Вот так Почему Лукашенко не поехал на саммит «Восточного партнерства».

Белорусский президент Александр Лукашенко, вопреки ожиданиям, не поехал в Брюссель на саммит "Восточного партнерства", хотя получил личное приглашение от руководства ЕС. Делегацию Белоруссии возглавлял министр иностранных дел Владимир Макей.

Ответ на приглашение посетить Брюссель Лукашенко дал только за три дня до начала форума, направлено оно было в Минск еще в начале октября. О том, почему белорусский лидер отказался ехать на саммит "Восточного партнерства", рассуждает обозреватель белорусской службы Радио Свобода

– мы с вами говорили о том, что президент Белоруссии Александр Лукашенко получил прямое приглашение от Евросоюза участвовать в саммите "Восточного партнерства". Однако на саммит он не приехал, хотя в странах ЕС не бывал уже довольно давно. Можно ли это рассматривать как некий демарш?

– Как некий демарш – безусловно, можно. И тут интересно, демарш против чего именно. Один из важнейших факторов – это позиция России. Не то чтобы Россия Белоруссии или кому бы то ни было совершенно категорически запрещала участвовать в проекте "Восточное партнерство". Тем не менее, ее в целом негативное отношение ни для кого не секрет. Это следует из заявлений на этот счет и министра Лаврова, и премьера Медведева, и многих-многих других официальных представителей России.

В России "Восточное партнерство" рассматривается как некий способ подрыва позиции Москвы, способ вырвать из сферы ее влияния постсоветские страны. Еще раз повторяю, Россия применяет разные способы. Какие способы она применяла в Украине – известно. С другой стороны, например, президент Армении Серж Саргсян на саммиты "Восточного партнерства" ездил и сейчас тоже поехал, притом что Армения – и политический, и военный союзник России. Тем не менее, общий негативный фон есть. Если бы Лукашенко поехал в ООН просто посмотреть красоты Нью-Йорка, то Россия бы ничего не имела против. С Брюсселем ситуация немножко другая. Кроме того, при подготовке к саммиту выяснилось, что "белорусский кейс" этого саммита пустой. Есть пара вопросов, в решении которых Беларусь была бы заинтересована. Например, в снижении цен на визы. Беларусь имеет наихудшие условия получения виз. И не только в сравнении с Украиной, с Грузией, у которых вообще безвиз. В Белоруссии самые дорогие визы. Белорусы платят 60 евро.

– А обычно сколько платят за визы в постсоветских странах?

– В России – 35 евро, в Узбекистане – 35, в Азербайджане – 35. Это страны отнюдь не самые демократические в мире, но тем не менее. Дело в том, что в 1996 году в Беларуси Лукашенко провел конституционный референдум. Запад этот референдум осудил и не признал его результаты. И в результате стандартное на тот момент соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое предусматривало визы за 35 евро, не было ратифицировано. Ситуация сложилась абсурдная: общие рамки отношений Белоруссии и ЕС сейчас – это договор между Советским Союзом и еще Европейским экономическим сообществом от 1989 года! Беларусь и объединенная Европа живут фактически по законам "холодной войны". Тем не менее, предложений заключить новое соглашение не прозвучало. Были разговоры, что, может быть, состоится встреча Лукашенко с Меркель. Но Меркель сейчас, в общем, не до Лукашенко. Да и среди других западных лидеров особенно желающих пожимать Лукашенко руку не было. А так – ну, пригласили и пригласили.

