ложкой деревянной

Восемь фрицев уложил!

Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье, в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дни он был в Москве, а сутки спустя - направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете “Красная Армия”.

Некоторый свет на жизнь поэта во время войны проливают его прозаические очерки “Родина и чужбина~, а также воспоминания Е. Долматовского, В. Мурадяна, Е. Воробьева, 0. Верейского, знавших Твардовского в те годы, В. Лакшина и В. Дементьева, которым впоследствии Александр Трифонович немало рассказывал о своей жизни. Так, В. Лакшину он рассказал, что “в 1941 году под Киевом... едва вышел из окружения. Редакция газеты Юго-Западного фронта, в которой он работал, размещалась в Киеве. Приказано было не покидать город до последнего часа... Армейские части уже отошли за Днепр, а редакция все еще работала... Твардовский спасся чудом: его взял к себе в машину полковой комиссар, и они едва выскочили из смыкавшегося кольца немецкого окружения”. Весной 1942 года он вторично попал в окружение - на этот раз под Каневом, из которого, по словам И. С Маршака, вышел опять-таки “чудом” . В середине 1942 года Твардовский был перемещен с Юго-Западного фронта на Западный, и теперь до самого конца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты “Красноармейская правда”. Стала она родным домом и легендарного Тёркина.

В годы войны создана А.Твардовским и самая знаменитая его поэма "Василий Теркин". Его герой стал символом русского солдата, его образ - предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину, который нынче решено поставить на смоленской земле, совсем не случайно решено обозначить портретное сходство героя и его создателя).

Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник бойцу Василию Теркину. Памятник литературному герою - вещь вообще редкая, а в нашей стране в особенности. Но мне кажется, что герой Твардовского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале. Многие из них не обре