– Но ведь у Лукашенко в случае приезда все-таки была возможность установить новые контакты, продвинуться в решении проблем, о которых вы упомянули…

Президент Армении Серж Саргсян на саммите "Восточного партнерства"

​– Решения саммитов готовятся заранее, проект итоговой резолюции уже давно "гулял", так что уже было понятно, что Лукашенко уедет ни с чем. Не факт, что Лукашенко решил не ехать сразу, как его пригласили. Возможно, какие-то переговоры о том, что его ждет, на что он может рассчитывать в Брюсселе, в течение этих полутора месяцев шли. Но результат оказался, как в известной повести Лермонтова, – "когда дым рассеялся, Грушницкого на краю обрыва не было". Вот когда Александр Григорьевич увидел, что ему особо, кроме самого факта визита, ничего не светит, то российский фактор возобладал. В Москве ему все равно бы сказали "фэ". Тут даже дело не в том, что это "фэ" само по себе весомо. Вот если бы его можно было чем-то уравновесить, в своих глазах, в глазах своего народа, в глазах своей элиты, в глазах той же России, то тогда, скорее всего, визит бы состоялся. Ну, а раз оказалось, что нечем, поехал министр Макей.

– То, что Москва будет косо смотреть на возможный визит Лукашенко в Брюссель, мы обсуждали и в прошлый раз. За это время произошло что-то в российско-белорусских отношениях, что в еще большей степени заставило Лукашенко задуматься о целесообразности поездки в Брюссель, а затем от нее отказаться?

– По-моему, нет. Некоторые считают, что вот такой шумный, громкий украинского шпиона (в кавычках или без кавычек) в Беларуси был каким-то камешком на этих весах – ехать, не ехать. Но я сомневаюсь. Уже было определено, что он не поедет. Ну и есть еще одно "красивое" совпадение – через неделю в Минск приезжает Путин, приезжает на саммит ОДКБ. Может быть, Лукашенко не хотелось такого совмещения – только что был в Брюсселе у "врагов России", а тут показывает, что он друг России. Так вот, давайте определитесь, Александр Григорьевич, у вас кто друзья? Если бы этот саммит ОДКБ был через два месяца, то это не было бы проблемой. Но когда два таких разных саммита происходят почти одновременно, особенно когда Лукашенко хозяин саммита ОДКБ, то президент Белоруссии, скорее всего, сказал себе: "Ай, лучше не поеду, спокойнее будет", – полагает Юрий Дракохруст.

В итоговой декларации саммита по поводу отношений с Минском записано следующее: "Саммит приветствует взаимодействие с Беларусью, которое стало более комплексным, включая работу Координационной группы "ЕС-Беларусь", диалог о правах человека и диалог о торговле".

"Восточное партнерство" – проект Европейского союза, имеющий основной заявленной целью развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. Идея проекта была представлена министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским при участии Швеции на Совете ЕС по общим вопросам и внешним связям 26 мая 2008 года, первый саммит прошел в 2009 году в Праге. Предыдущий саммит "Восточного партнерства" состоялся в мае 2015 года в Риге.

Демография и география

В шести областях Беларуси проживают в общей сложности 9,5 млн человек, из них горожан - 7,4 млн. Трудоспособное население - 5,5 млн, однако Белстат насчитал экономически активных граждан на миллион человек меньше. Более четверти белорусов - пенсионеры. Средняя продолжительность жизни у мужчин 67 лет, у женщин 79 лет.

Социальная поддержка за счет штрафов?

Из бюджета 2017 года более 900 млн долларов (11% расходной части) будет выделено на социальную поддержку населения - помощь семьям с детьми, содействие в обеспечении жильем, выплату пенсий и поддержку молодежи. Это больше, чем в прошлом году. Почти столько же - 13,7% от общего объема - запланировано направить в доходную часть бюджета за счет штрафов.

Как живется белорусам: цифры и факты

Зарплата в 500 долларов: "Украдите, найдите, откопайте!"

Средняя зарплата к 2017 году достигла 400 долларов, но ее покупательная способность упала за год на 4,5%. К февралю Александр Лукашенко пообещал жителям страны заработок в 500 долларов, пригрозив уволить министров за неисполнение его указания. Столько белорусы уже получали в 2014-м и в 2010-м годах перед президентскими выборами, но экономический кризис потом "съедал" треть долларового эквивалента.

Как живется белорусам: цифры и факты

Кто сколько зарабатывает

Самая высокая средняя зарплата у белорусов, занятых в сфере IT-технологий: до 1750 долларов. У работников воздушного транспорта, финансистов и депутатов парламента - до 1,3 тыс долларов. Работники здравоохранения и образования получают от 270 до 320 долларов. Меньше всех получают труженики села (около 250 долларов) и работники библиотек (220 долларов).

Как живется белорусам: цифры и факты

Бедность не порок?

Среднемесячный доход на душу населения в размере 300 долларов и выше имеют лишь 13% населения Беларуси. 6% жителей располагают доходами ниже бюджета прожиточного минимума, то есть, менее 87 долларов. К малообеспеченным относятся более 4% домашних хозяйств.

Как живется белорусам: цифры и факты

Новые рабочие места и безработица

В 2016 году в Беларуси было уволено на 100 тыс человек больше, чем принято на работу. На бирже труда зарегистрировано 45 тыс безработных - 1% экономически активного населения. Пособие по безработице составляет 13 долларов в эквиваленте. Власти обещают создать 50 тыс рабочих мест, но независимые экономисты считают эту задачу невыполнимой без проведения реформ и улучшения условий для бизнеса.

Как живется белорусам: цифры и факты

Как выживать пенсионерам

Самая социально незащищенная категория населения - пенсионеры. Средняя пенсия по возрасту - около 150 долларов. Однако большинство пожилых людей получает в месяц не более 120 долларов. Белорусские власти в 2016 году решили ежегодно на 6 месяцев увеличивать возраст выхода на пенсию. К 2022 году он постепенно вырастет с 55 до 58 лет для женщин и с 60 до 63 лет для мужчин.

Как живется белорусам: цифры и факты

Рост стоимости услуг ЖКХ

С 1 января стоимость коммунальных услуг для семьи из 3 человек, проживающей в двухомнатной квартире, достигла 40 долларов, исчерпав установленный властями годовой лимит повышения в 5 долларов. Рост тарифов ЖКХ является одним из условий МВФ для выдачи Минску кредита на 3 млрд долларов. К концу 2017-го белорусы будут возмещать 75% затрат на ЖКХ, а к концу 2018-го - 100%.

Как живется белорусам: цифры и факты

В лидерах по росту цен

Беларусь - на первом месте по росту цен на постсоветском пространстве в 2016 году. После деноминации, проведенной 1 июля и убравшей с белорусских рублей четыре нуля, цены на непродовольственные товары выросли в среднем на 10%, а на некоторые продукты питания и услуги - на 20-30%.


Отказавшись приехать на саммит ОДКБ и ЕврАзЭс, президент Белоруссии Александр Лукашенко накажет сам себя. Такое мнение высказал Кирилл Аверьянов-Минский, эксперт фонда "Народная дипломатия".

Известно, что сегодня в Санкт-Петербурге проходит встреча государств членов ЕАЭС и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Одна из ключевых задач этой встречи предполагает принятие нового таможенного кодекса. И, в связи с отсутствием на мероприятиях Лукашенко, подписание может не состояться.

Впрочем, как отметил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков , отсутствие Лукашенко не помешает обсуждать вопросы интеграции. "Все документы, которые сегодня будут подписываться, они ранее были полностью согласованы в ходе коллегии с нашими белорусскими партнерами. И подписанные документы далее просто будут направлены в Минск с тем, чтобы Александр Григорьевич смог их там подписать", - объяснил он. Тем не менее, определенная демонстративность в отсутствии белорусского лидера несомненна.

Почему он не приехал?

"Сложно влезть в голову Лукашенко. Стоит отметить, что сегодня должен был быть решающий для Белоруссии день, должна была состояться встреча Лукашенко с Путиным, на которой предполагалось решить вопросы, связанные с нефтегазовым спором. Это очень существенные для Минска переговоры.

С другой стороны, известно недовольство белорусского президента таможенным кодексом, который должен быть подписан сегодня. Так что с большой вероятностью можно утверждать, что он не хочет приезжать в Петербург не потому, что у него нет на это времени. Это вполне в духе политики Белоруссии, направленной на конфронтацию с Россией.

В Белоруссии были задержаны пророссийские активисты в начале декабря, была устроена кампания против Решетникова, главы РИСИ в связи с его высказываниями по поводу политики Минска. Так что антироссийский тренд несомненный.

Антироссийский тренд в Белоруссии

Но таким демаршем Лукашенко наказывает сам себя. Сегодня в Санкт-Петербурге должны были обсуждаться вопросы дотирования белорусской экономики. В Петербурге Лукашенко не хочет обсуждать эти вопросы, хотя они жизненно важны для него. Есть вероятность, что в Белоруссии рассчитывают на кредит от МВФ и считают, что Запад поможет, потому что вторым вариантом дотирования является помощь Запада и МВФ. Вполне вероятно, что он постарается выбить что-то из Запада.

Кроме того остается все-таки возможность того, что Лукашенко планирует использовать в свою пользу факт того что таможенный кодекс был подписан без его участия, если, конечно, такое подписание состоится. Потенциально это может стать козырем для неисполнения этих соглашений", - отмечает эксперт.

Напомним, что в понедельник, 26 декабря, в Санкт-Петербурге проходят саммиты с участием лидеров Армении, Казахстана, Киргизии и России. Помимо таможенного кодекса, в ходе мероприятия должно быть подписано несколько многосторонних документов, направленных на формирование единого евразийского рынка товаров и услуг.

Почему саммит ЕАЭС не оправдал ожиданий. Лукашенко не приехал в Петербург December 28th, 2016

Оригинал взят у sobiainnen в Почему саммит ЕАЭС не оправдал ожиданий. Лукашенко не приехал в Петербург


Рисунок. Такой должна быть Белорусская АЭС в Островце, если проект "Росатома" не будет торпедирован внешними и внутренними противниками единства евразийских союзников.

Оригинал взят у stanislav_05 в Почему саммит ЕАЭС не оправдал ожиданий.

Только три страны, присутствовавшие на саммите ЕАЭС, подписали Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Киргизия не поставила свою подпись под заявлением о развитии торговой политики союза, а Таможенный кодекс хоть и подписала, но не сразу. Белоруссия же вообще не приняла участие в заседании.

фото kremlin

Прокомментировать ситуацию Pravda.Ru попросила руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества, члена экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры Александра Собянина .

— С чем связаны проволочки?

— Мы все увидели неправильную подготовку с российской стороны. Потому что отсутствие Белоруссии на совместном саммите ОДКБ и Евразийского экономического союза - это вопиющий факт. Речь ведь шла о подписании кодекса. Вместо этого документа были подписаны проекты общих решений. Потому что какие могут быть решения без Белоруссии? Это намного серьезнее, чем отказ Киргизии.

Почему так случилось? Случился огромный дипломатический скандал в связи с жесточайшим выступлением директора российского Института стратегических исследований, генерал-лейтенанта Леонида Решетникова о том, что белорусы - это не нация, это часть русского народа, не существует белорусского языка, он создан искусственно и Белоруссия должна стать частью России. Это неприемлемо во всех смыслах в устах директора РИСИ, так как это ведущий научно-исследовательский и аналитический центр, учрежденный президентом Российской Федерации.

МИД Республики Беларусь дал официальную ноту, очень жесткую, но выдержанную по эмоциям. Это все вышло в СМИ, то есть волна была большая. Если бы на этом все остановилось, возможно, белорусы приехали бы. Но Решетников дал еще интервью, где продолжал упорствовать. А его слова для всех — позиция российского государства.

Это первый момент. Второй момент связан с тем, что евразийская интеграция в последний год очень сильно буксует и уходит в сторону пропаганды. Потому что российская сторона переиграла остальных на более эффективной бюрократии, что вызывает серьезное недовольство киргизов, казахов, белорусов, армян. Это фон крайне неблагоприятный.

А то, что с киргизами связано, там вопрос гораздо более мелкий, связанный с тем, что президент Киргизии сейчас под большим политическим давлением находится и регулярно делает противоречивые заявления, которые можно вполне истолковать и как антироссийские, и как антиевразийские. А потом делает ровно обратные действия. Мы с Киргизией имеем серьезную проблему по приостановке строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС из-за коррупции.

— В Киргизии приняли новую конституцию. Зачем? Киргизия одно из самых нестабильных государств в регионе. Почему киргизы никак не могут "устояться"?

— Я бы не сказал, что Киргизия - нестабильное государство. Чем мерить? Если мерить публичными революциями, то нестабильное. Если мерить устойчивостью государства, то Киргизия ничем не отличается от других республик. Ни одна революция в Киргизии не привела к каким-то колоссальным изменениям, скажем, внешнеполитического курса или экономических реалий.

Что, Киргизия слабее, чем Таджикистан? Нет. Или Киргизия разворачивается в сторону США и Китая? Тоже не так. Просто Атамбаев сейчас уходит, и ему хочется сохранить основное влияние через свою Социал-демократическую партию. Поэтому провели превращение суперпрезидентской республики в президентско-парламентскую, с очень большим влиянием парламента, чтобы он после ухода мог сохранять влияние. Но это вопросы частные, внутриполитические.

— Президент Казахстана предложил создать антикризисный совет ЕАЭС. В связи с чем? Какие вопросы первыми могут встать на повестку дня?

— В евразийском пространстве есть фонд стрессовых активов, и антикризисный фонд создавался уже года полтора. Просто страны даже с успешной экономикой, допустим, Белоруссия, в силу своего маленького масштаба, более уязвимы в отношении возможных атак на их экономики и финансовые системы.

А Казахстан в этом отношении самый уязвимый: именно Казахстан среди всех советских стран, включая Украину, Азербайджан, Грузию, имеет самый большой государственный долг по отношению к валовому продукту и в 2,5 раза больший корпоративный долг.

Имея формально очень устойчивую и очень благополучную экономику, Казахстан, в силу колоссальной зависимости от внешних кредитов и внешней конъюнктуры, является самым уязвимым. Поэтому именно Казахстан, больше Белоруссии, Киргизии или Армении, заинтересован в том, чтобы появился такой антикризисный инструмент, где экономическим и политическим гарантом выступала бы Россия. Интересам России это вполне соответствует.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков уже заявил, что подготовленные к саммитам документы все равно будут подписаны — и отсутствие главы Белоруссии на эту процедуру никак не повлияет.

«Действительно, наши белорусские коллеги сообщили, что Лукашенко не сможет принять участие в сегодняшних саммитах. Думаю, что нам было бы некорректно говорить о причинах. Это должна делать пресс-служба президента Белоруссии, — сказал он российским журналистам. — Де-факто это не помешает субстантивно обсуждать наши вопросы интеграции — все документы были ранее согласованы на коллегии, в том числе и с нашими белорусскими партнерами. Они будут направлены в Минск для подписания президентом Белоруссии».

Сам же Лукашенко, оставшись в Минске, провел совещание «По обеспечению безопасности граждан в период новогодних и рождественских праздников». Подразумевалось, что эту проблему силовые структуры сами решить никак не могут и что она настолько требует президентского вмешательства, что ради этого стоит пропустить саммиты ОДКБ и ЕАЭС (правда, праздники в стране уже вовсю идут, ведь в Белоруссии католическое Рождество — государственный праздник).

В президентской пресс-службе отмену визита никак не комментируют. Не удалось получить комментарии и в МИДе. А вот на тех мероприятиях, которые решил не посещать Лукашенко, принимаются принципиально важные решения. Так, на саммите ОДКБ сегодня должен был быть избран новый генеральный секретарь этого военного союза — глава Белоруссии вполне мог бы принять участие в этом процессе.

Однако для официального Минска еще важней была повестка саммита ЕАЭС, куда входят Армения, Белоруссия, Россия, Казахстан и Киргизия. Там планировалось одобрить общий для пяти стран-участниц Таможенный кодекс.

Именно этот документ, на принятии которого настаивала Москва, вызывал предельное недовольство Александра Лукашенко. Последний раз оно прозвучало 9 декабря, когда начальник Белоруссии потребовал от своих министров «обеспечить соблюдение национальных интересов Беларуси при принятии Таможенного кодекса Евразийского экономического союза».

«Этот документ должен быть абсолютно выверенным. И после его вступления в силу ни один гражданин Беларуси, и я в том числе, не должны задать вопрос правительству, которое прежде всего вырабатывало и согласовывало этот документ, что же мы имеем на самом деле и почему где-то стало хуже, чем было. Каким бы Таможенный кодекс ни был компромиссным, но ухудшать ту социально-экономическую ситуацию, которая существует в Беларуси, нам ни в коем случае нельзя.

Все должно быть продумано, выверено в министерствах, ведомствах, облисполкомах. Если нужно — в гор- и райисполкомах. Надо привлечь всех специалистов, вплоть до оппозиционно мыслящих, как мы их часто называем. Довести до них эти положения, до граждан нашей страны. Немедленно, чтобы они могли отреагировать и сказать, что нам выгодно, а что нет», — заявил Александр Лукашенко.

Также, по его словам, пока для Белоруссии от членства в ЕАЭС — одни убытки: «Результаты известны. Я уже не единожды об этом говорил. Падение товарооборота в союзе — около 40% в прошлом году, в этом году — около 15%. Вот результат».

Однако, по мнению экспертов «Газеты.Ru», в данном случае переплелись как многочисленные экономические конфликты между Минском и Москвой, так и неприязненные отношения между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко — во многом как раз этими конфликтами и вызванные.

«Последнее время Лукашенко сознательно накручивал ситуацию с Россией. Это видно по многим его высказываниям, в частности в отношении Данкверта. Ранее ему иногда удавалось таким способом переломить ситуацию в свою пользу. Теперь это не удалось. Судя по всему, ему не была обещана даже встреча тет-а-тет с Путиным, — говорит белорусский экономист и политик Лев Марголин. — Более того, нефтегазовый спор тоже обещают перевести в юридическую плоскость.

Я полагаю, что на ближайший период это будет российской тактикой: никакой политики, только споры хозяйствующих субъектов. И, соответственно, Путин будет демонстративно дистанцироваться от этих проблем. Что остается Лукашенко? Только демарши».

По мнению Марголина, Белоруссия все равно — раньше или позже — подпишет Таможенный кодекс и другие документы. Причина в том, что у России все еще достаточно средств воздействия на Белоруссию.

«Планируется уменьшить поставки нефти до 18 млн тонн. Но ведь это не предел. Несколько лет тому назад, во время одного из торговых конфликтов, Путин дал понять, что на внутренние потребности нашей стране достаточно 6 млн тонн», — говорит Лев Марголин.

При этом на экономическое давление со стороны России официальный Минск отвечает политическими и идеологическими действиями. С одной стороны, это демонстративное улучшение отношений с Евросоюзом, непризнание нового статуса Крыма и так далее. С другой — столь же демонстративное дистанцирование от «русского мира».

Последнее из событий этой цепочки имело место 22 декабря. Тогда в МИД Белоруссии был вызван советник-посланник посольства России Вадим Гусев.

МИД выразил протест в связи с высказываниями директора Федерального государственного научного бюджетного учреждения «Российский институт стратегических исследований» Леонида Решетникова, в которых он заявил, что белорусскому языку всего 90 лет, а Белоруссия — «историческая часть великой России».

«Ну смотрите: 22 ноября Путин и Лукашенко встречаются в Москве, пять часов ведут переговоры, но не договариваются ни до чего вообще. Даже нефтегазовый конфликт не разрешили. Лукашенко после этого явно был в бешенстве — по нему заметно было, — комментирует «Газете.Ru» последние события белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач. — А дальше следуют аресты «за антигосударственную деятельность» трех публицистов, писавших статьи для российских сайтов. А сайты очень разные...

Да и пропагандистская шумиха вокруг этого была раздута просто огромная. Такое недвусмысленное предупреждение всем, кого можно было бы назвать пророссийски мыслящим».